Синдром двигательных нарушений. Синдром двигательных нарушений у грудного ребенка Что такое сдн у новорожденных

  • Диагноз - ДЦП

    Доброго времени суток. Моей дочери 2 года 6 месяцев. Месяц назад нам поставили диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Роды были преждевременные на 31-32 неделе. Закричала сразу. Состояние при рождении тяжелое. На ИВЛ через 4 часа. Экстубирована на 2-е сутки. Вес при рождении 1900, рост 42. ОША - 7/7, 2-х кратное обвитие пуповины вокруг шеи. В течение первого года жизни наблюдающим неврологом ставился диагноз - Перинатальная энцефалопатия р-восстановительный период, гипертензионный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, мышечный тонус физиологически повышен. Затем к 6 месяцем добавился синдром пирамидной недостаточности в нижних конечностях. После 1 года диагноз - Последствия ПЭП, плоско-вальгусная установка стопы. Из лечения - Пантогам (курсом в возрасте 1 мес. , 11 мес.), Кортексин (3 ед. в/м №10 в возрасте 5 мес.), Электрофорез на шейный отдел в возрасте 4 мес., Электрофорез на поясн.отдел и на нижние конечности в возрасте 1 года 5 мес., Массаж общий и затем избирательный на нижние конечности, Вихревые ванны. По прививкам - мед.отвод до 6 мес., затем по щадящей методике (БЦЖ-М, АДС…). Головку стала удерживать в 3 месяца. Сидеть - в 8 месяцев. Стоять и ходить у опоры - в 11 месяцев. Самостоятельно пошла в 1 год 7 месяцев. В феврале 2016 года (возраст 2 года 2 месяца) обратились к другому неврологу. Поставили диагноз ПЭП резидуальный период, пирамидной недостаточности в форме легкого нижнего парапареза. Нам дали направление в реабилитационный центр для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В апреле 2016г. по путевке поехали на лечение в этот центр, где нам поставили диагноз - ДЦП, спастический парапарез, синдром двигательных нарушений. Дополнительно в обследовании - пирамидный тонус мышц в сгибателях, положительный рефлекс Бабинского, снижена пластичность. Из лечения - массаж общий с расслаблением сгибателей ног, ЛФК, тренажеры, Парафино-озокеритовые аппликации на нижние конечности, Электрофорез на шейный отдел, Мидокалм. После санаторно-курортного лечения невролог по месту жительства подтвердила диагноз - ДЦП, спастическая диплегия, синдром двигательных нарушений в форме нижнего парапареза 1 ст. по GMFCS. Назначила лечение - Витамин В12 по 200 в/м №10, Глиатилин 2,0 в/м №12, Физиолечение (прошли э/ф на поясничный отдел и нижние конечности). Дала направление на МСЭ, для оформления инвалидности. Дополнительно прошли Эхоэнцефалоскопическое обследование (24.05.2016г.) - заключение: смещение средних структур не выявлено. Косвенных признаков гидроцефального синдрома нет. А также ЭЭГ (25.05.2016г.) - заключение: зарегистрирована фокальная эпилептиформная активность в лобно-центральной области без признаков генерализации. Вот такая у нас картина… Из моих наблюдений и консультаций психологов и логопедов в плане развития - все в норме, соответствует возрасту. Говорит много и практически все, есть, конечно, нечеткости в произношении. Логически развита. Знает животных, цвета, геометрические фигуры… Как специалисту Вам виднее на сколько все сложно или наоборот… Что можете посоветовать? В плане лечения, реабилитации… Для меня, как не для специалиста, а просто мамы, видно то, что физически ребенок отстает в развитии - неустойчивая походка, ходит на полусогнутых ногах, часто падает, быстро устает. Сидит на полу ноги в положении буквы «W», постоянно сжаты пальцы на ногах (больше на правой). Бегает неуклюже. Есть страх идти самой по улице - просит чтобы я держала ее за руку. Еще вопрос - стоит ли нам делать МРТ? Невролог нас пока на это только настраивает. Что покажет нам картина этой процедуры? Насколько она срочна и необходима?

  • Анонимный вопрос 02-06-2016

    Гидроцефалия, кривошея, гипертонус

    Здравствуйте! Моему ребёнку 6,5 месяцев. Были у двоих врачей невропатологов. Первый невропатолог поставил диагноз: синдром двигательных нарушений, гидроцефалия, кривошея. И назначил лечение: агвантар, 0,5 мл. 1 раз в день 45 дней, циннаризин, 0,025 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, массаж. Второй специалист поставил диагноз: гидроцефалия в степени субкомпенсации, натальная травма шейного отдела спинного мозга в форме левостронней кривошеи. Назначил лечение: диакарб, 1/2 таблетки 1 раз в день 1 месяц, аспаркам 1/4 таблетки 2 раза в день 1 месяц, ортопедическую подушку, массаж. Кроме того, сказала, что циннаризин при гидроцефалии вообще противопоказан. Делали нейросонограмму: межполушарная щель расширена в теменных отделах - 5,2 мм, в лобных отделах - 4,5 мм, в затылочных отделах - 4,5 мм, субарахноидальное пространство справа - 5,0 мм, слева 4,5 мм, сделали заключение: эхопризнаки расширения наружного ликворосодержащего пространства 1 степени. Второй врач ещё сказала, что может быть подозрение на эпилепсию. У ребёнка наблюдаются следующие симптомы: очень сильный тонус, часто ручки и ножки зажаты, периодически выгибает туловище и запрокидывает головку, даже во сне, головку больше всего держит в правую сторону и переворачивается со спины на живот именно в эту сторону, что-то с правой ручкой, он, как бы, делает ей навязчивые движения, не зависящие от него, например, кормлю его, он начинает бить этой ручкой то по моей руке, то по своему животику, очень сильно, не всегда, но иногда не контролирует свои движения… Более- менее определённые звуки стал произносить в 3 месяца, врач сказала, что поздно.. Сейчас говорит звуки «ге», «ги», эй» и ещё что-то не совсем понятное, не сидит и попыток к этому не предпринимает, может только переворачиваться со спины на живот и только направо, ползает тоже как-то странно, не поднимая головы, а поднимаю попу.., когда лежит на животе на предплечья опираетсяхорошо… Подскажите, пожалуйста, по поводу этих лекарств, прочитала информацию, что это очень сильные препараты. Циннаризин вообще для детей от 12 лет.. А от диакарба могут быть сильные побочные эффекты, мне вот даже подсказали люди, которые его принимали, что диакарб выводит жидкость, а организм начнёт накапливать её в ещё большем количестве, чем было и спровоцирует сильное увеличение головы ребёнка. Что бы Вы порекомендовали? Я понимаю, конечно, что лекарства должен назначать лечащий врач, но, по крайней мере, выскажите свое мнение по поводу назначенного лечения и этих лекарств? Нужно ли мне обратиться к ещё одному специалисту? Имеются ли какие-нибудь аналоги этих лекарств и что вообще можете посоветовать? Нужны ли какие-либо ещё обследования? Заранее благодарна. С ув. Ольга

  • Необходимо ли пить таблетки??

    Добрый день. ситуация следующая. при прохождении УЗИ головного мозга малышу в 1 месяц было дано заключение- признаки кисты сосудистого сплетения справа диаметром 4 мм. На приеме у невролога лекарственные препараты не назначались, рекомендовано сделать УЗИ мозга в 3 месяца. В 3 месяца сделано повторное УЗи мозга. Заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После этого на приеме у невролога был поставлен диагноз -перинатальное поражение ЦНС гипоксически - ишемического генеза, восстановительный период, синдром двигательных нарушений, ГС в ст.компенсации. Рекомендовано: УЗИ ШОП, массаж общий, воротник Шанса, электрофорез с эуфиллином на ШОП, сироп Пантогам 10 % по1.5 мл. 2 раза в день, контроль УЗИ мозга через 2 месяца. Все рекомендации нами выполнены. В 5 месяцев сделано УЗИ мозга. заключение - эхопризнаки гипертензионно-гидроцефального синдрома,киста сосудистого сплетения справа диаметром 4.2 мм. После чего неврологом рекомендовано следующее лечение: принимать таблетки диакарб по 1\4 1 р\д, аспаркам по 1\5 2 р\д в течении 1 месяца по схеме 2 через 2 (2 дня принимать таблетки, 2 нет). Замечу, что все 3 раза были у разных неврологов. Хотелось бы узнать ваше мнение о необходимости приема диакарба и аспаркама, а также о правильности назначения данных препаратов.

    Двигательные расстройства непременно формируются практически в половине случаев, когда неонатальная гипоксически-ишемическая энцефалопатия (НГИЭ) средней степени тяжести переходит в период восстановления. При этому у 70% пациентов формируется задержка психомтороного развития, а в 30% развивается эпилепсия.

    Почему возникают двигательные расстройства?

    Двигательные расстройства связаны напрямую с онтогенетическими этапами развития двигательной коры.

    На сегодняшний день для двигательных расстройств (ДР) у малышей грудного возраста специально не разработаны стандарты и алгоритмы клинико-лабораторной диагностики. В этой статье мы приведём систематизированные данные, которые непосредственно касаются данной проблемы.

    Клиническая диагностика

    У детей грудного возраста особенностью двигательных расстройств является гипотонические изменения при центральных парезах. Самым ранним клиническим проявлением ДР является нарушение психомоторного развития. Таким образом, очень важно отследить историю моторных навыков, тщательно собрать анамнестические данные, проследить своевременность затухания врождённых рефлексов.

    Для начала нужно собрать перинатальный анамнез, который может быть связан с инфицированием во время беременности, с гипоксией, нарушениями токсико-метаболического характера. Обязательно узнать о проводимом ранее лечении и реабилитации, а также об её эффективности. В анамнезе стоит обратить внимание на данные шкалы Апгар (плохой прогностический признак, если цифры менее 5 баллов), ИВЛ в остром периоде на срок более двух суток, сатурация кислородом крови менее 40 мм. рт. ст., судороги, неонатальный шок, угнетение сознания, кома. Могут также быть полезны и некоторые соматические симптомы: микро- или макроцефалия, более 3 стигм у ребёнка, летаргические состояния, рвоты, ангиоматозы, необычные запахи, пигментные аномалии.

    При неэффективности терапии можно думать о дизгенезии мозга, хромосомном или генном синдроме. Прогрессирорвание двигательных расстройств способно подвести диагностику к роли нейрометаболического синдрома, как причины.

    Когда врач проводит осмотр маленького пациента, необходимо обращать внимание на:

    • Ограничение движения в конечностях, изменение мышечного тонуса, нарушения рефлекторной деятельности. Эти моменты являются первичными неврологическими признаками;
    • Нарушены движения глаз, появляется нистагм, нет фиксации взора. У доношенных детей сохраняются шейно-тонические и лабиринто-тонические рефлексы более 3 месяцев от рождения. Задерживаются цепные рефлексы. Эти симптомы называются вторичными критериями неврологической патологии;

    Двигательные расстройства в виде синдромов

    1. Гипотонический. Встречается наиболее часто у недоношенных детей, а также у пациентов с множественными инфарктами головного мозга. Этот синдром самостоятельно к полугоду трансформируется в спастический или атонически-астатический (объём движений снижен, сохранены минимальные моторные навыки, низкие рефлексы, мышечный тонус снижен);
    2. Спастический. Движения резко затруднены, тонус мышц повышен, мышечная сила снижена, клонус стоп, синкинезии и контрактуры, гиперрефлексия;
    3. Дистонический. Тонус мышц повышается при перемене положения тела. Это возникает из-за сохранения шейных-тонических и лабиринтных рефлексов. Часто протекает параллельно со спастическим синдромом;
    4. Гиперкинетический. Дистонии и атетоз, возникающие в возрасте 3-5 месяцев. Дебют связан с миелинизацией волокон стриарной системы. При двойном атетозе первое появление гиперкинезов наступает уже на первом месяце жизни;
    5. Восковая ригидность. Повышение тонуса мышц по пластическому типу, застывания в нефизиологичных позах, равномерное сопротивление при пассивных движениях, активные движения медленные.

    Помимо данных синдромов существуют декортикации, которые встречаются при тяжёлых НГИЭ:

    1. Опистотонус. Спастический тип повышения тонуса мышц. Спина и шея в момент опистотонуса резко разгибаются;
    2. Шейный радикулярный синдром. Возникает при родовой травме и проявляется ригидностью мышц затылка с лёгким приподниманием плеч и лопаток;
    3. Синдром «гибкого ребёнка», или «вялого ребёнка». Проявляется при спинальной амиотрофии, органических ацидуриях, родовой травме, аплазии мозжечка. Симптомами является разведение ног, рагибание рук, отсутствие флексорной реакции на разгибание руки. Если ребёнка взять в руки и поднять, голова и конечности свешиваются, как плети;
    4. Доброкачественные моторные феномены. При вертикализации ребёнка происходит развитие дистонической реакции стоп на опору. Длится реакция около 1-3 минут, после чего стопа выводится. Также сохраняется повышение флексорного тонуса сгибателей коленных и локтевых суставов до 4 месяцев жизни.

    Двигательные расстройства оцениваются проводят в соответствии с календарём критических сроков в 1,3,6,9 и 12 месяцы жизни. Существует стандарт психомоторных навыков, по которому и оценивается развитие ребёнка.

    Лёгкой степенью нарушения моторного развития считается отклонение от календаря не более чем на 3 месяца; от 3 месяцев до полугода является нарушением средней степени тяжести. Средняя степень тяжести бывает в основном у пациентов с лейкомаляцией, перенёсших менингит, генных синдромах, эпилепсии. Более 6 месяцев отставания в развитии переводит ребёнка в группу тяжёлых нарушении психомоторного развития (ПМР). Эта степень соответствует таким заболеваниям, как врождённый гипотиреоз, лейкодистрофия, нарушение обмена органических кислот, некротическая энцефалопатия, внутриутробный энцефалит.

    Лабораторно-инструментальная диагностика

    Существует несколько методов, которые разделяются на подметоды. Сначала поговорим о нейрофизиологических методах:

    • Электроэнцефалография (ЭЭГ) с картированием в зависимости от расположения. С помощью этого метода можно проследить за развитием ЭЭГ ритмов. Дельта-активность исчезает с 2-месячного возраста и в это же время появляются сонные веретена;
    • Для определения слуха у малыша используется метод вызова слуховых потенциалов;
    • Состояние зрительного анализатора помогают определить зрительные вызванные потенциалы;
    • Нарушения нервной проводимости в мышцах выявляется при проведении электронейромиографии.

    Из методов нейровизуализации основным является нейросонография, которая может выявить субкортикальный некроз, перивентрикулярную лейкомаляцию, грыжу спинного мозга. Помимо нейросонографии используется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография. С их помощью можно диагностировать аномалии развития структур головного мозга, проявления энцефалита.

    Лабораторные методики достаточно разнообразны:

    • Уремический аминокислотный тест на гистидинемию, фенилкетонурию, гипераланинемию, глицинемию, органические кислоты и т.д.;
    • Анализы на наличие внутриутробной инфекции, тесты лейкодистрофии, тиреоидные гормоны;
    • Цитогенетические исследования. Показаниями к даннойму методу являются дисморфии (наличие стигм более 3), микроцефалия, повторные мертворождения, отставание умственного развития.

    Двигательные расстройства и нарушения ПМР: лечебные мероприятия

    Для терапии применяются медикаментозные препараты и физиотерапевтические методы. Кинезотерапия зарекомендовала себя очень неплохо. Методика заключается в том, что в течение 21 дня у детей с гемипарезом по 6 часов производят пассивные движения в поражённых конечностях. В дополнению к данному способу добавляется массаж, сухой бассейн, лазеротерапия, лечебная гимнастика.

    В движении - жизнь. Это утверждение особенно справедливо в отношении маленьких детей. Ведь по состоянию их мышечного тонуса, тому, как он развивается, судят о развитии малыша. Двигательная активность новорожденного – один из важнейших факторов, определяющий его состояние здоровья.

    Но как быть, когда родители замечают, что у грудничка не достаточно развиты двигательные функции? А если на приеме у невропатолога они слышат диагноз «синдром двигательных нарушений» или сопутствующий ему – «перинатальное поражение центральной нервной системы» (ППЦНС)? Наша статья расскажет об этих диагнозах, особенностях их проявления, диагностике, и в каких случаях лечение будет наиболее эффективно.

    Клиническая картина

    Тело любого человека с рождения имеет мышечный тонус. Это определенное напряжение мышц, благодаря которому удерживается положение тела, его позы и, конечно же, осуществляются движения.

    В утробе матери мышцы ребеночка находятся в гипертонусе: кулочки сжаты, ножки и ручки подведены к телу, и это нормальное вынужденное положение. После рождения оно сохраняется приблизительно до 3-х месяцев, по прошествии которых тонус приходит в норму. На практике это означает, что мышцы не сильно напряжены, так что без труда можно раскрыть детскую ладошку, согнуть ножки и разогнуть их. О двигательных нарушениях говорят в таких ситуациях.

    Мышечный гипертонус

    Признак того, что из ЦНС поступает большое количество нервных импульсов. Мама обязательно должна показать малыша неврологу в следующих случаях:

    • в лежачем положении тело ребенка изгибается в виде дуги;
    • грудничку едва исполнился месяц, а он отлично удерживает головку;
    • после 3-х месяцев ребенок не раскрывает кисть, чтобы взяться за игрушку, всегда сжимает кулачки и прижимает их к туловищу;
    • голова повернута всегда в одну сторону;
    • если поставить кроху на ножки, опирается на носочки, а не на полную стопу;
    • переворачивается только через один бок;
    • в возрасте до года отдает предпочтение одной руке (груднички одинаково хорошо должны пользоваться как левой, так и правой рукой).

    При мышечном тонусе эффективен массаж

    При гипертонусе мышц у новорожденных неправильно формируются моторные навыки. После того, как ребенок учится ходить, могут возникнуть нарушения походки, осанки. И поскольку подобное состояние всего лишь симптом, указывающий на патологии ЦНС, он может спровоцировать развитие церебрального паралича (ДЦП).

    Мышечный гипотонус

    Возникает, когда количество поступающих из ЦНС импульсов к мышцам сильно снижено. Как следствие, снижается и напряжение мышц. Признаки подобного состояния следующие:

    • младенец вялый, производит немного движений ручками и ножками;
    • не может удержать игрушку в руке;
    • слабый крик;
    • малыш поздно начинает улыбаться;
    • так как затылочные мышцы слабые, долго не может удерживать головку в вертикальном положении, постоянно запрокидывая ее назад;
    • детей с гипертонусом мышц при попытке в 6-7 месяцев посадить шатает в стороны, им сложно удержать равновесие;
    • ребенок не ползает, не встает, не сидит в положенное время.


    Занятия на фитболе улучшают тонус мышц

    Синдром двигательных нарушений в виде мышечной слабости отрицательно влияет на осанку и позвоночник, часто случаются вывихи суставов. При тяжелой форме гипотонии ребенку сложно сосать грудь, самостоятельно жевать или глотать пищу. Длительное время отсутствует проявление речевых навыков.

    Мышечная дистония

    Состояние, при котором мышечный тонус переменчив: то наблюдается гипертония, то гипотония мышц. Или же одна группа мышц находится в напряжении, в то время как другая слишком расслаблена.

    Причины возникновения

    Часто у детей с выраженным синдромом двигательных расстройств в анамнезе есть патологии нервной системы, развившиеся во время внутриутробного формирования или в процессе родов. То есть мышечная дистония возникает вследствие поражения ЦНС (коротко перинатальное поражение нервной системы называют ППЦНС). Факторы, провоцирующие развитие патологии:

    1. Гипоксия - основная причина поражения головного мозга плода или новорожденного вследствие нарушения в нем кровоснабжения.
    2. , которые часто возникают при тазовом предлежании, большой массе плода, неправильном вставлении головки. Во всех этих случаях может развиться поражение спинного мозга.

    Как диагностируют болезнь

    Диагноз ставят неврологи после тщательного обследования. При этом учитывается перинатальный анамнез: были ли проявления гипоксии, токсико-метаболические нарушения, перенесенные инфекции; обращается внимание на .


    Нервно-психическое развитие оценивают по месяцам

    Обязательно малышу, имеющему незаросший родничок, назначают нейросонографию и допплер-исследование мозгового кровотока. В тяжелых случаях рекомендуют сделать МРТ или КТ головного мозга. У педиатров и неврологов есть таблицы с нормами развития моторных и психомоторных навыков по месяцам. На основании этой таблицы происходит оценочное сравнение достигнутых результатов.

    Лечение

    Методы восстановления, то есть лечение, будут зависеть от степени тяжести состояния малыша. Из медикаментов назначают лекарственные средства, снижающие нервно-мышечное проведение импульсов либо улучшающие его.

    Широко применяется лечение массажем, электрофорезом, физиотерапевтическими методами. Практикуют занятия на фитболе. Доктор рассказывает родителям, как организовать правильное питание. Некоторые упражнения мама может выполнять с ребенком дома, но только после того, как получит соответствующий инструктаж.

    Прогноз

    Последствия при ППЦНС могут быть самые разные, в зависимости от тяжести поражения нервной системы. В самых проблемных случаях развивается эпилепсия, умственная отсталость, сложности с ходьбой. При легких степенях ребенок может быть гиперактивным, испытывать сложности в обучении, ему тяжело концентрироваться и запоминать информацию. Возможны головные боли, метеочувствительность, проявления вегетососудистой дистонии.

    Синдром двигательных нарушений лечится настолько эффективно, насколько позволяет ему пораженная нервная система. Однако в большинстве случаев при установлении диагноза в поликлиниках и отсутствии стойкой гипоксии при родах мышечные дистонии приходят в норму к концу первого года жизни.

    Синдромы двигательных расстройств

    Двигательные нарушения у новорожденных и грудных детей принципиально отличаются от таковых у старших детей и взрослых. Поражение мозга на ранних стадиях онтогенеза вызывает в большинстве случаев генерализованные изменения, что крайне затрудняет топическую диагностику; чаще можно говорить лишь о преимущественном поражении тех пли иных отделов мозга.

    Очень трудна в этот возрастной период дифференциация пирамидных и экстрапирамидных нарушений. Основными характеристиками в диагностике двигательных нарушений на первом году жизни являются мышечный тонус и рефлекторвая активность. Симптоматология изменения мышечного тонуса может выглядеть различно в зависимости от возраста ребенка. Это особенно касается первого и второго возрастных периодов (до 3 мес), когда у ребенка выражена физиологическая гипертония.

    Изменения мышечного тонуса проявляются мышечной гипотонией, дистонией и гипертонией. Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония - один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, хромосомных синдромах, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием. В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогреднентный характер.

    Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

    Если синдром мышечной гипотонии нерезко выражен и не сочетается с другими неврологическими нарушениями, он либо не оказывает влияния на возрастное развитие ребенка, либо вызывает запаздывание моторного развития, чаще во втором полугодии жизни. Отставание идет неравномерно, задерживаются более сложные двигательные функции, требующие для своего осуществления согласованной деятельности многих мышечных групп. Так, посаженный ребенок 9 мес сидит, а самостоятельно сесть не может. Такие дети позже начинают ходить, и период хождения с поддержкой задер-живается надолго.

    Мышечная гипотония может быть ограничена одной конечностью (акушерский парез руки, травматический парез ноги). В этих случаях задержка будет парциальной.

    Ярко выраженный синдром мышечной гипотонии оказывает существенное влияние на задержку моторного развития. Так, двигательные навыки при врожденной форме спинальной амиотрофии Верднига - Гоффманна у ребенка 9-10 мес могут соответствовать возрасту 2-3 мес. Задержка моторного развития, в свою очередь, становится причиной особенностей формирования психических функций. Например, отсутствие возможности произвольного захвата предмета приводит к недоразвитию зрительно-моторной координации, манипулятивной деятельности. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития, определяемой гипотонией как таковой. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. При судорогах, врожденном или рано приобретенном слабоумии не столько гипотония, сколько задержанное психическое развитие является причиной отставания двигательного развития.

    Синдром двигательных расстройств у детей первого года жизни может сопровождаться мышечной дистонией (состояние, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией). В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Такие состояния называют "дистоническими атаками". Наиболее часто мышечную дистонию наблюдают у детей, перенесших гемолитическую болезнь в результате резус- или АВО-несовместимости. Выраженный синдром мышечной дистонии практически делает невозможным развитие у ребенка выпрямляющих рефлексов туловища и реакций равновесия из-за постоянно меняющегося мышечного тонуса. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

    Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности, повышением сухожильных рефлексов, расширением их зоны, клонусами стоп. Повышение мышечного тонуса может превалировать во флексорных или экстензорных группах мышц, в приводящих мышцах бедер, что выражается в определенной специфике клинической картины, однако является лишь относительным критерием для топической диагностики у детей раннего возраста. В связи с незаконченностью процессов миелинизации симптомы Бабинского, Оппенгейма, Гордона и др. нельзя считать всегда патологическими. В норме они выражены нерезко, непостоянны и по мере развития ребенка ослабевают, но при повышении мышечного тонуса становятся яркими и не имеют тенденции к угасанию.

    Выраженность синдрома мышечной гипертонии может варьировать от легкого повышения сопротивления пассивным движениям до полной скованности (поза децеребрационной ригидности), когда практически невозможны какие-либо движения. В этих случаях даже мышечные релаксанты не в состоянии вызвать мышечное расслабление, а тем более пассивные движения. Если синдром мышечной гипертонии выражен нерезко, не сочетается с патологическими тоническими рефлексами и другими неврологическими нарушениями, его влияние на развитие статических и локомоторных функций может проявиться в их легкой задержке на различных этапах первого года жизни. В зависимости от того, в каких мышечных группах больше повышен тонус, будет запаздывать дифференциация и окончательное закрепление определенных двигательных навыков. Так, при повышении мышечного тонуса в руках отмечают задержку развития направления рук к объекту, захвата игрушки, манипулирования предметами и т. д. Особенно нарушается развитие хватательной способности рук. Наряду с тем что ребенок позже начинает брать игрушку, у него длительное время сохраняется ульнарный захват, или захват всей кистью. Захват пальцами (пинцетный захват) формируется медленно, а иногда требует дополнительной стимуляции. Может задерживаться развитие защитной функции рук, тогда запаздывают соответственно и реакции равновесия в положении на животе, сидя, стоя и при ходьбе.

    При повышении мышечного тонуса в ногах задерживается становление опорной реакции ног и самостоятельного стояния. Дети неохотно встают на ноги, предпочитают ползать, на опоре становятся на пальчики.

    Мозжечковые нарушения у детей первого года жизни могут быть следствием недоразвития мозжечка, поражения его в результате асфиксии и родовой травмы, в редких случаях - как результат наследственной дегенерации. Они характеризуются снижением мышечного тонуса, нарушением координации при движениях рук, расстройством реакций равновесия при попытках овладеть навыками сидения, вставания, стояния и ходьбы. Собственно мозжечковые симптомы - интенционный тремор, нарушение координации, атаксию можно выявить лишь после развития произвольной двига тельной активности ребенка. Заподозрить расстройства кс ординации можно, наблюдая за тем, как ребенок тянется игрушке, захватывает ее, подносит ко рту, сидит, стоит, ходит.

    Дети грудного возраста с нарушением координации при попытке захватить игрушку делают много лишних движений это особенно становится выраженным в положении сидя. Навыки самостоятельного сидения развиваются поздно, к 10-11 мес. Иногда и в этом возрасте детям трудно сохранить равновесие, они его теряют при попытке повернуться в сторону, взять предмет. Из-за боязни упасть ребенок долго не манипулирует предметами двумя руками; ходить начинает уже после года, часто падает. Некоторые дети с нарушение ем реакций равновесия предпочитают ползать, в то время когда они уже должны ходить самостоятельно. Реже при мозжечковом синдроме у детей первого года жизни можно наблюдать горизонтальный нистагм и речевые нарушения как ранний признак мозжечковой дизартрии. Наличие нистагма и частое сочетание мозжечкового синдрома с другими нарушениями черепно-мозговой иннервации может придавать определенную специфику задержке развития в виде более выраженного запаздывания функции фиксации взора и прослеживания, зрительно-моторной координации, нарушения пространственной ориентации. Дизартрические расстройства особенно влияют на развитие навыков экспрессивной речи.

    Наиболее частой формой двигательных нарушений у детей первого года жизни является синдром детского церебрального паралича (ДЦП). Клинические проявления этого синдрома зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные релексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка).

    Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).

    Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, необходимо рассмотреть влияние тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.

    Тонический лабиринтный рефлекс. Дети с выраженным тоническим лабиринтным рефлексом в положении на спине не могут наклонить голову, вытянуть руки вперед, чтобы поднести их ко рту, захватить предмет, а позднее схватиться, подтянуться и сесть. У них отсутствуют предпосылки для развития фиксации и свободного прослеживания предмета во всех направлениях, не развивается оптический выпрямляющий рефлекс на голову, движения головы не могут следовать свободно за движением глаз. Нарушается развитие зрительно-моторной координации. У таких детей затруднен поворот со спины набок, а затем на живот. В тяжелых случаях даже к концу первого года жизни поворот со спины на живот осуществляется только "блоком", т. е. отсутствует торсия между тазом и верхней частью туловища. Если ребенок не может наклонить голову в положении на спине, повернуться на живот с торсией, у него отсутствуют предпосылки для развития функции сидения. Выраженность тонического лабиринтного рефлекса находится в прямой зависимости от степени повышения мышечного тонуса.

    При выраженности тонического лабиринтного рефлекса в положении на животе в результате повышения флексорного тонуса голова и шея согнуты, плечи выдвинуты вперед и вниз, согнутые во всех суставах руки находятся под грудной клеткой, кисти сжаты в кулаки, таз приподнят. В таком положении ребенок не может поднять голову, повернуть ее в стороны, высвободить руки из-под грудной клетки и oneреться на них для поддержки верхней части туловища, согнуть ноги и встать на колени. Затруднен поворот с живота^ на спину для присаживания. Постепенно согнутая спина приводит к развитию кифоза в грудном отделе позвоночника. Эта поза препятствует развитию цепных выпрямляющих рефлексов в положении на животе и приобретению ребенком вертикального положения, а также исключает возмож-ность сенсорно-моторного развития и голосовых реакций.

    Влияние тонического лабиринтного рефлекса в определенной мере зависит от первоначального типа спастичности. В отдельных случаях экстензорная спастичность настолько сильна, что может быть выражена и в положении на животе. Поэтому дети, лежащие на животе, вместо сгибания разгибают голову, запрокидывают ее назад, приподнимают верхнюю часть туловища. Несмотря на разгибательное положение головы, мышечный тонус в сгибателях рук остается повышенным, руки не создают опору для туловища, и ребенок падает на спину.

    Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР)- один из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, АШТР возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. АШТР более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя.

    АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной сторо-не; в результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея. сколиоз позвоночника.

    Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания.

    АШТР нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние АШТР на "затылочную" ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

    Симметричный шейный тонический рефлекс. При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенок с повышенным флексорным тонусом в руках и туловище, поставленный на колени, не сможет разогнуть руки и опереться на них, чтобы поддержать массу своего тела. В таком положении голова наклоняется, плечи втягиваются, руки приводятся, сгибаются в локтевых суставах, кисти сжимаются в кулаки. В результате влияния симметричного шейного тонического рефлекса в положении на животе у ребенка резко повышается мышечный тонус в разгибателях ног, так что их трудно согнуть в тазобедренных и коленных суставах и поставить его на колени. Это положение можно ликвидировать, если пассивно поднять голову ребенка, взяв его за подбородок.

    При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса ребенку трудно сохранить контроль головы, а соответственно и удержаться в положении сидя. Поднятие головы в положении сидя усиливает разгибательный тонус в руках, и ребенок падает назад; опускание головы усиливает сгибательный тонус в руках и ребенок падает вперед. Изо-лированное влияние симметричных шейных тонических реф-лексов на мышечный тонус редко удается выявить, так как они в большинстве случаев сочетаются с АШТР.

    Наряду с тоническими шейными и лабиринтным рефлексами в патогенезе двигательных нарушений у детей с церебральными параличами важную роль играют положительная поддерживающая реакция и содружественные движения (синкинезии).

    Положительная поддерживающая реакция. Влияние положительной поддерживающей реакции на движения проявляется в нарастании экстензорного тонуса в ногах при соприкосновении ног с опорой. Поскольку при стоянии и ходьбе дети с церебральными параличами всегда вначале касаются опоры подушечками стоп, эта реакция постоянно поддерживается и стимулируется. Происходит фиксация всех суставов ног. Ригидные конечности могут удерживать массу тела ребенка, но они значительно затрудняют выработку реакций равновесия, для которых необходима подвижность суставов и тонкая регуляция постоянно реципрокно меняющегося статического состояния мышц.

    Содружественные реакции (синкинезии). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (т. е. выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и т. д.). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемкплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникнове-ние содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот). При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Ес-ли мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенден-ции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП.При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

    У детей, перенесших гемолитическую болезнь новорожденных, тонические рефлексы появляются внезапно, приводя к повышению мышечного тонуса - дистоническая атака. При гиперкинетической форме церебрального паралича развитие произвольной моторики наряду с указанными механизмами затруднено из-за наличия непроизвольных, насильственных движений - гиперкинезов. Следует, однако, отметить, что у детей первого года жизни гиперкинезы выражены незначительно. Они становятся более заметными на втором году жизни. При атонически-астатической форме церебрального паралича больше страдают реакции равновесия, координации и статические функции. Тонические рефлексы можно на-блюдать лишь эпизодически.

    Сухожильные и периостальные рефлексы при церебральном параличе высокие, однако из-за мышечной гипертонии они часто вызываются с трудом.

    Двигательная патология в сочетании с сенсорной недостаточностью приводит также к нарушению речевого и психического развития [Мастюкова Е. М., 1973, 1975]. Тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению тонуса мышц в корне языка, что затрудняет формирование произвольных голосовых реакций. При выраженном АШТР тонус в артикуляционных мышцах повышается асимметрично, больше на стороне "затылочных конечностей". Положение языка в полости рта при этом также часто асимметричное, что нарушает произнесение звуков. Выраженность симметричного шейного тонического рефлекса создает неблагоприятные условия для дыхания, произвольного открывания рта, движения языка вперед. Этот рефлекс вызывает повышение тонуса в спинке языка, кончик языка фиксирован, плохо выражен и часто имеет форму лодочки.

    Нарушения артикуляционного аппарата затрудняют формирование голосовой активности и звукопроизносительной oстороны речи. Крик у таких детей тихий, мало модулированный, часто с носовым оттенком или в виде отдельных всхли-пываний, которые ребенок производит в момент вдоха. Расстройство рефлекторной деятельности артикуляционной мускулатуры является причиной позднего появления гуления, лепета, первых слов. Гуление и лепет характеризуются фрагментарностью, малой голосовой активностью, бедностью звуковых комплексов. В тяжелых случаях истинное протяжное гуление и лепет могут отсутствовать.

    Во втором полугодии, когда происходит активное развитие сочетанных руко-ротовых реакций, могут появиться оральные синкинезии - непроизвольное открывание рта при движениях рук. Ребенок при этом очень широко открывает рот, появляется насильственная улыбка. Оральные синкинезии и чрезмерная выраженность безусловного сосательного рефлекса также препятствуют развитию произвольной деятельности мимической и артикуляционной мускулатуры.

    Таким образом, речевые нарушения у детей раннего воз-раста, страдающих церебральным параличом, проявляются задержкой формирования моторной речи в сочетании с раз-личными формами дизартрии (псевдобульбарная, мозжечковая, экстрапирамидная). Тяжесть речевых нарушений зависит от времени поражения мозга в процессе онтогенеза н преимущественной локализации патологического процесса. Психические нарушения при церебральных параличах обусловлены как первичным поражением мозга, так и вторичной задержкой его развития в результате недоразвития двигательных речевых и сенсорных функций. Парезы глазодвигательных нервов, задержка формирования статических и локомоторных функций способствуют ограничению полей зрения, что обедняет процесс восприятия окружающего мира и приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов. Нормальному психическому развитию ребенка способствует деятельность, в результате которой происходит накопление знаний об окружающей среде и формирование обобщающей функции мозга. Парезы и параличи ограничивают манипуляцию с предметами, затрудняют их восприятие на ощупь. В сочетании с недоразвитием зрительно-моторной координации отсутствие предметных действий препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. В нарушении познавательной деятельности важную роль играют и речевые расстройства, которые затрудняют развитие контакта с окружающим.

    Недостаточность практического опыта может быть одной из причин расстройств высших корковых функций в более старшем возрасте, особенно несформированности пространственных представлений. Нарушение коммуникативных свя-зей с окружающим, невозможность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность также способст-вуют задержке психического развития. Мышечная гипертония, тонические рефлексы, речевые и психические расстройства при ДЦП могут быть выражены в различной степени. В тяжелых случаях мышечная гипертония развивается в первые месяцы жизни и, сочетаясь с тоническими рефлексами, способствует формированию различных патологических поз. По мере развития ребенка становится более отчетливой задержка возрастного психомоторного развития.

    В случаях средней тяжести и легких неврологическая симптоматика и задержка становления возрастных психомоторных навыков не так резко выражены. У ребенка постепенно формируются ценные симметричные рефлексы. Двигательные навыки, несмотря на их позднее становление и неполноценность, все-таки дают возможность ребенку адаптироваться к своему дефекту, особенно если руки поражены легко. У таких детей развиваются контроль головы, функция захвата предмета, зрительно-моторная координация, повороты туловища. Несколько труднее и длительнее овладевают дети навыками самостоятельно сидеть, стоять и ходить, сохраняя равновесие. Диапазон двигательных, речевых и психических нарушений у детей первого года жизни с церебральным параличом может колебаться в широких преде-лах. Он может касаться как всех функциональных систем, составляющих ядро детского церебрального паралича, так и отдельных его элементов. Синдром ДЦП сочетается обычно с другими неврологическими синдромами: поражения черепных нервов, гипертензионно-гидроцефальным, церебрастеническим, судорожным, вегетативно-висцеральных дисфункций.

    Часто в медицинских картах новорожденных детей можно увидеть пугающую молодых матерей аббревиатуру ПЭП. Сам термин «перинатальная энцефалопатия» был предложен в 1976 году и происходит от четырех греческих слов: приставки «peri» - расположенный около, при чем-либо, «natus» - рождение, «pathos» - болезнь и «enkefalos» - головной мозг.

    Перинатальным периодом называется время с 28 недели беременности и до седьмого дня после рождения (до 28 дня у недоношенных детей), а энцефалопатия – термин, который обозначает различные патологии мозга.

    Таким образом, ПЭП – некий собирательный диагноз для обозначения неврологических нарушений у новорожденных детей, причем конкретные симптомы, причины и тяжесть этого состояния могут быть различными.

    В международной классификации существуют различные виды энцефалопатии, их наименования указывают на причину появления заболевания (например, гипоксическая или диабетическая энцефалопатия), но перинатальной формы нет, так как этот термин указывает лишь на временной интервал появления нарушений.

    В последние годы отечественные детские неврологи тоже все чаще используют другие диагнозы, например, перинатальная асфиксия и гипоксически-ишемическая энцефалопатия.

    На внутриутробное развитие мозга и нервной системы в целом влияют различные неблагоприятные факторы, в частности здоровье матери и состояние окружающей среды.

    Осложнения могут возникнуть и во время родов.

    1. Гипоксия. Когда ребенку в утробе или в процессе родов не хватает кислорода, страдают все системы организма, но прежде всего головной мозг. Причиной гипоксии могут быть хронические заболевания матери, инфекции, несовместимость по группе крови или резус-фактору, возраст, вредные привычки, многоводие, пороки развития, неблагополучно протекающая беременность, неудачные роды и многие другие.
    2. Родовая травма, вызывающая гипоксические или механические травмы (переломы, деформации, кровоизлияния). Вызвать травму могут: слабая родовая деятельность, быстрые роды, неудачное положение плода или ошибка акушера.
    3. Токсические поражения. Эта группа причин связана с вредными привычками и приемом во время беременности токсических веществ (алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства), а также с влиянием окружающей среды (радиация, промышленные отходы в воздухе и воде, соли тяжелых металлов).
    4. Инфекции матери – острые и хронические. Наибольшую опасность представляет заражение женщины во время вынашивания ребенка, так как в этом случае риск инфицирования плода очень высок. К примеру, токсоплазмоз, герпес, краснуха, сифилис редко вызывают у плода симптомы инфекционного заболевания, но являются причиной серьезных нарушений в развитии головного мозга и других органов.
    5. Нарушения развития и обмена веществ. Это могут быть врожденные заболевания как матери, так и ребенка, недоношенность плода, пороки развития. Часто причиной ПЭП является тяжелый на первых месяцах беременности или гестоз на последних.

    Приведенные факторы могут вызвать различные виды заболевания. Чаще всего встречаются следующие:

    • геморрагическая форма, вызываемая кровоизлияниями в мозг;
    • ишемическая, причиной которой являются проблемы с кровоснабжением и обеспечением тканей мозга кислородом;
    • дисметаболическая – это патология обмена веществ в тканях.


    Симптомы и прогнозы

    Сразу после рождения самочувствие ребенка оценивается по десятибалльной шкале Апгар, которая берет в расчет сердцебиение, показатели дыхания, мышечный тонус, цвет кожи, рефлексы. Оценки 8/9 и 7/8 получают здоровые новорожденные без признаков перинатальной энцефалопатии.

    Согласно исследованиям, тяжесть и прогноз заболевания можно соотнести с полученными баллами:

    • 6–7 баллов – легкая степень нарушений, в 96–100% случаев восстановление без необходимости медикаментозного лечения и без дальнейших последствий;
    • 4–5 баллов – средняя степень, в 20–30% случаях приводит к патологиям работы нервной системы;
    • 0–3 балла – тяжелая степень, чаще всего приводит к серьезным нарушениям функционирования головного мозга.

    Медики выделяют три стадии энцефалопатии – острая (в течение первого месяца жизни), восстановительная (до полугода), поздняя восстановительная (до 2 лет) и период остаточных явлений.

    Неонатологи и акушеры говорят об энцефалопатии при наличии у ребенка в возрасте до месяца следующих синдромов:

    1. Сидром угнетения нервной системы. Характеризуется вялостью, снижением мышечного тонуса, рефлексов, сознания. Встречается у детей со средней степенью тяжести заболевания.
    2. Коматозный синдром. Ребенок вялый, иногда до такой степени, что отсутствует двигательная активность. Заторможены сердечная деятельность, дыхание. Основные рефлексы (поисковый, сосательный, глотательный) отсутствуют. Этот синдром возникает вследствие кровоизлияния, асфиксии при родах или отека мозга и приводит к необходимости помещения ребенка в реанимацию с подключением аппарата искусственного дыхания.
    3. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Беспокойство, вздрагивания, беспричинный частый плач, похожий на истерический, плохой сон, рук и ног. У недоношенных детей чаще происходят судороги, например, при высокой температуре, вплоть до развития . Этот синдром наблюдается при легких формах ПЭП.
    4. Судорожный синдром. Немотивированные приступообразные движения головы и конечностей, напряжение рук и ног, вздрагивания, подергивания.
    5. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. Характеризуется ростом количества спинномозговой жидкости и увеличением внутричерепного давления. При этом окружность головы растет быстрее нормы (больше 1 см еженедельно), размеры большого родничка также не соответствуют возрасту. Сон ребенка становится беспокойным, отмечается монотонный длительный плач, срыгивания, запрокидывание головы и выбухание родничка, а также характерное дрожание глазных яблок.

    Во время восстановительного периода перинатальная энцефалопатия сопровождается симптомами:

    1. Судорожный синдром.
    2. Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
    3. Синдром вегето-висцеральных изменений. У ребенка вследствие патологического функционирования вегетативной нервной системы наблюдаются задержка прибавки веса, срыгивания, нарушения ритма дыхания и терморегуляции, изменение работы желудка и кишечника, «мраморность» кожи.
    4. Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
    5. Синдром двигательных нарушений. В норме у ребенка до месяца конечности полусогнутые, но легко разгибаются, а затем сразу возвращаются в исходное положение. Если мышцы вялые или напряженные настолько, что невозможно разогнуть ноги и руки, то причиной является пониженный или повышенный тонус. Кроме того, движения конечностей должны быть симметричными. Все это препятствует нормальной двигательной активности и целенаправленным движениям.
    6. Синдром задержки психомоторного развития. Ребенок позже нормы начинает поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ходить, улыбаться и так далее.

    Порядка 20–30% детей, которым поставили диагноз ПЭП, выздоравливают полностью, в остальных случаях развиваются осложнения, зависящие от тяжести заболевания, полноты и своевременности лечения.

    Перинатальная энцефалопатия может привести к следующим последствиям:

    • синдром и дефицита внимания;
    • задержка речи и психического становления, мозговая дисфункция;
    • эпилепсия;
    • ДЦП (детский церебральный паралич);
    • олигофрения;
    • прогрессирующая гидроцефалия;
    • вегетососудистая дистония.

    Диагностика

    Перинатальная энцефалопатия диагностируется педиатром и детским неврологом исходя из данных осмотра, анализов и обследований ребенка, а также информации о беременности, родах и здоровье матери.

    Самыми эффективными и современными методами диагностики являются следующие:

    1. Нейросонография (НСГ) – ультразвуковое обследование мозга через родничок для выявления внутричерепных повреждений и состояния тканей мозга.
    2. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) – регистрирует электрические потенциалы мозга и представляет особую ценность при диагностике ПЭП с судорожным синдромом. Также с помощью этого метода можно установить асимметричность полушарий мозга и степень задержки их развития.
    3. Допплерография для оценки кровотока в тканях мозга и шеи, сужения или закупорки сосудов.
    4. Видеомониторинг. Видеозапись используется для установления спонтанных движений.
    5. Электронейромиография (ЭНМГ) – электрическая стимуляция нерва для установления нарушения взаимодействия нервов и мышц.
    6. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), основанная на введение в организм радиоактивного индикатора, который накапливается в тканях с наиболее интенсивным обменом веществ. Он применяется для оценки метаболизма и кровотока в различных отделах и тканях мозга.
    7. Магнитно-резонансная томография (МРТ) – исследование внутренних органов с помощью магнитных полей.
    8. Компьютерная томография (КТ) – серия рентгенологических снимков для создания цельной картины всех тканей мозга. Это исследование дает возможность уточнить гипоксические нарушения, недостаточно четко выявленных при НСГ.

    Для диагностики наиболее информативны и чаще всего используются НСГ и ЭЭГ. В обязательном порядке ребенок должен быть отправлен к окулисту для обследования глазного дна, состояния зрительных нервов и установления врожденных нарушений.

    Стоит заметить, что, по разным данным, в России перинатальная энцефалопатия диагностируется у 30–70% новорожденных, тогда как согласно зарубежным исследованиям только около 5% детей действительно страдают этим заболеванием. Налицо гипердиагностика.

    Причинами этого могут быть несоблюдение стандартов осмотра (например, диагностика повышенной возбудимости у ребенка, осматриваемого в холодном помещении незнакомыми людьми), отнесение к патологии преходящих явлений (например, вскидывание конечностей) или обычных сигналов о потребностях (плач).

    Лечение

    Центральная нервная система новорожденных пластична, способна к развитию и восстановлению, поэтому лечение энцефалопатии необходимо начинать как можно раньше. Оно зависит от тяжести заболевания и конкретных симптомов.

    Если нарушения работы мозга выражены слабо или умеренно, ребенок остается на домашнем лечении. В этом случае используются:

    • индивидуальный режим, спокойная обстановка в доме, сбалансированное питание, отсутствие стрессов;
    • помощь коррекционных педагогов, психологов, логопедов при алалии и дизартрии
    • массаж и лечебная физкультура для нормализации тонуса, развития моторных функций и координации движений
    • физиотерапия;
    • фитотерапия (различные седативные сборы и травы для нормализации водно-солевого обмена).

    При выраженных двигательных, нервных нарушениях, задержке развития ребенка и прочих синдромах ПЭП применяются лекарства. Врач назначает препараты, а также прочие методы лечения, исходя из проявлений заболевания:

    1. При двигательных нарушениях чаще всего назначают дибазол и галантамин. При повышенном тонусе мышц - Баклофен и Мидокалм для его снижения. Эти препараты вводятся в организм, в том числе, и с помощью электрофореза. Также применяются массаж, специальные упражнения, физиотерапия.
    2. Если ПЭП сопровождается судорожным синдромом, врачом назначаются антиконвульсивные препараты. При судорогах физиотерапия и массаж противопоказаны.
    3. Задержка психомоторного развития – повод для назначения препаратов для стимуляции деятельности мозга, усиление кровообращения в нем. Это Актовегин, Пантогам, Ноотропил и прочие.
    4. При гипертензионно-гидроцефальном синдроме применяют фитотерапию, а в тяжелых случаях – Диакарб для ускорения оттока ликвора. Иногда удаляют часть спинномозговой жидкости через прокол родничка.

    Для лечения ПЭП любой степени тяжести назначаются витамины группы В, так как они необходимы для нормального развития и функционирования нервной системы. Во многих случаях могут быть рекомендованы плавание, ванны с солью или травяными сборами, остеопатия.

    Перинатальная энцефалопатия – один из самых частых диагнозов детских неврологов. Это обусловлено тем, что ПЭП – собирательный термин, обозначающий нарушения работы мозга ребенка в перинатальном периоде, имеющие различные причины, включающие здоровье матери, протекание беременности, отсутствие врожденных заболеваний, осложнения при родах, экологию и прочие обстоятельства.

    Симптомы могут быть различными, касающимися нарушений работы нервов, мышц, внутренних органов, обмена веществ, поэтому для точной диагностики врач должен не только осмотреть ребенка, но и собрать весь анамнез, касающийся здоровья матери и отца, осложнений при беременности, родовой деятельности, а также назначить дополнительные обследования.