Начинает развиваться в возрасте. Возрастные периоды жизни человека

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я-образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.

Многообразные как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.

В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.

Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.

В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.

В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл. В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино. Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания. Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала. Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития. Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос «почему?» Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям. Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.

Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям. Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий. Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.

Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности. Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой. Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.

В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.

Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.

Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления. Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж. Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.

Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.

Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения. Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями. Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.

Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.

В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты. Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы. Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования. Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах. Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.

Развитие личности включает в себя формирование устойчивого образа «Я» — всеобщего представления о себе. Молодые люди начинают осознавать собственные качества и совокупность самооценок, размышлять о том, кем они могут стать, каковы их перспективы и возможности, что сделали и смогут сделать в жизни.

Внешность, и для девушек, и для юношей имеет важное значение — рост, состояние кожи — появление угрей, прыщей воспринимается остро. Значимой проблемой является вес — зачастую девушки, реже юноши, прибегают к разным диетам, решительно противопоказанные в юности, потому как наносят значительный вред формирующемуся организму. Активно занимаясь спортом юноши наращивают мускулы, а девушки, стремясь обладать изящной фигурой, «подгоняют» ее под эталон красоты, который усиленно навязывают СМИ и реклама.

Свойства человека как индивида осознаются и формируются ранее личностных, потому соотношение морально-психологических компонентов «Я» и «телесных» различается в юности. Внешность, строение собственного тела молодые люди сравнивают с особенностями развития сверстников, переживают по поводу собственной «неполноценности», обнаружив у себя недостатки. В большинстве случаев, в юности, эталон красоты нереалистичен и завышен, потому данные переживания зачастую беспочвенны.

С возрастом, озабоченность собственной внешностью исчезает, человек приобретает большую уверенность в себе. Важность приобретают моральные и волевые качества, отношения с окружающими, умственные способности.

В период юношеского возраста осуществляются изменения во всеобщем восприятии образа «Я», что находит свое отражение в следующих обстоятельствах.

  1. Со временем изменяются когнитивная сложность, разделение элементов образа «Я».
  2. Активизируется интегральная тенденциозность, которой обусловлены целостность образа «Я», внутренняя последовательность.
  3. Со временем изменяется устойчивость образа «Я». Описывая себя, взрослые последовательнее, чем дети, подростки, юноши.
  4. Осуществляются изменения в отчетливости, конкретизации, степени значимости образа «Я».

Психические процессы, связанные с определением будущей профессиональной деятельности

В период юношеского возраста осуществляется профессиональное, личностное самоопределение. Сообразно понятию И.С. Кона, самоопределение профессиональное подразделяют на некоторое количество ступеней.

  1. Детская игра. Примеряя на себя игровую роль представителя разнообразных профессий, ребенок «проигрывает» какие-либо элементы поведения, связанного с ними.
  2. Фантазия подростковая. Ребенок подросткового возраста воображает себя в роли заинтересовавшей его профессии.
  3. Ориентировочный выбор профессии. При рассматривании специальностей молодежь руководствуется на первых порах своими интересами — «Мне интересна математика. Буду учителем математики», потом способностями — «Я хорошо осваиваю иностранный язык. Стану переводчиком», а затем системой ценностей — «Хочу творческую работу».
  4. Практическое принятие решения. Осуществляется конкретно выбор специальности, включающий в себя составляющие: выбор определенной профессии и определение уровня квалификации труда, продолжительности и объема подготовки к нему.

Выбор профессии обусловлен социальными и психологическими условиями. К социальным условиям относят образовательный уровень родителей — наличие у них высшего образования повышает вероятность появления у детей стремления учиться в высшем учебном заведении.

Компоненты психологической готовности к самоопределению:

  • развитость на значительном уровне психологических структур — основ гражданского и научного мировоззрения, теоретического мышления, развитой рефлексии, самосознания;
  • сформированность потребностей, способствующих содержательной наполненности личности — потребность в труде, общении, занять внутреннюю позицию члена общества, временные перспективы, ценностные ориентации, нравственные установки;
  • возникновение предпосылок индивидуальности, чему способствуют осознание и развитие собственных интересов, способностей и критического к ним отношения.

Профессиональное самоопределение проходит крайне сложно и обусловлен несколькими факторами: возрастом; уровнем притязаний и уровнем информированности.

Для возрастной психологии имеют существенное значение социальные аспекты. По большей части, личные качества очень неоднозначны и детерминированы социальными средовыми обстоятельствами. Таким образом, для характеристики возраста нужно учитывать, и социальные, и психологические данные.

В период юношеского возраста, в паттерне самосознания в резкой форме происходит усиление процесса рефлексии — стремление к самопознанию собственной личности, к оценке её способностей и возможностей — это условие есть требуемое условие самореализации. Предметом внимания и тщательного изучения становятся собственные мысли, стремления и желания, переживания. В юности образуется сильно выраженная тенденциозность к личностному самоутверждению — желание проявить собственную оригинальность, непохожесть на других, выделиться чем-либо из общей массы старших и сверстников.

При выборе специальности важное значение имеет уровень информированности молодежи о себе, будущей профессии. В большинстве случаев, молодые люди слабо информированы о трудовом рынке, содержании, характере и условиях труда, профессиональных, личностных, деловых качествах, которые требуются при работе по какой-либо специальности — это ведет к негативному влиянию на правильность выбора.

Важную значимость при выборе профессии приобретает уровень личностных притязаний, включающий в себя оценку способностей, объективных возможностей — что в действительности может делать человек.

Профессиональная ориентация есть часть социального самоопределения, в следствие этого, удачным выбор профессии будет тогда, когда молодые люди сочетают социально-нравственный выбор с размышлениями о природе своего «Я» и смысле жизни.

Особенностями когнитивной сферы, важными при принятии решений в ходе профессиональной карьеры, являются релятивизм, децентризм, открытость личности к изменениям. А также, способность к планированию, отсутствие догматизма и ригидности, чувство деятеля, скрытость информации, интегрированность и дифференцированность, креативность, чувство альтернативности. Данные отдельные качества, сообразно профессиональной деятельности, находят свое проявление в следующих личностных особенностях:

  • способность анализировать информацию из профессиональной сферы;
  • способность анализировать информацию о себе, на языке профессиональной деятельности;
  • способность выстраивать профессиональные планы, годные для реализации.

Неотъемлемым условием профессионального планирования для молодежи является осознание и установление жизненных ценностей.

Таким образом, профессиональный проект являет собой единство аффективного и когнитивного компонентов, единство непрерывности и прерывности в ходе личностного развития.

Заключение

Юношество – это этап определения жизненного пути — учеба в вузе, создание семьи, работа по выбранной специальности, служба в армии — для юношей. Данному возрасту характерны самоанализ и рефлексия. Юношескому периоду свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Также, с возрастом возрастает волевая регуляция, наблюдается яркое проявление улучшения общего эмоционального фона, потребность систематизировать и склонность к самоанализу, обобщение собственных знаний о себе.

Демонстрируется стремление к самоутверждению, происходит самооценка внешности. Самоуважение является одной из значимых психологических характеристик юношества. Юность – это ключевой этап становления мировоззрения. Мировоззренческий поиск — это социальная ориентация личности, признание себя как часть социального общества, определение собственного предстоящего социального положения и способов его достижения.

При выборе профессии, способность к целеустремленному, сознательному поведению, в большей мере зависит от зрелости личности. Для профессионального самоопределения, социальное созревание молодежи обусловлено ситуацией подготовки к выбору профессии и приобщения к общественно полезному труду. Возраст ограничивает социальное созревание — сознательное самоопределение невозможно ранее определенного возраста. Следовательно, готовность к сознательному выбору профессии детерминирована индивидуальностью и образуется в ходе развития личности.

Список литературы

  1. Хельмут Ремшидт, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. М.: Мир, 1994. –320 с.
  2. Н.А. Тренькаева, Социальная адаптация в юношеском возрасте: возможности и перспективы изучения // Сибирский психологический журнал. Вып. № 23. – Томск, 2006. – 63- 66 с.
  3. А.В. Мудрик, Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. — 304 с.
  4. Е.А. Климов, Психология профессионального самоопределения. – Ростов – на – Дону, 1996. — 203 с.
  5. И.С. Кон, Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон — М.: Просвещение, 1989.– 212с.
  6. О.Б. Дарвиш, Возрастная психология [Текст] / О.Б.Дарвиш — М.: Владос, – 264с.

С возрастом мозг человека, как и все его тело, стареет. Новые исследования показывают, что снижение эффективности деятельности мозга начинается приблизительно в возрасте 45 лет, то есть намного раньше, чем считалось до этого. И хотя процесс старения мозга остановить нельзя, его можно существенно замедлить. Осталось понять, как это сделать.

ФОТО: ИТАР-ТАСС/Бобылев Сергей

Для начала следует понять, как происходит развитие мозга от самого рождения человека и до старости. Итак, его созревание начинается еще в зародыше, находящемся в утробе матери. Важно понимать, что в этот момент он очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов и его благополучие целиком зависит от организма матери. Опасность недоношенной беременности заключается в том, что она может привести к нарушениям развития мозга эмбриона, а это скажется на дальнейшем поведении ребенка.

На четвертой неделе отчетливо выявляется спинной мозг, а в пределах головного мозга намечаются основные его отделы. К пятой неделе у эмбриона устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 тыс. нейронов каждую минуту.

В первые годы жизни ребенка мозг особенно быстро растет, развивается и усложняется. Например, после рождения мозг младенца продолжает активный рост и уже к шести годам достигает 95% размера мозга взрослого человека. В это же время природа закладывает в развивающийся мозг очень высокий запас надежности.

Созревание мозга начинается еще в зародыше

Некоторые ученые полагают, что наш мозг начинает стареть уже в период полового созревания. В этот период все ускоряется: формируется личность, и мозг принимает окончательную форму, отбирая нужные нейроны и связи. Подростки также постоянно теряют нервные клетки и около 1% серого вещества в год.

В возрасте примерно 22 лет мозг выходит на пик своего могущества, который длится около пяти лет, и это возраст его зрелости. Между 20 и 90 годами мозг теряет в среднем 5 - 10% своего веса, канавки на поверхности мозга расширяются, и полное его развитие заканчивается где-то к 25 годам.

Именно после этого процесс начинает двигаться в обратную сторону. Начинается все с падения способности планировать и вспоминать события, а также координировать выполнение задач. А уже в возрасте 45 - 49 лет умственные способности снижаются на 3,6%, и в дальнейшем этот процесс только прогрессирует, ослабевает память, притупляется мышление, понимание и подобные процессы.

После 25 лет процесс начинает двигаться в обратную сторону

В возрасте 80 лет наблюдается потеря объема и веса мозга. Большая часть потерянного веса заполняется водой, а сжатие мозга обычно приводит к ухудшению когнитивных способностей, в том числе индуктивного мышления, пространственной ориентации и вербальной памяти. Когда гиппокамп начинает сокращаться, происходит потеря ориентации и ухудшение координации движений.

Все это происходит потому, что мы неумолимо теряем клетки мозга, а доля отмерших отростков нейронов увеличивается. В возрасте от 65 до 70 лет умственные способности падают на 9,6% у мужчин и на 7,4% у женщин. Однако все не так уж плохо. Эмоциональные реакции можно держать под контролем благодаря мозжечковым миндалинам, взаимодействующим с участком мозга, который контролирует эмоции.

Старение мозга можно замедлить с помощью нехитрых правил

Итак, какие же факторы помогут повлиять на старение мозга, замедлить его.

Для начала помните, что мозг с возрастом высыхает. Однако потребление большого количества воды не может предотвратить это, так же как и переезд в страну с влажным климатом. Зато чтение книг, обучение чему-то новому поможет стимулировать мозг.

Полезно также ходить быстрым шагом по 45 минут два - три раза в неделю и спать не менее восьми часов в сутки, что предотвратит потерю памяти.

Придерживайтесь сбалансированной диеты, не курите, следите за давлением и уровнем холестерина, ведь гипертония ускоряет сжимание мозга и потерю умственных способностей.

И, главное, избегайте стресса - он высвобождает гормон кортизол, в избыточном окружении которого нейроны слабеют и даже дегенерируют.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Мнение о том, до сколько лет растёт мужчина, разнится очень сильно. Учёные выяснили, что рост человека идёт неравномерно, в разные годы жизни в разном темпе. Нелинейный темп роста объясняется тем, что в процессе развития вырабатываются в разном объёме гормоны, ответственные за рост.h

Большое влияние оказывает на рост работа щитовидной железы. При её неправильном функционировании человек может как остаться низким, так и вырасти очень высоким, и это будет сопровождаться проблемами, связанными с внутренними органами и сердечно-сосудистой системой

В данной статье мы расскажем о том, до какого возраста растут мужчины. Также здесь вы найдёте информацию о том, как увеличить свой рост, и по каким причинам увеличение роста может задерживаться или остановиться.

Почему мы растем?

  • Расти человеку помогает специальный соматотропный гормон (иначе «гормон роста»). Это вещество позволяет организму вытягиваться линейно, т.е. расти в высоту.
  • Под его влиянием трубчатые кости конечностей удлиняются, отчего мы и становимся выше.
  • Наибольшая концентрация гормона роста наблюдается в организме человека в переходном возрасте, а затем уровень этого вещества постепенно снижается.

Периоды роста человека

Самый главный период интенсивного роста – это внутриутробное развитие. В утробе матери человечек от крошечной капельки вырастает за 9 месяцев до длины в 51-52 см.

В первый год жизни ребенок в среднем вырастает на 24 см, затем рост несколько замедляется. С каждым годом малыш прибавляет все меньше сантиметров.

Активный ростовой всплеск наступает у девочек в 11-13 лет, а у мальчиков в 12-14 лет. Это возраст, когда происходит половое созревание и гормон роста активно начинает «работать». В этот период подростки за лето могут прибавить до 12 сантиметров.

К 15 годам девочки практически достигают своего пика и больше не прибавляют сантиметров высоты, юноши же наоборот, после 15 лет начинают активно догонять подросших сверстниц. Активный рост мальчиков завершается к 18-19 годам. Однако некоторые люди все же продолжают расти и после 20-летнего рубежа. Ростовая прибавка обычно небольшая и окончательно прекращается к 27 годам.

От чего зависит рост человека?

Учеными доказано, что на рост человека напрямую влияет несколько важнейших факторов:

  • Наследственность (если в нескольких поколениях члены семьи были высокими, то их потомки, скорее всего, будут немаленького роста).
  • Расово-этническая группа (так, некоторые азиатские народы в своей массе не отличаются высоким ростом, а африканцы нередко бывают очень рослыми и крепкими).
  • Высота человека может меняться в течение дня. Утром все мы на 1-2 сантиметра выше, а к вечеру ниже. Объясняется это тем, что за ночь позвоночник вытягивается, а за день межпозвоночные диски оседают, и к вечеру человек становится немного ниже.

Годы тоже отнимают у людей сантиметры роста. Начиная с возраста 50 лет, человек каждое десятилетие теряет по 1 см высоты. Такое уменьшение связано с утратой позвоночником эластичности и постепенным его искривлением.

Можно ли изменить свой рост?

Влияние на рост человека может быть 2 видов: хирургическое и физиологическое.

Хирургический метод – радикальный способ увеличения роста. В ходе операции производится удлинение костей при помощи специальных аппаратов. Метод дает видимый результат, но требует долгой реабилитации.

Физиологические способы увеличения роста – это применение специальных тренажеров, ежедневные физические упражнения на вытягивание позвоночника. Также добавить нужные миллиметры роста поможет сбалансированное питание, и употребление в пищу биологических добавок.

Все наше человечество постепенно «растет». За 200 лет средний мужчина на нашей планете вырос на 10 см, а женщина на 9,4 см.


sovetok.com

Вы заметили, что стали немного выше? Вполне возможно, и совсем не важно то, что вы не подросток. Человеческий организм продолжает нас удивлять! Оказывает, он растет даже во взрослом возрасте. Например, Филипп Киркоров подрос на несколько сантиметров после 30-ти лет.

  1. В каждом случае все индивидуально – это зависит от генетики, гормонального баланса, образа жизни. Поэтому нельзя точно сказать, вырастет тот или другой мужчина, или нет. В каком возрасте можно ожидать увеличение роста?
  2. У большинства мужчин этот период приходится на возраст от 20-ти до 25-ти лет, в некоторых случаях – до 28-ти. Ну конечно же, сейчас мы не говорим о детстве и подростковом возрасте, это не в счет.
  3. Рост может увеличиваться не постепенно, а резко. Например, один год вы не заметили никаких изменений, а в следующем вы стали выше на 2-3 см. Это также индивидуально и нельзя предвидеть, когда и на сколько вы станете выше (если конечно станете).
  4. Почему представители мужского пола растут практически до 30-летнего возраста?Это связано с гормональными изменениями. Женщины взрослеют на несколько лет раньше, а вот парни продолжают развиваться. В этом возрасте их фигура постоянно меняется, что вполне нормально и естественно.

Наследственность – главный фактор. Как бы вы не надеялись на улучшения, но если у вас родители невысокого роста, вряд ли вы будете выше их. Конечно же, вы можете выполнять специальные упражнения, есть продукты, способствующие роста, но результат будет незначительный – не более парочки сантиметров.

До какого возраста растут мужчины?

Как мы уже сказали, этот процесс может продолжаться до 30-ти лет, в некоторых случаях рост увеличивается даже после этого возраста. Вы можете помочь себе и ускорить рост благодаря нескольким хитростям:

  • Турник. Висите как можно чаще на турнике, это упражнение действительно работает. Уделяйте на это 10-15 минут в день, выполнять его просто – вам нужно повиснуть на вытянутых руках. Такое упражнение положительно влияет на позвоночник, растягивает его.
  • Растяжка. Существует множество упражнений на улучшение растяжки и гибкости, выполняйте их ежедневно. Такая зарядка не только ускорит рост, но и улучшит гибкость.
  • Правильное питание. Уберите из рациона все вредные продукты, забудьте о курении и алкоголе. Ешьте как можно больше бобовых, орехи и семена, крупы, овощи и фрукты, нежирное мясо и рыбу.
  • Витаминный комплекс.Возможно, в вашем рационе слишком мало нужных витаминов и минералов. Рекомендуем регулярно пить витаминный комплекс, его можно купить в любом магазине спортивного питания.
  • Повышение тестостерона – занимайтесь силовыми тренировками два раза в неделю, забудьте о пиве и другом алкоголе. Также советуем включить в рацион продукты, способствующие увеличению тестостерона – рыбий жир, орехи, рыба и морепродукты, свежая зелень, овощи и фрукты зеленого и красного цвета.

Не стоит ожидать мгновенный результат, правильное питание и упражнения могут жать эффект даже через полгода. Именно поэтому важно не сдаваться и соблюдать режим на протяжении нескольких лет, он должен стать вашим образом жизни. В конце-концов, физические упражнения и качественная еда в любом случае полезны для мужского организма.

Если вы все-таки не смогли добиться увеличения роста, советуем обратиться к врачу. Он поможет подобрать препараты, которые не нанесут ущерб здоровью и помогут немного подрасти. Удачи!

mensweekly.ru

О размерах мужчин

Интересным является тот факт, что размеры человека, в том числе и рост, зависят от многих факторов и даже от места проживания. Наверное, многим известно, что жители Китая существенно ниже, нежели европейцы. А американцы больше в объеме.

Размеры человека также могут зависеть и от наследственного фактора: если в семье все щуплые и низкорослые, не стоит ожидать иных результатов. Наследник, скорее всего, будет таким же по телосложению.

  • Влияют на размеры также и режим, и рацион питания, и психоэмоциональное состояние.
  • Ну и, наверное, самым важным фактором считается наличие в организме гормона роста.
  • Интересным является то, что ученые доказали, что он на 80% выделяется ночью, поэтому мальчики, которые не высыпаются, могут быть существенно мельче своих сверстников.

О возрасте

Точных цифр, указывающих, до скольки лет растут мужчины, ученые не могут выделить, ведь каждый организм индивидуален. Но вот существуют усредненные показатели. Если девочки растут примерно до 20 лет, то у мальчиков есть еще пара лет в запасе. Согласно данным ученых, мужчины растут примерно до 23-летнего возраста. Пик роста у мальчиков приходится на возраст 13 лет.

В это время годовая прибавка может составлять до 10 см! Рост мужчины также может уменьшаться с годами, это сопряжено с процессами старения организма.

  • Так, примерно с возраста 60 лет представители сильного пола понемногу могут уменьшаться.
  • В сумме рост может стать меньше примерно на 2-3 см.
  • Но зацикливаться на информации о том, до скольки лет растут мужчины, не стоит, ведь в мире известны факты, когда человек прекращал расти в 17 лет, а также такие, когда изменения в росте происходили и до 40-летнего возраста!

О спорте

Разбираясь, до скольки лет растут мальчики, стоит отметить, что на размеры собственного тела можно повлиять, пока для этого есть возможность.

Так, до 20-летнего возраста парень может самостоятельно «вытянуться» благодаря одному только «висению» на турнике. До этого же времени также легко увеличить объемы мышц, ведь в старшем возрасте сделать это довольно сложно.

О самом важном

Разбираясь в информации о том, до скольки лет растут мужчины, парней может интересовать и такая щекотливая тема, как рост собственного достоинства – пениса. На какие сроки стоит ориентироваться и можно ли повлиять на данный показатель? Стоит отметить, что мужской половой орган растет вместе с мальчиком примерно до 23 лет.

На его размеры могут влиять различные факторы, но вот самые важные из них – это наследственный фактор, уровень тестостерона (специфического гормона) в организме, качество питания.

Выводы

Интересуясь информацией о том, до скольки растут мужчины, стоит учитывать множество различных факторов, которые влияют на рост. Но не стоит расстраиваться, если цифры чем-то не понравились, ведь в жизни не это главное.

fb.ru

Периоды развития человека и рост

Человеческое тело растет неравномерно. Скачки бурного роста чередуются с периодами затишья. Самые быстрые темпы роста происходят во время внутриутробного развития, ведь в течение девяти месяцев из пары клеток, которые можно разглядеть только при помощи мощного микроскопа, формируется младенец. На первом году жизни человек также растеточень быстро: в это время рост увеличивается примерно на 20 сантиметров. Далее наступает период снижения темпов увеличения тела. Конечно, ребенок продолжает расти, однако происходит это не так динамично.

Следующий скачок наблюдается в подростковом возрасте: в 13 -15 лет у девушек и в 14-16 у мальчиков.

  • Это легко заметить на примере учеников средних школ: часто, возвращаясь с каникул, одноклассники с удивлением отмечают, что за лето почти все девочки «перегнали» мальчиков.
  • При этом в течение всего одного учебного года мальчики могут «перерасти» девочек, ведь прибавка в росте в этот период развития может составить до 10-12 сантиметров!
  • Скачок роста в пубертатном периоде связан с перестройкой гормональной системы. Когда гормональный фон стабилизируется, рост приостанавливается.

Дальше происходят довольно интересные вещи. Девушки продолжают медленно расти до 21-22 лет. Как правило, у представительниц женского пола рост после 15 лет практически приостанавливается и прибавка может составить максимум 2-3 сантиметра. У юношей же рост может продлится до 30 лет.

Конечно, в редких случаях люди продолжают расти до 40-50 лет, а при некоторых заболеваниях рост продолжается в течение всей жизни. Однако последнее считается патологией и сопряжено со множественными расстройствами различных систем организма.

От чего зависит рост

Рост человека зависит от целого ряда факторов. Важнейшим из них является наследственность: у высоких родителей обычно рождаются высокие дети и наоборот, если мама и папа низкие, то и ребенок не будет рослым. Конечно, существуют исключения из этого правила, например, у родителей среднего роста сын или дочь могут на голову «перерасти» окружающих.

Однако в большинстве случаев причины все же кроются в генетике и ребенок просто унаследовал «ген роста» от бабушки или дедушки.

На рост человека влияет и экологическая обстановка, качество питания, наличие внутриутробных пороков развития и ряд других факторов. Рост может стать меньше из-за наличия генетического заболевания, например, карликовости или синдрома Дауна. Также, задержки роста могут быть связаны с заболеваниями эндокринной системы: при синдроме Шерешевского-Тернера у девочек не вырабатываются женские половые гормоны, которые отвечают не только за формирование половой системы, но и за рост, поэтому обычно у людей с данным заболеванием длина тела редко превышает 145 сантиметров.

Расовый фактор

На темпы роста тела влияет не только наследственность, но и расовые особенности. Вероятно, это связано с тем, что в каждой расе отбор шел по уникальным критериям. Например, доказано, что в южных странах люди созревают и вырастают до своих «окончательных размеров» в возрасте 13-14 лет. Возможно, с этим и связана традиция ранних браков, например, в Индии девушка считается невестой, а юноша - женихом уже в 14 лет.

Действительно, жители этой страны в подростковом возрасте уже зачастую полностью сформированы и достигли предельного роста. В Европе, России и других северных странах в 14 лет человек еще считается ребенком и продолжает расти.

Какие части тела растут всю жизнь

Большинство тканей и органов человека перестают расти после окончания гормонального взрыва, который происходит в подростковом возрасте. Однако, есть некоторые органы, которые могут увеличиваться в размерах на протяжении всей жизни. Причем касается это и мужчин, и женщин.

  • Всю жизнь растут носы и уши. Можно заметить, что у пожилых людей носы становятся длинными, мясистыми и «крючковатыми», а уши гораздо больше, чем у молодых. Причем растет обычно только мочка уха.
  • Способность к росту не теряют кисти и стопы. Однако заметить увеличение их размеров могут только люди, которые интенсивно занимаются спортом или физической тяжелой работой.
  • Увеличиваются и отдельные кости черепа. У мужчин черты лица меняются под воздействием тестостерона, а у представительниц прекрасной половины человечества облик может слегка поменяться во время вынашивания ребенка.

Иногда, рост органов может быть связан с болезнью. Например, при потере одной почки вторая увеличивается в размерах. То же самое происходит при удалении одного яичка у мужчин. Связан процесс с тем, что одному органу приходится выполнять двойную нагрузку.

Как можно увеличить рост

При желании человек может немногоувеличить свой рост. Правда, придется постараться и приложить массу усилий.

Стать немного выше помогут следующие приемы:

  • занимайтесь физическими упражнениями. Особенно важно растягивать позвоночник. За год систематических занятий можно стать выше на пару сантиметров. Правда, больше увеличить длину тела не удастся;
  • повесьте дома турник. Чем чаще вы будете висеть на нем, расслабившись, тем лучше растянется позвоночный столб;
  • употребляйте в пищу больше продуктов, способствующих укреплению костной и хрящевой ткани. Следует ввести в свой рацион больше творога, молочных продуктов, мяса и бобовых;
  • принимайте витаминные комплексы, способствующие укреплению скелета;
  • прибавке роста у мужчин способствует мужской гормон тестостерон. Увеличению тестостерона способствуют рыбий жир, орехи, рыба, а также плоды зеленого и красного цвета. Не стоит принимать синтетический гормон в виде таблеток: это может привести к непредсказуемым последствиям для мужского здоровья. Например, избыточное употребление тестостерона может стать причиной онкологического заболевания.

Когда ждать результат

От приведенных выше рекомендаций не следует ждать быстрого эффекта: заметить прибавку в росте можно будет через год регулярных занятий, приема витаминов и употребления здоровой пищи. Правда, можно немного схитрить и попробовать стать выше визуально, воспользовавшись следующими способами:

  • перестаньте горбиться. Искривленная осанка может «украсть» до пяти сантиметров роста;
  • носите одежду с вертикальными полосами, которые зрительно «вытягивают» силуэт;
  • купите обувь с толстой подошвой;
  • девушки могут попросить парикмахера сделать им высокую стрижку. Пышная прическа позволяет стать немного выше.

Конечно, общество диктует определенные стандарты красоты. И мужчины, и женщины мечтают стать выше: «модельные параметры» и «эталоны внешности» заставляют искать способы прибавить хотя бы пару сантиметров. Однако лучше не гнаться за идеалом и не пытаться сломать собственную природу, а научиться любить себя таким, как есть. Ведь любой человек, и высокий, и низкий, прекрасен по-своему!
4bro.club

До скольки лет растет мужчина?

Его рост ввысь продолжается в среднем вплоть до двадцати, а у некоторых юношей он происходит и дальше – до 25 и даже до тридцати лет. В 20-25 лет происходит последний период стремительного роста, когда человек может прибавить полсантиметра в год.

  • Это знаменует то, что внутренние органы закончили формироваться, укрепились, уплотнились, а остаток ресурсов увеличения тела был брошен на удлинение костяка.
  • После этого «золотого возраста», когда о мужчине говорят, что он в самом расцвете сил, а о женщине – что она «в самом соку», развитие организма в этом плане прекращается.
  • В вопросе о том, до скольки лет растет человек, ключевую роль играет расовая принадлежность и генетическая наследственность. Период полового созревания и общего формирования организма у негроидной расы людей, который живут на юге Азии, проходит несколько раньше.

Если европейские мальчики (особенно в северных странах) в 14 лет – еще сущие дети, то в Индии и на африканском континенте – это уже вполне сформировавшиеся молодые мужчины. Еще больше это касается девочек, с чем и связана традиция ранних браков. На европейском континенте также подмечено более раннее прекращение роста у южных народов и более растянутый период взросления у северных.

Наследственность

– также решающий фактор в том, до скольки растет человек. Если оба родителя высоки и стройны, то есть 90 % вероятности, что и их дети будут иметь рост выше среднего. И, наоборот, у низкорослых людей и дети вырастают маленькими. Конечно, остается еще 10 %. Что же это за факторы? Можем ли мы каким-либо образом повлиять на них и, следовательно, подкорректировать свой рост?

  1. Да, потому что если правильно питаться и вести соответствующий образ жизни, то это, хоть и незначительно, может повлиять на длину тела.
  2. Зная, до скольки лет растет человек, можно прибавить себе дополнительный, не отведенный природой сантиметр или два.
  3. Употребляя определенные продукты питания, помогающие укрепить кости позвоночника и увеличить эластичность межпозвонковых дисков (творог, жирная рыба, заливное или холодец), вы можете усилить рост тела.

Также помогают прибавить в метрических характеристиках специальные физические упражнения, растягивающие позвоночник. А вот влияние морковки на устремление нашего тела ввысь оказалось слишком преувеличенным. Морковь оказывает лишь укрепляющее воздействие, как и прочие фрукты-овощи.

fb.ru

Гормоны роста

Нужно сделать рентген кисти. Если на снимках будут видны просветы (т. н. зоны роста) - хрящевые прослойки, из которых идёт рост костей в длину, увеличение роста возможно; если прослойки окостенели - зоны роста закрыты, и стимулировать их бессмысленно.

Повышение показателя роста мужчины на этом возрастном шаге связано с тем, что завершилось формирование и укрепление внутренних органов и систем, и организм может кинуть все усилия на «вытягивание» тела.

По истечению этого возраста ни один орган тела человека, и дамского, и мужского, в длину не возрастает (кроме ушей и носа).

От чего зависит рост мужчины

В период интенсивного полового созревания у подростков возникает ряд глубоких изменений соматического и психического характера. Начало этого периода характеризуется появлением выраженных вторичных половых признаков, в том числе увеличением полового члена, яичек.

Одновременно с этим начинают появляться непродолжительные, слабо выраженные эрекции и поллюции. Предстательная железа и семенные пузырьки, постепенно начиная функционировать, увеличиваются в размерах.

  • К вторичным половым признакам у мужчин относится также и появление растительности на лице, в подмышечных впадинах и на лобке, характер которой имеет свои особенности. На лобке растительность представляется в виде длинного острого клина, идущего по направлению к пупку.
  • Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный).
  • В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

Итог — до какого возраста растет мужчина

Подростковый период у мальчиков наступает позже, чем у
девочек, лет в 13-14. Они очень быстро прибавляют в росте в среднем около 10 см. и продолжают расти лет
до двадцати.

Но бывает, что юноши достигают своего предельного роста только к
30 годам. То, что особенно волнует мужчин в подростковый период, достигает
своей максимальной длины в 17 лет.

Ну и, конечно, влияет уровень продукции гормона роста (соматотропина) . Без него никакие эпифизы не спасут:))

Рост Мужчина Женщина
Карликовый Ниже 150см Ниже 140см
Очень низкий 150-159см 140-149см
Низкий 160-169см 150-159см
Ниже среднего 170-174см 160-164см
Средний 175-177см 165-167см
Выше среднего 178-183см 168-173см
Высокий 184-189см 174-179см
Очень высокий 190-199см 180-189см
Гигантский Выше 200см Выше 190см

Средний рост человека в России

За последний век средний рост россиян увеличился. В настоящее время средний рост мужчины в России 176см, а женщины - 165см. . Для сравнения, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 60-е годы средний рост мужчин в СССР составлял 168 см, женщин - 157 см .

То, до какого возраста растет человек, неизбежно зависит еще и от наследственности. На этот фактор повлиять нельзя, он заложен у каждого в программе роста. Наследственность определяет рост в целом на 90%, и лишь оставшиеся 10% составляют внешние факторы, такие как питание, экология и пр. Если у ребенка мама и папа высокие, то и он будет, скорее всего, высоким. И наоборот. Вообще же люди продолжают расти вплоть до 40 лет. Только внешне такие изменения уже почти незаметны.

ypcity.ru

Когда прекращается рост

Почему человек растет и когда прекращается рост? Два фактора, влияющие на рост, известны всем — это генетический потенциал и питание в раннем детстве.

  • У рослых родителей дети обычно имеют более высокий рост, чем у низкорослых. Это, однако, наблюдается при условии, что дети питаются в целом достаточно правильно.
  • Многие ученые и врачи,изучающие рост и развитие человека пришли к выводу что в каждом человеке природой заложены определенные программы, в том числе «Программа роста»,
  • но,как показывают многочисленные наблюдения, преимущественно у взрослых, рост которых ниже среднего, упомянутая программа оказалась не выполненной. Малейшее изменение в ДНК может привести к увеличению или уменьшению роста.

По сообщению британских и американских ученых, обнаружен ген, способный объяснить различия в росте людей. Обнаруженный ген называется HMGA2. Согласно теории ученых, человек вырастает на 1 см, если одна из базовых «букв» гена изменена.

При этом нельзя утверждать, что HMGA2 полностью отвечает за рост человека: есть шанс, что и другие гены имеют свое влияние, но их ученые еще не обнаружили. При этом известно, что наш рост определяется наследственностью на 90 процентов, и только на 10 процентов его определяют экология, питания и другие внешние факторы.

Внутриутробные факторы

Представляются также необычайно важными, так как наиболее интенсивный рост происходит как раз во время беременности. Если в течение этого периода имеются повреждения плаценты и тем самым нарушается питание плода, ребенок может родиться с дефицитом роста и низкой массой тела.

  • Начиная с первого года жизни и до прекращения роста ведущую роль в регуляции роста играет эндокринная система.
  • Рост скелета и других органов находится под воздействием гормона роста, выделяемого гипофизом — небольшой железой внутренней секреции, расположенной в основании мозга. Выделение гормона роста стимулируется центрами гипоталамической области мозга.
  • Долгое время было неясно, каким образом гормон роста влияет на клетки скелета, стимулируя их рост. Оказалось, что на этом пути есть посредник — вырабатываемый печенью и рядом других тканей инсулиноподобный фактор роста-1, имеющий много общего в строении с инсулином.

Этот фактор выделяется под влиянием гормона роста и циркулирует в связи с определенным белком; недостаток того или другого влияет на темп роста.

Но гормон роста не единственный регулятор роста. В организме выделяется и антагонист гормона роста — соматостатин. Нормальный рост поддерживается благодаря равновесию в выделении этих двух гормонов.

Щитовидная железа

Помимо гормона роста, являющимся основным фактором, влияющим на рост, важное значение имеют также гормоны щитовидной железы и половые гормоны. Важны первые годы жизни ребенка, когда высок уровень гормонов щитовидной железы. Именно на этом этапе гормоны обеспечивают созревание, дифференцировку костной ткани, центральной нервной системы. Ребенок рождается с большой по размеру вилочковой железой.

  1. В период детства она продолжает увеличиваться, а в 13 или 14 лет начинает сжиматься. Вилочковая железа имеет связь с половыми железами. Она работает пока половые железы малы. Как только они начинают развиваться, вилочковая железа прекращает совою работу.
  2. Вот почему, когда человек окончательно созревает в половом отношении (примерно в возрасте 22 лет), он практически перестает расти.
  3. Половые гормоны ускоряют рост, но при их избытке в детском возрасте может произойти раннее закрытие зон роста. Ребенок может остаться маленьким. А недостаток половых гормонов в периоде полового созревания ведет к задержке роста.

В более старшем возрасте замедление роста может спровоцировать любое хроническое заболевание — например, нарушения кишечного всасывания, частые бронхолегочные инфекции, пороки сердца, нарушения функции печени, заболевания почек, анемия и др. Поэтому можно сказать, что рост является очень чувствительным индексатором здоровья ребенка. Задержка роста при большинстве этих заболеваний является обратимой — при устранении причины заболевания темпы нормализуются.

Невзирая на то, что общепринятыми схемами и графиками предусматривается стабильный постепенный прогресс в росте тела, большинство детей растут совсем по-другому — будто скачками, которые чередуются с паузами.

Типы роста

Существует 3 этапа интенсивного роста человека: 1-й год жизни, 4-5 лет, период полового дозревания (пубертатный). В эти периоды все системы организма работают на полную силу, поэтому адаптационные возможности ребенка в это время снижены — он чаще болеет, появляются функциональные нарушения разных органов и систем.

  • В случае снижения темпов роста, организм будто успокаивается, происходит постепенный рост и развитие внутренних органов.
  • Во время полового созревания происходит скачок роста. У девочек он наблюдается в 11-12 лет, прибавка в росте бывает от 6 до 11 см (в среднем 8 см в год). У мальчиков половое созревание происходит позже, в 13-14 лет, и прибавка в росте в этот период составляет от 7 до 12 см (в среднем 9,5 см).
  • Девочки обычно к 15 годам практически уже имеют свой конечный рост, т. е. перестают расти, а мальчики в этом возрасте растут очень интенсивно и конечного роста достигают лишь к 19-20 годам.

В действительности, человек продолжает немного расти даже после 25 лет и достигает своего максимального роста примерно в возрасте 35-40 лет. После этого он уменьшаемся приблизительно на 12 мм каждые десять лет. Причина этого — обезвоживание хрящей в суставах и позвоночнике по мере старения.