Оценка качества диспансеризации. Основные показатели, характеризующие качество и эффективность диспансерного наблюдения

Эффективность диспансерного наблюдения оценивается показателями, характеризующими достижение поставленной цели диспансеризации, ее конечных результатов. Она зависит не только от усилий и квалификации врача, уровня организации диспансерного наблюдения, качества лечебно-оздоровительных мероприятий, но и от самого пациента, его материально-бытовых условий, условий труда, социально-экономических и экологических факторов.

Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов. Это требует углубленного анализа данных, содержащихся в «Медицинской карте амбулаторного больного» (ф. 025/у) и «Контрольной карте диспансерного наблюдения» (ф. 030/у).

Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации и переосвидетельствования инвалидов, состоящих на «Д»-учете. Для оценки этих изменений на каждого больного один раз в год составляется так называемый этапный эпикриз, который записывается в «Медицинской карте амбулаторного больного». В этапном эпикризе кратко записывают субъективное состояние больного, данные объективного обследования, проведенные мероприятия лечебного и профилактического характера, а также мероприятия по трудоустройству. Оценивать эффективность диспансеризации рекомендуется в динамике за 3 – 5 лет.

Оценку эффективности диспансеризации следует проводить раздельно по группам:

1) здоровые;

2) лица, перенесшие острые заболевания;

3) больные хроническими заболеваниями.

Критериями эффективности диспансеризации здоровых (I группа «Д»-наблюдения) являются отсутствие заболеваний, сохранение здоровья и трудоспособности, т. е. отсутствие перевода в группу больных.

Критериями эффективности диспансеризации лиц, перенесших острые заболевания, (II группа «Д»-наблюдения), являются полное выздоровление и перевод в группу здоровых.

Показатели, характеризующие эффективность диспансеризации хронических больных, следующие.

Удельный вес больных, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением:

число лиц, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением x 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете.

Удельный вес больных, снятых с «Д»-учета в связи с выздоровлением, в норме допустим при гипертонической болезни – 1%, язвенной болезни – 3%, ревматизме – 2%.

Удельный вес больных, снятых с «Д»-учета в связи со смертью (по всем диагнозам):

число больных, снятых с «Д»-учета в связи со смертью x 100 / число больных, состоящих на «Д»-учете.

Удельный вес рецидивов в диспансерной группе:

Этот показатель рассчитывается и анализируется по каждой нозологической форме в отдельности.

Удельный вес больных, состоящих на «Д»-наблюдении, не имевших в течение года временной утраты трудоспособности (ВУТ):

число больных диспансерной группы, не имевших в течение года ВУТ x 100 / число работающих лиц диспансерной группы.

Удельный вес вновь взятых на «Д»-учет среди состоящих под наблюдением:

число вновь взятых больных на «Д»-учет с данным заболеванием x 100/число больных, состоящих на «Д»-учете на начало года + вновь взятые больные в данном году.

Этот показатель дает представление о систематичности работы по диспансеризации в поликлинике. Он не должен быть высоким, так как в противном случае будет свидетельствовать о снижении качества выявления той или иной патологии в предыдущие годы. Если показатель выше 50%, можно сделать вывод о недостаточно проводимой работе по диспансеризации. Рекомендуется анализировать этот показатель по отдельным нозологическим формам, так как при длительно протекающих заболеваниях он составляет менее 30%, а при быстро излечиваемых может быть значительно выше.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ВУТ) в случаях и днях по конкретным заболеваниям, по поводу которых больные взяты на «Д»-учет (на 100 диспансеризируемых):

число случаев (дней) заболеваемости с ВУТ при данном заболевании у диспансеризированных в данном году x 100 / число диспансеризированных с данным заболеванием.

Эффективность диспансеризации подтверждается снижением величины этого показателя при сравнении его с показателем за предыдущий год (или несколько лет).

Показатель первичной инвалидности состоящих на «Д»-учете за год (на 10 000 диспансеризируемых):

признаны впервые инвалидами в данном году по данному заболеванию из состоящих на «Д»-учете x 1000 /число состоящих на «Д»-учете в течение года по данному заболеванию.

Летальность среди больных, состоящих на «Д»-учете (на 100 диспансеризируемых):

число умерших из состоящих на «Д»-учете x 1000 / общее число лиц, состоящих на «Д»-учете.

Среднее число больных, состоящих на диспансерном учете на терапевтическом участке: оптимальным считается, когда у участкового врача состоит на учете 100 – 150 больных с различными заболеваниями.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить организационные основы диспансеризации населения. Уметь формулировать задачи диспансеризации, содержание работы всех подразделений лечебного учреждения по организации диспансеризации взрослого населения, детей, беременных женщин и гинекологических больных. Овладеть методикой вычисления и анализа показателей диспансеризации, умением сделать выводы и разработать рекомендации по улучшению организации, качества и эффективности диспансеризации.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения производят вычисление основных показателей организации, эффективности и качества диспансеризации. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что представляет собой диспансерный метод и каково его значение?

2. Каковы цель и задачи диспансеризации населения?

3. На каких уровнях может проводиться диспансеризация населения?

4. Как организована диспансеризация взрослого населения?

5. На какие группы подразделяют лиц прошедших профилактические осмотры?

6. Как организована диспансеризация в условиях женской консультации?

7. В чем проявляются особенности диспансерного наблюдения за детьми?

8. Какие показатели используют для оценки качества и эффективности проведения диспансеризации?

Диспансеризация - метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.

Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Основными задачами диспансеризации населения являются:

1. определение состояния здоровья каждого индивида ежегодным осмотром и оценка здоровья с учетом возрастных, половых и профессиональных особенностей;

2. дифференцированное активное динамическое наблюдение за здоровыми; лицами, имеющими факторы риска, и больными; постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к посемейному наблюдению;

3. выявление и устранение причин, вызывающих заболевания; содействие устранению вредных привычек и обеспечение здорового образа жизни;

4. своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

5. повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкого участия врачей различных специальностей, внедрения новых организационных форм, дальнейшего технического обеспечения и использования ЭВМ.

Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, МСЧ, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков. Для эффективного и качественного проведения диспансеризации необходимо:

Активное выявление больных в ранних стадиях заболевания;

Систематическое наблюдение за их состоянием здоровья;

Своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий для скорейшего восстановления здоровья и трудоспособности;

Изучение внешней среды, производственных и бытовых условий и проведение мероприятий по их улучшению;

Систематическое повышение квалификации врачей, как по основной специальности, так и по вопросам гигиены труда, профзаболеваний, экспертизе временной нетрудоспособности;

Участие в диспансеризации администрации предприятий, профсоюзных и других общественных организаций.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни и т. д.

В диспансеризации всего населения должна участвовать вся сеть амбулаторно-поликлинических учреждений с широким привлечением медицинских работников больниц, высококвалифицированных специалистов медицинских вузов, НИИ и др. Особое внимание при этом должно уделяться расширению медицинских программ раннего выявления различных заболеваний. Задачи органов здравоохранения в вопросах диспансеризации заключаются в упорядочении работы врачей со здоровыми людьми. Каждый человек должен находиться под диспансерным наблюдением одного лечебно-профилактического учреждения, у одного врача при полном удовлетворении потребности в диагностической, консультативной и лечебной помощи врачей других специальностей. При множественной хронической патологии приоритет определяется в соответствии с международной классификацией болезней и группой диспансерного наблюдения. Это обеспечивает индивидуальный подход, повышает ответственность врача за качество и эффективность проводимых мероприятий, устраняет дублирование в обследовании, наблюдении, уменьшает число необоснованных и неэффективных посещений лечебно-профилактических учреждении.

Учреждения по степени участия их в диспансеризации населения различаются по следующим уровням:

I уровень - амбулаторно-поликлинические учреждения, обслуживающие население по производственному или территориальному принципу: ФАП, врачебные амбулатории, здравпункты, МСЧ, территориальные поликлиники, женские консультации. Технология ориентирована на имеющиеся кадровые и материально-технические возможности, использование мобильных систем, современной вычислительной техники. На этом уровне необходимы автоматизация диагностического процесса; сбор данных анамнеза, анализ ЭКГ и ФКГ, лабораторно-диагностических исследований, проведение функциональных и психофизиологических тестов; решение административно - организационных задач.

II уровень - специализированные диспансеры, стационары больниц, консультативно-диагностические центры. Технология ориентированна на использование имеющихся материально-технических средств, дополнительного аппаратурного парка, отличающегося от I уровня. На данном уровне наряду с задачами общего скрининга предусмотрено углубленное обследование кардиологического, онкологического, пульмонологического офтальмологического, психоневрологического и других профилей.

III уровень - областные и республиканские больницы, специализированные центры клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Технология ориентированна на использование всех современных и перспективных методов диагностики и лечения, создание проблемно ориентированных баз и банков данных для больных соответствующего профиля, а также отдельных регионов страны.

Этапы диспансеризации:

Первый этап. Планирование работы по диспансеризации населения: проведение переписи населения на участке, выделение списка лиц подлежащих активному динамическому наблюдению в условиях лечебного учреждения, определение очередности приглашения на медицинские осмотры и индивидуальной программы обследования. Второй этап. Обследование по обращаемости и во время профилактических осмотров. Проведение лечебно-диагностических мероприятий, оценка состояния здоровья, определение группы здоровья. Третий этап. Активное приглашение на прием больных, находящихся под диспансерным наблюдением, проведение лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Оценка качества проведения диспансеризации.

По состоянию здоровья все осмотренные жители разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

I группа – здоровые – лица, не имеющие хронических заболеваний или нарушения функций отдельных органов и систем, у которых при обследовании не найдено отклонений от установленных границ нормы и полностью трудоспособные.

II группа - практически здоровые- лица, часто и длительно болеющие острыми заболеваниями, имеющие хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов и не влияющее на трудоспособность

III группа - больные хроническими заболеваниями. Подразделяются на лиц с компенсированным течением заболевания, редкими и непродолжительными потерями трудоспособности; с субкомпенсированным течением заболевания, частыми обострениями и продолжительными потерями трудоспособности; с декомпенсированным течением, устойчивыми патологическими изменениями, ведущими к стойкой утрате трудоспособности.

В каждой из групп выделяют лиц с факторами риска производственного, бытового и генетического характера.

В группе здоровых обследование должно быть направлено на определение функционального состояния отдельных систем и органов, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварения, центральной и периферической нервной системы, степени адаптации организма, выявления резервов.

При обследовании лиц, практически здоровых и имеющих факторы риска, наряду с вышеперечисленными методами должны определяться отклонения отдельных органов и систем, реакции функциональных систем организма на динамическую нагрузку, а также оцениваться трудоспособность.

В группе больных должно проводиться целенаправленное обследование, включающее все современные методы лабораторных, функционально-диагностических, рентгенологических, радиоизотопных, эндоскопических и других исследований. Частота и длительность наблюдения за пациентами, имеющими хронические заболевания, зависит от течения заболевания, его формы и стадии. Так, длительность диспансерного наблюдения за больными ревматизмом, ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки составляет свыше 5 -6 лет. Планирование активных осмотров больных подлежащих диспансеризации должно строиться так, чтобы провести противорецидивное лечение перед сезонным обострением (август - сентябрь, февраль – апрель).

Организация диспансеризации в условиях женской консультации.

Акушер-гинеколог делает заключение о состоянии репродуктивной функции женщины. Интегральная оценка состояния здоровья каждой женщины проводится, исходя из анамнеза, жалоб и данных объективного обследования. Заключение здорова - дается, если в анамнезе отсутствуют нарушения в становлении и последующем течении менструальной функции, гинекологические заболевания, жалобы; при объективном обследовании (лабораторном, клиническом) изменения в строении и функции органов репродуктивной системы. Группа риска. В анамнезе имеются указания на гинекологические заболевания, функциональные отклонения или аборты; отсутствуют жалобы; при объективном обследовании могут быть анатомические изменения, не вызывающие нарушений репродуктивной системы и трудоспособности женщин. Имеющиеся пренатальные факторы не превышают 4 баллов при их суммарной оценке. Функциональные нарушения отдельных органов и систем не вызывают осложнений в течение беременности, и каждое из них не оценивается выше 2 баллов по шкале пренатального риска. Больна. Могут быть указания на наличие гинекологических заболеваний в анамнезе, жалобы могут быть или отсутствовать; при объективном обследовании выявлено гинекологическое заболевание. Беременная с экстрагенитальной или акушерской патологией.

Популяция беременных, являясь особой группой населения в определенный временной интервал, нуждается также в оценке состояния здоровья. Здоровье беременной можно рассматривать как состояние оптимального физиологического, психического и социального функционирования, при котором все системы материнского организма обеспечивают полноценность здоровья и развитие плода.

Важным является вопрос о диспансеризации женщин вне беременности. Диспансеризация здоровых женщин обеспечивает сохранение здоровья, создание у них устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды (на производстве, в быту) адекватному формированию здорового образа жизни применительно к отдельным возрастным периодам. Здоровые женщины могут проходить диспансерный осмотр акушера-гинеколога 1раз в год.

Диспансеризация женщин из группы риска имеет своей целью разработку профилактических мероприятий против факторов риска, увеличение резервов организма, направленных на предупреждение гинекологических заболеваний. Эта группа должна проходить диспансерный осмотр не менее 2 раз в год.

Диспансеризация больных женщин ставит своей задачей изучение и выбор возможностей устранения причин, вызвавших заболевание, раннее выявление, эффективное их лечение и последующую реабилитацию.

Для основных форм гинекологических заболеваний в настоящее время отработаны конкретные схемы диспансерного наблюдения.

Организация диспансеризации детей.

Первый этап диспансеризации детей включает несколько взаимосвязанных периодов:

Первый период - антенатальная охрана плода, осуществляется участковой педиатрической службой в контакте с акушером-гинекологом женской консультации. В этом периоде основной задачей является организация преемственности в деятельности женской консультации и детской поликлиники, которая должна осуществляться в виде постоянной информации, поступающей в детскую поликлинику, о каждой беременной женщине, взятой под наблюдение. Для этого применяют такие формы работы, как школа молодой матери и дородовые патронажи (в 28 и 32-36 недели беременности). Дородовый патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра. Педиатр проводит патронаж беременных с нормально протекающий беременностью на приеме в поликлинике, а при неблагоприятно протекающей беременности и отягощенном анамнезе на дому. Следует отметить, что при втором патронаже, проводящемся в 32-36 недель беременности, будущая мать должна получать необходимые сведения по уходу и организации условий жизни ребенка. Рождение здорового ребенка является в известной степени показателем эффективности и качества антенатальной профилактики.

Второй период - динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой. Качественно важным моментом при этом должна стать оценка особенностей течения беременности и родов у матери, раннего постнатального онтогенеза, т.е. выявление возможной принадлежности ребенка к группе риска. Уже при первом патронаже новорожденного можно в известной степени прогнозировать состояние здоровья ребенка и назначить соответствующие корригирующие и оздоравливающие мероприятия, в соответствии с состоянием здоровья ребенка и группой риска. При первом патронаже целесообразно также собирать генеалогический анамнез для того, чтобы проводить по показаниям своевременные лабораторные методы исследования. Задачи и цели динамического наблюдения за новорожденным заключаются в том, чтобы дать матери определенную систему знаний с учетом конкретных условий семьи, ее санитарной грамотности в вопросах воспитания здорового ребенка и профилактики заболеваний.

Третий период - ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении 1-го года жизни. Следует помнить, что физическое и нервно-психическое развитие, а также уровень состояния здоровья ребенка в первые 3 месяца жизни могут быть показателем эффективности и качества наблюдения ним в периоде новорожденности. При оценке качества наблюдения в течение 1-го года жизни необходимо большое значение придавать комплексной оценке уровня развития и состояния здоровья в декретированные для ребенка этого периода жизни возрасты: 3, 6, 9 и 12 месяцев. Врач, делая заключение о состоянии здоровья ребенка в эти возрастные периоды, пишет этапный эпикриз, в котором отражает развитие и здоровье ребенка за прошедший период, оценивает уровень его физического развития, для чего пользуется местными стандартами определения гармоничности развития, важно оценить уровень нервно-психического развития. Решающее значение для оценки состояния здоровья имеет факт наличия или отсутствия заболеваний в момент обследования, а также частота и длительность острых заболеваний, перенесенных ребенком, в предыдущий квартал. Кратность и длительность заболеваний косвенно отражают состояние реактивности организма ребенка.

Четвертый период - динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Такое наблюдение, как известно, проводит участковый педиатр в том случае, если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, а воспитывается в семье. В возрасте 5-7 лет это обследование совмещают с комплексным осмотром перед поступлением в школу. Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о необходимости проведения осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет с целью профилактики хронических заболеваний всеми врачами-специалистами: ЛОР, окулистом, хирургом-ортопедом, невропатологом, стоматологом, логопедом.

Для всех детей дошкольного возраста большое значение имеют комплексная оценка состояния здоровья. У детей 2-го и 3-го года жизни обязательно оценивают нервно-психическое развитие. Поскольку участковый врач ввиду ограниченности времени заниматься оценкой нервно-психического развития ребенка на приеме и поликлинике не может, эта функция возложена на медицинскую сестру кабинета здорового ребенка. Данные указанной оценки следует заносить в «Историю развития ребенка» с тем, чтобы врач на приеме, составляя свое комплексное заключение, мог бы учесть показатели нервно-психического развития ребенка. Таким образом, на протяжении первых 7 лет жизни ребенок находится под наблюдением участковой педиатрической службы и специалистов детской поликлиники.

Следует отметить, что состояние здоровья ребенка при поступлении в школу является показателем качества и эффективности такого наблюдения.

Детей, у которых выявляются отклонения в состоянии здоровья или заболевания в любом периоде, берут под дифференцированное наблюдение участкового врача или врача-специалиста. Для этого ребенку назначается необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, т. е. осуществляется третий этап диспансеризации.

Получив необходимые данные, участковый педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, которая дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента наблюдаемых детей в целом, чем только диагноз. Кроме того, она позволяет выделить «угрожаемый» контингент детей. При комплексной оценке состояния здоровья ребенка учитывают:

Наличие или отсутствие хронической (и том числе врожденной патологии;

Функциональное состояние органов и систем;

Резистентность и реактивность организма;

Уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

В результате научных исследований, проведенных в детских лечебно-профилактических учреждениях ряда территорий страны, предложено 5 групп здоровья. К I группе относят здоровых детей; ко II группе - здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к III, IV и V группам - хронически больных детей в состоянии компенсации, субкомпенсации и декомпенсации патологического процесса.

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Врачебные назначения детям этой группы включают в профилактические, общеоздоровительные и воспитательные мероприятия.

Дети II группы здоровья с наличием риска возникновения патологии нуждаются в особом внимании педиатра, так как профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проведенные своевременно и целенаправленно, дают наибольший эффект по предупреждению формирования у них хронической патологии. Сроки наблюдения за данной группой детей устанавливает врач индивидуально для каждого ребенка в соответствии со степенью риска в отношении формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, болезнь Боткина и др., относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции их берут под особый контроль. Врачебные назначения детям этой группы включают не только профилактические, воспитательные и общеоздоровительные, но и специальные лечебно-оздоровительные мероприятия. Лечебно-оздоровительные мероприятия детям II группы здоровья назначает не только педиатр, но и врачи-специалисты.

Дети III, IV, V групп здоровья находятся под диспансерным наблюдением у педиатра и соответствующих специалистов и должны получать необходимое лечение в зависимости от имеющейся у них патологии. Объединение детей в однородные группы здоровья позволяет обеспечивать дифференцированное обслуживание контингентов детей и более рационально планировать медицинскую помощь.

Организация медицинского контроля за состоянием здоровья школьников предусматривает ежегодное проведение профилактических осмотров, которые проводятся поэтапно: первый этап - скрининговые исследования, второй этап - обследование детей, отобранных при помощи тестов; третий этап - обследование специалистами школьников, направленных врачом школы на консультацию. Эти принципы организации массовых медицинских осмотров обеспечивают не только повышение эффективности самих осмотров, но и совершенствование организационных подходов медицинского обслуживания учащихся. В частности, они способствуют повышению роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья детей; рациональному использованию рабочего времени врача школы и врачей-специалистов для дифференцированного контроля за состоянием здоровья школьников; более широкому проведению лечебно-профилактических мероприятий среди детей с начальными формами отклонений.

Всех детей, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья, берут на диспансерный учет, и на каждого из них заводится «Контрольная карта диспансерного наблюдения». Кроме врача детского учреждения, эти дети наблюдаются врачами-специалистами поликлиники и участковыми педиатрами. Сроки их осмотров зависят от тяжести и течения патологического процесса.

В дошкольных учреждениях и школах силами медицинских работников этих учреждений и детской поликлиники должны быть обеспечены консервативное лечение хронических заболеваний ЛОР - органов, санация зубов, занятия корригирующей гимнастикой и лечебной физкультурой.

Врач школы совместно с администрацией и педагогами составляет комплексный план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает организацию рационального учебного и трудового режима, питания, физического воспитания, проведение закаливающих процедур, выполнение санитарно-гигиенических требований. План обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы, а также заведующим детской поликлиникой, в районе деятельности которой находится школа.

Большие задачи стоят перед персоналом дошкольных учреждений и школ по широкой пропаганде медицинских и педагогических знаний среди родителей, организации практической помощи семьям в решении задач физического воспитания детей, снижению заболеваемости. В этом плане особую важность имеет вовлечение детей в регулярные занятия физической культурой, спортом, туризмом.

Успешное проведение диспансеризации во многом зависит от четкого оформления и ведения медицинской документации. Основным документом, содержащим все сведения по диспансеризации, является «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф.025/у), «История развития ребенка» (ф.112/у), «Карта учета диспансеризации» (ф.131/у) и «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф.030/у).

Показатели эффективности диспансеризации

1. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи с выздоровлением.

2. Удельный вес больных снятых с диспансерного учета в связи со смертью.

3. Удельный вес больных улучшивших состояние здоровья (перешедших из третьей во вторую группу наблюдения).

4. Снижение частоты и продолжительности рецидивов заболеваний (на 1000 диспансеризуемых).

5. Частота выхода диспансеризуемых на первичную инвалидность (на 1000 диспансеризуемых).

6. Снижение общей заболеваемости среди контингента диспасеризуемых (на 1000 больных).

7. Снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (число случаев, дней на 100 диспансерных больных, средняя длительность одного случая).

Показатели качества диспансеризации

1. Регулярность диспансерного наблюдения больных (в %).

2. Среднегодовое число активных посещений приходящихся на одного больного, состоящего под диспансерным наблюдением.

3. Полнота обследования больных, состоявших под диспансерным наблюдением (в %).

4. Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий за год наблюдения (в %).

5. Процент позднего выявления злокачественных новообразований (IV стадия).

6. Доля диспансеризуемых не наблюдавшихся врачом в течение года.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Задание №1.

По годовому отчету лечебно-профилактического учреждения вычислите показатели диспансеризации, используя для этого учебно-методическое пособие «Методика расчета показателей деятельности учреждений здравоохранения и здоровья населения» (Ставрополь, 2006). Проанализируйте полученные данные и сделайте заключение об организации и качестве диспансеризации в лечебно-профилактическом учреждении.

Задание №2.

Составьте план диспансерного наблюдения за практически здоровым новорожденным ребенком (6 дней жизни), впервые поступившим под наблюдение детской поликлиники 1 сентября 2006 года, а также план наблюдения за ребенком первого года жизни из группы социального риска.

Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. Москва, 1999. – с. 329 – 331.

Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова М. «МЕДпресс-информ»., 2002. - с. 189-194.

Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. С-П, 2000. – с. 259 – 268.

Под показателями эффективности диспансерного наблюдения следует понимать показатели, оценивающие достижение поставленной цели диспансеризации, конечных результатов. К показателям эффективности диспансеризации можно отнести динамика заболеваемости и болезненности по данным ЗВУТ для работающих; общей заболеваемости по основной и сопутствующей патологии; госпитализированной заболеваемости; инвалидизация, в том числе первичная; летальность; исходы диспансеризации по данным годовых эпикризов выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение.

Оценку эффективности диспансеризации следует проводить раздельно по группам:

  • здоровые, больные лица, перенесшие острые заболевания;
  • больные хроническими заболеваниями.

Критерием эффективности диспансеризации здоровых (I группа диспансерного наблюдения) является отсутствие заболеваний, сохранение здоровья и трудоспособности (отсутствие перевода в группу больных).

Критерием эффективности диспансеризации лиц, перенесших острые заболевания (II группа диспансерного наблюдения), является полное выздоровление и перевод в группу здоровых.

Критерием эффективности диспансеризации лиц, страдающих хронической патологией (III группа диспансерного наблюдения) является стойкая ремиссия (отсутствие обострений заболевания).

Кроме этого эффективность диспансеризации подтверждается показателем заболеваемости с временной утратой трудоспособности (с случаях и днях) по конкретным нозологическим формам, по поводу которых больные были взяты на диспансерное наблюдение, если наблюдается его снижение. Показатель сравнивают с показателем за предыдущий год или за несколько лет (наиболее полное представление об эффективности диспансеризации дает сравнение за 3 - 5 лет); показатель первичной инвалидности диспансеризируемых; показатель доли больных, состояние которых улучшилось в течение года (III группа диспансерного наблюдения); показатель смертности лиц, находящихся на диспансерном учете (на 1000 диспансеризированных);

141. Диспансеризация за больными туберкулезом, с кож – вен заболев, онкологич, сердечно – сосуд, психоневролог болезнями. Основные элементы 1. активное выявление больных с начальными стадиями, 2. клин обследование, 3. динамич наблюдение за состоянием здоровья., 4 комплекс лечебно – оздоровит мероприятий, 5 знакомство с условиями труда.6 пропаганда рац. режима питания, отдыха, сна.

Диспансеры организуют мероприятия по массовой профилактике, ведут учет заболеваемости и смертности.

Основные документы – мед карта амбул больного и контрольная карта.

Обеспечивает 1. полицевой учет населения, 2полицевой учет контингентов, находящихся на обслуживании цеховых и подростковых врачей.3полицевой учет контингентов, прикрепленных к данному учреждению для проведения мед осмотров. 4 регистрацию в первичной мед документации данных о проведенной диспансеризации. 5 контроль за своевременностью явки населения на диспансеризацию 6.Подготовку данных по отчетным показателям (организует и выдает централизованные картотеки учета, объединяет информацию врачей, регистратуры.) проводят на доврачебном этапе антропометрию, осмотр полости рта, исследование остроты зрения, слуха, пневмотахометрию, измерение ад, внутриглазного давления после 40 лет.

142. проф осмотры- действие направленное на предупреждение рецидивов, осложнений и смерти. Виды – первичная, вторичная, третичная. Первичная напрвлена на сохранение и развитие условий, способств здоровью и на предупереждение действия факторов и соц природной среды на здоровье. Вторичная – на результатах массовыъ обследований и яв – ся индивид в плане корреции систем жизнедеятельности и трудообеспечения. Третичная на оздоровление, предупреждения перехода заболевания в более тяжёлю степень ПП 1 ПОВЫШАЕТ УРОВЕНЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, Рациональная организация труда3. иммунизация, 4 проведение мероприятия Госсанэпиднадзора. 5 оздоровление среды обитания.6 устранение факторов риска. ВП методы – диспансеризация, сан просвещение,рациональное трудоустройство,диетич питание, вакцинация, мед осмотры. ТП 1. Д учет2. повышает уровень знаний населения по вопросам экологии, … реабелитации, медикам терапия, физио терапия, диетич питание, рациональное трудоустройство.

143-144. укрепление здоровья в качестве составных элементов включает санит просвещение, проф заболеваний, политика ЗО, лечение болезней. Санитарное просвещение – это система гос, общественных и мед мероприятий, направленных на расширение среди населения знаний и навыков необходимых для охраны укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения высокой работоспособности, воспитания здоровой смены. Гигиенич обучение это плановая деятельность, способствующая получению знаний о здоровье или болезнях, обеспечившее постоянные изменения осведомленности человека. Конечная цель – улучшить качество жизни, предупредить преждевременную смерть, болезнь и потерю трудоспособности. Промежуточная сформировать здоровый образ жизни или стиль жизни. направления санит просвещения – 1. информационная пропаганда2 образовательное разработка и реализ программ гигиенич воспитания и обучения. 3. участие специалистов по сан просвещению в разработке и реализации индив или групп программ Координация деятельности решающих центров мед профилактики проводятся республиканским центром. Научно – мед обеспечение службы осуществляется федер НИИ мед проблем формирования здоровья населения. Территориальный центр мед проф включает: организ – метод отдел, информац – пропагандир отдел, редакционно – издательский, консультативно – оздоровительный. Главная задача разрабатывает научные и организ методы для развития службы санит просвещения в широком формировании ЗО. Проведение гигиенич воспитания населения обязательны. Руководители для каждого врача и сред мед работника назначают не менее 4 часов в месяц для проведения сан просвет работы среди населеия в счет их работы. Методы – 1.устный 2 печатная прпаганда3 изобразительный4 комбинированый. При устных выступлениях должны использоваться наглядные пособыя, которые повышают доступность информации и лучшее усвоение. Печатная пропаганда – это листовки, лозунги, памятки, брошюры календари.

145. Метод устной пропаганды. Методы сан просвещения: 1) устная пропаганда, 2) печатная, 3) наглядная, 4) комбинированная. Устная: лекция (контакт со слушателем, гибкость пропаганды, 45-60 мин, монолог, значительный объём материала, больше число участников, наглядные пособия), агитационно-информационное выступление (лекция в миниатюре) (тесный контакт со слушателем, гибкость пропаганды, 10-15 мин, монолог, сугубо практическая направленность, более 25 человек, наглядные пособия), беседа (контакт со слушателем, гибкая пропаганда, 20 мин, диалог, незначительный объём, не более 25 человек, наглядные пособия), вечера вопросов и ответов (контакт со слушателем, гибкая пропаганда, 60-120 мин, диалог, значительный объем, более 25 человек, наглядные пособия), радиовещание (контакта нет, гибкости нет, 10-15 мин, монолог, незначительный объём, большое кол-во участников, наглядных пособий нет). Методические правила: 1) готовясь к выступлению заранее подобрать пособие не более 20 единиц, показ цифровых данных 2-3 пособиями, 2) изображение должно вплетаться в ваш рассказ, 3) если не большое помещение рассадить полукругом что бы было видно, 4) в больших аудиториях полезнее проецировать на экран не более 4-5 изображений на экран.

146. Печатный метод лозунг – призыв, обращение к населению с краткими рекомендациями по охране здоровья.или требованием. Листовка – агитационно – информац тест, оповещающий о какм либо мед мероприятии, о времени и месте его проведении. Памятка – малообъемное печатное средство массовой пропаганды, содержит конкретные советы для отдельных групп здоровья и больных людей. Брошюра – малоинформативное текствое сообщение, освещающие разные вопросы охрана и укрепления здоровья, проф заболеваний. Бюллетень сан просвет стенная газета включает элементы активации, печатные каледари.

147. метод изобразительной пропаганды 1. искусственные объемные (макет, модель), плоскостные (для самостоятельного восприятия плакат, диафильм,слайды, фотовыставки)., всевозможные графические изображения для лекций, бесед. 2натуральные - (анотомический препарат,образцы продуктов), микропрепараты – костный скелет, препарат в банках.

148. Образ жизни связан с поведением человека. Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип де­ятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни, и не вообще деятельности, активности, а совокупности су­щественных черт деятельности людей.Условия жизни - материальные и нематериальные факторы, воз­действующие на образ жизни; образ жизни - деятельность, актив­ность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их. Образ и условия жизни учитывают при организации, проведении и анализе результатов социологических исследований, в том числе со­циально-гигиенических. Эти исследования обычно направлены на вы­явление воздействий условий жизни, прежде всего социальных (тру­да, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджета, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и многих других от­ношений), на отдельных лиц, группы людей и др. Это позволяет де­лать выводы о влиянии социальных условий. Так, в комплексных со­циально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливают корреляции между социальными условиями и изучаемыми призна­ками - показателями состояния здоровья групп населения или дея­тельности медицинских учреждений, подчас без учета того, каким образом используются социальные условия, как они влияют на дея­тельность, активность людей.С образом жизни связывают и понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни».

155. Основными направлениями реформирования здравоохранения: 1) изменение управления здравоохранением (децентрализация, прио­ритет экономических методов, элементы научного подхода к управлению - менеджмента); 2) новая структура управления (создание территориальных медицин­ских объединений - ТМО, расширение прав руководителей медицинских учреждений и усиление роли трудовых коллективов в управлении учреж­дениями - создание советов трудовых коллективов); 3) изменение порядка финансирования здравоохранения (выделение средств из бюджета на одного жителя по дифференцированным подуше­вым нормативам, разрешение использовать в государственных учрежде­ниях здравоохранения дополнительные источники финансирования, ока­зание платных услуг сверх гарантированных, работы по договорам с предприятиями т.д.); 4) расчет цен на услуги в учреждениях здравоохранения и введение взаиморасчетов внутри учреждения между подразделениями и между учреждениями в соответствии с выполненной работой; 5) новые формы организации труда в медицинских учреждениях, бригадный метод, бригадный и арендный подряд, аренда, медицинские кооперативы, дневные стационары при больницах и поликлиниках, ста­ционары на дому и т.д.; 6) введение моделей хозрасчета, соответствующих новым формам организации труда: первая модель хозрасчета - бригадная форма органи­зации труда, вторая модель хозрасчета - подрядные формы организации труда (бригадный и арендный подряд), третья модель хозрасчета - аренда, четвертая модель хозрасчета - медицинские кооперативы и другие формы частного предпринимательства в здравоохранении; 7) попытка создания системы оплаты труда в соответствии с объе­мом и качеством выполненной работы, введение экономических методов стимулирования интенсивности и качества; 8) введение системы внутриведомственного контроля качества меди­цинского обслуживания на основе разработки медико-экономических стандартов (диагностически связанных, диагностически родственных или клинико-статистических групп) с использованием экспертных, оценок различного уровня (ступеней контроля качества медицинского обслужи­вания).

    Своевременность выявления заболеваний

    Своевременность взятия на диспансерный учет

    Полнота охвата диспансерным наблюдением

    Соблюдение сроков диспансерных осмотров

    Полнота проведения лечебных и оздоровительных мероприятий

Показатели эффективности диспансеризации.

    Для первой группы ДН (здоровые): отсутствие заболевания, сохранение здоровья, трудоспособности

    Для второй группы ДН (практически здоровые): полное выздоровление от острого заболевания

    Для третьей группы ДН (больные с хроническими заболеваниями):

    а) частота обострений по поводу основного заболевания

    б) заболевание с ВУТ

    в) перевод на инвалидность

    г) динамическая оценка здоровья; «улучшение», «без перемен», «ухудшение».

Задача №2

В больнице А из общего числа умерших за год вскрыто 1265, случаев совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов 1205. В больнице В вскрыто 1540 умерших, случаев совпадения клинических и патологоанатомических диагнозов 1240. Определите процент расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов по двум больницам. При помощи критерия Стьюдента оцените степень достоверности различий данных показателей.

1. Процент совпадений диагнозов в больнице = число случаев совпадения клинических и паталогоанатомических диагнозов / общее число умерших за год х 100%.

В больнице А = 1205:1265 х 100% = 95% совпадений

В больнице В = 1240:1540 х 100% = 80% совпадений

В больнице А процент расхождений = 5%

В больнице В процент расхождений – 20%

2. Достоверность различий данных показателей

t = P1 – P2 / √ m1 2 + m2 2 .

P1 – показатель совпадений больницы А

P2 – показатель совпадений больницы В

g – показатели расхождений

n – число умерших за год

m1 = √ P1 х g / n = √95х5/1265 = 0,6

m2= √ P2 х g / n = √80х20/1540 = 1,0

t = P1 – P2 / √ m1 2 + m2 2 = 95-80 /√ 1 2 + 0,6 2 =15/1,07 = 13

Критерий Стъюдента 13 . Таким образом, с вероятностью безошибочного прогноза можно утверждать, что показатели достоверны.

Составьте схему анализа деятельности стационара.

Назовите показатели эффективности работы стационара .

Схема анализа деятельности стационара

1.Среднее число дней работы койки в году = число фактически проведенных дней в стационаре / среднегодовое число коек

2. Оборот койки = число прошедших ч/з стационар больных (полу сумма поступивших, выписанных и умерших) / среднегодовое число коек;

3. Среднее время простоя койки = число дней в году - ср. число работы койки в году / оборот койки;

4. Средняя длительность пребывания больного в стационаре = число проведенных больным койко-дней / число выбывших из стационара (выписанных + умерших);

5. Летальность = число умерших больных / число выбывших больных х 100%.

Основные показатели, характеризующие качество работы стационара

    Средняя длительность лечения больных конкретным заболеванием

    Летальность

    Хирургическая активность

    Состав произведенных операций

    Частота послеоперационных осложнений

    Послеоперационная летальность

    Уровень качества лечения

    Совпадение клинических и патологоанатомических диагнозов.