Всё про ежегодные медосмотры в школе: что обязательно, какие врачи. Всё про ежегодные медосмотры в школе: что обязательно, какие врачи Заболевания конкретных органов организма детей

При этом сама необходимость представления в школу медицинских документов - вопрос неоднозначный: чиновники от образования говорят, что представлять медкарту при поступлении в первый класс родители не обязаны, а руководство школ все же настаивает, что после зачисления нужно принести документы о состоянии здоровья ученика. «Комсомолка» попыталась разобраться в этом вопросе.

Медосмотр - одни хлопоты

В летние месяцы детские поликлиники Благовещенска буквально оккупируются родителями и детьми: пройти девять врачей да еще сдать кучу анализов - это вам не шутка! Причем получать справки нужно и перед детсадом, и перед школой.

О посещении поликлиники я всегда думаю с ужасом, - говорит Ирина Максимчук, мама будущей благовещенской первоклассницы . - Вспоминаю, как несколько лет назад со старшим ребенком бегали по врачам, из которых половина была в отпуске. Приходилось выбирать: или ехать на другой конец города в «чужую» поликлинику, или идти к платным специалистам. С младшей мы еще не проходили медосмотр. А на днях вообще родственница из другого региона позвонила и огорошила: вроде как представлять медицинскую карту при поступлении в школу теперь не нужно, и это правило действует уже не первый год. А медосмотры перед садиком и школой вообще отменят. Неужели это правда? Если да, то, как говорится, вся семья вздохнула бы с облегчением! Ведь мы буквально этой весной проходили диспансеризацию в детсаду, и вот опять требуют…

Что скажут власти?

По словам Марины Гридневой, заместителя министра образования и науки Амурской области , представление медицинской карты ребенка при приеме в школу не является обязательным. Это четко прописано в приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32, который утверждает порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с данным документом прием граждан в образовательные учреждения осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении его паспорта. Для зачисления в первый класс вместе с заявлением родители должны дополнительно предъявить оригинал свидетельства о рождении ребенка и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной за школой территории. Иные документы родители имеют право представлять по своему усмотрению. А вот требование каких-либо других документов в качестве основания для приема детей в общеобразовательное учреждение не допускается, - поясняет представитель Минобра региона.

Вывод однозначен: благодаря данному пункту руководители общеобразовательных учреждений не имеют права отказать в приеме ребенку, у которого есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Что касается отмены предварительных медосмотров, эту инициативу проявил Минздрав РФ в феврале текущего года именно по той причине, что данные обследования фактически дублируют периодические осмотры, создавая при этом лишнюю нагрузку на медперсонал и детей. Как сообщала пресс-служба министерства, поправки в Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» должны вступить в силу с 1 сентября 2015 года.

А что на деле?

Действительно, при приеме документов медкарту ребенка у вас не попросят. Однако после зачисления чада в первый класс руководство школ настоятельно рекомендует родителям все же представить заключение врача о состоянии здоровья ученика.

Принести в школу медкарту - в интересах самого родителя, - считает Лариса Попова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СПОШ № 13 Благовещенска . - Ведь абсолютно здоровых детей сейчас практически нет: у кого-то аллергия, у кого-то имеются какие-либо хронические заболевания. Чтобы школьный медработник смог оперативно и грамотно оказать помощь в случае возникновения экстренной ситуации, у него должна быть полная информация о состоянии здоровья учащегося. Откуда ее еще взять, как не из медкарты? Кроме того, на основании данных проведенной диспансеризации для каждого ребенка определяется группа здоровья, а значит, и режим посещения занятий по физической культуре.

Так нужно или нет нести в школу медкарту и проходить медосмотр? Вопрос остается открытым. Осложняет ситуацию то, что медработники в школе не подчиняются Министерству образования, у них свое начальство - Минздрав. И так как поправки в закон пока не вступили в силу, будущим первоклашкам и дошколятам этого года, скорее всего, все же придется посетить специалистов из длинного списка в медкарте. С другой стороны, если вы все-таки решите воспользоваться своим правом и не представлять медицинские документы в школу, то где гарантия, что вас не завалят требованиями принести кучу различных справок от разных врачей и результаты анализов? Или, наоборот, администрация учебного заведения снимет с себя всякую ответственность за здоровье вашего ребенка? Будем надеяться, что два ведомства в конечном итоге придут к общему решению, которое устроит всех: и врачей, и педагогов, и родителей.

СПРАВКА «КП»

На данный момент медосмотр при поступлении в детский сад или школу в частном медицинском центре Благовещенска вместе со всеми анализами обойдется в среднем в сумму от 2000 рублей. Однако стоматолога и психиатра придется все же пройти в специализированных медицинских учреждениях.

), объединяющий страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС, собрал самые популярные вопросы о диспансеризации/профилактических осмотрах в системе ОМС.

В период обучения в школе детям ежегодно проводится профилактический осмотр. Углубленные (расширенные) осмотры проводятся в 7, 10, 14, 15 ,16 лет.

Нужно ли проходить диспансеризацию перед началом нового учебного года, какие врачи обязательны? Есть ли какое-либо ограничение по годам рождения/классам у детей для прохождения диспансеризации? Каков обязательный набор врачей?

В соответствии с Приказом МЗ РФ от 21.12.12 N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 N 27961), предварительный медицинский осмотр детям проводится непосредственно перед поступлением в общеобразовательное учреждение.

Перечень специалистов утвержден этим же приказом (Приказу МЗ РФ от 21.12.12 N 1346н):

Педиатр

Невролог

Детский хирург

Детский стоматолог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Психиатр детский

Акушер-гинеколог

Детский уролог-андролог

Перечень анализов :

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Электрокардиография

Должны ли школы в обязательном порядке направлять учеников на диспансеризацию? Могут ли родители отказаться от такого обязательного осмотра детей и пройти его самостоятельно вместе с детьми?

Врач, ответственный за проведение профилактического осмотра (как правило – школьный врач), не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала его проведения, обязан вручить несовершеннолетнему (его законному представителю) направление на профилактический осмотр с указанием перечня осмотров врачами-специалистами и исследований, а также даты, времени и места их проведения. В день прохождения профилактического осмотра несовершеннолетний прибывает в медицинскую организацию и предъявляет направление на профилактический осмотр и полис обязательного медицинского страхования. Несовершеннолетний, не достигший 15-летнего возраста, прибывает в медицинскую организацию в сопровождении родителя или иного законного представителя. При невозможности сопровождать детей в назначенный, родители могут обратиться в медицинскую организацию в другой день. В этом случае профилактический осмотр может занять больше времени. По завершению профосмотра необходимо предоставить его результаты в образовательное учреждение.

Какие права пациентов (детей) могут быть в принципе нарушены в ходе диспансеризации?

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (в том числе и профилактического осмотра) является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего или его законного представителя на медицинское вмешательство с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Родители должны быть ознакомлены с перечнем специалистов, лабораторных функциональных методов исследования, которые входят в Перечень (Приложение 1). Родители могут написать письменный отказ от прохождения ребенком диспансерного осмотра, но при этом возникает риск несвоевременного выявления серьезного заболевания у ребенка.

Важно ли пройти углубленный профилактический осмотр перед началом учебного года? Или можно сделать его во время учебы?

Профилактический углубленный медицинский осмотр несовершеннолетние учащиеся проходят в начале учебного года – для определения медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.

Предварительные осмотры проводятся при поступлении в образовательное учреждение на основании письменного заявления несовершеннолетнего (его законного представителя) на имя руководителя медицинской организации.

Может ли взиматься плата за лабораторные исследования/услуги специалистов в рамках диспансеризации? Если да, то в каких случаях?

Ответ: оплата за проведение профилактических и предварительных медицинских осмотров, и диагностических исследований действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Каким образом могут быть нарушены права детей в рамках профилактических медицинских осмотров по полису ОМС?

В случае отсутствия специалиста, либо инструментальных, лабораторных методов обследования в проводящей медицинский осмотр несовершеннолетнего медицинской организации могут возникать ситуации, когда несовершеннолетнего направят на консультацию (проведение диагностического, лабораторного исследования) в другую медицинскую организацию на платной основе. Но, согласно все тому же Приказу МЗ РФ от 21.12.12 N 1346н:

П. 29. В случае если у медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по «медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)», «педиатрии» или «общей врачебной практике (семейной медицине)», отсутствует лицензия на медицинскую деятельность в части выполнения иных работ (услуг), перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, указанная медицинская организация привлекает для проведения предварительных осмотров медицинских работников иных медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности в части выполнения требуемых работ (услуг), в соответствии с договорами, заключаемыми между этими медицинскими организациями.

При этом оплата консультаций и проведения исследований действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Куда обращаться в случае нарушений?

В этом случае необходимо обращаться:
— к страховому представителю СМО по телефону «горячей линии», указанному на полисе ОМС (а при наличии страхового представителя в МО – к нему лично с устным обращением);
— к главному врачу медицинской организации, проводящей медицинский осмотр, а при отсутствии должного реагирования с его стороны на обращение – в Департамент здравоохранения, Территориальный фонд ОМС или страховую медицинскую организацию, где застрахован по ОМС несовершеннолетний.

Эксперты МСМС также напоминают, что по закону именно страховые компании стоят на защите прав застрахованных граждан. Поэтому в случае возникновения любых вопросов, связанных с организацией работы медицинских учреждений в системе ОМС, доступностью и качеством медицинской помощи, вы всегда можете обратиться в страховую компанию по телефону горячей линии, указанному на вашем полисе ОМС.

Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров в 7, 10, 14, 15 ,16 лет:

Возрастные периоды, в которые проводятся профилактические медицинские осмотры несовершеннолетних Осмотры врачами — специалистами Лабораторные, функциональные и иные исследования
7 лет Педиатр

Невролог

Детский хирург

Детский стоматолог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Психиатр детский

Акушер-гинеколог

Детский уролог-андролог

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Исследование уровня глюкозы в крови

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной сферы

Электрокардиография

10 лет Педиатр

Невролог

Детский хирург

Детский стоматолог

Детский эндокринолог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Психиатр детский

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Общий анализ кала

Электрокардиография

Исследование уровня глюкозы в крови

14 лет Педиатр

Детский стоматолог

Детский уролог-андролог

Детский эндокринолог

Невролог

Офтальмолог

Оториноларинголог

Акушер-гинеколог

Психиатр подростковый

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Исследование уровня глюкозы в крови

Ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца,

щитовидной железы и органов репродуктивной сферы

Электрокардиография

Исследования уровня гормонов в крови (пролактин, фолликулостимулирующий гормон, лютеинизирующий гормон, эстрадиол, прогестерон, тиреотропный гормон, трийодтиронин, тироксин, соматотропный гормон, кортизол, тестостерон)

15 лет Педиатр

Детский хирург

Детский стоматолог

Детский уролог-андролог

Детский эндокринолог

Невролог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Акушер-гинеколог

Психиатр подростковый

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Исследование уровня глюкозы в крови

Электрокардиография

Флюорография легких

16 лет Педиатр

Детский хирург

Детский стоматолог

Детский уролог-андролог

Детский эндокринолог

Невролог

Травматолог-ортопед

Офтальмолог

Оториноларинголог

Акушер-гинеколог

Психиатр подростковый

Общий анализ крови

Общий анализ мочи

Исследование уровня глюкозы в крови

Электрокардиография

Флюорография легких


Межрегиональный союз медицинских страховщиков (МСМС) является единственной профессиональной организацией, представляющей интересы страховых медицинских организаций всех регионов России, зарегистрирован в январе 2003 года. В состав объединения входят ведущие страховые медицинские организации, работающие во всех субъектах Российской Федерации, среди которых «АльфаСтрахование-ОМС», ООО «СК «Ингосстрах-М», ОАО «РОСНО-МС», «РОСГОССТРАХ-Медицина», «СОГАЗ-Мед», «РЕСО-Мед», «Медика-Восток» и многие другие.

Во время медосмотра группа первоклассников проходила взвешивание. Их массы (в кг) : 20,18,19,25,23. Найдите среднее арифметическое и размах ряда полученных данных.

Ответы:

20+18+19+25+23=105/5=21 ср. арифметическое 18наименьший. 25 наибольший члены ряда 25-18=7 -размах ряда

Похожие вопросы

  • Answer the questions. - What is there in the middle of your room? - There is a round table there. 1. How many rooms are there in your flat? 2. What is there in the middle of your living-room? 3. What is there near the window? 4. What is there opposite the door? 5. What is there in the corner of the room? 6. What is there on the walls of the room? 7. How many windows are there in the room? 8. How many beds are there in the bedroom? 9. What is there in the kitchen? 10. What is there in your room?
  • Помогите, пожалуйста В2. Установите соответствие между органоиды клетки и их функциями. ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ 1)Ядро 2)Митохондрии ФУНКЦИИ А) Имеет двумембранную оболочку с порами Б) Хранит наследственную информацию и участвует в ее передаче В) Содержит ядрышко, в котором собираются рибосомы Г) Содержат множество ферментов, участвующих в синтезе АТФ Д) Отвечает за синтез АТФ Е) Содержи кариоплазму

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» перед поступлением в 1-й класс ребёнок проходит медицинский осмотр специалистами, а так же лабораторное обследование. Профилактический медицинский осмотр проводится в целях своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних . По окончании медицинского осмотра педиатр определяет группу здоровья ребёнка. Группы здоровья обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V). Кратко охарактеризовать их можно следующим образом:

I группа здоровья - здоровые дети;

II группа здоровья - дети, имеющие функциональное отклонение здоровья;

III группа здоровья - дети, имеющие хроническую патологию;

IV группа здоровья - дети, имеющие хроническую патологию в стадии субкомпенсации, т.е наличие функциональных отклонений с частыми обострениями основного заболевания;

V группа здоровья - дети, имеющие хроническую патологию в стадии декомпенсации, т.е угрожаемые по инвалидности или инвалиды.

По данным приведённым в таблице 1, после изучения этих медицинских крат, можно оценить состояние здоровья первоклассников МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в начале учебного 2016 года.

Таблица 1

Группы здоровья первоклассников (% от числа школьников)

Группа здоровья

1 «А» класс

1 «Б»

класс

1 «В»

класс

1 «Г»

класс

1 «Д»

класс

Итого

III группа

На основании этих результатов был сделан следующий вывод: в первый класс поступили в основном дети с I и II группой здоровья. Абсолютно здоровых детей в них только 39% от общего количества всех первоклассников. Далее в процессе анализа медицинских карт определены проблемы здоровья и заболевания, которые имеют первоклассники в каждом классе. Эти данные приведены в таблице 2.

Таблица 2

Состояние здоровья первоклассников МБОУ СОШ № 20 города Краснодара в 2016 году (от общего количества школьников в классе)

Заболевания конкретных органов организма детей

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

1 «Г» класс

1 «Д» класс

Итого

кожа

органы пищеварения

глаза

почки

костно-мышечная система

сердечнососудистая система

нервная система

эндокринная система

органы дыхания

Конкретно по всем первым классам школы определено, что среди кожных заболеваний часто встречаются аллергические дерматиты, среди органов пищеварения - дискенизия желчно-выводящих путей. В заболеваниях глаз у 19 учащихся первых классов выявлена миопия слабой степени. 1 первоклассник, перенесший пиелонефрит, страдает заболеванием почек . Большое число первоклассников (13 человек) в развитии костно-мышечной системы имеют нарушения осанки. Немало первоклассников имеют диагнозы сердечно-сосудистой системы: 6 учащихся из них - ВПС (врождённые пороки сердца, в том числе оперированные) и 2 ребёнка с функциональным систолическим шумом в сердце. Заболеваниями нервной системы страдают 5 первоклассников: 1 ребёнок с ДЦП, остальные - неврозами. 4 ученика первых классов имеют заболевания эндокринной системы - дети с лишним весом и дефицитом веса. Среди заболеваний органов дыхания выявлены хронические тонзиллиты и риниты.

Эти данные были обнародованы среди классных руководителей 1-х классов, учителей, обучающих первоклассников, и членов администрации МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара в начале учебного 2016-го года. Все понимают, что не учитывать эти факты в учебно-воспитательном процессе непростительно, особенно в период адаптации первоклассников к обучению в школе. Ведь главный принцип обучения в нашей школе «Не навреди!» относится ко всем субъектам образования. Обучение в школе - серьёзное испытание на прочность всего организма ребёнка. Особенно сильно школьные нагрузки сказываются на ещё не окончательно сформированном организме учеников начальных классов. Поэтому правильная организация учебного процесса должна включать в себя профилактические мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Первостепенной задачей, исходя из результатов анализа состояния физического здоровья первоклассников школы (13 человек страдают заболеваниями костно-мышечной системы) , является формирование и сохранение правильной осанки учащихся . Её нарушения согласно медицинским данным приводят не только к ряду патологических отклонений в формировании опорно-двигательного аппарата, но и многочисленным негативным изменениям в работе внутренних органов. Причиной номер один нарушения осанки выступают длительные динамические и статические перенапряжения, особенно на этапе роста и развития позвоночника у первоклассников (неправильная поза за партой, за столом, длительное пребывание за компьютером и пр.). Длительная неправильная рабочая поза за столом - это главная причина нарушения осанки . Потому профилактика нарушений осанки у детей - это в первую очередь приучение к физиологической рабочей позе (рис.1) и физические упражнения.

Рисунок 1 - Физиологическая рабочая поза работы за столом

Неправильная осанка может стать причиной неполноценного, недостаточного дыхания, что в свою очередь проявится в недостаточном поступлении кислорода в головной мозг и другие органы растущего организма. Помимо нервной системы от длительной гипоксии особенно страдает сердечнососудистая система, увеличивая риск возникновения различных заболеваний.

Все мероприятия в школе, направленные на формирование правильной осанки, разделены на две большие группы - исключение факторов, повышающих риск приобретения патологии осанки и профилактические меры, способствующие правильному физическому развитию. Рассмотрим их подробнее.

В первую очередь представим факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на физическое развитие младшего школьника , о которых следует знать всем, кто работает с младшими школьниками, в том числе и родителям учащихся:

Неправильное положение тела во время уроков, выполнения домашних занятий и пр., которое мы рассмотрели выше. Длительное нахождение ребёнка в неправильном статическом положении приводит к нарушениям физиологического тонуса мышц, а в дальнейшем может стать причиной развития патологических искривлений позвоночника. Для следования этому требованию необходима правильная организация рабочего места школьника. Высота сидения и столешницы должны быть выставлены на оптимальную высоту с учётом роста ребёнка. Освещение рабочего места преимущественно спереди, слева и сверху. Кроме того необходимо регулярно, не реже одного раза в четверть, менять постоянное рабочее место каждого ученика в классной комнате. Причём перемещение должно быть не только по рядам, но и со сменой удалённости от классной доски.

Нерациональное применение сумок или портфелей для ношения школьных принадлежностей. Школьные портфели или сумки могут стать причиной возникновения нарушений осанки. Негативными факторами являются не только большой вес, но и привыкание длительно носить тяжёлый предмет в одной руке, в одном положении. Поэтому большинство педиатров рекомендуют вместо портфеля отдать предпочтение лёгкому заплечному ранцу, позволяющему равномерно нагружать позвоночник без перекашивания плечевого пояса.

Далее рассмотрим профилактические меры, способствующие правильному физическому развитию . Все мероприятия, направленные на достижение правильного развития опорно-двигательного аппарата младших школьников, разделены на три большие взаимосвязанные между собой группы.

1) Мероприятия, проводимые в школе.

Еженедельное проведение уроков физической культуры, на которых следует уделять особое внимание выполнению упражнений с равномерной загруженности всех групп мышц;

Ежедневные физкультминутки, призванные устранять последствия длительных периодов сидения за партами;

Различные спортивные праздники, соревнования и пр.

2) Мероприятия, проводимые вне школы.

Различные спортивные секции, среди которых для учащихся начальной школы следует отдать предпочтение игровым видам спорта - динамичным, но не требующих больших физических нагрузок.

3) Мероприятия, проводимые в семье:

Ежедневная утренняя зарядка

Регулярные семейные занятия спортом - туристические походы, участие в различных соревнованиях (семейное спортивное ориентирование и пр.)

В соответствии с результатами анализа медицинских карт первоклассников выявлено большое количество (19 учеников) учащихся, у которых диагностирована миопия слабой степени в заболеваниях глаз. Основным симптомом миопии является пониженная острота дальнего зрения , при котором находящиеся на определённом расстоянии объекты (номера домов, автобусов, надписи, лица людей) неразличимы и выглядят нечётко и размыто. К побочным симптомам относятся быстрое утомление зрения, головные боли, иногда тошнота. Миопия развивается в большинстве случае в младшем и среднем школьном возрасте , а затем может прогрессировать . Отсюда следующей значимой и неотложной проблемой для МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара стала организованная работа по профилактике ослабления зрения.

Уроки в школе приводят к значительной нагрузке на органы зрения, Особенно явно это проявляется в отношении учащихся начальной школы и преимущественно у первоклассников. Отсутствие навыков быстрого и качественного чтения приводит к перенапряжению органов зрения и может стать причиной развития нарушений аккомодации и другим заболеваниям. Планирование мероприятий по профилактике нарушения зрения у младших школьников в нашей школе включает в себя следующие направления, которые описаны в определенных требованиях.

1. Правильная организация учебного помещения. Стены следует окрасить светлой краской, желательно - не дающей блестящей, бликующей поверхности. Окна должны быть большими, их не следует загромождать большими предметами - крупными цветами, картинами и пр. При попадании на окна прямых солнечных лучей рекомендуется использовать лёгкие прозрачные занавески. Окна должны быть чистыми, поскольку загрязнённые стёкла задерживают от 20% до 50% светового потока.

2. Правильная организация освещения на рабочем месте ученика. Поверхность стола не должна давать бликов. Источник света должен располагаться выше уровня головы и исключать попадание прямого света в глаза. В вечернее время наличие индивидуального источника света не исключает необходимость качественного общего освещения в комнате.

3. Расстояние от поверхности стола до глаз школьника должно быть примерно 45-50 см, что способствует правильной осанке и не вызывает перенапряжения аккомодации зрения.

4. Продолжительность непрерывных занятий не должна превышать часа, а для первоклассников - 30 минут, после чего необходим перерыв со сменой вида деятельности, в том числе и для отдыха органов зрения.

5. Дома требуется постоянный контроль за временем пользования школьниками компьютером и телевизором. Необходимо не только ограничивать время таких занятий, но и организовать условия, обеспечивающие оптимальное положение ребёнка перед экраном. Оптимально если телевизор расположен прямо перед лицом на уровне глаз на расстоянии около трёх метров.

6. При необходимости - регулярно проделывать упражнения, способствующие укреплению как глазодвигательных мышц, так и тренировке аккомодации.

Отдельно стоит обратить внимание на проблему профилактики заболеваний зубов, поскольку, как известно, многие другие заболевания у младших школьников вызваны именно этим. Детские зубы наиболее подвержены поражению кариесом, а в случае его возникновения осложнения в виде пульпита и периодонтита возникают очень быстро. Но, несмотря на всеобщее понимание важности профилактических мероприятий, ошибки в уходе за зубами остаются очень распространённым явлением. Опишем требования, которые должны соблюдать родители младших школьников, чтобы не допустить заболевания своих детей.

Прежде всего, необходимо тщательно подобрать для ребёнка наиболее подходящие для него средства ухода за зубами - зубные щётку и пасту. Первоклассники часто хотят чувствовать себя взрослыми ведь они уже «совсем большие» и ходят в школу! Нужно убедить ребёнка в том что ему больше подходит детская щёточка с небольшим размером головки и короткими щетинками. А вот убеждать пользоваться детскими зубными пастами обычно долго не приходится - такие пасты отличаются привлекательным для ребёнка дизайном оформления и радуют большим разнообразием вкусовых оттенков.

Второй важный момент - как чистить зубы. Ребёнок школьного возраста или старается избежать чистить зубы как неприятной обязанности, или стремится делать это самостоятельно. Чаще всего результат в обоих случаях примерно одинаковый. Поэтому мало привить ребёнку привычку чистить зубы дважды в сутки (после завтрака и перед сном), необходимо ещё и выработать в нём стремление достигать главную цель - тщательно вычищать зубы! А для этого крайне важно, чтобы ребёнок чистил зубы под контролем взрослого. Или - начинал чистить зубы самостоятельно, а затем дочищал те участки зубных рядов, на которые ему укажут родители.

Чистка зубов не должна сопровождаться спешкой. Это последовательный процесс, и желательно его проводить по одной, постоянной схеме. Например, начинать чистить с крайнего правого верхнего зуба до крайнего левого, после чего переходить на крайний левый нижний и двигаться к противоположной стороне нижнего зубного ряда. При этом следует следить за тем, чтобы одинаково тщательно очищались все поверхности зубов, а не только их внешняя сторона или жевательная поверхность.

Движения щёткой не должны быть сильными, давящими. Щетинки должны двигаться часто, но в одном направлении, как бы выметая зубной налёт в направлении от десны к жевательной поверхности или режущему краю. Движения взад-вперёд не очищают зубы, а перемещают зубной налёт в межзубные промежутки или в область дёсен.

Но даже при самом внимательном отношении со стороны родителей к уходу за зубами ребёнка велика вероятность ошибок. Поэтому самой правильной тактикой следует считать обращение родителей вместе с ребёнком к детскому стоматологу-гигиенисту с тем, чтобы непосредственно научиться осуществлять необходимые гигиенические требования под контролем специалиста. Это поможет не только овладеть правильными навыками, но и позволит выбрать наиболее подходящие средства гигиены и индивидуальную схему ухода за зубами.

Итак, группа здоровья ребёнка может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья, образа жизни. Задача школы и родителей учащихся начальных классов в здоровьесбережении - сохранить здоровье детей. Если у ребёнка нарушение осанки, то не допустить перехода в сколиоз. Для этого младшему школьнику необходимы занятия лечебной физкультурой, массаж, правильная поза во время занятий учебной деятельностью. Если у ребёнка обнаружена миопия слабой степени, то не допустить, чтобы она переросла в среднюю и высокую степень и т.д. Ведь можно недоработать в обучении, но сохранить и укрепить здоровье младшего школьника, не