Опросник нервно психического напряжения т а немчина. Оценка нервно - психического напряжения

Шкала нервно-психического напряжения (Т. А. Немчин)

Предназначена для диагностики нервно-психического напряжения и его проявлений.

Текст опросника.

1. Наличие физического дискомфорта.

1. Полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений.

2. Имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе.

3. Наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно не мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений.

1. Полное отсутствие каких-либо болей

2. Периодически появляются, но быстро исчезают, и не мешают работе.

3. Имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения.

1. Отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела.

2. Ощущение тепла, повышения температуры тела.

3. Ощущение похолодания тела, конечностей, «озноб».

4. Состояние мышечного тонуса.

1 Обычный, неизмененный мышечный тонус.

2. Умеренное повышение тонуса мышц, чувство некоторого мышечного напряжения.

3 Значительное мышечное напряжение, подергивание отдельных мышц лица, рук, тики, тремор.

5. Координация движений.

l. Обычная, неизмененная координация движений.

2. Повышение точности, ловкости, координации движений во время работы, письма.

3. Ухудшение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

I6. Состояние двигательной активности в целом.

1. Обычная, неизмененная двигательная активность.

2. Повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений.

3. Резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца.

2. Ощущение усиления сердечной деятельности, не мешающее работе.

3. Наличие неприятных ощущений со стороны сердца, резкое учащение сердцебиения. Чувство сжатия в области сердца, покалывания, боли в сердце.

8. Проявления (ощущения) со стороны желудочно-кишечного тракта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе.

2. Появление единичных, быстро проходящих и не мешающих работе ощущений со стороны органов пищеварения – подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое умеренное урчание в животе,

3. Выраженные неприятные ощущения в области живота – боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания.

1. Отсутствие каких-либо ощущений.

2. Увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе.

3. Значительные изменения дыхания – одышка, чувство недостаточного вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы.

1. Отсутствие каких-либо изменений.

2 .Умеренная активизация выделительной функции – несколько более частое появление желания воспользоваться туалетом при полном сохранении возможности воздерживаться (терпеть).

3 .Резкое учащение желания воспользоваться туалетом или невозможность воздерживаться, наличие сильных позывов к мочеиспусканию и др.

11. Состояние потоотделения.

1. Обычное состояние потоотделения, без каких-либо изменений

2. Умеренное усиление потоотделения.

3. Появление обильного холодного, проливного пота.

12. Состояние слизистой оболочки рта.

2. Умеренное увеличение слюноотделения.

3. Ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов.

1. Обычная окраска кожных покровов лица, шеи, рук.

2. Покраснение кожи лица, шеи, рук.

3. Побледнение кожи лица, шеи, рук, появление на коже кистей мраморного (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям.

1. Отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность.

2. Умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее основной работе.

3. Резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах.

1. Обычное, неизмененное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях.

2. Повышение чувства уверенности в себе, уверенность в успехе.

3. Чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение.

1. Обычное, неизменное настроение.

2. Приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой.

3. Сниженное настроение, чувство подавленности.

17. Особенности сна.

1. Нормальный, обычный сон без каких-либо изменений по сравнению с предшествующим периодом времени.

2. Хороший, полноценный, крепкий освежающий сон накануне.

3. Беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение скольких предшествующих ночей и в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом.

1. Отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств.

2. Чувство озабоченности, повышенной ответственности за выполняемую работу, появление «азарта», положительно окрашенной «злости».

3. Чувство отчаяния, страха, паники.

19. Помехоустойчивость.

1. Обычное состояние, без каких-либо изменений.

2. Повышение устойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей.

3. Значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи.

1. Обычная, неизмененная речь.

2. Повышение речевой активности, увеличение громкости голоса и ускорение речи без ухудшения ее качественных характеристик (грамотности, логичности).

3. Нарушения речи – появление слишком длинных пауз, запинок, заикания, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос.

21. Обшая оценка психического состояния.

1. Обычное, неизмененное состояние.

2. Чувство собранности, повышенной готовности к работе, мобилизованность, подъем душевных и моральных сил, высокий психический тонус.

3. Чувство усталости, несобранности, растерянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти.

1. Обычная, неизмененная память.

2. Улучшение памяти – легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент.

3. Ухудшение памяти.

23. Особенности внимания.

1.Обычное, без каких-либо изменений внимание.

2. Улучшение способности к сосредоточению внимания, отвлечение от посторонних дел.

3. Ухудшение внимания, несобранность, неспособность сосредоточиться на деле, растерянность, отвлекаемость.

24. Сообразительность.

1. Обычная, без каких-либо изменений сообразительность.

2. Повышение сообразительности, находчивость.

3. Ухудшение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность.

1. Обычная, неизмененная умственная работоспособность.

2. Повышение умственной работоспособности.

3. Значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явление психического дискомфорта.

1. Отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний со стороны психической сферы в целом.

2. Единичные, слабо выраженные и не мешающие работе изменения психической деятельности, либо, напротив – чувство психического комфорта, приятные переживания и ощущения.

3. Резко выраженные, многочисленные и серьезно мешающие работе нарушения со стороны психической деятельности.

27. Степень распространенности (генерализованное) признаков напряжения.

1. Единичные и слабые признаки, на которые не следует обращать внимания.

2. Отчетливо выраженные признаки напряжения, которые не только не мешают деятельности, а, напротив, способствуют ее успешности и npoдуктивности.

3. Большое количество разнообразных неприятных проявлений напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны многих частей тела, органов и систем.

28. Оценка частоты возникновения напряжения.

29. Оценка продолжительности состояния напряжения.

1. Весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает, еще до того, как миновала сложная ситуация.

2. Продолжается в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, но прекращается вскоре после ее окончания.

3. Большая продолжительность состояния напряжения, не прекращающегося течение длительного времени по миновании сложной ситуации.

30. Общая оценка степени выраженности напряжения.

1. Полное отсутствие или весьма слабое напряжение.

2. Умеренно выраженное напряжение.

3. Резко выраженное, чрезмерное напряжение.

Для проведения исследования можно использовать опросник нервно-психического напряжения (НПН), предложенный Т.А.Немчиным. Опросник представляет собой перечень признаков нер­вно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения. В опросник включены 30 основных характеристик этого состояния, разделенных на три степени выраженности.

Исследование проводится индивидуально в отдельном, хоро­шо освещенном и изолированном от посторонних звуков и шу­мов помещении.

Инструкция испытуемому: «Заполните, пожалуйста, правую часть бланка, отмечая знаком плюс те строки, содержание которых со­ответствует особенностям Вашего состояния в настоящее время».

ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощу­щений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощу­щений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существен­но мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба».

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдель­ных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);

5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности дви­жений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких дви­жений, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скоро­сти и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, из­менять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешаю­щие работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - уча­щение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, по­калывание, боли в сердце.

8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной обла­сти, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, сни­жение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыхания:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство не­достаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны выделительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация выделительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом, при полном со­хранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раз­дражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фик­сация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих спо­собностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение:

а) обычное настроение;

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъ­ема, приятного удовлетворения работой или другой деятель­ностью;

в) снижение настроения, подавленность.

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон;

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне.

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств;

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую работу, «азарт», активное желание действовать;

в) чувство страха, паники, отчаяния.

Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность ра­ботать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособ­ность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок,
увеличение количества лишних слов, заикание, слишком ти­хий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

б) улучшение способности к сосредоточению, отвлечение от посторонних дел;

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на деле, отвлекаемость.

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность;

б) повышение сообразительности, хорошая находчивость;

в) снижение сообразительности, растерянность.

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность;

б) повышение умственной работоспособности;

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость.

26. Явления психического дискомфорта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и пережи­ваний со стороны психики в целом;

б) чувство психического комфорта, подъема психической де­ятельности, либо единичные, слабо выраженные, быстро про­ходящие и не мешающие работе явления;

в) резко выраженные, разнообразные и многочисленные серь­езно мешающие работе нарушения со стороны психики.

27. Степень распространенности (генерализованность) признаков напряжения:

а) единичные, слабо выраженные признаки, на которые не обращается внимание;

б) отчетливо выраженные признаки напряжения, не только не мешающие деятельности, но, напротив, способствующие продуктивности;

в) большое количество разнообразных неприятных признаков напряжения, мешающих работе и наблюдающихся со стороны различных органов и систем организма.

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) ощущения напряжения не развиваются практически ни когда;

б) некоторые признаки напряжения развиваются лишь при наличии реально трудных ситуаций;

в) признаки напряжения развиваются очень часто и нередко без достаточных на то причин.

29. Продолжительность состояния напряжения:

а) весьма кратковременное, не более нескольких минут, быстро исчезает еще до того, как миновала сложная ситуация;

б) продолжается практически в течение всего времени пребывания в условиях сложной ситуации и выполнения необходимой работы, прекращается вскоре после ее окончания;

в) весьма значительная продолжительность состояния напряжения, непрекращающегося в течение длительного времен после сложной ситуации.

30. Общая степень выраженности напряжения:

а) полное отсутствие или весьма слабая степень выраженности

б) умеренно выраженные, отчетливые признаки напряжения

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение.

После заполнения бланка производится подсчет набранных испытуемым баллов путем их суммирования. При этом за отметку «+», поставленную испытуемым против пункта «а», начисляется 1 балл, против пункта «б» - 2 балла и против пункта «в» 3 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый, равно 30, а максимальное - 90. Диапазон слабого, или «детензивного», нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов, умеренного, или «интенсивного», - от 51 до 70 баллов и чрезмерного, или «экс­тенсивного», - от 71 до 90 баллов. Полученные таким образом данные заносятся в протокол по следующей форме:

Фамилия, имя, отчество___________ Дата__________

Краткая характеристика актуальной ситуации (обычная не стрессовая, перед экзаменом, после экзамена, перед выполнением ответственного и сложного за­дания, после задания и т.д.).

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.
Симптоматический опросник самочувствия (СОС)
Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».


Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.
До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.
16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.
27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.
«Ключ»

Опросник «Определение нервно–психического напряжения»

Т. Немчин
Вводные замечания
Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .
Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.
Опросник НПН
Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.
Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………….
Пол………………………………………………………………………………………………
Возраст……………………………………………………………………………………………
Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)
……………………………………………………………………………………………………
Профессиональная принадлежность……………………………………………….






После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.
Таблица 2.1
Характеристики трех степеней НПН по данным опросника
(7. А. Немчин)


Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).
ИН < 42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.
42,6 > ИН < 75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.
ИН > 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.
На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.

Шкала психологического стресса RSM–25

Вводные замечания
Шкала PSM–25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса . Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.
При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур-Тесье-Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.
Методика апробирована авторами на выборке более чем на 5 тыс. человек в Канаде, Англии, США, Пуэрто–Рико, Колумбии, Аргентине, Японии. Также эту методику применяли Клемент и Янг в Университете
Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.
Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73), c индексом депрессии (r = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.
Опросник PSM
Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».



Примечание. * Обратный вопрос.
Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.
ППН больше 155 баллов высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.
ППН в интервале 154–100 баллов – средний уровень стресса.
Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Диагностика состояния стресса

К. Шрайнер
Вводные замечания
При искренних ответах методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.
Инструкция: обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.
1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.
2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.
3. На работе и дома – сплошные неприятности.
4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.
5. Меня беспокоит будущее.
6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.
7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.
8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.
9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.
Обработка результатов и их характеристика. Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.
0–4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.
5–7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из–за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.
8–9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие – страдаете и вы, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе – сейчас ваша главная жизненная задача.
По данным, полученным автором методики, было замечено, что подавляющее большинство работников банка имеют оценку в интервале 5–7 баллов (80 % респондентов). Примерно 18 % респондентов имеют 8–9 баллов. И только около 2 % имеют оценку 0–4 балла. Следовательно, большинство банковских работников настоятельно нуждаются в том, чтобы повысить у себя средства самоконтроля в стрессовых ситуациях.


В. Жмуров
Вводные замечания
Одной из причин возникновения депрессивных состояний является истощение нервно–психического потенциала вследствие продолжительного стресса или психотравмы. Депрессия – специфическое аффективное состояние индивида, которое характеризуется отрицательными эмоциями, а также трансформацией мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно–тяжелые переживания, такие как тоска, отчаяние, страхи, подавленность, чувство вины за прошлые события, беспомощность–инфантильность перед лицом жизненных трудностей. Депрессивные состояния, как правило, характеризуются сниженной самооценкой, скептицизмом, склонностью никому не доверять, безынициативностью, утомляемостью, падением активности и др. Методика позволяет дифференцировать шесть состояний – уровней депрессии: апатия, гипотимия, дисфория, растерянность, тревога, страх.
Опросник
Инструкция: из каждой группы показаний выберите и обведите вариант ответа 0, 1, 2 или 3, который в наибольшей степени характеризует ваше состояние.







Обработка и интерпретация результатов. Определяется сумма всех отмеченных вариантов (баллов) ответов. В соответствии с данной суммой производится оценка степени выраженности депрессии.
1–9 баллов – депрессия отсутствует или очень незначительна;
10–24 баллов – депрессия минимальна;
25–44 балла – легкая депрессия;
45–67 баллов – умеренная депрессия;
68–87 баллов – выраженная депрессия;
88 баллов и более – глубокая депрессия.
Качественная характеристика депрессивных состояний
Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или проходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.
Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни.
Положительные эмоции при этом поверхностны, быстро истощяемы, могут полностью отсутствовать.
Дисфория («плохо переношу», несу плохое, дурное). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.
Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.
Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот–вот порвется, лопнет…»
Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу и др. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело», оборвалось», «шевелятся волосы», сковало грудь» и т. п.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»

В. Зунг, адаптирована Т. Баклашовой
Вводные замечания
Депрессивные состояния возникают как постстресовые или посттравматические реакции. Опросник может быть использован для дифференциальной диагностики депрессивных состояний для скрининг–диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной доврачебной диагностики. Полное обследование занимает 20–30 минут.
Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Шкала депрессии
Фамилия, имя, отчество………………………………………………………………………..
Дата …………………………………………………………………………………………………………..
Варианты ответов: 1 – «никогда» или «изредка»; 2 – «иногда»; 3 – «часто»; 4 – «почти всегда» или «постоянно».


Обработка и интерпретация результатов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = S + Z, где S – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z – сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например, у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д.
В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. УД <50 баллов – депрессии нет.
50 <УД <59 баллов – легкая депрессия ситуативного или невротического генеза.
60 <УД <69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.
УД > 70 баллов – депрессия.

Шкала оценки субъективной комфортности

А. Леонова
Вводные замечаниия
Русскоязычная версия шкалы оценки субъективной комфортности разработана А. Б. Леоновой. Методика направлена на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком функционального состояния в данный момент времени . Она состоит из 10 биполярных шкал, полюса которых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерные признаки «хорошего» и «плохого» субъективного состояния.
Инструкция: прочтите каждую из представленных ниже пар полярный утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколько–нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа – обычно первое ощущение, которое приходит в голову, оказывается наиболее точным.
Фамилия, имя, отчество ………………………………………………………………………..
Дата………………………………Время заполнения…………………………………………



Обработка и интерпретация результатов. При подсчете результатов тестирования шкала трансформируется от 7 до 1 баллов. 7 баллов присваивается максимально позитивной оценке признака, а 1 балл – максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «0».
Прямые шкалы: 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Обратные: 3, 6, 8, 10.
Индекс субъективной комфортности (ИСК) рассчитывается как общая сумма баллов по всем шкалам. Интерпретация результатов:

Шкала дифференциальных эмоций

К. Изард, адаптирована А. Леоновой
Инструкция: перед вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до 5, – соответствующих по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается ваше первое ощущение!
Ваши возможные оценки:
1 – «переживание полностью отсутствует»; 2 – «переживание выражено незначительно»; 3 – «переживание выражено умеренно»;
4 – «переживание выражено сильно»; 5 – «переживание выражено в максимальной степени».


Обработка и интерпретация результатов. Индекс положительных эмоций характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ПЭМ = I, II, III (Интерес + Радость + Удивление).
Индекс острых негативных эмоций отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается:
НЭМ = IV, V, VI, VII (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение).
Индекс тревожно–депрессивных эмоций отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно–депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ТДЭМ = VIII, IX, X (Страх + Стыд + Вина).
Для интерпретации данных по обобщенным показателям ШДЭ используются следующие градации по каждому из названных индексов:

Список литературы

1. Иванченко Т. А., Иванченко М. А., Иванченко Т. П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. – СПб., 1994.
2. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М., 1978.
3. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. Ч. 1 / Ред. А. А. Крылова. – СПб., 1995. С. 123–132.
4. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3. С. 4–21.
5. Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: МГУ, 1984.
6. Леонова А. Б. Психологическая саморегуляция и профилактика неблагоприятных функциональных состояний // Психологический журнал. 1988. Т. 10. № 3. С. 43–52.
7. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / Под ред. А. О. Прохорова. Вып. 6. – Казань, 2006.
8. Немчин Т. А. Состояние нервно–психического напряжения. – Л.: ЛГУ, 1988.
9. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Практикум по инженерной психологии и эргономике / Под ред. Ю. К. Стрелкова. – М.: Академия, 2003. С. 139–140, 146–148.
10. Практическая психодиагностика. Методика и тесты: Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998.
11. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕР–СЭ, 2004. С. 44, 64–64.
12. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. – М., 1998.
13. Lemyre L., TessierR., Fillion L. Psychological Stress Mesurement (PSM): A transiation. ОчієЬєс, PQ: Universite Laval, 1991.

Тема 3
Организационная диагностика стресса. Оценка стресс–факторов в профессиональной деятельности

3.1. Теоретическое введение

Под организационной диагностикой стресса понимается выявление и оценка стресс–факторов на работе. Организационная диагностика стресса – необходимая составляющая стресс–менеджмента, понимаемого как комплексное управление стрессогенностью рабочего пространства и стрессовым реагированием работников.
В зарубежной и отечественной научной литературе используются два понятия стресса рабочего пространства – организационный и профессиональный стресс. Понятия «профессиональный» и «организационный стресс» пересекаются, но не совпадают полностью. В зарубежной литературе, как правило, используется понятие «стресс на работе» или «трудовой стресс» без дифференцирования стрессоров, связанных с организационными проблемами и стрессорами со стороны специфики профессиональной деятельности. По мнению А. Б. Леоновой, система оценки профессионального стресса – более сложная, чем оценка стресса на работе . К более сложному явлению по причинной обусловленности относится профессиональный стресс, который возникает в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии. Профессиональный стресс детерминирован также личными амбициями, субъективным образом профессионального развития и самореализации личности.
Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, компании, корпорации), а также с поиском новых неординарных решений при форс–мажорных обстоятельствах.

Жанр : Психология

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Описание : Современная эпоха общественного развития характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это невиданный ранее темп развития науки и производства, имеющий характер научно-технической революции, и, во-вторых, все более возрастающая в указанном процессе роль человека как главной производительной силы общества.
Гуманизация практически всех областей общественной практики объективно требует глубокой разработки основных проблем человекознания, его теоретических и практических аспектов. Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и общения людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, повышение требований к компетентности и оперативности человека связаны, в свою очередь, с необходимостью не только глубокого изучения его личности, характера, способностей и других психических характеристик, но и разработки практических мер по увеличению потенциальных свойств человека, которые могли бы полностью отвечать сложным жизненным ситуациям.
Эти и многие другие обстоятельства заставляют человека быстро и полноценно адаптироваться и сохранять высокую работоспособность в постоянно изменяющейся обстановке. Актуальность проблемы адаптации человека к новым условиям повышается также в связи с расширением экологического ареала, выходом в космос, овладением труднодоступными ранее областями Земли, развертыванием работ на континентальном шельфе Мирового океана, напряженностью в международных военно-политических отношениях, необходимостью трудиться в необычных, часто весьма сложных, опасных или в так называемы, «экстремальных» условиях. Повышенные требования к физическим, моральным, психологическим качествам и способностям человека в подавляющем большинстве не только не сопровождаются какими-либо неблагоприятными последствиями, но, напротив, вызывают мобилизацию духовных и физических ресурсов личности, обеспечивающую преодоление трудностей. Однако в некоторых случаях экстремальные условия могут стать объективными причинами возникновения у человека особых - «стрессовых» - состояний.
В настоящее время трудно найти в специальной литературе слово, столь часто употребляемое для обозначения самых разнообразных сильных переживаний и ощущений психического и физического дискомфорта, возникающих у человека в условиях «экстремальной» ситуации, каким является слово «стресс». Это слово стало одним из символов современного образа жизни, его употребление вышло далеко за пределы науки и все более обычно в повседневной жизни. В то же время понятие «стресс» в течение последних десятилетий является объектом внимательного отношения и глубокого интереса представителей самых различных областей науки о человеке.
Проблема стресса исследуется физиологами, медиками, психологами, социологами, философами, и тем не менее, она еще весьма далека от своего разрешения. Если биохимические, физиологические и другие биологические аспекты стресса в настоящее время разработаны достаточно хорошо, то наиболее сложный раздел этой проблемы - психология стресса - изучен недостаточно. До сих пор не получили должного развития те исследования, которые имеют своей целью изучение состояний психической адаптации и дезадаптации у здоровых людей - представителей массовых профессий, учащихся, работников умственного труда на промышленных предприятиях, лиц из административно-хозяйственного, управленческого аппарата и др. Между тем именно у этих категорий специфика повседневной трудовой деятельности самым тесным образом связана с высокими требованиями, предъявляемыми к нервно-психической сфере. Особенно важными являются исследования процессов адаптации у такой массовой категории трудящихся, как операторы, деятельность которых в условиях роста технического прогресса приобретает все более сложный характер, становится все более ответственной и сопровождается напряжением творческих сил и способностей.
Проблема напряженной трудовой деятельности находит систематическое отражение в материалах съездов Коммунистической партии Советского Союза, в постановлениях правительства, освещается в политических и экономических документах, ставится как одна из основных задач пятилетних планов. Гуманистическая задача здравоохранения, и в частности психогигиены и медицинской психологии, заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить оптимальное напряжение в процессе труда, его высокую эффективность и, с другой стороны, предупредить нежелательные последствия, которыми может сопровождаться длительное нервно-психическое перенапряжение.
Объектом настоящего исследования явились здоровые люди, главным образом те, которые в силу специфики своего труда периодически или систематически подвергаются воздействию экстремальных факторов, особенно в периоды значительного повышения интенсивности работы, возрастания ответственности за ее качество и за ошибки, в условиях ограничения времени для достижения высоких результатов. В состав испытуемых вошли трудящиеся ряда крупных промышленных объектов Ленинграда - рабочие основных профессий, сотрудники административно-управленческого аппарата, конструкторы, ИТР, учащиеся высших учебных заведений, преподаватели вузов. В качестве «образца», «обучающей группы», или своего рода модели нервно-психического напряжения наиболее высокой степени, была использована группа больных неврозами с клинически отчетливыми признаками напряжения, эмоциональными расстройствами, состояниями тревоги, страха.
Общие задачи исследования заключались в уточнении феноменологии нервно-психического напряжения, в изучении тех сдвигов, которые происходят на разных уровнях нервно-психической и соматической организации человека, в изучении причин и механизмов нервно-психического напряжения.

А. Волков, Н. Водопьянова

Вводные замечания

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3–4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс–реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

http://deprimo.ru/img/868/image012_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="250 src=">

Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

«Ключ»

http://deprimo.ru/img/868/image016_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="603 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image020_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="477" height="680 src=">

http://deprimo.ru/img/868/image024_0.jpg" alt="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" title="Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»" width="478" height="498 src=">

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Таблица 2.1

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

(7.А. Немчин)

Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН < 42,5 – первая степень НПН – относительная сохранность характеристик психического и соматического состояния.

42,6 > ИН < 75 – вторая степень НПН – ощущение подъема, готовности к работе и сдвиг в сторону симпатикотонии.

ИН > 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.