Социально-медицинская работа ребенка-инвалида. Технологии социальной работы с инвалидами

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями……...5

2. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с

ограниченными возможностями……………………………………………… 9

3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с

ограниченными возможностями …………………………............................ 11

Заключение……………………………………………………………………..19

Список используемой литературы…………………………………………...21

Введение.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей-инвалидов актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях. По данным статистики в России на 2001г. на освидетельствование поступило 5000 детей, из них было признано инвалидами 4500 детей, а к 2005г. эти показатели выросли вдвое. Так, в 2005 г. освидетельствовано 10000 детей из них было признано инвалидами 8500 детей.

Семья для ребёнка, как известно, явля­ется наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Одна­ко ситуация, когда в семье есть ребёнок-инва­лид, может повлиять на создание более жёст­кого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе с другими фак­торами, может изменить самоопределение се­мьи, сократить возможности для заработка, от­дыха, социальной активности.

Семья с ребёнком-инвалидом - это се­мья с особым статусом, особенности и пробле­мы которой определяются не только личност­ными особенностями всех её членов и харак­тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен­ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де­фицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите ин­валидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять само­обслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и занимать­ся трудовой деятельностью», - поясняется в этом законе.

Цель данной контрольной работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

1. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями .

Психологические проблемы.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологиче­ских ресурсов родителей и родственников, а также от материаль­ных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспи­тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.

Появление в семье ребенка с ОВ всегда тяжелый психологиче­ский стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство ра­стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Отец в семье с больным ребенком - единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости боль­шего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно - это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постояннаятревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помо­гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двое детей с ОВ.

Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других де­тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз­можности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.

Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокой­ствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здо­ровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полно­ценных социальных контактов, достаточного круга общения, осо­бенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести к личностным расстройствам (напри­мер, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллек­та, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным труд­ностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, не­достаткам развития, в том числе нарушениям коммуникацион­ных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ОВ, воспитывающихся в детских интернатах.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружа­ющих. В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рожде­ния на полную изоляцию от общества. В последнее время родите­ли с аналогичными проблемами налаживают между собой кон­такты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психического инфан­тилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родите­лей, так как, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отно­шение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребен­ка, о выборе профессии, рекомендуемой больному с такой пато­логией. Дети с ОВ обучаются в обычных школах, на дому, в спе­циализированных школах-интернатах по разным программам (об­щеобразовательной школы, специализированной, рекомендован­ной для данного заболевания, но все они требуют индивидуального подхода.

Медико-социальные проблемы . Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация де­тей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс­ной, включать медицинские, психолого-педагогические, профес­сиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное - научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно ра­ботать.

Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государ­ственных органах социального обеспечения, ни в обществе инва­лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга­низаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде це­лей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль­ной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ре­бенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди­ко-социальной работе является решающим наряду со специали­зированным лечением.

Диспансерное медицинское обслуживание не предусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) - стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживается преиму­щественно для детей раннего возраста.

Особенно низка амбулаторная медицинская помощь. Она ока­зывается преимущественно при острых заболеваниях и неудовлет­ворительной профильной по случаю инвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тре­нажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, про­тезами, ортопедической обувью.

Остаются нерешенными многие социально-медицинские, пси­холого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворитель­ное оснащение медицинских учреждений современной диагно­стической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежде­ний восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоуст­ройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в дет­ских интернатах и домашней обстановке.

Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.

2. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъек­тами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юриди­ческой, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по при­обретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологиче­ского состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости - работой с окружающими.

Органы народного образования проводят обучение ребенка (со­ставление и коррекция индивидуальных программ, анализ каче­ства, организация общения ребенка со сверстниками), занима­ются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудо­устройства, оформлением в специализированные учреждения.

Органы здравоохранения берут на учет, составляют характери­стики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудо­устройству, санаторно-курортному лечению, оформлению доку­ментов, по медицинской технике, оформлением в специализиро­ванные учреждения, реабилитацией.

Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра про­фориентации (профориентация ребенка с ограниченными воз­можностями).

Юристдает консультации по вопросам законодательства и пра­ва, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической за­щите, вопросам трудоустройства и организации семейных пред­приятий.

Благотворительные организации, включая общество Красного Креста - материальная, натуральная помощь, организация об­щения; торговые организации - снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

Городская и районная исполнительная властьзанимается орга­низацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилита­ционных центров.

Профсоюзы, турагентстваорганизуют отдых и оказывают ма­териальную помощь.

Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными се­мьями для совместного решения проблем.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имею­щим детей-инвалидов.

Однако помощь всех этих организаций, призванных помогать инвалидам и их семьям, не всегда оказывается эффективной, а зачастую разрозненной и не стабильной. Нет единого подхода и контроля за всеми органами власти, поэтому каждый действует по-своему усмотрению и желанию.

3. Технологии социальной работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

Главное, что должен учитывать социальный работник, - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а представляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития.

В первую очередь проводится ранняя социально-реабилитационная работа, ее основная цель - обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.

Вторая важная цель - предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки нейтрализовать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогает членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, которые более эффективно адаптируют их к особенностям ребенка. Эта работа нацелена на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель ранней социально-реабилитационной работы - абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка.

Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь должна оказываться в естественном окружении, т. е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Программа реабилитации - это четкий план системы мероприятий, совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию возможности ребенка его оздоровлению, социальной адаптации, причем в этой системе обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи (такие как: приобретение родителями специальных знаний; психологическая поддержка семьи; помощь семье в организации отдыха и т. д.), которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов реабилитации, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Во многих странах программой руководит один специалист - это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на полгода или на более короткий срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с родителями ребенка, чтобы обсудить результаты поставленных целей, проанализировать успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку необходимо работать сразу в нескольких направлениях для комплексного решения проблем инвалида. Всем членам семьи необходимо разбираться в тонкостях детского развития, учиться общению с малышом, чтобы не усугубить первичные дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в программу реабилитации будут входить организация благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией между специалистом-куратором и родителями ребенка. При необходимости куратор содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться в трудностях, возникающих при выполнении программы.

Существуют шесть компонентов успешного взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости - раз в неделю, в две недели или в шесть недель); подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать более качественному развитию ребенка, и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Взаимодействие с родителями предполагает некоторые сложности. Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и социальным работником или любым другим специалистом по реабилитации может потребовать определенных усилий. Однако при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым при этом взаимодействия должны быть партнерскими.

Партнерство - это такой стиль отношений, который подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом для осуществления помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.

Успех любого партнерства основан на соблюдении принципа взаимного уважения участников взаимодействия и принципа равноправия партнеров. Поэтому социальному работнику желательно консультироваться у родителей так же часто, как они консультируются у него. Это важно: во-первых, родителям предоставляется возможность высказаться не только о проблемах, но об успехах и достижениях ребенка, во-вторых, полученная информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы, в-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия - залог успешной коммуникации. Социальный работник должен демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.

Выполняя программу реабилитации ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены в другие взаимодействующие между собой системы. Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех систем взаимоотношений.

Рассмотрим несколько систем взаимоотношений родителей и, группы родителей и специалистов, а также родителей между собой.

Непосредственная работа специалиста с конкретной семьей основывается на том, что социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его обращает внимание

10-09-2015, 17:07

Другие новости

Введение

В современных социально-экономических условиях актуальной проблемой нашего общества является восстановление детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной и общественной жизни общества.

Сегодня дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.

Под понятием «инвалидность» (от лат. invalidus) понимается «постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм.»

Инвалидность – понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Различают в зависимости от степени потери трудоспособности, три группы инвалидности. Первую группу устанавливают тем, у которых наступила полная потеря трудоспособности и, которые нуждаются в постоянном уходе, помощи и надзоре. Вторую группу определяют тем, у которых наступила полная нетрудоспособность, но они не нуждаются в постоянном постороннем уходе. Третью группу инвалидности определяют людям со значительными ограничениями возможностей деятельности и самообслуживания.

Инвалидность с детства устанавливают, когда она наступила до достижения ребенком 16 летнего возраста. Если раньше, то инвалидность устанавливается в связи с общим заболеванием или увечьем.

Эта классификация инвалидности положена в основу законодательства РФ, определяющего право, характер и объем социально-медицинского обеспечения.

В последнее десятилетие в связи с увеличением доли детей – инвалидов в составе населения страны активно обсуждаются различные аспекты проблем их медико-социальной реабилитации.

Как известно, с ухудшением общего состояния здоровья, снижаются резервные возможности организма, меняется характер человека. Современное общество ставит перед собой целью обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Осознание своей неполноценности детьми – инвалидами делает их более уязвимыми и беззащитными. Поэтому одной из важнейших задач социальной работы с детьми – инвалидами является их не только социальная, но и медико-психологическая реабилитация

Целью настоящей работы является изучение особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в сфере здравоохранения.

Для достижения этой цели в настоящей работе поставлены следующие задачи:

1. Изучение правовых основ законодательства по социально-медицинскому обеспечению и реабилитации детей инвалидов;

2. Изучение социальных проблем детей – инвалидов.

3. Выявление особенностей социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения.

Объект исследования – дети – инвалиды.

Предмет исследования – особенности социальной работы с детьми инвалидами в учреждении здравоохранения.

Методы:

изучение законодательства и литературы по данной проблеме;

анализ документов.

1. Теоретические основы социальной работы в учреждениях здравоохранения

1.1 Сущность социальной работы

Социальная работа – это «специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц».

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Социальные проблемы тех, кому помогает социальный работник, зависят также от их принадлежности к определенной социально-демографической группе. Так, специфические трудности встречают людей в пожилом и старческом возрасте. Возможности справиться с ними, разумеется, различны у человека состоятельного или бедняка, у того, кто окружен любящей семьей, или у того, кто одинок, однако возрастные физиологические и социальные изменения настигают всех. Женщины и дети традиционно выделяются в особые категории клиентов социальной работы, так как объективные обстоятельства их положения составляют для них угрозу социального риска. Дети слабы, несамостоятельны и зависимы, что повышает их потребность в помощи и опасность стать жертвой со стороны взрослых. Женщины в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвимом положении. Для нас сегодня непривычной кажется мысль, что есть особая потребность в помощи у социально-демографической категории мужчин, которые встречаются с особыми трудностями, обусловленными именно их принадлежностью к мужскому полу. Однако это именно так, и андрологические проблемы (прежде всего медицинские и медико-социальные) начинают изучаться специально для оказания мужчинам квалифицированной помощи.

Принято также выделять клиентов – людей с особыми проблемами. Сущность, проявления и потребность во вмешательстве у таких людей зависят как раз от того, какова их особенность, какого типа проблемы затрудняют их жизнедеятельность. Так, инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Однако помимо инвалидов особые нужды есть у безработных, у тех, кто участвовал в военных действиях и сейчас страдает от последствий посттравматического стрессового синдрома, у многодетных семей и у родителей, чьи дети испытывают трудности в обучении.

Итак, социальная работа ведется на уровне индивида, семьи, группы, общности людей, объединенных по территориальному, производственному признаку, по признаку сходной проблемы, или в пределах всего общества. Однако, оказывая помощь, социальный работник должен знать, на что направлена эта помощь, чего он хочет добиться в процессе своей деятельности, какова его цель и как он представляет себе идеальный результат своей работы.

Основными субъектами социальной работы являются социальные работники – люди, профессионально осуществляющие данную работу. Психологически они характеризуются прежде всего альтруистической, гуманистической направленностью, преимущественно нравственной мотивацией.

Центральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, деятельная любовь к людям. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Качествами, необходимыми для определения профессиональной пригодности к ведению социальной работы, принято считать, опираясь на многолетний опыт, накопленный в системах социального обслуживания зарубежных стран, следующие:

высокий уровень интеллектуального развития;

– хорошая саморегуляция, навыки самодисциплины;

– способность проявлять терпимость;

– настойчивость;

– способность помогать людям в трудных ситуациях;

– физическая сила, выносливость;

– способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок;

здравый смысл, умение четко мыслить;

– чуткость, эмпатичность.

Следует заметить также, что имеются противопоказания к занятию социальной работой, и среди них экстремизм любого толка – от политического до религиозного.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация

Социальная работа с наркоманами

На общегосударственном уровне в Швеции наиболее заметной организацией выступает Цен­тральный Союз по антиалкогольному и антинаркологиче­скому просвещению. Основная работа по борьбе с наркоманией ведется на уровне губерний и коммун. В коммуне к подобной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, народного образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединœения и частные лица, на­учные институты. В этой схеме головным звеном является Социальная комиссия коммунального управления , в соста­ве которой находится специальное подразделœение по про­тиводействию распространению наркомании. К задачам группы относится координация усилий государственных и общественных структур, выработка те­кущих и перспективных планов, анализ потребностей и имеющихся ресурсов, информационная и просветительская работа. Непосредственная помощь наркоманам осуществляет­ся через межрайонные группы. В обязанности группы входит выявление лиц, имеющих проблемы с наркотиками, проведение с ними психотерапевтических мероприятий, как индивидуальных, так и коллективных, распространение антинаркотической пропаганды. Создаются так называе­мые наркопатрули, которые в вечернее время, в выходные и празд­ничные дни вместе с полицейскими посœещают вокза­лы, места общественного пользования, дискотеки, неблаго­получные в криминогенном отношении кварталы, места традиционного сбора молодежи, школы, общежития, районы, населœенные иммигрантами. Ведётся разъяснительная работа͵ с целью побудить этих людей обратиться за помощью к врачу-наркологу. При направлении в медицинское учреждение строго соблюдается принцип добровольности. Межрайоннные группы проводят систему мероприя­тий по социальной реабилитации наркоманов. Им оказывается помощь в адаптации к нор­мальной жизни, приобретении профессии, трудоустройст­ве, преодолении психологических трудностей, в решении жилищных вопросов.

Эксперты, привлекаемые социальны­ми службами, ведут лекционно-разъяснительную деятель­ность в школах, гимназиях, высших учебных заведениях, издают пропагандистскую литературу. Также эта работа ведётся и среди родителœей, ко­торым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о нар­котических средствах, навыки оказания неотложной помо­щи в экстренных случаях.

Результатом усилий в данном направлении является дос­тижение такого положения, когда ребенок-инвалид спосо­бен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) принято понимать трудо­вая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная спо­собность и др.
Размещено на реф.рф
Обучение в ряде стран мира проходит в спецшколах или спецклассах обычных школ, а иногда обучение проводится на дому.

Главная цель – научить ребенка инвалида основам грамоты и счета͵ двигательных и социальных навыков: одевание, умение пользоваться столовы­ми приборами, умывание, обращение с деньгами, покупки, приготовление, пользование банками, телœефоном и транс­портом. Вместе с тем, ученики имеют возможность изучать академические дисциплины и готовиться к рабочей жизни.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их реаби­литация не ограничивается только возможностями школы. Так, в Болгарии, Венгрии, на Кубе организованы дневные реабилитационные стационары , в которых обеспечены ус­ловия для проведения комплекса реабилитационных меро­приятий и необходимые условия для досуга детей.

В целях профессионального обучения и переобучения организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделœения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, нужномный труд.

Социальные службы , организующие и осуществляю­щие социальную реабилитацию детей-инвалидов, руково­дствуются основными принципами :

Как можно более ранее начало осуществления реа­билитационных мероприятий;

Непрерывность и этапность их проведения;

Комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психоло­гического, профессионального, социально-бытового, тех­нического аспектов;

Индивидуальный подход к определœению объёма, ха­рактера и направленности реабилитационных мероприя­тий.

Особое место в деятельности социальных служб зани­мает помощь семьям, в которых воспитываются дети-инва­лиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в т.ч. медицинских, экономических, проблем воспита­ния и ухода за больным ребенком, психологических, про­блем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями установления и поддержания контакта с ним, приобретения специального оборудования, социаль­но-профессиональных проблем (смена места работы и ха­рактера труда с учетом интересов больного ребенка, фор­мирование специфического уклада жизни семьи) и других. Учитывая зависимость отконкретного содержания проблем в какой-либо семье социальные работники составляют и реализуют программу помощи в их решении.

Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная работа с детьми-инвалидами и их медико-социальная реабилитация" 2017, 2018.

Социальная работа с инвалидами - это профессиональная деятельность по осуществлению позитивных изменений в жизни людей с ограниченными возможностями, решению проблем данной категории населения.

Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики социального положения, потребностей и интересов детей с ограниченными возможностями.

Для оперативного и квалифицированного решения социальных проблем детей-инвалидов необходимо: создание специальных школ первичной трудовой адаптации, создание при детских домах-интернатах отделений медико-социальной и трудовой реабилитации детей-инвалидов.

Одним из условий, обеспечивающих результативность социальной работы с детьми-инвалидами является разработка и внедрение технологий социальной работы, с помощью которых обеспечивается достижение определенных целей социальной работы, необходимых общественных изменений по отношению к инвалидам.

Технологии социальной работы - это совокупность научных знаний, средств, приемов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия. . К важнейшим видам технологий социальной работы с инвалидами относятся социальная диагностика, социальная профилактика, социальная коррекция и социальная реабилитация.

В ходе социальной диагностики специалист по социальной работе устанавливает и изучает причины социальных проблем инвалидов и осуществляет поиск способов решения этих проблем.

В процессе социальной коррекции специалист осуществляет работу по изменению социального статуса, экономического, культурного уровня ценностей, ориентаций человека с ограниченными возможностями. Социальная профилактика основывается на различных медицинских мероприятиях и программах по предупреждению социальных и индивидуальных рисков возникновения детской инвалидности в современном обществе.

С наступлением инвалидности возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера, связанные с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалиду во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, культурным и спортивным мероприятиям. Инвалид обособлен от общества, остается один на один со своими собственными проблемами. Замкнутое пространство, ограниченность общения приводят к возникновению у инвалидов нервных расстройств, что вносит дополнительные трудности в их обслуживании.

Помочь инвалиду преодолеть это состояние, приспособиться к новой среде жизнеобитания и призвана социальная работа, и в первую очередь, в области реабилитации.

Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых - быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.

Реабилитация инвалидов с детства, особенно детей-инвалидов, имеет свои особенности, так как она должна обеспечить с учетом того, что речь идет о растущем организме, развитие всех систем и функций, предупредить задержку в росте и развитии ребенка. Поэтому под реабилитацией инвалидов с детства принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.

Адаптация в широком смысле означает "соответствие", "согласие" человека с окружающим миром и проявляется в готовности к выполнению различных социальных ролей и функций, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общественного существования. С учетом изложенного, реабилитация инвалидов с детства должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, процесс этот должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

В конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей, указывается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивает его достойное участие в жизни общества. Для этого ребенку-инвалиду должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности. Все это должно способствовать наиболее полному вовлечению ребенка в жизнь общества и достижению развития его личности, культурного и духовного развития.

Выделяют следующие аспекты реабилитации: медицинский, психологический, педагого-воспитательный, профессиональный, социально-бытовой, социальный. Каждый аспект имеет свои задачи и специальные реабилитационные меры. Индивидуальная программа реабилитации инвалиду с детства разрабатывается по всем аспектам, почему она и получила название комплексной, многоаспектной или многопрофильной программы реабилитации.

Меры реабилитации, их объем, продолжительность применения, сочетание, место проведения и другие условия определяются состоянием так называемого реабилитационного потенциала, под которым понимается совокупность имеющихся психофизиологических, физических, психологических способностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстановить нарушенные сферы жизнедеятельности.

Медицинский аспект комплексной программы реабилитации предусматривает меры лечебно-диагностического и восстановительного характера. Их цель - восстановление нарушенных или утраченных функций. Основой медицинской программы реабилитации является комплексное использование взаимодополняющих средств и методов лечения, физического воздействия, рефлексотерапии, трудотерапии, психотерапии и других.

Психологическая реабилитация - воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагого-воспитательный аспект реабилитации имеет своей целью воспитание, обучение и развитие ребенка для подготовки к жизни в обществе, в семье и к профессиональной деятельности.

В зависимости от характера заболевания и возраста меры реабилитации в рамках педагогического аспекта будут, естественно, разные. В раннем детском возрасте реабилитация будет в основном направлена на развитие, воспитание ребенка. Эти задачи реализуются с использованием в процессе коррекционно-развивающих занятий различных технических средств, применение которых позволяет развивать слух, зрение, возможность передвижения, общения. В школьном возрасте предусматривается, кроме воспитания и общего развития, обучение основным наукам, трудовое и допрофессиональное обучение. В этом периоде реабилитации большое значение приобретает профессиональная ориентация, выявляющая склонности, интересы, способности больного, работа по социальной адаптации, интеграции в общество в целом.

Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека. Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму.

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.

Бытовая реабилитация - это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело - и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением).

Меры социальной реабилитации направлены на решение задач материально-бытовой, материально-технической и социальной поддержки как таковой инвалида с детства и его семьи.

Обсуждая вопрос об особенностях реабилитации инвалидов с детства следует остановиться на роли семьи в этом процессе.

Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. При этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей-инвалидов. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Уверенность родителей в успехе реабилитации оказывает влияние на образ жизни ребенка-инвалида, формирует ее уклад, психологический климат, социально-экономическую активность родителей, что в свою очередь способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество.

Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, это профилактика детской инвалидности, то есть комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых входили бы как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Во-вторых, - это реабилитация детей-инвалидов, целью которых является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь.

Общая негативная характеристика процессов воспроизводства населения, депопуляционные процессы, снижение рождаемости предъявляют высокие требования к социальным и трудовым ресурсам будущего. Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. По прогнозам, считается, что в первом десятилетии XXI века они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.

Понимание социальной реабилитации также прошло свой достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы "не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня". Здесь акцент сделан прежде всего на психосоматических качествах человека, восстановления которых было достаточно для достижения им социального благополучия.

Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но и как восстановление всех социальных способностей индивида. Комитет экспертов Всемирной Организации Здравоохранения дает следующую трактовку: "реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество. Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации".

Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:

раннее обнаружение, диагностика и вмешательство;

медицинское обслуживание;

консультирование и оказание помощи в социальной области;

подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;

обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и прочим;

специальные услуги в области образования;

услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности, включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство).

Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления: меры медицинской реабилитации, профилактика ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитация личности, восстановление социофункциональных способностей индивида; максимально раннее и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешних возможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные и децентрализованные ресурсы. На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое Организацией Объединенных Наций: "Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддержать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Непрерывный рост инвалидности - с одной стороны, увеличение внимания к каждому индивиду, вне зависимости от его физических, психических и интеллектуальных способностей - с другой, повышение представлений о ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, - все это предопределяет важность социальной реабилитации.

Основная цель социальной реабилитации связана с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребенка для обучения. Другая важная цель отражает ее превентивную направленность в аспекте предупреждения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты возникают либо после неудачной попытки справиться с прогрессирующими первичными дефектами в медицинском, терапевтическом или обучающем воздействии, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей. Искажение семейных взаимоотношений может быть вызвано несоответствием ожиданий родителей или других членов семьи относительно ребенка.

Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, раннее вмешательство нацелено на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель состоит в том, чтобы абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворять потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнерам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

В систему реабилитации входит значительный набор услуг, что направлены на помощь самим детям, есть целый ряд услуг для родителей, для семьи в целом и для более широкого окружения. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы помочь детям поддержать индивидуальное развитие и защитить права всех членов семьи. Помощь с максимально возможной степенью должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Чтобы успешно осуществлять социальную реабилитацию, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с клиентом, который получил инвалидность в результате общего или профессионального заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс мероприятий, ориентироваться на конечную цель - восстановление личного и социального статуса инвалида - и учитывать метод взаимодействия с клиентом, предполагающий:

аппеляцию к личности клиента;

его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;

разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;

единство воздействий биологических и психосоциальных факторов;

определенную последовательность - переход от одних воздействий и мероприятий к другим.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и зачастую - проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы взаимно переплетаются на различных этапах адаптации больного к новым условиям жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ведь граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не менее реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения, с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации - это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа - восстановительного - профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов - приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны - от первоначального активного биологического лечения до "лечения средой", психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.

Жизнь человека не может и не должна рассматриваться только через призму его способности или неспособности трудиться. Жизнедеятельность многоаспектна и включает неограниченно широкий круг функций, среди которых особое место для человека имеют: самообслуживание, передвижение, ориентация, общение, контроль за своим поведением.

Итак, с наступлением инвалидности у человека возникают реальные трудности как субъективного, так и объективного характера при адаптации к жизненным условиям. Инвалидам во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству, сфере досуга, бытовых услуг, информации и каналам коммуникации, общественный транспорт практически не приспособлен для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. Все это способствует их изоляции и чувству отчуждения. Инвалид живет в более замкнутом, обособленном от остального общества пространства. Ограничение общения и социальной активности создает дополнительные психологические, экономические и другие проблемы и трудности для самих инвалидов и их близких. Существуют как социальные, так и индивидуальные препятствия для заключения брака среди людей с инвалидностью. Социально-психологическое самочувствие большинства инвалидов характеризуется неуверенностью в завтрашнем дне, неуравновешенностью, тревожностью. Многие чувствуют себя изгоями общества, ущербными людьми, ущемленными в своих правах.

Мы считаем, что именно социальная работа призвана помочь ребенку-инвалиду не только приспособиться к окружающей среде, но и оказать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что в свою очередь, облегчает интеграцию в обществе и создает предпосылки для независимой жизни.

Рассмотрение многочисленных международных документов потребовалось для того, чтобы выяснить, как трансформировалось общество по отношению к инвалидам. От чисто медицинского подхода постепенно происходило движение к социальному подходу: от представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета особых нужд инвалида перед потребностями общества в целом.

- 176.50 Кб

В работе использован метод библиографического анализа.

Структура работы: Курсовая работа представлена двумя главами. Первая глава раскрывает содержание понятия детской инвалидности и существующих видов реабилитации детей - инвалидов. Во второй главе раскрываются технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Объём курсовой работы составляет 39 страниц.

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов

1.1. Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей-инвалидов

Латинское слово «инвалид» означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности .

В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни .

Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей .

За рубежом к категории инвалидов относят, в основном, людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью .

В России официально принят термин "дети-инвалиды".

Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм . Ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:
1. медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование;
2. профессиональная реабилитация понимается как процесс восстановления конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально- производственной адаптации, рациональному трудовому устройству.
Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;
3. социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.

Таким образом, ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений.

1.2. Причины и структура детской инвалидности

Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:

1. биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода;

2. медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления инвалидизирующего заболевания до оформления инвалидности и начала реабилитации, некачественное оказание медицинской помощи, недостаточное количество абилитационных служб для детей первых лет жизни;

3. социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, пищевой дефицит, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни.
Рост числа безнадзорных детей сопровождается значительным ростом травм и отравлений, приводящих к инвалидности (наступление инвалидности).
Более чем у 60% детей-инвалидов отмечаются сочетанные нарушения способностей передвигаться, производить точные движения, говорить, адекватно вести себя, контролировать собственные действия .

При низкой культуре брака и планирования семьи, при нарастающей патологии беременности и родов, то есть при растущем числе мало жизнеспособных новорожденных, как правило, происходит накопительный эффект в детской популяции больных с хронической патологией. При грубых повреждениях головного мозга в неонатальном периоде остаточные психоневрологические расстройства могут обнаруживаться в 60-97% случаев .

В структуре детской инвалидности (на примере Санкт-Петербурга)преобладают врожденные аномалии развития (24%), заболевания нервной системы (17%), психические расстройства и расстройства поведения (17%), заболевания внутренних органов (16%). Выросло количество детей-инвалидов с заболеваниями органов пищеварения.
В целом структура детской инвалидности в Санкт-Петербурге стабильна на протяжении последних трех лет.
Хроническая заболеваемость в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных учреждениях постоянно растет. Показатели хронической заболеваемости (на 1000 человек населения) в детских дошкольных учреждениях составляли: в 1998 году - 206,2%, в 1999 году - 211,1%; в общеобразовательных учреждениях в 2000 году - 261,3%, в 2001 году - 271,6% .

Вместе с тем необходимо отметить, что благодаря комплексной и эффективной реабилитации 12,92% хронически больных детей снято с диспансерного учета .

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности профилактики детской инвалидности в Санкт-Петербурге должны быть направлены на основные группы факторов, провоцирующих детскую инвалидность, которые были подробно изучены в ходе реализации целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Дети-инвалиды" в 1998-2000 годах. Кроме того, для снижения врожденных аномалий развития необходимо продолжить мероприятия по пренатальной диагностике патологических состояний плода, скринингу новорожденных на врожденные и наследственные заболевания. Для дальнейшего снижения хронической пораженности детей необходимо расширение отделений (центров) реабилитации при детских поликлиниках, укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений здравоохранения.

Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

2.1. Технологии социальной реабилитации с инвалидами

I. По функциям применения следует выделить следующие технологии:

    1. Психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции).

    2. Социально-психологические (изменяющие процессы в системе человек/ группа).

3. Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека),

4. Финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).

II. По области применения выделяются следующие технологии:

1. Диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации).

2. Коррекция (изменение социального статуса, экономического, " культурного уровня, ценностей, ориентации клиента).

3. Реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента).

4. Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).

5. Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему) .

Технологии социальной реабилитации включают совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность. Рассмотрим конкретные технологические задачи реабилитации детей-инвалидов и специфику некоторых приемов и методов, включенных в такую деятельность.

Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой.

1. Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.

2. Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.

3. Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками но самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребенка психологическую уверенность к собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.

4. Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.

5. Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.

6. Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

7. Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с детьми-инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченны-

8. Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы .

Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.

В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации детей можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.

К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:

1. диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;

2. составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;

3. организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;

4. психологическое консультирование родителей;

5. обучение родителей основам реабилитации;

6. освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;

7. определение критериев эффективности реабилитации;

8. разработка методик для социально-бытовой ориентации.

Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:

Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;

Сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;

Правовая помощь родителям в разъяснении вопросов законодательство

Организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семье и ребенку, а также работникам местных органов исполнительной власти;

Привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции детей в общество;

Консультации юриста .

Описание работы

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: технологизация деятельности специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Цель курсовой работы: систематизировать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Задачи курсовой работы:

1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов

2. изучить причины и структуру детской инвалидности

3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации

Гипотезы:

1. Реабилитационная система мероприятий способствует повышению мотивации родителей к сотрудничеству.

2. Система реабилитации создаёт общее улучшение состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.

В работе использован метод библиографического анализа.

Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов…………………………………………………………………….......9

1.2. Причины и структура детской инвалидности………………………….…12

Глава 2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями………………………………………………………………..…14

2.1. Технологии социальной реабилитации инвалидов………………….14

2.2. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов……………………….…...…………… 20

Заключение………………………………………………………………………33

Список литературы……………………………………………………...………35