Эстетические аспекты в ортопедической стоматологии. Лекция «эстетика в ортопедической стоматологии Исторические аспекты эстетической стоматологии

Кафедра терапевтической стоматологии

Егоров К.А.

Введение

Эстетическая стоматология совершила свой прорыв на рынок медицинских услуг в конце ХХ века. А история зубоврачевания началась несколько тысячелетий назад. В чем причина пристального внимания современных людей к красоте лица и зубов? Существовало ли это внимание раньше? Каковы эталоны красоты в пропорциональности, принятые в эстетике лица? Изменяются ли они за человеческую историю? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Но сначала договоримся о терминах.

Эстетика (от греч. aistheticos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая область художественной деятельности людей, а также ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина вычленилась в Х VIII в. А.Баумгартеном, как наука «о чувственном знании»(1,5).

Стоматология - наука об органах полости рта, их строении, развитии, заболеваниях, лечении и профилактике заболеваний.

Эстетическая стоматология - область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы; аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики (2). То есть, синтез отраслей стоматологии, работающих во имя красоты человеческого лица - прекраснейшего из творений природы.

II . История возникновение стоматологической эстетики

2.1. Древний мир

Понятия красоты и нормы многократно менялись за человеческую историю, да и сейчас различаются у народов, находящихся на разных ступенях развития. А вот к эстетическим манипуляциям человек тяготел, видимо всегда.

И первой такой манипуляцией было косметическое контурирование зубов, известное нам по сохранившимся останкам черепов древнейших людей. Поскольку такой инструмент, как напильник, известен человечеству с давних времен, то можно представить себе процедуру сглаживания им острых краев сломанных зубов для создания более гладкой поверхности (3)

( Рис.1 Косметическое контурирование зубов, 1 век до н.э. )

Цель этой процедуры была сугубо практическая. У народа майя, жившего 2000 лет назад зубам придавалась заостренная форма, в зубы вставлялись драгоценные камни с косметической целью.

На острове Бали женщины при достижении зрелости сошлифовывали эмаль передних зубов - так считалось красивее.

А в племени вавира в Африке мужчины заостряли зубы, повышая, по их мнению, свою привлекательность в глазах женщин (3).

2.2. Античность

В различные исторические периоды понятие о красоте менялось. Создавались новые, или совершенствовались старые каноны. Известны принципы их построения, когда за единицу измерения принимался отрезок тела от сустава до сустава или произвольно взятый сегмент (6).

По наблюдениям древних египтян в высоте человеческого тела укладывается 19 раз высота среднего Рис.2 пальца руки, из них на голову и шею приходится 3 (рис.2).

По древнегреческому скульптору Поликлету высота лица укладывается 10 раз в высоту тела. Поликлету стоматологи обязаны определением физиономической высоты лица , как расстояния от волосистой части головы до подбородка (2,6).

2.3. Эпоха Возрождения

Особенно бурный расцвет в области познания эстетики человеческого тела был характерен для эпохи Возрождения. Именно художники Ренессанса привнесли свой вклад в развитие нормальной и пластической анатомии. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Тициана отразили человеческое тело во всех его эстетических канонах (6).

Микеланджело открыл очень важный для стоматологии закон равенства 3-х отделов лица - лобного, носового и ротоподбородочного (рис.3).

И так, художники Возрождения дали медицине искомые пропорции тела, что особо важно для нас, стоматологов - лица.

Рис.3

Но, по-видимому, обошли стороной в своих исследованиях зубы. Судя по картинам мастеров живописи, улыбаться в то время, было не принято.

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Средневековые красавицы никогда не улыбаются…

Да и зубоврачевание делало лишь первые шаги по исправлению эстетических недостатков. Попробуй поулыбаться, если у тебя во рту съемные протезы на пружинах Фошара!

Таким образом, практическая медицина не успевала за потребностями в эстетике.

2.4. Новое время

XIX век ознаменовался в стоматологии началом изучения норм, аномалий и деформации строения зубных рядов. В 1836 году выходит работа Кнейзеля, посвященная нарушениям прикуса. А с руководства Энгля «Аномалии окклюзии зубов» начинается эра систематизированного изучения эстетики зубов и прикуса (4).

III . ПРОПОРЦИИ ЧЛО

1. По Переверзеву В.А.

В настоящее время изучено и определено множество параметров пропорционального соотношения частей лица и элементов зубочелюстной системы. Пропорции, приведенные ниже, рекомендованы для гармоничного построения размеров коронок фронтальных зубов, что немаловажно для моделирования зубного ряда при ортопедическом и терапевтическом лечении (6,7,8).

2. Принцип «Золотого сечения»

В XIII веке итальянский математик Фибоначчи открыл правило «золотого сечения» или соотношения 1 к 1,618, магия этих чисел заключалась в том, что

0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

Или 1,618 х 0,618 = 1

1,618 - 0,618 = 1

С тех пор правило «золотого сечения» неоднократно применялось в исследованиях по нормальной анатомии человека. В 60-х годах прошлого века Рикеттс обнаружил, что и в стоматологии существуют «золотые пропорции» (2).

Рис.7 Пропорции золотого сечения по Фибоначчи и Рикеттсу.

Соотношение 1:1,618 прослеживается во многих параметрах зубов и зубных дуг:

1) Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего.

2) Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами.

3) Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров.

4) Ширина четырех резцов нижней челюсти и 6-ти фронтальных зубов верхней.

3.1. Принципы дизайна улыбки

Развитие эстетической стоматологии заставило уделить еще более пристальное внимание дизайну зубочелюстной системы. Оказалось недостаточным знать пропорции зубов относительно элементов лица и других зубов. При реставрации зубного ряда необходимо учитывать (2,8,9):

Возраст пациента;

Пол;

Национальность, расу.

И даже можно придать реставрации черты характера пациента. Отправной точкой в дизайне улыбки являются центральные резцы верхней челюсти. Это те зубы, на которые в первую очередь бросается взгляд. Критическими факторами для них являются ширина, длина, отношение к косметическому центру и соотношение с боковыми резцами (2). Для определения их идеальной ширины и высоты можно пользоваться правилом «1 к 16».

1) Идеальная высота центрального резца составляет 1/16 от расстояния между прямой линией, соединяющей зрачки до основания подбородка.

2) Идеальная ширина 1/16 расстояния между косметическим центром лица и выступом скуловой кости.

Фирма Дентсплай предложила прибор « Tooth size indicator », с помощью которого можно определить идеальный размер центральных резцов для данного лица (2).

При определении оптимального положения резцов необходимо принимать во внимание такие факторы, как фонетика, линия улыбки и ориентацию зубов относительно верхней губы.

3.2. Дизайн возрастных элементов

Как известно, с течением времени зубы у человека претерпевают возрастные изменения (8,9). Таким образом, необходимо учитывать и возрастную специфику.

Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму прямоугольника, где ширина составляет 60 и меньше процентов от длины. Характерен неровный режущий край с маммелонами, а также закругления медиального и дистального углов. Благодаря этим закруглениям интерпроксимальная контактная точка между резцами смещается к десне от середины зуба. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.


Рис.8 Рис.9 Рис.10

Зубы пожилого человека. Зубы человека среднего возраста Зубы ребенка.

Две основные приметы процесса старения в зубочелюстной системе - снашиваемость и стираемость твердых тканей зубов, которые проявляются укорочением центральных резцов, истончением слоя эмали на зубах, приводящим к потемнению цвета зубов. Укорочение центральных зубов приводит к выравниванию их длины с латеральными резцами, изменению соотношения длина к ширине до 1:1. Изнашивание притупляет режущий край, стирает маммелоны и создает острые мезио-дистальные углы (2,8,9).

3.3. Дизайн элементов пола

Рис.11

Многие исследователи морфологии зубов отмечают (2,6,8,9), что зубы человека имеют «половой диморфизм», который наиболее выражен у латерального резца верхней челюсти. У женщин этот зуб сужаются к шейке, а боковые стороны дивергируют к закругленному режущему краю. Сам зуб значительно уже, чем центральный резец.

Мужской латеральный резец шире у шейки, менее дивергирует и имеет форму квадрата. Режущий край у него плоский, а размер по ширине приближается к ширине центрального резца (8,9).

3.4Дизайн элементов характера

Исторически сложилось так, что длинные заостренные клыки используются как атрибут агрессивности в кинематографе и различных рисунках. Выработанный стереотип приходится учитывать стоматологам. С точки зрения дизайна выраженный рвущий бугор клыка придает агрессивную характеризацию, мужественность. Наоборот, малозаметный «пассивный» клык придает лицу пациента добродушное выражение (2).

IV . ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

Человек задумывался о красоте всегда. Изменялись лишь каноны красоты. В процессе развития социального начала в человеке, значение того, как индивидуум выглядит в глазах окружающих, приобретает первостепенную роль.


Рис.12 Рис.13 Рис.14

Идеал красоты сегодняшнего дня невозможно представить без белозубой улыбки!

Психология общения людей учит, что мы составляем мнение друг о друге в первые 30 секунд зрительного контакта (1). Если человек уверен в своей привлекательности, демонстрирует приятную улыбку, ему легче добиться успеха в жизни. Поэтому так высок спрос на услуги эстетической стоматологии и пластической хирургии.

V . ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

Но вернемся к понятию «эстетика», как чувственному отношению индивидуума к окружающему миру и к себе в этом мире (1,5). Не трудно догадаться, что отношение к прекрасному, чувственный мир людей весьма разнится. Человек не хочет терять индивидуальность, а часто, наоборот, мечтает выделиться из толпы. Не редко в процессе презентации стоматологом будущего результата лечения, по его мнению, наиболее приемлемого эстетически, он встречает сопротивление пациента по каким-либо причинам. Что бывает наиболее часто:

- «Такая красота мне не по карману» (эстетические услуги бесспорно дороги);

- «Это слишком, даже не естественно красиво»;

- «Мои старые золотые (или железные) коронки вполне, меня устраивают».

Профессионализм врача-стоматолога заключается в том, чтобы в повседневной работе достигать максимально возможного, наряду с функциональным, и эстетического результата.

Да, эстетическая стоматология, особенно в нашей стране не каждому по средствам. И часто приходится идти на компромисс, ради изготовления «низко бюджетной конструкции».

Но иногда пациенты сами обращаются с пожеланиями «нанести ущерб» красоте своих зубов и протезов. Говоря о протезах, имеется в виду плакировка - вваривание в съемный пластинчатый протез металлических зубов и коронок (рис.15 - Полные съемные протезы с плакировкой верхних резцов).

Рис.15

Аргументация пациентов такая: «В моем возрасте не может быть идеальных зубов без коронок - без них протез неестественно красив». А иногда можно встретить и аргумент: «С желтыми зубами будет красивее».

А как можно с позиций эстетики лица расценивать возродившуюся моду на приклеивание украшений на зубы? Бесспорно, это атавизм уходящий своими корнями и традициями древнего народа Майя.

Рис.16

Зубы, украшенные драгоценными камнями, Майя, 1 век н.э.

Молодые люди часто хотят выразить свою индивидуальность скайсами на зубах, так же как пирсингом или татуажем. Стоматологам приходится поддерживать это веянье моды на благо своего кармана. Но во благо ли красоты и здоровья своих пациентов? (Рис.17 - Украшенный скайсом зуб 24 )

VI . РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАНОНОВ ЧЛО

На сегодняшний день точно определены каноны красоты ЧЛО, пропорции лица и зубов. Но это каноны современного человека, пропорции, полученные в процессе филогенеза вида Homo sapiens .

Смею предположить, что и каноны красоты изменятся. Как уже упоминалось, согласно Поликлету высота лица должна укладываться в росте 10 раз, позже другой древнегреческий скульптор Лисипп провозгласил новый канон - 9 раз. Критерий роста человека по Микеланджело - 8 размеров головы, а по антропологу Рише - 7,5. Возможно, пропорции тела человека менялись из столетия в столетие. А может быть у разных исследователей было различное представление об идеальном, и они канонизировали каждый свой идеал, или идеал своей эпохи?

Что касается зубочелюстной системы, то и она подвержена изменениям, которые связаны, прежде всего, с характером питания человека. Тенденция к редукции числа зубов и размеров челюстей, бесспорно, изменит каноны в данной области лица.

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время стоматологи получили на вооружение не только разработки в области канонов эстетики, но и новейшие достижения в области химии и физики. Композиты, керамические массы, адгезивные системы последних поколений вкупе со знанием пропорций челюстно-лицевой области и технической подготовкой врача - это тот синтез, который дает прекрасный эстетический эффект стоматологии сегодняшнего дня.

VIII . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва, 2002 г.

2. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология, том I ., М.: « Stbook », 2003, 355 с. ил.

3. Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого: пер. с англ. - М.: Мир, - 1984. - 295с., ил.

4. Калвелис Д.А. Ортодонтия, 1961. АОЗТ «Эсен», 137 с.

5. Овсянникова М.Ф. Словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1990 г, 540 с.

6. Переверзев В.А. Красота лица и как ее измерить. Волгоград, 1979 г. 215 с.

7. Переверзев В.А. Медицинская эстетика. - Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, - 208 стр.

8. Переверзев В.А. Архитектоника лица. Возрастные аспекты. - Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, 215стр.

9. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. - М.: ООО «Оникс 21 век», 2002 г. - 368 с. ил.

www.volgostom . ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Клюшников О.В.,

Подкорытов Ю.М.,

Бессчастный Д.С.,

Подкорытов Е.Ю.

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение, прежде всего, в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, свет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, совместно с зубным техником. Стараясь сделать их наиболее приближенным к естественным зубам. Именно художественное творчество проявляют они, когда стремятся восстановить конфигурацию лица и отдельные элементы зубочелюстной системы больного: высоту прикуса, центральное соотношение челюстей, зубы, овал альвеолярных и зубных дуг и др. Также как перед художником или скульптором, перед врачом-ортопедом стоит задача воспроизведения объекта. Кроме того, врач в своей работе руководствуется основным принципом эстетики - законом гармонии.

Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство форму и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции. эстетическая стоматология зубочелюстная протез

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие формы и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т.е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные и гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие - либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление - считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т.е. восстановление индивидуального.

Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (IV-III век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (IX-VI век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека. Изготовление их людьми, так или иначе связанно с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал фигуру человека, получившую название "канона", которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/ 10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать "идеальную", а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач ортопед очень близок к художнику, потому, что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки и изготовления искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами установили Халл, Бери, а затем и Вильямс. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас были определены общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный, яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы; установленные Вильямсом закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором.

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при изготовлении и выборе не только формы зубов, но и их размера и цвета. Искусственные зубы подбираются главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом, типом нервной системы пациента и конституцией.

Фронтальные зубы у мужчин по размерам больше, чем у женщин. Однако если учесть пропорциональные размеры тела у мужчин и женщин, то зубы у женщин оказываются больше, чем у мужчин. Зубы мужчин обычно отличаются более четко выраженными формами, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщины имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей. как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов:

1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования;

2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами;

3. Отсутствие гармонии означает, прежде всего, нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.

Следует добавить, что из косметических соображений, т.е. чтобы скрыть от постороннего взгляда наличие протезов во рту, целесообразно, особенно у лиц пожилого возраста, при постановке фронтальных зубов нарушать строгую симметрию.

Функциональная асимметрия, наблюдается в природе вообще и в построении тела человека в частности, его лица и зубочелюстной системы. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об "искусственности" в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка фронтальных зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастема и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственным зубам естественный вид, можно применять двухцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, проксимальной областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки и пломбы могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из пластмассы, золота или серебряно-палладиевых сплавов. В пришеечной части целесообразно создавать треугольные просветы.

Рейте, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах "рамки губ" одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Рейте придает учету так называемого лицевого, резцового, пришеечного эффекта постановки зубов.

Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Рейте, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лябиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибуло-оральное положение оказывается возможным при помощи функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны Кемени (при коротком типе верхней губы) рекомендует ставить искусственные зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях, если существуют определенные показания и условия, желательно осуществлять постановку искусственных зубов на "приточке" (незначительная атрофия фронтального участка альвеолярного отростка верхней челюсти).

В некоторых случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края, тщательной моделировки шеек зубов, имитирующих оголенные шейки зубов при заболевании пародонта и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он смеется или улыбается.

Переверзев предложил объективный метод оценки улыбки, которую он проводил на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Им были выделены следующие компоненты улыбки:

1. Степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;

2. Средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);

3. "Щечное пространство" - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах "рамок губ", согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов:

1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов;

2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти;

3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти;

4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица;

5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха;

6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба;

7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое;

8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха;

9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица;

10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза;

11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.

Полученные величины могут быть использованы в повседневной практике врачей-ортопедов и зубных техников. На этих величинах и базируется статистическая и лабораторная части постановки искусственных зубов. Статистическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Одним из основных современных требований, предъявляемых к несъемным конструкциям протезов (штифтовые зубы, коронки, мостовидные протезы) тоже является эстетичность. Для достижения данной цели используют различные материалы (пластмасса, фарфор, металлокерамика и др.) и приемы. Те принципы, которые лежат в основе конструирования съемных протезов для достижения наиболее полного эстетического восстановления внешнего вида больных, в полной мере применимы для конструирования и изготовления несъемных протезов.

Когда коронками покрывается большая группа, эстетический фактор приобретает особо важное значение. Нередко больные отказываются от ортопедического лечения только ввиду нежелания покрыть зубы металлическими коронками. Применение коронок с облицовками, изготовление промежуточной части мостовидных протезов в виде фасеток дает положительный эстетический эффект. Особое внимание при изготовлении мостовидных протезов следует уделять разделке зубов промежуточной части протеза, правильной моделировки искусственных зубов. При сильной атрофии альвеолярного отростка в области дефекта рекомендуется зубы промежуточной части мостовидного протеза моделировать длиннее, чем они были у больного до потери зубов, или имитировать обнаженный корень, создавая впечатление обнаженных корней при болезнях пародонта, если существуют для этого клинические показания. При применении металлокерамических конструкций использовать искусственную десну.

В заключении следует отметить, что вершиной искусства моделировки, изготовления и постановки искусственных зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют свое умение врача и зубного техника, их творчество, труд и знание дела, и конечно же их искусство. Нужно отметить, что качество ортопедического лечения определяется как подготовленностью и искусством врача, так и свойствами стоматологических материалов, клиническими методами и зуботехническими технологиями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Деонтология и этика в ортопедической стоматологии. Обследование больных в клинике ортопедической стоматологии. Осмотр внеротовой области головы и шеи. Больные с аномалийным соотношением челюстей. Исследование альвеолярных отростков беззубых участков.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Место рентгенологического метода в комплексе обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Методические подходы к исследованию зубочелюстной системы. Защита больных и персонала при рентгенологическом исследовании в стоматологии.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Определение понятия "менеджмент" в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2015

    Материалы, применяемые в стоматологии (конструкционные, вспомогательные, клинические). Особенности материалов, используемых врачом-стоматологом в процессе изготовления зубных протезов и на приеме больных. Характеристика свойств основных материалов.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    История ортопедической стоматологии. Виды зубных протезов: металлокерамика, вкладки, виниры. Этапы зубного протезирования. Съемные и условно-съемные зубные протезы, уход за ними. Бюгельное протезирование зубов. Протезирование без обточки соседних зубов.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

    презентация , добавлен 19.01.2015

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Основные свойства пластмасс и их применение в практике ортопедической стоматологии. Характеристика современных стоматологических термопластических материалов: полиамидов (нейлон), полиоксиметилена, полипропилена, полиметилметакрилата, этиленвинилацетата.

Эстетика (от греч. aisthetikos -- чувствующий, чувственный) -- филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию.

Эстетическая стоматология - это область медицины направленная на улучшение, восстановление и сохранение красивого (эстетичного) внешнего вида зубов. В эстетической стоматологии выделяется три понятия, которые тесно связаны с друг другом, но имеют значительное отличие по сути: реставрация, реконструкция, трансформация.

Реставрация - это восстановление формы, функции и эстетических свойств зуба искусственными реставрационными материалами. То есть восстановление ранее утраченной формы в топографических границах зуба по причине кариозного процесса, травмы и т.д. Реконструкция - это изменение пространственной ориентации зуба в полости рта при различных аномалиях положения зубов, таких как тортоаномалии, протрузии, ретрузии, дистопия а также сочетание этих аномалий. Трансформация - это изменение присущей формы зуба на другую, и тем самым переведение его в другую группу. Например, клыка в резцы, премоляра в клык и др. Часто трансформация приобретает значение при одновременном ортодонтическом лечении.

Этапы реставрации: Для того чтобы достигнуть высокого качества выполняемой работы необходимо строго соблюдать определённые этапы, такие как:

  • · Подготовка пациента и анализ уровня гигиены.
  • · Анестезия
  • · Очистка поверхности
  • · Определение цвета
  • · Препарирование
  • · Макро и микроизоляция от влаги
  • · Наложение лечебной прокладки(в случае необходимости)
  • · Кондиционирование
  • · Нанесение бондинговой системы
  • · Послойное внесение и фотополимеризация материала
  • · Удаление изолирующих материалов (валиков, матриц, клиньев)
  • · Шлифовка
  • · Полировка
  • · Финишная полимеризация

Эстетическая реставрация - это восстановление пораженных кариесом и разрушенных зубов согласно их первозданного вида путем верного подбора восстановительного материала по таким параметрам, как цвет, прозрачность и форма. Отличие реставрации от пломбирования зубов: если при пломбировании в основном происходит восстановление функциональных характеристик зуба, то при реставрации утраченные ткани зуба восполняются материалом, имитирующим дентин и эмаль, их прозрачность и цветовую гамму.

Реставрация зубов -- особая технология, при которой применяются специфические материалы искусственного происхождения: компомеры и композиты.

Эстетическое восстановление подразделяется на прямое и непрямое:

· При прямой арт-реставрации стоматолог воссоздает и реставрирует разрушенные части зубов из фотополимера или стеклоиономера (реставрационных материалов светового отверждения) прямо во рту пациента.

Компомеры обладают хорошими эстетическими свойствами и используются при реставрации зубов довольно небольшой срок. Разнообразная цветовая палитра материалов для реставрации дает возможность максимально похоже выбрать цвет восстанавливаемого зуба. Фотополимеры. Плюсы: -проникает в дентин и эмаль, практически сливаясь с родными тканями; -подстраиваются под цвет эмали; - неограниченное время работы, так как затвердевают лишь после применения специальной лампы. Минусы: -высокая цена; -при попадании влаги на материал - фотополимер темнеет; -при плохой шлифовке образуется налет. Композиты довольно давно широко задействованы при реставрации зубов и имеют срок службы 10 -- 15 лет. Стеклоиономеры - целый класс современных стоматологических материалов, созданных путем объединения свойств силикатных и полиакриловых систем. (Классифицируются: порошок, порошок-жидкость, капсулы, паста).

Плюсы: - хорошая химическая адгезия к тканям зуба; - хорошая химическая адгезия к другим пломбировочным материалам; - высокая биологическая совместимость с тканями зуба; - близкие к тканям зуба характеристики теплового расширения; - низкий модуль упругости; - обладают биоактивностью. Минусы: - длительность отвердевания цементной массы; - чувствительность к избытку или недостатку влаги в процессе отверждения; - чувствительность к внешним механическим воздействиям в процессе отвердевания; - опасность раздражающего действия на пульпу при глубоких полостях.

· К непрямым методам относятся восстановления целостности зуба с помощью микропротезов, требующих снятия слепка и времени для их изготовления в лаборатории. К микропротезам можно отнести керамические виниры и накладки, с помощью которых возвращается целостность резцов или жевательных зубов без применения полноценного протезирования.

Виниры - это микропротезы, которые восстанавливают форму и/или цвет отдельно взятого зуба или группы зубов, и в отличие от коронок, покрывают не весь зуб, а одну - две его поверхности. Виниры на зубы изготавливаются для облицовки их передней поверхности, которая видна при улыбке. Обычно в линию улыбки попадают 10 верхних и 8 нижних зубов.

Виниры керамические по праву считаются лучшими. Изготавливаются такие виниры в зубо-технической лаборатории. Фарфоровые виниры. Фарфор - это основной материал для изготовления керамических виниров. Связано это с тем, что фарфор прочен, не меняет цвет со временем, имеет показатели прозрачности и строение, которое ближе всего похоже на эмаль зуба. Виниры из диоксида циркония. Циркониевые виниры состоят из высокопрочного каркаса из диоксида циркония и спеченной на нем фарфоровой массы. Несомненно есть преимущество винира из диоксида циркония перед виниром из непрессованного фарфора. Дело в том, что циркониевый каркас по прочности превосходит непрессованный фарфор. Однако сопоставим по прочности с прессованным фарфором.

Достоинства керамических виниров:

  • § Высочайшая эстетика и полная цветовая стабильность, т.е. они не темнеют и не тускнеют со временем.
  • § Надежность и длительный срок службы, который ограничен только форс-мажерными обстоятельствами (например, спортивная травма и т.д.)

Недостатки керамических виниров:

· Высокая цена.

Композитные виниры. Такие виниры изготавливаются из свето-полимерных композитных пломбировочных материалов. Существует два метода изготовления виниров из композитов:

§ В стоматологическом кресле во рту у пациента -в этом случае винир делают из композитных светоотверждаемых пломбировочных материалов. Поэтому такие виниры называют также - прямые виниры, виниры терапевтические. По сути это реставрация зуба из светополимерных пломбировочных материалов.

Процесс изготовления такого винира заключается в том, что врач-терапевт сам сошлифовывает переднюю поверхность зуба, и путем послойного нанесения светополимерного пломбировочного материала восстанавливает переднюю поверхность зуба.

§ В зубо-технической лаборатории -в этом случае сначала нужно обточить зуб под винир и снять с зубов слепок. В лаборатории зубной-техник по слепку сделает гипсовый оттиск зубов, на котором будет смоделирован винир из все тех же светоотверждаемых пломбировочных материалов. Этот вариант изготовления более качественен и обладает большей надежностью по сравнению с первым.

Достоинства композитных виниров:

  • § Удобны при малых дефектах зуба.
  • § Возможность обработки только поврежденного участка зуба.
  • § Доступная цена.

Недостатки композитных виниров:

  • § Изменение цвета винира со временем.
  • § Низкий уровень эстетики.
  • § Хрупкие.
  • § Изготавливаются не в лаборатории, а стоматологом непосредственно во рут у пациента - человеческий фактор.

Стоматологические зубные накладки или зубные вставки применяются в тех случаях, когда имеется значительное разрушение зуба и его восстановление при помощи композитных материалов не возможно. Зубные накладки и вставки прочны; они способствуют укреплению зубов до 75 процентов; вкладки и накладки продлевают жизнь зуба и предотвращают необходимость зубного лечения в будущем.

Люминиры - одно из средств современной косметической стоматологии. По своей сути, это косметические накладки, которые устанавливают на видимую часть зуба с целью откорректировать его структуру, форму или цвет (устранить сколы, искривления или исправить цвет эмали), а в отдельных случаях люминиры можно использовать даже вместо брекетов. Согласно технологии люминиринга, перед установкой люминиров не требуется обточки зубов, в отличие от виниров. Так как винир достигает в ширину 0,7мм, а люминир 0,2мм.

Достоинства люминиров:

  • § Не требует обточки зуба.
  • § Возможно снятие люминира.

Недостатки люминиров:

  • § Ненатуральный цвет.
  • § Возможна коррекция лишь одного зуба.
  • § Высокая цена. Основными на сегодняшний день являются следующие методы художественного восстановления зубов:
  • · выравнивание и изменение формы зубов,
  • · устранение сколов зубов или их разворотов,
  • · удаление старых потемневших пломб,
  • · устранение слишком узких или больших межзубных промежутков,
  • · профессиональное отбеливание и восстановление эмали.

Основными приемами, применяемыми в эстетической стоматологии, могут считаться следующие наиболее распространенные на сегодняшний день:

  • · реставрация эстетики и формы зуба;
  • · корректировка формы зубного ряда и отдельных зубов;
  • · изменение цвета зубов (отбеливание зубной эмали);
  • · изменение расположения отдельных зубов в зубном ряду;
  • · перекрытие промежутков между зубами (тремы, диастемы).

Прямая реставрация зубов: Плюсы:

  • · сведенное к минимуму снятие эмали зуба,
  • · надёжность - именно благодаря современным технологиям эффект оперативного вмешательства держится долгие годы,
  • · экономию времени - существенно уменьшается количество посещений зубного врача,
  • · экономию средств - для прямой эстетической реставрации зубов цены обычно ниже, чем для непрямой реставрации.

· материалы, используемые при реставрации, требуют особого ухода, так как могут изменять свой цвет.

Непрямая реставрация зубов: Плюсы:

· установленные виниры и накладки наиболее точно соответствуют по форме и цвету натуральных зубов.

· проходит в несколько этапов и суммарно занимает больше времени.

эстетический реставрация зуб протез

Список используемой литературы

Боровский Е.В. с соавт.: Терапевтическая стоматология.

















1 из 16

Презентация на тему: Эстетическая стоматология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Эстетическая стоматология - термин, появившийся в США и повсеместно принятый во всем мире, стала одной им главных областей интереса в клинической стоматологии. Эстетическая стоматология - термин, появившийся в США и повсеместно принятый во всем мире, стала одной им главных областей интереса в клинической стоматологии. Данная область стоматологии быстро растет и становится одной из самых популярных. Современные технологии позволяют не только качественно лечить зубы, но и омолаживать, возвращая им красоту и крепость.

№ слайда 3

Описание слайда:

исправление неправильного положения зубов; исправление неправильного положения зубов; коррекция прикуса; маскировка щели между зубами, которая с возрастом часто увеличивается (диастема); удаление промежутков между зубами; отбеливание зубов; облицовка зубов, помогающая улучшить их цвет и форму

№ слайда 4

Описание слайда:

Мода на улыбку, вероятно, подстегнула развитие стоматологической индустрии. Первый пломбировочный материал на основе полиметилметакрилатов (самотвердеющая пластмасса) был создан в 1949 году фирмой Kulzer (США). Мода на улыбку, вероятно, подстегнула развитие стоматологической индустрии. Первый пломбировочный материал на основе полиметилметакрилатов (самотвердеющая пластмасса) был создан в 1949 году фирмой Kulzer (США). В 1962 году Bowen разработал первые материалы на основе ароматических диметакрилатов (BisGMA) с силанизированными неорганическими наполнителями – это были первые, известные сейчас всем композиты. 60-70-е годы становятся началом новой эры – развивается эстетическая (адгезионная) стоматология. Эстетическая стоматология стала частью бренда, частью образа молодой, здоровой и успешной личности. Компаниями, производящими стоматологические материалы и оборудование, тратятся огромные деньги на повышение «эстетического компонента» своей продукции. Современные технологии в стоматологии рекомендуют пользоваться наиболее щадящими способами препарирования полости.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Еще двадцать лет назад аномалии расположения отдельных зубов исправлялись в основном ортодонтическим путем - с помощью пластинок, которые частенько повреждали эмаль. Сейчас появилась замечательная возможность справиться с мелкими аномалиями прикуса при помощи светополимеризующихся материалов. Для закрытия щели между зубами раньше требовались коронки, что сопровождалось жестоким стачиванием зуба. Теперь диастему можно убрать с помощью одних только современных материалов. Еще двадцать лет назад аномалии расположения отдельных зубов исправлялись в основном ортодонтическим путем - с помощью пластинок, которые частенько повреждали эмаль. Сейчас появилась замечательная возможность справиться с мелкими аномалиями прикуса при помощи светополимеризующихся материалов. Для закрытия щели между зубами раньше требовались коронки, что сопровождалось жестоким стачиванием зуба. Теперь диастему можно убрать с помощью одних только современных материалов. Специалисты современной эстетической стоматологии имеют возможность отбеливать, выравнивать зубы, заполнять зубной ряд и устранять мелкие эстетические дефекты - в их распоряжении новейшие достижения науки и техники.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Керамика изначально имела отношение к искусству изготовления гончарных изделий. Этот термин происходит от греческого keramos - что означает «глина или гончарное изделие». Стоматологическая керамика главным образом состоит из оксидов металлов и других «традиционных» керамических материалов. Однако с ростом интереса в улучшении эстетических качеств реставраций было разработано широкое разнообразие керамических материалов и процессов. Стоматологическая керамика может быть классифицирована по составу, температуре обжига или процессу изготовления. Керамика изначально имела отношение к искусству изготовления гончарных изделий. Этот термин происходит от греческого keramos - что означает «глина или гончарное изделие». Стоматологическая керамика главным образом состоит из оксидов металлов и других «традиционных» керамических материалов. Однако с ростом интереса в улучшении эстетических качеств реставраций было разработано широкое разнообразие керамических материалов и процессов. Стоматологическая керамика может быть классифицирована по составу, температуре обжига или процессу изготовления.

№ слайда 9

Описание слайда:

В настоящее время существуют пять методов лечения изменения цвета и окрашивания естественных зубов: микроабразия, химическое отбеливание, прямая композитная реставрация, виниры, керамические и металлокерамические коронки. В настоящее время существуют пять методов лечения изменения цвета и окрашивания естественных зубов: микроабразия, химическое отбеливание, прямая композитная реставрация, виниры, керамические и металлокерамические коронки. Часто для определенных типов окрашивания могут применяться комбинации двух или трех различных способов лечения (например, микроабразия, отбеливание и керамические виниры). Соляная кислота и перекись водорода являются двумя главными химическими агентами, использовавшимися для лечения многих типов внутреннего и внешнего окрашивания живых и депульпированных зубов. Эти два вещества использовались вместе или раздельно в течение 100 лет, иногда вместе с другими химическими ве-ществами, таким образом, обеспечивая разнообразие вариантов лечения. Важно отметить, что последние Европейские директивы запрещают использование во рту косметические продуктов, содержащих более чем 0,1% перекиси водорода. В результате отбеливание зубов запрещено в некоторых странах, где оно рассматривается в качестве косметического лечения, - что верно, например для Великобритании. В большинстве других стран ЕС это вопрос не решен, но лечение не запрещено.

№ слайда 10

Описание слайда:

В последнее десятилетие большинстве врачей стали использовать гели, которые проще в употреблении, и 20-37% концентрации перекиси водорода. Эти препараты активируются химически или светом. В последнее десятилетие большинстве врачей стали использовать гели, которые проще в употреблении, и 20-37% концентрации перекиси водорода. Эти препараты активируются химически или светом.

№ слайда 11

Описание слайда:

Появление новых, окрашенных в цвет зуба реставрационных материалов в течение последних трех десятилетий вызвало сильную ориентацию пациентов в направлении эстетической стоматологии. 1980-е стали свидетелями появления различных временных методик для придания улыбке наиболее эстетически привлекательного вида. Появление новых, окрашенных в цвет зуба реставрационных материалов в течение последних трех десятилетий вызвало сильную ориентацию пациентов в направлении эстетической стоматологии. 1980-е стали свидетелями появления различных временных методик для придания улыбке наиболее эстетически привлекательного вида. Керамический винир это, без сомнения, керамическая реставрация, которая лучше всего служит для репродукции возможности к светопропусканию естественных зубов, хотя это зависит от таких факторов как цвет подлежащей структуры, выбор цемента и глубина препарирования. Преимущества Минимально инвазивный метод лечения Форма, расположение и вид поверхности Цвет

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Керамическая жакетная коронка является, безусловно, одной из наиболее эстетичес-ки успешных реставраций; она также является первой когда-либо изобретенной коронкой. Жакетные коронки были впервые изготовлены в 1886 г. Эта новация отметила начало периода, посвященного развитию керамических вкладок и накладок, которые основывались на той же технологии. К сожалению, эти протезы просто цементировались, часто посредством цинк-фосфатного цемента, и давали в результате очень высокий процент неудач. Высокая частота случаев переломов керамических жакетных коронок стала причиной того, что эти протезы были преданы временному забвению. Керамическая жакетная коронка является, безусловно, одной из наиболее эстетичес-ки успешных реставраций; она также является первой когда-либо изобретенной коронкой. Жакетные коронки были впервые изготовлены в 1886 г. Эта новация отметила начало периода, посвященного развитию керамических вкладок и накладок, которые основывались на той же технологии. К сожалению, эти протезы просто цементировались, часто посредством цинк-фосфатного цемента, и давали в результате очень высокий процент неудач. Высокая частота случаев переломов керамических жакетных коронок стала причиной того, что эти протезы были преданы временному забвению.

№ слайда 14

Описание слайда:

Керамические вкладки имеют более длинную историю в современной стоматологии, чем золотые вкладки. Они стали использоваться в конце девятнадцатого века в качестве эстетического способа восстановления кариозных повреждений. Было вполне естественным стремиться использовать вещество того же цвета, что и человеческие зубы. К сожалению, использование фарфоровых вкладок было остановлено слишком высоким процентом неудач; они изготавливались на металлической матрице и потом просто цементировались, используя традиционный (например, цинк-фосфатный) цемент. Ранние фарфоровые вкладки имели плохое краевое прилегание, и традиционный цемент мог легко вымываться. Преимущества методики литья по восковым моделям, вместе с точностью и надеж-ностью золотых сплавов, положили конец использованию керамических вкладок примерно на 50 лет. Керамические вкладки имеют более длинную историю в современной стоматологии, чем золотые вкладки. Они стали использоваться в конце девятнадцатого века в качестве эстетического способа восстановления кариозных повреждений. Было вполне естественным стремиться использовать вещество того же цвета, что и человеческие зубы. К сожалению, использование фарфоровых вкладок было остановлено слишком высоким процентом неудач; они изготавливались на металлической матрице и потом просто цементировались, используя традиционный (например, цинк-фосфатный) цемент. Ранние фарфоровые вкладки имели плохое краевое прилегание, и традиционный цемент мог легко вымываться. Преимущества методики литья по восковым моделям, вместе с точностью и надеж-ностью золотых сплавов, положили конец использованию керамических вкладок примерно на 50 лет.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Высокий уровень профессионализма современной мировой стоматологии сегодня фактически исключил наличие каких-либо проблем в области непосредственно лечения зубов, даже в самых сложных случаях. Это послужило толчком для развития эстетического аспекта в работе стоматолога. Высокий уровень профессионализма современной мировой стоматологии сегодня фактически исключил наличие каких-либо проблем в области непосредственно лечения зубов, даже в самых сложных случаях. Это послужило толчком для развития эстетического аспекта в работе стоматолога. Эстетическая стоматология открывает поистине безграничные возможности и приносит ошеломляющие результаты. Компьютерные технологии позволяют увидеть - как будут выглядеть зубы еще до начала работы. Это удобно для пациента и исключает момент недопонимания процесса. Не стоит забывать о и том, что эстетическая стоматология естественно учитывает все факторы прочности и функциональности предлагаемых изменений зубного ряда. В эстетической стоматологии произошла истинная революция: с возникновением новых и более эффективных технологий лечения и эстетической реконструкции, наши улыбки смогут выглядеть безукоризненно. Таким образом, эстетическая стоматология - это лучший способ заполучить ослепительную улыбку и сохранить этот результат.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования « Белгородский

Государственный Медицинский Институт НИУ БелГУ»

Медицинский институт

Кафедра последипломного медицинского образования

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«АНАЛИЗ ЭСТЕТИКИ В СТОМАТОЛОГИИ»

ВЫПОЛНИЛА:

Шапошникова Е.А.

БЕЛГОРОД 2014

Введение

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

1. Основная часть

Выявление пожеланий пациента и определение возможных способов их удовлетворения являются ключевыми факторами успеха терапии. Анализ особенностей лица и движения губ относительно зубов проводится с помощью оценки лицевых, зубных, губных и фонетических параметров. Несмотря на то, что для достижения оптимального результата может потребоваться изменение только одного из указанных параметров, тщательный анализ всех аспектов улыбки обязателен перед началом ортопедической реабилитации. Анализ эстетики включает в себя шесть обязательных аспектов:

1. Установление контакта с пациентом

2. Оценка параметров лица

3. Анализ нижней трети лица

4. Фонетический анализ

5. Анализ зубов

6. Анализ десневого края

2. Установление контакта с пациентом

Начиная с первого визита к своему лечащему врачу, пациент должен ощущать дружелюбное и предупредительное отношение персонала, чтобы чувствовать себя спокойно и доверять сотрудникам. Врач с пациентом заполняют медицинскую карту сведениями о медицинском и стоматологическом анамнезе, врач определяет план требуемых лечебных мероприятий и анализирует эстетические параметры, показатели заносит в специальный раздел медицинской карты.

· Беседа с пациентом

Этот исходный этап необходим для установления доверительных отношений с пациентом. Неформальный разговор должен состояться до того, как пациент сядет в кресло для проведения осмотра. Это позволяет эффективно оценить их внешний вид, характер и поведение, а также изучить непринужденный вид лица, улыбку и мимику. Менторский тон и определение жесткой субординации никак не способствует построению доверительных отношений.

Выясняя пожелания пациента, стоматолог не должен навязывать собственное мнение, учитывая всю субъективность представлений о красоте, но если пожевания пациента выходят за границы возможного и он отказывается понимать нереальность своих требований, лучше вообще не начинать лечение, так как в этом случае неудача неизбежна.

· Общение с пациентом

Стоматолог должен подобрать индивидуальный подход, использовать доступный язык общения, рекомендуется использование наглядных пособий: фотографий, гипсовых моделей пациенто с похожими проблемами.

· Информирование пациентов о проводимых манипуляциях

Стоматолог обязан поставить пациента в известность о выполняемых процедурах. Необходимо объяснить причину выбора того или иного метода лечения с учетом преимуществ и недостатков.

· Заполнение карты пациента

Для этого проводят полное клиническое обследование, включающее в себя оценку состояния пародонта, имеющихся реставраций и эндодонтически леченных зубов, анализ состояния ВНЧС и окклюзии, изучение диагностических моделей в артикуляторе. Кроме того, проводят рентгенографическое исследование и фотографируют пациента.

· Постановка диагноза и составление плана лечения

· Прогноз лечения и информированное согласие пациента

губа зуб лицо лечение

3. Оценка параметров лица

Черты лица в значительной степени определяют восприятие индивидуума окружающими. Анализ лица проводят использую горизонтальные и вертикальные ориентировочные линии, позволяющие сопоставить черты лица и положение зубов пациента.

Межзрачковая линия

Проходит через зрачки и при условии ее параллельности линии горизонта представляет собой наиболее удобный ориентир для эстетической оценки лица. Как правило, межзрачковой линии параллельны линии, соединяющие брови, углы рта и крылья носа. Параллельность линий определяет гармонию лица.

Срединная линия

Проходит вертикально через надпереносье, кончик носа, носогубную кожную складку и кончик подбородка. Как правило, перпендикулярна межзрачковой линии.

У абсолютного большинства людей лицо ассиметрично, если разница размеров левой и правой сторон менее 3%, то она незаметна окружающим.

Межзрачковую линию обычно используют в качестве горизонтального ориентира. Однако глаза или даже уголки рта не всегда располагаются на одинаковом уровне. В таких случаях в качестве ориентира используют линию горизонта вне зависимости от параллельности с ней межзрачковой или комиссуральной линий. Если все 3 линии не параллельны между собой, то врач должен обсудить с пациентом выбор линии, которая будет служить ориентиром.

Точки для определения срединной линии также не всегда надежны, по этой причине для ее определения в качестве идеального ориентира можно использовать центр верхней губы.

Пропорциональность лица

Пропорциональное лицо можно разделить на 3 равные по высоте части:

Верхняя: область между границей волосистой части головы и линией, соединяющей брови

Средняя: область, между линией соединяющей брови и линией, соединяющей крылья носа

Нижняя: область, между линией соединяющей крылья носа, и горизонтальной линией проходящей через кончик подбородка

· Профиль

Естественное положение головы проверяют с помощью франкфуртской горизонтали, которая проходит через нижний край глазницы и верхний край костного наружного слухового прохода. Франкфуртская горизонталь образует с произвольной горизонтальной плоскостью угол равный 8 градусам.

Типы профиля:

Нормальный: угол образованный надпереносьем, подносовой точкой и кончиком подбородка равен примерно 170 градусам

Выпуклый: величина угла уменьшена, из-за относительной репозиции кончика подбородка

Вогнутый: угол превышает 180 градусов, из-за относительно переднего положения кончика подбородка.

Линия Е, соединяет кончики носа и подбородка. У человека с нормальным профилем, верхняя губа располагается примерно на 4 мм, а нижняя- на 2 мм кзади от линии Е.

Носогубный угол образуется при пересечении в подносовой точке двух линий, одна из которых перпендикулярна основанию носа, а другая наружному краю верхней губы. При нормальном профиле носогубный угол равен 90-95 градусов у мужчин и 100-105 у женщин.

4. Анализ нижней трети лица

· Анализ положения губ и зубов

Данный анализ необходим для оценки правильного соотношения между зубными рядами и губами при разговоре и улыбке.

Для анализа естественных движений губ необходимо пообщаться с пациентом на начальном, доклиническом этапе в неофициальной и расслабленной обстановке, наблюдая за движениями губ во время дружеского, непринужденного разговора. Оценку губ необходимо проводить до введения местных анестетиков.

Визуализация зубных рядов в состоянии покоя при сомкнутых в центральной окклюзии зубах, губы слегка соприкасаются между собой и режущая треть верхних резцов покрыта нижней губой. Если мышцы, удерживающие нижнюю челюсть, находятся в состоянии физиологического покоя, то зубные ряды не смыкаются, губы слегка разобщены, а режущая треть верхних резцов обнажена. Высота видимого участка составляет 1-5 мм в зависимости от высоты губ, пола и возраста пациента. С возрастом, видимая часть верхних резцов уменьшается за счет стираемости режущего края, так и вследствие снижения тонуса мышц, окружающих полость рта, что приводит к прогрессирующему обнажению резцов нижней челюсти, поэтому эти зубы играют решающую роль для эстетики у пожилых пациентов. Определение видимой в покое части резцов верхней челюсти является одним из ключевых аспектов, определения необходимости коррекции длины зубов.

· Режущий край

Определение высоты режущего края по вертикали (контур режущего края) и в переднезаднем направлении (профиль режущего края) имеет большое значение для эстетического анализа.

Соотношение контура режущих краев верхних зубов с контуром нижней губы.

Как правило, линия режущих краев выпуклая и параллельна естественному вогнутому верхнему краю нижней губы. Соотношение между двумя кривыми, поведенными по режущим краям передних зубов и контуру нижней губы, может отличаться у разных людей:

Если между режущим краем и нижней губой имеется зазор, то такое соотношение называется неконтактирующим.

Если отмечается касание режущих краев и нижней губы, то такое соотношение называется контактирующим

Если нижняя губа перекрывает режущую треть верхних резцов, то такое соотношение называется перекрывающим

Ровная режущая поверхность с зубами одинаковой длины и исчезновением межрезцовых уголков придает улыбке горизонтальную симметрию, что неминуемо создает ощущение «возрастной» улыбки.

Профилем режущего края называют контур режущего края в саггитальной плоскости.

· Линия улыбки

При анализе линии улыбки в первую очередь необходимо оценить степень визуализации передних зубов при улыбке. Выделяют 3 типа линий улыбки:

Низкая: при движениях верхней губы обнажается не более 75 % поверхности передних зубов

Средняя: 75-100% поверхности передних зубов и межзубных сосочков

Высокая: обнажаются не только передние зубы, но и участок десны различной ширины

Красивой считают улыбку, при которой полностью обнажаются зубы верхней челюсти и полоска десны шириной около 1 мм, обнажение десны на 2-3 мм считается приемлемым.

· Ширина улыбки

· Щечный коридор

Щечным коридором называют видимое при улыбке пространство с двух сторон между щечными поверхностями верхних зубов и углами рта. Этот промежуток всегда присутствует в гармоничной улыбке и придает ей естественность.

· Межрезцовая и срединная линия

Ориентиром определения срединной линии зубного ряда обычно служит межрезцовая линия, но лучше все таки использовать десневой сосочек между центральными резцами верхней челюсти.

Часто отмечается расхождение между срединной линией лица и зубных рядов, отклонение в пределах 4 мм, обычно остается незаметным для пациента.

5. Фонетический анализ зубов

Фонетические пробы представляют собой надежное средство для оценки эстетических и функциональных показателей, а также помогают определить правильное положение, высоту коронок зубов и межальвеолярное расстояние.

Произнесение звука «М»:

Позволяет оценить длину резцов

Произнесение звука «И»:

Оценить длину резцов

Произнесение звуков «Ф» и «В»:

Оценить длину резцов

Оценить профиль режущих краев

Произнесение звука «С»:

Оценить положение зубов

Оценить высоту центральной окклюзии

Анализ зубов

· Межрезцовые линии верхней и нижней челюсти

· Форма зубов:

Треугольная

Прямоугольная

Овальная

· Цвет зубов

· Микро- и макрорельеф зубов

· Пропорции зубов

· Положение зубов и форма зубной дуги:

Квардратная

Овальная

Треугольная

6. Анализ десневого края

Состояние здоровья мягких тканей определяет их внешний вид. Развитие патологии приводит к изменению цвета, формы и консистенции десны, что значительно ухудшает эстетику зубодесневого комплекса. Поэтому очень важно уделять особое внимание десневому краю.

В идеале край десны должен гармонировать с линией режущего края и другими горизонтальными ориентировочными линиями. Кроме того, десневой край должен иметь соответствующую фестончатость, правильно расположенные точки зенита и здоровые межзубные сосочки.

Анатомические характеристики

В десне различают свободный десневой край, окружающий зуб на уровне шейки, кератинизированную прикрепленную десну, простирающуюся до слизисто-десневого соединения (СДС), альвеолярную слизистую, расположенную апикальнее СДС и покрывающую альвеолярный отросток.

Свободная десна расположена апикально от края десны до цементно-эмалевого соединения (ЦЭС), следуя периметру шейки зуба. Высота десневого края по сути, соответствует глубине зубодесневой борозды (в норме 1-2 мм). Ширина свободного десневого края неравномерна, она меньше где десна контактирует с поверхностью зуба, и больше в межзубных областях.

Простирается от апикальной границы свободной краевой десны до СДС. В норме КПД имеет розовый цвет, что отличает ее от ярко-красной альвеолярной слизистой. Наружный слой КПД представлен ороговевающим эпителием, способным противостоять механической нагрузке при жевании и чистке зубов. Высота прикрепленной части неодинакова и зависит от положения зубов и локализации точек вплетения мышечных волокон.

Хорошее кровоснабжение и наличие неороговевающего эпителия придают альвеолярной слизистой ярко-красный цвет и гладкую поверхность.

Отличительные анатомические характеристики

Здоровая десна обычно имеет розовый цвет, который отличается значительным разнообразием оттенков у разных людей. После проведения эндодонтического лечения цвет окружающей причинный зуб десны может меняться из-за потемнения корня.

Зернистость

У многих людей поверхность десны имеет вид апельсиновой корки, что объясняется врастанием надгребневых соединительнотканных волокон в эпителий.

Форма десны определяется постепенным уменьшением ее толщины от прикрепленной к свободной краевой десне.

Архитектура

В вестибулярных участках десна располагается апикальнее, чем в межзубных областях. Фестончатость более выражена в области передних зубов и становится практически незаметной вокруг моляров.

Биотип пародонта

Толстый биотип

Характерны невыраженная фестончатость десневого края и нормальная или сниженная визуализация клинических коронок зубов, в основном квадратной формы.

Тонкий биотип

Характеризуется большим обнажением клинических коронок зубов и выраженностью фестончатостью десны.

При анализе параметров десневого края необходимо учитывать несколько эстетических параметров, главным из которых является степень визуализации десны при улыбке.

Параллельность

В идеале контур десны, следующий клиническим шейкам центральных резцов и клыков, должен быть параллелен режущему краю и контуру нижней губы. Десневой край также должен быть достаточно параллелен окклюзионной плоскости и горизонтален ориентировочным линиям, в частности комиссуральной и межзрачковой.

Симметрия

Контур десны в области верхних центральных резцов и клыков должен быть симметричен и располагаться на более апикальном уровне по сравнению с десной в области боковых резцов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация разновидностей аномалии положения и прорезывания зубов: диастемы и тремы. Вестибулярное (экзопозиция) и оральное (эндопозиция) положение зубов. Основные подходы в лечении дистопии клыка. Методы лечения небного положения верхних резцов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Зубные ряды челюстей. Режущие края фронтальных зубов и жевательные поверхности премоляров и моляров. Нумерация зубов. Сагиттальная окклюзионная кривая. Закономерность изменения величины и высоты коронок зубов на нижней челюсти. Смыкание зубных рядов.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Обзор разновидностей аномалий формы зубов (шиповидные, Гетчинсона-Фурнье) и величины зубов (макро- и микродентия), особенности их лечения. Понятие об индивидуальной макродентии. Аномалии структуры твердых тканей зубов. Методика проведения стриппинга.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Аномалии формы зубов. Смещение зубов кнаружи от зубного ряда. Поворот зуба вокруг продольной оси. Недостаток места в зубном ряду. Врожденное отсутствие зубов и их зачатков. Отклонения от нормального взаимоотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей.

    реферат , добавлен 20.12.2012

    Классификация и клинические разновидности аномалий зубных рядов в трансверзальном направлении. Сужение и расширение зубных рядов в различные возрастные периоды. Особенности диагностики и лечения данных патологий, применяемые принципы и методики.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Рассмотрение разновидностей аномалий числа зубов: адентия, сверхкомплектные зубы. Гиподонтия функциональных групп зубов. Степень выраженности нарушений при врожденном отсутствии зубов. Клиническая картина и показания к сохранению сверхкомплектных зубов.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Клинические симптомы у пациентов с дефектами зубных рядов. Понятие о функционирующей и нефункционирующей группах зубов, перегрузке пародонта и деформации окклюзионной поверхности зубов. Классификация мостовидных протезов, принципы их конструирования.

    презентация , добавлен 18.12.2014

    Функциональные и эстетические нарушения при аномалиях положения отдельных зубов и зубных дуг, их разновидности и формы, основные причины возникновения. Негативное воздействие данных аномалий зубного ряда на различные функции организма и внешний вид.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Патологическая подвижность зубов в начальной стадии заболевания. Вторичные деформации зубных рядов. Современные принципы терапевтических, хирургических и ортопедических методов лечения пародонтитов. Применение постоянных шинирующих аппаратов и протезов.

    презентация , добавлен 07.02.2017

    Информационное согласие и общие права человека, степень самостоятельного участия пациента в принятии решения. Недостатки командного патерналистического отношения к пациенту. Проблемы толкования права пациента на неприкосновенность целостности личности.