Роль местных музеев в научном изучении Енисейской губернии в конце XIX - начале ХХ вв. Социальный и этнический состав населения Енисейской губернии во второй половине XIX в

Если вы любите разглядывать снимки из прошлого, то оцените эту подборку. Эти снимки запечатлели быт людей, которые жили в конце XIX - начале XX века в Енисейской губернии.

(Всего 38 фото)

1. Крестьяне-челдоны г. Красноярска.

Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г.
Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.

2. А.Д. Зырянов - крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии.

Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.

3. Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда.

Снимок сделан в д. Яркиной в 1911 г.
Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.

Приангарье - это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.

4. Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде.

Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркиной в 1911 г.
Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде.

5. Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда.

Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.

6. Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома.

7. Семья старожилов-староверов на р. Мане.

Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.

8. Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда.

9. Подростки с. Богучанского Енисейского уезда.

1911 г.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

10. Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда.

Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

11. Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде.

Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.

12. Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда.

1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.

13. Праздничный костюм приискателя.

Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.

14. А. Аксентьев - смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе

Смотритель на золотопромывочной машине - это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.

Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом были модной обувью в 1880-1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи - предметы городской роскоши - добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.

15. Мария Петровна Марковская - сельская учительница с семьей.

Г. Иланск. Июль 1916 г.

Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать - Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье - старшая дочь М.П. Марковской - Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева - глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер.

16. Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным.

На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».

Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.

17. Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда.

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.

18. Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края.

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун - пресноводная рыба рода сигов.

Фотография поступила в музей в 1916 г.

19. Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

20. Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

21. Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии.

Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.

22. Крестьянин, отправившийся на охоту.

Около д. Ярки. 1911 г.
Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

23. Ангарский охотник с собакой.

Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

24. На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда.

Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

25. Мятье льна в Енисейском уезде.

Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.

26. Портомойня на Енисее.

Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.

27. Прачки на Енисее.

Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.

28. Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда.

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».

29. Уборка табака в Минусинском уезде.

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.

30. Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа.

Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.

31. Заготовка борисовских веников в с. Ужур Ачинского уезда.

Снимок конца ХIХ - начала ХХ века. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название - борисовские веники.

32. Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки.

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913-1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.

33. Игра в городки в д. Каменке Енисейского уезда.

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.

34. «Бега» - состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда.

1904 г. Воспроизведено по книге «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.

На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень в выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа - сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка - мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин - крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода «бега» между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам. Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило

35. Крестьяне-переселенцы у временного жилья.

Минусинский уезд. Начало ХХ в.

В начале XX века, с началом Столыпинской аграрной реформы, в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных и западных областей России, Белоруссии, Украины. Их называли новопоселенцами, а те, кто жил в Сибири не одно поколение, были старожилами.

36. Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда.

Снимок конца ХIХ - начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.

37. Хохлуша.

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок - из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.

38. Свадьба.

Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии.

Крестьяне-челдоны г. Красноярска. Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г. Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки.

А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии
Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг.
В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина.

Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда
Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни.

Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения.

Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде
Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г.
Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда
Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г.
Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.

Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома

Семья старожилов-староверов на р. Мане
Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г.

Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда
1911 г.

Подростки с. Богучанского Енисейского уезда
1911 г.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда
Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде
Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.

Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда
1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду.

Праздничный костюм приискателя
Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г.
Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов.

А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе
Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г.

Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото.
Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.


Г. Иланск. Июль 1916 г.

Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер

Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным

На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру».
Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.

Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда

Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар.
Фотография поступила в музей в начале ХХ в.

Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края

Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в.
Тугун − пресноводная рыба рода сигов.

Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии
Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в.

Крестьянин, отправившийся на охоту

Около д. Ярки. 1911 г.
Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Ангарский охотник с собакой

Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г.
Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху.
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда
Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.

Мятье льна в Енисейском уезде
Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.

Портомойня на Енисее
Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.

Прачки на Енисее
Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.

Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда

1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки».
Фотография поступила в музей в 1916 г.

Уборка табака в Минусинском уезде

1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами.
Фотография поступила в музей в 1916 г.

Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа
Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.

Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда
Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники

Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки

Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг.
Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.

Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда

Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.

"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда

1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора.

На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам.
Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило.

Крестьяне-переселенцы у временного жилья
Минусинский уезд. Начало ХХ в.

В начале 20 века,с началом Столыпинскрй аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение,были старожилами.

Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда
Снимок конца ХIХ - начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г.

К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.

Свадьба
Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

Енисейская губерния. Красноярск. Молебен при закладке железнодорожного моста через реку Енисей. Фрагмент. 30.08.1896 г.

Крестьяне-челдоны г. Красноярска Снимок сделан в Красноярске в конце ХIХ в. Фотография и негатив поступили в музей в 1916 г. Парный фотопортрет красноярских крестьян, снятых на фоне бревенчатой постройки. Ангарский охотник с собакой Д. Яркина Енисейского уезда. 1911 г. Снят охотник на фоне хлева с низкой дощатой дверью и поветью для сена наверху. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. А.Д. Зырянов − крестьянин с. Шушенского Минусинского уезда Енисейской губернии Снимок сделан в с. Шушенском в 1920-е гг. В 1897 г. А.Д. Зырянов поселил в своем доме прибывшего в ссылку в с. Шушенское В.И. Ленина. Пожилые крестьяне д. Яркиной Енисейского уезда Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет крестьян, снятых на фоне старинной часовни. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Приангарье − это район нижнего течения р. Ангары и ее притоков общей протяженностью более 1000 км, находящийся на территории Енисейской губернии. Это один из самых старых районов заселения Восточной Сибири, состоящий преимущественно из старожилов. В 1911 г. на средства Переселенческого управления была организована Ангарская экскурсия (экспедиция) во главе с музейным работником Александром Петровичем Ермолаевым с целью обследования материальной культуры ангарского населения. Пожилые женщины д. Яркиной Енисейского уезда в праздничной одежде Фотограф неизвестен. Снимок сделан в д. Яркино в 1911 г. Парный фотопортрет двух пожилых женщин в праздничной одежде. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Крестьянская семья из д. Ловатской Канского уезда Снимок сделан в д. Ловатской Канского уезда не позже 1905 г. Крестьяне в праздничной одежде стоят на ступеньках крыльца, застланного домоткаными половиками.
Крестьянская семья из д. Ярки Енисейского уезда в праздничный день на крыльце дома Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Семья старожилов-староверов на р. Мане Р. Мана, Красноярский округ, Енисейская губерния. До 1910 г. Богатая крестьянская семья из с. Богучанского Енисейского уезда 1911 г. Подростки с. Богучанского Енисейского уезда Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Молодые крестьяне с. Богучанского Енисейского уезда Парный фотопортрет молодых крестьян, стоящих около амбара с низкой дверью и лестницей. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г. Девочки-крестьянки из д. Ярки Енисейского уезда в праздничной одежде Август 1912 г. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Группа крестьян д. Ярки Енисейского уезда 1911 г. Крестьяне сняты около саней, на фоне мельницы с низкой, подпертой жердиной дверью. Одеты в рабочую повседневную одежду. Праздничный костюм приискателя Снимок сделан в с. Богучанском в 1911 г. Фотопортрет молодого человека в праздничном костюме приискателя с золотых промыслов. А. Аксентьев − смотритель прииска по р. Талой в Енисейском округе Г. Енисейск. Снимок сделан 20 июля 1887 г. Смотритель на золотопромывочной машине − это служащий, осуществлявший надзор и наблюдение за порядком проведения работ, он же принимал от промывальщиков золото. Мужской костюм, запечатленный на снимке, весьма своеобразен: смесь городской и так называемой приисковой моды. Рубашку подобного типа носили рабочие приисков и крестьяне, такой фасон использовался чаще для выходной одежды. Сапоги с высоким каблуком и тупым носом являлись модной обувью в 1880−1890-е гг. Шляпа и часы на шейном шнуре или цепи − предметы городской роскоши, добавляли костюму своеобразие и приисковый шарм.
Мария Петровна Марковская − сельская учительница с семьей Г. Иланск. Июль 1916 г. Справа налево: на руках с сыном Сережей (род. в 1916) сидит М.П. Марковская; рядом стоит дочь Ольга (1909−1992); сидит у ног на табуреточке дочь Надя (1912−1993); рядом, с сумочкой в руках, сидит мать − Симонова Матрёна Алексеевна (урожд. Подгорбунская). Девочка в клетчатом платье − старшая дочь М.П. Марковской − Вера (род. 1907); сидит на перилах дочь Катя (род. 1910); стоит рядом О.П. Гагромонян, сестра М.П. Марковской. Крайний слева − глава семьи Ефим Поликарпович Марковский, железнодорожный мастер Фельдшерица с. Больше-Улуйского Ачинского уезда Анастасия Порфирьевна Мельникова с больным На обороте фотографии текст тушью: «Ан. Пер. Мельникова в должности фельдшерицы Б. Улуйской больницы. Ссыль(но)поселенец, 34 лет, в изображенном виде прошел до больницы 40 верст при морозе в 30 градусов по Реомюру». Село Больше-Улуйское, являющееся центром Больше-Улуйской волости, находилось на р. Чулыме. В нем располагались врачебный передвижной пункт и крестьянский переселенческий пункт.
Кустарь-горшечник из с. Атамановское Красноярского уезда Начало ХХ в. Село Атамановское находилось на р. Енисее, в 1911 г. насчитывало 210 дворов. Каждый вторник в селе проходил базар. Фотография поступила в музей в начале ХХ в.
Лов тугуна на станке Верхне-Инбацком Туруханского края Станок Верхне-Инбацкий. Начало ХХ в. Тугун − пресноводная рыба рода сигов. Фотография поступила в музей в 1916 г. Ангарская крестьянка идет проверять уды. Приангарье Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Подледная ловля рыбы удами на р. Ангаре. Енисейский уезд Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Сплав убитого сохатого по р. Мане Енисейской губернии Р. Мана (в районе Красноярского или Канского уездов). Начало ХХ в. Крестьянин, отправившийся на охоту Около д. Ярки. 1911 г. Охотник стоит на широких коротких лыжах, крепящихся к ступне ремешками. На таких лыжах ходили без палок. Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
На крестьянском дворе в с. Кежемском Енисейского уезда Коллекция Ангарской экскурсии 1911 г.
Мятье льна в Енисейском уезде Енисейский уезд. 1910-е гг. Из поступлений 1920-х гг.
Портомойня на Енисее Красноярск. Начало 1900-х гг. Фотография поступила в музей в 1978 г.
Прачки на Енисее Красноярск. Начало 1900-х гг. Репродукция с негатива 1969 г.
Витье веревок в д. Ярках Енисейского уезда 1914 г. На обороте фотографии надпись карандашом: «Сватъ Капитонъ за витьем веревки». Фотография поступила в музей в 1916 г.
Уборка табака в Минусинском уезде 1916 г. На задах крестьянской усадьбы, на огороде, идет уборка табака, часть которого вырвана и уложена рядами. Фотография поступила в музей в 1916 г.
Ткацкий стан-кросна в с. Верхне-Усинском Усинского пограничного округа Снимок 1916 г., поступил в музей в 1916 г.
Заготовка "борисовских" веников в с. Ужур Ачинского уезда Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. В Борисов день, 24 июля, заготовляли свежие веники для бань, отсюда и название − "борисовские" веники
Ряженые на улицах Знаменского стекольного завода в святки Красноярский уезд, Знаменский стекольный завод, 1913−1914 гг. Группа мужчин и женщин пляшут под гармошку на улице. Ранее фотография была опубликована как открытка.
Игра в "городки" в д. Каменке Енисейского уезда Начало ХХ в. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении" Алексея Макаренко (СПб., 1913, с. 163). Фотография автора.
"Бега" − состязание между конным и пешим в д. Дворец Енисейского уезда 1904 г. Воспроизведено по книге "Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» А. Макаренко (СПб., 1913, с. 143). Фотография автора. На переднем плане двое состязающихся: слева молодой парень с выпущенной поверх портов рубахе и с босыми ногами, справа − сидящий верхом на лошади крестьянин. Рядом с пешим установлена палка − мета, являющаяся началом дистанции, вторая мета не видна. Позади толпа мужчин − крестьян разного возраста в праздничной одежде, наблюдающих за происходящим. Состязание проходит на улице деревни, видна часть ее правой стороны с несколькими жилыми и хозяйственными постройками. Подобного рода "бега" между конными и пешими устраивались сибиряками в летнюю пору по праздникам и ярмаркам. Дистанция невелика, обязательно включает поворот на 180 градусов. Именно поэтому пеший часто выигрывал: коня заносило.
Крестьяне-переселенцы у временного жилья Минусинский уезд. Начало ХХ в. В начале 20 века,с началом Столыпинской аграрной реформы,в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины.Их называли новопоселенцами,а те,кто жил в Сибири не одно поколение,были старожилами. Хохлуша-переселенка из д. Ново-Полтавка Минусинского уезда Снимок конца ХIХ − начала ХХ вв. На снимке: молодая женщина в традиционном украинском костюме, сидящая на ступеньке крыльца. Поступление 1916 г. Хохлуша К вопросу о «региональности» костюма. Этот снимок − из альбома В.Г. Катаева 1911 г. Фотография была сделана в переселенческом поселке, основанном на землях сибирских казаков.
Свадьба Канский уезд, деревня Карымова, 1 октября 1913 г. Семья Соколовых, новоселов из Тамбовской губернии

В Енисейской губернии во второй половине XIX в. обилие сравнительно благоприятных для сельскохозяйственной обработки земель и свобода хозяйственной деятельности способствовали тому, что переселенцы-новоселы быстро улучшали свое хозяйственное положение и становились зажиточными крестьянами.

Красноярские купцы на ярмарке в Нижнем Новгороде, вторая половина 1860-х - начало 1870-х гг. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI - начало XX в.), 2012 г.

Заметные изменения произошли в социальной структуре населения. Наиболее динамично развивались те социальные группы, которые были связаны с торгово-промышленной деятельностью. Так, доля мещанства, составлявшего основной контингент городского населения и занятого мелкой торговлей и ремеслом, выросла в 2,75 раза, тогда как дворянство, и без того малочисленное в Сибири и занятое преимущественно в сфере управления, все более утрачивало свои позиции. В абсолютном значении его численность возросла на 21%, а в относительном доля дворянства сократилась в 1,7 раза.

Формирование буржуазии шло с некоторым отставанием не только в сравнении с показателями по европейской части России, но и по соседним сибирским губерниям. На протяжении исследуемого периода в развитии купечества, представлявшего крупный капитал, просматривается отрицательная динамика. В абсолютной массе его численность сократилась с 2013 человек в 1863 г. до 1232 человек в 1896 г., а удельный вес этого сословия уменьшился с 0,6 до 0,32%. Отрицательные тенденции можно объяснить тем, что в торгово-промышленном развитии губернии в 1870-80-х гг. наблюдался глубокий кризис. Особенно сильно он ударил по золотопромышленности, где в основном концентрировались крупные капиталы, быстрее шло первоначальное накопление.

Самой многочисленной группой населения губернии по-прежнему оставалось крестьянство. В его составе преобладали государственные крестьяне — 60,3%. Реформирование государственной деревни в Сибири затянулось на 30 лет. Сибирские крестьяне, жившие на казенных землях, по сравнению со своими собратьями в европейской части страны оказались в результате реформ ограничены в своих правах. Так, если последние по закону 1886 г. получили право выкупа своих земель в собственность, то в Сибири казна, стремясь ограничить сложившуюся здесь практику крестьянских земельных захватов, утвердила законом 1898 г. свое монопольное право на земельную собственность. За пользование казенной землей крестьяне должны были платить оброчную подать, значительно выросшую с 1898 г. в результате перечисления в нее подушной подати. Также права крестьян были урезаны и в сфере управления. Законами 1870-80-х гг. крестьянское самоуправление было поставлено под контроль полицейских чиновников. Эти меры были окончательно закреплены в 1898 г. введением должности крестьянских начальников, сосредоточивших в своих руках судебную и административную власть над крестьянским миром.

Культурное развитие Енисейской губернии в 20-60-е гг. XIX века

Наиболее яркая страница культурной жизни Енисейской губернии связана с декабристами. В разное время в губернии находился на поселении 31 участник движения декабристов. Несмотря на тяжелые испытания и препятствия со стороны властей, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность носила главным образом просветительский характер. Декабристы обучали детей (Давыдов, Киреев, Беляевы), помогали юридическими советами местным жителям (С. Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (Спиридов, Беляевы, Фаленберг, Фролов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Бобрищевы-Пушкины, Давыдов, Шаховской, Митьков, Спиридов), занимались литературой (Давыдов, А. П. Беляев), научной деятельностью (Митьков, Шаховской, Якубович). Своей деятельностью декабристы будоражили тогдашний патриархальный быт, побуждали всех честных людей задуматься над социально-культурными вопросами. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для образования в складывающейся местной интеллигенции.

Настоящим культурным очагом в Красноярске, куда тянулось все лучшее, был дом декабриста В. Л. Давыдова. Давыдов с женой создал домашнюю школу, куда ходили и дети близких друзей. Богатая домашняя библиотека Давыдовых стала по существу публичной городской библиотекой.

На заре капиталистической эры в Сибири стал отчетливее проявляться разрыв между материальной и духовной культурой господствующей верхушки и трудящихся. Богачи и крупные чиновники переселялись в каменные дома или обшитые тесом и выкрашенные деревянные особняки. С 30-х гг. на центральных улицах губернского, а позже и окружных городов стали появляться деревянные тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей.

Об усложнении духовной жизни и самосознания красноярцев свидетельствует и появление в губернском центре первых памятников. В Красноярске на Покровской горе, на месте караульной вышки казаков XVII в. вместо простого креста в 1855 г. на деньги золотопромышленника П. И. Кузнецова поставили каменную часовню, обозначавшую как бы символическую братскую могилу всех погибших красноярцев в первый, боевой период жизни города-острога.

Культурная жизнь енисейской провинции во второй половине XIX- начале XX века

В это время признаки оживления общественно-культурной жизни Красноярска особенно рельефно проявились в сфере образования. Либеральные реформы 1860-х гг. дали ощутимый толчок для приобщения к образованию широких демократических слоев населения. Большую роль в этом сыграли земства, взяв на себя основной груз по содержанию местных учебных заведений. Однако в Сибири нехватка общеобразовательных учреждений остро ощущалась. Так, на всю Енисейскую губернию к началу 1880-х гг. насчитывалось всего лишь 59 учебных заведений, в которых обучалось 2 687 учеников. Таким образом, одна школа приходилась более чем на 7 000 жителей губернии. Основным типом учебных заведений в губернии долгое время оставались двухгодичные приходские училища, где давали самое элементарное начальное образование. К 1863 г. в губернии действовало 36 двухклассных училища. Наряду с ними по инициативе общественности начинают создаваться школы, образовательные программы которых отличались более широким количеством предметов. Неполное среднее образование можно было получить в шестиклассных училищах, существовавших в Красноярске, Ачинске, Енисейске. Однако их выпускники не имели возможности продолжить свое дальнейшее образование кроме как в технических и ремесленных училищах. Таким образом, в начале 1860-х гг. в губернии не существовало учебных заведений, дававших полное среднее образование. Попытку восполнить этот недостаток в 1864 г. предпринял известный сибирский общественный деятель С. С. Шашков, открыв в Красноярске класс для мальчиков и девочек, обучение в котором шло по программе гимназии. Но поскольку это было частное учреждение, то доступ в него был возможен для ограниченного круга лиц, и потому его деятельность не сняла остроты вопроса. 1 февраля 1868 г. в Красноярске открылась мужская гимназия. Первый набор ее насчитывал 70 человек. Состав учеников комплектовался главным образом из детей дворян, чиновников и купцов. И в последующие годы он мало изменился. За 25 лет гимназию окончили всего лишь 144 ученика. Год спустя после открытия мужской гимназии в городе стала действовать женская прогимназия. По примеру Красноярска гимназии стали основывать и в других городах губернии. К 1890 г. их число выросло до шести, а количество учащихся составило 794 человека. Рост их численности сдерживался довольно высокой платой за обучение: к концу XIX в. она возросла до 30 руб. в год, и осложнялось многочисленными трудностями: отсутствовали библиотеки, не хватало учебной литературы, не были оборудованы кабинеты, плохо держались педагогические кадры.

Резкое увеличение переселенческого движения в Енисейскую губернию на рубеже XIX-XX вв. заметно актуализировало вопрос о расширении сети сельских школ. И хотя их число в это время начинает стремительно расти, все же общее количество - 781 школа к 1916 г. - не могло удовлетворить потребности в развитии народного образования. Нехватка школ приводила к тому, что только десятая часть детей могла получить образование. Между тем возраставшие потребности промышленного развития в квалифицированных кадрах поставили проблему введения всеобщего начального образования. Однако к ее практическому осуществлению оказался подготовленным только Красноярск. Здесь по решению городской думы в 1908 г. было объявлено о введении всеобщего начального образования. Во многом это стало возможным благодаря активной поддержке дела народного образования городской общественностью, по инициативе которой еще в 1884 г. было создано Общество попечения о начальном образовании. С января 1916 г. в Красноярске начал выходить педагогический журнал «Сибирская школа». Журнал знакомил учителей с новейшими методами обучения и воспитания, освещая проблемы сибирской школы и жизни сибирского учителя.

Малочисленность и разобщенность интеллигенции, удаленность от крупных научных центров тормозили становление местной науки. В итоге она делалась самоотверженными усилиями немногих энтузиастов. Так, уроженец Красноярска И.А.Лопатин в 1866 г. возглавил Туруханскую экспедицию, увенчавшуюся открытием Норильского медно-никелевого месторождения. М.Е.Киборт описал 219 видов птиц, обитавших в окрестностях Красноярска. Материалы экспедиций по исследованию орнитологической фауны Прикрасноярья сделали его имя известным в научных кругах страны и за рубежом. Известностью в научном мире пользовались труды по изучению флоры губернии и Сибири Я.Прейна, открывшего и описавшего ряд неизвестных ранее растений Сибири.

В начале 1890-х гг. в связи с проектированием Сибирской железной дороги развернулось геологическое изучение местности вдоль будущей трассы. По его результатам К. И. Богдановичем была составлена первая геологическая карта Красноярского, Канского и Ачинского округов. В 1893 г. известный исследователь Арктики Э. В. Толль изучил район Анабарской губы и Хатангского залива. Он впервые описал плоскогорье на междуречье Анабара и Попигая, сделал орографическое описание хребта Прончищева, собрал ценную палеонтологическую, зоологическую и этнографическую коллекции. Во время второй экспедиции в 1900 г. Толль организовал обширное геологическое исследование побережья Таймыра, провел геофизическое и метеорологическое изучение местности.

Важную роль в научном изучении сибирского края во второй половине XIX в. начинают играть местные музеи. В 1877 г. одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н. М. Мартьянову. Музей становится базой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера, в его работе принимают участие известные исследователи Арктики. В 1887 г. учителем Д.С.Каргополовым был открыт музей в Ачинске. Каргополову также принадлежала и заслуга создания в 1912 г. краеведческого музея в Канске.

Пионером в изучении археологических памятников палеолита на территории края можно назвать И.Т.Савенкова. В 1884 г. при раскопках на Афонтовой горе в окрестностях Красноярска он обнаружил стоянку древнего человека, отнесенную им к эпохе палеолита. Находка ученого имела сенсационный характер, так как коренным образом меняла научные представления о границах расселения человека в древности. Во второй половине 1880-х гг. Савенков совершает ряд экспедиций с целью обследования обширных районов среднего и верхнего Енисея и его притоков Кана, Бирюсы, Маны, Бузима. В 1907 г. возглавил Минусинский музей. Собранный им материал послужил основой для книги «Изобразительное искусство на Енисее», в которой он высказал новаторские мысли о датировке енисейских петроглифов и эволюции наскальной живописи к первобытным системам письменности. Исключительное значение для организации научного изучения Енисейской губернии имело создание в 1901 г. Красноярского подотдела Русского географического общества.

Заметная роль в культурной жизни края принадлежала печати. Ее начало было положено изданием «Енисейских губернских ведомостей» в 1857 г. Большую часть материалов газеты составляли официальная хроника и перепечатки из столичных газет. Лишь в 1889 г. красноярский учитель Е. Кудрявцев получил разрешение на издание газеты «Справочный листок Енисейской губернии». С 1895 г. газета стала издаваться под названием «Енисей», а с 1905 г. - «Сибирский край».

Рост культурных запросов проявился в отношении сибиряков к театру. Интерес к нему первоначально удовлетворялся главным образом за счет гастролировавших трупп, репертуар и постановки которых не отличались особенно высоким вкусом. Поэтому местная интеллигенция, жаждавшая видеть на сцене лучшие образцы театральной классики, нередко сама устраивала самодеятельные представления. В 1874 г. антрепренер А.Егоров организовал в Красноярске постоянную труппу. В 1887 г. красноярскими театралами было создано Общество любителей драматического искусства. С постройкой железной дороги в енисейскую провинцию все чаще стали приезжать столичные театральные труппы.

Большой популярностью у красноярцев пользовались музыкальные вечера, обычно проводившиеся в зале Общественного собрания. Концертировали в основном гастролеры. Увлеченность музыкой у отдельных красноярцев была столь велика, что возникло решение организовать свой музыкальный коллектив.

Самым ярким явлением в культурной жизни енисейской провинции в пореформенный период стало творчество выдающегося художника В.И.Сурикова, феномен которого выходит за рамки локальной культуры, приобретая общероссийское и мировое значение. Суриков в своем творчестве постоянно обращается к Сибири. Так с пребыванием в Красноярске связана картина Сурикова «Взятие снежного городка», сюжетом которой послужило любимое развлечение сибиряков, устраивавшееся обычно на масленичные гуляния.

На рубеже XIX-XX вв. в жизни населения Енисейской губернии происходят значительные перемены, так благодаря телеграфу и телефону до сибиряков начали быстрее доходить столичные новости, не так явно стала ощущаться изоляция провинции. Во внешнем облике городов губернии проступают новые черты. Если раньше в них преобладали деревянные постройки, мало чем отличавшиеся от деревенских усадеб, то к началу XX в. возрастает количество капитальных каменных строений, архитектуре которых присущ самобытный художественный стиль. В жизни горожан появляются новые увлечения, так в начале 1890-х гг. стала популярной езда на велосипеде.

Не менее популярным среди горожан становится кинематограф. Первый сеанс состоялся в Красноярске в 1897 г., а в начале XX в. в городе действовало уже три частных кинотеатра.

Городская интеллигенция стремилась как-то оживить и разнообразить досуг жителей. С этой целью было решено организовать народные чтения, которые по замыслу устроителей должны были популяризировать научные знания, приобщать к достижениям культуры и искусства. С 1885 г. такие чтения стали проводиться в Красноярске, а вскоре этому примеру последовала общественность и других городов губернии.

Таким образом, оживление в культурной жизни края, было связано с вовлечением его природных, экономических и культурных ресурсов в процессы, вызванные ускорением модернизации страны. Красноярцы внесли свой вклад не только в культурное развитие сибирского края, но и в сокровищницу всей русской культуры (и не только), дав миру имя своего земляка В.И. Сурикова.