Устройство мира после второй мировой. Послевоенное устройство мира

Курс отечественной истории Девлетов Олег Усманович

8.3. Послевоенное устройство мира в 1946–1953 гг.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все чаще стала использоваться метафора «холодная война», появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибьюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее, весной 1946 г., этот термин употребил в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) – американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г. приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945–1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были проводить все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности по советскому сценарию, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянут Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И.Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрения И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис , приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 1948–1949 гг. были репрессированы в Польше – В. Гомулка, М. Спыхальский, З. Клишко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании – К. Дзодзе и многие другие. В 1950–1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т. д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла – одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. США организовали «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 – начало 1950-х гг. стали кульминацией «холодной войны».

В августе 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950–1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. В Корее сражались советские летчики.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, – с другой, за мировое господство.

Из книги Великая оболганная война-2 автора

4. РЕПРЕССИИ 1946–1953 ГОДОВ Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги Великая оболганная война. Обе книги одним томом автора Асмолов Константин Валерианович

4 Репрессии 1946–1953 годов Несмотря на мягкость советской репрессивной политики (а может быть, благодаря ей) на территории Эстонии после войны продолжали действовать формирования «лесных братьев» и антисоветское подполье. Только за два с половиной года (с октября 1944 по

Из книги История России XX - начала XXI веков автора Терещенко Юрий Яковлевич

ГЛАВА VII СССР в 1946–1953 гг.

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядка. Созданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

Глава 12 Советский Союз в послевоенный период (1946–1953 гг.) После окончания Великой Отечественной войны главной задачей СССР стало восстановление народного хозяйства. Положение осложнялось тем, что к послевоенной разрухе добавилась тяжелейшая засуха 1946 г.

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 11. СССР в 1945–1953 гг. Послевоенное возрождение и претензии на мировое

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть вторая «НЕИЗВЕСТНОЕ» ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1946–1953

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Из книги Тегеран 1943 автора

Послевоенное устройство Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО Участники тегеранской встречи лишь в общих чертах коснулись проблемы послевоенного устройства мира. Несмотря на противоречивость интересов держав, представленных на конференции, уже на этом этапе войны делались попытки найти общий язык в

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и

Из книги Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории автора Торкунов Анатолий Васильевич

Глава II Разгром милитаристской Японии и послевоенное устройство

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 17. Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 – начале 1970-х гг. Создание ООН. Попытка формирования нового миропорядкаСозданная в ходе войны Антигитлеровская коалиция стала основой для формирования новой международной организации. Ещё шли бои в Европе

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

1. НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. БОРЬБА СССР ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО МИРА Самая разрушительная из всех пережитых человечеством войн - вторая мировая война, охватившая более четырех пятых населения планеты, оказала огромное влияние на

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

Глава 8 СССР в 1946–1953 гг. В разные периоды о послевоенных годах писали по-разному. До середины 80-х гг. их славили как время массового подвига советских людей, сумевших в кратчайший срок восстановить разрушенное войной. Подчеркивались достижения науки и техники, в том числе

Основные итоги Второй мировой войны. Послевоенное устройство мира. Итоги Второй мировой войны. Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 61 государство (80% населения аямього шара). Воен. действия велись на терр. 40 гос-в. В вооруж. силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. чел., из них убито из фронтах 27 млн. чел. Воен. расходы и воен. убытки составили 4 триллиона долл. Материальные затраты достигли 6О-70% национального дохода воевавших государств. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей. В ходе войны силам империалистич. реакции не удалось достигнуть своей главной цели - уничтожить Сов. Союз, подавить коммунистич. и рабочее движение во всём мире. В этой войне, ознаменовавшей дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, был полностью разгромлен фашизм - ударная сила международного империализма. Война неопровержимо доказала непреоборимую силу социализма и Советского Союза - первого в мире социалистического гос-ва. Война оказала влияние на развитие нац.-освободит, движения народов, к-рое привело к распаду ко/юн, системы империализма В результате нового подъёма освободит, борьбы народов, начавшегося После В. М. в., из-под колон, гнета освободилось почти 97% населения (данные на 1971), проживавшего к концу В. м. в. в колониях. Народы развивающихся стран развернули борьбу против неоколониализма, за прогрессивное развитие. В капиталистических странах ускорился процесс революционизирования нар. масс, возросло влияние коммунистич. и рабочих партий; мировое коммунистич. и рабочее движение поднялось на новую, более высокую ступень. В длительных и напряженных боях колоссальных группировок вооруж. сил двух коалиции развивались придмы вооруж. борьбы, вырабатывались ее новые формы. В. м. в. - крупнейший этап в развитии воен. искусства, строительства и организации вооруж. сил Экономика большинства воевавших стран была подорвана. Именно эти страшные итоги Второй мировой войны, поставившие на грань уничтожения цивилизацию, заставили активизироваться ее жизнеспособные силы Об этом свидетельствуют, в частности, факт оформления действенной структуры мирового сообщества - Организации Объединенных Наций (ООН), противостоящей тоталитарным тенденциям в развитии, имперским амбициям отдельных государств; акт Нюрнбергского и Токийского процессов, осудивших фашизм, тоталитаризм, наказавших главарей преступных режимов; широкое антивоенное движение, способствовавшее принятию международных пактов о запрете на производство, распространение и применение оружия массового поражения и т. д.

Билет 20. США во второй половине 1940-х - 1950-е годы. НТР и ее влияние на американское общество. США 40-50 гг.Вторая мировая война завершила процесс превращения США в финансово-экономического и военно-политического лидера капиталистического мира. Удельный вес США в промышленном производстве Запада в 1948 г. составил 55%. Экономическое первенство, военная мощь, монополия на ядерноеоружие обусловили претензии на мировое лидерство. Президент-демократ Трумэн в сентябре 1945 г. выступил с программой "справедливого курса", за законыо полной занятости, увеличении минимума зарплаты, расширении системы соцобеспечения, ограничении расовой дискриминации и др. в феврале 1946 гпринят закон о занятости. В 1946 г. развертывается массовое забастовочное движение (4,6 млн. бастующих). Ответом законодателей стал закон Тафта-Хартли(июнь 1947 г.). Он отверг в трудовых отношениях пункт о "закрытом цехе" и урезал право рабочих на стачки, вводил жестокий контроль за деятельностью профсоюзов. Реализация курса на "мир по-американски" наталкивалась на сопротивление СССР. Отсюда появление "длинной телеграммы" Джона Кеннана в 1946 г., обосновавшей курс на "сдерживание коммунизма". 12 марта 1947 г., выдвинута "доктрина Трумэна" - курс на вмешательство США в дела других стран для защиты от "угрозы коммунизма" (первоначально -помощь Греции и Турции). В июне 1947 г., обнародован план Маршалла. Цель плана - помощь в восстановлении экономики Западной Европы, укрепления устоев капитализма.утверждение политической гегемонии США. Антикоммунистическая истерия, обвинения администрации в потворстве коммунистической агрессии, неудачи в войне в Корее обусловили победу республиканцев на выборах 1952 г. Администрация Д. Эйзенхауэра ограничила государственной вмешательство в экономику, в 1953 г. отменен контроль над ценами и зарплатой, ликвидирована реконструктивная финансовая корпорация. Сокращены налоги на корпорации и личные доходы. В дальнейшем развернулось широкое дорожное и жилищное строительство. Был даже расширен аппарат социальной помощи. В 1953 г. создано Министерство здравоохранения, образования и социального вспомоществования. Итак, республиканцы усвоили идею государственного вмешательства в экономику и социальную сферу ("новый республиканизм"). На американское общество в конце 50-х и в 60-е гг. оказало огромное влияние НТР. Ее проявлениями стали автоматизация производства и применение ЭВМ. Изменилась социальная структура: удельный вес наемных работников среди занятого населения вырос"с 1950 г. по 1970 г. с 80 - 90 %. Возрос удельный вес НТР, "белых воротничков". Повысился уровень квалификации рабочих.В политике наблюдается переход от "антикризисных" и "антициклических" мер к политике систематического стимулирования темпов экономического роста.

Билет 21 США в 1960-1970-е годы: от конфронтации к разрядке. B условиях кризиса экономики (1960-61 гг.) правительство Эйзенхауэра подверглось критике за недостаточность мер по борьбе с этим кризисом, мер борьбы против расовой дискриминации, и за так называемое "военное отставание" от СССР.На президентских выборах 1960 г. победу одержал демократ Дж Кеннеди. Демократическая партия сохранила большинство в обеих палатах конгресса.Администрация Кеннеди встала перед необходимостью проведения антикризисных мер. В основу "политики новых рубежей" была положена кейсианская идея

использования дефицита госбюджета для стимулирования потребительского спроса, как средства поддержания стабильных темпов роста экономики.Предпринимались попытки провести через конгресс законопроект о гражданских правах негров.

Недовольство реакционных сил внутренней и внешней политикой администрации привело к заговору с целью убийства Дж. Кеннеди в городе Далласе (Техас) 22 ноября 1963 г. Вступивший на пост главы Белого дома вице-президент Л. Джонсон провел через конгресс закон о гражданских правах негров. Была сниженаставка подоходного налога и налога на прибыль корпораций. Весной 1964 г. Л. Джонсон объявил о программе "великого общества". Цель - искоренение бедности. Это был новый этап в политике либерального реформаторства. Во внешней политике США столкнулись с рядом сложных проблем. Вырос экономический и военный потенциал СССР. Усилилась конкуренция США со стороны ЕЭС и Японии. Политика Америки была скована "льдами" холодной войны На вооружение была взята доктрина "гибкого реагирования".Усилилась гонка вооружений. В октябре 1962 г. возник Карибский кризис. Лишь взаимная сдержанность лидеров США и СССР позволила избежать ядерной войны. С 1965 г. начались массированные бомбардировки ДРВ, на юг Вьетнама направлены

крупные воинские соединения. В стране развернулось движение социального протеста. С 1965 г. развертывается борьба против интервенции о Вьетнаме. Республиканцы одержали победу на выборах. Президентом стал Р. Никсон, выступивший под лозунгом защиты "закона и порядка". Демократы сохранили большинство в палатах конгресса. В 1969 -1970 гг. наблюдается спад производства. Затем последовало оживление. В 1974 -1975 гг. - новый экономический кризис, совпавший с энергетическим. Появляется феномен стагфляции. Администрация Никсона повела борьбу с инфляцией - через создание бездефицитного бюджета. С августа 1971 г. по май 1974 г проводилась "новая экономическая политика" - стимулирование роста экономики и борьба с инфляцией с помощью регулирования цен и зарплаты. Президентская избирательная кампания 1972 г., однако, стала отправной вехой политического кризиса. При попытке взлома и установления подслушивающей

аппаратуры в штаб-квартире демократов в отеле "Уотергейт" было арестовано несколько лиц, связанных с администрацией Р. Никсона. "Уотергейт" вскрыл негативные последствия концентрации власти в руках президента, отразил коррупцию в высших эшелонах власти. Под угрозой импчимента Р. Никсон ушел в отставку (8 августа 1974 г.). Главой Белого дома стал вице-президент Дж. Форд. Во внешней политике наиболее острой проблемой была война во Вьетнаме. Наметились позитивные сдвиги в отношениях с СССР. В ходе между СССР и США", зафиксировавшие принцип мирного сосуществования визита Р.Никсона в СССР в мае 1972 г. было подписано 10 документов, в т.ч. "Основы взаимоотношений, договор ОСВ-1, договор по ПРО. Дальнейшее развитие отношений США - СССР осложнилось конфронтационным подходом обеих держав ко многим международным вопросам. "Кризис дозерия" американцев институтам государственной власти создал почву для антиэтатистских взглядов. В этой ситуации избиратели отдали предпочтение демократам на президентских выбрах 1976 г.

Администрация Дж. Картера в 1977 г. - первой половине 1978 г. шла по пути неолиберализма. В то же время администрация Картера шла на увеличение военных расходов. Под давлением США было принято решение НАТО (декабрь 1979 г.) о размещении новых ракет средней дальности в Западной Европе. Критикуя справа противоречиаук деятельность администрации Картера, используя рост антиэтатизма, республиканцы смогли одержать победу напрезидентских выборах 1980 г.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора "холод ная война" , появившаяся впервые на страницах английского журнала "Трибюн" осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако "декларацией", или провозглашением, "холодной войны" традиционно считаются два исторических факта: речь У. Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о "железном занавесе" и советской угрозе, а также обнародование "доктрины Трумэна" (март 1947 г.) - американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его "сдерживание". Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945-1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой "народной демократии" наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны "народной демократии" к СССР, т.к. последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И. В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах "народной демократии" под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в "титоизме". В период 1948-1949 гг. были репрессированы в Польше - В. Гомулка, М. Спыхальский, 3. Клиш-ко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании - К. Дзодзе и многие другие. В 1950-1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против "югославских шпионов". Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода "мероприятия", проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран "народной демократии" и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к т.н. «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия "Плана Маршалла", названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла - одного из "отцов" идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками "Плана Маршалла" стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать "воздушный мост", который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германия и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 - начало 1950-х гг. стали кульминацией "холодной войны". В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И. В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950-1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И. В. Сталина, случившаяся в разгар "холодной войны", способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества т.н. "социалистических" государств Европы и Азии, - с другой, за мировое господство.

Проверьте себя

Раздел Германии на два государства произошел: 1) в 1945 г.; 2) в 1948 г.; 3) в 1949 г.; 4) в 1953 г.?

Кто из названных писателей подвергся особенно резкой критике со стороны властей в 1946-1953 гг.: 1) А. Ахматова; 2) М. Шолохов; 3) М. Зощенко; 4) К. Симонов?

Какие из названных событий, явлений относятся к понятию «холодная война»: 1) подписание Антикоминтерновского пакта; 2) политическая конфронтация СССР и США; 3) советско-югославский конфликт 1948-1953 гг.; 4) война в Корее в 1950-1953 гг.?

Назовите основные политические репрессивные кампании послевоенного времени: 1) «дело Промпартии»; 2) «ленинградское дело»; 3) «процесс Тухачевского»; 4) «дело врачей».

Внешняя и внутренняя политика СССР.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.).

1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора «холодная война» , появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж.Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б.Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У.Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением, «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У.Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя, в конечном счете, к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 19451948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенными с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.


В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советскоюгославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советскоюгославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 19481949 гг. были репрессированы в Польше В.Гомулка, М.Спыхальский, 3.Клишко; в Венгрии Л.Райк и Я.Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т.Костов, в Албании К.Дзодзе и многие другие. В 19501951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р.Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж.Маршалла одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военнополитического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики. Конец 1940 начало 1950х гг. стали кульминацией «холодной войны». В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (19501953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, с другой, за мировое господство.