Что такое мировая система социализма. Распад мировой системы социализма

В конце 80-х гг. по странам Центральной и Юго-Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. Революции разворачивались почти одновременно - во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем - Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария, в Румынии же - в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений. Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал.

«Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г. Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезинтеграцию бывших союзников мировой системы социализма и Совета Экономической Взаимопомощи, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы. Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран». .

После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну «культурная революция». Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно-экономических отношений. В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г., удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии. На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда. Введение рыночных отношений сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности. Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.д.

Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства. Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии. Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80-х гг. в КНР явились бес прецедентные темпы экономического роста 12-18% в год, резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни. Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80-х гг.

Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения «социализма с китайской спецификой», пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей мировой системы социализма. Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизационных особенностей и национальных традиций.

Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос. Модернизация принесла известные положительные результаты, однако, менее ощутимые, чем в Китае. Это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, тяжелым наследием длительной военной политики. Не является исключением и Монголия. Следуя в фарватере рыночных реформ, либерализации общественных отношений, она не только активно привлекает иностранный капитал, но и активно возрождает национальные традиции.

Совершенно неподвижной, не реформируемой страной из бывшего лагеря социализма и сегодня остается Северная Корея. Здесь сохраняется система по существу личного диктата клана Ким Ир Сена. Очевидно, что эта страна не сможет долго находиться в состоянии практической самоизоляции и даже конфронтации с большинством государств мира.

«Достаточно сложной остается ситуация еще в одной стране бывшей мировой системы социализма - Кубе. За недолгую историю социализма это островное государство в общих чертах повторило путь, пройденный большинством стран мировой системы социализма. Лишившись их поддержки, ее руководство продолжает придерживаться концепции построения социализма, сохраняет верность марксистским идеалам, в то время как страна испытывает все нарастающие экономические и социальные трудности. Положение Кубы обостряется также и в результате продолжающейся с момента освободительной революции конфронтации с могущественными США» .

В результате распада мировой системы социализма подведена черта под более чем 40-летним тоталитарным периодом в истории большинства стран Восточной Европы. Претерпела существенные изменения расстановка сил не только на Европейском континенте, но и в Азии. По всей видимости, уходит в небытие блоковая система отношений на мировой арене в целом.

Однако относительно длительный период сосуществования стран в рамках мировой системы социализма, не может пройти бесследно.

Очевидно, в перспективе неизбежно налаживание отношений между бывшими союзниками, имеющими общие географические границы, но уже на основе нового баланса интересов, непременного учета национальной, цивилизационной специфики и взаимной выгоды.

Советский Союз, построив социализм, решает задачи коммунистического строительства не в одиночестве, а в братской семье социалистических стран. Теперь социализм строят многие страны мира.

Победа Советского Союза во второй мировой войне, разгром фашистского «нового порядка» в Европе, поражение милитаристской Японии создали благоприятные условия для народно-демократических революций.

Народы ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы низвергли буржуазно-помещичий строй. Ими руководили коммунистические и рабочие партии, авторитет которых чрезвычайно вырос в народных массах за время войны. Так возникли в 1945 - 1948 гг. народные республики в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Албании, Румынии, Югославии. В 1949 г. возникла Германская Демократическая Республика.

Одновременно произошли крупные революционные события в Азии.

1 октября 1949 г. на площади Тяньаньмынь в Пекине была торжественно провозглашена Китайская Народная Республика. Народно-демократическая власть была установлена также в Северном Вьетнаме и Северной Корее.

«Революции в странах Европы и Азии, - говорится в Программе КПСС, - самое крупное событие мировой истории после Октября 1917 года». Страны народной демократии в Европе и Азии, ставшие на путь социализма, образовали вместе с Советским Союзом единую и могучую мировую социалистическую систему. Капитализм перестал быть единым и всеохватывающим.

Теперь на земле противостоят друг другу две системы: социалистическая, растущая и крепнущая, и капиталистическая, идущая к неизбежной гибели.

Если мировая капиталистическая система создавалась сотни лет, то на образование мировой системы социализма потребовалось всего несколько десятилетий. Мировая система социализма уже показала свои неизмеримые преимущества перед капитализмом. Она превращается в движущую силу развития человеческого общества. Будущее за нею!

Неисчислимы силы стран социализма. Их население превышает миллиард человек. Они занимают почти 26% территории всей нашей планеты и дают 36% продукции мирового промышленного производства.

Как отмечал Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС: «Главное сейчас состоит в том, чтобы… добиться перевеса мировой системы социализма над капиталистической по абсолютному объему производства». И это скоро будет достигнуто!

Огромные преимущества социализма перед капитализмом сказываются в бурном росте промышленного производства во всех социалистических странах. Среднегодовой рост промышленности в 1958-1960 гг. в социалистических странах-15,2%, а в странах капитализма -только 4,2%.

В 1960 г. общая промышленная продукция стран социализма увеличилась в 6,8 раза по сравнению с 1937 г. В течение 1959-1965 гг. промышленное производство в странах социалистической системы возрастет еще в 2,3 раза. К концу этого периода лагерь социализма будет производить более половины всей мировой промышленной продукции.

По предварительным расчетам к 1980 г. на долю мировой социалистической системы будет приходиться примерно две трети мирового промышленного производства.

Во всех странах социализма сложился и крепнет нерушимый братский союз рабочих и крестьян. В них навсегда ликвидирована эксплуатация человека человеком. Фабрики, заводы, рудники, банки, транспорт и средства связи находятся в собственности государства. Крестьянство в этих странах в основном уже объединилось в крупные коллективные хозяйства и использует современную технику.

В строительстве нового общества плечом к плечу участвуют трудящиеся различных национальностей. Сбросив ярмо капиталистического гнета, трудящиеся социалистического лагеря живут и трудятся во имя своего счастья и счастья грядущих поколений.

Успехи стран социализма объясняются прежде всего тем, что руководящая сила в них - рабочий класс, направляемый марксистско-ленинскими партиями. Успехи социалистических государств - результат их тесного братского сотрудничества и взаимной помощи, и в первую очередь братской помощи Советского Союза. Важнейшее условие успехов социалистических государств - это их единство и сплоченность.

Народы Советского Союза и всех социалистических стран предлагают лагерю капитализма: давайте соревноваться в подъеме материального благосостояния и культурного уровня людей! Мы не боимся такого соревнования, так как знаем, что у нас и у наших друзей все делается для человека и во имя человека.

СССР - самая могучая страна мировой социалистической системы - успешно соревнуется с самой крупной и сильной страной капитализма - Соединенными Штатами Америки. Уже к концу семилетки Советский Союз превзойдет США по абсолютному производству важнейших видов продукции. Программа КПСС поставила перед советским народом задачу всемирно-исторического значения - обеспечить в Советском Союзе самый высокий жизненный уровень в мире.

СССР соревнуется с капиталистическим миром не в одиночку, а плечом к плечу со всеми социалистическими странами. В этом мирном соревновании страны социалистического лагеря также добились немалых успехов. Так, например, Чехословакия по выплавке стали на душу населения уже оставила позади Англию, Швецию, Францию, Италию и Японию, по выработке электроэнергии-Францию и Италию. К 1965 г. Чехословакия перегонит по производству промышленной продукции на душу населения Англию и ФРГ, а по выпуску продукции основных отраслей индустрии - США.

Германская Демократическая Республика опередила по производству электроэнергии на душу населения Англию, ФРГ, Францию и Италию. К 1965 г. Польша по выработке главных видов промышленных изделий на душу населения превысит нынешний уровень Италии и почти догонит Францию.

У всех народов социалистического лагеря одинаковые цели: победить капитализм в мирном экономическом соревновании, построить социализм, а затем коммунизм, обеспечить вечный мир на земле. У стран социалистического лагеря однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом. У народов социалистических стран общее мировоззрение, одинаковое понимание законов развития человеческого общества. В своей деятельности они руководствуются марксистско-ленинским учением.

Между странами социализма установлен совершенно новый, невиданный прежде в истории тип экономических и политических отношений. Народы социалистического лагеря как родные братья: у них общие друзья - рабочие и трудящиеся капиталистических стран, они совместно ведут борьбу за мир, против международного империализма. После XX съезда КПСС (1956 г.), который осудил культ личности и открыл широкий простор творческим силам партии и народа, отношения между братскими странами социализма стали еще более тесными, еще более прочными.

Отношения между социалистическими государствами основаны на полном равноправии, взаимном уважении государственной независимости, на невмешательстве во внутренние дела друг друга.

В отличие от капиталистического лагеря с его острейшими противоречиями, конкуренцией, эксплуатацией слабого сильным, главная черта лагеря социализма - содружество и братская взаимопомощь.

СССР, например, помогает другим социалистическим государствам в строительстве многих крупных промышленных объектов. Советский Союз предоставил странам социалистического лагеря кредиты и займы на несколько миллиардов рублей. Поставки оборудования и сырья из Советского Союза ускорили индустриализацию социалистических стран Европы и Азии. Возьмем для примера Польскую Народную Республику. В СССР изготовлено оборудование для ее крупнейших предприятий: комбината имени В. И. Ленина в Нова-Гуте (он выплавляет такое количество стали, какое давала до второй мировой войны вся польская металлургия), металлургического завода качественных сталей в Варшаве, заводов, производящих алюминий, грузовые и легковые автомобили, различные химические продукты ит. и.

Даже такие прежде экономически отсталые государства, как Болгария и Румыния, теперь вывозят сложнейшие станки. Еще два десятилетия назад в Польше и Венгрии не было современной черной металлургии. Теперь они снабжают Чехословакию стальным листом.

Народно-демократические государства со своей стороны содействуют развитию советской экономики. Из Германской Демократической Республики мы получаем машины, различное оборудование, химические изделия, товары широкого потребления; из Румынии - нефтепродукты, лесоматериалы, цемент, фрукты; из Чехословакии - различные машины, обувь, мебель.

Постоянную помощь братским странам оказывают Чехословакия и ГДР. Германская Демократическая Республика участвует в строительстве ряда предприятий в Китае, Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии; Чехословакия содействует Польше в развитии химической индустрии и добыче угля. Советский Союз, Чехословакия, ГДР и Венгрия помогают монгольскому народу в сооружении заводов, рудников, электростанций.

Для укрепления такой взаимопомощи в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических стран Европы. С 1959 г. СЭВ согласовывает также хозяйственные планы. Разрабатывается общий перспективный план экономического развития СССР и европейских социалистических стран.

СЭВ постоянно заботится о том, чтобы в каждой из стран социализма развивались в первую очередь те отрасли промышленности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Так, выпуск доменного оборудования сосредоточен в Советском Союзе, Польше, Чехословакии; машин для заводов химического волокна и обогащения бурого угля - в ГДР; оборудования для алюминиевых предприятий-в СССР и Венгрии.

Социалистические страны совместно решают общие хозяйственные задачи. Вступает в строй гигантский нефтепровод «Дружба» протяженностью в 4500 км. По трубам нефтепровода нефть будет поступать из СССР в Чехословакию, Польшу, Венгрию, ГДР. Сооружается международная линия электропередачи, которая пройдет по территории нашей страны и соединится с энергосистемами Чехословакии и Румынии. Эту линию народ называет «Светом дружбы».

Советский Союз, Монголия и Китай построили железную дорогу Цзинин - Улан-Батор. Румыния и Венгрия вместе используют румынский природный газ. Польша, ГДР и Чехословакия разрабатывают месторождения польского бурого угля. Румыния, Германская Демократическая Республика, Чехословакия и Польша строят на румынской земле целлюлозно-бумажный комбинат.

Сотрудничество стран социалистического лагеря охватывает также и сельское хозяйство. Так, Болгария, Венгрия и Румыния выращивают ранний картофель, овощи, фрукты и вывозят их в другие социалистические страны.

Социалистические страны обмениваются опытом и важнейшими изобретениями.

Получив из Советского Союза чертежи и проекты, наши друзья из стран социалистического лагеря в короткие сроки построили машиностроительные, металлургические, топливные, химические предприятия, электростанции и рудники, освоили производство различных новых машин.

По китайским чертежам в Советском Союзе изготовляются машины для шелкоткацких предприятий и железобетонные трубы. У нас применяются чехословацкие рецепты синтетических эмалей и методы производства кузнечнопрессового и текстильного оборудования.

В СССР внедряется опыт ГДР по производству ряда химических продуктов, полиграфического и медицинского оборудования, опыт Венгрии - в выпуске электровозов и тепловозов, опыт Болгарии - в изготовлении овощных консервов.

Ученые и инженеры лагеря социализма общими усилиями решают научные проблемы. Большое значение, например, имеет их совместная деятельность в области ядерной физики и применения атомной энергии для мирных целей. Еще в 1956 г. социалистические страны создали Объединенный институт ядерных исследований в г. Дубне (недалеко от Москвы).

Расширяется культурное сотрудничество. Социалистические государства обмениваются радио- и телепередачами, книгами, совместно организуют выставки, концерты, фестивали, выпускают фильмы, помогают друг другу в подготовке специалистов. В высших учебных заведениях СССР учатся тысячи студентов и аспирантов из братских социалистических стран. Для обмена опытом и оказания технической помощи советские специалисты посещают страны народной демократии, а специалисты и рабочие из этих стран приезжают в СССР.

Между странами социализма происходит непрерывный обмен сырьем и потребительскими товарами. В 1961 -1965 гг. Советский Союз поставит в европейские социалистические страны 55 млн. т нефти. А Чехословакия за это же время поставит Советскому Союзу 715 тыс. т сахару, 53 млн. пар обуви; Румыния - на 105 млн. руб. мебели; Венгрия - на 64 млн. руб. швейных изделий и т. д. Поставки этих товаров идут широким потоком.

Внешняя торговля в лагере социализма осуществляется на основе равноправия сторон и строгого учета национальных интересов. Она никогда не используется во вред менее развитым странам, как это происходит в капиталистическом мире, а, наоборот, способствует подъему хозяйства и культуры социалистических государств.

Социализм сближает народы. Мировая система социализма обеспечивает возможность сократить сроки строительства нового общества в каждой социалистической стране. СССР, идущий первым к коммунизму, облегчает и ускоряет движение к коммунизму всех социалистических стран.

Отсталые в прошлом народы быстро подтягиваются до уровня передовых. Таким путем постепенно исчезают исторически сложившиеся различия в экономическом и культурном развитии. Переход от социализма к коммунизму будет осуществлен Советским государством и странами социалистического лагеря более или менее одновременно, в течение одной исторической эпохи.

Для успешного строительства нового общества - самого справедливого и процветающего на земле - социалистическим странам необходим прочный, нерушимый мир. В лагере социализма нет общественных классов или отдельных людей, заинтересованных в войне. Но создание западными державами агрессивного военного блока НАТО и включение в него в 1955 г. Западной Германии заставили социалистические страны принять меры для совместного обеспечения своей безопасности. В 1955 г. в Варшаве между европейскими странами народной демократии и СССР был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. По этому договору в случае вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников договора остальные государства окажут ему немедленную помощь. Советское правительство и правительства других социалистических стран неоднократно заявляли, что они готовы отказаться от этого договора, если западные державы откажутся от своих агрессивных военных блоков, согласятся заключить общеевропейский договор о коллективной безопасности.

СССР и другие социалистические страны - решительные сторонники полного и всеобщего разоружения, запрещения атомного и водородного оружия, ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях. В международной жизни страны социализма выступают единым фронтом. Социалистический лагерь - надежный оплот мира на земле.

С каждым годом возрастает влияние мировой социалистической системы на ход развития всего человечества. Она направляет это развитие по пути мира, демократии и социализма. «Величественное здание нового мира, возводимое героическим трудом свободных народов на огромных пространствах Европы и Азии, - сказано в Программе КПСС, - прообраз нового общества, будущего всего человечества».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

идейно-политический термин, обозначавший социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных стран, избравших путь строительства социализма. Начала складываться в 1944-1949 гг., когда после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. влияние СССР распространилось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай - КНР, Северная Корея - КНДР). Эти страны вместе с СССР и Монголией образовали социалистический лагерь, к которому присоединились Германская Демократическая Республика (ГДР с октября 1949), Демократическая Республика Вьетнам (в 1976 воссоединившаяся с Южным Вьетнамом в Социалистическую Республику Вьетнам - СРВ), Республика Куба (с 1959) и Лаос (в 1975). Идейно-организационную основу всех форм сотрудничества составляло взаимодействие стоявших у власти коммунистических и рабочих партий. В январе 1949 г. с целью укрепления экономических связей стран социалистического лагеря было создано специальное объединение Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В мае 1955 г. был образован военно-политический союз - Организация Варшавского договора (ОВД). Оказывала значительное влияние на рост национально-освободительного и антиколониального движений; почти на 50 лет изменила геополитическую ситуацию в мире. Однако стремление руководства СССР навязывать свою социально-политическую линию членам содружества нередко приводило к серьезным конфликтам - в 1948-1949 гг. произошел разрыв советско-югославских связей (начали нормализоваться с 1955); в 1961-1962 гг. были нарушены советско-албанские отношения, в середине 1960-х гг. - советско-китайские. В конце 1980-х гг. в мировую систему социализма входило 15 стран, занимавших 26,2% территории земного шара и производивших до 40% мировой промышленной продукции. Распалась в 1989 г. - в результате демократических революций в странах Европы коммунистические партии утратили власть (в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше и Чехословакии - мирным путем, в Румынии - после вооруженного восстания). ФРГ поглотила ГДР, Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию, Федеративная Республика Югославия была расчленена на пять государств. 1 июля 1991 г. был ликвидирован Варшавский договор 1955 г. На позициях строительства социализма остались КНР, КНДР, СРВ и Республика Куба.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МИРОВАЯ СИСТЕМА СОЦИАЛИЗМА

социально-экономич. и политич. общность свободных, равноправных стран, идущих по пути социализма и коммунизма. М. с. с. - величайшее ист. завоевание между нар. рабочего класса, гл. революц. сила нашей эпохи, надежная опора народов, борющихся за мир, нац. независимость, демократию и социализм. Страны М. с. с. имеют однотипную экономич. основу - обществ. социалистич. собственность на средства произ-ва; однотипный гос. строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистич. и рабочими партиями; единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революц. завоеваний и нац. независимости от посягательств империалистич. лагеря, в борьбе за мир во всем мире и оказании помощи народам, борющимся за нац. независимость; единую цель - коммунизм. Социалистич. строительство в странах М. с. с. основывается на общих закономерностях, к-рые каждой страной реализуются с учетом конкретных особенностей ее развития. Образование и развитие М. с. с. происходит на основе соблюдения принципов гос. суверенитета, полной добровольности, на основе укрепления дружеств. отношений между странами, образующими эту систему, в соответствии с коренными жизненными интересами трудящихся. Возникновение М. с. с. кладет начало формированию нового, социалистического типа политических и экономических отношений между странами. Принципами этих отношений являются: полное равноправие, уважение терр. целостности, гос. независимости и суверенитета, невмешательство во внутр. дела друг друга, братское сотрудничество и взаимопомощь, взаимная выгода. В этих принципах на деле проявляется социалистич. интернационализм. Эти отношения в наибольшей степени способствуют развитию производительных сил, историческому процессу экономического, политического и культурного сближения народов. Начало переходу человеческого общества от капитализма к социализму положила Вел. Окт. социалистич. революция. С ее победой мир раскололся на две противоположные системы: социалистическую и капиталистическую. Советская Россия оказала братскую поддержку Монголии, перед к-рой после победы в 1921 Нар. революции открылся путь развития к социализму, минуя капитализм. Успехи СССР в строительстве социализма, его решающая роль в разгроме герм. фашизма и япон. милитаризма во 2-й мировой войне оказали сильнейшее влияние на развитие революц. движения, облегчили и ускорили победу нар.-демократич. и социалистич. революций в группе стран Европы и Азии. На путь социализма встали народы Албании, Болгарии, Венгрии, ДРВ, ГДР, КНР, КНДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. Сложилась новая форма организации общества - народная демократия. Во 2-й пол. 40-х гг. 20 в. началось превращение социализма в мировую систему. Возникновение М. с. с. - самое крупное событие мировой истории после победы Вел. Окт. социалистич. революции. Оно подтвердило вывод ленинизма о том, что развитие мировой социалистич. революции будет происходить путем революционного отпадения отдельных стран от капиталистич. системы. Важным событием в процессе складывания М. с. с. явилась победа в 1959 на Кубе народной, антиимпериалистич. революции, переросшей в социалистическую. Республика Куба - первая страна Зап. полушария, вступившая на путь строительства социализма. Укреплению отношений между странами, вступившими на путь социализма, содействовали заключенные между ними договоры и соглашения. В 1945 был подписан договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве СССР с Польшей (продлен в 1965), в 1946 - договор и соглашение с Монголией (новый договор заключен в 1966; первое советско-монг. соглашение относится к 1921), в 1948 - договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Румынией, Венгрией и Болгарией, в 1950 - с Китаем, в 1961 - с КНДР, в 1964 - с ГДР (договор об отношениях между ГДР и СССР был заключен в 1955); советско-чехословацкий договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве был подписан еще в 1943 (продлен в 1965). Были заключены также договоры между отд. зарубежными социалистич. странами: в 1947 - между Албанией и Болгарией, между Польшей и Чехословакией, в 1948 - между Болгарией и Румынией, между Румынией и Чехословакией, между Венгрией и Польшей, между Венгрией и Румынией, в 1949 - между Румынией и Польшей, и др. Усилия стран М. с. с. направлены на всемерное обеспечение успешного строительства социализма. При этом социалистич. страны используют опыт друг друга и прежде всего опыт социалистич. строительства Сов. Союза, создавшего к концу 50-х гг. необходимые предпосылки для построения материально- технич. базы коммунизма и постепенного перерастания социалистич. общественных отношений в коммунистические. Уже в начале первого периода развития М. с. с. в странах нар. демократии были национализированы крупная пром-сть, банки, ж. д. Важное значение в строительстве социализма в странах М. с. с. имели социалистич. индустриализация и кооперирование с. х-ва (см. в статьях Индустриализация и Кооперирование сельского хозяйства). Существенную роль в восстановлении нар. хозяйства и в его дальнейшем развитии в молодых социалистических странах играла помощь им со стороны СССР кредитами, поставками оборудования, сырья и продовольствия; в ряд стран, по просьбе правительств этих стран, командировывались сов. специалисты. Между социалистич. странами постепенно расширялось, наряду с внешней торговлей, научно-техническое сотрудничество. Для осуществления более широкого экономич. сотрудничества и социалистич. разделения труда внутри М. с. с. в 1949 создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). В связи с угрозой миру в Европе, создавшейся в результате ратификации зап. гос-вами Парижских соглашений 1954, предусматривавших образование агрессивной воен. группировки - зап.-европ. союза с участием ФРГ и включение ее в Северо-атлантический пакт, был подписан 8 европ. социалистич. гос-вами Варшавский договор 1955. Договор имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности миролюбивых гос-в и поддержания мира в Европе, носит строго оборонит. характер. Развитие и укрепление социалистич. производств. отношений и защита всеобщего мира являются важнейшими политич. задачами М. с. с. и на втором этапе ее развития, в к-рый М. с. с. вступила в конце 50-х гг. На этом этапе развития М. с. с. СССР развернул строительство коммунизма, др. страны М. с. с. решают задачи всемерного укрепления и совершенствования социалистич. производств. отношений, завершения строительства материально-технич. базы социализма и создания предпосылок для постепенного перехода к строительству коммунизма. При этом ист. сроки решения этих задач различны для отд. стран. Страны М. с. с. путем развития своей нац. экономики вносят вклад в дело укрепления М. с. с. в целом, а особенности строительства социализма в отдельных странах являются вкладом в общую сокровищницу марксизма-ленинизма. В странах М. с. с. создана развитая пром-сть. Те страны М. с. с., к-рые в прошлом были аграрными, превратились или превращаются в индустр. и индустр.-аграрные. Несмотря на очень высокие темпы роста пром. произ-ва в странах, имевших в прошлом низкий уровень экономич. развития, объем произ-ва на душу населения в них еще отстает от аналогичных показателей в развитых социалистических странах. Сохраняющиеся различия в уровнях экономич. развития и определенная однобокость экономики нек-рых стран М. с. с., унаследованная от капитализма, создают возможность несовпадения конкретных экономич. интересов и требуют повседневного внимания к вопросам координации экономич. политики. С 1963 в ряде стран М. с. с. (ГДР, Чехословакия, Польша, СССР и др.) проводятся реформы управления нар. хозяйством, направленные на повышение эффективности обществ. произ-ва. Перестройка управления предусматривает более полное использование товарно-денежных отношений (закона стоимости), совершенствование планирования для повышения уровня производства, поднятия производительности труда. Успехи в развитии нац. экономики и накопленный опыт экономич. сотрудничества позволили социалистич. странам начать постепенный переход от косвенного согласования производств. усилий (через внешнеторг. связи) к прямому производств. сотрудничеству. Каждая социалистич. страна, с учетом своих возможностей и стоящих перед нар. х-вом задач, суверенно и добровольно решает вопрос о своем участии в тех или иных формах экономич. сотрудничества. Большое внимание развитию экономич. сотрудничества стран М. с. с. было уделено на совещаниях представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ 1958, 1960 (февр.), 1962 и 1963. Гл. средством планомерного углубления междунар. разделения труда и объединения производств. усилий стран - членов СЭВ является в современных условиях координация нац. народнохоз. планов, а также специализация и кооперация производства, совместное строительство странами М. с. с. крупных народнохоз. объектов. К концу 1964 специализацией было охвачено более 1500 видов машин и оборудования. Вступил в действие нефтепровод "Дружба", построенный совместными усилиями СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР. Создана энергосистема "Мир": к объединенным ранее энергосистемам Венгрии, ГДР, Польши и Чехословакии присоединилась в 1962 энергосистема Зап. Украины (СССР), в 1963 - Румынии и в 1964 - Болгарии. С 1 янв. 1964 приступил к работе Междунар. банк экономич. сотрудничества, создан и (с 1963) начал действовать Ин-т СЭВ по стандартизации. В 1964 создано международное производственное объединение "Интерметалл" и организация по сотрудничеству в производстве подшипников, начал функционировать общий парк товарных вагонов. Товарооборот внешней торговли стран М. с. с. вырос в 1964 более чем в 3,8 раза по сравнению с 1950 и составил св. 40,4 млрд. руб. Ведущее место в экономич. и научно-технич. сотрудничестве стран М. с. с. занимает Сов. Союз. За послевоенные годы он оказал зарубежным социалистич. странам содействие в строительстве более 600 пром. предприятий и сооружений. В 1964 СССР оказывал технич. помощь в сооружении еще 620 предприятий и объектов. Размер кредитов, предоставленных Сов. Союзом, превышает 9 млрд руб. Развиваются научные связи стран М. с. с. В 1956 образован Объединенный институт ядерных исследований в Дубне (СССР), расширяются контакты между научно- исследовательскими институтами стран М. с. с., обмен технической документацией. Расширяются культурные связи (перевод литературы, издание журналов, театральные и концертные гастроли, фестивали фильмов, обмен радио и телепередачами и т. д.). В развитии М. с. с. встретился ряд трудностей. Они вытекают прежде всего из различия в уровнях экономич. развития отд. стран к моменту начала строительства в этих странах социализма; они также связаны с известными различиями в подходе к ряду проблем, возникающих в процессе становления отношений нового типа. В обстановке культа личности Сталина имели место случаи нарушения равноправных и взаимовыгодных отношений между СССР и нек-рыми др. странами М. с. с. Они были решительно исправлены после XX съезда КПСС. Важную роль в этом деле сыграла Декларация Сов. пр-ва об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между СССР и др. социалистич. странами от 30 окт. 1956. Делу укрепления М. с. с. содействовали Моск. совещания 1957 и 1960 представителей коммунистич. и рабочих партий. В 1960 обнаружились разногласия руководства Коммунистич. партии Китая и Албанской партии труда с КПСС и др. братскими партиями. СССР и большинство др. социалистич. стран проявляют полную готовность к установлению дружеских отношений с Китаем и Албанией, к преодолению на марксистско-ленинской основе разногласий с КПК и АПТ, особо опасных в условиях активизации империалистич. сил, к-рые пытаются использовать любые средства для ослабления М. с. с. и подрыва борьбы народов всего земного шара за мир. Укрепление М. с. с. неразрывно связано с соблюдением верности идеям марксизма-ленинизма, принципам пролетарского интернационализма, а также с необходимостью правильного сочетания каждым гос-вом М. с. с. нац. интересов и интернац. задач. Сотрудничество и солидарность - один из гл. источников силы М. с. с. Развитие и углубление этого сотрудничества отвечает коренным интересам каждой страны в отдельности и всей М. с. с. в целом, способствует сплочению ее рядов в борьбе против империализма. В результате своего растущего экономич. и политич. могущества М. с. с. превращается в решающий фактор прогрессивного развития человеч. об-ва. Определяющее влияние на мировое развитие М. с. с. оказывает своими хоз. успехами. В 1951-64 среднегодовые темпы прироста пром. произ-ва составили в социалистич. странах 11,7% по сравнению с 5,5% в капиталистич. странах. Выпуск пром. продукции в странах социализма в целом за 1961-65 вырос на 43%, а в странах капиталистич. системы - на 34%; при этом рост экономики стран М. с. с., в отличие от капиталистич. стран, обеспечивает неуклонное повышение материального и культурного уровня трудящихся. Однако поскольку большинство стран М. с. с. начали строить социализм, имея отсталую экономику, М. с. с. по производству на душу населения промышленной продукции ряда отраслей еще не догнала такие экономически развитые капиталистические страны, как США, Англия и ФРГ. Коммунистические и рабочие партии социалистических стран, говорится в Заявлении Московского совещания 1960 (ноябрь), свою интернац. обязанность видят в решении совместными усилиями и в кратчайший срок историч. задачи - превзойти мировую капиталистич. систему по абсолютному объему пром. и с.-х. произ-ва, а вслед за этим обогнать наиболее развитые в экономич. отношении капиталистич. страны по уровню произ-ва на душу населения и пожизненному уровню. Успехи стран М. с. с. создают благоприятные условия для рабочего движения в развитых капиталистич. странах, для нац.-освободит. движения народов Азии, Африки, Лат. Америки. Образование М. с. с. в значит. степени способствовало процессу распада колон. системы империализма. Помощь стран М. с. с. облегчает освободившимся из-под колон. господства народам создание развитой, независимой экономики. В молодых гос-вах Азии, Африки и Латинской Америки с помощью стран М. с. с. строится около 1500 предприятий, из них 600 - с экономической и технической помощью СССР. Социалистич. страны предоставили этим странам долгосрочные льготные кредиты для развития национальной экономики на сумму около 5,5 млрд. руб. Сила и могущество М. с. с. привели к прекращению имп. агрессии против Египта в 1956, спасли Кубу от амер. вторжения в 1962 и т. д. Мощная поддержка М. с. с. помогает вьетнамскому народу отражать агрессию империализма США. Успехи М. с. с. оказывают могучее влияние на умы людей, усиливают притягательную силу идей марксизма-ленинизма, развивают революционную энергию и активность трудящихся масс. М. с. с. создает благоприятные условия для развития мировой социалистич. революции, для отпадения все новых стран от мировой капиталистич. системы. Достижения стран М. с. с. в области науки, выдающиеся успехи Советского Союза в освоении космоса и в мирном использовании атомной энергии, расцвет социалистич. культуры оказывают все более значит. воздействие на развитие мировой науки и культуры. В наст. время (1966) в состав М. с. с. входит 14 стран с общей площ. 35,2 млн. км2 (26% терр. земного шара); в них проживает (на начало 1965) 1 млрд. 144 млн. чел. (35% нас. земного шара). -***-***-***- Таблица. Страны мировой социалистической системы (территория и население) [s]МИР_СОЦ_СИСТ.JPG Источн.: Экономика социалистич. стран в цифрах 1964 М., 1965, с. 3. Лит.: Ленин В. И., Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам, Соч., 4 изд., т. 31, с. 163-66; Резолюция XII съезда РКП(б) "По национальному вопросу", в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 709-16; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Декларация Правительства Союза ССР об основах развития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социалистическими государствами, "Правда", 1956, 31 окт., No 305; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран..., М., 1958; Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, в кн.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1964; Социалистический лагерь Краткий иллюстр. полит.-экон. справочник, М., 1962; Мир социализма в цифрах и фактах. (Справочник), М., 1964; Экономика социалистических стран в цифрах, М., 1963-65; Краткий статистический сборник, М., 1964; Соревнование двух систем. Справочник, М., 1964; Дудинский И. В., Мировая система социализма и закономерности ее развития, M., 1961; Победа ленинского кооперативного плана в странах социализма, M., 1963; Социалистическая индустриализация стран народной демократии, M., 1960; Золотарев В. И., Внешняя торговля социалистических стран, М., 1964; Иванов Н. И., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь стран социализма, М., 1962; Санакоев Ш. П., Великое содружество свободных и суверенных народов, М., 1964; Сергеев С. Д., Экономическое сотрудничество и взаимопомощь социалистических стран, (3 изд.), М., 1964; Социалистическое международное разделение труда, М., 1961; Фаддеев Н. В., Совет Экономической Взаимопомощи, M., М., 1964; Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран, М., 1962; Айрапетян М. Э., Суходеев В. В., Новый тип международных отношений, М., 1964; Харахашьян Г. M., Некоторые вопросы теории мировой экономики социализма, М., 1960; Ширяев Ю. С., Мировое социалистическое содружество, М., 1963; Экономическая эффективность международного социалистического разделения труда, М., 1965; Сопоставление уровней экономического развития социалистических стран, M., 1965; Кишш Т., Экономическое сотрудничество социалистических стран, M., 1963; Пописаков Г., Международного разделение на труда при социализма, София, 1960; Apr? A., A szocialista orszagok gazdas?gi egy?ttm?k?de seert, (Bdpst), 1964; Gr?big G., Internationale Arbeitsteilung und Au?enhandel im sozialistischen Weltsystem, В., 1960; Krause M., Das Entwicklungstempo der sozialistischen L?nder im ?konomischen Wettbewerb der beiden Weltsysteme, В., 1960; Kunz W., Grundfragen der Internationalen Wirtschaftszusammenarbeit der L?nder des Rates f?r Gegenseitige Wirtschaftschilfe (RGW), В., 1964; Bodnar A., Gospodarka europejskich Kraj?w socjalistycznych, Warsz., 1962; Margineanu I., George V., J?nosi J., Sistemul mondial socialist, Buc., 1961; Bantea E., Dreptatea si taria sont de partea socialismului, Buc., 1962; B?lek A., Havelkova B., Titera D., Zame socialisticke Soustavy, Praha, 1961; Machov? D., CSSRv socialisticke mezinarodni delbe pr?ce, (Praha), 1962; Mal? В., Svetov? socialistick? hospod?rsk? soustava, Praha, 1961. Л. И. Абалкин. Москва.

Знач-ным ист/ событием послевоенного времени стали народно-демократич. рев-ции в ряде стран Европы -в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии - ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политич. режимы и провозглашён курс на социализм .В знач-ной мере политич. ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политич., соц-но-эк-ской и других сферах, кот. хар-лись высочайшей степенью централизации нар-го хоз-ва и преобладанием партийно-гос-ной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строит-ва социализма в СССР.Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщ-ва стран, кот. получило название «мировая система социализма » (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. - ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 гос-в, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что явл-ся существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной междунар. жизни.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МСС . План строит-ва социализма предусматривал не только проведение пролетарской рев-ции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в эк-ке (это национализацию пром-сти, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внеш. и внутр. торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собств-сти в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого произв-ва), культурную рев-цию, установление тотального контроля гос-ва, высших органов правящей партии над общ-ной жизнью и т.д. 1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политич. режимах, приведшие к смене соц-но-эк-ской ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хоз-ва началась перестройка эк-ской структуры при активном политич. и материальном содействии СССР.Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета эк-ской взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного эк-ского, научно-технич. и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внеш. торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром кот. была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом эк-ской помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политич. соображениями - содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией МСС. 2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самост-ный этап форсированного создания «нового» общ-ва (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС- использовали сталинскую модель строит-ва, искореняя рыночные элементы в эк-ки. Военно-политич. сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохоз-ного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию. Осуществлялось кооперирование крестьянства, кот. было завершено в больш-ве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где гос-ный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения). В новых странах преобразования в эк-ке имели компромиссный хар-р и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер рев-ционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было). Пром-сть в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры нац-ного хоз-ва, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в больш-ве стран.В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, кот. до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгос-ном Ур-не и на Ур-не предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-эк-ских отнош-й в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хоз-во после войны и добиться впечатляющего прогресса. Если на начальном этапе деят-сть СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внеш. торговли, на предоставлении научно-технич. документации и инф-ции, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию произв-ва, к согласованию и координации народнохоз-ных планов, к созданию совместных научных центров и хоз-ных организаций.3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста пром-сти и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хоз-ных реформ. В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хоз-вания, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хоз-ных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом эк-ском процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капит-ских стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему междунар. разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения эк-ской системы носили радикальный хар-р. В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хоз-вом.В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию нац-ных моделей развития в этот период не приступали.Однако хоз-ные реформы в 60-е гг. не дали положительных рез-тов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные рез-ты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения пром-ных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в т.ч. и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-гос-ной номенклатуры, кот. в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политич. давлением, но и обострением соц-ных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хоз-вания. В деят-сти СЭВ продолжилась координация народнохоз-ных планов стран и в 1964г. был создан Междунар. банк эк-ского сотрудничества - орган по регулированию междунар. расчётов. 4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) хар-ся попытками решить хоз-ные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хоз-вания, но не прибегая к радикальным переменам. Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., кот. выразился в росте цен на нефть. В то время, как капит-ские страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру эк-ки путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий , внедряли произв-во микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технич. прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов. Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее кач-ная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деят-сти и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической эк-ской интеграции . Она ставила цель-развитие производственной кооперации и специализации, научно-технич. сотрудничества, координации планов эк-ского развития, совместной инвестиционной деят-сти (т.е. развитие высших форм эк-ской интеграции). В рез-те роль СЭВ в хоз-ве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной пром-сти. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса. Однако масштабы и формы произв-ной кооперации внутри СЭВ сущ-но отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хоз-ва к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ - начали разрабатываться долгосрочные целевые программы эк-ского сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису. Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. -начало 90-х гг.) хар-ся нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся соц-но-эк-ская система и её хоз-ный механизм не могут создать эффективную соц-но-ориентированную эк-ку, активно использующую достижения научно-технич. прогресса и взаимодействующую с мировым хоз-вом.Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было хар-но падение темпов роста эк-ки, отставание наукоёмких произв-в, перекосы в финансовой сфере, рост внеш. задолженности, сравнительно низкий жизненный Ур-нь населения.Все предпринятые меры по интенсификации произв-ва в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий эк-ский кризис, нестабильность возникших политич. систем, обострение нац-ных противоречий, развал многонациональных гос-в (Югославия), безработица, обеднение населения - все эти процессы были хар-ны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были хар-ны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма. Эк-ские реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления соц-но-эк-ского и политич. строя, становления кач-но новой модели хоз-вания в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отнош-й через приватизацию гос-ного сектора и поощрение частного предприним-ва.В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов эк-ского управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. ВЫВОД: Кризис СЭВ и прекращение его деят-сти предопределили следующие факторы:1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик. Прекращение в 1991г. деят-сти СЭВ по-разному отразилось на эк-ке входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зав-стью их хоз-в от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.