Что значит группа здоровья. Группы здоровья у детей

  • 1.7. Массаж в лфк
  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах

    В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями:

    Наличие или отсутствие хронических заболеваний;

    Характер функционирования основных функциональных систем организма;

    Степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям;

    Уровень физического развития и степень его гармоничности.

    Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

    1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».

    2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.

    3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

    4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

    5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

    Комплексную оценку состояния здоровья и распределение по группам здоровья дает врач‑педиатр.

    Дети и подростки, отнесенные к разным группам, требуют дифференцированного подхода в организации занятий физкультурой или лечебной физкультурой. Так, для детей первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких‑либо ограничений в соответствии с государственными программами по физическому воспитанию для соответствующей возрастной категории. Дети второй группы здоровья как группа риска нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей. С ними необходимо проводить специальные мероприятия по закаливанию, занятия лечебной физкультурой, диетотерапию; для них требуется организовать рациональный режим жизнедеятельности в соответствии с состоянием их здоровья. Дети с третьей, четвертой и пятой группами здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей, их двигательный режим ограничен определенными противопоказаниями (но должен быть обязательной частью образа жизни), и для них удлиняется продолжительность отдыха и сна.

    После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам, принадлежность к каждой из которых определяет и тот режим занятий физической культурой, который наиболее соответствует их состоянию здоровья. Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной частью работы врача‑педиатра и учителя физкультуры.

    Распределение школьников по медицинским группам производит врач‑педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР. Приказ № 826 от 09.ХI.1966г.».

    На основе данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, делятся на четыре группы: основная, подготовительная, специальная и группа лечебной физической культуры.

    К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

    К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями. Наибольшую наполняемость этой группы составляют школьники с очаговой инфекцией ротовой полости, носоглотки, придаточных пазух носа и др. Особенно распространены хронический тонзиллит (20 – 40% учащихся), кариес зубов (почти 90%) и др. Известно, что хронические очаги воспаления в носоглотке и полости рта изменяют общую реактивность организма, снижают его защитные функции и естественную сопротивляемость инфекциям. Такие дети часто болеют в период подъема острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) и гриппа, у них нередки обострения хронического тонзиллита, отита, гайморита. Очаг инфекции в носоглотке может провоцировать бронхит, воспаление легких, переход их в хроническую форму.

    К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку (после перенесенного туберкулеза, при значительном отставании в физическом развитии и в физической подготовке, при острых желудочно‑кишечных заболеваниях с явлениями истощения, через пять – шесть месяцев после гепатохолецистита, а также вирусного гепатита).

    К контингенту специальной медицинской группы относят и школьников, для которых физическая нагрузка не представляет опасности, но они не могут заниматься по общей программе из‑за дефектов опорно‑двигательного аппарата: анкилозов, контрактур, резкой атрофии мышц, после травматических повреждений, хронического инфекционного полиартрита, сопровождающегося ограничением подвижности суставов, имеющих остаточные явления полиомиелита, а также выраженную деформацию позвоночника I – II степени.

    Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки, степень которой зависит от состояния здоровья данного школьника, его заболевания и других критериев состояния организма. Так, специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе контингента.

    К группе лечебной физкультуры относят детей (чаще всего относящихся к четвертой и пятой группам здоровья), которые имеют те или иные выраженные нарушения здоровья и освобождаются от занятий физкультурой в школе. Такие группы должны работать непосредственно при лечебных учреждениях под контролем соответствующего специалиста.

    Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физического воспитания. В случае, если такое положение имеет место, ответственность за него должен нести врач, принявший такое решение.

    В соответствии с указанным выше Приказом министра здравоохранения СССР № 826 от 09.XI.1966 г., до настоящего времени распределение школьников по медицинским группам проводится согласно приводимой ниже таблице 13.

    Таблица 13

    Примерные показания для определения медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья у детей и подростков

    Следует обратить внимание на то, что приведенная таблица еще раз подтверждает: за редким исключением, связанным, как правило, с острыми состояниями, не может быть детей, полностью освобожденных от занятий физической культурой! В полной мере это относится и к тем случаям, когда ребенок приступает к школьным занятиям после перенесенного острого заболевания или состояния (простудно‑инфекционное, травма и пр.). При этом сроки его освобождения от занятий физкультурой в медицинской группе, в которой он постоянно занимается, рекомендуются следующие (табл. 14).

    Таблица 14

    Примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенного заболевания

    Приведенные сроки касаются лишь непосредственно занятий физкультурой в школе, однако в течение указанных периодов школьник должен заниматься физическими упражнениями по схемам лечебной физкультуры непосредственно под контролем соответствующего специалиста и лечащего врача.

    Таким образом, в соответствии с результатами медицинских осмотров или (при острых состояниях и после них) заключения лечащего врача обучающиеся распределяются по медицинским группам для физического воспитания непосредственно в школе.

    Физическое воспитание в медицинских группах. Занятия физкультурой в медицинских группах непосредственно в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.

    Основная группа. Здесь занятия проводятся по государственной программе физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.

    Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

    В случае, если вам понадобилось узнать, что означает вторая группа здоровья человека, лучше всего обратиться к законодательству нашего государства. Страна исправно заботиться о состоянии своих граждан и для этого регулярно на бесплатной основе и при наличии полиса медицинского страхования проводит соответствующие мероприятия.

    Группа здоровья 2 у ребенка

    При рождении ребенка, лечащий врач - педиатр назначает ему всесторонний осмотр и на основании оценки здоровья ребенка узкими специалистами, присваивает ему определенную категорию. Эта группа позволяет установить возможные физические и умственные нагрузки для ребенка.

    При проведении глубокого осмотра, особое внимание уделяется:

    1. Наличие диагнозов и отклонений в раннем младенчестве;
    2. Физическое состояние;
    3. Нервно-психические показатели;
    4. Работа иммунной системы;
    5. Работа внутренних органов;
    6. Наличие хронических заболеваний.

    Присвоенная вторая категория свидетельствует о том, что у вашего ребенка не совсем идеальное здоровье . Он иногда страдает вирусными или респираторными заболеваниями, либо имеет проблемы с весом, либо склонен к аллергическим реакциям.

    Обычно при рождении вторую группу присваивают многим детям . Однако у нее также есть несколько подвидов:

    • В подгруппу 2-А входят дети, имеющие предрасположенность к различным болезням, обусловленную генетикой или протеканием беременности;
    • Подгруппу 2-Б составляют дети, перенесшие заболевания в первые несколько суток после рождения. Эти дети нуждаются в особом внимании педиатра вплоть до трех месяцев.

    1. Закаливание организма для повышения общего иммунитета;
    2. Диета для сбрасывания веса;
    3. Правильное питание для набора недостающих килограммов;
    4. Наличие двигательной активности;
    5. Занятия физической культурой, однако сдача нормативов возможна позже сроков, установленных для здоровых детей;
    6. Занятия в секциях общей физической подготовки;
    7. Участие в эстафетах и спортивных соревнованиях;
    8. Регулярные прогулки на свежем воздухе.

    2 группа: предназначения МВД требования по здоровью

    Мы знаем с детства, что на службу во внутренних войсках принимаются люди с отличным состоянием здоровья. И для того, чтобы отслеживать изменения, служащие проходят регулярную врачебную комиссию.

    Во время службы и в момент прохождения медкомиссии, врачи оценивают здоровье военнослужащих по состоянию внутренних органов, наличию хронических заболеваний, соотношению роста и веса, и присваивают им различные категории.

    В зависимости от присвоенной категории, существуют предназначения, которыми может и способен заниматься конкретный военнослужащий.

    Таким образом в группу 2 по меркам МВД входят следующие работы:

    1. Оперативная деятельность, в том числе поисковая и розыскная;
    2. Объектовая охрана МВД;
    3. Управление разными видами автомобильного транспорта, кроме оперативного;
    4. Работа, относящаяся к тушению пожаров. Это и водители и пожарные МЧС и сотрудники образовательных учреждений МЧС;
    5. Преподаватели школы Милиции и других образовательных учреждений, подведомственных МВД.

    Таким образом, для того чтобы заниматься определенным родом деятельности в войсках МВД необходимо на комиссии подтвердить свою принадлежность к группе здоровья 2.

    Группа состояния здоровья 2 у взрослых

    Для взрослого человека вторая категория означает, что в его организме присутствуют болезни, которые, однако никак не влияют на исполнение им трудовых обязанностей и жизненную активность . Скорее всего у такого человека имеется хроническое заболевание, без острой формы, которое не затрагивает его жизненно-важные функции. Эту категорию имеют примерно 76% всего населения .

    Для поддержания пациентов со второй группой, врачи назначают:

    • Лечебную физкультуру;
    • Профосмотр дважды в год.
    1. Наличие хронических заболеваний;
    2. Уровень физической активности гражданина;
    3. Наличие вредных привычек.

    При этом профосмотр позволяет выявить:

    • Сахарный диабет;
    • Сердечные заболевания;
    • Проблемы с ЖКТ;
    • Патологии сосудистой системы;
    • Наличие опухолей, в том числе раковых;
    • Проблемы с функционированием печени и желчного пузыря.

    Таким образом, регулярно проходя медосмотры и зная свою группу, вы с легкостью составите для себя приемлемый уровень нагрузок и питания, и станете регулярно проводить мероприятия, направленный на поддержание вашего состояния.

    Для чего нужна шкала здоровья?

    Определить состояние организма как ребенка, так и взрослого человека помогает диспансеризация. В ее процессе человек:

    1. Сдает лабораторные анализы;
    2. Проходит узких специалистов;
    3. При необходимости направляется на более глубокое обследование, например, УЗИ.

    Таким образом, в результате диспансеризации у участкового врача имеется общая картина состояния конкретного человека. Это важно:

    • Для пациента, чтобы владеть информацией о своем здоровье;
    • Для работодателя, чтобы правильно распределять трудовую нагрузку;
    • Для государства, чтобы анализировать состояние граждан в целом.

    Диспансеризация до восемнадцати лет проводится ежегодно, в после каждые три года.

    Какие еще бывают группы?

    Кроме второй группы, описанной выше, в российской классификации здоровья граждан, существует еще три:

    1. Первая включает в себя людей, у которых в результате осмотра и по итогам анализов нет отклонений от нормы ни по одному из показателей. Такие люди годны к выполнению любого труда и не нуждаются в постоянном наблюдении и других медицинских предписаниях;
    2. Третья состоит из больных, страдающих обострениями хронических заболеваний. Эти граждане регулярно нуждаются в медицинской помощи, поэтому часто отстранены от трудовой деятельности из-за больничных;
    3. Четвертая группа хронических болезней еще не имеет, однако, в организме существуют предпосылки для их возникновения. Люди с четвертой группой постоянно должны наблюдаться у соответствующего врача.

    Таким образом, все население так или иначе в результате диспансеризации причисляется к одной из категорий. Пациенты группы 3 даже могут претендовать на инвалидность.

    Таким образом, разобравшись что означает вторая группа здоровья, стало понятно, что это далеко не приговор и не масса диагнозов и ограничений. Люди с этой группой практически ничем не ограничены, однако, обладают информацией о наиболее слабом участке своего организма, требующего более пристального внимания.

    Видео: бывают ли приятные болезни?

    Казалось бы, что может быть хорошего в болезни. В данном ролике Стас Перов расскажет про 5 приятных заболеваний человека:

    Когда ребенок проходит диспансеризацию, в его медицинской карте проставляется отметка о присвоении ему определенной группы здоровья. Обычно её определяют как только малыш родился, но со временем, под воздействием различных факторов, состояние здоровья ребенка может изменяться, а соответственно, меняется и группа здоровья.

    Вообще «группа здоровья» – понятие довольно условное и используется для оценивания здоровья деток до семнадцатилетнего возраста в результате проведенного комплексного обследования, при этом не учитывают перенесенные ранее заболевания, которые не оставили существенных следов в организме ребенка, либо не превратились в хронические.

    Среди факторов, которые учитывают при проведении такой оценки, основными являются:

    • есть ли болезни в хроническом состоянии;
    • как функционируют различные органы и системы организма;
    • как организм сопротивляется болезням, как часто ребенок страдает от сезонных заболеваний;
    • общий уровень развития, как нервно-психического, так и физиологического.

    Многие родители, увидев такую отметку, не могут понять её значение и начинают паниковать. Ведь групп здоровья пять, и понять, что означает каждая необходимо.

    Для I группы характерно нормальное развитие ребенка и отсутствие хронических болезней. В принципе, это здоровые детки.

    III группа. Это детки-хроники в состоянии ремиссии , либо с недостатками, возникшими в результате травм и операций, у них возможны проблемы с весом. Но эти дети не имеют ограничений в жизни. В нервно-психическом отношении они нормальны.

    IV группа. Часто происходит обострение хронической болезни , таким деткам необходимо постоянное поддержание состояния здоровья при помощи медикаментозного лечения. Они могут быть ограничены в обучении, им сложно адаптироваться в обществе.

    Для V группы характерно наличие тяжелых заболеваний, нарушения функций органов и систем органов. Это инвалиды.

    О II группе мы поговорим подробней и попробуем разобраться, на основании чего ребенка относят именно к ней. Стоит знать, что почти 60% детей относятся ко II группе здоровья. В целом такие детки здоровы, но присутствует возможность приобретения хроники. Обычно с целью обеспечения удобства медицинского наблюдения и быстрого реагирования, их делят на две подгруппы .

    2-а – присутствует наследственный фактор, либо условия, в которых живет малыш, могут способствовать развитию болезни как физической, так и психической. Такие детки подвижны, активны и физически развиваются без отклонений.

    А наличие аллергических реакций, незначительных нарушений в работе органов не препятствуют их полноценной жизни. Эти детки могут заниматься физкультурой без ограничений, в соответствии с возрастными программами, им рекомендуют посещать дополнительно спортивные секции.

    2-б – у деток есть некоторые отклонения от нормы, например они подвержены респираторным заболеваниям, у них ослаблен иммунитет, либо есть незначительные аномалии в развитии. Бывает, что наблюдается небольшое отставание от сверстников в развитии.

    Им рекомендованы специальные занятия, способствующие осуществлению физической подготовки с учетом всех факторов риска, то есть по специальным программам. Нежелательно переутомляться и получать серьезные физнагрузки.

    Таким образом, можно выделить ряд факторов, позволяющих отнести ребенка ко II группе:

    • если он родился раньше срока, или, напротив, позже;
    • если мамочка была беременна несколькими малышами;
    • была поражена ЦНС во время беременности;
    • сразу после рождения ребенок перенес инфекционное заболевание;
    • малыш мало весил при родах;
    • в наличии рахит или его последствия;
    • избыточная масса тела;
    • присутствует диатез;
    • в наличии сердечная аритмия или прослушиваются шумы в сердце;
    • часто болеет ОРЗ и ОРВИ (чаще, чем 4 раза ежегодно);
    • низкий уровень гемоглобина в крови;
    • есть болезненность живота, отсутствует аппетит;
    • реакция Манту колеблется между положительной и отрицательной;
    • ребенок переболел болезнью Боткина либо воспалением легких;
    • перенесены оперативные хирургические мероприятия.

    Такие детки нуждаются во внимании со стороны медперсонала, очень важно отслеживать их состояние не регулярной основе – это должны быть медосмотры с углубленным обследованием и, при необходимости, применение медикаментозной терапии, либо периодического санаторно-курортного лечения.

    Со временем ребенок может переходить из одной группы здоровья в другую, в зависимости от того, становится его состояние лучше либо ухудшается.

    И для того, чтобы он не перешел в следующую по степени тяжести заболеваний группу, а наоборот, поднялся по условным ступенечкам выше, необходимо постоянно контролировать состояние его здоровья, осуществлять профилактические мероприятия и во всем придерживаться рекомендаций лечащих врачей.

    После осмотра ребёнка у педиатра, врач может поставить отметку о состоянии его здоровья. На основании этой информации определяют степень допустимых нагрузок во время обучения.

    Довольно часто родители не знают, что значит группа здоровья 2 у ребенка, по каким критериям она определяется. Разберёмся в причинах появления такой отметки, чтобы вы не волновались понапрасну.


    Критерии оценки здоровья

    Каждый малыш должен полноценно развиваться, для чего специалисты исследуют его здоровье. С помощью периодических диагностик можно вовремя определить начало болезни, не допустить перетекания её в хроническую стадию. На основании всех проверок педиатр делает отметку, благодаря которой грудничок может быть взят под особое наблюдение. К основным параметрам оценки относятся следующие критерии:

    • существуют ли аномалии в развитии;
    • физическое развитие, его степень;
    • уровень развития нервной и психической системы;
    • сопротивляемость болезням;
    • общий анализ внутренних систем и функций;
    • наследственность и хронические заболевания.

    По статистике, к первой группе здоровья в России зачислено всего лишь 10% детей. Кроме того, на одном из женских форумов молодая мама рассказала, как спрашивала врача, почему дочке проставлена вторая группа. Педиатр ответил, что такое сейчас всем ставят - лучше перестраховаться, чем недосмотреть.

    Как определяется тип группы

    Факторы, прогнозирующие вторую и ниже группу после рождения.


    Есть три группы факторов, по которым можно предварительно узнать группы здоровья новорожденных: биологические, генетические, социальные.

    К биологическим факторам относят следующие отклонения во время беременности:

    • неправильное расположение в утробе;
    • патологии плаценты;
    • отклонения по времени прохождении родов;
    • неестественные роды;
    • длительное нахождение в утробе после того, как отошли воды и другие.

    Отдельно выделяются генетические проблемы, могущие передаваться из поколение в поколение.


    Ряд специалистов ставит их в первые ряды первичных причин болезней.

    К генетическим факторам относят наличие родственников с передаваемыми через поколения болезнями:

    • аллергия;
    • сахарный диабет;
    • сердечные заболевания и другие.

    К социальным факторам относят следующие отрицательные явления у родителей новорожденных детей:

    • алкоголизм;
    • их курение;
    • хронические заболевания матери;
    • половые инфекции;
    • длительная работа на вредных предприятиях;
    • несвоевременная беременность;
    • угроза выкидыша или преждевременных родов;
    • несоблюдения назначенного врачом режима во время беременности.

    Есть ряд абсолютных критериев, по которым ребенку поставят ту или иную группу здоровья.


    Факторы, из-за которых наверняка отнесут ко второй группе.

    К ним относятся как особенности внутриутробного развития, так и отдельные патологические состояния.

    На основании следующий заключений педиатр обязан внести отметку о второй группе здоровья:

    • многоплодная беременность у мамы;
    • раннее или запоздалое появление на свет;
    • повреждение нервной системы в утробе;
    • инфицирование плода;
    • отклонения в массы тела от рекомендованной после рождения;
    • все стадии проявления рахита;
    • наследственные аномалии;
    • проблемы с сердечно-сосудистой системой (аритмия, шумы, стабильное пониженное или повышенное давление);
    • инвалидность по зрению;
    • пониженный гемоглобин;
    • более четырёх случаев острого респираторного заболевания в год;
    • плохой аппетит, колики в животе;
    • проба Манту положительная;
    • во время периода после излечения от болезни Боткина, пневмонии и других острых заболеваний;
    • во время периода после перенесения срочных хирургических операций.

    В основном ко второй группе здоровья относятся дети, у которых могут развиваться хронические болезни.

    Подгруппы «А» и «Б»

    Самых маленьких детей из второй группы делят на несколько подгрупп.

    2-А - устанавливается для детей, которые живут в неудовлетворительных условиях для их развития или имеют плохую наследственность.


    2-Б - к этой подгруппе зачисляют всех, кто немного отклоняются от рекомендованных жизненных показателей, часто болеющий младенец.

    В младшем школьном возрасте их состояние может не улучшиться до перенесения в первую группу. Тогда, основываясь на осмотре специалистов, делается медицинское заключение о распределении в основную или подготовительную группу для физических нагрузок.

    Основная группа состоит из детей с заболеваниями, которые не влияют на возможность ходить. А также к ней относят ребят с небольшими отклонениями в весе, кожной аллергией или незначительным повреждением работы внутренних органов.


    Специальная подготовительная группа (СПГ) состоит из отстающих в развитии детей из-за слабого здоровья и детей, сразу после острого заболевания или перетекания его в хроническую стадию. Занятия в такой группе могут помочь нормализовать состояний школьников. Для них разработана программа с меньшим количеством нагрузок и сниженными нормативами. Если ребёнок из такой группы устанет во время занятий, его с пониманием посадят отдохнуть.

    Пересмотр состояния здоровья

    Если вам нужна информация о том, что у вашего ребёнка 2 группа здоровья, вы можете найти её у медсестры детской поликлиники, это не врачебная тайна. Вам придётся брать справку для его зачисления в специальную группу на физкультуре. Только не ограждайте совсем малыша от спорта, это навредит ему, ведь для него специально разработаны лечащие упражнения.


    Из-за риска патологий за группой установлен внимательный медицинский надсмотр. Педиатры практикуют определение группы здоровья путём проведения регулярного осмотра его состояния. Ребёнок может переходить из одной группу в другую благодаря тому, как изменится его характеристика.

    На протяжении периода от трёх до семи лет отношение к группе здоровья пересматривается в следующем возрасте:

    • три года или до принятия в детский садик;
    • пять-шесть лет или до принятия в начальные классы;
    • восемь лет или во время окончания первого класса;
    • десять лет или при смене начальной школы на среднюю;
    • двенадцать лет;
    • четырнадцать-пятнадцать лет.

    Если после прохождения осмотров выяснится, что жизненные показатели соответствуют показателям групп, выделенных Минздравом России, его туда зачисляют и ставят отметку.

    Комплекс упражнений

    Для того чтобы не подвергать здоровье школьников риску, классы нужно делить на три части: специальную, подготовительную и основную. На практике педагоги, особенно в маленьких городах, редко обращают на это внимание. В лучшем случае вашему ребёнку дадут распечатку с комплексом упражнений и посадят на лавку, «чтобы не мешал». В худшем - будут заставлять заниматься с основной группой. На всякий случай лично проконтролируйте соответствие проведения уроков рекомендациям терапевта или педиатра, делающих заключение.

    Для ребёнка важно постепенно осваивать нужные навыки. Этот комплекс упражнений исключают запрещённые движения (они определяются индивидуально), физическая нагрузка равномерно распределяется. Во второй группе здоровья у детей ничего страшного просто нельзя много нервничать и, соответственно, проходить тесты на уроках. А также противопоказано участвовать в спортивных конкурсах или олимпиадах. Этим можно заниматься дома в спокойной и привычной обстановке.


    • улучшение физического развития;
    • формирование живого интереса к регулярному выполнению лечащих упражнений;
    • освоение значимых двигательных качеств, навыков, умений;
    • закаливание для лучшего противостояния болезням;
    • укрепление здоровья;
    • тренировка силы воли;
    • убеждение в необходимости соблюдения здорового образа жизни;
    • заучивание необходимых упражнений для улучшения адаптации организма к функционированию;
    • закрепление привычки чередования режимов труда и отдыха, получения полноценного питания по распорядку, соблюдения личной гигиены.

    Успешное освоение и выполнение этих задач поможет не только улучшить состояние организма, но и адаптироваться к взрослой жизни.

    Заключение

    Если вы узнали, что группа здоровья у ребенка не первая, перестаньте паниковать и тем более не считайте его неполноценным. Эти детки ничем не отличаются от остальных, придерживаются такого же распорядка дня, как и все. Единственное, что это может обозначать - необходимость проявления заботы и внимания к их здоровью, во избежание неприятных последствий. Нужно относиться к нему со всех любовью, на которую вы способны. Терпения вам в воспитании маленького чуда.

    Наверняка многим из нас доводилось слышать фразу: “У вашего ребенка 3 группа здоровья, - или, - данный человек второй группы ”. Однако мало кто задумывался о том, что же это за группа, и что она означает.

    Что это такое?

    Что же подразумевается под термином группы здоровья?

    Группа здоровья - условный термин, совокупность различных показателей внутренней среды организма, позволяющая судить о состоянии его здоровья и своевременно предугадать и принять соответствующие меры по оказанию необходимой медицинской помощи.

    Она выставляется в результате прохождения плановых профосмотров. У детей за ее определение отвечает участковый педиатр, у взрослых - терапевт.

    Решение принимается сугубо врачом в результате анализа частоты обращаемости за медицинской помощью, исходя из наличия сопутствующих заболеваний, тяжести состояния.

    Со временем состояние организма может изменяться, что требует ежегодного обследования с целью уточнения группы.

    У детей выделяется 5 групп здоровья, в то время как группы здоровья взрослых - 3. На основании чего же можно определить, насколько здоров ребенок, и какие критерии обязательно следует учитывать?

    Критерии здоровья

    Определение группы происходит согласно утвержденным Всемирной организацией здравоохранения критериям.

    Медицинские группы здоровья определяются по следующим признакам:


    Группа здоровья определяется исходя из всех вышеуказанных признаков. Обычно для ее определения используется совокупность полученных данных, но сама степень выставляется по наиболее тяжелой патологии. Например, ребенок может быть здоров по всем параметрам, но после перенесенной травмы имеет значительные отклонения в состоянии нервной системы. В результате этого ему будет выставлена пятая группа.

    Первая группа

    Данная группа здоровья обычно выставляется детям, не имеющим никаких отклонений со стороны здоровья, без врожденных пороков или дефектов развития. Такие дети имеют соответствующее своему возрасту физическое и духовное здоровье и развитие. Выставляется детям до 17 лет включительно (после этого состояние группы здоровья характеризуется по критериям, присущим взрослому человеку).

    Проходят медосмотры такие дети в установленные сроки и согласно нормативным документам в полном объеме.

    У взрослых же первая группа выставляется лицам, у которых в результате комплексного врачебного обследования не выявлено никаких патологий со стороны здоровья, отсутствуют хронические заболевания. Такие люди не нуждаются в диспансерном наблюдении. Кроме того, у данных людей отсутствуют факторы риска, либо их влияние крайне незначительно.

    Вторая группа

    2 группа здоровья у детей является наиболее распространенной. К ней относятся, так же как и в первой группе, здоровые дети, однако с наличием риска развития хронических заболеваний. Условно у детей младшего возраста данная группа подразделяется на подкатегории “А” и “Б”.

    Для детей подкатегории "А" характерно наличие отягощенного биологического анамнеза (хронические заболевания у родителей, имеющие высокий риск наследования), социального (неблагополучная семья), но по всем остальным критериям они ничем не отличаются от здоровых детей.

    Подгруппа Б характеризуется наличием “риска”: часто болеющие дети, дети, имеющие аномалии или отклонения в физиологическом развитии.

    2 группа здоровья у взрослых проявляется высоким суммарным риском развития сердечно-сосудистого заболевания, сопровождающегося наличием факторов риска и относительно положительными результатами обследования (не установлено ни одно хроническое заболевание).

    Третья группа

    Она объединяет детей, у которых имеется документально подтвержденное наличие хронической патологии в стадии компенсации (редкие обострения, нетяжелое течение заболевания в момент обострения, достаточно быстрое развитие ремиссии, наличие функциональных отклонений только в одной системе органов).

    Кроме того, в данную группу относят и тех детей, у которых имеются некоторые физические недостатки или нарушения, возникшие вследствие проведенных операций или перенесенных травм, в результате которых у ребенка имеется некоторое затруднение в деятельности, однако не ограничивающее их обучение или повседневную деятельность.

    У взрослых же определение третьей группы здоровья обычно означает, что имеются предпосылки или достоверные данные о наличии хронического процесса, сопутствующие факторы риска, обуславливающие развитие патологии и значительно влияющие на жизнедеятельность, а также значительный риск развития тяжелых сопутствующих заболеваний. Лица данной группы подлежат диспансерному наблюдению и нуждаются в оказании специализированной медицинской помощи.

    Четвертая группа здоровья

    Ее выставляют детям, имеющим тяжелую хроническую патологию или врожденный анатомический дефект, находящийся в стадии субкомпенсации (т.е. пораженный орган или их система способны оказывать влияние и на другие системы органов). Характерны частые обострения основного заболевания, сопровождающиеся ухудшением самочувствия в остром периоде и сохранением такового в период ремиссии в течение долгого времени. Немаловажным является и наличие ограничения в обучении и труде (отличается от третьей степени затруднениями больше в области быта, чем обучения), а также в самообслуживании.

    Такие дети нуждаются в поддерживающей терапии, практически постоянном контроле со стороны родственников. При своевременно принятых мерах по устранению недостатков возможно улучшение состояния и перевод ребенка в 3 или во вторую группу.

    При ухудшении состояния ребенок переводится в 5 группу.

    Группа инвалидности

    Такое название носит пятая, самая тяжелая группа здоровья у детей. Ее характерными признаками является наличие тяжелого хронического заболевания в состоянии декомпенсации, редкими периодами ремиссии и довольно частыми обострениями. Периоды ухудшения состояния протекают довольно тяжело, что значительно сказывается на состоянии ребенка.

    У этих детей имеется значительное нарушение трудоспособности и быта, что предусматривает постоянный контроль за их состоянием со стороны опекуна, лечение в течение длительного времени, зачастую не приносящее результатов.

    Переход из пятой группы здоровья детей в другие осуществляется довольно редко (только в результате перенесенных операций с благоприятным исходом).

    В данной группе находятся дети-инвалиды. Обучение и восстановление их социальной функции происходит в специализированных учреждениях.

    Поведение с представителями различных категорий

    1-3 группы здоровья детей практически не требуют вмешательства извне, помимо принятия показанных препаратов или процедур по основному заболеванию. Такие люди и дети могут самостоятельно себя обслуживать. Кроме того, у них не утрачена способность к познанию и обучению, что также способствует их скорейшему выздоровлению, реабилитации и переходу из текущей группы в первую.

    Что касается представителей четвертой и пятой групп, то здесь все обстоит значительно сложнее. Данным детям необходим патронаж со стороны медицинских работников, постоянный уход и помощь в обучении.

    Организуются и специальные реабилитационные группы для детей, у которых имеется 4 или 5 группа здоровья. Занятия построены таким образом, что дети общаются с другими страдающими детьми, выполняют упражнения, способствующие улучшению состояния. Немаловажным является и фактор доверия, которое складывается между врачом и пациентами.