Содержание реформы образования александра 2. Положительные результаты реформирования

Сильно отличались от всех предыдущих российских реформ XIX века (и уж тем более от реформ XVIII века ).

  1. Крестьянская реформа Александра . 19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права . Реформ, конечно, была спонтанна и недоработана. Однако все крестьяне стали свободными. Не все из них были к этому готовы, и многие просто не могли найти себя после освобождения. Единственным серьезным минусом реформы было ее проведение в период экономического кризиса. Все остальные недочеты были делом времени. Главным «плюсом» было то, что крестьяне не просто выгонялись на улицу, а получили в пользование наделы земли с правом выкупа в кредит.
  2. В 1857 году были ликвидированы Военные поселения , основанные еще Александром I .
  3. В 1863 году прошла финансовая реформа с целью модернизации финансовой структуры государства под капиталистический промышленный тип государственной экономики (по европейской модели). Был создан Государственный Банк .
  4. В этом же году прошла реформа образования (Университетский устав ). Результатом стали глобальные преобразования в структуре высшего образования. Вузы стали более самостоятельными и похожими на нынешние высшие учебные заведения.
  5. В 1864 году была проведена Земская реформа (реформа местного самоуправления, давшая больше полномочий органам на местах).
  6. Судебная реформа того же года также приблизила структуру судебных учреждений к современному виду.
  7. 1870 год - год реформы городского самоуправления (дала толчок к промышленному развитию городов).
  8. В 1871 году была, наконец, завершена реформа образования. В этот раз Александр взялся за среднее образование не без помощи Министра просвещения Дмитрия Толстого.
  9. В 1874 году была проведена военная реформа. Реформа была многоструктурной и затрагивала военное образование, технологические моменты, организационные моменты, обмундирование и многие другие нюансы, как например, отмена телесных наказаний или введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутирования и воинских поселений.

Реформы Александра II в 60х-70х годах XIX века стали действительно «Великими реформами », хотя и не все были доведены до конца. Тем не менее, Российская империя стала на самом деле правовым государством. Кроме того, эти перемены разрешили многие социальные и экономические проблемы в обществе и дали возможность нормального развития промышленности в стране.

В 1880 году Александр II начал разрабатывать Конституцию Российской империи , но доделать ее не успел по причине смерти.

Смерть Александра II.

Многие историки советской эпохи описывают всеобщее недовольство народа внутренней политикой Александра II . На самом деле эти сведения многократно преувеличены. Факт заключается в том, что в нескольких многонациональных городах Российской империи (в первую очередь - в Москве и в Санкт-Петербурге) радикально настроенная «интеллигенция» решила продолжить деятельность несостоявшихся революционеров (декабристов ).

По всей стране стали образовываться тайные организации. Некоторые из них даже имели по несколько ячеек в разных городах. Большинство таких террористических организаций спонсировались из-за рубежа сторонниками разложения Российской империи, а таких в Европе хватало.

За последние 15 лет правления Александра II на него было совершено шесть покушений. Как минимум три последних покушения были организованны радикальной террористической группировкой «Народная воля », идеи которой, на самом деле, были далеки от народной воли.

  1. 1866 год - пуля просвистела над головой Александра в Санкт-Петербурге.
  2. 1867 год - в Париже польский террорист выстрелил, но попал в лошадь.
  3. 1879 год - в Петербурге террорист четырежды выстрелил в императора, но со стрельбой у него были серьезные проблемы, потому как ни одна пуля не достигла цели.
  4. 1879 год - «Народная воля» взорвала вагон поезда, но император, по счастливой случайности, пересел на другой поезд перед этим.
  5. 1880 год - те же личности подложили взрывное устройство в Зимнем дворце, но Александр до взрыва не успел, так как задержался из-за встречи с принцем Гессенским.
  6. 1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил бомбу в императорскую карету на Малой Садовой Санкт-Петербурга. Александр Николаевич не пострадал, но был тяжело ранен казак его лейб-гвардии. Несмотря на просьбы гвардейцев, император выскочил из кареты и склонился над раненым, пытаясь ему помочь. В этот момент другой народоволец Гриневицкий подкрался к императору и бросил бомбу ему под ноги. Через час всероссийский император скончался от ран, не совместимых с жизнью, в Зимнем дворце. Гриневицкий был убит сразу своей же собственной бомбой. Кроме того, в результате покушения погиб тот самый раненый лейб-гвардеец и случайный прохожий - 14-летний мальчик из мясной лавки. Еще 17 человек было ранено.

Все участники преступления были схвачены (всего 6 человек) и приговорены к смертной казни. Как раз в этот день Александр II собирался одобрить проект конституции, но не сложилось.

К сожалению, всю «Народную волю» выявить и ликвидировать не удалось. Чуть позже от этой организации откололась «Террористическая фракция », одним из членов которой был старший брат В.И. Ленина .

После смерти Александра II на престол взошел его второй сын Александр Александрович (

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ60 - 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению кбуржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это - несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

Военные реформы (60 - 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х - начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводитьсявоенно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции:полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения - 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.Армия стала современной - по структуре, вооружению, образованию.

Введение.

    Личность Александра II.

    Военная реформа.

    Университетская реформа.

    Цензурная реформа.

    Значение реформ.

    Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Царствование императора Александра II (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра II прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

Личность Александра II .

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего императора Николая I, Александр II получил «команду не в добром порядке», и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая I, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В отношении внешней политики новый самодержец показал себя последователем «начал Священного Союза», руководивших политикой императоров Александра II и Николая I. Таким образом, Европа была вправе полагать Александра прямым преемником политики его отца и приверженцем отживших свой век принципов Венского конгресса. Однако практика Александра II и его нового правительства обнаружила значительные отличия от предшествующего режима. Повеяло мягкостью и терпимостью, характерными для темперамента нового монарха.

Но, так как вступление Александра Николаевича на трон происходило в период Крымской войны, где России приходилось иметь дело с объединенными силами почти всех главных европейских государств, и война приобрела неблагоприятный для страны оборот. Новый император, несмотря, на свое миролюбие, которое было известно даже в Европе, обнаружил стойкую решимость продолжить борьбу и добиться почетного мира.

Что было почти невозможным, так как, хоть российская армия и насчитывала в начале военных действий более 1 млн. человек, но ее техническое оснащение оставляло желать лучшего. Стоящие на вооружении гладкоствольные ружья уступали нарезному оружию западно-европейских армий, также устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, в то время как в военно-морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Также отсутствовали налаженные коммуникации, что привело к дефициту боеприпасов, продовольствия и «пушечного мяса». Все эти моменты говорят о том, что русская армия было изначально неспособна вести войну с Европой на равных. И те не менее героизм русских людей в этой войне потрясающ. Стойкость и мужество русских войск, при отстаивании Севастополя, вызывали восторженное удивление даже со стороны врагов; имена Корнилова, Нахимова и др. покрылись немеркнущей славой. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы.

С другой стороны, русские были в некоторой степени вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс - эта неприступная крепость, усиленная еще англичанами, - 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, также утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры, которые и начались чрез посредство Венского двора.

В результате в конце марта 1856 года был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но ей было поставлено унизительное условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь в этом водном бассейне военно-морские силы, боевые арсеналы и крепости, что наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Парижский мир, заключенный 18 марта 1856 г., хотя был и невыгодным для России, но все-таки являлся почетным для нее в виду таких многочисленных и сильных противников как Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция. Впрочем, невыгодная сторона его - ограничение морских сил России на Черном море, - была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

Но, самое главное, невыгоды этого договора искупались благом самого мира, который давал возможность обратить все внимание на внутренние реформы, настоятельность которых стала очевидной.

Потрясение, которое Россия пережила от поражения в Крымской войне, заставило правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Как уже говорилось выше, Крымская война обнажила все внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть дворянства и формирующаяся из разночинцев интеллигенция, но и представители вышей администрации, даже императоры Александр II, а в свое время Николай I и Екатерина II ощущали необходимость перемен.

Еще одной причиной, вызывавшей общественное движение, были народные волнения. О недовольстве трудящихся свидетельствовали выступления разных слоев населения: частновладельческих крестьян, городской бедноты, работных людей, военных поселян. Хотя в первой половине XIX века, народные восстания не носили такого массового размаха, как в XVII-XVIII века, однако они стимулировали формирование антикрепостнической идеологии, заставляли правительство усиливать репрессии, постепенно смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего в России социально-политического строя.

В общественном движении во второй половине XIX века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного.

Консерватизм в России опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия и крепостного права. В начале XIX века Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Теория официальной народности, созданной консерватором, министром народного просвещения, графом С.С.Уваровым, и состоящей из трех принципов: самодержавие, православие, народность, вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наиболее большую известность получило выступление П.Я.Чадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. По его мнению, Россия, оторванная от Запада, закостенела в своих нравственно-религиозных, православных догмах и находилась в мертвом застое. Спасение России он видел в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Письмо П.Я. Чаадаева послужило толчком к оформлению в начале 1840-х годов двух внутренне неоднородных идейных течений - западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но считали необходимым отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России. По мнению Бердяева, смысл полемики между ними заключался в том, «...должна ли быть Россия Западом или Востоком, нужно ли идти путем Петра или вернуться к допетровской Руси».

Полемика западников и славянофилов во многом способствовала становлению либерального и революционно-демократических течений. Одним из лидеров первого был профессор всеобщей истории Московского университета Т.Н. Грановский, который критиковал крепостнический характер николаевского режима, выступал за реформы общественно-политической жизни. Революционно-демократическое течение представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, а также петрашевцы - члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. Петрашевский, Герцен и Белинский приобщили русскую общественность к идеям социалистов-утопистов. Поражение революции в Европе (1848-1849) привело Герцена к мысли об особом пути России к социализму, так как в русском народе прочно укоренилось коллективное начало в виде крестьянской общины.

Последней громкой схваткой николаевского режима с оппозицией явилось дело петрашевцев 1849 г. Члены кружка, собиравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа М.В. Буташевича-Петрашевского, являлись последователями Ш.Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского дискутировали по важнейшим вопросам российской жизни (славянскому, проблемам судоустройства, цензуры), говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы (в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский).

Вот такие проблемы получил в наследство Александр II от своего родителя, императора Всероссийского Николая I. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований, но от него не исходило пока никаких определенных правительственных программ или обещания реформ.

Можно думать, что на первых порах программы и не было, ибо трудности военного времени не давали Александру возможности оглядеться и сосредоточиться на внутренних делах.

Только по окончании войны нашел Александр уместным поместить в манифесте 19 марта 1856 г. о заключении мира знаменательную фразу касательно России: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности...». В этих словах заключалось как бы обещание внутреннего обновления, необходимость которого чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.

Одновременно с этим манифестом, в том же марте 1856 г., государь, принимая представителей московского дворянства в Москве, сказал им краткую, но очень важную речь о крепостном праве. Он объяснил, что не имеет намерения «сейчас» уничтожить крепостное право, но признал, что «существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». По выражению государя, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Посему Александр и приглашал дворян «обдумать, как бы привести все это в исполнение».

После мартовских заявлений уже не могло быть сомнения, что император готов вступить на путь преобразований. Неясна была только их программа; неизвестны, оставались те начала, на которых предполагалось упразднение крепостного порядка. Несмотря на такую неопределенность, подъем общественного настроения был необычен, и коронация государя (август 1856 г.) обратилась в светлый праздник нашей общественности. «Просвещенная благость» государя, сменившего недавнюю суровость власти «незабвенными словами: отменить, простить, возвратить», вызывала восторги. Решимость государя на реформы - на «подвиги, более согласные с требованиями века», чем «гром оружия», - возбуждала самые светлые надежды. В русском обществе началась неудержимая работа мысли, направленная на такое или иное разрешение коренного вопроса того времени - об отмене крепостного права.

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

Военная реформа.

Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия не способна эффективно обеспечить безопасность страны. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом к ней стала ликвидация в 1855 г. военных поселений.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Большие изменения претерпела система военного образования. Вместо закрытых кадетских корпусов были созданы военные гимназии, выпускники которых получали не только военное, но и хорошее общее образование. Специальная же военная подготовка велась в высших юнкерских училищах.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Университетская реформа

Хотя формально в первые годы царствования Александра II продолжал действовать университетский устав 1835 г., не дававший студентам большой свободы, на практике жизнь университетов быстро менялась.
На лекции свободно приходили вольнослушатели, возникли студенческие организации, проводившие сходки и издававшие собственные газеты. Но в 1861 г. правительство, пытаясь подавить студенческие волнения, отменило студенческое самоуправление и уничтожило льготы для бедных студентов. Это вызвало массовые студенческие беспорядки.
В Петербурге 300 студентов были отправлены в крепость - правда, на сутки-другие. В Москве полиция организовала избиение студентов простонародьем, распустив слух, что «господа» бунтуют, требуя восстановить крепостное право.
Встревоженный Александр II уволил в отставку недавно назначенного министра просвещения адмирала Е.В.Путятина. Новый либеральный министр А.В.Головнин подготовил проект университетского устава.
После бурного обсуждения в печати устав был утвержден Государственным советом - в июне 1863 г.
Университеты получили широкую автономию. Полиция не имела права входить на их территорию - там действовали собственная охрана и университетский суд в составе трех профессоров.
Советы университета и факультетов, в которые входили все профессора, свободно избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, открывали новые кафедры, распределяли средства по кафедрам и факультетам. Университеты имели собственную цензуру. Они получали иностранную литературу без досмотра на таможне. Численность профессоров и преподавателей возросла, их оклады были повышены вдвое.
Головнин предусматривал создание студенческих организаций и представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.

В 1864 г. был основан Одесский университет. В 1869 г. открылся Варшавский университет, закрытый в 1831 г. Однако теперь это было не польское, а русское учебное заведение.
В 1860-1870-х гг. в России появилось и женское высшее образование. В университеты женщины не допускались. Между тем они играли немалую роль в общественном движении 1860-х гг. и упорно добивались права на образование.
В 1869-1870 гг. в Москве, Петербурге и Киеве открылись Высшие женские курсы. Наибольшую известность приобрели Высшие женские курсы, основанные профессором В.И.Герье в 1872 г. в Москве и профессором К.Н.Бестужевым-Рюминым в 1878 г. в Петербурге.

До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дво­рянки. С конца 50-х годов появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования. Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Цензурная реформа

Смягчение цензурного гнета произошло уже в первые месяцы царствования Александра II. В 1857 г. была создана комиссия при МВД для разработки нового цензурного устава. К 1861 г. русские журналы сравнительно свободно обсуждали важнейшие вопросы общественной жизни, о чем всего несколькими годами раньше невозможно было и помыслить.
Тем не менее, печать вызывала явное недоверие царя и его окружения. После отмены крепостного права, в связи с резкими выступлениями «Современника», «Русского слова» и других радикальных изданий, правительственная политика ужесточилась. На основании Временных правил о печати 1862 г. несколько известных столичных журналов были закрыты.
В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Общественность проявляла пристальный интерес к изменению законодательства о печати, что объяснялось не только постоянными требованиями гласности и свободы слова. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д. А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей. Из среды славянофилов, которые были ревностными поборниками свободы слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый параграф которого гласил: «Свобода печатного слова есть неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния». Оболенский счел аксаковские предложения глупыми и писал их автору, своему давнему знакомому: «Чепуха яснее выражается в параграфах».
Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.

Значение реформ.

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс. Выступления радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями реформ были некоторые высшие государственные чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

Заключение.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

Список литературы:

    «Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы»./ под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова и Ю.А.Щетинова. – Москва: издательство «Простор», 1994 год.

    «История России с древности до наших дней»./ под редакцией М.Н.Зуева. – Москва: «Высшая школа», 1998 год.

    «История России». Учебник – 2-е изд., перераб. И доп./под редакцией А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. – Москва: Изд. «Проспект» 2003 год.

    История Отечества: Энциклопедический словарь/ Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др.. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1999.

    «Энциклопедический словарь», Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Изд. «русское слово», OCR Палек, 1998 год.


Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно. Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества. Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии. Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

1864 г. – Положение о начальных народных училищах;
1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.
Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
В университетах можно было создавать научные общества.
При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:
Земские школы, которые создавались земствами;
Церковные школы;
Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
Женские образовательные заведения.
В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний. В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

Реформы Александра II

1 Земельная реформа

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был манифест и положение о даровании свободы крестьянам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временнообязанных» несли в пользу помещиков повинности.

2 Отмена телесных наказаний

Указом 17 апреля 1863 г. (в день рождения государя) они были отменены. Новый закон отменил шпицрутены, плети кошки, наложение клейм, но временно сохранил розги. Совершенно освобождены были от телесного наказания: а) женщины; б) духовные лица и их дети; в) учителя народных школ; г) окончившие курс в уездных и земледельческих и, тем более, в средних и высших учебных заведениях; д) крестьяне, занимающие общественные должности по выборам.

3 Земская и городская реформы

Принцип проведенной в 1864 г. Земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Правом выбора в уездные собрания пользуются: а) местные землевладельцы не из крестьян; б) местные крестьяне; в) жители данного уездного города. Собрание отдает распоряжения, контролирует, управа приводит в действие постановления собраний. «Городовое положение» (16 июня 1870г) дало населению городов местное самоуправление, с правом ведать свое городское хозяйство и содействовать развитию просвещения у себя в городах.

4 Судебная реформа

После того как акт 19 февраля возвратил многомиллионному населению их гражданские права, прежний помещичий (вотчинный) суд утратил свой смысл, и его надлежало заменить судом государственным, справедливым, общим и одинаковым для всех. Предварительно были выработаны «Основные Начала» предстоящей судебной реформы и опубликованы во всеобщее сведение, чтобы вызвать всестороннее и свободное обсуждение их. Судебные уставы были обнародованы 20 ноября 1864 г. и положили начало новому суду в России. Главнейшие особенности нового суда:

1. Судебная власть была отделена от административной и законодательной.

2. В уголовных делах власть судебная отделена от обвинительной (прокурорского надзора).

3. Суд происходил гласно, при открытых дверях, доступно для всякого желающего.

4. Суд происходил устно, путем непосредственного расспроса и обмена мнений.

5. Введен состязательный процесс (обвинение и защита; сопоставление и указание данных за и против обвиняемого). С этой целью был учрежден прокурорский надзор (обвинительная власть) и институт присяжных поверенных (защита; официальная адвокатура). Создана защита (адвокатура), которой не существовало в старых судах.

6. Введение присяжных заседателей. Они могли судить по совести, по убеждению.

7. Для устранения давления со стороны административных органов полиция при расследовании уголовных дел от участия была устранена; следствие велось судебными следователями.

8. Чтобы лучше обеспечить беспристрастие судебного следствия, должность судебных следователей была объявлена несменяемой; за свои действия они отвечали перед одним лишь сенатом.

9. Для мелких дел учреждены мировые суды (без участия присяжных заседателей).

Судебные учреждения согласно судебным уставам 1864 г.:

1. Низшая инстанция: Мировой суд (для всех сословий) и волостной суд (отдельно для крестьян).

2. Высшая инстанция: Съезд мировых судей (один на уезд): сюда переносились дела по жалобам на решения мировых и волостных судов.

1. Низшая: Окружной суд (один на губернию); состоит из двух отделений: уголовного и гражданского.

2. Высшая: Судебная палата (одна на несколько губерний): сюда переносились дела по жалобам на решения окружных судов.

III. Венцом судебных учреждений являлся сенат, разбиравший жалобы на решения мировых съездов и судебных палат.

5 Военная реформа

Главное событие всей военной реформы – Манифест 1874 года 1 января о всеобщей воинской повинности. Это позволило создать армию нового типа, которая бы не страдала от недостатка солдат, но при этом не требовала огромных денег на содержание. Отменена была рекрутская система, каждый гражданин России в возрасте старше 20 лет, не имеющий судимости, обязан был отслужить в армии.

Срок службы в большинстве войск составлял 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другим методом было нельзя, в случае войны все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, которые не касались всего государства и передать их в ведание округов. Солдаты получили новое современное оружие, которое могло конкурировать с оружием западных держав. Военные заводы были реконструированы и теперь сами могли производить современное вооружение и технику.

6 Финансовая реформа

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

7 Реформы просвещения

«Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. В России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

8 Реформа цензуры

В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов; редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

9 Последствия реформ

Александр II оставил глубокий след в истории, ему удалось сделать то, за что боялись взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые. Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни. В годы его правления Россия прочно укрепила свои взаимоотношения с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные (1855-1861) годы своего царствования. Он твердо выдержал свой пост на «корме родного корабля» в эти трудные годы его плавания, по праву заслужив приобщение к своему имени завидного эпитета Освободителя »