Половое созревание раннее и позднее у мальчиков.

Дошкольный период — это один из главных периодом в половом развитии. Проверь, действительно ли есть поводы для беспокойства.

Большинство новоиспеченных родителей, умеют прочитать как развивается ребенок. Сказать, когда обычный ребенок учится садиться, ходить, произносит первые слова или хватает игрушку. Мы прекрасно обознаны, если речь идет о познавательном развитии, двигательном, или физическом. Зато половое развитие – темный лес для многих родителей. Многие родители считают даже, что в этой сфере что-то начинает происходить, только когда ребенок входит в период созревания. Нет ничего более ошибочного. Половое развитие ребенка начинается уже в момент рождения.

Раннее детство — это также начало приобретения половой тождественности, то есть сознания, себя парнем или девочкой и умение различения пола на основании различных признаков в т.ч. гениталий. Мы имеем дело с этим уже во второй половине 2 года жизни. В этом периоде парень начинает идентифицироваться с отцом, а девочка с мамой. Дети начинают интересоваться гениталиями других лиц и хотят сравнивать их со своими.

В возрасте от 3 до 7 лет в развитии ребенка появляются необычайно много вопросов.

1. Детское прикосновение к своим половым органам служит для разрядки и получения удовольствия – это природно, что ребенок повторяет деятельность, которая приносит ему приятные ощущения. Когда малыш трогает свои половые органы в присутствии других, например в дошкольном учреждении, следует проинформировать его, что публичные прикосновения это не красиво. Не следует тогда наказывать ребенка и реагировать страхом, а всего лишь указать ему границы интимности. Со временем дети начинают контролировать эту сферу и не делают подобного в присутствии других.

2. Подглядывание за другими например родителями в туалете или другими детьми, и задавание вопросов, связанных с полом, оплодотворением или деторождением. Их целью является получение информации. Дети в этом возрасте охотно показывают свое тело и сравнивают его с телами других. Это является способом помощи себе с очень трудными эмоциями.

Как реагировать? Не кричать, не наказывать и не стыдить, только разговаривать. Нужно объяснить ребенку, в каких местах нагота разрешена – например, на пляже, в ванной или сауне, а в каких следует прикрывать тело. Это хорошая возможность для разговора на тему права на интимность и того, кто и в каких обстоятельствах может осматривать и прикасаться к голому телу ребенка, например врач во время осмотра. Дошкольный период — это хорошее время для разьяснения правил и общественных норм. Дети в этом возрасте узнают, между прочим, что нельзя жениться с родителями или братьями и сестрами.

Самого разговора, однако, недостаточно. То, что мы говорим должно быть связно с тем, что мы показываем. Родители не должны прогуливаться голышом по квартире. Такое поведение может в более позднем возрасте вызвать у ребенка, отказ от каких либо мыслей о противоположном поле. Или наоборот — может разбудить детскую нездоровый интерес.

Как прореагировать, если ребенок поймает родителей во время занятий любовью? Если так случилось, следует поговорить с ним об этом и объяснить ему эту ситуацию в адекватный способ к его возрасту. Можно сказать, что родители сильно любят друг друга, папа и мама прижимаются, это для них приятно, и благодаря этому ребенок появился на свет.

3. Всякая детская активность, которая связана с темой полового развития. Игры у врача, семью, папу и маму. Они служат для успокоения любопытства и получения знаний, а также стимулируют, доставляют удовольствие и позволяют получить ценный опыт в контакте со сверстниками. Чаще заключаются в осмотре половых органов, их прикосновении, отыгрывания роли супругов, редко на имитации половых отношений в одежде, особенно голышом. Забавы «в доктора» возникают из желания познания различия строения тела другого пола.

4. Детское творчество. Дети могут рисовать фигуры с отчетливо отмеченными гениталиями, лепить их из пластилина или даже составлять рифмы, заключая слова, связанные с темой любовных отношений. Могут также делать эскизы своих представлений на тему взаимоотношений. Но не стоит беспокоится. Большинство таких забав является частью правильного развития. Но все же родители должны быть внимательны. Если дополнительно во время таких забав ребенок выражает много негативных эмоций, можно подозревать, что кто-то поступил плохо по отношению к его половому развитию.

Границей в половом развитии является 5 год жизни ребенка. Тогда уменьшается число игр, основанных на показе, вырастает взамен потребность приватности и начинает складываться натуральное чувство стыда. Родители тогда отыгрывают очень важную роль — должны отнестись с уважением к застенчивости ребенка и позаботиться о его интимности. Девочка в этом возрасте может попросить прикрыть ее при переодевании на пляже. Нельзя ее высмеивать и напоминать, что годом ранее она раздевалась без проблем. Не стоит также насильно ассистировать ребенку во время мытья и улаживания физиологических потребностей. Общие купания родителей с ребенком должны закончиться уже около 3 года жизни. Купание пятилеток состоит скорее в инструктировании, как правильно купаться, чем в помощи. Хорошо быть внимательным и реагировать на потребности ребенка. Когда мы увидим его неловкость, или мы услышим: «мама, иди, я сам» — стоит позволить самостоятельность.

После 6-7 года жизни можно ожидать меньшей заинтересованности половой сферой.

Раннее развитие детей дошкольного возраста — мнение специалиста. Последствия переутомления. Недостатки домашнего развития. Методики и сферы раннего развития

Спорные вопросы возникают у родителей по поводу развития детей. Одна группа родителей за то, что нужно усиленно развивать малыша, а другая — оставить его в покое, пусть все идет своим чередом. Мнение первой группы — любовь и внимание самое главное для нежного возраста. Другая группа родителей «за» усердные занятия, посещение учебных детских центров, использование новомодных методик. Польза или вред — вот что беспокоит родителей.

Самые известные методики раннего развития детей

Рассмотрим три наиболее популярные методики развития ребенка.

1. Метод Марии Монтессори. Заключается в том, чтобы понять, чем интересно малышу заниматься и создать для этого все условия, предоставляя полную свободу выбора.

Дети занимающиеся по этой программе с трудом адаптируются в школе, детском саду, так, как привыкают к демократической атмосфере и подчиняться правилам им тяжело. Не рекомендуются такие методы для слишком стеснительных, застенчивых ребят. Методика предполагает полную самостоятельность. Застенчивые дети, если вдруг не справятся с каким-либо заданием, постесняются просить о помощи.

2. Методика семьи Никитиных. Отличается принципом условного невмешательства в жизнь ребенка. Дети делают, что хотят и сколько хотят. Обязательное условие — наличие спортивных снарядов и инвентаря в доме. Спорт наравне с другими занятиями входит в жизнь малыша с раннего возраста. Взрослые активно участвуют во всех детских играх, не ограничивая ни в чем детей.

  • маленькие дети получают недостаточно внимания
  • нет индивидуального подхода
  • творческие способности практически не развиваются

3. Методика Зайцева. Основана на чтению по слогам, созданные им кубики быстро учат чтению и счету.

  • нет должного внимания к развитию мелкой моторики
  • формируется завышенное мнение о себе

Родители сами решают какая из методик подходит их малышу. Часто преподаватели комбинируют методики, что дает хороший результат.

С чего начать развитие маленького ребенка

С момента рождения малыш начинает развиваться — прикосновение рук мамы, вкус ее молока, звуки мобиля или мамино пение колыбельной. Дополнительно родители выполняют действия для развития ребенка:

  • освобождают от одежды пальчики – быстрее развивается хватательный рефлекс
  • оставляют на какое-то время приоткрытым балкон – развивается чувство разности температур (в пределах разумного)
  • набрасывают в ванночку разноцветных игрушек, разных форм и размеров – развивается радостно-деятельное состояние

В первые месяцы побольше разговаривайте с малышом. Выкладывайте на животик, чтобы ребенок учился поднимать головку.

В период с 3 до 6 месяцев:

  • учите держать погремушку
  • помогайте переворачиваться со спинки на животик
  • способствуйте ползанию

С 6-9 месяцев:

  • показывайте на предметы и называйте их
  • побуждайте поднимать упавшие игрушки
  • делайте различные движения его ножками и ручками

От 9 месяцев до года:

  • устраивайте совместные игры с другими малышами
  • учите самостоятельно играть с игрушками
  • вводите в обиход новые развивающие игры

От года до трех лет:

  • приучайте самостоятельно держать ложку
  • научите бросать мяч двумя руками
  • выполняйте с ребенком постройки из кубиков
  • приветствуйте процесс самостоятельного одевания
  • учите держать карандаши
  • разучивайте небольшие стишки
  • приучайте лепить простые фигурки

К трем годам словарный запас ребенка в пределах 500-600 слов. Ребенок умеет играть в сюжетно-ролевые игры.

Существует 6 сфер развития:

На каждом году взросления ребенок получает развитие сразу в нескольких сферах. Особого внимания требует эмоциональная сфера развития.

Старайтесь уделять внимание всем шести сферам развития вашего малыша — залог успеха для ребенка.

Развитие детей в домашних условиях: за и против

Как известно, ребенок развивается играя, чем больше правильных игрушек, внимания со стороны взрослых, тем быстрее он познает и научится контактировать с окружающим миром. Воспитывая малыша дома, мама не всегда может уделить ему должного внимания, нет общения с другими детьми. Или наоборот, слишком усиленная опека может воспитать в нем чувство эгоизма или превосходства. Мнения на этот счет расходятся, одни считают, что только в кругу семьи, есть возможность получить правильное развитие. Другие полностью с этим не согласны.

Развитие ребенка в стенах дома приносит отличные результаты, если


Воспитывая ребенка дома, старайтесь:

Для полноценного, гармоничного развития детям мало общения только с мамой или гувернанткой. Эффективным считается развитие в небольших группах или ежедневное посещение детских учебных центров.

Сейчас родителям предоставляется возможность отдать ребенка в детский садик или в учебный центр. Существует разница между этими заведениями.


В саду ребенок проводит время не на столько насыщенно, как в развивающем центре. В детском саду действуют определенные методики развития. В учебном центре педагоги определяют к чему у ребенка есть талант, в какой сфере он наиболее развит, подберут индивидуальную программу для него, заинтересуют. Всё это проводят в игровой форме и дети не чувствуют дискомфорта. Во всех центрах есть квалифицированные психологи, которые вовремя увидят даже самые небольшие проблемы и помогут их скорректировать.


Детский садик в основном выбирают семьи, где все работают и нет возможности посещать малышу занятия в центре дошкольного развития. Отдавая ребенка в сад, необходимо пройти вакцинацию и получить справку определенного образца. Дети находятся в нем целый день: кушают, спят днем, гуляют, занимаются. Но рацион питания может не подойти, малыш не привык спать часы «тихого часа», да и занятия не всегда проходят на должном уровне. Родители не могут присутствовать ни при игре, ни при развивающих занятиях в отличие от дошкольных центрах развития.


Дошкольные развивающие центры обладают массой преимуществ, хотя цена за обучение на порядок выше, чем в детском саду.

Переутомление и каким детям не подходит раннее развитие

Множество кружков, секций, учеба в центре развития утомляет ребенка. Важно вовремя понять не переутомился ли ребенок. Симптомы переутомления:

Заметив эти симптомы родители должны обратиться за медицинской помощью.

Главное не переусердствовать в желании вырастить из ребенка гения. Не всегда отличная память — залог успеха. Если малыш склонен к переутомлению, часто болеет простудными заболеваниями, любит играть в одиночестве, немного отстает в чем-то от сверстников — методики раннего развития не для него. Дайте возможность побыть ребенком, как говорится «каждому овощу, своё время».

Изобразительная деятельность в развитии

Рисование, аппликация и лепка помогают развиваться кистям и пальцам рук. Дети получают наглядно – образное мышление.

Образовательные задачи:

  • развивать способность эмоционально воспринимать проявления эстетического в мире природы, вещей, искусства, игры, человеческих взаимоотношений, выражать свои эмоции и чувства в различных видах изобразительной деятельности, проявлять свое отношение к произведениям искусства. Очень важно для развития ребенка выбирать игрушки для детей по возрастам
  • знакомить детей с различными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
  • формировать общие представления об архитектуре и декоративно — прикладное искусство, дать представление об основных жанры живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, сказочный, бытовой, анималистический)
  • знакомить с характерными особенностями и средствами выразительности разных видов изобразительного искусства
  • при создании образа учить применять разнообразные средства выразительности (цвет, форму, линии, штрихи, пропорции, композицию, пластичность, ризнофактурнисть и др.), широкий спектр материалов (карандаши, краски, фломастеры, восковые карандаши, свечи, природный материал, глину, пластилин, тесто, бумага, картон) и оборудование (кисти, ножницы, подложки, стеки, лекала, мольберты и т.д.)
  • совершенствовать технические умения и навыки создания образов
  • привлекать к использованию различных нетрадиционных техник (штамповка, рисование пальчиком, ладошками, обрыв бумаги, оригами, рисование песком и т.д.)
  • поощрять создание простых и сложных художественных образов, многофигурных сюжетных композиций с натуры, по памяти, по представлению, самостоятельного нахождения приемов изображения при интеграции различных видов изобразительной деятельности
  • воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии
  • развивать способность к оценке эстетической ценности объектов окружающей среды, результатов изобразительной деятельности (собственной и других людей)
  • способствовать формированию устойчивых интересов к определенным видам обрзотворческой деятельности и развития творческой направленности личности

Занятия изобразительным искусством — важное средство для успешного обучения в школе.

Диагноз преждевременное половое развитие может быть поставлен в том случае, если первые признаки полового созревания появились до семи лет у девочек, и до восьми лет у мальчиков. При этом выделяют два типа заболевания: истинное и ложное. Первое характеризуется появлением половых признаков вместе с созреванием половых желез. Ложная форма недуга подразумевает наличие признаков полового созревания без развития половых желез.

Признаки преждевременного полового развития гораздо чаще встречаются у девочек. К ним относят обильную угревую сыпь в области лица, раннюю первую менструацию, интенсивный рост волов на лобке и в подмышках. Также возникает резкий запах тела, который говорит об изменения в балансе гормонов, происходит резкий рост и увеличение груди.

У мальчиков такое состояние развивается реже и характеризуется быстрым ростом тела, увеличением яичек, обильной угревой сыпью, ростом волос в подмышках, на лице и лобке, происходит огрубение голоса и возникает резкий запах тела.

В некоторых случаях во время раннего полового развития проявляются и развиваются не все перечисленные признаки, а лишь часть из них. Такая ситуация чаще всего не требует специального лечения, лишь только некоторой коррекции режима питания и контроля над психоэмоциональным состоянием. Тем не менее, ребенка стоит обязательно показать врачу.

Ранее половое развитие может начинаться по разным причинам. Чаще всего оно является определенным сигналом о каких-то нарушениях в детском организме. Выделяют несколько патологических состояний, которые приводят к преждевременному половому развитию:

Опухоли в головном или спинном мозге;
- период после перенесенной острой формы некоторых инфекционных заболеваний (менингита или менингоэнцефалита);
- аномалии в развитии головного мозга врожденного характера, гидроцефалия;
- период после лучевой терапии или химии;
- перенесенные черепно-мозговые травмы;
- ишемия (острая сосудистая недостаточность);
- генетическое заболевание Мак Кьюна-Олбрайта, характеризующееся поражением костей, приводящим к раннему остеопорозу, и нарушениями пигментации кожи;
- наследственные недуги надпочечников, при которых гормоны вырабатываются в избытке;
- болезни щитовидной железы, как наследственные, так и приобретенные;
- нарушения в работе гипофиза, которые приводят к сбою в выработке гормонов;
- различные опухоли яичек, яичников или средостенья;
- хромосомные аномалии.

Клиническая картина полностью зависит от причины, приведшей к преждевременному половому созреванию. Если патология была вызвана опухолью, врожденными аномалиями или хромосомными нарушениями, то первые признаки появляются очень рано. У девочек возникают кровянистые выделения из влагалища, которые отличаются малым количеством и нерегулярностью. Формирование вторичных половых признаков происходит куда позже.

У мальчиков вначале возникает ранняя эрекция, а после развиваются вторичные половые признаки: рост волос, развитие полового члена, некоторое нарушение пропорций тела, сопровождающееся усиленным окостенением или возникновением раннего остеопороза.

Одновременно возникают нарушения в работе центральной нервной системы. Так дети могут отставать в психическом развитии и становиться более пассивными и безынициативными. Но достаточно часто интеллектуальное развитие полностью соответствует возрасту и даже опережает его. Ребенок может стараться вести себя по-взрослому, пародируя взрослую жизнь. Иногда наблюдается и сексуальная агрессивность.

Дети могут замыкаться в себе, быстро уставать, они не внимательны и весьма агрессивны. На это может обратить внимание и учитель на уроке. Иногда возникает постоянная жажда и повышается аппетит. Дети с трудом переносят перепады температуры и жалуются на головные боли.

В некоторых случаях развивается ожирение или кахексия. Нарушения психики могут приводить к грубостям в поведении, побегам из дома и занятиям проституцией или наркомании. Как правило, дети просто не понимают того, что с ними происходит.

При ложном преждевременном половом созревании наблюдается та же клиническая картина, но при этом изменения отличаются переходящим характером и со временем регрессируют, а функциональная деятельность эндокринных желез полностью восстанавливается.

Для правильного лечения необходимо своевременно поставить диагноз и определить тип заболевания. При этом учитывают показатели веса и роста и соотносят их с возрастом. После этого проверяют уровень гормонов в крови. При подозрении на опухоль проводят компьютерную или магниторезонансную томографию. Если у ребенка присутствуют генетические нарушения, выявляют измененный ген.

Лечение полностью зависит от причин возникновения заболевания. При опухолях проводится радикальная терапия. Инфекции активно лечат в зависимости от типа возбудителя.

Проводится гормональная коррекция с помощью таких препаратов как гонадотропин-рилизинг, наферелин. При этом особое внимание следует уделить психоэмоциональному состоянию ребенка, чтобы обеспечить ему комфортное нахождение среди сверстников.

Екатерина, www.сайт

Период жизни детей, когда происходит их ускоренный половое развитие и достижения половой зрелости называется периодом полового созревания, который приходится в основном на подростковый возраст. Половое созревание девочек обычно опережает половое созревание мальчиков, а также значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах этого созревания. На ход полового созревания влияет как гормональный статус самого организма (активность гипофиза, эпифиза и надпочечников), так и ряд внешних факторов (наследственные особенности, состояние здоровья, характер питания, режим труда и отдыха, особенности климата, бытовые и социально-экономические условия жизни и др.). Половое развитие обычно тормозится при неблагоприятных бытовых условиях, при непомерно интенсивных занятиях спортом или тяжелым физическим трудом, при неполноценной пищи (недостаточном содержании белков, жиров, углеводов и витаминов), при тяжелых или повторных (хронических) заболеваниях. В крупных городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сельской местности.

Половое созревание связано прежде всего с развитием первичных и появлением вторичных половых признаков. К первичных половых признаков, как указывалось, относится развитие половых желез и половых органов у девушек - яичников, влагалища, матки, яйцеводов; у мальчиков - семенников, полового члена, предстательной железы. В период полового созревания у женщин налаживается образования зрелых яйцеклеток, а у мужчин - сперматозоидов.

Вторичными половыми признаками у женщин считается особенности развития гортани, скелета и мышц по женскому типу, появление волос на лобке и под мышками, развитие грудных (молочных) желез, появление своеобразной округлости форм, изменение формы тела, появление интереса к другому полу, изменение психики и поведения.

У мужчин вторичными половыми признаками считается появление усов и бороды, увеличение щитовидного хряща гортани, появление кадыка, изменение голоса, появление волос на лобке, под мышками и на теле, развитие скелета, мышц и формы тела по мужскому типу, появление интереса к другой пола, а также изменение психики и поведения.

Период полового созревания связан с глубокими морфологическими и функциональными изменениями всех органов и организма в целом. Меняются взаимоотношения эндокринных желез и, прежде всего, гипоталамо-гипофизарной системы. Под влиянием соматотропного гормона гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз также стимулирует деятельность щитовидной железы, усиливает деятельность надпочечников и половых желез. Рост секреции половых гормонов как раз и способствует развитию так называемых вторичных половых признаков.

Половое созревание не плавно процесс и имеет определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.

I стадия: предпубертатный, или период детства, охватывает весь период жизни ребенка, непосредственно предшествующий половому созреванию: у девочек - до 8-9 лет; у ребят эта стадия продолжается на 1,5-2 года больше, а именно до 9-10 лет. В крови как мальчиков так и девочек этого возрастного периода наблюдается одинаковое количество обоих половых гормонов (андрогенов и эстрогенов), которые являются производными только надпочечников. В связи с этим в организме детей остаются не до развитые первичные половые признаки и полностью отсутствует развитие вторичных половых признаков.

II стадия: начало пубертата, или начало подросткового периода. У девочек это длится с 8-9 до 10-11 лет и характеризуется началом роста внутренних половых органов: матки, маточных труб, яичников и влагалища; в 10 лет начинается набухание молочных желез появляется небольшое оволосение вдоль половых губ. У мальчиков эта стадия длится с 9-10 до 11-12 лет и связана с увеличением размеров наружных половых органов и половых желез (увеличением размеров яичек) появляется также небольшое оволосение на лобке (однако волосы еще редкое и прямое). Как у мужчин так и у женщин в этот период усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция надпочечников. С началом пубертата резко активизируется гипофиз, увеличиваются его Гонадотропная и соматотропного функции. Усиление секреции соматотропного гормона на этой стадии больше выраженное у девочек, что обусловливает более значительную активизацию их ростовых процессов (девушки начинают перегонять в росте мальчиков). Такое ускорение роста длины тела детей получило названия "пубертатного скачка". У девочек "скачок роста" происходит в 11-13 лет, у мальчиков - в 13-15 лет. В указанные периоды жизни ребят приросты длины тела резко увеличиваются (второй период ускоренного роста) и достигают 8-10 см в год.

III стадия: первый период пубертата (начало подросткового возраста). У девочек это период с 12 до 13 лет и он состоит в дальнейшем росте внутришних и внешних половых органов, молочных желез. Оволосение распространяется по направлению к лобку и появляется в области подмышечных впадин. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных (ФСГ) гормонов гипофиза. С С лет может наблюдаться нерегулярное созревания отдельных яйцеклеток и появляются первые менструации. Такие менструации могут продолжаться до 7-9 дней, иногда сопровождаются значительными болями, а последующее их повторения привычно задерживается на несколько месяцев, а иногда на целый год и более.

У мальчиков этот период длится с 13 до 14 лет и связан с последующим увеличением яичек и полового члена (в основном в длину). Волосы на лобке становится темнее, грубее, начинает распространяться на зоны промежности. Активизируется функция половых желез. Зрелые мужские половые клетки (сперматозоиды) начинают образовываться в яичках уже в возрасте 13-14 лет, поэтому в этот период могут появляться первые самопроизвольни извержение семени, что обычно происходит во время сна и называется поллюции. У здоровых мальчиков, которые нормально развиваются, в возрасте 13-14 лет наблюдается увеличение сосков и даже незначительное припухание рудиментов молочных желез. Эти изменения объясняются реакцией зачатков ткани молочной железы на резкое увеличение выделения половых гормонов, но эти явления преходящие и самостоятельно исчезают к 14-15 годам. У мальчиков с 13-14 лет усиливается также секреция соматотропного гормона гипофиза, обусловливает начало ускоренного роста длины их тела ("скачка роста») за счет чего они постепенно начинают догонять и перегонять в росте девушек. С 12-13 лет у мужчин начинается интенсивный рост щитовидного хряща гортани, хорошо заметного на передней поверхности шеи в виде выпячивания (так называемого "адамова яблока" или кадыка), что обусловливает ломку голоса.

IV стадия: второй период пубертата (продолжение подросткового возраста). У девочек это длится с 14 до 15 лет во время которых продолжают интенсивно развиваться половые органы, завершается рост и развитие молочных желез, продолжается оволосение лобка и подмышек по взрослому типу, но оно остается менее распространенным. Созревание яйцеклеток в яичниках у большинства девушек постепенно приобретает определенную периодизации, способствует нормализации регулярных менструаций, но примерно у 10-12% девушек в возрасте 13-14 лет менструальные циклы могут еще оставаться не регулярными. Только в возрасте 15-16 лет функция яичников у здоровых девушек обычно приобретает циклического характера, типичного для взрослой женщины; в них начинает образовываться достаточное количество половых гормонов и менструации нормализуются. Это так называемый физиологический период становления менструальной функции. Следует подчеркнуть, что нерегулярные менструации после 15 лет указывают на отклонения от нормального полового развития и требуют специального медицинского обследования. С 14 лет у девушек начинаются изменения в распределении жировой ткани: увеличивается отложение жира на бедрах, в области живота и плечевого пояса и, таким образом, начинает формироваться женский тип тела. Заметные изменения происходят и в строении скелета, особенно костей таза, значительно увеличиваются в ширину. На этой стадии усиленно начинают вырабатываться половые гормоны (эстрогены), а содержание соматотропного гормона в крови снижается и темпы роста тела девушек падают.

У мальчиков юношеская стадия полового созревания приходится на 15-16 лет и характеризуется сохранением в крови высокого уровня соматотропного гормона и андрогенов, определяющий ускоренную скорость их роста. С этого момента ребята начинают перегонять девушек по показателям росте длины тела. Продолжают увеличиваться размеры наружных половых органов, окончательно меняется голос (становится более низким, грубым), появляются юношеские угри, в основном завершается оволосение подмышек и лобке и начинается оволосение тела. Волосы на лице появляется сначала на верхней губе, потом на щеках и подбородке. У ребят этого периода сначала постепенно формируется способность совершать половой акт, затем способность к эякуляции (извержение семени) и далее - способность к оплодотворению.

V стадия: завершение пубертата (наступление биологической половой зрелости - юношеский период). Во время этой стадии, приходится для девушек на 16-17 лет, а для мужчин на 17-18 лет все анатомические и функциональные перестройки, связанные с половым созреванием, завершаются. У здоровых девушек, нормально развиваются, устанавливается регулярный нормальный половой цикл и характерные женские черты форм тела. Половой цикл считается нормальным, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, продолжаются одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Нормальная менструация в среднем продолжается, как указывалось, от С до 5 дней и за это время выделяется около 50-250 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются через каждые 24-28 дней.

У мальчиков на стадии завершения пубертата окончательно развиваются половые железы и половые органы, стабилизируется образование спермы, в основном завершается развитие вторичных половых признаков по типу мужского организма, формируется специфический мужской тип оволосения лобка (волосы распространяется конусообразно в области пупка). В конце периода полового созревания появляются волосы на передней поверхности грудной клетки. Следует указать, что интенсивность развития волосяного покрова у мужчин в значительной степени определяется наследственными, генетическими факторами, от которых зависит и распространенность волосяного покрова. В период полового созревания у мальчиков, кроме названных изменений, происходит интенсивное развитие мускулатуры, в дальнейшем обусловливает большую, чем у девушек, мышечную силу.

К концу полового развития в возрасте 15 лет у девушек и 16 лет у мужчин образования соматотропного гормона уменьшается и, как результат, годовой прирост длины тела сначала уменьшается и может составлять всего 0,5-2 см в год, а с возраста 19-20 лет у девушек и 21-24 года у мужчин обычно полностью прекращается.

По интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда успевает развитие внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что может стать причиной различных временных функциональных расстройств в организме детей. Это обязательно следует учитывать при организации как учебной, так и физической (в том числе спортивной) работы подростков. Так, например, рост сердца обычно опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление может повышаться (проявляется так называемая подростковая гипертония), что в свою очередь затрудняет работу самого сердца. В то же время бурная перестройка всего организма, что происходит в период полового созревания, предъявляет повышенные требования именно к работе сердца. В результате может проявляться сердечная недостаточность {"юношеское сердце"), что нередко приводит к головокружений и даже к кратковременным бессознательных состояний из-за спазмов мозговых сосудов. Могут наблюдаться также головные боли, быстрая утомляемость, периодические приступы вялости, похолодание конечностей. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

На этапе полового созревания, в связи с общей активацией гипоталамуса, претерпевают существенные изменения функции центральной нервной системы. Значительно меняется эмоциональная сфера: эмоции подростков становятся подвижными, изменчивыми, противоречивыми. Повышенная чувствительность характера детей нередко сочетается с черствостью, застенчивостью, с нарочитой развязностью. Обычно проявляется чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеки. В этот период иногда происходит снижение умственной и физической работоспособности, наблюдаются невротические реакции, раздражительность, плаксивость (особенно у девочек в период первых менструаций).

В подростковом (переходном) возрасте интенсивно формируется личность подростка, возникает ощущение взрослости, изменяются отношения к представителям противоположного пола. К детям, в этот период их жизни, нужно особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако важно разъяснять закономерность и биологический смысл этих изменений. Искусство воспитателя заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание подростков на многообразные виды общественно-полезной деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний (например, в этот период целесообразно повышать требования к качеству обучения, труда, поведения, занятий спортом и др.).

Вместе с тем очень важно тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. В период полового созревания важное значение имеет создание условий для нормального физического развития юношеского организма. Необходимо разнообразное, достаточное питание с большим количеством витаминов, а также длительные пребывания на свежем воздухе, занятия спортом, и тому подобное.

Особого внимания педагогов требует период наступления биологической половой зрелости девушек и юношей.

У девушек первые менструации иногда сопровождаются плохим общим состоянием, слабостью, болями или значительной потерей крови. Может быть также незначительное повышение температуры, рвота, понос или запор, головокружение. Неверно, что во время менструации надо обязательно лежать. При хорошем самочувствии нужно вести обычный образ жизни, продолжать заниматься утренней гимнастикой и несложными физическими упражнениями. Запрещаются на это время упражнения, связанные с прыжками, езда на велосипеде, поднятие тяжелых вещей. Не рекомендуется также кататься на коньках, лыжах, совершать длительные пешие переходы, принимать горячие ванны, купаться и загорать. Различные нервные потрясения, сильный физическую боль, переезд с севера на юг, с низменности в горы могут нарушить менструальный цикл, а длительная, изнурительная работа, хроническое переутомление могут даже вызвать прекращение менструаций. Если менструации проходят со значительными болями, слишком обильны на кровотечения то следует обратиться к врачу. При менструациях, сопровождающихся ухудшением общего состояния организма, девушки нуждаются в освобождении от занятий или работы. Во время менструаций девушки должны предохраняться переохолоджування, особенно ног и нижней части живота. Нельзя садиться на холодные камни и другие охлажденные предметы.

Из пищевого рациона во время менструации следует исключить такие сильно возбуждающие вещества, как уксус, горчица, перец, хрен. Нельзя пить пиво, вино и другие алкогольные напитки, так как вследствие усиления кровотока это может привести к увеличению менструальных кровотечений. Особенно следует следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря и кишечника, так как их переполнение приводит к смещению матки, что может послужить причиной болей и задержки выделений. Во время менструации необходимо особенно тщательно следить за чистотой своего тела, поскольку внутренняя поверхность матки при этом кровоточит, превращается в своеобразную поверхность открытой раны, где болезнетворные микробы могут найти благоприятные условия для своего развития.

У мальчиков в период полового созревания могут происходить, как указывалось выше, непроизвольные извержения семени - поллюции (от лат. Pollucio - загрязнения), что чаще всего имеет место во время сна. Появление первой поллюции свидетельствует о том, что у мальчика начали вырабатываться сперматозоиды. Смешиваясь с выделениями семенных пузырьков и пидмихуровои железы, они в виде спермы накапливаются в половых путях и естественным образом после напряжения полового члена удаляются в виде ночных непроизвольных извержений. Первые поллюции обычно происходят примерно в 15-16 лет. С тех пор поллюции могут быть даже у взрослого мужчины при длительной половом воздержании. С помощью поллюций организм освобождается от избытка спермы и полового напряжения. Это вполне целесообразно и естественная реакция организма, создает физиологические условия для полового воздержания. Таким образом факт поллюции абсолютно нормальным, физиологическим явлением, поэтому их не надо ни бояться, ни стесняться и после них не бывает никаких расстройств половой функции. Поллюции обычно возникают от 1-3 раз в месяц до 1 раза в 1,5-2 месяца. В среднем поллюции появляются с перерывами от 10 до 60 дней. Если поллюции наблюдаются каждую ночь или даже несколько раз за ночь, то в таком случае следует обратиться к врачу. Чтобы поллюции не повторялись очень часто, ребятам не рекомендуется на ночь есть острые блюда, пить много жидкости, укрываться слишком теплым одеялом, спать в плавках или тесных трусиках. Кровать должна быть не слишком мягким. Кроме того, необходимо держать в чистоте крайнюю плоть полового члена.

У подростков обоего пола нередко наблюдается онанизм. Особенно подвержены онанизма подростки с неустойчивой психикой, а также те, которые имеют физические недостатки развития, мешают им принимать активное участие в соответствующих возрасту занятиях, труда и развлечениях. Неверно рассматривать онанизм как "болезнь века". Однако онанизм может быть и следствием воспалительных изменений половых органов у девочек и мальчиков. Зуд в области наружных половых органов вследствие зараженности глистами-острицами может стать одной из причин онанизма у детей. По данным психоневрологических наблюдений, устойчивый онанизм нередко наблюдается у детей при определенных психических заболеваниях. Только убедившись в том, что онанизм не является симптомом определенного заболевания, следует проводить соответствующую индивидуальную разъяснительную и воспитательную работу.

Необходимо иметь в виду, что биологическую половую зрелость нельзя отождествлять с социальной зрелостью. Хотя при наступлении менструации девушка может забеременеть, ее организм еще не готов к нормальной половой жизни. В равной степени это относится и к подросткам - ребят, у которых в семенной жидкости могут быть зрелые сперматозоиды. Половое созревание мальчиков-подростков даже в физиологическом плане происходит в течение всего юношеского возраста. Социальной половой зрелостью можно считать только возраст полного полового созревания (девушки после 17-18 лет, а ребята после 19-20 лет), когда завершается формирование личности и наступает физическая, духовная и гражданская зрелость. Социальная половая зрелость предусматривает возможность не только зачать ребенка, но и способность родителей обеспечить наилучшие условия для вынашивания и вскармливания ребенка и в дальнейшем нормального всестороннего развития.

Преждевременным половое созревание называют в случае появления вторичных половых признаков у мальчиков возрастом младше 9 лет, у девочек – до 8 лет. Согласно данным статистики, этот симптомокомплекс распространен среди детей всего мира – болезнями, сопровождающимися им, страдает порядка 0.5 % детей. Однако наиболее часто регистрируют данный синдром в Америке и странах Африки.

В этой статье мы ознакомим читателя с видами преждевременного полового созревания (ППС), причинами и механизмами его развития, а также расскажем о симптомах, принципах диагностики и лечения этой патологии.

Виды

Классификация синдрома преждевременного полового созревания весьма условна, поскольку одни его формы в определенных условиях способны трансформироваться в другие. Тем не менее, выделяют 4 основных разновидности данного нарушения, каждая из которых включает в себя по нескольку подвидов. Рассмотрим их.

Истинное преждевременное половое созревание

Возникает в связи с повышенной активностью системы гипофиз-гипоталамус. Оно, в свою очередь, делится на 3 вида: идиопатическое (причин которого выявить не удается), церебральное и возникающее под воздействием половых гормонов.

Церебральное истинное ППС могут вызвать:

  • опухоли центральной нервной системы (глиома зрительного тракта, гамартома гипоталамуса и прочие);
  • кисты III желудочка;
  • родовые травмы центральной нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • инфекционные заболевания головного мозга ( , токсоплазмоз);
  • оперативные вмешательства на головном мозге;
  • лучевая терапия.

Истинное преждевременное половое созревание, возникшее в результате длительного воздействия на организм ребенка половых гормонов, может иметь место в таких случаях:

  • при поздно начатом лечении врожденной дисфункции коры надпочечников;
  • в результате удаления опухолей, вырабатывающих гормоны.

Ложное ППС

У девочек оно возникает, как правило, на фоне:

  • опухоли (карциномы) яичников;
  • овариальных фолликулярных кист.

У мальчиков причиной такой патологии становятся:

  • опухоли, секретирующие ХГЧ (хорионический гонадотропин человека);
  • опухоли (андростеромы) надпочечников;
  • опухоли (лейдигомы) яичек;
  • врожденная дисфункция коры надпочечников (а именно, дефицит ферментов 11-бета- и 21-гидроксилазы).

Формы, не зависимые от гонадотропинов

Такие варианты преждевременного полового созревания имеют место при тестотоксикозе и синдроме Мак-Кьюна-Олбрайта. Активность половых желез в данном случае обусловливают генетические нарушения, она не связана с уровнем в крови фолликулостимулирующего и лютеинизирующего гормонов.


Неполные (парциальные) формы ППС

Проявляются они преждевременным вторичным оволосением или изолированным ранним увеличением молочных желез.

Отдельным вариантом ППС является таковой на фоне первичного в стадии декомпенсации. Его нельзя отнести ни к одной из вышеперечисленных форм болезни, поскольку механизм развития данной патологии иной.

Причины и механизм развития

Признаки преждевременного полового созревания могут появляться на фоне различных заболеваний.

Как понятно из данных, предоставленных выше, преждевременное половое созревание – это не самостоятельная патология, а лишь синдром, комплекс симптомов, которые возникают в результате иных нарушений в организме, на фоне самых различных заболеваний.

Истинное ППС возникает в связи с преждевременной активацией секреции гонадолиберина – гормона, синтезируемого клетками гипоталамуса. Основная функция этого гормона – стимуляция выделения передней долей гипофиза гонадотропных гормонов – ФСГ (фолликулостимулирующего) и ЛГ (лютеинизирующего). Они, в свою очередь, стимулируют работу половых желез – выделение ими половых гормонов со всеми вытекающими из этого симптомами (развитием вторичных половых признаков). В здоровом организме все эти процессы активизируются в пубертатном периоде, а при патологии – раньше срока. В большинстве случаев причиной ранней активации секреции гонадолиберина становится опухоль гипоталамуса – гамартома.

Ложное ППС возникает, как правило, в результате дефицита ферментов 11-бета- и 21-гидроксилазы, результатом которого становится усиленное выделение надпочечниками гормонов-андрогенов. В отдельных случаях избыток в организме половых гормонов возникает при наличии опухолей, секретирующих их.

Гонадотропиннезависимое преждевременное половое созревание является следствием генетических мутаций. Они обусловливают гиперпродукцию половыми железами гормонов без участия в этом процессе ФСГ и ЛГ.

Клинические проявления

Истинное ППС у девочек проявляется следующими симптомами:

  • рост молочных желез;
  • вид «как у взрослых» наружных половых органов;
  • активизируется рост волос в лобковой и подмышечных областях, однако оно все же меньше, чем у здоровых девочек в пубертатный период;
  • повышенная потливость;
  • , часто даже регулярные (наблюдаются у 40-50 % девочек, а у остальных они могут отсутствовать даже на фоне всех остальных симптомов ППС в течение нескольких лет после появления последних).

В возрасте 6-7 лет активизируется способность надпочечников вырабатывать андрогены, поэтому начиная именно с этого возраста и появляются симптомы преждевременного полового развития.

Симптомы истинного ППС у мальчиков:

  • увеличение в размерах наружных половых органов (полового члена) и желез (яичек);
  • акне;
  • усиленное потоотделение;
  • оволосение наружных половых органов, рост волос в подмышках;
  • огрубение голоса;
  • рост мышц.

При ложных формах ППС у мальчиков размер яичек остается прежним, либо они увеличены незначительно.

Также данная патология и у девочек, и у мальчиков сопровождается быстрыми темпами роста ребенка – как в пубертате. Такие дети вырастают на 10-15 см за 1 год. Имеет место ускоренная дифференцировка костей – это приводит к раннему закрытию зон роста и росту человека ниже среднего в итоге.

Принципы диагностики

На этапе постановки диагноза перед врачом стоят такие задачи:

  • определить форму болезни;
  • выяснить, активна ли функция половых желез (то есть имеет место гонадотропинзависимый или гонадотропиннезависимый вариант ППС);
  • разобраться, почему же повышена секреция гонадотропинов и половых гормонов.

Чтобы ответить на все эти вопросы, специалист выслушивает жалобы больного, собирает анамнез его жизни и заболевания, проводит объективное обследование, определяет необходимость дополнительного обследования – лабораторного и инструментального.

Анамнез жизни и заболевания

Самое важное на данном этапе – выяснить, каким же было половое развитие у близких родственников пациента.

  • Так, для тестотоксикоза характерно раннее половое созревание мужчин в семьях и матери, и отца.
  • В пользу врожденной дисфункции коры надпочечников скажет ППС у братьев больного или симптомы вирилизации у его сестер.
  • Гипоталамическая гамартома характеризуется ранним началом полового созревания и быстрым прогрессированием этого процесса.

Объективное обследование

Собственно факт преждевременного полового созревания хорошо заметен «на глаз». Осматривая девочку, врач обратит внимание на:

  • увеличение в объеме молочных желез, потемнение ареол;
  • изменение телосложения (фигура девочки становится более округлой, женственной);
  • изменения в области наружных половых органов;
  • наличие, частоту, длительность и объем менструаций.

Обследуя мальчика, специалист:

  • оценит размеры яичек и полового члена;
  • уточнит факт наличия эрекций и их частоту;
  • обратит внимание на степень развития мышц его пациента;
  • оценит тембр голоса, уточнит у родителей ребенка, стал ли голос более грубым.

У детей и того, и другого пола врач обратит внимание на наличие высыпаний на лице (акне), оволосения подмышечных и лобковой областей, определит показатели роста и массы тела.

Кроме того, во время объективного обследования могут быть обнаружены симптомы различных заболеваний, проявлением которых является и ППС (пятна кофейного цвета, подкожные фибромы, признаки гипотиреоза и так далее).

Лабораторная диагностика

Больным с ППС могут быть назначены такие методы лабораторной диагностики:


Методы инструментальной диагностики

В диагностике преждевременного полового созревания могут быть использованы такие методы:

  • рентгенография кистей с целью определения костного возраста (высокий уровень половых гормонов в крови увеличивает костный возраст);
  • компьютерная или магнитно-резонансная томография черепа (позволяет исключить опухоли центральной нервной системы);
  • УЗИ органов малого таза (с его помощью определяют степень увеличения половых органов – матки, яичников, обнаруживают фолликулярные кисты, опухоли, аденоматозные узлы);
  • магнитно-резонансная или компьютерная томография надпочечников и почек (позволяет выявить опухоли этих органов).

Принципы лечения

Оно преследует такие цели:

  • остановить процесс развития вторичных половых признаков;
  • подавить скорость созревания костей, чтобы отсрочить закрытие зон роста, чем улучшить прогноз относительно него.

Истинное гонадотропинзависимое преждевременное половое созревание лечат путем приема препаратов группы агонистов гонадолиберина. Наиболее часто применяется диферелин, который активно связывается с рецепторами гонадолиберина в гипофизе, предотвращая связывание с ними самого гормона. Вводят это лекарственное средство внутримышечно, 1 раз в 28 дней. Дозу рассчитывают индивидуально, исходя из массы тела больного ребенка.

Формы преждевременного полового созревания, прогрессирующие медленно, возникшие в возрасте 5-6 лет у девочек, лечению обычно не подлежат.

Опухоль гипоталамуса – гипоталамическая гамартома – не угрожает жизни больного, поскольку, как правило, в размерах не увеличивается. Тем не менее, она сопровождается весьма неприятными для человека неврологическими симптомами, в том числе и судорогами, которые ухудшают качество его жизни и требуют лечения с применением радиохирургических методов, радиочастотной термокоагуляции. Если ППС – единственный признак данной патологии, оперативное вмешательство не проводят, а применяют аналоги гонадолиберина.

Глиомы хиазмальнооптической области могут являться показанием к хирургическому и лучевому лечению, но иногда пациенты, страдающие ими, просто находятся под динамическим наблюдением у врача. Это связано с тем, что в отдельных случаях такие опухоли могут сами собой инволюционировать (претерпевать обратное развитие). Поэтому если глиома не проявляет себя какими-то опасными для жизни или очень неприятными для больного симптомами, ее не трогают.

Синдром Мак-Кюьна-Олбрайта подлежит лечению, если он сопровождается длительным повышением уровня эстрогенов в крови и частыми кровотечениями с потерей больших объемов крови. Чтобы нормализовать уровень эстрогенов, применяют препараты Аримидекс и Фаслодекс.

При тестотоксикозе применяют кетоконазол. Ведущий его эффект – противогрибковый, но действует этот препарат путем угнетения стероидогенеза (блокирует превращение 21-стероидов в андрогены, снижая уровень в крови последних). На фоне лечения у отдельных больных возможно развитие недостаточности функций надпочечников и печени. Также могут быть использованы Ципротерон ацетат, Аримидекс и Бикалутамид, которые на синтез тестостерона не влияют.

Из немедикаментозных методов лечения чрезвычайно важны здоровый образ жизни и правильное питание. Больным необходимо избегать внешних источников тестостенона и эстрогена. Также им следует поддерживать нормальный вес при помощи регулярных физических нагрузок.

Поскольку дети, страдающие преждевременным половым созреванием, чувствуют свою непохожесть на сверстников, у них зачастую возникают комплексы и прочие психологические проблемы. В таких случаях им показана консультация и лечение у психотерапевта.