Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР): симптомы, прогноз и лечение с помощью коррекционного обучения. Психологические особенности

УДК 159.923

Е. А. Харитонова, О. И. Кожина

Особенности воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

3 статье рассматривается роль и место особенностей воспитания детей дошкольного возраста, с задержкой психического развития в становлении полноценно развитого человека, а так же некоторые формы, методы, способы и содержание мероприятий воспитания и развития личности

Ключевые слова: воспитание, развитие, дошкольники, задержка, психического развития

E. A. Kharitonova, O. I. Kozhina

JeatuZes oft upbringing oft pZeschooQ ch&dzen with mental retardation

yhe aZtlcCe considers the ZoCe and. pCace oft the peculiarities oft the upbringing oft pZeschooC chlCdten with mentaC retardation In the development oft fcu££y developed human and some fcoZms, methods and contents events oft education and peZsonaC development

Keywords: education, development, pte-schooC, mentaC retardation

адержка психического развития (ЗПР) -это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. При подготовке к поступлению в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Важным фактором в развитии дошкольника является семейное воспитание. Первым шагом является внимательное наблюдение за развитием малыша. Признаки неблагополучия могут проявиться в разное время, и родителям важ-

но их не упустить. Есть много литературы, в которой приводятся критерии успешности прохождения ребенком основных этапов развития. Если что-то в поведении ребенка вызывает тревогу или сомнение, нужно немедленно обратиться к специалистам. Прежде всего к врачам - педиатру и невропатологу, а также к коррекционным педагогам, психологам. Желательно также вести дневник наблюдений за ребенком, отражая в нем все проявления его активности. Впоследствии дневник может оказать неоценимую помощь в проведении своевременной и точной диагностики состояния ребенка.

Как только нарушение выявлено, необходимо тотчас приступать к проведению коррекционной работы. Ее раннее начало позволит предупредить вторичные отклонения в развитии, а также добиться более ощутимых результатов обучения в дальнейшем. Работа в семье должна вестись независимо от того, посещает или нет ребенок какое-либо учебное заведение. Дети с нарушениями интеллекта могут находиться на индивидуальном обучении, в этом случае помощь в организации занятий дома могут оказать специалисты ПМПК, реабилитационных центров, консультационных групп. В том случае, если ребенок посещает специализированные или массовые образовательные учреждения, большое значение приобретает сотрудничество и координация действий родителей, врачей, психологов и коррекционных педагогов.

В сочетании с физическими упражнениями широко используются массаж и закаливающие процедуры. При проведении массажа самостоятельно необходима консультация врача. Закаливающие процедуры включают в себя общие и местные водные процедуры, контрастные, воздушные ванны, а также использование природных факторов (с учетом состояния здоровья ребенка и климата). При проведении закаливающих процедур строго соблюдаются принципы постепенности, систематичности, комплексности. Доступным средством закаливания являются прогулки с ребенком на свежем воздухе, а также возможность организации дневного сна на балконе или веранде. Утренняя гимнастика должна также проводится в игровой форме. В нее можно включить основные движения, доступные ребенку (например, ходьбу), а также несколько простых упражнений на основные мышечные группы. При этом взрослый активно использует музыку, а также эмоционально окрашенную речь. Физические упражнения должны доставлять ребенку радость, удовлетворять его потребность в двигательной активности.

Родителям важно предусмотреть развитие не только крупной, но и мелкой моторики. Для этого можно использовать разнообразные пальчиковые игры, в ходе которых формируются действия захвата и удержания предмета, выполнение с ним определенных действий. Полезны также такие занятия, как нанизывание бус, выкладывание мозаики, лепка из пластилина, собирание мелких предметов и т. д. Это приводит не только к развитию двигательной функции рук, но и к усложнению аналитико-синтетиче-ской деятельности мозга ребенка.

Привитие социальных навыков позволяет существенно улучшить моторику, организовать поведение, развить самостоятельность, пробудить познавательную активность, стимулирует познавательные процессы, помогает в освоении более сложных видов деятельности (предметной, игровой, продуктивной).

Умственное воспитание включает в себя развитие всех познавательных процессов, а также формирование основных видов деятельности. Вся работа строится комплексно, то есть в рамках одного занятия или игры решается несколько задач обучения или развития одновременно. Проведение работы по обучению ребенка дошкольного возраста неотделимо от общего уклада жизни семьи: режима, стиля воспитания, бытовых условий. Поэтому, прежде всего, необходимо создать в семье ровную, спокойную обстановку, способствующую формированию четкого режима дня. В режим дня входят бытовые моменты, прогулки, занятия, отдых. В целом режим дня ребенка с нарушением интеллекта должен быть щадящим, чтобы избежать переутомления, истощаемости, способствовать укреплению здоровья, выработке

полезных привычек. Кроме того, необходимо, чтобы в воспитании ребенка принимали участие все члены семьи, соблюдая единство требований, по возможности разделяя между собой обязанности.

Занятия с ребенком дома лучше организовывать в специально отведенное время, желательно в первой половине дня. Их успешность будет выше, если учитывать следующие принципы: 1) Любое занятие проходит успешнее, если оно замаскировано под увлекательную игру. Ребенок не знает, что его учат, он играет и одновременно развивается. 2) В связи с особенностями памяти и восприятия детей с нарушениями интеллекта (истощаемость, кратковременность, неустойчивость и т. д.) необходимо в рамках каждого занятия обеспечивать возможность многократного повторения материала. Лучше выбрать для изучения что-нибудь одно (например, познакомиться с одной игрушкой, выучить одно слово, узнать название одного цвета), но быть уверенным, что ребенок усвоил это прочно. Кроме того, необходимо постоянно повторять уже изученный материал через определенное время. 3) В связи со сниженной работоспособностью детей с нарушением интеллекта необходимо строить занятие таким образом, чтобы оно, во-первых, было небольшим по продолжительности (для детей от 3 до 5 лет - 15-20 мин, для детей от 6 до 8 лет - 30 мин). В дальнейшем время занятия можно варьировать в зависимости от сложности материала. В связи с такой небольшой продолжительностью занятия рекомендуется проводить в течение дня не один раз, а 2-3 раза. Занятия должны быть разной тематики (например, математическое занятие, рисование, развитие речи). Во-вторых, необходимо строить занятие так, чтобы ребенок имел возможность переключаться с одного вида деятельности на другую (например, в рамки одного занятия можно включить дидактическую игру, рисование или обведение по контуру, упражнения по развитию мелкой моторики, действия с игрушками). При этом нужно стараться, чтобы это были не разрозненные упражнения, а действия, объединенные одной общей темой. В целях профилактики переутомления можно проводить с детьми короткие физкультминутки (1-2 мин.) в середине занятия или тогда, когда ребенок явно утомлен. Это могут быть движения под музыку, короткие стишки, сопровождаемые действиями, и т. д. 4) Обеспечение переноса навыка на другой материал. Учет данного принципа очень важен в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как у них отсутствует или значительно снижена способность самостоятельно переносить усвоенный навык в новую ситуацию. Поэтому каждое занятие должно иметь продолжение, в процессе которого дается то же самое задание, но уже с другими игрушками (вчера считали матрешек, а сегодня - елочки), в дру-

pnojournal.wordpress.com

гом помещении (сначала рассказывали стишок дома, а теперь попробуем на прогулке). Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда ребенок сможет повторить его на любом материале и в любой обстановке.

У дошкольника с нарушением интеллекта нужно развивать все основные виды деятельности, характерные для детей в целом. Сначала акцент можно делать на предметно-игровую деятельность, развитие речи, физическое и трудовое воспитание. Затем, по мере роста ребенка, занимаются формированием элементарных математических представлений, конструированием, ручным трудом, рисованием, лепкой, аппликацией.

Большое значение имеет игра для развития речи ребенка с нарушением интеллекта. Если игра увлекательна, захватывает ребенка, то речевые высказывания становятся естественным условием участия в игре. Взрослому нужно закреплять речевые проявления ребенка, стараться их поддерживать, повторять, расширять, подсказывать новые средства для выражения состояния персонажа. Очень полезны для развития речи театрализованные игры, где ребенок может опираться на уже готовый текст, который в случае необходимости можно сначала разучить. Театрализованную игру лучше прово-

дить как представление для кого-нибудь из членов семьи (папы, бабушки) или гостей. Тогда у ребенка будет дополнительный мотив к тому, чтобы как можно лучше запомнить слова и выполнить игровые действия. Для театрализованных игр лучше брать небольшие по объему и несложные по содержанию сказки с небольшим количеством действующих лиц. Обязательно нужно продумать костюмы и атрибуты для предстоящего представления.

Большое значение для домашнего обучения ребенка имеют дидактические игры. Сначала они должны быть направлены на знакомство с разнообразными свойствами предметов (цвет, форма, величина, материал и т. д.), их расположением в пространстве. Детей учат выделять плоскостные и объемные формы, узнавать предметы в изображении, пользоваться простейшими предметами-орудиями. Одновременно все эти признаки должны закрепляться в речи. Затем переходят к развитию умения сравнивать и группировать предметы по выделяемым свойствам, обучая ребенка простейшим классификациям. В целом дидактические игры используют для развития всех психических процессов (мышление, внимание, память, речь и т. д.), а также для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры.

ЛИТЕРАТУРА

Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.

Лебединская К.С. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. - М.: Просвещение, 1983. - С.47-51.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. - М.: Медицина, 1993. - 337 с.

Kostenkova Iu.A Deti s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia: osobennosti rechi, pis"ma, chteniia . Moscow, Shkol"naia Pressa, 2004. 64 p.

Lebedinskaia K.S. Otbor detei vo vspomogatelnuiu shkolu: Posobie dlia uchitelia . Moscow, Prosveshchenie, 1983, pp.47-51.

Markovskaia I.F. Zaderzhka psikhicheskogo razvitiia. Klinicheskaia i neiropsikhologicheskaia diagnostika . Moscow, Meditsina, 1993. 337 p.

Харитонова Елизавета Аркадьевна

(Россия, Воронеж) Педагог-психолог Детский сад №100 ОАО «РЖД» E-mail: [email protected]

Кожина Ольга Ивановна

(Россия, Воронеж) Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Детский сад №100 ОАО «РЖД» E-mail: [email protected]

Information about the authors

Kharitonova Elizaveta Arkad"evna

(Russia, Voronezh) Teacher-psychologist Kindergarten no. 100 JSC " Russian Railways" E-mail: [email protected]

Kozhina Ol"ga Ivanovna

(Russia, Voronezh)

Deputy of Head on Educational Work Kindergarten no. 100 JSC " Russian Railways" E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В современном обществе проблема детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с задержкой психического развития, остается одной из основных, так как число таких детей не уменьшается, а наоборот растет. Это связано не только с неблагоприятными условиями среды, но и с социальными факторами. Когда речь идет о детях с проблемами в развитии особую важность приобретает проблема развития памяти. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Если память настолько важна для человека и всего человечества, то необходимо с большей ответственностью относится к развитию этой способности у детей, имеющих задержку психического развития.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. У таких детей преобладает игровая деятельность. В большинстве случаев психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР запаздывает, упускаются благоприятные сроки коррекции, что приводит к более выраженным нарушениям в период школьного обучения и увеличению сроков коррекционно-развивающей работы.

Проблемой изучения особенностей памяти дошкольников с задержкой психического развития занимались ученые Т. А. Власова, Л.С. Выготский, М. С. Певзнер, В.И. Лубовский и другие психологи и педагоги.

Память - это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

У детей с задержкой психического развития происходят те же новообразования памяти, что и у нормально развивающихся дошкольников, но с отставанием на два, три года. Так если у нормально развивающихся детей саморегуляция процессов запоминания и воспроизведения к пяти, шести годам уже сформирована, то у детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процессов запоминания и в младшем школьном возрасте .

Так, в исследованиях Л.С. Выготского отмечено, что у детей с задержкой психического развития замедляется темп запоминания предложенной им новой информации, непрочное сохранение и неточное воспроизведение материала .

В своих работах Т.В. Егорова говорит о том, что у детей непроизвольная, механическая и непосредственная память преобладает над опосредованной, произвольной, логической .

Очень важно, чтобы ребенок понимал, что значит запомнить. Это особая задача, специфический вид психической деятельности. Но не все даже нормально развивающиеся дети к моменту поступления в школу понимают специфику таких заданий. Не понимая поставленной перед ними задачи, дети с ЗПР не могут применить специальные приемы заучивания (проговаривание вслух, повторное называние, группировка материала), продуктивность такого запоминания очень низка и практически равна непроизвольному запоминанию .

На основе теоретического анализа научной теоретической литературы по проблеме нами было организовано и проведено экспериментальное исследование, цель которого заключалась в изучении особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 56 «Гусельки» города Тамбова. В исследование принимали участие 5 детей. Согласно протоколу городской психолого-медико-педагогической комиссии у всех детей стоял диагноз: задержка психического развития. Дети обучаются в старшей группе. Для изучения памяти у дошкольников с ЗПР был адаптирован комплекс методик. Целью исследования являлось изучение особенностей развития памяти у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Методика «Пять картинок», направлена на исследование формирования образной памяти - узнавание предметных изображений, а также изучение словесной памяти - запоминание слов написанных на карточках.

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы выявили, что память у детей с ЗПР имеет свои особенности.

Рисунок 1. Результаты изучения особенностей развития образной памяти детей с ЗПР по методике «Пять картинок»

17% детей получили 1 балл по методике «Пять картинок».

33%детей получили 2 балла по методике «Пять картинок»;

50% детей получили 3 балла по методике «Пять картинок».

Таким образом, по методике «Пять картинок», мы выявили, что дети с ЗПР имеют особенности. Замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии не даёт детям с ЗПР менее точно и длительно хранить наглядный материал. У них возникают трудности словесного опосредования, осмысленного запоминания в отношении наглядного и словесного материалов. Кроме того, у таких детей происходит замедление процесса формирования понятий, резко искаженно произношение, ограничен запас слов.

Рисунок 2. Результаты изучения особенностей развития слуховой памяти детей с ЗПР по методике «10 слов»

14%получили 2 балла по методике «10 слов»;
43% получили 3 балла по методике «10 слов»;

43%% получили 4 балла по методике «10 слов».

Таким образом, по методике «10 слов», мы выяснили, что дети с ЗПР не очень хорошо запоминают слова на слух. Они часто называют слова синонимы, не замечая ошибок. Воспроизведение слов по порядку для них так же затруднительна.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей. Обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети.

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Но зрительная память нарушена в меньшей степени.

1. Борякова Н.Ю. Психолого-педагогическое изучение детей с ЗПР // Коррекционная педагогика 2003.

2. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии. - М.: 1979.

3. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления детей, отстающих в развитии. - М.: «Педагогика» 1973.

4. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и мышления детей с пониженной обучаемостью.- М.: «Педагогика» 1971.

Аннотация к статье: «Задержка психического развития у детей дошкольного возраста»

Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Задержка психического развития у детей дошкольного возраста

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости.

Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Создание педагогических условий на основе личностно – ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

Проблемой изучения и коррекции задержки психического развития дошкольников в нашей стране занимаются современные исследователи и педагоги: Лубовский В.И, Лебединский В.В., Певзнер М.С., Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Власова Т.А., Выготский Л.С., Борякова Н.Ю., Ульенкова У.В., Сухарева Г.Е., Мастюкова Е.М. ,Марковская И.Ф. , Забрамная С.Д. , Глухов В.П.,Шевченко С.Г., Левченко И.Ю. и другие.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

Восприятие:

Темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

Сужен объём восприятия;

Наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

Наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;

Нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

Затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

Физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

Затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

Память:

Недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение;

Хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

Страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

Мышление:

Недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

Особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

Не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

Не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

Речь:

Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Вот почему наряду с учителем – дефектологом в группе для детей с задержкой психического предусмотрена ставка учителя – логопеда.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме.

Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. Поэтому автор пособия начинает свои методические рекомендации с методически правильного применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ЗПР.

Рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.

3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.

5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного …).

7. Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника.

9. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

10. В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

11. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

Рекомендации по подготовке к проведению занятий по ФЭМП с детьми с задержкой психического развития

1. При проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.

2. Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.

3. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого — к сложному.

4. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

6. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях.

7. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

8. При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т.е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.

9. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые….), так и нетрадиционные, новационные подходы.

10. Грамотно использовать наглядность.

11. Задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.

12. Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.

13. Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.

14. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

15. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.

Рекомендации по проведению фонетической ритмики с детьми с задержкой психического развития

1. Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике должны рассматриваться как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков.

2. Движения, которые выполняются на занятии, предварительно не выучиваются, а выполняются по подражанию.

3. Движения повторяются синхронно с педагогом несколько раз (2 – 5 раз).

4. Фонетическая ритмика всегда проводится стоя, расстояние от педагога до ребёнка не менее 2,5 метра, чтобы ребёнок видел педагога целиком.

5. Упражнения проводятся 2 – 3 минуты.

6. Ребёнок должен смотреть в лицо педагогу.

7. После каждого движения с напряжением необходимо опускать руки вниз и расслаблять. Педагогу, проводящему фонетическую ритмику, рекомендуется научить детей элементам концентрации и саморасслабления при выполнении тех или иных упражнений

8. После того, как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

9. Обязательным компонентом каждого занятия должны являться двигательные упражнения, которые развивают чувство ритма и темпа произношения.

10. На фонетической ритмике должен использоваться наглядный показ и многократные повторения, которые стимулируют ребенка к правильному подражанию.

11. Во время проведения занятия дети должны хорошо видеть педагога и проговаривать речевой материал синхронно с учителем.

12. Если в ходе занятия у некоторых детей не получаются отдельные элементы ритмики, то рекомендуется работу над этими элементами переносить на индивидуальные занятия.

13. Занятия по фонетической ритмике необходимо проводить учителю – дефектологу, который сам правильно и красиво выполняет движения тела, рук, ног, головы.

14. Речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашена.

Рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития

1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.

2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.

3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).

7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:

В средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление;

В старшей группе – на 12 – 14 минуте;

В подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.

8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.

9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.

10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.

11. Упражнения повторяются 5 — 6 раз.

12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

Рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития

1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).

2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.

3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.

6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.

8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.

9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.

Сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»…);

С направлением написания (слева направо);

Местом начала письма (сколько клеточек отступить);

Учить определять части страницы, границы строки.

13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);

14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.

15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.

16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут(первый класс).

17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.

18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.

19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Коррекция ощущений и восприятия

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.

Рекомендации для родителей, детей с задержкой психического развития

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, логопеда, воспитателей и родителей.

1. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома.

Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.

2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.

3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.

5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

6. Занятия должны носить занимательный характер.

7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.

8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.

9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель – дефектолог.

10. Занятия должны быть регулярными.

11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.

13.Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления…

14.Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.

16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.

18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого….

20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 сек. (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.

21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3- х раз.

22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).

23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.

24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.

27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей, к которым направляет учитель – дефектолог.

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Анна Сюваткина
Особенности развития детей с задержкой психического развития

Особенности развития детей с

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количе-ство детей с проблемами в развитии , а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.

Проводимое в течение последних четырёх десятилетий клиническое и психолого -педагогическое изучение феномена задержки психического разви-тия у детей , позволило получить ценные научные данные о причинах возникно-вения, клинических и психологических формах задержки психического разви-тия у детей . Накопленные научные сведения и результаты опытно-экспериментальной работы по обучению и воспитанию этой категории детей в специальных школах, классах и в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечили научную основу для введения в структуру специального образова-ния нового типа школ (1981) и дошкольных учреждений (1990) для . На современном этапе уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической по-мощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специаль-ного детского сада. Каждая из экспериментальных площадок при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошко-льной педагогики, свою «Образовательную программу» и материально-техническую базу.

(ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реали-зации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при по-ступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ог-раниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщае-мости в интеллектуальной деятельности.

Во многих психолого -педагогических источниках выделяют четыре группы .

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфанти-лизм . Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильные, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выра-жено отставание в развитии эмоциональной сферы . Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень харак-терны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Вторая группа - задержка психического развития соматогенного проис-хождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболева-ниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например, заболевания пищеварительной системы. Дли-тельная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии . Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с за-держкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что пло-хое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание .

Третья группа - задержка психического развития психогенного происхо-ждения . Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение форми-рования личности ребенка. Эти условия - безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзор-ность приводит к психической неустойчивости , импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии . Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в дея-тельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому уси-лию , эгоизм.

Последняя, четвертая, группа - самая многочисленная - это задержка пси-хического развития церебрально-органического генеза. Причины - различные патологические ситуации беременности и родов : родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни (особенно опасен период до 2 лет) . Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма , причины которого не все-гда ясны. Органический инфантилизм - это инфантилизм, связанный с органи-ческим повреждением центральной нервной системы, головного мозга.

Существенные проявления задержки психического развития в изобрази-тельной деятельности выражаются очень низким уровнем активности к данно-му виду деятельности. Это наблюдается в восприятии, в мыслительной дея-тельности, в конструктивной деятельности ребенка. В рисунках детей с задерж-кой психического развития не проявляется эмоциональность (яркость) изобра-жения.

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психиче-ском развитии . В исследованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с задержкой психического развития характерна , прежде всего, неор-ганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с задержкой психического развития поверхностны и неустойчивы, вследствие че-го дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с задержкой психического развития особенности в эмоциональном развитии :

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в не-возможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень про-извольной психической активности ;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития , трудно-сти в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств : дети испытывают страх, тре-вожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма : отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аф-фективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психиче-ских процессов , гиперактивность.

Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятель-ностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей , ха-рактерных для эмоционального развития детей с задержкой психического раз-вития : незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импуль-сивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы задержкой психического развития очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Основной целью специального (коррекционного) детского сада для де-тей с задержкой психического развития относительно изобразительной дея-тельности, является создание оптимальных условий для амплификации разви -тия эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных ка-честв личности каждого ребенка. Особенности организации деятельности спе-циализированного детского сада для детей с задержкой психического развития определяются особенностями психофизического развития данной категории де-тей и задачами коррекционно-образовательной работы с ними.

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.