Методические рекомендации для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма Доступность для инвалидов в сфере культуры

На заседании Комиссии по делам инвалидов обсуждались вопросы культуры

26 ноября 2014 года состоялось очередное заседание Комиссии по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Вела заседание Александра Левицкая – советник Президента РФ, председатель Комиссии.

В ходе заседания были рассмотрены следующие вопросы:

О создании условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества;

Об образовании рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества;

О формировании плана заседаний Комиссии на 2015 год.

По первому вопросу выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин, заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, а также эксперты по культурной деятельности, руководители региональных Правительств, директора музеев.

По поручению президента ВОГ Валерия Рухледева Всероссийское общество глухих на заседании представлял вице-президент ВОГ Станислав Иванов. Он выступил с докладом на тему «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху» и внес ряд предложений по данному вопросу, в том числе о выделении целевой субсидии Театру-студии Мимики и Жеста, использовании инновационных разработок, специальных мобильных приложений (видеогидов и т.п.) для обеспечения информационной доступности учреждений культуры для лиц с нарушениями слуха. Полную версию доклада Станислава Иванова можно посмотреть во вложении.

По итогам заседания, в частности, принято решение рекомендовать Министерству культуры РФ обратить особое внимание на необходимость:

Разработки плана подготовки проектов законодательных актов в сфере создания условий для участия инвалидов в культурной жизни, в том числе в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, предусмотрев их обсуждение с общественными объединениями инвалидов и экспертами;

Формирования эффективного механизма межведомственного взаимодействия между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

Обеспечения взаимодействия учреждений культуры и общественных объединений инвалидов в сфере разработки и реализации культурных проектов и программ;

Формирования ежегодно совместно с общественными организациями инвалидов календаря культурных мероприятий, доступных для инвалидов.

Также Министерству культуры РФ поручено в срок до 1 марта 2015 года разработать комплексный план по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни; проработать вопрос о включении в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2015 годы мероприятий по субтитрированию и тифлокомментированию наиболее выдающихся фильмов прошлых лет.

Кроме того, Комиссия также постановила создать рабочую группу по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества и разработать план заседаний Комиссии на 2015 год.

Д О К Л А Д
Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих»
Тема: «Доступность культурной жизни и культурных объектов для инвалидов по слуху»

Уважаемая Александра Юрьевна, уважаемые члены Комиссии!
Государственная политика в области развития культуры глухих должна ориентироваться на нормы российского законодательства, а также статью 30 Конвенции о правах инвалидов, в которой говорится о том, что инвалиды должны иметь доступ к местам культурных мероприятий или услугам, театрам, музеям, иметь право на признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.

В настоящее время, в системе Всероссийского общества глухих имеются Театр Мимики и Жеста, а также 52 региональных учреждений социально-культурного назначения, на базе которых осуществляют деятельность 308 творческих коллективов, 112 клубных объединений, ежегодно проводится около 9000 мероприятий, в которых принимают участие более 611 тысяч инвалидов по слуху и членов их семей.

Главной задачей Всероссийского общества глухих в сфере социокультурной реабилитации инвалидов по слуху, является сохранение и развитие творческого потенциала и разнообразия культурной жизни глухих, обеспечение доступности услуг учреждений культуры для инвалидов по слуху.

Основным инструментом выражения особой культурной самобытности глухих является русский жестовый язык, статус которого как полноценного языка определен в статье 14 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В целях обеспечения реализации конституционного права инвалидов по слуху на участие в культурной жизни и доступа к объектам культуры средствами государственной поддержки, создания для них равных возможностей необходимо:

1. Включить в государственные и федеральные целевые программы отдельную строку – «развитие самобытной культуры глухих», которая будет включать проведение ежегодных Всероссийских фестивалей (русского жестового языка, концертных программ, клоунады, пантомимы, детского творчества, художественных выставок), доступных не только инвалидам по слуху, но и обычным гражданам.

Основная цель фестивалей – стимулирование развития художественного творчества и искусства инвалидов по слуху, как средства реабилитации и социальной адаптации.

Фестивали творчества инвалидов по слуху являются мощным инструментом изменения отношения общества к инвалидам в целом и к самобытной культуре глухих, в частности.

2. Эффективность работы учреждений культуры Всероссийского общества глухих находится на низком уровне из–за острой нехватки финансовых средств и сокращения количества кадровых специалистов-творческих работников со знанием русского жестового языка, в том числе из числа глухих и слабослышащих.
Дефицит соответствующих специалистов в клубных учреждениях Всероссийского общества глухих сводит на нет усилия по развитию самодеятельного творчества, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, а также проведению культурного досуга инвалидов по слуху, в том числе среди детей-инвалидов.

В настоящее время подготовку специалистов в сфере культуры со знанием русского жестового языка на базе высшего профессионального образования Министерства культуры РФ осуществляют всего один ВУЗ – Государственная специализированная академия искусств.

Необходимо создать возможности, особенно в регионах, для обучения творческим специальностям и подготовки специалистов из числа инвалидов по слуху в высших и средних учебных заведениях Министерства культуры РФ с дальнейшим их трудоустройством в учреждениях культуры.

Ввести в штатные расписания столичных и региональных домов культуры, домов и центров народного творчества должностные ставки специалистов по занятию самодеятельным творчеством с инвалидами по слуху.

3. Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (ВОГ) является учредителем и собственником на протяжении более чем полувека проводящего свою социально-значимую работу Театра Мимики и Жеста.

Театр является уникальным и единственным в мире театром глухих стационарного типа, в котором служат профессиональные глухие артисты, игра которых в равной степени доступна как инвалидам по слуху, так и массовому зрителю.

Театр является элементом культурного наследия России, источником развития русского жестового языка и главным средством культурной реабилитации инвалидов по слуху как в России, так и стран СНГ.

Анализ современного состояния Театра Мимики и Жеста, его цели, задачи, основные направления развития и ожидаемые результаты определены в Концепции долгосрочного развития на период до 2020 года, утвержденной постановлением Центрального правления ВОГ.

В репертуаре Театра Мимики и Жеста 11 спектаклей, в этом году был организован бесплатный показ спектаклей для 1717 детей-сирот (без нарушения слуха), а также около 11 тысяч инвалидов по слуху Москвы и Московской области стали зрителями уникальных спектаклей.

Деятельность театра и сохранение его актерского коллектива осуществляется частично за счет незначительных собственных средств Всероссийского общества глухих и частично за счет субсидии, предоставляемой ВОГ в рамках постановления Правительства Российской Федерации. Но важно отметить, что указанная субсидия предоставляется ВОГ для укрепления всей материально-технической базы ВОГ и осуществления уставной деятельности региональных отделений ВОГ в 79-и субъектах Российской Федерации.

Для осуществления театром полноценной творческой деятельности и его дальнейшего развития, выделяемых средств крайне недостаточно. Кроме того, техническое состояние самого здания театра близко к аварийному и требует капитального ремонта. Эти обстоятельства вынуждают ВОГ обращаться к государству за выделением дополнительных финансовых средств.

ВОГ неоднократно обращалось в Государственную Думу РФ и федеральные органы исполнительной власти с просьбой предусмотреть целевую субсидию (в любом оптимальном размере) на деятельность Театра Мимики и Жеста в рамках другого постановления Правительства Российской Федерации – №1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций», по которому в течение многих лет оказывается финансовая помощь различным общественным организациям, в том числе, организациям инвалидов. Но наши просьбы остаются без результата.

Минимально необходимая сумма для полноценной театральной деятельности Театра Мимики и Жеста составляет 27,9 млн. рублей в год.

Для тотально глухого человека и детей-инвалидов, в силу специфики инвалидности, театральное искусство является фактически недоступным. Театр Мимики и Жеста может дать такую возможность, приобщиться к культуре и творчеству. Решение заложено в развитии гастрольной деятельности.

Для эффективной деятельности Театра Мимики и Жеста и выполнения важнейшей социальной задачи необходимо предусмотреть целевую субсидию из федерального бюджета.

4. Также в настоящее время инвалиды по слуху не имеют полноценной возможности получать информацию об экспонатах, картинах, предметах и коллекциях, которые выставлены для демонстрации в музеях и выставках.

Необходимо в рамках государственной программы «Доступная среда» больше внимания уделить не только физической, но и информационной доступности учреждений культуры, музеев и театров с использованием инновационных разработок, специальных мобильных приложений – видеогидов по проведению экскурсий (субтитры на планшете, перевод на международный и русский жестовый язык).

Нельзя не отметить, что единичные примеры по созданию доступной среды для инвалидов по слуху в нашей стране уже имеются. В музее Дарвина, музей толерантности. В Театре Петра Фоменко реализуется эксперимент, при котором зритель может понимать спектакль с помощью субтитров на планшете.

Надеемся, что наши предложения и просьбы найдут отклик у профильных министерств и ведомств – соисполнителей госпрограммы «Доступная среда».

Приложение 1

Инструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры, услуг и мероприятий в сфере культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры».

В соответствии с решением рабочей группы по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской федерации от 17.06.2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее – АИС ЕИПСК) организован сбор сведений о доступности учреждений культуры, оказываемых им услуг и проводимын для посещения лицами с ограниченными возможностями и инвалидами.

Автоматизированная информационная система «Единое информационное пространство в сфере культуры» (all.culture.ru) – проект Министерства культуры Российской Федерации, созданный для сбора и распространения событий в сфере культуры по различным информационным каналам.

Для добавления информации о доступности учреждения необходимо дополнить описание мест и событий тегом «Доступная среда» . Информация об учреждениях, отмеченных таким тегом, появится на специальных картах и в отдельном разделе сайта «Культура.рф».

Место считается доступным, если реализован один из вариантов требований:

1. Доступность для инвалидов любого места обслуживания в общественном здании. При этом предусмотрено устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа мест обслуживания.

2. Выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Предусмотрено устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.

Постановка тега осуществляется в случае, если место доступно хотя бы для одной из групп инвалидов :


  • передвигающихся на креслах-колясках;

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • с нарушениями зрения;

  • с нарушениями слуха;

  • с нарушениями умственного развития.
Инструкция по постановке тега

Если место соответствует изложенным выше критериям, необходимо добавить в описание тег. Внимание! Тегом «Доступная среда» также необходимо размечать события, которые проходят в местах, соответствующих требованию доступности.

Чтобы добавить тег к созданному месту , необходимо:

Рис. 1 Выбор тега «Доступная среда» для места

Если места, которое соответствует критериям доступности, еще нет в системе, следует добавить его в соответствии с общими рекомендациями по созданию места. При создании также необходимо указать тег «Доступная среда».

Чтобы добавить тег к созданному событию, необходимо:


  1. Перейти на страницу события, нажать кнопку «Редактировать».

  2. В поле «Теги» открыть список тегов кнопкой в правой части строки и выбрать тег «Доступная среда» в блоке «Акции».

  3. Сохранить событие.

Рис. 2 Выбор тега «Доступная среда» для события

Если события, которое проходит в месте, отмеченном соответствующим тегом, еще нет в системе, следует добавить его в соответствии с общими рекомендациями по созданию события. При создании также необходимо указать тег «Доступная среда».

    Приложение. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ

Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. N 2800
"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3172; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 1, ст. 10; N 45, ст. 4627; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6411, 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 17, ст. 2030; N 27, ст. 3477, N 40, ст. 5035, 2014, N 19, ст. 2307, N 30, ст. 4217, 4257, N 49, ст. 6928) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра культуры Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2016.

В.Р. Мединский

Определены правила оказания помощи инвалидам в получении ими услуг в сфере культуры. Для них должны быть доступны театры, концерты, кинотеатры, цирки, иные культурно-досуговые организации.

В рамках этой деятельности проходит инструктаж должностных лиц. Их обязанность по предоставлению инвалидам услуг прописывается в регламентах предоставления услуг населению и в должностных инструкциях.

Перечислены условия доступности объектов. Среди них беспрепятственный вход (выход) в указанные объекты, самостоятельное передвижение по объекту, в том числе, с помощью персонала и (или) кресла-коляски, возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, размещение информации о порядке предоставления услуг, допуск на объект собаки-проводника и др.

Даны показатели оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объектов и услуг.

Организации культуры обеспечивают проектирование, строительство и приемку с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капремонт, реконструкцию соответствующих зданий (помещений), а также приобретают с этой даты транспортные средства для инвалидов.

В организациях создаются комиссии по обследованию и паспортизации объектов. По результатам обследования разрабатываются предложения, которые включаются в паспорт доступности. Последний направляется в Минкультуры России.

Государственное казенное учреждение культуры «Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых»

для учреждений культуры по созданию условий для участия инвалидов в культурной жизни общества


Общие положения

По отношению к людям, имеющим инвалидность, не в полной мере реализовано право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и в творческих процессах, относимое к основным правам личности и гарантируемое государством. И речь идет не только о доступности культурных учреждений и услуг. Вопрос касается создания полноценной среды и условий, при которых творческая деятельность инвалида, его творческие достижения становятся достоянием широкой аудитории, всего общества. Анализ работы различных общественных организаций в РФ, которые занимаются развитием культурно-творческой деятельности лиц с инвалидностью, обозначил целый ряд общих проблем:

1. Отсутствие у многих работников учреждений культуры навыков работы как с детьми, так и со взрослыми, имеющими разнообразные физические ограничения.

2. Отсутствие общего информационного пространства между организациями, работающими в релевантной сфере, недостаточность информированности детей, их родителей, общественности о реабилитационных мероприятиях средствами культуры и искусства.

3. Отсутствие связи и передачи богатого опыта в занятиях творчеством между коррекционными образовательными учреждениями, учреждениями и культурно-досуговыми учреждениями.

4. Неготовность общества и государственных структур оценивать подобную деятельность в контексте культурного явления.

Представленная методика призвана стать основой:

Объективизации и систематизации информациио доступности культурных объектов и их услуг в приоритетной для инвалидов сфере жизнедеятельности с учетом их потребностей и при активном участии;

Разработки обоснованных управленческих решений - планов и программ обустройства учреждений культуры и развития их услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения; объективного контроля и оценки эффективности их реализации.

Конвенции о правах инвалидов (ООН) (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006, подписана Россией в 2008 году, ратифицирована 03.05.2012 года.);

Законом Российской Федерации «О инвалидов в РФ» (Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ, с изм. от года);

Государственной программой РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000, новая редакция утв. Распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001 г.).

Основным учётным документом, содержащим информацию о состоянии доступности объекта культурной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг, является «Паспорт доступности объекта культуры».


Рекомендации

по созданию физических условий для посещения инвалидами учреждений культуры

Согласно статье 30 Конвенции о правах инвалидов (вступила в действие 3 г., подписана Российской Федерацией 2008 г.) "государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с другими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды:

Имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим культурным мероприятиям в доступных форматах; имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Для реализации данных мер необходимо:

Провести паспортизацию объекта, для чего:

Назначенный специалист по работе с инвалидами совместно со специалистами технических служб учреждений культуры проводит мониторинг прилегающей к объекту территории и помещений, которые посещают инвалиды, на предмет их соответствия требованиям доступа к зданиям и сооружениям в соответствии со следующими документами:

- "СНиП 35-01-2001". Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации "Доступность зданий и сооружений для маломобильных граждан";

- "СП 35-101-2001". Свод правил по проектированию и строительству "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";

ГОСТ Р 51631-2000. Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов;

ГОСТ Р 51764-2001. Устройства подъемные транспортные реабилитационные для инвалидов. Общие технические требования;

ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.

При строительстве новых или реконструкции старых объектов культуры можно руководствоваться вышеуказанными градостроительными документами. В них описаны требования, которые должны выполняться при строительстве пандусов, съездов с бордюрных камней, поручней и т. д.

Наиболее важны следующие требования:

При входе в учреждение культуры при наличии лестницы обязательно должен быть пандус;

Ширина пандуса не должна быть меньше 0,9 м, уклон не больше 10°;

Около пандуса должны быть поручни, параллельные пандусу и выступающие за длину пандуса на 0,3 м;

Поручни должны быть круглого сечения диаметром не менее 3 и не более 5 см;

Поверхность поручней пандусов должна быть непрерывной по всей длине и строго параллельна поверхности самого пандуса;

В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4-1,5 м;

Входные двери в здание и экспозиционные залы, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м;

В местах перепада уровней, превышающих 4 см, между горизонтальными участками пола в здании следует предусмотреть устройство пандуса;

Лифт должен иметь ширину дверей не меньше 0,9 м, может быть установлен специальный подъемник. Целесообразно оснастить лифт звуковым тифлоиндикатором (озвучивающий информацию о движении лифта), кнопками управления с рельефно-точечными обозначениями для слепых;

Все лестницы должны быть снабжены с двух сторон поручнями, чтобы спускающийся и поднимающийся не мешали друг другу. Кроме того, поручни служат ориентирами на лестнице для слепых. Расстояние между поручнем и стеной в свету должно быть не менее 40-45 мм; поручни должны быть надежно и прочно закреплены; концы поручней должны быть либо скруглены, либо прочно прикреплены к полу;

Высота охватываемой поверхности поручня должна быть: для верхнего поручня - 900 мм (поручень для взрослых), для нижнего поручня - 700-750 мм (поручень для детей и подростков);

Поверхность поручней не должна перекрываться стойками, другими конструктивными элементами или препятствиями;

Первая и последняя ступени лестниц должны быть окрашены в контрастные цвета и иметь рифленую поверхность в интересах инвалидов по зрению;

Подходы к отдельно стоящим экспонатам и должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла коляски на 90° - не менее 1,2 м. Если в экспозиции размещены компьютеры или интерактивные комплексы, их высота не должна превышать 1,2 м, а свободное пространство перед ними не менее 0,9 x 1,5 м;

Должен быть оборудован хотя бы один туалет для инвалидов на колясках (большая ширина дверей и кабины, поручни, раковина в кабине); в туалете для инвалидов следует предусмотреть установку кнопки вызова персонала, которой можно пользоваться с унитаза или от двери.

Обеспечить ситуационную помощь:

Если учреждение культуры является частично доступным, возможно применение ситуационной помощи.

Ситуационная помощь применяется:

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций организма и (или) структур, связанных с движением, в том числе с использованием кресел – колясок;

Для инвалидов со стойкими нарушениями функции зрения и (или) структур глаза, а также со стойким одновременным нарушением функций зрения и слуха;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций обеих верхних конечностей и (или) их структур;

Для инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции слуха и (или) структур органов слуха;

Для инвалидов со стойким нарушением психических функций и (или) структур головного мозга.

При входе в учреждение культуры на видном месте должна быть расположена схема или выдаваться памятка, по которой инвалиды на колясках могут составить представление о наличии и размещении в здании доступных для них лифтов, туалетов, телефонов и т. д. В залах и на объектах должны быть размещены соответствующие пиктограммы.

Для слепых посетителей полезно иметь макеты, рельефно-графические планы учреждения культуры, брайлевские этикетки, схемы экспозиции.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо иметь телефоны организаций, предоставляющих услуги сурдопереводчика для глухих, а также специально оборудованного для инвалидов транспорта, в том числе социального такси.

На веб-сайте учреждения культуры можно открыть страничку, информирующую посетителей об оказываемых на объекте услугах инвалидам и о созданных условиях для посещения учреждения культуры инвалидами.

Специалисту по работе с инвалидами необходимо наметить и принять меры совместно с другими специалистами учреждений культуры по доработке оформления выставок, экскурсий, экспозиций и выбору экспонатов для представления инвалидам (особенно слепым) в качестве образцов, помогающих инвалидам получить представления о той части экспозиции или выставки, которая размещена в закрытых витринах.

Допускается применение макетов, муляжей, рельефных рисунков, схем и планов (в том числе масштабных моделей архитектурных сооружений, животных, растений, транспорта, образцов оружия и т. п.).

Некоторые требования к оформлению экспозиций, выставок и пр. в интересах инвалидов разных категорий:

Если это интерактивный комплекс или экспонаты, которые приводятся в действие посетителями, то расположение клавиш, кнопок управления и т. п. должно быть рассчитано на инвалида в коляске (не выше 100 см и не ниже 45 см);

Расположение текстовых материалов не должно быть слишком высоко. Однако, если это требование невыполнимо, шрифт выбирается достаточно крупный.

Полезно учитывать, что крупная печать, ясные указатели и краткие тексты с хорошим цветовым и тоновым контрастом облегчат доступ к информации как слабовидящим инвалидам, так и всем посетителям.

Особо сложными являются случаи ознакомления с экспозицией, выставкой и пр. тотально слепых посетителей, поскольку для их восприятия недоступны экспонаты в закрытых витринах. Для данной категории посетителей должен быть обеспечен доступ к открытым экспонатам, прочным, допускающим осмотр «на ощупь». Возможны два варианта таких экспонатов:

1) интерактивный, предназначенный для всех посетителей, которые его активно ощупывают, трогают и т. п.;

2) открыто стоящие экспонаты, которые можно "смотреть" на ощупь только посетителям с ослабленным зрением.

Лучше всего применение обоих вариантов. Важно, чтобы экспонаты, доступные слепым для осмотра, были снабжены не только обычной этикеткой, но и этикеткой, напечатанной рельефно-точечным шрифтом Брайля. Брайлевские этикетки лучше изготавливать на прозрачном носителе и налагать их на обычные этикетки, экономя тем самым место и не нарушая дизайна экспозиции.

В случае создания специальной экспозиции или выставки для слепых посетителей она должна играть роль дополнения к основной экспозиции или выставке учреждения культуры. Полезно эти экспозиции или выставки делать передвижными с расчетом их доставки в такие учреждения, как дома престарелых, интернаты для детей-инвалидов, больницы, центры социального обслуживания и т. п., в том числе на массовые мероприятия, которые проводят общественные организации инвалидов.

Каждый сотрудник учреждения культуры должен помнить о праве доступа всех посетителей к культурным ценностям и об этичном отношении к инвалидам. Обслуживание этой категории посетителей имеет свою специфику. Ниже приводятся особенности работы с разными категориями инвалидов в учреждениях культуры.


Рекомендации по работе с разными категориями инвалидов
    Работа с посетителями с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Данная группа не должна превышать 8-10 человек, иначе возможны сложности при осмотре витрин, так как инвалидные коляски довольно широкие.

Заранее позаботиться, чтобы пандус при входе в учреждения культуры был чистый и не скользкий, не загорожен посторонними предметами;

Проходы между залами и в залах не сужены случайными предметами: стульями, стойками и т. п.;

Таблички с указанием расположения специального туалета должны быть на видном месте. Если невозможно организовать туалет, то время мероприятия не должно превышать 30 минут;

При проведении экскурсии лучше, если лица экскурсовода и экскурсанта расположены на одном уровне, удобнее всего сесть или отойти немного назад, чтобы инвалидам не надо было запрокидывать голову.

    Работа с посетителями с особенностями развития интеллекта и эмоционального реагирования

Главное, что необходимо иметь в виду работникам учреждений культуры перед встречей с данной группой посетителей, у таких посетителей тоже есть потребность в развитии и получении новой информации.

Часто эти люди имеют свой особенный взгляд на окружающую их действительность. Необходимо разговаривать с ними не как с больными людьми, а с уважением, спокойным тоном голоса, не допуская резкости. Не следует вступать с ними в дискуссии и спорить. Если чья-либо точка зрения сильно отличается от общепринятой, можно просто сказать, что она тоже имеет право на существование.

Текст экскурсии или беседы для людей с особенностями интеллектуального развития не должен быть перегружен слишком сложной информацией: цифрами, научными терминами, цитатами. При этом фразы должны быть короткими, внятно произнесенными. Желательна четкая медленная речь говорящего.

В некоторые моменты такие люди могут испытывать эмоциональные срывы, быть возбудимыми и неуравновешенными. Необходимо учитывать эти состояния и стараться успокоить их, вести себя дружелюбно, спросить их о том, чем можно им помочь. Важно быть , доброжелательными и предупредительными с данной категорией посетителей.

Хорошо заранее получить у организаторов информацию о группе, состоянии здоровья посетителей учреждения культуры и предпочтительном выборе темы или маршрута экскурсии (то есть что именно для этой группы наиболее интересно). Например, не стоит стремиться осмотреть сразу всю экспозицию, лучше сделать акцент на наиболее важных или наиболее интересных для данной группы ее частях, так как иначе экскурсанты могут переутомиться.

Группа таких посетителей нуждается в строго подходе в каждом конкретном случае. Важно учитывать степень нарушения здоровья, возраст посетителей и размер группы. При допустимом количестве до 20 человек на группу должно быть не менее 2 сопровождающих. Чем сложнее особенности развития посетителей, тем меньше должна быть группа.

- работа с посетителями с проблемами речи

В общении с такими людьми главное быть терпеливым, не перебивать и не поправлять их. Не создавайте ощущения, что вы их игнорируете. По ходу разговора нужно смотреть им в лицо, поддерживая визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.

- работа с посетителями с гиперкинезами (спастикой)

Гиперкинезы - непроизвольные движения тела или конечностей, которые присущи людям с детским церебральным параличом (ДЦП) и могут возникнуть у людей с повреждением спинного мозга.

Оказывать помощь таким людям надо, предварительно выяснив, нуждаются ли они в ней, не привлекая общего к ним внимания. В некоторых ситуациях навязываемая помощь будет им только мешать. По ходу экскурсии, беседы не следует отвлекаться на непроизвольные движения инвалида. Желательно, чтобы вокруг такого человека было свободное пространство. Если в руки инвалида дают какой-либо предмет, желательно подстраховывать предмет от падения.

В отдельных случаях такие люди имеют дополнительно и проблемы с речью. Тогда нужно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.

Работа с посетителями с проблемами слуха

Учитывая, что есть люди слабослышащие и есть глухие, необходимо предварительно выяснить состав группы. Надо правильно привлекать внимание. Для этого, если посетитель слабослышащий, к нему надо обратиться по имени, если глухой - положить ему руку на плечо или слегка похлопать по руке. Если посетители обладают достаточным остатком слуха, вполне допустимо пользоваться словесной речью. При этом необходимо говорить в ровном темпе, не торопясь, слова произносить четко.

Важно, чтобы во время общения не мешали посторонние источники шума. Во время работы нужно встать так, чтобы было видно лицо говорящего и особенно губы. Во время разговора следует использовать простые фразы. Если в группе окажутся глухие, необходимо воспользоваться услугами переводчика-жестовика (сурдопереводчика).

Такая группа не может быть больше 10 человек, особенно, если нужен сурдопереводчик.

- работа с посетителями с проблемами зрения

Это одна из самых тяжелых форм инвалидности. Известно, что главной их проблемой являются очень ограниченные возможности восприятия информации от окружающего мира. Различают три формы слепоты:

Тотальная слепота;

Остаточное зрение;

Слабовидение.

Необходимо предварительно выяснить степень потери зрения - видят ли предметы или их очертания, обладает ли кто-нибудь из них светоощущением или они не видят ничего, и, основываясь на этом, уже строить работу. Обычно группы бывают смешанными. Незрячие могут получать информацию несколькими доступными им способами:

Самостоятельно на ощупь (например, с помощью шрифта Брайля);

На слух (например, с помощью аудионосителей);

С помощью зрячего человека.

Слепые имеют большие трудности с передвижением в пространстве, но могут передвигаться самостоятельно с помощью трости или с сопровождающим.

Полезно знать несколько правил для сопровождающего.

Незрячий держится за руку спутника (или берет его под руку, или придерживается его руки чуть выше локтя), располагаясь при этом на полшага сзади. Сопровождая слепого, нельзя делать резких движений, следует заранее предупреждать о препятствиях, слегка приостанавливаясь перед ними. При встрече нужно называть себя, говорить с незрячим спокойным голосом, глядя ему в лицо без жестов и мимики, больше используя речь. Если идет общая беседа в группе, обращаясь к посетителю, нужно назвать его по имени. Важно избегать расплывчатых определений, описаний и рекомендаций. Не нужно предлагать незрячему убрать трость при ходьбе с сопровождающим, так как трость помогает ему получать дополнительную информацию. Если экскурсовод заметил, что инвалид по зрению нуждается в помощи, следует ему предложить свои услуги и не обижаться в случае отказа от помощи. Заканчивая разговор, слепого предупреждают о своем уходе. В разговоре правильнее обращаться к самому слепому, а не к сопровождающему.

Важно учитывать, что техника тактильного показа слепому заключается в том, что его подводят к экспонату и кладут руку, лучше обе руки на предмет, и позволяют спокойно его изучить, давая четкое объяснение тому, что оказывается под пальцами. Не следует водить руку слепого по "осматриваемому" предмету, желательно его не торопить. Необходимо, чтобы каждый посетитель в группе получил возможность познакомиться с выставкой, экспонатами. Необязательно стремиться представить слепому всю подборку, лучше дать возможность основательно изучить наиболее характерные или интересные предметы из представленной коллекции.

Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов, у многих есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно пользоваться глаголом "посмотрите". Не следует подменять его глаголом "пощупайте".

Важно иметь в виду, что в настоящее время все больше выявляется инвалидов с сочетанной патологией. Например, проблемы слуха и опорно-двигательного аппарата; инвалид по зрению на коляске; инвалид по слуху и зрению. В подобных случаях руководствуйтесь соответствующими пунктами инструкции.

- работа со слепоглухими посетителями:

Такое поражение двух самых главных чувств восприятия человека не всегда бывает полным. Часто при полной глухоте человек пользуется остаточным зрением. Иногда при полной потере зрения может пользоваться остатком слуха. Для людей с врожденной слепоглухотой используются невербальные (несловесные) средства общения - жесты, картинки, реальные предметы. Если у человека утрачена возможность визуально воспринимать жестовые сообщения, то используется контактная форма проявления жестов.

В этом случае необходимо сопровождение общения тифлосурдопереводчиком. Если нет такой возможности, самое простое средство общения со слепоглухим - это письмо на ладони - дермография. Есть два способа использования дермографии: пальцем слепоглухого человека либо тупым концом ручки или карандаша писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь; писать буквы пальцем воспринимающего речь на плоской ровной поверхности.

Группа таких посетителей должна быть не больше 3 человек с сопровождающими. Для слепоглухих наибольшую ценность представляет текстовый вариант беседы, экскурсии, напечатанный шрифтом Брайля. Оформить такое пособие могут в ближайшей библиотеке для слепых.

Общие правила общения с инвалидами:

Следует использовать все общепринятые правила этикета.

При встрече с инвалидом сотрудник учреждения культуры первым называет себя и первым протягивает руку (если нет правой руки, можно пожать левую).

Необходимо обращаться непосредственно к инвалиду, а не к сопровождающему или переводчику.

Предлагая помощь инвалиду, следует убедиться, что он готов ее принять. Не нужно стесняться вопроса, каким образом лучше ее оказать.

Не нужно обижаться, если инвалид от помощи отказался.


Рекомендации по основным формам работы с инвалидами в учреждениях культуры

1. Вечера общения (праздники, детские утренники, вечера отдыха).

2. Концертные благотворительные мероприятия и спектакли (даже на платные мероприятия многие учреждения культуры оставляют бесплатные билеты для инвалидов).

3. Вечера знакомств для детей, целью которых служит помочь детям инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Дети-инвалиды, участвуя с ними в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики) учатся чувствовать себя такими же нормально развитыми умственно, как и здоровые дети.

4. Вечера знакомств для взрослых, целью которых служит помощь инвалидам в подборе пары и создании семьи.

5. Тематические беседы и встречи со специалистами (врачами, представителями профессий, представителями организаций).

6. Фестивали творчества инвалидов главными своими задачами видят расширение всесторонних культурных связей и создание условий для полноценной духовной жизни людей с ограниченными возможностями, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство.

К задачам подобных фестивалей можно отнести:

Привлечение широких кругов к активному участию в культурной жизни общества;

Стимулирование развития профессионального и любительского творчества, особенно среди людей с ограниченными возможностями здоровья;

Привлечение внимания общества к созидательно-творческой деятельности людей с ограниченными возможностями как средству их самовыражения и реализации;

Выявление молодых талантов, поддержка творчески одаренных детей и молодежи;

Расширение творческих контактов людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей;

Изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса.

В реализации фестивалей используется интеграционный подход, объединяющий всех участников на основе общих интересов вне зависимости от их физических возможностей.

Проведение мастер-классов, открытие постоянно действующих выставок творческих работ людей с ограниченными возможностями здоровья - эти и другие мероприятия, несомненно, влияют на развитие художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья и способствует созданию равных возможностей для их участия в культурном процессе и жизни общества.

7. Библиотерапия и ее культурная реабилитационная направленность в своей основе осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные и поэтические вечера, чтения вслух, просмотр фильмов и их обсуждение, прослушивание живой книги, выставки и презентации книг, и конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки. Вся работа ведется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Для слепых и слабовидящих пользователей проводится обучение:

Системе Брайля;

Навыкам ориентации в пространстве;

Базисным операциям работы на компьютере с помощью программы JAWS.

Все это обеспечивает им абсолютную независимость, как в получении, так и в передаче информации и ставит их на один уровень со зрячими, позволяя им в полной мере реализовать свои интеллектуальные возможности.

Для глухих и слабослышащих пользователей предлагается:

Сурдоуслуги;

Сурдоперевод при просмотре фильмов, чтении книг, консультациях, тренингах;

Помощь по сурдопереводу в других организациях и учреждениях.

8. Одним из направлений культурной реабилитации является арттерапия. Арттерапия - это лечение прикладным художественным творчеством. Главная цель этой методики - убедить человека с ограниченными возможностями в том, что он способен создать что-то интересное художественно-прикладное, что он не хуже других. Это способствует укреплению уверенности в себе, выработке положительного отношения к труду. Арттерапия - это любая творческая деятельность (любое рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено.

Арттерапия особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо обладает речью, затрудняется в словесном описании своих чувств, переживаний. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование (изотерапия).

9. Природотерапия - это направление в реабилитации посредством общения с природой. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых человеку с тяжелыми нарушениями здоровья.

Зная о снижении работоспособности инвалидов, при проведении культурной реабилитации необходимо регламентировать длительность занятий, количество пауз и перерывов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных ресурсов.

Доброжелательная атмосфера чрезвычайно важна для проведения реабилитации, она должна быть дружеской, соответствовать поведению и взглядам людей, давать им чувствовать себя как дома, облегчить пребывание в новой обстановке, вселить уверенность, что им действительно рады.

Культурная реабилитация предполагает максимальное развитие всех форм досуговой активности инвалидов. В этой связи широкими возможностями обладает их самодеятельное творчество. Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов.


Обеспечение доступности для инвалидов услуг в сфере спорта и туризма регламентируется целым рядом нормативных правовых актов.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» одним из принципов адаптивного спорта провозглашается доступность (ч. 4 ст. 31). Данным Законом регулируется обеспечение организационных основ адаптивной физической культуры, адаптивного спорта как условия обеспечения доступности. В нем определяются организации, лица, ответственные за развитие физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов. Например, указывается, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. В этом им помогают общественные объединения инвалидов.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» содержатся нормы, имеющие важное значение с точки зрения обеспечения доступности физической культуры и спорта для инвалидов в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта. Так в ч. 3 ст. 79 этого Федерального закона на образовательные организации возлагается обязанность обеспечить доступ инвалидов в здания, которые они занимают.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает общие обязанности по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг. Применительно к сфере спорта и туризма способы реализации этих обязанностей конкретизируются рядом подзаконных актов. Часть этих нормативных актов носит преимущественно рекомендательный характер. Однако, только путем соблюдения этих рекомендаций может быть достигнут наибольший уровень доступности для инвалидов спорта и туризма.

Инфраструктура мест проведения соревнований должна включать в себя помимо прочего парковочные места для размещения транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения; а собственник (пользователь) объекта спорта обязан обеспечивать во время подготовки и проведения соревнований беспрепятственный въезд на место проведения соревнований бесплатную стоянку транспортных средств инвалидов и маломобильных групп населения.

При создании или реконструкции объектов спорта должен быть осуществлен комплекс мероприятий (планировочные решения, технические решения, специальные материалы, устройства и оборудование) для обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. На объектах спорта должны обеспечиваться равнодоступность при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, а сами объекты спорта должны соответствовать нормативно-правовым нормам, регламентирующим доступность сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Принцип безбарьерной среды положен в основу строительных стандартов олимпийских сооружений, объектов инфраструктуры в Сочи.

Опыт формирования пространства, благоприятного и открытого людям с ограниченными возможностями будет распространяться и в другие регионы России.

История XI Паралимпийских зимних игр, принципы и подходы коммуникации с людьми с ограниченными возможностями здоровья, будут включены в образовательную программу учебных заведений, которые готовят кадры для гостинично-туристской сферы и для индустрии спорта.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, расходы на обустройство парапетов и подъемников и прочее).

Организации, реализующие дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта, должны руководствоваться актами Министерства образования и науки РФ и Министерства спорта РФ.

В соответствии с этими нормативными актами организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья далее – ОВЗ), детьми-инвалидами и инвалидами в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования указанными категориями учащихся понимаются условия их обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ указанными учащимися.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ОВЗ, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

Адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

Размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

Присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

Обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

Обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

Дублирование звуковой справочной информации о расписании занятий визуальной информацией - установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

Обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Кроме того, физкультурно-спортивные сооружения, используемые при оказании услуг в образовательных организациях, должны соответствовать требованиям нормативных документов, а также иметь условия для обслуживания инвалидов (рекомендуется оборудовать входы и выходы для инвалидных колясок).

В целях обеспечения доступности физкультурно-спортивных сооружения, используемых на придомовой территории, рекомендовано дворовые площадки обеспечивать подъездами для инвалидов, либо пандусами. При проектировании таких территорий рекомендуется предусматривать условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения – инвалидов по участку к зданию или по территории детской игровой или спортивной площадки с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для инвалидов на все время эксплуатации. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

Полное и системное представления о том, как конкретно необходимо обеспечивать доступность для инвалидов объектов физкультурной и спортивной инфраструктуры и услуг в сфере физической культуры и спорта дают:

Свод правил СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605;

Свод правил СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 124/ГС;

Методические рекомендации, выполнение которых обеспечивает доступ спортсменов-инвалидов и инвалидов из числа зрителей к спортивным соревнованиям, с учетом особых потребностей инвалидов, утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации от 09.07.2014 № 578.

Следует остановиться на одном немаловажном вопросе. К обеспечению проведения физкультурных и спортивных мероприятий наряду с работниками организаций, на территории которых проводятся такие мероприятии, и их организаторов, могут привлекаться контролеры-распорядители. В связи с этим лицам, которые проводят или организуют физкультурные, спортивные мероприятия, рекомендуется на основании договоров о привлечении контролеров-распорядителей возлагать на них обязанности по выполнению требований относительно доступности для инвалидов зданий, помещений и сооружений, где проводятся физкультурные и спортивные мероприятия. Возможность включения подобных обязанностей в договора контролеров-распорядителей следует из п. 7 ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствии с которым контролеры-распорядители могут выполнять обязанности, возложенные на них организаторами официальных спортивных соревнований и (или) собственниками, пользователями объектов спорта в соответствии с заключенными договорами и не противоречащие законодательству Российской Федерации.