Какие бывают евреи. Евреи в российском шоу-бизнесе

Оригинал взят у stassavenkov в Кто такие евреи и откуда они взялись

Слово «еврей» на иврите означает «зареченский», «тот, кто живет за рекой». По самой распространенной версии, древние евреи — это небольшое племя, жившее в бронзовом веке на землях, подконтрольных Древнему Египту; племя, постепенно обретшее самостоятельность, сменившее оседлый образ жизни на отчасти кочевой, из-под гнета проклятых египтян тем или иным образом сбежавшее, окрепшее и даже основавшее собственное небольшое, но агрессивное государство.


Жить в древнем мире аккурат между Египтом и Месопотамией — занятие рискованное, поэтому евреи в конце концов оказались вынуждены ютиться в весьма пустынной местности и бесконечно бодаться с тоже вполне агрессивными местными племенами. Народов, народцев и народишек на Плодородном полумесяце между Средиземным и Красным морем было множество, но выжить и сохраниться сумели фактически только евреи — прежде всего благодаря своей идеологии.

Во-первых , от египтян и вавилонян они усвоили законодательные нормы, в том числе идеи частной собственности, протогосударственности, социальной иерархии и прочие крайне продвинутые по тем временам представления.

Во-вторых , они владели и весьма развитыми технологиями, тоже позаимствованными у самых могущественных на тот момент цивилизаций мира. И военное дело, и земледелие, и изготовление инструментов были у них по тем меркам чрезвычайно передовыми.

А в-третьих , они имели собственное, весьма ревнивое божество, которое не терпело никаких соперников и не любило иноплеменников. Иегова был личным Богом одного-единственного народа и к прочим народам относился с неприязнью. (То, что в результате Иегова стал Богом и христиан, и мусульман, превратившись в самое космополитическое божество планеты, — это, конечно, знатная шутка истории.)

Поэтому евреи практически не смешивались с другими племенами, сохраняя исключительную этническую монолитность, и обрели такую интересную штуку, как национальное самосознание уже к первому тысячелетию до нашей эры (для сравнения стоит отметить, что страны современной Европы, скажем, стали понимать, что это такое, примерно в XVI веке нашей эры). Иудаизм был религией крови, родовые книги были здесь священны, никакого мультикультурализма и этнического разнообразия евреи не поддерживали даже в расцвете своих царств, колоний они практически не знали, а побежденные племена предпочитали уничтожать или изгонять, делая исключение лишь в редких случаях. Ну и бесконечно боролись за чистоту скреп, традиционализм и чтобы крючков на церемониальном занавесе было ровно столько, сколько указано в Левите.

При таком положении дел евреи могли главенствовать над мелкими племенами. Но, сталкиваясь с новыми сильными цивилизациями, они оказывались беспомощны. Персы, греки, войска Птолемеев — все, кто хотел, творили на еврейских землях все, что хотели, не разрушая, однако, еврейскую государственность до конца и даже принося туда на копьях некоторые культурные новшества.

В конце концов Иудея была завоевана Римом, и латинские язычники, устав бороться с беспорядками в косной и не поддающейся реальным реформам провинции, просто выставили оттуда фактически всех евреев, чтобы валили куда глаза глядят. Евреи и так к тому времени были уже разметаны, считай, по всей Азии и эллинскому миру (спасибо прежним завоевателям), так что, повздыхав и упаковав пожитки, они разъехались — кто к тете Саре в Дамаск, кто к дяде в Армению, кто к прежнему деловому партнеру в Анатолию, а кто к родне жены на Пиренеи. Так началось почти двухтысячелетнее странствие еврейского народа по миру.

Почему евреи есть, а других — нет

Евреи были не единственным народом, не имевшим своей земли или потерявшим ее. Но только евреи на человеческой памяти сумели просуществовать две тысячи лет, не растворившись в чужих народах, не утратив (ну почти) свой язык, уберегши свою религию, сохранив пусть относительное, но все-таки несомненное генетическое единство и осознавая себя именно евреями.

Благодарить за это надо, во-первых, их изначальное стремление к такой культурной и этнической обособленности, а во-вторых, тех, кто создавал Мишну и Талмуд — сборники религиозных предписаний и пояснений к ним. Эти предписания должен был соблюдать каждый еврей. Начали составляться и редактироваться эти сборники в I—II веках нашей эры, сразу после римского изгнания, и писались они с изумительно продуманной целью — сохранить еврейский народ в его странствии.

Если изучить священную книгу иудеев Тору (она является, собственно говоря, практически всем Ветхим Заветом христиан и немалой частью Корана мусульман), то мы обнаружим там лишь очень небольшое количество запретов и правил. А вот в Мишне, а потом и в Талмуде эти правила были настолько расширены и дополнены, что сейчас быть ортодоксальным иудеем — очень муторное и трудоемкое занятие. Ты можешь есть только кошерную, особым образом приготовленную пищу, ты должен пользоваться не только отдельной посудой, но даже отдельными очагами для готовки мясного и молочного, ты должен одеваться так, чтобы люди на улицах бегали за тобой с целью сделать колоритное селфи на твоем фоне, в субботу ты превращаешься в совершеннейшего инвалида, неспособного даже выключить свет в туалете, и прочая и прочая.

Все эти очень неудобные, громоздкие правила при всей их смехотворности сыграли, однако, важнейшую роль в деле сохранения евреев как народа. Еврей с детства приучался к тому, что он отличается от других людей, он не мог прийти к иноверцу на обед (а вот к себе пригласить — легко), он был вынужден жить рядом с еврейскими мясниками, молочниками, булочниками и виноделами, так как только их пища была позволена ему, он мог жениться только на еврейке. Еврей, который нарушал эти правила, изгонялся в конечном счете из своего народа, и скорбели по нему больше, чем по мертвому.

Конечно, постепенно запреты ослабевали и традиции рушились, но происходило это очень медленно. Правда, XIX и XX века нанесли огромный урон еврейской идентичности, запас кочевой прочности у народа уже шел на убыль. Но тут странствие и кончилось: ООН создала Израиль и евреи вернулись домой. Хотя и не все.

Как выглядят евреи

Несмотря на запрет браков с гоями, евреи, естественно, все-таки смешивались с местным населением — медленно и печально. У разных групп евреев мы видим совершенно разные типажи внешности. Тем не менее все они считают себя одним народом (и генетическое родство у них есть).

Почему евреев так часто не любили

Диаспора — группа объединенных по какому-то признаку людей в другой, большей группе — всегда будет пользоваться определенными преимуществами за счет своей объединенности. Это простая механика: вместе мы сила и тому подобное. Поэтому диаспоры, особенно многочисленные и сильные, вообще не пользуются особой симпатией основного населения.

Евреи же, столь демонстративно обособленные и ограниченные в возможности контактировать, дружить и вступать в родственные связи с аборигенами, воспринимались стопроцентными чужеродцами, не своими, непонятными и зловещими. При таком положении дел антисемитизм был злом неизбежным, и в конце концов во время Второй мировой он принял совершенно чудовищные формы. Сегодня быть антисемитом положительно не круто. Как, впрочем, и проявлять любую другую ксенофобию.

Почему среди евреев так много Нобелевских лауреатов, не говоря уж о музыкантах, поэтах и стендап-комиках

На самом деле весь урожай Нобелевских премий (26% от общего числа выданных вообще) достался лишь одной группе евреев — ашкеназам, выходцам из Центральной Германии, Польши и т. д. Все ашкеназы — очень близкие родственники. По расчетам ученых из Йеля, Института Альберта Эйнштейна, Еврейского университета Иерусалима и Мемориального онкологического центра Слоуна-Кеттеринга, в 2013 году исследовавших генетическую формулу ашкеназских евреев, общая численность изначальной группы ашкеназов составляла около 350 человек, в дальнейшем их потомки скрещивались преимущественно между собой.

В христианской Северной Европе темных веков, где складывалась община ашкеназов, условия жизни для евреев были чрезвычайно трудны. Пока их соплеменники в Азии и Византии пользовались фактически всеми правами граждан, евреи этой части Европы были жестко преследуемы и ограничены в видах деятельности (например, им запрещали обрабатывать землю и владеть ею); здесь могли существовать лишь единицы из них, терпимые местными властями за исключительные заслуги или по особым ходатайствам. Поэтому неудивительно, что ашкеназы — потомки сплошь и рядом влиятельных торговцев, государственных советников, крупных ростовщиков, почитаемых рабби и прочей средневековой интеллектуальной и деловой элиты.

После бегства евреев из Константинополя ситуация не слишком изменилась, и именно тогда сложился окончательно этот субэтнос. Цеховые правила запрещали им быть ремесленниками во многих профессиях, обработка земли и служба в армии тоже были для них закрыты, поэтому ашкеназы занимали другие ниши — прежде всего это торговля, банковское дело, медицина, юриспруденция.

В дальнейшем, когда у ашкеназов появилась возможность более или менее безопасно расселиться в Польше и Германии, у них по-прежнему пользовались эволюционным преимуществом люди с повышенным интеллектом. Богачи предпочитали выдавать дочерей замуж за самых успешных учеников религиозной школы — ешивы, пусть даже этот светоч мудрости был гол как сокол.

Так что да, ашкеназы имеют в генетическом анамнезе повышенные интеллектуальные способности. Но не спеши завидовать: многовековые близкородственные браки привели к тому, что ашкеназы страдают многими генетическими заболеваниями, от которых практически застрахованы представители других этносов. Сейчас, когда ашкеназы прервали свою брачную замкнутость, ситуация начинает выравниваться, и через пару веков они уже ничем не будут отличаться от обычных землян.

10 неожиданных евреев

Про Карла Маркса и Альберта Эйнштейна все знают. А вот что эти — тоже да, ты знал?

Как стать евреем

В отличие от христиан или мусульман евреи никогда не стремились превращать в евреев всех окружающих. Наоборот, они старались таких метаморфоз всемерно избегать. Тем не менее у них существует обряд «гиюр», который делает прошедшего его стопроцентным евреем — как в религиозном, так и в социальном и юридическом смысле.

Пройти гиюр — дело чрезвычайно утомительное. Сперва тебе нужно найти трех раввинов, которые согласятся сделать тебя евреем. Причем раввины будут тебе отказывать, запугивать, отговаривать и рассказывать, какая это жуткая вещь — быть евреем. Но если кандидат в евреи упрям как бык и ничего не боится, он должен выучить 613 заповедей Торы (ага, это тебе не десять христианских), пройти обучение религиозному канону и потом перед религиозным судом четко вслух произнести кабалат — присягу о принятии этих заповедей. Если он не может ее произнести (например, он глухонемой), то не может стать евреем.

Кроме того, мужчинам придется расстаться с одной деталью своего тела, сам знаешь какой. Прошедший гиюр окунается в ритуальную емкость (микву) и становится евреем, «гером» — так называют тех, кто принял еврейство, будучи от рождения гоем. Да, кстати, если тебе доподлинно известно, что у тебя в роду были древние амаликитяне, воздержись сообщать об этом. В Торе четко сказано, что амаликитянин быть евреем не может. Правда, сейчас никаких амаликитян в природе нет, и точно неизвестно, кто они вообще такие.

Правда ли, что евреи презирают гоев

А ты презираешь слонов? Иудеи считают, что у евреев на Земле особая функция — поддерживать гармонию мира, приводя его в соответствие с пожеланиями Творца. Они — избранные, они отличаются от других людей, как остальные люди отличаются от животных. В идеальном мире, который наступит после пришествия Мессии, евреи будут только и делать, что молиться беспрестанно. А кормить и обслуживать их будут другие народы в благодарность за то, что евреи спасают этот мир, который вообще существует только потому, что Бог любит евреев.

Но быть любимцем еврейского Бога — занятие само-убийственное, ибо этот всемогущий садист жестоко наказывает свой народ за любое непослушание. Поэтому удел еврея — по крайней мере, на данный исторический момент, до Пришествия, — это страдание. Все прочие народы живут лучше, потому что они не считаются. Слоны, знаешь, тоже очень неплохо устроились.


Евреи жадные.

Не более, чем прочие нации. Но евреям долгое время было позволено то, что запрещалось по религиозным соображениям христианам и мусульманам, — давать деньги в долг под проценты. Поэтому они стояли у истоков банковского бизнеса в большинстве регионов мира.

В России так много евреев, потому что их тут всегда хорошо принимали.

Нет, въезд иудеев в Россию был крайне затруднен и чаще всего невозможен еще со времен Ивана Грозного. Евреи оказывались здесь потому, что Россия завоевывала территории, на которых они традиционно жили, — прежде всего Кавказ и Польшу. Евреи, не отказавшиеся от своей религии, практически до самой революции были поражены в правах: им запрещалось свободно передвигаться, владеть некоторыми видами недвижимости, жить в большинстве городов и т. д.

Идиш — это еврейский язык.

Идиш — это всего лишь диалектная форма немецкого языка, на которой говорили евреи-ашкеназы. А еврейских языков два: арамейский и иврит. Они оба очень древние и очень похожи.

У евреек большая грудь.

Согласно исследованиям Wonderbra, проведенным в 2004 году, пальму первенства по потреблению лифчиков с чашечками D+ уверенно держат жительницы Великобритании. Израиль и рядом не стоял.

Все евреи картавят.

Картавили некогда — и по той же причине, по которой картавило русское дворянство. У евреев родным был идиш — с гортанным «р». Русское дворянство болтало в детской на французском, тоже имеющем сложные отношения с этой буквой. Но если еврей (или дворянин) рос в русскоязычной среде с традиционным произношением, никаких проблем с «р» у него нет.

Евреи пьют кровь христианских младенцев и делают из нее мацу.

Кровь у иудеев, как и у мусульман, совершенно запретная для употребления в пищу субстанция, кому бы она ни принадлежала. Поэтому религиозный еврей навеки лишен счастья отобедать кровяной колбасой или мацой с кровью христианского младенца.


От себя. Добавлю - нацисты есть в любой нации и в еврейской тоже. Вот они не признают прошедших гиюр полноценными евреями. Но их меньшинство, так же как нацистов в любой другой нации.

Евре и - народ, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство - Израиль). Численность от 12 до 14 млн чел. (2006, оценка), из них около 40 % в Израиле и 35 % в США. Традиционной религией евреев является иудаизм. Исторически понятия «еврей» и «иудей» тесно переплетены и в большинстве языков неразличимы. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке. В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.

Название

Самоназвание

Современное самоназвание ивр. יְהוּדִים‎, йеhудим ; на идише: ייִדן (й)идн ; на ладино: ג׳ודיוס джудиос .

Древним самоназванием является также бней-Исраэль - сыновья Израиля (Иакова), то есть потомки праотца Иаковa (Израиля).

Происхождение слова «иудеи»

Греческое Ἰουδαῖος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди ). В свою очередь, от греческого происходят лат. judaeus , англ. Jew , фр. Juif , нем. Jude , польск. żyd , русск. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии - к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом.

Происхождение слова «евреи»

На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка «иврит»= еврейский)

Это самое первое самоназвание еврейского народа, и оно связано с происхождением праотца еврейского народа, Авраама, от Эвера. Многократно упоминается в книге Бытия

Буквальное значение слова «иври» - «перешедший» (от корня (ивр. ע-ב-ר‎) - «перейти»). Это дает возможность дополнительных толкований «пришелец с той стороны реки Евфрата» или «находящийся по другую сторону от всех народов».

Название в русском языке

Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Έβραίος; [hebrajos ], позднее [эврэос ], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания ивр. עִבְרִי‎ (иври ). Подобным образом происходит и латинское hebraeus , к которому восходят англ. Hebrew , нем. Hebräer , фр. Hebreu , итал. ebreo , исп. hebreo и т. д.

Слово жид в современном русском языке считается оскорбительным. Оно восходит к позднепраславянскому *židъ - заимствование из итал. giudeo , и заимствовано из лат. judaeus - «иудей». Это обозначение евреев и/или иудеев сохранилось, например, в польском и чешском языках, где слово еврей не употребляется, и в галицком диалекте литературного украинского языка - но уже в языковом стандарте современного украинского языка предпочтительно слово єврей .

Слово гебреи (hebraeus ) является архаичной формой, происходящей от латинизированного названия, и практически не употребляется.

Критерии еврейства

Наиболее древним источником, дающим определение «еврейства», является еврейское право - Галаха, основанное на постановлениях законоучителей Талмуда. Согласно Галахе,

В период до разрушения Первого Храма, когда евреи постоянно жили на принадлежащей им земле и еврейская национально-религиозная община жила устойчивой и полноценной жизнью, евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу - даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Землю Израиля неевреев. Следствием этого были смешанные браки, угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа, и ослабление национально-религиозного самосознания у евреев, остававшихся в стране. В результате Ездра (Эзра) и Неемия (Нехемия) распространили запрет Библии на смешанные браки на все окружавшие евреев народы (Езд.9-10; Неем.10:30, 13:23-27). Принадлежность к общине определялась теперь в первую очередь на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Строго религиозный критерий еврея, введённый Эзрой и его соратником Нехемией, привел к культурно-религиозному обособлению евреев от языческого мира.

Если ещё в XVII-XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев - вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт служить критерием принадлежности к еврейству. По этим причинам, а также в связи с тем, что различные определения еврейства частично перекрываются и оказывают одно на другое взаимное влияние, вопрос определения «Кто является евреем?» остаётся предметом обсуждения и споров.

В то же время, определение того, кого считать евреем, давалось также и различными антисемитскими образованиями, с целью преследования евреев. Эти определения еврейства оказали значительное влияние на характер этого вопроса на протяжении всего XX века.

С образованием Государства Израиль в качестве еврейского национального государства, возникла насущная необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу. Закон о возвращении Государства Израиль гласит.

В Израиле проживает 6 миллионов евреев – это 75% населения страны.

Кроме евреев, в Израиле проживает 1.6 млн арабов (20.5%) и 350 тысяч (4.5%) христиан неарабского происхождения и тех, кто не принадлежит ни к одной из конфессий.

Это, в основном, новые репатрианты и члены их семей.

Население страны постоянно растет: как сообщает издание newsru, в 2012 году в Израиле родились 170 тысяч детей, и около 17 тысяч новых репатриантов прибыли на свою историческую родину.

За рубежом проживают около 500 тысяч израильтян – это, в основном, туристы, студенты, докторанты, израильтяне, работающие в зарубежных компаниях.

Где живут евреи?Феликс Нуссбаум. Автопортрет с еврейским паспортом. 1943

В 2012 году Израиль по количеству евреев обошел своего главного «соперника» — США: теперь еврейское государство — самая крупная еврейская община в мире.

Израиль — единственная страна, в которой численность еврейского населения растет и достигло 6 млн.

На втором месте США – 5.5 млн евреев, на третьем — Франция – 0.5 млн евреев.

На 4-м месте – Канада – здесь проживают 380 тысяч евреев, 5-м – Великобритания — 290 тысяч, 6-м — Россия – здесь проживает 190 тысяч евреев, хотя после переписи 2010 года их было около 250 тысяч.

Много евреев также в Аргентине — 180 тысяч, Германии — 120 тысяч, Австралии — 102 тысячи и Бразилии — 75 тысяч человек.

В этих 10-и странах проживает 96% всех евреев мира.

Есть вопрос, на который, обычно, никто не дает ответа: сколько евреев ассимилировало?

И, если уж задавать вопросы, то до конца: сколько евреев скрывает свою принадлежность к евреям, сколько евреев ненавидят свой народ – за то, что с детства испытывали неудобства или даже гонения…

Может, кто-то из читателей выскажет свое мнение.

Особенно интересно услышать его от евреев-антисемитов…

И, указывая на картины художника Феликса Нуссбаума, погибшего в концлагере, хочется напомнить — вот что было с нашими предками-европейцами, которые верили в то, что образованные фашисты не станут уничтожать евреев…

Мировое еврейское население существенно увеличилось в последние годы и достигло уровня, предшествовавшего холокосту. Об этом сообщает The Guardian.

Институт планирования политики еврейского народа в ежегодном докладе правительству заявил, что в настоящее время в мире проживают 14,2 миллиона евреев. Если учитывать потомков смешанных браков, это число вырастает до 16,5 миллиона - показателя, зафиксированного перед началом Второй мировой войны.

В докладе также указывается, что отчасти причиной увеличения является естественный прирост населения, в основном в Израиле, где проживают 6,1 миллиона евреев. Также это связывают с ростом числа детей от смешанных браков, идентифицирующих себя как евреи. Сообщается, что 59 процентов жителей США, имеющих одного родителя-еврея, определяют себя как представителей этой нации.

Список Геринга
Историк Евгений Беркович о примечательных случаях спасения евреев в годы Холокоста
Директор института Авиноам Бар-Йосеф отметил, что некоторые случаи самоидентификации людей как евреев в США связаны с растущей популярностью и уважением, которую вызывает эта нация.

Холокост - организованное нацистами преследование и массовое уничтожение живших в Европе евреев во время Второй мировой войны. Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев, что в 1939 году составляло почти треть общего числа живущих в мире евреев.

Нередко мы сталкиваемся с таким понятием, как «евреи». Кто такие евреи? В нашей статье мы попробуем кратко осветить этот вопрос.

Евреи - один из древнейших народов семитского происхождения, берущий свое начало в Израильском и Иудейском царствах, а в настоящее время живущий в большом количестве стран мира. На нашей планете с 1948 года находится также и само еврейское государство - Израиль. Численность евреев составляет от 12 до 15 миллионов человек, из которых около 40 % живет в Израиле, а 35 % их — в США. Официальным языком евреев, живущих в Израиле, является иврит, но те евреи, которые находятся за пределами Израиля, говорят на языках народов тех стран, в которых они живут. В некоторых странах существует также несколько особых еврейских языков, самым крупным из которых является идиш, входящий в германскую группу языков.

Исторические корни евреев

Итак, евреи - кто они? Как образовался народ? Исторические корни евреев происходят от потомков Авраама, Исаака и Иакова, которые жили в Египте около 2000 лет до нашей эры. Около тысячи лет до нашей эры этот народ вышел из Египта (Исход) и, пройдя пустыню и приняв Закон Торы у Горы Синай, обрел новую землю Ханаан. Здесь они сформировали 12 колен (племен) и образовали свое Царство. Согласно иудейской истории, евреям пришлось несладко - из-за постоянных воин с соседними государствами, народ расселился по миру. Неприятие иудеями Иисуса Христа способствовало многочисленным гонениям на этот народ, которые продолжаются и по сей день. Только во время Второй мировой войны было истреблено около шести миллионов евреев.

Древний источник еврейского права Галаха, написанный законоучителями Талмуда, определяет еврея как человека, рождённого матерью-еврейкой или обращённого в еврейство в соответствии с религиозным каноном». Иудаизм считается традиционной религией евреев. Понятие «еврей» существует наряду с понятием «иудей», в принципе они неделимы, но все же между ними есть различия: еврей — это национальная принадлежность, а иудей — это человек, исповедующий иудаизм. То есть можно сказать, что иудеи - это евреи в своем большинстве, но существует также и процент евреев, не исповедующих иудаизм, и это тоже нужно учитывать. Понятие «жид» в русском языке относят к унизительным для представителей еврейского народа, и образованными людьми не употребляется.

Обряд посвящения в евреи

Сам обряд посвящения в евреи происходит при помощи процедуры, которая называется гиюром. У мужчин гиюр сопровождается обрезанием крайней плоти и омовением в микве (водный резервуар для смывания ритуальной нечистоты), а женщинам необходимо для посвящения лишь окунуться в микву. Человек, прошедший гиюр, считается евреем по национальности. Он должен соблюдать все 613 заповедей Торы, и, если живет за границей, может претендовать на возвращение в Израиль. Проповедовать иудаизм среди других народов строго запрещено.

Сегодня во всем мире, согласно официальной статистике, насчитывается около 14 миллионов евреев. Существует мнение, что евреев значительно больше. Как мы уже говорили, по обычаям и происхождению различаются общины. На иврит есть два слова (отражающие два разных понятия), которые переводят на русский язык одним словом «община» – это кегила и эда.

Кегила - местная община, группа людей, живущих по соседству - в одном городе, квартале и т. п. - и посещающих местную синагогу (или синагоги, если их несколько). Кегила (мн. ч. кегилот) имеет свое управление, назначает раввина и выполняет другие организационные функции.

Эда. Евреи - единый народ, но на протяжении многих веков они жили в разных странах мира, среди разных народов. Это привело к образованию отдельных групп с разными языками повседневного общения, с несколько отличными обычаями и т.п. Каждая из таких групп называется на иврите эда (мн. ч. эдот). Сегодня крупнейшими эдот являются ашкеназы и сефарды.

Предки ашкеназов («ашкеназим» – от ивритского слова «Ашкеназ»: так в средние века евреи называли Германию) – около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Подавляющее большинство евреев России – ашкеназы.

Сефардами («сфарадим») сегодня обычно называют всех не-ашкеназских евреев. Однако сначала так называли евреев, происходивших из Испании. Испания на иврите – «Сфарад». Евреи были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам – главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и там создали свои кегилот. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, не ведущие своего происхождения от испанских изгнанников, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. На территории СНГ к сефардам относят себя грузинские, горские, бухарские и крымские евреи. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В государстве Израиль несколько меньше половины евреев – сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кегилот имеют и бережно сохраняют свои обычаи в рамках еврейской традиции; различия между ними, как правило, незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но важны для каждого, кто живет в данной общине.

Различия эти не противоречат тому факту, что все евреи – это один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник – Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивиться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, удаленные друг от друга на тысячи и десятки тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди окружавших их гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Вопросы для повторения

Какие названия существуют для обозначения еврейских общин? Откуда произошли эти названия? На какие группы делятся еврейские общины? Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие – к сефардам? Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Еврейские языки

Общим для всего еврейского народа является древнееврейский язык иврит. На этом языке говорили евреи еще несколько тысяч лет тому назад, на этом языке написаны Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира, этот язык сегодня – государственный язык государства Израиль. Еврейская традиция называет иврит «святым языком» – лешон кодеш) и даже сами ивритские буквы – святыми, так как на этом языке, согласно традиции, Вс-вышний произносил речения, посредством которых был сотворен мир.

Конечно, современный иврит – это не в точности тот язык, на котором говорили три тысячи лет тому назад; кроме того, и произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля – это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий.

19 веков тому назад был разрушен Иерусалимский Храм, и большая часть еврейского народа была изгнана из своей страны (Эрец-Исраэль, см. главу «Земля Израиля», стр. 106). Еще до разрушения Храма иврит начал терять функции разговорного языка, этот процесс усилился после ухода народа в изгнание. Постепенно иврит практически перестал быть разговорным языком – на нем писали и читали, но не говорили. И только в начале XX века произошел переворот: под влиянием нескольких энтузиастов, выходцев из России, многие евреи, жившие в Эрец-Исраэль, стали говорить на иврите. Многие евреи видят явное чудо, дарованное Вс-вышним, в том, что язык этот возродился как разговорный за 20-25 лет – во всей мировой истории нет ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно тысячу лет назад) разговорным и литературным языком евреев был арамейский, близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана существенная часть Гмары (см. «Главные книги еврейской традиции»). Существуют также и некоторые молитвы, читаемые на этом языке; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен понимать арамейский язык.

Остальные языки, которые принято называть «еврейскими», были и остаются принятыми в разных еврейских общинах. Самый известный из них – язык ашкеназских общин, идиш, на котором и сегодня говорят и пишут сотни тысяч людей. Некоторые пренебрежительно называют его «жаргоном» и «искаженным немецким», но надо помнить: на идише писали книги еще тогда, когда не существовало литературы почти ни на одном европейском языке. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки – это джудезмо, называемый также ладино (на нем говорят потомки выходцев из Испании), горско-еврейский язык (язык евреев Северного Кавказа) и др.

Вопросы для повторения

Какие языки называются еврейскими?

Почему их так много?

Какой язык - основной еврейский язык? Почему?

Названия еврейского народа

У еврейского народа есть несколько имен. Причин тому много, и у каждого из этих имен – свое значение в традиции:

Еврей – на иврите иври – слово из Торы. Есть разные объяснения этого названия: от ивритского слова авар -«перешел» (или «пришел с другой стороны»); от имени Эвер – одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что слово иврит происходит от того же корня.

Израиль – на иврите Исраэль – имя, которое принял Яаков, один из праотцев еврейского народа (см. дальше), после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение Вс-вышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней Исраэль – сыновья (т. е. потомки) Израиля и бней Яаков – сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт Яаков – «дом Яакова».

Иудей – на иврите йегуди - от Йегуда, имени одного из сыновей Яакова, потомками которого является подавляющее большинство живущих ныне евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках – «иудаизм» и название языка «идиш».

Вопросы для повторения

Какие названия есть у еврейского народа? Что они означают?

Еврейская земля

Несмотря на то, что в течение своей многотысячелетней истории евреи жили в самых разных странах, на свете есть только одна земля, которую традиция считает «еврейской». На иврите ее называют «Эрец-Исраэль» – «Земля Израиля».

Эта земля, согласно традиции, была дарована Вс-вышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. след. главу). На этой земле существовало еврейское государство до изгнания евреев. С тех пор все еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово «диаспора» означает по-гречески «рассеяние»).

Тора рассказывает, что Вс-вышний заключил союз с праотцем Аврагамом (брит-Аврагам), согласно которому земля эта будет отдана потомству Аврагама (отсюда название «Земля обетованная»). И действительно, евреи в древности владели этой землей многие века.

Традиция говорит: придет время, и все евреи снова соберутся в Эрец-Исраэль. Поскольку государство Израиль, в котором сегодня проживают более 4 миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.

Подробнее об этом мы будем говорить в главе «Земля Израиля».

Вопросы для повторения

Какая земля является особой в еврейской традиции?

Что такое «диаспора»?

Первые евреи

Первым евреем был Аврагам живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Аврагама Сара, жена Ицхака Ривка жены Яакова Рахель и Леа праматери евреев.

У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимдн, Леей, Йегуда, Дан, Нафталп, Гад, Ашер, Исахар, Звулун, Йосеф и Биньямпн. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали свои большие семьи – отсюда произошло выражение «Двенадцать колен (родов) Израиля». Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является. Название «Двенадцать колен Израиля» перешло и на весь еврейский народ.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия «12 родов» было и географическое значение. Дело в том, что после завоевания евреями Эрец-Исраэль земля была поделена между этими родами. Расселение двенадцати колен Израиля мы можем видеть на карте на стр. 25. Однако названия наделов не совсем идентичны именам сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви – левиты (на иврите – левиим) - стал родом священников. Они должны были жить со всеми родами и поэтому не получили надела земли. В то же время род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше – по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Вопросы для повторения

Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.

Что такое двенадцать колен Израиля?

Кто еврей?

Мы уже несколько раз употребляли слова «еврей», «еврейский». А кто же считается евреем? В еврейской традиции существует четкий ответ на этот вопрос.

Первыми евреями были праотцы и праматери еврейского народа, о которых мы говорили выше.

Как мы узнаем дальше, в главе «Основные периоды еврейской истории», семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки были выведены Вс-вышним из Египта и в пустыне, у горы Синай, приняли Его учение – Тору. Все стоявшие при этом у горы Синай – евреи.

Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать – еврейка.

Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, присоединиться к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не обязывает весь мир стать евреями; для того, чтобы пройти гиюр – процедуру перехода в еврейство, – человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания жить по заповедям Торы. Нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только «насильственный гиюр». Запрещено также убеждать иноверца перейти в еврейство. Перешедший в еврейство называется гер.

Бывали времена, когда совершение гиюра было опасно, так как власти карали за него смертной казнью – еще в XVIII веке это происходило в Польше и России.

История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они сами или их потомки прославились в еврейском народе.

Вопросы для повторения

Кто согласно традиции является евреем?

Можно ли стать евреем? Как называется процедура перехода в еврейство?

Евреи сегодня

Сколько евреев сегодня в мире? На этот вопрос, как ни странно, трудно ответить точно. Причин тому несколько.

Во-первых, во многих странах – например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико – не существует точной статистики по национальному признаку.

Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.

В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны – как, например, на территории бывшего СССР – живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) были еврейками. Эти люди являются евреями по галахе, но зарегистрированы в официальных документах как неевреи и часто сами не знают о том, что они евреи.

Все это, конечно, сильно осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки еврейского населения каждой страны – например, это сделал в «Атласе по истории еврейского народа» английский исследователь Мартин Гилберт.

Сводка таких статистических данных позволяет предположить, что сегодня на Земном шаре примерно 14 миллионов евреев.

Около 30% из них – больше четырех миллионов – живут в государстве Израиль.

Самая большая община диаспоры находится в США и насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев.

На втором месте в диаспоре – СНГ, где по официальной статистике проживает около полутора миллиона евреев. Учитывая сказанное выше об ассимиляции и о евреях, не знающих о своем еврействе, можно предполагать, что число это в действительности больше в несколько раз.

Относительно большие еврейские общины имеются также во Франции, на Украине, в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.

Вопросы для повторения

Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на Земном шаре. Почему нельзя определить это число точно?

Какие большие общины диаспоры вы знаете?

Лексикон

ашкенази

бней Исраэль

бней Яаков

Бейт Яаков

лешон кодеш

Эрец-Исраэль

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!