Иудаизм бог иудеев. Иудаизм — еврейская религия

Сегодняшний рассказ пойдет об Иудаизме – религии еврейского народа, в нем мы поговорим об основных идеях, сути, принципах, философии и традициях иудаизма, этой известной системе вероисповедания, подарившей миру библию Ветхого Завета и Талмуд.

Иудаизм, как еврейская религия берет свое начало от Иуды – сына основателя Израиля .

Согласно мифу, отцу Иуды Иакову, во сне под видом ангела явился сам Бог, с которым он боролся всю ночь, прося благословения. За такую религиозность Бог дал Иакову имя «Борющийся с Богом» или Израиль .

Исторические корни иудаизма

Иудаизм считается очень древним религиозным направлением, насчитывающим более 3000 лет. Его история развития условно делится на 4 периода: Ранний библейский период (XX век до н.э.), когда племена евреев поклонялись силам природы, звездам, горам, растениям и даже животным.

Следующий период истории иудаизма – Новозаветный, после возвращения евреев в Палестину VI веке до нашей эры, где уже почитался Закон Моисея или Тора. Как считается, пророк Моисей вывел из рабства евреев, и они стали жить по его законам.

Тогда же возник и обряд обрезания как инициация, а также для снижения сексуальности, и чтобы люди не занимались сексуальными практиками, считавшимися порочными.

В то время иудаизм разделился на множество направлений. Так в одних традициях опора была на храмовые культы, а в других основывались на любви к ближнему.

Современный иудаизм

Третий период – это индуизм Раввинов или Талмудов (II век н.э.), где упор происходит на 10 заповедей: 1 — один Бог, 2 – не сотвори себе кумира, 3 – не произноси имя Бога напрасно, 4 – субботу посвяти Богу своему, 5 – чти отца и мать, 6 – не убивай, 7 – не прелюбодействуй, 8 – не кради, 9 – не лги, 10 – не желай чужого себе.

И последний период – индуизм с 18 века и по настоящее время. Хотя сегодня религия в Израиле не носит государственного статуса, все же свадьба, развод и смерть – этими вещами занимаются только религиозные учреждения .

Основные идеи иудаизма

Иудаизм провозглашает единственность Бога, и то, что человек сотворен по его образу и подобию. Вот почему человек любит Его и стремится к Нему.

И Бог выступает не только как Абсолют, но и как источник Любви. Человек создан наделенным бессмертным духом и все люди равны по духу.

Также существует идея того, что еврейский народ избранный Богом и должен нести Божественную истину для всего человечества. Если даже человек не еврей, ему следует хотя бы выполнять Семь Законов Ноя: жить без идолопоклонства, почитать Бога, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не есть живого животного и создание демократичной системы судейства.

Принципы иудаизма

Все основные принципы иудаизма основаны на вере, и они составляют основу воззрения иудейской религии. Эти принципы таковы:

  • Безусловная вера в то, что Творец правит всем, и Он все создал;
  • Творец единственен, и он есть наш Бог;
  • Молиться надо только Творцу
  • Все, что говорили пророки – истина;
  • Все законы данные пророками истинны;
  • Творец знает все дела земные человека и воздает за соблюдение заповедей, наказывая за нарушения их;
  • Вера в приход Спасителя или Мессии.

Суть религии иудаизм

Сущностное положение в иудаизме заключается в едином Боге для каждого человека, что он все создал. И необходимо соблюдать определенные предписания и соглашения перед Богом, чтобы быть принятыми им. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то он переводится именно как соглашение, или договор между Богом и человеком.

Ветхий Завет состоит из Закона Бытия или Торы, где объясняется, как Бог создал небо и землю, и все остальное. Бог создал и человека в Эдемском саду, и наказал ему не есть плоды от дерева добра и зла, иначе умрешь.

И создал из ребра Адама жену ему, и были они голые и не стыдились ни друг друга, ни Бога. Как мы можем видеть, в каждом человеке есть мужское и женское, и лишь, когда начинается разделение на себя и других начинается двойственность и страдания из-за различения на себя и других.

Моисей главный пророк иудаизма

Важнейшей личностью и возможно главным пророком для иудеев считается пророк Моисей. В то далекое время, а это согласно летописи VIII век до н.э., множество иудеев были захвачены в плен царем Египта, и именно Моисей согласно писаниям освободил их из плена поставив ультиматум египетскому царю.

Некоторые наверно слышали про 10 казней Египта, когда желая освободить иудеев, Моисей по воле Бога насылал наказание на Египет в виде насекомых, вода превращалась в кровь или казнь младенцев.

Тогда поверил царь египетский и отпустил иудеев, но затем изменил свое решение и отправился в погоню за пленниками. И тогда, стоя у черного моря, расступилась вода перед Моисеем и прошли они по дну моря, а перед солдатами египетскими захлопнуло море свои воды. И уверовали иудеи в силу Бога. Там же в Египте у горы Синай Моисей восхвалил Бога и дал иудеям 10 заповедей.

Философия иудаизма

Поэтому историю иудеев можно условно разделить на период до пророка Моисея, когда философия иудеев была чисто племенной и основывалась на поклонении силам природы. И второй период, когда пророк Моисей объединил верой в единого Бога всех иудеев, дав соответствующие законы для повседневной жизни и заповеди.

Данные законы были записаны в так называемом Пятикнижие Моисея или Тора, которые он получил, как считается, на горе Синай от самого Бога. В Торе записано, как Бог создал землю, небо и все живое, там же даны предписания Бога для повседневной жизни, заповеди и история иудейского народа.

Тора - это классическая еврейская библия или Ветхий Завет, и она не только является религиозной философией иудеев и иудаизма, но и оказала свое влияние на христианство, и на ислам.

Традиции и течения иудаизма

Сам иудаизм разделен на многие традиции и течения. Так существует, например, классическая форма религии, которая придерживается законов, данных Моисеем и записанных в писаниях.

Считается, что учение Моисея не только было записано в Торе или Ветхом Завете, но и в Талмуде, которое передавалось в устной форме от одного поколения к другому.

Так же существует и современный иудаизм, который интегрирован с современной культурой государства и цивилизацией.

Вывод

Разные народы, так или иначе, хотят познать Бога, и еврейский народ не исключение. Поскольку каждая культура считает именно своего Бога уникальным, мы можем сделать вывод, что сам Бог находится скорее в каждом человеке и доступен каждому человеку на земле, независимо от расы или места рождения, а не где-то сидит на облаке и считает всех людей на своих пальцах.

Видимо есть в каждом человеке нечто такое, что хочет оторвать его от земли и взметнуть куда-то в самую заоблачную высь, туда где, похоже, и находится его настоящий дом и где ждут. А вот что это такое, и кто в действительности его там ждет, мы будем разбираться в следующих статьях на эту тему. А также еще не раз говорить о различных аспектах и более глубокой философии иудаизма, а также о других его священных писаниях, вроде каббалы.

Поэтому оставайтесь с нами на связи – и мы продолжим писать про самое самое духовное и очень близкое по духу каждому человеку и также о сути десятках других мировых религий, вроде Б или .

Вопрос о религии и вере всегда будет волновать человеческие умы. Интерес к природе человечества и его Создателя не угасает с самого рассвета человеческой эпохи. Считается, что именно еврейский народ признан богоизбранным и ближайшим к нашему Творцу, а столица Израиля Иерусалим — столицей трех религий: христианства, иудаизма и ислама. Так какая же вера у названного избранным Богом народа и во что же они верят?

Во что верят евреи?

Согласно данному вероисповеданию, Бог выделил еврейский народ как народ-проповедник, имеющий своей миссией донести до каждого на Земле их предназначение.

Несмотря на свою исключительность, еврейский народ подвергался длительным гонениям и бедам, и верят они в то, что их беды на Земле завершатся с приходом Мессии.

Вера иудеев основывается на десяти принципах:

  • Учение о создании всех людей на Земле Богом по своему принципу и подобию;
  • Принятие Бога не только как творца или создателя, но и как отца по отношению к человеку;
  • Жизнь каждого человека или народа принимается как его диалог с Богом;
  • Принцип исключительной ценности человеческой жизни и человека;
  • Принятие равенства каждого человека перед Богом;
  • Наличие священной миссии у еврейского народа — донести Божественные истины до каждого человека;
  • Соблюдение всеми евреями 613 основных заповедей, а неевреями 7 законов;
  • Принцип превосходства духовного над материальным;
  • Верование в приход Мессии;
  • Учение о том, что в определенный момент все мертвые воскреснут и станут снова жить на Земле.

Какие заповеди соблюдают евреи?

Так же как и у православных верующих, соблюдающих десять священных заповедей, у иудеев также есть законы, которым они должны следовать. Всего их шестьсот тринадцать , триста шестьдесят пять из которых являются запретительными — на каждый день в году, а двести сорок восемь — предписательными.

Для неевреев иудаизм предлагает семь заповедей, соблюдая которые каждый может войти в Небесное Царство вместе с евреями:

  1. Запрет богохульства;
  2. Запрет воровства;
  3. Запрет кровопролития;
  4. Запрет идолопоклонства;
  5. Запрет кровосмешения;
  6. Запрет употребления мяса, отрезанного от живого существа;
  7. Требование установления справедливой законодательной системы.

Священная литература иудаизма

Как и каждом вероисповедании, в религии иудеев также существуют столпы, на которых крепится вся религиозная история народа, их учения и законы. В иудаизме основным священным писанием является Танах, в который входят:

  • Учение Тора , создателем которого считается пророк Моисей;
  • Нэвиим - двадцать одна книга хронологическо-исторического содержания;
  • Кэтувим - сборник из тринадцати книг, включающих в себя разнообразные религиозные жанры.

Танах является аналогом Старого Завета у православного народа, содержащий в себе информацию и знания о происхождении и развитии еврейского народа, Божественные заповеди и законы, а также основные черты зарождения иудаизма, повлекшего за собой становление ислама и христианства.

Как и верующие других религий, евреи свято блюдут религиозные предписания, описанные в Танахе, надеясь на исходе жизни познать Милость Божию.

Разновидности иудаизма

Имея обширную и древнюю историю, религия иудеев получила развитие в различных направлениях, отличающихся культурой, традициями и даже диалектами.

На данный момент иудаизм имеет следующие разновидности:

  • Ашкеназы и Сефарды. Евреи западной и восточной традиции соответственно. Их различие состоит в том, что развитие разных культур - Запада и Востока оказало значительное влияние на трактование Танаха, произношение слов и культуру в целом, в результате чего произошло данное разделение;
  • Иудеи разных регионов. Традиции уклада жизни разных регионов также оказали влияние на течение и развитие иудейской религии;
  • Мировоззренческое разделение. По степени дозволенности иудаизм делится на либералов, консерваторов и ортодоксов;
  • Популярные течения. Во всем мире, в разных странах иудаизм принял несколько распространенных ответвлений: хасидизм, литваки, религиозные сионисты, антисионисты и многие другие.

Кто может исповедовать иудаизм?

Становление иудеем происходит двумя способами: рождение чистокровным евреем, либо совершение перехода в иудаизм — прохождение Гиюра. Этим еврейская религия отличается от других национальных: он не только наследуется по праву крови, но и готов принять любого желающего.

Однако, добиться принятия в иудаизм совсем не просто. Желающего обратиться в основную еврейскую религию очень долго отговаривают, проверяя твердость его намерений и настойчивость. И только человек, проявивший необходимую решительность может обратиться к желанному вероисповеданию.

Евреи — древнейшая нация из ныне существующих. Об его исключительном предназначении ходят легенды и написано множество трактатов. Именно поэтому вопрос о вероисповедании этого народа, его традициях и верованиях никогда не будет полностью раскрыт. Однако, на данный момент на вопрос: «Какая вера у евреев?» мы можем дать однозначный ответ - иудаизм .

Видео: кому молятся евреи в синагоге?

В данном ролике иудей Матвей Кауфман расскажет, какому Богу поклоняется этот народ:

Иудаизм является одной из самых древних религий. Его истоки восходят ко II тысячелетию до н. э. Окончательно он сформировался в I тысячелетии до н. э.

Во II тысячелетии до н. э. на севере Аравийского полуострова обитали еврейские племена, которые вели кочевой образ жизни. Основным занятием их было скотоводство. Они исповедовали первобытные политеистические верования.

Начиная с XV-XIV вв. до н. э. еврейские племена приступают к завоеванию земледельческих областей Палестины и оседают на покоренных землях. Постепенно первобытнообщинные отношения сменяются рабовладельческими. Примерно к X в. до н. э. у евреев складывается рабовладельческое государство, которое вскоре распадается на два царства - Израиль и Иудею. В это время и начинают складываться собственно иудейская религия.

Первоначально у евреев было много богов. Особую роль играли главные боги того или иного племени. Постепенное возвышение племени Иуды вело к тому, что из множества древнееврейских богов выделяется главный бог племени - Яхве, который становится главным богом всех евреев, а затем и единственным их богом. Большое значение в этом процессе имело построение в Иерусалиме храма в честь Яхве, который стал центром иудейской религии.

В I тысячелетии до н. э. создается основной религиозный документ иудаизма - Тора, включившая в себя пять первых библейских книг: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие». Текст Торы создавался на протяжении длительного периода времени, начиная с XIII и кончая V в. до н. э. В основу содержания Торы легли предания как еврейского народа, так и мифы ассировавилонян, египтян, финикийцев и других народов Востока. На протяжении V-I вв. до н. э. Тора была дополнена другими «священными книгами», которые вместе с Торой составили первую часть Библии - Ветхий завет.

Ветхий завет является идейной основой иудейской религии. В ветхозаветных книгах рассказывается о сотворении богом человека и мира и о жизни первых людей- Адама и Евы в раю, об их известном грехопадении и изгнании их из библейского рая, о судьбе потомков этой «первой четы», а затем с религиозных позиций излагается история еврейского народа вплоть до нашей эры. В ветхозаветных библейских книгах содержатся вероучительные положения иудейской религии, многочисленные моральные и религиозные предписания, которыми обязан руководствоваться правоверный еврей, а также ритуальные предписания и пророчества. Кроме сугубо религиозных книг, Ветхий завет включает в себя произведения, представляющие собой литературные памятники еврейского народа.

В VII-VI вв. до н. э. начинается расселение евреев за пределами Палестины, вызванное ассирийскими и вавилонскими завоеваниями. Оно особенно усиливается в период римского владычества и после подавления иудейских восстаний против Рима в I и II вв. н. э.

Находясь в рассеянии (диаспоре), евреи лишаются возможности посещать свой религиозный центр - Иерусалимский храм, который в 70 г. н. э. был разрушен римлянами. Поэтому они начинают собираться в местные собрания - синагоги. Руководящая роль в синагогах постепенно переходит к раввинам - религиозным наставникам, которые пользовались авторитетом знатоков «священного писания». Раввины занимались толкованием Торы и других книг Ветхого завета применительно к новым историческим условиям. Результатом этой деятельности раввинов явился Талмуд, составленный в IVb. до н. э.-V в. н. э. Талмуд представляет собой свод различных наставлений в вере, религиозно-юридических и этических норм, ритуальных правил и т. п. Постепенно Талмуд превратился в документ, регулирующий жизнь еврейских общин и регламентирующий до мелочей жизнь каждого верующего еврея.

В иудейском рассеянии возникает ряд сект, отражавших в религиозной форме классовую неоднородность еврейского общества. Так, секта саддукеев выражала интересы духовенства и верхушки еврейского общества, секта фарисеев - интересы средних социальных слоев, а секта есеев, или эссенов,- бедноты.

Пришёл к нам из еврейского народа, в то время, когда евреями заимствовались и дополнялись традиции и обряды Религия становится важной частью еврейской цивилизации и служит противовесом процесса христианизации общества. Таким образом, иудаизм, основные идеи которого раскрываются в единстве Бога и его союзе с израильским народом, воздействует на жизнь иудеев и включает в себя исторические и национальные элементы.

Так, вероучение иудаизма состоит из тринадцати моментов, в которых указывается, что Бог един, им был сотворён мир и всё живое, пророкам была передана мудрость Господа, Моисей является миссией, предполагается новый приход мессии и воскрешение мёртвых. Все эти пункты во многом схожи с христианством, однако, иудаизм не признаёт Иисуса Христа, как мессию. Сами евреи утверждают, что иудейский народ наделён особой миссией, которая направлена на донесение истины человечеству, поэтому Бог передал евреям некоторые заповеди для совершения этой цели. Всего существует 10 заповедей иудаизма, которые легли в основу древней Библии иудеев. Четыре из них отображают отношения человека и Господа, остальные раскрывают отношения между людьми. Невыполнение данных заповедей рассматривается как грех, поэтому человек несёт наказание не только в загробной, но и в реальной жизни.

Отвержение Иисуса Христа и ожидание иного спасителя в своё время стало причиной государственного крушения Иерусалима. После падения Иерусалима иудаизм основные идеи свои отображает в Талмуде, в это время возникают предписания о том, что еврей должен быть приближен к Богу, при этом его внешний облик обязан соответствовать некоторым требованиям. Так, верующий должен пройти процесс обрезания, носить длинные волосы и бороду. Таким образом, иудаизмом, провозглашавшим верование о едином Боге, распространяются учения о сотворении Господом человека по своему образу, и о его стремлении помочь в борьбе за добро.

Вероучения иудаизма отображены в Торе, большое внимания здесь уделяется поведению человека, сама же религия предполагает Так, все евреи выражают свои верования в молитвах, отвергая идею искупления грехов. Можно сказать, что иудаизм основные идеи отображает в веровании в бессмертие души человека, в избранность иудейского народа, для евреев иудаизм выступает единой истинной верой, в основе которой лежат две идеи: избранность народа и его универсальность. Поэтому он является религией одного народа, критерием которого служит соблюдение обрядов и традиций.

Таким образом, каждый человек, чьи родители являются евреями, проповедует иудаизм, основные идеи которого раскрывает Тора:

Через покаяние, то есть возмещение ущерба, лежит путь к прощению;

Человек должен быть верным истине и любить иных людей;

Человек должен оказывать помощь ближнему и тп.

Иудаизм на сегодняшний день не имеет храмов и священной книгой данного религиозного направления принять считать Талмуд, в который входит Тора, Ветхий Завет и иные религиозные письмена. Можно сказать, что является книгой, имеющей огромное влияние во всём мире, так как в нём сплотились две мировые религии.

На протяжении многих веков иудейский народ искал выход из духовного тупика, именно иудаизм сыграл огромную роль в сплочённости и сохранении еврейского народа.

Таким образом, он во многом схож с христианством. На сегодняшний день многие евреи начинают осознавать ошибки своих предков касаемо роли Христа в мировой истории и религии, поэтому принимают все-таки его своим спасителем. Иудаизм официальный продолжает ждать пришествие мессии.

Иудаизм - национальная религия, ее исповедует евреи. Отсюда часто еврей и иудей рассматриваются как тождественные понятия. Хотя, это не правильно, поскольку начиная с эпохи Просвещения в среде евреев появляется светская культура, понятия иудей и еврей разделяются.

Иудаизм возник в начале II тыс. до н.э. Ее основоположником считается Авраам - один из вождей племенного союза, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Отметим, что к семитским племенам в тот период истории относились древние народы Месопотамии. Их религиозные воззрения были языческими.

Возникновение монотеизма послужило мощным фактором, под влиянием которого и формировалась еврейская нация . Единобожие для них стало отличительным признаком, по вере в одного Бога они объединялись.

Монотеистические представления древних евреев скалывались достаточно длительный исторический период. Он получил название библейского. Это так называемая эпоха патриархов (праотцов) еврейского народа - Авраама, Исаака, Иакова. Об их деяниях мы узнаем из Библии, а точнее из ее первой части - Ветхого Завета.

Да и сам образ Бога, названного Яхве, трансформировался. Сначала он был полон страстей, нуждался в еде, жилище, то есть мало чем отличался от языческих богов Месопотамии. А со временем он превратился в некую абстрактную силу. Кроме того, единый и вечный Яхве становится еще и бестелесным. Он непостижим, и только сам открывается человечеству через пророков. Поэтому для иудаизма характерен запрет на художественное изображение Бога.

Бог в представлении иудеев - это Верховный Судия, перед которым предстоит держать ответ по своим делам и помыслам. Принципиально важно подчеркнуть, что монотеизм иудеев способствовал формированию национального самосознания как избранного народа, утверждающего волю Господа на земле. Евреи превратились в единственных носителей нравственно-религиозной миссии. Завершение исторического призвания народа Божия должно осуществиться через явление Мессии. Это посланец Божий, который не только восстановит Израиль, но и соберет рассеянный по всему свету еврейский народ, установит на земле царство всеобщего мира и братства. Поэтому учение Иисуса Христа, носившее вненациональный характер, было воспринято иудеями как ложное, а сам Христос как лжепророк.



Наибольший вклад в развитие иудаизма внес ветхозаветный пророк Моисей, который окончательно утвердил монотеизм в Синайском Завете, именуемом так по названию горы, где на Моисея снизошло божественное откровение, а также были открыты главные заповеди (религиозные законы), которым должен следовать каждый уверовавший.

Бог дал Моисею 10 заповедей, которые тот записал на каменных скрижалях. Они стали основой религиозной этики иудеев, на них базировалась духовная жизнь евреев. «Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних».

Теперь озвучим «Десять заповедей» , или Синайский завет (закон):

1. Да не будет у тебя других богов перед ликом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить Его.

5. Почитай отца твоего и матерь твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего.

Необходимо подчеркнуть, что эти нравственные ориентиры стали фундаментом религиозной этики христиан, а в дальнейшем – мусульман.

Но структура Синайского завета гораздо сложнее. Со II по VI вв. н.э. формировались законы иудаизма, ядром которых стали десять заповедей. Всего же в иудаизме 613 заповедей. Ортодоксальные евреи следуют каждой из них педантично и досконально, не допуская даже в условиях современного развития никаких трансформаций культа. При этом, заповеди включают в себя не только нравственные заветы, но и правила и нормы поведения, социальные обязанности и пр.

Принципиально важно, что еврейский народ добровольно принял к исполнению эти заповеди, «за что, согласно заключенному Союзу, несет полную ответственность. Это обязательство народа . В случае невыполнения евреями своих обязательств перед Богом Он предрекает им череду исторических бедствий: изгнание и рабство » . Такая установка, в итоге, выработала особый менталитет евреев, которые воспринимают несчастия нации как Божью кару.

Одновременно, евреи ревностно оберегают свою веру. В их мировосприятии лучше принять смерть, нежели отречься от собственных морально-религиозных установок. Поэтому иудейские общины вели достаточно замкнутый образ жизни вплоть до XVIII века.

Хотя здесь существенное влияние оказал и фактор христианского антисемитизма . При этом отношение к евреям как к низшей расе, вредоносной силе обосновывалось с религиозных позиций: «В евреях ненавидели потомков Иуды» , - отмечал немецкий исследователь В. Шубарт. Результатом антисемитизма стало и постоянное перемещение евреев, уничтожение еврейских общин в одних странах и их возникновение в других. При этом отрицательное отношение к иудеям заставляло тех еще ревностнее охранять свою религиозную культуру.

Конечно, под давлением обстоятельств, поставленные перед выбором - отказ от веры или жизнь - некоторые принимали христианство. Так было в Испании XV века, где под давлением христиан иудеи были вынуждены отказаться от своих убеждений. Таких испанцы презрительно называли марраны (свиньи).

Скажем и о том факте, что, живя в разных странах, каждая еврейская диаспора создавала самобытную культуру, отличную от культуры других еврейских общин, так как, несмотря на неприятие, иудеи испытывали влияние народов, живущих рядом с ними.

Приведем наиболее общую классификацию еврейских общин :

v Ашкеназы - потомки немецких евреев, они создали разговорный язык идиш, ставший впоследствии общим языком европейских евреев (священный богослужебный язык евреев – иврит);

v Сефарды - потомки испанских евреев;

v восточные евреи - выходцы из азиатских и африканских стран.

Религиозная концепция иудаизма изложена в специальных священных книгах.

Первая и самая важная книга иудеев - ТаНаХ (в христианской терминологии Ветхий Завет). Язык ТаНаХа - это древнееврейский язык, или иврит, на котором совершаются все богослужения иудеев в наши дни. ТаНаХ состоит из трех частей. Рассмотрим их более подробно.

1. Тора, ее, по преданию, даровал сам Господь, а Моисей записал. Интересно, что Тору не возможно принять один раз в жизни, ее нужно принимать постоянно, а точнее выполнять законы книги.

2. Невиим - 8 книг пророков, в которых переплетаются исторические описания и морально-религиозные поучения.

3. Ктувим - содержит псалмы, хроники, притчи и философские повествования.

Самой значимой книгой ТаНаХа является Тора. Вокруг нее строится религиозная жизнь иудаизма, ее изучали специально подготовленные люди. Уже в V в. до н.э. были знатоки Торы, толковавшие книгу для простых представителей иудейской общины. Они начали работу, итогом которой через восемь столетий стало создание Талмуда (в переводе с иврита, изучение). По сути, Талмуд - это свод законов .

Почти сразу после завершения этого труда, Талмуд становится объектом изучения. И теперь издание Талмуда не возможно без комментариев. «Все еврейские школьники, изучающие Талмуд, непременно пользуются комментариями Раши», считающиеся классическими.

Объем самого Талмуда очень велик: 20 томов. Поэтому «возникла потребность в его сжатом изложении. Эту задачу выполнил Рамбам, создавший так называемую «Мишне-Тору».

Еще один пласт еврейской литературы составляет «Агада», или сборник поучительных притч.

Отдельного внимания заслуживает так называемая каббалистическая литература. Каббала - эзотерическое теософское учение с элементами мистики и магии. Или, каббала - это религиозно-мистическое течение. В основе учения кабалистики лежит учение о тайном знании, которое передается от учителя к ученику тайно.

В основе каббалы лежит толкование Библии. Ее рассматривают как некий зашифрованный текст, который возможно истолковать только с помощью специальных методов. Для каббалистов «Мир порожден эманацией божества, имеющей 32 основные формы, которые соответствуют 10 цифрам и 22 буквам еврейского алфавита». Десять цифр каббалы соответствуют 10 воплощениям Бога. Каждое из них наделено специфическими качествами, а вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальными мирами. Интересна каббалистическая идея солнечного ангела, высшего посредника между Богом и Вселенной.

Принципиально важно подчеркнуть, что в иудаизме отсутствует институт рукоположенного духовенства . А раввин, обучаемый в специальной религиозной школе, «не считается преимущественно перед мирянами человеком, на котором почиет Божия благодать, и, в силу этого, призванным быть более, чем другие члены общины, сведущим в Законе и потому компетентным в решении религиозных вопросов », - отмечал крупный еврейский историк З. Крупицкий. Поэтому, при отсутствии раввина руководить богослужением может любой совершеннолетний мужчина-еврей, обладающий соответствующими знаниями.

Важное место в ритуальной практике иудеев занимает молитва, совершаемая ежедневно, как в синагогах, так и индивидуально. Центральное место в синагогальных службах отводится молитве «Шмонэ-эсре», или Амиде (букв. стоя), так как при ее чтении встают. Она содержит исповедание веры в единого Бога. Другой значимой молитвой является каддиш (поминальная).

Кроме того, ряд обрядов иудаизма касается особых дней жизни каждого еврея. Главный из них обряд обрезания (брит-мила). Он должен проводится над каждым мальчиком на восьмой день рождения и знаменует собой подтверждение Союза между Богом и еврейским народом. При обрезании ребенку дают имя. А вот для девочек не существует специальных обрядов. Просто провозглашают ее имя публично в синагоге в первую субботу после рождения.

В иудаизме существует много праздников: Рош-а-Шана (Новый год), Йом-Кипур (день искупления), Песах и другие. Самое важное место в религиозной практике иудаизма занимает празднование субботы (Шаббат ). Для верующего еврея - это очень радостный день. Давайте вернемся с вами к Синайскому Завету и прочитаем 4 заповедь «Помни день субботний, чтобы святить Его». Почему такой смысл отводится именно субботе? Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать. Седьмой же посвятить Богу. Таким образом, иудаизм создал уникальную обрядовую практику, которая является необходимой составляющей жизни любого верующего еврея.

Иудаизм в России

На территории России иудеи жили испокон веков. Здесь в первую очередь стоит сказать о Хазарском каганате. Хазары - тюркоязычный народ, занимавший обширную территорию от Каспия до среднего Днепра, включая Северный Кавказ и степной Крым.

Принятие хазарами, неевреями, иудаизма - исключительный исторический факт , более того, иудаизм стал государственной идеологией. Хотя, надо отметить, что иудаизм был принят только в социальных верхах каганата.

Но, иудеи жили и непосредственно на территории, принадлежавшей Киевской Руси. Еще в VIII-IX веках складывается группа славяноязычных евреев. А в Киеве еврейские общины существовали практически с начала основания города.

До принятия христианства, на Руси относились к еврейскому населению с терпимостью. После принятия христианства иудеи стали подвергаться гонениям. Тем не менее, еврейские общины продолжали свое существование в русских городах.

О заметном существовании иудаизма как особой культурной общности мы можем говорить в эпоху императорской России (XVIII - нач. XX вв.) Отношение к еврейской нации было весьма противоречивым. В большей степени носило характер дискриминационный, хотя иногда российское правительство пыталось смягчить свое отношение к иудеям. Так, еврейское население ограничивалось в зонах проживания, была установлена черта оседлости, евреям запрещалось заниматься разными родами деятельности. Особенно тяжелым было положение этой нации в эпоху царствования Николая I и Александра III.

Фактом отечественной истории являются и еврейские погромы, первый из которых произошел в 1821 году в Одессе. Подобные зверства продолжались вплоть до Советского периода. Однако, справедливости ради сказать, российские власти подавляли погромы. Так, в годы революции 1905 – 1907 гг. участникам еврейских погромов военно-полевые суды выносили смертные приговоры (наряду с революционерами). Принципиально важно, что подобные зверства осуждались и крупными православными деятелями. Например, Иоанном Кронштадским. Он выступил с осуждением организаторов кишиневского погрома, которые вместо праздника Светлого Христова Воскресения «устроили скверноубийственный праздник сатане ».

В советский период, несмотря на провозглашенное равенство всех народов, населяющих Россию, себя в полной мере проявила политика антисемитизма, репрессии. Правда, если во времена культа личности Сталина они носили открытый характер, то в последующие годы антисемитизм принял завуалированные формы. Хотя именно в советский период истории России, евреи внесли весомый вклад в Отечественную культуру. Это выразилось и в творчестве писателя И.Бабеля, театре Михоэлса, картинах М. Шагала и многих других. В России постсоветской на государственном уровне антисемитизм исключается.

Сегодня в нашей стране кроме евреев проживают караимы . Этноконфессинальная группа, религиозные представления которой существенно отличаются от классического иудаизма. Традиционно этот народ проживает в Крыму.

Караимы, первоначально возникли как еврейская секта в VIII веке. Поселившись в Крыму, не имея контактов с другими евреями, развивались изолированно от всего остального еврейства.

Отличия от традиционного иудаизма следующие :

Ø признание в качестве Священного Писания только ТаНаХа

Ø игнорирование спора о пророках, признание и Христа, и Мухаммеда в качестве пророков единого Бога;

Ø специальные молитвенные дома, канессы, вместо традиционных синагог и ряд других специфических черт.

Небезынтересно, что в Российской империи Екатериной II караимское вероисповедание было признано официально, репрессивные политические меры, такие, как, например, черта оседлости, на них не распространялись. Они были уравнены в правах с другими неправославными подданными, культурно воспринимались как отдельный народ, неиудеи .

Общие выводы :

Сегодня евреи переживают период Возрождения религиозных традиций, забытых в советский период. Данные процессы происходят болезненно из-за разнообразия еврейских традиций, существовавших на территории России. Русские, горские, польские, грузинские евреи, караимы и другие пытаются сохранить частичку самобытной религиозной культуры.

Главная заслуга иудаизма как монотеистической религии, в том, что на его базисных моральных установках возникли две мировые религии: христианство и ислам.

Кроме того, заслуживает уважения религиозная стойкость иудеев и их мужество перед трагедиями, которыми наполнена еврейская история. Тем не менее, в иудаизме существует ортодоксальное направление, резко противопоставленное всему остальному миру, придерживающееся принципов замкнутости, изоляционизма. Такой иудаизм в современном обществе оказывает негативное воздействие и служит дополнительным стимулом для развития социальных и политических конфликтов.

Вопросы самоконтроля:

1. Духовные основы иудаизма. Роль религии в истории евреев.

2. Иудаизм на территории России: общая характеристика.