Менталитеты разных народов. Зарисовки по пути

Понятия менталитет, ментальность с конца 80-х годов XX века получили довольно широкое распространение в отечественной научной и публицистической литературе, средствах массовой информации, стали составной частью лексики современного русского языка. Следует обратить внимание на то, что практически никто из ученых не разграничивал понятия менталитет и ментальность, используя для этого такие слова из западноевропейских языков, как mentality (английский язык), mentalete (французский язык), mentalitat (немецкий язык). Аналогичная ситуация наблюдается и в современной отечественной и зарубежной гуманитарной науке.

Стремительно вошедшее в обыденную и научную речь понятие менталитет тяготеет к различным отраслям гуманитарного знания. При этом в литературе можно встретить использование синонимов категорий менталитет и ментальность (что вполне допустимо при недостаточной философско-методологической разработанности проблемы).

«Ментальность - это система взглядов, задач и их решений, неявных установок, ценностных ориентаций, умозаключений, особенностей поведения, которая закрепилась в народном сознании, в культурных стереотипах; менталитет - это то, что отличает одни общности от других» .

В словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой менталитет оценивается как понятие «книжное» и определяется как «осмысление мира, прежде всего с помощью образов, окрашенных эмоциональными и ценностными ориентациями, тесно связанными с традициями, настроением, чувством» . Речь, таким образом, идет не столько о системном характере менталитета, а, сколько о некой, включенной в это понятие, совокупности различных явлений духовной жизни.

Термин менталитет достаточно своеобразно определяется в англоязычных словарях. Так, например, известный словарь Webster определяет mentality как mental capacity, то есть как умственную способность, или как mental power, как умственную силу, мощность, как mental outlook, то есть умственный взгляд, умственную перспективу, что можно понимать и как мировоззрение . Приводится значение данного термина и как state of mind - состояние разума.

Схожее определение мы находим и у С.Г. Тер-Минасовой: «понятие менталитет включает в себя склад ума, мироощущение, мировосприятие, психологию. Иными словами, менталитет - это мыслительная и духовная настроенность как отдельного человека, так и общества в целом. Mentality - (degree of) intellectual power; mind, disposition, character (менталитет - уровень интеллектуальных возможностей, склад ума, настроение, характер)» .

Перечислим свойства менталитета, выявленные нами по различным источникам:

1. Менталитет включает в себя мышление.

2. Менталитет означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т. е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций.

3. Одной из сторон менталитета являются нормы поведения.

Менталитет - это не модное понятие, а научная категория, отражающая определенное явление, коренящееся в глубинах народной жизни. Стремясь к уточнению понятия, многие авторы используют весьма неоднозначные или даже метафорические описания, относя их то к менталитету, то к ментальности.

Следует заметить, что при всей пестроте и многообразии определений того, что есть менталитет и чем он не является, не утратило актуальности следующее замечание: когда хотят объяснить что-то необъяснимое, как бы витающее в воздухе, но объективно существующее, говорят: «Это наш менталитет»; когда не желают чего-то объяснять - тоже находят отговорку в менталитете.

Что же касается однозначной трактовки понятия, то для каждой области знания он открывается новой, невидимой гранью. И действительно, проблематичным оказывается даже вопрос о приоритете введения термина менталитет в научный оборот. В литературе не обнаруживается четкого различения понятий ментальность и менталитет. Просто одни авторы употребляют первое понятие, другие - второе. Итак, постулируя различие понятий, определим, что такое ментальность и менталитет.

Из истории науки известно, что понятие ментальность было предложено Леви-Брюлем, который использовал его для описания особого мышления дикарей. Люсьен Февр и Марк Блок, заимствовав это понятие у Леви-Брюля, применили его для обозначения общего умонастроения, склада ума, коллективной психологии, умственного инструментария, психологической оснастки людей, принадлежащих к одной культуре, являющихся членами одного общества. Общий менталитет дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.

Такой подход позволяет давать очень широкое толкование категории менталитет и использовать ее для обозначения любого более или менее устойчивого комплекса представлений о мире. Однако именно картина мира, включающая в себя представления о личности и ее отношении к социуму, о свободе, равенстве, чести, добре и зле, о праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о соотношении нового и старого, о смерти и душе (картина мира в принципе неисчерпаема), именно эта картина мира, унаследованная от предшествующих поколений и непременно изменяющаяся в процессе общественной практики, лежит в основе человеческого поведения.

В определенном смысле категория менталитет может быть отождествлена с категорией подсознательная духовность. Выступая в качестве ядра смысловой сферы индивида, менталитет одновременно есть «система заложенных в основание культуры взаимосвязанных универсалий, которые являются формами хранения и трансляции фундаментальных представлений о мире и социального опыта жизни в этом мире» .

Под менталитетом мы также понимаем и «исторически сложившееся долговременное умопостигаемое единство наиболее устойчивых представлений, стереотипов и архетипов, проявляющихся на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в виде особого образа мыслей, мироощущения и мировосприятия, и имеющего аксиологическое, эмоциональное и поведенческое воплощение» .

Элементы, составляющие менталитет, существуют не просто в своей разнородности, а сливаются в некий духовный сплав. «Менталитет воплощает в себе то общее, что лежит в основе сознательного и бессознательного, рационального и эмоционального, общественного и индивидуального, мышления и поведения, веры и образа жизни. Менталитет проявляется в позициях, ценностных ориентациях, мировоззренческих и поведенческих стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке» .

С одной стороны, менталитет определяет наши предпочтения (поведенческие, ценностные, нормативные), с другой - выступает основой отталкивания человека от всего того, что ему чуждо основой неприятия определённых стандартов поведения, идей. Можно сказать, что менталитет - это своего рода вертикальный срез нашего духовно-душевного мира, исследование которого есть поиск ответа на вопрос «почему я такой?».

В российских справочных изданиях последних лет по социально-политическим наукам научное определение понятия менталитет отсутствует. Между тем это слово получает все более широкое распространение, активно завоевывает свое место в социологии, политологии, социальной антропологии, в публицистике и информатике, то есть используется в разных областях человеческих знаний. При этом в одних случаях используется понятие менталитет, в других ментальность.

Отличие этих терминов, по мнению некоторых авторов, состоит в том, что менталитет имеет всеобщее общечеловеческое значение, а ментальность может относиться к различным социальным сферам и историческим временам.

Философский способ интерпретации предопределяет менталитет не только как «тип устройства сознания, мировосприятия, понимания, как способ мировоззрения», но и как «рационально практическую дееспособность, в результате чего возникают культурные феномены» .

Философски значимая сущность менталитета проявляется в его глубинной содержательности как способа мышления, познания, понимания, на основании которых выстраивается определённая социокультурная созидательная деятельность.

Определение менталитета с позиций исторической психологии звучит следующим образом: «менталитет - это совокупность всех характеристик, отличающих ум, образ мышления одного человека от другого» . По мнению последователей данного направления, образ или стиль мышления у различных народов неодинаков. У каждого народа свои представления о личности и ее отношении к обществу, о свободе, о равенстве, чести, добре и зле, о ходе истории и т.д.

Социокультурный подход трактует менталитет как «совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, которые влияют на исторические и социокультурные процессы» . Другими словами, менталитет - это некая совокупная характеристика людей, живущих в отдельной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.

В современных российских теоретических исследованиях проблем ментальности встречаются достаточно интересные парадоксы. Так, например, посвятив целый раздел учебника по культурологии «ментальности как типу культуры», П.С. Гуревич не пытается даже обстоятельно рассмотреть значение данного понятия, делая лишь некоторые ссылки на других исследователей. В результате такого подхода остаётся фактически нераскрытой сама проблема ментальности как типа культуры.

Одним из важнейших аспектов термина ментальность является «обозначение определённого качества ума, характеристики активно проявленного мышления» . Именно интенсивные отличия способности мыслить, понимать и выражать своё понимание присущи ментальности как характеристике человеческого мышления и деятельности.

Из специальных исследований, центрированных на менталитете, отметим работу В.В. Колесова «Язык и ментальность» (2004), который предлагает следующую трактовку понятия менталитет: «менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования» .

Специалист в области лингвокультурологии А.К. Михальская, рассматривает термины менталитет, ментальность и душа народа в качестве синонимов и считает, что их значение -- это «способ мышления личности или общественной группы, присущая им духовность, склад ума, мировосприятие» .

Для этнолога А.П. Садохина менталитет вроде бы также тождествен национальному характеру (душе народа), а еще - психическому складу этноса . Одновременно менталитет для него - это также и «относительно целостная совокупность мыслей, верований, создавших картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности» .

Обратимся к понятию национальный менталитет. Под национальным менталитетом обычно понимают «образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления», а также «исторически сложившуюся, устойчивую специфическую форму проявления и функционирования общественного сознания в жизнедеятельности определённой национальной общности людей» . Поскольку существенным элементом национального менталитета является отражение реальных условий жизнедеятельности, практика общения с другими народами, уровень использования их социального, нравственного и интеллектуального опыта, то видно, что понятие менталитет перекрещивается и смешивается с такими понятиями, как национальная психология и национальный характер.

Вырабатываясь исторически и генетически, менталитет образует ту духовно-поведенческую специфичность, которая делает представителей одного народа непохожими на представителей других народов, и в силу этого он становится важным фактором самоидентификации той или иной общности.

Менталитет народа всегда несёт на себе печать национального, ассоциируясь с такими понятиями, как национальное сознание, национальный характер, народный дух и т.п. Он является выражением специфики национального своеобразия. Полноценное знакомство с любой культурой предполагает не только изучение материальных составляющих этой культуры, не только знание её исторической, географической и экономической детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей языка этой культуры. Национальный менталитет заявляет о себе в привычках, обычаях, передающихся из поколения в поколение, в нормах поведения.

Менталитет обусловлен национальными, культурными, цивилизационными, географическими и социально-политическими особенностями жизни и деятельности людей. Поэтому его изучение обязывает учитывать влияние на поведение людей окружающих условий, быта, климата, традиций и других обстоятельств.

По словам Э.Гуссерля, «как бы ни были враждебно настроены по отношению друг к другу европейские нации, у них всё равно есть внутреннее родство духа, пропитывающее их и преодолевающее национальные различия» .

Общее сближает народы, позволяет увидеть и понять неповторимость культуры, традиций, предопределяет уважительное отношение к государству и его народу.

Человеческая культура, социальное поведение и мышление, как известно, не в состоянии существовать без языка и вне языка. Мышление и мыслительные реакции содержат заложенные в них и оценочные отношения, и соответствующие им смысловые ориентации деятельности.

«Менталитет скрывается в поведении, оценках, манере мыслить и говорить. Выучить и подделать его нельзя, можно лишь «впитать» вместе с тем языком, который вмещает в себя мировоззрение и коды данной культуры» .

Являясь средством человеческой коммуникации и потому социальным и национальным по своей природе, язык не может не нести на себе отпечатки особенностей мировоззрения, этических и культурных ценностей, а также норм поведения, характерных для данного языкового сообщества. Каждая национальная культура есть результат проявленной деятельности национального менталитета, так как национальная культура не существует вне национального менталитета. Все это находит свое отражение в лексике языка, о чем говорится много и часто. Понимаемый нами менталитет составляет часть народной культуры.

Так как к особенностям менталитета относятся черты национального характера, определенная этническая модель окружающей действительности, мироощущение и мировосприятие, специфика поведения представителей изучаемой лингвокультурной общности, то именно поэтому для раскрытия духовной структуры общества мы используем такую категорию, как национальный характер. С. М. Арутюнян определяет его как «своеобразный национальный колорит чувств и эмоций, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий материальной жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике ее национальной культуры» . Довольно распространенным является мнение о национальном характере, согласно которому это не совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт. На уровне бытового сознания существование у каждого народа национального характера не вызывает сомнений, является как бы аксиомой. Особенно часто эта мысль возникает во время пребывания, даже самого краткого, в чужой этнической среде. Оно укрепляет убеждение в том, что люди этой общности во многих отношениях сильно отличаются от нашей: об этом свидетельствуют черты их жизни и быта, порой даже внешний облик людей, их поведение и пр. Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа, и даже его истории.

«Когда речь идет о русском национальном характере, первая и немедленная ассоциация - это душа, которая обычно сопровождается постоянным эпитетом: загадочная. Загадочной представляется русская душа иностранцам, которые много об этом говорят и пишут - то с восхищением, то с насмешкой. Русское слово душа гораздо более распространено, чем английское soul и играет огромную роль в духовной жизни русского народа. Для русского народа, у которого в национальной системе ценностей на первом месте стоит духовность, душа, главное, стержневое понятие, превалирующее над рассудком, умом, здравым смыслом. Англоязычный же мир, наоборот, поставил в основу своего существования Его Величество Здравый Смысл» .

Таким образом, говоря о менталитете той или иной нации, народа, мы затрагиваем сложную, многослойную совокупность механизмов и способов действия, тесно связанных с многовековой культурой народа, ее обретенными и закрепленными способами реагирования на изменения внешнего мира, определяющими поведение нации.

В целом, понятие менталитет включает в себя следующие содержательные компоненты:

образ жизни как относительно самостоятельную систему основных форм жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, связанную с национальным укладом, стилем, обрядностью, бытом и др.;

духовные основы народной жизни, взятые в широких исторических рамках (истоки в форме исторической памяти, историческое наследие как духовно-нравственный потенциал, проявляющийся в исторической идентификации);

национальную психологию (национальный характер).

Мы приходим к следующим выводам: во-первых, менталитет - это целостная картина мира в её ценностных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; менталитет проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создаёт этноментальное пространство народа на данной территории его существования; во-вторых, национальный менталитет - это образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления; в-третьих, национальный менталитет неразрывно связан с национальным характером, под которым понимается не только совокупность специфических, своеобразных, присущих только данному народу черт, но также своеобразный набор универсальных общечеловеческих черт.

Менталитет – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущая определенной этнической группе, нации, народности.

Менталитет играет одну из ключевых ролей в формировании мироощущения, миропонимания человека.

Менталитет - неосознанно и автоматически принятые установки, коллективные представления, содержащиеся в сознании ценности, мотивы и модели поведения, стереотипы реакций, общие в целом для эпохи и социальной группы и лежащие в основании рационально построенных и отрефлексированных форм общественного сознания.

Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре и социальной среде. Процесс начинается в раннем детстве с овладения национальным языком, адаптации бытовых и социальных условий жизни.

Менталитет отражает своеобразный образ мыслей сложившийся у людей на протяжении истории как часть общественного феномена социокультурной реальности.

Ментальные установки обычно воспринимаются человеком как нечто не вызывающее сомнений и естественное, и он не отдает себе отчет, почему мыслит и действует так, а не иначе.

Другой, гораздо более фундаментальной константой, определяющей мышление, характер и мировосприятие человека, является его врожденный векторальный набор , не зависящий от принадлежности к той или иной этнокультурной среде.

Формирование менталитета

Менталитет формируется на протяжении поколений, и целесообразно рассматривать его устройство как состоящее из устойчивой структуры – «ядра» и более изменчивой «периферии».

Ядро формируется под воздействием геосреды, ландшафта и климата.

К более изменчивым структурам периферии следует отнести язык, традиции, религии, воспитание, быт.

На формирование ментальных предпосылок народа большое влияние могут оказывать также геополитические факторы.

В стремлении выжить и прийти в сбалансированное состояние с окружающей средой естественным образом происходит отбор определенных векторальных свойств и способностей, наиболее востребованных для выживания и адаптации людей в данных условиях окружающей среды.

Все особенности, способности и таланты человека закладываются и в мере развития проявляются в соответствии с его векторальным набором. Соответственно, и менталитеты складываются из ценностей тех векторов, которые в главной степени определяют выживания этой социальной группы на ландшафте.

Типы менталитетов

Всего существует четыре типа менталитетов, сформированных в определенных природных условиях. Их примерами могут служить кожный менталитет в странах западной Европы и США, анальный менталитет в арабских странах, мышечный менталитет в странах юго-восточной Азии и уникальный двойной уретрально-мышечный менталитет в России и странах, располагающихся на территории бывшего СССР. Особенности месторазвития и территориальное распределение менталитетов тесно связаны с природными факторами. Кожный менталитет формируется на территориях с благоприятными для выживания климато-географическими условиями. Анальный - в горах, мышечный - в лесах, уретральный - в степях.

Формирование менталитета следует рассматривать в исторической перспективе.

Ареол обитания этноса в настоящее время зачастую сильно отличается от территорий, на которых происходило формирование этого этноса и свойственных ему ментальных особенностей. Области обитания этноса исторически изменяются. Так, для русского этноса, населявшего территории западной и южной частей Восточно-Европейской равнины, характерно почти непрерывное расширение.

Кожный менталитет

Ярким примером кожного менталитета являются страны западной Европы. Климат этих территорий мягок и благоприятен для земледелия, что способствует высокой урожайности. Европейский ландшафт богат разнообразием форм поверхности, территории ограничены извилистыми береговыми линиями. Людям, населяющим эти территории, ландшафт настойчиво навязывает ощущение границы, предела, точной определенности, отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда.

Благоприятный климат и высокая урожайность стимулируют изобретения новых технологий для сбора урожая. Излишки урожая формируют в человеке инстинкт частного собственника, а также нуждаются в защите от разграбления. Кожный менталитет тяготеет к урегулированию отношений с помощью общих законов, в основе которых лежит постулат «мое – это мое, твое – это твое». Равный для всех закон выступает в роли защитника и гаранта сохранности частной собственности, а его исполнение контролируют соответствующие органы по охране общественного порядка. В качестве оплаты за защиту взимается налог с прибыли.

Сегодня национальный характер европейца тяготеет к жизни по правилам и законам, обеспечивающим четкие правовые и личностные свободы. Ценность - жить в изобилии, достатке и комфорте. Кожный менталитет устремлен к построению общества потребления. Неоспоримая значимость уникальной человеческой жизни и высшая ценность интересов отдельного человека включены в структуру кожного менталитета.

Анальный менталитет

Горная среда специфична тем, что живущие в ней люди были фактически лишены возможности менять окружающий их ландшафт. В результате этого народы, населяющие данные территории, естественным образом находились на более низкой ступени технологического развития и были в большей зависимости от природного окружения. Часто горы являются серьезным препятствием для проникновения через них других народов и вместе с ними инноваций. Поэтому носителям горного менталитета присущ консерватизм в отношении любого рода социокультурных нововведений.

Местное население – это, как правило, немногочисленные, разрозненные группы народов. В горах крайне мало пригодных для жизни территорий, что вынуждало горделивых горцев быть в постоянной готовности дать отпор захватчикам. По этой же причине горцам свойственно чувство сильной привязанности к своей земле и «своим» людям. Условия обособленности и замкнутости, в которых формировались горные народы, являлись причиной их враждебности ко всему чужому и нетерпимости, как к нежелательным соседям, так и к их культуре.

Процесс самоидентификации у горцев происходит «по крови»: горцы придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почтением относятся к родителям и старшим.

Консерватизм, приверженность традициям, ценность семьи, ощущение кровного родства – это ценности исключительно анального вектора .

Мышечный менталитет

Мышечный менталитет складывается преимущественно в лесах. Он включает в себя ценности мышечного вектора: физическую силу, выносливость, трудолюбие и способность переносить трудности, определяющие выживание в суровых условиях дикой природы леса.

Например, на Руси основой для выживания была освобожденная от леса земля. Подсечно-огневое земледелие лесных территорий требовало тяжелого труда и большого количества работников и было не под силу одной крестьянской семье. Излишков урожая практически не было, поэтому рыночные отношения складывались крайне медленно (торговать было нечем). Примитивное земледелие в лесах и суровые климатические условия сильно затрудняли ведение индивидуального хозяйства, вынуждая крестьян стягиваться в общины, и способствовали формированию коллективистских принципов.

Общинный принцип выживания – базовое объединение группы людей на основе основных потребностей тела – есть, пить, дышать, спать. Так, люди живут в нищете, впроголодь, однако в крайней сплоченности, необходимой для выживания.

Мышечный человек получает удовлетворение от длительного тяжелого физического труда и по природе не имеет амбиций и особых притязаний помимо обеспечения базовых желаний (есть, пить, дышать, спать). В мышечном векторе нет ощущения себя отдельной от всех единицей, т.е. нет ощущения отдельности своего «Я» в той мере, в которой оно есть в других векторах. Вместо «я» есть ощущение себя частью коллективного «мы».

Уретральный менталитет

Уретральный менталитет формируется у степных, кочевых народов. Особенно актуальна в данном контексте именно географическая зона Великой Евразийской степи, находящейся в климатическом поясе умеренных широт. Это единственная в мире сплошная полоса травянистых пустынь и степей, удобных для кочевников-скотоводов.

Примером народов с уретральной ментальной надстройкой могут служить татары, монголы, гунны, скифы, половцы.

Степь – особый ландшафт, бескрайние, широкие, раздольные земли. Степь для человека символизирует волю и не ограниченную никакими запретами свободу. Однако это также опасное пространство, полное кочевниками-головорезами и ворами. Про степь говорят: чтобы ощутить просторы степи, надо проехаться по ней верхом на резвом скакуне.

Ментальные уретральные ценности также нашли свое отражение в комплементарном им образе идеального всадника-воина, бесстрашного, легкого и быстрого, отважного, отчаянно-храброго в битве. У кочевых народов был распространен культ всадника, который в свою очередь был связан с культами коня, солнца, огня и неба. Военная история конно-кочевых народов примечательна величайшими политико-милитарными результатами. Это люди величайшей военной доблести, завоеватели.

В Новом Свете кочевая культура в точном смысле слова не могла создаться по причине отсутствия там лошадей до появления европейцев. В Америку лошадей завезли в XVI веке, в Австралию – в XVIII веке.

Уретральный вождь - это сгусток энергии, обладатель горячей крови и четырехмерного либидо. Уретральник - проявление животного альтруизма в природе. Он - тактик, обеспечивающий расширение жизненного пространства за счет освоения новых земель и горизонтов. Он - страсть и огонь.

Каждая нация уникальна и неповторима. И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале. И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.

Общее понятие менталитета

В общем понимании менталитет - это совокупность различных особенностей (умственные, эмоциональные, культурные, а также ценностные ориентации и установки), которые характеризуют определенную группу, нацию, народ или народность. Этот термин возникает в истории, но на данный момент и другие науки тоже его используют, например, такие как психология и социология.

Совокупность взглядов, оценок, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. - все это выступает характеристиками той или иной группы людей. Менталитет является коллективной чертой, а не индивидуальной.

Понятие

Национальный менталитет - это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.

Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм - это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.

Уровни

Национальный менталитет - это двухуровневое явление. Первый уровень - генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека - это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.

Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение и др., - это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.

Менталитет и национальный характер - тождественные понятия?

Достаточно часто эти два явления приравнивают друг к другу. Но это неправильно, так как существует определенные отличия между ними. Прежде всего, менталитет связан с умственными способностями, силами и потенциалом, а также мировоззрением. Здесь нет места эмоциям.

Национальный характер, в свою очередь, включает определенный колорит чувств и эмоций, уклад жизни конкретного этноса, особенности восприятия мира, мотивы поступков и моральные нормы. Разница между национальным менталитетом и национальным характером сначала может показаться неочевидной, но она есть.

Посмотрим на практике

Нет такого человека, у которого бы не было стереотипного мнения о какой-либо нации. Немцы - веселый и добрые, англичане - скромные и чопорные, американцы - открытые и патриотичные.

Русский национальный менталитет также имеет свои определенные черты:

  1. Спасибо периоду СССР за общественность и коллективность русского человека. Общее чаще всего у нас превалирует над личным. Каждый сталкивался с тем, что бабушка около подъезда считает важным сказать, как вы одеты и что она о вас думает, хотя никто ее об этом не спрашивал. Но, с другой стороны, забота о других выражается в приятных мелочах, например, вас всегда предупредят о том, что дальше по дороге стоит патруль ДПС.
  2. Чувства преобладают над разумом. Русские люди часто помогают другом, не задумываясь о собственной выгоде, а действуют просто от сердца. Корысть и эгоизм в общем смысле не присущи
  3. Личный негативизм. Большое количество русских людей замечают в себе больше недостатков, чем достоинств. Не всегда наши люди спокойно реагируют, если кто-то случайно наступит на ноги (речь идет о случаях, когда виновный извинился). На улице редко люди друг другу улыбаются и просто так не разговаривают.
  4. Улыбка не считается знаком вежливости. Если западный человек вам улыбается, это не всегда значит, что вы ему нравитесь. Вы можете быть ему максимально противны, но он будет улыбаться, так как это вежливо. Русские люди улыбаются искренне и только тем, кто им по-настоящему приятен. Вежливая улыбка, наоборот, вызывает неприятие.
  5. Споры - наше всего. Русские люди очень любят спорить по самым разным вопросам, начиная от автомобилей и консервированных заготовок и заканчивая политикой и философией. При этом такая форма общения находит свое место не потому, что а как следствие живого и очень эмоционального общения.
  6. Русские люди слишком сильно верят в добро. Также распространена среди людей идея, что государство - главное. Оно может и дать, а может забрать. И отсюда вытекает следующие национальные особенности.
  7. Принцип "жить и не высовываться". Демократия является молодым явлением для России, поэтому многие люди еще не привыкли, что могут реально что-то изменить в государстве, в котором живут.
  8. Терпимость к воровству и обману. Часто вследствие доброты русского человека прощаются мелкие локальные нарушения, но именно из-за таких прощений появляются большие правонарушения, которые уже гремят скандально на всю страну.
  9. Халява и любовь к ней. Здесь и говорить много не надо. Любит наш русский человек то, что достается просто и бесплатно.
  10. Двоякое отношение к здоровью. О себе русский человек часто не заботится, не идет в больницу пока совсем не приспичит, но вот инвалидам может помогать и ухаживать за больными. Выйти на работу нездоровым - легко. Жалость также занимает большое место в черте русского менталитета - нам жалко собак, кошек, детей, стариков. Но при этом нам не жалко людей среднего возраста, которые тоже могут оказываться в сложных жизненных ситуациях.

Как обстоят дела за границей?

Национальный менталитет - это безумно интересно. Узнавая про другие нации и их особые черты, невольно задумываешься, как вообще так можно жить, потому что некоторые моменты могут идти полностью вразрез с твоими собственными убеждениями.

У британцев, например, свой национальный менталитет. Примеры: они очень тяжелы на подъем и очень уважают частную жизнь. Это возводится даже в некий культ. Британцы умеют держать себя в руках, холодно вежливы и горды. Радость случается или горе, невозмутимость будет отражаться на лице. Британцы не любят показное, предпочитают комфорт и порядок. При всем этом они очень дружелюбны и всегда готовы прийти на помощь. Еще одна британская черта - умение распределять собственный ресурс на работу, семью, друзей и себя самого. В чем проявляется национальный менталитет британцев кроме перечисленного? Тщеславность - то, чего у них не отнять. Так исторически сложилось, и ничего с этим не сделать. Они считают, что самое лучшее - в Великобритании.

На формирование национального менталитета влияют несколько групп факторов. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Природно-географические факторы влияния

Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм. Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).

Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского - широта души, второй - гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) - созерцательность и мечтательность.

Религиозные факторы влияния

Национальный менталитет - это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли. Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.

Социально-исторические факторы влияния

Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты. Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт. Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни. В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:

  • объединение генофондов;
  • заимствование культурных практик;
  • формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.

Язык как проявление нации

Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. Содержание окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру. Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии - все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор. Грамматическая - статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.

Заключение

Национальный менталитет присущ каждому этносу. Отличительные черты, характеры людей, традиции и обычаи, язык - все это создает уникальность и самовыражение каждого народа. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще происходит культурный обмен. И очень важно не потерять в его ходе этническую ценность и самоидентификацию. Потому что главное богатство нашего мира - это многочисленные его народы. А богатство народа - это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.

Важнейшими понятиями в связи с анализом коллективной языковой личности на уровне нации являются менталитет, национальный дух, национальный характер, концептосфера, языковая картина мира, тип (архетип) и стереотип . Современные исследователи пытаются определить Гумбольдтовское понятие народного духа через термины «коллективная память», «менталитет», «картина мира», «лингвокультура».

Коллективная память , запечатленная в языке и духовной культуре, выступает как средство хранения и накопления информации, требующее поддержание знаковых систем, определенного метода упорядочения, организации информации по ее ценности и содержанию. Коллективная память соотносится с понятием «разделенного знания», на базе которого в процессе общения строится новое содержание – продукт совместного творчества коммуникантов.

Необходимо разграничивать национальный менталитет и национальный характер. Отличие национального менталитета от национального характера заключается в следующем: менталитет связан преимущественно с логической, концептуальной, когнитивной деятельностью сознания, а национальный характер – с эмоционально-психологической сферой. Национальный характер – это сложившиеся эмоционально-психологические нормы поведения человека в обществе. Иными словами, национальный характер это психологические стереотипы поведения народа.

Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления и многое другое. Но, учитывая то, что менталитет – понятие, характеризующее не только нацию в целом – специфическим менталитетом обладают и различные социальные группы людей, можно сказать, что менталитет – это специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной группы людей.

Главным признаком понятия «менталитет» является его принадлежность определенной социальной или культурной группе. Таким образом, в нем изначально заложена потенциальная возможность быть противопоставленным менталитету другой группы. Параметрами противопоставления могут быть когнитивные и мыслительные схемы и модели, образы и ценностные ориентиры.

Можно говорить о менталитете личности, группы и народа (этноса). Менталитет конкретной личности обусловлен национальным, групповым менталитетом, а также факторами личного развития человека – его индивидуальным образованием, культурой, опытом восприятия и интерпретации действительности. Это личные ментальные механизмы восприятия и понимания действительности.

Групповой менталитет – это особенности восприятия действительности определенными социальными, возрастными, профессиональными, половыми группами людей. Хорошо известно, что одни и те же факты действительности, одни и те же события могут быть по-разному восприняты и интерпретированы в разных группах людей. Так, известно, что игроки проигравшей команды имеют тенденцию приписывать поражение влиянию объективных факторов (плохое поле, необъективное судейство и др.), в то время как наблюдатели склонны объяснять поражение субъективными факторами (не проявили воли, не старались, не хватало скорости и проч.). Есть детская, мужская, женская «логика». Существует национальный менталитет – национальный способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов нации. Разный национальный менталитет может воспринимать по-разному одни и те же предметные ситуации. Национальный менталитет как бы заставляет человека видеть одно и не замечать другое.

Русский менталитет, к примеру, неизменно фиксирует покорность азиатских женщин и не замечает повышенной активности собственных, в то время как азиаты прежде всего фиксируют активность и даже агрессивность русских женщин, на замечая покорности и пассивности собственных.

Понимание воспринятого также во многом обусловливается менталитетом. Например, американец при виде разбогатевшего человека думает: «богатый – значит умный». Русский же в этом случае обычно думает «богатый – значит вор». Понятие «новый» у американца воспринимается как «улучшенный, лучший», у русского - как «непрове-ренный». Русские учащиеся понимают повторное объяснение учителя того же самого материала как стремление добиться лучшего понимания ими этого материала, помочь ученику, а финны нередко думают про такого учителя: «Он нас за дураков считает».

Менталитет преимущественно связан с оценочно-ценностной сферой, ценностным аспектом сознания. Он оценивает воспринимаемое как хорошее или плохое, как представляющее ценность, соответствующее ценностям или не соответствующее им. К примеру, концепт белая ворона оценивается русским менталитетом негативно, так как существует ценность – соборность, коллективизм.

Национальный менталитет представляет собой национальный способ восприятия и понимания действительности на базе присутствующих в национальном сознании стереотипов, готовых мыслей, схем объяснений явлений и событий, механизмов каузальной атрибуции. Это стереотипы мышления. Вслед за Г. Малецке С. Даль выделяет следующие факторы, влияющие на парадигму мышления: логика мышления; развитость индуктивного и дедуктивного, абстрактного и конкретного мышления. Существует мнение, что западное мышление, построенное на аристотелевской логике, является аналитическим, линейным, рациональным, в то время как для восточных культур характерна логика холистическая, ассоциативная, аффективная. В западном мышлении превалирует индуктивное, а в восточном – дедуктивное начало. Хотя Даль отмечает одинаковую способность русских и американцев мыслить абстрактно, американцы имеют склонность к более конкретным формам мышления, нежели русские.

Социальное, физическое и коммуникативное поведение определяются менталитетом. Более того, национальный менталитет направляет динамику формирования и развития концептов. Целый ряд исследований подтверждает, что между менталитетом и языком существует тесная связь.

Индивидуальная языковая личность реализуется на уровне идиолекта, который представляет собой «персональную» лингвисти-ческую систему конкретного коммуниканта, с вариациями на фонологическом, грамматическом и лексическом уровне. Каждый идиолект неповторим, как отпечатки пальцев индивида. На его характер влияет множество факторов: пол, возраст, социальное положение, место жительства, психотип, физиологические особенности и т. д., которые в совокупности образуют то, что называется индивидуальностью .

Идиолектные различия проявляются в тончайших нюансах произношения и интонации, специфическом для данного индивида, отборе лексических средств, особенностях синтаксиса и т. д. Даже минимальные единицы (звуки, буквы и цифры) могут приобретать индивидуальные символические значения и ассоциации. Так, например Кафка признавался, что находит букву К «оскорбительной, даже тошнотворной», несмотря на то, что это «его» буква.

В силу культурных различий идиолектная «мозаика» отличается от одной культуры к другой. Сложное переплетение коллективного и индивидуального в языке и речи обусловливает дополнительные сложности в МК. Дело в том, что часто бывает трудным определить, что в коммуникативном поведении индивидуума принадлежит лично ему, а что является отражением национально-специфических особенностей всего языкового коллектива. В результате при общении представителей разных культур черты идиолектной личности могут обобщаться и ошибочно возводиться в ранг национально-специфических. Именно в этом заключается механизм формирования стереотипов . С другой стороны, национально-культурные черты поведения могут игнорироваться на основании того, что представитель другой культуры не идентифицирует их как обобщенные, а считает присущими лишь конкретной личности.

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности.

Слово менталитет происходит от французкого Mentalité, что в переводе означает направление мыслей. Можно еще сказать - это коллективный образ мышления каких-то общностей людей (не обязательно народов) и производные от этого мышления групповые их особенности: культурные, социальные, мировоззренческие, бытовые и другие.

Существуют разные теории возникновения менталитетов, но все же общепринятым является представление об определяющем влиянии климата и других природных условий на их формирование. Что же на самом деле накладывает различия на менталитеты разных народов?

Системно-векторная психология Юрия Бурлана, обладая возможностью точно дифференцировать разные свойства и проявления человеческой психики, вносит в эти теории свои поправки.

Действительно, формирование тех или иных ментальных особенностей зависит от условий проживания социума, которые определяют как его общие приоритеты в мышлении, так и общие ценности. Именно вокруг этих ценностей и происходит естественное объединение больших групп людей, которое потом уже обретает форму народа, государства.

Интересны в этом плане попытки некоторых правительств искусственно сформировать государство из людей разных ментальных ценностей. Как мы понимаем системно, такие попытки всегда обречены на провал. И понятно почему. Нельзя надолго объединить большие массы людей под флагом не свойственных им жизненных ориентиров. Такое образование не будет жизнестойким, потому что клей, который его держит, не проникает вглубь психики каждой отдельной единицы в этом объединении. Подобное склеивание поверхностно и разламывается при первом же ударе.

Системно-векторная психология показывает, что объединение людей на уровне этносов, народов, государств происходит на базе свойств, которые составляют основу человеческой психики и происходят от наших добавочных желаний. Добавочные желания образуют восемь групп, которые в системно-векторной психологии названы векторами. Базовые желания (есть, пить, дышать, спать), выполнение задачи выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени и плюс к этому добавочные желания (у каждого вектора свои) - это и есть психика человека, его жизнь. Кроме этого, для нас по большому счёту ничего нет и, опираясь на это, мы взаимодействуем друг с другом на всех уровнях: в паре, группе, обществе. Исходя из этих же свойств психического формируются этносы, государства, менталитет разных национальностей.

  • Вектора делятся на верхние и нижние .
  • Верхние: зрение, звук, оральность, обоняние.
  • Нижние: уретра, анальность, мышечность, кожа.

В контексте менталитетов нас, прежде всего, интересуют нижние вектора. Четыре нижних вектора соответствуют четырем «выводящим» эрогенным зонам - это , и вектора. Это и есть либидо, жизнь, выживание, составляющие которого разделены на две квартели: квартель пространства - это сохранение массы и формы живого вещества , выживание в данный момент (охотники и добытчики в первобытной саванне, кожные и мышечные люди), и квартель времени - продолжение живого вещества в будущее (вождь стаи) и сохранение прошлого опыта (учитель) - уретральные и анальные люди.

Люди не рождаются без нижних векторов, ведь такой человек был бы не жизнеспособен. Любое свойство,желание в верхних векторах черпает силы для своего развития и реализации внизу. Большой социальный организм не способен на длительное сохранение своей целостности, если он не объединяется вокруг одной из этих «нижних» групп желаний, свойств (а значит, и ценностей, приоритетов), не формирует общие нейронные связи на ее базе. Таким образом, мы имеем дело с четырьмя видами менталитетов: уретральным, анальным, кожным и мышечным.

  • Мышечный менталитет обеспечивает наращивание «массы», большой прирост населения (Китай).
  • Анальный менталитет, ориентированный на сохранение традиционного уклада жизни (арабские страны).
  • Кожный менталитет, ориентированный на ускоренное инновационное развитие, построение общества потребления (страны Запада).
  • Уретральный менталитет, ориентированный на обеспечение будущего, рывок в неизведанное (Россия и частично постсоветское пространство).

В отдельно взятом менталитете могут развиваться и другие системы ценностей, которые являются лишь дополнением к основным. Например, в чаще проявляют себя системы ценностей комплементарного ему анального вектора (порядочность, уважение к традициям, истории). Кожные системы ценностей чужды нам, мы их презираем, ведь уретральный вектор контрарен кожному (лучший пример - наше отношение к жадности, которая на Западе именуется «разумной экономией»). В западном кожном менталитете до недавнего времени анальные системы ценностей слабо, но ещё присутствовали, но с молниеносным развитием общества потребления ушли в прошлое.

На базе разных менталитетов разное развитие и направление приобретают и социальные институты, создаваемые теми или иными верхними векторами. Так, например, на базе уретрального менталитета развивается элитарная зрительная культура и звуковая духовность. На базе кожного менталитета процветают обонятельные финансы и стандартизированная массовая культура.

Помимо этого в системно-векторной психологии существует понятие «ментальная надстройка» . Рождаясь в данной стране с данным менталитетом, человек, какого бы векторного набора он не был, впитывает ценности общества, в котором живет. Это и называется ментальной надстройкой.

Например, любой рожденный в России человек имеет уретральную ментальную надстройку. Знаменитая широта русской души, щедрость и упование на справедливый суд и батюшку царя - всё это в крови у русского человека.

От великого Чингис Х ана до загадочной русской души:

Есть еще много разных деталей, дополняющих эту картину, но в любом случае понимание тех или иных ментальных особенностей разных общественных образований базируется на первичном представлении о восьми векторах и понимании закономерностей их взаимодействия между собой на разных уровнях (человек, пара, группа, общество). На основе этого понимания выстраивается совершенно новое понимание геополитической картины мира и основных тенденций развития человечества.

Узнать больше о векторах, их сущности и влиянии на человека можно уже на бесплатных онлайн лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »