Что такое сознание в философии определение кратко. Понятие сознания

Сознание человека – это субъективное переживание внешней действительности, которое выражается в самоотчете этих событий. Более широкое определение понятия сознание это свойство психики, через которое отображаются внешние события, независимо от уровня осуществления (биологического, общественного, чувственного или рационального). В более узком значении – это функция головного мозга, свойственная только людям, которая, связанная с речью, выражается в целенаправленном и обобщенном отражений явлений действительности, предварительном построении действий в уме и прогнозировании результатов, проявляется в рациональном управлении и действий посредством .

Понятие сознание человека является предметом исследования во многих науках (психологии, философии, социологии), ученые пытаются раскрыть смысл существования и возникновения такого явления.

Сознание синоним: рассудок, осмысление, уяснение, постижение, мысль, разум, далее они будут использоваться в тексте.

Формы сознания

Существует индивидуальное и общественное сознания. Первое, индивидуальное – это сознательность каждого индивида о его индивидуальности бытия, посредством его общественного бытия. Оно является элементом общественного сознания. Следовательно, второе, понятие сознания общественного – это обобщенные индивидуальные сознания различных личностей. Такое обобщение происходит исторически, в процессе долгого времени. Поэтому оно также считается групповым.

В групповом сознании необходимо рассмотреть две особенности – это общественный контакт людей, как важный фактор и общая сила этих людей при объединении их отдельных сил.

Каждый коллектив составляет группу различных личностей, однако, не каждая группа личностей будет коллективом. Исходя из этого, проявление коллективного сознания всегда будет групповым, а групповое не всегда будет коллективным. Коллективный разум – это, во-первых, проявление общественного сознания, как общественной идеи, во-вторых, эта идея обусловливает деятельность отдельных личностей в этом коллективе.

Индивидуальная осознанность типичных личностей всегда определяет групповую осознанность. Но только типичное для определенной группы, которое подходит по частоте проявления, силе выражения в любое время, то есть такое, что опережает, направляет развитие данной группы.

Коллективное и групповое формы сознания пребывают под зависимостью общественного сознания и обусловливаются отношениями между членами группы. Таким образом, те психические явления, которые характерны процессу общения представляют различные явления в групповом сознании.

Последнее, в свою очередь, разделяется на несколько форм сознания. Самыми специфическими являются массовидные явления, они составляют общественные настроения и создают групповой психологический климат. Вызывают эти настроения в большей части межличностные отношения. Если в группе хорошие, теплые и доверчивые отношения, то соответственно и психологический климат будет благоприятный и проблемы такой группе легче решать. Но если в такой коллектив внедряется человек, рассеивающий вражду между членами группы, естественно, психологический климат будет ухудшаться, эффективность труда начнет падать. Также на массовые настроения в группе могут повлиять дидактогении – это изменения в настроении, доходящие до болезненного состояния и вызваны грубым поведением и воздействием руководителя.

Еще одна форма группового сознания – паника. Паника – это проявление , состояние , которое захватывает целую группу и под влиянием взаимного подражания усиливается еще больше.

Мода – форма группового сознания, когда люди начинают подражать друг другу, равняться на общественное мнение и опираться на извещение средств массовой информации, относительного того, в чем они должны ходить, одеваться, обуваться, какую музыку слушать.

Коллективное мышление – также форма групповой сознательности, оно закрепляет целенаправленность каждого члена в решении задания коллектива, дает возможность продумать ее и осветить с разных сторон, также способствует инициативности. Коллективное мышление добавляет критичность решениям, и это способствует развитию самокритичности в каждого члена группы, обогащает знаниями и опытом одних за счет приобретения знания у других, создает позитивный эмоциональный тонус, создает ситуации соревнования, повышая работоспособность, сокращает время для решения поставленной задачи. Решение одного задания способствует появлению новых и стимулирует, таким образом, развитие и прогрессирование группы, коллективное мышление двигает коллектив вперед.

Форма общественного сознания делится на несколько видов: религию, науку, право, нравственность, идеологию и искусство. Такие формы, как религия, право, нравственность и искусство, как социальные явления являются относительно самостоятельными и изучаются разными науками. Нравственное и эстетическое сознания имеют связь, какую можно повседневно наблюдать, например, нравственные поступки часто характеризуют как красивые, и наоборот, аморальные поступки называют отвратительными или безобразными.

Религиозное искусство через церковную живопись, музыку используется для углубления религиозных чувств и в целом религиозного сознания каждой личности и целых групп. В малых группах религиозная осознаваемость – это явление из религиозной психологии, которая включает религиозное мировоззрение отдельного человека и групп.

Философский вид сознания – теоретическое мировоззрение, познания о законах природы, человека и общества, она выделяет методы их познания. Отображает бытие в концептуальной форме, выполняет гносеологическую и мировоззренческую функции.

Научность сознания представляет собой рациональное систематизированное отображение окружающего мира через применение научных теорий, доводов и фактов, отображается в сознании людей в категориях законов и теорий. Оно позволяет человеку мыслить в категориях, применять различные принципы познания, чтобы делать новые открытия. Применение научного сознания можно увидеть во всевозможных сферах бытия людей.

Нравственность, как форма осознанности, появлялась и изменялась, также как нравственная психология группы, которая обобщает социальный полезный опыт общения в группах и в соответствующих условиях.

Нравственность сознания основывается на категории морали, она является самой древней формой общественного сознания, также оно проходит сквозь все области человеческой деятельности (профессию, быт, семью). Оно отражается в категориях, которым человек мыслит и руководится: добра, зла, совести, достоинства и другие. Мораль определяется кругозорами конкретных обществ и классов. В моральных нормах отображаются общечеловеческие, то есть независимые от общественного класса, нравственные ценности: гуманизм, честь, ответственность, сострадание, коллективизм, благодарность, великодушие.

Политичность сознания начала появляться с формированием государства, классов и сферы политики. Оно отражает взаимодействия классов и социальных групп, место и их роль в государственной власти, отношений между собой наций и государств, ориентированы экономическими мотивами. Оно интегрирует все формы общественного сознания. На него воздействуют различные сферы: религия, наука, право, но ведущим остается политическое. Также это элемент функционирования политической системы страны. В нем есть два уровня: обыденно-практический уровень и идеолого-теоретический. На обыденно-теоретическом уровне взаимосвязаны опыт и традиция, эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, оно появляется стихийно, из деятельности и жизненного опыта людей. Также оно нестабильное, потому что существует под влиянием и зависимостью от условий жизни, эмоций людей и постоянно меняющегося опыта.

Употребление обыденного сознания важно тем, что ему свойственна целостность жизнепонимания, и при творческой обработке оно есть основой теоретического сознания. Теоретическому политическому сознанию свойственна полнота и глубина отображения политической реальности, отличающаяся способностью прогнозировать и систематизировать взгляды. Оно может вырабатывать политическую программу, с опорой на экономическую и социальную сферы. Такая политическая идеология способна активно оказывать влияние на уровне общественного сознания. Над созданием идеологии трудятся только специально обученные люди, которые занимаются осмыслением закономерностей общественной жизни и занимают себя «политическим творчеством». Хорошо сформированная идеология может оказать влияние на сознательность общества в целом, поскольку это непросто система взглядов, а хорошо структурированная пропаганда, пронизывающая все слои и сферы общества, которая пользуется государственной силой и использует средства массовой информации, науку, культуру, религию.

В правовом сознании очень большая связь с политическим, поскольку в не м имеют место политические, как и экономические заинтересованности различных общественных групп. Оно воздействует на различные сферы общественной жизни, в которой выполняет такие функции: регулятивную, познавательную и оценочную.

Также правовое, имеет исторический характер, и его развитие происходит зависимо от экономических и политических обстоятельств и условий жизни, оно зарождается вместе с первыми проявлениями политической организации социума, права и деления на классы и отображает взаимоотношения людей, организаций, государственных органов, которые связаны правами и обязанностями, их гарантом является закон.

Экономическая осведомленность отображает знания и теории экономической деятельности и социальные потребности. Оно формируется под влиянием исторических условий и обусловливается необходимостью осознания экономических и социальных изменений. Также оно направлено на совершенствование экономической реальности.

Экологические аспекты сознательности человека выполняют общественные функции. Прежде всего познавательную и воспитательную функции. Оно взаимосвязано с другими формами сознания: нравственным, эстетическим и правовым. Состояние экологии требует от человека эстетического и нравственного отношения к окружающей природе, в ином случаи, человек поддается влиянию правового сознания с целью, оплатить ущерб, нанесенный природе.

Экологическая сознательность заключается в гуманном отношении к природе, осведомленностью человека себя, как часть этой природы. Критерием в этом служит духовная потребность бережного отношения и стремления к сохранению красоты природы.

Сознание и бессознательное

Состояние осведомленности – есть состоянием человека, в котором тот способен четко видит и осмысливать все, что происходит вокруг него и что происходит непосредственно с ним, способен держать под контролем свои действия и следить за развитием событий вокруг него.

Бессознательное – это неконтролируемые, неосознанные действия и особенные психические проявления. Это два различных полюса психики, но они находятся в связи и взаимодействии.

Первым в психологии начал изучать индивидуальную сознательность и бессознательное их взаимосвязь и, как они проявляются в поведении. Согласно с этим направлением, осведомленность человека – это всего лишь не более чем одна десятая психики. Большую часть составляет бессознательное, в котором хранятся инстинкты, желания, эмоции, страхи, они всегда с человеком, но только иногда проявляются и в тот момент руководят человеком.

Сознание синоним сознательности, и этот термин также будет использоваться. Итак, сознательное – это то, которое контролируется человеком, бессознательное – то, которое невозможно контролировать, только оно само способно воздействовать на человека. Озарение, сны, ассоциации, рефлексы, – проявляются без нашей воли, также интуиция, вдохновение, творчество, впечатления, вспоминания, навязчивые мысли, оговорки, описки, болезни, боли, побуждения – проявления бессознательного, иногда некоторые из них могут проявляться в совсем неподходящий момент или если человек этого совершенно не ожидает.

Таким образом, наблюдается связь бессознательного с сознательным, и на сегодняшний день никто не решается опровергнуть ее. Как сознательное, так и бессознательное переплетаются в человеке и влияют и на него и друг на друга. Бессознательная сфера может открыться человеку, чем устанавливается то, какие внутренние побуждения и силы движут человеком, его мыслями и поступками, вне сознания.

Руководствуясь этим знанием можно намного улучшить свою жизнь, научиться доверять интуиции, становиться открытым творчеству, работать над своими страхами, открываться , слушать внутренний голос, прорабатывать угнетенные желания. Для всего этого требуется запас сил и желание, но затем чтобы всецело понимать себя, развиваться, достигать целей, избавиться от комплексов, необходимо заниматься самоанализом и глубоким самопознанием.

Бессознательное избавляет разум от лишней нагрузки, защищает от перегрузки информацией. Оно помещает в себе негативные переживания, страхи, травмирующую психику информацию и благодаря этому, защищает человека от психологических перенапряжений и срывов. Без такого механизма люди не смогли бы выдерживать все давления из внешнего мира. Благодаря освобождению от негативных переживаний или устаревшей ненужной информации, человек способен полностью себя реализовывать.

Защита сознания человека проявляется в освобождении его от постоянного контроля над действиями, которые он осуществляет каждый день. Такие действия, как, например, чистка зубов, пользование приборами, езда на велосипеде, и многие другие становятся автоматическими и не требуют осмысливания действий. Также взрослый человек не замечает, как он из букв составляет слова, когда читает, не думает о том какие действия нужно совершать чтобы ходить. Точно так же действия становятся автоматическими в профессиях.

Оттого, что некоторая информация переходит в бессознательную область, освобождается гораздо больше места для усвоения новой информации, разум легче концентрируется на новых важных задачах. Но надо не забывать, что даже то, что ушло в бессознательное не пропало бесследно, оно хранится, и под влиянием какого-то стимула способно вырваться наружу, потому что, в любом случае, оно есть частью человека.

Сознательное и бессознательное психики имеют одинаковую важность для людей, и нельзя недооценивать функциональность какого-нибудь из них.

Сознание и самосознание

Понятие сознание человека применяется и в контексте самосознания. Свойства сознания в том, что оно как личностное ядро человека, вмещает в себе чувства, ощущения, мысли и эмоции. Значение самосознания в том, что оно является отношением человека к самому себе. Выходит, что оба понятия являются частями единого целого.

Если оглянутся на историю человечества, то первобытные люди имели только недоразвитое осведомление, которое развивалось поэтапно. Начиналось с того, что человек ощущал свое тело на физическом уровне, понимал ограничение его способностей. После исследования своего тела он начал исследовать внешний мир, от этого его ум обрел новую информацию, что стимулировало его развитие. Чем больше человек знакомится с разными предметами, тем больше он умеет находить их отличия и познавать новые свойства.

Сформированность самосознания, произошло еще немного позже. Сначала человеком руководили только врожденные инстинкты (размножения, самосохранения). Благодаря самосознанию человек сумел подняться над таким примитивизмом, и поспособствовало этому появление иерархичности в сообществах. Каждая группа имела вождя, которого все слушали, выполняли его указания, принимали критику и похвалы. Таким образом, люди становились выше своих инстинктов, потому что начали делать что-то не конкретно для себя одного, а для целой группы и вождя. Такое проявление самосознания в наружном мире, а не внутри сознания человека. Еще позже индивидуум начинал слушаться собственного голоса и действовать по отношению к «услышанному», это позволило ему подняться выше инстинктов, мимолетных желаний и других факторов, которые мешали личностному развитию.

В развитии современного человека формирование сознания и самосознания появляется также поэтапно. Сначала ребенок постепенно осознает себя, потом оказывается под руководством взрослых. Позже внешние руководители заменяются внутренними. Но такое развитие дошло не до всех. В неразвитых странах, есть такие люди, живущие все еще по прежнему инстинкту.

Без самосознания человек не может идти далее в своем личностном развитии, достигать целей, ладить с окружающими людьми, становиться успешным. С помощью самосознания человек видит и делает свою жизнь такой, как ему хочется. Все успешные люди владеют этим свойством. Иначе они не смогли бы стать разумными, развить интеллект.

Кстати, часто сравниваются такие категории, как сознание и . Многие люди считают, что если есть сознание, то это также говорит об интеллекте, но эти категории имеют разное значение. Интеллектуальный человек не всегда сознателен. Уровень сознательности у не очень образованных людей может быть выше. Поэтому сознание и интеллект – нетождественные понятия. Но с помощью самосознания происходит развитие интеллектуальных возможностей. Свойства самосознания и сознания – составляют жизнь современного человека, помогают ему в обретении свободы, иначе она бы осталась только в рамках желаний.

Сознание в философии

Понятие сознания в философии является сложной темой для изучения, над ней размышляли великие люди. Соотношение понятий сознание и мозг в философии еще более трудная тема, поскольку два понятия представляются, как абсолютно разные. Определением сознания является идея, а мозг – материальный субстрат. Но все же между ними определенно существует связь.

Современные философы уверены в существовании сознания и относительно источников, выделяют несколько его факторов. Первое, внешний и духовный мир, природное и духовное отражаются в сознании под видом определенных чувственно-понятийных представлений. Такая информация заключается в результате взаимодействий человека и ситуации, обеспечивающей контакт с ней.

Второе, социокультурная среда, эстетические и этические установки, правовые акты, знания, способы и средства познавательной деятельности – это позволяет человеку быть социальным существом.

Третье, это духовный внутренний мир личности, ее жизненный опыт и переживания, переосмысливая которые человек строит планы.

Четвертое, мозг является таким фактором, потому что он на клеточном уровне обеспечивает осуществление функционирование сознания.

Пятое, также фактором выступает космическое информационное поле, звеном которого есть функционирование сознания человека.

Получается, что источником сознания есть не только сами идеи (за теорией идеалистов), и не сам мозг (за материалистами), а объективная и субъективная действительность, отображающая человеком с помощью головного мозга в надличностных формах сознания.

Сознание и мозг в философии изучается с нескольких подходов. Одним из таких есть физикализм – материалистическое направление, отрицающее существование сознания в качестве самостоятельной субстанции, поскольку в первую очередь, оно порождено материей.

Солипсизм также является подходом, изучающим понятие сознания и предъявляющее крайние взгляды. Он гласит, что осознанность каждого человека существует, как единая достоверная реальность. Материальный мир есть продуктом сознания.

Описанные подходы предъявляют умеренный материализм и объективный идеализм. Относительно первого, то категория сознания в нем определяется, как уникальное проявление материи, позволяющее отображать самого себя. Второй, твердит, что в сознании имеется некая связь с материей, существование сознания определяют, как первоначальное.

В самом деле, осознанность человека относительно мозга, или как само по себе не объясняется вышеописанными подходами. Необходимо изучить другие направления. Например, существует космический взгляд, согласно ему – смысл сознания независимый от материального носителя – это дар космоса, и является неделимым.

Согласно биологической теории, возможность осознавать – это продукт живой природы и присущее абсолютно всем, даже самым простым организмам. Потому что жизнь не спонтанна, и закономерности истекают из сознания. Все живые создания имеют инстинкты врожденные и приобретенные в процессе их жизнедеятельности, накопленные вместе с опытом, они тоже способны проделывать сложные по структуре действия, а некоторым животным даже присуща своеобразная мораль.

Но есть также взгляд, относительно которого, свойство сознания считается присущим исключительно человеку. Но, даже выходя из таких разных версий, определений, философия не дает единого ответа на вопрос о источнике происхождения сознания. Разум человека находится в непрерывном движении, развитии, поскольку с ним каждый день происходят разные события, которые человек пытается осмыслить, осознать.

Сознание и язык в философии кратко можно описать, как еще один волнующий философов вопрос. Разум и язык непосредственно имеют взаимовлияние, которыми можно управлять. Когда человек работает над усовершенствованием речевых данных, он также изменяет собственные свойства сознания, развивая тем самым умение в объективном восприятии информации и принимать решения. Древние философские мыслители, такие как Гераклит, Платон, Аристотель занимались изучением взаимосвязи сознания, мышления и языка. Это даже можно проследить в греческом слове «логос», которое дословно значит, что мысль неотрывна от слова.

Сознание и язык в философии кратко можно обусловить через такое философское течение, как «философия языка», оно твердит, что способность сознания, непосредственно влияет на мировосприятие человека, в частности, его речь, из этого истекает, что также и на общение с окружающими.

В современном времени многие ученые пытаются найти все новые отношения в сознании и языку. Например, недавние исследования подтвердили, что в каждого человека в мышлении применяются визуальные картинки, которые сформировались под воздействием сознания. Таким образом, осознаваемость направляет мыслительный процесс. Близким к такому определению был мыслитель Рене Декарт, давший такое объяснение, которое навсегда закрепилось в философии и других науках, что его можно находить доминирующим.

Декарт полагал, что есть две субстанции – мыслящая и телесная, принципиально различающиеся друг от друга. Вещи и события телесной субстанции, считаются пространственными и доступными внешнему созерцанию, то сознания и события в нем не пространственные, то есть их наблюдать невозможно, но они могут осознаваться внутренним опытом носителя этого сознания.

Идеалисты не поддерживали такую мысль, а утверждали, что личность – это состояния сознания, как дух, в котором телесное и биологическое не имеет особого значения. Современники не удовлетворяются подобным взглядом, поэтому философы, обсуждающие психофизическую проблему сознания, придерживаются в большей степени вариантов материализма.

Самым последовательным вариантом материалистического направления есть теория тождества, полагающая, что мыслительные процессы, восприятия и ощущения тождественны с состоянием мозга.

Функционализм, как еще один взгляд на определение сознания, рассматривает явления и процессы, как функциональные состояния мозга, а не физические. Мозг определяется, как сложная многоуровневая система, обладающая физическими, функциональными и системными свойствами. Такой подход имеет несколько минусов, из которых основным есть то, что такое определение очень в духе картезианского дуализма.

Некоторые сторонники современной философии считают, что нужно отвернуться от представлений Декарта о личности, как «духе в машине», исходя из того, что изначально человек является разумным животным, способным к сознательному поведению, личность не можно разделить по двум мирам, поэтому есть необходимость в новом толковании понятий, связанных со способностью сознания – от простых ощущений до интеллектуальных процессов и самосознания.

Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.

При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.

В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и - отражением . которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости , существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с , ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры , т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Структура и уровни сознания

При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • , к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
  • волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.

Сознание никогда не существует в «чистом виде» , само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.

Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.

Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

Американский философ, когнитивист. Деннет является одной из самых значимых фигур в современной аналитической философии. В первую очередь он известен как философ сознания. Деннет является функционалистом - это позиция, согласно которой сознание представляет собой совокупность функциональных состояний, реализуемых мозгом. Заблуждения относительно нефизической и таинственной природы сознания связаны, по мнению Деннета, со специфической культурной эволюцией человеческого языка, с неправильной трактовкой интроспективных данных, а также с устаревшим метафизическим аппаратом, на который ориентируются некоторые философы. Первоначально теория сознания Деннета носила название «модель множественных набросков», затем он сменил его на концепцию «славы в мозге», заключая, что нейронные коалиции как бы конкурируют между собой и те, что «побеждают», в итоге «прославляют» себя, становясь содержанием сознания. Также Деннет известен своими компатибилистскими взглядами на свободу воли - свобода воли совместима с детерминизмом. Нельзя не отметить, что он известен своими атеистическими взглядами, входя в условную группу «четырех всадников» нового атеизма. Друг и исследователь творчества Деннета Д. Волков написал книгу о нем на русском языке - «Бостонский зомби: Д. Деннет и его теория сознания».

Дуализм свойств

Теория в философии сознания, утверждающая, что мозг (или аналогичная по своим свойствам физическая система) необходим для наличия сознания, но свойства сознания не тождественны свойствам мозга. Иными словами, сознание и его качества (субъективность, квалитативный характер) нельзя свести к свойствам физического объекта, порождающего это сознание. Тем не менее сознание не может существовать само по себе, отдельно от материального носителя, порождающего его. Современные философы, высказывавшие подобного рода теории, - Томас Нагель, Джон Серл.

Дуализм субстанций

Теория в философии сознания, утверждающая, что сознание не тождественно ни мозгу, ни какому-либо иному физическому объекту или процессу. Оно представляет собой «субстанцию» - то, что может существовать само по себе, отдельно от «материальной» или «физической» субстанции. Классический дуализм субстанций - философия Рене Декарта.

Проблема сознания изучалась и изучается различными разделами философии. Если рассматривать онтологический аспект, то для ответа на вопрос нужно узнать его происхождение, структуру, соотношение с бессознательным и . Также придется пояснить связи между материей и сознанием. Это довольно сложный процесс, требующий объективности.

Три подхода изучения понятия «сознание»

Можно выделить три основных подхода к изучению сознания. Каждый из них имеет свои позитивные стороны и недостатки. Вместе же могут дать более-менее ясную картину.

Гносеологический аспект. В данном случае изучаются познавательные способности, благодаря которым индивид способен получать новые знания.

Аксиологический подход. Сознание рассматривается как целостная природа.

Праксеологический подход. На первом плане находятся аспекты деятельности. Особое внимание обращается на связь сознания с человеческими действиями.

Определение понятия «сознание» в философии

В философии сознание можно определить как высшую способность психического отражения окружающей действительности. Сознание присуще исключительно человеку. Сознание не может быть бесстрастным, безэмоциональным отражением внутреннего, либо внешнего мира. О феномене сознания необходимо говорить, как о переживании и знании одновременно, которые происходят внутри индивида.

Есть другое определение сознания – как целенаправленное отображение окружающей действительности, на основе которого регулируется его поведение. К данному представлению о сознании человеческая мысль шла довольно долго. При этом продолжительное время бессознательное и сознательное были одним целым, не разделялись. Сознание часто приравнивалось к интеллекту и мышлению.

Большая проблема для выделения сознания, его определения заключается в том, что в каждом акте сознания сворачивается уникальность и неповторимость человека. Сознание выражается буквально в каждом человеческом проявлении. По словам Ницше, его нельзя отделять от жизненного опыта. Его нужно изучать совместно с ним.

Структура сознания

Философия рассматривает сознание как целостную систему. Однако в каждом отдельном философском течении оно имеет совершенно разную структуру. Например, А. Спиркин выделяет три главные сферы: познавательная, эмоциональная, волевая.

А вот К. Г. Юнг выделяет уже четыре функции сознания, которые проявляют себя на сознательном и бессознательном уровне: мышление, чувства, ощущения, интуиция.

До сих пор философы пытаются дать четкую структуру сознания, но все это делается в той или иной мере субъективно.

Вопросы о сущности и возникновении сознания – одни из вечных и наиболее трудных в философии. Для ответа на них необходимо извлекать сведения из антропологии, физиологии высшей нервной деятельности, психологии, этики, кибернетики и многих других наук. Данная лекция не претендует на исчерпывающие ответы на эти вопросы. Хотелось бы достичь хотя бы предварительной ясности в некоторых узловых моментах этой темы.

Для начала сформулируем предварительное, рабочее определение сознания. В силу своей исходности, оно должно быть абстрактным, философским. Основные философские абстракции сознания сложились в объективном идеализме, субъективном идеализме, механическом (метафизическом) материализме и диалектическом материализме. В объективном идеализме (Платон, Гегель) человеческое сознание определяется как частица, эманация Абсолютного, внешнего, бессубъектного, чистого сознания – совокупности идеальных первообразов вещей, духа Божьего или Абсолютного разума как системы законов природы, логики природы, идеального бытия и т.д. По Гегелю, Абсолютный разум творит природу и воплощается в ней в виде её законов, человеческое же сознание представляет собой исторически осуществляемое человечеством распредмечивание мира, превращение вещей из их материального существования в идеальное их существование виде человеческого сознания. Обогащенное информацией, полученной таким образом из природы, человеческое сознание вновь опредмечивается в ней в процессе дальнейшей познавательной практики, восходит к абсолютному сознанию, достигает уровня сотворчества, способности достраивания мира совместно с Абсолютом. Субъект – носитель сознания – здесь по существу пассивен, он лишь носитель энергии абсолютного сознания, создающего и преобразующего мир. Активно сознание, но не его индивидуальный человеческий носитель. Сознание, знания, истина ведут нас, а не мы их. Сознание – созидающая мир и управляющая миром сверхприродная духовная сущность - своими эманациями пронизывает человека и владеет им как инструментом своего самосовершенствования. Подобно ей ведёт себя и христианский бог, подобно выглядит и “созданный” богом человек. Параметры и масштабы сознания едины для всех людей, индивидуальные же новшества, вносимые в своё сознание некоторыми людьми – чаще всего предмет обламывания в процессе воспитания (социализации). Путь задан, и истина одна, и она - абсолют, который либо исторически раскрывается человечеству, либо непосредственно (не опосредствованно познанием) ему дан. По Гегелю, в сознании (как абсолютном, так и индивидуальном) преобладают логика, рациональность, хотя и не уничтожается его эмоционально-ценностная сторона. У Гегеля мышление – это не только “рацио”, но работа всего человеческого духа, включая эмоционально-образные компоненты. В христианском понимании сознания абсолютизируются его эмоционально-волевые стороны (любовь божья, страх божий, духовные усилия аскетизма и т.п.) и принижается роль рациональных.


В отличие от объективного идеализма субъективный идеализм отдаёт предпочтение человеку. На первом месте в этой философии – пафос человеческой свободы, творчества, самодеятельности, человеческого самостроительства. Сознание здесь – индивидный, субъективный продукт, собственность человека. Человек не винтик мироздания, а кузнец своего счастья. Своим сознанием он уходит от своего наличного бытия, проектирует себя, свободно трансцендирует в иные состояния. Сознание – не частица чего-либо внешнего, не отражение закономерностей мира, оно особый духовный субстрат в человеке, духовная субстанция, свободно, однако, творимая человеком для самого себя. Человек сам себя детерминирует, формирует свою судьбу и сущность свободой воображения новых форм собственного бытия. Сознание глубинно индивидно, индивидуально, уникально, у каждого человека своё, так что чужая душа – потёмки для внешнего объективного изучения, и постигается она только посредством процедур эмпатии, понимания, толкования (герменевтики).

Согласно субъективному идеализму, сознание как духовная субстанция дано человеку изначально, априорно, как «чистые формы сознания» (Кант, Шелер), которые не возникают из индивидуального эмпирического опыта. И потому является некоторой независимой, суверенной, духовной субстанцией человека, которая властно владеет им, так что человек не может сам подумать так или иначе, почувствовать то или иное влечение, по заказу влюбится или рассмеяться. Человек не управляет своими эмоциями, а является лишь «сторожем» при них. (М. К.Мамардашвили).

Субъективный идеализм фиксирует, прежде всего, эмоциональные, иррациональные моменты сознания: они-то как раз и представляются ему уникальными, индивидуальными. Универсальная одинаковость логики, рациональных, сторон сознания остаться здесь в тени. Субъективный идеализм – теоретическая основа иррационалистических, феноменологических, экзистенциалистских трактовок человека, личности и человеческого сознания.

В целом если объективный идеализм строит свою абстракцию сознания, сублимируя, гипостазируя его универсальность, логичность, связь с логикой мира (или даже отождествляя сознание с ней), то субъективный идеализм абсолютизирует в сознании его внутрисубъектность, зависимость от субъекта, человеческую, личностную уникальность, эмоциональность и иррациональность.

В отличие от того и иного идеализма традиционный, додиалектический материализм (Дидро, Фейербах и другие) считает сознание отражением природы. Это тоже некая духовная субстанция, но вторичная, образующаяся в человеке в результате работы отражающего – чувственного и логического аппарата. Не существует никакого абсолютного сознания, равно как и не связанного с внешним миром бессубъектного, чисто субъективного (врождённого, априорного порожденного воображением субъекта) сознания. Сознание – это, прежде всего, знание субъекта об объекте. Это зеркало, отражающее мир. Оно не выдумывает ничего своего, оно отражает лишь то, что в мире есть. Сознание, в силу своей зеркальности, пассивно, созерцательно. Оно может стать основой приспособления к миру, но не средством его преобразования. Такой материализм пассивен, созерцателен; активность, субъектность, творчество, сама жизнь выводятся за пределы сознания сознательного человека. Сознание здесь «не имеет своей истории», подлинная креативность приписывается лишь мёртвой природе, а живой человек здесь скорее мёртв, чем жив.

Перечисленные точки зрения страдают некоторыми общими недостатками. Прежде всего, они пользуются одной и той же логикой – однозначной, формальной, аристотелевской. Каждая из них обнаруживает в сознании одно какое-нибудь реальное свойство и абсолютизирует его, заявляет о его единственности и главенстве во всём его функционировании. Каждая из этих точек зрения внутри себя права, но, не замечая многообразия свойств предмета (сознания), не допускает существования отрицающих её других его сторон. Такое взаимно критическое сосуществование трактовок не может быть вечным, оно, как это бывает в природе, напоминает соотношение симбиоза: каждая из них не только отрицает, но и нуждается в другой, они, по сути, порождают друг друга.

ЗДЕСЬ – ДОБАВИТЬ, ПРОДОЛЖИТЬ МЫСЛЬ.

Второй недостаток этих точек зрения – их абстрактность отсутствие внимания к каким-либо системам, порождающим сознание. Оно оказывается по сути ничем не обусловленным извне. В объективном идеализме оно субстанция мира, само его исходное бытие, и в человеке оно лишь присутствует своими проникновениями в него. В субъективном идеализме оно просто индивидная духовная самость, индивидуальная духовная субстанция. В материализме – тоже неведомо как возникающая отражённая духовность. О человеческой личности, даже просто индивиде, который бы имел какие-то специфические качества для того, чтобы обладать сознанием, ни в одной из этих точек зрения речь ещё не заходит, определяя сознание, они обходятся без этого.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ИЛИ НЕЯСНЫЙ АБЗАЦ

Третий недостаток данных трактовок сознания – субстанциализм в понимании последнего. Европейская мысль утратила достижение античности - функциональную трактовку сознания Аристотелем, который писал ещё 2.5 тысячи лет назад: «Если бы глаз был отдельным живым существом, то его душой было бы зрение» (см. Аристотель Метафизика.412б-20/сочинение в 4 тт. т.1, м.1976,с.395). То есть душа, по Аристотелю – это совокупность нематериальных форм предметов, или форма форм, и одновременно – форма тела, как его способность выполнять ту или иную функцию: «Зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени...»

ДЛЯ ЛЕКЦИИ ЭТО СЛИШКОМ КРУТО

ТО ЖЕ И СЛЕД. АБЗ.

Субстанциальное понимание сознания не способно объяснить сущность идеального: ведь оно субстанциализируется, отрывается от природных предметов и от человека. Тем самым оно теряет свою идеальность, идеальное не может быть субстанцией: идеальное - это всего лишь отношение субстанций. То, что было понятно Аристотелю, перестали понимать даже Гегель и Шопенгауэр и тем более позитивисты и экзистенциалисты 20 века.

Преодолением указанных (и многих других) недостатков традиционного философского понимания сознания является его диалектико-материалистическая трактовка. Диалектический материализм, прежде всего, синтезирует достоинства прежних определений сознания и на этой основе строит внутренние противоречивое, основанное на диалектической логике его определение.

Сознание – система противоречий, соединение противоположных признаков и характеристик. Сознание и объективно, внешне, независимо в своей логике и в своем содержании от субъекта, и в то же время вырабатывается только им, свободно им модифицируется, творится, воображается. Сознание - отражение того, что есть в природе, оно вторично, пассивно по отношению к ней, и одновременно оно – воображение несуществующего и на этой основе – условие активной деятельности человека по реализации воображённого, деятельность по преобразованию, перетворению природы. Сознание и независимо от субъекта (представляет собой лишь знания субъекта об объекте), и зависимо от него, поскольку эти знания выходят за пределы сущего, предвидят пути его преобразования человеком. Сознание - нечто большее, чем знание: «моё отношение к моей среде, есть моё сознание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3, с.20). Сознание вырабатывается индивидом не для созерцания действительности, а для её переделки, оно есть субъективная заинтересованность в этой переделке.

Эмоциональная, ценностная, опирающаяся на волю мотивация неотъемлемо присутствует в сознательном поведении человека. Практический пафос диалектико-материалистической философии вводит субъективный, мотивационно-личностный, экзистециальный момент в понимание сознания и требует его учёта в самом его определении.

Наконец, сознание, принадлежащее индивиду, не является его монопольной продукцией; минимальным «мыслящим телом», минимальной материальной системой, в которой возникает идеальная, человеческая мысль (соединённая с эмоционально-волевыми процессами), является не человеческий индивид, а коллектив, общество: «родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и, в своей всеобщности, существует для себя как мыслящее существо» (там же, т.42, с. 119). Вне общества, вне «родового бытия», только лишь в своём индивидуальном бытии человек не вырабатывает сознание: оно не нужно ему как индивидно живущему существу, оно нужно ему лишь как существу «коллективному, всеобщему». Сознание – слишком большая роскошь для обслуживания лишь индивидно-биологических функций, для этого достаточно животных рефлексов, «ручного мышления» обезьян.

Исходя из сказанного, предварительное, абстрактное определение сознания может быть следующим. Сознание – это отражение мира человеком с целью создания идеальных образов не существующих в мире предметов, образов, способных стать внутренней программой (идеальной формой) деятельности человека по преобразованию мира в интересах общества.