Практической деятельности человека оно. Коллективная деятельность и ее примеры

Существуют различные классификации видов деятельности:

1. По способу осуществления:

- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);

- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:

Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);

Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение лю­дей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоз­зрения);

Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).

2. По характеру человеческой активности:

Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;

Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).

3. По творческой роли в социальном развитии:

Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;

Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.

4. В зависимости от соответствия общекультурным цен­ностям и социальным нормам:

Законную и незаконную;

Моральную и аморальную.

5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:

Однообразную, шаблонную, монотонную;

Инновационную, изобретательскую, творческую.

6. В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает

Экономическая (производственная, потребительская и др.);

Политическая (государственная, военная, международная и др.);

Социальная;

Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)

7. По способу формирования человека как личности:

- игра;

Общение.

Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достиже­ние общественно полезного результата. Отличительной особен­ностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных ре­зультатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесооб­разная деятельность, начался с изготовления орудий труда. На­личие орудий труда и специальной подготовки является специ­фической особенностью трудовой деятельности человека. Толь­ко люди способны действовать на окружающую среду с помо­щью специально созданных средств труда. Для успеха необхо­димо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельно­сти ее участники решают какую-то определенную задачу, пла­нируют свои действия, предвосхищают результат.


Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных си­туациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенно­стью игровой деятельности является ее двуплановость:

С одной стороны, играющий осуществляет реальное дейст­вие;

С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играю­щие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам по­ведения в игровой ситуации.

Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

В процессе совместной работы люди общаются друг с дру­гом, обмениваются практическим опытом и способами деятель­ности, т.е. находятся в общении.

В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:

1) эти понятия отождествляют;

2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;

3) общение рассматривается наряду с деятельностью как са­мостоятельное, но равноправное явление.

В учебных пособиях чаще представлена первая точка зре­ния.

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия лю­дей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен ин­формацией, опытом, результатами деятельности. В мире обще­ния, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъ­ектом.

В зависимости от разнообразия субъектов выделяют сле­дующие виды общения:

Общение между реальными субъектами (двумя людьми);

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (об­щение с животным),

Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);

Общение воображаемых партнеров (художественных пер­сонажей).

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в по­вседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в про­цессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая иг­ру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом про­цессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра – такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей.

Игра особо значима в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра – своеобразное отражение жизни. В игре впервые формируется потребность воздействия на мир. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

В жизни взрослых людей игра носит характер развлечения, преследует цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить другим путем.

Существует несколько типов игр:

1. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

2. Групповые – включают несколько индивидов.

3. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

5. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.



6. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Учебная деятельность – процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирование процесса решения задачи и контроля за ним [Макарова].

Учение – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение в жизни человека идет вслед за игрой, сопровождает его всю жизнь и предваряет труд. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть, построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд является основным путем формирования личности. В этой деятельности развиваются способности человека, складывается характер. Труд направлен на создание общественно полезного продукта. В этом – его цель.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза.

В психологии существует понятие о ведущем виде деятельности . Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития. То есть, эта деятельность в наибольшей степени влияет на психическое развитие индивида на определенном этапе развития.

Ведущий вид деятельности:

· для маленьких детей это игра, хотя в их деятельности присутствуют элементы обучения и труда;

· в школе ведущая роль принадлежит обучению;

· с возрастом ведущее значение получает трудовая деятельность.

Природа заложила в нас главные отличия от животных – разум и деятельность. Постоянное бездействие неизбежно приводит к деградации личности, поэтому деятельность является важнейшим инструментом развития. Виды и формы деятельности человека на сегодняшний день достаточно разнообразны - это игра, учение и труд. Игра несет функцию развлечения и отдыха. Учение помогает в приобретении навыков и знаний. А труд способствует формированию и росту личности. Деятельность играет главную роль в жизни человека. И чтобы знать, куда направить свою энергию, разберемся, какие виды деятельности существуют в природе.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности – создать идеальную систему материального мира;
  • художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности – творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности – созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам. На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

по психологии на тему: «Виды деятельности человека»

Введение

1. Понятие деятельности

2. Деятельностная теория

4. Потребности деятельности:

5. Структура деятельности.

6. Виды деятельности человека

7. Общение как вид деятельности человека.

Заключение

Введение

Нормальное состояние человека-- активное. Он постоянно действует-- трудится, учится, занимается спортом, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность -- внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.).

Деятельность -- это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, -- пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись; изменяется и преобразуется окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер.

Деятельность -- это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Деятельность человека формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания.

Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей. Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Иными словами, в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

1. Понятие деятельности

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

В философской литературе под деятельностью понимается сознательное, целенаправленное отношение человека к миру. Деятельность может быть материальной и духовной, познавательной и оценочной, репродуктивной и творческой, созидательной и разрушительной и т.д.

В социологии деятельность, рассматривается как сознательное действие индивида, ориентированное на ответное поведение людей.

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаи-модействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности -- исполнительской, управленческой, научной -- роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

2. Деятельностная теория

Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе -- деятельностном подходе к психике. Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность -- это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика -- это не просто картина мира, система образов, но и система действий. Хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. В структуре каждого действия можно выделить три этапа:

Ориентировки в условии и порядке операций, при помощи которых выполняется действие,

Исполнения (реализации действия) и

Контроля за его результатом, при котором сопоставляются желаемый и реальный продукт.

Наиболее значимым этапом является ориентировочный, так как правильная оценка условий дают возможность получить нужный результат.

3. Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход утверждает, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, направленой на творческое преобразование и познание окружающей действительности, то есть в его отношении к миру.

1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его воспитания и обучения.

2. Осуществляя какую-либо деятельность личность способствует прогрессу.

3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные.

4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что деятельность определяет сознание. Главный базовый принцип этой теории гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются.

4. Потребности деятельности

Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, осуществляемому посредством его деятельности. Бездеятельная личность немыслима, потому что у нее есть потребности, которые надо удовлетворять.

Потребность -- это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По- другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.

Потребность проявляется в определенном состоянии психики (у человека -- сознания, называемого переживанием). Чтобы удовлетворить потребности, нужны затраты соответствующих сил путем проявления активности.

Описывая человеческие потребности, американский ученый-психолог Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.), которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.

Активность -- это энергия, используемая при осуществлении деятельности, с целью удовлетворения потребности.

Следовательно, деятельность -- это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности.

Рис. 1 «Пирамида потребностей» Маслоу

5. Структура деятельности

Теория деятельности в отечественной науке разработана психологом А. Н. Леонтьевым (1903-1979). Он описал структуру человеческой деятельности, выделив в ней цель, средства и результат.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом. Субъектом деятельности должна быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объект - ??? то, на что направлена деятельность. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности - знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности - создаваемый материальный продукт. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Цель деятельности

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими. Под целью понимается ожидаемый результат действия, при помощи которого человек намеревается удовлетворить ту или иную потребность. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление.

Возникновение стремления само по себе является процессом. Вначале появляется потребность. Это такой уровень неопределенности, когда человеку уже ясно, что ему что-то необходимо делать, но что именно -- осознается недостаточно. При такой неопределенности возникают различные варианты возможностей удовлетворения потребности. На таком уровне неопределенности еще нет ясного осознания средств, путей достижения цели. Каждая из осознанных возможностей подкрепляется или опровергается разными мотивами.

Рис. 2 Мотив и стимул

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В обиходе часто не различают слова «мотив» и «стимул», но это разные понятия. Мотив -- это любое психическое явление, ставшее побуждением к действию, поступку или деятельности.

Стимул -- это объективное явление, действующее на человекa, и вызывающее ответную реакцию. Самое существенное то, что мотив -- отражение стимула, переработанное личностью. Один и тот же стимул у разных личностей может быть отражен как неодинаковые мотивы.

Хотя деятельность -- это функции человека в целом: и как личности, и как организма, -- ее целенаправленность и мотивация определяются личностью. Поэтому у животных, у новорожденных и у «невменяемых», психически больных, деятельности нет, а есть только поведение -- как объективизация их психики. Деятельность же -- это объективизация сознания.

Методы и средства достижения цели

Способ или метод достижения цели - это внешняя форма реализации деятельности. И она должна быть адекватна цели. Соответствие способов и методов полученному результату является качественной характеристикой процесса. Действия могут вести к результату, тогда они формируют целесообразный процесс. Действия на уровне аффектов, привычки, ложных убеждений, заблуждений в отношении цели носят нецелесообразный характер и приводят к непрогнозируемым результатам. Средства должны соответствовать целям в двух смыслах.

Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность

Процесс достижения цели

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Виды действий (классификация немецкого социолога, философа, историка М. Вебера (1864--1920) в зависимости от мотивов действий):

1) Целенаправленное действие - характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.

2) Ценностно-рациональное действие - характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.

3) Аффективное (от лат. af f ectus -- душевное волнение) действие - обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.д.

4) Традиционное действие - основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки.

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Результат деятельности

Результат -- это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда -- товары, результатом научной деятельности -- идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

6. Виды деятельности человека

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

* общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;

* игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;

* учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;

* труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)

§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

§ политические организации и институты -- социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

§ политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

§ политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

§ политическая культура и идеология -- политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.

Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

· обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;

· научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;

· художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;

· религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.

2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.

3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.

4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.

5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

7. Общение как вид деятельности человека

Общение в самом широком смысле может быть определено как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией на основе взаимного психического отражения.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактиризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Потребность в общении у высших животных и у человека - врожденная, запрограммирована природой. Общение в широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность. Способами их выполнения других видов деятельности (игровой, учебной и трудовой). Для выделения общения как самостоятельного вида деятельности необходимо, чтобы у него были свои осознаваемые субъектом цели и другие компоненты структуры. В качестве целей в общении как самостоятельной вид деятельности могут выступать следующие: 1) постижение внутреннего мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого человека (или группы людей) с намерением привить ему (им) определенные мотивы или отношения (к самому себе, к тем или иным сторонам окружающей действительности.

8. Игра как вид человеческой деятельности

Игра -деятельность необходимая. Это - осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. У человека “игра - дитя труда”. Связь игры с трудом запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иным виды практической неигровой деятельности. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Игра является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам.

Будучи связана с трудом, игра, однако, и отлична от него. И общность игры с трудом и их различие выступают прежде всего в их мотивации,

Трудясь, человек делает то, к чему принуждает его практическая необходимость независимо от наличия интереса. Врач лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные обязанности; ребенок, играя во врача, “лечит” окружающих только потому, что это его привлекает.

В процессе духовного развития ребёнка, ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей, он по-своему переживает эти действия, они полны для него привлекательностью.

Ребенок живо чувствует привлекательность того, что связано с ролью, которую играют в жизни и родители, и врач, и летчик, и воин. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые непосредственной для него привлекательностью стимулируют его к действию. Игровое действие - это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к тому интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

9. Учение, как вид деятельности человека

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Учебная деятельность - ведущая деятельность школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработкой бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.

Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.

В старших классах средней школы формируются мировоззрение и убеждения, с которыми связываются мотивы учебной и трудовой деятельности.

В процессе исторического развития формы труда совершенствовались и, вместе с тем, все усложнялись. В силу этого уже гораздо сложнее было овладеть необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками в самом ее процессе. Поэтому в целях подготовки человека к дальнейшей трудовой деятельности необходимо было выделить в качестве ее особого вида учение, учебный труд по освоению обобщенных результатов предшествующего труда других людей. Человечество выделило для этого особый период в жизни подрастающего поколений и создало специальные формы существования, при которых учение является основной деятельностью.

Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности совершается в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры и сближается с трудом.

Таким образом, основная цель учения -- это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство -- освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.

Об учении можно говорить лишь тогда, когда действия человека управляются сознательной целью -- усвоить определенные знания, навыки, умения.

Знания - это информация о значимых свойствах мира, необходимая для успешной организации тех или иных видов теоретической или практической деятельности.

Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Умения представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки - это компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Таким образом, учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

10. Трудовая деятельность человека

Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда. Таким образом, труд проявляется в общественном взаимодействии людей. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а психологические компоненты трудовой деятельности.

В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом.

При психологическом анализе труда можно выделить следующие его признаки:

1) предвосхищение общественно-ценного результата должно мыслиться как ценное для общества.;

2) сознание обязательности достижения заданного результата - наличие общественного одобрения;

3) владение внешними и внутренними средствами деятельности;

4) ориентировка в межлюдских производственных отношениях.

Направленный по своей основной установке на создание определенного, результата, труд -- это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам он формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано прежде всего с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности человека становится продукт не его деятельности, а деятельности других людей, продукт общественной деятельности.

В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Таким образом, особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего развития.

деятельностный психология активность

Заключение

Итак, в заключении можно сделать вывод, что виды деятельности: общение, игра, учение, труд являются жизненно важными и необходимыми элементами в развитии как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера видов деятельности можно судить о быте, правах и навыках данного общества.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. И хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Ведущим называется тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психических процессах и психических свойствах личности.

Мы рассмотрели основные виды деятельности человека.

Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера.

Таким образом, мы видим, что все виды деятельности человека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтому такой раздел, как виды деятельности человека является актуальным. В литературе этот раздел освещен достаточно хорошо, чтобы понять насколько важна эта тема в психологии.

Список использованных источников

Основная:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций / В.Г. Крысько.- 4 -е изд. испр.- М.: Омега-Л, 2006.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2009.

3. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов - М.: Юрайт, 2009.

4. Психология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009.

Дополнительная:

1. Гиппентейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник. / М.И. Еникеев.- М.: Норма, 2002.

3. Колосов Д.В. Введение в общую психологию: Учебное пособие / Д.В. Колесов. - М.: Изд. Московского психолого-социального института: Воронеж: МОДЭК, 2002.

4. Крысько В.Г. Общая психология. Учебник для вузов./ СПб.: ПИТЕР, 2003.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999.

6. Машков В.Н. Введению в психологию человека: Учебное пособие / В.Н. Машков. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2003.

7. Немов Р.С. Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003.

8. Общая психология: Учебник / Под А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2002.

9. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронцов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина.- 2 изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

10. Психология ХХI века: Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Деятельность как специфический вид активности человека. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения. Анализ проблемы общения с позиций различных научных подходов. Классификация совокупности деятельностей, характерных для человека.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Основные виды потребностей человека. Духовные, престижные, социальные, физиологические, экзистенциальные потребности. Необходимое условие существования человека. Биологические, социальные и духовные, первичные и вторичные потребности человека.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Развитие психики детей. Категория деятельности в психологии. Трехчленная формула поведения человека. Двучленная схема анализа. Принцип единства деятельности и сознания. Б.Г. Ананьев об основных видах деятельности человека. Виды анализа в психологии.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2010

    Движения, действия, деятельность. Принцип единства сознания и деятельности. Двигательные способности у людей. Импульсивные и волевые действия. Игра, учение и труд как основные виды деятельности. Анализ психологической структуры деятельности личности.

    реферат , добавлен 21.10.2011

    Потребности как внутренние побудители активности человека. Сходства и различия в детерминации поведения человека и животных. Психологические теории мотивации. Мотивация и различные виды деятельности. Отрицательные и положительные качества застенчивости.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Определение понятия, возможность лучше понимать поведение отдельных индивидуумов, общение с начальниками и подчиненными, заказчиками и поставщиками. Обозначение потребности человека и мотивации его деятельности, виды мотивационных состояний.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Структура деятельности: мотив, способы и приемы, цели и результат. Внутренняя и внешняя деятельность. Основные виды сложных навыков: двигательные; перцептивные; интеллектуальные. Этапы формирования навыка. Виды деятельности, осуществляемой человеком.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Понятие деятельности в психологии как специфического вида активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, ее структура. Основные формы и виды деятельности. Сущность умственного, а также общественного труда.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.