Правила для сохранения здоровья органов дыхания детей и взрослых. Профилактика заболеваний органов дыхания у детей и подростков

Наш организм насыщается энергией из разных питательных веществ, а чтобы она подавалась в должном количестве, все эти вещества должны окисляться. Процессы окисления просто не могут происходить без кислорода, что делает непрерывное поступление этого элемента жизненно важным. Без правильного питания клетки погибают, поэтому своевременная профилактика разных недугов органов дыхания является необходимой в любом возрасте.

Окисление веществ сопровождается образованием углекислого газа, большие количества которого представляют собой настоящую угрозу для жизнедеятельности человека. Чтобы обезопаситься от отравления этим элементом, нам необходимо постоянно дышать. Собственно процесс дыхания – это обмен углекислого газа и кислорода между человеческим организмом и окружающей средой.

Профилактика недугов органов дыхания

Дыхательная система, впрочем, как и другие системы организма, обладает своими защитными механизмами организма, которые предупреждают о каких-то сбоях в их функционировании. К примеру, кашель и являются способами удаления инородных тел, которые попали в дыхательные пути, а также избыточной слизи, выделяемой в результате воспалительного процесса в организме. Но, к сожалению, этих механизмов защиты не вполне достаточно для полной защиты дыхательных органов. Самой лучшей профилактикой их заболеваний по праву считается регулярное проветривание помещения и подержание в нём достаточного уровня влажности, а также прогулки по свежему воздуху.

Употребление алкогольных напитков и курение табака влияют на органы дыхания самым негативным образом. Все токсические вещества проходят сквозь легкие, повреждая при этом слизистые оболочки и более глубокие ткани. Никотин вызывает значительные трудности дыхания, как например, во время вдоха, также он может спровоцировать развитие рака легких. Курильщики чаще других сталкиваются с бронхитом, эмфиземой и пневмонией. Таким образом, даже отказ от вредных привычек сам по себе является замечательной профилактикой недугов органов дыхания.

Особую роль в предотвращении таких заболеваний играет дыхательная гимнастика. Человеческий организм приспособлен к единственно правильному и комфортному дыханию – через нос, которое не сопровождается шумами. Если этот процесс осуществляется через рот – это менее естественно, так как именно нос – это первый орган в дыхательной системе, а рот считается главным в пищеварении.

Дыхание сквозь нос считается полезным ещё и потому, что по мере прохождения через носовые ходы происходит некоторое согревание воздуха, а волоски, находящиеся на слизистых, эффективно задерживают вредные вирусы и микроорганизмы, которые обеззараживаются слизью. Такой эффект возможен только в том случае, если человек полностью здоров, а его дыхательные функции не нарушены.

Носовое дыхание считается замечательным стимулятором нервных окончаний в носоглотке, и соответственно, оно стимулирует умственную активность. Один из наилучших способов профилактики недугов дыхательных органов – это правильное осуществление процесса дыхания – сквозь нос.

Заболевания органов дыхания:

- Туберкулез . Заражение чаще всего происходит воздушно-капельным путем, при этом пострадать от него может любой человек. Профилактика этой болезни – это полноценное питание и повышение иммунитета. Особую роль в предотвращении туберкулеза играет вакцинация БЦЖ, плановая флюорография и реакция манту.

- Врожденные спайки гортани . Это заболевание развивается еще до появления ребенка на свет, и вылечить его можно только при помощи оперативного вмешательства.

- Плеврит . Внутри легких происходит накопление гноя, он поражает ткани и приводит к кровотечениям и затруднениям во время дыхания. Лечение – только хирургическое.

- Пневмония или воспаление легких . Является инфекционным недугом, во время которого отекают слизистые, и развивается анемия, так как организм просто не может принять необходимое количество кислорода. Первый этап лечения – это ликвидация отечности и прием антибиотиков для борьбы с микробами.

- Круп . Чаще всего встречается у детей, но дифтерийный круп может развиться в любом возрасте. При нем в глотке, гортани, а также на слизистых оболочках образуется гнойный налет, значительно затрудняющий дыхание.

Предотвратить много серьезных заболеваний дыхательных органов можно при помощи разных ингаляций. Это процесс вдыхания горячего пара, который насыщен целебными легкоиспаряющимися веществами. С этой целью часто используют разные лекарственные растения. В продаже есть новые современные ингаляторы, которые проводят эту процедуру холодным паром. Эти приборы имеют компактный размер, благодаря чему их можно применять как в больницах, так и дома. В такой ингалятор можно добавить любые лекарства и лечебные настои из трав, которые усилят терапевтический эффект и ускорят процесс выздоровления.

Отличное средство профилактики – это вдыхание ароматов можжевельника и сосны. Это помогает также ускорить процесс выздоровления и значительно снизить вероятность рецидивов. С этой целью можно использовать ароматические масла, добавляя их в ванну или применяя аромалампы.

Екатерина, www.сайт

Опытные врачи знают, какой должна быть профилактика заболеваний органов дыхания у детей и взрослых. Респираторный тракт человека начинается с носоглотки и ротоглотки. К органам дыхания относится гортань, трахея, бронхи и легкие. Наиболее часто страдает слизистая верхних дыхательных путей. К заболеваниям органов дыхания относится ринит, синусит, ларингит, ларинготрахеит, бронхит, силикоз, туберкулез, пневмония и некоторые другие заболевания.

Как предупредить патологию респираторного тракта

Каждый ребенок и взрослый хотя бы раз в жизни болел респираторными инфекциями. В большинстве случаев заболевания органов дыхания у детей и взрослых имеют инфекционную этиологию.

Выделяют следующие причины развития патологии верхних и нижних дыхательных путей:

  • снижение иммунитета;
  • переохлаждение;
  • употребление холодных напитков или мороженого;
  • вдыхание сырого, холодного воздуха;
  • ношение одежды не по погоде;
  • наличие очагов хронической инфекции;
  • контакт с аллергенами (пылью, химикатами);
  • неблагоприятные условия труда (запыленность помещений);
  • контакт с больным человеком;
  • вдыхание загрязненного воздуха (дыма).
Фото 1. Таблица причин болезней органов дыхания.

Органы дыхания часто воспаляются на фоне респираторных инфекций: гриппа, аденовирусной и риновирусной инфекции, коклюша, скарлатины. Таблица причин представлена на фото 1. Профилактика заболеваний органов дыхания бывает специфической и неспецифической. В первом случае применяются различные вакцины. Они уменьшают риск развития той или иной патологии (туберкулеза, коклюша, скарлатины, туберкулеза).

Неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний направлена на звена эпидемического процесса (источника инфекции, пути и факторы передачи, а также восприимчивого организма). Выделяют следующие меры по предупреждению патологии дыхательной системы:

  • исключение переохлаждения;
  • ношение теплой одежды и обуви в холодную погоду;
  • предупреждение промокания ног;
  • ограничение контакта с больным;
  • ношение масок во время эпидемии гриппа;
  • ношение средств индивидуальной защиты при работе в запыленных условиях;
  • отказ от курения;
  • укрепление иммунитета;
  • занятие спортом;
  • проведение дыхательной гимнастики;
  • увеличение двигательной активности;
  • отказ от алкоголя и наркотических средств;
  • регулярное проветривание помещения;
  • регулярные прогулки за городом;
  • проведение ингаляций.

У лиц, ведущих правильный образ жизни, болезни органов дыхания диагностируются гораздо реже. Таблица по астме и ее профилактике представлена на фото 2.

Отказ от вредных привычек

Фото 2. Таблица по астме и ее профилактике.

Установлено, что у лиц, которые регулярно употребляют спиртные напитки и страдают алкоголизмом, болезни органов дыхания развиваются в 3-4 раза чаще. На фоне алкоголизма часто развивается атрофический ларингит, утолщаются голосовые связки, грубеет голос.

Этиловый спирт вызывает атрофию ресничного эпителия слизистых. Такое грозное заболевание, как туберкулез, часто развивается на фоне алкоголизма и курения. Обусловлено это снижением иммунитета.

Бичом современного общества и глобальной проблемой является курение. Содержащиеся в сигаретном дыме вещества приводят к туберкулезу, хроническому бронхиту, частым простудным заболеваниям, пневмониям и раку легких. Чтобы обезопасить себя и своих близких, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • отказаться от выкуривания сигарет;
  • отказаться от курения кальянов;
  • исключить пребывания в местах для курения;
  • полностью отказаться от спиртных напитков.

Пассивное курение является не менее опасным. При наличии симптомов алкоголизма следует обратиться к врачу. Если заниматься спортом, больше работать и иметь хобби, то надобность в курении и алкоголе исчезнет. Таблица по раку легких показана на фото 3.

Другие профилактические мероприятия

У ребенка и взрослого человека патология органов дыхания может быть спровоцирована различными аллергенами. Для предупреждения развития аллергического ринита, астмы и бронхита нужно соблюдать следующие правила:

Фото 3. Таблица по раку легких.
  • чаще проводить влажную уборку в доме;
  • исключить контакт с шерстью животных, химикатами, пыльцой растений, пылью, тополиным пухом;
  • исключить из рациона гипераллергенные продукты (орехи, шоколад, клубнику).

Профилактика заболеваний органов дыхания включает проветривание помещений.

За сутки человек выделяет огромное количество различных газов (углекислоту, сероводород). Проветривание должно быть сквозным в отсутствии людей. Делать это нужно неоднократно в течение 30-60 минут. За это время происходит полный воздухообмен.

Проветривание снижает количество микробов в окружающем человека воздухе. Инфекционные болезни часто вызываются условно-патогенной флорой. Для того чтобы иммунитет был всегда хорошим, следует правильно питаться и вести активный образ жизни. Требуется обогатить рацион продуктами, содержащими витамин C. На иммунитет влияют животный белок и витамины.

Детям рекомендуется тепло одеваться. В холодную погоду нужно носить шарфы, головные уборы и утепленную обувь. Это снизит вероятность простудных заболеваний. Наличие в доме комнатных, вечнозеленых растений также благотворно влияет на органы дыхания. Большое значение имеет лечение хронической соматической патологии.

Часто выявляется профессиональная патология органов дыхания (хронический пылевой бронхит, силикоз, силикатоз, ларингит). В группу риска по силикозу входят шахтеры, горнорабочие, литейщики, стеклодувы, гончары. Их профилактика включает ношение СИЗ (масок, респираторов), обустройство рабочих мест вытяжной вентиляцией, применение пылеуловителей и противопылевых кожухов, нормирование работы, автоматизацию работы, проведение профилактических осмотров.

В этом видео говорится о профилактике заболеваний органов дыхания:

Меры специфической профилактики

Для защиты детей и взрослых от инфекционных респираторных заболеваний на сегодня широко применяется иммунизация (вакцинация). Таблица профилактических прививок имеется в национальном календаре. В настоящее время проводятся вакцинации против следующих респираторных заболеваний:

  • туберкулеза;
  • дифтерии;
  • коклюша;
  • гемофильной инфекции;
  • кори.

Вакцинация начинается с раннего детского возраста. При необходимости организуется ревакцинация.

В этом видео даны советы по профилактике болезней органов дыхания:

Прививка от гриппа не входит в национальный календарь, так как она не является обязательной. Наиболее часто применяются такие вакцины от гриппа, как Гриппол, Инфлювак, Флюарикс, Ваксигрип. Иммунизация снижает риск осложнений во время развития болезни и саму вероятность инфицирования. Таким образом, чтобы предупредить развитие болезней органов дыхания, нужно повышать свой иммунитет, вести здоровый образ жизни и работать в оптимальных условиях.

Главными функциями дыхательных путей являются обогащение кровеносной системы кислородом и извлечение из организма оксида углерода. При расстройстве нормального газообмена может нарушиться работа всех внутренних органов. Своевременная профилактика заболеваний органов дыхания позволит предотвратить развитие многих неприятных последствий, в том числе, угрожающих жизни .

Меры профилактики

Меры по предупреждению болезней дыхательных путей включают в себя следующие направления:

  • усиление защитных свойств организма, укрепление иммунной системы;
  • применение специальных процедур, действие которых направлено на улучшение работы органов дыхания – носоглотки, бронхолёгочных путей;
  • снижение вероятности заражения респираторными инфекциями.

Стимуляция иммунной системы

Для повышения естественных сил организма рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Здоровый образ жизни. Регулярные занятия физической культурой, а также сбалансированный рацион, включающий в себя полезные для организма микроэлементы и витамины, помогут предотвратить патологии верхних и нижних дыхательных путей и сделать иммунитет сильней.
  • Закаливание. Закаливающие мероприятия (обливания и обтирания холодной водой, ходьба босиком и пр.) улучшат сопротивляемость иммунной системы неблагоприятным факторам окружающей среды.
  • Рациональное соотношение труда и отдыха. Здоровый сон (не менее 8 часов в день) положительно влияет на общее состояние внутренних органов и повышает работоспособность. Хроническое переутомление не идёт на пользу организму.
  • Отказ от табакокурения и алкоголя. Вредные пристрастия способны нанести непоправимый урон не только дыхательным путям, но и другим системам, и стать провокаторами серьёзных болезней, таких как бронхит, злокачественные новообразования, эмфизема лёгких и др.
  • Регулярная влажная уборка, систематическое проветривание жилища, прогулки на свежем воздухе, а также отдых в экологически благоприятных уголках пойдут на пользу системе дыхания.

Укрепить иммунитет можно с помощью специальных медикаментов, действие которых направлено на повышение собственных ресурсов организма. С этой целью применяют:

  • Препараты на основе интерферона (Виферон, Гриппферон). Данные средства стимулируют иммунную систему на борьбу с вирусами, помогают организму быстрее справиться с болезнью, а также предотвратить заражение вирусными инфекциями.
  • Иммуномодуляторы с противовирусным действием (Ингавирин, Кагоцел) активируют иммунную систему на синтез интерферона.
  • Этиотропные лекарства с противовирусным эффектом (например, Ремантадин). Активны в отношении различных вирусов, предотвращают проникновение микробов в здоровые клетки.
  • Противовирусные мази в нос (например, оксолиновая) – один из способов профилактики вирусных болезней, который необходимо применять перед походом в общественные места.
  • Медикаменты-ингибиторы нейраминидазы (Тамифлю, Арбидол) предупреждают попадание вирусов в клетки организма, уменьшают устойчивость микроорганизмов, предотвращают размножение инфекции.
  • Препараты, содержащие лизаты бактерий (Имудон, ИРС-19) помогут укрепить местный иммунитет. Используются для предупреждения инфекций ЛОР-путей (фарингит, ларингит и пр.)
  • Улучшить состояние иммунной системы и наладить её работу можно с помощью препаратов на основе эхинацеи, а также средствами Рибомунил, Иммунофлазид.
  • Для профилактики рецидивов серьёзных болезней лёгочных путей (обструкции, бронхиальной астмы) используют бронходилататоры и кортикостероиды (Сальметерол, Формотерол), которые расслабляют мускулатуру бронхов, устраняют спазмы и способствуют поддержанию заболевания на этапе ремиссии.

Процедуры для улучшения функции органов дыхания

Профилактика заболеваний дыхательной системы заключается также в применении определённых процедур, целью которых является улучшение функции органов дыхания.

Дыхательная гимнастика

Специальные дыхательные упражнения помогут улучшить работу лёгочной системы, восстановить нормальное кровообращение, а также укрепить мышцы грудной клетки.

  • Совершив глубокий вдох, необходимо задержать дыхание на две секунды, после чего медленно выдохнуть ртом (10 повторов).
  • В положении стоя, подняться на носки. Вытянув руки вверх, одновременно набрать воздух ртом. Наклонившись вперёд, опускают ладони к ступням, совершая медленный выдох. Упражнение повторяют 15 раз.
  • Во время интенсивного вдоха руки разводят в стороны. Руки скрещивают, положив их на плечи, делают выдох (10 повторений).

Дыхательная гимнастика применяется как для предупреждения, так и в терапии воспалительных патологий верхних и нижних ЛОР-путей: она позволит избежать развития многих осложнений.

Ингаляции

Ингаляционные процедуры – популярный способ профилактики и лечения множества болезней органов дыхания. Сеансы можно проводить, используя специальное устройство (небулайзер), или дыша над горячими парами различных растворов.

В целях предупреждения патологий ЛОР-путей применяют ингаляции с помощью лекарственных трав:

  • шалфей;
  • ромашка;
  • липа;
  • эвкалипт.

Для приготовления потребуется 2-3 столовые ложки высушенной травы залить 500 г кипятка, настаивать в течение часа. Над парами дышат в течение 5-10 минут.

В небулайзере применяют медикаменты, назначенные специалистом. Однако чаще всего лекарства используются скорее для лечения болезни и предупреждения осложнений, чем для профилактики.

Уменьшение вероятности заражения

Одним из самых действенных и лёгких способов профилактики болезней дыхательных путей является пребывание на свежем воздухе. Ежедневные пешие прогулки:

  • обогащают внутренние органы кислородом;
  • улучшают общее состояние организма;
  • повышают работоспособность;
  • налаживают сон;
  • снижают частоту головных болей.

Отрицательно влияют на здоровье органов дыхания некоторые химические соединения, пыльный и грязный воздух, плесень. При повышенной чувствительности у некоторых людей они способны спровоцировать аллергию и развитие хронических патологий.

Избежать заболевания органов дыхания поможет:

  • использование очистителя воздуха, который позволит избавиться от патогенных микробов и пылевых клещей;
  • для эффективной профилактики болезней органов дыхания можно выращивать в квартире комнатные растения, которые хорошо поглощают углекислый газ и продуцируют кислород. Среди комнатных растений, обладающих антимикробным действием, можно отметить фикус, герань, аспарагус;
  • Ежедневная влажная уборка, поддержание оптимальной влажности воздуха в комнате. Сильная влажность способствует размножению грибов и плесени, низкая – приводит к накоплению пыли. Помимо этого, чересчур сухой воздух отрицательно воздействует на кожные покровы и слизистые оболочки.

Уменьшить вероятность инфицирования помогут также следующие рекомендации:

  • Своевременная терапия болезней полости рта и носа, а также выполнение всех рекомендаций специалиста. Любую патологию дыхательных путей необходимо пролечивать до конца, иначе она способна принять хроническую форму.
  • Своевременная вакцинация и периодические исследования грудной клетки – важные составляющие профилактики болезней органов дыхания. Каждому человеку необходимо раз в год проходить рентген или флюорографию: так можно выявить тяжёлые патологии на начальном этапе.

Уменьшить риск заражения в период эпидемических вспышек инфекций позволят также простые правила:

  • ограничивать контактирование с больными людьми;
  • не посещать многолюдные помещения;
  • избегать плохо проветриваемых мест;
  • при взаимодействии с заражёнными избегать тесного контакта – объятий, рукопожатий, поцелуев;
  • носить марлевую повязку;
  • соблюдать личную гигиену, мыть руки с мылом;
  • после посещения мероприятий с большим скоплением людей очищать носовые пути раствором соли;
  • пользоваться эфирными маслами, обладающими дезинфицирующими и противовирусными свойствами, например, хвоей, эвкалиптом, кедром.

Любую болезнь легче избежать, чем вылечить . Именно поэтому необходимо регулярно проходить профилактические осмотры, пролечивать все имеющиеся заболевания и вести здоровый образ жизни.

Профилактика заболеваний органов дыхания

Проблемы с дыханием у детей волнуют каждого родителя. Остановки в дыхании у новорожденных, хрипы, кашель, удушье – признаки разных заболеваний, но меры профилактики могут быть одинаковыми во многих случаях:
1) Воздух в комнате ребенка должен быть чистым, свежим и увлажненным. Поэтому при проведении уборки лучше всего купить и использовать, который увлажняет пыль, не дает ей возможности снова быть выброшенной со струй воздуха. Дополнительно следует прочистить кондиционеры в квартире, фильтры которых обладают способностью накапливать пыль и забрасывать ее и плесень внутрь квартиры.
2) Для увлажнения воздуха можно использовать специальные приборы или завести рыбок в аквариуме, посадить зеленые комнатные насаждения. Контроль уровня воды в аквариуме или влажность почвы в цветочных горшках позволяют поддерживать нужный уровень влажности.
3) Психологи отмечают проблемы с дыханием у тех детей, которые воспитываются в атмосфере подавления, или когда опека родителей «душит» их, не дает возможности проявить свою индивидуальность.
4) Кашель детей в психосоматике часто означает потребность детей «кричать» о своих проблемах, ведь кашель слышно бывает даже в соседней квартире, поэтому реакция родителей наступает незамедлительно. Следует разобраться, о чем же хочет сказать ребенок своим кашлем.
5) Клинические психологи и психоаналитики часто используют интерпретации отсутствия или затруднения дыхания как потребность ребенка вернуться в лоно матери, где не нужно было дышать, где он находился под ее защитой. По всей видимости, малыш испытывает незащищенность и недоверие к окружающим, одиночество или отверженность родителями.
Создание хороших гигиенических условий, эмоциональная поддержка и проявление любви к малышу могут стать комплексной профилактикой заболеваний органов дыхания.

Укрепляем иммунитет ребенка: проветриваем, увлажняем, закаляемся

с реди современных детей вряд ли найдешь хотя бы одного, кто не болел бы ни разу. И ведь болезни в подавляющей массе простудные, повторяющиеся из года в год, а то и в течение года. Мы привычно ссылаемся на плохую экологическую обстановку, некачественные продукты, вредные для здоровья материалы. Однако только ли в этом дело?

Никакая простуда не будет мучить человека с хорошим иммунитетом. Во всяком случае, он перенесет ее гораздо легче. Однако всегда ли родители понимают, что предметом их основного внимания, если они хотят вырастить здорового человека, должно быть укрепление природного иммунитета.

Очень распространена типичная родительская ошибка – ребенка надо оберегать от негативного влияния окружающей среды. Каково же удивление родителей, когда ребенок, несмотря на все меры предосторожности, заболевает, и болеет тяжело, с осложнениями, причем в виде аллергии на самые неожиданные факторы.

А все дело в том, что родители сами открыли дверь аллергии: организм ребенка, выросшего практически в стерильной среде, не способен различить вредоносные микроорганизмы и бороться с ними.

Прежде всего, надо позаботиться о качестве воздуха в доме: ведь в сухом и застоявшемся воздухе опасные микробы размножаются с гигантской скоростью. Можно завести дома аквариум: испаряющаяся вода насытит воздух влагой. Именно увлажненный воздух способствует правильному дыханию. Если вы очень занятые люди, и вам некогда ухаживать за рыбками, вас выручит увлажнитель воздуха. Иногда только увлажнения бывает достаточно, чтобы аллергия отступила.

Приучите ребенка спать с открытой форточкой: естественная вентиляция угнетает развитие микроорганизмов. Разрешайте ему ходить босиком. Можно купить специальные коврики, а можно использовать и более интересные варианты, например. Емкости с крупным песком или галькой.

Не используйте для уборки слишком много средств бытовой химии: они сами по себе являются причиной аллергии. Ни в коем случае не давайте ребенку никаких лекарств без назначения врача.

Для профилактики заболеваний органов дыхания,

предлагаем использовать комплексы дыхательной гимнастики

в соответствии с возрастными особенностями

Упражнения, которые всегда можно комплектовать и чередовать по своему усмотрению для детей I и II младшей группы

Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик .
Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
Летят мячи .
Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос.
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону
Регулировщик.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой .
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят.
Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор.
Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша

Чтобы не болеть, надо научиться правильно дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.

1. Большой и маленький
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький

2. Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

3. Летят гуси
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.

4. Аист

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

5. Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

6. Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз


7. Конькобежец
Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.


8. Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

9. Лягушонок
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

10. В лесу
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Примеры комплексных дыхательных гимнастик для средней группы

Комплекс №1

1. «Послушаем своё дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

  • куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
  • какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
  • какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;
  • какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой);
  • тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И.п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. «Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  1. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. «Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание).

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И.и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. «Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. «Ветер» (очистительное полное дыхание).

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И.п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. «Радуга, обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 с.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. «Дышим тихо, спокойно и плавно». Повторить 3-5 раз упражнение

Комплекс №2

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной ноздрёй».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой».

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные

Мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все

Лёгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и

Выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри».

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как

Бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы

Носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой».

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык

Высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все

Лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы

Подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.Повторить 4-8 раз.

7. «Насос».

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом

Наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как

При накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и

Вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Старшая и подготовительная группы

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение - лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128-160 дыханий, а всего 600-640 дыхательных движений на четыре

упражнения.

Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 - вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу Б. С. Толкачёва.

Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы».

И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами: «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Материал подготовила Шарипова Г.В.

инструктор по физической культуре

Детский организм сильно отличается от организма взрослого человека. Он является более уязвимым перед болезнями и вирусами, медленнее восстанавливается после болезни, испытывает большой стресс при попадании любой инфекции. Следовательно, гораздо легче предупредить какие-либо заболевания и по возможности оградить от них детей, чем потом сбиваться с ног и искать препараты для лечения.

Одно из первых мест в статистике детских заболеваний принадлежит дыхательным путям. Именно поэтому очень важна профилактика заболеваний органов дыхания у детей и подростков. Особенно актуальна она для тех деток, которые посещают детский сад и период зимних традиционных эпидемий, отчего попадают в группу повышенного риска.

Чтобы предупредить многие заболевания органов дыхания у детей, их нужно каждый год вывозить в курортные зоны, к морскому побережью, где воздух насыщен йодом, активными веществами, выделяющимися из морской воды. Йод способствуют очищению легких, никогда не провоцируют аллергических реакций у детей, лечит дыхательную систему от вредных микроорганизмов.

Обычно детей стараются вывезти на Азовское море, именно оно считается очень полезным и вызывающим хороший иммунитет у детей до трехлетнего возраста. Черное море тоже полезно, однако период адаптации к климату Черноморского побережья длится несколько дольше. Если на Азовском море можно с хорошо ощутимой пользой провести 10-14 дней, то на Черном море ребенок должен пробыть не менее 21-го дня, чтобы получить хорошую подготовку к зимнему периоду, сезону простуд и болезней.

Также эффективная профилактика заболеваний органов дыхания проводится с помощью антивирусных препаратов – эхинацеи и элеутерококка. Их можно применять с 12 лет регулярно, если у детей нет аллергии на препараты.

Всем родителям хорошо известно, что очень неблагоприятное воздействие на организм детей и подростов оказывают холодный воздух и сырость. Особенно сильно сказывается непогода на ребенка, который длительное время не выходил на улицу. По этой причине полезны закаливания для деток. Но не стоит сразу гнать малышей в ванну и поливать ледяным душем: понижать температуру воды нужно постепенно.

Предупреждение заболеваний органов дыхания может проводиться естественным путем. Нельзя бояться открывать окна и балконные двери, когда в комнате находится ребенок. Оптимальная температура воздуха для ребенка - не более двадцати двух градусов. Гулять на улице необходимо в соответствующей одежде, чтобы не перегреваться и не перемерзать. Выходить на свежий воздух на прогулку необходимо в любую погоду и каждый день, за исключением, конечно, ливней и гроз.

Также полезно делать физические упражнения и зарядку. Как бы ни банально это звучало, но это всем доступное занятие, отлично способствует укреплению иммунитета, а значит, организм ребенка сможет легко противостоять вирусным атакам.

Следует быть осторожными во время начала эпидемий и заболеваний в окружении ребенка, - в саду, в компании таких же детей во дворе, в общественном транспорте. Соблюдение правил личной гигиены, использование масок, может защитить от нежелательной инфекции.

В домашних условиях лечение и профилактика заболеваний органов дыхательной системы возможны с помощью ингаляций и ванн для купания, в которые добавляются травы и растения, например, эвкалипт, сосновая хвоя, можжевельник. В комнатах можно пользоваться ароматическими лампами, которые распространяют