Что включает социология. Краткий конспект лекций по социологии

Социологией называют науку об обществе, законах его развития и функционирования, системах и социальных институтах. На сегодняшний день понятие расширилось и вмещает в себя множество отдельных учений.

В данной статье мы подробно расскажем, что означает социология и чем занимаются социологи.

Социология: определение

В дословном переводе с греческого языка социология означает “наука об обществе”. Она занимается изучением внутренних механизмов функционирования общества, а также отдельных его структур, к которым могут относиться конкретные социальные структуры, организации, институты и группы.

Социология изучает и особенности социального поведения людей, а также отношения индивида с обществом. Подробнее о том, что является предметом изучения этой науки, вы можете прочесть в нашей статье .

Виды социологии

Различают три основных вида социологии:

  1. теоретическая;
  2. эмпирическая;
  3. прикладная.

Теоретическая социология опирается на научное исследование общества для освоения теоретических знаний. Однако без эмпирической социологии этот вид не имеет достаточных оснований. Эмпирическая социология занимается исследованиями, которые в своей основе имеют обработку и анализ социологической информации. Данный вид также называют социографией, делая акцент на описательном характере этого раздела науки. Последний вид - прикладная социология, более остальных основывается на практике. Он применяет уже полученную социологическую информацию для решения серьезных общественных задач и вопросов.

Что за профессия - социолог?

Социологи по роду своей деятельности делят науку на макро- и микросоциологию. Так, первый вид, как и следует из названия, изучает социальные процессы всего общества в целом, тогда как предметом микросоциологии выступают маленькие социальные системы и взаимоотношения отдельных людей.

Кроме того, социолог может заниматься конкретным уровнем социологии - верхним, средним или нижним. В верхнем уровне его деятельность касается общесоциологических знаний, в среднем - специальных и отраслевых теорий, а в нижнем - определенных социологических исследований.

Важно отметить, что средний уровень, в свою очередь, подразделяется на отдельные ветви. Таким образом, социолог может охватывать сферу политики, культуры, экономики, права и т. д. Предметом его исследований могут стать также конкретные группы общества - семья, молодежь, люди пожилого возраста. Иногда социологи опираются на изучение отдельных личностей и их взаимоотношений с обществом.

Лекция 1. Предмет социологии

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология - это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет - это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. Если раньше существовала единственно верная, непогрешимая марксистско-ленинская социология, то сейчас нет истины в последней инстанции. Различные теории конкурируют между собой, стремясь точнее и полнее отразить реальность. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.

Социология изучает социальную динамику, т. е. формы, способы развития общества. Различают революцию, как относительно быструю, коренную ломку общественного строя. Эволюция - это медленное, постепенное развитие общества, когда каждый новый этап появляется, после вызревания объективных условий. Трансформация - это процесс переход от одной стадии развития общества к другой. В настоящее время Украина испытывает социальную трансформацию, т. е. переход от плановой экономики и авторитарного политического строя к рыночной экономике и демократическому строю.

Таким образом, социология - это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология - это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.

Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества, социального познания, человеческой деятельности. Экономика позволяет глубже изучить причины социальных отношений, различных ситуаций жизнедеятельности общества. Социальная статистика, социальных явлений и процессов. Социологический маркетинг позволяет более эффективно регулировать рыночные отношения. Обширная область отношений людей на производстве изучает социология труда. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С юридическими дисциплинами социология связана при объяснении причин преступления, социальных отклонений, изучения личности преступников. Существуют отраслевые социологические дисциплины: социология права, социология преступности, криминология.

С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений. Существует также социология истории, когда социологические проблемы изучаются на материале прошлых веков. Например, изучаются социальные взаимосвязи, особенности социального поведения. Социология связана с различными видами деятельности через свои специфические методы изучения общественного мнения. Роль социологии в обществе. В определении роли социологии в обществе есть две позиции, имеющие свою традицию. Так, О. Конт полагал, что позитивная наука об обществе должна быть полезной, использоваться для целей прогресса. Тогда как Г. Спенсер полагал, что социологии не надо вмешиваться в ход общественных процессов. Социолог должен наблюдать и анализировать общество и делать свои выводы о его закономерностях. Вмешиваться же в общественные дела нет необходимости. Эволюция сама проложит путь общества к прогрессу без постороннего вмешательства. В современной социологии более распространено позитивистское отношение к социологии. Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений должно осуществляться с опорой на общественное мнение, которое изучается социологией. Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придет общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Лекция 2. Культура социологического мышления

Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии. Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования. Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер. Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога. Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований. Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм, неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.

Социолог - профессия XXI века

Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что слово «социология» у многих ассоциируется сегодня главным образом с телевизионными передачами, страницами газет или сайтами Интернета, где сообщается о результатах проведенных социологических опросов по тем или иным проблемам. Темы опросов могут быть самыми разнообразными - от рейтинга политиков до степени удовлетворенности работой городского транспорта, - но, социолог представляется, прежде всего, человеком с анкетой в руках, который подходит к вам на улице или звонит в вашу квартиру со словами: "Здравствуйте! Мы проводим социологический опрос на тему..."

Что же, социологические опросы, действительно, являются частью социологии. Более точно - это один из способов получения социологического знания. Однако социология как наука отнюдь не сводится только к ним.
Что же такое современная социология и чем она занимается? По определению, социология есть наука об обществе. Но сказать лишь так - недостаточно: ведь общество изучают и другие науки - история, юриспруденция, демография и др. В отличие от них, социология рассматривает общество как целостную систему функционирования социальных общностей (к ним относятся, например, семья, население города, молодежь, человечество и т.д.), изучает отношения, существующие между этими общностями, а также исследует и объясняет поведение людей в обществе. Социология изучает социальные нормы, ценности, роли, статусы, предпочтения, общественное мнение и многие другие явления, из которых складывается то, что мы называем "социальной жизнью".

Интересно ли работать социологом? Да и еще раз да! Ведь социолог имеет совершенно уникальную возможность получать информацию,так сказать, из первых рук. В процессе проводимого исследования социолог непосредственно общается с людьми, собирает и обобщает полученные данные. На основании этих данных социолог получает новое знание. Представьте себе, что вы единственный обладатель этого нового знания, которое затем будет доведено до других людей - через статьи, книги, средства массовой информации и коммуникации.

Перспективно ли сегодня получить образование социолога? Уверен, что в XXI веке социология будет занимать особое место среди других социальных и гуманитарных дисциплин. Дело в том, что современное общество становится все более и более сложной системой. Наш мир глобален и взаимосвязан. Мы множество раз являлись свидетелями того, насколько события, случившиеся в одной части света, влияют на происходящие в другой. Объяснить и понять современное общество может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него. Именно таковой и является социология. Общество не может быть безразличным к науке, которая это общество изучает и которая служит его так сказать "зеркалом". На социологию сегодня возлагается особая миссия - с одной стороны, помочь обществу... с другой стороны, помочь человеку более успешно адаптироваться к этому сложному и постоянно меняющемуся миру.

Что такое "социология"

Хохлова А.М., к.с.н., доцент кафедры социологии культуры и коммуникации СПбГУ, научный руководитель программы магистратуры "Международная социология" (International sociology)

Термин «социология» в последние десятилетия остается на слуху: на исследования социологов ссылаются политики, журналисты и бизнесмены; социологи выступают главными экспертами в изучении общественного мнения. Так чем же в реальности занимаются социологи и какова специфика их профессии?

Самое общее определение гласит, что социология - это наука об обществе. Общество же понимается не просто как механическая сумма не взаимодействующих друг с другом людей, но как форма объединения людей, предполагающая существование у них общих интересов и ценностей. Более того, общество определяет и отражает наш жизненный опыт - особенно опыт общения с окружающими людьми. Общество проявляется в том, какие решения мы принимаем и какие выборы делаем, в наших действиях и нашем бездействии, в правилах, регулирующих наше поведение в школе и дома, на работе и на отдыхе. Мы говорим языком общества, когда обсуждаем теракты во Франции и полученную на экзамене двойку, когда спорим с друзьями или признаемся в любви. Мы, разумеется, живем в обществе, но одновременно общество живет в нас в виде представлений о том, как устроена повседневность, что такое справедливое общественное устройство, как относиться к неравенствам. Оно живет в нашем сознании в виде ожиданий о том, как будут вести себя окружающие (родители, друзья, преподаватели, прохожие на улице и соседи по отелю на отдыхе) и в виде наших собственных предполагаемых реакций на их поведение.

Одних социологов интересуют общие закономерности формирования и изменения человеческих обществ. Они считают, что в фокусе внимания социологии должен находиться социальный порядок, организующий и координирующий жизнь всех членов общества без исключения. Другие социологи, напротив, исходят из того, что каждый член общества уникален, и задаются вопросом о том, как, несмотря на глубокие личностные различия, люди все же способны понимать друг друга. В своих исследованиях они концентрируются на том, какие смыслы люди приписывают социальному миру, в котором живут: как интерпретируют действия окружающих и собственное поведение, и как, подчиняясь социальному порядку или сопротивляясь ему, они служат воспроизводству этого порядка или его изменению.

Что объединяет и тех, и других социологов, так это чувствительность к социальным изменениям. Социологи первыми реагируют на общественные потрясения и кризисы: именно они указывают на новые глобальные риски и задумываются о последствиях масштабных миграций; анализируют межэтнические конфликты и пытаются предугадать последствия политических реформ. При этом они руководствуются двумя основными принципами. Во-первых, говоря языком выдающегося американского социолога Питера Бергера, они стремятся обнаружить общее в частном. Например, они хорошо осознают, что в положении конкретного жителя Зауралья, живущего от зарплаты к зарплате и не способного позволить себе не только отпуск за границей, но и мясо к обеду, скорее всего, виноваты не только нерадивость и лень этого россиянина, но и общая структура социальных неравенств, сложившаяся в обществе. Возможно, причиной бедности этого жителя, как и тысяч других, стала бедность семьи, в которой он родился, а отсюда - ограниченный доступ к высококачественному образованию, необходимость рано выйти на рынок труда, низкая квалификация и скромные доходы. Во-вторых, как замечает Джон Масионис, социологи учатся искать необычное в банальном. Так, они верят, что научный интерес может представлять любая форма поведения людей и групп: от вооруженных межнациональных конфликтов до мирного хозяйствования пенсионера на дачном участке, от судьбоносного решения старшеклассника, куда поступать после окончания школы, до того, какие качества мы приписываем «настоящим мужчинам» и «настоящим женщинам». Ведь в каждой рутине, в каждой привычке, в каждой «само собой разумеющейся» реакции собеседника кроются следы социальной структуры, учащей нас, как до лжно поступать, думать и чувствовать.

Социология богата теоретической рефлексией, но одновременно она является принципиально эмпирической наукой. Учиться социологическому анализу исключительно по книгам, не взаимодействуя с людьми, - все равно что слыть музыкальным критиком, никогда не прослушав ни одной симфонии. При этом репертуар методов, доступных социологам, очень широк. Помимо опросов общественного мнения, которые в первую очередь ассоциируются у населения с социологическими исследованиями, ученые используют возможности глубинных интервью, предполагающих свободную доверительную беседу с представителями тех или иных категорий людей; включенного наблюдения, при котором исследователи стремятся максимально включиться в интересующую их группу, посмотреть на нее «изнутри»; визуальных методов, связанных со сбором и анализом фото- и видеоматериалов; количественного и качественного анализа текстов (от публикаций СМИ до дневниковых записей; от писем до пабликов в социальных сетях) и мн. др.

Разнообразны и возможности трудоустройства профессиональных социологов. Они могут выбрать академическую карьеру, а могут - предпочесть работу в государственных организациях и частных компаниях, правительственных структурах или НКО. В любом случае им пригодятся такие неотъемлемые от профессии социолога качества и навыки, как чувствительность к изменениям в поведении и мнениях людей, способность налаживать диалог с представителями различных социальных классов и субкультур, готовность при необходимости становиться их «рупором», донося их потребности и беды до властей и социальных служб, умение собирать и анализировать информацию с применением различных методов и техник, вовремя прогнозировать конфликты и бороться с назревшими социальными проблемами. Социолог - это отличная профессия для творческого и неравнодушного человека, с живым интересом относящегося к уникальным жизненным опытам людей, умеющего прислушиваться к мнению окружающих, готового путешествовать из одного социального мира в другой и не боящегося трудностей полевой работы.

Энтони Гидденс, Социология, "Введение в социологию"

"Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. ...

Социология предлагает отчетливую и чрезвычайно яркую перспективу понимания человеческого поведения.

Изучая социологию, мы поднимаемся над нашей собственной интерпретацией мира, чтобы взглянуть на социальные воздействия, формирующие наши жизни. При этом социология не отвергает и не умаляет значение индивидуального опыта. Наоборот, мы учимся лучше понимать самих себя и других людей, тем самым, развивая в себе способность восприятия космоса социальной деятельности, в которую мы вовлечены."

Из аннотации Олимпиады школьников СПбГУ по профилю "Социология"

Социология - инструмент для эффективной деятельности и поведения в современной жизни; позволяет анализировать и понимать, как устроен окружающий социальный мир, чтобы действовать в нем максимально результативно. «Видеть окружающий мир в фокусе социологии» - значит не только фиксировать факты, но и уметь их применять для анализа социальных явлений и процессов.
Социологический взгляд на мир отличается от обычных представлений. Это, прежде всего, - способность замечать общее в частном. Социологическое мышление возникает тогда, когда мы начинаем понимать, как общие категории влияют на нашу частную жизнь, «видеть необычное в банальном». Такой подход можно назвать социологическим воображением — умением абстрагироваться от своего опыта повседневной жизни.

О социологии и современном обществе

Савин С.Д., к.с.н., доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ

Чтобы понять, что такое социология и чем она занимается, надо сначала сказать несколько слов о том, что такое общество.

Не углубляясь в философские вопросы сущности общества, в споры номиналистов и реалистов о том, существует ли вообще общество или есть только наши представления о нем, возьмем за основу научную точку зрения, что общество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, обладающую огромным количеством свойств и характеристик. Это система более сложная, чем биологический организм или какая-либо техническая система, и управлять ею как машиной не получится. Тем не менее, чем лучше мы знаем эти системные свойства и характеристики общества, социальные связи и взаимодействия, тем эффективнее происходит и развитие самого общества.

Каждая наука об обществе имеет свой предметный взгляд на этот сложный объект. Каждая изучает свою часть, элемент общественной жизни или специфические общественные отношения: экономические, политические, правовые, международные. И для профессионала в каждой из этих областей общество как бы преломляется через его предметный взгляд. Для экономиста весь мир - прежде всего, экономика, для политолога - политика и т.д. Зачастую это не дает возможности комплексно понять какую-либо социальную проблему, ведет к одностороннему взгляду. Грубо говоря, юристу все хочется ограничить законом, и он искренне удивляется, когда его благие правовые меры не действуют. Курить, пить, ругаться запретили, а все равно многие почему-то курят, пьют и ругаются. Значит, этого мало для решения проблемы. Надо подключать знания из области социологии права и других областей социологического знания.

Социологический взгляд на общество и его проблемы более широкий и в то же время достаточно конкретный.
Во-первых, социология отвечает на вопрос, что такое современное общество, в каком типе общества мы живем. От ответа на этот вопрос зависит понимание тех или иных социальных проблем, алгоритмы их решений.
К какому типу, например, отнести современное российское общество? Мы живем еще в индустриальном или уже в постиндустриальном обществе, или каком-то переходном? Что такое модернизация для России, о которой многие говорят, но вкладывают в это разные смыслы? Принимая общество как систему разных сфер общественной жизни, понимая его структуру, социология дает ответы и о путях, направлениях его развития.

Во-вторых, социология изучает социальную структуру: связи, взаимодействия между элементами общественной системы. Как взаимосвязаны политика и экономика, духовная и социальная сфера, как власть взаимодействует с гражданским обществом, как трудовые отношения влияют на экономическое развитие? Понимая, что каждый элемент общества обладает в нем определенной функцией, что все они взаимодействуют, влияют друг на друга, мы исключаем риск поддаться соблазну и сделать поспешные выводы о том, что все зависит только от экономики или только от политики.

Существуют разные виды социальных структур: институциональная, социально-классовая, социально-стратификационная, социально-демографическая, социально-территориальная, социально-профессиональная, этническая и др. Каждый индивид обладает в этих структурах определенной социальной ролью и социальным статусом. Социология изучает, с одной стороны, как эти социальные структуры определяют условия жизни людей, специфику социальных проблем, а с другой стороны - как ведут себя люди для реализации своих целей, интересов, потребностей. Она анализирует социальное поведение. Какие мотивы движут людьми, какие ценности формируют нашу личность, что такое группы интересов, их столкновения, конфликты? Все это в совокупности мы называем изучением социальных процессов.
И вот такого рода закономерности социолог выявляет и в экономической сфере, и в политической и в духовной (сфере культуры). Социологическое знание подразумевает знание основ политики, права, экономики, управления, культуры. Социолог специализируется в области экономической социологии, социологии права, социологии международных отношений и др. Через призму социологического знания каждое явление жизни этих сфер рассматривается не изолированно, а во взаимосвязи с другими явлениями, в многообразии факторов, влияющих на них, функций, которые выполняют социальные субъекты.

Содержание статьи

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность , действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда ), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил французский философ Огюст Конт в 1840-х. Однако, многие положения будущей науки были предвосхищены в трудах Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей. Особое место в обосновании социальных идей принадлежит древнегреческим философам Платону , Аристотелю . Французские просветители 18 в. – Жан-Жак Руссо , Шарль Луи Монтескье , Вольтер , Дени Дидро , представители утопической мысли – Томас Мор , Томмазо Кампанелла , Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье , Роберт Оуэн развили идеи о возможностях совершенствования общества в реалиях Нового времени. Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до 19 в., были предтечей социологии, ее истоками, но не самой наукой. Возникновение социологии как науки отражает качественно новый этап в истории общества, когда оно предстало в человеческом измерении – каждый человек становился субъектом исторического процесса. Этот коренной поворот в социальной практике и социальной науке связан с великими буржуазными революциями, в основном, с французской в конце 18 в. Она провозгласила свободу, равенство, братство всех людей, независимо от социального происхождения, социального положения, вероисповедания, национальной принадлежности. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, изучения сознания и поведения людей как активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

Основные вехи развития социологии.

С середины 19 в. исчисляется первый этап в ее развитии – этап формирования научных основ социологии. Поиск основополагающих идей шел широким фронтом: если О.Конт говорил о возможностях познания общества при помощи «социальной физики» (он уподоблял общество природе и поэтому считал возможным познание социальной жизни при помощи естественных законов или окрытия им подобным), то социально-биологическая школа и ее основатель Г.Спенсер сравнивали общество с развитием живого организма, ратуя за использование биологических законов при их познании. В этом же веке поиск сущности социологии вела и социально-психологическая школа : Г.Тард, Г.Лебон , Ф.Теннис, Н.К.Михайловский , Н.И.Кареев , Е.В.Де Роберти основное внимание сосредоточили на проблемах личности, которую они рассматривали как единство биологического и социального начала в человеке, а общественную жизнь представляли как особое проявление мировой энергии. Во второй половине 19 в. большой популярностью пользовалось географическое направление в социологии, идеи которого нашли наиболее полное воплощение в трудах Э.Реклю, Ф.Ратцеля, Л.И.Мечникова , отстаивавших представления о решающем влиянии географической среды на развитие общества и личности. В этот же период окрепла и пробрела значительное влияние марксистская концепция в социологии, видными представителями которой были К.Маркс , Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов , В.И.Ленин и до определенного времени П.Б.Струве , А.А.Богданов и М.И.Туган-Барановский . В основе этой концепции – решающее влияние социально-экономических отношений на процесс взаимодействия различных классов и роли революционной борьбы в решении всех социальных конфликтов. Кроме того, в России заявило о себе социально-правовое направление , представленное Н.М.Коркуновым , Л.И.Петражицким , П.И.Новгородцевым , Б.А.Кистяковским и Б.Н.Чичериным , которые придавали большое значение власти, нормативно-этическим взаимоотношениям в обществе. Они анализировали процессы господства и подчинения, обращая особое внимание на роль государства в решении социальных проблем.

Второй этап в развитии социологии, который часто называют классическим, представлен трудами французского ученого Э.Дюркгейма , немецких исследователей М.Вебера , Г.Зиммеля. Они претендовали на иное видение социологии – не на «всезнайство» об обществе, а на изучение важнейших компонентов общественной жизни: социальных фактов (Э.Дюркгейм), политических и экономических явлений (М.Вебер), социальных закономерностей (Г.Зиммель). Именно они положили начало поиску новых подходов, в т.ч. и эмпирических, к определению объекта и предмета социологической науки, которые также развивались В.Парето , Г.Моска, У.Дильтеем , П.А.Сорокиным , З.Знанецким и другими крупнейшими представителями социологической мысли первой половины 20 века.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии , который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм . Во Франции его развивали М.Фуко , К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.

Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм , который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

Теории социального конфликта.

В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

Бихевиоризм.

Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. ().

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

Феноменологическая социология.

Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы

В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания , то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология , основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат:понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса , риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса . Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора , которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле , о социальном капитале и социальном пространстве .

Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта , под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни , которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия . Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального , переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей . Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл , который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность , в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию . «...Взятое... как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения , главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания .Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки ) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие . Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).

И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические , социально-политические и социально-культурные условия , олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке , переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю : «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1.Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология , которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией .

2.Эмпирическая социология , которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных ) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии , то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, ксоциальной жизни , следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относитсясоциология управления . Она связана с использованием особого класса задач - механизма регулирования социальных процессов - и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых,наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории , предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие - прикладных, третьи - теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

В-третьих, наряду с обобщающими (системными ) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции , объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные ), основные и частные (конкретные ).

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни , так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Ж.Т.Тощенко

Литература:

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии . М., 1960
Вебер М. Избр. соч . М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории . Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество . М., 1992
Бурдье П. Социология политики . М., 1993
Американская социологическая мысль . М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции . //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология . М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию . М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений . М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ . М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология . М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология . Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего . Очерки социологии . М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности . М., 1998
Гидденс Э. Социология . М., 1999
Социология в России . – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология . – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии . М., 2001
Социология . – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология . Общий курс. М., 2003



Объектом социологической познания является общество . Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества , т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

    как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

    как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

    как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

    как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

Структура и функции социологии

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук - эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда - социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

Структура социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре данной науки.

Первый (содержательный) предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии , т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

Третий подход (масштабный) делит науку на макро - и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения;

прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;

социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;

гуманистическая функция - разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.