Упражнения для расширения диапазона периферического зрения по методу фельденкрайза. Как развить периферическое зрение? Тренировки и упражнения

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Яковлевского района Белгородской области

Методическая разработка
«Боковое (периферическое) зрение и его роль в тактике игры»

Тренер-преподаватель:

Уткина Т.В.


Введение

Высокое тактическое мастерство всех игроков является залогом победы. Принято считать, что совершенная тактика должна опираться на высокий технический уровень игроков (без техники не может быть тактики!), и это положение не вызывает сомнения, однако, высокая техника игры автоматически не рождает тактики грамотных игроков. Не редко мы видим на площадках команды самого высокого ранга, где технические подготовленные игроки в сложной, а иногда и в самой простой игровой обстановке сплошь и рядом допускают грубые тактические ошибки: посылают передачу на удар игроку передней линии, лежащему на земле после приема трудного мяча; нападающий производит обманный удар прямо в руки страхующего игрока; связующий делает передачу на удар в зону, где находятся трое блокирующих и так далее. Следовательно, дело не только в уровне технической подготовки, но и еще в каких-то качествах игроков, на которые не достаточно обращается внимание в учебной работе. Этим «таинственным» качеством является умение игроков видеть поле, перемещение своих игроков и роков противников, и умение быстро ориентироваться в игровой обстановке, исходя из этих наблюдений. Это не просто, так как во время игры волейболист за редким исключением должен все время смотреть на мяч. Попробуйте нанести нападающий удар, сделать передачу, подать подачу не глядя на мяч... Ничего не получится!

Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства волейболистов. По нашему имению, тактически - грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой технической игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она не была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а втрое - позволит эти объективные наблюдения реализовать.

Периферическое зрение - это функция сетчатки вне желтого пятна.


Роль бокового (периферического) зрения в тактике игры.

Основное правило в волейболе гласит: «В игре взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Если игрок нарушает это правило, мяч будет проигран. Впрочем, есть единственное исключение: блокирующий во время удара должен в прыжке смотреть не на мяч, а на нападающего.

Некоторые игроки непосредственно перед выполнением нападающего удара смотрят на площадку противника, создавая у зрителей впечатление, что нападение будет построено, исходя из этих наблюдений. Если нападающий после этого проводит удачный удар, то действительно такое впечатление может создаться. Но можно прямо сказать, что целесообразность таких действий сомнительна: расстановка блокирующих и защитников на площадке противника, который нападающий видит перед выполнением удара, моментально измениться за то время, когда он вынужден будет смотреть только на мяч.

Покажем роль периферического зрения при выполнении отдельных приемов игры.

Передача мяча. Связующий вышел с задней линии на переднюю. Трое нападающих стремительно разбегаются, готовясь нанести нападающий удар. Для того, чтобы выполнить передачу на удар в наиболее выгодном направлении, связующий игрок за счет бокового зрения (ведь основная зрительная ось глаза должна быть направлена на мяч!) должен оценить, где находятся блокирующие и в какой зоне им труднее организовать групповой блок. Если он разберется в игровой обстановке правильно, нападающий удар будет правильным.

Нападающий удар. Велико значение бокового зрения в индивидуальной тактике нападения: благодаря этому зрению игрок должен увидеть свободную от блока зону над сеткой и направить удар именно туда; увидеть расположение страхующих, что позволит ему правильно выбрать свободную зону дня обманного удара.

Игра в защите, Важную роль играет боковое зрение и в этом приеме игры. Благодаря ему защитник ориентируются в расположении своих игроков и правильно выбирает направление выполняемой им передачи; определяет, идёт ли подача или удар противника е аут или мяч надо принимать, и т.д.

В итоге надо подчеркнуть: если тактическое мастерство основано на высоко - развитом боковом зрении, то в основе технике игры лежит центральное зрение.

Подготовительные упражнения для развития бокового (перифернческого) зрения.

1 .Игроки выстраиваются в две шеренги. У каждого в руке волейбольный мяч. По сигналу тренера игроки подбрасывают и ловят мяч одной рукой, не глядя на него.

2.Тоже, но игроки перебрасывают мяч из одной руки в другу.

3 .Игроки парами, передавая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя под сетку и преодолевая другие препятствия (гимнастические скамейки, стулья). Движение происходит сначала по часовой стрелке, затем - против.

4. Ведение баскетбольного мяча ударами об пол без зрительного контроля.

5. Игроки располагаются в двух - трёх шагах от гладкой стенки. На каждого игрока - один мяч. Не глядя на мяч игроки ударяют его о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.

6. Перебрасывание мяча в парах, не глядя на него. Упражнение сначала выполняется двумя руками, затем одной. На следующих занятиях расстояние между игроками увеличивается.

7.Игроки располагаются попарно на расстоянии двух метров от гладкой стены, на которой на высоте двух с половиной метров чертится круг диаметром полметра. Один игрок делает передачу второму игроку, который должен верхней передачи попасть мячом в цешр круга. Периодически игроки меняются ролями.

8. Игроки располагаются в две шеренги так, чтобы первые игроки в шеренгах находились бы на линии штрафного броска боком к баскетбольному щиту. Один из игроков первой пары выполняет верхнюю передачу своему партнеру, который не поворачиваясь лицом к щитку, с верхней передачи старается в кольцо. За тем то же упражнение проводится в виде соревнования на лучший результат по десяти попыткам.

9. Игроки выстраиваются в колону по одному. Первый игрок находится на линии штрафного броска напротив баскетбольного щитка. Тренер стоит под кольцом. По его сигналу первый игрок, глядя все время только на кольцо, после сильного разбега делает под кольцом высокий прыжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок), игрок должен имитировать в прыжке обманный удар, если тренер руки не поднял - надо ладонью достать кольцо.

Специальные упражнения.
1 .Игроки располагаются попарно, один игрок делает высокие передачи своему партнеру и сразу же меняет своё местонахождение, перемещаясь в разных направлениях и на разные расстояния. Второй игрок должен дать обратную верхнюю передачу точно в то место, куда переместился первый игрок. После нескольких таких передач игроки меняются ролями. Желательно, чтобы первый игрок располагался у стенки, а второй - имитировал бы разбег нападающего при различных тактических комбинаций.

В этом случае ответная передача первого игрока должна Ьыгь передачей на удар в ту зону, куда переместился второй игрок.

2.Игроки располагаются в три колоны в зонах 2,4 и б. Игроки зоны б выполняют первую передачу в зону 2. Левый нападающий делает разбег для удара либо с края стенки в зоне 4, либо дня удара с низкой передачи в зоне 3. Игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в зону, где будет наносить удар его партнёр. Упражнение проводится с выполнением наподдающих ударов и блокированием.

3 То же, но игрок зоны б делает первую передачу игроку зоны 4. Остальные условия выполнения упражнения те же, но нападающий выполняет удары в зоне 2 или 3.

Боковое зрение — это способность человека видеть все, что находится по сторонам от центрального зрения. Угол обзора составляет по 10-20º справа и слева от того кругозора, который мы охватываем при взгляде прямо. У каждого человека показатель индивидуальный и зависит от пола, состояния здоровья зрительных органов и развития данного свойства.

Психологи считают, что из-за насыщенной домашними делами и заботой о семье жизни слабый пол из поколения в поколение развивал боковое периферическое видение. Поэтому боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается. У девушек оно, как правило, лучше.

Не сторонники эволюционной теории придерживаются мнения, что это связано с физиологическими особенностями — с юных лет девочки проявляют больше внимания к деталям, разбираются в цветах и текстурах. К тому же, в отличие от парней, они не станут себя защищать, поэтому инстинктивно повышают бдительность, становятся более аккуратны, таким образом обеспечивая себе безопасность.

Особенности бокового зрения мужчин

Боковое зрение у мальчишек слабее, что объясняет обилие шишек, ссадин и травм с малого возраста. Их взгляд направлен вперед и вдаль, по этой причине периферийные зоны сетчатки становятся менее активны и со временем теряют свою силу. По этому поводу ученые заговорили о туннельном зрении у мужчин — глаза сосредоточены на цели впереди и ничто не отвлекает их по сторонам.

Благодаря этому парни видят хорошо отдаленные предметы без особых усилий и могут подолгу следить за движущимся на большой расстоянии объектом. Однако все, что касается мелких деталей, близко расположенных элементов, здесь им приходится сложнее. Мужчинам свойственна быстрая утомляемость зрительного аппарата. Глазу постоянно приходится фокусироваться и адаптироваться заново при переводе взгляда, например, с коробки передач на панель управления.

Нарушение бокового зрения

Развитие периферийного зрения может замедлить глазное заболевание, а при осложнениях его потеря бесповоротна. В связи со снижением остроты, то есть при близорукости и дальнозоркости, существенных изменений не происходит. Но есть более сложные отклонения, влияние которых необходимо как можно скорее остановить.

Глаукома

Болезнь спровоцирована нарушениями циркуляции крови внутри глаза:

  • высокое давление оказывает негативное воздействие на главный нерв;
  • нарушается выведение жидкости, которая скапливается у роговицы;
  • в хрусталике собирается водянистая влага, которая препятствует проникновению на зрачок света и негативное влияет на способность видеть.

Недуг может быть вызван как врожденными патологиями, так и стрессовыми ситуациями, стероидными препаратами, физическим травмированием головы, особенно лицевой части. Признаками называют смену цвета радужки — в зеленоватый, изумрудный цвета или образование на ней белесой оболочки. Больной часто чувствует:

  • слабость;
  • головную боль;
  • радужное свечение при ярком освещении;
  • ухудшение зрения в темном помещении или вечером на улице.


Скотома

Так называют отклонение в форме частичной потери зрения в виде темных пятен. Причиной возникновения становятся различные заболевания: катаракта, глаукома, врожденные аномалии, а также частые неврозы. Под действие недуга попадает и центральное, и боковое зрение, поэтому пациент ощущает нарушение координации, головокружение и дезориентацию. Лечение от недуга начинается с устранения первопричины, только так симптомы начинают постепенно уходить.

Глазная мигрень

Нарушение зрения в виде приступов визуальных образов, мешающих ясно видеть. Под атаки отклонения попадает специфическая категория людей, не старики, среди которых распространены глазные болезни, а:

  • молодежь;
  • беременные женщины;
  • люди среднего возраста.

Дефект представляет собой неровные фигуры, волны белой или разноцветной окраски. Особенностью является эффект свечения вокруг появившегося образа. Источником возникновения проблемы становятся частые стрессы, нервозность и резкие эмоциональные скачки.

Кроме его отсутствия, называют отклонением также помутнение бокового видения. Человеку может казаться, что проскользнувшая сбоку тень, это призрак, дух, знакомый человек и прочее. Случаются и другие галлюцинации, особенно часто в темных помещениях и в присутствии зеркал.

Диагностическое обследование

В домашних условиях проверить здоровье бокового зрения просто. Для этого возьмите в руки по карандашу белого или другого контрастного, яркого цвета, и разведите их по сторонам. Нужно смотреть в одну точку на расстоянии трех метров прямо перед собой, а в это время разводить руки дальше в бок. Пока вы видите и прямостоящий предмет, и карандаши, расположенные на максимально возможном расстоянии, зрение в норме.

В медицинском учреждении с этой целью применяется специальный аппарат. Как и в большинстве случаев, в этом оборудовании исследуется каждый глаз отдельно. Пациент помещает голову в фиксатор, а перед глазами монитор симулирует движение фигур в периметре. Пока человек переводит взгляд, техника запоминает возможности и анализирует состояние.

Зная о физиологических особенностях мужчин, которые связали себя со спортивной или военной карьерой, задаются вопросом как развить периферическое зрение. Также без данного навыка не освоить скорочтение, поэтому тема становится интересна все большему числу людей. Существует немало методик, благодаря которым активность сетчатки, отвечающей за него, стимулируется и со временем возрастает. В число разработок входят:



Понять друг друга

Разобравшись у кого лучше развито боковое зрение, становится очевидно, что еще одно отличие, которое приводит к раздорам в отношениях мужчины с женщиной. И это неудивительно, ведь бытовые примеры являются доказательством того, как тесно связаны наши физиологические особенности и повседневная жизнь. Вспомним как часто слышали от мужа, что он не может найти что-то в холодильнике, а вы в считанные секунды обнаруживали «пропажу». А ведь все дело в боковой дверце, которая девушкам помогает хранить продовольственные мелочи, а для парней является черной дырой, в которой «исчезают» необходимые продукты.

Это касается и тех анекдотичных случаев, когда жена находит вещь, которая лежала «на самом видном месте», а вы ее в упор не заметили. Просто взгляд был прикован к зоне, которая находится прямо перед вами, а не в стороне, хоть и всего на пару градусов о доступного кругозора. Данной особенностью объясняются и заинтересованные взоры на проходящих мимо дам. То, что женщина уже заметила и оценила, мужчина разглядывает только полностью повернувшись в нужном направлении.

Поэтому и существуют сугубо женские профессии, такие как медсестра, которым нужно быть внимательной при ассистировании во время операций, наблюдением за состоянием больного и формировании лекарственного состава.

Заключение

Безусловно, отличие в боковом зрении у мужчин и женщин очевидно. Поэтому теперь, зная весь объем информации, стоит толерантно и с уважением относиться противоположному полу. Ведь причиной многих поступков, которые не понятны одному партнеру, становятся абсолютно закономерные решения для другого. Прежде, чем начать конфликт, следует вспомнить отчего так происходит и есть ли вина вашего супруга в случившемся.

А хорошей новостью является то, что развить это качество периферического зрения может каждый, занимаясь согласно описанным в статье методиками. Секрет успеха в их применении кроется в стабильности и разумной периодичности. Не стоит перегружать глаза разово, лучше ежедневно уделять тренировкам 10-15 минут. Тогда положительный результат не заставит вас долго ждать.

Периферическое зрение человека обеспечивает более широкий обзор окружающего мира. Способность различать предметы, расположенные вне поля прямого зрения, в минуты опасности может спасти человеку жизнь.

Как можно развить периферическое зрение человека

Человек при восприятии окружающего мира пользуется двумя видами зрения: прямым и периферическим (боковым). Нормальные границы бокового обзора составляют 120°, но у женщин в силу векового отбора порой видимость расширяется до 180°. Развитие периферического зрения можно осуществить с помощью специальных тренировок и упражнений.

С помощью глаз человек ориентируется в пространстве, оценивая 90% поступающей информации. Полная или частичная потеря зрения изменяет уровень жизни людей, повышая риск возникновения травматизма в быту или на производстве.

Как определить стандарт бокового обзора
При фиксации взгляда на определенной точке нормой считается различие предметов, их окраски, формы, предназначения в сторонах, считая от центра глаза:

С внутренней стороны взгляд ограничивается переносицей, поэтому периферическое зрение определяется параметрами, которые составляют 55°, 55°, 50° соответственно.

Как проверить величину поля бокового зрения самостоятельно

Периферийное зрение призвано различать изменения положения объектов, их движение. При этом в сравнении с центральным восприятием предметы видятся не достаточно четко, чем дальше они расположены, тем хуже различаются их цвет и форма.

Простейшая проверка периферического зрения:

  1. взять в обе руки по какому-нибудь яркому предмету;
  2. сфокусировать взгляд прямо перед собой;
  3. развести руки в стороны горизонтально;
  4. если предметы видны в обеих руках, то периферический обзор нормальный;допускается сужение видимой области на 30° (по 15° с каждой стороны).

Если обзор составляет намного меньшую величину, следует обратиться к врачу. Нарушение может свидетельствовать о заболевании глазной сетчатки, недостаточности витаминов в питании, пораженных тканях зрительного нерва, сбое работы центральной нервной системы.

Почему нарушается периферийный обзор

Последствие после различных глазных заболеваний, травмы головного мозга – значительное сужение периферического зрения, характеризуемое в локальном или концентрическом уменьшении видимых участков, возникновении «слепых пятен», на которых видимость отсутствует вообще. Также в сетчатке глаза существуют физиологические ангиоскотомы, образованные по ходу крупных сосудов, препятствующих отражению света.

При значительных патологиях у человека отмечается полная потеря периферического зрения, остается только трубочное восприятие, при котором можно читать, но трудно ориентироваться в пространстве.

Характеристика видов нарушения зрения:

  • Органические нарушения возникают вследствие структурных изменений в тканях глаза, сопровождаются ограничением его функции (катаракта, опухолевые поражения, конъюнктивит, атрофия зрительного нерва, блефарит).
  • Функциональные изменения характеризуются изменением хода поступления световых лучей, которые формируют изображение предметов на сетчатке (дальнозоркость, близорукость, косоглазие, астигматизм, амблиопия).
  • Если утрачивается четкость восприятия окружающих предметов, происходит значительное сужение периферического зрения, ухудшается возможность видеть в темноте.

Как видят предметы на периферии женщины и мужчины

Боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается по причине, заложенной генетически:наследственная информация, трансформирующая работу периферических клеток сетчатки (колбочек) откладывается в Х хромосоме, которых в женском организме две, а в мужском – одна.Поэтому одну и ту же картинку представители обоих полов видят по-разному:

  • женщина отмечает мелкие детали, характеризующие сам объект и то, что расположено вокруг, обращает внимание и запоминает цветовую гамму окружающих предметов;
  • мужчина обращает внимание только на центральную фигуру, не акцентируя внимания на мелочах;
  • сильный пол лучше различает предметы в темноте, но глаза его быстрее устают;
  • женский пол намного аккуратнее водит машину в дневное время, благодаря более развитому периферическому зрению, замечая практически все происходящее вокруг;
  • при работе за компьютером женские глаза устают меньше.

Периферическое зрение у обоих полов резко снижается к 65 годам.Возрастные особенности затрагивают и возможность владеть боковым зрением, достаточно сильно сужая обзор.

Тренировка бокового обзора

Периферическое поле зрения влияет на работу мозга, стимулируя его функциональность. Размер поля может изменяться в большую сторону, если регулярно тренировать свои способности.

Как развить периферическое зрение с помощью гимнастики:

  • Сфокусировать взгляд на определенном месте противоположной стены, расстояние до которой не меньше 3 метров. Вокруг выбранного объекта следует развесить цветные картинки на разном расстоянии от центрального предмета. Стараться четко разглядеть, что нарисовано на картинках, не переставая фокусироваться на выбранном первоначально предмете.
  • Взять в обе руки цветные карандаши и разводить их в разных пространственных направлениях, стараясь разглядеть предметы одновременно.
  • Во время езды в общественном транспорте следует выбрать точку обзора вдалеке. Не отрывая центральный взгляд, рекомендуется рассматривать с помощью бокового зрения окружающие предметы, которые находятся в движении. Постепенно их количество необходимо увеличивать.
  • Найти в газете или журнале вертикально расположенную статью. Разделить ее яркой линией примерно пополам. Пробовать прочитать статью по диагонали, не переводя взгляд на отдельные строчки.
  • Сделать маску на лицо, закрывающую центральную его часть. Заниматься домашними делами, одевая и снимая маску через 20 минут в течение 1 часа.
  • Во время пеших прогулок смотреть вперед, одновременно замечая дефекты дороги под ногами.
    Рекомендуется увеличивать время нагрузки при упражнениях для развития периферического зрения постепенно, начиная с 15 минут. Если глаза устают, следует делать небольшие паузы. Можно поморгать, чтобы снять излишнее напряжение.

Также полезно практиковать такое же упражнение не буквах, особенно если глаз уже привык к цифрам. Более подробно об этом упражнении Вы можете прочитать в отдельной статье Поиск букв .

Таблицы Шульте

Игра «Визуальная геометрия»

«Визуальная геометрия» - упражнение поможет ускорить ход ваших мыслей, повысит запоминаемость и память. С каждым уровнем игра становится сложнее. Прекрасная игра для развития мозга . Сколько уровней Вы сможете пройти?

Игра «Математические сравнения»

Представляю прекрасную игру «Математические сравнения», с которой вы сможете расслабиться телом, а напрячься мозгом. На скриншоте показан пример данной игры, в которой будет вопрос, связанный с картинкой, а вам надо будет ответить. Время ограниченно. Как много вы успеете ответить?

Игра «Найди пару»

В этой игре Вам понадобятся такие навыки, как умение искать нужные объекты среди других, скорость мысли, реакция, навык сравнения, навык поиска. А игра в свою очередь поможет эти навыки развить до более высокого уровня. Отличная игра для развития мозга , как и все остальные упражнения с этого сайта. Регистрируйтесь и развивайтесь вместе с нами!

Игра «Угадай операцию»

Это одно из лучших упражнений для тренировки мозга , потому что вам потребуется вставить правильно математические знаки, чтобы получить верный результат. Представленное упражнение поможет вам развить устный счет , логику и скорость мысли. С практически каждым верным ответом сложность увеличивается.

Игра «Копилка»

Не могу удержаться, чтобы не посоветовать вам игру «Копилка» с того же самого сайта, на котором вам нужно зарегистрироваться, указав только E-mail и пароль. Эта игра сможет устроить вам отличный фитнес для мозга и отдых для тела. Суть игры в том, чтобы указать 1 из 4 окошечек, в котором сумма монет наибольшая. Сумеете ли вы показать прекрасный результат? Мы ждем вас!

Итог

В этой статье я рассказал про периферийное зрение , как его тренировать, разобрал упражнения для тренировки периферического зрения и рассказал, как наиболее эффективно его тренировать. Желаю удачи в освоении навыка скорочтения и развитии периферийного зрения !