Научно техническая революция влияет. Научно-техническая революция и её влияние на мировое хозяйство

На современном этапе научно-техническая революция (НТР) вызывает глубокие изменения в структуре производительных сил, меж- и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах все более растущего числа стран и мирового хозяйства в целом. Стратегия промышленных отраслей, на которых длительное время базировалась экономическая мощь ведущих стран мира, перемещение ряда традиционных промышленных производств из индустриальных стран в новые районы мира, повышение доли наукоемкой продукции и разного рода услуг все эти процессы ведут к динамичным и глубоким изменениям в мировом хозяйстве, МРТ, мировом рынке, которые определяют их качественные черты на рубеже третьего тысячелетия.

Нарастающее воздействие НТР испытывают общие условия производства и сфера личного потребления. В 50-60-е годы роль "локомотивов" экономического роста, развития науки и техники в мире играли автомобиле-, авиа-, судостроение и комплексно связанные с ними отрасли (металлургия, дорожное строительство, добывающие отрасли). Общая черта их развития - ориентация на массовый выпуск стандартной продукции при помощи высокоспециализированного оборудования, применение автоматических линий с жесткой специализацией и соответственно стандартизация потребления. Развитие материало- и энергоемких отраслей, снижение издержек достигались главным образом за счет роста масштабов производства.

Новая технологическая база, доступность информации с начала 80-х годов меняют условия производства и потребления. Индивидуализация спроса, рост насыщения массовых потребностей, сокращение сроков удовлетворения спроса, постоянная угроза перепроизводства, ряд социально-экономических моментов - все это резко повысило роль потребительского спроса как стимула качественного развития производства и услуг. Или иначе, формирования направлений технического прогресса, конечной эффективности материального и духовного производства.

Современное модульное многоцелевое оборудование позволяет повысить гибкость производственных программ, оптимизировать сочетание крупного и мелкого производства, сделать эффективным одновременный выпуск многих модификаций одного изделия, предназначенных для повышения степени и быстроты удовлетворения все более дифференцирующегося спроса на определенном рынке или в его сегменте. Эта новая тенденция приобретает универсальное значение: в результате снижение издержек связывается не столько с экономией на масштабах, сколько с экономией на разнообразии или оптимальной вариации масштабов.

Новые технологии приводят в действие качественно новые хозяйственные связи: они нацелены на экономию ресурсов, индивидуализацию и специализацию производства и потребления. Совокупный результат новых связей проходит не столько по цепочке затрат, сколько по оси нарастающего эффекта от их применения. Цепная реакция здесь имеет следствием сбережение всех видов ресурсов. Повышение роли потребителей в системе "производитель-потребитель" имеет следствием реализацию комплекса организационно-управленческих мер на фирменном уровне маркетингового характера (усиление связи научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и производственной деятельности со сбытовой политикой, предварительное выявление и оценка возможностей потребителей, ориентация на удовлетворение узкого специфического спроса).

Применение новых технологий воздействует на мирохозяйственные связи. Меняется сложившийся характер МРТ, поскольку новейшие формы автоматизации лишают развивающиеся страны в возрастающем числе видов хозяйственной деятельности части преимуществ, связанных с наличием значительной дешевой рабочей силы, что влияет на традиционные стимулы к вывозу капитала. Они смещаются от экономии на затратах труда к экономии на издержках, связанных с более низкими стандартами по экологической чистоте и безопасности труда, на что идут развивающиеся страны ради индустриализации национальных экономик. В дополнение к экспорту товаров и капитала промышленно развитые страны в растущих масштабах используют экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг в качестве "тарана" большой пробивной силы для утверждения и расширения своих позиций на мировом рынке.

Таким образом, современный мир стремительно движется к новой, синтезированной модели развития. Ее характеризуют не только качественное обновление технологической базы производства, широкое внедрение ресурсе - и энергосберегающих технологий, но и принципиально важные сдвиги в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Мировое сообщество постепенно преодолевает синдром "борьбы двух систем". Но слом биполярной модели международных отношений выявил другой острейший конфликт в мире - между центральной (Север) и периферийными частями (Юг) в структуре мирового хозяйства. Проблема выживания делает необходимой органичную интеграцию этих двух частей на основе их взаимной адаптации и активных связей.

Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса, представляющий скачок в развитии производительных сил общества, приводящий к коренным сдвигам в системе научных знаний, изменению общей культурной парадигмы. НТР является новым, третьим, этапом в развитии научно-технического прогресса, начавшегося на рубеже XVI-XVII вв. и связанного с формированием общества индустриального типа. Второй этап НТП охватывает период рубежа XVIII-XIX столетий и время первой половины ХХ в.

Его содержание определяется промышленной революцией конца XVIII- XIX вв., интенсивным развитием науки, существенной реструктуризацией социальной, политической, технологической сторонами общества. В целом НТП представляет собой процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления. НТП проявляется в двух основных формах - эволюционной (предполагает поступательное движение развития экономики, технологии, знаний и т. д) и революционной (рассматривается как скачкообразный переход к качественно новым научно-

техническим принципам развития производства. Это и есть научно-техническая революция (термин Дж. Бернала).

Современная, постиндустриальная, фаза НТР имеет две специфические особенности :

- она начиналась с научных фундаментальных открытий и исследований (в период 1950-60х гг. был сделан целый ряд революционных открытий в естественных науках и осуществлено их производственное применение. Это время овладения энергией атома, создания первых ЭВМ и квантовых генераторов, выпуска серии полимерных и других искусственных материалов, выхода человека в космос).

Многоаспектность и комплексность современного витка НТР (НТР сегодня - не только научно-технический переворот, но и существенные социально-культурные и экономические изменения).

Первое состоит в интеграции науки, техники и производства на основе доминирования научных достижений и превращения науки в непосредственную производительную силу.

Второе направление связано с революционными изменениями в организации труда и производства. На смену конвейерного типа организации производства приходит гибкая система организации труда. Она сочетается с гибкими производственными системами, быстро внедряющимися в сферу производства.

Третье - это востребование и формирование нового типа работника, переход к качественно новой концепции и системе подготовки кадров. Суть новой стратегии образования состоит в его непрерывности.. Проявляется данное направление как в создании и широком распространении системы поствузовского образования в виде разных институтов, факультетов и центров повышения квалификации, так и в приоритетности и выгодности инвестиций в данную область деятельности.


В качестве четвертого направления НТР следует выделить изменения в оценке труда. Их суть заключается в переходе к менеджменту качества труда, что не может не сказаться на системе оплаты работы, гибкость и зависимость которой от качества труда становится все более необходимой в связи с переходом к новому, гибкому, научно-информационному производству благ.

В связи с радикальными изменениями в системе организации труда, информатизации производства, внедрением наукоемких технологий выдвигаются новые требования к организации коллективного труда. Возникает и проблема системного управления производством. Сложность производства в современных условиях многократно возрастает и чтобы соответствовать ему, само управление переводится на научную основу и на новую техническую базу в виде современной электронно-вычислительной, коммуникационной и организационной техники.

На новую техническую базу переводится и домашнее хозяйство, библиотечное дело, многие отрасли сферы услуг. На новых научных и технологических принципах преобразуются старые, традиционные отрасли - добыча топлива и сырья, металлургия, металлообработка, текстильная и промышленность - и наряду с этим возникают новые гигантские отрасли и даже сферы деятельности, такие, как например, атомная энергетика , ракетно-космическая отрасль, биотехнология , вся многообразная сфера информатики .

Исследования в области НТР и его современного этапа связаны с различными концепциями развития общества и культуры второй половины ХХ - XXI вв. - постиндустриальной, информационной, сверхиндустриальной, технотронной и т. д. Точки зрения ученых по поводу последствий НТР различаются. Их разнообразие можно свести к двум магистральным концептам - сциентизму и антисциентизму.

Сциентизм нашел выражение в теории технологического оптимизма (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Р. Арон, Г. Кан, А. Виннер), возникшего в 1960-х гг., сущность которого сводится к видению широких перспектив в развитии общества и цивилизации за счет научно-технологического роста, что приведет к «обществу изобилия».

Антисциентистская позиция сформировалась в 1970-х гг. став следствием мирового экономического и экологического кризиса. Антисциентизм наиболее рельефно представлен теорией экотехнологического пессимизма (Э. Тоффлер, Т. Роззак, Дж. Форестера, М. Медоуза). Выдвинутая в 1972 г. концепция нулевого роста предусматривала полный отказ от развития науки и техники. Невозможность реализации предложенной парадигмы развития привела к появлению концепции органического роста , предусматривающей «подтягивание» развивающихся стран мира к уровню развития промышленно развитых государств.

Вместе с тем данная концепция не предполагала прогрессивное развитие всех стран, мира и резко осуждала идеи техницизма. В 1970-1980-х гг. возникла новая волна технологического оптимизма, основу которой составили работы Г. Кана, касающиеся разработки новой сверхиндустриальной цивилизации. Выдвигается теория неорганического роста, содержание которой сводится к тому, что само по себе ускорение НТП приведет к решению планетарных проблем. Последние десятилетия наполнены концептами, рассматривающими последствия НТР в рамках влияния глобализационных процессов.

НОУ ВПО «Институт управления»

Ярославский филиал

Контрольная работа

По дисциплине: Естествознание

Тема: Воздействие научно-технической революции на жизнь общества и мировоззрение людей

Преподаватель: А.С. Дунаев

Выполнил студент:

1 курса, 11 ЮЗ-1 группы А.В. Румянцев

зачетной книжки 4725

Ярославль

2011 г.

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I………………………………………………………………………4- 11

1. Зачатки науки и техники зародились в древности,………………………………………………………………………..4

2. Понятие «техника»……………………………………………………………..4

3. Определение «научно-техническая революция»……………………..5

4. Предпосылки НТР……………………………………………………………...5

5. Начало атомной эры……………………………………………………………5

6 . Усиление непосредственной связи между научными и техническими разработками……………………………………………..7

7. Открытие в биологии…………………………………………………………. 7

8. Влияние НТР на медицину……………………………………………………8

9. Эпоха массового потребления………………………………………...8

10. Новая техника и технология требуют нового работника………..9

11. Освоение космоса……………………………………………………10

12. Новые технологии…………………………………………………...10

ГЛАВА II……………………………………………………………...11-14

1. Атомной энергии не только дешёвое электричество, но и смертоносное оружие……………………….....................................11

2. Авария на чернобыльской АЭС…………………………………….12

3. Человек начал потреблять всё больше и больше природных ресурсов……………………………………………………………………13

4. Человек - царь природы……………………………………………...13

5. Развитие техники порой порождает ситуацию абсурда…………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….15-16

БИБЛИОАГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК…………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Свой выбор темы я хочу обосновать тем, что:

Во-первых, тема научно-технической революции очень актуальна в наше время. Наука не стоит на одном месте, она постоянно развивается, и вместе с наукой развиваемся мы (люди). Мне интересно, что будет дальше, к чему же мы всё-таки придём, и начало к своему ответу я хочу найти в осмыслении темы научно-технической революции. И так как моя профессия связана с техникой мне очень интересно отслеживать её развитие и новые тенденции особенно в машиностроении.

Во-вторых, я выбрал эту тему, так как заинтересован в улучшении не только экономики, но и в улучшении быта людей. Я считаю, что НТР очень сильно повлияла на улучшение быта людей. Взять на примере даже самую элементарную бытовую технику, компьютеры, средства массовой информации. Ведь действительно, как улучшается быт человека! Он стал намного меньше тратить физических сил, всё стало автоматизировано, а значит у человека остаётся больше времени для занятия своим любимым делом (хобби).

В третьих, заинтересованность в теме научно-технической революции связана с тем, что интересно наблюдать «плодами» этих открытий и изобретений. Как они меняют окружающий мир и людей. Анализировать положительные и отрицательные стороны.

И так как научно-технический прогресс всё ускоряет свой темп, нам остаётся только предполагать и догадываться, что нас ждёт не так в далёком будущем. Проанализировав все выше перечисленные факторы, я не сомневаюсь в своём выборе.

ГЛАВА I

1) Мы живём в эпоху научно технической революции. Этим понятием, подчёркивается огромное значение науки и техники в нашей жизни. Но так было не всегда. Зачатки науки и техники зародились в древности, но развивались они обособлено друг от друга. Древние греки, например, создав одну из лучших культур, старались познать природу, но всю трудную работу у них выполняли рабы, а не созданные на основе научного прогресса машины. Только в новое время «отношение человека к природе превращаются из созерцательного в практическое» Теперь интересовались не природой как она есть, а задавались вопросами, что с ней можно сделать? «Естествознание превратилось в технику, точнее; оно соединилось с техникой в единое целое» (В.Гейзенберг).

2) Техника – это совокупность усилий, направленных на то, чтобы справиться с природой, а также с антропогенной преобразованной средой. Техника – не просто машины, а систематический, упорядоченный подход к объектам с применением математического аппарата и различных экспериментальных процедур. Сегодня мы осознали, что человек не мог стать мыслителем, если бы не был, в тоже время делателем.

Человек создал орудия, но орудия создали человека. Тесная связь между наукой и техникой отражаются в самом термине «научно техническая революция - НТР».

Как отметил Б.Рассел «Техника исходит из науки, а последняя руководствуется техникой». Эта связь между наукой и техникой, привела в середине XX века к созданию качественно новой системы, породившей принципиально новую ситуацию на всей нашей планете.

3) Современная наука имеет две основные функции: познавательную и практическую. Познавательная функция позволяет удовлетворить потребности в познании существующих связей окружающего мира. Наука превращается в непосредственную производительную силу, тесно переплетается с техникой и производством (поэтому и называется научно-техническая революция) и это изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержания труда, структуру производственных сил, оказывает воздействия на все стороны жизни.

4) В подготовке НТР, которая явилась закономерным следствием научно-технического прогресса последних веков, большое значения имело открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, создание теории относительности квантовой механики, генетики 1 , кибернетики 2 , широкое применение электричества, расщепления атомного ядра создание реактивной техники, механизации и автоматизации производства. Многое из того, что сейчас для нас обычно - автомобиль, самолёт, радио, телевидение, всё это продукт научно-технического прогресса, подготовившего в первой половине XX века современную научно-техническую революцию. Достижения научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации 3 и информации и т.д., и т.п.

5) В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как Альберт Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения. Над процессом деления ядра урана также работали и немецкие физики О. Ганом, Ф. Штрассман. И неизвестно, как сложилась бы история человечества если бы атомная бомба появилась у гитлеровской германии на начало Второй Мировой Войны и какие были бы последствия. Вторая Мировая Война и так была самой разрушительней в истории человечества и унесла по разным оценкам от 55до 75миллионов человек.

В СССР работы над атомным оружием были начаты в 1943 году в связи с опасениями, что такое оружие создает гитлеровская Германия. После ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, окончания Второй Мировой Войны и начала войны «холодной» стало очевидным, что наличие монополии на атомное оружие у одного государства – США является фактором, угрожающим миру и международной стабильности. Советский Союз во второй половине 40-х годов предпринял беспрецедентные усилия для создания собственной атомной бомбы. Вклад отечественных ученых в решение проблем атомной физики оказался достаточно весомым. Не случайно СССР стал «пионером» в освоении «мирного атома» (первая в мире атомная электростанция была пущена в 1954 году в городе Обнинске).

Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии - человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью.

6) Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе - переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40-50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40-50-егг. человек вступает в период НТР.

7) XX век в целом и его вторая половина, характеризующая НТР, принесли громадные достижения в области молекулярной биологии. Если в первой половине XX века прогресс в области изучения макромолекул был еще сравнительно медленным, то во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа. Раскрытие в середине XX века структуры ДНК 4 (1953г американским биохимиком Джеймсом Уотсоном и английским физиком Ф. Криком) послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии.
Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка.

8) В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственных препаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что было успехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примерно в то же время были предложены новые способы промышленного производства вакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными. Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшные болезни как столбняк, полиомиелит и сибирская язва, значительно сократилась заболеваемость туберкулезом и проказой.

После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодые независимые государства начали внедрять медицинское обслуживание. Массовые дешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкому росту средней продолжительности жизни и сокращению смертности.

9) В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП 5 .

в 1945-1970 годах объясняется производительности труда и лишь 32% ростом трудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста. Во многом именно благодаря этому фактору на западе смогли построить так называемое государство благоденствия, когда при сохранении демократических прав и свобод и рыночной экономики гражданам гарантируется определенный уровень социального обеспечения и благосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело к росту роли государства, которое, по мнению сформировавшемуся в обществе после войны, должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя. Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевого жилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, но именно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления.

10) Понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. Новая техника и технология требуют нового работника - более культурного и образованного, гибко приспосабливающегося к техническим нововведениям, высоко дисциплинированного, имеющего к тому же навыки коллективного труда, что является характерной чертой новых технических систем.

Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты: численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 году достигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70 миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области образования становится его гуманизация 6 . Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства и его переориентировкой на более творческие виды деятельности.

11) В середине ХХ века начинается освоение космоса. В 1957г. с космодрома Байконур поднялся первый искусственный спутник Земли, а в 1961г. состоялся первый полёт человека в космос, он продолжался 1час 48минут. С этого начинается эра космонавтики.

12) Важной характеристикой этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно–оптическая связь 7 , генная инженерия, исследования космоса и др. Важной характеристикой НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей («Интернет»). В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а во-вторых, появился новый способ общения, который можно назвать горизонтальным. До его появления общение и распространение информации было в основном вертикальным. Автор выпускает книгу – читатели читают, по радио и телевидению что–то передают – люди слушают это или смотрят. Обратная связь ранее почти отсутствовала, хотя потребность в ней была очень велика.

Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга потребителей, причем они без всякого труда могут коммуникатировать друг с другом. Таким образом, НТР повлекла перестройку всего технического базиса, технологического способа производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения в миропонимании. Последнее нашло воплощение в принципиально новых, синергетических представлениях об объективной реальности. На современном этапе познания материального мира чрезвычайно важную роль играет парадигма самоорганизации, которая служит естественнонаучной основой философской категории развитии.

ХХ век обусловлен множеством открытий и изобретений, которые качественно улучшили жизнь и быт человека, изменило его мировоззрение, началось освоение космоса, увеличилась средняя продолжительность жизни, и т.д. Но вместе с НТР пришли новые проблемы и отрицательные последствия.

1) Развитие науки, изучение атомной энергии дали людям не только дешёвое электричество, но и смертоносное оружие в виде атомной бомбы. Впервые люди испытали на себе всю разрушительную мощь этого оружия. 6 августа 1945г. её сбросили на жителей Японского города Хиросима, погибло 140 тыс. человек, а 9 августа на город Нагасаки, погибло 75 тыс. человек.

После окончания Второй Мировой Войны весь мир разделился на два враждебных лагеря: социалистический во главе (СССР) и капиталистический во главе (США). Начинается противостояния двух сил с накоплением оружия массового уничтожения так называемая «гонка вооружения». Лучшие учёные планеты работают над тем, что бы создать ещё смертоноснее оружие, способное уничтожить весь мир. Так появляется ядерное, нейтронное, водородное, оружие. Разрабатываются новые виды химического и бактериологического оружия. Нависает угроза развязывания третей Мировой Войны. На территории США и бывшего СССР в середине 1995 года насчитывалось около 25 тыс. ядерных боеголовок. Правда, после распада соц. лагеря и СССР, в том числе, долгих и многократных переговоров, угроза ядерной войны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет.

2) 26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. На свободу вырвались цезий, стронций, плутоний - радиоактивные элементы, которые невозможно обезвредить никакими способами. Переносимые ветром и дождями они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв. километров с населением не менее 800 тысяч человек. Последствие этой аварии сказываются и по сегодняшний день. Так это только одна из экологических катастроф. А они происходят постоянно, правда меньшего масштаба.

3) С приходом НТР человек начал потреблять всё больше и больше природных ресурсов. Начали интенсивно вырубаться леса, что приводит к уничтожению животного мира. Человек вытесняет животных со своих мест обитания, всё больше и больше попадает их в «красную книгу». Увеличивается добыча нефти, природного газа, железной руды, каменного угля, что приводит к истощению природных ресурсов на земле. Так при добыче нефти происходят утечки, которые губительно сказываются на флору и фауну, а из за пустот, которые образуются при добыче, происходит движение земной коры, в следствии чего происходят землетрясения.

С каждым годом на наших дорогах появляется всё больше автотранспорта, который загрязняет наш воздух, над крупными городами по утрам стоит смог. Заводы, металлургические и химические комбинаты также наносят огромный ущерб окружающей среде.

4) Человек - царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушению Арала и наступлению пустынь. В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5 плодородного слоя земли. Наступление пустыни привело к появлению миллионов экологических беженцев, а всего от этого процесса пострадал 1 миллиард человек.

Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управлении природой. В Японии за 10 лет сто человек было убито роботами. В 1984 году во Франции компьютер, установленный на плотине водохранилища в долине реки Тари, самовольно дал команду открыть шлюзы. Водохранилище сбросило 2,5 млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины.

В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа, которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в истории промышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода в воздух было выброшено вреднейшее химическое вещество, вызывающее удушье и потерю зрения. Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2 тысячи человек.

Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственная среда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться. Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компании АТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал «занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире. По подсчетам специалистов в техногенных катастрофах и авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместе взятых.

5) Развитие техники порой порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное развитие коммуникационных сетей (телефон, радиотелефон, компьютерные сети) опережают возможность их значимого и ответственного наполнения. Многие технические инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас опережают время, становятся экономически невыгодны. Массовое количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт опережают интеллектуальный и особенно нравственный уровень массового сознания. Возникает необходимость включения в технические системы того, что англичане называют fool proof (защита от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первым шагом человека, чтобы стать самим собой, явился его переход от древесного к наземному образу жизни. Первая палка в руках антропоида позволила ему получить дополнительные возможности, а примитивные каменные орудия уже положили начало господству человека над природой. Человек становится активным существом, которое не подчиняется окружающему миру, а преобразует его. Овладение огнём позволило разогнать тьму, победить голод, уничтожить страх перед мраком, улучшить питание. Фридрих Энгельс писал: «Труд создал самого человека». От примитивных эолитов мы пришли к вычислительной технике и космическим кораблям. В условиях ослабления конфронтации в мире есть возможность исключить разработку новых видов оружия, решить глобальные проблемы – мировой экологический кризис, голод, эпидемии, неграмотность и др. НТР позволяет ликвидировать угрозу экологической катастрофы, использовать энергию солнца, воды, ветра, глубин Земли. В наших руках наша жизнь и жизнь планеты. Прогресс даёт человечеству возможности, которые открывают перед нами новые аспекты мира. На нашей планете нет другого такого существа: слабого по природе, неразумно уничтожающего свой ареал обитания, но распространившегося повсеместно, поставившего природу в зависимость от себя, достигшего вершин в борьбе за выживание, применяющего все новые силы в своих целях.

Наука и технология стали движущими силами цивилизации. Без них невозможно представить дальнейшее развитие человечества. Ожидается поворот к новой форме прогресса. Без всего достигнутого нами мы не сможем стать лучше. Я думаю, что эта форма прогресса будет стремиться к безотходности, минимуму потребления ресурсов, проблемы человека и машин, напряжённый ритм жизни и самоистребление в среде технологий исчезнут. Надеюсь, опасные для человека побочные факторы технических разработок останутся в прошлом, не произойдёт замыкания человека в заменяющих общение новшествах и наука не произведёт то, что станет Апокалипсисом для всех нас. Необходим новый гуманный строй, который использует достояния НТР на благо всех и не допустит присвоения её плодов лишь часть общества. Может быть, стоит уже сейчас стремиться к единому управлению под властью гигантского института власти, который не допустит ни концентрации правления в чьих-то одних руках, ни дискредитации какой-либо части населения, ни хищнического расходования ресурсов, ни присвоения средств. Возможно, люди никогда не изменятся, ведь шанс оставить предубеждения и проблемы позади, есть уже сейчас, но наука будет вести их к новым, и новым горизонтам развития и невозможно будет не делать шаги в сторону от животных и на пути к познанию и управлению всей вселенной.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. А.А. Горелов Концепции Современного Естествознания. Москва 1997г

2. А.А. Горелов Концепции Современного Естествознания. Москва 2000г.

3. В.М. Найдышев Концепции Современного Естествознания. Москва 2002г

4. Г.И. Рузавин Концепции Современного Естествознания. Москва 2001г.

5. В.Н, Лавриненко,В.П. Ратников Концепции Современного Естествознания. Москва 2001г

6. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.Н. Розов Философия науки и техники: Москва1995

7. В.Ш. Шаповолов Основы философии. От классики к современности. Москва 1998г.

1 Генетика (от греч. génesis - происхождение) - наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Важнейшая задача генетики - разработка методов управления наследственностью и наследственной изменчивостью для получения нужных человеку форм организмов или в целях управления их индивидуальным развитием.

2 Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления, от kybernáo - правлю рулём, управляю), наука об управлении, связи и переработке информации.

3 Массовая коммуникация (англ. mass communication ) – систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4 Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК ), присутствующая в каждом организме и в каждой живой клетке, главным образом в её ядре, нуклеиновая кислота,

5Валовой национальный продукт (ВНП ) - это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг, выраженный в деньгах.

6 Гуманизация - усиление человеколюбия, справедливости в экономической, общественной жизни; признание и уважение общечеловеческих ценностей, внимание к людям.

Не исчерпывается жизнью составляющих его людей . Общество ... характер воздействия человека и техники на природу, ... мировоззрения . Постиндустриальное общество , или «информационное общество» , основанное на научно -технической революции , на ...

  • Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

    Шпаргалка >> Философия

    Порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей , которое не... рационализм развивался под непосредственным воздействием научно -технической революции и перехода ряда стран... ; - ориентирует личность на улучшение общественной жизни , порядков, нравов, ...

  • Социология как наука об обществе (3)

    Самостоятельная работа >> Социология

    Философских предпо­сылок и базируется на определенном мировоззрении , в кото­ром ведущую роль... жиз­ни общества , вскрываются их взаимосвязи и взаимозависимо­сти (например, воздействие современной научно -технической революции на социальную структуру общества , ...

  • Общество как целостная система понятие, содержание, функции

    Реферат >> Социология

    ... : научно -технической революцией , технологической революцией , информационной, компьютерной, телекоммуникационной и т. д. Дело не в терминах, а в существе процесса, происходящего в обществе ...

  • ОТКРЫТЫЙ УРОК В 10 ГРУППЕ

    ТЕМА: «Характеристика НТР ».

    « Научно-техническая революция и её влияние на мировое хозяйство».

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Образовательная:

    1. Дать понятие о научно-технической революции;

    2. Рассказать о характерных чертах о научно-технической революции;

    3. Показать, что НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части:

    · техника и технология

    · производство

    · управление

    4. Рассмотреть влияние НТР на мировую экономику

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитание трудолюбия;

    2. Аккуратности в ведении записей в рабочих тетрадях учащихся;

    3. Самостоятельности в суждениях по данной теме.

    Развивающие задачи:

    1. Развитие внимания учащихся;

    2. Грамотной монологической речи;

    3. Умения четко, обосновано формулировать вопрос и давать краткий, содержательный ответ на поставленный вопрос;

    4. Развитие умения проводить сравнение и анализ таблиц (приложение № 1, № 2)

    ТИП УРОКА: комбинированный.

    МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

    лекционный с элементами беседы, аналитический, стимулирующий, метод устного контроля.

    · Интеллектуальный (внедрение межпредметных связей, диалогическая подача материала;

    · Социальные: работа в группе и парами;

    · Програмагтические: постановка целей урока перед учащимися на их уровне;

    · Эмоциональные: создание ситуации успеха.

    Понятие об НТР. Основные черты НТР. Пути развития техники и технологий. Международная специализация, международные монополии. Главные центры мирового хозяйства, экономическая интеграция.

    ФОРМА КОНТРОЛЯ: фронтальная

    ОСНАЩЕНИЕ: Схема «НТР», учебник, тетради учащихся.

    ОБОРУДОВАНИЕ: политическая карта мира, атласы, таблицы, учебники.

    Логико-понятийная структура основного содержания урока:

    «Характеристика научно-технической революции»

    Характерные черты и основные части

    Техника и технология

    Производство

    Управление

    6 главных направлений:

    1.Электронизация

    2. Комплексная автоматизация

    3. Перестройка электрохозяйства

    4. Производство новых материалов

    5. Космизация

    6. Ускорение развития биотехнологии

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ВВОДА В ТЕМУ:

    1. Что такое научно-техническая революция?

    2. Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно

    3. техническая революция»?

    4. Почему мы говорим, что наука сегодня превратилась в непосредственно

    5. производительную силу»?

    Как вы понимаете это выражение?

    ХОД УРОКА

    1. Изучение нового материала

    А) Понятие об НТР.

    Развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Научно-технический прогресс обеспечивает поступательное развитие производительных сил общества. На фоне этого прогресса бывают и «бури» и «натиски» в изменении производственных сил.

    Таким был период промышленных переворотов в ряде стран (в18-19 вв), который обозначил переход от ручного труда к машинному производству.

    Вопрос к учащимся:

    Опираясь на знания по предыдущим курсам географии и истории объясните:

    Почему образование мирового рынка, мировой торговли было связано с Великими географическими открытиями?

    Начало периода НТР относится к середине 20 века.

    НТР - представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.

    Важнейшим экономическим показателем НТР являются затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Основная доля их – 85% - приходится на США, Японию, Германию, Францию, Великобританию. Абсолютный лидер – США.

    НТР характеризуется:

    Во первых , универсальностью, всеохватностью.

    Она затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, психологию людей.

    Раньше символом НТР считали паровую машину. Для современной НТР – символом является реактивный самолёт, космический корабль, ЛЭС, ЭВМ, телевизор и т. д. Благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова: спутник, атом, робот.

    Во вторых , чрезвычайным ускорением научно-технических преобразований.

    В частности, оно выражается в сокращении «инкубационного» периода между научным открытием и его внедрением в производство.

    За 15-20 лет человечество прошло путь от запуска первого искусственного спутника земли до высадки человека на Луну.

    Мобильность, постоянное обновление продукции стали непременным условием

    развития большинства отрасли производства.

    Всё это требует больших средств.

    В третьих : НТР повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов.

    Меняется характер труда, происходит его интеллектуализация.

    Что это значит?

    Во всех сферах человеческой деятельности увеличивается доля умственного труда.

    Все виды труда превращаются в высококвалифицированную деятельность.

    В четвёртых : НТР – это военно-техническая революция. Военная особенность

    современной НТР, её тесная связи с военным производством, подтверждается

    известным всему миру взрывом атомной бомбы в Хиросиме в 1945 году.

    На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на

    использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

    Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника земли

    многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных

    Беседа с учащимися:

    1.Учитель предлагает ответить на вопрос:

    Как различаются понятия «научно-технический прогресс» и «научно-техническая

    «революция?»

    2.Учащиеся пользуясь записями в тетрадях, выделяют главные черты НТР.

    1. Универсальность, всеохватность.

    2. Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

    3. Интеллектуализация.

    4. Военно-техническая революция

    Предлагается рассмотреть схемы:

    А) Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство.

    (приложение № 1)

    Б) Техника морского бурения нефти и газа.

    (приложение № 2)

    Рассматривая черты НТР, приходим к выводу:

    НТР - это единая сложная система, в которой действуют:

    1. Наука 2. Техника и технология 3.Производство. 4. Управление.

    Это её составные части.

    Познакомимся подробно с каждой из них:

    1. Наука: рост наукоёмкости.

    Наука в эпоху НТР – это сложный комплекс знаний. В мире 5-6 миллионов научных работников, т. е. 9/10 наших современников.

    Выросли связи науки с производством, которые становятся более наукоёмким:

    1-е место по числу учёных и инженеров занимают: США, Япония, страны Западной Европы, Россия. Расходы на науку в этих странах составляет 2-3% ВВП.

    В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают – 0,5% ВВП.

    2. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями:

    а) эволюционный путь

    б) революционный путь

    Эволюционный путь заключается в совершенствовании уже известной технической

    2. Комплексная автоматизация:

    В 1950х годах - появление ЭВМ; в 1970х годах - появление микроЭВМ и микропроцессоров, начинается новая эра применения роботов.

    Самым большим парком промышленных роботов обладают: Япония, США, ФРГ, Италия, Франция.

    3. Перестройка энергетического хозяйства, основанная на энергоснабжении , совершенствовании структуры топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии.

    Наиболее развита эта отрасль в США, Франции, Японии, ФРГ, России.

    4. Производство новых материалов.

    Высокие требования к старым конструкционным материалам, а также появление новых материалов 20 века: (литий, бериллий, титан)

    Титан-металл, используемый в аэрокосмической промышленности.

    5. Ускоренное развитие биотехники.

    Это направление возникло в 1970е годы. Биотехнология и биоиндустрия принадлежат к более наукоёмким новейшим отраслям НТР. Особенно успешно развиваются в США, Японии, ФРГ, Франции.

    6. Космизация.

    Развитие космонавтики, новейшей наукоёмкой отрасли – аэрокосмической промышленности.

    Четвертая составная часть НТР - управление.

    Учитель предлагает учащимся вспомнить традиционные пути совершенствования производства:

    это-механизация, электрификация, химизация.

    Подведём итоги:

    Пользуясь своими записями в тетрадях, назовите 6 главных направлений развития

    1. Электронизация. 2. Комплексная автоматизация. 3. Перестройка энергохозяйства. 4. Производство новых материалов. 5. Космизация. 6. Ускоренное развитие биотехнологий.

    Вопрос учащимся:

    1. Пользуетесь ли вы интернетом и для какой цели?

    2. Пользуясь таблицей «основные части НТР» объясните, как влияет НТР на отраслевую структуру хозяйства?

    3. Как НТР влияет на территориальную структуру хозяйства?

    4. Почему в эпоху НТР значение производственной сферы хозяйства возрастает?

    При рассмотрении характеристики и основных черт НТР нельзя не отметить её влияние на мировое хозяйство

    1. На современной политической карте мира насчитывается стран:

    а) 230 в) 1000

    б) 15О г) 2000

    Ответ: 230

    2. Важную роль в урегулировании международных конфликтов играет:

    а) ООН в) НАТО

    б) ОПЕК г) Красный Крест

    Ответ: НАТО

    3.Примером разъединения страны и образование на её месте двух или нескольких государств может служить:

    а) Куба в) Германия

    б) Чехословакия г) Венгрия

    Ответ: б

    4. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

    а) республика в) монархия

    б) федеративная республика г) затрудняюсь ответить

    Ответ: в

    5. Что такое федеративное государство:

    а) форма власти

    б) экономический союз

    в) форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью.

    г) форма государственного устройства, при которой государство состоит из административных единиц, подчиняющихся центральному правительству

    Ответ: в

    6. По каким трем основным критериям ООН выделяет группу наименее развитых стран мира?

    Ответ: 1. ВВП в расчете на душу населения страны – менее 500 долларов

    2. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП страны и в экспорте страны - не более 10 %

    3. Около 80 % взрослого населения – неграмотное

    7. Дайте определение граница :

    Ответ: установление по соглашению с соседними государствами линии, определяющие пределы государственной территории.

    УУ 2 10 класс

    Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

    1. Наибольшее количество развивающихся стран находится:

    а) Азии, Латинской Америке, Африке, Океании

    б) Юго-Восточной Азии,

    в) Центральной и Южной Африке

    г) Австралии и Океании

    Ответ: а

    2. Расширение НАТО на Восток - сложное военно-политическая проблема для:

    а) Эстонии и Латвии

    б) России

    в) Польши и Венгрии

    г) Чехии и Словакии

    Ответ: б

    3. На протяжении всего послевоенного периода главной «горячей точкой» планеты остается:

    а) США в) Ближний Восток

    б) Экваториальная Африка г) Россия

    Ответ: в

    4. Какое из перечисленных государств является теократической монархией:

    б) Бельгия г) Великобритания

    Ответ: а

    5. Форма государственного устройства, при которой территория страны имеет в своем составе самоуправляющиеся государственные образования, называется…

    а) федерацией в) унитарным государством

    б) монархией г) республикой

    Ответ: а

    6. Перечислите страны, входящие в Европейский Союз (ЕС), каковы цели создания и проблемы союза?

    Ответ: Европейский Союз (ЕС) – Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция

    Цели: 1.единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

    2.переход от интеграции экономической к политической, введение единой финансовой и военной систем.

    3.общие нормы юриспруденции и социальных норм

    4. отменна внутрирегиональных таможенных барьер ов

    7. Дайте определение:

    политко-географическое положение страны –это место страны на политической карте мира, связь с другими государствами и международными союзами.

    УУ 3 10 класс

    Контрольный тестовый срез знаний по теме «Политическая карта мира»

    1. Определите абсолютную монархию среди перечисленных стран:

    а) Дания в) Марокко

    б) Оман г) Нидерланды

    Ответ: б

    2. Высокий уровень экономического и социального развития страны характеризуется в первую очередь:

    а) численностью населения в) плотность населения

    б) ВВП на душу населения г) ценами на газеты и журналы

    Ответ: б

    3. Договор о нераспространении ядерного оружия (1970год) узаконил существование пяти ядерных стран:

    а) США, Россия, Пакистан, Индия, Израиль

    б) США, Россия, Великобритания, Франция, Китай

    в) США, Россия, Япония, Бразилия, ЮАР

    Ответ: б

    4. Форма государственного устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется…

    а) федеративным государством в) унитарным государством

    б) монархией г) республикой

    Ответ: в

    5. Какие особенности политико-географического положения превратили зону Персидского залива в «горячую точку» планеты?

    а) причины национально-этнического характера

    2) Пакистан, Судан 5) Узбекистан, Таджикистан

    3) Италия, США 6) США, Китай

    4. Укажите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по запасам железной руды:

    1) Австрия 5) Россия

    2) Бразилия 6) США

    3) Канада 7) Алжир

    4) Индия 8) Франция

    5.Выделите четыре государства, которые занимают ведущее место в мире по добыче железной руды:

    1) Австралия 5) ФРГ

    2) Китай 6) США

    3) Египет 7) Россия

    4) Бразилия 8) Швеция

    6.Назовите четыре государства, являющихся крупнейшими в мире экспортерами железной руды:

    1) Россия 5) Австралия

    2) ФРГ 6) Бразилия

    3) ЮАР 7) Канада

    4) Венгрия 8) Япония

    7.Выберите отрасль, вносящую наибольший вклад в потепление климата на планете:

    1) Машиностроение 4) Производство строительных материалов

    2) Нефтехимия 5) Чёрная металлургия

    3) Энергетика 6) Пищевая промышленность

    8.Найдите единственное правильное сочетание страны и преобладающего в ней типа электростанций (по доле выработке электроэнергии):

    1) Россия –тепловые электростанции

    2) ФРГ – гидроэлектростанции

    3) Франция –тепловые электростанции

    4) США – гидроэлектростанции

    9.Наибольшие темпы роста производства продукции наблюдаются:

    1) В текстильной промышленности

    2) В лесной промышленности

    3) В электронном машиностроении

    4) В угледобывающей промышленности

    10.Рыбная промышленность – отрасль международной специализации:

    1) в Чехии 3) в Норвегии

    2) в Венгрии 4) в Люксембурге

    УУ-3 Тестовые задания по географии

    Раздел: «Мировое хозяйство»

    Промышленность

    1.Основным фактором размещения промышленного производства в эпоху НТР становится:

    1) Сырьевой в) Транспортный

    2) наукоёмкий г) Потребительский

    2. Ведущие страны по выплавке стали:

    1) Норвегия, Финляндия, Дания

    2) Япония, США, Китай

    3) Мексика, Аргентина, Бразилия

    4) Испания, Португалия, Греция

    3.Наибольшее количество электроэнергии в мире производится:

    1) в Индии 3) в Пакистане

    2) в Бангладеш 4) в Лаосе

    4.В мировой добыче алмазов 90% приходится на долю:

    1) Среди топливных полезных ископаемых наиболее велики в мире запасы нефти

    2) Основная часть запасов угля находится в южном полушарии

    3) Почти все топливные полезные ископаемые относятся к категории возобновляемых

    4) Угольные и нефтегазоносные бассейны имеют осадочное происхождение

    5) Большая часть запасов нефти приходится на развитые страны

    9. «Медным поясом» называют:

    1) Средиземноморское побережье Африки

    2) Замбию и южную часть Заира

    3) Горные районы Чили, Перу, Эквадора

    4) Побережье Гвинейского залива

    5) Государства Юго-Восточной Азии

    10.Что общего в специализации промышленности центральной части России, Науру, Эстонии, Марокко, Чили, Казахстана, Того, Иордана? Продолжите ответ:

    добыча (фосфоритов) __________________________________________________________________

    Влияние НТР на мировое хозяйство. Современное мировое хозяйство существенно изменяется под влиянием

    бурного развития науки и техники. Это проявляется в трех основных направлениях: ускорении темпов производства, изменениях в отраслевой структуре экономики и сдвиги в размещении хозяйства.

    Изменения в отраслевой структуре хозяйства в период НТР имеют глубокий характер.

    • Во-первых, изменилось соотношение между производственной и непроизводственной сферами. Количество работников в сфере услуг стремительно растет и уже достигла 1/3 всех работающих. Вместе сокращается занятость в производственной сфере.
    • Во-вторых, в сфере материального производства изменяются пропорции между ее отраслями: стабилизируется численность работников в промышленности и транспорте, сокращается - в сельском хозяйстве, растет - в торговле.
    • В-третьих, существенные сдвиги происходят также в структуре каждой из отраслей. В промышленности уменьшается занятость в добывающей отрасли и растет в обрабатывающей. Однако в последнее время быстрыми темпами растет роль «авангардной тройки» отраслей: машиностроение (в период НТР обеспечивает хозяйство машинами и механизмами), электроэнергетики (без которой не будет ни одна машина) и химической промышленности (дает производству новые материалы). На эти три отрасли приходится половина всего промышленного производства мира.

    При этом на первый план выходят новейшие наукоемкие отрасли: микроэлектроника, приборостроение, робото-строения, авиаракетокосмична промышленность, химия органического синтеза. Одновременно значение старых отраслей промышленности (черная металлургия, текстильная и лесная промышленность) уменьшается.

    В сельском хозяйстве уменьшается количество занятых в растениеводстве и несколько возрастает в животноводстве. В растениеводстве произошла «зеленая революция», которая заключалась во внедрении высокопродуктивных сортов растений, механизации хозяйства и мелиорации земель. В животноводстве произошел переход некоторых видов производства (птицефабрики, комплексы по разведению крупного рогатого скота) на индустриальные технологии. На этих производствах вводится не только механизация, а автоматизация, т.е. управление при помощи машин и механизмов.

    В эпоху НТР возрастает роль перевозок пассажиров и грузов. Несколько уменьшается значение старых видов транспорта (речного, морского, железнодорожного) и возрастает роль новейших (воздушного, автомобильного, трубопроводного, электронного). Значительно упростила перевозки контейнеризация грузов. Однако и старые виды транспорта претерпят существенных изменений. Появляются новые транспортные средства: поезда на воздушной подушке и магнитной подвеске, суда на подводных крыльях, суда-атомоходы и др. На киевском заводе «Авиант» разработан исследовательский экземпляр новейшего транспортного средства, который сочетает в себе лучшие свойства автомобиля и вертолета. Ему дали рабочее название «аероавто».

    Научно-техническая революция изменила товарную структуру торговли. Растет покупка и продажа готовых товаров, сокращается - сырья и продовольствия. Возникла новая форма торговли - технологиями: лицензиями, патентами, техническим опытом. Главным продавцом технологий на мировом рынке являются США, а покупателем - Япония.

    Происходят существенные сдвиги в размещении производства: роль одних факторов, к которым тяготеют предприятия, уменьшается, других - возрастает. Когда-то определяющий сырьевой фактор, теперь имеет второстепенное значение. Зато растет роль транспортного фактора. Экономика высокоразвитых стран сейчас работает преимущественно на импортном сырье, поэтому хозяйственные объекты перемещаются в морских побережий.

    Влияние такого фактора, как трудовые ресурсы, тоже увеличивается. Особенно это касается размещения трудоемких и наукоемких отраслей. Повышается роль квалифицированных кадров. При размещении предприятий все больше учитывается экологический фактор. Все чаще «грязные» производства переносятся в районы с меньшей концентрацией населения. Высокоразвитые страны выносят филиалы своих экологически опасных производств (в частности цветную металлургию) в развивающихся. Таким образом мы живем в период научно-технической революции, которая существенно влияет на все сферы человеческой деятельности.