4 состояния человека. Психические состояния личности

психологический эмоциональный состояние настроение

Введение

1. Состояния человека

2. Психические состояния

2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

3. Факторы управления психическими состояниями

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым. Он писал: Психологическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности .

Психологические состояния - важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они - простые психологические и сложные психические состояния - являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. .

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. .

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень - изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень - характеристики поведения, деятельности, отношения человека.

1 Психический уровень реагирования

Переживания, психические процессы

II. Физиологический уровень реагирования

Вегетатика Соматика (психомоторика)

III. Поведенческий уровень

Поведение Общение Деятельность


2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.


Человек способен осуществлять любую деятельность в различных режимах. И одним из них, как известно, являются психические состояния.

Какие бывают виды психических состояний?

Всевозможные психические состояния тесно взаимосвязаны между собой. И эта взаимосвязь является такой сильной, что разделить и вычленить отдельные психические состояния очень и очень сложно. Например, состояние расслабленности связано с состояниями удовольствия, сна, усталости и т.д.

Однако имеются определённые системы категоризации психических состояний. Чаще всего выделяются состояния интеллекта, состояния сознания и состояния личности. Конечно же, есть и другие классификации – они рассматривают гипнотические, кризисные и другие виды состояний. Одновременно с этим, используется и масса критериев для категоризации состояний.

Критерии категоризации психических состояний

В большинстве случаев, выделяют следующую группу критериев категоризации психических состояний:

  1. Источник формирования:
  • Состояния, которые обусловлены ситуацией (реакция на наказание и т.п.)
  • Лично-обусловленные состояния (резкая эмоция и т.п.)
  1. Степень внешней выраженности:
  1. Эмоциональная окраска:
  • Отрицательные состояния (уныние и т.п.)
  • Положительные состояния (вдохновение и т.п.)
  • Нейтральные состояния (равнодушие и т.п.)
  1. Длительность:
  • Продолжительные состояния, которые могут длиться годами (депрессия и т.п.)
  • Кратковременные состояния, которые длятся несколько секунд (гнев и т.п.)
  • Состояния средней продолжительности (страх и т.п.)
  1. Степень осознанности:
  • Сознательные состояния (мобилизация сил и т.п.)
  • Неосознанные состояния (сон и т.п.)
  1. Уровень проявления:
  • Психологические состояния (энтузиазм и т.п.)
  • Физиологические состояния (голод и т.п.)
  • Психофизиологические состояния

Руководствуясь указанными критериями, можно представить всестороннюю характеристику практически любого психического состояния.

Также важно упомянуть о том, что одновременно с психическими состояниями бывают и, так называемые, «массовидные» состояния – психические состояния, характерные для конкретных общностей: обществ, народов, групп людей. В основном, такими состояниями являются общественные настроения и общественные мнения.

Теперь же стоит поговорить об основных психических состояниях человека и их свойствах.

Основные психические состояния. Свойства психических состояний

Наиболее распространёнными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Состояние напряжённой трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важнейшую роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью. В ряде случаев отмечается , обострение восприятия, повышенная способность к повторению уже узнанного, возросшая сила воображения.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация внимания, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованиям окружающей среды. Здесь большую роль играют факторы среды, превышающие возможности организма человека к адаптации.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, нередко – апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при или, например, молитвах или чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращение человеком какой-либо напряжённой деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физиологическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Интересно то, что состояние сна имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются – это медленный сон и быстрый сон. Оба они могут нередко рассматриваются как самостоятельные психические состояния. А сам процесс сна связан с потребностью систематизации потоков информации, которые были получены в процессе бодрствования, а также необходимостью организма в восстановлении своих ресурсов.

Свойства состояния: отключение сознания, неподвижность, временная активность различных отделов нервной системы.

Состояние бодрствования – состояние, противопоставляющееся состоянию сна. В спокойной форме может проявляться в такой активности, как, к примеру, просмотр кинофильма, чтение книги, прослушивание музыки. В более активной форме проявляется в физических упражнениях, работе, прогулках и т.д.

Свойства состояния: средняя активность нервной системы, отсутствие ярко выраженных эмоций (в спокойном состоянии) или, наоборот, бурные эмоции (в активном состоянии).

Повторимся, что вышеприведённые психические состояния характерны для большинства людей. Какая-либо взаимосвязь между этими состояниями, а также динамика процесса их развития имеют важнейшее значение, как в обычной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности.

Исходя из этого, психические состояния можно смело назвать одним из предметов изучения различными областями психологической науки, такими как , или психология труда.

На протяжении всех времён люди пытались понять суть психических состояний, и эти попытки не прекращаются даже в наше время. Причиной этому служит, пожалуй, то, что человек и особенности его личности являются великой загадкой и для обычных людей и для учёных умов. И нельзя не сказать, что на сегодняшний день в изучении личности человека достигнут огромнейший прогресс, который смело продолжает свой путь вперёд. Но вполне вероятно, загадка эта окончательно не будет разгадана никогда, ведь природа в любой её форме поистине непостижима.

Психические состояния — временное, текущее своеобразие индивида, обусловленное содержанием и условиями его и отношением к этой деятельности.

Классификация психических состояний.

В ситуациях постоянного затруднения деятельности, в условиях систематического предъявления неразрешимых задач у индивида может формироваться устойчивое состояние выученной беспомощности . Оно имеет тенденцию к генерализации — вырабатываясь в одной ситуации, распространяется на весь стиль жизнедеятельности индивида. Человек перестает решать и доступные для него задачи, теряет веру в себя, смиряется с состоянием собственной беспомощности.

Кризисные состояния личности.

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой душевной болью. Психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть не сбалансированы и отдельные нравственные категории приобретают статус сверхценности, в результате чего образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В подобных случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, в омут наркотических состояний. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них:

  • негативизм — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов;
  • ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним;
  • социальная отчужденность (аутизм) личности — устойчивая самоизоляция индивида в результате длительного конфликтного взаимодействия с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентаций индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии — личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование — индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и труднопереносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (от лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности.

Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация — субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация — индивид не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию от нерешенных задач, принятых обязательств, невыполненного долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Одним из кризисных состояний личности является алкоголизм . При алкоголизме все прежние интересы человека отходят на второй план, сам алкоголь становится смыслообразующим фактором поведения; оно утрачивает социальную ориентированность, индивид опускается до уровня импульсивных реакций, утрачивает критичность поведения.

Пограничные психические состояния личности.

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями . Они пограничны между психологией и психиатрией. К этим состояниям мы относим: реактивные состояния, неврозы, акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить ее пределы.

К существенным характеристикам психической нормы мы относим следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Все пограничные состояния — аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции .

Реактивные состояния.

Реактивные состояния — острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их взаимодействия. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги — повышается выделение адреналина, возникает гипергликемия, повышается свертываемость крови, перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизарно-надпочечной системой, изменяется деятельность ретикулярной системы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивйые состояния подразделяются на: 1) аффективно-шоковые психогенные реакции и 2) депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах — пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, дорожно- транспортных происшествиях, физическом и нравственном насилии. В этих обстоятельствах возникает гиперкинетическая или гипокинетическая реакция.

При гиперкинетической реакции нарастает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, совершаются бесконтрольные действия, человек «не помнит себя». Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора — обездвиженности и мутизма (потеря речи), наступает чрезмерная ослабленность мышц, возникает помрачение сознания, вызывающее последующую амнезию. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый «эмоциональный паралич» — последующее индифферентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Это реакция горем и глубокой печалью на жизненные утраты, глубокая депрессия в результате жизненных невзгод. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Муки страдания нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и элементы псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

Неврозы.

Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормоз- ность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он проявляется в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастения — ослабление нервной деятельности, раздражительная слабость , повышенная утомляемость, нервная истощаемость. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности , беспричинного беспокойства, постоянного ожидания неблагополучного развития событий. Окружающая среда субъективно отражается индивидом как фактор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах проявляется в дезинтеграции психических образований , отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность, что выражается в навязчивых состояниях.

3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos — страх). Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливостью, учащенностью пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться. Фобии многообразны, отметим некоторые из них: нозофобия — страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия и др.); клаустрофобия — боязнь закрытых помещений; агорафобия — боязнь открытых пространств; айхмофобия — боязнь острых предметов; ксенофобия — боязнь всего чужого; социофобия — страх общения, публичных самопроявлений; логофобия — страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления — персеверации (от лат. perseveratio — упорство) — циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»). Навязчивые влечения — непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.). Навязчивое мудрствование — навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («Какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за манерами своего поведения, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний — навязчивые сомнения («Выключен ли утюг?», «Правильно ли написал адрес?»). В ряде острокритических ситуаций, при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям , противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Кроме вышеуказанных, могут быть и другие навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивом состоянии боязни неудачи человек оказывается не в состоянии совершить те или иные действия (по этому механизму развиваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.). При неврозе ожидания опасности человек начинает панически бояться определенных ситуаций.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв се, она вдруг почувствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее возникла внезапная слепота. На лицо женщины упал лишь чистый снег, скопившийся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но снег упал на психически подготовленную почву.

Психопатия.

Психопатия — дисгармоничность развития личности. Психопаты — люди с аномалиями отдельных поведенческих качеств. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многие случаях они проявляются как крайиие варианты нормы. Большинство психопатических индивидов сами создают конфликтные ситуации и остро реагируют на них, зацикливаясь на ничтожных обстоятельствах.

Все разнообразие психопатов можно объединить в четыре большие группы: 1) возбудимые, 2) тормозные, 3) истероиды, 4) шизоиды.

Возбудимые психопаты отличаются крайне повышенной раздражительностью, конфликтностью, склонностью к агрессии, социальной дезадаптированностью — легко поддаются криминализации и алкоголизации. Для них характерна двигательная расторможенность, обеспокоенность, крикливость. Они неуступчивы в примитивных влечениях, склонны к аффективным вспышкам, нетерпимы к требованиям окружающих.

Тормозные психопаты робки, боязливы, нерешительны, склонны к невротическим срывам, страдают от навязчивых состояний, замкнуты и нелюдимы.

Истерические психопаты крайне — стремятся быть в центре внимания во что бы то ни стало; впечатлительны и субъективны — эмоционально очень подвижны, склонны к произвольным оценкам, бурным аффективным проявлениям — истерикам; внушаемы и самовнушаемы, инфантильны.

Шизоидные психопаты — высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Психомоторика дефектна- неуклюжи. Педантичны и аутичны — отчуждены. Резко нарушена социальная иденти- фицированность — враждебны к социальному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдельным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подозрительны. Их настроение подвержено периодическим расстройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, подавленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопатические черты личности формируются при крайностях в методах воспитания — угнетение, подавление, принижение формируют подавленный, тормозной тип личности. Систематическая грубость, насилие содействуют формированию агрессивности. Истерический тип личности формируется в обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида.

Психопаты возбудимого и истерического типа особенно склонны к — (влечение к лицам своего пола), (влечение к лицам старческого возраста), (половое влечение к детям). Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера — (тайное подглядывание за интимными актами других людей), (перенос эротических чувств на вещи), (испытание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), (половое удовлетворение при обнажении своего тела в присутствии лиц другого пола), (эротический тиранизм), (аутосадизм) и др. Все половые извращения — признаки .

Умственная отсталость.

Уровень умственного развития определяется тестами интеллекта, их возрастными шкалами .

Психические состояния нарушенного сознания.

Сознание, как уже отмечалось, — психическая саморегуляция на основе отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критические уровни категориального охвата действительности, критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Отклонения от этих критериев означают нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентации в пространстве. Так, при черепно-мозговых травмах, острых нарушениях центральной нервной системы возникает состояние оглушенности сознания , при котором резко повышаются пороги чувствительности, не устанавливаются ассоциативные связи, возникает безучастность к окружающему.

При онейроидном (сновидном) помрачении сознания возникает отрешенность от окружающей обстановки, которая замещается фантастическими событиями, яркими представлениями всевозможных сцен (военных баталий, путешествий, полетов к инопланетянам и т. п.).

Во всех случаях иарушенности сознания имеет место деперсонализация индивида, нарушение его самосознания . Это позволяет заключить, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции .

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями .

Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Различный уровень внимательности — показатель организованности сознания . Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность .

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность . Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентации, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей, при непонимании воспринимаемого. Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности и т. д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности . Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению — нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия — состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Эргономика — наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.

Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение общего неблагополучия, бессилия индивида перед надвигающимися угрожающими событиями.

Каждому человеку становится понятно, что именно испытывает человек, когда речь идет о счастье или грусти. Но, точно так же, каждый хотя бы раз в жизни испытывал те состояния, для которых не нашлось описания. О них сегодня и пойдет речь. Десять чувств, который каждый может испытать, но мало кто может описать.

Это слово чаще всего используют психологи, описывая им состояние депрессии, особенно в периоды психологических расстройств. Это слово можно понимать, как печаль, которая сопровождается:

  • беспокойством;
  • беспричинным раздражением;
  • нехваткой энергии, которая одновременно может сопровождаться неугомонностью.

Такое состояние можно считать противоположным состоянию эйфории. Но от обычного состояния печали отличается тем. Что сопровождается нервозностью и раздражительностью, которая может выражаться через гнев. Такое состояние люди испытывают достаточно часто, и на подсознательном уровне принимают решение спасаться от него кофе и шоколадом.

  1. Увлеченность

Это состояние души, выделил из всех подобных состояний профессор психологических наук В. Джеррод Парротт. В своей работе он разделил все эмоции на определенные категории, среди которых выявил дополнительные подкатегории, которые позволяют более точно определить то или иное состояние. Радость и гнев – это две основные категории, которые были им выделены. Они описывают общее состояние, и не каждому известно о том, что радость и гнев подразделяются на множество чувств, которые лишь отчасти похожи друг на друга. Например, если рассматривать категорию радости, можно выделить:

  • интерес;
  • жизнерадостность;
  • облегчение.

И мало кому известно, что среди этих подкатегорий существует увлеченность – она проявляется не во время влюбленности, а в тот момент, когда человек впечатлен и полностью поглощен одним ярким событием. Таким, как концерт или необычное кино, в этот момент все внимание сконцентрировано на определенном объекте, и это поднимает настроение на невообразимый уровень.

  1. Нормопатия

Данное состояние удалось «вывести» психологу Кристоферу Болласу. Он описал этим словом человека, чье эмоциональное состояние заставляет его четко следовать всем нормам и правилам, которые устанавливает социум. И желание соответствовать абсолютно всем правилам или нормам, начинает напоминать навязчивую идею, от которой не так просто избавиться. Такие люди бояться выделяться среди остальных, и стараются оставаться незамеченными, соблюдая все условности, предписанные окружением.

Острая степень проявления данного состояния может выражаться в отступлении от общепринятых норм. Происходит это, как правило, под психологическим давлением окружающих людей, которые, порой даже не специально, заставляют его делать вещи, которые противоречат состоянию человека с нормопатией.

  1. Уничижение

Это состояние человек несет в себе через всю жизнь. Но порой происходят ситуации, в которых происходит обострение психологического состояния, когда, как пример, пришлось увидеть тело мертвого человека, или достаточно серьезные открытые повреждения. Наша нейронная система, в этот момент, выдает высокий уровень страха, так как сознание начинает понимать, что смерть поджидает на каждом шагу. Такая реакция, как тошнота, на одно из подобных состояний, и есть проявление уничижения.

  1. Сублимация

Сублимацией называется состояние, когда человек направляет нерастраченную сексуальную энергию в другое русло, получая от этого определенную выгоду. Точнее сублимация – это не перенос сексуальной энергии на другую деятельность, а перенос сексуального желания на другой объект.

  1. Навязчивое повторение

Проявление этого состояния заставляет человека желать повторения того, что происходило с ним уже несколько раз, повторения определенных чувств и эмоций. Если принять во внимание точку зрения, которую установил Зигмунд Фрейд, то можно сказать, что это состояние заставляет нас вернуться к прошлому положению дел, желать возвращения в прошлое эмоциональное состояние. Именно это чувство подталкивает людей к действиям, которые уже не раз приводили к разрушительным или плачевным последствиям.

  1. Репрессивная десублимация

Десублимация, состояние противоположное сублимации. Если во втором случае человек старается перенаправить сексуальную энергию в другие, более важные на тот момент дела, то десублимация подразумевает перенаправление всех энергий, которые только существуют в нашем организме, на удовлетворение сексуального желания. Как говорил Маркюз, это позволяет освободить человека от желания скинуть с себя другие оковы. Поэтому самым простым способом является десублимация всех энергий, и освобождение от моральных норм, которые могут запретить распространение свободной любви.

  1. Апория

Чувство, которое выражается абсолютной, сумасшедшей внутренней пустоте. Возникает это чувство в тот момент, когда рушится то, во что человек верил априори, а сейчас ему доказали, что на самом деле это ложь, и это не существовало никогда. Чувство обреченности, безысходности и безнадежности одновременно. Эта пустота съедает все остальные эмоции, не оставляя после себя совершенно ничего.

  1. Чувство группы

Чувство группы выражается через противоречивые ощущения, которые проявляются только в определенном коллективе или обществе, когда человек подвержен влиянию нескольких людей, и чувства, которые они заставляют его испытывать, идут в разрез с его личным мнением или отношением. Как пример можно отметить то, что нахождение в обществе людей, которые считают гомосексуализм плохим и грязным, приучит вас к тому, что вы также начнете испытывать подобные чувства. Хотя, на самом деле, ваше отношение к однополым парам, совершенно лояльное или же вам нет до этого никакого дела.

Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, детерминированная:
1) предшествующей, наличной и ожидаемой ситуациями;
2) набором актуализированных свойств личности;
3) предшествующим психосоматическим состоянием;
4) потребностями, стремлениями и желаниями;
5) возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);
6) объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.

Проблема психических состояний впервые поставлена в отечественной психологии Н.Д.Левитовым (О психических состояниях человека. М., 1964.)

Примеры психических состояний: агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.

Характеристики психических состояний:
1) Эмоциональные (модальные);
2) Активационные (отражают интенсивность психических процессов);
3) Тонические (ресурс сил);
4) Тензионные (степень напряжения);
5) Временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);
6) Полярность (благоприятные - неблагоприятные; положительные -отрицательные).

Классификация психических состояний:
1) Нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность);
2) Активационные (возбуждение - апатия);
3) Тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);

Боль - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Бодрствование - поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации той или иной деятельности. Сон - периодическое функциональное состояние с угнетением осознаваемой психической деятельности. Гипноз - особое психофизиологическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия (гипнотического внушения). Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других факторов.

4) тензионные (напряженность, расслабленность - зажатость). Возникают при повышенной нагрузке, при выходе за пределы комфортной зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей, при физической и психической травме, тревоге, лишении условий.

Функции психических состояний:
1) Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности);
2) Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.;
3) Информационная;
4) Энергетическая;
5) Оценочная;
6) Антиципирующая;
7) Настроечная;
8) Побуждающая;
9) Уравновешивающая.

Непрерывность состояний - отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое.

Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.

Неблагоприятные функциональные состояния: ухудшение показателей выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека. Виды:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха. Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др. Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть. Циклы: компенсируемое - некомпенсируемое - состояние срыва; острое - хроническое переутомление.

Монотония - из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности заданий. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность. Снижается тонус и активация - сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи. Или возникает состояние пресыщения - активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.

Стресс - работа организма в режиме сверх затрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:
мотивация - то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;
величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

Подбор методик основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки. Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

Программа обеспечения оптимальной работоспособности включает следующие методики.

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

Для активации на физическом и физиологическом уровне используются методики «Восстановления рабочего тонуса мышц» Ф. Перлза и дыхательные упражнения (время выполнения от 1 до 5 минут).

Инструкция дается в соответствии с оригинальным текстом Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары. Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает нижнюю челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе «сдуться», как воздушному шарику - и готова к новым делам. Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности. Возьмите кошку за образец. Начинайте зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине напряжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться».

Дыхательное «бодрящее» упражнение - каждый час несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох - и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть - вдох, на шесть - задержка дыхания, на шесть - выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих выполнениях).

Для активации эмоциональной сферы и общего физического тонуса устраиваются перерывы в работе с использованием бодрой, активной музыки с любимой мелодией, воспроизводимой аудиотехникой или мысленно, с обязательным отвлечением от работы (время выполнения от 2 до 5 минут).

Дополнением к данной методике было предварительное (3-5 минутное) расслабление с инструкцией: «Взгляд чуть выше горизонта, погружение в себя и расслабление; расслабить мышцы и дать свободу мыслям».

Для активации эмоционально-мотивационной сферы использовались упражнения из тренинга счастья Р. Дэвидсона и Р. Холдена. Первое - улыбаться себе в зеркало по 1-2 минуте перед работой (с бодростью) и после работы (с удовлетворением); улыбка должна быть неподдельной, когда загораются глаза и ощущается (желательно) прилив счастья. Второе - каждый день делиться хорошими новостями с коллегами и окружающими - не менее 10 минут в день в совокупности. Третье - планировать и устраивать себе каждый день маленький праздник или удовольствие, вне зависимости от того, заслужен он или нет. Предварительно пишется список удовольствий, состоящий из 25 пунктов, который становиться основой действий в третьем упражнении.

Программа применяется в комплексе всех названных методик и занимает около 30-40 минут в день потраченных на себя.

Для предотвращения появления мотивации нежелания выполнять программу (в силу ограниченности времени или из-за стремления невыполнять малозначимые для них требования) участникам предлагалось делать не упражнения, а вырабатывать привычки. В этом случае акцент смещался с обязательных сознательных усилий по выполнению заданий на обыденные автоматические (слабоосознаваемые) действия. Это позволяет участникам обойти собственное сопротивление, связанное с негативным отношением к долженствованию. Программа предназначена для самостоятельного освоения и проведения при ежедневном контроле (самоконтроле) в течение двух-трех недель. Необходимым средством контроля и самоконтроля является (рефлексивный) субъективный отчет испытуемых о результатах освоения программы. Такой отчет одновременно обладает для участников эффектом самовнушения, усиливая положительное отношения к освоенным заданиям программы.