Кратко об истории развития науки. Значимые этапы развития науки

План

1.1. Понятие статистики.

1.2. История возникновения и развития статистики.

1.3. Основные понятия и методы статистики.

Цель каждой науки - познание некоторых общих закономерностей, позволяющих предвидеть течение явлений и выбирать рациональные пути поведения в реальных типичных ситуациях. Это относится и к статистике - одной из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшей для тех, кто избрал статистику своей профессией.

История развития человечества показала, что без статистических данных невозможно управление государством и развитием отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечивать оптимальные пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привело к появлению специальных статистических служб - учреждений государственной статистики. В зависимости от того, по какой отрасли организуется сбор, обработка и анализ статистической информации, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и т.д.

Статистик нужен и для предприятия и для страны. Статистические методы позволяют разрабатывать стратегию фирмы на основе прогнозирования динамики основных показателей и соотношений между ними. Важное значение для успешной работы фирмы имеют статистические методы контроля и анализа качества продукции. Динамика макроэкономических показателей дает основание для разработки перспективных планов развития экономики в целом, изменения эффективности производства и т.д.

Несмотря на разнообразие сфер применения статистики, имеются общие методы статистической работы, которыми нужно руководствоваться всегда и везде. В этом курсе рассматриваются общие правила сбора, обработки и анализа статистических данных.

Слово «статистика» используется в нескольких значениях: прежде всего как синоним слова «данные». Например, можно сказать: «Статистика рождаемости в Украине» или «Данные о рождаемости в Украине», что одно и то же.

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, или отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ и интерпретацию числовых данных, характеризующих массовые явления.

История возникновения и развития статистики.

Слово «статистика» происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда произошло итальянское слово stato - государство и statista - знаток государства. В научный обиход слово «статистика» вошло в XVIII веке и первоначально употреблялось в значении «государствоведение».


Исторически развитие статистики было связано с развитием государств, с потребностями государственного управления. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период развития человечества требовали наличия данных о населении, его составе, имущественном положении. С целью налогообложения организовывались переписи населения, проводился учет земель и т.д.

Первые работы такого рода отмечены даже в священных книгах разных народов. В античном мире был организован учет родившихся: молодые люди, достигшие 18 лет, вносились в списки военнообязанных, а по достижении 20 лет - в списки полноправных граждан. Составлялись земельные кадастры, в которые вносились сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, получаемых доходах. Появились описания государств. Большая заслуга в этом принадлежит греческому философу Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Он составил описание 157 городов и государств своего времени.

Решение о проведении переписи было принято на заседании Большого королевского совета на рождество 1085 г. Немедленно во все английские графства были высланы представители короля, ответственные за проведение переписи. В каждом графстве были созваны специальные собрания, представляющие собой расширенный вариант судебных коллегий графств. В их состав входили: шериф, бароны и их рыцари, имеющие земельные владения в данном графстве, члены судебных коллегий каждой сотни, а также священник, староста и шесть вилланов от каждой деревни.

Эти собрания были призваны подтверждать клятвой те сведения, которые входили в сферу переписи, а также, возможно, решать возникающие земельные споры. Кроме того, данные по земельным владениям в каждой сотне фиксировались комиссиями, формируемыми из землевладельцев данной сотни. Так, в Кембриджшире в состав комиссии сотни входили в равных долях англосаксы и нормандцы, держащие земли на территории сотни.

Перепись была завершена к концу 1086 г. и её результаты в виде огромного массива списков и отчётов были предоставлены королю. В дальнейшем они хранились в казначействе Английского королевства в Винчестере. Помимо этого уже к 1088 г. на основании этой документации были составлены два тома «Книги страшного суда», в которые в компактной форме вошли важнейшие сведения, полученные в результате переписи, отсортированные по графствам.

Имена владельцев поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Имена иных держателей поместья, если владелец передавал его в условное держание;

Площадь пахотной земли;

Количество пахотных бригад (измеряемых упряжками из восьми быков) на домениальных землях владельца и на землях крестьян;

Количество крестьян различных категорий (вилланов, коттариев, сервов, свободных и сокменов), проживающих на территории поместья;

Размеры пастбищ, лугов и лесов, относящихся к поместью;

Количество мельниц и мест для рыболовства;

Денежная оценка хозяйства поместья на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Размеры наделов свободных крестьян и сокменов в границах поместья по состоянию на дату проведения переписи и на 1066 г.;

Потенциальная возможность повышения продуктивности поместья.

Перечень вопросов, вынесенных на перепись, демонстрирует стремление короля зафиксировать и оценить возможные источники доходов в казну. В частности, замки и другие строения, не связанные непосредственно с экономической деятельностью, в сферу переписи включены не были. Также «Книга страшного суда» не содержит данных по размеру феодальных обязательств держателей поместий перед королём.


Рис. 3. Деталь гобелена XII в. "Смерть короля Гарольда II", 1066.

Со временем собирание данных о массовых общественных явлениях приобрело регулярный характер. С середины XIX в. были выработаны первые правила переписей населения и начата регулярность их проведения в развитых странах.

Для координации развития статистики, начали проводиться международные статистические конгрессы, а в 1885 г. был основан международный статистический институт, существующий и сейчас. Впервые преподавание статистики начато в университетах Германии во второй половине XVIII века. В настоящее время международные организации и государственная статистика каждой отдельной страны занимаются сбором, преобразованием, сравнением, интерпретацией социально-экономических данных. Сложились методы работы, продолжающие традиции государствоведения.

Читайте также:
  1. III. Медицинские осмотры (обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  3. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  4. Административно-правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
  5. Альтернативная история в цикле романов Ван Зайчика «Плохих людей нет».
  6. Альтернативы политического развития России после февраля и выхода из политического кризиса лета-осени 1917 г.
  7. Альтернативы развития России после Февральской революции.

PR в мире: история развития

PR появился очень давно, т.к. люди всегда пытались друг друга убедить принять их точку зрения.

1) античность;

2) средневековье;

3) возрождение;

4) реформация;

5) новое время;

6) новейшее время;

7) эпоха постмодернизма.

Истоки современного PR следует искать, начиная с XVII в., с возникновением и развитием мануфактуры и далее - с усовершенствованием технологий изготовления, когда производство товаров становится мас­совым и внимание производителя переключается с проблемы «как про­извести» на проблему «как продать».

Однако реально PR возник в результате индустриальной революции, когда монополисты ощутили недостаточность методов управления только производственной сферой. Поэтому неслучайно современный PR является неотъемлемой частью менеджмента, а точнее менеджмента коммуникаций.

PR в США развивался активнее, чем в Европе.

Стадии развития PR даны по Скот­ту Катлипу

Начальный период (вторая половина XVIII в.). Начало PR-деятельности пришлось на период войны за независимость Северной Америки (1775-1789). В это время PR развивается в политической сфере. Борцы за независимость были обеспокоены политической пассивностью народа, поэтому для привлечения внимания общественности использовали все возможные пропагандистские средства: листовки, газеты, лозунги, митинги, поэзию, парады, шествия и др. Борцам за независимость пришлось неустанно агитировать население и пропагандировать свои взгляды для изменения общественного мнения. Они использовали малейшую возможность, чтобы интерпретировать событие в свою пользу. Так, 5 марта 1770 г. во время уличной стычки были убиты пять жителей Бостона. Революционная пресса подала этот случай как «Бостонскую бойню», организованную английскими военными, назвав это варварской акцией.

Второй исторический этап, этап паблисити (1810-1900). Активно осваивается американский Запад, меняются социально-экономические условия жизни: происходит рост крупных городов, значительная аккумуляция капитала в частном секторе, формирование гигантских корпораций. Этот период в экономической жизни Америки связан с подъемом свободного предпринимательства. Государство в 1820- 1830-е годы оказывает поддержку развитию коммуникационных сетей страны, становлению
национального хозяйства. В это время все сферы жизни в США стали
испытывать влияние двух важнейших инструментов PR: связи с прессой и гласности.



В это время в стране осуществляется борьба с безграмотностью, растущий уровень грамотных людей стимулирует увеличение тиражей газет и журналов. Появление парового двигателя и линотипа (наборной машины целыми строками) сделали газеты по-настоящему демократиче­скими, общенациональными СМИ. В 1830 г. в Америке насчитывалось газет больше, чем в любой другой стране мира.

Появляются пресс-агенты. Главным достоинством пресс-агента считалась скорость. Это было вре­мя, когда рекламные агенты стали (в буквальном смысле!) «изобретать новости», не обращая внимания ни на истину, ни на приличия. Начали реализовывать на практике пресс-посредническую деятельность. В этот период у организаций, благодаря прессе, появи­лась возможность манипулировать общественным мнением для продвижения собственных идей, товаров, услуг. Система связей с общест­венностью стала играть заметную роль в конкурентной борьбе, отно­шениях с профсоюзами, индустрии.



Третий этап - «Разгребатели грязи» (1900-1920). К 1900 г. большой бизнес США достиг невероятных успехов, страна превращалась в ведущую индустриальную державу. Вместе с тем раскол в обществе также нарастал. По данным статистики, в начале века один процент населения США владел 45% благосостояния страны. При этом более половины американцев не имели вообще ничего и жили за чертой бед­ности. В среднем в начале века ежегодно около 500 тыс. американских рабо­чих погибали от несчастных случаев на производстве, от опасных для здоровья и жизни работ и невыносимых условий труда. Влиятельные бизнесмены контролировали правительство, покупали голоса на выбо­рах, манипулировали подсчетами, СМИ. Пресс-агенты использовались бизнесменами для того, чтобы скрывать негативную информацию, не допускать пуб­ликации разоблачительных фактов и отвлекать публику от проблем.

Название этого периода в общественной жизни Америки - «The muckraking агса» («Разгребатели грязи») - связано со скандалом, про­изошедшим в полиции Нью-Йорка в начале века. Комиссар полиции города Т. Рузвельт в публичном интервью обозвал группу нью-йорк­ских журналистов «грязекопателями» и вложил в это уничижительное слово все свое негодование по поводу того, что они «раскопали» факты коррупции в его ведомстве, по которым затем были возбуждены уго­ловные дела. Название было подхвачено журналистами и впоследствии стало ассоциироваться с высочайшим профессиональным мастерством в журналистском расследовании.

Сила «грязекопателей» состояла в том, что они выносили на суд общественного мнения скрытые, неизвестные и, как правило, негативные факты из жизни весьма известных людей и компаний. Принцип «прозрачности бизнеса», который начал формулироваться уже в те времена, информирование общественности о фактах и собы­тиях в деятельности организации, даже тех, которые имеют «негативный» характер (в этом случае особенно важно высказать позицию и комментарий организации), делали организацию менее уязвимой перед лицом критики.

Четвертый этап - это этап становления PR как профессиональной и научной дисциплины (1920-1940). Этот этап в истории PR связыва­ют с именем Эдуарда Л. Бернайза. В 1923 г. Эдуард Л. Бернайз выпус­тил первую книгу, посвященную PR-практике «Кристаллизуя общественное мнение», в которой дает следующее определение PR: «усилия, направленные на то, чтобы убедить общество изменить свой подход или свои действия, а также усилия, направленные на то, чтобы гармо­низировать деятельность организации в соответствии с интересами об­щественности и наоборот».

Для Америки 1930-е годы - время серьезных социальных и экономических потрясений, период Великой депрессии и «нового курса» Франклина Д. Рузвельта. Основным методом, выбранным Рузвельтом, стала терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации, особая роль придавалась личному влиянию. Президент проек­тировал имидж уверенного в себе и счастливого человека, он всегда улыбался перед фотокамерами репортеров, даже стал героем комедий­ного мюзикла.

Лидеры бизнеса все чаще стали обращались к PR-специалистам, пытаясь бо­роться с жестокой критикой в свой адрес со стороны администрации президента.

Практики PR начали в своей деятельности ак­тивно использовать социологические методы: сегментирование целе­вой аудитории, ее изучение, анализ документов, опрос, наблюдение и др. Словарь социологии, изданный в США в 1944 г., дает определение PR как «теории и методов, применяемых для урегулирования отноше­ний субъекта со своей общественностью. Эти теории и методы предпо­лагают использование социологии, социальной психологии, экономики, политических наук, а также специальных навыков журналиста, артиста, организатора, специалиста по рекламе и т. д. для решения специальных проблем в этой области деятельности».

Пятый этап - послевоенная эра (1945-1965). В социально-экономической жизни Америки и Европы этот период связан с конверсией военного производства, восстановлением экономики и переходом к постиндустриальному, потребительскому обществу. Быстро растет на­селение, развиваются высокотехничные производства, сфера обслужи­вания. В Америке наступает «бум» PR. Национальная ассоциация му­ниципальных и правительственных чиновников (NALGO) создает целые отделы PR. Началось изучение PR в колледжах. К 1965 г. в 14 университе­тах США присуждались степени бакалавра по специальности «Public relations». Возросло и продолжало расти число консультативных фирм. Шло развитие PR-программ в промышленности, торговых ассоциаци­ях, правительственных учреждениях. Появились учебники, книги и на­учные издания по PR.

В 1955 г. вышла в свет новая книга Э. Бернайза «Инженеринг согла­сия». Автор подчеркивал, что PR имеет три функции: информирование общественности, собственно убеждение общественности, влияние на ее представления. Бернайз определил конечную цель всех PR-уси­лий как достижение согласия с помощью PR-методов. Он впервые вы­сказал идею посредничества на основе открытости, доверия, диалога.

Шестой этап - современный этап развития PR , по мнению ряда исследователей, начинается с 1965 г. и продолжается в настоящее вре­мя. Этот период у С. Катлипа называется периодом «общей глобальной информации».

В экономически развитых странах ускоренно развиваются высокие технологии, увеличивая число коммуникативных каналов. Националь­ные экономики постепенно превращаются в единую мировую эконо­мику - глобально зависимую и глобально соревнующуюся. Мощные экономические, политические, социальные и экологические перемены вызывают серьезные конфликты и постоянно требуют достижения все­общего согласия. Поэтому PR-технологии широко востребованы в биз­несе, политике, социальной сфере. Характерной особенностью совре­менных PR является уход от рекламных технологий к исследователь­ским и консультативным. Возникает сложная модель, отражающая двусторонний характер PR.

PR в России: становление и современное состояние

В средневековой Руси примером демократи­ческого PR выступали народные вече. Это был орган городского само­управления и одновременно форма прямых, без посредников, связей с общественностью. С ликвидацией феодальной раздроб­ленности и установлением единовластия московского князя простые граждане Древней Руси были отстранены от участия в обсуждении го­сударственных и общественных дел.

В XVIII в. идеи вольтерьянства стали основой для духовного бунтарства, покушения на устои крепостничества. Среди образованной молодежи вольтерьянство стало символом интеллектуальной моды, поэтому царский двор, будучи институтом самодержавия, с одной стороны, преследовал подобное вольнодумство, с другой стороны, был оча­рован просветительскими идеями. Но интеллигенция была далека от народа и их попытки с ним связаться не имели успеха.

Элементы PR в сфере экономики в России начинают развиваться параллельно с капиталистическими отношениями. Наиболее заметны­ми они становятся в начале XX в.: на базе западных образцов создается реклама, а торговые ярмарки в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде пользуются всемирной известностью.

События двух российских революций со всей убедительностью под­тверждают значимость роли PR в борьбе за политическую власть: в стране доминирует атмосфера публичности; народные массы активно участвуют в общественной жизни; в российской прессе начала века по­являются свои «макрейкеры-революционеры». Но в России подобные публикации не могли появляться повсеместно, «заговорщики» публиковались в основном в «подпольных» и малотиражных изданиях, которые не имели столь широкого круга распространения, как пресса США. С января 1918 г., после разгона Учредительного собрания, плюрализм мнений в СМИ исчезает, усиливается гонение на представителей свергнутых классов, делается ставка на насилие и террор. Диктатура пролетариата посте­пенно трансформируется в диктатуру партии.

Можно сказать, что в первой половине 20 века PR в России был очень сильно развит в виде идеалистической пропаганды. Во время второй мирой войны это стало особенно заметно: все силы были направлены на борьбу с «врагом». Двух людей всегда очень сплочает угнетение третьего. Но как только «врага» не стало эта технология перестала действовать. Её продолжали использовать, успеха она не имела и, как следствие, перестройка. Всем понравилась гласность и свобода слова. Но никто этим пользоваться не умел и всё полетело в тар-тарары.

Социальная апатия и боязнь перемен до сих пор тормозят развитие демократического общества в России. В этих условиях востребованность PR как механизма построения равноправного диалога очевидна. Однако процесс становления PR в России значительно затруднен в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Это: патриархально-подданический тип политической культуры, наличие авторитарных традиций, ограничений и деформированный опыт представителей демократии, неразвитость институтов гражданского общества, мас­совая антирыночная психология, слабость и разобщенность общественного мнения.

История возникновения и развития менеджмента начинается со времён до нашей эры и продолжается сейчас. Для удобства все этапы разделяются по временной шкале:

  • I. Древний период.
  • II. Индустриальный период.
  • III. Период систематизации.

Также выделяются несколько школ управления с различными концепциями:

  • научная;
  • классическая;
  • человеческих отношений;
  • поведенческих наук;
  • управленческих наук.

Древний период

История развития менеджмента, кратко о которой мы постараемся рассказать ниже, начинается от IX века до нашей эры и заканчивается в XVIII веке.

Наиболее простые формы управления появились в первобытном обществе, тогда управление создавалось всеми членами рода, а не конкретными людьми.

Переход от собирательства и охоты к производству положил начало зарождению менеджмента.

Структура общества Древнего Египта сформировала первую управленческую систему.

Различные древнегреческие мыслители понимали понятие и цели управления по-своему:

  • Сократ считал, что самым важным является нужный человек на правильном месте, выполняющий поставленные задачи.
  • Платон утверждал, что управление – главный элемент жизнеобеспечения общества.
  • Аристотель доказывал необходимость наличия управляющего над рабами, чтобы владельцы могли посвятить себя более нужным делам.

В Древнем Риме обязательно контролировали выполненную работу, сравнивали результаты и выясняли причины невыполнения плана.

Индустриальный период

На этом этапе зародилась чёткая система менеджмента. Произошло это из-за замены ручного труда машинным.

Предприниматели требовали выполнения всех производственных условий, чтобы оправдать расходы, чем вызывали лишь недовольство и гнев рабочих.

Период систематизации

Наука о менеджменте не стоит на месте. Появляются новые течения и меняются взгляды исследователей. Управляющие перешли от одной организации на всё общество.

На рубеже XIX–XX веков начали появляться огромные предприятия. Из-за этого потребовалась смена системы управления производством.

На этом заканчивается хронологическая история развития менеджмента. Школы управления развивали её далее.

Школа научного управления

Основное внимание в данной концепции уделено лучшей эффективности управления производства и труда.

Главные причины системы научного менеджмента:

  • попытка крупного бизнеса воспользоваться преимуществами техники;
  • желание людей достичь наиболее эффективных способов выполнения работы.

Основные принципы данной системы управления:

  • отбор рабочих согласно специально разработанным тестам;
  • изучение временных затрат рабочего;
  • разделение работы на специализации;
  • экономическое стимулирование труда;
  • разделение ответственности между сотрудниками и менеджерами.

Классическая школа

История развития менеджмента в классической школе систематизировала управление предприятиями. Основы такой системы держались за счёт авторитарного руководства и строго обозначенных задач, исключающих индивидуальный подход сотрудников. Последователи классической школы управления подвергались неоднократной критике менеджеров из-за игнорирования человеческих потребностей.

В данной концепции выделены следующие организационные принципы, подходящие и для современного общества:

  • разделение труда;
  • передача целей от руководства к рабочим;
  • единство распределения;
  • ограниченное число сотрудников.

Школа человеческих отношений

Во времена появления первых двух школ социальные науки ещё не были изучены, и теоретики не могли связать менеджмент с психологией. Но спустя десятилетия человеческий фактор стал учитываться в системе управления.

Представители концепции в первую очередь улучшали социальную структуру организаций и исследовали причины человеческого поведения. Именно благодаря им получили широкое распространение тесты на профессиональную пригодность.

Главные принципы школы человеческих отношений:

  • взаимное общение между руководителем и рабочими;
  • беседы сотрудников с психологами;
  • организация мероприятий;
  • приветствие неформальных групп.

К минусам такого течения относится игнорирование технологических факторов и отсутствие систематизированного подхода к решению проблем.

Школа поведенческих наук

Последователи поведенческой школы утверждали, что улучшение работы предприятия возможно только в случае более высокой эффективности человеческих ресурсов. Данный подход охватил почти всю систему менеджмента в 60-е годы.

Основные задачи данной концепции:

  • исследование поведения человека;
  • улучшение межличностных отношений;
  • разработка проблем социальных коммуникаций;
  • поддержание авторитета в коллективе;
  • стереотипы в поведении;
  • изменение рабочих задач и уровня труда.

Исследования представителей поведенческой школы основали теорию лидерства. Исходя из неё, оказывается, что наиболее эффективный метод управления для каждой ситуации различный.

Школа науки управления

В понимании данной школы управленческие проблемы решаются посредством разработки и применения определённых моделей. Математические науки составляют данную концепцию.

У научной школы управления присутствуют главные виды деятельности.

Исследование операций заключается в использовании научно-исследовательских методов для решения операционных задач организаций. Алгоритм такого способа:

  1. Постановка проблемы.
  2. Разработка модели ситуации.
  3. Замена словесного анализа количественными значениями.

Ситуационный подход

Такая система позволяет определить ситуации, влияющие на предприятие в определённый временной промежуток. Школа науки управления открыла главные факторы, мешающие эффективной работе организаций.

Различные школы управления выделяли только внутренние проблемы, причём каждая концепция свои. Однако множество предприятий зависит от внешних переменных. Необходимость принимать во внимание и внешнюю среду обозначилась в конце 50-х годов.

Заслуга школы науки управления в ситуационном подходе в том, что она установила взаимосвязь как внешних, так и внутренних перемен.

Системный подход

Согласно данной методике, любая организация есть не что иное, как сочетание взаимосвязанных элементов, направленных на выполнение одной цели.

Изначально такой подход использовался только в точных науках. В менеджмент же эту систему ввели в конце 50-х годов, и она значительно повысила успех школы науки управления.

Системный анализ

Основная задача системного анализа заключается в построении общей модели, показывающей взаимоотношения реальных ситуаций.

Первоначально такой подход составлялся для военных действий, но в 50-х годах его стали использовать и в менеджменте.

Успех школы науки управления был гораздо меньшим по сравнению со школой поведенческих наук. Частично из-за того, что большинство проблем были связаны с человеческими отношениями, отчасти и по той причине, что малое количество предпринимателей понимали сложные методы научно-управленческой школы.

История развития менеджмента кратко описывает, как возникали цивилизации и города, показывает приход общества от первобытного строя к современному.

Но это в общих чертах, а теперь более подробно о его возникновении на родине – США.

Развитие менеджмента в США

История развития менеджмента в США до XX века не особо отличается от других стран. Поэтому в данном разделе раннее время рассмотрено не будет.

На начало XX в. выпало развитие производства. Все цели предпринимателей заключались в улучшении механизма массового производства.

Чёткое ограничение отраслей давало хорошие возможности роста. Внимание менеджеров сосредотачивалось только на работе механизма. Из-за этого появился производственный стереотип.

Однако в 30-х годах потребитель перестал довольствоваться только основными потребностями. И тогда задачей управления стало воздействие на покупателя.

Теперь конкуренция внутри одной организации превратилась в весьма распространённое явление. Но даже и без борьбы менеджеры пытались сопротивляться переменам из-за обязательного получения новых навыков.

В 50-х годах на смену индустриальной пришла постиндустриальная эпоха, продолжающаяся и сейчас. Но на этом не заканчивается история развития управления. Менеджмент востребован ещё больше.

Развитие менеджмента в России

Россия во многом отличается от западных стран. И история развития менеджмента здесь тоже иная. Каждый этап не похож на предыдущий и заслуживает отдельного внимания. Однако мы постараемся описать, как зарождалась история развития менеджмента кратко и в доступной форме.

Дореволюционный период

Разумеется, история развития менеджмента начинается со времён Руси, однако начало системы управления как самостоятельной науки было положено в конце XIX века. Но наиболее заметно это стало в начале XX в. Масштабные инновации промышленности сдерживал недостаточный экономический уровень страны. Только после XX века индустриальные течения стали преобладать над аграрными. Учёные того времени использовали методы научного познания для наблюдения явлений, устанавливали причинные связи между ними и формировали собственные принципы управления.

Большое внимание к развитию управления появилось благодаря усложнению производства. Также именно тогда поняли, что правильное функционирование предприятия невозможно без качественного менеджмента. Из-за этого начала возникать потребность в сотрудниках именно на должность управляющих.

Неоценимы заслуги П. А. Столыпина в истории развития менеджмента. Содержание функций управления, по его убеждению, было следующим: «Сначала успокоение, а потом реформы». Именно ему обязана история развития теории менеджмента своими значимыми аспектами.

Постреволюционный период

После Октябрьской революции требовалось улучшение старой системы управления общественностью. Выделили 10 главных принципов:

  • демократический централизм;
  • единство политических и хозяйственных руководителей;
  • ведение хозяйства по плану;
  • стимулирование труда материальным поощрением;
  • научность управления;
  • ответственность;
  • правильный подбор и расстановка кадров;
  • экономичность и эффективность;
  • наилучшее сочетание отраслевого и территориального управления;
  • преемственность хозяйственных решений.

История развития менеджмента в России в постреволюционный период показывала наивность теоретиков, ориентацию именно на классовое деление и пролеткультовскую идеологию. Также возникало чрезмерное увлечение естественными науками.

Начало XX века является наиболее значимым периодом развития управления. Именно в это время началась история развития школ менеджмента российских теоретиков, сравнимых с лучшими зарубежными.

Период с 30-х годов до распада СССР

В 30-х годах выпустили первый советский учебник по организации производства, ввели новую специальность – инженер-экономист. Но колоссальный урон менеджменту нанесли сталинские репрессии. Они унесли множество жизней высокообразованных учёных, и развитие менеджмента как науки, была остановлена на многие годы.

Во время Великой Отечественной войны устоявшаяся система управления не перенесла существенных изменений. Даже в годы войны российские управленцы создавали уникальные проекты для военного производства.

В конце 50-х годов тема исследований менеджмента стала расширяться. В начале 60-х годов появился новый раздел экономики – кибернетика, начавшая новый отрезок в истории развития менеджмента.

В 70-е годы начали появляться предостережения о несовместимости рынка и социализма. Попытка демонтажа едва не уничтожила экономическое положение страны.

В конце 70-х - начале 80-х были открыты лаборатории по проблемам управления. В их обязанности входили:

  • сбор и систематизация результатов во всемирной науке управления;
  • формирование и реализация научно-исследовательских планов;
  • внедрение консультирования по вопросам менеджмента.

90-е годы XX века

Распад СССР стал началом завершающего этапа эволюции в системе менеджмента. Становление более современного уровня управления зависело от развития товарного производства и технического и технологического улучшения общества. Так зарождалась более современная история развития управления менеджмента.

Множество проблем при Горбачёве и Ельцине были обусловлены неготовностью страны к резким переменам.

Современный период

Главными принципами нынешней системы управления являются:

  • системный и ситуационный подход в управлении;
  • инновации;
  • ответственность менеджмента перед обществом;
  • ориентация на человеческие возможности.

В последние годы системе российского управления для нормальной работы требуются многие радикальные перемены.

В этом и состоит вся российская история управления менеджмента. Кратко говоря, все переходы от одного этапа к другому возникали не вследствие естественноисторического процесса, а из-за государственных переворотов.

Социология в качестве самостоятельной науки окончательно сформировалась к середине XIX века.

Основоположником социологии является О. Конт. Социология (или первоначально «социальная физика») по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными

(т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Социология должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - процессы социальных изменений.

Позитивная теория общественного прогресса и развития общества, а так же взаимоотношения элементов, сохраняющиеся при всех исторических условиях составили социологическую науку.

Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего, с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации.

С конца ХIХ века получила развитие органическая школа в социологии. В отличие от предшественников, представители этой школы рассматривали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции Г. Спенсер большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви). Он ввел в научный оборот термин «социальный институт». Всякий социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизмах самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология.

В западной социологии XIX - начала XX века существовало направление натурализма, пытавшееся объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора.

В конце XIX века усиливается

психологическая тенденция в социологии, представляющая собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон).

Ф. Тённис считал, что фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли:

воля сущности и ослабление социальной воли. Все формы социальной жизни Теннис делит на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения.

Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу, корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов

Крупнейшим социологом XIX века является

Карл Маркс, который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве

самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.


Другие материалы:

Интерпретация понятий в системе объекта
Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др. Социализация - ...

Анализ финансирования отдела социальной защиты. Экономическая характеристика Муниципального Учреждения «Отдел социальной защиты населения и труда администрации МО Новоторъяльский район»
Муниципальное учреждение «Отдел социальной защиты населения и труда администрации Муниципального образования Новоторъяльский район» является органом государственного управления, который создан Постановлением Главы местного самоуправления...

Социальная работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения
Осужденный в процессе отбывания наказания подвергается многоуровневому, многовариантному по содержанию и формам проявления притеснению. Во-первых, это общесоциальный уровень. Предназначенный для достижения позитивных целей (защиты общест...