Социальная дезадаптация подростков. Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием. Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов . К числу таковых некоторые специалисты относят:

A. индивидуальные;

B. психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

C. социально-психологические факторы;

D. личностные факторы;

E. социальные факторы.

Факторы социальной дезадаптации

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Природа преступности и делинквентности рассматривается наряду с формами отклоняющегося поведения, такими как неврозы, психоастении, состояние навязчивости, сексуальные расстройства. Лиц с отклоняющимся поведением, включая нервно-психические отклонения и социальную девиацию, отличают чувства повышенной тревожности, агрессивность, регидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Агрессия - это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначальные врожденные неосознаваемые влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств у дезадаптированных подростков. В основе формирования психо-соматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации. Значительное место в формировании механизмов функционирования личности принадлежит процессам адаптации к условиям окружающей среды, в частности, к ее социальному компоненту.

Экологические, экономические, демографические и иные неблагоприятные социальные факторы последних лет привели к значительным изменениям здоровья детско-подростковой популяции. Подавляющее большинство детей еще в возрасте до одного года обнаруживают функционально-органические недостаточности головного мозга в диапазоне от легчайших, выявляющих себя лишь в условиях неблагоприятной среды или сопутствующих заболеваний, до очевидных дефектов и аномалий психофизического развития. Усиленное внимание органов образования и здравоохранения к вопросам охраны здоровья обучающихся имеет под собой серьезные основания. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья среди новорожденных составляет 85%. Среди детей поступающих в первый класс свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 30% обнаруживают расстройство нервнопсихической сферы еще в младшей группе детского сада. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в два раза, достигнув 30%. Во многих случаях нарушение здоровья носят пограничный характер. Число детей и подростков со слабо выраженными проблемами постоянно возрастает. Заболевания приводят к снижению работоспособности, пропуску учебных занятий, снижению их результативности, нарушению системы отношений со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками, возникает сложная зависимость психологического и соматического. Переживания по поводу указанных изменений могут нарушить функционирование внутренних органов и их систем. Возможен переход соматогении в психогению и наоборот с возникновением в ряде случаев "порочного круга". Помочь выйти больному из "порочного круга" могут психотерапевтические воздействия в комплексе с другими методами лечения.

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально- значимые референтные связи. Подростки испытывают затруднения в саморегуляции не столько на когнитивном (познавательном), сколько на аффективном и волевом уровне. То есть различные поступки и асоциальные проявления у них связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

Педагогически запущенные подростки при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы уже в условиях школьного учебно- воспитательного процесса, где ключевыми факторами могут стать “авансирование доверием”, опора на полезные интересы, которые связаны не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями, также перестройки на более эмоционально теплые отношения дезадаптивных учащихся с учителями и сверстниками .

Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних. Свыше одного миллиона подростков бродяжничает. Число детей-сирот превысило пятьсот тысяч, сорок процентов детей подвергается насилию в семьях, столько же испытывают насилие в школах, смертность подростков от суицида возросла на 60%. Противоправное поведение подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых. 95% дезадаптированных подростков имеют психические отклонения. Лишь 10% нуждающихся в психокорреционной помощи могут ее получить. При исследовании подростков 13-14 лет, родители которых обращались за психиатрической помощью, определялись личностные свойства несовершеннолетних, социальные условия их воспитания, роль биологического фактора (раннего резидуально-органического поражения центральной нервной системы), влияние ранней психической депривации в формировании социальной дезадаптации. Имеются наблюдения, согласно которым семейная депривация решающее значение оказывает на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте, проявляясь в виде патохарактерологических реакций с признаками активного и пассивного протеста, детской агрессивности.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании. Поводом для обращения родителей к психиатру были нарушения поведения, школьная и социальная дезадаптация, явления токсикомании. Токсикомания подростков имеет неблагоприятный прогноз, и через 6-8 месяцев после ее начала резко возрастают признаки психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами, стойкими нарушениями настроения в виде дисфорий и бездумной эйфории с усилением делинквентности. Проблема дезадаптации и связанной с ней токсикомании у подростков во многом определяется социальными условиями - семейными, микросредовыми, отсутствием адекватной профессиональной и трудовой реабилитации. Расширение в школе возможностей для занятий разнообразным производительным трудом, ранняя профессиональная ориентация благоприятно сказывается на воспитании педагогически запущенных, трудновоспитуемых учащихся. Труд - реальная сфера приложения сил педагогически запущенного учащегося, в которой он способен поднять свой авторитет среди одноклассников, преодолеть свою изоляцию и неудовлетворенность. Развитие этих качеств и опора на них позволяют предупреждать отчуждения и социальную дезадаптацию трудновоспитуемых в школьных коллективах, компенсировать неуспехи в учебной деятельности .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Проблемы подростков всегда были актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, неразрешенного экономического кризиса, ослабления роли семьи, девальвации морально-нравственных норм, резко противоположных форм материального обеспечения. Отмечается недоступность всем подросткам многих форм обучения, сокращение числа учебных заведений, мест отдыха для подростков. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни. Отчуждение социально запущенных подростков от таких важнейших институтов социализации как семья и школа, приводит к затруднениям в профессиональном самоопределении, заметно снижает их способность к усвоению ценностно- нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться общепринятыми нормами в своем поведении.

Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность, то есть такой несовершеннолетний имеет несколько форм проявления дезадаптиции. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально-дезадаптированных. Среди множества причин, приводящих подростков к тяжелой социальной дезадаптации, основными становятся остаточные явления органической паталогии ЦНС, патохарактерологическое или невротическое развитие личности, либо педагогическая запущенность. Немалую значимость в объяснении причин и характера социальной дезадаптации играет система самооценок и ожидаемых оценок индивида, то, что относится к престижным механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.

Заключение

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека .

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят :

· индивидуальные;

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

· социально-психологические факторы;

· личностные факторы;

· социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации .

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы .

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Процесс социализации – это введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального - девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.


Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и девиантное поведение; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности - это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа:

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.