Основные подходы и методы психотерапии.

Под психотерапией понимается лечение психических расстройств психологическими средствами. Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге в 1990 г., психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию. Образование в рамках одного из психотерапевтических методов должно включать теорию, личный психотерапевтический опыт и практику под руководством супервизора. Доступ к такому образованию возможен при условии глубокой предварительной подготовки в сфере гуманитарных и общественных наук.

Методы психотерапии , направленные па изменение мотивации, эмоций, поведения, привычных схем мышления и отношений субъекта с сознательным окружением. В табл. 15.1 и 15.2 приведены основные методы и подходы к психотерапии 1 .

Таблица 15.1

Методы психотерапии

Основные методики

Психодинамическая терапия

Традиционный психоанализ

С помощью техник свободных ассоциаций, анализа сновидений и переноса раскрываются бессознательные истоки текущих проблем клиента, чтобы подойти к их разрешению рационально

Современная психодинамическая терапия (в частности, межличностная терапия)

Более структурированные и краткосрочные методы, чем традиционный психоанализ; основное внимание уделяется взаимоотношениям клиента с окружающими в настоящее время

Поведенческая (бихевиораль- ная)терапия

Систематическая

десенсибилизация

Клиента обучают релаксации, а затем просят представить иерархически организованную последовательность вызывающих тревожность ситуаций и расслабляться, представляя каждую из них

Разы гры ван ие in vivo

Метод, сходный с систематической десенсибилизацией, за исключением того, что клиент фактически помещается в ситуацию

1 Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия.

Основные методики

Утопление

Разновидность разыгрывания in vivo, при которой страдающему фобией индивидууму в течение продолжительного периода времени предъявляются вызывающие у него наибольший страх объект или ситуация таким образом, что клиент лишен возможности бежать

Избирательное подкрепление

Подкрепление конкретных форм поведения, часто в виде жетонов, которые можно обменять на вознаграждение

Моделирование

Процесс, при котором клиент обучается тем или иным формам поведения путем наблюдения и подражания другим; часто комбинируется с репетицией поведения (в частности, с тренингом уверенности)

Когнитивно-

поведенческая

Методы лечения, при которых используются техники модификации поведения, однако также включаются процедуры, направленные на изменение неадекватных убеждений

Гуманистическая терапия (в частности, терапия, центрированная на клиенте)

В атмосфере эмпатии, теплоты и искренности терапевт выступает в качестве фасилитатора в процессе, благодаря которому клиент вырабатывает способы решения своих проблем

Биологическая

Психотропные препараты, электросудорожная терапия (ЭСТ)

Использование лекарств с целью модификации настроения и поведения. Мозг клиента получает слабые удары электрическим током, вызывающие судороги

Таблица 15.2

Психотерапевтические подходы

Окончание табл. 152

Направленность

Основные методики

Реалистическая терапия

Выяснение ценности индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к принятию ответственности

Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии

Рациональноэмоциональная

Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; человек не может контролировать свои печаль и несчастье) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения

Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить его взглянуть на ситуацию более рационально. Есть сходство с когнитивной терапией Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту

взаимных

намерений

Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, чтобы он мог верно интерпретировать свое поведение

Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего - «родителя», «ребенка» или «взрослого» (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) - и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют

Гипнотерапия

Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения

Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуаций

Рассмотрим указанные выше методы более подробно.

Психодинамические методы терапии. Основная задача психотерапевта в данном направлении заключается в том, чтобы довести до сознания вытесненные эмоции и мотивации. Основные методы динамической психотерапии разработаны в рамках традиционного психоанализа и его более поздних модификаций. Среди этих методов, направленных на восстановление бессознательных конфликтов, следует выделять метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Анализируя сны и ассоциации, психотерапевт и клиент пытаются извлечь неосознаваемый смысл. Отношение клиента к психотерапевту считается важной частью лечения. Традиционный психоанализ - это длительный, интенсивный и дорогостоящий процесс.

Уже при жизни 3. Фрейда его подходы к психотерапии были модернизированы и вылились в индивидуальную психологию А. Адлера и аналитическую психологию К. Юнга, затем последовали характерологический анализ К. Хорни, психодрама Дж. Морено, трансактный анализ Э. Берна и др.

В новых формах психодинамической терапии метод свободных ассоциаций, как правило, «заменяется прямым обсуждением актуальных вопросов, и терапевт может действовать более прямыми методами, самостоятельно поднимая те или иные темы и не дожидаясь пока клиент сам затронет их» . Исследования свидетельствуют об эффективности межличностной терапии при лечении депрессии, тревожности, алкоголизации.

Поведенческая терапия основана на принципах обусловливания и научения. Основная задача терапевта в данном направлении заключается в изменении ранее сформированного поведения, связанного с усвоенными способами преодоления стресса. Поведенческая терапия стремится изменить дезадаптированное поведение, сделать его адекватным новой ситуации. Процесс лечения состоит из четкого выяснения проблемы и разделения ее на ряд конкретных терапевтических целей.

Одним из методов поведенческой терапии является метод систематической десенсибилизации и разыгрывания in vivo. Суть этого метода заключается в обучении пациента глубокой релаксации. Следующий шаг - составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу от наименьшего беспокойства к сильной тревоге. Затем пациента учат расслабляться в ситуациях тревоги начиная от слабого расстройства и кончая сильной тревогой. Для разыгрывания in vivo клиент должен действительно переживать ситуацию. Процедуры in vivo направлены на постепенное угасание страха.

Другим эффективным средством поведенческой психотерапии является метод моделирования. Суть его заключается в наблюдении за нормальным поведением людей в ситуации, которая у пациента вызывает страх. В процессах наблюдения лица с разадаптированным поведением учатся эффективным стратегиям преодоления ситуации.

В психиатрической практике сеанс моделирования часто сочетается с ролевой игрой, в которой пациент играет адаптированные формы поведения, усваивая их.

Для закрепления поведения усвоенного во время сеансов психотерапии клиента необходимо обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции. «Саморегуляция предусматривает наблюдение за своим поведением и применение различных методов (самонодкрепления, самонаказания, управления стимульными условиями, выработка несовместимых реакций) с целью изменить разадаптированное поведение.

Человек следит за своим поведением, ведя тщательную запись ситуаций, которые с ним несовместимы» . Например, человек, обеспокоенный употреблением алкоголя, регистрирует ситуации, в которых его больше всего искушает алкоголь, и старается их избегать, заменяя другими, несовместимыми с употреблением алкоголя.

Когнитивно-поведенческая терапия в определенной мере является развитием поведенческой терапии. Этот метод включает в себя не только коррекцию поведения, но и коррекцию неадекватных убеждений. «Терапевт при этом стремится помочь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как тревожность и депрессия, обучая его более успешным способам интерпретации своих переживаний и размышлений о них» .

Гуманистическая терапия исходит из естественной склонности человека к самосовершенствованию и самоактуализации. Подобно психоаналитику психотерапевт данного направления помогает человеку глубже осознать свои эмоции и мотивы, но не интерпретирует поведение пациента и не старается его скорректировать. Он не навязывает пациенту своих взглядов, а помогает ему прийти к собственному решению.

Гуманистическая терапия обычно связывается с К. Роджерсом (клиент- центрированная терапия). К данному направлению близко примыкает лого- терапия Франкла. В данном направлении невроз понимается как результат подавления потребности к самоактуализации, к реализации смысла жизни. Основными человеческими ценностями, по Франклу, являются творчество, переживания, отношения. Конфликты относятся в основном к духовной сфере. Специфическим методом логотерапии является парадоксальная интенция. Метод построен на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то, чего он боится, или ему самому дали возможность это сделать. Процесс нахождения смысла жизни сводится к общепсихологическим закономерностям человеческого познания. Знание теории формирования внутреннего мира может при этом сыграть положительную роль.

Семейная терапия. Семья представляет собой особую малую группу, со своим строем эмоциональных, межличностных и финансовых отношений.

Существует много подходов к брачной терапии, но большинство из них сосредоточено на помощи партнерам в обмене своими чувствами, развитии большего взаимопонимания и выработки продуктивных способов преодоления конфликтов. Один из этих подходов, отражающий взгляды автора, мы представляем ниже. С позиций двухуровнего построения внутреннего мира раскрывается картина любви и возможных направлений психотерапевтического воздействия.

Как показывают исследования последних лет, в возникновении любви природа заложила свои глубокие механизмы. Во-первых, это проявляется в действии определенных гормонов: РЕА, серотонина, эндорфина, дофамина, норадреналина. Каждый из них воздействует на поведение индивида на разных этапах развития любви. Гормоны РЕА проявляются в поведении человека па первых этапах любви. В условиях их действия достаточно запаха любимого человека, звука его голоса, прикосновения, чтобы человек почувствовал сильнейшее возбуждение, испытав глубокое удовлетворение. Одновременно общение с любимым человеком способствует выработке этого вещества. Поэтому когда любящие долгое время не имеют возможности видеть друг друга, говорить друг с другом, сокращается количество гормонов в организме, а это, в свою очередь, приводит к негативным переживаниям, возникновению чувства глубокой утраты.

Исследования показывают, как и любой гормон, РЕА действует на организм 2-4 года. Это критический период любовных отношений.

Романтическая любовь живет недолго, но этого периода хватает, чтобы люди в любви родили ребенка и воспитали его в первые, самые трудные в биологическом плане годы. Интересно отметить, что, по данным статистики, 3-4-летний период совместной жизни завершается первой волной разводов. На смену РЕА приходит действие других гормонов: серотонина и эндорфина, а далее дофамина и норадреналина. Их действие проявляется гораздо мягче, но столь же благоприятно для развития и сохранения любви.

Отметим также, что природа заложила в человека не просто механизм влечения, но влечение к вполне определенному типу особей противоположного пола. И это определено на генном уровне. Иными словами, человек выбирает себе генетически подходящего партнера, или, как говорит наука, генетически комплементарного. Признаки генетической совместимости представлены во внешнем облике человека, его походке, жестах, тембре голоса, запахах. Эти признаки-релизоры воспринимаются каждым из нас на подсознательном уровне и запускают механизм влечения, воздействуют на гормональные механизмы, формируют любовное поведение. Нельзя представлять дело так, что биологические механизмы определяют наш выбор конкретного лица. Они задают определенное направление отбору.

Таким образом, природа обусловливает страсть и любовное поведение. Но не менее важным является второй процесс, который развивается на базе природных механизмов и который составляет духовную составляющую любви. Назовем его процессом идеализации любимого человека. Объект любви наделяется различными добродетелями, которые делают его еще более привлекательным для любящего. В объекте любви любящий находит все новые и новые качества, которые он ценит. Ему нравится и внешний облик, и голос, и характер поведения любимого. И когда перестают действовать гормоны, остается образ любимого, который и обуславливает зрелую любовь. Именно двухуровневый характер любовного процесса выводит его за границы биологического влечения и создает условия любви без временных границ.

Мы описали идеальную картину любовных отношений. В реальности все может обстоять по-другому. Наиболее распространенный случай - любят не двое, а один. Второй вступает в любовные отношения по различным причинам: социальным, материальным. Нарушается принцип комплементарное™. В этом случае не происходит идеализации, по крайней мере, у одного из партнеров. Не создается психологической основы долговременной любви. Второй случай - процесс идеализации не наступает ни у одного из субъектов. Причины этому могут быть самые различные. Чаще всего, кратковременность связи, не связанной с комплементарно- стыо. В этом случае, если люди вступают в супружеские отношения, то их связь остается основанной только на биологическом влечении и теряет свою основу, как только это влечение притупляется. Связующим звеном здесь остаются дети, если они появляются.

Важно отметить, что и в случаях идеальной картины любви, когда процесс идеализации наблюдается с двух сторон, образ любимого может трансформироваться или разрушаться. Именно этот случай и является прежде всего объектом психотерапевтической практики. Ибо образ разрушается не сам, а его разрушают прежде всего сами любящие. Этот процесс и необходимо предотвратить.

В заключение выделим еще три метода, которые могут применяться как сами по себе, так и включаться, как мы уже видели, в другие методы. Это методы релаксации, медитации и физических упражнений.

Релаксация. Ранее, рассматривая различные теории эмоций и чувств, мы отмечали, что они тесно связаны с состоянием периферии и поведения человека (теория Джемса - Ланге). Именно на этой связи базируется управление эмоциональным состоянием через релаксацию. Воздействуя на состояние мышечного тонуса, изменяя свой сердечный ритм и кровяное давление, человек достигает эмоционального расслабления.

Медитация, сосредоточенное размышление, отвлекающее от неприятных мыслей, является одним из методов релаксации. Медитация, внутреннее сосредоточение, сопровождается изменением почти всех вегетативных показателей: изменяется активность ЭЭГ, снижается частота дыхания и сердцебиения, стабилизируется кровообращение и др.

Медитация показала себя хорошим методом оказания помощи людям, страдающим тревожностью.

Физические упражнения. «В здоровом теле - здоровый дух», - говорит народная мудрость. Тревожные состояния часто развиваются на фоне ухудшающегося физического здоровья. Восстановление физической формы в этом случае является хорошим средством борьбы с тревожностью.

В заключении данной главы отметим, что даже краткое перечисление методов психотерапии представляет собой обширное поле. Овладеть всеми методами с достаточной глубиной представляет собой трудную задачу. Это с одной стороны. А с другой - возможности каждого метода достаточно строго канонизированы. Каждый из них строится на определенном теоретическом подходе.

Сравнение различных методов психотерапии показывает, что их эффективность примерно одинакова. На этом фоне важной проблемой «является вопрос, какое лечение является наиболее подходящим для каждого пациента в данных конкретных обстоятельствах» . До настоящего времени не разработаны критерии эффективности лечения психотерапевтическими методами. Определенные успехи в этом вопросе достигнуты в отношении критериев успешности лечения депрессии.

В практике психотерапии наметилась тенденция перехода от длительных (несколько месяцев и лет) циклов лечения к менее долгосрочным программам и методам.

Оценка эффективности психотерапии поставила вопросы о необходимости дальнейшей разработки ее теоретических основ, стоимости и целесообразности .

Одним из подходов к разработке общей теории психотерапии может стать разработка законов формирования и функционирования внутреннего мира человека. Уже сегодня ясно, что многие болезни являются следствием нарушения целостности мира внутренней жизни, нарушений связи в системе двухуровнево функционирования психических процессов, феноменов изоляции и доминирования отдельных сегментов внутреннего мира и явлений зацикливания процессов духовной жизни. Эти наблюдения хорошо согласуются с научными данными о патогенезе психических расстройств. Ученые отмечают, что большинство психических расстройств берет начало в органической патологии, в частности связаны с биохимическими нарушениями, затрагивающими ряд нейромедиаторных систем.

И все же оценивая прогресс в психотерапии за последние сто лет, можно сказать, что «нам есть что праздновать» и надеяться на успех в будущем.

  • См. подробнее: Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. С. 89-99.
  • Там же.
  • См.: Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон [и др.].
  • См.: Там же.
  • Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.
  • Там же.

Термин «психотерапия» охватывает широкий спектр подходов и методов. Они варьируются от разговоров один на один, до сеансов терапии, которые используют такие приемы, как ролевая игра или танец, чтобы помочь исследовать человеческие эмоции. Некоторые терапевты работают с парами, семьями или группами, члены которых имеют схожие проблемы. Психотерапия работает с подростками, детьми, а также взрослыми. Ниже приведен список различных видов психотерапии и их преимущества.

Арт-терапия сочетает в себе терапию и творческий поиск через краски, мелки, карандаши, а иногда и лепку. Методы могут также включать в себя театральную постановку, кукольный театр. Работа с песком, например, клиенты выбирают игрушки изображающие людей, животных и здания и располагают их в контролируемое пространство театра «песочницы». Арт-терапевт обучен на психологическое понимание творческого процесса и эмоциональных атрибутов различных художественных материалов. В этом случае искусство рассматривается как внешнее выражение наших внутренних эмоций. Например, в живописи размер, форма, линии, пространство, текстура, оттенок, тон, цвет и расстояние все эти элементы выявляют воспринимаемую реальность клиента.

Арт-терапия может быть особенно эффективной для клиентов, которые испытывают трудности вербальной формы самовыражения. В таких учреждениях как художественные студии и мастерские, акцент на творческое развитие может быть полезен, особенно при работе с детьми и подростками, а также взрослыми, парами, семьями, группами.

Арт-терапия может быть полезной как для людей, которые испытали травму, так и для людей с трудностями в обучении.

Поведенческая терапия основана на теории о том, что текущее поведение - это ответ на прошлый опыт, и оно может быть разучено или переформулировано.

Людям с компульсивным и обсессивным расстройством, страхами, фобиями и зависимостями может помочь данный вид терапии. Акцент делается на оказании помощи клиенту в достижении целей и изменении поведенческих реакций на проблемы, такие как стресс или беспокойство.

Краткосрочная терапия использует различные подходы психотерапии. Она отличается от других терапевтических подходов тем, что она фокусируется на конкретной проблеме и включает в себя прямое вмешательство терапевта, который работает более активно с клиентом. Она подчёркивает использование природных ресурсов клиента, а также временно приостанавливает неверия, позволяя рассмотреть новые перспективы и множественные точки зрения.

Основная цель заключается в помощи клиенту, увидеть его нынешние обстоятельства в более широком контексте. Краткосрочная терапия рассматривается как решение текущих факторов, препятствующих изменениям, а не как поиски причин возникновения вопросов. Нет единого метода, но есть много путей, которые в отдельности или в сочетании, могут в конечном итоге быть полезными. Краткосрочная терапия, как правило, проходит заранее оговоренное количество сессий.

Когнитивно-аналитическая терапия сочетает в себе теории по изучению связи между лингвистикой и мышлением, а также исторические, культурные и социальные факторы, влияющие на то, как мы функционируем. Когнитивно-аналитическая терапия рекомендует клиентам использовать свои собственные ресурсы и развивать навыки, чтобы изменить деструктивные паттерны поведения и негативные способы мышления и действия.

Терапия краткосрочная, структурированная и директивная, например, клиента могут попросить вести дневник или использовать диаграммы прогресса. Терапевт работает в сотрудничестве с клиентом, изменения модели поведения и обучаясь альтернативным стратегиям совладения. Внимание уделяется пониманию связи между моделями поведения, закладывающимися в детстве, социальным вкладом и их влиянием на клиента, во взрослом возрасте.

Драматерапия использует театральные техники, такие как ролевые игры, театральные игры, пантомима, кукольный театр, озвучивание, мифы, ритуалы, рассказывание историй и другие импровизационные приемы, облегчающие творческий потенциал, воображение, изучение, понимание и личностный рост. Чрезвычайно многообразный подход обеспечивает выразительный вид терапии, который может быть использован в самых различных условиях, включая больницы, школы, центры психического здоровья.

Драматерапия даёт возможность для отдельных лиц или групп изучения личностных и/или социальных проблем в творческой среде, и спокойно обдумать сложившиеся убеждения, отношения и чувства, найти альтернативные способы действия в мире. Драма-терапевт поощряет самосознание, рефлексию и самовыражения чувств по отношению к себе и к другим.

Экзистенциальная психотерапия помогает клиенту обрести смысл жизни и желание встретиться с самим собой и своими проблемами. Экзистенциальная вера, что жизнь не имеет готового ответа или заранее установленной значимости и индивидуум полностью свободен и несет полную ответственность, так что смысл должен быть найден или создан. Это может вызвать чувство бессмысленности в жизни, поэтому терапия исследует опыт клиента, состояния человека и имеет целью прояснить понимание индивидуальных ценностей и убеждений, четко называя то, что ранее не было произнесено вслух. Клиент принимает ограничения и противоречия, что значит быть человеком.

Семейная терапия - это отрасль психотерапии с особым акцентом на семейные отношения. Она работает с тем, что проблема лежит в пределах семьи, а не в одном человеке. Семейную терапию также называют системная семейная терапия.

Семейная терапия способствует изменению и развитию, и как следствие разрешение семейных конфликтов и проблем. Акцент делается на том, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, подчеркивая важность функционирования семьи для психического здоровья и благополучия. Независимо от происхождения того или иного вопроса, или проблемы, цель терапевта заключается в том, чтобы вовлечь семью в поиск выгодных и конструктивных решений для членов семьи, чтобы поддерживать друг друга через непосредственное участие. Опытный семейный психотерапевт будет иметь возможность влиять на переговоры таким образом, чтобы использовать силу и мудрость семьи в целом, учитывая более широкие экономические, социальные, культурные, политические и религиозные условия, в которых живет семья, и уважать каждого члена семьи и их разные взгляды, убеждения, мнения.

Гештальт означает целое и совокупность всех частей, и символическую конфигурацию или форму элементов, которая составляет целое.

Гештальт-терапия это психотерапевтический подход, который основывается на убеждении, что люди имеют естественное стремление в отношении здоровья, но старые модели поведения и фиксированные идеи могут создавать блоки.

Гештальт-терапия исходит из того, что происходит в данный момент, привнося осведомленность в представление индивида о себе, его реакции и взаимодействие с другими людьми. Присутствие в «здесь и сейчас» создает в клиенте потенциал для большего восхищения, энергии и смелости, чтобы немедленно жить. Гештальт-терапевт смотрит на то, как индивид сопротивляется контакту «здесь и сейчас», как человек сопротивляются переменам, и на виды поведения или симптомы, которые клиент рассматривает как неподходящие или неудовлетворительные. Гештальт-терапевт помогает клиенту прийти к осознанию не только того, что происходит и что говорится, но и языка тела и подавленных чувств.

Групповая психотерапия - это психотерапия призванная помочь людям, которые хотели бы улучшить свою способность справляться с трудностями и жизненными проблемами с помощью группы.

В групповой терапии один или несколько терапевтов работают с небольшой группой клиентов. Психологи признают положительный терапевтический эффект, который не мог быть получен в индивидуальной терапии. Например - межличностные проблемы решаются в группах.

Цель групповой психотерапии состоит в эмоциональной поддержке трудных решений и стимулирование личного развития участников группы. Сочетание прошлого опыта и переживаний за пределами терапевтической группы, взаимодействия между членами группы и терапевтом, становится материалом, посредством которого проводится терапия. Эти взаимодействия могут восприниматься не только как положительные, так как вопросы, с которыми клиент сталкивается в повседневной жизни, неизбежно отражается во взаимодействии с группой. Это обеспечивает возможность проработки проблем в терапевтической обстановке, производя опыт, который затем может быть переведён в «реальную жизнь».

Гипнотерапия использует гипноз, чтобы вызывать глубокое состояние расслабление и изменение сознания, во время которого подсознание восприимчиво к новым или альтернативным точкам зрений и идей.

В области гипнотерапии подсознание рассматривается как источник благополучия и творчества. Обращение к этой части ума с помощью гипноза открывает возможности для поддержания здорового тела.

Гипнотерапия может быть применена для изменения поведения, отношений и эмоций, а также управление болью, тревогой, стрессом, дисфункциональными привычками, способствующее личностному развитию.

Юнгианский анализ - это психотерапия, которая работает с бессознательным. Юнгианский аналитик и клиент работают вместе, чтобы расширить сознание для достижения психологического равновесия, гармонии и целостности. Юнгианский анализ исследует глубокие мотивы в психике клиента, мысли и действия, которые лежат в подсознании. Юнгианский аналитик стремится достигнуть глубинного изменения в личности. Уделяется особое внимание тому, что происходит на сессиях, а также внутреннему и внешнему опыту жизни клиента. Психотерапия направлена на согласование сознательных и бессознательных мыслей для устранения психологической боли и страданий и создания новых ценностей и целей.

Нейролингвистическая психотерапия была создана из нейролингвистического программирования. НЛП имеет широкую основу и опирается на многие направления психологии и психотерапии. Фундамент НЛП - это предпосылка, что мы создаем нашу собственную модель реальности (персонализированная карта мира) на основе нашего опыта и то, как мы представляем их изнутри. Каждый человек использует свои собственные карты, чтобы ориентироваться по жизни. Модели, которые используются, могут способствовать изменению, которое улучшает самореализацию и успех, или временами могут ограничивать и запрещать.

НЛП исследует закономерности мышления, убеждения, ценности и переживания стоящие за проблемами или целями. Это позволяет людям сделать соответствующие коррективы, чтобы преобразовать соответствующую картину мира, что помогает снизить ограничивающие убеждения и решения, преодолеть эмоциональные и поведенческие формы и создание ресурсов, путем расширения существующей базы навыков человека. Это дает человеку чувство контроля и, следовательно, большую способность создавать жизнь по своему желанию.

НЛП психотерапевты работают с широким спектром психологических проблем.

Транзактный анализ представляет собой интегративный подход в психологии и психотерапии и опирается на два понятия: во-первых, у нас есть три части или «эго-состояния» личности: ребенок, взрослый и родитель. Во-вторых, эти части общаются друг с другом «транзакциями» и, внутри каждого социального взаимодействия, преобладает одна часть. Поэтому, признав эти роли, клиент сможет регулировать своё поведение. Эта форма терапии работает с термином «внутренний ребёнок», чтобы описать неудовлетворенные потребности из детства.

Терапия базируется на принятие и в непредвзятом отношении с консультантом, предположение, что индивид ищет поддержки в разрешении проблемы и что это позволяет клиенту свободно выражать свои эмоции и чувства. Эту терапию также называют человеко-ориентированная терапия или психотерапия Роджерса.

Консультирование для клиентов, которые хотели бы решить конкретные психологические привычки и стереотипы мышления. Клиент воспринимает консультанта как лучший авторитет в его собственном опыте и поэтому способны достичь своего потенциала для роста и решения проблем. Клиент-центрированный консультант предоставляет благоприятные условия, чтобы допустить возникновение такого потенциала через безусловное принятие, положительное отношение и эмпатическое понимание, чтобы клиент мог смириться с негативными чувствами и развить внутренние ресурсы, силы и свободу, чтобы добиться перемен.

Психоз, согласно определению медицинской энциклопедии, это явное нарушение деятельности психики, когда реакция на происходящее не соответствует ситуации. Лечат психоз с помощью разных видов психотерапии, когда медикаментами уже сняты самые острые формы проявления этого состояния.

Методы психотерапии для лечения психоза используются как индивидуально, так и в группе. При общении с пациентом психотерапевт помогает восстановить цельность личности, которая утратилась во время болезни, является своеобразной опорой человека. С его помощью больной начинает адекватно реагировать на происходящее вокруг.

А во время групповой сеансов участников ведет тот, кто уже справился с этой проблемой, он помогает другим социализироваться, почувствовать себя членом группы. Его пример позволяет пациентам преодолеть собственную неуверенность, ощутить возможность выздоровления.

Методов психотерапии при психозе немало, но наиболее эффективными будут следующие:

  • психоанализ;
  • психоэдукация;
  • терапия зависимости;
  • семейная терапия;
  • когнитивная терапия поведения;
  • арт-терапия;
  • эрготерапия.

Кроме того, хорошие результаты показывают тренинги психосоциальной активности: метакогнитивный, тренинг социальной компетентности.

Психоэдукация

Один из используемых методов психотерапии - просвещение пациента и его близких, или психоэдукация. Психотерапевт подробно рассказывает о болезни, ее предпосылках, о том, что приводит к выздоровлению, и какие лекарства могут помочь снять особенно острую симптоматику.

Родственникам больного он рассказывает, как правильно себя с ним вести. Очень важно, чтобы у пациента и близких не оставалось сомнений, поэтому врач обязательно отвечает на все вопросы, проясняя туманные моменты. От этого зависит успешность лечения.

Встречи психотерапевта с пациентом и родственниками проходят один или два раза в неделю. При постоянном посещении этих встреч пациент формирует у себя адекватное отношение к своей болезни и его лечению, в том числе медикаментозному. Как показывает медицинская статистика, встречи с психотерапевтом сокращают возможность повторения психоза, по крайней мере, наполовину.

Терапия зависимости

Если психоз развился на фоне приема наркотиков или алкоголя, надо работать с зависимостью. Такие пациенты имеют внутреннее противоречие: понимая, что или алкоголь употреблять не нужно, они чувствуют к ним сильное влечение.

Занятия в этом случае проходят как индивидуальная беседа. Психотерапевт объясняет, что между психозом и приемом наркотиков - прямая зависимость. Подсказывает, как вести себя, чтобы уменьшить желание принять дозу. Формирует мотивацию к полному отказу от алкоголя или наркотиков.

Поведенческая, или когнитивная терапия - едва ли не наиболее эффективный метод психотерапии психоза, сопровождающегося депрессивным состоянием. Под термином «когниции» подразумеваются неправильные мысли, суждения, мешающие пациенту воспринимать реальность критически. Во время терапии врач выявляет когниции и эмоции, обусловленные ими. Психотерапевт обучает пациента критически воспринимать подобные мысли, не давая им влиять на поведение.

Врач протоколирует негативные мысли, записывает ситуации, когда такие мысли возникают, а также преобладающие при этом чувства, эмоции и точные факты, на которых эти мысли основаны. Период лечения в этом случае длительный, от 4 месяцев до года, должно пройти около 20 занятий (проводятся индивидуально).

Психоанализ

Суть метода состоит в том, что пациент рассказывает врачу о своем внутреннем мире, перенося на него чувства, которые он испытывает к другим людям. А психоаналитик ищет причины, приведшие к появлению психоза и механизмы, используемые пациентом для защиты от травмирующих ситуаций. Процесс лечения еще более длительный, чем при когнитивной терапии.

Семейная терапия

Метод заключается в том, что врач общается с членами семьи пациента. С помощью терапии он старается устранить семейные конфликты, могущие стать причиной повторных проявлений заболевания. Психотерапевт раскрывает особенности протекания болезни, объясняет, как близким себя вести в сложных ситуациях. Основная задача подобной терапии - предотвращение рецидивов психоза, создание комфортной атмосферы в семье.

Эрготерапия

Еще один вид групповой терапии. Пациент приходит на занятия, где может проявить свои таланты в резьбе по дереву, шитье, приготовлении еды, лепке, музыкеи так далее. Все они способствуют тренировке памяти, развитию способностей к творчеству, помогают наладить хорошие отношения с другими участниками группы. Осознание того, что он может достичь определенных целей, решение конкретных задач помогает пациенту обрести надежду на то, что он снова сумеет взять происходящее в жизни в свои руки.

Арт-терапия

Этот метод основан на психоанализе. С помощью искусства пациент выражает себя в картине, скульптуре, музыке, создает образ своего «я», а врач исследует культурный объект психоаналитическими методами. Такая терапия может активировать возможности самоизлечения.

Тренинг социальной компетентности

На занятии группы пациенты претворяют в жизнь незнакомые ранее формы поведения, выясняют:

  • что происходит на собеседовании;
  • как вести себя с незнакомцами, в конфликтных ситуациях.

Затем проговариваются проблемы, с которыми пациенты столкнулись при воплощении этих форм поведения в своей жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Каменск-Уральский филиал

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Среднего профессионального образования

"Свердловский областной медицинский колледж"

"Методы психотерапии"

Выполнила:

студентка 391 группы

Андрюшина Ксения

Преподаватель: Копытова Е.В.

Содержание

  • Введение
  • 1 . Основы психотерапии
  • 2.1 Когнитивные методы
  • 2.3 Суггестивные методы
  • 2.5 Психодинамические методы
  • Заключение
  • Литература

Введение

Предметом психологии как науки является изучение закономерностей формирования и появлений психики. Психология делится на общую и специальную, или прикладную. К последнее относятся: социальная психология, педагогическая, клиническая, психотерапия…

Психотерапия - метод лечения больного психологическим воздействием.

В реферативной работе мы рассмотрим роль психотерапии, как направления практической психологии и как профессии психолога. Методы психотерапевтического воздействия, работы с различными больными. Направления личностно-ориентированной психотерапии, особенности и принципы гуманистического, когнитивного направлений. Также методы групповой психотерапии, трансакттерапии, гештальттерапии.

Психотерапия в целом включает множество других методов, которые могут использоваться для оказания помощи различным категориям больных. Большинство из них требуют соответствующей квалификации психотерапевта и опыта применения конкретных методик. Психотерапевт должен обладать как медицинскими (прежде всего в области психиатрии), так и психологическими знаниями, чтобы проводить дифференциальную диагностику выявляемых нарушений, определять показания для применения тех или иных психотерапевтических методов и осуществлять психотерапию на практике, избегая побочных эффектов и осложнений.

1. Основы психотерапии

Термин "психотерапия" имеет двоякое толкование, связанное с буквальным его переводом с греческого (psyche - суть человеческая и therapeia - опека, уход, лечение), - "лечение души" и "исцеление душой". Введен термин в 187 году В. Тьюком ("Иллюстрация влияния разума на тело") и стал обширно использоваться с конца X1X века. Однако до настоящего времени нет единого мнения о границах, формах и методах психотерапии, подготовке специалистов в этой области, как нет и общепризнанного ее определения. Учитывая, что психотерапия в отечественной науке и практике традиционно относилась к медицине - рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний (в 1985 г. он была выделена в самостоятельную медицинскую специальность), наиболее отвечающим ее сути, вероятно надобно признать следующее определение: психотерапия - целенаправленное использование психических (психологических) методов для лечения болезней. Ее принято рассматривать как комплексное лечебное влияние на психику больного, использующее его эмоциональные реакции, когнитивные, интеллектуальные, волевые возможности, условно-рефлекторные связи, а в результате - навесь организм с поставленной задачей устранения болезненных симптомов, изменения отношения к своему заболеванию, своей личности и окружающей среде.

С глубокой древности известны случаи влияния некоторых лиц на психическое состояние других людей. В основе лечения ряда болезней жрецами, "лечебного эффекта" заговоров, "священных танцев" шаманов лежит влияние на психику механизмами внушения. Сохранилось выражение: "медицина держится на трех китах: ноже, траве и слове", т.е. за словом с древних времен признавалась такая же сила, как и за ножом хирурга. Христианское учение говорит нам, что слово обладает огромной силой: " …жизнь и смерть во власти языка…"

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX века и связано с именами Бернгейма, Бодуэна, Левенфельда, Мебиуса, а также отечественных врачей В.А. Манассеина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, которые высказывали мнение о важной роли и возможностях психического воздействия в лечении различных заболеваний.

Одно из наиболее емких определений сути психотерапии принадлежит М.Я. Мудрову: "…зная взаимные товарищ на друга действия души и тела, долгом почитаю подметить, 2

что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии: своим искусством печального утешить, сердитого умягчить, нетерпеливого успокоить, резкого испугать, робкого сделать смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонамеренным. Сим искусством рассказывается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания".

Важный вклад в развитие отечественной и мировой психотерапии вписали труды И.П. Павлова, его учеников и последователей. Предложив торию физиологических механизмов сна, переходных состояний и гипноза, Павлов заложил основы одного из направлений научного толкования многих явлений, которые веками считались таинственными и загадочными. Учение Павлова о сигнальных системах, физиологическом влиянии слова и внушения стало основой для научной психотерапии. На Западе особую роль в развитии психотерапии сыграли труды З. Фрейда, его учеников и последователей.

Знание психологии больного, его личностных особенностей и возможностей, его понимание болезни и отношения к ней, дает врачу вероятность целенаправленно использовать в лечебном комплексе психотерапевтические методы, что, безусловно, повышает эффективность медицинской помощи. Слово врача действует на больного не меньше, а иногда более того и больше, чем медикаменты. Афоризм "Плох тот эскулап, после беседы с которым больному не стало легче" должен помнить каждый эскулап, находящийся у постели больного. Поэтому, прежде чем приступить к обследованию, нужно узнать пациента, побеседовав с ним, и обязательно вручить ему надежду на выздоровление или по крайней мере на улучшение состояния. В этом заключаются первые этапы психотерапевтической помощи пациенту.

Психотерапию принято разделять на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией или психотерапией в широком смысле слова, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с поставленной задачей повышения его сил в борьбе с болезнь, создания охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию. Такая психотерапия служит вспомогательным средством; она необходима в любом лечебном учреждении. Иными словами, каждое лечебное воздействии должно включать и психотерапевтический компонент. Поэтому каждый эскулап, независимо от его специальности, должен быть также психотерапевтом для своего пациента.

Известный отечественный психиатр В.В. Ковалев, занимавшийся психическими расстройствами у соматических больных, подчеркивал, что особенно действенна психотерапия, проводимая лечащим врачом.

Психотерапевтическое влияние на больного оказывают поведение эскулап, беседа о характере заболевания, особенностях его лечения, лечебные назначения и рекомендации. Все это дает психотерапевтический результат только в том случае, если поведение врача подчинено главной цели - формированию у пациента адекватной реакции на болезнь и ее поддержанию на всем протяжении диагностического и лечебно-реабилитационного процесса. Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, правильная оценка и отношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также путем влияния на окружающую больного среду. Процесс коррекции соматонозогнозии предусматривает максимальную мобилизацию резервных возможностей больного для успешного обследования и лечения, формирование выдержки и мужества в борьбе с заболеванием и ее последствиями с поставленной задачей быстрейшего возвращения к активной жизни.

При проведении психотерапии эскулап оказывает влияние на личность больного, стремится изменить личностные реакции, которые способствовали возникновению заболевания. Личностные особенности больного и клинические проявления болезни определяют задачи, стоящие перед врачом, проводящим психотерапию, поэтому необходим индивидуальный подход в каждом случае.

Основными целями психотерапии в общемедицинской практике являются:

осознание больным свое роли в успешном лечении и реабилитции;

коррекция неправильных реакций на болезнь (отрицания, ухода в болезнь, безразличия и др.);

стимуляция активности больного в преодолении заболевания;

создание системы психологической поддержки больному и условий для исправления неадекватного отношения к болезни, мешающего проведению эффективного лечения.

Психотерапевтическое влияние нужно оказывать на все уровни соматонозогнозии и составляющие внутренней картины болезни, добиваясь при этом ослабления дискомфортных явлений и болей, дезактуализации витальной угрозы, этического, эстетического, интимного ее компонентов.

2. Психотерапевтические методы и приемы

2.1 Когнитивные методы

Когнитивные методы основаны на апелляции к разум больного, его логике и личностным ценностям. Эти методы способствуют установлению контакта врача с больным, делают адекватными отношения. Одним из первых методов психотерапии, основанных на логической аргументации, был предложенный в 191 году П. Дюбуа метод рациональной (от лат. ratio - разум) психотерапии. В основе его лежит психотерапевтическое убеждение путем использования логической аргументации с поставленной задачей изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания.

Техника рациональной психотерапии сводится к беседе с больным, во пора которой эскулап разъясняет ему в доступной форме причину и механизмы возникновения заболевания, объясняет, что имеющиеся у него нарушения обратимы, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающее обстановки, перестать фиксировать внимательность на симптоме болезни. Беседа, проводимая с больным, должна быть нацелена на активное стимулирование его усилий, направленных на преодоление болезни, и на перестройку поведения. Эффективность бесед с больным повышается, если при этом возникает соответствующая эмоциональная реакция.

Когнитивная часть психотерапии направлена на обнаружение патогенных (т.е. ошибочных) мыслей, убеждений, предположений, ожиданий, которые предшествуют патологическим (неадекватным) чувствам (депрессии, страху) или поведению. Патогенные, неадекватные мысли психотерапевт корригирует в процессе разговора (сократовский диалог) путем сопоставления реальности с представлениями пациента.

2.2 Поведенческие методы психотерапии

Разработаны а базе бихевиоризма (от англ. Behavior - поведение) - учения о формировании, закреплении, исчезновении привычек, навыков., поведенческих форм реагирования. В основе концепции психологии поведения лежит учение И.П. Павлова о роли подкрепления в формировании одних типов поведения и подавления других. Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия является симптоматической и строится как процесс угасания нежелательного и моделирование нового поведения, в основе ее лежит научение и тренинг, которые помогают добиваться снижения тревоги и страха при столкновении (конфронтации) с пугающей ситуацией.

Разнообразные методики поведенческой психотерапии направлены на выработку новых (адекватных) навыков и форм поведения вместо патологических. Наиболее известными методиками поведенческой терапии являются: систематическая десенсибилизация, парадоксальная интенция, психотерапия.

2.3 Суггестивные методы

Представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения (от лат. suggestio - внушаю) с поставленной задачей создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Используются как вербальные (словесные) методы внушения, так и невербальные (разнообразные раздражители, действующие на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы). Предпосылкой для успешного использования суггестивных методов является наличие у пациента достаточной внушаемости. Под внушаемостью понимают склонность человека недостаточно критично понимать получаемую информацию, принимать ее на веру и легко поддаваться посторонним влияниям. Повышенная внушаемость особенно характерна для истероидных, инфантильных, примитивных личностей, больных алкоголизмом.

Применяются словесное внушение, косвенное внушение, гипнотерапия.

2.4 Методы самовнушения и тренировочно-волевые формы психотерапии

Рост культуры и самосознания населения диктуют необходимость применения различных видов осмысленного самовоздействия человека на психику и через нее на весь организм.

Несомненным преимуществом метода самовнушения по сравнению с внушением и гипносуггестией является то, что пациент сам активно участвует в процессе лечения, а сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое пора.

В этой группе следует выделить метод прогрессивной мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки (АТ).

2.5 Психодинамические методы

Эти методы основаны на концентрации приоритетной роли интрапсихических конфликтов в механизмах возникновения психических конфликтов в механизмах возникновения психических расстройств, являющихся результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых моментов внутри личности; они направлены на выявление и устранение подобных конфликтов.

Классический психоанализ Фрейда представляет собой "разговорную терапию".

Психоаналитическая психотерапия - иной вид терапии, где используется метод свободных ассоциаций, реакции трансфера (переноса) и сопротивления.

Арттерапия также относится к психодинамической терапии. Психотерапевты, занимающиеся терапией искусством, опираются на идеи Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественное творчество выражает бессознательное. Сторонники такого подхода исходят из того, что фантазии, "мечты наяву" и различные фобии человеку легче выказать в рисунках, чем вербально. Пациент должен использовать собственные ассоциации, связанные с произведениями, для того чтобы лучше понять себя. Вторая мысль, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчить свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно.

2.6 Гуманистическая психотерапия

Базируется на феноменологическом подходе к изучению психических расстройств и их коррекции.

Основные положения:

1) Лечение есть саммит равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом;

2) Улучшение у пациентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия.

3) Обязательным условием является установление отношения принятия и поддержки.

4) Пациенты полностью ответственны за отбор своего образа мыслей и поведения.

Гештальт-терапия (от нем. Gestalt - форма, структура) построена на том, что человек сам создает свой мир. Поэтому поставленная проблема гештальт-работы - развить у него способность творчески взаимодействовать с окружающим миром, лучше сознавать себя, свое восприятие, чувства, поведение, уметь совершать отбор и принимать ответственность за себя и свою жизнь.

психотерапия гуманистическая суггестивный когнитивный

Заключение

Врач любой специальности может осуществлять и должен не сочувствовать на это времени психотерапевтическое общение с пациентами в рамках когнитивной психотерапии с элементами внушения. Психотерапия тесно переплетается с практикой психологии, психогигиены и психопрофилактики.

Литература

1 . Клиническая психология. Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд. - М., 2005.

2 . Банщиков В.М., Рожнов В.Е., Шорохова Е.В. Проблемы личности // Материалы симпоз. М., 1969. Т.1-2.

3 . Барашенков В.Н. Неисчерпаемая пустота 11 Знание - сила. 1982. № 7. С.18.

4 . Человек и христианское мировоззрение. Альманах, выпуск 6: Симферополь, 2001

5 . Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. М., 1968.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии (альтернативное состояние сознания). Современные научные теории неврозов. Выявление критериев катарсического переживания у больных невротическими расстройствами при гетеросуггестивной психотерапии.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Методы индивидуальной психотерапии, ее инструменты, критерии. Принципы построения психотерапевтических отношений, эффективность их при решении проблем межличностного характера Схема онтотерапевтического процесса. Сопротивление при сеансе. Формы трансфера.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Многоосевая классификация психотерапии и ее формы. Сущность психотерапевтического процесса, медицинской и психологической модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта, техника и средства психотерапевтического воздействия.

    реферат , добавлен 11.08.2009

    Понятие понимающей психотерапии. Сущность психотерапии с точки зрения опыта и науки. Точка зрения Роджерса на природу человека, его феноменологическая позиция. Особенности клиенто-центрированного и недирективного подхода. Структура и динамика личности.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Сущность коррекции функционального состояния человека, ее цели и основные задачи, показания и противопоказания. Понятие поведенческой психотерапии, этапы ее реализации, назначение и функции. Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии.

    доклад , добавлен 27.05.2009

    Определение основных причин роста общественной популярности психотерапии. Социальная характеристика психотерапевтического взаимодействия. Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии при различных видах фобий и обсессивно-компульсивных состояниях.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2013

    Понятие насилия, его основные формы и разновидности, причины проявления в семье. Роль насилия в формировании личностных расстройств. Определение сущности семейной психотерапии и основные этапы её развития. Особенности исследования насилия в семье.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2011

    Понятие символдрамы как направления современной психотерапии, ее значение для разрешения психологических проблем. Основные моменты истории возникновения и развития кататимно-имагинативной психотерапии. Формы проведения психотерапии по методу символдрамы.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2014

    Обоснование выбора метода динамической омегаметрии для объективизации процесса психотерапии. Анализ особенностей динамики омега-потенциала в ходе проведения гетеросуггестивной психотерапии. Динамика иммунных, эндокринных, гематологических показателей.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Центральное понятие психотерапии – "поведение человека". Поведенческая психотерапия. Два типа поведения: Открытое и Скрытое. Условия, влияющие на поведение. Функции предшествующих событий (запускающего стимула) и последствий. Симптомы в психотерапии.

Психотерапия - это использование методов психологического воздействия для лечения больного, для улучшения чувства психологического благополучия клиента.

Традиционные психотерапевтические методы разделяют на рациональную и суггестивную психотерапию.

Рациональная и разъяснительная психотерапия - самые распространенные психотерапевтические методы. Разъяснительная психотерапия проводится, как правило, в форме беседы с больным. Этот метод психотерапии был предложен П. Дюбуа в 1913 году. В отличие от других видов психотерапии, она построена не на внушении, а на логической аргументации. Больному в доступной форме рассказывается о причинах заболевания, с помощью убеждения изменяется его неправильное отношение к возникшему болезненному состоянию и психотравме.

В работе медицинского психолога сходный метод психологической помощи называется личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия. Она направлена на:

1) изучение личности больного, его эмоциональных реакций, отношений, выявление причин возникновения и сохранения невротического состояния;

2) помощь больному в осознании психологических причин заболевания, в изменении отношения к психотравмирующей ситуации;

3) коррекцию неадекватных реакций и форм поведения.

В процессе психотерапевтической беседы пациенту задаются прямые или косвенные вопросы, с больным обсуждается связь его состояний с различными ситуациями жизни, особенностями его системы отношений.

Данный метод психотерапии нередко проводится с группой больных. Главная форма взаимодействия - групповая дискуссия. Обсуждаются жизненные проблемы участников группы. При этом психотерапевтическое воздействие осуществляется группой больных на каждого участника группы под постоянным контролем врача или медицинского психолога. Цель групповой психотерапии состоит логическом убеждении, успокоении, разъяснении. В процессе групповой работы используются также и другие методы психотерапии: разыгрывание ролевых ситуаций, психогимнастика, рисуночные методы и музыкотерапия.

Суггестивная психотерапия - это воздействие на переживания больного путем словесного внушения. Внушение в бодрствующем состоянии тем эффективнее, чем более внушаем больной. Проводится суггестивная психотерапия в полузатемненной комнате. Больной находится в удобной позе сидя или лежа, в расслабленном состоянии, лучше с закрытыми глазами. При этом пациент должен иметь положительный настрой и слушать только психотерапевта.

Среди всех методов лечения нервно-психических заболеваний первой возникла гипнотерапия. Термин "гипноз", означающий в переводе с греческого "сон", был предложен в 1841 году английским хирургом Джеймсом Брэдом. Тем самым состояние гипноза определялось как сноподобное. В 1866 году выходит книга Амвросия Льебо "Сон и подобные ему состояния..." Автор также считает гипноз разновидностью сна - внушенным сном. С конца 70-х годов XIX века известный невропатолог Жан Мартен Шарко начинает изучать влияние гипноза на больных, страдающих истерией.

Внушение в состоянии гипноза значительно эффективнее, так как его действию не мешает "критика" со стороны сознания, которое в гипнотическом сне оказывается в значительной степени выключенным. Торможение, возникающее в большей части коры головного мозга, повышает возбудимость оставшегося незаторможенным пункта, куда и адресуются слова гипнотизера. Действие слов становится особенно эффективным. При этом важно, чтобы пациент не сопротивлялся гипнозу, был пассивен и склонен к подчинению, настроен на мысль о необходимости заснуть. Эффект лечения зависит от внушаемости больного. Практикой доказано, что внушение, проведенное в состоянии гипноза, наиболее действенно и сохраняется на длительное время. Сила внушения при гипнозе достаточно велика, поэтому его могут проводить только специально подготовленные врачи или клинические психологи при соответствующих показаниях и с большой осторожностью.

В качестве вспомогательного средства в лечебном процессе часто используются сеансы релаксации (нервно-мышечного расслабления). Основная задача занятий релаксацией - достижение полного расслабления мышечной и нервной системы, что способствует регуляции эмоционально-вегетативных функций, снижению нервно-психической напряженности и личностной тревожности. Существуют специально разработанные системы тренинга, способствующие более успешной релаксации. Наиболее известны методика прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона и методика активной нервно-мышечной релаксации Гирдано и Эверли. Медицинские психологи обучают людей релаксации для того, чтобы они могли успешнее справляться с тревожностью и чрезмерной напряженностью.

Аутогенная тренировка также широко примеряется в психологической практике. Она представляет собой использование человеком приемов самовнушения. Аутогенная тренировка была предложена в законченном виде в 1932 году немецким психотерапевтом И.Г. Шульцем. В нашей стране получила распространение только в 1970-80-е годы. Психотерапевтический эффект аутотренинга связан с самовнушением, проводимым при мышечном расслаблении. Этот метод может использоваться для снятия нервно-психической напряженности, эмоциональной саморегуляции, психологической настройки, для самовнушения определенных мыслей и состояний. Аутогенная тренировка и релаксация считаются наиболее доступными методиками психотерапии.

Психоанализ - широко применяемый в мире метод психотерапии. Однако в России он не получил еще большого распространения. Открыл психоанализ австрийский врач Зигмунд Фрейд. Психоанализом были названы теория психической жизни, а также метод исцеления души, разработанные им. В процессе лечения психоаналитик помогает пациенту проникнуть в скрытые от сознания мысли и переживания. Он пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Полный курс психоанализа - всегда продолжительный процесс, длящийся обычно не менее одного года при регулярных встречах с психоаналитиком (от трех до шести сеансов в неделю, каждый продолжительностью около часа).

Применяется психоанализ главным образом для лечения неврозов, хотя может использоваться и для решения жизненных проблем нормальных людей. В последние десятилетия психоанализ получил большое распространение. В то же время возникло множество его ответвлений, объединяемых понятием "глубинная психология".

В настоящее время почти все психоаналитики - врачи. Самая большая опасность - это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик также должен соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств, чтобы не лечить одними только психологическими методами пациентов, нуждающихся в хирургическом лечении или специальных лекарствах. Чтобы избежать подобных ошибок, от психоаналитиков требуется основательная подготовка по медицинской психиатрии. Психоаналитики без медицинского образования решают эту проблему, привлекая консультантов и требуя перед началом лечения тщательного медицинского обследования пациента.

Психоанализ в настоящее время широко признан обществом в Западной Европе и Америке, существуют учебные институты и факультеты в университетах, осуществляющие полноценную по времени профессиональную подготовку психоаналитиков. В течение многих десятилетий существуют Международная Психоаналитическая Ассоциация, а также создаются национальные ассоциации психоаналитиков. Особый авторитет психоанализ приобрел в США и Германии. В Германии, например, психоаналитическая терапия официально признается организациями, обеспечивающими общественное медицинское страхование, и аналитик, таким образом, получает в соответствии с определенной шкалой расценок вознаграждение за свой труд (Томэ, Кэхеле, 1996, с. 12).

В работе с пациентами используются и многие другие методы психотерапии: коллективная и групповая психотерапия, поведенческая, игровая, психодрама, арт-терапия, музыкотерапия, семейная психотерапия, транзактный анализ, гештальттерапия (Рожнов (ред.), 1979; Кар-васарский, 1998). Овладение каждым из этих методов требует специального обучения. Всего в настоящее время насчитывается более 400 самостоятельных методов психотерапии (Карвасарский (общ. ред.), 1998, с.449).

Психотерапевт должен знать психотерапевтические идеи и методы работы, созданные в разных психотерапевтических школах. Основные из них: психоанализ, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, телесная психология В. Рейха, гештальттерапия Ф. Перлза, бихевиоризм Б. Скиннера, гуманистический подход К. Роджерса, трансперсональная психология С. Грофа и К. Уилбера.

Каждый психотерапевтический подход претендует на эффективность при лечении почти во всех областях психопатологии. Уникальная для системы практического здравоохранения ситуация относительно психотерапии состоит в том, что больной обращается к врачу за помощью, а выбор терапии зависит не от диагноза или других объективных характеристик состояния пациента, а от того, к какой школе психртерапии причисляет себя врач. Поэтому важно, чтобы психотерапевты в своей работе умели опираться на идеи и методы, разработанные в разных психотерапевтических школах, или могли выбирать или комбинировать их самостоятельно.