Желание изменить других - признак психологической проблемы. Почему мы осуждаем себя

Индекс материала
Убирайте самоограничения – промедление, обвинение, оправдание
Обвинение
Оправдание
Все страницы

Страница 2 из 3

Обвинение

Большинство людей обвиняют в своих несчастьях всех, кроме себя. Они ищут причину во внешнем окружении, обстоятельствах, неблагоприятном расположении звезд, но только не в себе самом.

В моей практике было много интересных случаев. Мне часто приходилось ездить из Таджикистана в российские города. И мой багаж постоянно проверяли в пути. Однажды меня проверяли тринадцать раз. В конце концов мне это надоело, и я просто говорил милиции: «Вот, на верхней полке чемодан, достань и проверяй его сам». Но когда позднее я начал анализировать ситуацию, то понял, что причина крылась где-то во мне самом. И никто не виноват, что к нам так относятся. Не надо обвинять весь мир. Виноват прежде всего ты сам, причина кроется в тебе.

Запомните правило: никогда не обвиняйте государство, законы, близких и друзей, никого . В Священной книге написано: «Не судите, да не судимы будете». Если вы начнете обвинять в своих проблемах жизнь, то жизнь начинает обвинять вас. Потому что мысли, эмоции, ваше отношение к окружающим со временем возвращаются к вам же.

Легче всего обвинять кого-то (или что-то), для этого большого ума не надо. Человеку свойственно обвинять когоугодно, только не себя. А если обвинения будут произнесены в чей-то адрес, готовьтесь услышать ответные обвинения, ведь любое осуждение вызывает ответную реакцию. Лучше старайтесь понять человека, это вызовет ответное желание понять вас. А взаимопонимание порождает сотрудничество - залог будущего успеха.

Поэтому будьте сильными и ищите причину ваших неудач в самих себе . Исправляйте свои недостатки, используйте достоинства, не повторяйте прежних ошибок, постоянно учитесь и самосовершенствуйтесь. Конфуций сказал: «Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».

В обществе считается, что неудачник это тот человек который нечего не достиг и нечего не добился в своей жизни. Человек, который боится брать на себя ответственность. У которого в его неудачах виноваты все, кроме него.

«Mы либo дeлaeм ceбя жaлкими, либo дeлaeм ceбя cильными – oбъeм зaтpaчивaeмых ycилий ocтaeтcя oдним и тeм жe».

Кapлoc Кacтaнeдa

ПРИЗНАКИ

Существуют следующие типичные признаки человека-неудачника: - он недооценивает себя; в своих ошибках винит не себя, а обстоятельства и окружающих;

  • боится очередной неудачи;
  • не умеет ценить свое время;
  • не умеет и не хочет признавать свои недостатки;
  • не может точно определить цель и понять, чем хочет заниматься; постоянно требует уважения к себе;
  • не умеет общаться с окружающими людьми;
  • считает, что во всем прекрасно разбирается и новому не хочет учиться; все время критикует окружающих;
  • не внимателен к другим людям и чужим проблемам;
  • позволяет страху перед неудачей одержать над ним верх.

Для неудачников характерен специфический тип мышления – они не намерены «сделать», «решить», «добиться», взамен решительным глаголам они предпочитают импотентские: «попробую», попытаюсь», «постараюсь», но ничего обещать не могу. Писатель Джин Ландрам в контексте этой мысли пишет: «Разделить людей можно только на «победителей», которые задаются вопросом, «что я должен сделать, чтобы победить», и на «неудачников», которые думают «как бы не проиграть».

Неудачник – это упасть и не подняться, это сломаться, сдаться, ретироваться, прикинувшись слабым, раздавленным злыми обстоятельствами жизни. Зачастую неудачника устраивает его несчастное состояние, ибо на него попадаются жалостливые люди. Теперь можно кому-то поплакаться в жилетку на свою несчастную судьбу и низкий социальный статус.

Неудачливость – шикарное прикрытие там, где нужно проявить соревновательность и конкурентоспособность. Что можно требовать от инвалида удачи? Только участия. О победе нет смысла даже заикаться. Кроме того, неудачливость, подобно самосвалу, сваливает с себя ответственность на других.
Неудачливость – заразна. Люди подспудно понимают, что лучше от неудачников держаться подальше, иначе сам ненароком полной лопатой отгребёшь от жизни несчастий и мучений. Теодор Драйзер писал по этому поводу: «Всякая слабость, даже призрак слабости, отпугивает людей. Они бессознательно сторонятся неудачников, избегают их, словно опасаясь заразы».

ПРИЧИНЫ

1. Отсутствие выбора.

Как это ни странно, но большинство людей прямо не делают выбора о том, каким путем они пойдут по жизни. Все бросают на авось. Как пойдет.
В результате их бросает по жизни как осенний лист на ветру. Идет в институт, потому что посоветовал знакомый. Пошел в секцию, потому что хвалили. Устроился на работу, потому что рядом с домом.
Итог - работа скучная, жизнь тоскливая, семья обрыдлая.
Поругался с начальником, сменил работу. Поругался с женой, сменил жену. Поругался с телом, сменил этот свет на тот.
Зачем жил? Непонятно.

2. Ожидание чуда.

Вариация первой ошибки. Все то же самое, но при этом упование на чудо. Вот завтра все будет совсем по-другому. Что-то такое изменится в жизненном механизме и вокруг возникнет прекрасный сад полный цветущих роз. Только не сегодня. Но скоро, очень скоро. Ну не очень скоро, но обязательно будет.
Мысль о том, что если хочешь сада, надо его выращивать, как-то в голову не приходит.

3. Упорная работа белки в колесе.

В этом случае человек готов работать день и ночь, но сам не знает чего он хочет. Он работает на двух работах, берет сверхурочные. Все свои силы и здоровье вкладывает в бесконечные крысиные гонки. Скорее, еще скорее. Отдыхать некогда, болеть некогда. Суетится, суетится, сжигает всю энергию, а кому все это нужно – неизвестно. Тянул лямку до пенсии, заработал кучу денег, но ни здоровья, ни любимой, ни радости жизни.

4. Поиски удачной лазейки.

Мечта о том, что можно провернуть какую-нибудь удачную аферу и получить сразу все: деньги, славу и полконя в придачу. В результате человек все время бегает в поиске очередной сногсшибательной идеи, участвует во всех «мегаперспективных» проектах и ждет, что именно сейчас он одним пальцем решит все свои проблемы, которых с каждым днем становится все больше и больше.

5. Упертая непоколебимость.

Человек выбрал, что его путь – это пробивание дырочек в перфокартах. И достиг в этом большого мастерства. Мало кто может пробивать дырочки в перфокартах так умело и быстро. Но перфокарты устарели, и его талант оказался никому не нужен.
Но нет, он еще всем докажет. Он будет работать сутки через трое ночным сторожем, а в оставшиеся три дня он будет совершенствовать свое умение пробивать дырочки.
Все стены у него обвешаны перфокартами с идеально пробитыми дырочками, а в сундуке в строгом порядке отложены особо ценные перфокарты для передачи по наследству.
Его никто не понимает и не хочет понимать, но он обижен на весь белый свет и считает, что когда-нибудь его умение еще пригодится.

6. Я человек маленький.

В этом случае человек уверяет себя, что от него лично ничего не зависит, поэтому, где он сидит и что делает, это уже все определено и изменить это никак нельзя. Поэтому все, что остается – это сидеть тихо и смиренно нести свой крест к могиле.

7. Поиск виноватых.

О, тут есть, где развернуться! Найти виноватых в неудачной траектории своей жизни не просто, а очень просто.
Родители не передали по наследству генов гениальности, а те, которые случайно были переданы, безжалостно растоптал школьный конвейер.

Детство было трудное, пирожные давали не каждый день, а домашние задания – каждый. К тому же скверное влияние улицы окончательно сбило с толку неокрепшую душу и приучило к кину, вину и домину. В довершение ко всему все это происходило в стране с неправильным режимом и неадекватными правителями, которые никакой помощи в воспитании не оказали, а только ставили палки в колеса молодому пытливому уму.

И, может быть, и был шанс выбиться в люди, но он был иезутски украден вольными каменщиками – франкмасонами, которые окончательно поставили крест на все радости жизни и остается только пить и материться, пить и материться на тех, кто опять повысил цены на водку.

Список "обвиняемых" в бедах всей своей жизни зачастую включает в себя:

  • родителей. За то, что воспитали не так и жизнь исковеркали;
  • полового партнёра, бывшего или нынешнего. Поводы для обвинения разные: ограничение свободы действий и передвижений в угоду партнёру и в ущерб себе, причинение душевной и физической боли и т. п. ;
  • общество и социальные институты.

Не было денег

На дорогостоящее образование и поэтому, карьеру сделать не получается в отличие от бездельника с богатым папой или здоровье на низкооплачиваемой работе подорвано и врачи не лечат, а добивают и т. п.

Под грузом вины

Обвинение других в своих бедах дарит облегчение и душевный покой, но... ненадолго. Вскоре после "разрядки" появится ощущение своего бессилия, но почему оно появляется? За желанием обвинить других всегда скрывается глубокая психологическая проблема, подавленные чувства и эмоции.

Замкнутый круг

Психике удобнее и привычнее искать виноватого на стороне, убеждая себя, что это единственно возможный выбор. Человек может вырваться из замкнутого круга, но не хочет, не понимая, что находится в "круге".

Образец для подражания

Речь не только о родственниках и друзьях, но и о "звёздах" шоу-бизнеса. Когда ваш кумир винит в своих бедах других людей и отказывается брать на себя ответственность, вы поневоле перенимаете его поведение, считая его нормальным для него, а значит и для себя. Естественно, происходит это неосознанно.

Сам себе магнит

Чувствуя бессилие и невладение ситуацией, человек подсознательно тянется к ситуациям, которые укрепляют его позицию "вечной жертвы". Называется это явление "самоисполняющимся пророчеством", им страдают многие любители винить других в своих бедах. "Я же говорил(а)! " - восклицает "жертва". Конечно, говорила, хотела и стремилась всей душой выразить подавленный гнев, стоящий за желанием обвинить другого человека.

8. Кто бы решил мои проблемы.

Очень удобная позиция снимания полной ответственности за все, что с собой происходит.
- Вы знаете, я так плохо запоминаю имена и цифры, что даже не помню, сколько у меня было мужей.
- Я страдаю топографическим кретинизмом, что никогда не могу в своей квартире попасть в туалет с первого раза, сколько из-за этого было конфузов.
- Искать работу? Да вы что, я же ничего не умею, и потом, а что я должна буду целый день работать? Это так странно.
- Вы меня напрягаете, лучше бы вошли в мое положение, я натура тонкая и не люблю когда меня грузят всякими проблемами. Ну и что, что это мои проблемы, ну вы их решите как-нибудь.

9. Все козлы.

Все неудачи в жизни приписываются тем людям, с кем человек контактирует. Поэтому при козле-начальнике карьеру не сделаешь, козлы-подчиненные ничего не понимают, с козлами-друзьями каши не сваришь, а уж с козами-женщинами никаких дел лучше вообще не иметь.
Поэтому такому духовно-продвинутому очень тяжело жить. Ведь как жить, когда ты – просветленный, а кругом – козлы?

10. Жизнь бессмысленна и беспощадна.

И, наконец, можно попасться на самую нелепую ошибку. Сунувшись сразу в пекло и опалив крылышки, человек решает, что жизнь – это ужасная штука и ловить здесь нечего.

Полагая, что винить других - единственно правильная тактика, люди делаете себе только хуже. Чтобы в жизни произошли перемены к лучшему, нужно стать человеком, берущим на себя полную ответственность за свою жизнь.

Дурак обвиняет других;
Умный обвиняет себя;
Мудрый же не обвиняет никого.

Иуда Габирол. Жемчужная россыпь

Обвинительство как качество личности – склонность, при любом стечении обстоятельств, считать, что во всём виноваты другие; виноватить, считать неправым, осуждать за что-нибудь, упрекать в чем-нибудь.

Возвращается муж из командировки, жена в постели с мужиком кувыркается. Всё на сто процентов очевидно. Жена выходит из спальни и говорит: — Ну, вот опять сейчас начнутся грязные намеки, гнусные обвинения.

Обвинительство, стоит задеть его раздутое эго, с завидным постоянством необоснованно обвиняет всех и вся во всех смертных грехах. Чего у него нет, так это самокритичности. Зато есть могучий оправдательный механизм, завышенная самооценка и чрезмерная амбициозность. Обвинитель не хочет принять мысль из Библии (Нового Завета): «Прежде, чем обвинять, постарайся оправдать».

Обвинительство пользуется тем, что жизнь дает массу поводов для обвинений и порой крайне сложно разобраться, надуманно оно или соответствует реалиям жизни. Кардинал Ришелье как-то сказал: «Даже в одной строчке, написанной человеком, можно найти то, за что его можно повесить». Позднее стали говорить: «Если человеку, не объясняя причин, дать пожизненный срок, поговорив со своей совестью, он будет знать за что».

Обвинительство – двоечник в прохождении жизненных уроков, ибо оно не признает собственных ошибок и сваливает причины своих несчастий на окружающих, злой рок, козни недоброжелателей, плохую наследственность, сглаз, словом, на всё, что угодно, лишь бы, как самосвал, сбросить свою вину на плечи других людей или непреодолимых обстоятельств. Обвинитель – мастер очернить и «перевести стрелки» на внешние объекты.

Женщина на исповеди: — Батюшка! Дайте мне разрешение на развод с мужем! — А в чём дело, дочь моя? – Всегда разбрасывает носки или спит в них. От футбола не оторвешь. Из ванны выскакивает голый и начинает танцевать танец маленьких лебедей. — А что же ты за него замуж-то пошла? — Дура была! — Вот видишь, а он тебя, дуру, замуж всё-таки взял…

Обвинительство бежит от ответственности за всё, что происходит в его жизни, как вампир от святой воды. Во всём виноваты другие, только не оно. Ему не важно, право оно или нет. Своё внутреннее недовольство оно обязательно выплеснет в грубой или издевательской форме. Для этого им используются упреки, попреки, мелкие уколы или бытовые обвинения. По сути, обвинительство является прямым следствием безответственности, необязательности, внутреннего недовольства, общего негативизма и бескультурья. Фредерик Бегбедер писал: «Я обвиняю общество потребления в том, что оно сделало меня таким, какой я есть: ненасытным. Я обвиняю моих родителей в том, что они сделали меня таким, какой я есть: бесхребетным. Я часто обвиняю других, чтобы не обвинять себя самого».

В арсенале обвинительства — нападки, нарекания, оговоры, порицания, укоры, мелкие упреки, выражение недовольства: «Почему ты всегда такая неуклюжая? Из-за тебя я палец порезал!». – «Я здесь причем?» — «Ты всегда лезешь под руку, как и твоя мамаша» — «Да я к тебе даже не подходила» — «А и не надо подходить. Я услышал, что ты опять уселась смотреть сериал, и из-за этого отвлекся».

Словечки «никогда», «сколько ни говори», «опять», «как всегда» — любимые в лексиконе обвинителя. Сказал «всегда» и тем самым обозначил устойчивое проявление какой-то отрицательной черты характера своего оппонента. Муж и жена попали к людоедам. Пока те плясали вокруг них ритуальный танец, муж прошептал жене: – У меня складывается впечатление, что они собираются нас съесть. – Ты, как всегда, думаешь о еде.

Такое общение, оскверненное надуманными обвинениями, — признак махровой эгоистичности и невоспитанности. Обвинения вызывают протестное настроение. У каждого человека в ответ на них возбуждается ложное эго. Поэтому перепалка переходит в скандал, в котором каждый, не слушая другого, может фонтанировать обвинениями.

В обвинениях и упреках нет никакой пользы. Мартышкин труд пытаться посредством их достичь понимания. Тхить Нят Хань пишет: «Когда вы сажаете салат, а он плохо растет, вы не обвиняете салат. Вы ищите причину. Возможно, нужно больше удобрения или больше воды, или меньше солнца. Но вы не станете обвинять салат. Однако когда возникают проблемы с нашими друзьями или с семьей, мы обвиняем другого человека. Но если мы знаем, как обращаться с подобными ситуациями, дела пойдут на лад. Обвинение вообще не приносит положительных результатов, также бесполезно пытаться убеждать другого человека, используя аргументы и рассуждения. Ни обвинение, ни рассуждение, ни аргументы, только понимание. Если вы понимаете, и вы можете показать, что понимаете, вы можете любить, и ситуация изменится».

Жить с обвинителем крайне сложно. Нужно иметь гигантскую терпимость, могучую снисходительность и не убиваемую доброжелательность. У жертвы обвинительства обычно развивается комплекс неполноценности. Как правило, от обвинителя все бегут. — Сперва жена моя сбежала, — жалуется он, — потом собака и коты… Сейчас смотрю, как трудно рыбкам аквариум толкать к двери…

Когда обвинитель с кем-то расстается, он высказывает напоследок всё, что раньше в себе сдерживал. В обвинениях он находит способ поддержать падающую самооценку. Бернхард Шлинк в книге «Гордиев узел» пишет: «Когда нас покидают, мы ищем спасения в обвинениях - чтобы те, кто нас бросил, оправдывались и извинялись и тем самым были с нами. В этом смысле мы всерьез воспринимаем свои обвинения, но вообще готовы на любой вид амнистии».

Обвинитель, как правило, находит свою жертву в лице жены или мужа, делая их виновником всех своих бед. Муж с женой ссорятся: — Неблагодарный! Я отдала тебе лучшие годы моей жизни!- Если это были лучшие, могу себе представить, что меня ожидает в будущем!

Обвинительство – поисковик врага везде и во всем. Обвинителя пьянит энергия страха окружающих. Так происходит потому, что востребованы самые низшие качества его личности. Зачастую обвинители трусливы. Поэтому они находятся в постоянном поиске более трусливых и низких людей, на которых безболезненно можно поупражняться в обвинительстве.

Обвинительство зачастую проявляется в связке с глупостью. Например, разве не глупо обвинять женщину в том, что она реализует свою природу? Вместо обвинения следует тогда говорить глупую фразу: «Эх, ты, женщина!» Мы ж не обвиняем хищников в том, что они плотоядны.

Обвинительство – генератор негативных эмоций. Прежде чем обижаться, злиться, ревновать, страдать от одиночества, человек прокручивает в голове обвинения к человеку, вызвавшему у него, к примеру, ревность. В постоянном желании обвинять мир и окружающих обвинитель вынужден привлекать к себе на помощь негативные эмоции. К примеру, он обвиняет правительство в плохой жизни. Чтобы быть убедительным в глазах окружающих, нужно привлечь гнев, возмущенность, негодование. Чтобы обвинить жену в неверности, нужно позвать на помощь ревность.

Жена — обвинитель ежедневно осматривает пиджак своего супруга и за каждый волосок, найденный ею, устраивает ему сцены ревности. Однажды она не обнаружила ни одного волоска и крикнула: — Вот до чего ты дошел, не брезгуешь даже лысыми женщинами!

Петр Ковалев 2014 год

Неважно, что это - опоздавший автобус, ошибка в отчете, ссора с партнером. Чаще всего мы виним других, забывая, что сами вышли из дома слишком поздно, поэтому опаздываем, просмотрели ошибку в отчете, потому что были невнимательны, не захотели услышать партнера, в результате чего пустяковый спор перерос в серьезную ссору.

Какие механизмы толкают нас в обвинители? Значит ли такое поведение, что мы слишком безответственны, или, напротив, излишняя строгость к себе заставляет защищаться подобным образом?

«Нам психологически тяжело осознать свое чувство вины»

Евгений Осин, экзистенциальный психолог:

Чувство вины - одна из самых неприятных эмоций. Но принятие ответственности за свои ошибки не всегда и не у всех вызывает чувство вины. Одни склонны оценивать ситуацию трезво и спрашивать себя, можно ли было предвидеть и предупредить свой промах, прежде чем винить себя в нем. И даже если ошибки можно было бы избежать, эти люди не особенно предаются чувству вины, а скорее задумываются о том, какой опыт можно извлечь из этой ситуации и как не совершить подобной ошибки в будущем.

Другие, напротив, совершив ошибку, склонны предаваться самобичеванию и наказывать себя, вне зависимости от того, совершили ли они ошибку нарочно или случайно. Чувство вины, которое они испытывают, оказывается настолько сильным, что с ним часто не удается справиться. В этом случае работают защитные механизмы, один из которых - проекция.

Когда нам психологически слишком тяжело осознать свое чувство вины и принять на себя ответственность за совершенный проступок, мы можем, даже сами того не желая и не задумываясь об этом, искать внешние причины своих проблем и обвинять окружающих. Как правило, ни к чему хорошему это не приводит.

«Люди с низкой самооценкой склонны во всем винить только себя»

Ольга Гетта, коуч, психолог:

«Я не виноват, что разбил чашку, это Петя меня толкнул!» - часто говорят дети. В итоге «виновного» наказывают, а «невиновный» остается «в плюсе» и доволен, что ему удалось всех провести. Потом этот наш «герой» вырастает, усвоив урок: если свалить вину на другого, тебя не накажут. Так он и живет, обвиняя всех вокруг, попутно думая: «Все плохие, а я хороший!» Отличная отговорка, не так ли?

Люди делятся на несколько типов: первые склонны обвинять других, вторые - себя. Первые, самоуверенные, часто эгоцентричные, таким образом перекладывают ответственность за свои ошибки. Часто эти люди не любят, когда их критикуют, и хотят всем нравиться. Причем зачастую они не осознают собственную неправоту, вернее, не хотят ее осознавать, чтобы не решать проблему по-настоящему и не чувствовать вину.

А вот вторые люди, наоборот, с радостью взваливают себе на шею чужую ответственность. Им как будто бы «нравится» страдать, обвиняя себя, занимаясь самоедством. Обычно это люди с низкой самооценкой, которых в детстве часто ругали или критиковали, одергивали, не давали возможности почувствовать себя сильными и уверенными.

Что делать?

Как видим, оба варианта - заниматься излишним самоедством или винить окружающих - неудачны и ни к чему не приводят. Как найти золотую середину и обрести гармонию?

1. Если вы склонны чрезмерно обвинять себя и переживать по поводу ошибок, попробуйте представить, что человеком, совершившим эту ошибку, оказались не вы, а кто-то, кого вы действительно уважаете и любите, ваш хороший друг. Что бы вы сказали ему? Попробуйте относиться к себе как к другу. Не будьте к себе слишком строги.

Старайтесь подходить к ситуациям конструктивно: вопрос «Что делать?» обычно полезнее, чем вопрос «Кто виноват?», ведь поиски виновного не решают проблему.

2. Если вы чаще обвиняете других, то выполните эти три действия.

Обратите внимание, как ведете себя в ситуациях, когда хочется обвинять (себя или других).

Честно признайтесь себе, к какому из типов вы принадлежите.

В следующий раз, попадая в подобную ситуацию, постарайтесь сдержать первую реакцию и разобраться в вопросе: «Чья все-таки ответственность?», и затем самостоятельно разрешить вопрос. Тренируйтесь регулярно, и степень осознанности возрастет, а вместе с ней и уровень внутренней гармонии.

Если у вас не все получается, не перекладывайте груз ответственности со своих плеч на плечи других. Поиск виноватых не только отвлечет вас от планов, но и обеспечит негативное отношение к вам окружающих. Вы можете остаться в одиночестве и вместо соратников обретете недоброжелателей. Толкование закона Жизнь каждого человека состоит из чередующихся черных и белых полос. У каждого бывают моменты, когда ничего не получается, все валится из рук и все самые благие начинания оборачиваются полной противоположностью. Как соблазнительна возможность обвинить во всем других! Ведь в любой ситуации можно найти того, на кого очень легко будет переложить ответственность за свои поступки. Достаточно просто вспомнить всех, кто был в это время рядом. Один окажется виноват тем, что давал советы, следование которым привело к сложившейся ситуации. Другой же, напротив, будет обвинен в том, что он не вмешался вовремя и не предотвратил такой поворот событий. Кто-то окажется виноват своим присутствием, кто-то своим отсутствием, а кто-то просто одним своим существованием. При этом самым жестоким обвинением подвергнутся те, кто преуспел в чем-либо или просто живет достаточно благополучно. Ведь так просто решить, что количество удачи и счастья в этом мире строго отмерено, и тот, кто счастлив сейчас слишком сильно, на самом деле счастлив за чей-то счет. Типичные примеры такого поведения – упреки супругов, которые они бросают друг другу. К чему они обычно сводятся: «ТЫ испортил мне жизнь», «если бы не ТЫ...», «это все из-за ТЕБЯ!». Ты, ты, ты... и ни одного Я. Этот путь выбирают слабые и несчастные люди. Они просто не в силах реально смотреть на мир. Он для них слишком страшен. Страшен тем, что рано или поздно каждый в нем должен стать самостоятельной личностью и научиться отвечать за свои поступки. Им этого очень не хочется. Ведь если признать, что ты сам виноват в своих промахах и неудачах, то придется признать так же, что что-то ты в этой жизни делаешь не так. Где-то ошибаешься. Сам. А не кто-то еще. Но если признать свою ответственность за совершаемые действия, рано или поздно можно оказаться перед необходимостью что-то исправлять. Причем самостоятельно. Зачем так трудиться, если можно выставить себя несчастной жертвой злых обстоятельств или, что еще приятнее, чьего-то недоброго умысла. А решение всех проблем и исправление ошибок с легкостью предоставить другим. Ведь это же они во всем виноваты. Тот человек, который предпочитает действовать по этой схеме никогда в жизни не добьется успеха. Успех не сопутствует слабым, а неумение признать свои ошибки – это самая настоящая слабость. Но успех обеспечен тому, кто не обвиняет в своих неудачах другого и не перекладывает ответственность за свои поступки на чьи-то плечи. Анализируя причины неудач, такой человек постепенно учится реально оценивать свои силы и возможности, что приводит к тому, что он постигает истинные законы жизни и начинает жить в соответствии с ними. Такому человеку обеспечено и хорошее отношение, и поддержка со стороны окружающих. Ведь каждый человек понимает, что от ошибок не застрахован никто. Но если, попав впросак, кто-то стремится обвинить в этом кого угодно, только не себя, он не вызовет симпатии и оттолкнет от себя даже старых своих друзей. Напротив, тот, кто готов признать свой промах и трезво разобраться в сложившейся ситуации, привлекает к себе людей своей честностью, надежностью и настолько сильным стремлением найти свой путь, что его не останавливают даже временные неудачи. От такого человека исходит ощущение огромной внутренней силы и уверенности в себе, он не боится на свой страх и риск совершить поступок, на который решится не каждый. Поэтому он скорее добьется успеха в жизни, чем тот, кто всю жизнь прячется за чужими спинами и ищет виноватых в своих несчастьях. Образ Сизиф, вечно вкатывающий в Аиде на гору камень, был наказан за неповиновение богам. Он хотел показать, что сильнее, умнее и хитрее бессмертных, а когда его обличили во лжи, не нашел в себе сил признать свои ошибки и раскаяться в них. За это он обречен на вечный и совершенно бессмысленный труд, который не имеет цели. Так и тот человек, который всегда будет считать себя вправе обманывать других и пользоваться их слабостями, в конце концов будет обличен. И если он сможет признать свою вину перед людьми и смело посмотреть правде в глаза, то наверняка заслужит прощение. Тот же, кто в наглости своей и глупости будет упорствовать, обречен на одиночество, и вся его деятельность будет лишена, смысла. Доказательство закона Правило «начни с указания своих ошибок, если хочешь отметить чей-то промах» должно быть впечатано огненными буквами в память каждого дипломата и политического деятеля. Но далеко не все готовы применить это правило в любой момент. Когда же они вспоминают о нем, оно может спасти их. Пример тому – история, произошедшая с князем фон Бюловым. В 1909г правителем Германии был кайзер Вильгельм II – Вильгельм Самонадеянный, Вильгельм Надменный, как его называли. Он был охоч похвалиться силой своей армии и флота, которые считал непобедимыми. Начиная бахвалиться, кайзер не знал удержу, и однажды, находясь в гостях в Англии, он сделал совершенно абсурдные заявления, которые были опубликованы в «Дейли Телеграф» и потрясли весь цивилизованный мир своей наглостью и нелепостью. В частности, он утверждал, что кроме него, ни один немец не питает симпатии к англичанам и именно он отвел от Англии угрозу, когда ее собирались стереть с лица земли русские и французы и т.п. Все правители были в негодовании, особенно возмущены такой наглой ложью были правящие верхи Англии. В ужас пришли и все политики Германии. Пахло международным скандалом. Кайзер был сильно напуган поднявшимся шумом и искал, на кого бы переложить ответственность. Выбор пал на князя фон Бюлова, который в то время занимал пост рейхсканцлера Германии. И кайзер потребовал, чтобы князь объявил себя виноватым в назревающем конфликте. Фон Бюлов должен быть объявить, что кайзер действовал по его совету. Но рейхсканцлер справедливо полагал, что ни один разумный человек не поверит, что он мог посоветовать своему кайзеру такую глупость. И он был прав. Он ошибся в другом – об этом нельзя было говорить Вильгельму. Тот был в ярости, ведь князь считал, что кайзер совершает такие ошибки, которых никогда не совершил бы какой-то рейхсканцлер! И фон Бюлов нашел лучший выход из создавшийся неловкой ситуации. Он резко сменил тон и начал расхваливать способности и поступки своего кайзера. Он уменьшал свои организаторские способности и превозносил умение Вильгельма управлять такими великими армией и флотом, упомянул о его успехах в естественных науках. Не забыл князь и обратить внимание на свое полное невежество в этой области. После расхваливания всех талантов Вильгельма он скромно упомянул о том, что все-таки немного знаком с историей и неплохо проявляет себя в политике и дипломатической сфере. Захваливая кайзера и приуменьшая собственные способности, фон Бюллов добился того, что ему было нужно,– кайзер сменил гнев на милость и простил ему опрометчивое заявление. Он жал своему подданному руки и убеждал в том, что вместе – они несокрушимая сила, так как их таланты прекрасно дополняют друг друга. Тем же, кто рискнул бы сказать что-то нелестное о князе, Вильгельм обещал собственноручно «дать по физиономии». Так, обиженный, разгневанный кайзер, благодаря нескольким словам похвалы и признаний его достоинств, превратился в лучшего друга того, кого несколько минут назад был готов растерзать. Поистине, умение признавать свои ошибки свойственно не всем людям, но тот, кто умеет это делать, тот непременно добьется успеха. Чем более высокое положение занимает человек, тем значительнее последствия его ошибок для окружающих. И ему необходимо мужество, чтобы признать свою вину. Подлинно великим человеком в этом смысле был генерал Роберт Ли, командовавший армией Юга во время гражданской войны в Америке. Блестящая атака, вошедшая в историю под названием «бросок Пикета», по планам конфедератов, должна была принести им победу, но закончилась одним из самых горьких поражений и этим ознаменовала перелом в войне, который символизировал, что победа Севера уже близка. В том, что запланированная акция потерпела крах, была вина многих людей. И при желании генерал Ли мог обвинить в неудаче и командиров нескольких дивизий, и кавалерию, которая вовремя не прикрыла наступление пехотинцев. Но он был смелым и сильным человеком. Он встретил возвращающуюся горстку солдат, оставшихся от разбитого войска, словами покаяния. Он возложил всю ответственность за происшедшее на себя, не обвиняя никого, и этим заслужил безграничное уважение и простых солдат, и президента Конфедерации. Авторитетное мнение Кто на многое отваживается, то неизбежно во многом и ошибается. /Менандр/ Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным. /Карлейль/ Порицать в другом свои недостатки, думается мне, столь же недопустимо, как порицать (а это я делаю весьма часто) чужие в себе, обличать их следует всегда и везде, не оставляя им никакого пристанища. /М. Монтень/ Самое верное средство ошибаться – это считать себя непогрешимым. /П. Буаст/ Ошибки всегда извинительны, когда имеешь силу в них признаться. /Ф. Ларошфуко/ Чем сильнее человек, чем выше нравственно, тем смелее он смотрит на свои слабые стороны и недостатки. /В. Г. Белинский/ Обратная сторона закона Но и этот закон может иметь обратную сторону. Казалось бы, что плохого в том, что человек умеет признавать свои ошибки. Но дело в том, что некоторые доходят в этом до крайностей. Есть люди, которым свойственно повышенное чувство ответственности за все происходящее с ними и с другими людьми. Они склонны анализировать все, происходящее в мире, и во всех неудачах – как своих собственных, так и случающихся у других людей – склонны винить себя. Это не тот трезвый взгляд на мир, который позволяет определить причину неудачи и сделать все, для того чтобы она не повторилась. Если такая привычка обвинять во всем себя становится нормой жизни, она не приводит ни к чему хорошему. Ведь постоянное чувство вины, сопровождающее такого человека по жизни, не является нормальным человеческим состоянием и, конечно, не способствует обретению душевного равновесия и уверенности в себе, без чего невозможно достигнуть успеха. Повышенное чувство ответственности заставляет таких людей стараться держать под контролем все, что происходит вокруг них, и участвовать во всех делах. Постепенно постоянное чувство вины может переродиться в достаточно болезненное состояние, которое не принесет ничего хорошего. Нельзя забывать и о реакции окружающих. Немногим понравится то, что кто-то хочет постоянно решать их проблемы и отвечать за них. Нормальному взрослому человеку свойственно желание добиваться успеха самостоятельно, не перекладывая решение встречающихся на пути проблем на чужие плечи. Но всегда найдутся те, кто не упустит возможности воспользоваться чужим плечом, особенно если его так настойчиво предлагают. Это как раз те люди, которым очень удобно иметь рядом с собой того, кто в любой момент готов взять на себя ответственность за все что угодно. Рядом с таким «ответственным» жить очень удобно, так как он не заставляет действовать самостоятельно, ни в чем не обвиняет, а представить его причиной собственных неудач очень просто. Но такой «симбиоз» постепенно превращает одного в тирана, а другого – в вечного «козла отпущения». Кто добровольно согласится на роль последнего? Байка Умение признавать свои ошибки еще не повредило никому. Так, Дейл Карнеги в своей известной книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» рассказывает такую историю, произошедшую с ним. В лесопарке, где он обычно прогуливался со своим маленьким бульдогом Рексом, было запрещено появляться с собаками, на которых не был надет намордник, а к ошейнику не прикреплен поводок. Но ни одна собака не любит этих приспособлений, а Рекс был псом достаточно дружелюбным, чтобы хозяин позволил себе избавить его от этих неудобств. Но с мнением автора книги был совсем не согласен полицейский, который выполнял свои служебные обязанности столь ревностно, что, угрожая объяснением с судьей, заставил Карнеги «экипировать» свою собаку по всем правилам. Разумеется, подчинившись на этот раз, Карнеги скоро нарушил приказ и снова стал отпускать Рекса побегать на свободе. Через некоторое время, на очередной своей прогулке, они повстречали того же полицейского. Беды было бы не миновать, если бы Карнеги дал блюстителю порядка заговорить первому. Но решил начать с признания своей вины и смиренного покаяния. Он дал почувствовать офицеру, что признает свою вину и целиком находится в его власти. И суровый полицейский смягчился. Он почувствовал себя значимым, имеющим право не только карать, но и миловать. А ведь миловать гораздо приятнее. И он произнес примерно следующее: «Дайте своей собаке побегать там, за холмом, где мне ее не видно, и мы забудем об этом». Так умение признавать свои ошибки помогло автору известной книги избежать сложной ситуации и сделать приятное другому человеку.