Межполушарная асимметрия. Полушария мозга и их взаимодействие

Известно, что левое и правое полушария человека несут разные функции, которые, однако, являются взаимодополняющими. Асимметрия - это явление, которое присуще мозгу не только человека, но и животных. Причем левое полушарие не является зеркальным отражением правого и наоборот. То полушарие, в котором у каждого отдельно взятого индивидуума находится центр речи, является доминантным. В подавляющем большинстве случаев в этой роли выступает вербально-логическое левое полушарие.

Связи между полушариями

Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга. Во-первых, всегда немного больше по размеру, чем правое. Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках.
Асимметрия мозга - это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев. Асимметрия - это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.

Открытие асимметрии

Асимметрия - это особенность, которая всегда интересовала ученых. Но до определенного момента она оставалась таинственным объектом, который мог вызывать лишь уйму предположений даже у самых светлых умов человечества. Началась история освоения этой области с открытия Полем Брока взаимосвязи между речью человека и использованием правой или левой руки. Это произошло в 1861 году, когда ученый обнаружил у своего больного, который страдал от потери речи, поражения в левом

Также связь между двумя частями осуществляется при помощи особого пучка нейронов - мозолистого тела. Благодаря ему они работают слаженно, как единое целое. Некоторым тяжелобольным проводилась операция по рассечению мозолистого тела. Это дало возможность более детально изучить особенности правого и левого полушарий.

Опыты с расщепленным мозгом

Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов - ложки или клубка ниток - оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.

Опыты Сперри

Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет.
Р. Сперри доказал, что при рассечении происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия - это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.

Агнозии при повреждениях мозга

Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.


Два типа мышления

Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение на две большие сферы - пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.

Функции анализа и синтеза

Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу - от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.

Межполушарная асимметрия: другие отличия

Восприятие текущих событий в хронологическом порядке - это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас».
Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении.

Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.

Асимметрия в природе

Нужно отметить, что рассматриваемое явление свойственно многим объектам природы. Межполушарная асимметрия - прерогатива не только человека. Если симметрия представлена в строении молекул и кристаллов, то асимметрия - в расположении внутренних органов, строение спирали ДНК. Существует также асимметрия волос.

Исследования в этой сфере оставляют немало загадок. Но прогресс науки не стоит на месте. Возможно, те знания, которые сейчас кажутся очевидными, станут абсолютно устаревшими для ученых будущего. Возможно, ученые будущего смогут окончательно разгадать все тайны высшего продукта эволюции - головного мозга человека.

автора

автора

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину,

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис.

Глава 11 Творческие силы правого и левого полушарий мозга

Из книги Почему мы хотим, чтобы вы были богаты автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 11 Творческие силы правого и левого полушарий мозга Точка зрения Роберта Если подходить к делу крайне упрощенно, то левое полушарие мозга обычно ассоциируется с линейным логическим мышлением. Считается, что если человек хорошо читает и выполняет

Кора больших полушарий головного мозга

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Кора больших полушарий мозга: чем именно обязано ей человечество?

Из книги Скрытые возможности нашего мозга автора Вейсман Михаил Г.

Кора больших полушарий мозга: чем именно обязано ей человечество? Как и гематоэнцефалический барьер (а то и гораздо больше него), кора головного мозга заслуживает того, чтобы для разговора о ней выделить самостоятельную главу.Не существует двух разных людей с абсолютно

13.1.1. Опухоли полушарий большого мозга

Из книги Неврология и нейрохирургия автора Гусев Евгений Иванович

13.1.1. Опухоли полушарий большого мозга При опухолях полушарий большого мозга отмечается разнообразная симптоматика, обусловленная спецификой тех областей, в которых они располагаются. Прежде чем перейти к описанию отдельных опухолей полушарий большого мозга,

Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение

Из книги Педагогическая психология: хрестоматия автора Автор неизвестен

Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение Одна из основных задач обучения и воспитания – развитие мышления ребенка. Недостаточно успешное решение этой задачи обесценивает многие усилия педагогов и делает

Глава 5. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и межполушарное взаимодействие

Из книги Психофизиология сознания и бессознательного автора Костандов Эдуард Арутюнович

Глава 5. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и межполушарное взаимодействие В течение многих лет исследователи пытаются определить структуры головного мозга, в которых обрабатывается и хранится информация, поступающая из внешней среды, в частности

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

2.4. Специализация полушарий головного мозга в детстве Мозг человека покрыт парным образованием – полушариями. Исследования многих лет свидетельствуют о неравнозначности их функций, которая, однако, не одинакова на разных этапах онтогенеза. Например, удаление левого

Глава 13 Использование для мышления обоих полушарий головного мозга

Из книги НЛП [Современные психотехнологии] автора Алдер Гарри

Глава 13 Использование для мышления обоих полушарий головного мозга Стадии процесса мышленияРассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом действуют

Парадоксальный дискурс для развития левого и правого полушарий мозга

автора Нестор Джеймс

Парадоксальный дискурс для развития левого и правого полушарий мозга Попробуйте поиграть в офисе!Это упражнение на языковое восприятие, придуманное «Лабораторией кайфа», затрагивает интуитивные функции, заложенные в правом полушарии головного мозга, одновременно

Синхронизация полушарий мозга (Hemi-Sync)

Из книги 175 способов расширить границы сознания автора Нестор Джеймс

Синхронизация полушарий мозга (Hemi-Sync) Эту звуковую иллюзию придумал в 1970-х годах Роберт Монро, успешный бизнесмен в области радиовещания, который в 1958 году пережил внетелесный опыт. Весь предыдущий месяц Монро экспериментировал на самом себе, проигрывая во время сна

Раздел 1 Используйте возможности обоих полушарий мозга

Из книги Мышление наоборот автора Дониус Уильям

Раздел 1 Используйте возможности обоих полушарий мозга Ты когда-нибудь чувствовали себя подопытной крысой в лаборатории, которая пробирается по лабиринту в поисках лучшей жизни, успеха и счастья? Предлагаю провести небольшой эксперимент. Возьмите чистый лист бумаги и

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

У большинства людей - правшей - вопреки распространенному мнению активно левое полушарие головного мозга, которое управляет правой половиной тела. У левшей, наоборот, - правое.

Левое полушарие

3)рассуждения

4) агрессивность

5) последовательность

6) способность к обучению

Но функциональная асимметрия не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она отражается и на работе органов чувств. У человека есть доминирующие глаз и ухо, даже половина носа или языка могут по-разному чувствительными. У 62% людей ведущий глаз - правый, который в случае частичной потери зрения не теряет своего лидирующего положения. Выключение левого полушария (перестает обрабатываться информация) приводит к депрессии. Правого - к эйфории. То есть, левое полушарие улавливает негативные моменты, правое - позитивные. Не только изображения, но и слова с точки зрения эмоций воспринимаются по-разному. Правши зарекомендовали себя большими оптимистами, чем левши, наибольшую же склонность к пессимизму проявляют амбидекстры (одинаково хорошо владеющие обеими руками).

Давно установлено, что Вселенная асимметрична. В ней все - от спиралей ДНК до галактик - закручено в одну сторону. Однако, по заверениям физиков, существует и «зеркальная» Вселенная, которая в свою очередь, возможно, и объясняет появление леворуких людей. Большинство из нас считают «левизну» аномальной, хотя сама жизнь, по определению, морфологически - левая. Существует гипотеза, согласно которой праворукость - результат естественного отбора, потому что центральная нервная система левшей более подвержена воздействию ядов, отчего они и погибали в то время, когда человечество промышляло охотой и собирательством.

Можно сказать, что мозг состоит из двух одинаковых полусфер, связанных т.н. «корпус коллосум» - мостом, состоящим из нескольких миллионов нервных волокон. Для того чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно успевать анализировать полученную информацию, эти сведения передаются другому полушарию, когда большая часть полученного уже обработана. У левшей связи между полушариями не такие жесткие, как у правшей, поэтому у них информация в коре головного мозга обрабатывается, гораздо медленнее. Подтверждением особенностей функционирования и взаимодействия левого и правого полушария мозга могут служить многие документальные источники, согласно которым левшу-Эйнштейна в школьные годы считали туповатым. Однако у правшей эта связь оставляет мало пространства для свободы творчества. Вплоть до 1970-х гг. XX века в нашей стране левшей безжалостно переучивали, считая их патологией, в связи, с чем многие дети теряли свои незаурядные способности. В то же время есть исследования, доказывающие, что человек, вернувшийся к своей природе, вновь обретал «божественную искру».Если вы левша - значит, у вас гораздо больше работает правое полушарие коры головного мозга, а если вы правша - ваши мысли отвечают за взаимодействие работы левой коры головного мозга. Советуем вам по большей мере тренироваться, можно даже заниматься своеобразной тренировкой: решать ребусы, загадки, головоломки и другие кроссворды, помогающие думать.

Н ейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является однойиз причин недостатков чтения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушить связь между полушариями головного мозга и показать левому глазу (относящемуся к правому полушарию)смешной рисунок, в то время как правый глаз (относящийся к левому полушарию) ничего не увидит, человек засмеется. Но, когда его спросят, почему он смеется, левое полушарие, ничего не зная про смешной рисунок, придумает объяснение поведению человека, и тот ответит, например, так: «Потому что халат у врача белый, а мне этот цвет кажется смешным». Таким образом, левое полушарие придумает логику поведения человека, потому что оно не может допустить возможности, чтобы он смеялся без причины или по причине, которая ему неизвестна. Более того, после вопроса весь мозг будет убежден в том, что человек смеялся из-за белого халата, и забудет про юмористический рисунок, который показывали правому полушарию.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Для детей со специфическими нарушениями чтения и письма характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении такого типа возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия.

При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость вербально-логического мышления и дефицит сукцессивных функций. Перечисленные расстройства чаще наблюдаются при поражениях у детей левого полушария.

Я предлагаю Вам тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии.

Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция(около 2700 года до н.э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году н.э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологиив Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

В ходе систематических занятий покинезиологическимпрограммам у ребенка исчезают явлениядислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнениянужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время исложность. Выполним несколько упражнений, направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок.Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик.Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилинапо очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

10. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

11. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.

12. Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.

13. Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.

14. Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.

15. Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.

16. Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».

17. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем – разнонаправленные.

18. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

19. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).

20. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

21. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

22. Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.

23. Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак всекарандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.

24. Горизонтальная восьмерка.Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

25. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

26. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

27. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

28. Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левуюруки в верхнем и нижнем положении.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное -обучающиеся выполняют их с большимжеланием и удовольствием, что являетсянемаловажным для роста мотивации в обучении.