Левши которые пишут правой рукой. Левши

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка – левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

Тесты

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Экология жизни. Наука и открытия: С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала...

Развенчиваем мифы

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров.

В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый».

Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо.

В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия.

Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач.

Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию.

«Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое.

Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека.

Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек.

Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой.

Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки.

Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

От десяти до пятнадцати процентов населения планеты являются левшами - людьми, которые пишут и выполняют большинство задач при помощи левой руки

Какая из рук возьмет на себя главенствующую роль зависит от воспитания, наследственности и особенностей внутриутробного развития будущего ребенка. Мужчины бывают левшами гораздо чаще, нежели женщины. Также замечено, что среди эпилептиков, детей с задержкой развития, синдромом Дауна, аутизмом, дислексией достаточно большой процент левшей. Нередко встречаются левши и среди лиц, имеющих отклонения в сексуальной сфере.

Впрочем, вся эта статистика абсолютно не говорит о том, что левшами могут быть лишь люди с теми или иными отклонениями, просто мозг левшей действительно работает несколько иначе. За доминирование той или иной руки обычно отвечает противоположное руке полушарие головного мозга. У левшей доминирует правое полушарие. Эта особенность является врожденной и ее необходимо принимать как данность.

Левши, в силу доминирования правого полушария, склонны очень быстро воспринимать и обрабатывать информацию, которая им представляется в виде целостного образа. Они отлично ориентируются в пространстве, имеют хорошую координацию движений и большую, по сравнению с правшами, подвижность. Левшам достаточно сложно справляться с задачами на логику, последовательное мышление, поэтапный анализ, поэтому у них могут возникать проблемы с чтением, арифметикой, грамматикой в устной форме и на письме. Это связано с тем, что за счет, логику, речь отвечает левое полушарие, которое у левшей не так активно развито.

Зато хорошо развитое правое полушарие обеспечивает левшам отлично развитое воображение, пространственную и временную ориентацию, музыкальность и художественный вкус. Они могут добиться успехов в геометрии, архитектуре, музыке, живописи, спорте. Вообще для левшей отсутствуют какие-либо ограничения в выборе рода деятельности, поскольку их умственные способности нисколько не уступают правшам, просто, выбирая то или иное занятие, следует отдавать предпочтение деятельности, за которую отвечает правое полушарие. Левши любят занятия, где можно проявить собственную инициативу, задействовать интуицию. Работа в коллективе со строгой субординацией, подчинением, жестким графиком выполнения работ и выхода на службу для них практически неприемлема.

Левши являются более эмоциональными и ранимыми по сравнению с правшами, часто поддаются тревоге, зато более устойчивы к изменениям климата, обладают хорошей способностью к адаптации.

Ранее считалось, что доминирование левой руки является своего рода отклонением, от которого необходимо избавиться, переучив ребенка пользоваться вместо левой руки правой. Многолетние исследования и наблюдения специалистов показали, что переучивание леворуких детей способно нанести таким детям настоящую психологическую травму, надолго задержать их в развитии, вызвать дефекты речи, заикание, неврозы, нарушения сна и аппетита, энурез, головные боли и множество других проблем. Любящим и заботливым родителям вообще не стоит акцентировать внимание ребенка на его отличии от большинства детей. Леворукость не является отклонением от нормы, это всего лишь индивидуальная особенность человека. Не стоит заставлять ребенка больше использовать правую руку, отказавшись от левой. Не стоит позволять это делать воспитателям и школьным учителям, которые во многом влияют на развитие и эмоциональное состояние малыша. Левшами таких людей создала природа, а она, как известно, не терпит над собой никакого насилия.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Научный подход к одной из самых загадочных проблем антропологии изменил отношение к леворуким людям, опроверг нелепые суеверия, связанные с левшизмом, заставил обратить внимание на особенности развития . Производители начали чаще выпускать адаптированные под левую руку инструменты и приспособления. Статистика левшей демонстрирует постепенную адаптацию социума к этой особенности человеческого организма.

Многочисленные наблюдения за показали, что среди них нет такого перевеса правшей, как у . Например, среди белых медведей не встречаются правши. У обезьян врожденные действия регулируются правым полушарием мозга, а приобретенные – левым. Судить можно по тому, как шимпанзе тянется за едой левой рукой. Но если нужно выковырять личинку из отверстия в дереве, то палочку она берет правой рукой.

Древние времена


Сколько левшей жило в древности? Единого мнения по этому поводу нет. Одни пытаются доказать, что в каменном веке соотношение право и леворуких составляло 50 × 50 и только к бронзовому веку оно изменилось в пользу правшей – 1 к 3.


Другие ссылаются на наскальные рисунки и древнеегипетские изображения, где видно, что во все времена пропорция сохраняется практически без изменений. Статистика левшей учитывает орудия труда, созданные во времена палеолита, и тоже подтверждает эту теорию.

Среди близнецов количество левшей превышает среднестатистический показатель. Один из однояйцовых близнецов в 76 случаях из 100 будет левшой. Статистика левшей в мире показывает, что вероятность рождения леворукого ребенка у родителей правшей составляет 2%.

Если папа или мама левша, то вероятность возрастает до 17%. У двух родителей с такой особенностью рождается ребенок левша в 46% случаев.

Однако статистика левшей показывает, что кроме генетики большую роль играет экология. Если в мире с леворукостью рождается около 9–11% детей, то в России из-за различных патологий при родах цифра достигает 25%.

Как определить левшу? Существует специальный тест для . Он называется «Поза фехтовальщика». Для этого нужно понаблюдать в течение месяца за позой младенца на спине. Если у него левая рука вытянута вперед, а правая прижата к телу, то он – левша.

Если ребенок родился левшой, то изменить это невозможно. Развитие левши происходит не так, как у других детей. Папам и мамам необходимо учитывать характер левши и развивать творческие способности маленького человека.

Если посмотреть, как пишут левши, то можно подумать, что научить их каллиграфии невозможно. Однако последние исследования педагогов и психологов опровергают это утверждение. При правильном подходе к обучению каллиграфическому письму леворуких детей, они пишут лучше, чем праворукие малыши.

Зависимость количества левшей от места проживания

Статистика левшей насчитывает на планете около 17% таких людей. Причем их распространение неравномерно. Больше всего леворуких людей проживает в странах Восточной Европы, Южной и Юго-восточной Азии. В странах Африки, Северной и Западной Европы их рождается намного меньше.

Стабильно высокий процент леворукости наблюдается среди жителей Таймыра и Аляски (до 34%). Видимо экстремальные условия севера вызывают трансформацию в организме людей. Ключевой фактор – гипоксия.

Наблюдения ученых показывают, что чем старше становится человек, тем меньше он остается левшой. Такую закономерность увидели в Америке. При проверке двадцатилетних людей выявили 12% леворуких. Среди пятидесятилетних нашли только 5% таких людей. После 80 лет остался всего 1%. Причины такого явления пока не известны.

Процент левшей в мире по статистике не постоянен. Количество леворуких людей постепенно увеличивается. Если в СССР в 70 годы среди школьников их было около 5%, то среди современников в районе 15%.

Талантливые левши

Ученые в 70 годы двадцатого столетия проводили многочисленные исследования, пытаясь найти зависимость между леворукостью и талантливостью. Однако существенных результатов добиться не удалось. Интересные данные содержат работы австралийских ученых, опубликованные в 2009 году. В ходе изучения не относящейся к изучению левшизма проблемы, были протестированы 5000 детей в возрасте от 4 до 5 лет. Малыши читали, рисовали, занимались лепкой и другим рукоделием. У леворуких детей была чуть хуже моторика, другие особенности левшей замечены не были.

Если провести статистический анализ по профессиям, то окажется, что левши предпочитают заниматься творчеством. А вот технические специальности предпочитают правши. Из доклада Национального Бюро Экономических исследований выяснилось, что мужчины левши с высшим зарабатывают больше правшей на 21%. У женщин такого не наблюдается.

Доказан непропорционально большой процент леворуких в среде, так называемой богемы. Музыканты и художники левши отнюдь не редкость.

Если говорить о спортсменах, то леворукие бейсболисты легче добиваются выдающихся результатов. Левша в боксе также имеет определенные преимущества. Доказательства представили эксперты из университета Джонса Хопкинса и колледжа Лафайета.

В университете Святого Лаврентия в 2004 году сравнивали IQ у левшей и правшей. Статистика левшей помогла выяснить, что у первых он выше. Это же подтверждает и британец Крис МакМанус в своем труде «Правая Рука, Левая Рука».

Великие левши, такие как Гай Юлий Цезарь, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Вольфгант Амадей Моцарт и Александр Пушкин внесли неоценимый вклад в развитие человечества, науку, искусство. Но есть и отрицательные факты о левшах. Среди них много маньяков, серийных , психически неустойчивых преступников.

Теории появления леворукости

Существует множество теорий леворукости. Вот некоторые из них:

  1. Теория полушарности . В ее основе лежит предположение, что леворукость зависит от того, какое полушарие более активно.
  2. Генетика . В ее основе лежит наследственность.
  3. Патология . Появление левшей связывают с дородовой, родовой или послеродовой травмой.
  4. Социально-культурная деятельность . Все объясняется исключительно воспитанием и окружающей культурной средой.
  5. Теория «щита и меча» . Ее последователи доказывали, что праворукость сформировалась во время тренировок и сражений. Щитом в левой руке закрывали сердце, а мечом в правой рубили противника. Эта теория полностью опровергнута.

Во все времена людям было присуще отрицательное отношение к тем, кто отличается от них. Даже в религии все что слева – от дьявола. На иконах грешники всегда слева. В обвинении и последующем сожжении Жанны д’Арк леворукость признана виной. Женщин в средневековой Англии отказывались брать замуж, а в Японии леворукость признавалась достаточным поводом для .

В большинства народов ярко выражено отношение к левшизму. В русском «излевшить» означало делать нескладно. Во французском языке левый означает нечестный, неуклюжий. В итальянском – дефектный.

Характерным примером отношения к леворукости властей может служить закон Петра I о запрете принимать за правду показания левшей. У славян в дохристианский период их считали колдунами и ведьмами.

В современном мире не осталось предубеждений к леворукости. Но загадка их появления так и не разгадана. Ученые продолжают работать над феноменом левшизма. Поэтому поразительные открытия еще впереди.