Что не является невербальным средствам общения. Невербальное общение - зачем оно? Невербальные способы общения: мимика

Люди часто обижаются друг на друга, казалось бы, из-за сущей ерунды. Не так посмотрел, не вовремя промолчал, не тем тоном сказал… Мы порой недоумеваем – зачем обращать внимание на такие пустяки? Но психология говорит об ином: через жесты, мимику, позы и другие невербальные средства общения мы передаем 60% информации. Соответственно, лишь 40% того, что мы сообщаем окружающим, приходится на речь.

Более того, если словом можно соврать, то тело не умеет этого делать. Мы неосознанно всегда говорим правду через такие, казалось бы, незаметные вещи, как взмах рукой, поворот головы, затянувшаяся пауза. И собеседник, тоже неосознанно, читает эти послания тела. И когда они расходятся с тем, что произносит речевой аппарат, возникают как раз такие неприятные ситуации. Вы отчетливо понимаете, что вам врут, но доказать – не можете. Случалось с вами такое? Несомненно.

Итак, существуют вербальные и невербальные средства общения. К вербальным относится речь – устная и письменная. Имеется пять языковых стилей – разговорный, официально-деловой, художественный, научный, публицистический. Все эти понятия мы учили в школе, поэтому в данном вопросе нам все ясно.

С невербальными средствами коммуникации дело обстоит куда сложнее. Если речь является актом сознательным и целенаправленным, то другие действия, способствующие передаче информации, совершаются чаще всего несознательно и бесцельно. Эти реакции основаны на глубоких психологических процессах, поэтому стали предметом исследования многих ученых.

Невербальные средства общения: виды

Существует классификация, охватывающая все виды невербальных средств общения. Начнем с того, что они делятся на две большие группы – экстралингвистическую и паралингвистическую.

Экстралингвистическими компонентами являются такесика , проксемика , хронемика, экстралингвистика и сенсорика. Паралингвистика включает в себя просодику, кинесику и графемику. Ниже мы вкратце расскажем об этих элементах невербального общения, но, нажав на ссылки, вы сможете увидеть полные статьи, посвященные каждому из них.


Паралингвистические компоненты
(от греческого «около» + лингвистика) – это внеязыковые явления, гармонично дополняющие речь. Они всегда идут в связке с речью и без нее не используются.

  1. Просодика – это голосовое оформление сказанного. С помощью интонации, тембра голоса, характера пауз и их заполнения («…эээ…», «…ммм…»), темпа, тона, ударений и других ритмико-интонационных показателей речи мы можем определить эмоциональное состояние человека в момент разговора, его отношение к собеседнику и предмету обсуждения.
  2. Кинесика – это действия, дополняющие сказанное: жесты, мимика , позы и взгляд.
  3. Графемика – способы написания слов и букв, выдающие эмоциональное состояние человека. Не путайте с графологией – эта наука связывает характер человека и его склонности, анализируя почерк. Графемика же является показателем разных состояний одного человека зависимо от его эмоций. Например, взволнованный человек может писать с большим нажимом на бумагу, размашисто, с ошибками и помарками.

Экстралингвистические компоненты (латинское «экстра» - «вне, снаружи, кроме») – невербальные средства передачи информации, не совмещенные с речью. С их помощью можно донести сообщение собеседнику, ничего не говоря.

  1. Такесика изучает прикосновения, использующиеся в процессе общения. Это рукопожатия, поцелуи, объятия, похлопывания, поглаживания.
  2. Проксемика – способ передачи информации через пространственную организацию общения. А это значит, что расстояние, на котором находятся собеседники, определяет их отношение друг к другу.
  3. Хронемика – законы общения, основанные на распределении времени. Подразумеваются пунктуальность , желание ожидать или заставлять ждать другого, выбор времени для телефонного звонка и т.д.
  4. Экстралингвистика – голосовые способы передачи эмоций, находящиеся за границами речи. Это могут быть стоны, вздохи, плач или покашливание.
  5. Сенсорика – восприятие людей через органы чувств. Больше всего в общении играет роль запах, поскольку мы охотнее идем на контакт с тем, кто приятно пахнет, и наоборот.

Весь этот комплекс терминов описывает одно большое явление, многофункциональный инструмент, которым мы пользуемся каждый день. Язык тела в большей степени определяет результат разговора, чем слова. Поэтому в жизни каждого человека играет важную роль развитие невербальных средств общения. Но здесь есть небольшой подвох – их нужно не развивать, а понимать, систематизировать и сознательно использовать. Потому что в нас они уже развиты.

Откуда берутся навыки невербального общения?

Они не встроены в нашу психику на уровне инстинктов и не развиваются без помощи извне. Мы перенимаем их у родителей еще до того, как учимся говорить. В мире известны так называемые «Маугли» - дети, выросшие в дикой природе, без контакта с человеческим обществом. Они не умели говорить и выражать свои эмоции с помощью интонаций, мимики или жестов. Более того – многие передавали свое внутренне состояние посредством приемов, перенятых у четвероногих собратьев.

Изучение диких детей помогло понять роль воспитания и окружения в становлении человеческой личности. В частности, влияние родителей на формирование всех слоев коммуникации – от речи до таких тонких и не всегда однозначно читаемых проявлений индивидуальности, как организация личного пространства.

Невербальные средства общения: обучение

Невербальные средства общения являются несознательными, но это не помешает нам изучить их, чтобы читать язык тела других людей. В первую очередь эти знания помогут в распознавании лжи, ведь, как уже говорилось, врать умеет рот человека, но не его тело. На нашем сайте есть статья «Как распознать лжеца », в которой подробно описываются вербальные и невербальные проявления обмана.

О том, как человек выдает свои лукавые намерения, сказано уже немало. Но существует более тонкий слой невербального общения, выдающий эмоциональное состояние собеседника и его скрытые мысли. Особенно важны такие тонкости в деловых переговорах.

Например, всем мы знаем о «закрытой позе», демонстрирующей недоверие: руки сплетены на груди, нога заброшена на ногу, человек старается максимально отодвинуться от собеседника, прижимается к спинке стула или кресла. Прежде, чем переходить к главному вопросу встречи, необходимо расколоть лед недоверия, иначе разговор не заладится.

Если переговорщик не заинтересовался предложением, он будет сидеть, откинувшись на спинку стула, забросив ногу за ногу, подергивая носком или постукивая ногой по полу. Он может рисовать в блокноте, вертеть в руках ручку или другой предмет, оглядываться вокруг себя, смотреть на часы. Видя такое поведение, не стоит рассчитывать на удачный контракт – значит, нужно пересмотреть условия.

А как выглядит человек, готовый к сотрудничеству? Жестикулируя, он показывает раскрытые ладони. Важное движение, которое всегда выдает доверительное отношение и расслабленность – расстегивание пуговиц на пиджаке или даже его снимание. Если партнер заинтересован в сотрудничестве и уже готов подписать договор, он придвигается ближе к столу, садясь на край стула.

Бывают ситуации, когда человек очень заинтересован в сотрудничестве, но старается не выдавать волнение. Существуют жесты самоконтроля, по которым можно распознать желание удержать свои желания и эмоции в узде. Это крепкое сжимание подлокотников кресла или других предметов, скрещивание лодыжек при сидении, поджатые губы. Один из хорошо читаемых сигналов - «я держу себя в руках»: одна рука сжата в кулак, вторая охватывает ее запястье. О напряженности свидетельствует и корпус, расположенный перпендикулярно полу. О таком человеке говорят: сидит, будто палку проглотил.

Конечно же, процесс обмена невербальной информацией действует в обе стороны, поэтому вы также можете сообщить многое собеседнику через жесты и позы. Существует целая система знаков, помогающих расположить к себе человека.

В первую очередь это избавление при разговоре от всех сигналов защиты, недоверия, высокомерия и безразличия. В общем, всего того, что может произвести отрицательное впечатление. А это значит, что не нужно скрещивать руки и ноги, откидываться назад, чесать нос и трогать лицо, закрывать область грудной клетки каким-то предметом (папкой, сумкой). Руки должны быть расслаблены, при разговоре нужно иногда разводить их, раскрывая ладони.

Позиция доверия и заинтересованности – легкий наклон вперед. Но чтобы не переусердствовать, нужно иногда немного отклоняться назад. Люди очень любят, когда их внимательно слушают, поэтому кивайте головой в ответ на высказывания собеседника.

Беспроигрышный способ – отзеркаливание. Когда вы повторяете позы и жесты человека, он проникается доверием, потому что мы склонны доверять тем, кто похож на нас. Но необходимо озаботиться тем, чтобы вас не рассекретили и не догадались, что вы «обезьяничаете». К тому же отзеркаливать нужно не все подряд, а лишь знаки доверия и открытости. Если собеседники будут дружно сидеть, нахохлившись и скрестив руки на груди, такое сотрудничество ничем хорошим не закончится.

Ну и, конечно же, людей больше всего располагает естественность и уверенность в себе. Поэтому, стараясь контролировать свое тело, не забывайте, что всего должно быть в меру. Иначе можно превратиться в робота.

Это лишь верхушка айсберга под названием «Невербальное общение», база, которая поможет стать более обаятельным, успешным и понимающим окружающих. Язык тела – сложное и многоуровневое явление, и тот, кто знает его, способен творить чудеса, видеть людей насквозь и угадывать их скрытые желания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Общение (как информационно-коммуникативный процесс) - процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Пpоцессы передачи и приема информации осуществляются с помощью словесной pечи и pазличных несловесных невербальных сpедств :

  • интонации голоса,
  • жестикуляции,
  • мимики и т.п.

Цель этих пpоцессов - установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Соотношение вербальных и невербальных средств в передачи смысла чрезвычайно сложное. Особенно трудно выявить "двойной план" структуры текста, смысловые оттенки, подтекст, а также подлинное отношение говорящего к содержанию.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются вербальными сообщениями. В общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся, которые определенным образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечен в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию .

Средствами невербальной коммуникации являются - жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему , дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Товарищу, поведавшему о постигшем его горе, собеседник выражает свое сочувствие словами, сопровождаемыми знаками невербальной коммуникации: опечаленным выражением лица, понижением голоса, прижиманием руки к щеке и покачиванием головы, глубокими вздохами и т.д.

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения.

Невербальное общение - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Само по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

КОММУHИКАТИВHЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕHИЯ:

I. Речевые (вербальные) средства:

  • лексика;
  • стилистика;
  • грамматика;
  • семантика;
  • правильность произношения,
  • ударения,
  • словоупотребление,
  • формообразование,
  • стиль.

II . Hеречевые (невербальные) средства общения

1) оптокинетические:

  • жестикуляция,
  • мимика,
  • пантомимика - движение и позы,
  • направление взгляда,
  • визуальный контакт,
  • покраснение и побледнение кожи,
  • стереотипы моторики).

    В процессе коммуникации внимательное наблюдение за глазод­вигательными реакциями собеседника может дать информацию о состоянии его сознания:

    2) паралингвистические:

    • интенсивность,
    • тембр,
    • интонация голоса,
    • качество голоса,
    • диапазон голоса,
    • тональность голоса.

    3) экстралингвистические :

    • паузы,
    • темп речи,
    • связность речи,
    • смех,
    • покашливание,
    • заикание.

    4) проксемические :

    • физическая дистанция контакта:
    • персональное пространство:

    Интимная (0-40-45см)

    Личная (45 -120-150см)

    • социальная (150-400 см)
    • публичная (400-750-800см)
    • угол поворота к собеседнику

    5) предметные контактные, тактильные действия :

    • рукопожатия,
    • объятия,
    • поцелуи,
    • похлопывание,
    • толчки,
    • поглаживания,
    • касания,
    • пощечины,
    • удары.

    6) ольфакторные - связанные с запахом.

    К средствам невербальной коммуникации могут быть отнесены и различные условные обозначения , с помощью которых коммуникатор информирует о чем-то значимом для него, адресованном для сведения возможных реципиентов.

    Траурная лента (черная в России и на Западе, белая в Китае) сообщает о постигшей человека потери.

    Звездочки и просветы на погонах - о высоком воинском звании.

    Татуировка - о месте, которое в воровской иерархии занимает или занимал правонарушитель

    Кисть руки в татуировках

    1. Дважды отбывал наказание в ВТК, «Отсидел борзо», о чем свидетельствует корона (был «авторитетом» в колонии).

    2. Отбывал наказание за грабеж.

    3. «Вор-рецидивист» (имеет высший статус в воровской среде).

    4. Неисправимый.

    5. Имеет 5 судимостей.

    6. Совершил два побега из ИТК.

    7. «Привет ворам» (данный субъект - «вор в законе»).

    8. Браслет наносят те, кто провел в колонии не менее 5 лет, на двух руках - не менее 10 лет.

    Группы татуировок:

    • демонстративно-протестного содержания;
    • агрессивно-угрожающего содержания;
    • религиозного содержания;
    • декоративно-украшающего характера;
    • сексуальных девиаций и извращений;
    • статус в местах заключения;
    • гедонистическая направленность.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разнообразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по вербальному – отношение к партнёру по общению.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые. Невербальная коммуникация у различных народов имеет свои специфические характеристики.

В психологии выделяют четыре формы невербального общения: кинесику, паралингвистику, проксемику, визуальное общение. Каждая из форм общения использует свою знаковую систему.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - это неречевые средства общения. Они нужны для того, чтобы:

а) регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;

б) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать точно значения (за исключением некоторых жестов). Обычно они оказываются так или иначе скоординированными между собой и со словесными текстами. Совокупность этих средств можно сравнивать с симфоническим оркестром, а слово - с солистом на его фоне. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное общение. В отличие от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не может все свои невербальные средства подвергать полному контролю.

Невербальные средства общения делятся на:

· визуальные (кинесику - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

Визуальное общение – это контакт глазами, первоначальное изучение которого связывали с интимным общением. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Кинесика – это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики, различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимика). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Включение оптико-кинетической системы в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов в различных национальных культурах. Например, кивок головы у русских и болгар имеет прямо противоположное значение: согласие у русских и отрицание у болгар. Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. "Этот язык, - писал С. Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей".

· кожные реакции (покраснение, появление пота);

· отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.); Проксемика – особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по общению, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.

· акустические или звуковые (паралингвистические, т. е. связанные с речью - интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качество голоса, его диапазон, тональность.

· экстралингвистические, то есть не связанные с речью - смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т. п.; Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.

· тактильно-кинестезические (физическое воздействие - ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесика - пожатие руки, хлопанье по плечу) и ольфакторные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека).

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

Ряд исследований в области проксемики связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти вычлененные наборы получили название "хронотопов". Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп "вагонного попутчика" и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это "вагонный попутчик".

Виды невербальных средств общения

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

Мимика

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее, основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т. п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

1) мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2) активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

3) пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5) мимику удовольствия-неудовольствия;

6) маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

Взгляд

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения.

Американские психологи Р. Экслайн и Л. Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несёт информацию о человеке, но и его взгляд.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересо­вывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуника­ции показывает, что они, несомненно, играют большую вспомога­тельную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаб­лять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуни­кации помогают выявить такой существенный параметр коммуни­кативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вер­бальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определённых обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передаёт заведомо ложную информацию, лицо становиться малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнёра. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержать очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Жесты

Жесты – это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем:

Указательные;

они направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание.

Подчеркивающие (усиливающие);

Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.

Демонстративные; Демонстративные жесты поясняют положение дел.

Касательные жесты. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

От той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

1) коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

2) модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т. п.);

3) описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Различают также:

Произвольные

Непроизвольные жесты.

Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

Одной из наиболее серьезных ошибок, которую могут допустить новички в деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей – перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды – в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Также невербальные сигналы могут быть конгруентными , т.е. соответствующими словесному высказыванию, и неконгруентными . Например, вы попросили вашего собеседника выразить мнение по поводу только что сказанного вами. Он при этом находиться в позе, в общем выражающей критически оценочное отношение.

Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".

Если ваш собеседник ответил бы вам, что он с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными , т. е. соответ­ствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут неконгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Поза это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённые позы, чем их подчинённые.

Одним из первых указал на роль позы человека как одного из невербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведённых В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза – стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону, откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе. Практически все люди умеют хорошо «читать» позы, хотя, конечно, далеко не все понимают, как они это делают.

Одежда

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда. В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность такова, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

И. Гете в «Годах странствий Вильгельма Мейстера» рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о причинах такого различия в одежде воспитанников. «Разгадка тут вот в чем, - отвечал надзиратель, - для нас это средство узнать характер каждого мальчика… Из нашего запаса тканей и отделок воспитанники имеют право выбрать любой цвет, а также любой фасон и покрой из ограниченного их числа. За этим выбором мы пристально следим, так как любой цвет позволяет судить о складе чувств, а покрой – об образе жизни человека…».

То, что в этом наблюдении действительно кроются определенные закономерности, свидетельствует, в частности, тест Люшера.

Швейцарский психолог М. Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.

Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравятся. Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.

Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры карандашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналы и сенаторы. Отвергают кранный цвет, как правило, астенизированные, уставшие люди.

Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды («разбитые мечты»), истощение нервной системы.

Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.

Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.

Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.

Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.

Но вернемся к И. Гете. «Правда, - продолжает надзиратель, - есть в человеческой природе черта, отчасти затрудняющая точные суждения: это дух подражания, склонность примыкать к большинству».

Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.

Украшения

Важной деталью в одежде являются украшения.

К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.

С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.

Престижные украшения. Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом, можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.

Членский значок той или иной организации . Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.

Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.

Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.

Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и, судя по ним, можно определить победителя.

Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление. Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.

Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.

Крупные украшения . Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.

Походка человека, т. е. стиль передвижения, по которой довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причём оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая лёгкая – при радости, вялая, угнетённая походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

31. Особенности содержания каждого из компонентов и этапов коммуникативного процесса наиболее полно отражены в требованиях к «хорошей коммуникации» (в принципах и правилах реализации коммуникативной функции), а также - в наиболее типичных для них ошибках и «барьерах» коммуникации. Труд­ности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций столь же разнообразны, как многообразна сама психика. Вместе с тем среди них выделяются наиболее типичные и повторяющиеся. Их преодоление составляет неотъемлемую часть коммуникативной функции деятельности руководителя.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Люди по-разному воспринимают одни и те же ситуации, выделяют в них главные, по их мнению, особенности. Они обычно убеждены, что их индивидуальная точка зрения и есть правильная. В зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого одна и та же информация будет восприниматься и интерпретироваться с очень большими разли­чиями или вообще - не пониматься и даже активно отторгаться.

Диспозиционные ошибки обусловлены различиями в социаль­ных, профессиональных и жизненных установках людей, вступа­ющих в коммуникативный обмен. Если, допустим, у руководите­ля в прошлом опыте сложилась стойкая отрицательная установка к восприятию какого-либо члена организации, ее будет чрезвы­чайно трудно преодолеть даже в том случае, если подчиненный сообщает действительно важную и нужную информацию. Эта информация будет либо отторгаться, либо пониматься ошибоч­но, либо, по крайней мере, восприниматься с повышенным не­доверием.

Статусные ошибки возможны вследствие больших различий в организационном статусе коммуникантов. Очень хорошо из­вестно, как трудно бывает понять «большому руководителю» нужды «простого рабочего». Общим здесь является правило: чем больше статусные различия, тем выше вероятность такого рода ошибок.

Семантические барьеры возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, то есть многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим, что усиливается при различиях в их установках, целях, статусе, а также зависит от общего контексте коммуникаций. Личностный контекст у каждого свой, что и приводит к семантическим различиям, ошибкам. Они могут затрагивать не только различное понимание отдельных слов,но и целых высказываний. Например, если руководитель говорит: «Займитесь этим, как только у вас выдастся свободное время», то сразу же возникнет вопрос о том, как он понимает это «свободное время» и как это трактует подчиненный.

В целом все отмеченные типы ошибок можно суммировать, если вспомнить известный афоризм: «Мысль изреченная есть ложь». Перефразируя его, можно сказать, что мысль изреченная и воспринятая есть ложь вдвойне. В связи с этим в психологии коммуникации сформулировано правило: «Истина лежит не на устах говорящего, а в ушах слушающего».

Невербальные преграды.

Неэффективная обратная связь также является одним из, источников ошибок коммуникаций, о чем, так же, как еще об одной ошибке - неумении слушать, подробнее будет сказано ниже.

Плохо сформулированное сообщение. «Туманность» распоря­жений, их двусмысленность, наличие в них неопределенных по­нятий, бедность лексических средств, использование слов в пере­носном смысле, повторы, использование жаргона и «бытовиз­мов», просто косноязычие - все это непосредственные, очень распространенные и достаточно очевидные причины ошибок коммуникаций.

Потери информации в коммуникативных циклах включают дна основных вида ошибок.Во-первых, если коммуникативное сообщение является слишком длинным, громоздким и сложным, а зачастую - витиеватым, то слушающий успевает забыть, о чем ему говорилось в начале сообщения. В этом случае перегружается кратковременная память слушателя, и возникают информационные потери (отсюда - требование лаконичности сообщений). Иссле­дования показывают, что из-за этого теряется до 50% всей комму­никативной информации.

Во-вторых, нисходящие вертикальные коммуникации, наиболее типичные для руководителя, образуют цепь, Они передаются от высшего руководителя на следующий по иерархии уровень, оттуда - на еще более низкий уровень и так далее - до уровня непосредственного исполнения. Показано, что при каждой последующей передаче теряется или искажается около Ю% информации. Согласно исследованиям, лишь 63% информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов; 40% - до начальников цехов; 20% - до рабочих.

Фальсификационные ошибки. Восходящие коммуникативные потоки имеют своими источниками не «беспристрастных» пере­датчиков, а конкретных людей. Однако ни один другой «пере­датчик» не способен искажать (осознанно или нет) информа­цию столь явно и сильно, а порой - изощренно, нежели чело­век. Наиболее типичным является предоставление подчиненным информации вышестоящему лицу в свете, благо­приятном и для него, и для самого отправителя. Фальсификационные ошибки составляют поэтому один из главных источников возникновения у руководителя недоверия к осведомительной ин­формации и, как следствие, - неопределенности в его деятель­ности.

Преждевременная оценка. Эта ошибка связана с тем, что слушающий делает преждевременную эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания. Эта эмоциональная оценка формирует неадекватную установку восприятия, а в итоге ведет к неправильному пониманию всего сообщения. Ради­кальным вариантом этой ошибки является ситуация, когда такая установка блокирует восприятие информации.

«Ошибки страха». Часто руководитель не получает истинную информацию от подчиненных или получает ее в искаженном и приукрашенном виде по причине страха подчиненных перед ним.

Правила преодоления.

Наиболее общим является правило, согласно которому не следует приступать к сообщению идеи, если она не понятна или не ко

По мнению психологов, потребность в общении является одной из базовых потребностей индивида. Почему же оно так важно? Общение - это один из залогов гармоничного развития личности, условие как духовного, так и физического здоровья, а также способ познания себя и окружающих. И даже несмотря на то что общение между людьми всегда было основой социального бытия человечества, непосредственно объектом психологических исследований оно стало только лишь в XX веке.

Общение - это то, что сопровождает нас повсюду. Мы общаемся с младенческих лет: учимся улыбаться родителям и распознавать незнакомые лица. Потом мы учимся говорить. Разговор - это вербальное общение. Но кто учит нас невербальному общению - мимике, жестам, правильной интониции?

Общение… Это что?

Деятельность и общение обуславливают социальные контакты людей.

Разумеется, что между деятельностью и общением, как видами активности, существуют определенные различия. Результат деятельности - это либо какой-то идеальный, либо материальный продукт, тогда как результатом общения является некоторое взаимное влияние личностей друг на друга. Несмотря на подобные различия, деятельность и общение - это взаимосвязанные стороны социальной активности людей. Без интенсивного общения деятельность возникнуть не может. Кроме того, общение - это специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизни человека они выступают в единстве, однако в отдельных ситуациях могут реализовываться отдельно и независимо друг от друга.

В чем роль общения в жизни человека? Это не только вид деятельности, но и многогранный процесс, который включает в себя такие компоненты, как взаимодействие двух и более людей, обмен между ними информацией, формирование моделей поведения, отношений между людьми, образа внутреннего «Я» личности и прочее.

В психологии понятие общения определяется как процесс взаимодействия между двумя и более людьми, который состоит в обмене информацией, имеющий как познавательный, так и эмоциональный характер. В ходе общения возникают, находят свое проявление и формируются межличностные отношения. Также понятие общения предполагает наличие обмена чувствами, мыслями и переживаниями.

В процессе исследования психологи выделили содержание общения, его цель, средства, структуру, а также функции и формы.

Что такое стороны и содержание общения?

Как уже было сказано, процесс общения предполагает обмен информацией. А информация, передающаяся от одного человека к другому, и есть содержание общения. Несмотря на то что человеческое общение является многопредметным и может носить самый разнообразный характер, оно может классифицироваться по своему содержанию.

Кроме того, существует три стороны общения.

Коммуникативная - это обмен информацией между теми, кто занимается совместной деятельностью. Интерактивная сторона общения является обменом не только словами, но и поступками. Перцептивная - это восприятие общающихся друг друга.

Какова цель общения?

Когда люди начинают общаться, они преследуют определенную цель. То есть целью общения является то, ради чего оно затевалось, а значит, они могут быть самыми разнообразными. Например, цель общения может заключаться просто в нем самом. Или же в приобщении одной личности к точке зрения и опыта другой.

Каковы средства общения?

Средствами общения являются те способы кодирования, передачи, обработки и расшифровки сведений, которые передаются в процессе общения. Они разделяются на вербальные или словесные, то есть те, что представлены речью, и несловесные средства, или невербальное общение, которые включают в себя жесты, мимику, интонациями, прикосновениями, взглядами и прочим.

Невербальное общение - зачем оно?

Для ясности понимания друг друга людям необходимы невербальные средства общения. Естественно, невербальные проявления имеют отношение только для устного общения.

Невербальное общение достаточно часто называют «языком тела», потому что внешние невербальные проявления чувств и эмоций, которые выполняются телом, также являются неким набором знаков и символов. Зачем нужен «язык тела»?

Общение с людьми немыслимо без невербальных проявлений. Основная их функция однозначна: дополнить произнесенное сообщение. Например, если человек сообщает вам о своей победе в каком-либо деле, он может в дополнение к этой информации победно вскинуть вверх руки так, чтобы они оказались над головой, или вовсе подпрыгнуть от радости.

Еще одна функция невербального общения - это усиление устного сообщения, а также его эмоциональной составляющей. Две формы общения могут успешно дополнять друг друга. Например, если при ответе «Нет, я с вами не согласен» собеседник повторит свое сообщение в виде покачивания головой из стороны в сторону в знак отрицания, либо, если ответ «Разумеется, это так», - утвердительным кивком.

Невербальное общение может выразить противоречие между словами и поступками. Например, если вы знаете особенности общения с конкретным человеком, а он будет шутить и веселиться тогда, когда в душе он чувствует себя совершенно развитым, от вас это не укроется.

Невербальное общение помогает сделать акцент на чем-либо. Например, вместо слова «внимание» можно показать жест, который привлечет взгляды зала. Так, жест с поднятым указательным пальцем на вытянутой вверх руке сделает акцент на том, что говорит оратор.

Кроме того, формы общения могут успешно взаимозаменять друг друга. Например, вместо того чтобы произносить какой-либо текст, можно использовать жест, заменяющий его. Так, вы можете сразу указать рукой направление, необходимое собеседнику, или пожать плечами в знак того, что вы не знаете ответа на поставленный вопрос.

Невербальные средства общения

Крайне важно научиться уравновешивать в своем поведении и речи вербальные и невербальные средства общения. Похвально, если ваши навыки общения позволяют это сделать. Подобное равновесие позволяет максимально точно и полно доносить до собеседника необходимую информацию, а также понимать его ответное послание. Способы общения должны выполнять свою главную функцию - передачу сообщения. Если человек монотонно и безэмоционально говорит, то вскоре его собеседники устанут, начнут отвлекаться и не получат всей информации. Или, наоборот, если оратор слишком активно жестикулирует, нередко в его речи проскальзывают междометия, а слова - редкое явление в его речи, он перегрузит восприятие собеседника ненужной информацией, что быстро его утомит. Подобное сообщение, определенно, оттолкнет слушателя от столь экспрессивного партнера по разговору.

Итак, невербальные средства разговора. Пора дать им определение. Общение без слов разделяется на следующие четыре категории.

Жесты и поза

В жизни люди оценивают друг друга еще до того, как впервые заговорят. Поэтому можно создать впечатление суетливого человека или, наоборот, уверенного в себе, только одной позой или же походкой. Жестикуляция позволяет подчеркнуть смысл всего вышесказанного, а также расставить акценты и выразить ваше отношение к тому, что вы рассказали. Однако необходимо помнить о том, что, например, деловое общение не допускает того, чтобы речь сопровождалась лишними жестами. Кроме того, необходимо помнить, что в общении каждого народа существуют свои жесты, а общая для двух народов жестикуляция может трактоваться совершенно по-разному.

Мимика, взгляд и выражение лица

Основной передатчик информации о человеке - это его лицо. Именно оно рассказывает о настроении, чувствах и эмоциях личности. Как говорил Толстой, глаза являются зеркалом души. Недаром многие тренинги и семинары на развитие понимания настроения детей начинаются с того, что участники учатся по фотографиям распознавать основные эмоции, такие как страх, удивление, тоска, гнев, печаль, радость и прочие.

Дистанция между собеседниками и прикосновения

По тому, какое расстояние выбирает ваш собеседник для разговора, можно определить, как он к вам относится. Почему? Потому что расстояние до собеседника определяется степенью близости к нему.

Интонация и характеристики голоса

Эти два элемента общения как бы объединяют невербальные и вербальные средства общения. Именно с помощью различных интонаций, тембра, громкости, ритмики и тона голоса одна и та же фраза может звучать абсолютно по-разному, тогда как смысл информации меняется на прямо противоположный.

Десять секретов доверительного общения

Для того чтобы окружающие лучше понимали вас, следует придерживаться основных правил доверительного общения. Описанные ниже, они не являются плодом нудной офисной работы, но основываются на опыте тех людей, кто применяют их изо дня в день.

Научитесь интересоваться делами людьми , причем необходимо делать это совершенно искренне. Первое правило: ваше дело - вторично. У вас никогда не получится хорошего разговора, если вас не будет волновать ничего, кроме своих собственных дел. Запомните простую формулу успеха: «Я хотел/а бы с вами посоветоваться».

Научитесь слушать. Быть хорошим слушателем - отличное качество, однако оно не каждому дано от рождения. Зачастую это умение является более ценным, чем умение красиво говорить. В любом разговоре сначала выслушайте собеседника, а потом начинайте говорить сами, учитывая то, что услышали ранее. Помните, что любой человек склонен слушать другого только после того, как его выслушали.

Скажи собеседнику, что ты можешь ему дать. Все люди склонны общаться с теми, от кого им будет хоть какая-то «польза». Не следует немедленно начинать расхваливать себя, свои способности, качество услуг, которые вы предоставляете. Лучше объясните человеку, что он конкретно будет иметь, если примет ваше предложение.

Критика должна быть умеренной. Зачастую критика возвращается бумерангом. Если вы начнете критиковать человека, то он может отплатить вам той же монетой. Поэтому сперва стоит заострить свое внимание на собственных ошибках, и только потом указывать на недостатки собеседника. Кроме того, не стоит указывать на чужие ошибки прямо. Косвенная критика воспринимается куда спокойнее. Необходимо критиковать не личность, а только ее действия и поступки. Не стоит обвинять людей в упрямстве, непонимании, неумении сдерживаться или неспособности слушать.

Говорите без металлических ноток в голосе. Подавляющее большинство людей не проявляют бурного восторга, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или же просто общаются с ними в приказном, поучительном, высокомерном или назидательном тоне. Если вы пользуетесь подобным тоном, то как бы ставите человека в зависимую, «детскую» позицию. Вполне естественной реакцией человека является ответное сопротивление, подобный тон или просто раздражение.

Не забывайте, что вы тоже можете быть неправы. Если случилось какое-либо неприятное происшествие, то каждый желает назвать ближнего «героем» успеха. В неблагоприятных ситуациях любого рода, люди склонны искать корень проблемы не в себе, а в окружающих их людях. Необходимо научиться разделять с другими ответственность за то, что произошло, а еще лучше научиться находить причины неудачи в себе, любимом. Кроме того, принимая вину за себя, вы просто обезоруживаете обвиняющих, и им больше ничего не остается, кроме как сказать, что подобное с каждым могло случиться.

Научитесь хвалить людей. Говорите людям о том, что у них получается хорошо. Возможно, что их способности и качества, которые вы хвалите, находятся только, в зачатке, но ваш собеседник, услышав ваш отзыв, будет стремиться «закрепить» достоинство, развить его в себе. Думайте о людях хорошо, говорите об их хороших качествах, доверяйте им. Не бойтесь выглядеть смешно или неуместно, говоря комплимент, кроме того, делайте его искренне, от всей души. Удачное начало разговора и один из лучших способов поднять настроение - комплимент. Если вы считаете, что не умеете делать комплименты, просто посмотрите на человека и найдите в нем что-то хорошее, а потом отметьте эту черту вслух.

Сделайте нападающего своим другом. Как правило, когда мы вынуждены иметь дело с грубым, нетерпимым и, возможно, даже агрессивным человеком, у нас появляется чувство обиды или раздражение. Попробуйте поставить себя на его место. Возможно, он очень устал, ежедневно общаясь с людьми, которым все равно, как у него дела, возможно он болен или у него неприятности дома или на службе. Кто знает, может быть, у него просто слабая нервная система и высокая подверженность стрессу? Забудьте на пару минут про свою обиду и послушайте другого.

Во-первых, доверие и благодарность, которые вы вызовите, интересуясь чужими проблемами, вам помогут договориться с собеседником. Во-вторых, можно постараться вместе найти решение проблем собеседника. Как итог - и человеку стало лучше, и договорились, и вы в его глазах не подкачали.

Не раздувайте ссору и научитесь уважать мнение другого человека. Это вовсе не означает, что вы должны молчать, когда вас оскорбляют, и идти на бесконечные уступки. Просто будьте выше ссоры. Даже в самых резких дискуссиях не позволяйте себе кричать «Это ваша вина» или «Вы неправы!»

Если ссора все-таки случилась, то не стоит отвергать претензий собеседника в ваш адрес. Оправдываться тоже нет необходимости, ведь это будет только стимулировать оппонента продолжать ссору и поддерживает его желание доказывать, что он прав, а вы виноваты.

Улыбайтесь чаще! Смотря на улыбающегося добродушного человека, даже самые агрессивные и нелюдимые люди становятся более дружелюбными и миролюбивыми. Поднять настроение унылых, утомленных долгой дорогой путешественников способен остроумный и веселый попутчик.

Если человек улыбается, то даже самый угрюмый человек выглядит веселее. Важно научиться улыбаться, даже если у вас дурное настроение. Поверьте, оно улучшится! Чувство юмора и улыбка - профессиональные качества и инструменты тех, кто постоянно общается с людьми по работе.

Кроме того, доброжелательная и искренняя улыбка не сможет испортить ни одно лицо, наоборот, подавляющее большинство людей становятся более привлекательными.

Речь - это основной механизм коммуникаций между людьми. Но если вы хотите увидеть собеседника насквозь, нужно изучить особенности невербального общения. Язык жестов поможет вам узнать то, о чем недоговаривает собеседник, что он думает и как он на самом деле к вам относится.

Невербальные коммуникации зародились, наверное, с появлением человечества, но предметное изучение данного вопроса началось лишь в XX веке, одновременно с возникновением полноценной науки о языке тела. Понятие невербального общения принято трактовать как общение через неречевые знаковые системы. Порой человек не задумывается, как много информации он передает оппоненту, не начав еще даже говорить.

Сравнительная характеристика вербальных и невербальных коммуникаций

Вербальные и невербальные средства общения имеют ряд существенных отличий. Ключевые из них представлены в таблице.

Вербальная коммуникация Невербальная коммуникация
Передаваемое сообщение сохраняется в форме пересказа и может быть передано без присутствия первичного оратора Обмен информацией происходит строго в момент непосредственного взаимодействия людей
Составляющие (слова, предложения) строго определены и подчиняются конкретным правилам Невербальные сообщения трудно разделить на составляющие и подчинить определенной закономерности
Вербальные сообщения, как правило, осознаны, а потому легко поддаются анализу и контролю Невербальные проявления, как правило, спонтанны и неосознаны, с трудом поддаются контролю, а для интерпретации нужны определенные знания
Обучение вербальному общению проводится осознанно с раннего детства Навыки невербальных коммуникаций формируются сами собой или посредством подражания

Основные виды невербального общения

Не только речь помогает человеку передавать и принимать информацию. Есть еще целый ряд опосредованных коммуникативных механизмов. Вот основные виды невербального общения:

  • Кинестика - невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений.
  • Вокалика (паралингвистика) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука.
  • Хаптика (такесика) - коммуникации посредством прикосновений.
  • Проксемика - восприятие и использование личного или Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды.
  • Артефактика - одежда, украшения и так далее.

Функции языка тела

Чтобы оценить роль языка невербального общения в жизни человека, стоит разобраться в его функциях. Вот их перечень:

  • Дублирующая. Посредством мимики, жестов, эмоций и положения тела происходит подтверждение слов оратора.
  • Регулирующая. Служит для установления межличностных отношений.
  • Разоблачающая. В большинстве случаев жесты и мимику невозможно контролировать а потому они раскрывают истинные чувства и намерения оратора.
  • Замещающая. Иногда язык жестов полностью заменяет устную речь (кивок головой, приглашающий жест и так далее).

Факторы, влияющие на язык жестов

Особенности невербального общения определяются целым рядом факторов. Вот основные из них:

  • Национальная принадлежность. Люди, проживающие в разных уголках земли, могут по-разному выражать свои эмоции. К тому же один и тот же жест представители разных стран могут трактовать неодинаково.
  • Состояние здоровья. На тембр голоса мимику и интенсивность жестов может повлиять самочувствие, а также наличие тех или иных заболеваний.
  • Профессиональная принадлежность. У людей, занятых разными видами деятельности, могут формироваться специфические невербальные механизмы. Например, люди творческих профессий отличаются живой мимикой и активной жестикуляцией.
  • Культурный уровень. Определяет структуру жестов и умение контролировать эмоции.
  • Социальный статус. Как правило, люди, занимающие высокое общественное положение, более сдержаны в жестикуляции.
  • Принадлежность к группе (половой, возрастной, традиционной, общественной). Этот фактор может обусловить некоторые особенности невербальной коммуникации.

Невербальное общение: мимика

Лицевые мышцы реагируют на все мысли и эмоции, затрагивающие человека. Таким образом, мимика - это один из важнейших механизмов невербального общения. Если человек пытается скрыть от вас свои мысли и эмоции, мимика все равно его выдаст. В таблице представлено соответствие чувственных проявлений выражения лица.

Чувство Мимическое проявление
Удивление
  • Приподнятые брови
  • Широко раскрытые веки
  • Приоткрытый рот
  • Опущенные кончики губ
Страх
  • Приподнятые брови, слегка сдвинутые к переносице
  • Широко раскрытые веки
  • Опущенные и слегка отведенные назад уголки рта
  • Слегка растянутые в стороны губы
  • Слегка приоткрытый рот (но необязательно)
Гнев
  • Опущенные брови
  • Изогнутые складки на лбу
  • Прищуренные глаза
  • Плотно сомкнутые губы и сжатые зубы (можно распознать по напряженности скул)
Отвращение
  • Опущенные брови
  • Сморщенный кончик носа
  • Нижняя губа слегка выпячена или плотно прижата к верхней
Грусть
  • Брови сведены к переносице
  • В глазах отсутствует блеск
  • Уголки рта слегка опущены вниз
Счастье
  • Спокойное выражение глаз
  • Слегка приподнятые и отведенные назад уголки рта

Язык взглядов

Среди невербальных средств общения стоит выделить взгляды. Всего лишь по направлению зрачков и сощуренности век. Самые распространенные интерпретации приведены в таблице.

Взгляд Интерпретация
Выпученные глаза
  • Внезапная, неожиданная радость
  • Внезапный испуг
Прикрытые веки
  • Отсутствие интереса к происходящему
Слегка прищуренные глаза
  • Пристальное внимание к происходящему или к собеседнику
"Сверкание" глазами
  • Неуверенность
  • Озадаченность
  • Нервное напряжение
Взгляд в упор
  • Уважение к собеседнику (или самоуважение)
  • Готовность вступить в контакт
  • Уверенность в себе
Взгляд "сквозь собеседника"
  • Неуважение
  • Агрессивный настрой
Взгляд сбоку
  • Скептический настрой
  • Недоверие
  • Озадаченность
  • Попытка соблюдать дистанцию
Взгляд снизу
  • Подчинение
  • Желание угодить
Взгляд сверху вниз
  • Чувство превосходства над оппонентом
Взгляд "в себя"
  • Очарованность
  • Глубокие раздумья
Спокойный взгляд
  • Удовлетворенность своим состоянием или содержанием речи собеседника
  • Умиротворенность
  • Рассудительность

О чем расскажет голос

Одна из составляющих невербального общения - голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций:

  • Волнение - низкий тон, суетливая прерывистая речь.
  • Энтузиазм, воодушевление - высокий тон, четкая выверенная речь.
  • Усталость - низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы.
  • Высокомерие - монотонная медленная речь.
  • Неуверенность - сбивчивая речь с ошибками и паузами.

О чем говорят жесты

К невербальному общению относятся многочисленные жесты, на которые мы порой не обращаем внимания во время коммуникаций. Тем не менее они могут многое рассказать об истинных мыслях и намерениях собеседника. В таблице приведены наиболее распространенные комбинации жестов.

Состояние Комбинация жестов
Сосредоточение
  • Закрытые или прищуренные глаза
  • Прикосновение к подбородку или потирание его
  • Пощипывание или потирание переносицы (могут быть манипуляции с очками)
Критический настрой
  • Рука под подбородком с вытянутым вдоль щеки указательным пальцем
Позитивный настрой
  • Голова и корпус наклонены вперед
  • Рука касается щеки
Недоверие
  • Прикрывание рта ладонью
Скука
  • Подпирание головы рукой
  • Расслабленность корпуса
  • Сгорбленность или сутулость
Чувство превосходства
  • Одна нога закинута на другую (в положении сидя)
  • Руки запрокинуты за голову
  • Слегка прикрытые веки
Неодобрение
  • Передергивание плечами
  • Расправление одежды или "стряхивание пыли"
  • Одергивание одежды
Неуверенность
  • Прикосновение к ушам (а также почесывание, потирание или манипуляции сережками)
  • Обхватывание локтя противоположной руки
Доброжелательность
  • Руки разведены в стороны
  • Ладони направлены вверх
  • Плечи раскрыты
  • Голова направлена вперед
  • Корпус в расслабленном состоянии

О чем говорят позы

Одни из ключевых моментов невербального общения - позы и их значение. В зависимости от того, в каком положении находится тело вашего собеседника, можно понять, о чем он думает, каковы его намерения и отношение к вам и вашему диалогу. В таблице приведена расшифровка некоторых поз.

Состояние Поза
Уверенность в себе или чувство превосходства
  • Руки спрятаны за спину
  • Голова направлена прямо
  • Подбородок слегка вздернут кверху
Уверенность в себе, агрессивный настрой, готовность защищаться и отстаивать свою позицию
  • Корпус слегка наклонен вперед
  • Руки зафиксированы на поясе или на бедрах
  • Вторая рука придерживает локоть
Ощущение недостаточно полного и откровенного контакта с собеседником
  • Положение стоя с опорой на стол, стул или другую твердую поверхность
Агрессивная демонстрация уверенности в себе, сигнал полового влечения (при общении с противоположным полом)
Волнение или недоверие к собеседнику
  • Скрещенные на груди руки
  • Перекрещенные ноги
  • Установление барьера в виде какого-то предмета (книги, папки и так далее)
Нетерпение, спешка
  • Весь корпус или только ступни обращены к двери

Межличностное пространство

Еще один немаловажный прием невербального общения - это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле "границы дозволенного" могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при :

  • Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров.
  • Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать.
  • Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы.
  • Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.

Как добиться расположения человека

Невербальное общение - это мощное оружие в руках того, кто знаком с его основами. Некоторые приемы помогают добиться расположения людей, убедить их в своей правоте. Невербальные тактики особенно важны в сфере продаж и ораторства. Вот основные хитрости, которые помогут вам добиться успеха:

  • Руки должны находиться на уровне пояса или солнечного сплетения, слегка разведенными в стороны. Их положение обязательно должно быть открытым. Можно делать ладонью что-то вроде приглашающего жеста.
  • Демонстрируйте "активное слушание", когда говорит ваш собеседник. Внимательно смотрите на него, кивайте головой и периодически поддакивайте, когда это уместно.
  • Доказывая свою точку зрения, сделайте лицо одухотворенным. Всем своим видом покажите, что ваша точка зрения правильна, вы в нее искренне верите. Пристально смотрите на собеседника, слегка приподнимая брови.
  • Если собеседник возражает, отвечайте ему с серьезной интонацией, постепенно перетекающей в позитивную. Это создаст впечатление того, что вы решили проблему и отразили замечание.
  • Завершайте разговор на позитивной интонации и с улыбкой. Таким образом вы запомнитесь собеседнику с положительной стороны и оставите приятные ассоциации с собой.

Невербальные "ошибки"

Даже если человек не знаком с тонкостями невербального общения, он на подсознательном уровне отвергает и отторгает некоторые неприятные моменты. Как правило, общение с собеседником не складывается, если вы допускаете такие ошибки:

  • Спрятанные ладони. Держать руки в карманах, за спиной или просто скрещенными - значит, закрываться от собеседника. Его это наталкивает на мысль о том, что вы неискренни или боитесь. Если вам трудно выдерживать открытую позу, возьмите в руки какой-то предмет (ручку или папку), но не прячьте их.
  • Отводить взгляд. Смотреть в пол, по сторонам или на посторонние предметы крайне неправильно. Важно установить зрительный контакт. Отвести взгляд можно только в том случае, если вы что-то демонстрируете собеседнику (например, товар или документ). Но в конце презентации обязательно посмотрите в глаза.
  • Сутулость и поиск опоры. Все это свидетельство вашей неуверенности в себе. Если вы чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, лучше пригласите собеседника присесть.
  • Нарушение личного пространства. Если собеседник не является вашим родственником или близким знакомым, не подходите к нему ближе чем на метр и не пытайтесь установить тактильный контакт (прикосновения или объятия). Собеседник может принять это за бестактность или смутиться.
  • Не прикасайтесь к лицу, ушам или волосам. Вообще, совершайте как можно меньше манипуляций с частями тела. Это говорит о вашей скрытности, неискренности или неуверенности в себе.

Как распознать лжеца

Ключевая роль невербального общения заключается в том, что вы можете распознать то, что собеседник хочет от вас скрыть. В частности, есть целый ряд признаков, по которым можно определить ложь. Вот основные из них:

  • паузы или колебания перед началом речи или новой реплики;
  • частое прерывание речи;
  • взгляд, направленный вверх, что означает обдумывание сказанного;
  • застывание выражения лица более чем на пять секунд;
  • запоздание эмоций (мимическая реакция наступает через несколько секунд после произнесения речи);
  • натянутая улыбка, выражаемая прямой узкой линией губ;
  • попытки прервать зрительный контакт или взгляд мимо собеседника;
  • манипуляции с любой частью тела: постукивание пальцами, топанье ногой, покусывание губы, касание к носу;
  • скудная жестикуляция, обусловленная попытками самоконтроля;
  • повышенный тон голоса, неконтролируемый оратором;
  • затрудненное дыхание и одышка, которая мешает речи;
  • повышенное потоотделение в области подмышечных впадин, лба и ладоней;
  • сгорбленность;
  • скрещенное положение конечностей;
  • бегающие зрачки, которые не останавливаются на какой-то одной точке;
  • преувеличенные жесты и эмоции, которые могут не соответствовать содержанию и характеру речи;
  • чрезмерно быстрое и неритмичное моргание.