Высшие психические функции характеристика. Понятие психической функции

Тем не менее, у самого Выготского в его прижизненно опубликованных работах выражение "высшие психические функции" не встречается никогда. Вместо этого Выготский в своих текстах использовал фразу "высшие психологические функции" и сходные с ней выражения "высшие психологические процессы", "высшиe процессы поведения", "высшие формы поведения", "высшие интеллектуальные функции", "высшие характерологические образования" и т.п., а массовая редакторская замена слова психологические на психические наблюдается в посмертно изданных его текстах начиная уже с середины 1930-х годов . По оценке современников, разделение на "высшие" и "низшие" функции и процессы устарело уже к началу 1930х годов , а критику такого резкого разделения можно найти как в психологической литературе того времени , так в работах самого Выготского, в начале 1930х осознавшего методологическую ошибочность своего подхода периода 1920х годов .

Тем не менее, в послевоенный период выражение "высшие психические функции" активно используется группой советских исследователей "круга Выготского (англ.) русск. ": А. Р. Лурия , А. Н. Леонтьевым , А. В. Запорожцем , Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным . Этими исследователями содержание понятия было несколько расширено и формализовано, в результате чего был выделен ряд основных признака ВПФ. В разных источниках упоминается от трех до пяти таких основных характеристик, таких как: социальность (интериоризация), опосредственность, произвольность по способу саморегуляции и системность.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А --> X --> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов .

Развитие

По мнению ряда исследователей, формирование высших психических функций - процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (то есть развитии самого приёма), а не в органическом развитии.

На развитие влияют 2 фактора:

  1. Биологический. Для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью. Биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому, что структура этого процесса задаётся извне.
  2. Cоциальный. Развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально, любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми (между ребёнком и взрослым) и таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования, высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности , которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем (в процессе интериоризации), внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние. Таким образом, внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась Леонтьевым , - уже в рамках деятельностного подхода . Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому-либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построение данной функции.

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Плотников, Сергей Николаевич
  • Девкалион (значения)

Смотреть что такое "Высшие психические функции" в других словарях:

    высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. В. п. ф. одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и развитое А. Р. Лурия и другими психологами. В. п. ф. как… … Большая психологическая энциклопедия

    Высшие Психические Функции - теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложные психические процессы, социальные по своему формированию, которые опосредствованы и за счет этого произвольны. По его предс … Психологический словарь

    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению, и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Высшие психические функции Словарь-справочник по педагогической психологии

    Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Высшие психические функции одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими… … Словарь по педагогической психологии

    высшие психические функции - <...> отношение между высшими психологическими функциями было некогда реальным отношением между людьми <...> Отношение психологических функций генетически соотнесено с реальным отношением между людьми: регуляция словом,… … Словарь Л.С. Выготского

    Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ - сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу осуществления. Понятие «В. п. ф.» введено Л.С. Выготским … Психомоторика: cловарь-справочник

    Высшие психические функции (ВПФ) - Сложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению и произвольные по способу своего осуществления. ВПФ – одно из основных понятий современной психологии. В осуществлении ВПФ приоритетную роль играет речь.… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Психические функции - Психическая функция (в соционике) часть психики, которая отвечает за работу (восприятие, интерпретацию, дальнейшую обработку и выдачу) с соответствующим информационным аспектом. Понятие психическая функция введено основоположником аналитической… … Википедия

Книги

  • Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта. Монография , Дьяков С.. В монографии отстаивается позиция исследования психики как информационно-семантической системы. В данной системе, на основе филогенеза живой материи, в процессе социокультурного онтогенеза…

Синонимы ВПФ: высшие церебральные функции, высшая нервная деятельность (устаревший термин), высшие корковые функции (устаревший термин), высшие психические функции.
Элементы ВПФ есть и у животных: собак, кошек, лошадей, обезьян, дельфинов. Но именно у людей ВПФ достигают максимального развития и, в свою очередь, являются основой развития человека как члена общества. Особенность ВПФ человека - способность к творчеству, открытиям, прогнозированию ситуации. Итак, ВПФ - это основа развития человека как члена общества.

Морфологический субстрат ВПФ, условия их формирования


Морфологический субстрат ВПФ:

  • кора больших полушарий головного мозга (совокупность центральных звеньев анализаторов);
  • стволово-подкорковые структуры (отсюда бытовавший ранее, а ныне оставленный термин «высшие стволово-подкорковые функции»).

Указанные образования объединены в иерархическую систему.
Между корой, стволом и подкорковыми образованиями имеются многочисленные многосторонние связи. Например, каждый из 13-14 млрд нейронов, находящихся в коре больших полушарий мозга, связан с 10 ООО своих «собратьев». Подкорково-стволовые структуры служат энергетическим источником, тонизирующим кору и обеспечивающим той или иной, необходимый по ситуации, уровень бодрствования и дифференцированную активацию той или иной функции (за счет влияний ретикулярной формации): в зависимости от решаемой организмом задачи активируются определенные центры - чтения, слуха, речи и прочее.
Современные методы исследования позволили установить, что отдельные группы нейронов «отвечают» за восприятие и распознавание различных ракурсов одного и того же лица, за восприятие главного предмета и «фона», на котором он представлен. Бытовавшая ранее точка зрения, что все возможности мозга, якобы, не используются в полной мере, несостоятельны, так как в каждый конкретный момент работают только те его части, которые задействованы для выполнения осуществляющейся функции и решения имеющейся задачи. Кроме того, в целях компенсации необходима некоторая избыточность клеточных элементов. Наконец, нельзя забывать о постоянном выведении из строя клеток мозга с постарением. Например, есть данные, что в возрасте 60 лет человек теряет до 40-50% нейронов; однако и имеющихся обычно достаточно и для выполнения социально-профессиональной деятельности, и для решения задач творческого характера.
Мозг новорожденного ребенка напоминает книгу с незаполненными, белыми страницами. Кроме некоторых инстинктов и форм врожденного поведения мозг ничем не обладает. В то же время мозг ребенка обладает уникальной особенностью всему научиться благодаря усвоению и творческой интерпретации поступающей информации. Эта способность определяется генетической программой, обучением и воспитанием. Реализация программы обучения позволяет усвоить необходимые бытовые и профессиональные навыки и знания, принципы и законы общения в социальной среде. Именно для этого дитя человека имеет самый длинный период детства, который нецелесообразно сокращать. И именно это обстоятельство - способность всему научиться и на этой основе творчески совершенствовать окружающую среду и себя самого - и определяет могущество будущего взрослого человека.
В эволюционном плане перед Природой стояла задача: каким путем ей развиваться. Обновление могло идти двумя путями:

  • путем вечной жизни созданного организма, некоторые части которого, изнашиваясь, будут отмирать;
  • путем полового размножения и гибели старых особей, дающих жизнь новым организмам и освобождающих место для них.

Очевидно, Природа избрала второй путь: это более выигрышный с точки зрения человечества и вообще живого путь, так как именно он обеспечивает и полноценное приспособление к постоянно меняющимся условиям существования, и возможность усвоения накопленного поколениями опыта. Этот путь освобождает рабочее место нашим детям, которые когда-то будут готовы его занять.
Обучение возможно в определенных условиях и определенным образом сказывается на морфологическом субстрате ВПФ. Показано, что у животных - приматов, выращенных в обогащенной сенсорной среде, слои коры больших полушарий толще, а структура нейронов сложнее, чем у особей, выросших в обедненных условиях. Таким образом, научение может влиять на строение коры головного мозга. В этой связи для правильного формирования морфологического субстрата ВПФ необходимы определенные условия, которые обеспечиваются в семье при достаточной заботе родителей и которые не могут полноценно моделироваться в условиях детского дома.

Условия формирования ВПФ:

1. Наличие социальных контактов - ребенок рождается без знаний и умений, речи. Обучение возможно только в человеческом обществе, в среде себе подобных. Крайне важен контакт с родителями, воспитание, обучение, подражание взрослым в играх (по сути - ролевых играх, где дети «примеряют» на себя будущие роли отца, матери, жены, мужа, начальника и подчиненного, товарища, моделируют решение проблем бытового, семейного, социального характера. Формирование речи возможно только при условии, если ребенок слышит названия предметов, ситуаций и действий (или ему указывают иные обозначающие их эквиваленты, при отсутствии слуха, например). В этой связи важно воспитание в обогащенной сенсорной среде, при постоянном притоке информации. С другой стороны, вредно пребывание в переобогащенной среде в связи с неумением ребенка ограничивать, «отсекать» избыточную информацию.

2. Наличие функциональных систем, то есть взаимодействующих структур, предназначенных для выполнения той или иной высшей функции.

3. Наличие генетической программы в значительной степени определяет способности человека.

Жизнь ребенка в условиях невнимания к его физическим нуждам, при недостатке общения, при психологической запущенности, когда родители не обращают внимания на ребенка, не откликаются на его обращение, крик, не разговаривают с малышом, когда родители не испытывают теплых чувств к своим детям, когда дети лишены ощущения собственной защищенности (физической и психической), - все это ослабляет развитие ВПФ и негативно влияет на формирование эмоционально-психологической сферы.
Эффективное научение возможно в первые годы жизни и «упускание» этих жестких сроков крайне негативно сказывается на формировании ВПФ, связи между структурами мозга консервируются, и эффективное обучение, прежде всего речи, ходьбе, социальным навыкам, письму спустя 7-10 и более лет становится невозможным.

Мышление

Мышление (М.) - это отвлеченное познание сущности явлений, их взаимосвязи путем мыслительных операций. В неврологии под М. понимается способность к принятию решений, определяющих поведение человека, способность к решению задач бытового, профессионального и творческого характера.

Морфологический субстрат для реализации М.:

  1. Лобные доли. Они программируют деятельность человека, направленную на решение имеющихся задач, обеспечивают «социальную» программу поведения, критическую оценку действий и их последствий, то есть оценку адекватности избранной формы поведения. Для принятия решений нужен анализ информации, содержащейся в памяти и полученной в течение жизни, и информации об окружающих условиях и о состоянии и возможностях собственного организма.
  2. Зоны зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, кожного анализаторов в коре головного мозга, с их взаимосвязями (например, в системе «зрительный образ - звук - вкус»).
  3. Гипоталамус, таламус, стволовые образования. Здесь - исходный пункт мотиваций, центры ощущений жажды, голода, полового поведения, иных инстинктов.

Для реализации М. нужна согласованная деятельность всех 3-х уровней. Логически-смысловое мышление обеспечивается левым полушарием у правши; образное, чувственное - правым полушарием.
Оценивая уровень, степень организации М., необходимо учитывать возраст (ребенок, взрослый, человек пожилого возраста), уровень образования (несколько классов, средняя школа, высшее образование и проч.), а также социальное положение, внимание, память.


Интеллект

Интеллект (И.) - способность к мышлению, к рациональному познанию. И. зависит от генетической программы, воспитания и обучения. Например, суперинтеллектуальный подросток может не уметь читать и писать, если у него не было условий для соответствующего обучения. И. можно проверить с помощью различных тестовых, в том числе невербальных программ.

Память

Память (П.) - способность к сохранению информации. Есть еще одна сторона - для использования П. необходимо иметь возможность не только запоминать, но и воспроизводить информацию. Запоминание обычно идет по принципу обобщения, из обобщений конструируется система знаний.
В реализации П. участвуют: зоны коры больших полушарий, гиппокампальные извилины левой височной доли (височно-теменно-затылочные области); подкорковые образования; ретикулярная формация.
П. по механизму и особенностям подразделяется на кратковременную, промежуточную и долговременную.
Логически-смысловая П. связана с левым полушарием (у правши), чувственно-образная - с правым.
Субстрат хранения информации - РНК, нейропептиды, энкефалины.
Эндогенный стимулятор П. - норадреналин.
Экзогенные стимуляторы П.: ноотропные средства: кавинтон (винпоцетин), семакс, глиатилин (церепро), церебролизин (не при эпилепсии), ноотропил (пирацетам, луцетам) и другие. Следует иметь в виду, что пирацетам и его аналоги не показаны при эпилептической готовности, могут повышать тревожность и не назначаются на ночь.

Праксис (праксия)

Праксия - способность к совершению сложных целенаправленных действий. Праксис - совокупность бытовых и профессиональных навыков. Утрата этой способности при сохранности мышечной силы и координации называется апраксией.
Зоны: премоторные, префронтальные поля - поля 6, 8, постцентральные отделы - поля 40, 39. Функциональная система праксиса включает в себя много корковых зон.
При повреждении постцентральных отделов мозга (поля 1, 2, 3, 5 и частично 7) возникает кинестетическая апраксия, или апраксия позы, и оральная апракция. В основе - нарушение афферентации, мешающее правильно строить движения. Нижнетеменные очаги слева дают трудности при воспроизведении положения пальцев рук при отсутствии зрительного контроля.
Оральная апраксия - затруднение моторной речи из-за невозможности сложить язык и губы трубочкой, придать определенное положение языку и губам.
При поражении премоторных областей - поля 6, 8, 44 - затруднено выполнение серии движений. Возможно возникновение динамической апракции, сочетающееся с эфферентной моторной афазией и эфферентной моторной аграцией при поражении левого полушария.
При поражении нижней теменной дольки (поля 39, 40) возможна пространственная (конструктивная) апраксия: затруднение построить из отдельных частей геометрическую фигуру, путает правую и левую стороны. В тяжелых случаях не может сам одеться (апраксия одевания), зажечь спичку, показать, как грозят пальцем, и т. д.
При страдании левого полушария присоединяются семантическая афазия, акалькулия, алексия, аграфия.
При страдании полюсов лобных долей возникает лобная апраксия - нарушена программа(действия, отсутствует контроль его результатов. Апраксия сочетается с нарушением социальных норм поведения.

В ранних классификациях выделяются 3 формы апраксии:

  • моторная: невозможность выполнить действие ни самому больному, ни по подражанию. Возможна апраксия одной половины тела (при поражении премоторных отделов - полей 6, 8 левого или правого полушария);
  • идеаторная: нарушаются планы действия;
  • конструктивная (пространственная): невозможность по словесному заданию или по образцу сложить из кубиков фигуру или построить пирамиду, колодец (при поражении теменно-затылочных отделов).

Письмо (графия)

Письмо - графия. Аграфия - нарушение функции письма: невозможность писать правильно по смыслу и по форме при сохранности двигательных функций. Страдает доминантное полушарие. Часто сочетается с сенсорной и моторной афазией (при поражении поля 6 - заднего отдела средней лобной извилины).

Чтение (лексия)

Чтение обеспечивается работой центра в области левой угловой извилины. Алексия - нарушение функции чтения из-за непонимания текста. При поражении левой угловой извилины (поле 39) наблюдается изолированно. Часто сочетается с афазией. Проявляется пропусками, перестановкой букв в словах (паралексия литеральная), заменой слов (паралексия вербальная), непониманием прочитанного. Иногда чтение невозможно.

Счет (калькулия)

Счет - способность производить арифметические действия. Акалькулия - нарушение способности производить арифметические действия, нарушение функции счета (при поражении поля 39 доминантного полушария).

Гнозис (гнозия)

Гнозис (гнозия) - способность к познавательной деятельности, к узнаванию знакомых раздражений, образов и т. д. Агнозия - нарушение способности узнавать знакомые раздражители при сохранности восприятия.

Выделяются:

  • предметная зрительная агнозия - неузнавание знакомых предметов, лиц, а также их изображений, страдают височно-затылочные области обоих полушарий;
  • цветовая агнозия в сочетании с буквенной (лево-полушарные височно-затылочные очаги поражения). Неузнавание цвета и близких по начертанию букв;
  • зрительно-пространственная агнозия (при височно-затылочных очагах, преимущественно левополушарных). Затруднения в определении пространственного расположения, а также правых-левых сторон объекта;
  • слуховая агнозия (при поражениях правой верхней височной извилины) - неузнавание знакомых ранее звуков, шумов, мелодий;
  • астереогнозия (тактильно-кинестетическая агнозия) - неузнавание знакомых мелких предметов наощупь (при поражении теменной области левого полушария);
  • агнозия на лица - неузнавание знакомых лиц или их фотографий (при поражении нижнезатылочной области правого или преимущественно правого полушария);
  • аутотопоагнозия - дезориентация в собственном теле;
  • обонятельная агнозия - неузнавание запахов;
  • вкусовая агнозия - неузнавание вкуса.

Высшие психические функции (ВПФ) - специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: , речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Введёно Л. С. Выготским, развито , А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным,
П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ - опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к “позитивным” биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятие в человеческом и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

А –> X –> Б

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём. Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком. При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов , которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Развитие

Как уже было сказано выше, формирование высших психических функций - процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (т.е. развитии самого приёма), а не органическом. На развитие влияют 2 фактора:

Биологический: для развития человеческой психики необходим , обладающий наибольшей пластичностью; биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому что структура этого процесса задаётся извне;

Социальный: развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми, между ребёнком и взрослым, таким образом является интерпсихическим процессом. На этом этапе формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы. В дальнейшем в процессе интериоризации внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, таким образом внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась также Леонтьевым уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

выготский психический культурный исторический

Высшие психические функции -- специфические человеческие психические процессы. Выготский говорит, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. К высшим психическим функциям по Выготскому относятся восприятие, память, мышление и речь. Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как фактора, а как источника развития личности. В этой связи Выготский говорит: «Среда (в частности, для человека социальная среда, потому что и природная среда для современного человека есть только часть социальной среды, так как никакого отношения и никаких связей вне социальных не может быть для современного человека) в конечном счете несет в себе, в своей организации те условия, которые формируют весь наш опыт». В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культуры, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов. Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, то есть превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо натуральной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он к ним. Таким образом, пишет Выготский: «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему потрясшему нас выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды -- сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения.

Интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. По мнению Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

Экстериоризация-- означает переход действия из внутреннего во внешний план, процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Так же это понятие, означает переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Интериоризуясь, натуральные психические функции трансформируются и сворачиваются, приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции входят элементы общественно-исторического опыта, тем самым, преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознание. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения - специфически культурные. «Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. Поэтому совершенно естественно, что история культурного развития ненормального ребенка будет пронизана влияниями основного дефекта или недостатка ребенка. Его природные запасы--эти возможные элементарные процессы, из которых должны строиться высшие культурные приемы поведения, -- незначительны и бедны, а потому и самая возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается для такого ребенка часто закрытой именно из-за бедности материала, лежащего в основе других культурных форм поведения», - говорит Выготский. Высшие психические функции происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения. Высшие психические функции человека представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, то есть перенос социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь высшие психические функции проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми, а затем как внутреннее явление.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования высших психических функций. В процессе функционирования высших психических функций рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность высших психических функций определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения.

В отличие от животного, человек рождается и живет в мире предметов, созданных общественным трудом, и в мире людей, с которыми он вступает в известные отношения. То есть он живет в мире культуры, в мире исторической культуры, в культуре которая себя создавала и теперь продолжает себя создавать. Это с самого начала формирует его психические процессы. Естественные рефлексы ребенка коренным образом перестраиваются под влиянием обращения с предметами. «Все вообще процессы поведения разлагаются на различные по длине и по числу звеньев цепи сочетательные рефлексы, в иных случаях заторможенные и не выявленные во внешней части».

Рефлекс можно определить, как закономерную целостную стереотипную реакцию организма на изменения внешней среды или внутреннего состояния, которая осуществляется при обязательном участии центральной нервной системы. Рефлекс обеспечивается объединением афферентных, вставочных и эфферентных нейронов, составляющих рефлекторную дугу. Рефлекс - реакция приспособительная, она всегда направлена на восстановление равновесия, нарушенного меняющимися условиями среды. Характер рефлекторного ответа зависит от двух особенностей раздражения: силы стимула и места, на которое он действует. Рефлекторные ответы стереотипны: повторное действие одного и того же раздражителя на один и тот же участок тела сопровождается одним и тем же ответом. Приведем цитату Льва Выготского: «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности».

На основе этих рефлексов формируются новые двигательные схемы, создающие как бы слепок этих предметов, происходит уподобление движений их объективным свойствам. То же самое следует сказать и о человеческом восприятии, формирующемся под прямым влиянием объективного мира вещей, которые сами имеют общественное происхождение.

Сложнейшие системы рефлекторных связей, которые отражают объективный мир предметов, требуют совместной работы многих рецепторов и предполагают образование новых функциональных систем.

Ребенок живет не только в мире готовых предметов, созданных общественным трудом. Он всегда, с самого начала своей жизни вступает в необходимое общение с другими людьми, овладевает объективно существующей системой языка, усваивает с его помощью опыта поколений. Все это становится решающим фактором его дальнейшего психического развития, решающим условием для формирования тех высших психических функций, которым человек отличается от животных.

Образцом или принципиальной моделью опосредствованного строения высших психических функций может служить любая операция, решающая практическую задачу с помощью употребления орудия или решающая внутреннюю, психологическую задачу с помощью использования вспомогательного знака, который является средством для организации психических процессов. B опосредствовании психических процессов решающая роль принадлежит речи.

На ранних этапах своего развития высшие психические функции опираются на использование внешних опорных знаков и протекают как ряд специальных развернутых операций. Лишь затем они постепенно свертываются, и весь процесс превращается в сокращенное, базирующееся на внешней, а затем и на внутренней речи, действие.

Смена строения высших психических функций на различных этапах онтогенетического развития означает, что и их кортикальная организация не остается неизменной и что на разных этапах развития они осуществляются неодинаковыми констелляциями корковых зон.

Выготский наблюдал, что соотношение отдельных компонентов, входящих в состав высших психических функций, не остается неизменным на последовательных этапах их развития. На ранних этапах их формирования относительно простые чувственные процессы, служащие фундаментом для развития высших психических функций, играют решающую роль, однако на последующих этапах, когда высшие психические функции оказываются уже сформированными, эта ведущая роль переходит к более сложным, сформированным на основе речи системам связей, которые начинают определять все строение высших психических процессов.

Кратко говоря высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями высших психических функций являются их опосредованный характер и произвольность. Выготский говорил: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».

Понятие высших психических функций, их строение и развитие. Понятие интериоризации (Л.С. Выготский).

План ответа

    1. выделение понятия ВПФ

      понятие ВПФ

    Строение ВПФ.

    1. структура ВПФ

      отличительные свойства ВПФ

    1. возникновение ВПФ

      развитие ВПФ

    Понятие интериоризации.

    1. понятие интериоризации

      стадии интериоризации

    Понятие высших психических функций (ВПФ).

    1. Выделение понятия ВПФ

В 1920 – 30-х годах культурно-историческая теория Выготского сформировалась под влиянием положения марксистской философии об определяющей роли орудийного труда в процессе антропогенеза. Выготский продолжил развитие идеи о связи орудийной и знаковой (речевой) деятельности.

Отличительной особенностью человека является его способность к преобразованию среды средствами, накопленными и выработанными в рамках культурной традиции. Культурный опыт сохраняется и передаётся от поколения к поколению не только в виде изготовленных орудий, но, главным образом, посредством знаковой речи, фиксирующей накопленный опыт.

Если внешняя среда преобразовывалась с помощью материальных орудий, собственная психика также осваивалась человеком с помощью орудий, только психических – знаков. Знак не только подменяет собою конкретный предмет или действие, но выполняет также и функцию обобщения, формируя понятия. Мир, таким образом, как бы раздваивается на вещественный и «обозначенный» в сознании, что открывает дорогу мышлению как «внепрактическому» познанию.

Изучая проблемы развития личности, Л.С.Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

      Понятие ВПФ

Высшие психические функции - сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. - одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)). Важнейшей характеристикой ВПФ является их опосредствованность различными «психологическими орудиями» - знаковыми системами , являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредование ВПФ представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

    Строение ВПФ.

    1. Структура ВПФ

Для Выготского знак (слово) – это то «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Знак играет важную роль в структуре ВПФ. Он становится средством опосредования между одним актом деятельности человека и другим (например, для того, чтобы запомнить что-то мы используем систему кодирования информации, чтобы потом ее воспроизвести). При этом сам характер строения высших психических функций можно обозначить как системный. ВПФ представляет собой систему, имеющую иерархический характер, т.е. одни части этой системы подчинены другим. Но система ВПФ не является статичным образованием, на протяжении жизни человека она меняется как теми частями, из которых состоит, так и отношением между ними.

      Отличительные свойства ВПФ

      произвольность (человек сам управляет своей психической функцией, т.е. человек ставит задачи, цели). Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке;

      осознанность ВПФ;

      опосредованность (используются средства). Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы;

      социальность по происхождению. ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности;

      системность .

    Возникновение и развитие ВПФ.

    1. Возникновение ВПФ

В отличие от низших психических функций, которые врожденны, неопосредствованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие формируются социально, опосредствованы, произвольно управляемы и объединены в системы. Среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Согласно Выготскому, ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Процесс развития психики в онтогенезе Л.С. Выготский рассматривал как процесс интериоризации отношений управления и знаковых средств, т.е. перевод их из межличностной сферы во внутриличностную в ходе освоения культуры через речевое общение.

      Развитие ВПФ

Законы формирования . Выготским были выделены законы формирования ВПФ:

1. Закон перехода от натуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формам поведения. Его можно назвать "законом опосредствования".

2. Закон перехода от социальных к индивидуальным формам поведения (средства социальной формы поведения в процессе развития становятся средствами индивидуальной формы поведения).

3. Закон перехода функций извне внутрь. "Этот процесс перехода операций извне вовнутрь мы и называем законом вращивания". Позднее, в другом контексте Л.С. Выготский сформулирует еще один закон, который, на наш взгляд, допустимо считать продолжением данного ряда.

4. "Общий закон развития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшей ступени в развитии какой-либо функции. Они возникают поздно". Очевидно, его можно назвать "законом осознания и овладения".

Пример . В качестве примера формирования ВПФ можно привести трактовку Л.С. Выготским развития указательного жеста у младенцев. Первоначально этот жест существует в форме неудавшегося хватательного движения ребенка, направленного на желаемый объект. Как таковой это еще не указательный жест, однако он способен приобрести значение указательного жеста, если будет соответствующим образом интерпретирован близкими взрослыми. На этой (второй) стадии хватательное движение становится опосредствовано социальным окружением ребенка и приобретает значение "помоги мне взять это", которое быстро усваивается ребенком; последний начинает использовать его как для целей коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения желаемым объектом, который он не может достать самостоятельно. Делая это, ребенок по-прежнему может не осознавать тот факт, что он использует данный жест как социальный сигнал. Еще позднее этот указательный жест "для-других" может быть сознательно использован ребенком как орудие, посредством которого ребенок осуществляет контроль над своим собственным поведением; например (моя интерпретация смысла текста Л.С. Выготского. - Е.С.), для выделения определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем. На этот раз ребенок понимает: то, что он делает посредством указательного пальца (или предмета, его заменяющего), есть особый акт, осуществляемый с целью не дать вниманию расползтись по картине, а сконцентрировать его на определенном избранном пункте. На этой стадии указательный жест существует "для-себя" или, точнее говоря, для ребенка, который использует его и в то же время знает, что он его использует.

    Понятие интериоризации.

    1. Понятие интериоризции

Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический , т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические . Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические – процесс интериоризации , т.е средства-знаки (зарубки, узелки) превратились во внутренние (образы, элемент внутренней речи). Интериоризация (по Выготскому) - это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

      Стадии интериоризации

3 стадии интериоризации в онтогенезе :

    взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

    ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

    ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Пример : Л.С.В проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.