Изменение политики на дальнем востоке и азии после второй мировой войны. Ближний и средний восток

Крушение колониальной системы. Вторая мировая война оказала громадное влияние на развитие стран Востока. В боях участвовало огромное количество азиатов и африкан­цев. Только в Индии было призвано в армию 2,5 млн чело­век, во всей Африке - около 1 млн человек (а еще 2 млн были заняты обслуживанием нужд армии). Огромны были потери населения в ходе боев, бомбардировок, репрессий, из-за лишений в тюрьмах и лагерях: в Китае за годы войны погибло 10 млн человек, в Индонезии - 2 млн человек, на Филиппинах - 1 млн Неимоверны были бедствия населе­ния, разрушения и убытки в зонах военных действий. Но наряду со всеми этими тяжелыми последствиями войны не­сомненны и ее положительные результаты.


Народы колоний, наблюдая поражения армий колони­заторов, сначала - западных, потом - японских, навсегда изжили миф об их непобедимости. В годы войны как никог­да четко определились позиции разных партий и лидеров.

Самое же главное - в эти годы выковывалось и созрело массовое антиколониальное сознание, сделавшее необрати­мым процесс деколонизации Азии. В странах Африки этот процесс по ряду причин развернулся несколько позже.

И хотя борьба за достижение независимости еще потре­бовала ряда лет упорного преодоления попыток традици­онных колонизаторов вернуть «все старое», жертвы, при­несенные народами Востока во Второй мировой войне не были напрасны. В пятилетие после окончания войны доби­лись независимости почти все страны Южной и Юго-Восточ­ной Азии, а также Дальнего Востока: Вьетнам (1945 г.), Индия и Пакистан (1947 г.), Бирма (1948 г.), Филиппины (1946 г.). Правда, Вьетнаму пришлось в дальнейшем вое­вать еще тридцать лет до достижения полной независимос­ти и территориальной целостности, другим странам - мень­ше. Однако во многом военные и иные конфликты, в кото­рые втягивались эти страны вплоть до недавнего времени, порождены уже не колониальным прошлым, а внутренни­ми или международными противоречиями, связанными с их независимым, суверенным существованием.

Традиционные общества Востока и проблемы модер­низации. Развитие современного мирового сообщества про­исходит в духе глобализации: сложились мировой рынок, единое информационное пространство, существуют между­народные и наднациональные политические, экономичес­кие, финансовые институты и идеологии. Народы Востока активно участвуют в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «мно­гополюсный мир - периферия». Это было определено тем, что модернизация восточного общества (переход от тради­ционного общества к современному) в колониальный и по­стколониальный период проходила под эгидой Запада.

Западные державы по-прежнему стремятся и в новых условиях сохранить и даже расширить свои позиции в странах Востока, привязать их к себе экономическими,


политическими, финансовыми и прочими узами, опутав сетью соглашений о техническом, военном, культурном и прочем сотрудничестве. Если же это не помогает или не получается, западные державы, особенно США, не колеб­лясь, прибегают к насилию, вооруженной интервенции, экономической блокаде и прочим средствам давления в духе традиционного колониализма (как в случае с Афга­нистаном, Ираком и другими странами).

Тем не менее, в будущем под влиянием изменений в развитие экономики, научно-техническом прогрессе воз­можно перемещение мировых центров - экономических, финансовых, военно-политических. Тогда, возможно на­ступит конец евро-американской направленности эволю­ции мировой цивилизации, а восточный фактор станет направляющим фактором всемирной культурной основы. Но пока доминантой складывающейся мировой цивилиза­ции остается Запад. Его сила опирается на сохраняющее­ся превосходство производства, науки, технологии, воен­ной сферы, организации экономической жизни.

Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объе­диняет в частности, колониальное и полуколониальное про­шлое, а также периферийное положение в мировой эконо­мической системе. Их объединяет также то, что по срав­нению с темпами интенсивного восприятия достижений на­учно-технического прогресса, материального производства, сближение Востока с Западом в сфере культуры, религии, духовной жизни происходит относительно медленно. И это естественно, потому что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами, при всех наци­ональных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценностей материаль­ного, интеллектуального и духовного бытия.

Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и по­лучило свой результат. Но при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. В разных восточных странах проходили проверку, как западные модели рыночной экономики, так и социалистические пла-


новые, по образцу СССР. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия традиционных об­ществ. Причем «современное» не только сосуществует с «традиционным», образует с ним синтезированные, сме­шанные формы, но и противостоит ему.

Одна из особенностей общественного сознания на Вос­токе заключается в мощном влиянии религий, религиоз­но-философских доктрин, традиций как выражения соци­альной инертности. Выработка современных взглядов про­исходит при противоборстве традиционного, обращенное в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом - с другой.

История современного Востока свидетельствует о том, что традиции могут выступать как в качестве механизма, способствующего восприятию элементов современности, так и в качестве тормоза, блокирующего преобразования.

Правящая элита Востока в социально-политическом от­ношении делится, соответственно, на «модернизаторов» и «охранителей».

«Модернизаторы» пытаются примирить науку и рели­гиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. «Модернизаторы» нередко призывают к пре­одолению антагонизма между религиями и допускают воз­можность их сотрудничества. Классический пример стран, сумевших приспособить традиции с современностью, ма­териальными ценностями и институтами западной циви­лизации - конфуцианские государства Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Япония, «новые индустриальные страны», Китай).

Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» - переосмысление действительности, современных социокуль­турных и политических структур в духе священных тек­стов (например, Корана). Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строиться так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фун-даменталистам-«охранителям» присущи нетерпимость и «по­иск врагов». Во многом успехи радикальных фундамента-


листских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага (Запад), «виновника» всех его бед. Фундаментализм получил широкое распростране­ние в ряде современных исламских стран - Иране, Ливии и др. Исламский фундаментализм - это не просто возвраще­ние к чистоте подлинного, древнего ислама, но и требова­ние единства всех мусульман в качестве ответа на вызов современности. Тем самым выдвигается претензия на созда­ние мощного консервативного политического потенциала. Фундаментализм в его крайних формах ведет речь об объе­динении всех правоверных в их решительной борьбе с из­менившимся миром, за возврат к нормам очищенного от позднейших наслоений и искажений настоящего ислама.

Японское экономическое чудо. Япония вышла из вто­рой мировой войны с разрушенной экономикой, угнетенной в политической сфере - ее территория была оккупирована войсками США. Период оккупации закончился в 1952 году, за это время с подачи и при содействии американской адми­нистрации в Японии были проведены преобразования, при­званные направить ее на путь развития стран Запада. В стра­не вводилась демократическая конституция, права и свобо­ды граждан, активно формировалась новая система управ­ления. Такой традиционный японский институт как мо­нархия сохранялся лишь символически.

К 1955 году, с появлением либерально-демократической партии (ЛДП), которая стояла у руля власти несколько последующих десятилетий, политическая ситуация в стране окончательно стабилизировалась. В это время происходит первая смена экономических ориентиров страны, заключав­шаяся в преимущественном развитии промышленности группы «А» (тяжелая промышленность). Ключевыми от­раслями экономики становятся машиностроение, судостро­ение, металлургия

Вследствие ряда факторов во второй половине 50-х - начале 70-х годов Япония продемонстрировала небыва­лые темпы роста, обогнав по ряду показателей все страны капиталистического мира. Валовой национальный продукт (ВНП) страны увеличивался на 10 - 12 % в год. Будучи весьма скудной, в сырьевом отношении, страной, Япония смогла развить и эффективно использовать энергоемкие и


трудоемкие технологии тяжелой промышленности. Рабо­тая по большей части на привозном сырье, страна смогла пробиться на мировые рынки и добиться высокой рента­бельности хозяйства. В 1950 г. национальное богатство оценивалось в 10 млрд долларов, в 1965 уже в 100 млрд долларов, в 1970 эта цифра достигла 200 млрд., в 1980-м был перейден порог в 1 триллион.

Именно в 60-е годы появилось такое понятие, как «япон­ское экономическое чудо». В то время, когда 10 % счита­лись высоким показателем, промышленное производство Японии увеличивалось на 15 % в год. Япония в два раза превзошла в этом отношении страны Западной Европы и в 2,5 раза - США.

Во второй половине 70-х годов произошла вторая смена приоритетов в рамках экономического развития, что было связано, прежде всего, с нефтяным кризисом 1973 - 1974 годов и резким подорожанием нефти - основного энергоно­сителя. Наиболее остро подъем цен на нефть отразился на базовых отраслях японской экономики: машиностроении, металлургии, судостроении, нефтехимии. Первоначально Япония была вынуждена значительно сократить ввоз нефти, всячески экономить на бытовых нуждах, но этого оказалось явно недостаточно. Кризис экономики, ее энергоемких от­раслей, обострялся традиционной для страны нехваткой земельных ресурсов, экологическими проблемами. В этой ситуации японцы поставили во главу угла развитие энер­госберегающих и наукоемких технологий: электроники, точного машиностроения, средств связи. В результате Япо­ния вышла на новый уровень, вступив в постиндустриаль­ную информационную стадию развития.

Что же позволило разрушенной после войны многомилли­онной стране, практически лишенной полезных ископаемых, достичь такого успеха, относительно быстро войти в число лидирующих в экономическом отношении мировых держав и добиться высокого уровня благосостояния граждан?

Конечно, все это в немалой степени было обусловлено всем предшествующим развитием страны, которая в отли­чие от всех других стран Дальнего Востока, да и большей части Азии, изначально встала на путь преимущественно­го развития частнособственнических отношений в услови­ях незначительного давления государства над обществом.


Очень важным был предыдущий опыт капиталистиче­ского развития, последовавший за реформами Мэйдзи. Бла­годаря им обособленная островная страна с весьма специ­фическими культурными чертами смогла адаптироваться к новым реалиям мирового развития, изменениям обще­ственной и экономической жизни..

Хороший толчок дали реформы периода оккупации пос­ле второй мировой войны. Окончательно поставив страну на путь демократического развития, они высвободили внут­ренние силы японского общества.

Поражение в войне, уязвившее национальное достоин­ство японцев, также стимулировало их высокую экономи­ческую активность.

Наконец отсутствие, вследствие запрета, собственных во­оруженных сил и расходов на них, американские промыш­ленные заказы, благоприятная политическая обстановка так­же сыграли важную роль в формировании «японского чуда».

Совокупное влияние всех этих факторов и породило яв­ление, известное как «японское экономическое чудо», отра­зившее характер развития японского общества во второй половине XX века.

Исламская революция в Иране. Революционные со­бытия конца 70-х годов XX в. в Иране были вызваны к жизни социально-экономическими и политическими рефор­мами, проводившимися шахом Мохаммедом Пехлеви и его окружением в предшествующий период. Данные преобра­зования были направлены на ликвидацию полуфеодаль­ных отношений в стране, ускоренную модернизацию Ира­на и его интеграцию в современный капиталистический мир (так называемая «белая революция»).

Из 19 реформ важнейшей была аграрная, направлен­ная на передачу земли крестьянам-арендаторам. Тем са­мым поощрялось создание товарных хозяйств. Вместе с тем множество семей землевладельцев не смогли адаптиро­ваться к новым условиям и устремились в город, попол­няя ряды неквалифицированных рабочих, безработных, люмпенов.

Помимо аграрной реформы проводится и модернизация промышленности. Значительно возросли поступления от продажи нефти, появились новые отрасли легкой и тяже-


лой промышленности. Несмотря на то, что реформы по­могли стране преодолеть ее социально-экономическую от­сталость, развитие экономики не было органичным и рав­номерным. Одни отрасли развивались ускоренно, в других наблюдался застой. На всех уровнях имели место такие пагубные явления, как расточительность, бесхозяйствен­ность, коррупция, жажда наживы, перекрывавшие во мно­гом положительные стороны реформ.

Главной ошибкой шаха стала его опора исключительно на силу, а также явное пренебрежение интересами исламс­кого духовенства, ущемленного реформами. Авторитет ду­ховенства оказался значительно подорванным в результа­те попыток модернизации и секуляризации страны, вне­дрения западной культуры. Духовенство смогло привлечь к борьбе широкие слои населения, уставшего приспосаб­ливаться к быстрой капиталистической модернизации стра­ны. Массовой базой революции стали средние городские слои, обнищавшие крестьяне и нишие.

Во главе революции встал аятолла (обладатель высшего религиозного звания) Хомейни, сумевший довести ее до по­бедного конца. В обстановке небывалого подъема революци­онной активности народа вопрос о власти был фактически решен уже в начале 1979 года. Шах покинул народ, в стране был проведен референдум, следствием которого было провозглашение Исламской Республики Иран. В декабре того же года была принята конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране при­надлежит духовенству в лице Хомейни (после его смерти - его преемнику), а гражданскую политическую власть осу­ществляет президент, парламент (меджлис) и премьер.

Внутриполитическая жизнь страны после революции ха­рактеризуется доминированием духовенства, которое смог­ло сформировать крупнейшую фракцию в парламенте, скон­центрировать в своих руках исполнительную власть, об­разование, карательные органы, расправиться с оппози­цией. В Иране насаждается исламская этика, выдвигается тезис о Коране как конституции всего человечества.

Для внешней политики характерна явная антизападная направленность. Новая власть расторгла ряд гражданских и военных контрактов с США и другими странами, ликви-


дировала американские военные базы, банки и компании. Основным внешнеполитическим принципом была объявлена формула «Ни Запад, ни Восток, а ислам». Иран вплоть до настоящего времени считает своей обязанностью проведение «экспорта» исламской революции, поддерживает радикаль­ные фундаменталистские движения во многих странах.

Таким образом, исламская революция в Иране была неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые шах, его окружение и американские советники нимало не считались ни с народом, ни с его традициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за реформы, ко­торые несли бешеное обогащение кучке богачей (в частно­сти, от продажи нефти), спекулянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, крестьянства, мел­ких предпринимателей. В стране расцвели такие негатив­ные явления западной культуры, как преступность, алко­голизм, наркомания, проституция. На «иранский пирог» ринулись тысячи международных проходимцев и авантю­ристов. Заморское, прежде всего, американское стало вы­теснять свое иранское. Всеобщее падение морали и нрав­ственности дополнило картину. В этой ситуации соци­альный взрыв был неизбежен, а духовенство лишь умело им воспользовалось.

04:33 pm - Восточная Азия после 1945 г., часть 1

Несколько месяцев назад по просьбе одного московского издательства я написал главу - точнее, куски главы - в учебном пособии по истории Азии в XX веке. По условиям издательства, я писал разделы по Кореям, Вьетнаму и Тайваню, а также по Китаю после 1975 г. Решил выложить то, что я написал, с частичным учётом правок редакции, и убрав вставки. В связи с ограничением на размер постов, делю на три части. Писать надо было сжато, с ориентацией на обычного массового читателя. В некоторых случаях действовали ограничения, наложеные структурой книги - в частности, я не писал о китайской революции 1949 г. и о Китае времён Мао, а также о Вьетнамской войне.

****
Первые послевоенные десятилетия стали в мире временем надежд. На огромных пространствах Азии и Африки рушились колониальные империи, и многим казалось что новые государства, освободившись от иностранного контроля и эксплуатации, немедленно достигнут невиданных экономических успехов. Однако надежды эти оказались необоснованными. История стран т.н. «третьего мира» оказалась весьма печальной. В многих случаях независимость привела не к улучшению, а к ухудшению их экономического положения.

На этом фоне едва ли не единственным исключением стала Восточная Азия. Именно там находятся почти все те - весьма немногочисленные - страны, которым удалось из «развивающихся» превратиться в «развитые». К их числе относятся Южная Корея, Тайвань и Сингапур, т.н. «азаиатские тигры». Две другие страны региона, Вьетнам и Китай, оставаясь достаточно бедными государствами, тем не менее в последние 20 лет демонстрируют впечатляющие темпы роста. Япония, превратившаяся в промышленную державу ещё до войны, значительно улучшила своё экономическое положение и стала, несмотря на относительно скромные размеры, второй по значению экономикой планеты. Иначе говоря, страны Восточной Азии можно считать примером экономического успеха. Что же сделало этот успех возможным, и каковы шансы на то, что «восточноазиатское экономическое чудо» удастся повторить за пределами региона?

При более подробном взгляде на регион становится очевидным, что успех пришёл к странам, которые до конца XIX века входили в состав конфуцианского мира. Господствующей идеологией там являлось конфуцианство, главным языком письменного общения элиты служил древнекитайский, а основой экономики являлось интенсивное земледелие, в первую очередь основанное на рисоводстве. Немало общего существовало в культуре и обычаях Китая, Кореи, Японии и Вьетнама..

Здесь мы расскажем о том, какие обстоятельства сделали возможным экономический рывок Восточной Азии. Мы сосредоточимся на странах, которые совершили этот рывок уже после Второй Мировой войны, не рассматривая, в частности, Японию, трансформация которой произошла ранее. Для Японии период после 1945 г. был временем быстрого залечивания военных ран и отказа от имперской внешней политики (строго говоря, отказа от внешней политики как таковой - страна послушно следует в фарватере Вашингтона) и, конечно же, стремительного экономического роста. Для других стран региона период после 1945 г.стал временем бурных потрясений и радикальной перестройки общества.

Окончание Второй мировой войны для Восточной Азии означало крах колониальной системы. В 1945 г. стала независимой Корея, сразу расколовшаяся пополам. Во Вьетнаме путь к независимости оказался более извилистым, но и там к 1954 г. возникли два разных - но бесспорно вьетнамских - государства. В Китае, который колонией никогда не был, 1945 г. тоже означал заметное ослабление внешних влияний. Дело в том, что Япония и Великобритания - две империалистические державы, которые до 1939 г. особенно активно вмешивались в китайскую внутреннюю политику, по итогам войны оказались оттеснены на второй план. Конечно, Восточная Азия оставалась частью мировой политики, причудливые повороты которой вскоре стала определять Холодная война, однако у большинства государств региона всё-таки оказалась некая свобода выбора своего пути.

Восточная Азия в 1945 г. представляла собой весьма грустное зрелище. Людям начала XXI века, которые привычно воспринимают этот регион как «мастерскую мира», трудно представить, что в те времена большинство наблюдателей было единодушно в своём пессимизме: им казалось, что будущего у этого региона просто нет. В 1950 г. по уровню ВВП на душу населения Китай отставал от Цейлона (Шри Ланки) в три раза. Южная Корея по этому показателю уступала тому же Цейлону в полтора раза, а Малайе - в два раза (при том, что британские колонии Малайя и Цейлон отнюдь не относились к богатым странам). Даже будущее Японии, единственной среднеразвитой страна региона, не выглядело особо многообещающим: страна лежала в руинах. Значение этих стран в мировой экономике было ничтожным - достаточно сказать, в 1948 г. главной статьёй экспорта Южной Кореи служили... сушёные кальмары.

Какой же путь выбрали эти страны? Первой, общей для них всех особенностью стала решительно модернизаторская ориентация их политики. К 1945 г. в этих странах практически не осталось людей, которые бы считали, что возрождение старых порядков, возвращение к некоей идеализированной древности, может стать решением стоящих перед обществом проблем. В конфуцианском мире, в отличие от мира ислама, религиозно-идеологический фундаментализм так и не смог стать заметной политической силой. И в Корее, и во Вьетнаме, и в Китае к 1945 г. все политические силы сходились в одном: Восточная Азия должна идти путём развитых стран, огромный экономический и технологический разрыв с которыми следовало преодолеть в кратчайшие сроки.

Ни у кого не было иллюзий: для преодоления этого разрыва нужно было строить общество западного образца. Но какого именно? В 1945 г. развитый мир предлагал две конкурирующие идеологии - государственный социализм советского образца и либеральный капитализм образца американского.

Как представлялось в 1945 г., именно между этими двумя моделями и следовало выбирать. На практике, однако, всё оказалось сложнее. Попытки построить в Восточной Азии общество, которое сочетало бы либеральную демократию и рыночную экономику, оставались безуспешными до конца 1980-х г. (единственным исключением была Япония, но её история уже с середины XIX века шла особым путём). На практике страны прозападной ориентации действительно строили капитализм. Но этот капитализм у них получался нелиберальным, а сами эти государства быстро преврашались в диктатуры, порою - весьма свирепые. С другой стороны, попытки построить в Восточной Азии по марксистско-ленинским рецептам социализм советского образца тоже привели к появлению обществ, на этот образец не очень и похожих: огосударствливание всего и вся достигало немыслимых для СССР и Восточной Европы масштабов, а идеология этих режимов довольно быстро приобретала отчётливый националистический (а иногда - и просто расистский) оттенок.

Сейчас, в начале XXI века, ясно: выбор в Восточной Азии в 1945 г. стоял не между либеральной капиталистической демократией и социализмом советского типа. Реальная альтернатива была другой: или прорыночная «диктатура развития», или госсоциалистическая диктатура маоистского толка.

При этом все участники идеологических споров отличались одной объединяющей их особенностью - для них определяющим был прагматический национализм. Несмотря на многочисленные исключения, интеллигенты и политики Восточной Азии подходили к западным идеологиям с практической точки зрения. И коммунизм, и либеральная демократия были для них не самоцелью, а, в первую очередь, социальными технологиями, которые следовало использовать для того, чтобы создать мощное, современное государство.

Именно этот выбор сыграл немалую роль в расколе всех трёх стран региона. Так получилось, что каждая из этих трёх стран изначально выбрала оба варианта одновременно. В Китае континентальная часть страны пошла по пути маоистского социализма, в то время как отколовшийся Тайвань и Сингапур (преимущественно китайский по составу населения) выбрали капиталистическую диктатуру развития. Во Вьетнаме и Корее северная половина страны пошла по коммунистическому пути, а южная - по капиталистическому. Правда, потом ситуация усложнилась, так как примерно к 1980 г. экономическая неэффективность маоистского варианта стала ясна всем. В результате Вьетнам и КНР, сохраняя формально коммунистическую риторику, приступили к копированию модели своих противников.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Так получилось, что именно в Корее стоявшая перед странами Восточной Азии альтернатива была выражена с наибольшей чёткостью.

На протяжении 1910-1945 гг. Корея была колонией Японии. Японская политика на полуострове во многом отличалась от той политики, которую проводили в своих колониях западные державы. Решающую роль тут играло стремление превратить Корею в часть собственно Японии, полностью ассимилировав население страны. Именно это стремление определяло японскую политику с начала 1930-х гг. Кроме того, для Японии Корея была важной базой, необходимой для продвижения в Китай. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что японские власти активно поощряли инвестиции в Корею, северная часть которой к 1945 г. стала одним из самых индустриально развитых регионов Восточной Азии. В стране существовала немногочисленная, но активная и влиятельная интеллигенция, которая была разделена между право-либеральными и коммунистическими силами.

Державы-победительницы уже в 1943 г. заявили, что после войны государственная независимость Кореи будет восстановлена. Однако вплоть до 1945 г. ни в Москве, ни в Вашинтоне корейским вопросом особо не интересовались.

Когда летом 1945 г. началась непосредственная подготовка к вступлению СССР в войну против Японии, было решено разделить страну на две примерно равные половины. Считалось, что в северной части страны операции против японцев будут вести советские войска, а в южной - части американской армии. В качестве разграничительной линии была предложена 38-я параллель, но при этом подразумевалось, что решение о разделе носит временный характер.

Советские войска начали боевые действия против Японии 9 августа, а примерно к 20 августа все крупные города к северу от 38-й параллели находились под советским контролем. Американцы высадились на Юге позднее, уже после капитуляции Японии, и в боевых действиях участия не принимали.

В обеих частях страны начали стихийно создаваться органы местного самоуправления. Однако в условиях начинавшейся Холодной войны ни американская, ни советская администрация не могла позволить ситуации выйти из-под контроля. В результате в конце 1945 г. американцы на Юге разогнали местные органы самоуправления, в которых к тому времени преобладали левые, и приступили к созданию административных структур, которые находились под твёрдым контролем правых сил. На Севере советская администрация пошла по несколько иному пути: сами органы самоуправления (впоследствии названные «народными комитетами») были сохранены, но из их состава были удалены представители правых.

1945-1948 гг. были временем формирования двух корейских государств. На Юге под американским покровительством возник прозападный режим, во главе которого встал Ли Сын Ман (1875-1965), ветеран корейской политики, которому в 1948 г. было уже за семьдесят. Значительную часть своей жизни он провёл в США, но его отношения с Вашингтоном были весьма непростыми. Ли Сын Ман был, прежде всего, националистом, и использовал американскую поддержку в своих целях. Несмотря на сознательное стремление копировать внешние формы американских политических институтов и на широкое использование либерально-демократической риторики, его режим быстро превратился в личную диктатуру. Когда в 1952 г. парламент отказался принять порправки к конституции, которые бы позволили Ли оставаться президентом на следующий срок, он арестовал наиболее активных оппозиционеров по обвинению в «пособничестве коммунизму». В 1958 г. как «агент Пхеньяна» был арестован и казнён Чо Бон-ам, представитель умеренно левых сил, который на выборах 1956 г. составил серьёзную конкуренцию Ли Сын Ману и воспринмался диктатором как самый опасный соперник (как было признано впоследствии, обвинения против Чо Бон-ама были полностью сфабрикованы).

На Севере советская администрация оказала содействие коммунистам, многие и которых были специально доставлены туда из эмиграции (большую роль также сыграли и этнические корейцы из Советского Союза). Во главе формирующегося режима оказался Ким Ир Сен (1912-1994), бывший командир одного из антяпонских партизанских отрядов, которые действовали в Манчжурии в тридцатые годы. Военные годы Ким провёл в СССР, где он служил в Советской армии в чине капитана. Как и Ли Сын Ман, Ким Ир Сен был, прежде всего, националистом, и его отношение к СССР было прагматическим. Однако на начальном этапе северокорейской истории контроль советских властей над КНДР был весьма жёстким - куда жёстче, чем американский контроль над Южной Кореей, так что до поры Ким Ир Сен своих настроений не демонстрировал. И Север, и Юг никогда не признавали друг друга отдельными государствами.

С 1948 г. Ким Ир Сен упорно добивался от Сталина разрешения на операцию по вооружённому освобождению Юга. Сталин, опасаясь того, что конфликт в Корее может привести к мировой войне, такого разрешения не давал, но в январе 1950 г., под влиянием победы коммунистов в Китае и успешной разработки ядерного орудия в СССР, Сталин согласился.

Ким Ир Сен заверял Сталина, что кампания завершится за несколько недель: непопулярный режим Ли Сын Мана будет легко свергнут. В действительности война, начавшаяся 25 июня 1950 г., приняла иной оборот. Как и предвидел Ким Ир Сен, войска Севера легко взяли Сеул и вскоре установили контроль на почти всем полуостровом, однако на самом юге их продвижение было остановлено. Американцы после некоторых колебаний всё-таки решились на полномасштабное военное вмешательство, и их войска, высадившиеся на полуострове в сентябре, нанесли северокорейским силам сокрушительное поражение. К конце октября американо-южнокорейские силы заняли Пхеньян и контролировали почти весь полуостров. Ответным шагом стало решение китайского руководства отправить в Корею китайские войска. Китайские войска обратили американо-южнокорейские части в бегство, но к весне 1951 г. продвижение китайцев было остановлено. С этого момента война приняла позиционный характер, причём линия фронта проходила примерно там, где начались боевые действия. В 1953 г. было подписано соглашение о прекращении огня. Корейская война окончилась безрезультатно.

В апреле 1960 г. «студенческая революция» свергла диктатуру Ли Сын Мана, а 16 мая 1961 года группа военных, вот главе которых стоял генерал Пак Чжон Хи, совершила государственный переворот. Пак Чжон Хи был выходцем из бедной крестьянской семьи, но смог получить образование, работал учителем, а потом, окончив японское военное училище, служил в японской армии. После 1945 г., подобно многим корейским интеллигентам того времени, Пак Чжон Хи всерьез увлекся левыми идеями и даже был участником коммунистического подполья, но быстро разочаровался в коммунизме.

С переворота 1961 г. и началась история южнокорейского варианта «диктатуры развития». Историки, скорее всего, никогда не придут к согласию по вопросу о том, какая связь существовала между авторитарным характером политической власти и экономическим ростом, однако невозможно отрицать того обстоятельства, что свой экономический рывок страны Восточной Азии осуществляли под управлением авторитарных режимов. Эти режимы главной своей задачей считали достижение и удержание высоких темпов экономического роста. В жертву этой задаче приносилось всё - и экология, и права человека, и национальная гордость. Диктаторский характер режимов позволял не образать внимание на голоса протеста, а при необходимости - и расправляться с теми, кто протестовал особенно активно. «Диктатуры развития» строили капитализм, однако их приверженность рыночной экономике не носила идеологического характера. Рынок и капитализм воспринимались просто как инструменты, эффективность которых была доказана практикой.

Новая власть не без оснований считала, что стабильность государства и само его сохранение зависит от того, удастся ли обеспечить экономический рывок. При этом проблемы, стоявшие тогда перед страной, казались практически неразрешимыми, ведь в Южной Корее практически нет никаких природных ресурсов, а практически вся промышленность, некогда созданная японцами, при разделе страны оказалась на Севере.

Единственным наличным ресурсом Кореи были сами корейцы, и их готовность добросовестно работать за мизерную плату - в самом буквальном смысле слова, за чашку риса. Именно на это и была сделана ставка.

Схема, которую режим Пак Чжон Хи и другие восточноазиатские «диктатуры развития» положили в основу своей стратегии, была проста: использовать иностранные кредиты и помощь, чтобы строить фабрики, которые бы работали на импортируемом сырье. Геополитическое положение Южной Кореи, а также постоянное подчёркивание твёрдого антикоммунизма новой власти немало способствовали тому, что Запад давал кредиты Южной Корее на самых льготных условиях. Впрочем, дело не сводилось к одним только идеологическим и стратегическим соображениям: Пак Чжон Хи делал всё возможное, чтобы у сеульских компаний на мировых финансовых рынках сложилась репутация надёжных заёмщиков. Продукция этих фабрик должна была отправляться на экспорт, а вырученные деньги - использоваться на закупку нового сырья и новых технологий, а также на развитие инфраструктуры и образования. Крмое того, Пак Чжон Хи использвал свою репутацию надёжного союзника Запада для того, что получать для южнокорейских компаний льготный доступ к рынкам развитых государств. Таким образом, вся страна превращалась в своего рода супер-фабрику, занятую переработкой импортного сырья.

Поначалу, в 1962-1970 гг., ставка была сделана на лёгкую промышленность, которая отличалась трудоёмкостью, но не требовала ни квалифицированной рабочей силы, ни сложных технологий. Деревенские девушки, работая по 12-14 часов в день и получая зарплаты в 10-20 раз ниже американских или западноевропейских, шили рубашки, делали парики, мягкую игрушку. В те времена ткани и одежда составляли примерно половину всего корейского экспорта (41% в 1965 г.).

К началу семидесятых годов накопленный опыт и капитал дали возможность сделать следующий шаг - от лёгкой промышленности, от плюшевых мишек и париков к металлургии, судостроению, химической промышленности. Именно в это время в Южной Корее появляются металлургические комбинаты, которые вскоре превращают страну в одного из крупнейших в мире производителей стали, а также верфи, которые уже к 1980 г. производили около трети всего мирового тоннажа новых кораблей. За металлургией и судостроением последовала автомобильная промышленность, развертывание которой началось около 1976 г., а за ней - электроника, эпохой развития которой стали уже восьмидесятые.

На протяжении почти двух десятилетий правления Пак Чжон Хи годовой рост ВНП составлял 8-10%, изредка поднимаясь до 12-14% и никогда не опускаясь ниже 6%. Ко всеобщему удивлению, Южная Корея, положение которой еще недавно казалось абсолютно безнадежным, неожиданно превратилась в одну из самых быстрорастущих экономик планеты (и удерживает это положение до сих пор).

Разумеется, развитие страны при Пак Чжон Хи было капиталистическим. Однако капитализм этот обладал рядом своеобразных черт. Во-первых он носил отчётливо выраженный дирижистский характер, то есть контролировался и направлялся государством. Государство вырабатывало стратегию развития, а частные фирмы послушно выполняли приказы власти. С самого начала ставка была сделана на крупные многопрофильные концерны, которые были бы тесно связаны с правительством. Строго говоря, по-настоящему крупных фирм в Корее в 1961-1962 гг. не было, так что их пришлось создавать искусственно. Именно так появились нынешние корейские монополии - "чэболи". По сути, все крупнейшие корейские компании -- и "Хёндэ", и "Самсон" ("Самсунг"), и LG достигли своих гигантских размеров потому, что когда-то их основатели были выбраны генералом Пак Чжон Хи на роль корейских "олигархов". Вдобавок, государство и само активно инвестировало в экономику - в первую очередь, в инфраструктуру, в те отрасли, которые не дают немедленной отдачи, но необходимы для развития экономики в целом.

Немалую роль в «экономическом чуде» сыграла обильная иностранная помощь - в основном американская, отчасти японская. США при этом руководствовались, в первую очередь, военно-политическими интересами: Южная Корея всегда была важным союзником США в Восточной Азии.

Нет сомнений в том, что режим Пак Чжон Хи и его менее удачливого преемника Чон Ду Хвана был диктатурой, хотя и мягкой по сравнению с Северной Кореей (количество политзаключёных на Юге измерялось тысячами, а не десятками и сотнями тысяч, как на Севере). Но на первых порах, до начала 1970-х годов, экономические достижения ничего не давали большинству жителей страны, которые, несмотря на тяжелый труд, по-прежнему оставались нищими. В этих условиях правительство было готово поддерживать политическую стабильность любыми средствами. С особой свирепостью подавлялись попытки создания независимых профсоюзов, а также организации забастовок. С точки зрения власти, подобные попытки могли нарушить работу хрупкого механизма корейской экономики, ведь важным преимуществом Кореи в международной конкурентной борьбе была дешевизна рабочей силы, готовность рабочих трудиться за мизерную зарплату.

В последние годы своего правления, несмотря на продолжающийся экономический рост, правительство Пак Чжон Хи стало постепенно терять народную поддержку. Фактически, именно экономический успех «диктатуры развития» предопределил её политический конец. Результатом экономического роста стало формирование образованного среднего класса. Эти люди - клерки, инженеры, квалифицированные рабочие и, особенно, студенчество - отнюдь не приветствовали диктаторские методы управления страной, и стремились к введению демократии. После того, как в октябре 1979 г. Пак Чжон Хи был убит одним из своих приближённых, в стране развернулось массовое движение за установление демократии. Главным проявлением этого движение стало восстание в г. Кванджу, на юге страны, которое было подавлено весной 1980 г. с немалой жестокостью. Новый военный переворот, совершённый генералом Чон Ду Хваном, на несколько лет отсрочил неизбежное: победа демократических сил произошла только в 1987 г. К тому времени Южная Корея в экономическом отношении уже превратилась в развитую капиталистическую страну.

КНДР

По совсем другой траектории двигалась в эти десятилетия Северная Корея. Изначально Север был главным индустриальным районом полуострова, там была сосредоточена почти вся современная промышленность страны, созданная в колониальные времена. Несмотря на огромные разрушения, причинённые войной и американскими бомбардировками, к концу 1950-х гг. за счёт советской и китайской помощи КНДР восстановила разрушенное и превратилась в одну из самых индустриально развитых стран Азии. До конца 1960-х гг. Юг заметно отставал от Севера по уровню ВВП на душу населения. Однако с начала 1960-х гг. экономическое положение Северной Кореи стало ухудшаться.

В августе 1956 г. ряд высших руководителей страны обвинили Ким Ир Сена в насаждении в Корее культа личности и потребовали смещения его с руководящих постов и проведения в Северной Корее реформ. Оппозиция была разгромлена, в стране началисть репрессивные кампании и ускорился процесс сосредоточения всей власти в руках Ким Ир Сена. Фактически с этого момента СССР и КНДР двигались в противоположных направлениях: в СССР просиходила медленная либерализация политического режима, а в КНДР, наоборот, государственный контроль над всеми сторонами жизни неуклонно возрастал. Все высшие посты в КНДР были монополизированы бывшими партизанами, участниками антияпонской воружённой борьбы в граничащих с Корее районах Манчжурии. Поскольку Ким Ир Сен был одним из руководителей этой борьбы, вся история Кореи была сведена именно к ней - официальной точкой зрения стало утверждения о том, что в 1945 г. Корея была освобождена не Советской Армией, а силами кимирсеновских партизан.

Ким Ир Сена и его окружение весьма беспокоили хрушёвские реформы: критика культа личности, массовое освобождение политзаключёных, курс на смягчение международной напряжённости. Пхеньянскому руководству куда более импонировал курс Мао. Поэтому Ким Ир Сен воспользовался нестабильностью ситуации в Москве и начинавшимся советско-китайским противостоянием для того, чтобы дистанцироваться от СССР. В начале 1960-х гг. советско-северокорейские отношения резко ухудшились.

Ориентация на Китай продлилась недолго, так как начавшаяся там «культурная революция» вызвала в Пхеньяне немалое беспокойство. Советский курс казался Ким Ир Сену слишком либеральным, но линию Мао он также не одобрял, считая, что её результатом может подрыв внутриполитической стабильности и ослабление мощи государства. С 1965 г. КНДР стала проводить политику лавирования между Москвой и Пекином. Пхеньян играл на их противоречиях таким образом, что с одной стороны иметь возможность проводить независимый политический курс, а с другой - делать это так, ни Москва, ни Пекин не прекратили предоставления жизненно важной для КНДР экономической и военной помощи. При этом сам факт получения такой помощи замалчивался, пропаганда подчёркивала, что Северная Корея развивается исключительно своими силами.

Руководство Северной Кореи заявило о том, что Ким Ир Сеном была создана новая идеология, Идеи Чучхе, которая наиболее полно отражает потребности нашей эпохи и в силу этого имеет всемирно-историческое значение. Поразумевалось, что Идеи Чучхе превосходит и советский официальный марксизм-ленинизм, и китайские "идеи Мао Цзэдуна". Впервые термин "чучхе" прозвучал в речи Ким Ир Сена в 1955 г., но широко термин этот стали использовать позднее, примерно с 1965 г. Создание Идей Чучхе позволяло освободиться от иностранного (советского и китайского) влияния в области идеологии.

1960-е гг. были отмечены переменами и в северокорейской экономике. В промышленности с начала этого времени утверждается «тэанская система работы», отрицающая хозрасчёт (то есть даже самую минимальную хозяйственную автономию предприятия) и принцип материальной заинтересованности. Экономика военизируется, централизованное планирование становится всепроникающим, целые отрасли реорганизуются по военному образцу. Приусадебные участки, равно как и рыночная торговля, объявляются "буржуазно-феодальным пережитком"; и ликвидируются или жёстко ограничиваются. Основой экономической политики официально объявляется автаркия, "революционный дух опоры на собственные силы";, а идеалом - полностью самообеспечивающаяся и жёстко контролируемая производственная единица. Карточная система становится всеобъемлющей: примерно с 1970 г. всё продовольствие и товары первой неоходимости распределяются строго по карточкам.

Однако все эти мероприятия не привели к улучшению экономической ситуации. К концу 70-х годов экономика КНДР оказывается в состоянии стагнации, а жизненный уровень большинства населения начинает снижаться.

С конца 1960-х гг. культ Ким Ир Сена в Корее приобретает исключительный масштаб. Все достигшие совершеннолетия корейцы были обязаны носить значки с портретом Ким Ир Сена, его же портреты разместили в каждом жилом и служебном помещении, в вагонах метро и поездов. По всей стране возводятся памятники Ким Ир Сену, причём эти статуи превращаются в объект религиозного поклонения. В день рождения Ким Ир Сена все корейцы обязаны возложить к подножию одного из этих памятников букет цветов. Изучение биографии Ким Ир Сена начинается в детском саду и продолжается в школах и вузах, а труды его заучиваются корейцами наизусть на специальных собраниях. Разработана специальная титулатура, которую следовало использовать, говоря о Ким Ир Сене (самым распространённым его титулами в семидесятые годы были «Великий Вождь товарищ Ким Ир Сен» и «Вождь-Отец Маршал Ким Ир Сен»).

В 1980 г. Ким Ир Сен пошёл на шаг, не имевший прецедентов в истории социалистического лагеря - его старший сын Ким Чен Ир был официально назначен приемником отца. Вскоре после этого Ким Чен Ир также стал объектом религиозного поклонения.

Впрочем, несмотря на некоторые квазирелигиозные черты, идеи чучхе всё-таки слишком тесно связаны с вполне материалистическим марксизмом. Здесь сказывается их происхождение: идеи чучхе возникли в результате скрещивания марксизма с конфуцианством и корейским национализмом. В официальном северокорейском дискурсе величие Вождя связано вовсе не с тем, что он является земным представителем некоей Высшей Силы, самоотверженное служение которой открывает дорогу в рай. Северокорейская пропаганда всегда настаивала, что величие Ким Ир Сена и Ким Чжон Ира связано с тем, что они смогли устроить своим подданным обеспеченную и счастливую жизнь. Именно поэтому рассказы о южнокорейской нищете и страданиях южнокорейского народа под гнётом империалистов и их марионеток и играют такую важную роль в северокорейской пропаганде. В режимах религиозного типа то обстоятельство, что в материальном отношении противник живет лучше, может спокойно игнорироваться. Однако рационалистическая основа идей чучхе сделала такую трактовку ситуации невозможной.

Одновременно стали предприниматься чрезвычайные меры, направленные на то, чтобы держать население под контролем и изолировать его от информации из-за рубежа. С 1950-х гг. владение радиоприемниками со свободной настройкой стало уголовно наказуемым деянием (все производимые в КНДР приёмники имели фиксированную настройку на волну официального вещания). Все иностранные издания поступали в специальные отделы библиотек и были доступны только специалистам, имеющим соответствующие разрешения от властей - причем исключений не делалось даже для "Правды" и "Жэньминь жибао". Для поездки за пределы родного уезда требовалось специальное разрешение полиции, которое выдавалось только при наличии командировочного предписания или надлежащим образом заверенного приглашения от родственников. Всё население состояло в группах взаимного контроля по месту жительства (по нескольку десятков семей в каждой), и начальник такой «народной группы» должен был регулярно следить за тем, что происходит в подведомственных ему домах.

Чистки в руководстве сопровождались массовым террором на низовом уровне: к 1980 г. в тюрьмах и лагерях содержалось около 150 тыс. полтизаключённых (примерно 0,8% всего населения страны). КНДР широко практикует принцип семейной ответственности: арест за политическое преступление ведёт к аресту или ссылке всех членов его семьи.

Крах социалистического содружества и распад СССР стали для северокорейской экономики тяжёлым ударом. И раньше отношения между Москвой и Пхеньяном не отличались излишней сердечностью, но стратегические соображения заставляли забывать о неприязни. Однако окончание Холодной войны означало, что Россия перестала считать КНДР своим идеологическим союзником. Односторонняя помощь КНДР была прекращена, за поставки стали требовать оплату в твёрдой валюте. После этого обнаружилось, что советская помощь играла в северокорейской экономике куда большую роль, чем была готова признать пхеньянская пропаганда. «Опора на собственные силы» оказалась мифом.

К 1995 г. Северная Корея оказалась на грани катастрофы. Производство зерновых снизилось с 7-8 млн. тон в конце восьмидесятых до 4,3 млн. тон в 1993 году и 3,5 млн. тон в 1995 г. Зерно по карточкам продолжали получать жители Пхеньяна, военнослужащие и чиновничество. Жители провинциальных городов и деревень были предоставлены своей собственной судьбе. Не всем удалось уцелеть: по разным оценкам, голод 1996-2000 гг. унёс от 500 тысяч до 900 тысяч жизней.

Рабочие остановившихся заводов и их жены занялись активной бартерной торговлей, выменивая на продовольствие свои личные вещи, а также то, что им удавалось вынести с заводской территории. После 1996 г. недавнюю «страну образцового социализма» захлестнула волна челночной торговли и полулегального мелкого предпринимательства. Власти смотрели на эту деятельность сквозь пальцы, ведь было понятно, что таким образом население как-то кормит себя. Поэтому полиция, кассиры и проводники поездов перестали интересоваться наличием разрешений на поездки или, в худшем случае, соглашались не обращать внимания на отсутствие такого разрешения за соответствующую мзду. Ослаб контроль над передвижением, на границе с Китаем стала процветать контрабанда.

При этом, в отличие от Вьетнама и Китая, руководство Северной Кореи не может пойти на радикальные реформы. Этому мешает существование Юга - точнее, тот огромный разрыв в уровне жизни, который существует между Югом и Севером. Некогда бедный и аграрный Юг сейчас превратился в высокоразвитую державу и превосходит Север по уровню доходов на душу населения примерно в 20 раз (самый большой на планете разрыв в уровне доходов между двумя соседними государствами). Поскольку реформы неизбежно приведут к проникновению в страну информации из-за рубежа, северокорейский режим может столкнуться с серьёзными внутренними проблемами и не удержать ситуацию под контролем. Иначе говоря, северокорейское руководство опасается того, что реформы могут привести не столько к экономическому чуду китайского или вьетнамского образца, сколько к «германскому варианту», то есть краху режима и объединению страны под руководством Юга. На настоящий момент даже даже низкоквалифицированный рабочий в Южной Корее имеет в своём распоряжении те блага, которые на Севере доступны только представителям немногочисленной верхушки - дом с регулярной подчаей электричества и горячей воды, телевизор, компьютер, холодильник. Поэтому наиболее рациональным выходом из ситуации для них является сохранение госсоциализма в максимально жёстких формах, а также проведение такой внешней политки, которая способствует получению внешней помощи. Последней цели отчасти служит разработка ядерного оружия, испытания которого были проведены в 2006 г.

С другой стороны, все соседи Северной Кореи, хорошо осознавая возможные последствия её краха, стремятся к сохранению статус кво. Парадоксальным образом, наиболее активно в этом отношении работает руководство Южной Кореи. В Сеуле считают, что крах Севера и объединение по германскому образцу станет катастрофой для южнокорейской экономики. С другой стороны, южнокорейцы, несмотря на всю официальную риторику - уже не воспринимают северян как членов той же самой нации. Поэтому основная масса жителей богатого Юга, не выступая против объединения как такового, считает, что объединение должно быть постепенным, и что вообще лучше всего отложить его на далёкое будущее. Поэтому с конца 1990-х гг. Сеул превратился в главного спонсора Пхеньяна. Немалую помощь Северной Корее оказывает и Китай, который не хочет кризиса на своих границах.

Страны Юго-Восточной Азии (Бирма, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Сингапур) во время Второй мировой войны были оккупированы Японией. После поражения Японии в регионе развернулось национально-освободительное движение. В августе 1945 г. во Вьетнаме и Индонезии победили революции. 2 сентября 1945 г. Вьетнам был провозглашен демократической республикой, Главой Временного правительства и бессменным руководителем страны в течение следующих 24 лет стал Хо Ши Мин. 17 августа 1945. была провозглашена независимость Республики Индонезия, первым президентом которой стал Сукарно (с 1968 г. - Сухарто). Однако края-ни-метрополии начали военные действия против этих государств.

В сентябре 1945 г. французские войска захватили центральную и южную части Вьетнама. Однако благодаря помощи СССР вьетнамской армии удалось весной 1945 г. разбить французский экспедиционный корпус в районе Дьєнб"єнфу. В июле 1954 г. между Францией и Вьетнамом были подписаны Женевские соглашения, по которым независимым стал Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам - ДРВ). К югу от 17-й параллели в Южном Вьетнаме расположились французские войска. В 1956 г. в Южном Вьетнаме были проведены выборы в национальное собрание и принята конституция. США" Великобритания, Франция признали эту новую республику и оказали ей значительную экономическую и военную помощь. Однако созданный в 1960 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама во главе с коммунистами, опираясь на поддержку ДРВ, развернул активные боевые действия против сайгонського режима, что положило начало гражданской войне во Вьетнаме.

США, стремясь удержать Южный Вьетнам под своим контролем и не допустить установления там коммунистического режима, постепенно втянулись в эту войну, а с 1964 г. начали активные военные действия против ДРВ. Американо-вьетнамская война - самая кровавая среди локальных войн XX века. - продолжалась почти 10 лет и завершились победой ДРВ. В январе 1973 г. США подписали Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. 2 июля 1976 г. Вьетнам был объединен и провозглашено создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) со столицей в Ханое.

Неудачи со строительством социализма заставили в 1986 г. правящую коммунистическую партию, начать экономические реформы, подобные китайским: сокращенно государственное планирование; предоставлено свободу предприятиям; улучшены условия деятельности мелких частных предприятий; предоставлены льготы иностранному капиталу; в конституцию внесены статью про частную собственность. Следствием этого стал экономический рост - Вьетнам вышел на 3-е место в мире по экспорту риса, прекращения инфляции, увеличение иностранных инвестиций, в основном от частных предпринимателей из Восточной и Юго-Восточной Азии. Средний прирост ВНП в стране - 8-9 % в год. Изменилась и внешняя политика СРВ. В конце 80-х годов она вывела свои войска из Камбоджи и Лаоса, которые до того были в сфере ее влияния, нормализовала отношения с Китаем, который в 1979 г. начал против Вьетнама военные действия, а в 1995 г. восстановила дипломатические отношения с США.

В Индонезии до 1949 г. шла война со страной-метрополией - Нидерландами. После периода "либеральной экономики" 1950 - 1957 гг., который характеризовался нестабильностью хозяйственной жизни, Сукарно ввел военное положение. Попытка коммунистов захватить власть в 1965 г. была подавлена военными во главе с генералом Сухарто, который в 1968 г. стал президентом, установив "новый порядок", что опирался на преобладающее влияние армии во всех сферах жизни. С этого периода страна развивалась в основном благодаря экспорту нефти. В 70-80-е годы было денаціоналізовано промышленность и аграрный сектор. Внешняя и внутренняя политика стала ориентироваться на западные страны - иностранному капиталу были предоставлены льготные условия для инвестиций. Уровень жизни оставался сравнительно невысоким. После выборов 1987 г. режим Сухарто еще больше окреп и в XXI ист. страна вступила в условиях относительного экономического подъема и политической стабильности.

Один из самых трагических периодов развития прошла после войны в Камбодже. После обретения независимости в 1954 г. там была восстановлена монархия во главе с принцем Сіануком. В 1970 г. в стране произошел государственный переворот и к власти пришло правительство во главе с генералом Лон Нолом. Камбоджа провозглашалась кхмерском языке Республикой, а монархия была ликвидирована. Но в 1975 г. к власти пришел националистический ультралівий режим "красных кхмеров" во главе с Пол Потом. Выбрав за образец маоцзедунівсь-кий Китай, Пол Пот выдвинул идею кхмерского социализма: ликвидация городов, торговли, денег, семьи, создания сельскохозяйственных коммун. Было уничтожено почти всю интеллигенцию и военных. Всех жителей Пном-Пеня (столицы Камбоджи) виселели в сельскую местность за 72 ч, ввели принудительные браки. Погибло 3 млн из 8 млн населения. В 1978 г. Вьетнам при поддержке СССР захватил Камбоджу, полпотівців выгнали из страны и в январе 1979 г. была провозглашена Народная Республика Кампучия. Через 10 лет вьетнамские войска были выведены. Камбоджа постепенно стала возвращаться к мирной жизни.

В 70-80-е годы у власти в стране находился провьетнамський режим. Ему противостояли сторонники принцаСіанука, который правил страной до 1970 г. и "красные кхмеры", которые контролировали обширный регион на границе с Таиландом. Только в конце 80-х годов начался политический диалог с целью достижения единства в государстве. У1989 г. Вьетнам вывел свои войска, в 1993 г. состоялись выборы, на которых победу одержали сторонники принца Сианука, который снова возглавил государство. В Камбодже восстановилась монархия. Но мирные инициативы были сорваны в 1997 г., когда распалась правительственная коалиция и сторонники бывшего премьер-министра Хун Сена начали гражданскую войну.

Южную Корею, Гонконг, Сингапур и Тайвань образно называют "азиатскими тиграми" в связи с их быстрым "скачком" из экономической отсталости к процветанию за последние 25 лет. Можно назвать несколько причин такого успеха:

o сочетание многовековых традиций конфуцианства (уважение к авторитету и власти, высокая культура труда, жертвенность во имя общего блага, умение довольствоваться малым, отсутствие прав и свобод западноевропейского образца и т. п) с рыночной экономикой;

o военная и финансовая поддержка со стороны США, Южной Кореи и Тайваня, прочные связи Гонконга и Сингапура с Великобританией;

o активное вмешательство государства в экономику - побуждение предпринимателей проявлять инициативу, завоевывать международные рынки; поддержка государством экспортно ориентированных отраслей экономики.

В Южной Корее (Республике Корея), что возникла в 1948 p., ежегодный экономический рост в течение последних 50 лет было на уровне 4,5-13 %, сейчас доход на одного человека составляет более 11 тыс. долл. на год. Экономическое процветание страны началось с развития текстильной промышленности и экспорта текстиля, цены на который на мировом рынке были невысокими вследствие низкой себестоимости рабочей силы. В стране царил авторитарный режим военных (1948-1960 гг. - Ли Сын Ман, 1960-1979 pp. - Пак Чжон Хи). Демократические преобразования начались в 1987 p., когда были проведены первые всенародные выборы и введено в действие демократическую конституцию страны. В 80-х годах Корея стала мировым лидером по производству бытовой техники, кораблей, легковых автомобилей, обуви.

Китайская Республика (Тайвань) была создана в 1949 г. Чан Кайши, который эмигрировал на остров из континентального Китая после поражения в гражданской войне. Как и в Корее, экономическому росту здесь способствовал авторитарный режим: 1949-1975 гг.- Чан Кайши, 1975-1986 - Цзяа Цзінго, сына Чан Кайши. Демократические преобразования утвердились лишь после смерти последнего. Правящий режим создал условия для развития таких отраслей промышленности, как текстильная, производство одежды и обуви, игрушек; позднее развились машиностроение, наукоемкие отрасли. Сегодня На Тайване резервный запас валюты в долларах США крупнейший в мире.

В Сингапуре, который стал независимым государством в 1965 p., более трети населения занято в финансовой сфере и сфере услуг. Город Сингапур - один из финансовых центров мира и большой порт. Лидером правящего в стране авторитарного режима с 1959 по 1990 г. был премьер-министр Ли Куан Ю. Главные статьи экспорта - электроника и компьютерная техника, продукты нефтехимии, легкой промышленности.

В Гонконге (Сянгане), перешел под юрисдикцию Китая от Великобритании 1 июля 1997 p., самый высокий среди "тигров" уровень доходов на одного человека - 24,5 тыс. долл. на год. Город экспортирует до 90 % производимой продукции (одежда, игрушки, часы). В производстве занято 28,5 % населения, столько же - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе.

Быстрое экономическое развитие богатых полезными ископаемыми стран региона происходит благодаря преимущественно китайской буржуазии, которая обнаружила здесь необычайную предприимчивость, очень быстро создав крупные транснациональные корпорации. В федерации Малайзия собственно малайская буржуазия контролирует только 30 % экономики, китайский - 60%. На экспорт идут каучук, олово, нефть, древесина, а в последнее время - электротехнические изделия, компьютеры. Ежегодный прирост ВВП - 8-9 %.

Королевство Таиланд, которое длительное время было слаборазвитой, политически нестабильным государством (за 60 лет 17 государственных переворотов), в 70-80-х годах превратилось в крупнейшего в мире экспортера риса. В 80-х годах благодаря иностранным инвестициям и технологиям экспортными товарами стали электроника, продукция химической и автосборочная промышленности.

Молодые индустриальные страны стремятся к региональному объединению. В 1967 г. Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины образовали экономическое объединение АСЕАН. Экономическая интеграция, беспошлинная торговля в рамках Ассоциации дали возможность поднять уровень производства и превратить этот регион в один из центров мировой экономики.

Развитие стран Азии во второй половине XX века. характеризовался разнообразием моделей и идеологических парадигм. Значительной части азиатских государств не только удалось стать на путь устойчивого развития, но и успешно конкурировать с ведущими европейскими государствами и США, что дает основания многим специалистам ввести в оборот понятие "тихоокеанский век". И действительно, по многим параметрам именно Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) все больше становится центром мировой торговли и производства товаров и технологий.

Следуя примеру Японии, четыре "азиатские тигры" (Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея) в период 70-90-х pp. превратились в динамичные и развитые общества, благосостояние которых основывается на експортооріентованих быстро развивающихся экономиках.

Одним из феноменов развития стран Азии в конце XX - начале XXI вв. стало китайское "экономическое чудо". Среднегодовые темпы развития страны с 1979 по 2003 г. составляли 9,4 %. С момента начатых Дэн Сяопином в 1978 году.реформ Китаю удалось к 2000 г. увеличить уровень производства в четыре раза. Значительным ресурсом для модернизации стало присоединение бывших колоний Гонконга и Макао соответственно в 1997 и 1999 pp. Воплощая в жизнь принцип "одна страна - две системы" (то есть параллельное существование так называемых капиталистической и социалистической систем в пределах одного государственного целого), эти две особые административные районы и в дальнейшем остаются экономически привлекательными для миллиардных инвестиций, сохранив и развивая значительный экономи-ко-финансовый потенциал. В то же время в Гонконге проведены выборы в местный законодательный орган под значительным давлением со стороны центра, вследствие чего пропекінські силы получили большинство. Временный прогресс в решении проблемы статуса Тибета, начавшегося заявлением в 2004 г. Далай-ламы о признании этого края частью Китая и диалог с Пекином, было омрачено выступлениями местного населения, значительная часть которого недовольна политикой культурно-этнической ассимиляции со стороны центра. Определенных подвижек удалось добиться в деле сближения между материковым Китаем и Тайванем. В 2005 г. лидеры ведущих тайваньских партий (за исключением правящей в то время Демократической прогрессивной партии), в том числе и председатель Гоминьдана, посетили КНР. Однако значительный уровень военного противостояния и дальнейшее политико-военное давление Пекина сохраняют возможности для взрыва конфликта.

Северная Америка, Европа, СССР и Восточная Азия были не просто ключевыми регионами – в то время это были все регионы, весь мир. Других регионов в значимом смысле просто не существовало.

Главную проблему представляла Европа – она была чрезвычайно ослаблена. Часть европейской экономики была физически уничтожена (Германия, в первую очередь, в меньшей степени Англия, но до войны это были главные экономические державы). Фактически прекратилась международная торговля, были нарушена банковская система, а также логистические цепочки внутри стран и между ними, разрушена транспортная инфраструктура. Особенно пострадало сельское хозяйство. Переключение промышленности с военного на мирное производство вызвало во всех регионах (в т.ч. США и СССР) промышленный спад в первые два послевоенные года.

Результатом стал экономический коллапс в Европе , несмотря на то, что далеко не все европейские страны подверглись разрушениям. Повсеместным был дефицит продовольствия в течение нескольких лет после войны и, как следствие, действие карточной системы.

Германия в прежнем виде прекратила существование. Экономическая инфраструктура её восточной части была демонтирована и почти полностью перемещена в СССР в счёт репараций (примерно на $16 млрд., или $180 млрд. в сегодняшних ценах). Две послевоенные зимы были исключительно морозными, что в условиях недоедания, массовой безработицы, отсутствия средств к существованию привело к многочисленным жертвам. Возник большой поток беженцев с Востока на Запад страны, который удалось остановить лишь ценой формального разделения Германии и создания двух немецких государств, что не предусматривалось союзными соглашениями о послевоенном урегулировании.

Великобритания превратилась в банкрота. Окончание войны привело к спаду в экономике, которая на 55% работала на военные цели, - требовалось время на переориентацию промышленности. Импорт, в т.ч. продовольствия, пресёкся, а экспорт составил лишь 30% от довоенного - экспортировать было практически нечего. Страна была лишена валюты. На этом фоне большими оставались расходы на содержание армии (600 тыс.чел. только в Германии) и колоний. Пришедшие к власти лейбористы стремились реализовать социал-демократическую программу «государства всеобщего благоденствия», что означало дополнительные госрасходы. Хотя заём от США на $4,3 млрд. в 1947 помог спасти положение, не допустить голода, однако, его условие сделать фунт конвертируемым первоначально лишь ухудшило финансовое положение страны (правда, по Плану Маршалла Англия получила товаров и услуг ещё на $7 млрд.).

Самыми слабыми звеньями в послевоенной Европе оказались Греция, Италия и Франция , где на фоне социально-экономической нестабильности возникла опасность прихода к власти коммунистических партий.

В этих условиях в 1947 США решили оказать западноевропейским странам масштабную экономическую помощь – План Маршалла - с целью консолидировать внутриполитическое, преодолеть угрозу голода. Основной объём помощи осуществлялся в виде прямых поставок товаров, прежде всего продовольствия, и услуг. Часть помощи была использована для восстановления банковской системы, а также развития региональной и международной торговли, что стало важным механизмом восстановления рыночной экономики.

Хотя довоенный уровень производства в западноевропейских странах к этому времени уже был достигнут, тем не менее, сохранялись проблемы с восстановлением агросектора. Кроме того, План Маршалла преследовал и ясные политические цели, направленные на противодействие коммунизму.

Демилитаризованная Япония с помощью США сосредоточилась на своём экономическом восстановлении и развитии, выйдя в начале 1950х на темпы роста экономики в 10-12%.

В Китае до 1949 шла гражданская война, которая закончилась победой коммунистов.

СССР с помощью немецких и японских репараций восстановил свою экономику уже к 1949. В послевоенные годы Москва, следуя своей идеологической линии, активно реализовывала политику формирования зон своего влияния в Восточной Европе и Азии, которые оказались изолированными от общемировой экономики. Вслед за США Москва создала собственный ядерный потенциал.

Идеологические разногласия обусловили военно-политическое противостояние между СССР и США, Востоком и Западом, которое вошло в историю как «холодная война» . Она проявлялась в гонке вооружений, в т.ч. ядерных, региональных конфликтах, борьбе разведслужб и пропаганде. Однако и США, и СССР избегали прямого столкновения

Экономика США после 1945 составляла 50% общемировой экономики, что дало в руки американцев значительные рычаги влияния на мировую политику. Вашингтон вернулся к наследию президента В.Вильсона и начал проводить политику структурирования новой международной системы, основанной на сотрудничестве и коллективных действиях. С этой целью США сделали ставку на развитие рыночной экономики и развитие мировой торговли: начали создаваться зоны свободной торговли, были учреждены Всемирный Банк и МВФ для оказания финансово-экономической помощи. В Европе США поддержали развитие интеграционных процессов. В области безопасности Вашингтон начал создавать военно-политические союзы, первым из которых стала НАТО.

В начале 1950х мир практически полностью восстановился после Второй мировой войны.

Развитию стран Ближнего Востока и их взаимоотношениям с внешним миром во второй половине ХХ - начале XXI века посвящён данный урок.

Предыстория

Ближний Восток издавна был ареной борьбы за сферы влияния западных держав, особенно выросло значение региона после открытия в начале XX века месторождений нефти на побережье Персидского залива.

Турция

Османская империя - крупное государство с центром в современной Турции - прекратила своё существование после окончания Первой мировой войны. Территории бывшей Османской империи были превращены в оккупационные зоны Великобритании, Франции, Италии и Греции. Однако национально-освободительное движение турок во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком отстояло независимость. В 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Во время Второй мировой войны Турция сохраняла нейтралитет, что благоприятствовало её экономическому развитию.

Иран

После окончания Первой мировой войны в Иране сохранилась монархия, помещичье землевладение, огромная роль мусульманского духовенства. Иран находился под сильным влиянием Великобритании. В частности, нефтяные месторождения, открытые в Иране, были под контролем британских компаний.

Ирак

Ещё в 1930 г. был подписан англо-иракский договор, согласно которому Ирак находился в зависимом положении от Великобритании. Попытка перезаключить аналогичный договор в 1948 г. вызвала массовые народные протесты, подавляемые репрессиями со стороны правительства.

События

Турция

1952 г. - Турция сближается с США и вступает в НАТО.

1950-1958 гг. - бурный экономический рост под влиянием прихода к власти либеральных сил.

С 1968 г. - политическая нестабильность. Выступления рабочих и студентов, националистов, курдских сепаратистов.

1974 г. - турецкая интервенция на Кипр. Образование Республики Северного Кипра, не признанной никем в мире, кроме Турции.

1980 г. - военный переворот, в результате которого власть в стране перешла к Совету Национальной Безопасности. В то же время в турецком обществе нарастает влияние ислама (со времён Ататюрка в Турции было ослаблено влияние религии и усилено влияние армии).

2002 г. - победа на выборах умеренно-исламистской Партии справедливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Исламисты впервые пришли к власти после десятилетий господства либеральных партий.

Сейчас две основные соперничающие политические силы в Турции — исламисты и военные.

Ирак

1955 г. - под давлением Запада в Багдаде подписан Багдадский пакт об организации военно-политического блока Ирака, Ирана, Турции и Пакистана. Вызвало недовольство иракского народа.

1958 г. - военный переворот. Пал прозападный монархический режим. Ирак объявлен независимой республикой. У власти находится Абдель Керим Касем.

1968 г. - власть в результате государственного переворота перешла к националистическому крылу Партии арабского социалистического возрождения (БААС). Президентом стал лидер партии БААС Ахмед Хасан аль-Бакр. В его правление национализированы все нефтяные ресурсы, подписан договор о дружбе и сотрудничестве с СССР.

1979 г. - приход к власти Саддама Хусейна, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть. Повышается роль идеологии, Хусейн претендует на роль лидера всего арабского мира и ведёт жёсткий антизападный и антиизраильский курс.

Ирак. До прихода к власти Саддама Хусейна (см. Рис. 2) в 1979 году Ирак представлял собой довольно слабое государство, являвшееся полем для борьбы политических и военных сил между собой. Постоянные перевороты и конфликты не приводили экономику государства к стабильности и не могли успокоить население.

Начиная с 1979 года, новый иракский лидер Хусейн устанавливает режим единоличной диктатуры , но в то же время проводит социальные преобразования, налаживает хорошие отношения с СССР и стремится стать главной силой в регионе. В 1980 году вспыхивает ирано-иракская война, продолжавшаяся до 1988 года и не принёсшая сторонам никакого видимого успеха, только тяжелые человеческие и экономические потери.

В 1980-х гг. Ирак воевал с Израилем, Кувейтом и рядом других стран региона . В 1991 году в ответ на войну с Кувейтом США начали операцию «Буря в Пустыне », в ходе которой иракская армия была разбита.

После терактов 11 сентября 2001 года президент США Дж. Буш-младший обвинил Ирак и его лидера в пособничестве терроризму и в том, что вопреки решению ООН, Хусейн производит оружие массового поражения. В 2003 году , несмотря на протесты ряда великих держав, США и их союзники по НАТО вторгаются в Ирак , и уже через месяц разбивают иракскую армию. Саддам Хусейн будет арестован, осуждён и повешен.

Иран. До 1978 года Иран представлял собой наследственную монархию. Шах Ирана Мухаммед Реза Пехлеви проводил политику т.н. «Белой революции » - радикальные реформы, направленные на преодоление вековых устоев и традиций и на преобразование общества, его европеизацию и модернизацию. Расширялись права женщин, началось просвещение народа, началась промышленная модернизация, активно внедрялись западные ценности.

Аграрная реформа привела к обезземеливанию многих крестьянских хозяйств. Многие крестьяне двинулись в города на заработки, стали уходить в промышленность, которая была ещё настолько не развита, что в городах царили безработица и нищета.

Недовольное своим ужасным социальным положением население всё чаще стало уповать на вековые ценности ислама. Возросла роль духовенства. В 1978 году в стране начались протесты студентов, духовенства и городских низов. Шах приказывал стрелять в толпу. Пролилась первая кровь. Многие военные, не желавшие доводить события до гражданской войны, отказывались выполнять приказы. В начале 1979 года шах уехал из страны. Новым лидером, вокруг которого стали собираться представители народа, стал вернувшийся из изгнания за критику «Белой революции» аятолла (высшее духовное звание у шиитов) Рухолла Мусави Хомейни .

В течение 1979 года сторонники шаха были разгромлены, последователи Хомейни захватили американское посольство, т.к. именно в США они видели корень всех бед. В стране произошла Исламская революция - возврат к чистоте ислама и Корана (см. Рис. 3). В 1980-х гг. Хомейни вёл войну с Ираком и исламизировал иранское общество. К власти пришли исламские фундаменталисты - ревностные и строгие последователи исламских традиций.

Со смертью в 1989 году Хомейни, роль фундаменталистов постепенно ослабла. В 2005 году президентом Ирана стал радикальный исламист Ахмадинежад , проводящий жёсткую политику по отношению к главному врагу - США.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.
  1. Академик ().
  2. История войн и военных конфликтов ().
  3. РусОриент ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф 26, стр. 290-296 учебника Шубина А.В., и ответьте на вопрос 3 на стр. 297.
  2. В чём вы видите причины Исламской революции в Иране?
  3. Почему для большинства стран исламского мира США являются главным врагом?