Дети с алалией. Алалия у детей: что это, симптомы различных видов, лечение

Алалия - грубое недоразвитие либо полное отсутствие речевой функции, которое вызывается органическим поражением зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Данное повреждение возникает во внутриутробном периоде или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т.е. у малыша наблюдается позднее появление речевых реакций, нарушение звукопроизношения, слоговой структуры, фонематических процессов, бедность словарного запаса.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Классификация алалии

За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:

  • моторную или экспрессивную алалию;
  • сенсорную или импрессивную алалию;
  • смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).

Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии - афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия симптомы может иметь различные - как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).

Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).

Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.

При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.

Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.

Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.

Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.

При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Основным дефектом при сенсорной алалии выступает нарушение восприятия обращенной речи и понимания ее смысла. При этом у сенсорных алаликов в полной мере сохраняется физический слух. Зачастую они страдают гиперакузией - излишней чувствительностью к звукам, которые безразличны для окружающих (шуршанию, скрипу).

Собственная речевая активность у ребенка с сенсорной алалией повышена. Но речь при этом представляет собой набор бессмысленных звуков и обрывков слов. Зачастую вместо ответа на вопрос ребенок с сенсорной алалией повторяет сам вопрос, т.е. чужие слова. В этом случае налицо так называемая эхолалия. В целом же речь при сенсорной алалии лишена смысла, она бессвязна и непонятна для окружающих. Имеет место так называемая логорея или «словесный салат». Кроме того, в речи детей с сенсорной алалией присутствуют пропуски слогов (элизии), навязчивые повторения звуков и слогов (персеверации), объединение частей двух слов друг с другом (контаминации), звуковые замены (парафазии). При этом дети с сенсорной алалией весьма терпимо относятся к собственной речи, такое нарушение не мешает им общаться, ведь для этого они используют жесты и мимику.

В случае грубой формы сенсорной алалии понимание речи со стороны ребенка полностью отсутствует, но в других случаях зависит от ситуации. Но даже если ребенку понятен смысл фразы, то стоит поменять порядок слов в предложении, словоформу или темп речи, как понимание теряется. Зачастую, чтобы осмыслить речь, ребенку с сенсорной алалией приходится «читать» с губ говорящего. Встречаются дети, которые понимают только то, что могут произнести сами, и чтобы осмыслить речь, им нужно произнести слова. При других обстоятельствах понимание у них отсутствует.

Недостаточность фонематического слуха приводит к тому, что ребенок с сенсорной алалией не различает слова, имеющие разный смысл, но близкие по звучанию, а также не может соотнести произносимое или слышимое слово с тем или иным явлением или предметом.

Грубое искажение развития речи также может приводить к вторичным нарушениям личности, задержке интеллектуального развития. Но категорических выводов все же делать не стоит. За умственное отставание при сенсорной алалии можно легко принять непонимание ребенком речевого задания.

Что касается психологических особенностей детей с сенсорной алалией, то для них характерны повышенная отвлекаемость, трудности с удержанием внимания, неустойчивость памяти и слухового восприятия. У таких детей может отмечаться хаотичность поведения, импульсивность или, наоборот, замкнутость и инертность. Сенсорная алалия в чистом виде встречается довольно редко. Чаще всего имеет место смешанная сенсомоторная форма, что подтверждает функциональную связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Обследование детей с алалией

В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца - лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.

Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.

Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.

Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка. При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.

Коррекция алалии

Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики - ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.

Прогноз и профилактика алалии

Результат коррекционной работы при алалии зависит от многих факторов. В частности, залогом успеха являются раннее начало коррекции (с 3-4 лет), комплексный характер, воздействие на все компоненты речи. Непременным условием успешной коррекции алалии является то, что формирование речевых процессов должно осуществляться в единстве всех психических функций. Для ребенка с моторной алалией прогноз более благоприятный. При сенсорной и сенсомоторной алалии - скорее неопределенный. На прогноз в значительной мере влияет и степень органического поражения головного мозга. В дальнейшем у детей с алалией в процессе школьного обучения могут наблюдаться различные нарушения письменной речи. Важно помнить, что коррекционная работа при алалии позволяет предупредить появление вторичной интеллектуальной недостаточности.

Что касается профилактики алалии, то для ее предупреждения необходимо обеспечить благоприятное протекание беременности и родов, а также раннее физическое развитие ребенка.

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.

Малыш не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.

Если вы замечали такие проявления у вашего малыша, вполне возможно, что у него моторная алалия – сложная системная патология, затрагивающая не только речь, но и поведение, стремление к познанию окружающего мира.


Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка?

С грустью смотрит мама на своего малыша – такой красивый и обаятельный, и все-все понимает, но совершенно непонятно, что он хочет сказать. А, между тем, его сверстники уже бойко общаются друг с другом и с взрослыми, могут повторить небольшие потешки и стихотворения.

Близкие и друзья наперебой спешат успокоить родителей такого ребенка, рассказывая, как кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…».

Между тем, при малейшем подозрении на отставание детей в речевом развитии нужно немедленно предпринять несколько важных шагов:

  • Внимательно понаблюдать за своим ребенком , сравнить его речевые умения с таблицей показателей нормы появления детской речи.
  • Обследовать слух малыша у отоларинголога. Встречаются случаи, когда ребенку исправляли дефекты речи, а у него была никем не замеченная врожденная тугоухость.
  • Провести расширенное обследование у детского невропатолога, психоневролога . Проблемы речевого развития и патологии нервной системы тесно связаны друг с другом.
  • Получить консультацию опытного психолога – дефектолога.

Казалось бы, зачем делать диагностику речевой патологии – ведь все «неговорящие» дети просто молчат. Дело в том, что при разных речевых проблемах применяется различный подход к их исправлению.

К сожалению, диагноз «моторная алалия» ставят детям с дефектами речи неоправданно часто, руководствуясь принципом «лучше перестраховаться, чем пропустить».

Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:

  • Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать;
  • Малыш не в состоянии повторить простые действия, показанные ему в определенной последовательности, не может запомнить порядок этих действий;
  • Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками.
  • Эти дети неуклюжи и неловки, их пальчики с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.)
  • У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию;
  • Поведение такого ребенка чаще заторможено, хотя иногда встречается и чрезмерная возбудимость.

Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Как строить общение и взаимодействие со специалистами:

  • Не нужно бояться логопедической диагностики , с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
  • Медикаментозная терапия , прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга.

В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

  • Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.

Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.


Родители и речевая среда для ребенка-алалика

Даже, если повезло найти хорошего логопеда, родителям нужно осознать, что не стоит перекладывать на него весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.

Главное, что они должны сделать – создать насыщенную речевую среду , изменить всю систему семейного воспитания.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико.… Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

  1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  2. Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  3. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  4. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  5. Слова надо произносить четко, с выделением ударного слога;
  6. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы.

Не нужно ждать, а тем более — требовать ответа на свои вопросы. Здесь применяется другая тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Очень важно рассматривание предметов и игрушек вместе с малышом. Предмет нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.


Чего делать нельзя

Совершено недопустимо принуждать ребенка к ответам на вопросы или к повторениям слов и фраз. Слова «Скажи!», «Повтори!» вообще не должны звучать в доме, где растет ребенок с моторной алалией. Это может вызвать у него отказ от речи, проявления негативизма.

И, тем более, недопустимо требовать от малыша назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.

Нельзя давать слишком много речевого материала, перегрузка приведет к появлению дополнительной речевой патологии – заикания. Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители.

Он должен слышать только правильно звучащую речь.

Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку.

Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.

Желательно дозировать пользование компьютером, просмотр мультфильмов, не посещать часто массовые мероприятия. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам.

И самое главное, чего ни в коем случае нельзя делать, — это опускать руки.

Пусть темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные, но в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.

Нужно настроиться на то, что коррекция моторной алалии может занять несколько лет. Каждый день должен быть заполнен играми и занятиями, приближающими малыша к заветной цели – овладению правильной речью.

Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи.

Не нужно замыкаться наедине со своей проблемой. Очень помогает сохранить веру в успех общение с родителями таких же детей в интернет-сообществах, на логопедических форумах.

Выстроить правильную линию поведения, определиться с методикой самостоятельных занятий поможет чтение специальной и популярной литературы.

Вот несколько очень хороших книг:

  • Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
  • Т. Башинская. Как разговорить молчуна.
  • Н.В. Белов. Самоучитель по логопедии.

Несмотря на то, что они в большинстве своем рассчитаны на профессионалов, из этой литературы можно почерпнуть для себя много интересного, а главное — убедиться в том, что с моторной алалией можно справиться.

АЛАЛИЯ — полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.

Моторная алалия — ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят: «Он все понимает, а сказать не может»).

Сенсорная алалия — ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии — автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

Обратитесь к специалисту, если:

  • Ваш малыш: не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки.
  • Не прислушивается (как это делают слабослышащие дети).
  • Не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно без логопедической помощи не формируется.

Алалия моторная — это системное недоразвитие произносительной стороны речи, возникшее в следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, выраженное затруднением процессов порождения речевых высказываний (в овладении активным словарем и грамматическим строем речи) при достаточно сохранном понимании речи.

Причины возникновения моторной алали и очень разнообразны.

Чаще всего моторная алалия обусловлена неблагополучием во внутриутробном периоде развития, трудными родами или ранними прижизненными травмами мозга, болезнями раннего детства с осложнениями на головной мозг (менингит, энцефалит и т.п.)

При алалии происходит нарушение произносительной стороны речи. Это объясняется поражением нервной системы на более высоком уровне, когда сами моторные (двигательные) нервы, управляющие движениями, не пострадали и ядра нервов в порядке, но нарушено управление этими нервами. В таких случаях нарушается управление программой движений, нарушается деятельность речевого центра в коре головного мозга.

Кроме этих причин, задержка речи может быть обусловлена еще рядом серьезных причин, таких как:

  • Задержка общего развития. Ребенок плохо (замедленно, останавливается в развитии и т.п.) развивается умственно. Способность соотнести названия с определенными явлениями, сгруппировать эти явления, проанализировать, воспользоваться этими словами для контакта — все это требует интеллекта, а при задержке развития оного речь ребенка может быть задержана.
  • Характерологические особенности. Существую дети, у которых затруднен контакт с окружающими людьми. Такие дети живут своим внутренним миром — это состояние в медицине называют аутизмом. Эти дети не ищут контакта с окружающими людьми поэтому поздно начинают говорить (хотя часто наедине с самим собой они говорят) и, даже обучившись речи, мало ее используют, правда это бывает не всегда. У некоторых детей аутистов речь развивается своевременно, и дефект заключается только в том что они мало используют речь в быту. У таких детей развитие речи может задержаться вплоть до школьного возраста.

Указанные выше причины при моторной алалии обычно взаимодействуют друг с другом, т.е имеется не одна, а несколько причин.

Проявления моторной алалии могут быть обнаружены уже на первом году жизни ребенка. Однако они обычно проходят незамеченными окружающими. Малыш ведет себя так же как и остальные дети, но в отличии от здоровых он мало лепечет, и лепет его часто бывает однообразным.

Эти нарушения могут быть сильно выражены, но могут быть и настолько легкими, что не замечаются не только родителями, но и врачами.

Родители начинают замечать задержку только на втором году жизни ребенка и в этот момент окружающие обычно их успокаивают, говоря так:

- «Дети часто начинают говорить позже двух лет»;

- «Не беспокойтесь, перерастет, вот пройдет еще несколько месяцев и он заговорит»;

- «Мальчики всегда начинают говорить позже девочек»;

- «Не волнуйтесь, у Вашего ребенка такой темперамент»;

Однако в ряде случаев ребенок не начинает говорить и к 2, и к 3, и к 5 годам, или произносит только лепетные слова.

Чем младше ребенок, тем сложнее решить, какая причина является главной, т.е. имеет место либо общая задержка развития, медленный рост интеллекта либо характерологические дефекты, особенности характера.

Моторную алалию можно определить только в том случае, если развитие ребенка происходить неравномерно, т.е. по одним функциям он равен своим сверстникам, а по произносительной речи отстает от них.

Признаки моторной алалии:

Прежде всего, при моторной алалии может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений.

Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время он неуклюж, он плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы, т.е в разной степени выражены нарушения образования двигательных умений.

Особенно резко бывают выражены нарушения в образовании умений, связанных с ротовой полостью и артикуляторным аппаратом. Это может выражаться в таких действиях как:

  • ребенок 5-6 лет не умеет целовать (ребенок сначала чмокнет, а потом приложит губки, или сначала прикладывает губки, потом отнимает их от щеки и чмокает),
  • плохо дует,
  • не умеет высунуть язык; причем речь идет не о параличе он может все это выполнить непроизвольно (например, слизать варенье с верхней губы), но по просьбе взрослого или по подражанию не может поднять язык и сделать губы «трубочкой».

Не умение дуть, чмокать, двигать языком встречается у большинства моторных алаликов, хотя они выражены не одинаково, и обычно проходят раньше, чем появляется речь.

О нарушении двигательных умений врач, дефектолог часто узнает только из анамнеза, т.к. к моменту поступления в логопедический сад ребенок этими навыками овладевает.

Дети с моторной алалией, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам . Анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи и как он стремиться к коммуникации, в какой мере он способен изобретать новые жесты.

Важный жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест.

Наличие указательного жеста (если жест правильно делается указательным пальцем) свидетельствует о достаточной двигательной умелости, (в норме появляется у детей до года) и о желании коммуникации (обратить внимание окружающих на определенное явление).

Наличие указательного жеста у здоровых детей предшествует речи.

Правильное использование данного жеста говорит о том, что речь скоро появиться.

У детей с моторной алалией указательный жест является важным способом общения с окружающим миром.

У детей с моторной алалией своеобразно нарушено повторение звуков речи.

В тяжелых случаях не удается добиться повторение ни одного звука, даже гласных А и О.

Но это не означает, что ребенок не может произнести эти звуки, потому что иногда он произносит их совершенно чисто и без носового оттенка, без затруднений.

Нарушено именно произвольное произведение звука по образцу или по просьбе взрослого.

Особенно часто наблюдается нарушение воспроизведения звуковой цепи, даже цепи состоящей из 2-х звуков: АУ, УА. При этом иногда повторение может удаваться один или 2 раза, а если настаивать на дальнейшем повторении, то у ребенка начинают наблюдаться перестановки звуков местами и (или) добавление лишнего звука. Например: вместо АУ, говорит «А и У».

У детей с моторной алалией, которые уже начали говорить и овладели бытовой речью, так же выявляются сложности повторения слов .

Чем сложнее структура слога (слова) тем позже становиться возможность его повторения.

При воспроизведении сложно структурированных слов пропускают сочетания звуков (стечение согласных, йотированные гласные, слоги состоящие из артикуляторносложных звуков) разбивают слова, вставляя между ними звуки (КУ-КА-РЕ-КУ- «КУКА и РЕКУ»), не договаривают слова (КУ — кушать).

Очень затруднено повторение слов, даже хорошо знакомых ребенку, т.е. слов которые он использует в собственной речи, тем более затрудненно повторение фраз.

Затруднение в повторении фразы свидетельствует о неполноценности памяти. Эти нарушения могут выявляться и тогда, когда ребенок начал говорить, и алалия кажется компенсированной.

Имеет значение не только длина фразы, но и сложность ее построения.

Например, ребенок легко повторяет фразу: «На полу играл маленький белый котенок», но не может повторить: « На ветке дерева гнездо птицы».

Нарушение повторения является одним из ярких симптомов моторной алалии и медленно исчезающим, поэтому его надо иметь ввиду при решении вопроса о характере речевого дефекта.

Характеристика речи детей с моторной алалией:

  • В большинстве случаев у не говорящих детей звонкий и даже выразительный голос.
  • Слова появляющиеся у детей с моторной алалией очень долго сохраняют лепетный характер, слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмический рисунок слова, а иногда только ударный слог.
  • Когда ребенок с моторной алалией начинает говорить фразами, то первые фразы — это «фразы» только по своему ритмическому рисунку, а именно, на месте стоит только смысловое ударение, подчеркнуто действие или состояние, но структура слова не заполнена или заполнена не полностью. Причем эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, в других — других звуков, т.е. нарушение произношения звуков нестабильно. Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся.
  • Искажение структуры слова у детей с моторной алалией сохраняется очень долго. Причем, чем длиннее предложение, которое он произносит, чем менее знакомы ему слова, тем резче выступает эта особенность.
  • Долго сохраняется недоговаривание слов, иногда произноситься только ударный слог (здоровые дети тоже проходят этот этап развития речи, но в более ранние сроки).
  • Во фразовой речи дети с алалией не используют законов построения речи, т.е. не изменяют слов согласно грамматическим правилам, не используют предлоги, союзы — фразы выглядят необычно, например, вместо того чтобы сказать: «Хочу кататься на горке», говорит: «Горка я».
  • Нарушение грамматического строя речи сохраняется дольше, чем нарушение произношения. Они проявляются на той стадии развития речи, когда все звуки, когда все звуки произносятся, словарный запас увеличивается, а грамматический строй речи остается несовершенным.
  • Особенностью речи детей с моторной алалией является неумение вовремя ее использовать.

Дети знающие слова, далеко не всегда могут их сказать тогда, когда это нужно, т.е когда он знает слова «Есть» и «тарелка», но когда хочет есть он ведет взрослого на кухню, показывает на еду и ничего не говорит.

Такие дети не привыкли к пользованию речью и поэтому им трудное произвольно сказать те слова, которые ему нужны.

Особенно трудно для них называние предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначаемого этим словом, у них перед глазами нет.

Неумение использовать знакомые слова отличает ребенка с моторной алалией от ребенка, страдающего умственной отсталостью. Речь умственно отсталого ребенка может быть очень бедной, но слова, которые он понимает и может повторить, ребенок использует тогда, когда это ему нужно.

Особенности поведения детей с моторной алалией:

Эти особенности не одинаковы.

  • Одни дети чрезмерно подвижны, двигательно суетливы, как будто не в состоянии спокойно «сидеть на месте».

Одни перебирают плечами, другие качаются, третьи встают и садятся, причем эти движения не похожи на «нервный тик».

Эти движения как будто на что-то направлены и обычно являются повторением каких-то незавершенных действий.

Дети теребят игрушки, то бросят ее, то снова возьмет, то катает.

Двигательное беспокойство бывает особенно выражено у детей до 5-ти лет, но у некоторых не проходит и к школьному возрасту.

  • Другой тип нарушений поведения прямо противоположен первому: дети скованы, заторможены, мало подвижны.

Сильнее всего у них заторможена речь. Они не произносят тех слов, которые узнают, и иногда можно часами не услышать от них не одного звука.

  • Дети с моторной алалией различаются и по способности вступать в общение с окружающими, способности коммуникации.

Одни из них общительны, охотно играют с детьми и взрослыми, не боятся новых людей.

Другие чрезмерно застенчивы, избегают общения, боятся новых людей, предпочитают игру в одиночестве.

Эти особенности поведения в большей степени зависят от того, как оценивается ребенок свое состояние.

Необщительность часто поддерживается тем, что ребенок боится осуждения, считает себя неполноценным.

Он не верит в свои силы и бывает очень удивлен, если ему что-нибудь удается или он получает одобрение.

  • Часто встречающейся особенностью в поведении ребенка с моторной алалией является то, что он быстро истощаем, внимание его неустойчиво, ему трудно сосредоточиться, быстро утомляется.

Иногда это сочетается с другими симптомами: нарушением сна, аппетита, плаксивостью, частой сменой настроения.

Прогноз по преодолению моторной алалии благоприятный, но он зависит от того, как проводятся занятия, каковы условия воспитания.

Причем чем раньше начата работа, тем скорее можно ждать хорошего результата.

Развитие речи у ребенка иногда происходит скачком, буквально за несколько недель ребенок начинает овладевать связной речью, но эта речь еще не лишена недостатков.

Зато ребенок уже говорит! Это создает новую атмосферу в семье, меняет отношение ребенка со сверстниками.

У ребенка, уже овладевшего фразовой речью, свободно как будто пользующегося ею, наблюдается более или менее выраженные нарушения построения фраз, неправильное произношение отдельных звуков и искажение структуры слова.

У одних детей сильнее выражены одни дефекты, у других — другие.

Слова или звуки, которые ребенок произносит в одних условиях, он не способен произнести в других условиях. Это явление временное, и постепенно можно добиться исчезновения этих нарушений.

Относительно долго сохраняется затруднения в намеренной речи.

Ребенок, который по собственной инициативе и довольно свободно может рассказывать, затрудняется ответить на вопросы, кода его спрашивают?

«Что это такое?» «Назови предмет» и т.п. - ему трудно вызвать из памяти нужное слово.

При этом выявляется разница между частями речи: легче всего ребенку назвать существительное, сложнее — глаголы, еще сложнее — прилагательные и самое трудное — служебные слова (союзы, предлоги и.т.п.).

Произношение речевого звука так же зависит и от условий, в которых нужно его назвать.

Одни и те же звуки, которые ребенок произносит в сочетании с одними звуками, он не может произнести в сочетании с другими звуками.

Особенно трудно произнесение звуков при наличии их сочетания в одном слоге.

Один и тот же звук произноситься легко и свободно в стандартной фразе, но искажается его произношение в новом слове.

Относительно долго сохраняется нарушение структуры слова. От некоторых слов остается только контур, ритмический рисунок, например: РИСОВАТЬ — «А-А-А».

Речь у ребенка осуществляется легче в тех условиях, когда она возникает непроизвольно, т.е. внимание ребенка устремлено не на то, КАК надо говорить, а на предмет разговора.

Относительно долго у детей с моторной алалией может сохраняться трудности начать говорить. Они остаются молчаливыми.

В процессе школьного обучения у детей с моторной алалией, овладевших речью, может появиться нарушение письменной речи.

Чтение в слух обычно затрудненно в той же степени, как и устная речь, но иногда, звуки, которые легко произносятся в устной речи, нарушаются при чтении.

Иначе говоря, ребенок, легко повторяющий слово, тогда, когда ему нужно, не всегда может его произнести при чтении вслух, даже если он понял смысл слова.

У разных детей эта особенность выражена с различной яркостью.

Встречаются случаи, когда ребенок легко читает про себя, т.е понимает написанный текст, но грубо ошибается, когда начинает читать в слух.

Нарушение письма очень часто встречается при моторной алалии, но оно так, же может быть компенсировано.

Осложнением Моторной алалии может быть нарушение плавности речи — .

Заикание иногда наступает очень рано, на самых первых стадиях овладения речью, а иногда появляется позже.

В последние годы заикание у детей с моторной алалией стало наблюдаться реже.

Это, возможно, объясняется тем, что родители и врачи стали раньше обращать внимание на задержку речи и принимать меры для устранения этого дефекта.

ИТАК, ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ.

Родители, имеющие ребенка с моторной алалией, должны знать, что судьба ребенка в их руках.

Если малыш будет расти в благоприятных условиях, то он может стать здоровым человеком и займет достойное место в жизни.

Помощь детям с моторной алалией оказывают ; ЛОГОПЕДЫ, ДЕФЕКТОЛОГИ И НЕВРОПАТОЛОГИ в поликлиниках.

Некоторые дети успевают в дошкольном возрасте настолько продвинуться в речи, что идут в массовую школу, где все-таки не так легко обучаться, особенно первый год. А другие дети с моторной алалией идут в речевую школу.

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия , сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного , внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, энцефалит , менингит , некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции , пневмония , рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии :

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное , так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание .

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии , эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга , рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией , аутизмом , олигофренией , задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы , как электрофорез , магнитотерапия , лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия , электропунктура, гидротерапия .

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи: