Социальные проблемы и их проявления. Социальные проблемы россии и альтернативные пути их решения

Симонова Т.М.

Социальные проблемы всегда сохраняют свою актуальность для общества, но особенно актуальными они становятся в периоды социальных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. <…>

Модель анализа социальной проблемы опирается на основные положения социологии социальных проблем, которая дает не только определение социальной проблемы, но и указывает методологию ее исследования. <…>

Самым популярным определением социальных проблем стало определение, данное Е. Рубинтгоном и М. Вайнбергом. Они считают, сто социальная проблема – это ситуация, несовместимая с ценностями значительного числа индивидов, утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения

<…> Исходя из этого определения социальной проблемы, можно обратиться к ее структуре и анализировать ее «объективное основание и субъективное определение», опираясь на основные методологические положения «объективистской» и «субъективистской» традиций в исследовании социальных проблем.<…>

Объективная составляющая социальной проблемы , ее основание – это ситуация или объективные условия, имеющие набор внешних признаков, которые можно зафиксировать и количественно описать. Она имеет свою традицию исследования в объективистской социологии и предполагает рассмотрение ее в контексте двух достаточно противоположных с методологической точки зрения подходов. Один из них – это традиционный для объективизма системный подход или системная теория и ее хорошо разработанная методология. Другой подход основан на альтернативной по отношению к теории систем теории социокультурного поля. Каждая из теорий имеет свой дискурс, свои достоинства и недостатки, и обе они активно используются для анализа объективной составляющей социальной проблемы.

Классическая системная парадигма в социологии первоначально связана с именами Т. Парсонса и Р. Мертона, а затем с именем Н. Лумана. Согласно теории социальных систем, проблемы – это то, что нарушает работу системы, и это происходит либо внутри системы, либо с самой системой, либо в отношениях системы с другими системами. <…>

Применение теории систем к нашему анализу позволяет рассматривать в виде системы и общество, и группу и отдельного индивида, трактуя их проблемы как проблемы открытых социальных систем. <…>

Социальные проблемы как проблемы функционирования системы, или «системные проблемы», рассматриваются как дисфункции системы. Среди них выделяются три основных вида дисфункций функциональное выпадение, когда не выполняются системные цели (например, не усваиваются социальные роли); функциональные ошибки, когда разрушается смысл социальной системы (например, девиации разрушают интеграцию общества); функциональный конфликт, развивающийся, когда части системы действуют друг против друга, не кооперируются и блокируют систему. <…>

Для выяснения сложности социальной проблемы системная модель предлагает рассмотрение общества на трех уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Социальные проблемы возникают на любом из этих уровней, определяющем ее свойства: масштаб, место локализации, социальные последствия и т.д. <…>

Субъективное определение проблемы в соответствии с субъективистским подходом социологии социальных проблем дает возможность выделить разно мотивированных субъектов проблематизации, которые определяют анализируемую ситуацию как «проблему для себя». Здесь можно выделить две основные группы субъектов: причастные к проблеме и вовлеченные в проблему. Причастные к проблеме, в свою очередь, подразделяются на «жертв» проблемы, т.е. тех, кто страдает от сложившейся независимо от них ситуации и осознает это, и «носителей» проблемы, которые несут проблему в себе и сами являются проблемой для окружающих, хотя могут не осознавать и не признавать этого.

К вовлеченным в проблему относятся те, кто либо вынужден заниматься сложившейся социальной проблемой в силу профессиональных обязанностей, либо занимается ею добровольно, в силу своих интересов. К «профессионалам» относятся, во-первых, «администраторы», обязанные принимать решения относительно возникшей социальной проблемы (местная или центральная власть); во-вторых, представители «помогающих» профессий <…> Они, в свою очередь, могут выступать как в роли «независимых экспертов» по проблеме, так и в роли «заинтересованных агентов», старающихся повлиять на решение проблемы и соотнести его со сферой своих профессиональных интересов. <…>

И причастные к проблеме, и вовлеченные в нее участвуют в процессе проблематизации , т.е. в жизненном цикле проблемы. Проблематизация проходит несколько стадий, начиная со стадии ее осознания причастными к ней людьми, затем стадии общественного признания или легитимации и, наконец, стадии институцианализации, т.е. определения социальной политики. Все перечисленные группы используют различные стратегии в процессе проблематизации , которые можно выявлять и анализировать и без учета которых невозможна адекватная оценка проблемы. Также как невозможна она вне контекста социальной справедливости, к достижению которой и, тем самым, восстановлению ценностного консенсуса общества должно быть направлено решение социальной проблемы.

Таким образом, мы получаем теоретическую модель, которая позволяет анализировать возникающие социальные проблемы, оценивать их и искать способы решения, адекватные выявленным особенностям социальной проблемы. <…> Анализ проблемы позволяет выявить структуру проблемы и на ее основе определить адекватные способы решения проблемы, но само осуществление принятых решений опирается на свои теоретические подходы.

Модель решения социальной проблемы . В современной социологии считается общепринятым, что решение социальных проблем связано с вмешательством, или интервнцией, в социальную жизнь, результатом которой является исчезновение проблемы из контекста социальной жизни. Проблема вмешательства имеет две стороны: теоретическую и технологическую, которые тесно связаны между собой. Они опираются на социологические теории, которые, во-первых, рассматривают вмешательство как направленный социальный процесс; во-вторых, концептуально обосновывают возможности осуществления вмешательства и используют различные технологии вмешательства; в третьих, предлагают свои критерии для определения степени решения социальных проблем. <…>

Другой подход возник позже, он связан в большей степени с субъективистскими традициями и европейскими теориями о взаимосвязи между действиями социальных агентов и структурой. Хотя по отношению к первому подходу он носит скорее альтернативный характер, обе подхода успешно сосуществуют в социальной практике. В то же время каждый из них имеет свои особенности.

Первый традиционный подход опирается на социологическую версию теории рационального выбора Дж. Коулмена, который считал, что критерием оценки работ в области социальной теории должна выступать их потенциальная польза для социальной политики. <…> Согласно его концепции, структурно обусловленные социальные проблемы необходимо идентифицировать на индивидуальном уровне, на этом же уровне разрешать их и ожидать, что «комбинации микрособытий» вызовут изменение макросистемы, и соответственно, решение социальной проблемы, фиксируемой на макроуровне. <…>

Соответственно этому подходу, технология вмешательства базируется на основных идеях К. Поппера о допустимых в социальной практике только частичных или поэтапных технологиях вмешательства. Она представляет процесс, имеющий начало и конец, предполагающий выделение последовательных этапов и обязательное достижение поставленной цели, с которой соотносится достигаемый результат. Таким образом, критерий решения социальной проблемы находится вне процесса решения. И соотношение результата с заданным эталоном определяет степень решения социальной проблемы. Субъектом вмешательства является государство в лице таких социальных институтов, как социальная политика и социальная работа. Соответственно, решение социальных проблем – легитимная государственная деятельность. На макроуровне социальной жизни решением социальных проблем занимается социальная политика, обеспечивающая общий уровень социальной защиты и поддержки всем гражданам государства, а также структурная социальная работа, занимающаяся решением социальных проблем отдельных и достаточно больших групп населения. На микроуровне социальной жизни социально обусловленными проблемами отдельных индивидов или небольших групп занимается социальная работа. Таким образом, решением социальных проблем занимаются специально подготовленные профессионалы – социальные политики и социальные работники.

Второй подход к осуществлению вмешательства в социальную практику, в концептуальном отношении альтернативный первому, основан на акционистских идеях взаимодействия социальной структуры и агентов социального действия. <…> Суть его состоит в том, что социальные проблемы здесь решаются не «сверху» – через социальную политику, и не «снижу» - на уровне социальной работы через решение структурно обусловленных индивидуальных проблем. Они фиксируются и разрешаются на мезоуровне социальной жизни, в «процессе» социальной деятельности действующих субъектов, результатом которого является «изменяющееся общество».

В основании технологии осуществления вмешательства лежит детально разработанный А. Туренном метод «социологической интервенции» <…>, который, в отличие от традиционной для социолога позиции «наблюдателя» переводит его в позицию «деятеля». А Турен подробно разработал процедуры вмешательства в социальную практику, которые позволили в дальнейшем широко использовать метод интервенции не столько в социологии, сколько в прикладных социальных науках.

В частности, идеи А. Турена оказались востребованными социальной работой и заложили основы подхода, который в социальной работе был назван подходом «социального развития», использовался для работы с городскими общинами. <…> Место социолога в этом методе занял социальный работник, который опираясь на свою профессиональную подготовку и технологию «интервенции», помогал городским общинам в их самоорганизации и решении социальных проблем.

В заключение хочется отметить преимущества, которыми, как представляется, обладает предложенная модель анализа и решения социальных проблем. Во-первых, она имеет практическую направленность и ориентирована на использование ее в исследовании конкретных социальных проблем. Во-вторых, она помогает ясно видеть недочеты, существующие в отечественной социальной практике, и показывает пути их преодоления. В области анализа социальных проблем это относится, прежде всего, к необходимости подробного анализа субъективной составляющей социальной работы, который, как показывает практика, применяется лишь частично на уровне выявления, в лучшем случае, «жертв проблемы». А такого рода анализ совершенно необходим для выявления всех субъектов проблематизации и понимания соответствующих стратегий их поведения. Кроме того, этот анализ важен для адекватного представления о социальной проблеме у властей разного уровня, которые до сих пор склонны видеть в себе «субъектов управления», а в других участниках социальной проблемы только «объектов управления», что вызывает полную бюрократизацию отношений населения с властными структурами. В области решения социальных проблем такими же малоизвестными остаются акционистский подход и метод «интервенции», применение которого могло бы, наконец, помочь организовать участие граждан в местном самоуправлении, о котором столько говорится, но для которого мало делается в отечественной социальной работе.

Схема 1

Модель структуры социальной проблемы

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Подходы к определению понятия «социальная проблема».

3. Виды и уровни социальных проблем.

4. Пути решения социальных проблем.

5. Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.

На первое место поставлена бедность населения. Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения.

А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15-20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

Алкоголизм - не менее острая проблема современной России, приводящая к деградации и вымиранию населения. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, в России это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным - свыше 20 л. Свыше 80% населения употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Обостряет проблему "левая", теневая, водка, продаваемая нелегально. Но наибольшую опасность для пьющего населения представляют всевозможные суррогаты на основе технического спирта. По данным опроса 47%. населения называют причиной пьянства нищету, безработицу, неустроенность. Автор констатирует, что в государстве нет долгосрочной, понятной населению стратегии борьбы с алкоголизмом.

Что касается наркомании, то за последние десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. По данным социсследований регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, при этом, свыше 7% населения в возрасте 11-40 лет. Это в 8 раз больше, чем в странах Евросоюза.

Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С - 80% и гепатитом В - 27%. Одна из причин роста наркомании - недостаточное финансирование. Так, на Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» было выделено 3,09 млрд. р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд. долл. Другие причины - недоработки в законодательной нормативной базе и наркокоррупция в органах власти.

Распространение в стране ВИЧ - инфекции и туберкулеза приобретает характер эпидемии. В 2014 г. рост заболеваемости ВИЧ составил 10% по сравнению с предыдущим годом. А от туберкулёза ежегодно умирают 25 тыс. человек. В 2008 г. профилактические осмотры для раннего выявления туберкулёза прошли лишь 67% взрослого населения, а в ряде субъектов Федерации этот показатель не превышает 50%. В результате растёт численность тяжёлых и среднетяжёлых форм туберкулёза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих. Рост заболеваемости туберкулезом вызван,

во-первых, разрушением советской системы здравоохранения, а во-вторых - недостатком средств, лекарств, туберкулёзных коек в стационарах, медицинского персонала. В 2008 г. лишь 76% зарегистрированных очагов туберкулёзной инфекции были в нужном количестве обеспечены средствами текущей дезинфекции. А в целом по стране были госпитализированы только 86% больных активным туберкулёзом. Прогноз на ближайшие годы неутешителен.

В январе-июле 2014 года родились 1119,7 тысячи детей. По данным Министерства труда и соцзащиты РФ, рост рождаемости отмечен в 57 регионах, снижение числа умерших зарегистрировано в 55 регионах. В июле 2014 года родились 187,2 тысячи детей - на 2,5 тысячи или 1,3% больше, чем в июле 2013 года. При этом в январе-июле этого года умерли 1124,7 тысячи человек, это на 8,9 тысячи человек или на 0,8% меньше, чем в соответствующем периоде 2013 года.

Успешному решению многих социальных проблем препятствует коррупция. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн. р. в год. Если учесть, что подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов и чаще всего в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам.

Получается, что вследствие коррупции половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, что и приводит к недофинансированию социально ориентированных отраслей экономики.

Из предшествующего обзора статей можно сделать вывод, что все перечисленные социальные проблемы, так или иначе, ухудшают демографическое положение в России. Решение этих проблем, безусловно, может улучшить демографическую ситуацию, но не решит ее полностью, к тому же, это довольно длительный процесс.

В. Третьяков в статье «Демография и революция» предлагает для реализации новую революционную демографическую политику:

Законодательное объявление всех детей национальным достоянием России с возложением обязанностей по их сохранению, воспитанию, образованию и материальному обеспечению во всех случаях, когда это не могут делать родители, на государство. Введение института государственных детей.

Рождение детей - в браке или вне брака, - провозглашается главным общественным предназначением и обязанностью женщины. До максимально возможного уровня повышаются выплаты и льготы, связанные с рождением детей. Неполная семья должна получать материальную помощь, полностью компенсирующую отсутствие одного из родителей.

Полный запрет на искусственное прерывание беременности, если к тому нет медицинских, либо серьезных психологических показаний.

Всё медицинское обеспечение, связанное с беременностью и родами, становится полностью бесплатным.

Резкое повышение уголовной ответственности за нелегальное производство абортов. Повышение уголовной ответственности за насилие над детьми и, особенно за их убийство.

Введение налога на бездетность, который полностью аккумулируется в специальном Федеральном детском фонде.

Признание за любой родившей женщиной права свободного (без объяснения причин) отказа от родившегося ребенка и официальной передачи его за государственный счет в детские воспитательные дома. При этом каждая мать должна иметь право в течение полутора лет со дня рождения вернуть себе своего ребенка. Если за полтора года мать не захотела вернуть ребенка, то она полностью и навсегда лишается родительских прав на него.

Моментальное начало реализации программы строительства воспитательных домов лицейского типа, материальная обеспеченность которых должна не уступать обычным школам, а превосходить их.

Сохранение системы начисления, так называемого материнского капитала (и других форм поддержки рождаемости в сложившихся семьях). Модернизация этой системы применительно к возникшему институту государственных детей: все средства, получаемые в виде налога на бездетность, должны ложиться на именные неотчуждаемые счета государственных детей с момента их перехода под опеку государства.

После достижения государственными детьми 18-летия они должны в обязательном порядке получать в собственность новое отдельное жилье.

Действенность предложенной программы автор подтверждает простым расчетом: В 2008 году в России родилось 1,7 миллиона детей и зарегистрировано 1,2 миллиона абортов. Если путем запрета уменьшить число абортов до 200 тысяч (медицинские показания), то уже на следующий год Россия перестанет вымирать.

В 2014 году виден результат предложенной программы, это подтверждается данными министра труда и социальной защиты. По их данным в стране в 2014 году родилось 1 млн 947 тысяч детишек.

Cтраница 1


Решение социальных проблем предполагает также преобразование материального производства. Сейчас возникло такое противоречивое положение, когда требуется коренное изменение всей технологии производства, способной самым существенным образом изменить отношение производительных сил и природы. Теперь уже не приходится сомневаться, что это будет связано с наступлением новой научно-технической революции. Возможности НТР и компенсирующей - деятельности общества преуменьшать нельзя.  

Обязательность решения социальных проблем последовательно учитывается во всей деятельности ОАО ЛУКОЙЛ. Основное внимание уделяется вопросам социальной поддержки работников, предоставления им льгот, гарантий и компенсаций. Среднемесячный доход постоянно растет.  

Невозможность решения социальной проблемы имеющимися наличными средствами вызывает необходимость обращения к науке, которая, как ожидается, располагает средствами разрешения противоречий, возникающих в социальных явлениях и процессах. Сам по себе факт такого обращения выступает как социальный заказ. Если не удается выполнить этот заказ на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых знаний, получении дополнительной информации, которую можно было бы использовать для решения социальных проблем. Единство научного и практического подходов к исследованию воплощается в постановке центральных вопросов проблемы. Например, проблема безработицы в сущности сводится к двум центральным вопросам: что порождает безработицу и как ее избежать.  

Более предпочтительным способом решения социальных проблем являются реформаторские меры, а также целостная политика социального управления, направленная на модернизационные преобразования общества. Целенаправленная трансформация разных сфер жизнедеятельности сопровождается одновременным изменением отношений между социальными классами, слоями, группами. Одни слои теряют свои преимущества, в то время как другие их приобретают.  

Приоритетное значение придается решению социальных проблем в сфере труда - главной сфере деятельности человека. В первую очередь предстоит существенно сократить тяжелые, монотонные работы.  

Очевидно, что качество решения социальных проблем в основном звене экономики напрямую зависит от бизнесменов, менеджеров и руководителей - лидеров всех уровней.  

Наконец, участие в решении социальных проблем улучшает внутренний климат в коллективе, в организацию идут работать порядочные и квалифицированные специалисты, которым важно не только заработать много денег, но и быть нужными, признаваемыми, реализованными людьми.  

А социологические исследования ориентируются на решение конкретных социальных проблем в повседневной ситуации.  

Следует отметить, что поиск решения социальных проблем, предпринятых Мэйо, носил в себе значительный отпечаток либерального реформизма 30 - х годов.  

Выполнение производственных задач сочетается с решением социальных проблем села.  

Многое будет сделано и в решении других крупных социальных проблем, в первую очередь жилищной.  

В какой степени проект направлен на решение социальных проблем. Не нарушает ли его реализация сложившихся социальных условий. В какой степени учтены интересы разных социальных групп.  

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Макроэкономика

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

1.2 Виды социальных проблем и социальная политика государства

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Рейтинг социальных проблем

2.2 Бедность, нищета населения

2.2 Коррупция

2.3 Демографический кризис

2.4 Альтернативные пути решения социальных проблем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

введение

Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной исторической развилке. Как и сто лет назад, в результате незавершенных и во многом неудачно реализованных реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает от их появления и созревания, что усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию. В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться.

Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также - без необходимой маркетизации ее отраслей. Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ - либерализации правил хозяйственной жизни без учета всего комплекса общественных реалий - привело к «отставанию социальных тылов». Ошибочно считалось, что вначале должны осуществляться экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги в рыночных условиях, очередь дойдет до человека со всеми его малыми и большими заботами. Но экономика тогда стоит на одной ноге; и вместо мобилизации социальной энергии народа в огромных масштабах идет растрата накопленного ранее профессионального и интеллектуального, духовного и физического потенциала.

Таким образом, актуальность выявления и поиск путей решения социальных проблем России заключается в том, что система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся групп населения. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую. Социальная среда не является «вместилищем экономических мероприятий», напротив - все пространство представляет собой единый и одновременный социально-экономический процесс.

Основной целью исследования является изучение социальных проблем, наиболее значимых для России и поиск альтернативных путей их решения

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы понятия социальная проблема, социальная политика государства;

2. Выявить социальные проблемы, характерные для российского общества;

3. Проанализировать основные социальные проблемы России и предложить альтернативные пути решения социальных проблем

Работа состоит из введения, двух глав, 5 таблиц и 6 рисунков, заключения, списка использованных источников и 1 приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты возникновения социальных проблем

1.1 История возникновение понятия «социальная проблема»

Социальные проблемы общества -- вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению.

Представление о том, что в обществе существуют социальные проблемы, кажется таким же старым, как и само человечество. На самом деле это не так. Хотя трудности и страдания можно обнаружить в любом обществе в любой исторический период, идея, что они являются социальными проблемами, относительно которых что-то можно и необходимо предпринять, является относительно недавней. Исследователи утверждают, что осознание социальных проблем - общая тенденция видеть и осуждать условия несчастий, случающихся с незнакомыми, неблизкими людьми, решимость изменить эти условия - не могло появиться до возникновения в Западной Европе конца XVIII века своеобразного комплекса четырех идей: старой идеи равенства и новых идей природного совершенства человека, изменяемости социальных условий и гуманизма.

Наиболее значимую роль в признании существования социальных проблем в западном обществе Нового времени (т.е. эпохи модерна) сыграли:

1) светский рационализм, сущность которого заключалась в концептуальном переводе проблем и условий из древнего теологического контекста добра и зла в рационалистский контекст аналитического понимания и контроля;

2) гуманизм как постепенное расширение и институционализация чувства сострадания Социология: учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 262-282..

Само словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейских обществах начала XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства. Понятие социальной проблемы как нежелательной ситуации, которую можно и нужно изменить, несколько позже используется в западных обществах при попытках осмыслить социальные последствия промышленной революции: рост городов, а вместе с ним и рост городских трущоб, разрушение традиционных жизненных укладов, размывание социальных ориентиров. В США понятие социальной проблемы стало использоваться в конце Гражданской войны 1861 - 1865 годов, вызвавшей резкое ухудшение жизненных условий большей части населения. В Англии существенную роль в осознании существования социальных проблем сыграли данные статистических обследований, появившиеся к концу XIX века Статистические описания бедности некоторых слоев британского населения, представленные прежде всего Ч. Бутом и Б.С. Раунтри, поразили британскую общественность. По данным Ч. Бута Booth C. Life and Labour of the People in London, London, 1889-1891, опубликованным в 1889 г., одна треть жителей Лондона жила в ужасающей нищете. В Лондоне, согласно Ч. Буту, было 387 тыс. бедных, 22 тыс. недоедавших и 300 тыс. голодающих. Сходные данные привел Б.С. Раунтри в отношении рабочего населения английского города Йорка, треть которого находилась в состоянии физической или абсолютной бедности.

«Каждая социальная проблема, - пишут Фуллер и Майерс, - состоит из объективного условия и субъективного определения... Социальные проблемы - это то, что люди считают социальными проблемами» Фуллер Р., Майерс Р. История социальной проблемы // Контексты современности-2: Хрестоматия. Казань, 1998. С. 55. Фуллер и Майерс предложили также концепцию стадий существования социальной проблемы, которая заключается в том, что социальные проблемы не возникают сразу как нечто окончательное, созревшее, пользующееся вниманием общественности и вызывающее адекватную политику их решения. Напротив, они обнаруживают временной порядок развития, в котором могут быть выделены различные фазы или стадии, такие, как: 1) стадия осознания, 2) стадия определения политики, 3) стадия реформы. Социальная проблема, таким образом, понимается ими как нечто, всегда находящееся в динамичном состоянии «становления». Конструкционизм предполагает принципиально иной по сравнению с объективизмом набор вопросов, которыми необходимо задаваться исследователю социальных проблем. Так, например, с позиций традиционного объективистского подхода к бездомности важными являются вопросы о численности бездомных в каком-либо городе, регионе или обществе, видах бездомности, о том, почему люди становятся бездомными, какова роль употребления алкоголя в субкультуре бездомных и т.д.

Конструкциониста же интересует, представляет ли бездомность социальную проблему, то есть является ли она предметом беспокойства и обсуждения со стороны общественности, чьи утверждения-требования делают бездомность предметом общественного внимания, как эти утверждения типизируют бездомных, что делается для того, чтобы эти утверждения выглядели убедительными, как общественность и политики реагируют на эти утверждения-требования, как изменяются с течением времени эти утверждения, иными словами, какова их судьба, а следовательно, и судьба социальной проблемы бездомности Бест Дж. Конструкционистский подход к исследованию социальных проблем // Контексты современности - 2: Хрестоматия. Казань, 1998. С. 80. Исследование социальной проблемы бездомности в России предполагает, в частности, анализ деятельности таких организаций, как «Врачи без границ», Фонд «Ночлежка» Сайт Фонда «ночлежка»/ http://www.nadne.ru и некоторых других, своими действиями прямо или косвенно привлекающих внимание к положению бездомных в российском обществе и, таким образом, конструирующих данную проблему. Одна из сильных сторон конструкционизма заключается также в том, что этот подход, отказываясь от понимания социальных проблем как статичных условий, предлагает рассматривать их в качестве последовательности определенных событий, составляющих деятельность по выдвижению утверждений-требований. Такая трактовка в гораздо большей степени соответствует процессуальной природе социальной реальности. Вследствие этого конструкционистский подход позволяет наиболее плотно вписать социальные проблемы в контекст трансформирующегося общества. С этой точки зрения социальные проблемы в российском обществе последнего десятилетия возникли в результате определенных трансформационных сдвигов, таких, как открытие каналов взаимодействия, посредством которых возможно выдвижение утверждений-требований относительно тех или иных условий, - либерализация средств массовой коммуникации, появление конституционных гарантий права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а также свободы деятельности общественных объединений и права на мирные собрания, митинги и демонстрации; развитие служб изучения общественного мнения и др Социология: учебное пособие / Под ред. С.А. Ерофеева, Л.Р. Низамовой. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. С. 262-282..

Итак, традиционно под социальными проблемами понимались и понимаются некоторые «объективные» социальные условия - нежелательные, опасные, угрожающие, противоположные природе «социально здорового», «нормально» функционирующего общества.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты.

Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально- этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятельности людей.

Одним из важнейших путей решения проблемы является ее точное определение. Существует даже мнение, что правильно поставленная проблема - это половина ее решения. Поэтому если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет выбрать правильный путь поиска недостающей информации; во-вторых, обеспечивает необходимый набор инструментария социального воздействия.

1.2 Виды социальных проблем и социальная политика государства

социальный проблема кризис нищета

Изменения уровня и качества жизни населения России в последние 20 лет, трансформировались в острейшие социально-экономические проблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них:

Катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной части населения;

Высокая доля бедных при чрезвычайно скудном определении уровня бедности;

Беспрецедентная поляризация условий жизни;

Значительные масштабы безработицы и невыплата заработков;

Деградация социального обеспечения и фактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание.

Все это не могло не сказаться на состоянии населения, началась его естественная убыль и депопуляция, снизилось качество населения, сложилась неэффективная модель внешней и внутренней миграции.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам России принято относить следующие:

Бедность, Социальное неравенство, Уровень жизни

Безработица

Детская беспризорность

Инфляция

Коррупция

Наркомания

Высокая смертность

Терроризм

Угроза техногенных катастроф

Преступность и т.д.

Рассмотрим некоторые социальные проблемы, характерные для российского общества подробнее:

Бедность -- характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

Экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

Демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

Политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

Регионально-географические (неравномерное развитие регионов).

Инфлямция (лат. Inflatio -- вздутие) -- повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились -- утратили часть своей реальной стоимости.

Коррумпция (от лат. corrumpere -- растлевать, лат. corruptio -- подкуп, порча) -- термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Уровень жизни (уровень благосостояния) -- уровень материального благополучия, характеризующийся объёмом реальных доходов на душу населения и соответствующим объёмом потребления. В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов, таких как:

Возможностью заниматься любимым делом;

Уровнем спокойствия;

Здоровьем;

Средой обитания;

Объемом потерянного времени;

Возможностью проводить время с близкими людьми, отдыхать и расслабляться.

В экономике (общий) уровень жизни измеряется с помощью индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто как такие индикаторы рассматриваются:

Средний ВВП на душу населения,

Валовой национальный доход (ранее валовой национальный продукт),

Доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике.

ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП, который приводит в своем ежегодном отчёте о развитии человечества. По итогам 2012 г. Беларусь -- на 50 месте, Россия -- на 55 месте, Украина -- на 78, Казахстан -- на 69 месте, Латвия -- на 44, Эстония -- на 34 (самый высокий показатель на постсоветском пространстве). На 1-м месте в 2013 г.Норвегия. На 2-м -- Австралия, на 3-м -- США.

Социальные проблемы в демократическом государстве решаются правительством через проведение социальной политики. Социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательно основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума Прожиточный минимум -- минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Государством также определен законодательный объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Основа социальной политики государства - социальная доктрина развития и формирования российского общества. Социальная доктрина - это наиболее общие методологические представления об основах политики в переходный период, раскрывающие аналитические и теоретические принципы, касающиеся современной социальной ситуации, ключевые проблемы и противоречия в социальной сфере, критерии действий на переходном этапе, концепцию социальной программы, механизмы и способы решения важнейших социальных задач.

Доктрина является фундаментом стратегий, формируемых государством. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что трансформационные процессы сегодня имеют определенную специфику, заключающуюся в том, что адаптация населения к изменившимся социально-экономическим условиям происходит на фоне острого цивилизационного кризиса, характеризуемого массовой сменой фундаментальных механизмов и инструментов социального регулирования. Разрушаются привычные нормы социальных отношений, происходит смена системы ценностей, когда постепенно отбрасываются прежние стереотипы, а новые формируются значительно медленнее.

Особенности нынешнего состояния общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий. Римашевская Н.М. «Реформирование социальной сферы России: проблемы, поиски решения». 2012. //Информационно-аналитический портал «Socpolitika»

Первый принцип - оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий.

Второй принцип - радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения - в отдельности.

Третий принцип состоит в том, что центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

Четвертый принцип включает активизацию местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи. Необходимость мобилизации людей на цели социальной политики требует, чтобы уже сегодня часть работ по реализации социальных программ возлагалась на самоорганизующиеся институты. В предпринимательской среде следует формировать нормы стабильного имиджа, неразрывно связанного с благотворительностью, с безвозмездным участием в социальных программах и гуманитарных акциях.

Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности. Остроту этой проблемы усиливает наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субсидиями.

Шестой принцип относится к технологии построения социальной программы действий, а также к выработке стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени. Экономическая составляющая реформирования со всей очевидностью показала, что поспешное решение столь масштабных и сложных проблем умножает негативные последствия, которые, на самом деле, сопровождают любые преобразования. Тем серьезнее и осторожнее, с большой предварительной проработкой и апробацией, следует относиться к трансформации социальной сферы, которая касается без исключения каждого гражданина страны.

Седьмой принцип. Следует строго учитывать гендерные и национально-этнические аспекты состояния населения. Имеется в виду ликвидация всех форм дискриминации женщин, а также обеспечение равных возможностей социальной деятельности и социально-культурного развития этносов. Социальная политика в качестве своих неотъемлемых составляющих должна включать гендерную и национально-этническую компоненты. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.

Глава 2. Основные социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

2.1 Рейтинг социальных проблем

По данным опроса ВЦИОМ, проведенном в начале 2012 года, в результате которого было опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 областях, краях и республиках России, так выглядят рейтинги значимости основных социальных проблем современной России (см. таблицу 2.1.).

Таблица 2.1.- Результаты опроса ВЦИОМ Результаты опроса ВЦИОМ экономика. финансы. социология мир измерений3/2012

Какие из нижеперечисленных проблем Вы считаете наиболее важными для себя лично, для страны в целом:

инфляция, рост цен на товары и услуги

безработица

алкоголизм, наркомания

коррупция и бюрократизм

уровень жизни населения

преступность

ситуация в сфере здравоохранения

пенсионное обеспечение

ситуация в сфере жкх и жку

экономический кризис

положение молодёжи

задержки выплат заработных плат

демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

влияние олигархов на экономическую и политическую жизнь страны

положение России в мире

национальная безопасность

ситуация в сфере образования

демократия и права человека

терроризм

состояние морали и нравственности

ситуация в армии

экология и состояние окружающей среды

отношения со странами СНГ

межнациональные и межконфессиональные отношения

реализация национальных проектов

экстремизм, фашизм

энергетическая безопасность

В этом списке наболевших проблем то, что беспокоит людей лично, значительно отличается от того, что, по их представлением, значимо для страны в целом (эти представления складываются из заявлений официальных лиц в средствах массовой информации). По этому критерию рейтинги, представленные во 2-й и 3-й колонках таблицы, отличаются. Рост цен видится одинаково значимым для себя и для страны; безработица в начале 2009 г. коснулась ещё не всех, а правительственные чиновники обещали ещё больший её рост; алкоголизм с наркоманией в опросах по какой-то причине слиты в одну проблему, и для себя лично степень важности этих проблем люди не ставят так же высоко, как она позиционируется первыми лицами страны. Уровень собственной жизни само население оценивает более негативно, чем этот показатель выглядит по официальным оценкам, в то же время демографические проблемы- низкую рождаемость и высокую смертность - народу на себя в индивидуальном плане примерить трудно: эти проблемы в личном рейтинге люди не ставят очень высоко и относит к проблемам всего общества.

В целом данные социологического опроса показали, что общественное мнение-это результат информационно-пропагандистской деятельности органов власти: что власть считает проблемой, то и видится народом как проблема. Многие проблемы просто не попадают в поле зрения населения - их нет по телевизору.

Если же изучать вопрос по статистическим данным, то картина получается иной. Перечень реальных проблем общества за последние десять лет представляется следующим образом - хотя трудно сказать, какие из них наиболее острые, а какие менее.

Очевидно, лидирует бедность населения в одной из самых богатых стран мира. Вероятно, одна из причин этого - коррупция. Далее следует назвать алкоголизацию страны, распространение наркотиков, эпидемию ВИЧ/СПИД, распространение туберкулёза, детскую беспризорность и в целом вымирание населения.

Нельзя сказать, что сведения о реальных социальных проблемах сейчас недоступны, как в советское время, когда, например, данные о численности психиатрических или туберкулёзных больных были засекречены. Отчёты Минздравсоцразвития, Росстата и РАМН доступны в Интернете, однако их не распространяют СМИ, и простой человек имеет мало шансов о них узнать.

Такие данные - медицинские, статистические и социологические - позволяют выявить основные социальные болезни. Следует отметить, что ранжирование социальных проблем - оценка относительной важности, остроты - весьма сложный процесс, поскольку большинство проблем взаимозависимы, вытекают одна из другой, некоторые имеют краткосрочный характер, другие долгосрочны или исторически присущи нашему народу. Поэтому социальные проблемы рассматриваются далее без оценки их относительной их важности.

2. 2 Бедность, нищета населения

В списке проблем, выделяемых населением, лидирует бедность, её в опросах общественного мнения люди указывают как самую острую. Рост доходов всего населения «в среднем» за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему «среднему классу» можно причислить только 15-20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило «просачивания» доходов от богатых к бедным скорее - «бедные беднели, богатые богатели». Разрыв между наиболее богатыми слоями - верхними 10% населения - и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15-20 раз. Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные «обедняющие» параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции - 1200 евро, в Ирландии- 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии. Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии - меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из «прожиточной корзины» 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв.

Главная позорная черта российской бедности - это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности «детское лицо»: 61% всех бедных семей - это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает молодую семью в состояние бедности или в нищету.

Исследования Института социологии РАН в 2012 году показывают, что 59% населения России бедняки. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, - всего 6-8%. При этом особенности страты российских бедняков таковы, что помочь им может только социальное государство. Поразителен и такой показатель: лишь 19% россиян имеют дома компьютер.

Масштабное исследование российского общества было проведено Институтом социологии РАН. Его основные выводы приведены в книге «Российское общество как оно есть» "Российское общество как оно есть" изд-во "Новый хронограф 2011 г. Социологи разделили российское общество на 10 страт (Рис 2.1.).

Рисунок 2.1- Уровень жизни населения России по среднемесячному доходу на одного члена семьи, 2012 г, в%

Критериями для определения страт в том числе был взят среднемесячный доход на одного члена семьи. Чтобы попасть в категорию бедных нужно было иметь менее 5801 рубля на человека, малообеспеченного - 7562 рубля, относительно благополучного - от 14363 рублей в месяц.

Первые 2 страты - это люди, находящиеся за чертой бедности и у черты бедности. Таковых в России - 16%. Третья и четвёртые страты - россияне, балансирующие на грани бедности, и малообеспеченные. Их 43% населения. Исследователи подчёркивают, что для четвёртой страты (малообеспеченные) характерно т.н. «модальный», или наиболее типичный уровень жизни россиянина. В общей сложности эти четыре страты, представителей которых можно объединить одним словом «бедняки», составляют 59% населения страны. Ещё четыре страты - с пятую по восьмую - составляют 33%: это т.н. «средние слои российского общества». Наконец, 9-я и 10-я страты - это т.н. «благополучные россияне» (термин исследователей), их 6-8%. По меркам западных стран, они, скорее, относятся к среднему и высшему среднему классу. Если исходить из «метода от противного», то, согласно терминологии этих социологов, к «неблагополучным» слоям можно отнести 92-94% россиян.

В то же время, реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличились на 4,2%, в декабре 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - на 4,9%.(Табл. 2.2)

Таблица 2.2- Реальные располагаемые денежные доходы и расходы населения России, 2011-2012 гг Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/

В декабре 2012г. денежные доходы населения сложились в сумме 4979,9 млрд.рублей и увеличились по сравнению с декабрем 2011г. на 10,4%, денежные расходы населения - соответственно 4695,6 млрд.рублей и на 11,2%. Превышение денежных доходов населения над расходами составило 284,3 млрд.рублей.

В структуре денежных доходов населения в конце 2012г. по сравнению с соответствующим периодом 2011г. возросла доля доходов от собственности и оплаты труда (включая скрытую заработную плату) при снижении доходов от предпринимательской деятельности и социальных выплат.

Однако позитивный рост денежных доходов населения практически не отразился на общем объеме денежных доходов населения, который в 2011-2012 гг. распределился следующим образом (Табл.2.3)

Таблица 2.3- Распределение общего объема Денежных доходов населения, в % Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/

Динамика

Денежные доходы

в том числе по 20-ти процентным группам населения:

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наивысшими доходами)

Таким образом, общий объем денежных доходов увеличился в группе населения с наивысшими доходами, а среди населения с наименьшими доходами и малообеспеченного населения повышение общего объема денежных доходов практически не отразилось. В 2012г., по предварительным данным, на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,8% общего объема денежных доходов (в 2011г. - 30,7%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9% (1,9%)(Табл.2.4).

Таблица 2.4 - Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, в % от общей численности населения

Справочно 2011г.

Все население

в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей

свыше 45000,0

1) Предварительные данные.

Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Социально-демографические характеристики определяют характер и масштаб расходов россиян, влияют на жизненные шансы в сфере потребления и на рынке труда.

Численность экономически активного населения в декабре 2012г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 71,3 млн. человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 4,0 млн.человек (5,3%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,1 млн.человек Электронная версия издания."Россия" 2013. Статистический справочник"//http://www.gks.ru/ (Рис 2.2).

Рис. 2.2- Доля безработных в России, 2012 год, в%

Средний возраст безработных в 2012 году составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,3%, лица в возрасте 50 лет и старше - 17,9% (рис.2.3)

Рисунок 2.3- Структура безработных граждан России. 2012 г, в %

Основными факторами, влияющими на уровень жизни в российских условиях, выступают тип населенного пункта в месте нынешнего проживания и в период первичной социализации, характер иждивенческой нагрузки и тип домохозяйства в целом, состояние здоровья индивида и его возраст (последний, впрочем, имеет значение лишь, когда речь идет о пред пенсионном и пенсионном возрасте). В развитых странах влияние этих факторов на жизненные шансы и уровень жизни населения во многом нивелируется за счет мер социальной политики: выстраивания эффективной системы здравоохранения и пенсионного обеспечения, мер демографической политики и т.д. В России же часть возникающих под влиянием социально-демографических факторов социальных неравенств даже не обозначается (например, неравенства, связанные с местом социализации), а те, которые обозначаются (неравенства, связанные с состоянием здоровья, пенсионным статусом, иждивенческой нагрузкой детьми и т.п.), регулируются недостаточно эффективно. Хотя в условиях благоприятной экономической конъюнктуры за последние шесть лет уровень благосостояния российского населения в целом вырос, положение всех социально-демографических групп, находящихся в зоне высокого риска бедности и малообеспеченности, относительно ухудшилось, а некоторых (неполные семьи, домохозяйства пенсионеров и т.д.) резко упало. Это позволяет говорить о том, что в период экономического кризиса ситуация с уровнем жизни этих групп россиян будет ухудшаться опережающими темпами и именно они все в большей степени будут составлять малообеспеченные и бедные слои населения.

2. 3 Коррупция

Тема коррупции для россиян - предмет особого внимания и отношения. Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого «отката», зависит её решение или не решение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России - то успех гарантирован, если же проблема беспризорности - то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина, сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами - это только по расследованным уголовным делам - приблизилась к 1 трлн р «Статистика коррупции в России» Комиссия по борьбе с коррупцией/ 2013 г// http://kpbsk.ru/korruptsiya-v-rossii/statistika-korruptsii-v-rossii.html. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9-10 трлн р. в год. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке «некоррупционности» Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Число преступлений коррупционной направленности увеличилось в 2012 году почти на четверть, говорится в поступившем в Совет Федерации докладе генерального прокурора РФ Юрия Чайки о состоянии законности и правопорядка в 2012 году. «Число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности увеличилось в минувшем году по сравнению с предыдущим на 22,5% и составило 49513, тогда как в 2011 году - 40407» «Число коррупционных преступлений увеличилось» Доклад генерального прокурора РФ Юрия Чайки» «РАПСИ» http://korrossia.ru/, - говорится в документе. К уголовной ответственности привлечено более 13,5 тысяч лиц.

В структуре коррупционной преступности продолжают доминировать мошенничество, присвоение или растрата, совершенные с использованием служебного положения. В то же время уменьшилось число таких преступлений, как преступление против государственной власти, интересов госслужб и службы в органах местного самоуправления. Также, отмечается в докладе, «вызывает обеспокоенность» сокращение числа зарегистрированных фактов как дачи, так и получения взятки.

Коррупция уже давно (несколько веков) стала неотъемлемой частью национального менталитета, стремление не поступать по закону, а «решать дела» прививается с молоком матери. Отсюда и понятен интерес к борьбе с этим явлением. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил очередную порцию настроений в народе по поводу борьбы с коррупцией. Не знаю, насколько можно в эти цифры верить всерьез, тем не менее, результаты опросов по состоянию на апрель 2013 вышли следующими «Статистика коррупции в России» Комиссия по борьбе с коррупцией/ 2013 г// http://kpbsk.ru/korruptsiya-v-rossii/statistika-korruptsii-v-rossii.html:

Видны ли вам результаты борьбы с коррупцией за последнее время?

Да, в стране делается много для борьбы с коррупцией - 7%

Результаты есть, но они не слишком значительные - 38%

Реальных результатов нет, все остается как было - 41%

Ситуация становится даже хуже, коррупция только усиливается - 11%

Затрудняюсь ответить - 3%

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в «откат» коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается. Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о «недофинансировании» их сфер деятельности, резонно было бы добавить - «и разворовывании государственных средств».

2. 4 Демографический кризис

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название «русский крест», было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 130 млн человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия - единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления Багирова А.П. Концептуальные подходы к формированию репродуктивной политики в Российской Федерации / А.П.Багирова, М.Г.Абилова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 3. - С.2-6..

По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2012 года составила 143,3 млн.человек и с начала года возросла на 276,2 тыс.человек, или на 0,19% (на соответствующую дату предыдущего года также наблюдалось увеличение численности населения на 156,6 тыс.человек, или на 0,11%).

Увеличение численности населения за 2012 г. сложилось за счет естественного и миграционного приростов. При этом миграционный прирост составил 98,3% от общего прироста населения. Общая характеристика воспроизводства населения в Российской Федерации в 2011-2012 гг. представлена в табл. 2.5.

Таблица 2.5 - Показатели естественного движения населения Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Январь-ноябрь

Справочно

на 1000 человек населения

прирост (+), снижение (-)

2012г. в % к
2011г.

человек населения за 2011г.в целом

Родившихся

из них детей
в возрасте до 1 года

Естественный
прирост (+), убыль (-)

Разводов

1) Здесь и далее в разделе показатели помесячной регистрации приведены в пересчете на год. В связи с переходом на расширенные критерии рождения (приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. № 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи") в органах ЗАГС с апреля 2012г. подлежат регистрации рождения и смерти новорожденных с экстремально низкой массой тела (от 500 до 1000 граммов).

2) На 1000 родившихся.

В 2012г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 79 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 70 субъектах).

В целом по стране в январе-ноябре 2012г. число родившихся превысило число умерших на 4600 человек. При этом в 43 субъектах Российской Федерации наблюдается превышение числа умерших над числом родившихся, из них в 10 субъектах Российской Федерации оно составило 1,5-1,8 раза.

Рисунок 2.5-Число родившихся и умерших, 2011-2012 гг, тыс.чел Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Естественный прирост населения в январе-ноябре 2012г. зафиксирован в 40 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2011г. - в 28 субъектах).

Изменения уровня смертности населения России по болезням и внешним причинам в 2011-2012 годах представлены в Приложении 1. На рисунке 2.6. представлена динамика смертности россиян в зависимости от внешних причин.

Рисунок 2.6.- Динамика смертности по внешним причинам, 2011-2012 гг, тыс.чел. Федеральная служба государственной статистики.Демография / 2013 г. //http://www.gks.ru/

Как видно из рис. 2.6., увеличилась доля смертности от несчастных случаев на транспорте, отмечается снижение смертности из-за отравления алкоголем, самоубийств и убийств, хотя доля смертности по этим причинам велика.

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл - с 12,6 случаев на 1000 человек в 2011 году до 14,1 случаев на 1000 человек в 2012 г. Дальше этот рост замедлится Вишневский А.Г. Россия: демографические итоги двух десятилетий // Мир России: социология, этнология. - 2013. - N 3. - С.3-40.. Между тем, тот факт, что в стране, вынужденной бороться с колоссальными проблемами, наметился естественный демографический рост в 2012 году, ещё не означает, что ситуация здесь неизменно позитивна. В 1990-х годах произошёл катастрофический спад уровня рождаемости, который сопровождал период смены политической системы. Поэтому когда молодые люди, рождённые примерно между 1993 и 2005 годами, достигнут детородного возраста, следует ожидать заметного снижения общего коэффициента рождаемости.

В целом же озвученная статистика говорит об улучшении качества жизни: безработица остается на стабильно низком уровне порядка 5,4%, об улучшении жилищных условий (ипотека в прошлом году побила рекорды, объем выданных кредитов вырос более чем в 1,5 раза и приблизился к 1 трлн рублей), эффективности госполитики (наличие материнского капитала и возможность его использования для улучшений жилищных условий). Снижение смертности на 4-7% говорит о повышении качества медицинского обслуживания и общего здоровья нации. Для российской экономики повышение рождаемости означает увеличение работников, что увеличит внутренний рынок, потребление внутри страны и будет стимулировать развитие экономики. Улучшение обусловлено ощущением стабильности в стране - экономическая и политическая ситуация значительно улучшились. Также одна из причин - выплата материнского капитала при рождении второго ребенка, в 2012 году она составила 387 640 рублей, в 2013 году - это уже 408 960 рублей». По прогнозам экспертов, данная тенденция в 2013 году сохранится, и ее можно будет считать устойчивой.

2.5 Альтернативные пути решения социальных проблем

Подобные документы

    Социальная политика государства на современном этапе развития России. Понятие и показатели планирования уровня жизни населения. Система социальной защиты населения и основные направления ее развития. Расчет потребности предприятия в краткосрочном кредите.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2013

    Понятие, формы, причины и последствия безработицы. Анализ занятости и безработицы в России. Государственная политика борьбы с безработицей. Состояние рынка труда, механизмы обеспечения и пути решения проблем занятости населения в Красноярском крае.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Меры для выхода из социального кризиса на первоначальном этапе. Социальные приоритеты и пути их реализации. Реформирование системы социальных выплат. Социальная защита основных прав человека в сфере труда. Социальная политика в области образования.

    реферат , добавлен 29.11.2005

    Комплексный анализ состава категорий доходов населения и социальной политики, как неотъемлемых составляющих экономической политики современного рыночного государства направленной на обеспечение правовой защиты и создания социальных гарантий в обществе.

    реферат , добавлен 08.10.2010

    Причины возникновения глобальных проблем. Глобальные проблемы экономики. Управление природопользованием. Проблема продовольствия и пути ее разрешения. Проблемы НТП и проблемы образования в мире. Характер решения глобальных проблем.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2007

    Бедность - социально-экономическая категория, причины ее возникновения, пути решения. Декларация тысячелетия и борьба с бедностью в современном мире. Государственные стратегии по решению проблемы бедности в Республике Беларусь. Анализ социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2016

    Рынок и конкуренция, несовершенство системы. Социальная политика: проблемы и методы их решения. Социальная ориентированность, ее противоречие с экономической эффективностью. Социальная политика государства. Реализация социальной политики в России.

    реферат , добавлен 23.09.2007

    Экологические проблемы в современном мире. Предприятие как экологическая подсистема. Анализ экологических проблем ОАО "Каустик". Разработка предложений для решения эколого-экономических проблем и улучшения природоохранных мероприятий организации.

    дипломная работа , добавлен 23.09.2015

    Социальная политика государства: сущность, функции, принципы и направления ее реализации. Политика социальной защиты и социальных гарантий со стороны государства. Характеристика и особенности социальной политики Республики Беларусь на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Демографическая проблема. Проблема нищеты, голода и болезней в мире. Проблема здравоохранения. Сохранение мира, разоружения и конверсия военного производства. Экологический кризис. Топливо – энергетическая и сырьевая проблемы. Пути решений проблем.