Георгий плеханов краткая биография. Плеханов георгий валентинович - биография

С годами мы так меняемся, что не только не узнаём самих себя – своих былых фотографий, своих когда-то записанных мнений, это бы ничего: всё развивается и в развитии меняется, – но в старости обидно вспомнить, как целые периоды, целые периоды твоей жизни направлены были не туда, потеряны были не на то, – обидно именно сейчас, когда так дорого последнее время – а нет его, когда так нужно, несравненно нужнее всего прежнего хоть сколько-нибудь сил – а нет их.

Почему так важно было столько сил убить когда-то на дискуссии с Михайловским? – разве в нём была истинная опасность? Или как мог сомкнуться с этим мелочно-злобным деспотом Лениным – и на 2-м съезде партии, и потом после ликвидаторов , и казалось, что они надолго вперёд заодно? А вот, в исторические и роковые дни России – кто выявился для неё коварнее, чем этот Ленин?

И недолог срок человеческой жизни, но и не так уж мал. И сколько раз за него мы успеваем повернуться и измениться? Мать (Белинская, отдалённая родственница критика) направляла к религии, отец ото всех 13 детей (от двух жён) требовал: трудиться! (Мелкопоместный, 200 десятин земли.) А Георгий, старший от второго брака, слушая о военных подвигах отца, отринул быть штафиркой, замечтал стать полководцем, и в 9 лет – в воронежскую военную гимназию, и там проглатывал военные книги, впрочем уже вступал и в диспуты с законоучителем. Потом – Петербург, Константиновское юнкерское училище и страстное подражание старшему единокровному брату Митрофану – выпускнику Академии Генерального штаба, блестящему офицеру, пессимисту и скептику под образ лермонтовского Печорина. (И загадочно кончил самоубийством, в Киеве, в саду св. Владимира.) Но уже и юнкером Георгий отклонялся ко взглядам демократическим и революционным. (Приехал домой, а мать склоняется продать землю не крестьянам, ниже цена, а купцу. Помешал: тогда сожгу хлеб у купца и объявлюсь властям. Продали крестьянам.) А желание быть полководцем – растерял. Окончив училище, выхлопотал освобождение от офицерской службы – и в 17 лет поступил в Горный институт. При смутных представлениях о народе – он жаждал идти в народ. И очень стеснялся: как это надо делать? Начал вести занятия с петербургскими рабочими. Кое-кто из них, а больше учащаяся молодёжь на праздничный Николин день в декабре 1876 года устроили демонстрацию у Казанского собора – и тут Плеханов выступил со своей первой революционной речью, ставшей знаменитой в истории России. А после неё при возгласах «да здравствует Земля и Воля!» развернули красное знамя, тоже первое в русской истории. Подступивших полицейских даже обратили в бегство. После того дня были аресты, но Плеханов ускользнул.

Плеханов в молодости. Фото 1870-х гг.

Три года жил по подложным документам. Пытался стать деревенским учителем по подложному аттестату. На рабочих похоронах в Петербурге студенческой группой отбили от ареста рабочего оратора. Искал, где мог, благоприятных случаев для агитации в народе. Ездил и на Дон, где казаки волновались против вводимого земства. Несколько раз задерживался полицией – но всегда удачно отпускали. Весной 1878 написал программу партии «Земля и Воля» : продолжать титанов народно-революционной обороны – Болотникова , Булавина , Разина , Пугачёва . А через год против этой программы пробилась мысль Александра Михайлова: работа среди крестьянства – медленна, трудна, это бочка Данаид, надо не агитировать в массах, а – наказывать и дезорганизовывать правительство, и тем мы достигнем народной свободы. И Ткачёв тоже призывал к прямому захвату власти революционным меньшинством, к диктатуре революционеров. Так – всё меньше верили в способность народа добиться чего-нибудь собственными силами, из народничества – вытравлялась вера собственно в народ! Плеханов воспротивился. Он соглашался на террор частичный – фабричный, аграрный, но лишь как дополнительное средство к агитации народных масс. И – ушёл с землевольческого съезда в Воронеже, создавал «Чёрный передел». Тот быстро умер, но из него пошли ростки российской социал-демократии. Эти три года Плеханов жил нелегально, и даже готовился не отдаваться в руки полиции без вооружённого сопротивления (не пришлось) – а в начале 1880, когда в Петербурге ожидалась массовая проверка паспортов, – выехал за границу, вместе с женой Розалией Марковной, курсисткой-медичкой.

А наверно – роковая ошибка. Выезжаешь – думаешь: на несколько месяцев, вот переждать сплошную проверку, кажется – опасный короткий период. Опасными кажутся – лишь преследования от царского самодержавия. А не знаешь, какой это сухой, выматывающий и безплодный ужас – эмиграция. Уезжаешь – на несколько месяцев, и кто бы тебе прошептал: на 37 лет! Сразу – туберкулёз (и вечный бронхит). Безденежье (твоё писательство нигде ничего не зарабатывает). Кормит – жена (а ей ещё надо добиться диплома доктора). Из трёх дочерей одна умерла, две растут почти не зная русского языка. Порыжелое пальтишко, жалкий костюм, бахрома брюк. Швейцарское правительство высылает (жена остаётся работать в Женеве, Георгий Валентинович – через границу, во французской деревне). Потом высылает и Франция. Лондон. Потом Швейцария разрешает вернуться – и 22 года там. (Даже и в Пятом году не было средств подняться на поездку в Россию.)

Отвергнутый пророк. Георгий Плеханов

37 лет – нищеты и выживания. А какая долгая духовная история этих же лет. После убийства Александра II – сочувствие к разгромленным народовольцам, надо их поддержать. Союз с Тихомировым. Потом разрыв с Тихомировым. «Освобождение труда». Полемика, полемика с народниками. И против изменника Струве. Подрастают молодые революционные марксисты – и с ними не в одно, полемика и с ними. Только создали партию – раскол. Потом хлипкое соединение. Опять раскол. А уму – простор десятилетий, есть время читать, обрабатывать чужое, думать своё. Маркс выводит понятие красоты только из производственной деятельности – узко. Почва красоты – несравненно шире, и даже может быть – биология? раса? Горький пишет предельно пролетарски-выдержанную «Мать» – но это бездарно тенденциозно. А Ропшин едва не заражает нас ренегатством от революции – но объективно это допустимо в искусстве. И какая-то сила затягивает в глубь веков – XVIII – XVII – XVI века, «История русской общественной мысли». Ты остаёшься верен своим революционным взглядам, но родная история ещё по-своему и по-новому омывает. А родной язык из древности – учит писать не так, как пишем мы наши брошюры.

Жил на родине – понимал её как поле агитации и боя, освобождение народа. Надо лишиться её – на десять лет, на двадцать, на тридцать, – чтобы ты с удивлением увидел, что любишь её даже такою, как она есть сейчас, – растоптанную самодержавием. Да наверно, вот это чувство родины удержало и в молодости вне террора народовольцев (хотя ведь и он тренировался когда-то, истыкивая табурет кинжалом, и восхищался чигиринской мистификацией). Не мог заставить себя быть пораженцем в японскую войну. А началась великая европейская война – и немецкие, французские социал-демократы поддерживают свои правительства, как бы к ним ни относились, – а что же мы? отринутей? безродней? Столько лет призывал Плеханов через Интернационал: душить Россию международной изоляцией, не давать ей ни кредитов, ни чего другого. А теперь написал социал-демократу думцу: голосование против военных кредитов было бы изменой России, голосуйте за. И предостерегал русских рабочих от революционных действий во время войны: это равнялось бы измене. Он обнаружил в себе чувство края – края гибели для родины.

И такой поворот совсем не лёгок: три четверти российских революционных эмигрантов ощерились на Плеханова как на предателя Интернационала. Сколько грязных оскорблений от грубого Ленина из Цюриха, от ядовитого Троцкого из Парижа – и за что? что Плеханов и его группа признали право народа защищаться, если на него напали. Такой «интернационализм» – несложная премудрость убогого состава. (И почему-то Троцкий всё поливал грязью только союзников, а Германии всё прощал, даже потопление санитарной «Лузитании».)

Ах, сумасшедший! Да кто ж его уймёт?

А у Казанского собора?

Член Совета Бройдо энергично нападал на правительство:

«Если бы мы захотели, то через два часа свергли бы это правительство и взяли власть в свои руки!» – «А вы не боитесь, что ещё через два часа и вас свергнут?» – «Нет, мы – народ, нас свергнуть нельзя!»

У Казанского собора!

И как же через эту сумятицу умов донести: и отечество в опасности, и социализм в опасности. Товарищи! если мы действительно стремимся к свободе – то какие между нами могут быть разногласия?..

Плеханов Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918). Деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма. С 1880 г. - в эмиграции. Основатель первой социал-демократической ячейки в России - "Группы Освобождение Труда" в 1883 г. Один из крупнейших вождей социал-демократического движения в России и II Интернационала. Главнейшие заслуги Плеханова, помимо блестящего обоснования роли рабочего движения в России, относятся к области пропаганды и разработки основных проблем марксизма в целом ряде трудов и статей. Наиболее известны его следующие книги: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Обоснование народничества в трудах В. В.", "К развитию монистического взгляда на историю", "Наши разногласия", "Beitrage zur Geschichte des Materialismus", "Н. Г. Чернышевский" и сборники статей "За 20 лет", "Критика наших критиков" и др. Плеханов был долгое время главарем меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. Во второй половине 90-х г.г. и начале 900-х г.г. Плеханов развертывает следующую кампанию против оппортунизма "экономистов" и теоретической критики марксизма со стороны Бернштейна и Струве . Вместе с Лениным и др. он руководит "Искрой", а на 2 Съезде поддерживает Ленина против Мартова и Аксельрода. Но вскоре после Съезда Плеханов отходит к своим старым друзьям, а после московского декабрьского восстания 1905 г. провозглашает свое знаменитое сужденье: "не нужно было браться за оружие". В эпоху реакции в Плеханове снова просыпается до известной степени революционер, и в 1909 - 1911 г.г. он становится "певцом подполья", одновременно ведя идейную борьбу с антимарксистской философией Богданова. В довоенные годы Плеханов активно участвует также в Международном Социалистическом Бюро, выступая иногда с докладами на международных конгрессах. Война ликвидировала Плеханова, как политического вождя. Он сразу примыкает к крайнему, шовинистическому течению в социал-демократии, проповедует защиту отечества, борьбу до победоносного конца, фальсифицируя в этих целях ученье Маркса. После февраля Плеханов возглавляет наиправейшую социал-демократическую группу "Единство", не гнушаясь близостью с такими политическими негодяями, как Алексинский . В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно.

1000 биографий . 2000 .

Смотреть что такое "Плеханов" в других словарях:

    1. Биография. 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов. 3. Природа и сущность искусства. 4. Трактовка Плехановым проблем художественного процесса. 5. Принцины марксистской критики в понимании… … Литературная энциклопедия

    Плеханов, Георгий Валентинович Плеханов, Георгий Валентинович Георгий Валентинович Плеханов Дата рождения: 11 декабря 1856(18561211) Место рождения: с. Гудаловка … Википедия

    Георгий Валентинович (псевд. Н. Бельтов и др.) , рус. теоретик и пропагандист марксизма,… … Философская энциклопедия

    Плеханов, Георгий Валентинович Георгий Валентинович Плеханов Дата рождения: 11 декабря 1856(18561211) Место рождения … Википедия

    Георгий Валентинович (псевдонимы Н. Бельтов, А. Кирсанов, Н. Каменский, А. Волгин и др.) (1856 1918) обществ, деятель, публицист, эстетик и лит. критик, переводчик марксистской лит ры. Основатель рус. марксизма. Учился в Петербург … Энциклопедия культурологии

    ПЛЕШАКОВ ПЛЕШАНОВ ПЛЕШКОВ ПЛЕХОВ ПЛЕШКЕВИЧ ПЛЕХОВ ПЛЕШКЕВИЧ И Плехан и Плешак прозвища плешивых. (Ф) Отчество от древнерусского нецерковного мужского имени Плехан из нарицательного плехан лысый. В Суздальской Руси Плехан языческое божество,… … Русские фамилии

    Георгий Валентинович (1856 1918), политический деятель, философ, теоретик и пропагандист марксизма. С 1875 народник, один из руководителей обществ Земля и воля, Чёрный передел. С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы Освобождение… … Русская история

    Георгий Валентинович (1857 1918) русский мыслитель, один из основоположников социал демократизма в России, философ, социолог, теоретик искусства и проблем религии. Основные философские сочинения: «К вопросу о развитии монистического взгляда на… … Новейший философский словарь

    ПЛЕХАНОВ - Георгий Валентинович (1856 1918), деятель росс. и междунар. с. д. движения, философ, пропагандист марксизма. Уделяя большое внимание общим проблемам историч. материализма, П. подверг критике теорию социально историч. факторов, указывая, в… … Демографический энциклопедический словарь

Книги

  • Плеханов: жизнь, судьба, завещани , А. С. Бережанский. Первая часть включает несколько очерков, написанных на основе ранее неизвестных архивных и редких печатных источников, существенно обогащающих биографии самого Плеханова, его родителей,…

(1856--1918) - один из первых русских марксистов. В его деятельности различаются три этапа: с 1875 по 1883 г. Плеханов - народник; с 1883 по 1903 г.- марксист;. с 1903 г. происходит поворот Плеханова вправо - он становится меньшевиком, лидером меньшевизма, изменяет революционному марксизму. В эмиграции (уехал за границу в 1880 г.) он порвал с народничеством и в 1883 г. организовал за границей первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда».

Участники группы перевели на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса, печатали их за границей и тайно распространяли в России. К восприятию научного социализма Плеханов был подготовлен революционными идеями (см), (см.), (см.), (см.). Теоретические работы Плеханова, относящиеся к этому периоду.принесли огромную пользу русскому рабочему движению. Свои дарования, свои исключительные литературные способности Плеханов отдал обоснованию и защите марксизма, распространению его в России.

Такие работы Плеханова, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», расчистили почву для победы марксизма в России. Плеханов первый из русских марксистов выступил против народнической теории. Своими трудами он нанёс серьёзный удар народничеству. На основе анализа экономических отношений пореформенной России он показал всю вредность и беспочвенность теорий народников о переходе России к социализму через крестьянскую общину, о некапиталистическом пути развития России. Но у Плеханова, у группы «Освобождение труда» в целом, были серьёзные ошибки. В программе группы были ещё остатки народнических взглядов. Так, она, например, допускала тактику, индивидуального террора.

Окончательный идейный разгром народничества завершил в 90-х годах Ленин. Плеханов не понимал, что только в союзе с крестьянством пролетариат одержит победу над царизмом. Крестьянство он в некоторых своих работах совсем не принимал во внимание. «Кроме буржуазии, и пролетариата,- говорил он,- мы -не видим других общественных сил», на которые можно было бы опираться в революции. Плеханов считал либеральную буржуазию силой, которая может оказать поддержку революции. Эти ошибки были зародышем его будущих меньшевистских взглядов, исходным пунктом отрицания им гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической русской революции.

Когда вырабатывался проект программы партии внутри. «Искры», Плеханов пытался лозунг диктатуры пролетариата, выдвинутый Лениным, заменить расплывчатым лозунгом «диктатуры трудящихся и эксплуатируемых». После II съезда РСДРП Плеханов стал на позиции примиренчества к оппортунистам, а затем сам скатился к, оппортунизму, примкнул к меньшевикам. В 1905 г. он стоял на либеральных позициях в вопросе о революции и боролся против ленинской тактики большевиков. В годы столыпинской реакции он был в блоке с большевиками против антипартийного «августовского» блока. В дальнейшем Плеханов окончательно перешёл в лагерь оппортунизма.В годы мировой империалистической войны (1914-1918) он защищал меньшевистскую тактику оборончества. К Великой Октябрьской революции отнёсся враждебно. Несмотря на всю популярность Плеханова в прошлом, рабочие решительно отмежевались от него, когда они убедились в отходе Плеханова от пролетарской линии.

Политическая эволюция Плеханова отразилась на его теоретических работах. Всё лучшее, что было написано Плехановым по философии марксизма, относится к периоду 1883-1903 гг., до его поворота к меньшевизму. «Его личные заслуги громадны и прошлом. За 20 лет, 1883- 1!;03, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников». большой заслугой Плеханова является его борьба за философский материализм, против идеализма, против многочисленных попыток соединить марксизм с. кантианством. Плеханов резко критиковал ревизионизм (см.). В трудах Плеханова имеется серьёзная марксистская разработка отдельных вопросов материалистического понимания истории, как, например, вопроса и роли личности в истории. Ленин указал и на крупные недостатки и ошибки в философских работах Плеханова.

Плеханов, например, допустил грубую ошибку, поддержав идеалистическую (см.), противостоящую марксистской теории познания, отделял теорию познания от диалектики, не видя их единства, не понимая, что диалектика и есть теория познания марксизма; нечётко проводил различие между материалистическим и идеалистическим пониманием опыта, оставляя лазейку для идеализма; сводил законы диалектики к сумме примеров; переоценивал роль географической среды в общественно-историческом процессе; изображал нередко великих русских мыслителей XIX в., революционных демократов как простых подражателей западноевропейским философам.

Его критика махистов была отвлеченной. Он не видел связи махизма с кризисом в естествознании. Теоретические корни ошибок Плеханова заключались в недооценке им того качественно нового, что внесли в философию основоположники марксизма. Социальные корни его ошибок - влияние на него буржуазного либерализма и западноевропейского оппортунизма. Плеханов не стоял на позиции творческого марксизма, он подходил к марксистской теории догматически, не * видел перемещения центра революционного движения в Россию, не учитывал особенностей развития страны в новых конкретно-исторических условиях эпохи империализма и пролетарских революций.

Плеханов был талантливейшим литературным критиком и многое сделал для разоблачения идеалистического, антинаучного представления о литературе и искусстве. Воззрения Белинского и Чернышевского оказали большое влияние на развитие эстетических взглядов Плеханова. Плеханов разработал ряд вопросов марксистской эстетики. Он боролся против идеалистического понимания искусства, против декадентского лозунга «искусство для искусства» и в своих литературно-критических статьях отстаивал требование идейности в художественном творчестве. Важнейшие труды Плеханова: «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896), «О материалистическом понимании истории» (1897), «К вопросу о роли личности в истории» (1898).

Георгий Валентинович Плеханов (псевдоним Н. Бельтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка нынешней Липецкой обл. — 30 мая 1918, Териоки) — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».

Родился в семье отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова (1810-1873) и Марии Федоровны Белынской (1832-1881).

В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, но не завершив учебу, начал революционную деятельность.

В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник демонстрации у Казанского собора 1876; Получил известность как теоретик, публицист и один из руководителей «Земли и воли».

В 1879, после раскола «Земли и воли», организатор и руководитель «Чёрного передела». Во время ареста в Петербурге на Обводном канале во время рабочей стачки на Новой Бумагопрядильне (2 марта 1878) Н. С. Тютчев передал свои документы А. С. Максимову-Дружбинину (Г. В. Плеханову), что позволило тому скрыться, избежать каторги.

С 1880 года Плеханов находится в эмиграции.

В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».

В конце 1894 — начале 1895 по инициативе Плеханова был создан «Союз русских с.-д. за границей». В 1900-1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра».

В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.

На втором съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться».

После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. В Первую мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей на позициях социал-шовинизма.

Во время первой революции 1905-1907 Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий.

В феврале 1905 в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в `Искре`, Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.

В 1906 - 1907 выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.).

В Первую мировую войну Плеханов стал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из руководителей социал-демократической группы «Единство».

Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. 31 марта на Финлянском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.

После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» (то есть просоюзническая) позиция Плеханова, не разделяемая деятелями Совета с антивоенной позицией.

Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма».

Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Г. В. Плеханов умер 30 мая 1918 года в Териоки и похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

— Адреса в Петрограде
1917 год — доходный дом А. Д. Дальберга и. А. Кохендерфер — Кронверкский проспект, 67.

— Памятные места
Улицы
* улица Плеханова в Киеве, Москве, Каменске-Уральском, Липецке, Минске, Перми, Пензе, Челябинске, Ейске, Сызрани, Твери, Рыбинске, Днепропетровске, Туле, Макеевке, Брянске.
* улица Плехановская в Воронеже, Харькове.
* переулок Плеханова в Томске.
* бульвар Плеханова в Уфе.
Сёла
* Плеханово (Ленинградская область)
* Плеханово (Липецкая область)
* Плеханово (Тюменский район)
Музеи
* Дом-музей Г. В. Плеханова в Липецке
* Дом Плеханова в Санкт-Петербурге

— Памятники
* Памятник перед зданием Технологического института в Санкт-Петербурге, Московский просп., 26, Загородный просп., 49 (скульпторы И. Я. Гинцбург, М. Я. Харламов, архитектор Я. Г. Гевирц). Открыт 3 мая 1925 года. Памятник монументального искусства Федерального значения.
* Бюст на территории усадьбы Плехановых в Плеханове (Липецкая область)
* Памятный знак работы Игоря Мазура в Плеханове (Липецкая область) 2006 год.
* Памятник на улице Плеханова в Липецке.

— Учреждения
* Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
* Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г. В. Плеханова (технический университет)
* Фонд Плеханова (создан в 2002 году)

— Сочинения
* Огюстен Тьерри и материалистическое понимание истории
* «Наши разногласия» 1885
* «К развитию монистического взгляда на историю» 1894
* «Beitrage zur Geschichte des Materialismus»
* «Н. Г. Чернышевский» и сборники статей «За 20 лет»
* «За 20 лет» (сборник статей)
* «Критика наших критиков» (сборник статей)
* Скептицизм в философии rar
* Об изучении философии rar
* К вопросу о роли личности в истории 1898
* Анархизм и социализм
* Основные вопросы марксизма 1908
* Собрание сочинений



Георгий Валентинович Плеханов - фигура широко известная. С одной стороны, даже в советские времена о нем говорили очень много, издавались некоторые его работы, с другой - все помнили, что Плеханов - меньшевик, что он разошелся с большевиками уже в самом начале, в 1903 году, и поэтому он был не слишком приемлемой, удобной фигурой для настоящих марсксистов-ленинцев. Он вошел в историю как борец с большевизмом. За его внешним спокойствием, даже некоторым высокомерием скрывалась натура яростная и страстная. Плеханов был, без преувеличения, человеком выдающихся способностей. Он пользовался колоссальным авторитетом не только в России, но и за рубежом. Во многом потому, что большую часть своей жизни (37 лет) он прожил за границей, по сути, в политической эмиграции.

Деятельность Георгия Плеханова

Плеханов родился 29 ноября 1856 года в семье отставного штабс-капитана. Он получил военное образование. Знал немало языков и свободно читал любую литературу. Входил в организацию «Земля и воля». Плеханов был решительным противником как государственного террора в отношении революционеров, так и терроризма с их стороны по отношению к государственной власти. В 1880 году Плеханов покидает Россию.

В эмиграции он продолжает заниматься теоретической деятельностью. Его очень увлекают идеи Маркса. Плеханов переводит на русский язык «Манифест Коммунистической партии». Он начинает разрабатывать марксизм на русской почве, адаптировал его к российской действительности. Плеханов превратил естественнонаучную теорию Маркса в мощный идеологический инструмент, в инструмент революционных преобразований общества.

Лев Троцкий назвал Плеханова «крестоносцем марксизма». И это во многом справедливо. Плеханов отстаивал чистоту марксистских принципов и весьма ревностно относился к любым попыткам покушения на него или даже творческого развития. Досталось от Плеханова и Бернштейну и . С последним они стали непримиримыми политическими оппонентами, разругались в пух и прах. Плеханов учил искусству аргументации, поставил марксизм на научную основу. В 1905 году Плеханов рвался приехать на Родину, в самый разгар , но поездка не состоялась из-за тяжелой болезни.

Плеханов считал выступление рабочих преждевременным - все должно делаться по расчету и по науке. Это при том, что противником вооруженного восстания как такового он не был. Плеханов возвращается в Россию после отречения и Февральской буржуазной революции. Происходящее, без всякого преувеличения, потрясло его своим размахом и непредсказуемостью. Плеханов по-прежнему резко осуждает большевиков за разжигание в рабочих и крестьянах низменных инстинктов. Он считал, что необходимо теснее сплотиться вокруг и довести буржуазные реформы до логического конца, а Советы распустить за ненадобностью, вредностью и преждевременностью.

В оценках происходящего Плеханов был беспощаден. Он прекрасно видел и понимал, что происходит, был в ужасе от политики пришедших к власти большевиков. Плеханов был поразительно точен в предсказаниях, видел далеко вперед. Он понимал, что те идеалы, за которые он боролся всю сознательную жизнь, пришли в болезненное столкновение с реальностью. Плеханов пережил глубокую личную трагедию. Плехановым написан ряд работ, намного опередивших свое время. Таков труд «К вопросу о роли личности в истории».Умер Георгий Валентинович 30.05.1918г.

  • К уже почти умирающему Плеханову обращались в поисках союзничества и поддержки самые разные деятели - от адмирала Колчака до эсера Бориса Савинкова. На все предложения он отвечал решительным отказом, мотивируя его тем, что стрелять в пролетариат, даже если он идет не туда - преступно.
  • Похороны Плеханова сплотили самых непримиримых противников и были запечатлены в подробной кинохронике. Лишь Советская власть как бы самоустранилась и хранила молчание по поводу кончины одного из выдающихся людей своего времени.