Возможность ориентироваться в окружающем пространстве обеспечивает. Понятие об ориентировке в пространстве и мобильности

Пространственная ориентация лиц с нарушенным зрением – процесс определения человеком своего местоположения в пространстве при помощи какой-либо системы отсчёта.

Для определения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя в определённой точке, например, в определённом пункте местности, а также локализовать окружающие предметы. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трёх задач, которые принято обозначать следующим образом:

1) выбор направления,

2) сохранение направления,

3) обнаружение цели.

Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве – для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).

Ориентировка в пространстве – важная жизненная потребность человека с нарушенным зрением. От умения ориентироваться в пространстве зависит самостоятельность ребёнка с нарушенным зрением при передвижении, особенно это касается слепых дошкольников. Овладение ориентированием в пространстве при нарушенном зрении осуществляется в течение всей жизни. Однако чем раньше начинается обучение ориентированию, тем больших успехов достигают дети в усвоении знаний и овладении практическими умениями по ориентировке и мобильности.

Мобильность – это возможность свободного, активного передвижения в пространстве, обеспечивающаяся благодаря сенсорной системе человека, составляющим эту систему анализаторам.

В науке отмечается зависимость двигательного режима незрячего от его умения ориентироваться. Известно, что образ жизни современного человека характеризуется недостаточной двигательной активностью (гипокинезией), что отрицательно сказывается на его физическом развитии, самочувствии, работоспособности и психической деятельности. Тем более остро нуждаются в движении люди, лишённые зрения. Это относится и к детям дошкольного возраста, воспитывающимся в СДОУ III-IV вида. Развитие мобильности и ориентировка в пространстве указной категории дошкольников затруднена и в связи с тем, что 98 % из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (данные Людмилы Сергеевны Сековец).

В результате овладения ориентированием в пространстве обеспечивается следующее:



Свободное передвижение и перемещение как в помещении, так и на улице;

Знание общих признаков предметов, которые могут служить общими ориентирами в процессе ориентировки в пространстве;

Формирование представлений об окружающей действительности: городе, перекрестках, транспорте;

Освоение техники владения звуковым локатором;

Уверенность в своих силах.

Способность к пространственной ориентации позволяет определить местоположение человека в трёхмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчёта.

Важным психологическим условием свободной ориентировки в пространстве является умение самостоятельно ориентироваться в незнакомом пространстве на основе использования схем путей, планов районов, города, т.е. осуществлять перенос усвоенных умений ориентировки в новые условия. Это не доступно в дошкольном возрасте и этого достигают немногие слепые взрослые – требуется большая индивидуальная работа по практической ориентировке на местности.

Уже к 5-6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение. Однако овладение способами ориентировки в пространстве требует систематической практики, что обеспечивает самостоятельность при передвижении. Этот факт нашёл отражение в содержании начального курса обучения ориентированию и подвижности в СДОУ III-IV вида.

Овладение ориентированием в окружающей действительности предполагает обязательное формирование системы ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет так называемая точка отсчёта . Ведущей,первой точкой отсчёта для ребёнка является его собственное тело. Все предметы в пространстве дети воспринимают прежде всего по отношению к самим себе (сзади – спереди, справа – слева и т.п.). В этой связи овладение знаниями о теле человека, о частях тела – это чрезвычайная задача, которая должна решаться в процессе обучения ориентировке в пространстве и при формировании мобильности.



Следующей точкой отсчёта при ориентировании являются предметы окружающей среды. При обучении дошкольников с нарушенным зрением такими ориентирами могут быть стол, шкаф, двери, окна. На улице - здание СДОУ, клумбы, деревья, забор и др.

Ориентировка в пространстве и овладение ею предполагает обязательное сенсорное развитие. Это обусловлено тем, что хорошо развитая сенсорика является необходимым условием как при ознакомлении с окружающей обстановкой, так и при самостоятельных передвижениях. В этой связи для обеспечения возможности ориентироваться в пространстве у детей важно развивать такие анализаторные системы, как двигательная, слуховая, тактильная и др. Данный вопрос актуален ещё и потому, что у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями зрения завышена оценка своих возможностей узнавать предметы окружающей действительности с помощью любого органа чувств. Только у отдельных детей возникают сомнения узнать предмет с опорой на слух (15 %), обоняние (10 %), осязание (15 %), (данные Любови Ивановны Плаксиной). При этом узнавание предметов важно ребёнку со зрительной депривацией для опоры на них в процессе ориентирования в пространстве.

Вне зависимости от возраста, времени возникновения нарушения зрения и психического развития для успешной ориентировки в окружающей действительности требуется развитие пространственного мышления.

Для ориентирования в пространстве необходимо знание основных характеристик окружающих предметов: формы, величины, цвета, фактуры, взаимоположения. Так, чем большим образов предметов будет оперировать ребёнок с нарушенным зрением, тем легче ему ориентироваться в пространстве.

Обучение ориентировке и развитие мобильности детей, посещающих СДОУ III-IV вида, связано с формированием мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также смелости и уверенности в своих силах.

Мобильность обеспечивается благодаря мышечно-двигательной чувствительности, являющейся важным компонентом процесса пространственного ориентирования, а также благодаря уверенности в своих силах. Двигательный анализатор даёт возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела. Кроме того, двигательный анализатор представляет собой механизм связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.

Однако в связи с патологией органа зрения у детей отмечается нарушение двигательно-пространственной ориентировки, отклонения в развитии двигательных локомоций (ходьба, бег, лазание, равновесие и др.). В свою очередь это вызывает отклонения в личностных проявлениях, обусловливающих двигательную недостаточность:

Страх перед движением;

Скованность в движениях;

Отсутствие желания двигаться;

Малоподвижность;

Уединение и предпочтение сидеть.

Именно на коррекцию этих нарушений и должна быть ориентирована педагогическая работа по обучению ориентировке в пространстве в ДОУ III-IV вида.

Овладение детьми с нарушенным зрением ориентировкой в пространстве обеспечивает им успешную адаптацию и интеграцию в социум.

Глаза позволяют видеть не только те предметы, которые находятся непосредственно прямо перед собой, но и по сторонам. Это называется периферическим зрением.

Центральное и периферическое зрение человека позволяет видеть определенные области пространства, что обеспечивают поля зрения. Поля характеризуются углом обзора в неподвижном состоянии глаз. В зависимости от положения предмета по отношению к сетчатке разные цвета воспринимаются под разными углами.

Центральное зрение – это то, которое обеспечивает центральный отдел сетчатки и позволяет рассматривать мелкие элементы. Острота зрения зависит именно от функционирования этой части сетчатки.

Периферическое зрение – это не только те предметы, на которых фокусируется глаз сбоку от него, но и находящиеся вокруг этого предмета размытые соседние предметы, движущиеся объекты и т.д. Поэтому периферическое зрение так важно: оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, его способность ориентироваться в окружающей обстановке.

Периферическое зрение лучше развито у женщин, а центральное – у мужчин. Угол периферического зрения у человека равен приблизительно 180 0 если рассматривать по горизонтальной плоскости и около 130 0 по вертикальной.

Определение центрального и периферического зрения возможно как простыми, так и сложными методами. Исследование центрального зрения проводится при помощи известных всем таблиц Сивцева с буквами разного размера, располагающихся в столбик. Острота зрения при этом на оба глаза может быть 1 и даже 2, хотя норма считается при прочтении 9 строчек таблицы.

Методы определения периферического зрения

Использование простого метода не требует специальных инструментов и приспособлений. Исследование проводится так: для этого медсестра и пациент закрывают разные глаза, сидя лицом к лицу друг к другу. Медсестра водит рукой справа налево, и пациент должен сказать, когда увидит ее. Поля определяются для каждого глаза по отдельности.

Для других методов определения необходим специальный аппарат, который позволит быстро и без лишних усилий исследовать каждый отдел сетчатки, определить поля зрения, угол обзора. Например, кампиметрия, которая проводится при помощи сферы. Однако такой метод пригоден только для того, чтобы исследовать небольшой отдел периферического зрения.

Наиболее современным методом, позволяющим определить поля зрения, является динамическая периметрия. Это аппарат, в котором располагается картинка, которая имеет различную яркость и размеры. Человек только кладет голову на аппарат, а далее тот сам производит необходимые замеры.

Количественная периметрия используется для определения глаукомы даже на ранней стадии.

Есть еще и визоконтрастопериметрия, которая представляет собой решетки, которые образованы черно-белыми и цветными полосами разного диаметра и размера. При нормальной сетчатке без нарушений решетка воспринимается в первозданном виде. Если имеются нарушения, то происходит нарушение восприятия этих структур.

Исследование поля зрения человека нуждается в некоторой подготовке к процедурам периметрии.

  • При проверке одного глаза необходимо тщательно закрывать второй, чтобы не исказить результаты.
  • Исследование будет объективным, если голова человека будет располагаться напротив нужной метки.
  • Для того, чтобы пациент мог сориентироваться с тем, что ему нужно говорить, ему показывают подвижные метки, рассказывают о том, как будет происходить процедура.
  • Если определяется поле зрения цвета, то необходимо фиксировать тот показатель, при котором четко определяется цвет на метке. Полученные результаты наносят в отдел бланка, где рядом расписаны нормальные показатели. Если выявляются выпадения участков, то их зарисовывают.

Нарушения периферического зрения

За выполнение центрального и периферического зрения отвечают так называемые колбочки и палочки. Первые все направляются в центральный отдел сетчатки, вторые – по ее краям. Нарушение периферического зрения обычно является симптомом патологических процессов вследствие травмы глаза, воспалительных процессов оболочек глаза.

Физиологически различают определенные участки поля зрения, которые выпадают из обзора, их называют скотомами. Они могут возникать из-за начала разрушительного процесса в сетчатке и определяться путем определения предметов в поле зрения. В таком случае говорят о положительной скотоме. Отрицательной она будет в том случае, если для ее определения необходимо исследование при помощи аппарата. Мерцательная скотома то появляется, то исчезает. Обычно ее вызывает спазм сосудов головного мозга. Когда человек закрывает глаза, то он видит круги или другие элементы разного цвета, которые могут выходить за пределы периферического зрения.

Кроме исследования наличия скотомы существует классификация по расположению пятна: периферическая, центральная или парацентральная.

Потеря угла обзора может происходить различными путями:

  1. Тоннельное зрение – это потеря поля зрения вплоть до небольшого центрального участка.
  2. О концентрическом сужении говорят в том случае, когда поля равномерно сужаются со всех сторон, оставляя небольшой показатель в 5-10 0 . Поскольку центральное зрение сохраняется, то и острота зрения может оставаться прежней, однако способность ориентироваться в окружающей обстановке он теряет.
  3. Когда центральное и периферическое зрение теряется симметрично с обеих сторон, то происходит это чаще всего по вине опухоли.
  4. Если страдает такая анатомическая структура, как перекрещивание зрительных путей, или хиазма, то поля зрения потеряются в височной области.
  5. Если поражается зрительный тракт, то на обоих глазах потеря поля произойдет с соответствующей стороны (правой или левой).

Причины потери зрительного поля

Потеря части поля может происходить из-за ряда причин:

  • глаукома или другая патология сетчатки;
  • появление опухоли;
  • отек зрительного нерва и дистрофические изменения в сетчатке.

Глаукома проявляется появлением потемнения в области зрачка, при этом может происходить потеря как центрального, так и периферического зрения. Она приводит к полной потере зрения при прогрессировании патологии, поскольку для него характерно отмирание зрительного нерва. Причиной этого нарушения является повышение внутриглазного давления. Провоцирующим фактором становится также возраст, обычно после 40 лет. При глаукоме зрение нарушается в области носа.

Глаукома обычно начинается с рези в глазах, мелькания мушек, усталости глаз даже при незначительной нагрузке. Далее распространение процесса вызывает затруднения при попытке рассмотреть определенные участки картинки. Процесс может затрагивать один глаз, но чаще поражает оба глаза.

Опухолевые процессы тканей глаза на начальной стадии проявляются выпадением части зрения, до 25%. Кроме того, заподозрить наличие опухоли можно в том случае, если возникает ощущение инородного тела, боль и резь в глазах.

При появлении отека нерва и дистрофических изменений сетчатки потеря периферического зрения человека происходит равномерно и не превышает 5-10 градусов.

Развитие периферического зрения

Не всем понятно назначение тренировки бокового зрения, однако с учетом того, что это определяет активность работы мозга и тренирует внимание, то развивать боковое зрение никому не помешает. Получение косвенной информации об объектах позволяет обработать ее и сохранить в памяти, даже если сразу эта информация и не используется.

Развить центральное и периферическое зрение можно при помощи вспомогательных упражнений:

Центральную часть обзора закрывают, что вынуждает глаз концентрировать внимание на тех объектах, которые находятся на периферии. Периодически объект в центре убирают, чтобы концентрация на боковых объектах происходила по желанию человека.

Второе упражнение тренирует зрение по таблице, в которой вразброс расположены цифры. Их может быть различное количество. В центре таблицы находится красная точка, глядя на которую, нужно подсчитать цифры по порядку. Начинать следует с таблицы с малым количеством цифр, переходя далее к большему. Поиск можно осуществлять по времени, постепенно его сокращая, что будет стимулировать улучшить свой результат.

Благодаря глазам, этим удивительным органам, мы обладаем уникальной возможностью – видеть все вокруг себя, рассматривать вещи вдалеке и вблизи, ориентироваться в темноте, ориентироваться в пространстве, перемещаться в нем быстро и легко.

Наше зрение делает нашу жизнь богаче, информативнее, активнее. Поэтому так важно для человека своевременно решать все проблемы, которые возникают с глазами, ведь даже малейшая вероятность перестать видеть этот прекрасный мир пугает.

Глаза – это окно в мир, это отражение состояния нашей души, это хранилище загадок и тайн.

В этой статье мы уделим особенное внимание центральному и периферическому зрению.

В чем их различия? Как определяется их качество? В чем отличия периферического и центрального зрения у людей и животных и как вообще видят животные? И как улучшить периферическое зрение...

Это и еще очень-очень многое будет рассмотрено в данной статье.

Центральное и периферическое зрение. Интересная информация.

Сначала о центральном зрении.

Это самый важный элемент зрительной функции человека.

Оно получило такое название, т.к. обеспечивается центральным участком сетчатки и центральной ямкой. Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение.

Даже если оно незначительно снизится, человек сразу же это ощутит.

Основная характеристика центрального зрения – это острота зрения.

Ее исследование имеет большое значение в оценке всего зрительного аппарата человека, для отслеживания разнообразных патологических процессов в органах зрения .

Под остротой зрения понимают способность глаза человека различать две точки в пространстве, расположенные близко друг к другу, на определенном расстоянии от человека.

Также обратим внимание на такое понятие, как угол зрения, который представляет собой угол, образующийся между двумя крайними точками рассматриваемого предмета и узловой точкой глаза.

Получается, что чем больше угол зрения, тем ниже его острота.

Теперь о периферическом зрении.

Оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме.

Как разобраться, что такое центральное, а что такое периферическое зрение?

Поверните голову вправо, словите глазами какой-либо предмет, к примеру, картину на стене, и зафиксируйте взгляд на каком-либо отдельном ее элементе. Его вы видите хорошо, четко, не так ли?

Это благодаря центральному зрению. Но кроме данного объекта, который вы так хорошо видите, в поле зрения попадает также большое количество различных вещей. Это, к примеру, дверь в другую комнату, шкаф, который стоит рядом с выбранной вами картиной, собака, сидящая на полу чуть подальше. Вы видите все эти предметы нечетко, но, все же, видите, имеете возможность улавливать их движение и реагировать на него.

Это и есть периферическое зрение.

Оба глаза человека, не двигаясь, способны охватывать 180 градусов по горизонтальному меридиану и чуть меньше – где-то 130 градусов по вертикальному.

Как мы уже заметили, острота периферического зрения меньше в сравнении с центральным. Это объясняется тем, что количество колбочек, от центра к периферическим отделам сетчатки , значительно уменьшается.

Периферическое зрение характеризуется так называемым полем зрения.

Это пространство, которое воспринимается неподвижным взглядом.



Периферическое зрение имеет неоценимое значение для человека.


Именно благодаря нему возможно свободное привычное передвижение в окружающем человека пространстве, ориентировка в окружающей нас среде.

Если периферическое зрение по каким-то причинам утрачивается, то даже при полном сохранении центрального зрения, индивид не может самостоятельно передвигаться, он будет натыкаться на каждый предмет на своем пути, утратится способность охватывать взглядом крупные предметы.

А какое зрение считается хорошим?

Теперь рассмотрим следующие вопросы: как измеряется качество центрального и периферического зрения, а также, какие показатели считаются нормальными.

Сначала о центральном зрении.

Мы привыкли, что если человек видит хорошо, про него говорят «единица на оба глаза».

Что это значит? Что каждый глаз по отдельности может различать в пространстве две близкорасположенные точки, которые дают на сетчатке изображение под углом в одну минуту. Вот и получается единица на оба глаза.

Кстати, это лишь нижняя норма. Встречаются люди, у которых зрение 1,2, 2 и более.

У нас чаще всего для определения остроты зрения используется таблица Головина-Сивцева, та самая, где в верхней части красуются известные всем буквы Ш Б. Человек садится напротив таблицы на расстоянии 5 метров и закрывает поочередно то правый, то левый глаз. Врач указывает на буквы в таблице, а пациент произносит их вслух.

Нормальным считается зрение человека, который одним глазом видит десятую строчку.

Периферическое зрение.

Оно характеризуется полем зрения. Его изменение является ранним, а иногда и единственным признаком некоторых глазных недугов.

Динамика изменения поля зрения позволяет оценить ход заболевания, а также эффективность его лечения. Кроме того, благодаря исследованию данного параметра выявляются нетипичные процессы в головном мозге.

Изучение поля зрения – это определение его границ, выявление внутри них дефектов зрительной функции.

Для достижения данных целей используются различные методы.

Самый простой из них – контрольный.

Позволяет быстро, буквально за несколько минут, без применения каких-либо приборов, определить поле зрения человека.

Сущность данного метода – сравнение периферического зрения медика (которое должно быть нормальным) с периферическим зрением пациента.

Выглядит это так. Врач и пациент садятся друг напротив друга на расстоянии одного метра, каждый из них закрывает один глаз (закрываются разноименные глаза), а открытые глаза выступают точкой фиксации. Затем врач начинает медленно перемещать кисть своей руки, которая находится сбоку, вне поля зрения, и постепенно приближать ее к центру поля зрения. Пациент должен указать момент, когда увидит ее. Исследование повторяется со всех сторон.

С помощью данного метода лишь грубо оценивается периферийное зрение человека.

Есть и более сложные методы, которые дают глубокие результаты, например кампиметрия и периметрия.


Границы поля зрения могут различаться от человека к человеку, зависят, в том числе, от уровня интеллекта, особенностей строения лица пациента.

Нормальные показатели для белого цвета следующие: кверху – 50o, кнаружи – 90o, кверху кнаружи – 70o, кверху кнутри - 60o, книзу кнаружи - 90o, книзу - 60o, книзу кнутри - 50o, кнутри – 50o.

Восприятие цвета в центральном и периферическом зрении.

Опытным путем установлено, что человеческие глаза могут различать до 150 000 оттенков и цветовых тонов.

Данная способность оказывает влияние на различные стороны жизни человека.

Цветное зрение обогащает картину мира, дает индивиду больше полезной информации, оказывает влияние на его психофизическое состояние.

Цвета активно используются везде – в живописи, промышленности, в научных исследованиях…

За цветное зрение отвечают так называемые колбочки, светочувствительные клетки, которые находятся в глазу человека. А вот палочки ответственны уже за ночное зрение. В сетчатке глаза расположено три вида колбочек, каждый из которых максимально чувствителен к синему, зеленому и красному участкам спектра.

Конечно же, картинка, которую мы получаем благодаря центральному зрению, лучше насыщена цветами в сравнении с результатом периферического зрения. Периферическое зрение лучше улавливает более яркие цвета, красный, к примеру, или черный.

Женщины и мужчины, оказывается, видят по-разному!

Интересно, но женщины и мужчины видят несколько по-разному.

Из-за определенных различий в строении глаз представительницы прекрасного пола способны различать больше цветов и оттенков, нежели сильная часть человечества.


Кроме того, ученые доказали, что у мужчин лучше развито центральное зрение, а у женщин – периферическое.

Объясняется это характером деятельности людей различного пола в древние времена.

Мужчины ходили на охоту, где важно было четко сконцентрироваться на каком-то одном объекте, ничего кроме него не видеть. А женщины следили за жильем, должны были быстро замечать малейшие изменения, нарушения привычного течения бытовой жизни (к примеру, быстро заметить заползшую в пещеру змею).

Существуют статистические подтверждения данного утверждения. К примеру, в 1997 году, в Великобритании в результате ДТП пострадало 4132 ребенка, из них – 60% мальчиков и 40% девочек.

Кроме того, страховые компании отмечают, что женщины намного реже, нежели мужчины, попадают на автомобилях в аварии, которые связаны с боковыми ударами на перекрестках. Зато параллельная парковка дается прекрасным дамам сложнее.

Также женщины лучше видят в темноте, в близком широком поле замечают больше мелких деталей, если сравнивать с мужчинами.

В то же время, глаза последних хорошо приспособлены к слежению за объектом на дальнем расстоянии.

Если учесть и другие физиологические особенности женщин и мужчин, сформируется следующий совет – в течение долгой поездки лучше всего чередоваться следующим образом – женщине отдать день, а мужчине – ночь.

И еще несколько интересных фактов.

У прекрасных дам глаза устают медленнее, нежели у мужчин.

Кроме того, женские глаза лучше подходят для наблюдения за предметами на близком расстоянии, поэтому они, к примеру, могут гораздо быстрее и ловчее мужчин вдеть нитку в ушко иголки.

Люди, животные и их зрение.

С самого детства людей занимает вопрос - а как видят животные, наши любимые кошки и собаки, парящие в высоте птицы, плавающие в море существа?

Ученые долгое время занимались изучением строения глаз птиц, животных и рыб, чтобы мы смогли, наконец, узнать интересующие нас ответы.

Начнем с наших любимых домашних питомцев – собак и кошек.

То, как они видят мир, значительно отличается от того, как видит мир человек. Происходит это по нескольким причинам.

Первое.

Острота зрения у данных животных значительно ниже, нежели у человека. Собака, к примеру, обладает зрением примерно 0,3, а кошки вообще 0,1. В то же время, данные животные имеют невероятно широкое поле зрения, значительно шире, чем у человека.

Вывод можно сделать такой: глаза животных максимально адаптированы для панорамного зрения.

Это обусловлено и строением сетчатки, и анатомическим расположением органов.

Второе.

Животные гораздо лучше человека видят в темноте.

Интересно и то, что собаки и кошки ночью видят даже лучше, чем днем. Все благодаря особенному строению сетчатки, наличию специального светоотражающего слоя.




Третье.

Наши домашние питомцы, в отличие от человека, лучше различают движущиеся, нежели статичные предметы.

При этом животные обладают уникальной способностью определять расстояние, на котором находится тот или иной объект.

Четверное.

Существуют различия в восприятии цветов. И это притом, что строение роговицы и хрусталика у животных и человека практически не отличается.

Человек различает гораздо больше цветов, нежели собаки и кошки.

И связано это с особенностями строения глаз . К примеру, в глазах собаки имеется меньше «колбочек», ответственных за цветовосприятие, нежели у человека. Поэтому и цветов они различают меньше.

Раньше вообще существовала теория, что зрение у животных, кошек и собак, черно-белое.

Это если говорить об отличиях человеческого зрения домашних питомцев.

Теперь о других животных и птицах.

Обезьяны, к примеру, видят втрое лучше человека.

Необычайной остротой зрения обладают орлы, грифы, соколы. Последний может хорошо рассмотреть цель, размером до 10 см, на расстоянии около 1,5км. А гриф способен различать грызунов небольшого размера, которые находятся за 5 км от него.

Рекордсмен именно в панорамном зрении – вальдшнеп. Оно у него практически круговое!

А вот всем нам привычный голубь имеет угол обзора приблизительно в 340 градусов.

Глубоководные рыбы хорошо видят в абсолютной темноте, морские коньки и хамелеоны вообще могут одновременно смотреть в разных направлениях, и все потому, что их глаза двигаются независимо друг от друга.

Вот такие интересные факты.

Как меняется наше зрение в процессе жизни?

А как меняется наше зрение, как центральное, так и периферическое, в процессе жизни? С каким зрением мы рождаемся, и с каким приходим к старости? Давайте уделим данным вопросам внимание.

В разные периоды жизни у людей различная острота зрения.

Человек рождается на свет, и у него она будет низкой. В четырехмесячном возрасте острота зрения ребенка составляет примерно 0,06, к году вырастает до 0,1-0,3, и лишь к пяти годам (в некоторых случаях требуется до 15 лет) зрение становится нормальным.

Со временем ситуация меняется. Это связано с тем, что глаза, как и любые другие органы, претерпевают определенные возрастные изменения, их активность постепенно снижается.



Считается, что ухудшение остроты зрения является неизбежным или почти неизбежным явлением в старости.

Выделим следующие моменты.

* С возрастом уменьшаются размеры зрачков из-за ослабевания мышц, которые ответственны за их регуляцию. Как следствие, ухудшается реакция зрачков на световой поток.

Это значит, что чем старше становится человек, тем больше ему необходимо света для чтения и других видов деятельности.

Кроме того, в пожилом возрасте очень болезненно воспринимаются перепады яркости освещения.

* Также с возрастом глаза хуже распознают цвета, понижается контрастность и яркость изображения. Это является следствием снижения количества клеток сетчатки, которые отвечают за восприятие цветов, оттенков, контрастности и яркости.

Окружающий мир пожилого человека будто выцветает, становится тусклым.


Что же происходит с периферическим зрением?

Оно также становится хуже с возрастом – ухудшается боковой обзор, сужаются поля зрения.

Это очень важно знать и учитывать, особенно людям, которые продолжают вести активный образ жизни, водить автомобиль и т.д.

Значительное ухудшение именно периферического зрения происходит после 65 лет.

Вывод можно сделать следующий.

Снижение центрального и периферического зрения с возрастом – это нормально, ведь глаза, как и любой другой орган человеческого организма, подвержены старению.

С плохим зрением не быть мне…

Многие из нас уже с самого детства знали, кем хотят быть во взрослой жизни.

Кто-то мечтал стать пилотом, кто-то – автомехаником, кто-то - фотографом.

Каждому хотелось бы делать в жизни именно то, что нравится – не больше, не меньше. И каково бывает удивление и разочарование, когда при получении медицинской справки для поступления в то или иное учебное заведение, оказывается, что долгожданная профессия вашей не станет, и все по причине плохого зрения.

Некоторые даже не задумываются, что оно может стать настоящим препятствием для реализации планов на будущее.

Итак, давайте же разберемся, какие профессии требуют хорошего зрения.

Их оказывается не так и мало.

К примеру, именно острота зрения необходима ювелирам, часовщикам, лицам, занятым в точном мелком приборостроении в электротехнической, радиотехнической промышленности, в оптико-механическом производстве, а также имеющим профессию типографического профиля (это может быть наборщик, корректировщик и т.д.).

Бесспорно, острым должно быть зрение фотографа, швеи, обувщика.

Во всех вышеперечисленных случаях важно скорее качество центрального зрения, но есть профессии, где играет роль еще и периферическое.

К примеру, пилот летательных аппаратов. Никто не поспорит, что его периферическое зрение должно быть на высоте, также как и центральное.

Аналогична и профессия водителя. Хорошо развитое периферическое зрение позволит избежать множества опасных и неприятных, в том числе, аварийных ситуаций на дороге.

Кроме того, отличным зрением (и центральным, и периферическим) должны обладать автомеханики. Это одно из важных требований к кандидатам при приеме на работу на данную должность.

Не стоит также забывать о спортсменах. К примеру, у футболистов, хоккеистов, гандболистов периферическое зрение приближается к идеальному.

Также есть профессии, где очень важно правильно различать цвета (сохранности цветового зрения).

Это, к примеру, дизайнеры, швеи, обувщики, работники радиотехнической отрасли промышленности.

Тренируем периферическое зрение. Пару упражнений.

Наверняка вы слышали о курсах скорочтения.

Организаторы обязуются за пару месяцев и не за такую уж большую сумму денег научить вас проглатывать книги одну за одной, причем отлично запоминая их содержание.Так вот, львиная доля времени на курсах отводится именно развитию периферического зрения. Впоследствии человеку не нужно будет водить глазами по строкам в книге, он сразу сможет видеть страницу целиком.

Поэтому если вы ставите перед собой задачу в короткие сроки отлично развить периферическое зрение, можно записаться на курсы скорочтения, и уже в ближайшее время вы заметите значительные изменения и улучшения.

Но не все хотят тратить время на подобные мероприятия.

Для тех, кто хочет дома, в спокойной обстановке, улучшить свое периферическое зрение, приведем несколько упражнений.

Упражнение №1.

Станьте возле окна и зафиксируйте взгляд на каком-либо предмете на улице. Это может быть спутниковая антенна на соседнем доме, чей-то балкон, или горка на детской площадке.

Зафиксировали? Теперь, не двигая глазами и головой, назовите предметы, которые находятся возле избранного вами объекта.


Упражнение №2.

Откройте книгу, которую вы читаете в данный момент.

Выберите какое-нибудь слово на одной из страниц и зафиксируйте свой взгляд на нем. Теперь, не двигая зрачками, попробуйте прочитать слова вокруг того, на котором вы зафиксировали взгляд.

Упражнение №3.

Для него вам понадобится газета.

В ней необходимо найти самую узкую колонку, а затем взять красную ручку и по центру колонки, сверху вниз, начертить прямую тонкую линию. Теперь, скользя взглядом лишь по красной черте, не поворачивая зрачки вправо и влево, пытайтесь прочитать содержимое колонки.

Не переживайте, если вы не сможете сделать это в первый раз.

Когда у вас получится с узкой колонкой, выберите более широкую и т.д.

В скором времени вы сможете охватывать взглядом целые страницы книг, журналов.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Причина трудностей , испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных представлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно.

Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во многих случаях определяют свое местоположение, оценивают обстановку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слепые производят аналогичные операции под непрерывным контролем сознания. Самое незначительное препятствие - выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой местности, - которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности.

Выпадение или глубокие нарушения функций зрения, играющего в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, приводит к тому, что у слепых ведущими становятся другие анализаторы

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяженности, заполненности и т.п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора.

Для удобства анализа процесса ориентации слепых В.С. Сверлов , разработал классификацию ориентировки по характеру пространства:

1 . Ориентировка в предмето-познавательном пространстве, к которой относятся:

а) ориентация в малом пространстве, недоступном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим является инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т.п. Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследование внутреннего строения цветка и пр.);

б) ориентировка в пространстве, умещающемся под одним или несколькими осязающими пальцами;

в) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной одновременного охвата кистями рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2 . Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется:

а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных операциях);

б) ориентировка в пространстве несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка и пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом на основе чувственного осязания

3 . Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят:


а) ориентация и закрытых помещениях, где ведущими в зависимости от ряда условии (характер помещения, цели ориентировки и т.д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувствительность);

б) ориентировка в открытом пространстве или ориентировка на местности, осуществляющиеся при помощи слуха

Роль органов чувств в ориентировке слепых

Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий.

Нарушения функции зрения ограничивают возможность отражения пространства, однако в большинстве случаев частичнозрячие, не говоря уже о слабовидящих, продолжают ориентироваться визуально. Только наиболее серьезные функциональные нарушения зрения, наблюдаемые у частичнозрячих, вносят в этот процесс определенную специфику: становится невозможной или весьма затрудняется ориентировка в предметно-познавательном пространстве, резко сужаются границы раздельного видения в большом пространстве.

Необходимость рассматривания объектов под большим углом зрения затрудняет их визуальную локализацию в пространстве, а в последующем и решение основных задач - выбор и сохранение направления и обнаружение цели. Несмотря на возникающие трудности, частичнозрячие даже при отсутствии форменного зрения продолжают ориентироваться в большом пространстве визуально. Уже наличие светоощущения дает слепому возможность ориентироваться в помещении по оконным проемам, осветительным приборам и другим источникам света, которые он различает на темном фоне. При ориентировке на местности чередование светлых и темных пятен сигнализирует слепому о наличии препятствий.

При отсутствии навыков визуальной ориентировки некоторые формы патологии зрения могут неблагоприятно влиять на этот процесс, дезориентируя слепого. Такие случаи наблюдаются при:

1. заболеваниях сетчатки, вызывающих так называемую “куриную слепоту”, при которой человек в сумеречном освещении становится временно абсолютно слепым;

2. при деформациях поля зрения, когда больной видит окружающее его пространство лишь частично; при нарушениях цветного зрения.

При помощи активного и инструментального осязания слепые не только воспринимают отдельные предметы, но и устанавливают их пространственные отношения, локализуют их в пространстве. Благодаря этому слепые часто очень точно ориентируются в рабочем пространстве, например на парте или столе, легко обнаруживая необходимые им предметы.

Слух в пространственной ориентировке слепых играет исключительно важную роль. Это связано с тем, что при полной или частичной утрате зрения он становится ведущим видом чувствительности при дистантном восприятии объектов.

Благодаря слуховым ощущениям и восприятиям слепые способны локализовать в пространстве являющиеся источниками звука невидимые объекты, определить направление его распространения, судить по распространению и качеству звука о величине и заполненности замкнутого пространства.

Примером слуховой ориентации может служить ориентировка слепых на улице. В процессе этой ориентировки они определяют направление и скорость движения транспорта, судят о величине и заполненности пространства, определяют качество дорожного покрытия, наличие уступов и иных неровностей и т.д.

Часто в процессе ориентировки слепые используют отраженный звук. Воспринимая издаваемые ими при передвижении звуки, слепые довольно точно определяют направление и степень удаленности предмета, экранирующего звук. Например, для того чтобы определить, нет ли на пути препятствия, слепые хлопают в ладоши, щелкают пальцами, постукивают тростью. Подобные звуки, отражаясь от стен домов, крупных предметов, возвращаются к своему источнику в несколько измененном виде и позволяют судить о величине помещения, наличии мягкой мебели, определять местонахождение дверного проема или арки в стене дома и т. п.

Обоняние в ориентировочной практике слепых используется довольно часто, поскольку так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта. При осложнении слепоты глухотой его роль значительно увеличивается, так как обоняние становится единственным видом дистантной чувствительности. При помощи обоняния слепые определяют местонахождение объектов, обладающих специфическими запахами. Запахи, постоянно присущие тому или иному неподвижному объекту, служат слепым ориентирами при передвижении в пространстве.

Топографические представления - это представления о местности, возникающие на основе восприятия и локализации объектов в пространстве. Топографические представления являются сложной совокупностью образов памяти, в которых отражается форма, величина), удаленность объектов и направление, в котором они расположены но отношению к какой-либо точке отсчета.

Формирование топографических представлений, происходит в результате отражательной, условнорефлекторной деятельности мозга. В совокупной, интегративной деятельности многих анализаторных систем при восприятии пространства ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.

Опыт пространственной ориентации слепых и экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что у них имеются топографические представления..

Топографические представления выступают в двух видах, различающихся по уровню обобщенности.

Ф.Н. Шемякин выделил представления типа “карта - путь” и “карта ~ обозрение”.

Для топографических представлений типа “карта - путь” характерны конкретность и постепенность прослеживания пространственных отношений. Ориентация и пространстве на основе этих представлений имеет сукцессивный характер; в ходе ориентации воспроизводятся и сравниваются с данными восприятия представления о всех ориентирах, находящихся между отправным и конечным пунктами.

Представления типа “карта - обозрение” характеризуются одномоментностью мысленного охвата пространственных отношений, свойственных тому или иному замкнутому пространству. При ориентировке, основанной на представлениях тина “карта - обозрение”, одномоментно, симультанно воспроизводится вся совокупность пространственных отношений в виде плана определенной местности.

Наличие у слепых тех же видов топографических представлений, что и у зрячих, еще раз показывает, что в основе ориентации в пространстве лежит работа не одного зрительного анализатора, а активное практическое отражение пространственных отношений в результате интегративной деятельности всех анализаторных систем.

Родителей и близких слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи?». Тревоги родителей обоснованны, ─ тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем.

Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Неспособностъ слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь.

Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих. Зрение обеспечивает безопасное передвижение в свободном пространстве. Зрение ─ своеобразный «зонд» пространства. У родителей возникает вопрос: «А как же человек без зрения воспринимает пространство?», «В состоянии ли слепой определить направление движения?» и др.

Науками о человеке (философией, психологией и др.), практической жизнью слепых людей, достигших высокого умственного, физического развития, убедительно доказано, что даже тотально слепые люди могут правильно и точно воспринимать окружающее пространство, самостоятельно ориентироваться в нем.

Философия, психология обосновали основные особенности и механизмы ориентировки: ориентировка человека в пространстве обеспечивается рефлекторной деятельностью мозга. Мозг как зрячего, так и незрячего человека получает информацию о пространстве через органы чувств. Слепой ребенок получает такую информацию через слух, осязание, двигательный анализатор, обоняние. Мозг тотально слепого ребенка не получает информации через зрение.Но сохранные органы чувств передают необходимую информацию в мозг, который ее анализирует и обобщает. В результате у человека без зрения формируются правильные представления об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих.Он оказывается способным определить свое местоположение, примерную удаленность предметов относительно себя (впереди ─ сзади, слева ─ справа и т.д.).

Известный отечественный психолог Ф. П. Шемякин доказал, что «пространственные представления могут быть сформированы и у слепых. Они возникают и без зрительных образов».

Эти кратко изложенные выводы современной тифлологии очень важны для осознания родителями слепого ребенка того факта, что хотя зрительный дефект и ограничивает возможности самостоятельной ориентировки, но при определенных условиях трудности могут быть преодолены.

Какие же условия должны быть созданы для слепого малыша, чтобы он смог научиться передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве, воспринимать предметы, опознавать их, определять нужное направление? Раскрывая эти условия, мы опираемся на важное положение известного отечественного дефектолога Л. С. Выготского: «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться». Роль родителей и близких слепого ребенка и состоит в том, чтобы выступать с первых месяцев его жизни добрым, ласковым, но настойчивым и квалифицированным учителем, управляющим процессом его развития, стимулирующим все его потенциальные возможности в пространственной ориентировке. Но, чтобы руководство родителей развитием слепого ребенка не обернулось трагедией, следует знать, чему учить и когда начинать обучение ориентировке в пространстве малыша с тяжелым зрительным дефектом.

Обучение ориентировке в пространственачинается с первых месяцев жизни слепого ребенка.

Как и всякий нормально видящий, слепой ребенок постигает пространство на основе движения, но из-за зрительного дефекта темп развития двигательного аппарата у него замедлен, требует постоянной помощи со стороны взрослого. Слепой ребенок не видит окружающих его предметов, поэтому у него не возникает потребности совершать необходимые движения для познания окружающего мира. Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем носят поэтапный характер и связаны с развитием его двигательного аппарата. Первый этап (так же, как и у зрячего ребенка) начинается с познания частей своего тела и умения совершать ими необходимые движения: поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др. Нормально видящий ребенок совершает эти движения на основе зрительногои речевого побуждения взрослого, прежде всего матери.

Слепого ребенка мать побуждает совершать необходимые движения в первые месяцы жизни путем соприкосновения с ним и звуковыми сигналами, но не очень сильными и резкими, так как малыш может испугаться их. В первые недели жизни ребенок реагирует на внешние раздражители всем телом.Но постепенно слепой малыш, как и его зрячий сверстник, должен научиться реагировать на раздражители частями тела: головкой, ручками, ножками и т. д. Но этим движениям мать должна обучить слепого ребенка, тем самым способствуя формированию представлений о частях тела и доступных ему движениях. Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение.

Ребенка следует научить «понимать» части своего тела и тела другого человека: матери, отца и других членов семьи. Для этого следует позволить ребенку дотрагиваться до лица наклоняющегося к нему человека, его рук, груди матери. Впоследствии этот опыт ему очень пригодится, он будет с помощью осязания отличать близкого ему человека от случайных, незнакомых людей.

Для того чтобы слепой ребенок в первые месяцы жизни научился управлять головой, целесообразно делать следующие упражнения. Положите ребенка на животик. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик. Когда ребенка кладут на животик, он, как правило, резко поднимает голову. В этот момент мать своим лицом соприкасается с головкой малыша, ласково поглаживает его. Слепой ребенок начинает усваивать, что поднятие головки и поворот на приятный голос сопровождаются лаской. Когда ребенок лежит на животике на столе или другой твердой поверхности, можно погладить его по спине, чтобы он выпрямил голову и туловище. Если ребенок лежит на животике на коленях матери, следует привлекать его внимание какой-нибудь звуковой игрушкой, к которой он может прикасаться и положение которой следует менять (вверху, слева и др.).



Второй этап на пути развития движений частей тела ребенка, с помощью которых он обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину, ─ это опора на руки. Для этого можно использовать большой надувной мяч, на который ребенок кладет свои руки. Поддерживая ребенка, следует медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением. Каждодневные занятия с ребенком позволяют усложнять упражнения и тем самым способствуют развитию двигательного аппарата. Если малышу в первые месяцы не оказывать помощи, он может находиться в одном и том же положении и на одном месте. Малыш (как зрячий, так и слепой) постоянно нуждается в разнообразных движениях. Ставя его в различные положения, мы помогаем ему развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мышцы. Каждое новое положение (на боку, на спине, на животике, вращение тела и т. д.) тела ребенка дает ему новое ощущение, укрепляет уверенность в себе и готовит к самостоятельным движениям. Когда ребенок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками, совершать хватательные движения, «играть» своими руками, опираться на них.

Между четвертым и шестым месяцами жизни совместные движения головой и руками позволяют слепому ребенку овладеть первыми элементами равновесия и научиться качаться. Теперь можно будет приступать к овладению ребенком нового положения ─ «сидя».

Обучение положению «сидя» ─ длительный и поэтапный процесс. Прежде чем ребенок освоит это положение, он должен научиться хвататься за пальцы рук взрослого и держаться за них в положении «сидя», удерживать погремушки, расположение которых он узнает по звуку. Дети даже с остаточным зрением не воспринимают окружающих предметов на расстоянии. Используйте звучащую игрушку, потрясите ею перед лицом ребенка, а затем удалите на небольшое расстояние, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и удержать.

Теперь можно начинать учить слепого малыша сидеть. Существует целая система упражнений, направленных на обучение малыша положению «сидя», которое является важным моментам на пути овладения таким видом движения, как ползание «на четвереньках». Когда ребенок начнет садиться, его следует учить двигаться на животе. Это важно для развития движений вперед и назад с помощью рук.

Зрячий ребенок начинает ползать, чтобы дотянуться до интересной ему игрушки, но расположенной далеко от него. Ребенок, который не видит игрушки или предмета, не начинает ползать. Малыш начнет ползать, если появится побудительная причина: мама близко, но, чтобы до нее дотронуться, нужно сделать движение в том направлении, откуда малыш слышит ее ласковый голос. Ребенка следует учить становиться в позу «на четвереньки», выпрямлять ему спинку, поддерживать за талию и раскачивать его тело вперед и назад (самостоятельно слепой малыш может и не освоить позы и движений, которые лежат в основе ползания).

Рекомендуются следующие упражнения для овладения слепым ребенком ползанием. Возьмите звучащую игрушку, которую можно толкать впереди себя. Ребенку в положении «сидя» предлагается взять игрушку в руки, «рассмотреть» ее. Затем взрослый берет игрушку из рук ребенка и кладет впереди него. Ребенка ставят в позу «на четвереньки» и подталкивают сзади. Одновременно игрушку двигают вперед и побуждают ребенка к тому, чтобы он полз к ней. Следует похвалить ребенка словами, ласковым поглаживанием, если он доползет до игрушки и возьмет ее в руки.

На втором этапе развития движений у слепого ребенка может развиться страх пространства, если он постоянно будет наталкиваться на острые углы мебели, падать (особенно назад) и ушибаться. Удары и падения препятствуют развитию двигательной активности как предпосылки ориентировки в пространстве. Падения не должны ограничивать его безопасное передвижение «на четвереньках». Об этом следует позаботиться всем членам семьи.

Третий этап в обучении слепых детей передвижению в пространстве связан с вертикальным положением тела ребенка ─ передвижением ножками. Прежде всего родители учат слепого ребенка вставать на ножки, удерживать тело в вертикальном положении, побуждают делать первые шаги. Можно положить любимую игрушку на доступном от ребенка расстоянии. Малыша ставят на ножки и помогают сделать шаг вперед. Как? Кто-тоизвзрослых берет ребенка подмышки, слегка приподнимает то за одну, то за другую ножку для того, чтобы ребенок мог поочередно переносить тяжесть с одной ножки на другую. Можно и нужно при этом учить ребенка, поднимая одну ногу, держаться на другой, сохраняя равновесие. Для закрепления движения вперед ребенок может держаться за манеж или стульчик и толкать их перед собой. Иногда следует ставить малыша на свои ноги, держа его сзади за руки. Делая шаги, взрослый как бы ведет ребенка, который синхронно вместе с ним делает первые шаги.

Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Родители привлекают их внимание звуковой игрушкой или голосом, Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный. Обучая ребенка ходьбе, следует обратить внимание на необходимость приседания при выполнении таких заданий, как «подними игрушку или упавшую вещь», «прикоснись к ногам взрослого, стоящего рядом, и ты узнаешь, какие на нем туфли» и т. д.

Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении ─ комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить. Слепой ребенок (как и всякий другой) начинает ходить с широко расставленными ногами ─ для равновесия. Но если не научить его правильно переставлять ноги при ходьбе, то навык ходьбы с широко расставленными ногами закрепится. Походка такого слепого ребенка, а затем и подростка и взрослого начинает резко отличаться от походки зрячего сверстника и затрудняет движение. Слепому ребенку трудно научиться таким движениям, как бег, прыжок, скачки по подражанию. Поэтому кто-нибудь из родителей рассказывает и показывает ребенку исходное положение при прыжках, беге и т.д. Например, мама говорит ребенку: «Сначала поставишь свои ножки вместе, потом согнешь в коленях и заведешь руки назад (показывает как). Затем выбросишь руки вперед, и одновременно поднимешь над землей ноги. Ты почувствуешь, как твое тело поднимется вверх».

Отличительной особенностью ходьбы слепого ребенка является нескоординированное движение рук и ног. Поэтому родители должны научить ребенка правильно совершать движения руками при ходьбе.

На третьем этапе развития двигательного аппарата ребенка возникает, а затем и закрепляется навык ходьбы с вытянутыми руками, которые предохраняют от ушибов. Ушибы, постоянные падения способствуют развитию у слепого ребенка страха пространства, нервного напряжения, неуверенности в своих возможностях. Преодолению страха пространства у слепого ребенка, начинающего познавать окружающий мир, способствует постоянный речевой контакт с матерью, бабушкой, отцом, братьями и сестрами.

Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Например, скажите ему, что он находится в спальне или общей комнате, перед кроватью или диваном. Игрушки лежат на полу у дивана, а вы сидите на диване. Пусть он дотронется до дивана, до игрушек, до вас, соотнесет их расположение относительно себя и начнет в период формирования речи усваивать значение предлогов, выражающих определенные положения предметов в пространетве ─ у стены, за столом, под кроватью и т. д. Понимание этих слов ─ первый шаг к изучению слепым ребенком направления. Практика использования этих предлогов закрепит в сознании слепого ребенка их значение, и будет способствовать пониманию словесных указаний на последующих этапах жизни. Нормально видящий ребенок познает направление с помощью зрения. Когда ему говорят: «Мяч за спиной», ребенок поворачивает голову назад. Слепому ребенку следует показать, что значит «за спиной» и какой разворот тела надо сделать, чтобы найти мяч.

У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Безусловно, возможности ориентировки слепых детей с остаточным зрением значительно возрастут, но при условии, что вы будьте учить их рациональному использованию. Дайте ребенку понять, что вам нравится, когда он пытается использовать зрение (приласкайте, дайте что-нибудь). Грудного ребенка, имеющего остаточное зрение, носите на руках по комнате и говорите, на что он должен смотреть.

Грудные дети лучше всего видят ближние предметы. Если вы хотите, чтобы ребенок видел предмет, приблизьте его к глазам ребенка (не дальше, чем на 15 см). Хороший контраст дает черно-белое сочетание. Дети лучше видят, если освещение направлено на предмет. Когда освещение слишком яркое, ребенок закрывает глаза. Источник света должен быть за спиной ребенка. Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица, особенно лица близких и приятных им людей: матери, бабушки, отца и др.

Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка. Очень привлекательны для ребенка светящиеся украшения на стене и потолке.

Когда слепой ребенок с остаточным зрением начинает ползать, привяжите к его ручке яркую ленту, привлекайте внимание ребенка к ней.

Когда ребенок начинает ходить, обращайте внимание, на каком расстоянии он различает предметы и какого размера.

Уже в 3-4 года можно разрешать ребенку рассматривать предметы через увеличительное стекло. Если малыш испытывает затруднения в рассматривании предметов в окружающем его пространстве, то измените дистанцию (приблизьте лицо ребенка к предмету), освещение, используйте контрастный фон.

Для привлечения внимания ребенка и использования при этом его остаточного зрения повесьте на окно цветной целлофан, ─ шуршание привлечет ребенка, а цвет позволит рассматривать его. Можно на окна приклеивать силуэты знакомых ребенку предметов. Активному использованию остаточного зрения в ориентировке способствует окраска обоев, ночник у кровати ребенка, движущиеся предметы.

Если ваш ребенок уже в 3-4 года носит очки, то родителям следует помнить, что линзы должны быть чистыми, без царапин. Очки не должны плотно прилегать к главам, их следует снимать только по предписанию врача.

В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или с остаточным зрением дошкольника, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. В игре (как ведущем виде детской деятельности) ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей. Но игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития.