Newage и простые люди начинают. Движение Нью эйдж

Новый мировой порядок, предлагаемый сторонниками движения New Age, проникает довольно успешно во все социальные группы и слои общества. Для этого порядка не существует границ государств и различие языков.

«Человеческая история представляет собой череду сменяющихся эпох: эру Овна сменяет эра Тельца, на смену последней приходит эра Рыб, основу религиозности которой составляет христианство, погрузившее человечество в темные века вражды и войн. Но и та скоро должна смениться эрой Водолея с его новой высокой религиозностью. Для того чтобы это светлое будущее скорее наступило, человеку необходимо расширить сознание – осознать, что он бог, он божественен, как и весь космос, а все сущее составляет единое целое: «все, что меня окружает – это я». Чтобы проявились безграничные человеческие способности, необходимо, прежде всего, отказаться от религиозных предрассудков…». Именно в таком ключе написаны и изданы уже тысячи книг эзотерической тематике.

Если Вам знакомы подобные идеи, значит, Вы уже успели столкнуться с проповедью нового религиозного неоязыческого движения «Нью Эйдж».

Поговорка «все новое – это хорошо забытое старое» оказалась абсолютно справедлива в религиозной сфере. «Новизна мышления» в «Нью Эйдж» - это всего лишь возрождение самых архаичных религиозных представлений человечества. Ньюэйджевская синкретическая религиозность трансформирует и адаптирует под стандарты современного общества потребления элементы гностических сект ранних веков христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма, древних языческих религий.

Новый биологический вид человека

«Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид...

Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние» (Сергей Кара-Мурза. Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки. М., 1996).

Как свидетельствует история, расизм является латентной (скрытой) идеологией западного общества. В разные периоды его развития эта идеология находила свое выражение в самых различных формах. Но в XX веке идеология расизма приобретает мистическую окраску - сначала в нацистской Германии, а затем и в «демократических» Соединенных Штатах.

В 60-70-е гг. в США происходит некий оккультно-языческий «ренессанс». Он обусловлен резким всплеском общественного интереса к восточному мистицизму. Здесь зарождается широкое неоязыческое движение, получившее название «Новый век» («New Age»).

Постепенно Штаты превращаются в мекку оккультизма. Отсюда движение начинает свое «победоносное» шествие по странам и континентам.

Корни неоязычества

Истоки движения были заложены в XIX веке спиритизмом и теософией. Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух) - вера в возможность общения с душами умерших. Зарождается в США, распространяется по всей Западной Европе и достигает России.

Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание) - религиозно-мистическое учение русской писательницы Елены Блаватской (1831-1891 гг.). В 1875 г., вместе с полковником Олкотом, она организовала Теософское общество в городе Нью-Йорк (США). В 1878 г. пишет книгу «Разоблаченная Изида», а в 1888 г., в Англии, выходит в свет ее фундаментальный труд «Тайная доктрина».

Эти работы стали классикой оккультной литературы XIX и XX вв.

В последние годы жизни она учредила журнал «Люцифер». Свое отношение к христианству Блаватская выразила предельно ясно: «Наша задача заключается не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы стереть христианство с лица земли».

В своем учении она предсказывала наступление «новой эпохи». В эту эпоху произойдет рождение «шестой расы». Нынешнее же поколение людей оккультистка относила к «пятой расе». Характерной чертой новой расы должны стать оккультно-магические способности.

Классификация неорелигиозных культов

В узком смысле к движению «Новый век» относятся религиозные культы, которые возникли во второй половине XX века. Среди них принято выделять христианские (библейские), восточные (ориенталистские), психотерапевтические (наукологические) культы. Основная идея, объединяющая конгломерат этих сект, заключается в уверенности в окончании эры Рыб (рыба - христианский символ Иисуса Христа) и вступлении человечества в эру Водолея.

По мнению теоретиков движения, историческое христианство должно уступить место «более современным» христианским культам, таким как «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (секта мормонов), «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения» (секта Муна), «Семья» (Дети Бога), «Церковь Христа» (Бостонское движение), «Всемирная церковь Бога», «Поместная церковь Уитнесса Ли», неохаризматическим сектам (относящимся к «Движению веры») и т.д.

Сторонники восточных культов, таких как «Международное общество сознания Кришны» (секта кришнаитов), культ Ошо Раджниша, «Трансцендентальная медитация», культ Шри Сатья Саи Баба, «Вера Бахаи», «Сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Шри Чинмоя, «Рэйки», дзен-буддизм, необуддистские культы и т.д., предлагают «растворить» христианство в восточном мистицизме и низвести его на уровень «одного из путей спасения» (как тут не вспомнить Е.Блаватскую, заявлявшую: «Нет религии выше Истины»).

Сторонники наукологических культов, таких как «Церковь сайентологии», «Метод Сильвы по контролированию сознания» и т.д., предлагают заменить христианство неким псевдонаучным суррогатом.

Но это лишь вершина айсберга. На сегодняшний день в США, по разным источникам, существует более пяти тысяч сект, относящихся к движению «Новый век». В них состоит более 20 млн. американцев. Если же посчитать всех сочувствующих этому движению, то количество задействованных лиц возрастет в несколько раз.

Идеология «Нью Эйдж»

Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции «Нового века»:

Безличный Бог;

Вечная вселенная;

Иллюзорная природа материи;

Цикличная природа жизни;

Необходимость перевоплощений (переселения душ);

Эволюция человека в Божество;

Продолжающиеся откровения от неземных существ;

Тождество человека с Богом;

Оккультные практики;

Вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья;

Всемирный глобальный порядок;

Синкретизм (единство всех религий) (цит. по А.Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. М., 1997).

Итак, религиозно-философскую основу движения составляет пантеизм - учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники «Нью Эйдж» приходят к выводу о том, что сам человек и есть Бог.

Но если Бог не является личностью, а всего лишь безликим Абсолютом, то Он оказывается совершенно равнодушным к категориям добра и зла. Рамакришна, один из гуру этого движения, об этом и заявлял: «Абсолют не связан ни с добром, ни со злом... Каков бы ни был грех, зло или страдание, которое мы находим в мире, они являются страданием, злом и грехом только по отношению к нам...» Тем самым сторонники движения ставят себя, говоря на языке Ф.Ницше, «по ту сторону добра и зла».

Реабилитация сатанизма

«Нью Эйдж» сделал поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой...

Чтобы не оставалось недоговоренности, приведу цитату из книги Дэвида Спенглера «Размышления о Христе»: «Христос является той же силой, что и Люцифер; Люцифер подготавливает человека для отождествления себя с Христом.

Люцифер - ангел внутренней эволюции человека - работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру... Принятие Люцифера - это включение в Новую эру» (цит. по А.Дворкин).

Не случайно Энтони Лавэй, основатель американской «Церкви сатаны», утверждал, что сатанизм, с его потворствованием человеческим порокам, есть не что иное, как американский образ жизни.

Другой идеолог движения, Ошо Раджниш, заявляет, что черная магия - «одна из величайших возможностей человеческого развития» (цит. по Д.Анкерберг. Д.Уэлдон).

Кармическая философия движения

Чтобы придать своему учению некую морально-нравственную привлекательность, идеологи движения оперируют такими понятиями, как реинкарнация (переселение душ) и закон кармы.

Согласно этому учению, нынешнее положение человека всецело обусловлено его поведением в прошлых «воплощениях».

Карма (на санскрите - действие, плод действия) - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. Поэтому всякий человек пожинает те плоды, которые он посеял в прошлых «воплощениях».

Кроме того, карма и реинкарнация в умах ньюэйджеров оправдывают даже убийство. В «Бхагават-Гите как она есть» (главной книге кришнаитов) Кришна велит Арджуне уничтожить в бою своих родственников потому, что такова их карма.

И главарь изуверской секты Чарльз Мэнсон совершал ритуальные убийства, утверждая, что все совершаемое им соответствует закону кармы (А.Дворкин).

Оккультные практики

Характерной чертой движения является интерес его адептов к оккультным методикам и практикам.

При помощи медитации, йоги, ченелинга, визуализации, методов нейролингвистического программирования, альтернативной медицины и других оккультных практик неоязычники стремятся достичь физического и душевного здоровья, преуспеть в бизнесе, научиться управлять другими людьми, войти в контакт с «неземными существами» и «энергиями космоса», достичь некоего «просветления» и, в конечном итоге, стать «богоподобными» существами.

Журнал «Fortune» указывает, что половина из 500 ведущих бизнесменов Америки вовлечены в движение за максимальное использование человеческих ресурсов, которое практикуется «Новым веком» (и воспринимается христианами как первый шаг к оккультизму).

Среди компаний, раскрывших свои двери для гуру «Нового века», были «Пасифик Белл» (затратившая 173 млн. долларов на обучение своих менеджеров на «курсах по повышению использования человеческих возможностей» с явно оккультными приемами обучения), НАСА, автомобильные фирмы «Форд» и «Дженерал Моторс», «Ай-Си-Эй», «Ай-Би-Эм», «Боинг», «Сингер», «Ар-Си-Эй» и «Бэнк оф Америка» (Д.Маршалл. Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству. 1995).

Оккультизм проникает и в систему американского образования: «Особенно огорчает то, что по всей Америке в школах, где была запрещена христианская молитва, йога, восточная медитация, приемы, относящиеся к разряду индуистских молитв, не только разрешены, но и активно поощряются», - указывал христианский исследователь Дейв Хант.

Проникновение в христианскую среду

Чтобы привлечь в свои ряды христиан, идеологи движения утверждают, что каждый человек является «христом», поскольку Сам Господь Иисус Христос якобы был простым смертным, который достиг «Божественного просветления ».

«Когда религиозный центр при Принстонском университете сделал опрос христиан США в начале 1992 года: какое влияние на их веру оказывает учение "Нового века", - то почти четверть из них ответила, что они не видят конфликта между христианством и учением "Новый век". Это сообщение бледнеет на фоне ответа опрошенных католиков: 60 процентов из них считали, что католичество и «Новый век» совершенно гармонируют» (Архимандрит Александр Милеант. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства).

В 1971 г. в Нью-Йорке вышла книга французского католика, монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане «Христианская йога». В 1972 г. в том же Нью-Йорке была издана книга ирландского католического священника Уильяма Джонсона «Христианский дзен».

Основным проводником идеологии «Нью Эйдж» среди протестантов служит «харизматическое движение». Харизматы также практикуют оккультные методики, прикрывая их христианской фразеологией.

Положив в основу своей философии индуистский пантеизм, идеологи движения пришли к выводу о необходимости уничтожить мировые религии, растворив их в некой «универсальной религии».

Либеральный протестантский богослов Джон Хик вполне в духе Е.Блаватской приводил в пример «бахаистский храм в Чикаго, каждый из девяти входов которого носит имя одного из духовных "учителей", в числе которых и Христос.

Все девять приходов ведут к единому, находящемуся в центре, алтарю. Хик использует этот пример как иллюстрацию своего положения о том, что "все дороги ведут к Богу " (цит. по Д.Маршалл).

Именно такую религию и стремятся создать идеологи «Нью Эйдж» и их приспешники в христианском лагере.

Политический проект неоязычества

Западные ньюэйджеры рассматривают падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая видится им необходимым условием для глобального торжества идей «Нью Эйдж». Движение создано и контралируется масонством и имеет четкие задачи.

И не случайно они рассматривали Горбачева как человека, выполнявшего планы Иерархии по объединению мира и подготовке прихода «Спасителя». Один из главных идеологов движения Бенджамин Крим считает ООН «временным органом», подготавливающим приход к власти всемирного правительства.

Нью Эйдж трубно возвещает о том, что новый лидер мира будет неким собирательным образом Христа, Которого ждут христиане, еврейского мессии, индуистского Кришны и нового Будды, которого ждут буддисты, а также мусульманского Имама Махди.

Этот великий всемирный лидер, будет носить имя "господь Майтрейа", и он провозгласит, и будет персонифицировать век Водолея, Новый век... Согласно пропаганде "Нового века", прежде чем этот век наступит, необходимо уничтожить основного идеологического противника - христианство» (Д.Маршалл.).

"С православной точки зрения, «сегодняшнее "харизматическое" движение, христианская "медитация" и "новое религиозное сознание", частью которого они являются, - все это предвестники религии будущего, религии последнего человечества, религии антихриста, и их главная "духовная" деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим миром" (иеромонах Серафим [Роуз] ).

Причины оккультно-языческого «возрождения»

Отныне новая раса «богоподобных» господ - это те, кто составляет «золотой миллиард» человечества. Индуистская теория перевоплощения (реинкарнации) призвана укрепить представителей «расы господ» в уверенности в том, что они бесконечное количество раз будут воплощаться для жизни в «либерально-капиталистическом раю», а закон кармы позволит им чувствовать себя «свободными индивидами», не связанными никакими нравственными обязанностями по отношению друг к другу.

Что касается тех, кто не вошел в «золотой миллиард», то они обязаны будут работать на своих «богоподобных» господ, потому что у них такая «карма». Мировые же религии, прежде всего Православие и ислам, содержащие в себе ресурс сопротивления Новому мировому порядку, подлежат искоренению.

Их место должна занять эрзац-религия, скроенная по меркам «мирового сообщества».

Чтобы держать колониальные народы в повиновении, им также нужно насаждать идеологию «Нового века». Тогда рабы Нового мирового порядка также будут себя мнить «богоподобными существами», но менее «просветленными» (поэтому и более бедными), чем представители «золотого миллиарда».

Именно такие люди и последуют за антихристом, поскольку увидят в нем «первого среди равных». Те же, кто посмеет бросить вызов «планетарному торжеству либеральных ценностей», подлежат искоренению.

Мы видим, как на наших глазах зарождается религия антихриста. Она является продуктом западной либерально-капиталистической цивилизации с ее культом «расового» превосходства над другими народами, зоологического «индивидуализма» и мистикой «делового успеха».

Нью-Эйдж — совокупность различных мистических и эзотерических движений, зародившихся в Западной Европе и США в двадцатом веке. С английского New Age переводится "Новая эра". Ключевые моменты , присущие Нью-Эйдж — это возрождение духовности, эзотерической традиции, революционный пересмотр устоявшихся взглядов.

Наибольший расцвет Нью-Эйдж пришелся на семидесятые, восьмидесятые годы двадцатого века.

Важно понимать, что Нью-Эйдж — это магистральное направление , в которое входят множество школ, движений, учений и т.д. напрямую не связанных друг с другом, но имеющих ряд общих постулатов и ценностей.

Возникновение движения было вызвано духовным кризисом западного общества. С одной стороны традиционные религии в силу своей закостенелости и догматизма не могли дать ищущим людям адекватный ответ на вопрос о смысле бытия, с другой — научное знание тоже во многом дискредитировало себя. Люди оценили опасность научного прогресса, базирующегося лишь на ценностях материального мира (состояние холодной войны, страх перед возможной ядерной войной). В этой ситуации многие обратили свой взгляд к восточным философиям и практикам, благо данные учения были известны на Западе еще с девятнадцатого века. Например, общество Веданта (в его основе лежала индуистская философия) было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890-х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации — Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм, открыли новый порядок мышления в Христианском Западном Мире — они и вспахали то поле , на котором взошел и взорвался Нью-Эйдж в 70-х.

Движения, причисляющие себя к Нью-Эйдж, характеризуются набором принципов , которые они в той или иной степени разделяют:

  1. Монизм . Это тезис о том, что все многообразие космоса исходит из одного первичного источника — единой божественной энергии. Здесь же идет речь о базовом единстве всей реальности.
  2. Пантеизм . Вера в то, что "Бог — это Всё и Всё — это Бог ". Т.е. Бог — он везде , в каждом человеке, в каждом проявлении. Персональная задача — найти и открыть божественность внутри себя . Это происходит посредством движения по пути внутренней трансформации, полное завершение которой однако может наступить уже в следующих жизнях.
  3. Реинкарнация и Карма . Вера в то, что человек проживает множество жизней , возрождаясь после смерти. Согласно учения о Карме — хорошие поступки приводят к благим последствиям, а плохие — к негативным. Эта связь распространяется не только на эту жизнь, но и на все предыдущие и последующие.
  4. Универсальная религия . Согласно Нью-Эйдж — фактически существует только одна религия . Все разнообразные религии мира — это просто альтернативные пути к одной и той же цели.
  5. Личная трансформация . Ключевым в данном процессе является не изучение чужых догм, а получение собственного мистического опыта, который позволит человеку подняться на следующую ступень в самопознании. В сфере личной трансформации существуют следующие движения Нью-Эйдж:
  • Движение Холистического Здоровья . Считается, что трансформация приводит к исцелению . В вопросах лечения и здоровья Нью-Эйдж не доверяет традиционной медицине, считая ее неестественной, критикуя за обезличенный подход к больным ("лечат болезнь, а не больного "). Последователи Нью-Эйдж напрямую связывают физическое и духовное здоровье, что обозначает необходимость комплексного подхода к лечению. Распространенные в Нью-Эдж методы лечения: акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактика (мануальная терапия), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники Нью-Эйдж вегетарианцы), натуральные растительные препараты, и многие другие типы терапий.
  • Движение сознания . Это направление связано с исследованием и пропагандой измененных состояний сознания , которые, как считается, способствуют процессу трансформации. Применяемые методики : наркотические средства (галлюциногенные грибы, ЛСД и т.д.), дыхательные техники (например, холотропное дыхание) и т.д.
  • Движение за развитие человеческого потенциала . Именно этот аспект Нью-Эйдж оказал наибольшее влияние на западную культуру. Основным тезисом данного движения является важность самосовершенствования человека и развития его хороших качеств. Получившие сегодня повсеместное распространение программы личностного роста, бизнес и психологические тренинги в своей основе имеют практики, выработанные именно в рамках Нью-Эйдж.

6. Планетарное видение . За пределами личной трансформации лежит глобальная цель Нью-Эйдж — комплексная планетарная трансформация , при этом Земля рассматривается как целостный живой организм . Исходя из этого, Нью-Эйдж уделяет огромное внимание защите окружающей среды : Движение Зелёных (Гринпис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа и др.

Невозможно перечислить всех людей, которые являлись активными популяризаторами Нью-Эйдж, работая в таких областях как философия, религия, физика, оккультизм, психология, мифология, холистическое здоровье, образование, политика, экономика, социология и др.

Среди активистов и популяризаторов российской Нью-Эйдж называют: Б.Золотова, И.Калинаускаса, В.Степанова, П.Мамкина, Г.Широкова, В.Антонова, А.Сидерского, С.Всехсвятского, С.Стрекалова, П.Бурлана, В.Майкова, А.Свияша, М.Норбекова, Н.Козлова, И.Вагина.

Для построения своей жизни согласно принципам Нью-Эйдж, многие последователи данного движения объединялись в общины, коммуны, ашрамы, эко-поселения и т.д. Среди них: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия); Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн (Нью Мексико), Форум, Всемирные Центры Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга) и др.

Необходимо отметить огромный вклад в мировую культуру , который сделали последователи Нью-Эйдж. Сюда относится не только одноименное музыкальное направление (яркие представители — Карунеш, Шанти), но и влияние идей Нью-Эйдж на литературу, кино и т.д. В качестве яркого кинематографического примера иллюстрирующего постулаты Нью-Эйдж, можно привести фильм "Аватар" Дж. Кэмерона.

Безусловно, невозможно переоценить вклад Нью-Эйдж в становление систем самопознания и саморазвития человека в двадцатом веке. Фактически, данное движение пришло на смену традиционным религиям, ответив на актуальные вопросы духовного развития современного человека, поставив перед ним новые цели и указав на пути их достижения.

Сейчас, пожалуй, не встретить человека, рождённого в конце XX века, который не вспомнил бы такие слова и словосочетания как «Sadness», «Enigma», «Era» или «New Age». Всего лишь о движении, бывшем очень популярном во второй половине XX века и начале XXI. Кто-то из «молодых» тоже, конечно же, в курсе, что такое «Энигма» (речь не о шифровальной машине) или Нью Эйдж, но настоящий «бум» Нью Эйджа пришёлся именно на то время. Хотя, кто знает, может быть, он только грядёт?

С целью вернуться ненадолго в прошлое, вызвать ностальгические эмоции и пополнить багаж знаний, мы решили рассказать о том, что же такое Нью Эйдж, помимо музыкального направления, лучшие образчики которого способны в мгновение ока унести куда-то в неведомые миры, отдельную реальность, к истокам мироздания…

Нью Эйдж

Термин «Нью Эйдж (происходит от английского «New Age», буквально означающего «Новая Эра») служит общим названием комплекса разнообразных мистических движений и течений, имеющих, главным образом, синкретический, эзотерический и оккультный характер.

Если рассматривать Нью Эйдж в более узком понимании, то данное понятие применяется с целью описать идеологически связанные религиозные движения, чья идеология резонирует с такими терминами как «Новая Эра», «Новый Век», «Эра Водолея» и т.п.

Главным образом, движение «Нью Эйдж» было сформировано в XX веке, но продолжает активно развиваться и распространяться даже сегодня. Некоторые учения, относящиеся к Нью Эйдж, основываются на воззрениях теософии, нагвализма, герметизма, оккультизма, шаманизма и т.д. Причём, сторонники одного учения могут разделять убеждения сторонников других, взаимодействовать с ними и даже участвовать в одной работе.

Именно по причине того, что во многих случаях речь идёт об одних и тех же личностях, ряд исследователей придерживается обобщающего названия «Нью Эйдж» для каждой группы со схожими взглядами и идеологией.

Сторонников Нью Эйдж объединяет предвещание «Великого преобразования», т.е. наступления Новой Эры, которая непременно сменит современную культуру. Говорится, что культура Нью Эйдж является более совершенной и будет ознаменована духовным, мыслительным и технологическим прорывом всего человечества. Некоторые группы, в частности многие астрологи, называют новую эпоху Эрой Водолея, начало которой ожидается в пределах XX-XXII веков.

От общепринятых религиозных движений Нью Эйдж отличается отсутствием какого-либо конкретного духовного воззрения или учения, а также тем, что в него входит масса метафизических, эзотерических и оккультных учений, концепций и практик.

Течение Нью Эйдж нашло отклик не только на Западе, но и в России. В нашей стране тоже были образованы довольно специфические объединения и организации. Учения в них часто позиционируются именно как образовательные, просвещенческие, оздоровительные и даже спортивные, но никак не религиозные. О Нью Эйдж в России мы ещё поговорим, а пока вернёмся к истории движения.

Краткая история Нью Эйдж

Термин «New Age» получил массовое распространение в СМИ и литературе в начале 80-х годов минувшего века, хотя его зарождение произошло многим ранее. В XX веке Нью Эйдж был развит как субкультура, частично сформировавшаяся ещё в XIX веке. Нью Эйдж предшествовали такие оккультные учения как сакральная геометрия, герметизм, астрология, каббала, магия, месмеризм, антропософия, теософия, спиритизм и другие.

Популярность Нью Эйдж получил благодаря культурному и духовному кризису, назревшему в культуре Запада, и проникновению в массовое сознание идей таких религиозных традиций как буддизм, индуизм, шаманизм и пр. Уже в первой половине XX века институт церкви начал утрачивать доверие людей, а заменой традиционным институтам стали именно религиозные движения Нью Эйдж.

По окончании Второй мировой войны в странах Запада появилось множество объединений синкретического, эзотерического и оккультного характера, которые и объединились под названием «Нью Эйдж». В конце 70-х годов Нью Эйдж достиг своего апогея на Западе благодаря развитию самостоятельных теософских групп в Великобритании и других странах. Своей же популяризацией понятие «Нью Эйдж» обязано Алисе Бейли, которая представляла себя как духовную наследницу Теософского общества.

Но если в 70-х годах Нью Эйдж был сфокусирован на социальных ценностях и моральных традициях, служению человечеству и альтруизме, то в 80-х годах он стал частью ещё более обширного явления, также называемого «Нью Эйдж» — тогда множество альтернативно мыслящих людей начали искать способы духовного развития, создав, если так можно выразиться, «духовный рынок», где каждый мог найти то, что подходит именно ему. Так Нью Эйдж перестал быть ориентирован на общественные ценности и переориентировался на личностные.

Базовые положения Нью Эйдж

Центральной идеей Нью Эйдж является идея о трансформации человеческого сознания, согласно которой «Я» человека обнаруживает своё единение с Вселенной и населяющими её существами, и идея , подразумевающая определение сакрального индивидуального начала и возможность его соединения с Абсолютом.

Всё это связано с базовыми положениями Нью Эйдж, среди которых:

  • Сила (безличное божество)
  • Вечная Вселенная
  • Цикличность бытия
  • Иллюзорность материи
  • Необходимость перерождения
  • Эволюция человеческого существа в божественное
  • Тождественность с богом
  • Откровения от представителей внеземных рас
  • Необходимость изменения сознания ( и т.д.)
  • Оккультные практики (медиумизм, астрология и т.д.)
  • Особые взгляды на здоровье (вегетарианство и т.д.)
  • Пацифизм
  • Синкретизм
  • Всемирный порядок

А к самым популярным элементам Нью Эйдж относятся:

  • Шаманизм, неоязычество и т.д.
  • Духовная иерархия, мистические группы
  • Чтение мантр
  • Магия, гадание, ритуалы и т.д.
  • Астральные выходы
  • Психоделические практики
  • Медитация
  • Рэйки, целительство, бесконтактный массаж
  • Тайцзицюань, цигун, йога, восточная гимнастика и единоборства
  • Музыка в стиле «Нью Эйдж», медитативная и трансовая музыка

Но особенный интерес, наряду со всеми составляющими Нью Эйдж, представляет вопрос восприятия времени. И этому стоит уделить отдельное внимание.

Время в Нью Эйдж

Если для западного мира характерно линейное восприятие времени, то в Нью Эйдж время чаще всего рассматривается как относительный и циклический процесс. Это наглядно отображается, например, в календаре майя, который используется в Нью Эйдж и представляет собой замкнутый круг.

Некоторые авторы, к примеру, Карлос Кастанеда, Экхарт Толле, Ли Кэрролл, Армандо Торрес, Норберт Классен и другие, а также особые интерпретации буддизма (дзэн-буддизм) и т.д. предлагают восприятие времени в качестве цельной и единой субстанции.

Согласно мнению приверженцев Нью Эйдж, с позиции потустороннего мира, время иллюзорно. Подчёркивается трансцендентный характер времени и высказываются мнения, которые выходят за границы линейного понимания времени, что говорит о необходимости воспринимать реальность «межпространственно», куда и входит относительность и иллюзорность времени. Эти представления в чём-то даже схожи с представлениями о времени в некоторых религиях.

Кстати, о религиях.

Нью Эйдж и религия

Если говорить о взаимосвязи Нью Эйдж и религий, то в последние годы развилось немалое количество религиозных движений, корни которых восходят к Нью Эйдж, причём, и западных движений, и восточных:

  • Развились международные школы суфизма, не так сильно привязанные к исламу, как традиционный суфизм
  • Большой популярностью пользуется Ошо, который разработал комплекс динамических медитаций
  • Широкое распространение получили и П. Д. Успенского, в некоторой степени схожие с суфизмом
  • Многие люди стали проявлять интерес к шаманизму, нагвализму и толтекианству, чему в немалой степени способствовало творчество Карлоса Кастанеды и его соратниц – Флоринды Доннер и Тайши Абеляр
  • Открылось множество центров, где обучают восточным единоборствам и гимнастике, а также йоге, цигун, рэйки, медитации и т.п.
  • Распространилась практика ченнелинга (получения информации от Махатм – Великих Учителей)
  • На постсоветском пространстве активно развиваются центры по ДЭИР (дальнейшему энергоинформационному развитию)

Ответное влияние Нью Эйдж на страны Востока обусловило резкий скачок новых религий, и даже их бесконтрольное развитие:

  • Японское общество Аум Синрикё
  • Белое Балгарское Общество
  • Китайское движение Фалуньгун
  • Японское движение Оомото-кё
  • Персидская религия Бахаи
  • Вьетнамская религия Као Дай

Что же касается «отношений» Нью Эйдж с Россией, то ситуация здесь следующая.

Нью Эйдж в России

Нью Эйдж в России развивался под сильным воздействием концепций учения Николая и Елены Рерих «Живая Этика» (или «Агни-Йога») и появившегося в 90-х годах прошлого века движения последователей Агни-Йоги. Но, вместе с тем, в Россию, ещё закрытую «железным занавесом», смогли проникнуть и другие веяния Нью Эйдж, пришедшие с Запада. Постепенно движение начало становиться всё более разнообразным и набирать всё больше приверженцев.

Сегодня в России к Нью Эйдж относится огромное количество всевозможных течений теоретического и практического характера, которые сложились под влиянием даосизма, буддизма, суфизма, йоги и многого другого. Среди них можно отметить мистические духовные практики, целительство, медитативные практики, психотренинги, системы и т.д.

Кроме того, появились и центры по распространению идей, так или иначе относящихся к Нью Эйдж, например, магазины, центры по саморазвитию и духовным практикам, книжные издательства и т.п.

Скорее всего, будет неверным говорить о том, что Нью Эйдж отжил свой век. Правильнее будет сказать, что развитие Новой Эры трансформировалось и перешло на новую стадию. Современное общество уже не так бурно реагирует на различные новшества, в том числе, и на новые веяния в сфере духовной; люди имеют возможность выбора и стремятся к всестороннему развитию, а сознание человека вообще стало более податливым и жаждущим знаний о неизведанном.

Жизнь без духовности невозможна, а какой путь выбирать – дело каждого из нас. Главное – это идти вперёд, и не исключено, что кому-то из ныне живущих удастся своими глазами взглянуть на настоящую Новую Эпоху, и даже стать её частью.

Ом мани падме хум

"Человеческая история представляет собой череду сменяющихся эпох: эру Овна сменяет эра Тельца, на смену последней приходит эра Рыб, основу религиозности которой составляет христианство, погрузившее человечество в темные века вражды и войн. Но и та скоро должна смениться эрой Водолея с его новой высокой религиозностью. Для того чтобы это светлое будущее скорее наступило, человеку необходимо расширить сознание - осознать, что он бог, он божественен, как и весь космос, а все сущее составляет единое целое: "все, что меня окружает - это я". Чтобы проявились безграничные человеческие способности, необходимо, прежде всего, отказаться от религиозных предрассудков..."

Если Вам знакомы подобные идеи, значит, Вы уже успели столкнуться с проповедью нового религиозного неоязыческого движения "Нью Эйдж".

Поговорка "все новое - это хорошо забытое старое" оказалась абсолютно справедлива в религиозной сфере. "Новизна мышления" в "Нью Эйдж" - это всего лишь возрождение самых архаичных религиозных представлений человечества. Ньюэйджевская синкретическая религиозность трансформирует и адаптирует под стандарты современного общества потребления элементы гностических сект ранних веков христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма, древних языческих религий.

Новый биологический вид человека

"Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид...
Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние" (Сергей Кара-Мурза. Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки. М., 1996).
Как свидетельствует история, расизм является латентной (скрытой) идеологией западного общества. В разные периоды его развития эта идеология находила свое выражение в самых различных формах. Но в XX веке идеология расизма приобретает мистическую окраску - сначала в нацистской Германии, а затем и в "демократических" Соединенных Штатах.
В 60-70-е гг. в США происходит некий оккультно-языческий "ренессанс". Он обусловлен резким всплеском общественного интереса к восточному мистицизму. Здесь зарождается широкое неоязыческое движение, получившее название "Новый век" ("New Age").
Постепенно Штаты превращаются в мекку оккультизма. Отсюда движение начинает свое "победоносное" шествие по странам и континентам.

Корни неоязычества

Истоки движения были заложены в XIX веке спиритизмом и теософией. Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух) - вера в возможность общения с душами умерших. Зарождается в США, распространяется по всей Западной Европе и достигает России.
Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание) - религиозно-мистическое учение русской писательницы Елены Блаватской (1831-
1891 гг.). В 1875 г., вместе с полковником Олкотом, она организовала Теософское общество в городе Нью-Йорк (США). В 1878 г. пишет книгу "Разоблаченная Изида", а в 1888 г., в Англии, выходит в свет ее фундаментальный труд "Тайная доктрина".
Эти работы стали классикой оккультной литературы XIX и XX вв.
В последние годы жизни она учредила журнал "Люцифер". Свое отношение к христианству Блаватская выразила предельно ясно: "Наша задача заключается не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы стереть христианство с лица земли".
В своем учении она предсказывала наступление "новой эпохи". В эту эпоху произойдет рождение "шестой расы". Нынешнее же поколение людей оккультистка относила к "пятой расе". Характерной чертой новой расы должны стать оккультно-магические способности.

Классификация неорелигиозных культов

В узком смысле к движению "Новый век" относятся религиозные культы, которые возникли во второй половине XX века. Среди них принято выделять христианские (библейские), восточные (ориенталистские), психотерапевтические (наукологические) культы. Основная идея, объединяющая конгломерат этих сект, заключается в уверенности в окончании эры Рыб (рыба - христианский символ Иисуса Христа) и вступлении человечества в эру Водолея.
По мнению теоретиков движения, историческое христианство должно уступить место "более современным" христианским культам, таким как "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (секта мормонов), "Свидетели Иеговы", "Церковь объединения" (секта Муна), "Семья" (Дети Бога), "Церковь Христа" (Бостонское движение), "Всемирная церковь Бога", "Поместная церковь Уитнесса Ли", неохаризматическим сектам (относящимся к "Движению веры") и т.д.
Сторонники восточных культов, таких как "Международное общество сознания Кришны" (секта кришнаитов), культ Ошо Раджниша, "Трансцендентальная медитация", культ Шри Сатья Саи Баба, "Вера Бахаи", "Сахаджа-йога", "Брахма Кумарис", культ Шри Чинмоя, "Рэйки", дзен-буддизм, необуддистские культы и т.д., предлагают "растворить" христианство в восточном мистицизме и низвести его на уровень "одного из путей спасения" (как тут не вспомнить Е.Блаватскую, заявлявшую: "Нет религии выше Истины").
Сторонники наукологических культов, таких как "Церковь сайентологии", "Метод Сильвы по контролированию сознания" и т.д., предлагают заменить христианство неким псевдонаучным суррогатом.
Но это лишь вершина айсберга. На сегодняшний день в США, по разным источникам, существует более пяти тысяч сект, относящихся к движению "Новый век". В них состоит более 20 млн. американцев. Если же посчитать всех сочувствующих этому движению, то количество задействованных лиц возрастет в несколько раз.

Идеология "Нью Эйдж"

Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции "Нового века":
- безличный Бог;
- вечная вселенная;
- иллюзорная природа материи;
- цикличная природа жизни;
- необходимость перевоплощений (переселения душ);
- эволюция человека в Божество;
- продолжающиеся откровения от неземных существ;
- тождество человека с Богом;
- оккультные практики;
- вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья;
- всемирный глобальный порядок;
- синкретизм (единство всех религий) (цит. по А.Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. М., 1997).
Итак, религиозно-философскую основу движения составляет пантеизм - учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники "Нью Эйдж" приходят к выводу о том, что сам человек и есть Бог.
Но если Бог не является личностью, а всего лишь безликим Абсолютом, то Он оказывается совершенно равнодушным к категориям добра и зла. Рамакришна, один из гуру этого движения, об этом и заявлял: "Абсолют не связан ни с добром, ни со злом... Каков бы ни был грех, зло или страдание, которое мы находим в мире, они являются страданием, злом и грехом только по отношению к нам..." Тем самым сторонники движения ставят себя, говоря на языке Ф.Ницше, "по ту сторону добра и зла".

Реабилитация сатанизма

"Нью Эйдж" сделал поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой...
Чтобы не оставалось недоговоренности, приведу цитату из книги Дэвида Спенглера "Размышления о Христе": "Христос является той же силой, что и Люцифер; Люцифер подготавливает человека для отождествления себя с Христом.
Люцифер - ангел внутренней эволюции человека - работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру... Принятие Люцифера - это включение в Новую эру" (цит. по А.Дворкин).
Не случайно Энтони Лавэй, основатель американской "Церкви сатаны", утверждал, что сатанизм, с его потворствованием человеческим порокам, есть не что иное, как американский образ жизни.
Другой идеолог движения, Ошо Раджниш, заявляет, что черная магия - "одна из величайших возможностей человеческого развития" (цит. по Д.Анкерберг. Д.Уэлдон).

Кармическая философия движения

Чтобы придать своему учению некую морально-нравственную привлекательность, идеологи движения оперируют такими понятиями, как реинкарнация (переселение душ) и закон кармы.
Согласно этому учению, нынешнее положение человека всецело обусловлено его поведением в прошлых
"воплощениях".
Карма (на санскрите - действие, плод действия) - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. Поэтому всякий человек пожинает те плоды, которые он посеял в прошлых "воплощениях".
Кроме того, карма и реинкарнация в умах ньюэйджеров оправдывают даже убийство. В "Бхагават-Гите как она есть" (главной книге секты кришнаитов. - Прим. авт.) Кришна велит Арджуне уничтожить в бою своих родственников потому, что такова их карма.
И главарь изуверской секты Чарльз Мэнсон совершал ритуальные убийства, утверждая, что все совершаемое им соответствует закону кармы" (А.Дворкин. Указ. соч.).

Оккультные практики

Характерной чертой движения является интерес его адептов к оккультным методикам и практикам.
При помощи медитации, йоги, ченелинга, визуализации, методов нейролингвистического программирования, альтернативной медицины и других оккультных практик неоязычники стремятся достичь физического и душевного здоровья, преуспеть в бизнесе, научиться управлять другими людьми, войти в контакт с "неземными существами" и "энергиями космоса", достичь некоего "просветления" и, в конечном итоге, стать "богоподобными" существами.
Журнал "Fortune" указывает, что половина из 500 ведущих бизнесменов Америки вовлечены в движение за максимальное использование человеческих ресурсов, которое практикуется "Новым веком" (и воспринимается христианами как первый шаг к оккультизму).
Среди компаний, раскрывших свои двери для гуру "Нового века", были "Пасифик Белл" (затратившая 173 млн. долларов на обучение своих менеджеров на "курсах по повышению использования человеческих возможностей" с явно оккультными приемами обучения), НАСА, автомобильные фирмы "Форд" и "Дженерал Моторс", "Ай-Си-Эй", "Ай-Би-Эм", "Боинг", "Сингер", "Ар-Си-Эй" и "Бэнк оф Америка" (Д.Маршалл. Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству. 1995).
Оккультизм проникает и в систему американского образования: "Особенно огорчает то, что по всей Америке в школах, где была запрещена христианская молитва, йога, восточная медитация, приемы, относящиеся к разряду индуистских молитв, не только разрешены, но и активно поощряются", - указывал христианский исследователь Дейв Хант.

Проникновение в христианскую среду

Чтобы привлечь в свои ряды христиан, идеологи движения утверждают, что каждый человек является "христом", поскольку Сам Господь Иисус Христос якобы был простым смертным, который достиг "Божественного просветления".
"Когда религиозный центр при Принстонском университете сделал опрос христиан США в начале 1992 года: какое влияние на их веру оказывает учение "Нового века", - то почти четверть из них ответила, что они не видят конфликта между христианством и учением "Новый век". Это сообщение бледнеет на фоне ответа опрошенных католиков: 60 процентов из них считали, что католичество и "Новый век" совершенно гармонируют" (Архимандрит Александр Милеант. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства).
В 1971 г. в Нью-Йорке вышла книга французского католика, монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане "Христианская йога". В 1972 г. в том же Нью-Йорке была издана книга ирландского католического священника Уильяма Джонсона "Христианский дзен".
Основным проводником идеологии "Нью Эйдж" среди протестантов служит "харизматическое движение". Харизматы также практикуют оккультные методики, прикрывая их христианской фразеологией.
Положив в основу своей философии индуистский пантеизм, идеологи движения пришли к выводу о необходимости уничтожить мировые религии, растворив их в некой "универсальной религии".
Либеральный протестантский богослов Джон Хик вполне в духе Е.Блаватской приводил в пример "бахаистский храм в Чикаго, каждый из девяти входов которого носит имя одного из духовных "учителей", в числе которых и Христос.
Все девять приходов ведут к единому, находящемуся в центре, алтарю. Хик использует этот пример как иллюстрацию своего положения о том, что "все дороги ведут к Богу"" (цит. по Д.Маршалл).
Именно такую религию и стремятся создать идеологи "Нью Эйдж" и их приспешники в христианском лагере.

Политический проект неоязычества

"Западные ньюэйджеры рассматривают падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая видится им необходимым условием для глобального торжества идей "Нью Эйдж". Движение создано и контралируется масонством и имеет четкие задачи.
И не случайно они рассматривали Горбачева как человека, выполнявшего планы Иерархии по объединению мира и подготовке прихода "Спасителя". Один из главных идеологов движения Бенджамин Крим считает ООН "временным органом", подготавливающим приход к власти всемирного правительства.
"В каждом номере своей газеты "Имердженс" он трубно возвещает о том, что новый лидер мира будет неким собирательным образом Христа, Которого ждут христиане, еврейского мессии, индуистского Кришны и нового Будды, которого ждут буддисты, а также мусульманского Имама Махди.
Этот великий всемирный лидер, как говорит Крим, будет носить имя"господь Майтрейа", и он провозгласит, и будет персонифицировать век Водолея, Новый век... Согласно пропаганде "Нового века", прежде чем этот век наступит, необходимо уничтожить основного идеологического противника - христианство" (Д.Маршалл. Указ. соч.).
С православной точки зрения, "сегодняшнее "харизматическое" движение, христианская "медитация" и "новое религиозное сознание" (движение "Новый век". - Прим. авт.), частью которого они являются, - все это предвестники религии будущего, религии последнего человечества, религии антихриста, и их главная "духовная" деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим миром" (иеромонах Серафим [Роуз]).

Причины оккультно-языческого "возрождения"

Отныне новая раса "богоподобных" господ - это те, кто составляет "золотой миллиард" человечества. Индуистская теория перевоплощения (реинкарнации) призвана укрепить представителей "расы господ" в уверенности в том, что они бесконечное количество раз будут воплощаться для жизни в "либерально-капиталистическом раю", а закон кармы позволит им чувствовать себя "свободными индивидами", не связанными никакими нравственными обязанностями по отношению друг к другу.
Что касается тех, кто не вошел в "золотой миллиард", то они обязаны будут работать на своих "богоподобных" господ, потому что у них такая "карма". Мировые же религии, прежде всего Православие и ислам, содержащие в себе ресурс сопротивления Новому мировому порядку, подлежат искоренению.
Их место должна занять эрзац-религия, скроенная по меркам "мирового сообщества".
Чтобы держать колониальные народы в повиновении, им также нужно насаждать идеологию "Нового века". Тогда рабы Нового мирового порядка также будут себя мнить "богоподобными существами", но менее "просветленными" (поэтому и более бедными), чем представители "золотого миллиарда".
Именно такие люди и последуют за антихристом, поскольку увидят в нем "первого среди равных". Те же, кто посмеет бросить вызов "планетарному торжеству либеральных ценностей", подлежат искоренению.
Мы видим, как на наших глазах зарождается религия антихриста. Она является продуктом западной либерально-капиталистической цивилизации с ее культом "расового" превосходства над другими народами, зоологического "индивидуализма" и мистикой "делового успеха".

Татьяна Гинзбург «Движение Нью-Эйдж»

Нью Эйдж движение, достигшее публичной известности на Западе в 1970-1980х, это движение за возрождения духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов.

Название движения произошло от его ориентации на приход Новой Эры, Эры Водолея, которая начнёт зарождаться в человечестве с наступлением двадцать первого века.

Нью Эйдж движение является исключением, среди религиозных движений, поскольку оно не представлено какой-то одной конкретной религиозной организацией, институтом, сектой, или чем-то подобным. Хотя существует множество организаций, которые могут быть причислены к Нью Эйдж.

История движения Нью Эйдж

Начало движения датируется ранними 1970-ми.

С некоторых пор Христианство с его «преднаучной» космологией перестало быть адекватно думающей части западного общества. К 1960-м годам оно потеряло свою способность продолжать снабжать западную цивилизацию жизнеспособной моделью, которую оно осуществляло веками. Развитие науки позволило объяснить происхождение жизни без привлечения образа Бога. Косность и консерватизм христианства отталкивали множество прогрессивно мыслящих людей от церкви.

С другой стороны, беспристрастная наука светского гуманизма, которая заняла место Христианства несколько десятилетий назад, была, также неудовлетворяющей и неприемлемой для общества в его отчаянном поиске духовных изменений в жизни, которые наука была не в состоянии обеспечить. Экзистенциализм, атеизм, нигилизм, и секулярный гуманизм (натурализм) не могли ответить на вопросы о смысле жизни так, чтобы удовлетворить глубинные потребности человека в духовных ценностях.

Если человек состоит из одной только материи – то зачем тогда жить? В чем смысл существования, если человек полностью умирает вместе с телом? – подобные вопросы, заставляли задумываться мыслящих людей. И ответа на них натурализм не давал.

На Западе образовался духовный кризис, который создал предпосылки для появления совершенно нового подхода, нового духовного бренда.

И тогда, взгляд общества повернулся на Восток.

Восточная философия, предъявляемая в основном Индуизмом, была уже представлена Западу в предыдущем столетии. Общество ВЕДАНТА было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации, предшествовали появлению Свами Вивекананды. Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм, открыли новый порядок мышления в Христианском Западном Мире — они и вспахали то поле, на котором взошел и взорвался Нью Эйдж в 70х.

И благодаря этому:

К 1971 году, многие восточные учителя открыли ашрамы и центры в Соединенных Штатах, их книги, представляющие разные аспекты нью эйдж отношений, были изданы. Появился Журнал Восток-Запад, — первый национальный журнал, фокусирующийся на вопросах Нью Эйдж Движения, созданный Бостонским макробиотическим сообществом. И появилась первая популярная книга, представляющая идеи Нью Эйджа: «Будь Здесь и Сейчас» (1971) — Рам Дасса (Ричарда Альперта).

Основные Верования (принципы)

Что такое Нью Эйдж движение?

Как мы уже заметили, оно не состоит из одной группы, а скорее, как и отражает название, является социальной силой. Определение движения Нью Эйдж не простая задача. Как социальная сила оно не идентифицировано одним специфическим кредо или авторитетной единственной книжкой. Наоборот, существует много нью эйдж книг, предлагающих авторитетные объяснения.

Наиболее правильный способ определить Нью Эйдж, это увидеть его как сеть организаций или используя фразу двух нью-эйджевцев: Джессики Липнак и Джефри Стемпса, как метасеть организаций, которые автономны, но связаны вместе.

«Сети состоят из уверенных в себе и автономных участников – людей и организаций, которые функционируют как самостоятельные целостности и взаимозависимые части».

Вопрос, который нас интересует здесь, это – какие основные факторы связывают эти организации вместе под маркой Нью Эйджа?

Благодаря многолетним размышлениям над этим вопросом, удалось выделить семь основных компонентов Нью Эйджа:

1. Монизм

Нью-эйджевцы полагают, что многообразие космоса происходит из одного первичного источника. Все разнообразие проистекает из единой божественной энергии. В «Поворотной Точке» (1982), нью-эйджевский автор и физик Фритоьоф Капра пытается указать, что основная болезнь человеческого рода, в том, что он не способен различить базовое единство всей реальности. Монизм весьма естественно приводит к пантеизму.

2. Пантеизм

Для нью-эйджевцев, «Бог» — окончательный принцип, идентифицируемый с Вселенной. Бог – это все и ВСЁ – это БОГ. Единственный, правильный поиск, который может совершать человечество, это — переоткрыть и принять божественность, которая внутри каждого человека. Отделение от Бога, это отделение от сознательного и психологического распознавания божественности внутри всей природы. То, к чему ведет Капра, это мысль, что вся человеческая история — это движение в направлении распознавания божественного. Поэтому каждый человек должен выбрать САДХАНУ, или путь, с помощью которого он или она пройдет трансформацию, которая, в конце концов, приведет к такому обнаружению Бога внутри. Однако, для многих, эта садхана может требовать больше чем одну жизнь. Поэтому Нью-Эйджевцы верят в такие понятия, как:

3. Реинкарнаци я и Карм а

концепции, извлеченные целиком из Индуизма. В сущности, все нью-эйджевцы принимают идею о том, что хорошая и плохая карма приводит к результату: наказанию или заслуге, поскольку люди брошены в колесо перерождений. Вера в реинкарнацию предоставляет альтернативное объяснение проблеме зла, по отношению к христианской концепции Ада и постоянному осуждению грешников.

4. Универсальная рел и г и я

Поскольку открытие внутренней божественности – есть предельная цель нью-эйджевцев, а монизм – есть базовая теологическая система взглядов, на которой Нью Эйдж основывается, существует только одна религия. Все разнообразные религии мира – это просто альтернативные пути к одной и той же цели. Нью-эйджевец верит, что он способен трансцендировать за ограниченные пределы специфических мировых религий. Это потому, что многие религии основаны на условных истинах, выражающих вероучение, и поэтому ограниченных языком и познанием. Гордон Мелтон (один из теоретиков Нью Эйдж) показывает, что Истина (верность жизни, выраженной истинной религией) — «непознаваема для нью-эйджевцев, невыразима на простом языке. Это – переживание, и только частично может быть выражено в словах. Существует огромное количество способов прийти к Истине, различающихся своей эффективностью, более чем правильностью».

Это не значит, однако, что Нью Эйджевец не открыт, для формулирования своих основных принципов (системы верований). Конечно, каждый может считать свою систему верований – «лучшим путем». Но что является «лучшим путем» для одного – может быть препятствием для другого. Поскольку существует много троп, которые ведут к вершине горы (некоторые сложные, некоторые попроще), каждая тропа в конце пути приводит к одному и тому же результату, к достижению вершины. Универсальная религия – это гора с множеством путей, или садхан. Ни один путь не является единственно правильным путем.

5. Личная трансформац и я

Какой бы путь человек ни выбрал, несколько первоочередных задач появляется на горизонте. Первая это – «личная трансформация». Это влечет за собой личный мистический или психический опыт, который обычно приводит к результату смены старой парадигмы, на новую. Этот первый шаг трансформационного процесса – принять мировоззрение монизма. Но, оно приходит не через признание условных истин известных формулировок, а через мистический опыт.

Сформировалось несколько более-менее независимых подходов к этому трансформационному процессу, происходящему внутри человека. Это – движение холистического здоровья, движение сознания и движение за развитие человеческого потенциала.

Движение Холистического Здоровья:

Трансформация приводит к исцелению. Нью-Эйджевцы, однако, не являются фанатами медицины. Традиционная медицина считается – неестественной. В этом движении используются новые модели лечения. Основная посылка холистического здоровья – в том, что человеческие существа заслуживают обращения с собой, как с реальными личностями, нежели чем как с физическими телами, имеющими болезни разного сорта. Элизабет Кимблер-Росс, пионер хосписов, являет из себя выдающийся пример лечения, которое пытается уважать чувство собственного достоинства людей с неизлечимыми болезнями.

Вместе с этим первостепенным принципом, согласующимся с нью эйдж философией, проводится так же идеи, что люди, и все живые существа, есть часть естественного порядка. Поэтому натуральное лечение использует такие практики, как акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактику (мануальную терапию), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники нью-эйдж вегетарианцы), натуральные растительные препараты, и многие другие типы терапий. То, чего избегают нью эйджевцы это – искусственные таблетки, хирургия. Натуральное лечение позволяет универсальной жизненной энергии включиться в процесс исцеления. Информация приведена согласно Журналу Холистического Здоровья и Медицины (Journal of Holistic Health and Medicine).

Восточное философски-духовное движение повлияло на холистическое здоровье еще и своим признанием объединяющей невидимой магической силы внутри и вокруг человеческого тела, которая называется «ЦИ» на китайском, «КИ» на японском, Прана в йоге, и другими имена в различных мировых культурах. В отличие от слова «дух» на Западе, слово ЦИ для этой энергетической силы на Востоке обычно имеет практическое значение, и имеет прямое влияние на здоровье.

Движение Сознания:

Прямо говоря, не существует организованного «движения сознания». Движение сознания включает тех, кто пропагандирует измененные состояния сознания.

Это, исходная предпосылка в том, что переживание духовного осознания вне конвенциональных норм позволит человеку соединить щель между материей и сознанием, которые в реальности есть одно (монизм). Основными пропагандистами этой идеи были Теренс Маккена, Джон Лили, Тимоти Лири и Ричард Альперт, еще известный как Баба Рам Дасс. Использование галлюционогенных грибов, ЛСД, Холотропного дыхания, других дыхательных техник позволяет достигать измененных состояний сознания, и трансформировать свое сознание.

Движение за развитие Человеческого Потенциала:

Третий важный аспект «трансформационного» процесса – это так называемое движение за развитие человеческого потенциала. Возможно что, именно это движение, более чем другие движущие факторы, повлияло на распространение Нью Эйджа в западной культуре. Дуглас Грутуис обозревает: «ранжируя от низкого уровня популярной психологии (Я – ОК, Ты – ОК) к мириаде групп встреч, начавшихся с Карла Роджерса, движение сделало акцент на человеческом потенциале и хороших человеческих качествах».

Организации и семинары, которые квалифицируют себя, как часть движения человеческого потенциала: Эсален, ФОРУМ, Лайф Спринг, Арика, Summit Workshop , Сайентология, the Movement of Spiritual Inner Awareness , и многие другие. Бизнес и корпорации по всему Западу активно вовлекаются в техники за развитие человеческого потенциала. Рабочее место – идеальное пространство для извлечения выгоды из возрастающей продуктивности, достигаемой через вложение в тренинги и семинары. Крупнейшие корпорации, включая RCA, IBM, Боинг, Форд, Генерал Дайнамикс финансируют тренинги персонала, созданные для реализации большей эффективности и потенциала. Психологические техники использованные в подобных тренингах, однако вышли из нью-эйджевской или гуманистической ориентации.

6. Планетарное Видение

Вместе с тем, за пределами личной трансформации, лежит глобальная цель Нью Эйдж — планетарная трансформация. Поскольку природа рассматривается, как аспект Единого, земля рассматривается как единственное самое важное существо, которое поддерживает жизнь. Гипотеза Гайи заключается в том, что земля сохраняет жизнь внутри и производит ее из себя, являясь целостным живым организмом.

В результате, нью эйджевские предпочтения, это политическая платформа, в которой доминируют вопросы окружающей среды. Загрязнение, происходящее от выделения отходов производства, ядерной радиации, выхлопных газов автомобилей, кислотных дождей, химических удобрений, — есть главная забота для тех, кто разделяет важнейшие Нью Эйдж идеалы, и парадигму сдвига в сторону планетарной трансформации. Движение Зелёных(Грипис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа – это те, организации которые активно вкладываются в решение подобных задач.

7. Нью Эйдж эсхато / Нью Эйдж эсхатология

Эсхатология (греч. Eschatos — конечный + Logos — учение) — религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Различают:
— индивидуальную эсхатологию — учение о загробной жизни единичной человеческой души; и
— всемирную эсхатологию — учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за ними последует.

Некоторые предвестники Нью Эйджа такие как Теософия, Алиса Бейли и другие, предвидели приход мирового лидера или великого АВАТАРА, который провозгласит расцвет Нью Эйджа. В начале 80х, представитель Нью Эйджа Бенджамин Крем привлек внимание средств массовой информации, предсказывая приход Христа в личности Лорда Майтрейи. Когда Майтрейя не появился, популярность Крема быстро умерла. Однако, видение прихода одного мирового лидера все еще остается надеждой нью эйджевцев посвятивших себя вопросам религио-политического порядка. Те, кто отказался от этого идеала развернули свое внимание от личного аватара к персонификации космоса, как такового. В Августе 1987 года тысячи нью эйджевцев собрались на сильно разрекламированную Гармоническую Конвергенцию. Как предполагалось, это должен был быть тот момент, когда начнется настоящая Новая Эра (Нью Эйдж). Это было время, когда Нью Эйдж идеи стали крайне популярны в СМИ. Ширли Маклейн автобиография, Out of the limb , стала бестселлером. ABC запустило пяти часовую программу с вновь обретенной духовностью Маклейн. Ее книга породила тысячи вновь обращенных. Несмотря на весь этот успех, Маклейн сама по себе, казалась, разочарованной своей ролью популярного нью эйдж лидера. В нескольких интервью популярным журналам, она выразила сожаление, что ее интерес к Нью Эйджу принес ей статус Гуру. Она отказывалась от этой роли и стремилась вернуться к своей прошлой роли актрисы. Ее книга, тем не менее, все еще читается неисчислимым количеством поклонников.

Личности (Люди)

Маклейн не единственный пример знаменитого человека, разделяющего идеалы нью Эйдж. Она, как было замечено, стала популяризатором Нью Эйдж Движения. Но, стоит тщательно различать популяризаторов и интеллектуалов.

Огромное количество авторов и мыслителей являются создателями Нью Эйдж идей, в областях философии, религии, физики, оккультизма, психологии, мифологии, холистического здоровья, образования, политики, экономики, социологии и др. Внутри этого широкого спектра появляются имена: Алисы Бейли, Яна Барбура, Анне Безант, Елены Блаватской, Ричарда Бюке, Джозефа Кембелла, Карлоса Кастанеды, Пьера Теяра де Шардена, Бабы Рам Дасса, Барбары Маркс Хаббард, Элдоса Хаксли, Карла Юнга, Кена Кейса, Томаса Куна, Джона Лили, Джессики Липнак, Абрахама Маслоу, доктора Успенского, Рамтху, Карла Роджерса, Теодора Росзака, Марка Сатина, Девида Спенглера, Рудольфа Штайнера, Джефри Стемпса, Кена Уилбера, Парамахансы Йогананды, Махариши Махарш Йоги и многих других.

Среди активистов Российского Нью Эйдж движения хотелось бы отметить: Б. Золотова, И. Калинаускаса, В. Степанова, П. Мамкина, Г. Широкова, В. Антонова, А. Сидерского, С. Всехсвятского, С. Стрекалова, П. Бурлана, В. Майкова.

Поскольку, целью Нью Эйджа является проявить целостность реальности, не удивительно, что весь спектр знаний пересматривается и переструктурируется в контексте глобальной смены парадигмы. Вместо того, чтобы рассматривать знания, как разнообразные и многовариантные, Нью Эйдж движение стремится к тому, чтобы привести все области знания к одной монистической картине мира, полностью объединенной и интегрированной. Существуют сутевые работы в этом направлении, такие как: Фритьоф Капра «Дао Физики» (1975), «Поворотная точка: Наука, Общество и Поднимающаяся Культура» (1982), также Кен Уилбер «Спектр Сознания» (1977), и «Око Духа» (1983).

Наравне с философами и теоретиками Нью Эйджа, существует еще и множество популяризаторов. Ширли Маклейн не единственная среди них. Имена знаменитостей появляются в спектре искусства и поп.арта. Это такие имена, как Джон Денвер, Тина Тернер, Вилли Нельсон, Стивен Спильберг, Джордж Лукас…. и многие другие.

В России, пожалуй, к популяризаторам Нью Эйдж можно легко отнести А. Свияша, Норбекова, Николая Козлова, Игоря Вагина, чьи книги с 88советами о жизни издаются и распространяются миллионными тиражами.

Нью Эйдж Общины

Известные Нью Эйдж общины это:
Коммуны, ашрамы, и эко-поселения по всему миру, такие как: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия)

Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн (Нью Мексико), Форум, Всемирные Центры Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга, Центр Шри Чинмоя, Общество Кришны….).

Перспективы

1. Трансперсональная Психология, и соответственно Ассоциации Трансперсональной Психологии Европы, Америки, России и т.д., и другие институты и организации, продвигающие трансперсональную психологию.

2. Глобальная Сеть Экопоселений, объединяющая множество коммун, ашрамов, эко-поселений по всему миру, и помогающая развиваться этим общинам.

3. Всевозможная литература, отражающая широкий взгляд на мировое духовное сообщество.