Newage и простые люди начинают. Движение Нью эйдж

Нью-Эйдж — совокупность различных мистических и эзотерических движений, зародившихся в Западной Европе и США в двадцатом веке. С английского New Age переводится "Новая эра". Ключевые моменты , присущие Нью-Эйдж — это возрождение духовности, эзотерической традиции, революционный пересмотр устоявшихся взглядов.

Наибольший расцвет Нью-Эйдж пришелся на семидесятые, восьмидесятые годы двадцатого века.

Важно понимать, что Нью-Эйдж — это магистральное направление , в которое входят множество школ, движений, учений и т.д. напрямую не связанных друг с другом, но имеющих ряд общих постулатов и ценностей.

Возникновение движения было вызвано духовным кризисом западного общества. С одной стороны традиционные религии в силу своей закостенелости и догматизма не могли дать ищущим людям адекватный ответ на вопрос о смысле бытия, с другой — научное знание тоже во многом дискредитировало себя. Люди оценили опасность научного прогресса, базирующегося лишь на ценностях материального мира (состояние холодной войны, страх перед возможной ядерной войной). В этой ситуации многие обратили свой взгляд к восточным философиям и практикам, благо данные учения были известны на Западе еще с девятнадцатого века. Например, общество Веданта (в его основе лежала индуистская философия) было среди первых, которые утвердились в Соединенных Штатах еще в 1890-х годах. Другие влиятельные движения восточной ориентации — Трансцендентализм, Теософское Общество, возглавляемое Блаватской, Спиритуализм, открыли новый порядок мышления в Христианском Западном Мире — они и вспахали то поле , на котором взошел и взорвался Нью-Эйдж в 70-х.

Движения, причисляющие себя к Нью-Эйдж, характеризуются набором принципов , которые они в той или иной степени разделяют:

  1. Монизм . Это тезис о том, что все многообразие космоса исходит из одного первичного источника — единой божественной энергии. Здесь же идет речь о базовом единстве всей реальности.
  2. Пантеизм . Вера в то, что "Бог — это Всё и Всё — это Бог ". Т.е. Бог — он везде , в каждом человеке, в каждом проявлении. Персональная задача — найти и открыть божественность внутри себя . Это происходит посредством движения по пути внутренней трансформации, полное завершение которой однако может наступить уже в следующих жизнях.
  3. Реинкарнация и Карма . Вера в то, что человек проживает множество жизней , возрождаясь после смерти. Согласно учения о Карме — хорошие поступки приводят к благим последствиям, а плохие — к негативным. Эта связь распространяется не только на эту жизнь, но и на все предыдущие и последующие.
  4. Универсальная религия . Согласно Нью-Эйдж — фактически существует только одна религия . Все разнообразные религии мира — это просто альтернативные пути к одной и той же цели.
  5. Личная трансформация . Ключевым в данном процессе является не изучение чужых догм, а получение собственного мистического опыта, который позволит человеку подняться на следующую ступень в самопознании. В сфере личной трансформации существуют следующие движения Нью-Эйдж:
  • Движение Холистического Здоровья . Считается, что трансформация приводит к исцелению . В вопросах лечения и здоровья Нью-Эйдж не доверяет традиционной медицине, считая ее неестественной, критикуя за обезличенный подход к больным ("лечат болезнь, а не больного "). Последователи Нью-Эйдж напрямую связывают физическое и духовное здоровье, что обозначает необходимость комплексного подхода к лечению. Распространенные в Нью-Эдж методы лечения: акупунктура, приборы с био-обратной связью, хиропрактика (мануальная терапия), упражнения, массажные техники, диета (многие поклонники Нью-Эйдж вегетарианцы), натуральные растительные препараты, и многие другие типы терапий.
  • Движение сознания . Это направление связано с исследованием и пропагандой измененных состояний сознания , которые, как считается, способствуют процессу трансформации. Применяемые методики : наркотические средства (галлюциногенные грибы, ЛСД и т.д.), дыхательные техники (например, холотропное дыхание) и т.д.
  • Движение за развитие человеческого потенциала . Именно этот аспект Нью-Эйдж оказал наибольшее влияние на западную культуру. Основным тезисом данного движения является важность самосовершенствования человека и развития его хороших качеств. Получившие сегодня повсеместное распространение программы личностного роста, бизнес и психологические тренинги в своей основе имеют практики, выработанные именно в рамках Нью-Эйдж.

6. Планетарное видение . За пределами личной трансформации лежит глобальная цель Нью-Эйдж — комплексная планетарная трансформация , при этом Земля рассматривается как целостный живой организм . Исходя из этого, Нью-Эйдж уделяет огромное внимание защите окружающей среды : Движение Зелёных (Гринпис), Глобальная Сеть Экопоселений, фонд Гайа и др.

Невозможно перечислить всех людей, которые являлись активными популяризаторами Нью-Эйдж, работая в таких областях как философия, религия, физика, оккультизм, психология, мифология, холистическое здоровье, образование, политика, экономика, социология и др.

Среди активистов и популяризаторов российской Нью-Эйдж называют: Б.Золотова, И.Калинаускаса, В.Степанова, П.Мамкина, Г.Широкова, В.Антонова, А.Сидерского, С.Всехсвятского, С.Стрекалова, П.Бурлана, В.Майкова, А.Свияша, М.Норбекова, Н.Козлова, И.Вагина.

Для построения своей жизни согласно принципам Нью-Эйдж, многие последователи данного движения объединялись в общины, коммуны, ашрамы, эко-поселения и т.д. Среди них: Финдхорн (Шотландия), Даманур (Италия), Фарм (США), Белый Лотос (Австрия), Ауровиль (Индия), Кристальные Воды (Австралия); Школы и центры личностного роста и духовного развития: Институт Мира, Урантия, Лама Фаундейшн (Нью Мексико), Форум, Всемирные Центры Взаимоотношений, Лайфспринг и подобные ему тренинговые компании, танцы Народов Мира, множество восточных групп по всему миру (центры Ошо, Дхамма Хаус, общество Веданта, Бахаи, Мехер Баба, Ананда Марга) и др.

Необходимо отметить огромный вклад в мировую культуру , который сделали последователи Нью-Эйдж. Сюда относится не только одноименное музыкальное направление (яркие представители — Карунеш, Шанти), но и влияние идей Нью-Эйдж на литературу, кино и т.д. В качестве яркого кинематографического примера иллюстрирующего постулаты Нью-Эйдж, можно привести фильм "Аватар" Дж. Кэмерона.

Безусловно, невозможно переоценить вклад Нью-Эйдж в становление систем самопознания и саморазвития человека в двадцатом веке. Фактически, данное движение пришло на смену традиционным религиям, ответив на актуальные вопросы духовного развития современного человека, поставив перед ним новые цели и указав на пути их достижения.

Субкультура нью-эйдж (new age) представляет собой, собственно, новое движение – аполитичное, эзотерическое и мистическое, поэтому назвать его чисто молодежной субкультурой язык не поворачивается. Нью-эйдж строится на специфичных религиозных предпочтениях и самопознании, этим он и отличается от популярных молодежных субкультур, базирующихся на музыкальных вкусах. Эта субкультура приобрела глобальные масштабы в 1980-х годах, тогда появились десятки течений: от религиозных и сектантских до спортивных и терапевтических. Часто приверженцы нью-эйджа увлекаются целебными практиками, например, йогой или цигуном, единоборствами, буддийскими медитациями, бесконтактным массажем, пением мантр, каббалой, алхимией, магией и магическими ритуалами. Интерес к магии и восточным практикам в нью-эйдже сегодня не так силен.

«Фишка» нью-йэджа в определении ценностей, а они, как и у йогов садху, заключаются в достижении нирваны и просветления. Эта субкультура не менее позитивна, чем хиппи: поддержка общегуманных ценностей, ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро), единство науки, мистики и религии, вера в сверхъестественные сущности вроде ангелов, демонов и духов.

Музыкальные предпочтения нью-эйдж

Что касается музыкальных вкусов представителей нью-эйджа, они предпочитают рок-направление, а стили могут быть абсолютно разными: от тяжелого металла и крабкора до инди-рока и готики. Субкультура породила собственное направление музыки, однако, четкой линии у нее нет, часто нью-эйджем называют любое непонятное многогранное течение, некоторые меломаны уверены, что жанр развился в 1970-е из пересечения экспериментального джаза и электронной музыки, например в Германии это: Popol Vuh, Deuter, Can, Tangerine Dream и Клаус Шульце. В период появления субкультуры музыкальные группы любили использовать природные фонограммы, миксы классической и фолк-музыки, также нью-эйджем называли музыку для медитаций.

Лицо нью-эйджа – это продвинутый, духовно развитый, начитанный человек, увлеченный эзотерикой и различными восточными практиками, из чего следуют несколько утверждений, составляющих картину мира любого «нью-эйджера»: вселенная вечна, время циклично, реинкарнация реальна, человек подобен и равен Богу, все религии едины, человек может стать ближе к Богу через самопознание. Основная идея движения и его пророчество состоит в трансформации человеческого сознания в глобальный коллективный и выход его на новый уровень. То есть, по взглядам на жизнь, перед нами гремучая смесь монаха, хипстера и кришнаита.

Новый мировой порядок, предлагаемый сторонниками движения New Age, проникает довольно успешно во все социальные группы и слои общества. Для этого порядка не существует границ государств и различие языков.

«Человеческая история представляет собой череду сменяющихся эпох: эру Овна сменяет эра Тельца, на смену последней приходит эра Рыб, основу религиозности которой составляет христианство, погрузившее человечество в темные века вражды и войн. Но и та скоро должна смениться эрой Водолея с его новой высокой религиозностью. Для того чтобы это светлое будущее скорее наступило, человеку необходимо расширить сознание – осознать, что он бог, он божественен, как и весь космос, а все сущее составляет единое целое: «все, что меня окружает – это я». Чтобы проявились безграничные человеческие способности, необходимо, прежде всего, отказаться от религиозных предрассудков…». Именно в таком ключе написаны и изданы уже тысячи книг эзотерической тематике.

Если Вам знакомы подобные идеи, значит, Вы уже успели столкнуться с проповедью нового религиозного неоязыческого движения «Нью Эйдж».

Поговорка «все новое – это хорошо забытое старое» оказалась абсолютно справедлива в религиозной сфере. «Новизна мышления» в «Нью Эйдж» - это всего лишь возрождение самых архаичных религиозных представлений человечества. Ньюэйджевская синкретическая религиозность трансформирует и адаптирует под стандарты современного общества потребления элементы гностических сект ранних веков христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма, древних языческих религий.

Новый биологический вид человека

«Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид...

Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние» (Сергей Кара-Мурза. Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки. М., 1996).

Как свидетельствует история, расизм является латентной (скрытой) идеологией западного общества. В разные периоды его развития эта идеология находила свое выражение в самых различных формах. Но в XX веке идеология расизма приобретает мистическую окраску - сначала в нацистской Германии, а затем и в «демократических» Соединенных Штатах.

В 60-70-е гг. в США происходит некий оккультно-языческий «ренессанс». Он обусловлен резким всплеском общественного интереса к восточному мистицизму. Здесь зарождается широкое неоязыческое движение, получившее название «Новый век» («New Age»).

Постепенно Штаты превращаются в мекку оккультизма. Отсюда движение начинает свое «победоносное» шествие по странам и континентам.

Корни неоязычества

Истоки движения были заложены в XIX веке спиритизмом и теософией. Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух) - вера в возможность общения с душами умерших. Зарождается в США, распространяется по всей Западной Европе и достигает России.

Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание) - религиозно-мистическое учение русской писательницы Елены Блаватской (1831-1891 гг.). В 1875 г., вместе с полковником Олкотом, она организовала Теософское общество в городе Нью-Йорк (США). В 1878 г. пишет книгу «Разоблаченная Изида», а в 1888 г., в Англии, выходит в свет ее фундаментальный труд «Тайная доктрина».

Эти работы стали классикой оккультной литературы XIX и XX вв.

В последние годы жизни она учредила журнал «Люцифер». Свое отношение к христианству Блаватская выразила предельно ясно: «Наша задача заключается не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы стереть христианство с лица земли».

В своем учении она предсказывала наступление «новой эпохи». В эту эпоху произойдет рождение «шестой расы». Нынешнее же поколение людей оккультистка относила к «пятой расе». Характерной чертой новой расы должны стать оккультно-магические способности.

Классификация неорелигиозных культов

В узком смысле к движению «Новый век» относятся религиозные культы, которые возникли во второй половине XX века. Среди них принято выделять христианские (библейские), восточные (ориенталистские), психотерапевтические (наукологические) культы. Основная идея, объединяющая конгломерат этих сект, заключается в уверенности в окончании эры Рыб (рыба - христианский символ Иисуса Христа) и вступлении человечества в эру Водолея.

По мнению теоретиков движения, историческое христианство должно уступить место «более современным» христианским культам, таким как «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (секта мормонов), «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения» (секта Муна), «Семья» (Дети Бога), «Церковь Христа» (Бостонское движение), «Всемирная церковь Бога», «Поместная церковь Уитнесса Ли», неохаризматическим сектам (относящимся к «Движению веры») и т.д.

Сторонники восточных культов, таких как «Международное общество сознания Кришны» (секта кришнаитов), культ Ошо Раджниша, «Трансцендентальная медитация», культ Шри Сатья Саи Баба, «Вера Бахаи», «Сахаджа-йога», «Брахма Кумарис», культ Шри Чинмоя, «Рэйки», дзен-буддизм, необуддистские культы и т.д., предлагают «растворить» христианство в восточном мистицизме и низвести его на уровень «одного из путей спасения» (как тут не вспомнить Е.Блаватскую, заявлявшую: «Нет религии выше Истины»).

Сторонники наукологических культов, таких как «Церковь сайентологии», «Метод Сильвы по контролированию сознания» и т.д., предлагают заменить христианство неким псевдонаучным суррогатом.

Но это лишь вершина айсберга. На сегодняшний день в США, по разным источникам, существует более пяти тысяч сект, относящихся к движению «Новый век». В них состоит более 20 млн. американцев. Если же посчитать всех сочувствующих этому движению, то количество задействованных лиц возрастет в несколько раз.

Идеология «Нью Эйдж»

Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции «Нового века»:

Безличный Бог;

Вечная вселенная;

Иллюзорная природа материи;

Цикличная природа жизни;

Необходимость перевоплощений (переселения душ);

Эволюция человека в Божество;

Продолжающиеся откровения от неземных существ;

Тождество человека с Богом;

Оккультные практики;

Вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья;

Всемирный глобальный порядок;

Синкретизм (единство всех религий) (цит. по А.Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. М., 1997).

Итак, религиозно-философскую основу движения составляет пантеизм - учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники «Нью Эйдж» приходят к выводу о том, что сам человек и есть Бог.

Но если Бог не является личностью, а всего лишь безликим Абсолютом, то Он оказывается совершенно равнодушным к категориям добра и зла. Рамакришна, один из гуру этого движения, об этом и заявлял: «Абсолют не связан ни с добром, ни со злом... Каков бы ни был грех, зло или страдание, которое мы находим в мире, они являются страданием, злом и грехом только по отношению к нам...» Тем самым сторонники движения ставят себя, говоря на языке Ф.Ницше, «по ту сторону добра и зла».

Реабилитация сатанизма

«Нью Эйдж» сделал поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой...

Чтобы не оставалось недоговоренности, приведу цитату из книги Дэвида Спенглера «Размышления о Христе»: «Христос является той же силой, что и Люцифер; Люцифер подготавливает человека для отождествления себя с Христом.

Люцифер - ангел внутренней эволюции человека - работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру... Принятие Люцифера - это включение в Новую эру» (цит. по А.Дворкин).

Не случайно Энтони Лавэй, основатель американской «Церкви сатаны», утверждал, что сатанизм, с его потворствованием человеческим порокам, есть не что иное, как американский образ жизни.

Другой идеолог движения, Ошо Раджниш, заявляет, что черная магия - «одна из величайших возможностей человеческого развития» (цит. по Д.Анкерберг. Д.Уэлдон).

Кармическая философия движения

Чтобы придать своему учению некую морально-нравственную привлекательность, идеологи движения оперируют такими понятиями, как реинкарнация (переселение душ) и закон кармы.

Согласно этому учению, нынешнее положение человека всецело обусловлено его поведением в прошлых «воплощениях».

Карма (на санскрите - действие, плод действия) - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. Поэтому всякий человек пожинает те плоды, которые он посеял в прошлых «воплощениях».

Кроме того, карма и реинкарнация в умах ньюэйджеров оправдывают даже убийство. В «Бхагават-Гите как она есть» (главной книге кришнаитов) Кришна велит Арджуне уничтожить в бою своих родственников потому, что такова их карма.

И главарь изуверской секты Чарльз Мэнсон совершал ритуальные убийства, утверждая, что все совершаемое им соответствует закону кармы (А.Дворкин).

Оккультные практики

Характерной чертой движения является интерес его адептов к оккультным методикам и практикам.

При помощи медитации, йоги, ченелинга, визуализации, методов нейролингвистического программирования, альтернативной медицины и других оккультных практик неоязычники стремятся достичь физического и душевного здоровья, преуспеть в бизнесе, научиться управлять другими людьми, войти в контакт с «неземными существами» и «энергиями космоса», достичь некоего «просветления» и, в конечном итоге, стать «богоподобными» существами.

Журнал «Fortune» указывает, что половина из 500 ведущих бизнесменов Америки вовлечены в движение за максимальное использование человеческих ресурсов, которое практикуется «Новым веком» (и воспринимается христианами как первый шаг к оккультизму).

Среди компаний, раскрывших свои двери для гуру «Нового века», были «Пасифик Белл» (затратившая 173 млн. долларов на обучение своих менеджеров на «курсах по повышению использования человеческих возможностей» с явно оккультными приемами обучения), НАСА, автомобильные фирмы «Форд» и «Дженерал Моторс», «Ай-Си-Эй», «Ай-Би-Эм», «Боинг», «Сингер», «Ар-Си-Эй» и «Бэнк оф Америка» (Д.Маршалл. Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству. 1995).

Оккультизм проникает и в систему американского образования: «Особенно огорчает то, что по всей Америке в школах, где была запрещена христианская молитва, йога, восточная медитация, приемы, относящиеся к разряду индуистских молитв, не только разрешены, но и активно поощряются», - указывал христианский исследователь Дейв Хант.

Проникновение в христианскую среду

Чтобы привлечь в свои ряды христиан, идеологи движения утверждают, что каждый человек является «христом», поскольку Сам Господь Иисус Христос якобы был простым смертным, который достиг «Божественного просветления ».

«Когда религиозный центр при Принстонском университете сделал опрос христиан США в начале 1992 года: какое влияние на их веру оказывает учение "Нового века", - то почти четверть из них ответила, что они не видят конфликта между христианством и учением "Новый век". Это сообщение бледнеет на фоне ответа опрошенных католиков: 60 процентов из них считали, что католичество и «Новый век» совершенно гармонируют» (Архимандрит Александр Милеант. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства).

В 1971 г. в Нью-Йорке вышла книга французского католика, монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане «Христианская йога». В 1972 г. в том же Нью-Йорке была издана книга ирландского католического священника Уильяма Джонсона «Христианский дзен».

Основным проводником идеологии «Нью Эйдж» среди протестантов служит «харизматическое движение». Харизматы также практикуют оккультные методики, прикрывая их христианской фразеологией.

Положив в основу своей философии индуистский пантеизм, идеологи движения пришли к выводу о необходимости уничтожить мировые религии, растворив их в некой «универсальной религии».

Либеральный протестантский богослов Джон Хик вполне в духе Е.Блаватской приводил в пример «бахаистский храм в Чикаго, каждый из девяти входов которого носит имя одного из духовных "учителей", в числе которых и Христос.

Все девять приходов ведут к единому, находящемуся в центре, алтарю. Хик использует этот пример как иллюстрацию своего положения о том, что "все дороги ведут к Богу " (цит. по Д.Маршалл).

Именно такую религию и стремятся создать идеологи «Нью Эйдж» и их приспешники в христианском лагере.

Политический проект неоязычества

Западные ньюэйджеры рассматривают падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая видится им необходимым условием для глобального торжества идей «Нью Эйдж». Движение создано и контралируется масонством и имеет четкие задачи.

И не случайно они рассматривали Горбачева как человека, выполнявшего планы Иерархии по объединению мира и подготовке прихода «Спасителя». Один из главных идеологов движения Бенджамин Крим считает ООН «временным органом», подготавливающим приход к власти всемирного правительства.

Нью Эйдж трубно возвещает о том, что новый лидер мира будет неким собирательным образом Христа, Которого ждут христиане, еврейского мессии, индуистского Кришны и нового Будды, которого ждут буддисты, а также мусульманского Имама Махди.

Этот великий всемирный лидер, будет носить имя "господь Майтрейа", и он провозгласит, и будет персонифицировать век Водолея, Новый век... Согласно пропаганде "Нового века", прежде чем этот век наступит, необходимо уничтожить основного идеологического противника - христианство» (Д.Маршалл.).

"С православной точки зрения, «сегодняшнее "харизматическое" движение, христианская "медитация" и "новое религиозное сознание", частью которого они являются, - все это предвестники религии будущего, религии последнего человечества, религии антихриста, и их главная "духовная" деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим миром" (иеромонах Серафим [Роуз] ).

Причины оккультно-языческого «возрождения»

Отныне новая раса «богоподобных» господ - это те, кто составляет «золотой миллиард» человечества. Индуистская теория перевоплощения (реинкарнации) призвана укрепить представителей «расы господ» в уверенности в том, что они бесконечное количество раз будут воплощаться для жизни в «либерально-капиталистическом раю», а закон кармы позволит им чувствовать себя «свободными индивидами», не связанными никакими нравственными обязанностями по отношению друг к другу.

Что касается тех, кто не вошел в «золотой миллиард», то они обязаны будут работать на своих «богоподобных» господ, потому что у них такая «карма». Мировые же религии, прежде всего Православие и ислам, содержащие в себе ресурс сопротивления Новому мировому порядку, подлежат искоренению.

Их место должна занять эрзац-религия, скроенная по меркам «мирового сообщества».

Чтобы держать колониальные народы в повиновении, им также нужно насаждать идеологию «Нового века». Тогда рабы Нового мирового порядка также будут себя мнить «богоподобными существами», но менее «просветленными» (поэтому и более бедными), чем представители «золотого миллиарда».

Именно такие люди и последуют за антихристом, поскольку увидят в нем «первого среди равных». Те же, кто посмеет бросить вызов «планетарному торжеству либеральных ценностей», подлежат искоренению.

Мы видим, как на наших глазах зарождается религия антихриста. Она является продуктом западной либерально-капиталистической цивилизации с ее культом «расового» превосходства над другими народами, зоологического «индивидуализма» и мистикой «делового успеха».

Сейчас, пожалуй, не встретить человека, рождённого в конце XX века, который не вспомнил бы такие слова и словосочетания как «Sadness», «Enigma», «Era» или «New Age». Всего лишь о движении, бывшем очень популярном во второй половине XX века и начале XXI. Кто-то из «молодых» тоже, конечно же, в курсе, что такое «Энигма» (речь не о шифровальной машине) или Нью Эйдж, но настоящий «бум» Нью Эйджа пришёлся именно на то время. Хотя, кто знает, может быть, он только грядёт?

С целью вернуться ненадолго в прошлое, вызвать ностальгические эмоции и пополнить багаж знаний, мы решили рассказать о том, что же такое Нью Эйдж, помимо музыкального направления, лучшие образчики которого способны в мгновение ока унести куда-то в неведомые миры, отдельную реальность, к истокам мироздания…

Нью Эйдж

Термин «Нью Эйдж (происходит от английского «New Age», буквально означающего «Новая Эра») служит общим названием комплекса разнообразных мистических движений и течений, имеющих, главным образом, синкретический, эзотерический и оккультный характер.

Если рассматривать Нью Эйдж в более узком понимании, то данное понятие применяется с целью описать идеологически связанные религиозные движения, чья идеология резонирует с такими терминами как «Новая Эра», «Новый Век», «Эра Водолея» и т.п.

Главным образом, движение «Нью Эйдж» было сформировано в XX веке, но продолжает активно развиваться и распространяться даже сегодня. Некоторые учения, относящиеся к Нью Эйдж, основываются на воззрениях теософии, нагвализма, герметизма, оккультизма, шаманизма и т.д. Причём, сторонники одного учения могут разделять убеждения сторонников других, взаимодействовать с ними и даже участвовать в одной работе.

Именно по причине того, что во многих случаях речь идёт об одних и тех же личностях, ряд исследователей придерживается обобщающего названия «Нью Эйдж» для каждой группы со схожими взглядами и идеологией.

Сторонников Нью Эйдж объединяет предвещание «Великого преобразования», т.е. наступления Новой Эры, которая непременно сменит современную культуру. Говорится, что культура Нью Эйдж является более совершенной и будет ознаменована духовным, мыслительным и технологическим прорывом всего человечества. Некоторые группы, в частности многие астрологи, называют новую эпоху Эрой Водолея, начало которой ожидается в пределах XX-XXII веков.

От общепринятых религиозных движений Нью Эйдж отличается отсутствием какого-либо конкретного духовного воззрения или учения, а также тем, что в него входит масса метафизических, эзотерических и оккультных учений, концепций и практик.

Течение Нью Эйдж нашло отклик не только на Западе, но и в России. В нашей стране тоже были образованы довольно специфические объединения и организации. Учения в них часто позиционируются именно как образовательные, просвещенческие, оздоровительные и даже спортивные, но никак не религиозные. О Нью Эйдж в России мы ещё поговорим, а пока вернёмся к истории движения.

Краткая история Нью Эйдж

Термин «New Age» получил массовое распространение в СМИ и литературе в начале 80-х годов минувшего века, хотя его зарождение произошло многим ранее. В XX веке Нью Эйдж был развит как субкультура, частично сформировавшаяся ещё в XIX веке. Нью Эйдж предшествовали такие оккультные учения как сакральная геометрия, герметизм, астрология, каббала, магия, месмеризм, антропософия, теософия, спиритизм и другие.

Популярность Нью Эйдж получил благодаря культурному и духовному кризису, назревшему в культуре Запада, и проникновению в массовое сознание идей таких религиозных традиций как буддизм, индуизм, шаманизм и пр. Уже в первой половине XX века институт церкви начал утрачивать доверие людей, а заменой традиционным институтам стали именно религиозные движения Нью Эйдж.

По окончании Второй мировой войны в странах Запада появилось множество объединений синкретического, эзотерического и оккультного характера, которые и объединились под названием «Нью Эйдж». В конце 70-х годов Нью Эйдж достиг своего апогея на Западе благодаря развитию самостоятельных теософских групп в Великобритании и других странах. Своей же популяризацией понятие «Нью Эйдж» обязано Алисе Бейли, которая представляла себя как духовную наследницу Теософского общества.

Но если в 70-х годах Нью Эйдж был сфокусирован на социальных ценностях и моральных традициях, служению человечеству и альтруизме, то в 80-х годах он стал частью ещё более обширного явления, также называемого «Нью Эйдж» — тогда множество альтернативно мыслящих людей начали искать способы духовного развития, создав, если так можно выразиться, «духовный рынок», где каждый мог найти то, что подходит именно ему. Так Нью Эйдж перестал быть ориентирован на общественные ценности и переориентировался на личностные.

Базовые положения Нью Эйдж

Центральной идеей Нью Эйдж является идея о трансформации человеческого сознания, согласно которой «Я» человека обнаруживает своё единение с Вселенной и населяющими её существами, и идея , подразумевающая определение сакрального индивидуального начала и возможность его соединения с Абсолютом.

Всё это связано с базовыми положениями Нью Эйдж, среди которых:

  • Сила (безличное божество)
  • Вечная Вселенная
  • Цикличность бытия
  • Иллюзорность материи
  • Необходимость перерождения
  • Эволюция человеческого существа в божественное
  • Тождественность с богом
  • Откровения от представителей внеземных рас
  • Необходимость изменения сознания ( и т.д.)
  • Оккультные практики (медиумизм, астрология и т.д.)
  • Особые взгляды на здоровье (вегетарианство и т.д.)
  • Пацифизм
  • Синкретизм
  • Всемирный порядок

А к самым популярным элементам Нью Эйдж относятся:

  • Шаманизм, неоязычество и т.д.
  • Духовная иерархия, мистические группы
  • Чтение мантр
  • Магия, гадание, ритуалы и т.д.
  • Астральные выходы
  • Психоделические практики
  • Медитация
  • Рэйки, целительство, бесконтактный массаж
  • Тайцзицюань, цигун, йога, восточная гимнастика и единоборства
  • Музыка в стиле «Нью Эйдж», медитативная и трансовая музыка

Но особенный интерес, наряду со всеми составляющими Нью Эйдж, представляет вопрос восприятия времени. И этому стоит уделить отдельное внимание.

Время в Нью Эйдж

Если для западного мира характерно линейное восприятие времени, то в Нью Эйдж время чаще всего рассматривается как относительный и циклический процесс. Это наглядно отображается, например, в календаре майя, который используется в Нью Эйдж и представляет собой замкнутый круг.

Некоторые авторы, к примеру, Карлос Кастанеда, Экхарт Толле, Ли Кэрролл, Армандо Торрес, Норберт Классен и другие, а также особые интерпретации буддизма (дзэн-буддизм) и т.д. предлагают восприятие времени в качестве цельной и единой субстанции.

Согласно мнению приверженцев Нью Эйдж, с позиции потустороннего мира, время иллюзорно. Подчёркивается трансцендентный характер времени и высказываются мнения, которые выходят за границы линейного понимания времени, что говорит о необходимости воспринимать реальность «межпространственно», куда и входит относительность и иллюзорность времени. Эти представления в чём-то даже схожи с представлениями о времени в некоторых религиях.

Кстати, о религиях.

Нью Эйдж и религия

Если говорить о взаимосвязи Нью Эйдж и религий, то в последние годы развилось немалое количество религиозных движений, корни которых восходят к Нью Эйдж, причём, и западных движений, и восточных:

  • Развились международные школы суфизма, не так сильно привязанные к исламу, как традиционный суфизм
  • Большой популярностью пользуется Ошо, который разработал комплекс динамических медитаций
  • Широкое распространение получили и П. Д. Успенского, в некоторой степени схожие с суфизмом
  • Многие люди стали проявлять интерес к шаманизму, нагвализму и толтекианству, чему в немалой степени способствовало творчество Карлоса Кастанеды и его соратниц – Флоринды Доннер и Тайши Абеляр
  • Открылось множество центров, где обучают восточным единоборствам и гимнастике, а также йоге, цигун, рэйки, медитации и т.п.
  • Распространилась практика ченнелинга (получения информации от Махатм – Великих Учителей)
  • На постсоветском пространстве активно развиваются центры по ДЭИР (дальнейшему энергоинформационному развитию)

Ответное влияние Нью Эйдж на страны Востока обусловило резкий скачок новых религий, и даже их бесконтрольное развитие:

  • Японское общество Аум Синрикё
  • Белое Балгарское Общество
  • Китайское движение Фалуньгун
  • Японское движение Оомото-кё
  • Персидская религия Бахаи
  • Вьетнамская религия Као Дай

Что же касается «отношений» Нью Эйдж с Россией, то ситуация здесь следующая.

Нью Эйдж в России

Нью Эйдж в России развивался под сильным воздействием концепций учения Николая и Елены Рерих «Живая Этика» (или «Агни-Йога») и появившегося в 90-х годах прошлого века движения последователей Агни-Йоги. Но, вместе с тем, в Россию, ещё закрытую «железным занавесом», смогли проникнуть и другие веяния Нью Эйдж, пришедшие с Запада. Постепенно движение начало становиться всё более разнообразным и набирать всё больше приверженцев.

Сегодня в России к Нью Эйдж относится огромное количество всевозможных течений теоретического и практического характера, которые сложились под влиянием даосизма, буддизма, суфизма, йоги и многого другого. Среди них можно отметить мистические духовные практики, целительство, медитативные практики, психотренинги, системы и т.д.

Кроме того, появились и центры по распространению идей, так или иначе относящихся к Нью Эйдж, например, магазины, центры по саморазвитию и духовным практикам, книжные издательства и т.п.

Скорее всего, будет неверным говорить о том, что Нью Эйдж отжил свой век. Правильнее будет сказать, что развитие Новой Эры трансформировалось и перешло на новую стадию. Современное общество уже не так бурно реагирует на различные новшества, в том числе, и на новые веяния в сфере духовной; люди имеют возможность выбора и стремятся к всестороннему развитию, а сознание человека вообще стало более податливым и жаждущим знаний о неизведанном.

Жизнь без духовности невозможна, а какой путь выбирать – дело каждого из нас. Главное – это идти вперёд, и не исключено, что кому-то из ныне живущих удастся своими глазами взглянуть на настоящую Новую Эпоху, и даже стать её частью.

Ом мани падме хум

"Человеческая история представляет собой череду сменяющихся эпох: эру Овна сменяет эра Тельца, на смену последней приходит эра Рыб, основу религиозности которой составляет христианство, погрузившее человечество в темные века вражды и войн. Но и та скоро должна смениться эрой Водолея с его новой высокой религиозностью. Для того чтобы это светлое будущее скорее наступило, человеку необходимо расширить сознание - осознать, что он бог, он божественен, как и весь космос, а все сущее составляет единое целое: "все, что меня окружает - это я". Чтобы проявились безграничные человеческие способности, необходимо, прежде всего, отказаться от религиозных предрассудков..."

Если Вам знакомы подобные идеи, значит, Вы уже успели столкнуться с проповедью нового религиозного неоязыческого движения "Нью Эйдж".

Поговорка "все новое - это хорошо забытое старое" оказалась абсолютно справедлива в религиозной сфере. "Новизна мышления" в "Нью Эйдж" - это всего лишь возрождение самых архаичных религиозных представлений человечества. Ньюэйджевская синкретическая религиозность трансформирует и адаптирует под стандарты современного общества потребления элементы гностических сект ранних веков христианства, восточной, античной и гуманистической философий, западной средневековой магии, иудейской кабалистики, восточного мистицизма, древних языческих религий.

Новый биологический вид человека

"Фридрих фон Хайек, блестящий теоретик рыночной экономики, сказал в 1984 г. в Гамбурге, что для существования либерального общества необходимо, чтобы люди освободились от некоторых природных инстинктов, среди которых он особенно выделил инстинкт солидарности и сострадания. Признав, что речь идет о природных, врожденных инстинктах, философ выявил все величие проекта современного общества: превратить человека в новый биологический вид...
Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит "золотой миллиард", который с полным правом подчинит себе низшие расы. Автоматически будет устранен и инстинктивный запрет на убийство ближнего, ибо принадлежащие к иному виду - уже не ближние" (Сергей Кара-Мурза. Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки. М., 1996).
Как свидетельствует история, расизм является латентной (скрытой) идеологией западного общества. В разные периоды его развития эта идеология находила свое выражение в самых различных формах. Но в XX веке идеология расизма приобретает мистическую окраску - сначала в нацистской Германии, а затем и в "демократических" Соединенных Штатах.
В 60-70-е гг. в США происходит некий оккультно-языческий "ренессанс". Он обусловлен резким всплеском общественного интереса к восточному мистицизму. Здесь зарождается широкое неоязыческое движение, получившее название "Новый век" ("New Age").
Постепенно Штаты превращаются в мекку оккультизма. Отсюда движение начинает свое "победоносное" шествие по странам и континентам.

Корни неоязычества

Истоки движения были заложены в XIX веке спиритизмом и теософией. Спиритизм (от лат. spiritus - душа, дух) - вера в возможность общения с душами умерших. Зарождается в США, распространяется по всей Западной Европе и достигает России.
Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание) - религиозно-мистическое учение русской писательницы Елены Блаватской (1831-
1891 гг.). В 1875 г., вместе с полковником Олкотом, она организовала Теософское общество в городе Нью-Йорк (США). В 1878 г. пишет книгу "Разоблаченная Изида", а в 1888 г., в Англии, выходит в свет ее фундаментальный труд "Тайная доктрина".
Эти работы стали классикой оккультной литературы XIX и XX вв.
В последние годы жизни она учредила журнал "Люцифер". Свое отношение к христианству Блаватская выразила предельно ясно: "Наша задача заключается не в том, чтобы восстановить индуизм, а в том, чтобы стереть христианство с лица земли".
В своем учении она предсказывала наступление "новой эпохи". В эту эпоху произойдет рождение "шестой расы". Нынешнее же поколение людей оккультистка относила к "пятой расе". Характерной чертой новой расы должны стать оккультно-магические способности.

Классификация неорелигиозных культов

В узком смысле к движению "Новый век" относятся религиозные культы, которые возникли во второй половине XX века. Среди них принято выделять христианские (библейские), восточные (ориенталистские), психотерапевтические (наукологические) культы. Основная идея, объединяющая конгломерат этих сект, заключается в уверенности в окончании эры Рыб (рыба - христианский символ Иисуса Христа) и вступлении человечества в эру Водолея.
По мнению теоретиков движения, историческое христианство должно уступить место "более современным" христианским культам, таким как "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (секта мормонов), "Свидетели Иеговы", "Церковь объединения" (секта Муна), "Семья" (Дети Бога), "Церковь Христа" (Бостонское движение), "Всемирная церковь Бога", "Поместная церковь Уитнесса Ли", неохаризматическим сектам (относящимся к "Движению веры") и т.д.
Сторонники восточных культов, таких как "Международное общество сознания Кришны" (секта кришнаитов), культ Ошо Раджниша, "Трансцендентальная медитация", культ Шри Сатья Саи Баба, "Вера Бахаи", "Сахаджа-йога", "Брахма Кумарис", культ Шри Чинмоя, "Рэйки", дзен-буддизм, необуддистские культы и т.д., предлагают "растворить" христианство в восточном мистицизме и низвести его на уровень "одного из путей спасения" (как тут не вспомнить Е.Блаватскую, заявлявшую: "Нет религии выше Истины").
Сторонники наукологических культов, таких как "Церковь сайентологии", "Метод Сильвы по контролированию сознания" и т.д., предлагают заменить христианство неким псевдонаучным суррогатом.
Но это лишь вершина айсберга. На сегодняшний день в США, по разным источникам, существует более пяти тысяч сект, относящихся к движению "Новый век". В них состоит более 20 млн. американцев. Если же посчитать всех сочувствующих этому движению, то количество задействованных лиц возрастет в несколько раз.

Идеология "Нью Эйдж"

Американский ученый Норман Гайслер выделяет следующие концепции "Нового века":
- безличный Бог;
- вечная вселенная;
- иллюзорная природа материи;
- цикличная природа жизни;
- необходимость перевоплощений (переселения душ);
- эволюция человека в Божество;
- продолжающиеся откровения от неземных существ;
- тождество человека с Богом;
- оккультные практики;
- вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья;
- всемирный глобальный порядок;
- синкретизм (единство всех религий) (цит. по А.Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. М., 1997).
Итак, религиозно-философскую основу движения составляет пантеизм - учение, отождествляющее Бога и мир. В итоге сторонники "Нью Эйдж" приходят к выводу о том, что сам человек и есть Бог.
Но если Бог не является личностью, а всего лишь безликим Абсолютом, то Он оказывается совершенно равнодушным к категориям добра и зла. Рамакришна, один из гуру этого движения, об этом и заявлял: "Абсолют не связан ни с добром, ни со злом... Каков бы ни был грех, зло или страдание, которое мы находим в мире, они являются страданием, злом и грехом только по отношению к нам..." Тем самым сторонники движения ставят себя, говоря на языке Ф.Ницше, "по ту сторону добра и зла".

Реабилитация сатанизма

"Нью Эйдж" сделал поклонение Люциферу вполне респектабельной, допустимой и модной практикой...
Чтобы не оставалось недоговоренности, приведу цитату из книги Дэвида Спенглера "Размышления о Христе": "Христос является той же силой, что и Люцифер; Люцифер подготавливает человека для отождествления себя с Христом.
Люцифер - ангел внутренней эволюции человека - работает внутри каждого из нас, чтобы привести нас к целостности, благодаря чему мы сможем войти в Новую эру... Принятие Люцифера - это включение в Новую эру" (цит. по А.Дворкин).
Не случайно Энтони Лавэй, основатель американской "Церкви сатаны", утверждал, что сатанизм, с его потворствованием человеческим порокам, есть не что иное, как американский образ жизни.
Другой идеолог движения, Ошо Раджниш, заявляет, что черная магия - "одна из величайших возможностей человеческого развития" (цит. по Д.Анкерберг. Д.Уэлдон).

Кармическая философия движения

Чтобы придать своему учению некую морально-нравственную привлекательность, идеологи движения оперируют такими понятиями, как реинкарнация (переселение душ) и закон кармы.
Согласно этому учению, нынешнее положение человека всецело обусловлено его поведением в прошлых
"воплощениях".
Карма (на санскрите - действие, плод действия) - это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. Поэтому всякий человек пожинает те плоды, которые он посеял в прошлых "воплощениях".
Кроме того, карма и реинкарнация в умах ньюэйджеров оправдывают даже убийство. В "Бхагават-Гите как она есть" (главной книге секты кришнаитов. - Прим. авт.) Кришна велит Арджуне уничтожить в бою своих родственников потому, что такова их карма.
И главарь изуверской секты Чарльз Мэнсон совершал ритуальные убийства, утверждая, что все совершаемое им соответствует закону кармы" (А.Дворкин. Указ. соч.).

Оккультные практики

Характерной чертой движения является интерес его адептов к оккультным методикам и практикам.
При помощи медитации, йоги, ченелинга, визуализации, методов нейролингвистического программирования, альтернативной медицины и других оккультных практик неоязычники стремятся достичь физического и душевного здоровья, преуспеть в бизнесе, научиться управлять другими людьми, войти в контакт с "неземными существами" и "энергиями космоса", достичь некоего "просветления" и, в конечном итоге, стать "богоподобными" существами.
Журнал "Fortune" указывает, что половина из 500 ведущих бизнесменов Америки вовлечены в движение за максимальное использование человеческих ресурсов, которое практикуется "Новым веком" (и воспринимается христианами как первый шаг к оккультизму).
Среди компаний, раскрывших свои двери для гуру "Нового века", были "Пасифик Белл" (затратившая 173 млн. долларов на обучение своих менеджеров на "курсах по повышению использования человеческих возможностей" с явно оккультными приемами обучения), НАСА, автомобильные фирмы "Форд" и "Дженерал Моторс", "Ай-Си-Эй", "Ай-Би-Эм", "Боинг", "Сингер", "Ар-Си-Эй" и "Бэнк оф Америка" (Д.Маршалл. Новый век против Евангелия, или Величайший вызов христианству. 1995).
Оккультизм проникает и в систему американского образования: "Особенно огорчает то, что по всей Америке в школах, где была запрещена христианская молитва, йога, восточная медитация, приемы, относящиеся к разряду индуистских молитв, не только разрешены, но и активно поощряются", - указывал христианский исследователь Дейв Хант.

Проникновение в христианскую среду

Чтобы привлечь в свои ряды христиан, идеологи движения утверждают, что каждый человек является "христом", поскольку Сам Господь Иисус Христос якобы был простым смертным, который достиг "Божественного просветления".
"Когда религиозный центр при Принстонском университете сделал опрос христиан США в начале 1992 года: какое влияние на их веру оказывает учение "Нового века", - то почти четверть из них ответила, что они не видят конфликта между христианством и учением "Новый век". Это сообщение бледнеет на фоне ответа опрошенных католиков: 60 процентов из них считали, что католичество и "Новый век" совершенно гармонируют" (Архимандрит Александр Милеант. Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства).
В 1971 г. в Нью-Йорке вышла книга французского католика, монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане "Христианская йога". В 1972 г. в том же Нью-Йорке была издана книга ирландского католического священника Уильяма Джонсона "Христианский дзен".
Основным проводником идеологии "Нью Эйдж" среди протестантов служит "харизматическое движение". Харизматы также практикуют оккультные методики, прикрывая их христианской фразеологией.
Положив в основу своей философии индуистский пантеизм, идеологи движения пришли к выводу о необходимости уничтожить мировые религии, растворив их в некой "универсальной религии".
Либеральный протестантский богослов Джон Хик вполне в духе Е.Блаватской приводил в пример "бахаистский храм в Чикаго, каждый из девяти входов которого носит имя одного из духовных "учителей", в числе которых и Христос.
Все девять приходов ведут к единому, находящемуся в центре, алтарю. Хик использует этот пример как иллюстрацию своего положения о том, что "все дороги ведут к Богу"" (цит. по Д.Маршалл).
Именно такую религию и стремятся создать идеологи "Нью Эйдж" и их приспешники в христианском лагере.

Политический проект неоязычества

"Западные ньюэйджеры рассматривают падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая видится им необходимым условием для глобального торжества идей "Нью Эйдж". Движение создано и контралируется масонством и имеет четкие задачи.
И не случайно они рассматривали Горбачева как человека, выполнявшего планы Иерархии по объединению мира и подготовке прихода "Спасителя". Один из главных идеологов движения Бенджамин Крим считает ООН "временным органом", подготавливающим приход к власти всемирного правительства.
"В каждом номере своей газеты "Имердженс" он трубно возвещает о том, что новый лидер мира будет неким собирательным образом Христа, Которого ждут христиане, еврейского мессии, индуистского Кришны и нового Будды, которого ждут буддисты, а также мусульманского Имама Махди.
Этот великий всемирный лидер, как говорит Крим, будет носить имя"господь Майтрейа", и он провозгласит, и будет персонифицировать век Водолея, Новый век... Согласно пропаганде "Нового века", прежде чем этот век наступит, необходимо уничтожить основного идеологического противника - христианство" (Д.Маршалл. Указ. соч.).
С православной точки зрения, "сегодняшнее "харизматическое" движение, христианская "медитация" и "новое религиозное сознание" (движение "Новый век". - Прим. авт.), частью которого они являются, - все это предвестники религии будущего, религии последнего человечества, религии антихриста, и их главная "духовная" деятельность заключается в том, чтобы ввести в обиход христианства бесовское посвящение, до сих пор ограниченное лишь языческим миром" (иеромонах Серафим [Роуз]).

Причины оккультно-языческого "возрождения"

Отныне новая раса "богоподобных" господ - это те, кто составляет "золотой миллиард" человечества. Индуистская теория перевоплощения (реинкарнации) призвана укрепить представителей "расы господ" в уверенности в том, что они бесконечное количество раз будут воплощаться для жизни в "либерально-капиталистическом раю", а закон кармы позволит им чувствовать себя "свободными индивидами", не связанными никакими нравственными обязанностями по отношению друг к другу.
Что касается тех, кто не вошел в "золотой миллиард", то они обязаны будут работать на своих "богоподобных" господ, потому что у них такая "карма". Мировые же религии, прежде всего Православие и ислам, содержащие в себе ресурс сопротивления Новому мировому порядку, подлежат искоренению.
Их место должна занять эрзац-религия, скроенная по меркам "мирового сообщества".
Чтобы держать колониальные народы в повиновении, им также нужно насаждать идеологию "Нового века". Тогда рабы Нового мирового порядка также будут себя мнить "богоподобными существами", но менее "просветленными" (поэтому и более бедными), чем представители "золотого миллиарда".
Именно такие люди и последуют за антихристом, поскольку увидят в нем "первого среди равных". Те же, кто посмеет бросить вызов "планетарному торжеству либеральных ценностей", подлежат искоренению.
Мы видим, как на наших глазах зарождается религия антихриста. Она является продуктом западной либерально-капиталистической цивилизации с ее культом "расового" превосходства над другими народами, зоологического "индивидуализма" и мистикой "делового успеха".