Религиозная организация «Бабуль Абваб. Значение слова «дербент

Краткая история Дербента

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского языка дословно означает «узел, связь, запор ворот». Мусульмане 1400 лет назад этот город назвали Бабуль Абваб («Врата ворот») – это город с загадочным именем и богатой историей, который по преданию основал Пророк Ибраhим (а.с.).

В исторических книгах как «Дербенд-наме», Гюлистан-и Ирам и т.д. говорится, что по указанию Ангела Джабраила (а.с.) в этом месте построил стену и крепостной вал Искендер Зуль Кьарнайн (Александр Македонский), один край стены Искендера доходил до Черного моря. В народе она и поныне называется Седди Искендер (Александрова преграда). В Коране сказано: «А когда он (Зуль Кьарнайн) дошёл до заката солнца, то увидел, что оно закатывается в источник зловонный и нашёл около него людей. Потом он следовал по пути. А когда дошёл он до восхода солнца, то нашёл, что оно восходит над людьми, для которых мы не сделали от него никакой завесы. Они сказали: «О, Зуль Карнайн, ведь Йаджудж и Маджудж распространяют нечестие на земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ими преграду?». Он сказал: «То, в чём укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне кусков железа». А когда он сравнял между двумя склонами, сказал: «Раздувайте!». А когда он превратил его в огонь, сказал: «Принесите мне, я вылью на это раскалённый металл». И не могли они взобраться на это (преграду) и не могли пробить в ней отверстие». 83-97

Воздвигнутой преградой является Дербендская стена, на которую было употреблено много железа. Дербент и теперь еще называется Демир-Капу (Железные ворота). Два противостоящие предмета есть Каспийское море и горы, или же два моря - Каспийское и Черное.

Судьба этого города необычна и удивительна: возникнув в глубокой древности, он просуществовал до наших дней, сохранив свой древний облик несмотря на бесчисленные штурмы и разрушения, свое название - хотя каждый народ именовал эти «ворота» по-своему (только в письменных источниках их зафиксировано более двадцати), свою самобытную культуру - хотя здесь соприкасались и трансформировались культуры многих эпох и народов.

Трудно найти другой такой город, который бы знал столько нашествий и бурных исторических событий, столько раз служил яблоком раздора и ареной кровопролитной борьбы, переходил из рук в руки, попадал под власть завоевателей и вновь добивался независимости, переживал подъемы и упадки, расцветы и запустения. На него претендовал Рим и Парфия, Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, Сельджукское государство и Золотая Орда, держава Сефевидов и султанская Турция.

Бабуль Абваб являлся центром мусульманской культуры и важнейшим военно-стратегическим пунктом Халифата на его северных границах. Бабуль Абваб мощью своих стен надежно запирал узкий Дербентский проход, защищая страну от набегов хазар, алан и других неверующих. Он был также известен как один из самых важных морских портов Каспия и крупнейший суфийский центр. В этом городе во все времена царила вера и любовь среди народов.

Очень много описаний и сказаний о приходе религии ислам в город Бабуль Абваб.

Историк Ибн-Кесир в «Истории начала и конца» пишет, что проникновение ислама в Дагестанские окраины началось по одному рассказу в правление "Умара Ибн Хаттаба (р.а.) в 643 году или же в 22 году по хиджре, а по другому рассказу в правление "Усмана Ибн Аффана (р.а.) в 32 году по хиджре.

В «Дербенд-наме» сказано, что многие приближённые Пророка Мухаммада (с.а.в.) слышали от него, что Бабуль Абваб благословенная и святая земля и от сохранения которого зависит спокойствие всего юга, и что тот, кто только подвизается для его защиты, тот приобретает благословение Всевышнего.

Также в исторических книгах передаются следующие два хадиса, которые впрочем согласно условиям науки по хадисам не являются достоверными, т.к. этих хадисов нет в признанных и авторитетных источниках, поэтому нельзя быть уверенным что эти слова принадлежат Пророку (с.а.в.с.).

От Анаса Бин Малика передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется для вас скрытое, откроется город, название ему Бабуль Абваб, кто проживёт там 40 дней и 40 ночей, простит Аллаh его грехи прежние, и если он умрёт в этом городе, как будто бы умрёт на Вратах Рая, и прибывание там лучше, чем постоянное поломничество».

От Ибн "Аббаса р.а. передается, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Откроется из моей уммы город страны Хазар, название ему Бабуль Абваб, находится этот город между большими стенами, план которого начертил ангел Джибриль, а основу крепости положил Зулькьарнайн.

В хадисе, из книги Имама Рафи’и "Файдуль кьадир" передаётся, что Пророк (с.а.в) сказал: «Делайте газават на Кьазвин (Дагестан), поистине это из самых высоких Ворот Рая».

В комментарии к хадису Имам Рафи"и (р.) пишет, что поистине это место баракатное и святое и оно в ахирате станет самым достойным местом в Раю, оно не достойно быть местом для неверных".

В соответствии с этим преданием в 41 году хиджры (664) Салман ибн Раби"а ал-Бахили (р.а.), из числа приближенных Пророка (с.а.в.), с 4000 отборного войска двинулся К Дербенту, которым в то время владели хазары, намереваясь осуществить джихад. Пять дней продолжалось сражение без перевеса ни в ту, ни в другую сторону; на шестой день предводитель хазар объявил войску, что если кто-либо из них возвратится из битвы без успеха, то он сам убьет его. Со своей стороны мусульмане тоже решились умереть на месте. Салман ибн Раби"а (р.а.) с сорока воинами, обрекшими себя на смерть, бросился вперед. Завязалась упорнейшая битва и несколько десятков тысяч хазаров погибло, но и Салман ибн Раби"а со своими 40 товарищами, обрекшимися на смерть, пали на месте. Могилы их, называющиеся Кырхляр (Сорок мучеников) находятся к северу от Дербента и теперь являются местом поломничества верующих.

После этих событий в Дагестан прибыл Шейх Абу –Муслим (р.а.), правнук Пророка Мухаммада (с.а.в.), который распространил религию ислам в Дагестане. Когда Абу- Муслим укрепился в Дагестане, он построил десять мечетей в разных уголках Южного Дагестана.

Возрождение

Начало создания религиозной организации «Бабуль Абваб» в первую очередь связано с именем уважаемого шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики.

Уже в 1992 году устаз с помощью ректора исламского института имени имама Шафии шейха Муртузали-Хаджи Карачаева добился открытия филиала в селе Хурик. В первые годы после открытия института учителя и ученики испытали немало трудностей: тесноту, отсутствие приспособленных помещений, нехватку учебников и др. В последующие годы для института, ученики Шейха с омовением и зикром, построили более благоустроенное здание, его обеспечили всем необходимым для ведения учебного процесса. Конечно, для всего этого потребовалось немало усилий и средств.

Ещё перед созданием организации «Бабуль Абваб» сопровождалось много трудностей, и первая попытка была сделана в городе Дербент, где в 1996 году администрация выделила помещение около северной автостанции и городского рынка для проведения исламских занятий. Это была первая попытка создать исламский цент в городе и во всём Южном Дагестане и вернуть общество к вере и исламским ценностям, которые потеряли во времена коммунистического режима. В 1997 году выделили участок для строительства мечети, где в том же году и начали его строительство. Мечеть назвали в честь старого названия города Дербент «Бабуль Абваб» и на этом же самом месте учредил общественно-религиозную организацию «Бабуль Абваб». В строительстве участвовали в основном мюриды Шейха Сиражутдин Эфенди аль-Хурики, которые одновременно с учёбой строили мечеть.

В результате строительства исламского центра выросли специалисты многих профессий, такие как учителя арабского и исламских наук, жестянщики, столяры, сварщики, штукатурщики, шпаклевщики, каменщики, электрики и т.д. В 1998 году была официально создана религиозная организация «Бабуль Абваб». В 1999 году при мечети «Бабуль Абваб» открыли филиал Исламского Университета Республики Дагестан им. Имама Шафии. И на основании этого филиала в 2007 году открыли самостоятельное исламское заведение, первый в Южном Дагестане Исламский Университет им. Абдулла Эфенди.

Здание университета каждый раз при необходимости расширяется и возводится дополнительный этаж. Все работы здесь совершаются при участии учителей, учеников и добровольцев со стороны, которые приходили помочь ради Аллаха. Вся эта помощь, оказывалась, из-за уважения к устазу Сиражудин Эфенди аль-Хурики, желания помочь ему в его благородных устремлениях. Все работы контролировал сам шейх Сиражудин Эфенди аль-Хурики.

На сегодняшний день - это центр, в который входят мечеть для богослужения, вместимостью до 1200 человек, исламский университет, с компьютерным классом и медресе. В университете учатся более 150 учеников и учениц на очном, заочном и индивидуальном обучении, с трёхразовым бесплатным питанием и общежитием для приезжих. Имеются цеха – столярный, жестяной, авторемонтно – сварочный, швейный, автомойка, для получения студентами, кроме религиозного образования ещё, и средне – специального, с получением прикладной профессии. На территории большой актовый зал, для проведения конференций, собраний, встреч и свадеб, а также спортзал, где работают секции по дзюдо, вольной борьбе и боксу.

Те, кто учились и работали в этом центре, теперь являются председателями имамов районов Южного Дагестана, обычными имамами и муэдзинами мечетей в селениях и городах Южного Дагестана.

К мастерам, которые живут в организации часто приходят люди со своими заказами. В свободное от строительства время они помогают населению. Для одиноких есть общежитие, здесь организовано и питание.

С помощью этой организации многие люди обрели истинную веру и заняли достойное место в обществе. Мечеть и организация при ней помогают обездоленным найти своё место в обществе, заботятся о сиротах, одиноких, беспомощных стариках. Повседневное её функционирование демонстрирует единственно верный путь преодоления отрицательных тенденций в развитии общества

Организация занимается и вопросами обеспечения учителей и специалистов исламского центра, жильём. Раньше за зданием организации был пустырь, где располагались гаражи. Теперь эта территория в распоряжении организации. Гаражи были куплены семейными студентами университета и на месте гаражей строили дома для проживания рядом с организацией. В настоящее время в наших домах проживают более тридцати семей.

Религиозная организация делает большой вклад в общественной жизни для сохранения межконфессионального и межнационального мира и согласия в Республике Дагестан, и этим служит укреплению государства, а также укреплению веры в нашего Создателя. За эти старания община мусульман «Бабуль Абваб» была многократно награждена благодарственными грамотами.

Организация «Бабуль – Абваб», созданная для формирования и воспитания человеческой души, для нравственно - духовного воспитания молодежи, как мы видим, на сегодняшний день оберегает, приумножает и сохраняет традиционный ислам. Удовлетворяет духовные потребности каждого человека, укрепляет культурно – нравственные устои всего общества, приобщая те новые, молодые кадры к участию во всех общественных и культурных мероприятиях организованных государственными, общественными и религиозными организациями нашей многоконфессиональной страны, и которая на сегодняшний день стала кузницей по подготовке духовных кадров традиционного ислама для всего Дагестана.

Также в университете уделяется большое внимание обучению и формированию вопроса отношения мужа и жены в семье, воспитания и поведения верующего человека во всех слоях общества и с представителями различных конфессий, а также разъяснению норм шариата на современном этапе развития нашего общества.

Организацией с 2005 г. выпускается ежемесячная газета «Ислам в Южном Дагестане», которая дополняет ту большую работу формирования и развития духовного человека в наше непростое время.

С 2011 г. начала выходить общественно – духовная газета « НАСЛЕДИЕ», цель которой показать совместную работу религиозных организаций, исламских и светских учебных заведений, общественных и молодежных организаций, советов имамов и глав администраций.

Студенты университета активно участвуют и в дискуссиях во всемирной информационной сети – интернет. Официальные свои два сайта, личные блоги и регистрация в социальных сайтах - и это только начало.

При центре, также открыта и туристическая фирма «Дербент – Тур», которая занимается вопросами хаджа, религиозного туризма и халял туров.

В университете обучаются студенты с районов и городов Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Северного Азербайджана, и с разных регионов России.

Начиная с 1999 года каждый год, ради объединения мусульман, ради распространения традиционного ислама, как религии мира, добра и для укрепления гражданского согласия в республике, исламский просветительский центр «Бабуль Абваб», в день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, проводит всереспубликанский мавлид, куда приезжают гости со всей России, ближнего и дальнего зарубежья.

Духовным наставником мусульман шейхом Сиражудин Эфенди аль Хурики и его школой отреставрированы и восстановлены десятки старых разрушенных мечетей и построены много новых мечетей в разных уголках Южного Дагестана. Устаз всегда был в курсе того, как идут дела на стройках новых мечетей, как ремонтируются старые, постоянно лично посещал объекты, следил за работой мастеров, знал, на каком объекте возникала нужда в стройматериалах, где нужен цемент, где не хватает досок, где исчерпаны запасы песка. И он поспевал обеспечить необходимыми материалами все стройки.

Прочитайте отрывок из исторического труда и укажите имя его автора.

«Всех рабов скифы ослепляют ради молока, которое они пьют. <…> Как только надоят молока, его разливают в деревянные сосуды и, разместив вокруг сосудов слепых, взбивают молоко. Ту часть молока, которая поднимается наверх, снимают черпаком. Её считают более ценной, а молоко, осевшее вниз, считают худшим. Ради этого скифы ослепляют любого, кого возьмут в плен. Они ведь не земледельцы, а кочевники».

  1. Нестор
  2. Геродот
  3. Константин Багрянородный
  4. Плиний Старший

Задание 2

Прочитайте отрывок из работы современных историков. Укажите название города, пропущенное в тексте.

«С появлением в конце VI в. многочисленных воинственных гуннов, подчинивших себе другие племена кочевников, грабительские набеги участились. В V в. Иран начал строить на Восточном Кавказе и в Дагестане оборонительные сооружения. В VI в. в узком проходе между горами и Каспийским морем была сооружена огромная каменная оборонительная система. Она включала в себя город, названный ___________ (в переводе с персидского «узел ворот»), и укреплённую линию из стен и башен».

  1. Дербент
  2. Сарай
  3. Херсонес
  4. Искоростень

Задание 3

Прочитайте отрывок из летописной повести и укажите имя князя, о котором рассказывает летописец.

«И, соединившись со всеми князьями русскими и со всеми силами, вскоре выступил против них из Москвы, чтобы защитить свою отчину. И пришел в Коломну, собрал воинов своих сто тысяч и сто, помимо князей и воевод местных. От начала мира не бывало такой силы русской ‒ князей русских, как при этом князе. А всех сил и всех ратей числом в полтораста тысяч или двести. К тому же еще подоспели в тот ратный час издалека великие князья Ольгердовичи поклониться и послужить: князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его ‒ князь Дмитрий Брянский со всеми своими мужами».

  1. Юрий Данилович
  2. Иван Калита
  3. Дмитрий Донской
  4. Василий III

Ответ:

1 2 3
2 1 3

По 2 балла за каждый верный ответ на задания 1–3.

Всего за задания 6 баллов.

В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.

Ответы внесите в таблицу.

Задание 4

Какие из государств располагались на Пиренейском полуострове?

  1. Эдесса
  2. Кастилия
  3. Арагон
  4. Моравия
  5. Антиохия
  6. Наварра

Задание 5

Какие из исторических деятелей были современниками Ивана Калиты?

  1. Михаил Тверской
  2. Юрий Долгорукий
  3. Евпатий Коловрат
  4. Андрей Боголюбский
  5. Узбек
  6. Юрий Данилович

Задание 6

Какие из городов существовали в эпоху Древнерусского государства?

  1. Архангельск
  2. Псков
  3. Чернигов
  4. Тобольск
  5. Нижний Новгород
  6. Ладога

Ответ:

4 5 6
236 156 236

3 балла за каждый полностью верный ответ; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Всего за задания 9 баллов.

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

7.1. Святополк Окаянный, Борис Ростовский, Ярослав Мудрый, Глеб Муромский.

7.2. Апсида, неф, закомара, купол.

Ответ:

7.1. Участники усобицы после смерти Владимира Святославича.

7.2. Элементы древнерусского храма.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

8.1. Нерон, Перикл, Траян, Диоклетиан.

8.2. 1368 г., 1370 г., 1372 г., 1389 г.

Ответ:

8.1. Древнеримские императоры. Лишнее имя: Перикл – древнегреческий исторический деятель.

8.2. Даты походов князя Ольгерда на Москву. Лишняя дата: 1389 г. – год смерти Дмитрия Донского.

По 3 балла за каждый верный ответ.

Всего за задание 6 баллов.

Задание 9

Расположите события в хронологической последовательности.

  • А) женитьба Ивана III на Софье Палеолог
  • Б) провозглашение Карла Великого императором
  • В) первая религиозная реформа князя Владимира
  • Г) начало войны Алой и Белой розы в Англии
  • Д) первое упоминание о Москве в летописи
  • Е) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

Ответ:

Б В Д Г А Е

4 балла за полностью верную последовательность. 1 балл за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Всего за задание 4 балла.

Задание 10

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите рядом с соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

Ислам – одна из мировых религий. Он зародился в (1) в. среди (2 – название) племен, населявших (3 – название) полуостров. Главным занятием жителей полуострова было (4) .

Жители полуострова верили во многих богов. В центральной части города (5) стояло святилище (6) – прямоугольное здание, в один из углов которого был вмонтирован чёрный камень – оплавившийся метеорит, считавшийся волшебным посланием людям с небес.

Основатель ислама (7 – имя) родился в 570 г. в знатной семье. Когда ему исполнилось 40 лет, он обратился к соплеменникам с проповедью новой религии. Он говорил о едином (8) – творце мира и господине Судного дня. В дальнейшем его проповеди стали основой (9) – главной книги всех мусульман (т. е. сторонников ислама).

Поначалу его речи многими были встречены враждебно, и в 622 году он был вынужден бежать в (10) . Но постепенно новая религия привлекала всё больше последователей.

Ответ:

По 1 баллу за каждую верную вставку.

Всего за задание 10 баллов.

Задание 11

Рассмотрите план города и выполните задания.

11.1. Напишите название города, показанного на плане. Укажите имя легендарного основателя города, чьё имя он получил.

11.2. В какой части города, отмеченной на плане, жили купцы и ремесленники?

11.3. Укажите название обозначенного на плане города храма, который был первым каменным храмом на территории Древнерусского государства.

11.4. Назовите имя одного из легендарных братьев, в честь которого названа часть города, обозначенная на плане.

11.5. Название какой из обозначенных на плане церквей связано с первым известным нам фактом канонизации в истории России?

11.6. Расположите части города, названные по именам князей, в хронологической последовательности их возникновения.

Ответ:

11.1. Киев. Кий. (По 1 баллу за каждый из элементов.) Всего 2 балла.

11.2. Подол (2 балла).

11.3. Десятинная церковь (2 балла).

11.4. Щек (2 балла).

11.5. Церковь Бориса и Глеба (2 балла).

11.6. Город Владимира, город Ярослава, город Изяслава-Святополка. (По 1 баллу за каждый из элементов). Всего 3 балла.

Всего за задание 13 баллов.

Задание 12

Перед Вами изображения знаменитых памятников архитектуры и список событий. Заполните таблицу: во вторую колонку таблицы запишите название изображённого архитектурного памятника, в третью колонку таблицы запишите название государства, в котором соответствующий памятник был сооружён, в четвёртую – цифровое обозначение события, относящегося к истории этого государства. Обратите внимание на то, что в списке представлены лишние события.

Ниже приводятся отрывки из исторических источников, повествующих о двух известных исторических событиях или непосредственно связанных с ними. Определите, о каких событиях в них идёт речь. Укажите год(-ы), когда произошло каждое из событий, и конфликтующие стороны. Назовите победившую сторону в каждом указанном Вами конфликте. Ответ внесите в таблицу.

А. «Так была взята крепость Галата, и Константинопольская гавань захвачена силой. Ратники войска были этим сильно ободрены и от души благодарили Господа, а жители города были сильно расстроены. И тогда в войске держали совет, чтобы решить, что им делать дальше: напасть ли на город с моря или с суши. Венецианцы горячо ратовали за то, чтобы установить на нефах лестницы и чтобы весь приступ производить с моря. Французы же говорили, что они не умеют воевать на море так хорошо, как венецианцы, зато, когда у них есть кони и они имеют при себе свое оружие, им сподручнее сражаться на суше. Конец совета был таков, что венецианцы пойдут на приступ с моря, а бароны и прочие ратники ‒ с суши».

Б. «Император Алексей возвратился в город, а те, кто находился в войске, отправились в свой лагерь, и они скинули оружие и снаряжение, усталые и утомленные; а потом они подкрепились немного. <…> Этой самой ночью император Алексей взял из своей сокровищницы столько, сколько мог унести, и увел с собой тех из своих людей, которые захотели уйти оттуда; так он бежал и покинул город».

А. «И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо»”. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу».

Б. «Проявили себя здесь шесть храбрых мужей.

Первый ‒ по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий ‒ Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый ‒ новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый ‒ из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.

Шестой ‒ из слуг князя, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался».

Ответ:

По 2 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание 16 баллов.

Максимум за работу 85 баллов.

Современное название – Дербент происходит от персидского названия города- крепости Дорбанд, что означает “дар” – ворота, “банд” –узел, запор на воротах. Известно более 20 названий города в древних языках, исторических памятниках, но почти все названия включают слова “ворота”, “затвор”, “дверь ”. и это не случайно. Вытроенный в самом узком месте прохода между скалами и морем, город-крепость, с мощными фортификационными сооружениями, стенами и башнями, массивными железными воротами был высшим для своего времени достижением военно-инженерного искусства. Археологические раскопками показали, что в районе цитадели “Нарын-Кала” в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. находилось древнее поселение площадью в 14-15 га. Вполне возможно, что возраст 5 тыс. лет для города не предел.


Это один из древнейших городов мира. Дербент в переводе с персидского означает Узел ворот . В истории и этнокультурной жизни как Дагестана, так и стран Востока ему принадлежит особенно важная роль. Археологические изыскания развеяли миф о великих чужеземных основателях города, убедительно доказав, что мощный опорный пункт, воздвигнутый здесь в VIII-VI вв. до н.э., был основан местными племенами.


Крупнейшие древние государства вели непрерывную борьбу за обладание Дербентом и, учитывая его важное военное и экономическое значение, рассматривали город как форпост для завоевания Кавказа. От того, какой из стран и на какое время удавалось завладеть им, зависели характер и масштабы миграции. Каждая из противоборствовавших в прошлом стран, пыталась закрепиться в городе не только в военном, но и в этническом отношении: заселяла в нем и примыкающих к нему территориях своих соплеменников. Так, в правление Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) были построены мощные и уникальные по своей архитектуре оборонительные сооружения, закрывавшие узкий дербентский проход от вторжения воинственных кочевников с Севера, и поселены стражники из разных областей Ирана.


В период арабских завоеваний (VIII-XI вв.), учитывая особую важность Дербента как стратегического и торгово-перевалочного пункта халифы учредили в нем подобие вольного города, во главе которого стоял совет эмиров или рейсов" . В этническом отношении население города состояло из местных аборигенных этносов, представителей ирано- и тюрко- язычных племен, а также контингента арабских войск, численность которого, в зависимости от конкретной военно-политической обстановки, менялась. Часть арабов осела и в окрестностях Дербента. Известно, что во второй половине VIII в. южнее города было построено несколько укреплений, куда «из Сирии, Месопотамии, Мосульского округа переселилось семь тысяч мусульманских семей. Арабы в течение долгого времени сохраняли здесь этническую обособленность и были полностью ассимилированы местным населением лишь к XIX в.


В средневековый Дербент попадали и русы. Отдельные группы русов оседали в городах Прикаспия , сливаясь с их торгово-ремесленным населением, или вступали в ряды воинов-наемников. Так началось проникновение на территорию Северного Кавказа сведений о славянских землях, древнерусской культуры и славянского языка . Интенсивные торгово-экономические и культурные связи Дербента с различными районами Кавказа, Юго-Восточной Европы, Передней Азии продолжались и в последующий


В XIII-XIV вв. Дербент был захвачен монголо-татарами . Сведения письменных источников об этом промежутке времени касаются большей частью военно-политических событий и торгово-экономического состояния города. Однако можно полагать, что до начала XVI в. этнический состав населения города не подвергался значительным изменениям. В начале XVI столетия город попадает под власть Сефевидов , а в конце XVI в. его завоевывают турки-османы. В начале следующего века Дербент вновь попадает в руки сефевидов, а со второй половины этого же столетия до начала XVIII в. им правят персидские наемники. Сефевиды также вели активную переселенческую политику. Сотни семей (в основном тюркоязычных) из Тебриза и других провинций Персии обрели в Дербенте новое место жительства. К этому времени относится переход части населения, исповедовавшего суннизм, к шиизму В тот же период Русское государство, завоевав Казанское и Астраханское ханства , начало реализовывать свои политические и экономические интересы в прикаспийской области. В Дербент периодически стали прибывать русские посольства, в городе проживали и русские купцы.


В августе 1722 г. Дербент без боя был взят Петром I, а в следующем году Персия по Петербургскому договору уступила Российской империи Дербент, Баку, провинции Гилян, Мазендаран и Астрабад . Петр I разместил в Дербенте русский воинский гарнизон. По его же поощрению для активизации торговли в город переселялись армяне.


В 1735 г. Россия вынуждена была отвести свои войска из прикаспийских областей. Дербент был захвачен Надир-шахом , но ненадолго. Потеряв половину войска в горах Дагестана, он бежал. В 1747 г. образовалось самостоятельное Дербентское ханство. В 1796 г., а затем уже окончательно в 1806 г. Дербент попадает под владычество России . Царские власти всячески поощряли приток в город русского населения. Между тем интересы нерусских национальностей ущемлялись. Для того чтобы горским евреям из близлежащих сел переселиться в Дербент, требовалось иметь в городе недвижимость и получить разрешение от полиции и разрешение на заселение


Дербент - типичный восточный город со своими образом жизни, стандартами и стереотипами поведения. В стиле жизни горожан, особенно тех, кто живет в магалах, легко обнаруживаются сложившиеся веками традиции восточных городов, таких, например, как Баку, Тебриз, Стамбул . Характерная особенность Дербента - дружелюбие горожан и толерантность в межэтнических отношениях . Расположение Дербента в важнейшей для экономики Дагестана и России зоне, куда стекаются как республиканские, так и международные (Азербайджан, Иран) торгово-транспортные потоки, равно как и уже сложившаяся производственная инфраструктура (переработка овощей и фруктов, производство вин, коньяков, ковровая промышленность), - все это наряду с наличием древнейшего историко-архитектурного комплекса Нарын-Кала и созданного в советское время обширного туристического комплекса определяет перспективы для возрождения.

Дербент, а точнее Дарбанд, что в переводе с персидского дословно означает «узел, связь, запор ворот», находится на узкой полоске суши между Каспийским морем и предгорьем Кавказа. На этот город, лежавший на перекрестке мировых путей и цивилизаций, претендовали Рим и Парфия, Сасанидский Иран и Византия, Арабский халифат и Хазарский каганат, государство Сельджуков и Золотая Орда, сефевидские шахи и турецкие султаны, российские императоры.

Дербент известен как один из крупнейших памятников мировой фортификации, оборонительные сооружения которого, возведенные почти 1500 лет назад, до сих пор поражают своим величием и мощью. С XI века с ними стала отождествляться упоминаемая в Коране легендарная стена, возведенная Искендером Зуллькарнайном (Александром Македонским) против мифических племен Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог). В VIII–XIII веках н.э. это был известный на всем мусульманском Востоке центр культуры, ремесла, торговли, крупнейший на Кавказе средневековый город.

До недавнего времени не утихали споры о том, сколько же лет Дербенту на самом деле. Одни придерживались версии, что ему 2000 лет, другие – 5000 лет. Этот вопрос неоднократно рассматривался в Историко-филологическом отделении РАН, изучался специальными комиссиями Института археологии РАН и Института востоковедения РАН.

Основанием для гипотезы о 5000-летии послужило открытие археологами на дербентском холме поселения раннебронзового века. Среди разнообразных находок были представлены орудия труда и предметы быта: каменный топор-молот, очажная подставка, кремневый вкладыш серпа, каменные зернотерки, хозяйственная и столовая керамика, характерные для куро-аракской культуры, распространенной в конце IV – середине III тысячелетия до н.э. не только на территории Дагестана, но и в Закавказье, прилегающих областях Переднего Востока.

Тем не менее немалочисленные древние артефакты все же не позволяют считать, что Дербент – город с 5000-летней историей. Вердикт ученых – Дербенту 2000 лет. Да, 5000 лет назад в пределах современного города непродолжительное время существовало небольшое древнее поселение, но только спустя почти 3000 лет здесь возник и непрерывно развивается город, известный нам под именем Дербент. В основе определения возраста того или иного населенного пункта лежит принцип исторической хронологической непрерывности развития.

Именно по этой же причине нельзя считать Москву, на территории которой известны поселения бронзового и раннего железного века, городом, возраст которого насчитывает несколько тысяч лет. Кстати, свое имя Дербент получил только в конце 560-х годов, когда здесь в правление знаменитого шаха Хосрова Ануширвана из династии Сасанидов был возведен фактически новый город.

Одним из важных направлений археологических исследований Дербента является изучение религиозных воззрений его жителей. Древние языческие верования горожан отражают открытые археологами погребальные комплексы I–IV веков. На разных этапах развития в город проникли и определенное время сосуществовали четыре религии: зороастризм, христианство, ислам и иудаизм. Последние три исповедуются в Дербенте и сейчас. Геополитическое положение Дербента, его важная роль в системе средневековых международных торговых связей обусловили развитие здесь принципов религиозной и национальной толерантности.

Известно, что до 552 года в Дербенте располагалась резиденция католикоса Кавказской Албании – древнего государства на территории современных Азербайджана и Дагестана. Существует мнение, что одна из древнейших действующих мечетей мира – Джума-мечеть в Дербенте – была перестроена из христианской базилики в начале 730-х годов во время наместничества брата халифа Хишама, арабского полководца Марвана б. Мухаммада. Замечу, что среди строителей знаменитых укреплений Дербента VI века, очевидно, было немало христиан и последователей Заратуштры, которые удостоверили свое участие в этой «стройке века» – на оборонительных стенах сохранились многочисленные вырезанные знаки, в том числе в форме христианских крестов и зороастрийских символов.

В последние годы в Дербенте выявлены и исследованы уникальный зороастрийский скальный погребальный комплекс, средневековые мусульманские культовые памятники, которые характеризуют религиозно-идеологическую жизнь города.

Среди значимых археологических работ последнего сезона надо отметить раскопки землянки Петра I, в которой первый российский император останавливался во время своего Персидского похода в 1722 году. По свидетельствам историков, императоры Александр III и Николай II по приезде в Дербент первым делом посещали именно это место. Николай, приехав в город на поезде, шел с вокзала пешком до хижины великого царя-реформатора. Это достопамятное место в XIX – начале ХХ века посещали великие князья, многие известные личности, в том числе Александр Дюма-старший.

Позднее этот мемориальный памятник постигла непростая судьба. В советскую эпоху монументальное колонное здание, возведенное в 1862 году над землянкой императора, было приспособлено под хозяйственные нужды, потом стало жилым домом и только в 2014 году появилась возможность проведения здесь реставрационных работ и археологических изысканий. Сегодня музейный комплекс «Домик Петра I» в Дербенте, торжественно открытый 23 июля, принимает многочисленных посетителей.

Дербент постепенно раскрывает свои тайны пытливому исследователю. Все глубже и глубже мы погружаемся в исторические пласты древнего города, и кто знает, что нас ждет впереди. Возможно, история древнего Дербента, этих ворот Кавказа, поможет нам лучше понять нашу страну, самих себя.

К:Википедия:Страницы на КУЛ (тип: не указан) Координаты : 42°03′10″ с. ш. 48°16′30″ в. д.  /  42.05278° с. ш. 48.27500° в. д.  / 42.05278; 48.27500 (G) (Я)

Дербентская крепость - часть грандиозной оборонительной системы, защищавшей народы Закавказья и Передней Азии от нашествий кочевников с севера. Система включала в себя городские стены, цитадель (см. Нарын-кала), морские стены и Горную стену Даг-бары.

Первое упоминание Каспийских ворот - наиболее древнего названия Дербента - относится к VI в. до н. э., его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский (VI в. до н. э.).

Напишите отзыв о статье "Дербентская крепость"

Примечания

Ссылки

  • www.archaeology.ru/Download/Artamonov/Artamonov_1946_Drevny_Derbent.pdf

Отрывок, характеризующий Дербентская крепость

Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.