Что означает фашизм. Фашист - это кто такой? Значение слова и идеология фашистов

Где возник фашизм, одна из главных идеологий периода второй Мировой войны, Вы узнаете из этой статьи.

Где появился фашизм?

Слово фашизм сегодня у многих ассоциируется с Германией Второй мировой войны и Гитлером. Однако данная идеология и движение зародилась в Италии . Сам термин «фашизм» имеет итальянские корни. Он образован от итальянского «fascio», что обозначает союз.

является основоположником фашизма. В свое время он возглавлял Национальную фашистскую партию и занимал должность премьер-министра Италии в период с 1922 по 1943 года.

Именно поэтому Италия это та страна, где фашизм и его режим установились раньше всего. Этому способствовали некоторые моменты. Дело в том, что после окончания Первой Мировой войны Италию охватила волна глубоких общественных потрясений, которые завершились только в 1922 году, с момента прихода к власти фашизма с тоталитарной формой правления. Италия стала первой страной, где начали создаваться специализированные отряды для активной борьбы с коммунистами и преступностью. Бойца из подобного отряда называли фашистом, а само движение – фашизмом.

Итальянский фашизм был прочно связан с идеей войны и захвата власти с ее удержанием в сильных руках правителя. Бенито Муссолини понимал, что он не сможет самостоятельно создать грозную и сильную империю без союза с Германией, которая быстро восстанавливалась после Первой Мировой. Поэтому он пошел с ней на сближение, результатом которого стал военно-политический союз двух государств – Италии и Германии.

В области идеологии фашизм в Италии проявил особую активность. В сознание масс населения стремительно внедрялась собственная система ценностей – это культ силы, войны и безрассудного повиновения. Даже духовная жизнь страны поддавалась тотальному контролю властей. В целом деятельность фашистского режима являла собой служение сильной идее нации и национального величия. В этих целях было разработано корпоративную доктрину. Где утверждалось, что нация как политическое и моральное, реализует себя только в фашистском государстве, которое в свою очередь обеспечит сотрудничество разных классов «производителей» (то есть рабочих и капиталистов) «во имя общих национальных интересов».

Итальянскую нацию провозгласили прямой наследницей Древнего Рима, его имперских традиций и военного могущества. В 30-х годах итальянцев объявили арийской расой, и началась активная пропаганда расизма. Даже были изданы в 1938 году так именуемые расовые законы, которые закрыли другим национальностям доступ в научные учреждения.

итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – одна из форм реакц. антидемократич. бурж. движений и режимов, характерных для эпохи общего кризиса капитализма. Ф. у власти – "...это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала" (Программа КПСС, 1961, с. 53). Особенностью Ф., по сравнению с режимами воен. диктатуры, личной власти, бонапартизма и др., является осуществление насилия над массами через всеобъемлющую гос.-политич. машину, включающую систему массовых орг-ций и разветвленный аппарат идеологич. воздействия, дополняемых системой массового террора. Ф. широко использует псевдореволюционные и псевдосоциалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия. Появление Ф. на политич. арене – результат кризиса социально-экономич., политич. и культурного развития бурж. общества, страха правящей буржуазии перед натиском революц. социализма. Ф. "...усиливает свою активность в момент обострения кризиса империализма, когда возрастает стремление реакции применять методы грубого подавления демократических и революционных сил" (Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 322). Неравномерность темпов и форм развития этого кризиса, упадок или неразвитость демократически-парламентских форм политич. жизни, противоречия между степенью идеологич. организованности и уровнем культуры масс, "новейшие" средства мобилизации старых массовых предрассудков – характерные элементы почвы, на к-рой растет Ф. Не случайно Ф. утвердился в условиях наибольшей остроты указанных противоречий, благоприятных для вовлечения сравнительно широких слоев гл. обр. мелкобурж. населения в политич. акции в качестве "толпы". При всем известном истории или возможном многообразии фашистских движений (отличающихся друг от друга различными вариантами сочетания военной и парт. диктатуры, террористич. и идеологич. принуждения, национализма и этатизма и т.д.) общим условием их формирования является кризис демократич. форм бурж. гос-ва при отсутствии или же недостаточности иных эффективных форм регулирования социальных отношений. Свойственная всей эпохе монополистич. капитализма, отмечавшаяся Лениным тенденция к ликвидации или выхолащиванию демократии составляет необходимое условие, при к-ром развивается и идет к власти Ф., к-рый "...начинает с оголтелого антикоммунизма, чтобы, изолировав и разгромив партии рабочего класса, раздробить силы пролетариата и бить их по частям, а затем покончить со всеми другими демократическими партиями и организациями, сделать народ слепым орудием политики капиталистических монополий" (Программа КПСС, 1961, с. 53). Формы Ф. зависят от целого ряда специфических для каждой страны обстоятельств: обострения классовых конфликтов при неспособности бурж. гос-ва воздействовать на них, кризиса бурж. парламентского строя в условиях раскола или деполитизации рабочего класса, значимости националистич. и реваншистских факторов в идеологич. атмосфере подготовки мировой войны. В Зап. Европе (Германия, Италия) фашистские движения возникали как форма реакции на угрозу социалистич. революции; в Лат. Америке неоднократно складывались близкие к Ф. политич. режимы; в нек-рых странах Азии и Африки возникают известные условия для паразитирования антидемо-кратических, в т.ч. и фашистских, форм на нац. движениях и лозунгах. Неверно, однако, было бы видеть в Ф. неизбежную стадию социально-политич. развития совр. капитализма. Его господство оказалось возможным лишь в нек-рых странах и в определ. период, хотя присущие Ф. методы массового политич. и идеологич. насилия получили широкое распространение. Установление Ф. свидетельствует как о слабостях рабочего и демократич. движения, так и о неспособности господств, класса – буржуазии – удерживать свою власть демократич. парламентскими методами. Фашистские режимы соединяют политич. насилие над массами с чрезвычайно интенсивным и д е о л о г и ч е с к и м принуждением. Используя и подогревая исторически сложившиеся предрассудки масс, Ф. навязывает массовому сознанию свои идеологич. стереотипы (расизм, шовинизм, милитаризм, культ силы и т.д.), стремится заново создать или возродить активную систему идейного и ритуального принуждения. Ф. нарочито отказывается от претензий на "научность" своей идейной опоры, резко разграничивая (не только в пропаганде, но и на практике) систему "полезных" (для гос-ва, нации) знаний и убеждений от "разлагающего объективизма" науч. мышления, пригодного лишь для служебных целей. "Мировоззрение не имеет ничего общего со знанием, – утверждал Геббельс. – Чем больше обо всем знаний, тем – как это часто бывает – меньше решимость выступить в пользу определенного мировоззрения. Мировоззрение – это специфический взгляд на мир, предпосылкой его является подход к событиям под одним и тем же углом зрения". По такому же образцу строились рассуждения идеологов итал. фашизма Дж. Джентиле или А. Рокко о вреде "интеллектуализма" для Ф., к-рый опирается на "действие и чувство"; аналогичными суждениями обосновывал свое недоверие к "интеллигентам и интеллигентности" и Гитлер ("человек может умирать лишь за ту идею, которой он не понимает" – цит. по кн.: Adornо Т. [а. о.], The autoritarian personality, N. Y., 1950, p. 733). Один из стандартных тезисов фашистских теоретиков состоял в том, что Ф. "не нуждается в доказательствах", поскольку он подтверждается лишь собств. практикой и тем противостоит либеральным или социалистич. учениям, ищущим своего обоснования в теоретич. подходах к обществу. Претендуя на "историч." обоснование своих взглядов, идеологи Ф. ссылались на теорию сильной власти Макиавелли, концепцию общества-гос-ва Гоббса, сакрализацию гос. идеи у Гегеля; для идеологов нем. Ф. наиболее характерны ссылки на органицизм в социологии 19 в., рассматривавший нацию и гос-во как "биологич. организм" (см. Органическая школа в социологии), философию человека у Ницше, псевдоисторизм Г. Трейчке, "социализм" Шпенглера и т.д. На деле из теоретич. наследия Ф. отобрал лишь то, что оказалось пригодным для воздействия на массовое сознание в соответств. условиях; реакц. системы прошлого он взял лишь в их "практически-массовом" значении. Так, аристократич. миф Ницше о "белокурой бестии", "сверхчеловеке", направленный против "толпы", превратился в идеологии Ф. в оправдание тотального подчинения личности "массе", а на деле – фашистской партийно-гос. машине. Ф. и его идеология – типичный продукт империализма 20 в. Он нуждался прежде всего в идеологии "стадного" типа и конструктировал ее из подручного историч. материала. Составными частями идеологии Ф. являются доктрины тоталитарного гос-ва и агрессивного этноцентризма. Ее важным звеном обычно выступает квази-религ. политич. культ. Т о т а л и т а р н о е г о с - в о изображается в фашистской идеологии высшей и универсальной формой обществ. жизни. Подчиняя себе или включая в себя все прочие формы социальной организации, фашистское гос-во отождествляет себя с "обществом", "народом", "нацией"; социальные институты, группы, личности имеют право существовать лишь как органы и элементы этого универсального целого. "Для фашизма общество – цель, индивиды – средство, и вся жизнь состоит в использовании индивидов для социальных целей", – утверждал Рокко ("Communism, fascism, and democracy", ed. by Cohen, N. Y., 1963, p. 343). По словам Муссолини, "для фашиста все в государстве и ничто человеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле Ф. тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности, интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа" (там же, р. 361). Лидеры нем. Ф., ориентировавшиеся на захват территорий чужих гос-в, усиленно подчеркивали "приоритет" нации или народа ("фольк") по отношению к гос-ву. "Нация есть первое и последнее, которому подчинено все остальное" (Rosenberg А., там же, р. 398). На деле от имени "нации" и "народа" выступал фашистский режим, для к-рого ссылки на "мистич." характер нац. единства служили оправданием тотальной гос. системы, где высшим источником власти выступал вождь, якобы воплощавший волю и дух народа. В строжайше централизованной гос. машине Ф., в к-рой каждый орган отвечал лишь перед вышестоящим, отсутствовало традиционное для бурж. общества разделение властей, а законодательство и исполнение "законов", судебный и внесудебный террор, административное и идейное принуждение сосредоточивались в одних руках. Доктрина тоталитарного гос-ва исключала автономность к.-л. сфер или ценностей обществ. жизни – религии, морали, иск-ва, семьи и т.д.; все подлежало гос. контролю и регулированию. В этой доктрине не было места для личности вне гос. организации; человек существует лишь как "гос. человек", как принадлежность наличной, т.е. фашистской, социальной машины. Выношенные – и опошленные – бурж. развитием идеи неотъемлемых прав личности, свободы и борьбы мнений и т.д. Ф. отверг с порога. "В государстве не существует больше свободного состояния мыслей, – заявлял Геббельс. – Просто имеются мысли правильные, мысли неправильные и мысли, подлежащие искоренению..." (Poljakov L., Wulf J., Das Dritte Reich und seine Denker, В., 1959, S. 15). Волна агрессивного шовинизма, возведенного Ф. в ранг гос. политики и захлестнувшая сравнительно широкие слои населения, – одно из наиболее важных и трудно объяснимых явлений идеологич. климата Ф. В фашистской идеологии ущербные моменты нац. самосознания – этнич. ограниченность, предубеждения, т.н. комплекс неполноценности и т.д. – превращаются в активные факторы массовой пропаганды и политики. "Фашизм – это... неосознанное пробуждение нашего глубокого расового инстинкта", – утверждал А. Рокко (см. Cohen, указ. работа, р. 335). Социально-психологич. структуры, связанные с низшими уровнями обществ. сознания, сформировавшиеся в условиях этнич. разобщенности, Ф. выводит на поверхность идеологии, оформляет при помощи расистских и "органических" теорий. Лозунг нации ("народа – нации", тотально организованного политически) выполнял по меньшей мере три функции: 1) обосновывал "классовый мир" и интеграцию общества, противостоящего "зримому врагу", 2) обеспечивал психологич. самоутверждение того среднего слоя, к-рый Ф. превратил в главную массовую опору режима, 3) оправдывал попытку порабощения, а в определ. случаях и поголовного истребления др. народов. В этой политике нашли свое логич. завершение установки Ф., по к-рым "польза" гос-ва или достойного управлять народа ("арийцев") является единств. источником моральной оценки и правопорядка. Свобода и существование отд. личностей, этнич. групп, других гос-в не представляют ценности и рассматриваются лишь под углом зрения их "пользы" для этого гос-ва и его идеологии. Эти установки объясняли, в частности, обыденную для нацизма практику скрупулезного холодного расчета эффективности уничтожения людей; расходы на патроны и печи аккуратно сопоставлялись с доходами от труда обреченных, реализации ценных вещей, золы и т.д. Чудовищные преступления Ф. против человечества – развязывание мировой войны, истребление целых народов, невероятно расчетливая жестокость в отношении пленных и мирного населения и т.д. – осуществлялись при массовом соучастии в этих рационально-планируемых злодеяниях. М и л и т а р и з а ц и я всех обществ., в т.ч. идеологич., отношений – характерная черта фашистского режима. Ф. рождается в обстановке напряженности, нуждается в ней и создает эту обстановку, поскольку она содействует поддержанию казарменной дисциплины и военно-командных методов управления, оправдывает тотальную мобилизацию, требует отказа от классовых и индивидуальных интересов, самоотречения во имя фикции нац. интеграции. Установка на постоянную "борьбу", притом борьбу со "зримым", т.е. очевидным для обывателя, даже персонифицированным внутренним и внешним врагом (инородная этнич. группа, чужое гос-во) стала образом жизни в условиях Ф. Наиболее широко употребляемой формой идеологич. оправдания Ф. служила "историческая" мифология, превращавшая опыт прошлого в обоснование права на господство "избранной" расы, нации, гос. системы. Откровенно формулировавшаяся цель фашистской историографии состояла в том, чтобы "заново пересмотреть и переписать историю человечества" (Rosenberg A., Der Mythus des XX. Jahrhunderts, Munch., 1933, S. 4); этот пересмотр сводился к тому, что "избранной" нации и расе приписывалась ведущая роль в гос. строительстве, воен. деле, культуре и т.д. Другой момент "переписывания" истории состоял в изображении фашистского режима "завершающей" стадией социального развития ("тысячелетний рейх"). Выступая душителем революц. и демократич. движений и прежде всего – коммунистич. движения, Ф. в то же время широко рекламировал свою идеологию как "революционную" и "социалистическую". Ближайшая цель лозунгов такого типа состояла в том, чтобы воспользоваться антикапиталистич. настроениями масс, в частности созданными обстановкой экономич. кризиса, для ликвидации парламентаризма, конституц. свобод и прав личности во имя возвышения фашистского гос-ва. Провозглашая себя "революционным", Ф. стремился использовать определ. лозунги, тактич. приемы и организац. формы, связанные по своему происхождению с рабочим и освободит. движением. Фашистский "социализм" противопоставлял формальной, парламентской, юридич. системе бурж. гос-ва некий неформальный, бесструктурный, опирающийся не на закон, а на "волю масс, нации, народа", тоталитарный механизм "народного" гос-ва, суда, "фюрера". В определ. мере "социализм" Ф. может оцениваться как идеологич. реализация шпенглеровского принципа "всеобщего чиновничества": "Социализм, если рассматривать его с технической точки зрения, – это принцип чиновничества. В конечном счете, каждый рабочий приобретает статус чиновника вместо статуса продавца. То же самое происходит и с предпринимателем" (Spengler О., Politische Schriften. Preussentum und Sozialismus, M?nch., 1933, S. 4). Венцом всей системы идеологич. и политич. отношений, характерных для Ф., является культ вождя, носителя абсолютной верховной власти, облеченного сверхъестеств. полномочиями, стоящего над обществом, над обыденным сознанием, над правом, непосредственно воплощающего в своей персоне "дух нации", "историч. судьбу" и т.п. По утверждению Дж. Джентиле, "вождь выражает словами то, что остается невыраженным в глубине сердца народа" (см. Cohen, указ. работа, р. 382). Этим "доказывалась" абс. правота вождя и требование абс. доверия к нему. Одна из "заповедей" итал. солдата, разработанных фашистской пропагандой, гласила: "10. Муссолини всегда прав". По словам Геринга, нацисты должны верить, что вождь непогрешим в делах нации, подобно тому, как католики верят в непогрешимость папы. Миф о вожде персонифицировал доктрину тотальной идеологии и тотального гос-ва, способствуя ее доведению до массового сознания, в к-ром стремление возложить ответственность за свои судьбы на высочайший личный авторитет фюрера служило закономерным следствием разрушения существовавшей ранее системы идеологич. отношений и ценностей. Эти "запросы" фашистского режима обусловили отбор и выдвижение на ведущие роли деятелей определенного психологич. типа (параноич. склад психики, уверенность в собств. непогрешимости, мания преследования, авторитарность личности и т.д.). Неизбежные продукты такой ситуации – личный произвол "вождя", к-рый терпит и считает полезным правящая клика; вождь отвечает надеждам находящихся под его влиянием масс, жаждущих авторитета. В лит-ре о Ф. культ определ. "вождя" иногда служит характеристикой соответствующего режима (гитлеризм, франкизм). Поверхностность подобных точек зрения, игнорирующих социальную природу Ф., очевидна; они фиксируют гл. обр. типичный для Ф. личный произвол, бесспорно накладывающий глубокий отпечаток едва ли не на все стороны деятельности фашистского режима и придающий ему видимость личной диктатуры (диктатор выступает как единств, "личность" во всей системе). Ф. не сводится к личной тирании "вождя", это сложная иерархич. система организованного массового насилия получает в культе "вождя" свое организационное и идеологич. завершение. В этом один из важных факторов нестабильности фашистского режима, поскольку устранение вождя может вести к дискредитации всей системы господства Ф. (ср. падение Ф. в Италии в 1943). По структуре и способам воздействия на массовое сознание идеология Ф. может быть отнесена к определ. системе религиозных (культовых) отношений. Именно так рассматривали Ф. многие его создатели и идеологи. Ф., по словам Муссолини, есть религиозная концепция, в которой человек рассматривается в его внутренней связи с высшим законом и объективной волей (см. "Fascismo", в кн.: Enciclopedia Italiana, v. 14, Mil., 1932). В Германии А. Розенбергом было организовано "Нем. религ. движение" (Deutsche Religionsbewegung), провозгласившее следование нацистской доктрине и "фюреру" высшей культовой нормой. Культовый характер идеологич. системы Ф. определялся не заявлениями или стремлениями его проповедников, а такими ее чертами, как универсальный мифологизм доктрины, канализация эмоций и – шире – подсознания масс через разветвленный механизм ритуальных действий (символич. шествия, съезды, гимны и т.д. – "коричневый культ"), харизматич. тип лидерства. Особенностью Ф. как идеологич. системы служит ярковыраженный политич. культ, присущий более древним религиям (непосредств. сакрализация власти вождя, социальной общности, противостоящая персонализму и космополитизму христианства). С этим связаны неизбежные, более или мене" сильно выражавшиеся противоречия между Ф. и христ. церковью, иногда – известная осторожность режима в прокламировании своей идеологии (особенно в Италии, Испании). Фашистский р е ж и м представляет собой централизованно-иерархич. систему антидемократич. диктатуры, осуществляемой через аппарат массового политич. и идеологич. принуждения и террора. Важнейшими элементами структуры Ф. выступают фашистская партия – единств. политич. орг-ция режима, подчиняющая своему контролю или прямо поглощающая органы гос. управления, и широкие по составу массовые многомиллионные орг-ции – проф., молодежные, женские, спортивные и др. В Германии фашистская партия (нем. национал-социалистич. рабочая партия – НСДАП) насчитывала в сер. 30-х гг. 5 млн. членов. Все рабочие и служащие страны были охвачены орг-цией "трудового фронта" (ок. 30 млн.). Вся молодежь с 10 лет объединялась нацистскими союзами (мальчики 10–14 лет – в "дейчес юнгфольк", 14–18 лет – в "гитлерюгенд", девочки 10–14 лет – в "союз девочек", 14–21 года – в "союз нем. девушек"), насчитывавшими до 10 млн. чел. Система женских, благотворительных, спортивных, научных и др. союзов призвана была провести фашистское влияние во все сферы обществ. жизни. В Италии имелась подобная структура (1943): 4770 тыс. членов фашистской партии, 4500 тыс. в трудовых союзах ("дополаворо"), 1200 тыс. в женских орг-циях и т.д. Другую опору фашистского режима составляла система специализированных органов массового террора: штурмовые отряды, тайная полиция, осведомители, цензоры, тайные суды, концлагеря. Фашистская партия, являвшаяся центр, звеном политич. механизма Ф., отличается от буржуазно-парламентских партий не только по ориентации, но и по структуре своей деятельности. Подчиняя строго централизованному идейно-политич. контролю миллионы своих членов, фашистская партия делает их практическими и моральными соучастниками действий правящей клики во главе с диктатором; при этом к.-л, влияние партийно-организованной массы на руководство режимом исключено. В своей борьбе за власть фашистская партия получает поддержку определ. групп монополистич. капитала и в то же время активно использует недовольство и брожение масс, в основном средних слоев. Придя к власти и став монополистом в политич. жизни страны, фашистская партия, многочисленными узами связанная с крупным капиталом, служит средством политического контроля над всем обществом и государством. Не "партия правит" в такой системе, а через партию и контролируемые ею массовые орг-ции правит народом и страной узкая клика, сплоченная честолюбием, фанатизмом, подозрительностью и страхом потерять доверие диктатора. Эта функция фашистской партии во многом объясняет ее социальный состав. Если, напр., в гитлеровской партии в 1935 насчитывалось 20% самостоят, хозяев, 13% чиновников, 21% служащих, 32% рабочих и 11% крестьян, то это еще никоим образом не говорит о степени участия соответств. группы в управлении режимом: здесь видно лишь, на кого влиял и через кого проводил свою политику Ф. в Германии. Гос. механизм Ф. в высших своих инстанциях фактически и формально сливается с верхушкой парт. иерархии, парламентские (рейхстаг в Германии) или монархические (в Италии) институты превращаются в простое прикрытие тоталитарного режима. Ликвидируя представительность, разделение властей и всякую открытую политич. борьбу (единственной внутренней ее формой для Ф. являются нескончаемые интриги внутри правящей клики), Ф. сохранил и включил в свою систему чиновничье-бюрократический исполнит. аппарат, военную и полицейскую орг-ции. В то же время при Ф. происходит нарочитая "идеологизация" гос. машины, к-рая объявляется выразителем общего "нац." духа, а не чьих-либо групповых интересов. Ликвидировав все иные формы политич. и идеологич. организации в обществе, Ф. уничтожил избират. систему, нар. представительство, борьбу мнений; в условиях монополии власти организуемые режимом плебисциты (в Германии в 1934–38) оказывались средством создания атмосферы массовой поддержки Ф. и его "фюрера". С о ц и а л ь н а я с т р у к т у р а фашистского режима определяется тем, что система обществ. разделения труда, сформировавшаяся на совр. этапе капиталистич. развития, находит дополнение и завершение в структуре тоталитарного политич. и идеологич. механизма. Хотя сами по себе бурж. социально-экономич. отношения не претерпевают к.-л. существ. изменений (доля гос.-монополистич. капитала в экономике фашистской Германии не превосходила обычных для совр. капитализма величин), значительно изменились формы и возможности гос. и монополистич. контроля над хозяйством, особенно в условиях войны. Социально-экономич. ориентация Ф. предполагает не только гос.-экономич., но прежде всего гос.-идеологич. и политич. регулирование классовых отношений, направленное на подавление классовой борьбы трудящихся. С этой целью проводилось принудит. решение трудовых споров, рассасывание безработицы, в частности при помощи мобилизации рабочей силы на сооружение объектов воен. значения, действовала система пособий многосемейным и т.п. меры, имевшие как экономическое, так и идеологич. значение. В то же время происходило (искусственно созданное и раздуваемое пропагандой) смещение всей направленности социальных интересов. Насаждавшееся Ф. представление о непосредств. ответственности каждого перед гос. машиной противопоставлялось "фикции" классовой борьбы, якобы созданной враждебными силами. Ф. насаждал систему "сотрудничества" рабочих, предпринимателей, специалистов, жандармов и т.д. в качестве служителей "интересов нации". В Германии эта система обеспечивалась трудовой повинностью и гос.-парт. контролем над предприятиями, в Италии – "корпоративным" строем. Совершенствуя средства эксплуатации рабочего класса, Ф. убеждал рабочих ставить превыше всего долг перед "нацией" (т.е. фашистским режимом). Крест. массу Ф. связал системой гос. повинностей, представителей интеллигентного труда (специалисты, художники и др.) превратил в платных и контролируемых слуг тотального гос-ва. В предельно циничной форме использовал Ф. интеллектуальные силы общества. Отрицая всякую претензию науки и интеллекта на ведущую роль, Ф. нуждался в услугах высококвалифицированных специалистов для воен. х-ва, пропаганды и т.д. и умел получать такие услуги. Порожденное прусской дисциплиной, прямым принуждением (исследовательские лаборатории создавались не только в концлагерях, но и в лагерях уничтожения для наиболее эффективного использования направляемых туда науч. сил), подачками и националистич. угаром служение Ф. определ. части научной и художеств. элиты бурж. "массового" общества – наглядный пример далеко зашедшего отличия дипломированных его слуг от интеллигентов-подвижников и просветителей прошлого. "Прусский учитель", к-рый, по известному изречению Бисмарка, победил под Садовой, стал аккуратным строителем газовых камер, квалифицированным лакеем режима и одной из важнейших его опор (из всех социальных групп учителя в наибольшей мере – на 30% – были вовлечены в НСДАП). В различных слоях общества Ф. встречал более или менее интенсивное сопротивление; особую роль играли подпольные группы, руководимые коммунистами. Глубокая внутр. нестабильность Ф. как режима нашла наиболее резкое, выражение в том, что условием сохранения его господства было нагнетание военной напряженности и развязывание мировой войны, в которой фашистские режимы Германии и ее сателлитов были уничтожены. Лишенный милитаристских стимулов Ф. (напр., в Испании) ведет к стагнации экономич. и политич. жизни; тем самым режим обрекает себя на разложение и перерождение. Поражение фашистских гос-в во второй мировой войне под ударами Советской Армии и сил союзников и последующее развитие двух систем на междунар. арене показали бесперспективность Ф. в тех его формах, к-рые сложились в 20–30-х гг. в Италии и Германии, но отнюдь не ликвидировали фашистских тенденций и течений в капиталистич. странах. Наследием гитлеризма служат неонацистские движения в ФРГ и др. странах. Коммунистич. движение, как указывается в документах Междунар. совещаний марксистско-ленинских партий, считает актуальной задачей борьбу против опасности Ф., учитывает возможности появления новых его форм. Анализ Ф. как социального явления представляет одну из актуальных задач социологии и социальной психологии. Марксистский подход к проблеме Ф. был выработан КПСС и мировым коммунистич. движением после преодоления нек-рых ошибок, связанных с недооценкой опасности Ф. как особой формы бурж. строя. Принципиальная оценка? как террористич. диктатуры бурж реакции была изложена в докладе Г. M. Димитрова на 7-м конгрессе Коминтерна, выразившем ориентацию коммунистич. движения на создание единого демократич. антифашистского фронта. Тем самым была создана предпосылка для правильного понимания идеологии и политич структуры Ф., для выяснения каналов его воздействия на массовое сознание. При совр. многообразии "рассеянных" форм Ф. особенно важным становится понимание всего комплекса социальных, политических, личностных и др. условий появления фашистских тенденций, такой анализ приобретает все большее значение для определения наиболее эффективных путей борьбы с?. и сплочения всех демократич. и прогрессивных сил в единый антифашистский фронт. "Борьба против фашистских режимов является существенной частью действий против империализма, за демократические свободы. Общая задача всех демократов, всех сторонников свободы, независимо от их политической позиции, мировоззрения и религиозных убеждений, – увеличивать реальную поддержку национальным прогрессивным силам, борющимся против таких очагов реакции и фашизма, как правительства Испании и Португалии, реакционная хунта полковников в Греции, военно-олигархические клики в Латинской Америке, против всех тиранических режимов, состоящих на службе империализма США" (Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий Док-ты и мат-лы, 1969, с. 323). Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), M., 1967, Димитров Г. М., В борьбе за единый фронт против фашизма и войны, ?., 1937, Ульбрихт В., К истории новейшего времени пер с нем., т. 1, ?., 1957; Итоги второй мировой войны. Сб. ст., пер. с нем., ?., 1957; Документы совещания представителей коммунистич и рабочих партий, ?., 1960; Галкин А. А., Фашизм и буржуазное об-во (Политич. и социальные корни германского фашизма), M., 1966 (Дисс.); его же, Германский фашизм, ?., 1967; Замошкин Ю. А., Митрохин Л. Н., Социально-психологич. корни антикоммунизма в США, "ВФ", 1966, No 10, Бурлацкий?. ?., Это не должно повториться. Социологич. заметки об идеологии?., ?., 1967, Лопухов Б., Фашизм и рабочее движение в Италии, ?., 1968, Neumann F., Behemoth. The structure and practice of national socialism, Toronto, 1942; Вayle F., Psychologie et ?thique du national-socialisme, ?., 1953, Luk?cs G., Die Zerst?rung der Vernunft, В., 1955, Chaveau H., Les origines du fascisme "Cahiers du communisme", 1958, No 7; Gamm H.-J., Der braune Kult, Hamb., 1962, ?olte ?., Der Faschismus in seiner Epoche, M?nch, 1963, Aquarone A., L´organizzazione dello Stato totalitario, Torino, 1965, Salvemini G., Le origini del fascismo in Italia, Мil., , Arendt ?., The origins of totalitarianism, ?. ?., 1966, Schoenbaum D., Hitler´s social revolution. Class and status in Nazi Germany 1933–1939, N.Y., 1966; Bauer О. , Faschismus und Kapitalismus Theorien ?ber die sozialen Urspr?nge und die Funktion des Faschismus, Fr./?., 1967; Theorien ?ber den Faschismus, K?ln–?., 1967; Weiss J., The fascist tradition. Radical right-wing extremism in modern Europe, N. Y.–, 1967; Carsten F. L., The rise of fascism, Berk.–Los. Ang., 1967; ?ibes G., Le fascisme italien. Etat des travaux depuis 1945, "Revue fran?aise de science politique", 1968, No 6. Ю. Левада. Москва.

С самого первого дня нападения гитлеровской Германии на СССР немецкие солдаты и офицеры с удивлением отмечали, что местные жители, партизаны и воины Красной Армии называют их фашистами. «Они что, принимают нас за итальянцев?» - удивлялись служащие Вермахта. И в самом деле, главенствующей идеологической системой у немцев с 1933 года был национал-социализм, правящей партией - НСДАП, то есть национал-социалистическая рабочая партия Германии. В то время для каждого гражданина Третьего рейха фашист - это итальянец, правда, не любой, а носитель близких нацистам взглядов.

Что такое фашина?

С древних времен правильная ирригация была одной из основных составляющих сельскохозяйственной науки. Ливни смывали плодородный слой почв, во многих странах крайне тонкий, и возникали проблемы с урожайностью, влекущие за собой такую беду, как голод. Воду с поверхности нужно было отводить, но так, чтобы не перестараться, иначе неизбежна засуха - еще один бич земледельцев. Тогда кто-то додумался проводить подземные каналы, из которых текущая на небольшой глубине влага сможет постепенно пропитывать грунт. Самый простой способ реализовать эту задумку технологически включал в себя процессы рытья канавы, укладки в нее пучков хвороста или камыша и закапывания этой Эти связки прутьев называются фашинами. Пучок высушенных стеблей сломать трудно, а по одному - легко. Фашина стала символом силы сплоченности, и именно за это итальянские националисты выбрали её в качестве одного из символов своего движения. Фашистская идеология предполагает максимальную степень сплочения общества вокруг идеи и вождя. Еще на эмблеме был изображен топорик, но к мирному труду он отношения не имел...

Под нежным итальянским солнцем

Озаботился судьбой итальянского народа еще в 10-х годах XX века, а в 1922 году стал руководителем страны. К власти он пришел, используя демократические средства, но постепенно подавил все общественные организации, мешающие поступательному движению вперед, по крайней мере, в его понимании. Мечтая о великой Италии, он провел военные кампании в Ливии, Абиссинии - кампании с сомнительным успехом, принесшие стране больше проблем, чем выгод, но популярность диктатора долгое время оставалась высокой. В экономике дела в целом шли неплохо, промышленность работала исправно, строились военные корабли (даже для и самолеты, порой очень неплохие. Голода народ не знал.

Гренада моя…

Когда в Испании началась гражданская война, Муссолини оказал помощь своему другу и единомышленнику генералу Франко, стоявшему на таких же ультранационалистических позициях. Итальянские фашисты сражались с интернациональными бригадами, состоявшими из приверженцев разных политических взглядов, от анархистов до коммунистов. Внешнюю помощь осуществляла и нацистская Германия, а в республиканские порты прибывал транспорт с оружием, ГСМ, техникой и военными специалистами из СССР. В тридцатые годы, «полные энтузиазма и свершений», советские люди узнавали о том, какие преступления совершали итальянские фашисты: фото разрушенных жесточайшими бомбежками (в них принимал участие германский аэроэскадрон «Кондор») Герники, Гвадалахары и других городов регулярно публиковала «Правда» и все прочие периодические издания в СССР. Сводки с фронтов волновали всех, их обсуждали на заводских перекурах и за праздничными столами. Добровольцев, желающих воевать за братский народ, было много, но отбирали их осторожно, и то только высококлассных офицеров. Официально Советский Союз в конфликте не участвовал, хотя о военном характере помощи знали и друзья, и враги.

В массовом сознании смешались и испанские фалангисты, и немцы, и чернорубашечники Муссолини, но граждане СССР усвоили, что фашист - это враг.

Предвоенные сомнения

Был в нашей истории момент, приведший значительную часть в некоторое замешательство. Перед самой войной, в 1939 году, некоторым даже показалось, что фашист - это вовсе не враг, а, возможно, что и друг, особенно после того, как сам товарищ Сталин поднял бокал за здоровье «вождя немецкого народа». Какая-то логика в этом поступке была, советским людям долго внушалась мысль о порочности европейских демократий, и когда нашелся решительный лидер, начавший их сокрушать, то ничего страшного в этом многие не увидели. К тому же социализм был девизом Гитлера, и флаг у немцев тоже был красным, правда, без серпа и молота, а с нацистским Спешить высказывать свое мнение по этому поводу, однако, люди не спешили, им совсем недавно доходчиво объяснили, что советский народ должен доверять своему руководству, оно лучше знает, с кем мириться, а с кем ссориться, и когда это делать. А непонятливым можно было напомнить.

Тираны и нацисты

Несмотря на совместный воинский парад в Бресте, знаменитый сталинский тост и многочисленные уверения о нерушимости советско-германской дружбы, по воспоминаниям современников событий, войну все же ожидали, причем скорую. И она внезапно случилась. Два режима, внешне очень сходные в силу многих общих атрибутов тоталитарности, вдруг стали враждебными до крайней степени, выраженной в вооруженном конфликте.

Из этого можно сделать вывод о том, что не каждый диктатор - фашист. Это понятие предусматривает высшую степень национализма, пропаганду расового превосходства и исключительных прав «избранного» народа на ведущую роль в мировой истории. Право на господство в силу одного только этнического происхождения вошло в логическое противоречие с идеей интернациональной гегемонии пролетариата. Перемирие было временным и решало тактические задачи (по мнению одних историков, так Сталин пытался отсрочить войну, другие обвиняют его в создании общей границы с Германией на том месте, где до этого была Польша). Стратегически же война была неизбежна.

Фашист - немецкий нацист

В ходе войны на оккупированных территориях гитлеровские войска и их союзники совершали преступления против человечности, счет которым не смогли свести даже судьи в Нюрнберге. О том, что жестокость, не всегда оправданную, проявляли другие воюющие стороны (достаточно вспомнить двойную атомную бомбардировку японских городов и уничтожение Дрездена), в те годы предпочитали не вспоминать, как и о репрессивных методах коммунистов. Абстрактный американский, английский или советский солдат все равно воспринимался освободителем и победителем, которому все грехи списывал результат - разгром стран, ставших носителями абсолютного зла. Оттенки коричневого цвета значения не имели, люди мира вскоре забыли о том, кем были венгерские хортисты, приверженцы «великой Румынии», сторонники Салазара в Португалии и даже итальянские чернорубашечники. Зато все прекрасно помнят и сегодня, кто такой фашист. Это был самый страшный из всех националистов, немецкий нацист. Он на долгое время затмил всех остальных.

Опять пучок и топорик

Мир полон жестокости и сегодня. После 1945 года практически не прекращались войны во всех уголках планеты, иногда крупные, а чаще локальные. Когда рассказывают о каком-то особо страшном случае расправы над мирным населением, то нередко употребляют выражение «фашистские зверства». Они происходили во Вьетнаме, в Корее, в Югославии, в Камбодже и многих других станах. Нечто подобное случается почти ежедневно совсем рядом с границами России. При этом сегодня никто не задумывается о том, что означает слово фашист и какова идеологическая наполненность этого политического термина. А она наглядно демонстрируется все той же чернорубашечной эмблемой из далеких двадцатых - пучок, символизирующий единство нации в борьбе с теми, кого националисты считают чужаками. И про топорик забывать не нужно.

Фашизм (от итал. fascio - пучок, связка, объединение, см. также фасции) - это тоталитарное политическое направление, возникшее в XX в.; философско-политическая концепция и форма муниципального устройства, исходящие из приоритета муниципальных интересов над всеми другими.

Фашизм у власти - открытая террористическая диктатура, направленная на угнетение демократических свобод и публичных движений. Идеология фашизма - воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм, насилие, культ вождя, полная власть страны, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер общества, злость. Пучок прутков (фасции) был эмблемой системы власти в Древнем Риме. Оттуда почти во всем и была почерпнута идеология германского фашизма, и даже заглавие: первой империей провозглашалась средневековая Священная Римская империя германской цивилизации, 2-ой - Немецкая империя 1871-1918 годов, третьей должна была стать освеженная, воспрянувшая после поражения в Первой мировой войне и революции новенькая государственная Германия, которой типо предстояло просуществовать тыщу лет (3-ий рейх, Тысячелетний рейх).

Фашизм рассматривается в современной политологии как сочетание трёх важнейших частей:

  • экономической системы - финансовая сущность фашизма заключается в гипертрофированной роли страны при наличии рыночной экономики (т.е. правительство не обладает всеми основными средствами производства, а только держит под контролем главные рычаги воздействия на экономику);
  • политики - это диктатура, обычно основанная на личности харизматического фаворита, «вождя нации»;
  • идеологии - фашизм проявляется в пропаганде государственной исключительности, «превосходства» одной этнической группы над всеми другими.
  • Потому и определение фашизма есть возможность дать только с учётом всех этих трёх уровней.

    Другими словами, фашизм - это контролируемая рыночная экономика, диктатура и национализм как официальная идеология страны.

    Фашизм появился в Италии в конце Первой мировой войны 1914-1918 гг. Германский нацизм (национал-социализм) есть только одна из бессчетных разновидностей фашизма. Меж первой и 2-ой мировой войнами практически в каждой европейской стране были свои фашистские партии, группы и движения: к примеру, фалангисты в Испании, легион Архангела Миши в Румынии, сторонники Ференца Салаши в Венгрии, Английский альянс фашистов в Англии и т.д. В собственной наружной политике все фашистские режимы проводили колониальную, агрессивную, экспансионистскую линию. К примеру, Муссолини вел войну в Абиссинии, венгерские фашисты желали о захвате всего бассейна реки Дунай, фалангисты устремляли свои взоры на африканский материк и даже на соседнюю Португалию. Почти всегда фашистские режимы устанавливались у власти равномерно, нередко даже демократическим путём, как в Германии. Этим режимам нередко предшествовало какое-либо потрясение: поражение в войне, унижение в итоге неравноправных интернациональных договоров, экономический кризис.

    До 2-ой мировой войны фашисты считали, что они имеют общие философские принципы: фаворит, однопартийная система, соц дарвинизм, элитаризм, при всем этом каждое правительство придерживалось своей государственной модели фашизма - к примеру, португальское клерикально-корпоративное новое правительство под управлением Салазара, испанские фалангисты, венгерские нилашисты. В 1945 году уцелевшие фашистские режимы отмежевались от нацизма - с тем, чтоб не быть приравненным к осужденной мировой общественностью гитлеровской разновидности фашизма.

    Итальянский фашизм - авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии с 1922 по 1943 год премьер-министр Бенито Муссолини (1883-1945) - отпрыск кузнеца, прошлый социалист, потом теран, официальный титул - дуче (ит. «вождь»).

    Этимологически термин «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), также от латинского «фасция» (пучок) - это древний знак римской администрации. Муссолини принял фасцию как знак фашистской партии в 1919 году при разработке «fasci di combattimento» (боевых лиг).

    В политологии итальянский фашизм ассматривается как синкретическая модель идеологии и форма правления, из которой развились другие разновидности фашизма.

    Главные идеи итальянского фашизма были изложены в книжке «Доктрина фашизма», также в произведениях Джованни Джентиле, основоположника теории «актуалистического идеализма», ставшей базисной для фашистов. Доктрина провозглашала мир действий в области населения земли, отторгала «вечный мир» как нечто умопомрачительное. Фашисты утверждали, что человек и население земли не могут жить в отсутствие войны.

    «Доктрина фашизма» Б. Муссолини была в первый раз размещена в 1932 году в 14 томе итальянской энциклопедии Enciclopedia Italiana di scienze, lettere ed arti в качестве введения к статье «Fascismo» (Фашизм). В работе Муссолини писал, что он разочаровался в доктринах прошедшего, в том числе и в социализме, активным проводником которого он был многие годы. Он считал, что следует находить новые идеи, потому что политические доктрины приходят и уходят, а народы остаются. Муссолини был убежден, что в том случае XIX век был веком индивидуализма, то XX век будет веком коллективизма и, как следует, страны.

    В поисках собственного рецепта народного счастья он высказал последующие положения :

  • Фашистская концепция страны всеобъемлюща. Вне него не есть людские и духовные ценности. Фашизм - тоталитарен, и фашистское правительство содержит в себе все ценности - истолковывает, развивает и производит всю людскую деятельность.
  • Фашизм понимает предпосылки, по которым появились и развивались социализм и профсоюзное движение, потому он присваивает соответственное значение корпоративной системе в какой расходящиеся интересы координируются и гармонизируются в рамках одного страны.
  • Фашизм полностью противоположен либерализму как в политике, так и в экономике.
  • Фашистское правительство управляет экономикой в той же мере, как и остальными областями жизни - через корпоративные, социальные и образовательные институции, через политические, экономические и духовные силы цивилизации, организованные в надлежащие ассоциации, функционирующие в государстве.
  • Муссолини не воспринимает расового определения цивилизации, формирующей правительство: «Нация не есть раса, либо определенная географическая местность, однако длящаяся в истории группа…»; «раса - это чувство, а не действительность; 95% чувства».
  • 18 июня 2010 г. Кировский районный трибунал Уфы вынес решение о признании книжки экстремистской. Решение трибунал доказал тем, что федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» труды управляющих фашистской партии Италии очевидным образом включает в число экстремистских материалов. Результатом решения стало включение книжки в «Федеральный перечень экстремистских материалов».

    В текущее время фашистские идеи развивают разные неофашистские и националистические организации - к примеру, партия Йоббик в Венгрии. Оппозиция фашистским идеологиям, организациям и правительствам известна как антифашизм.

    Источники и дополнительные материалы:

  • eksmoprofi.ru - Згурский Г.В. Словарь исторических определений. М.: ЭКСМО, 2008. С. 375. ISBN: 978-5-699-27092-7;
  • wikiznanie.ru - материал из электрической энциклопедии ВикиЗнание;
  • science.ncstu.ru - Щербина О.С. Что такое фашизм? // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып. № 10. Ставрополь, 2003. (в формате.pdf);
  • nasledie.ru - как велика опасность сползания Рф в фашизм?
  • zn.ua - Дубинянский М. «Фашизм vs нацизм» (статья в газете «Зеркало недели», Украина, 9 декабря 2006)
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Адольфа Гитлера?
  • Какова биография Пауля Йозефа Геббельса?
  • Где в Интернете отыскать информацию об истории Третьего рейха?
  • Когда отмечается Интернациональный день Движения Сопротивления? (в одном ответе)
  • Когда начали отмечать Интернациональный день памяти жертв фашизма?
  • Что такое «пятая колонна»?
  • Что такое Йоббик?
  • Что такое Абвер?
  • Что такое антифашизм?
  • Что такое антикоммунизм?
  • Что такое фасции?
  • Какие достойные внимания факты есть возможность прочесть в «Словаре исторических терминов»?
  • Термин «Фашизм» по количеству приписанной ему лжи, фальсификации и модификаций, вероятно, не имеет себе равных. В короткий период настоящего времени появилось несколько новых видов фашизма: неофашизм, русский фашизм, исламский фашизм, сионофашизм и, в конце концов, глобофашизм. Он стал наиболее часто употребляемым в современных демократических средствах информации, и практически всегда не оправдано и неуместно.

    Ему приписана вся гамма отрицательных деятельности: агрессия, реакция, тоталитаризм, посягательства на права человека, расизм, шовинизм, антисемитизм, ксенофобия, даже «холокост» и многое другое.

    Ранее были публикации, в которых делались попытки дать информацию о происхождении фашизма, но ничего конкретного и правдивого в них, как ни странно, не было. Далее это будет показано. Поэтому создалась острая необходимость в полном и объективном раскрытии истории происхождения, идеологии и деятельности движения, получившего название «фашизм».

    Итак. Фашизм берет свое начало в Италии, его родоначальником, «крестным отцом» был Бенито Муссолини.

    Муссолини (1883 - 1945 г.) выходец из бедной семьи, мать его была учительницей, отец кузнецом. От отца он унаследовал социалистическую ориентацию. Но четкой классовой политической платформы у него не было, вокруг него собирались все недовольные, желающие удовлетворить свои амбиции.

    Муссолини оказался выдающимся оратором и публицистом.

    В 1904 г. он начал издавать газету «Ла лотта ди классе» («Классовая борьба»); в 1912 г. он стал редактором газеты «Аванти» и начал издавать свой журнал «Утопие», но журнал не получил широкого интереса, а газета «Аванти» стала очень популярной в стране. Муссолини много писал и много выступал, это принесло ему большую известность и признание широких масс.

    В это время Муссолини больше и больше отходил от социализма при этом он утверждал, что на него самое большое влияние оказал К. Маркс. На стене его кабинетов всегда висел портрет Маркса (в 1917 г. он его снял). Дело кончилось тем, что в 1914 г. его исключили из партии социалистов.

    Революционные процессы в Европе, происходившие в 1917 г., вызвали у Муссолини негативную реакцию, он отрицательно отзывался о Ленине.

    23.03.19 г. Муссолини организовал первую боевую организацию «Союз борьбы» и дал ей название «фаши», что в переводе на русский язык означает: «пучок, связка прутьев», но так назывался знак «достоинства магистров». Именно этот фактор оказался определяющим.

    Первую идеологию фашизма сформулировал Джованни Джентиле, Муссолини только поставил под ней свою подпись.
    В 1919 г. он впервые принял участие в выборах парламента, но не добился успеха, в 1921 г. он повторно вышел на выборы и получил 35 мандатов.

    Дальнейшие события показали, что фашизм не доктрина, а метод или способ захвата власти, его нельзя было отнести ни к левым, ни к правым силам, тем более к центру, у него не было стремления к единовластию.

    С 1919 г. по 1922 г. Муссолини проводил интенсивную деятельность по увеличению численности фашистской организации.
    Деятельность Муссолини в этот период финансировал крупный капитал, предположительно сионистский. На эти средства он начал издавать газету «Пополо де Италия», общественность обвинила его в предательстве.

    24.10.22 г. в Неаполе в театре «Сан-Карло» состоялся первый съезд фашистской организации. На съезде Муссолини выдвинул следующие требования (основные):

    Роспуск парламента, изменение избирательной системы, проведение новых выборов;

    Получение пяти министерских портфелей: иностранных дел, военного, морского, труда и общественных работ и комиссариата авиации;

    Из этого следует, что у фашистов не было программы и классовой принадлежности.

    В поддержку съезда на улицы вышло более 40 тыс. человек.

    Из конфиденциальной информации известно, что на организацию похода на Рим Муссолини получил от банкиров, вероятно сионистских, 20 млн. лир.

    30.10.22 г. в Рим двинулись колонны ликующих фашистов, без всяких помех и сопротивления они вошли в Рим. Муссолини вышел на римский вокзал в качестве главы нового кабинета министров.

    Получив власть, Муссолини отступил от требований, объявленных в Неаполе. Он не распустил парламент, создал коалиционное правительство.

    Свою деятельность он начал с разгрома либерализма (в культуре, политике и администрации). Далее провозгласил построение фашистского государства, где «Все должно быть в государстве и ничего вне государства». Задавил инакомыслие. Политические партии рабочего класса: коммунистическая, социалистическая, унитарная социалистическая были отброшены на задворки политической жизни. Модный в то время лозунг «Свобода, равенство, братство» заменен принципом «Порядок, иерархия, дисциплина».

    Не стало и фашизма, остался только Муссолини.. (М. Ильинский «Жизнь и смерть Бенито Муссолини, «Вече» Москва, 2000 г.).

    По вопросам, которые в настоящее время приписывают фашизму следует отметить следующее.

    У фашистского государства Италии и лично у Муссолини не было антисемитизма, расизма, шовинизма и т. д., не было никакой дискриминации, преследования, расстрелов и т.д.
    Муссолини вообще не признавал расовую теорию Гитлера (который в те годы и у власти-то не был) и откровенно над ней посмеивался, считая, что чистую кровь в те годы уже не найти.

    Достаточно сказать, что в период войны в Италии было репрессировано 7 680 чел. еврейской национальности (и то не с руки Муссолини), в Греции 67 000 чел., во Франции 77 000 чел., в Австрии 65 439 чел.

    Очень важно отметить, что ни Муссолини ни его организация не занимались распространением фашизма в других странах.
    Как ранее отмечалось, у итальянского фашизма не было идеологии, не было программы, т. е. нечего было передавать другим. Тем не менее, движения под таким названием появились в Испании, Австрии, Хорватии, Румынии, Бельгии, Франции, Англии и, наконец, в Германии. Этим занимался сионизм.

    Все эти годы Муссолини не был знаком с Гитлером, первая их встреча произошла только в 1934 г., когда они уже возглавляли правительства в своих странах и при этом остались недовольными друг другом.

    В Германии господствующей, а далее государственной была идеология национал-социализма, На третьей встрече Гитлера и Муссолини в 1938 г. было принято решение «об укреплении связей между фашизмом и национал-социализмом», об обмене идеологиями, никаких конкретных и существенных договоренностей, естественно, не было.

    В Германии в этот период развивался национал-социализм.

    В основополагающей программе «СС» («Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социлистической Германии», вышедшей в 1940 г.) нет ни одного слова о связи ее с фашизмом. Более того, в этой программе нет ни одного слова о негативном отношении к другим народам, тем более об их геноциде. В программе только единожды встречается слово «еврей», и то в составе таблицы статистических данных. Это очень здоровая программа, в ней продуманная забота о своем народе, предусматривающая введение таких социальных и организационных мероприятий, направленных на возрождение и улучшение жизни народа, которых не было даже в социалистическом СССР. Очень вероятно, что и в настоящее время такой программы нет ни в одной партии.

    Таким образом, фашизма в Германии не было ни в какой форме, его предписывают ей идеологические диверсанты. Есть информация о том, что немцы обижались, когда их называли фашистами.

    Свастика, которую в настоящее время называют фашистской, не была таковой, она была только символом национал-социализма. В книге М. Ильинского приведено 14 фотографий Муссолини, в т.ч. несколько в военной форме, но ни на одной из них нет его со свастикой, в настоящее время называемой фашистской. Более того, у Муссолини была своя эмблема в виде треугольника с орлом, держащим в лапах крест, по центру..

    Происхождение свастики А. Гитлер описал в свой книге «Майн кампф»: «После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный, белый круг внутри, а в центре этого круга - черный мотыгообразный крест. … Красный цвет олицетворяет социальные идеи, заложенные в нашем движении. Белый цвет - идею национализма. Мотыгообразный крест - миссию борьбы за победу арийцев и вместе с тем за победу творческого труда, который испокон веков был антисемитским и антисемитским и останется».
    Из чего понятно, что либо он не знал, либо убеждал себя, либо публику, что незнал о том сколько существует свастика и что именно она означает. Гитлер подвёл этот символ под свою идеологию (проще говоря, украл).

    Таким образом, эмблема национал-социализма - свастика - никогда не была фашистской.

    Не вероятно, в Германии не было фашизма, в Италии не было свастики, а в результате появилась «фашистская свастика»
    Это пример идеологической диверсии или идеологического маразма в мировом масштабе.

    Это положение известно в современных государственных кругах РФ, в том числе юридических. Так, в п.3 статьи 1 «Закона о противодействии экстремистской деятельности» есть правильная запись: «… в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии …» (речь идет о запрещении издания книг).

    В период правления Муссолини страна пережила экономический подъем. Он ввел государственное регулирование экономикой; провел эффективные мероприятия по оздоровлению нации, в результате которых население страны значительно увеличилось; организовал осушение болот в регионе Романьельской долины, что позволило ввести в оборот большие площади земел; организовал строительство базы всеобщего отдыха на ее побережье, в Риме он организовал широкомасштабные работы по обновлению города и проведение археологических раскопок. До настоящего времени в южных районах страны народ с уважением и благодарностью вспоминает Муссолини, а в северных районах к нему прохладное отношение.

    В настоящее время в Италии функционирует неофашистская партия, ее лидеры представлены в парламенте, ее возглавляет Алессандра Муссолини, внучка Бенито Муссолини. И это ни у кого не вызывает негативной реакции.

    Пропаганда СССР в военное время злоупотребляла использованием термина «фашизм» в оценках отношений с Германией. Это признано израильским определением «фашизма», там сказано: «…Советское пропагандистское клише, в котором гитлеровская идеология и основанная на ней религия Третьего рейха неизменно именовались фашистскими».

    Современная, теперь уже демократическая, пропаганда продолжает тенденцию пропаганды военного времени, это свидетельствует о том, что она исходят из одного источника.

    Советская энциклопедия: «Фашизм - наиболее реакционное политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма, и выражающее интересы самых агрессивных кругов империалистической буржуазии. Характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, культ насилия, шовинизм и расизм, агрессия; с момента своего возникновения фашизм выступал как ударная сила международной реакции».

    В Госдуме на слушаниях проекта закона «О запрещении пропаганды фашизма в РФ» было дано такое определение фашизма: «Под фашизмом в настоящем Законе понимаются идеология и практика господства одних рас и наций и подавление других, выражающиеся в посягательствах на права и свободы граждан, культе жестокости и насилия».

    Российская Академия наук; «Фашизм - это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установления культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».

    В материалах нюренбергского процесса было отмечено: «Фашизм - это расистская политическая идеология, направленная на территориальные завоевания и физическое уничтожение «низших» рас».

    Израильское определение (в сокращении): «Фашизм это идеология, массовые движения и политические режимы тоталитарного типа, основанные на культе нации, государства и насилия. Как и все другие разновидности тоталитаризма, фашизм представляет собой максимальную реакцию на издержки, противоречия и конфликты, которые обнаружились в западном обществе, основанном на началах парламентаризма, либерализма и плюрализма. Общей для фашизма и всякого другого тоталитаризма является установка на разрушение западного демократического общества и создание его на иных началах…»

    Новости Партнеров