Поль Анри Тири Гольбах (барон д’Ольбах, фр. Paul-Henri Thiry, baron d’Holbach; немецкое имя Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах, нем

Глава II. Философские взгляды

Решение основного вопроса философии. Определение материи

опрос об отношении мышления к бытию, духа к природе с древнейших времен занимал умы философов. «Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение, - указывает Ф. Энгельс, - лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья» (9, 283).

Из французских материалистов XVIII в. наиболее полно и систематически, в непримиримой к идеализму и церковной идеологии форме решал этот вопрос Поль Гольбах. Все достижения философской мысли были использованы им для того, чтобы дать на этот кардинальный вопрос философии ясный и недвусмысленный материалистический ответ.

Понятие материи прошло долгий и сложный путь развития, прежде чем получило то содержание, какое в него вложил Гольбах.

Древние философы-материалисты искали особое «первовещество», «кирпичик», из которого построено мироздание. Одни объявляли таким «кирпичиком» воду, другие - воздух, третьи - огонь и землю, четвертые в качестве основных элементов мира рассматривали все четыре стихии вместе. Эти представления складывались в соответствии с тем, как преломлялась в индивидуальном сознании философа та или иная специфическая форма еще очень небогатой в то время общественно-исторической практики. Взгляд древних философов на материю - это наивно-стихийный взгляд, для которого характерно отождествление материи с какой-либо из ее конкретных чувственно-осязаемых форм.

Представление о материи как о сочетании основных элементов мира сохраняется вплоть до XVIII в. Однако у французских материалистов, и Гольбаха в частности, понятие материи получает совершенно новое значение. Гольбах открыто выступает с боевым материалистическим учением о природе, материи и движении, рассматривая материю единственной, никем не сотворенной, вечно существующей субстанцией, из которой образуется все многообразие существующих предметов и явлений природы.

Следует особо подчеркнуть, что в истории домарксистской философии Гольбах ближе всех подошел к обобщенному философскому определению материи. Как известно, домарксистский материализм обычно довольствовался лишь естественнонаучным представлением о материи, т. е. представлением о ее внутренней структуре, физических свойствах и т. д. Подобное ограниченное представление о материи не удовлетворяло автора «Системы природы». Он сделал попытку выйти за рамки этой ограниченности и дать обобщенное определение материи. «...Материя,- писал Гольбах,- вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам (matieres), основываются на различных впечатлениях или изменениях, производимых в нас этими веществами» (14, 84-85).

Это определение материи, являясь крупным достижением в развитии материализма, своим острием было направлено против религиозных и субъективно-идеалистических концепций того времени, в частности против учения епископа Беркли, основной задачей которого было уничтожение краеугольного камня всякого материализма и атеизма - телесной субстанции.

Резко и принципиально отмежевываясь в понимании материи от всех разновидностей идеализма, Гольбах определяет материю как объективную реальность, которая воздействует на наши органы чувств. Он подчеркивает объективность материи, ее независимость от субъекта, его ощущений, восприятий. «Все, что действует на наши чувства, есть материя; субстанция, лишенная протяженности или свойств материи, не может вызывать в нас ощущения и, следовательно, давать нам восприятия или идеи...» (14, 459). У мыслителя нет никакого сомнения в том, что источник ощущений и идей находится вне субъекта и независим от него. Таким источником является материя. Сами же ощущения, восприятия и идеи суть «изменения, происходящие во внутреннем органе в связи с впечатлениями, производимыми на внешние органы действующими на них телами». Идея, говорит он, есть «образ предмета, от которого происходит ощущение и восприятие» (там же, 147).

Таким образом, Гольбах включает в определение материи понятие о ее первичности и объективности, независимости от субъекта, его сознания, мышления. Сознание является вторичным, производным от материи, которую оно отображает.

Материя, по убеждению философа, вечна, несотворима и неуничтожима.

Материя неоднородна. Ее части различаются между собой (см. там же, 81). В подтверждение этого положения Гольбах приводит новые экспериментальные данные. Известный химик Руэль, принимавший участие в издании «Энциклопедии», на основе опытов пришел к выводу, что химические элементы неоднородны. Это были первые попытки проникновения химии в качественное своеобразие элементов вещества.

Гольбах утверждает, что бесконечное многообразие явлений природы порождается взаимодействием различных молекул и атомов. Атомы наделены такими «первичными» свойствами, как протяженность, твердость, тяжесть, инерция, подвижность. Из «первичных» свойств атома вытекают его «вторичные» свойства: плотность, фигура, цвет.

В отличие от Демокрита, Галилея, Локка, считавших «первичные» качества вещей объективными, а «вторичные» - субъективными, Гольбах признает и те и другие объективными, присущими самой природе. Все качества материи, по его твердому убеждению, существуют независимо от человеческого сознания. Это положение следует особо подчеркнуть, так как в философской литературе можно встретить утверждение, что Гольбах якобы просто повторил атомистическую гипотезу античных мыслителей.

Вселенная, или природа, по Гольбаху, есть колоссальное соединение всего существующего. «...Природа, понимаемая в широчайшем смысле этого слова, есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, их различных сочетаний и различных движений, наблюдаемых нами во Вселенной» (14, 66). Она не нуждается ни в каком существе, стоящем над ней. Он самым решительным образом заявляет: «Нет и не может быть ничего вне природы, объемлющей в себе все сущее» (там же, 59).

Мир вечен, он никем не создан, он является своей собственной причиной и совершенно не нуждается в каком-либо особом двигателе, или боге.

«Природа существует сама по себе,- развивает далее этот тезис Гольбах,- действует в силу собственной энергии и никогда не подвергнется уничтожению. Скажем, что материя вечна и природа всегда была, есть и будет той силой, которая производит и уничтожает, порождает и разрушает вещи, следуя законам, вытекающим из ее необходимого существования» (там же, 492-493). В этом положении мыслителя прослеживаются уже некоторые черты диалектико-материалистического понимания природы и истории: он признавал движение свойством, внутренне присущим материи, в широком плане исследовал вопрос о взаимосвязи явлений природы, об изменении и развитии органического мира.

Этот подход к диалектике непосредственно связан с обоснованием материалистического понимания природы. Материализм Гольбаха всецело зиждется на принципе неуничтожимости материи и движения.

Но Гольбаху, как и другим материалистам XVIII в., не удалось полностью преодолеть метафизический взгляд на природу и человека. Он не смог вскрыть источник движения материи. Элементы диалектики выступают у него лишь в виде догадок, постановки некоторых вопросов. Но мы не вправе ставить ему это в упрек. Механический и метафизический характер тогдашнего материализма был связан с определенным уровнем развития естествознания, которое подготовило почву только для механического мировоззрения. К этому времени из всех наук больше всего были развиты математика, астрономия и механика. Поэтому под всеобщими законами мира французский мыслитель, естественно, понимал прежде всего законы классической механики.

Рассматривая решение Гольбахом основного вопроса философии, его определение материи, можно сделать вывод, что он как систематизатор материализма XVIII в. внес существенный вклад в дело возникновения диалектики как метода научного мышления. Его понимание сущности материи выходит за рамки метафизического образа мышления, закладывает твердое основание для научной философии.

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

3. Философские взгляды А. Н. Радищева Философские идеи европейского Просвещения XVIII в. получили яркое отражение в творчестве Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Большое влияние на Радищева оказали сочинения Рейналя, Руссо и Гельвеция. Вместе с тем Радищев, получивший

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Философские взгляды В. И. Ленина Основатель большевистской партии и советского государства Владимир Ильич Ленин (1870–1924) считается крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса. Вынужденные оставить в стороне его вклад в марксистскую политэкономию и

Из книги Шаги за горизонт автора Гейзенберг Вернер Карл

Философские взгляды Вольфганга Паули Работы Вольфганга Паули по теоретической физики лишь изредка позволяют разглядеть философскую основу, из которой они выросли, и перед своими коллегами по профессии он предстает прежде всего как блестящий, всегда тяготеющий к

Из книги Сократ автора Кессиди Феохарий Харлампиевич

3. Философские взгляды софистов и Сократ Появление софистов на философском горизонте сопровождалось четкой постановкой вопроса о роли субъекта (человека) в процессе познания. Тем самым софисты впервые выдвинули гносеологическую проблему достоверности человеческих

Из книги Краткий очерк истории философии автора Иовчук М Т

§ 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Общественно-политические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в. Дмитрия Сергеевича Аничкова (1733–1788), Семена Ефимовича Десницкого (ум. 1789), Ивана Андреевича Третьякова

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

§ 5. Философские и социологические взгляды декабристов Формирование идеологии дворянских революционеров. Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической и философской мысли России первой четверти XIX в. была деятельность дворянских

Из книги Томас Пейн автора Гольдберг Николай Моисеевич

2. Философские взгляды Симплиция а) Философские взгляды Симплиция мало чем отличаются от взглядов Дамаския и даже вообще от неоплатонизма. У него безусловная убежденность в тождестве платоновской и аристотелевской философии. Это видно на множестве мест из его

Из книги Русская религиозная философия автора Мень Александр

Глава третья ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И КРИТИКА РЕЛИГИИ

Из книги Николай Гаврилович Милеску Спафарий автора Урсул Дмитрий Тимофеевич

Из книги М.Л. Налбандян автора Хачатурян Ашот Богданович

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Бернард Больцано автора Колядко Виталий Иванович

Глава IV. Этические взгляды Критика религиозной морали Счастье человека зависит от его поведения по отношению к другим людям... Гольбах ритике феодально-религиозной нравственности Гольбах посвятил значительную часть своих произведений. «Всеобщая мораль», «Этократия,

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги автора

Глава VII. Бессмертие души. Религиозно-этические взгляды чение о бессмертии души непосредственно не связано у Больцано с религиозными воззрениями и по сути дела составляет часть его онтологии и примыкает к этике. Но тема бессмертия была по своему смыслу связана с

Из книги автора

Персоналистические философские взгляды. Важнейшим звеном в развитии философской мысли, обосновывающим пе­реход правовой культуры от социоцентристских к персоноцентристским началам и в силу этого повлиявшим на саму постановку философских проблем права, стали

Гольбах (Holbach) Поль Анри , французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д"Аламбера. В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д"Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главное сочинение - «Система природы» (1770, рус. перевод 1924 и 1940).

Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы которого Г. сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчинённой её законам, Г. отрицал свободу воли. Г. последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка .

Г. критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлечённое понятие человеческой природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор ). Развитие человеческого общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуществления «царства разума» Г. ожидал в результате появления просвещённого монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу. В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием Г. сыграл определённую роль в идейной подготовке утопического социализма 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 147-48).

Г. принадлежат написанные в духе буржуазного просветительства остроумные атеистические произведения. Из-за преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно, и, как правило, за пределами Франции.

Соч.: Textes choisis, v. 1-, P., 1957 -; в рус. пер.- Избр. произв., т. 1-2, М., 1963.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409-12; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 2, М., 1956, с. 36-78; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., философия Гольбаха, М., 1925; Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, «Уч. зап. Тульского государственного педагогического института», 1955, в. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, «Новая и новейшая история», 1957, №1, с. 29-55; Cushing М. P., Baron d"Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D"Holbach et ses amis, P., 1928; Naville P., P. d"Holbach et la philosophie scientifique au 18 siècle. P., 1943.

  • - , французский живописец, график, скульптор. В юности служил моряком, в 1871-83 - биржевым маклером в Париже...

    Художественная энциклопедия

  • Новейший философский словарь

  • - Поль Анри - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По...

    История философии

  • - бельгийский дипломат и государственный деятель, юрист по образованию. С. участвовал в первой мировой войне, в 1916-18 был в плену в Германии...

    Дипломатический словарь

  • - Писатель французского Просвещения, всецело чуждый утилитаризму. Поначалу учился естественным наукам и писал для "Энциклопедии" статьи по химии...

    Политология. Словарь.

  • - Поль Анри, французский философ. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д"Аламбера...

    Современная энциклопедия

  • - Поль Анри - представитель франц. Просвещения, философ-материалист и атеист. Род. в Эдесхейме в семье крупного торговца, нем. барона. Воспитывался и жил в Париже...

    Советская историческая энциклопедия

  • - французский писатель. Получив очень тщательное образование, Ф. поступил на службу в одно из министерств, но вскоре предпочел выйти в отставку...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Гоген Поль Эжен Анри, французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 - биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг. самостоятельно занялся живописью...
  • - Картан Анри Поль, французский математик. Сын Э. Картана. Окончил Высшую нормальную школу. Профессор Парижского университета...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Спаак Поль Анри, бельгийский политический и государственный деятель. По образованию юрист. В 20-х гг. вступил в Бельгийскую рабочую партию. В 1936‒37, 1938, 1939‒1947, 1949, 1954‒57, 1961‒66 министр иностранных дел....

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский философ, иностранный почетный член Петербургской АН. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д Аламбера...
  • - один из лидеров Бельгийской социалистической партии, министр иностранных дел и премьер-министр...

    Большой энциклопедический словарь

  • - французский пилот и испытатель летательных аппаратов. В 1919-45 был генеральным секретарем ФАИ, которой в честь его учрежден диплом...

    Большой энциклопедический словарь

  • - философ Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Гольбах Поль Анри" в книгах

Гольбах

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Гольбах Поль Анри Гольбах (1723–1789) – французский философ. Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь помешали людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь, на земле. Полагать, что мы обязаны верить в вещи, не доступные нашему разуму, так же нелепо,

ГОГЕН ПОЛЬ ЭЖЕН АНРИ (род. 17.06.1848 г. – ум. 08.05.1903 г.)

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Поль Гольбах как систематизатор метафизического материализма французского Просвещения

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Поль Гольбах как систематизатор метафизического материализма французского Просвещения Поль Анри Гольбах (1723–1789), немецкий барон, получил воспитание и всю жизнь прожил в Париже, где и похоронен. Систематизированного образования он не получил, но прошел школу серьезной

4. П. Гольбах

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Поль Гольбах. Социальная система

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Поль Гольбах. Социальная система О ВОЙНАХ (т. II, гл. XI) нертность, изнеженность, праздность государей гибельны для нации, а их активность, направленная не на утверждение справедливости, благоразумия, интересов государства, еще более для нее разрушительна. Уже говорилось о

2.1 Гольбах

Из книги Не Евангелие автора Унрау Виктор Андреевич

2.1 Гольбах Одну из многочисленный теорий эгоистической природы неэгоистических поступков предложил Гольбах.Он исходит из того, что любое чувствующее и разумное существо заботится о своем самосохранении и благополучии. Однако опыт и разум подсказывают ему, что оно не

ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723–1789)

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Поль Анри-Гольбах

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Поль Анри-Гольбах (1723-1789 гг.) философ Бог, оказавшийся настолько вероломным и коварным, чтобы создать первого человека и затем подвергнуть его искушению и греху, не может считаться существом совершенным и должен быть назван чудовищем безрассудства, несправедливости,

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ГОЛЬБАХ, Пьер Анри (Holbach, Pierre Henri, 1723–1789), французский философпросветитель 592 Невежество и страх – вот два столпа всякой религии. «Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным» (1772), § 10; пер. М. Баранович? Гольбах П. А. Письма к Евгении;

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-1789)

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные

Поль-Анри Гольбах – французский философ-материалист и атеист, один из идеологов французской революционно настроенной буржуазии. Он был крупнейшим систематизатором учения французских просветителей. Выступал с резкой критикой религии и идеализма, отстаивал взгляды «здравого смысла» во всех сферах науки, философии и политики. В теории познания придерживался сенсуализма, а в политике был сторонником конституционной монархии. Основные его сочинения: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Здравый смысл или идеи естественные, противопоставленные идеям сверхъестественным».

Учение о материи и движении . Гольбах одним из первых французских философов осмыслил главные достижения И.Ньютона и, опираясь на них, создал свое учение о материи и движении. Он утверждал вечность, первичность, несотворимость материального мира, существующего независимо от человеческого сознания, бесконечного во времени и пространстве. Материя, согласно Гольбаху, это «все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства». Движение является способом существования материи, «необходимым образом вытекающим из ее сущности». Поэтому материя и движение нераздельны. Разумеется, все виды материального движения сводились Гольбахом к механическому перемещению, что было характерно для материализмаXVIIIстолетия в целом. Понимая причинность механистически, Гольбах отрицал объективное существование случайностей. Последние он определял как явления. Причины которых нам не известны. Природа является причиной всего существующего, а свою причину несет в себе. «Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда. Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что по тем же основаниям она должна была двигаться вечно, так как движение - необходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных свойств, как протяжение, вес, непроницаемость, фигура…»

Человек как творение природы . Для Гольбаха человек, в противовес религиозным мифам, является творением природы, частью ее и подчинен ее законам. Нет различий между человеком физическим и человеком духовным: «Человек является чисто физическим существом; духовное существо – всего лишь то же самое физическое существо…разве его личные особенности не сотворены природой? Короче говоря, физический человек действует под влиянием причин, познаваемых с помощью органов чувств, духовный человек – это человек, действующий по физическим причинам, которые нам мешают познать наши же предрассудки». Поэтому, чтобы понять свои потребности и поступки, человек должен прибегать к физике и опыту, а не к теологическим предрассудкам.

Сенсуализм. Критика теории врожденных идей. В своих философских взглядах Гольбах отстаивал позиции последовательного материалистического сенсуализма. Он полагал, что все идеи, которыми обладает отдельный человек, рождаются в его мозгу под влиянием ощущений: «вещи известны нам или вызывают у нас идеи лишь через посредство наших органов чувств». Гольбах, вместе с другими энциклопедистами, разрабатывал материалистическую теорию ощущений, согласно которой все ощущения возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств. «Ощущать, - писал он, – значит испытывать воздействия особым способом, свойственным некоторым органам живых тел и обнаруживающимся при наличии материального предмета, действующего на эти органы». Отстаивая материалистический сенсуализм, Гольбах выступал против непоследовательности Д.Локка, против теологии, идеалистического сенсуализма Дж.Беркли и учения Р.Декарта о врожденных идеях. «Что сказать о философе вроде Беркли, – саркастически спрашивает Гольбах, – который старается доказать нам, будто все в этом мире лишь иллюзия и химера, будто весь мир существует лишь в нас самих и в нашем воображении, и который при помощи софизмов, неразрешимых для всех сторонников учения о духовности души, делает проблематичным существование всех вещей?». Точно так же достойны критики Декарт и его ученики, утверждавшие, что «тело не имеет абсолютно никакого отношения к ощущениям или идеям нашей души и что душа ощущала бы, видела, слышала, вкушала и осязала, даже если бы вне нас не существовало ничего материального, или телесного». Чтобы разувериться в учении о врожденных идеях, или модификациях, запечатленных в нашей душе к моменту ее рождения, полагает Гольбах, достаточно добраться до их источника. Мы увидим тогда, что привычные идеи, с которыми мы как бы сроднились, явились к нам через посредство некоторых из наших чувств, запечатлелись - иногда с очень большим трудом - в нашем мозгу и никогда не были неизменными, а всегда изменялись. «Мы увидим, что эти якобы присущие нашей душе идеи есть следствие воспитания, примера и в особенности привычки, которая путем повторных движений заставляет наш мозг свыкаться с известной системой понятий и приводить в определенную связь свои отчетливые или неясные идеи. Короче говоря, мы принимаем за врожденные те идеи, происхождение которых забыто нами». И остается только удивляться тому, полагает Гольбах, что Дж.Локк, выступая в целом против теории врожденных идей, остановился на полпути и вопреки своей сенсуалистической установке признавал существование врожденной идеи бога и других теологических сущностей.

Критика религии . В отношении религии Гольбах занимал непримиримую атеистическую позицию. Причиной существования религиозных предрассудков он считал невежество, неумение понять природу, исходя из ее собственных внутренних причин: «…теологи сочинили субстанцию, совершенно отличную от тела человека, и приписали ей все свои мысли, сделав тело совершенно излишним… сделав бога посредником, связующим звеном между душой и телом».

Но если незнание природы породило богов, то просвещение должно их уничтожить. По мере просвещения рассеиваются людские страхи перед всевышним, поскольку «просвещенный человек перестает быть суеверным». А церковникам следовало бы понять, «что тот невыразимый интеллект, которому приписывают управление миром, но ни существования, ни качеств которого не могут засвидетельствовать наши чувства, является вымышленным существом». На основе философского учения о единстве материи и движения Гольбах опровергал не только традиционно-религиозные представления о боге-творце, но и деистическое учение о «первом толчке». Гольбах критиковал и религиозное учение о «бессмертии души». Критика Гольбахом религии выражалась в едких памфлетах, которые ему нередко приходилось издавать анонимно и за пределами Франции.

Социально-политические взгляды . В своих трудах Гольбах теоретически обосновывал необходимость замены феодальных порядков новым «естественным» и «разумным» общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом. Гольбах критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, настаивал на необходимости ограничения королевской власти. Не понимая специфики общественного развития, отличия природных процессов от социальных, Гольбах рассматривал любовь к «естественному» обществу как проявление разумности человека. В целом он разделял договорную теорию происхождения общества, популярную у большинства деятелей Просвещения. С позиций «естественного» права Гельвеций признавал наиболее существенной чертой человеческой природы стремление к удовлетворению личных интересов, хотя при этом и осуждал крайний эгоизм, защищая идею гармонии личных и общественных интересов.

Таким образом, в лице Гольбаха мы видим яркого представителя французского Просвещения, одного из тех, кто теоретически подготавливал французскую буржуазную революцию, обосновывая ее необходимость требованиями разума.

Курс философии (краткое изложение). Часть третья. Философия Нового времени и Просвещения. / Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2009.

Иванова Адель Алексеевна

Ледников Евгений Евгеньевич

Вольнякова Ольга Александровна

Логина Наталья Владимировна

Солодухин Денис Витальевич

Арапова Эльмира Асфаровна

Арапов Олег Геннадьевич

Криволапова Юлия Константиновна

Зубец Галина Прокопьевна

Поль Анри Дитрих Гольбах (1723-1789)

Поль Анри Дитрих Гольбах относился к французским философам - материалистам. Он родился в Германии в семье барона и унаследовал от него огромное состояние. Установлению материалистических взглядов у молодого философа способствовали занятия естествознанием, что также привело его к антирелигиозной критике, в которой ему трудно найти равных. После учебы в Лейденском университете переехал в Париж, где и остался жить. Там Гольбах вошел в ряды просветителей и надолго подружился с Дени Дидро, который оказал внушительное влияние на становление философа. Есть сведения, что именно под воздействием Дидро Гольбах приобрел атеистические воззрения. Также под опекой Дидро Гольбах стал сотрудником «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (её редактором был сам Дидро). Друзья вместе трудились над этим произведением и стойко переносили все тяготы и гонения на «Энциклопедию».

Гольбах создал немало значимых и известных работ, таких как «Здравый смысл», «Письма к Евгении», «Естественная политика», «Карманное богословие». Во многих из них главенствовала антирелигиозная направленность. Пропаганда атеизма увлекала Гольбаха, он видел в ней призвание и долг всей своей жизни. Иногда этого философа даже называли «личным врагом бога». К самому главному труду Гольбаха стоит отнести его знаменитую книгу «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», которая вышла в свет в 1770г. Это произведение вызвал самые противоречивые отзывы среди просветителей. Дидро, написавший к «Системе природы» заключительную главу, высоко оценил эту книгу, главным образом, за то, что философия её автора «свободна», «ясна» и «монолитна». Вольтер согласился с некоторыми положениями «Системы природы», особенно в отношении христианства и церкви. «Но с воинствующим атеизмом этой книги деист Вольтер примириться не мог, считая, что она сделала «неисправимое зло»». Руссо резко отрицательно отнёсся к этому произведению. Многие из передовых людей того времени предвидели трагическую судьбу этой книги, и они не ошиблись. Спустя немного времени после ее издания, «Систему природы» подвергли публичному сожжению и после этого внесли в «Индекс запрещенных книг». Но это вовсе не помешало этому произведению найти своих читателей, так как несмотря на запреты, оно продолжало выходить на разных языках.
Гольбах не был первопроходцем в идеях материализма и атеизма, но он внёс огромный вклад в мировую философию тем, что сумел объединить в единую систему сложившиеся к тому времени просветительские и материалистические представления, изложив их простым и доступным языком в своей «Системе природы» (другое название «Библия материализма»).

“Система природы”

В первой части этого произведения Гольбах даёт материалистическое обоснование природе, всем её процессам, созданиям, человеку и всей его жизни и деятельности. Он утверждает мысль о том, что именно природа является единственной и неоспоримой субстанцией, а человек - это порождение природы, полностью зависящее от её законов. Он отвергает деление человека на человека физического и духовного, а видит в духовности лишь специфическое выражение физической организации. Гольбах уверен в то, что мы можем познать законы природы с помощью наших чувств и опытов. Он представляет природу как бесконечное множество причин и следствий, при этом одни из причин непосредственно затрагивают наши чувства и поэтому известны нам, другие же - действуют на нас косвенно, через следствия, поэтому мы их не знаем. Гольбах отмечает, что природа состоит из разных существ, которые в свою очередь состоят из разнообразных комбинаций веществ, создающих индивидуальные сущности природных организмов, которые отличаются друг от друга и действуют в соответствии со своим строением. То есть, по Гольбаху, сущность какого - либо существа - это его индивидуальная, частная природа. Вторую главу Гольбах посвятил движению и его происхождению. В движении он видит неотъемлемое и постоянное свойство материи, которое заключается в том, что тела изменяют свое местоположение в пространстве и за счёт этого совершаются различные отношения между существами. «Причина - это существо, приводящее в движение другое существо или производящее какое - либо изменение в нём. Следствие - это изменение, произведенное каким - нибудь телом в другом теле при помощи движения». Гольбах классифицирует виды движений, деля их на видимые и скрытые, которые мы не можем непосредственно наблюдать, а узнаем о них только по результату, последствиям этих движений. Кроме того, Гольбах различает приобретенные и самопроизвольные движения. Приобретёнными он называет такие движения, которые были сообщены телу посторонней причиной или силой, находящейся вне его. Самопроизвольные движения зависят от самого тела, его энергии, причины, находящейся в нем самом. Существует у Гольбаха также деление на простые и сложные движения. Простые движения - это те, которые были вызваны одной причиной или силой, сложные - вызванные несколькими причинами и силами. Все движения тел Гольбах считает закономерными и необходимыми. «Всякое существо может действовать и двигаться только определенным образом, то есть согласно законам, зависящим от его собственной сущности, его собственного сочетания и собственной природы, одним словом, от собственной энергии и от энергии тел, воздействующих на него. В этом и заключаются неизменные законы движения».

Гольбах обращает внимание на привычку людей приписывать сверхъестественные свойства тем явлениям, причины которых не известны. Философ критикует эту привычку, предлагает признать непознанность многих законов природы и продолжать их изучение. Гольбах выделяет такие законы движения, как притяжение и отталкивание, симпатия и антипатия, сродство или отношение. По мнению Гольбаха, существовать - это значит испытывать движения, свойственные данной определенной сущности. А сохраняться - значит сообщать и получать движения, из которых вытекает поддержание существования, привлекать вещества, способные укрепить собственное существо, и удалять те, которые могут ослабить его или повредить ему. Следовательно, все существа стремятся сохраниться, каждое на свой лад. Человек стремится доставить себе удовольствие и избежать страданий.

Также Гольбах рассматривает идею необходимости. На его взгляд, необходимость - это постоянная и ненарушимая связь причин с их следствиями. В природе всё подчинено необходимости, так как все существа действуют исходя из их природы, и по-другому действовать не могут. Философ приводит два примера своего представления. Он утверждает, что и в вихре пыли, кажущимся на первый взгляд хаотичным, и в политических преобразованиях нет ни одного момента, который не был бы закономерным, должным, необходимым. В природе всегда всё происходит так, как должно происходить, так, как было запрограммировано в данном существе, в данной ситуации.

Затрагивая понятия порядка и беспорядка, Гольбах приходит к выводу, что это лишь представления, сочинённые людьми. Беспорядок - это лишь изменение привычного порядка, переход к новому порядку. Выходит, что беспорядок - следствие необходимости. Гольбах отрицает существование сверхъестественных явлений, объясняя их нашим незнанием истинных причин этих явлений. Он опровергает и понятие случая, признавая, что природа создаёт разумные существа; отказывается признавать саму природу разумной, говоря, что природа может лишь составлять различные комбинации веществ, в результате которых появляется способность разум. Возвращаясь к теме деления человека на физического и духовного, Гольбах разрушает представления о двойственной сущности человека, отвергая выделение в нём двух субстанций - тела и души. Он много раз повторяет, что человек является материальным существом, которому присуща особая организация, позволяющая ему чувствовать и мыслить. Признавая, что нам мало известно о происхождении человека, Гольбах заключает, что человек - особым образом сложенная материя, форма которой постоянно меняется. Это один из бесконечных переходных этапов постоянно изменяющейся материи.

В главе, посвящённой душе и системе спиритуализма, Гольбах доказывает, что не может существовать неуловимая чувствами субстанция, которая влияла бы на наши органы и могла бы сообщать и принимать движения. Если что - либо и способно изменять своё отношение к пространству, то оно должно обладать различными физическими свойствами, такими, как протяжённость, твёрдость, наличие частей. А если у субстанции присутствуют эти свойства, то она является материей. Феномен души человека Гольбах объясняет с помощью нервных процессов, происходящих в человеческом мозге. Они также зависят от человеческой природы, тоже являются необходимыми действиями. Таким образом, благодаря мозгу, внутри человека происходят разнообразные движения, называемые умственными способностями. Гольбах описывает разнообразие умственных способностей и нравственных качеств у людей. Он различает людей на добрых и злых, добродетельных и порочных, учёных и невежд, при этом подчеркивая, что все эти способности, которые обычно приписывают душе, зависят от физических причин, как и все остальные явления. Он исследует понятие темперамента, как причину умственных и нравственных свойств человека. Темпераментом человека Гольбах называет обычное состояние, в котором находятся жидкие и твёрдые составные части его тела. Предпочтительным является такой темперамент, в котором главенствует огненное начало (флогистон), которое придает человеку больше живости, энергии, воображения и таланта. Источником, определяющим наш темперамент, является наша мать, от которой нам передаётся частица её огня, а также наши способности зависят от материальных причин. Гольбах выделяет несколько основных склонностей человека и объясняет их с точки зрения материализма. Чувствительность души философ определяет как особое строение мозга, позволяющее быстро и живо воспринимать производимые на нас предметами впечатления. Физическая чувствительность влечёт за собой ум. Под умом Гольбах понимал способность быстро схватывать совокупность предметов и разные их взаимоотношения отношения.

Гольбах придаёт большое значение опыту, от которого зависит знание. Благодаря опыту и памяти мы можем понимать аналогии, сходства, причинно - следственные связи и, в результате этого, можем предвидеть многие действия. Из этого возникают благоразумие, предусмотрительность. Разумом Гольбах называет способность производить опыты, вспоминать и предвидеть действия, чтобы устранить те из них, которые могут вредить нам, или доставить себе те, которые полезны для нашего самосохранения и нашего счастья. Целью человеческого существования Гольбах считает счастье. Благодаря разуму человек понимает, что для его счастья необходимо счастье окружающих его людей, так как они своими способностями могут помочь ему его добиться. Поэтому возникает потребность в добродетели, под которой философ подразумевает всё то, что поистине полезно живущим в обществе людям. Значит, нравственная обязанность человека состоит в необходимости использовать средства, способные сделать счастливыми окружающие нас существа, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих.

Гольбах исследует также вопросы политики, закона, права. Политика создана для того, чтобы регулировать страсти людей и направлять их на благо общества. Проблему политики он видит в том, что она зачастую основывается не на всеобщем благе, а на прихотях и индивидуальной выгоде тех, кто управляет обществом. Закон существует для того, чтобы удерживать людей в рамках долга и напоминать им, что их отношения основываются на условном договоре помогать и не вредить друг другу. Люди, стоящие во главе общества, призваны организовывать множество людей, управлять ими. Так возникает правительство, которое должно быть избранно добровольным согласием граждан и должно заботиться о сохранении и благополучии общества. Законы, правительство и правосудие должны обеспечивать гражданам общества определённые выгоды. Эти выгоды - свобода, собственность, безопасность. Свобода - это способность делать ради своего счастья всё то, что не мешает счастью других людей. Собственность - это возможность пользоваться выгодами, доставляемыми каждому члену общества его трудом и умением. Безопасность - это уверенность человека в том, что законы будут охранять его, пока он будет выполнять свои обязательства по отношению к обществу. Также у общества есть права.

Стоит обратить внимание на учение Гольбаха о свободе. Сначала, опровергая тот взгляд, что наша воля независима от внешних влияний и, следовательно, мы свободны, Гольбах, казалось бы, отрицает свободу вообще. Но затем он объясняет, что воля наша зависит от нашей физической организации, а действие этой воли зависят от мотивов, полученных нами извне. Когда на нас влияют несколько разных мотивов, то действие нашей воли приостановлено, мы не знаем, как поступить, мы обдумываем свой шаг. В любом случае, действие воли человека обуславливается внешними импульсами, которые по - разному воспринимаются в зависимости от темперамента, воспитания, опыта. То есть, Гольбах опять приходит к выводу, что всё подчинено необходимости, но эта необходимость заключена в нас самих и её осознание и является свободой. «Жить - это значит существовать необходимым образом в течение сменяющих друг друга необходимым образом моментов длительности; хотеть - это значит соглашаться или не соглашаться оставаться тем, чем мы являемся; быть свободным - это значит уступать необходимым мотивам, которые мы носим в самих себе».

Следом, Гольбах разбирает взгляд, утверждающий, что система фатализма опасна. Философ отрицает, что фатализм должен приводить к мнению, что если все поступки людей являются необходимыми, то нет права наказывать людей, совершающих дурные поступки. Естественно, такой взгляд опасен, так как он может оправдать любое зло. Но Гольбах в своем учении не снимает с людей вины за преступления. Он утверждает, что, несмотря на необходимые причины действий, мы можем отличать хорошие поступки от плохих и должны одобрять первые и порицать вторые. Ради блага общества дурные действия должны наказываться, чтобы у люди понимали, какое поведение будет им на пользу, а какое во вред. А мотивы, сдерживающие людей и направляющие их на верный путь, Гольбах предлагает искать не в религии, а в природе, опыте, примерах, воспитании, нравственности и законах.

Прямым источником человеческого счастья Гольбах считал добродетель. Человек так создан, что он в первую очередь заботится о своём самосохранении и счастье, понимая, что пути, которыми он может этого добиться, лежат через счастье других людей, а, значит, через добродетель. Но если добродетельный человек оказывается непонятым людям, которые придерживаются другого поведения, то он всё равно имеет прочную опору и поддержку, заключающуюся в нём самом. Гольбах осуждает религию за призыв к человеку отказаться от своих страстей и желаний, в которых состоит его природа. И бедствия у людей случаются не из-за страстей и желаний, а из-за неправильного их использования. «Людей нельзя сделать счастливыми, задушив их страсти; для этой цели надо направить их страсти на вещи, полезные им самим и их ближним». Поэтому Гольбах утверждает, что религия выбрала пагубный для людей путь существования, запрещающий им быть счастливыми в соответствии со своей природой. Более подробное объяснение атеистических воззрений Гольбаха можно найти во второй части «Системы природы». Он называет атеистом человека, «уничтожающего пагубные для человечества иллюзии, чтобы вернуть людей к природе, к опыту, к разуму». Гольбах обвиняет религию не только в несостоятельности искоренить зло, но даже в способствовании злу и оправдании преступлений; считает религию «прикрытием» пороков и злодеяний, в которых верующие ссылаются на приказания божества. «Между тем именно ссылкой на божество оправдывает изувер свою злобу, тиран - свои гонения, жрец - свою жестокость и непокорство, фанатик - свои излишества, монах - свою бесполезность». Гольбах подробно разбирает и опровергает доказательства бытия бога, данные Кларком, Декартом, Мальбраншем, Ньютоном. Он внимательно прослеживает происхождение наших идей о божестве, вскрывает противоречивость идеи теологии, обнаруживает непоследовательность и бесполезность поведения людей по отношению к божеству и снова убеждается в мысли о вреде религии для человечества.

Но, несмотря на вопиющий атеизм, отличительной чертой философии Гольбаха являлся гуманизм. Гольбах решительно отвергал религию, потому что видел в ней главную преграду на пути к человеческому счастью и стремился освободить человечество от гнёта пагубных предрассудков. Единственное, что не учёл французский философ, - это потребность человека в вере, которая также заложена в самой человеческой природе. Вера не должна мешать полноценной и добродетельной жизни, нельзя злоупотреблять верой и делать из неё орудие наживы и манипуляции людьми. Но каждому человеку стоит оставить право на утешение, успокоение, которое вера может дать ему. Позицию Гольбаха можно осуждать или понимать, но нельзя не согласиться с тем, что она заслуживает уважения хотя бы потому, что его философия не учит ничему плохому, а направлена на добродетель, познание, благо, на лучшие жизненные ценности.