Картотека "настольно-печатные игры" старший дошкольный возраст. Консультация на тему: Роль настольно-печатных игр в развитии детей

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.
Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.

Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».
Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание. Впрочем, многое зависит от ребенка.
Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?

Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.
Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.

Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!

Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.

А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.

Опыт педагогов-практиков показывает (Адашкявичене Э. Й., Гришин В. В., Фролов В. Г., Юрко Г. П., Змановский Ю. В. и др, что дети дошкольного возраста могут освоить элементы разных спортивных игр: баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей и др. В тоже время для современных детей, независимо от возраста, характерно ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости.

Все комплексные программы по физическому воспитанию дошкольников включают обучение элементам спортивных игр и упражнений (в том числе настольного тенниса) со старшего дошкольного возраста.

Нас заинтересовали сообщения родителей о занятиях элементами игры в настольный теннис детей четырёх лет. Например, на сайте «Ранний старт», в разделе «настольный теннис» Татьяна Мочалова пишет о своей дочери – «Моя дочь научилась набивать целлулоидный шарик на ракетке для настольного тенниса и правой и левой рукой. На глазах она стала и более ловкой, и стала лучше рисовать и писать. Я боюсь больших спортивных нагрузок для девочек, но от пинг-понга никакого вреда быть не может. Девочка сколько угодно раз подбивает мяч на ракетке и правой и левой рукой, а ей всего четыре года.

В дошкольных учреждениях г. Самары, Самарской области единичны случаи системной работы по обучению детей игре в настольный теннис. Наиболее частый ответ педагогов ДОУ – дороги теннисные столы.

Мы попытались провести обучение элементам игры в настольный теннис детей среднего дошкольного возраста.

Мы предположили, что включение подготовительных упражнений и элементов игры в настольный теннис в образовательную деятельность детей среднего дошкольного возраста повысит развитие их физических качеств.

Эту работу провели в детском саду "Берёзка", пос. Кинельский, Кинельского района, Самарской области.

Была поставлена цель – организовать обучение элементам игры в настольный теннис детей средней группы дошкольного возраста.

В план педагогической деятельности вошли:

Обследование группы детей 5 года жизни по уровню проявления развития ловкости и мускулатуры кистей рук.

Разработка перспективного плана обучения элементам игры в настольный теннис на год

Проведение занятий секции «Весёлый шарик» – 2 раза в неделю.

1. Навык удерживания предмета в равновесии развит слабо.

2. Показатели кистевой динамики детей соответствуют нормативам физиометрических показателей (по программе «Успех») .

3. Навык удержание шарика на ракетке с продвижением вперёд на 2 м. – тоже невысок.

В ходе обучения детей выполнялись упражнения:

Беговые и прыжковые упражнения с теннисной ракеткой в руке, со сменой игровых ситуаций по звуковому сигналу.

Броски теннисного мяча об пол с ловлей после отскока (левой и правой рукой.

Ловля теннисного мяча двумя ракетками одновременно после отскока его от пола.

Отбивание теннисного мяча после отскока от пола, тыльной и ладонной стороной ракетки, поочередно (ведущей рукой) .

Отбивание теннисного мяча с места, после подбрасывания, с попаданием в обруч на расстоянии 3-5 шагов (имитация подачи) .

Игра “Фонтанчик”- как можно дольше набивать теннисный шарик на ракетке, действуя одной рукой.

Упражнение в парах у теннисного стола: дети располагаются по боковым сторонам стола. Задание: толчком ракетки откатить теннисный мяч партнеру.

Упражнение в парах: отбивание теннисного мяча после его отскока от стола, с помощью педагога.

Упражнение в парах:самостоятельное отбивание теннисного мяча после его отскока от стола.

Во время проведения уже первых игровых встреч секции «Весёлый шарик», большинство детей средней группы проявило интерес как к процессу владения ракеткой, так и к соревнованиям. Пока проведено 10 занятий по 30 минут во второй половине дня (Фотографии представлены в презентации) .

Интерес детей к игре в настольный теннис даже возрос, отклонений в состоянии здоровья не наблюдалось.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Развивающие настольные игры для развития воображения старших дошкольников»

Уже третий год работаю по теме самообразования "Игровые упражнения и развивающие игры как эффективное средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие воображения посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Способствовать развитию воображения через привлечение старших дошкольников к участию в игровых упражнениях и настольных развивающих играх;

Мотивировать к включению старших дошкольников в игровую деятельность для развития воображения;

Обогатить развивающую среду игровыми упражнениями и настольными развивающими играми для развития воображения;

В процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать развитию творческого самовыражения;

Расширить кругозор родителей о воображении старших дошкольников.

Совсем недавно вниманию родителей были предложены консультации:

- «Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста»;

- «Развивающие настольные игры для развития воображения».

Именно последнюю консультацию хочу представить и Вашему вниманию, уважаемые коллеги, насыщенную фотографиями развивающих игр, которые, уверенна заинтересуют и Вас.

Развитию воображения способствует привлечение внимания старших дошкольников к настольным развивающим играм.

Естественно, игры такого плана подбираются в соответствии с возрастом и имеют очень широкий спектр развития способностей детей, таких как:

Развитие восприятия формы,

Способности выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объектов,

Распознавать и составлять изображения предметов, животных, птиц, строений, средств передвижения,

Развитие глазомера, репродуктивного и творческого воображения, зрительно-моторную координации,

Зрительного анализа/синтеза,

Умения работать по правилам,

Произвольного внимания,

Памяти, усидчивости,

Творческого мышления.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Сначала дошкольники по узорам-заданиям складывают точно такой же узор из кубиков: путём наложения кубиков на изображение, а после - составляют изображения при расположении узора-задания рядом. И, наконец, дети придумывают новые узоры – выполняют творческую работу.

Не менее занимательна настольная игра «Геометрическая мозаика», где из геометрических фигур разных размеров и цветов дошкольники могут составить предлагаемые иллюстративные изображения. В ходе дальнейшей работы дети самостоятельно придумывают свои изображения.

Очень интересна для дошкольников развивающая игра «Танграм». Это геометрический конструктор, представляющий квадрат (размером 8х8 см) из картона, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей на: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцу и по собственному замыслу.

Не менее полезна для детей головоломка-мозаика «Волшебный круг», идентичная ранее описанной игре. Она представляет собой круг, разрезанный на 10 частей: 4 равных треугольника, остальные части попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэтного изображения все 10 частей, не накладывая одну на другую.

Очень интересна для дошкольников игра «Треугольный мир», которая позволяет собрать изображения из 10 треугольников: шесть из них больших размеров и четыре – меньших размеров.

Широкий спектр способностей позволяет раскрыть увлечение настольной игрой «Деревянная мозаика», карточки к которой дети нашей группы создают самостоятельно.

Красочные разноцветные детали игры, представленные в разных размерах и формах, привлекательны и занимательны для дошкольников.

Все вышеописанные игры – только малая часть игр, используемых для развития разносторонних способностей дошкольников, в том числе и развития воображения.

Воображение – очень важная сторона в жизни ребёнка. С помощью его рождаются новые образы и идеи для игр. Через воображение дошкольники решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им сложно.

Значение развитости воображения имеет огромное значение для развития ребёнка. Дети постарше не просто фантазируют – они создают свою мечту, а именно через мечту человек получает смысл жизни, стремление к достижению высот и становится счастливым, приходя к желаемым (а на первом этапе просто воображаемым) результатам. Не стоит забывать, что все великие достижения в самом начале были ни чем иным, как фантазией, образом в мыслях человека.

www.maam.ru

Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»

Развивающая игра для детей 4-5-6-7-8 лет

Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Коммуникация. Направлено на обучение грамоте и развитию фонематического слуха детей 4 - 8 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове первого гласного звука.

Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна логопедам, воспитателям и родителям.

Цель: учить детей выделять первый гласный звук в слове; расширять и активизировать словарь.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о гласных звуках.

Формировать умение выделять в слове первый гласный звук и находить слова, начинающиеся на такой же звук.

Развивающая:

Развивать у детей память, мышление, внимание.

Воспитательная:

Воспитывать умение выполнять правила игры.

Описание игры

Игра предназначена для детей 4 - 6 лет, представляет собой 25 прямоугольных карточек с двумя картинками на каждой. В названии картинок первые звуки «А», «О», «У», «И», «Э». Дети должны называть картинки и определять первый звук в слове.

Карточки необходимо распечатать на цветном принтере, наклеить на плотный картон и вырезать.

Вариант первый : играют от двух до пяти игроков. Карточки выкладываются обратной стороной вверх и перемешиваются. Каждый игрок берёт себе по пять карточек.

Если игроков меньше пяти, то оставшиеся карточки - это «банк». Первой выкладывается карточка с картинками, в названии которых первый звук одинаковый. Игрок, который нашёл у себя такую карточку, выкладывает её.

Следующий игрок может положить карточку слева или справа, так, чтобы на этой карточке была картинка с тем же гласным звуком. Если у игрока нет подходящей карточки, он может взять карточку из «банка».

Если игрок взял подряд две карточки, и среди них нет подходящей, ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первый выложит все свой карточки.

Вариант второй: играют от одного до трёх игроков. Игрокам выдаётся по одной карточке, помеченной звёздочкой. Остальные карточки на столе картинками вверх.

Игроки выкладывают дорожки из карточек, выбирая карточки так, чтобы на картинках рядом лежащих карточек первый звук был одинаковым. Побеждает тот, кто первый соберёт дорожку.

Словарь : ухо, экскаватор, игрушки, индюк, утка, индеец, утёнок, осень, аист, овощи, улей, утюг, автобус, ананас, апельсины, избушка, акула, улитка, аквариум, эскимо, остров, обувь, обруч, учительница, овцы, иголка, осы, эскимос, ива, эму, экран, электричество, экран, арбуз, облако, абрикосы, удочка, автоматчик, электрик, автоматы, этажерка, ириска, этажи, озеро, эвакуатор, укроп, Иванушка, окна, игры, узор.

Карточки домино

Материал ped-kopilka.ru

7.Игры настольно-печатные / Игры для дошкольников 2

Настольно-печатные игры – это особая категория игр, которые в отличие от остальных требуют от участников не только внимания, логического мышления, быстроты реакции и наблюдательности, но и определенных умений пользования карандашом или ручкой. Игра заставляет ребенка сначала подумать и только потом рисовать определенные предметы на листе бумаги, так как стереть рисунок потом будет затруднительно.

Настольно-печатные игры довольно сложны, поэтому дети способны научиться играть в них только с 5-6-летнего возраста. Но, несмотря на это, они очень интересны и воспринимаются малышами всегда с удовольствием.

Цель игры: развивать внимание, наблюдательность, память, умение быстро находить изменения и недостающие элементы в предмете.

Оборудование: листки чистой бумаги, желательно в клеточку, карандаши красного и синего цвета для каждого участника игры.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: дети рассаживаются за столики парами, получают листки чистой бумаги и внимательно слушают правила игры, которые заключаются в том, что необходимо давать напарнику указания по поводу рисования той или иной линии (например, вести вправо, а сейчас – вверх) .

После этого на листе у каждого остается определенная ломаная линия, выполненная красным карандашом. Теперь участник, который давал команды своему напарнику, сам берет карандаш синего цвета и на своем листе бумаги начинает повторять уже имеющийся рисунок. Особым правилом является то, что длина линий, из которых строится ломаная, должна быть примерно одинаковой.

Следующим этапом участники, игравшие парами, меняются ролями, и теперь другой ребенок дает указания, которые надо выполнять. При этом дети не только повторяют такие понятия, как «вверх», «вниз», «вправо», «влево», но и учатся повторять рисунок на другом листе самостоятельно, что требует определенного внимания и умения ориентироваться на плоскости.

Цель игры: научить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям к той или иной категории, совершенствовать способность к обобщению, развивать память, внимание, логическое мышление.

Оборудование: 10–15 счетных палочек, карандаш, ластик и лист белой бумаги.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям следующее задание: необходимо сложить из подготовленных палочек определенную фигуру, например треугольник или прямоугольник. Затем он спрашивает, сколько палочек потребовалось для этого.

Когда ребята ответят на поставленный вопрос, следует предложить им нарисовать на листе бумаги такую же фигуру, причем она должна быть примерно такого же размера. Если для ребят еще сложно выполнить подобное задание, то на помощь может прийти линейка, пользоваться которой они обычно уже умеют.

Также можно предложить собрать из счетных палочек квадрат, попросить детей назвать его отличительные признаки и показать, как можно при помощи только одной палочки превратить его в 2 треугольника.

Когда ребята выполнят и это задание, необходимо проследить, чтобы они правильно перенесли данные фигуры на листки бумаги при помощи карандаша. Во время проведения занятия следует особое внимание уделить правилам пользования карандашом и ластиком, показать, как правильно пользоваться линейкой, чтобы линии получались ровными.

Цель игры: разввать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, обучить ребят различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально», систематизировать знания, полученные ранее.

Оборудование: листы бумаги для каждого участника, карандаши или ручки.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: руководитель предлагает ребятам научиться играть в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо выстроить ряд крестиков или ноликов по диагонали, по вертикали или по горизонтали.

Но сначала следует объяснить значение данных слов, так как не все дети могут быть с ними знакомы.

Следующим этапом воспитатель показывает, как следует чертить игровое поле, чтобы оно состояло из 9 квадратов. Только потом можно начинать объяснение самой игры. Для этого желательно разделить группу детей на 2 команды, одна из которой будет «ноликом», а другая – «крестиком».

Затем руководитель показывает, как могут располагаться крестики или нолики в игровом поле, и какая комбинация оказывается выигрышной.

Это лучше делать на доске, чтобы ребята могли все хорошо видеть.

Когда ребята хорошо усвоят правила игры, можно сыграть всей группой несколько раз и только после этого предложить детям самостоятельно поиграть в парах. Но во время одиночной игры воспитатель должен постоянно контролировать всех и помогать в случае необходимости.

Летом, если у ребят есть мелки и ровный асфальт на игровой площадке, игру можно организовывать и на улице.

Морской бой (1-й вариант)

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку и с нарисованными игровыми полями, ручки или карандаши, большой образец игрового поля, прикрепленный к магнитной доске.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на небольшие группы по 4–5 человек. Каждой из них он раздает по листку бумаги с начерченными на них игровыми полями 10 х 10см, состоящими из 100 клеток.

Затем руководитель объясняет, для чего нужны цифры от 1 до 10, расположенные по вертикали слева или справа от игрового поля, а также какую роль выполняют буквы, написанные сверху над каждой клеткой от А до К.

Только теперь дети начинают с помощью воспитателя располагать корабли на поле таким образом, чтобы они не соприкасались друг с другом. Их должно быть: однопалубных – 4 штуки, двухпалубных – 3, трехпалубных – 2 и четырехпалубных – 1.

Корабли могут располагаться как угодно, главное, чтобы они находились в черте поля.

Теперь можно приступать к игре, в которой участвуют два участника или две команды. Правила игры заключаются в том, чтобы как можно скорее определить месторасположение кораблей и попасть в них снарядом, который летит строго по указанному маршруту, например А-5 или В-10.

Если игрок попал в корабль, но остались еще целые палубы, то другой отвечает, что корабль ранен. Когда же все палубы подбиты, то корабль считается убитым.

Если игрок попал, то он имеет право еще на один ход, но если же он стрелял мимо, то передает ход противнику. В игре побеждает тот участник, который сможет раньше противника «потопить» все корабли.

Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами. развивать речь детей, активизировать словарный запас ребят и обучить правильному построению предложений.

Оборудование: чистые листы бумаги в клеточку, ручки синего и красного цвета.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разделиться на группы по 2–4 человека.

После этого следует взять листки бумаги и сложить их пополам, чтобы уголки совпали друг с другом. Следует развернуть лист и хаотично разместить на каждой половине по 10 небольших кораблей в виде лодочек (около 1см в длину) .

Одна сторона будет являться своим полем, а другая – полем противника.

Теперь можно приступать к атаке. Для этого ребенок должен разместить мину (нарисовать небольшой кружочек и хорошо закрасить его) таким образом, чтобы она располагалась точно противоположно одному из кораблей противника.

Затем листок опять сворачивается и тот же ребенок старается зачертить мину с обратной стороны, чтобы на поле противника остался след от пасты.

Если этот след накладывается на один из кораблей, то он считается погибшим и зачеркивается. Значит, малыш получает право повторного хода.

Но если мина не попадает в корабль, то ход переходит сопернику.

Существуют особые правила игры, которые заключаются в том, что нельзя рисовать мину на своем корабле. Если это произойдет, то он считается убитым.

В игре побеждает тот участник, который первым сможет вычислить все корабли противника.

Подробней www.redov.ru

Консультация для педагогов и родителей

Настольно-печатные игры

в развитии детей дошкольного возраста

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

  1. Какие бывают настольные игры?

Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года) , о различных профессиях (Игра «что кому нужно?») .Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематический процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т.п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

  1. Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?

Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка.

У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе .

Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности.

Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают

привычки правильного поведения,

помогают детям осваивать правила игры,

не нарушать их,

не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

(«Программа воспитания и обучения в д/с», стр. 123)

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

  1. Какие самые популярные настольные игры?

Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Пазлы».

Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными пазлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы пазлов (с их ключами)уменьшаются.

Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель– собрать гармоничное целое из частей.

«Пазлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом.

Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать

«Картинки-половинки»Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

«Большие и маленькие»Маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» - домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

  1. В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т.д.? Когда можно учить собирать мозаику?

Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т.к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т.к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные пазлы – безопасные игры для здоровья детей.

Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

  1. Давайте разберём на примере, какие настольные игры соответствуют определённому возрасту ребёнку? (например, парные картинки – 1,2-2 года, лото-2 года и т.д.)

«Большие и маленькие». - игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» - помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» - учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук»- позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое»- учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму) .

Дети 2 –3 лет любят играть в игры:

  • «Картинки-половинки» (дети собирают картинки из половинок, находят похожие картинки и сравнивают их между собой) ;
  • игра «Чей малыш?» или «Чья мама?» (так же, как в предыдущей игре) ;
  • «Во саду ли в огороде?» (различают фрукты и овощи) ;

Настольно-печатные игры 2 – 3-х летнего возраста отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей данного возраста. В этих играх малыши усваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображениями на картинках.

В 2-3 года воображение ребёнка ещё не развито, преобладает предметная деятельность (манипуляция предметами) ,стремление знакомиться с окружающими предметами, активно действовать с ними. Попытка конструирования: игры с игрушками – вкладами, с башенкой – придавать ей форму;

На 3-ем году жизни у ребёнка начинает формироваться воображение, в играх появляется несложный сюжет.

Проявляется активная самостоятельная деятельность ребёнка.

Год от года детям становятся доступны игры, которые уже богаче по содержанию, сложнее по организации и правилам.

  1. Дети 2-3 лет, как правило, неусидчивы, как можно заинтересовать ребёнка, чтобы игра действительно была увлекательной?

Внимание в этом возрасте ещё не устойчиво, детишки быстро отвлекаются, поэтому важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка (например: заяц – попрыгать, кошка – мяукнуть) .

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Произвольное внимание в данном возрасте ребёнка удерживается в течении 2-3 минут, а дальше необходима поддержка и активизации внимания малыша со стороны заботливых взрослых и родителей в виде потешек, стихов.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры»народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Воображение ребёнка в 2-3 года развито недостаточно, только начинает формироваться и лучше игры сопровождать речью. Это поможет созданию образа (озвучивать действия, проговаривать последовательность их выполнения) .

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

На 4-ом году жизни у детей уже проявляется способность идти от мысли к действию.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

  1. Сколько времени в день нужно уделять настольным играм?

В возрасте 2 – 2,5 лет возрастной нормой является выраженная потребность ребёнка в игре, возрастной нормой является высокий уровень самостоятельной игры, при котором ребёнок проявляет ярко выраженную потребность в игре с сюжетными игрушкам. Репертуар таких игровых действий богат и разнообразен, и в процессе игры малыш охотно и регулярно использует предметы – заместители.

Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры.

В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Дети, более старшего возраста, играют в настольные игры по желанию ребёнка.

Желаем любознательным детям и заботливым родителям тщательный и внимательный подход к выбору игр!

Материал подготовила:

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»

Атаманова Маргарита Степановна

Материал с сайта nsportal.ru

Дидактическая игра «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать»

Представляю вам дидактическую, многофункциональную игру для детей младшего дошкольного возраста.

Методика проведения трёх вариантов игры.

Описание работы: Данная игра предназначена для детей 2-3 лет, и станет хорошим помощником для воспитателей групп раннего дошкольного возраста. Эта игра охватывает и сенсорное развитие, и активизация речи ребёнка, дети учатся группировать предметы, и конечно ориентироваться в четырёх основных цветах предметов.

Игра-путешествие для младшей группы детского сада

Игра-путешествие для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Путешествие по селу и его окрестностям»

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект игры - путешествия для детей младшего дошкольного возраста. Данный конспект будет интересен воспитателям сельских детских садов, укомплектованных одной разновозрастной группой. Этот конспект НОД по познавательно - речевому развитию направлен на расширение и обобщение знаний о домашних животных, воспитание доброго отношения к ним, уважения к труду сельских жителей, интереса к художественному слову.

Сюжетно-ролевая игра «Сапожная мастерская» для старшей группы

Сюжетно-ролевая игра для дошкольников

Описание материала: Материал может быть полезен воспитателям старших групп для развития и обогащения сюжетно-ролевой игры. Дидактические игры, представленные в материале, помогут поддержать интерес и будут способствовать дальнейшему развитию сюжета игры. Сама сюжетно-ролевая игра поможет детям заглянуть в профессию и, может быть, будет способствовать будущему выбору профессии.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о профессии обувщика.

Дидактическая игра для дошкольников «Магазин»

Дидактическое пособие игра «Магазин»

Оборудование: игровое поле (можно использовать старый перекидной календарь) , разделённое на равные квадраты c наклеенной на каждый квадрат липучкой.

Карточки с изображениями символов (цвет, форма, размер) отпечатанных на принтере или нарисованных вручную. С обратной стороны символов также наклеена липучка.

Карточки с изображением продуктов (овощей, фруктов, одежды и любых других) с наклеенными липучками.

Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» (или вырезанные из картона геометрические фигуры, подходящие по всем признакам к символам)

Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5) .

Материал с сайта ped-kopilka.ru

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.

Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

У ребенка развивается творческий потенциал и воображение;

У малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

Происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

Развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;

Развивается смекалка и память;

Малыш учится переключаться между различными видами деятельности;

Ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.

Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».

Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.

Впрочем, многое зависит от ребенка.

Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?

Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.

Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.

Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!

Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.

А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.


Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

1. «Развивающее лото» (Геометрические фигуры)

Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

2. «Правила этикета»

Цель:

Формирование культуры поведения и общения детей

Знакомство с правилами этикета,

Формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

Развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

Воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе,

Способствовать развитию речи: говорить правильно, точно и красиво, обогащать словарный запас,

Развивать внимание и память.

3. «Магнитная мозаика. Ежик»

Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

7. «Цифры»

Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук. Материалы игры можно использовать, как для ознакомления детей с темой, так и для проверки знаний по ней.

Набор состоит из 10 больших сборных карточек-блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из пяти фигурных карточек, снабженных пазловыми замками. На центральной карточке каждого блока изображена цифра и соответствующее ей количество надувных шаров, а на 4 угловых карточках – по столько же героев или предметов.

8. «Снежная королева»

Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета.

Игра развивает произвольное внимание, логику, зрительное восприятие и память. Увлекательная игра по мотивам известной сказки "Снежна Королева".

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

11. "Шиворот-навыворот",

Эта игра поможет детям подбирать противоположные по смыслу слова к часто встречающимся в повседневной жизни понятиям, явлениям и свойствам.
Игра "Шиворот-навыворот" направлена на развитие логики и умение анализировать.
Она включает 5 вариантов игр разного уровня сложности.
Детям интересно будет играть в "Прятки", а также понравится отыскивать среди картинок отгадки к загадкам. Варианты игры "Скажи наоборот", "Цепочка" и "Викторина" помогут детям научиться аргументировать свой выбор и пополнят словарный запас ребенка.
Игры предназначены для групповых и индивидуальных занятий. Проводит их ведущий - в период обучения взрослый, а затем кто-нибудь из детей.
Так же игра направлена на развитие внимания, памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Формируют навыки анализа, сравнения, классификации, а также умение выделять существенные связи между предметами и явлениями.

Настольно-печатные игры

(старший дошкольный возраст)

15. «Любимые сказки»

Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие.

16. «Эмоции»

Цель: закрепление умения различать чувства;

Закрепление мимических навыков;

Повышение у детей уверенности в себе;

Формировать навыки саморегуляции.

17. «Зоологическое лото»

Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.

Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

18. Лото «Растения, животные»

Цель : игра знакомит с животным и растительным миром нашей планеты, расширяет кругозор, учит выделять общий признак предметов и группировать по признаку. ЛОТО позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки.

Настольные игры с давних пор популярны среди детей и взрослых. В них играли в Античном Риме и Древнем Китае. Педагоги признают, что их роль в развитии ребенка нельзя переоценить. Сегодня малышам и их родителям есть из чего выбирать: компании по производству игрушек и книжные издательства предлагают настольные игры в широком ассортименте.

Значение настольных игр в развитии дошкольника

Психологи и педагоги считают, что именно настольная игра в наибольшей степени влияет на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Проводя время за увлекательным занятием, ребенок:

  • учится играть по правилам;
  • ищет оптимальное решение поставленных перед ним игровых заданий;
  • развивает речь, воображение, сенсорное восприятие;
  • учится считать и решать элементарные математические примеры;
  • тренирует память;
  • развивает логическое мышление;
  • становится более внимательным;
  • учится быстро реагировать на изменения ситуации;
  • тренирует мелкую и крупную моторику, координацию движений;
  • развивает собственные коммуникативные навыки.

Особенности выбора настольных игр

  1. Рекомендации по возрасту. Понятно, что возраст, указанный на упаковке игры или в ее правилах, является ориентировочным. Иногда дошкольники уже «тянут» игры для младших школьников. Но вряд ли им будут интересны наборы для взрослых.
  2. Количество игроков. Если планируется играть в настольную игру с дошкольником в кругу семьи, которая состоит из папы, мамы и ребенка, необходимо выбрать набор для соответствующего количества участников. Если же игровая деятельность будет организовываться в группе детского сада, набор, соответственно, должен быть групповым.
  3. Цель и содержание. Понятно, что первоочередной целью такой игры является развлечение, общение с друзьями или семьей. Но хорошо бы иметь некий педагогический мотив. Например, играя в Скрабл (для малышей) можно выучить буквы, научить ребенка читать слоги и целые несложные слова. А простейшие лото для малышей расширяют круг их знаний об окружающем мире.
  4. Пол ребенка. Большинство настольных игр являются универсальными. Но некоторые тематические наборы могут быть мальчиковыми или девчачьими. Вряд ли девочка с радостью будет играть в стратегию с Черепашками Ниндзя, а мальчик увлечется приключениями диснеевских принцесс.
  5. Дизайн игры. Настольные наборы для малышей 4-6 лет должны быть яркими, иллюстрированными. Одним своим внешним видом они должны привлекать внимание детей.
  6. Наличие мелких деталей. Детали пазлов и мозаик, фишки и кубики все еще представляют для дошкольников определенную опасность. Конечно, в 4-6 лет малыш уже не тянет в рот все подряд. Но случаи, когда ребенок засовывает детальки в носик или ушко, очень распространенные. Поэтому родители должны постоянно контролировать игровой процесс.

Виды настольных игр: описания и примеры

Существует несколько классификаций настольных игр. Приведенные ниже наиболее применимы для детей дошкольного возраста.

По количеству участников они могут быть:

  • с возможностью самостоятельной игры (пазлы и мозаики ребенок может складывать сам, но на первых порах вмешательство родителей более чем желательно);
  • парные;
  • групповые.

По форме и содержанию выделяют следующие виды настольных игр.

1. Настольно-печатные

К таким играм относятся разнообразные тематические карточки и лото, напечатанные на плотном картоне или пластиковые. Дети очень любят играть в «Кто где живет», «Кто что ест», «Моя комната», «Мои игрушки», «В магазине» и прочие тематические игры.

Пример: настольно-печатная игра для детей от 2 лет «Профессии»

Игра представляет собой два набора карточек. На одном из них изображены представители определенных профессий: полицейский, пожарный, врач, учитель, швея, повар, прочее. На карточках из другого набора изображены символы профессий, орудия труда: пистолет с наручниками, пожарный шланг и шлем, шприц и стетоскоп, указка и глобус, швейная машина и сантиметровая лента, кастрюля и половник. Ребенку предлагается сопоставить карточки из обоих наборов. Взрослый просит назвать профессию, рассказать о ее функциях, описать предназначение того или иного рабочего инструмента.

В виде лото игра «Профессии» представляет собой игровые поля с изображениями представителей профессий и карточки с их рабочими инструментами. Игровые поля раздаются участникам. Ведущий по очереди показывает карточки. Тот, у кого на поле изображен «хозяин» инструментов, называет профессию и забирает карточку. Побеждает участник, которому первому удалось собрать инструменты для всех представителей профессий, изображенных у него на поле.

В лото «Профессии» могут играть от 3 до 6 участников.

2. Игры на выделение части и целого

К такому виду игр относятся пазлы и мозаики.

Еще в раннем детстве ребенку, наверняка, предлагали мягкие пазлы из двух-шести частей. Если у него к четырем годам достаточно навыков для их собирания, можно купить ему более сложную игру. Для дошкольного возраста пазл должен состоять из 6-24 элементов.

В комплекте обязательно должна быть картинка-образец. Наиболее популярные темы пазлов у дошкольников, это:

  • мультфильмы;
  • сказки;
  • животные и птицы;
  • природа.

Играя в мозаику из пластика или дерева, ребенок должен собрать из отдельных маленьких деталей целое изображение. Он должен быть усидчивым и аккуратным чтобы научится видеть конечный результат и достигать его последовательно.

Пример: мозаика «Пчелка»

Игра представляет собой решетчатую конструкцию из пластика и детали-гвоздики. Обычно, они представлены в 5-6 цветах. Количество деталей – от 54 до 108. Продевая гвоздики через решетку, ребенок должен собрать картинку.

Малышу 4-5 лет родители могут предложить выложить из мозаики круг, треугольник, квадрат, цветок, солнышко или какие-либо другие простые рисунки. Он может попробовать воспроизвести то, что изображено на картинке-примере, прилагаемой к игре.

Старшие дошкольники уже могут фантазировать и пытаться сложить тот рисунок, который родился у них в воображении.

3. Настольные игры-бродилки

Эти простые и увлекательные игры для дошкольников учат малышей соблюдать правила.

Обычно, в комплект входит игровое поле с пронумерованной «дорожкой», фишки, кубики, иногда фигурки героев или карточки. Поле многих современных бродилок объемное, со световыми и звуковыми сюжетами.

В основе игры – приключенческий сюжет или квест.

Игроки по очереди бросают кубики и ходят фишками по «дорожке». Некоторые ее ячейки могут быть другого цвета, с изображением каких-либо символов. По правилам игры они могут иметь особое значение: встав на ячейку, игрок получает право на дополнительных ход, пропускает ход, прочее.

Пример: бродилка «Свинка Пеппа»

Игровое поле – это маленький мир мультяшной свинки Пеппы. На нем изображены ее дом, дом Бабушки Свинки и Дедушки Свина, детский сад Пеппы, детская площадка, любимые героями мультфильма грязные лужи.

Играющим выдаются фишки (их можно заменить фигурками героев мультсериала, тогда игра станет еще интереснее). Задача – добраться из дома Пеппы в детский сад.

Игровые ячейки окрашены в четыре цвета:

  • желтые – нейтральные поля;
  • синие – ход придется пропустить;
  • зеленые – игрок делает дополнительный ход;
  • красные – игрок бросает кубик и делает соответствующее количество шагов назад.

4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления

К таким, в первую очередь, относятся домино. Обычно, предназначенные для дошкольников, они имеют тематическую направленность: времена года, животный мир, транспорт, овощи и фрукты, предметы одежды, прочее.

Также оно может быть похоже на взрослое, с дырочками от 1 до 6 и полем «пусто». С помощью такого можно учить малышей счету.

Детское домино может быть деревянным, пластиковым, картонным или мягким.

Пример: домино «Кто где живет»

Домино украшают изображения животных и их жилищ (пчела – улей, медведь – берлога, курица – курятник, так далее).
Фишки раздаются поровну всем участникам.
Если игроков мало, им раздаются 5-6 фишек, остальные кладутся в банк. По мере того, как участники кладут фишки, они могут брать себе новые.
По жребию первый игрок выкладывает на стол любую фишку.
Задача остальных игроков – в порядке очереди добавлять фишки так, чтобы животные нашли свои домики.
Доставлять фишки можно с обоих концов.
Побеждает тот, кто первым избавляется от своих фишек.

Видео