Что значит квотирование рабочих мест. Что такое квотируемое рабочее место (нюансы)

Если в вашей организации более 100 человек, то в нее обязаны принять инвалидов в количестве 2-4% от среднесписочной численности работников. Об особенностях квотирования рабочих мест для инвалидов в 2017 в столице и регионах эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Найти работу в современных реалиях непросто. Даже высококвалифицированные специалисты порой вынуждены становиться на учет на бирже труда и подолгу обивать пороги рекрутинговых агентств. В зону риска по безработице в первую очередь попадают граждане предпенсионного возраста, новоиспеченные выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы, и не только. Но сложнее всего найти работу людям с ограниченными возможностями.

Скачайте документы по теме:

Работодатели, как правило, неохотно принимают инвалидов на работу, желая избежать дополнительных проблем и расходов, связанных с созданием для них особых условий труда. Поэтому в деле поиска работы инвалиды, как и другие социально незащищенные категории работников, пользуются дополнительной поддержкой со стороны государства. Одним из инструментов такой поддержки стало квотирование рабочих мест.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2017 году призвано обеспечить реализацию законного права инвалидов на труд. Механизм квотирования прост и понятен. Работодатели в процессе поиска и набора кадров сохраняют небольшое (по отношению к общему числу сотрудников) количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов. А при отсутствии вакансий - создают новые рабочие места, уведомив об этом службу занятости.

Квота выражается в процентах от среднесписочной численности работников, причем в федеральных нормах указывается только минимальное и максимальное значение - от 2% до 4%. Более точный размер квоты определяется нормами, действующими на территории конкретного региона.

Закон о квотировании рабочих мест для инвалидов: федеральные и региональные нормы

Законодательные нормы о квотировании рабочих мест в 2017 году делают трудоустройство инвалидов обязательным для многих учреждений и предприятий. На федеральном уровне действует два нормативных правовых акта:

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» №1032-1, утвержденный 19.04.1991г.;

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995г.

Именно эти документы определяют государственную политику в области защиты трудовых прав лиц с инвалидностью. О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов говорится в ст.21, 22 Федерального закона №181-ФЗ и в ст.13 Закона РФ №1032-1.

Кроме того, существуют региональные нормативы, актуальные для отдельных областей и населенных пунктов РФ. Например, на столичные предприятия распространяется действие ст.3 Закона г.Москвы № 90 от 22.12.2004г., устанавливающей самую низкую из возможных квоту рабочих мест для инвалидов на 2017 год - всего 2%. Аналогичный показатель утвержден и в населенных пунктах Московской области.

Но от региона к региону ситуация меняется. Так, организации Воронежской области должны соблюдать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, а в Ростовской - 3%. Поэтому при определении актуальной для конкретного предприятия квоты нужно обращаться к региональному законодательству.

На региональном уровне прописываются и другие нюансы квотирования - рекомендованные сроки сдачи отчетности, особенности процедуры обустройства рабочих мест для инвалидов и т.д. Работодатели, попадающие под действе квот, обязаны ежемесячно информировать органы службы занятости о наличии свободных рабочих мест, выделенных для трудоустройства инвалидов, локальных актах, содержащих сведения о таких рабочих местах, и выполнении квоты (п.3 ст.25 Закона РФ №1032-1).

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов-2017

Начиная с 2013 года к перечню основных обязанностей работодателей по выделению рабочих мест в рамках квоты для инвалидов добавился еще один пункт. Согласно Федеральному закону от 03.02.2013г № 11-ФЗ., внесшему ряд изменений в действующие нормативные акты по вопросу квотирования рабочих мест, теперь нужно разрабатывать локальную документацию по вопросам трудоустройства инвалидов на выделенные рабочие места. Раньше это делалось в добровольном порядке.

Основным документом, регламентирующим порядок квотирования рабочих мест в конкретной организации, считается «Положение» или аналогичный ему документ со сведениями о выделенных рабочих местах и порядке трудоустройства инвалидов:


Скачать в.doc

Положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в 2017 году утверждается в ходе стандартной процедуры. Типовых форм и шаблонов, рекомендуемых законодателем, не существует. Поэтому каждая организация разрабатывает «Положение» в пределах своей компетенции, руководствуясь общими нормами трудового права и действующими соглашениями.

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Каждый работодатель, располагающий штатом в 35 и более человек, должен знать, что такое квотируемое рабочее место и какие гарантии предоставляются лицам, испытывающим сложности с трудоустройством.

Из статьи вы узнаете:

Просматривая объявления от работодателей, нередко можно встретить формулировку «квотируемое рабочее место»: что это такое, в 2017 году должен знать каждый кадровик. Квоты устанавливаются с целью обеспечения работой отдельных категорий граждан, испытывающих сложности с трудоустройством.

Обычно речь идет о работниках, нуждающихся в особых условиях труда (по этой причине работодатели не горят желанием принимать их в штат и предоставлять социальные гарантии за счет предприятия). Таким соискателям довольно часто отказывают в трудоустройстве, а квоты помогают обеспечить их работой.

Скачайте документы по теме:

Квотируемое рабочее место: что это значит

Что такое квотируемое рабочее место с точки зрения трудового права? Это место, специально зарезервированное для работника, который нуждается в дополнительной социальной защите. Льготные условия трудоустройства - один из видов такой защиты.

Закон №1032-1 от 19.04.1991г. («О занятости населения в РФ») - основной нормативный документ, обязывающий государство принимать участие в обеспечении занятости социально незащищенных граждан. Наряду с ним действует и федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1005г. («О социальной защите инвалидов в РФ»), поясняющий, что значит квотируемое рабочее место для инвалидов, и закрепляющий за работодателем обязанность принимать на работу определенное количество инвалидов (исходя из общей численности штата).

С 2013 года квоты распространяются даже на сравнительно небольшие организации, насчитывающие от 35 до 100 сотрудников. Размер квоты составляет 3% от среднесписочной численности персонала (для крупных предприятий, на которых трудится свыше 100 человек, этот показатель составляет не менее 2% и не более 4%). Должности, предполагающие труд в опасных или вредных условиях , при расчете среднесписочной численности персонала не учитываются, поскольку привлечение инвалидов, несовершеннолетних и представителей большинства других льготных групп к таким работам запрещено на законодательном уровне.

О грядущих изменениях в сфере трудоустройства лиц с особыми потребностями читайте в статье «Станет ли работодателям выгоднее ». Эксперт рассказывает о новых тенденциях и готовящихся законопроектах, а также разъясняет порядок расчета квоты для больших и малых предприятий.

Как сократить работника, трудоустроенного по квоте

Сокращение штата - непростая процедура, на которую работодатель идет в крайних случаях. Как быть, если такой случай наступил, но речь идет о должности, занятой льготником? Как понять, квотируемое рабочее место можно сократить или нет?

Закон не содержит прямого запрета на увольнение инвалидов в порядке сокращения . Но только при условии, что по завершении процедуры сохранится квота по инвалидам, то есть общая численность рабочих мест для льготников данной категории не упадет ниже минимального показателя, установленного для конкретной организации. Чтобы соблюсти норму, можно параллельно с сокращением создавать новые рабочие места для инвалидов.

Принимать на новое рабочее место можно как специалиста со стороны, так и работника, занимающего сокращаемую должность (в порядке перевода). Последний, кстати, имеет преимущественное право на оставление на работе, если инвалидность была получена в результате несчастного случая на работе или стала следствием профзаболевания.

Если сотрудник не соглашается на перевод, его можно уволить на общих основаниях. Детали - в статье «Как оформить увольнение при »: вы узнаете, как оформить уведомление, нужно ли извещать профсоюз и с какими сотрудниками нельзя распрощаться ни при каких обстоятельствах.

Сотруднику сняли инвалидность: действия работодателя

Как поступить, если сотруднику, принятому в свое время на квотируемое рабочее место, в 2017 году по результатам медицинской экспертизы сняли инвалидность? Некоторые работодатели считают, что такое решение медиков - законное основание для увольнения бывшего льготника. Но на самом деле ни один законодательный акт не содержит нормы, позволяющей прекратить трудовой договор лишь по причине снятия инвалидности. Ни одно основание из перечня, закрепленного ст.77 ТК РФ, не соответствует данной ситуации. Поэтому ни о каком увольнении речь не идет.

Но как же выполнять квоту? Ведь работник уже не считается инвалидом, но при этом продолжает занимать льготное место. Следовательно, квота не выполняется, что чревато для работодателя административной ответственностью в виде штрафа. Вариантов всего два:

перевести сотрудника на другую работу, соответствующую его состоянию здоровья и квалификации, а на освободившееся место принять инвалида;

оставить сотрудника на прежней работе, создав на предприятии новое рабочее место для инвалида в счет квоты.

Подробнее об этом читайте в статье «Как принять и организовать »: советы эксперта помогут избежать ошибок и штрафов.

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Любопытная информация

Согласно статистике, в Китае трудоустроено 80% инвалидов, в Британии – 40%, в США около 30%, а в России всего лишь 10%. При этом правительство Китая или США не считает необходимостью квотирование рабочих мест для инвалидов, но вкладывает приличные средства на адаптацию и трудоустройство людей с ограниченными возможностями. По их подсчетам это выходит дешевле, чем содержать инвалидов за счет государственных пособий.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

ФЗ №181 устанавливает, что компании, численность штата в которых превышает 100 человек, обязаны принимать на работу лиц с ограниченными возможностями. На федеральном уровне установлена квота для приема на работу инвалидов – 2-4%, законы субъектов РФ могут повышать установленный минимум.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

  1. Конституция РФ. Закрепляет право инвалидов на труд и социальную защиту.
  2. ФЗ №181 от 1995 года (в редакции от 2014 года) . Устанавливает основы социальной защиты инвалидов в России.
  3. Приказ Министерства труда №664н от 2014 года. Регламентирует порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  4. Отдельные статьи ТК РФ. Предусматривают порядок приема инвалидов на работу, льготы и гарантии.

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Любопытная статистика

Количество трудоустроенных инвалидов по видам заболеваний в России: 5% — инвалидность по зрению; 7% — инвалидность по слуху; 28% — нарушения опорно-двигательной системы; 4% — передвижение на кресло-коляске; 2% — ментальное расстройство; 54% — инвалидность вследствие иных заболеваний.

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек (ст. 21, 24 ФЗ № 181).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

При квотировании рабочих мест не принимается во внимание вид деятельности фирмы, ее форма собственности, правовая форма. Государственная также как и коммерческая организация имеют одинаковые обязанности по приему инвалидов.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

  • выполняющие свои обязанности в опасных и вредных условиях труда, что подтверждено аттестацией должностей или специальной оценкой (ст. 21 ФЗ № 181);
  • трудящиеся в филиалах компании, находящихся в другом городе (определение № ВАС-11395/12 от 3 сентября 2012 г. по делу № А32-13713/11).

Величина квоты

Некоторые факты

Самые подходящие профессии для инвалидов регламентируются специальным перечнем приоритетных рабочих должностей для инвалидов, который утвержден правительственным Постановлением Министерства труда РФ № 150 от 08.09.93г. , который действителен и сегодня.

Приказ № 181н от 30 апреля 2013 г.; ст. 21 ФЗ № 181 от 24 ноября 1995 г. предписывают устанавливать квоту в пределах:

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области - 3%, в Ростовской - 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

Согласно п. 3 ст. 25 Закона № 1032 — 1 раз в месяц или квартал (зависит от региона) организации должны предоставлять отчет по квотированию рабочих мест для инвалидов в службы занятости. Его форма и порядок предоставления устанавливаются региональным центром занятости (ст. 7.1-1 ФЗ № 1032-1). Приблизительное содержание отчета должно включать следующие сведения:

Дополнительная статья

Пенсия по инвалидности – это пособие, которое выделяется государственным бюджетом гражданам, имеющим 1, 2 или 3 группу инвалидности. Как оформить пенсию по инвалидности узнайте .

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ).

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Если в организации несколько сотрудников попадают на увольнение по сокращению по закону им обязаны предложить все имеющиеся свободные места равноценные или ниже их квалификации. Если вакантных мест для перевода, кроме как должностей, созданных для инвалидов по квоте, нет, то организация не может предложить их увольняемым, если только они не является инвалидами.

Поиск сотрудников

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии - 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
  • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
  • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  • Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  • Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.
  • Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

    Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

    Важно учитывать лишь несколько нюансов:

    • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
    • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

    Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

    Прием на работу гражданина с ограниченными возможностями осуществляется в общем порядке. Трудовой Кодекс РФ не устанавливает особых правил, за исключением содержания трудового договора. В него должны быть вписаны все гарантии и льготы, регламентированные законодательством, для этой группы граждан.

    Законом определено, что каждый работодатель, у которого в штате имеются более 35 работников, уже могут начинать оборудовать рабочее место для инвалида.

    Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

    Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

    Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

    Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях

    Кому неизвестна проблема с трудоустройством, большинство людей пытаются улучшить свое финансовое положение путем поиска новой работы . Но как часто приходиться слышать такой ответ, как вы слишком молоды, у вас нет опыта работы или вам уже за 45.

    А насколько трудней найти работу лицам с ограниченными возможностями, инвалидам или молодым специалистам? Есть образование, но опыта нет, и работодатель старается взять опытного работника. Никому не хочется тратить свое рабочее время на практическое обучение молодых специалистов. Для решения таких проблем государством предусмотрена программа по социальному квотированию рабочих мест .

    Суть и необходимость

    Вакансия, которую государство резервирует для малозащищенных слоев населения в целях трудоустройства, называется квотируемое место . Квота на рабочее место предоставляется на основании закона РФ и дополнительных постановлений на региональном уровне.

    Так как социальная программа имеет государственную поддержку, работодатель обязан выделить рабочие места и взять на работу человека, подходящего под эту категорию.

    Законодательное регулирование социальной программы

    Предприятие согласно ст. 13 часть 2 ФЗ №1032-1 «О занятости населения» обязано резервировать рабочие места для людей, которые относятся к группе малозащищенные и инвалиды.

    В регионах вносятся дополнительные поправки к закону о занятости граждан.

    Учитывая возможности федерального бюджета, практически каждый регион составляет списки людей , которые нуждаются в социальной помощи по трудоустройству. Списки обновляются каждый год за счет данных статистики, которые получают с отделов кадров предприятий.

    Исключение для предоставления квотируемых вакансий имеют предприятия:

    1. С опасным или вредным производством.
    2. Со штатом сотрудников меньше 35 человек.
    3. На грани банкротства или ликвидации.
    4. Специализированные производства для лиц с ограниченными возможностями.

    Иностранцы, до 01.01.2015 года, имели право пользоваться в России квотой на предоставление рабочего места. Но в силу изменений закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25.07.2002 года квоты для эмигрантов были изменены на условия получения патента или разрешения на работу.

    Расчет количества мест

    Число рабочих мест, предоставляемых по квоте, зависит от численности сотрудников на предприятии и процентного соотношения предоставляемой вакансии к общему количеству рабочих мест на данном производстве.

    На предприятиях, фирмах, где численность сотрудников превышает 100 человек, число квотируемых мест должно составлять не менее 2%, в основном 4% от среднесписочного количества работников .

    На предприятиях, где штат не превышает 100 человек, но не меньше 35 сотрудников, процент квоты не должен превышать 3 .

    В соответствии со ст. 21 ФЗ №181 предоставление квотируемых мест гражданам с ограниченными возможностями обязательно для всех фирм и предприятий с численностью не меньше 35 человек .

    Работодатели обязаны создать удобные условия труда для инвалидов, то есть рабочее место должно быть специально оборудовано . Также все выходы должны быть оборудованы пандусом для удобства передвижения работников на инвалидных колясках.

    Учредители, предоставляющие льготные места для инвалидов, должны придерживаться определенных условий – это исключение ночных смен для инвалидов первой и второй группы, рабочее время не должно превышать 35 часов в неделю.

    Для людей, поступивших на реабилитацию, должны предоставляться несложные задания и поручения. Не заставлять работать в праздничные, выходные дни, сверх нормированного рабочего времени.

    Льготник имеет право взять отпуск без содержания сроком не более двух месяцев в удобное для него время года. Также работник, занимающий место по квоте, имеет право отказаться от предлагаемых условий труда, но тогда он, в письменном виде, должен объяснить, на каких условиях согласен работать.

    Для устройства на работу инвалидам надо встать на учет в центр занятости, где специалисты предложат варианты льготных мест. Если таковых нет, то они будут сообщать об освободившихся вакансий. Если инвалид напрямую обращается на предприятие, то он должен представить справку об инвалидности и программу реабилитации . Специалист по кадрам, на основании предоставленных документов, определит, к какой группе льготников относится соискатель.

    Работодатели обязаны предоставлять достоверные сведения в центр занятости о наличии мест для лиц с ограниченными возможностями и о том, как выполняются условия квоты на местах

    Кто еще попадает под льготную категорию граждан

    Зарезервированные вакансии предоставляются определенной группе граждан, в первую очередь — инвалидам. Также в эту категорию могут входить:

    Региональные органы законодательства вправе сделать льготы или ввести квоту для данной категории людей.

    Извещение для Центра занятости

    Другие санкции могут быть применены по усмотрению регионального законодательства . Также на региональном уровне утверждаются списки граждан, попадающих под льготную категорию для предоставления квотируемых мест.

    В Краснодарском крае правом на квотируемое рабочее место пользуются граждане следующих категорий :

    • несовершеннолетние от 14 до 18 лет;
    • уволенные с военной службы и члены их семей;
    • молодые люди (18-23 года), впервые ищущие работу после окончания средне-профессионального учреждения;
    • граждане, освобожденные до погашения судимости из мест лишения свободы;
    • лица, которые прошли курс лечения и восстановления от алкоголизма и наркомании;
    • многодетные и одинокие родители, воспитывающие детей-инвалидов или несовершеннолетних детей.

    В Краснодарском крае, соответствующее право определяется законом от 8 февраля 2000 года №231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае».

    На основании федеральных и региональных правовых норм квота на вакансию устанавливается для предприятий, где численность от 35 и до 100 человек 2% для инвалидов , а где штат более 100 сотрудников 2% для инвалидов и 2% для других категорий граждан .

    До 28 числа каждого месяца, все работодатели обязаны подать данные о квотируемых местах в учреждение «Центр занятости населения Кавказского района» Краснодарского края. Любое нарушение этого закона влечет ответственность за него по статьям 4.1.2 и 4.1.3 закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года №608-КЗ «Об административных нарушениях».

    В Московской области действует закон «О квотировании рабочих мест» от 25.04.2008 года №53/2008-ОЗ, где указаны граждане, которые имеют право на квоту:

    • дети-сироты;
    • несовершеннолетняя молодежь с 14 лет;
    • освободившиеся из мест наказания;
    • выпускники учебных заведений коррекционного направления;
    • молодые люди до 20 лет, окончившие учебные заведения и впервые устраивающиеся на работу.

    Создание квотируемых рабочих мест является основной гарантией для лиц с ограниченными возможностями и других малозащищенных граждан. Ведь для многих это единственная возможность устроиться на работу и немного улучшить материальное положение.

    Инвалиды обладают наибольшей защищенностью , так как их право на квоту зафиксировано на уровне федерального законодательства. Любой человек имеет право на достойную жизнь в современном обществе, поэтому государство оказывает поддержку для данной группы людей на федеральном и региональном уровне. Нарушение законодательных норм имеет последствия в виде штрафных санкций , указанных в КоАП РФ.