Сад девы марии - святая тереза из лизье. Базилика Святой Терезы в Лизьё, Нижняя Нормандия (Lisieux, Basse-Normandie)

Базилика - выдающаяся религиозная святыня, второе по величине и значимости паломническое место во Франции (к сведению, на сегодняшний день главным центром паломничества во Франции является Лурд (Lourdes)).

Ежегодно базилику посещают более двух миллионов верующих. Терезу из Лизьё, в честь которой была возведена эта Базилика, называют ее соотечественики «малой» (или еще «Маленьким цветочком»), чтобы отличить от Терезы из Авилы, испанской святой, жившей в XVI веке. Тереза Авильская - «великая» - фигура реформаторская, закаленная в боях. Тереза из Лизьё рядом с ней маленькая. Строительство храма началось в 1929, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, и было закончено в 1954. Интересно, что интерьер базилики создавался тремя поколениями архитекторов Кордоньеров - отцом, сыном и внуком. Его можно отнести к романо-византийскому стилю. Внутреннее убранство храма выложено прекрасной мозаикой. Общая длина базилики святой Терезы равняется 105 метрам, а высота - 90 метрам. Одновременно в храме может поместиться до 4-х тысяч человек.

Внутреннее убранство:

Немного о Терезе из Лизьё:

Тереза родилась в 1873 году, в Алансоне, в семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и её четыре сестры (которые также стали монахинями) впитали в себя искреннюю веру родителей.

Когда Терезе было четыре года, её мать умерла от рака. Семья переехала в Лизьё. В возрасте девяти лет Тереза тяжело заболела и находилась на грани смерти. После неожиданного выздоровления девочка окончательно решила посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в кармелитском монастыре.

В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала первую попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Не помогла и поездка в Рим, на аудиенцию к папе Льву XIII. Вскоре, однако, епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту - стать кармелиткой. Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулёз. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась, оставаясь никому не известной монахиней из удалённого монастыря. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.

Через год после смерти Терезы настоятельница монастыря выпускает автобиографический труд Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров. Однако, неожиданно для всех, книга имела потрясающий успех - тиражи следовали один за другим, епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями.В начале XX века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.В 1907 года Папа Пий Х впервые выразил желание, чтобы Тереза была прославлена. На одной частной аудиенции он, предвосхищая будущее, называет её «величайшей святой нашего времени». Св. Тереза из Лизьё была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI. В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизьё была построена великолепная базилика святой Терезы. Автором книги о Терезе из Лизьё («Маленькая Тереза») был русский писатель и христианский мистик Дмитрий Мережковский; он и его жена Зинаида Гиппиус относились к её личности и сочинениям с большим почтением. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви.

Тереза Мартен , Тереза из Лизье (Франция) стала известна как автор бестселлера. Ее причислили к лику святых в 1925 году, провозгласили Учителем Церкви в 1997 году. Небольшая автобиография «История одной души» вышла в первый раз через год после смерти Терезы в 1898 году, к 1915 году была переведена на 9 языков и по сей день публикуется едва ли не ежегодно.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых. Большинство святых доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой и ее прозвание «малая» воспринимается как юная. Ее полюбили как песчинку, потому что XX век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае ничем, в худшем – Освенцимом и ГУЛАГом. Песчинка же оказалась из кремния. Песчинка самое твердое, что есть в скале. Это скала освобожденная от всего самого нестойкого.

Я хочу привести здесь самые яркие ее жизненные воспоминания, отражающие этапы ее духовного пути.

Тереза родилась 2.01.1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать Зели Герен занималась производством кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве. Но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья – 4 старшие сестры (еще 2 брата и 2 сестры умерли в младенчестве). Все сестры в последствии станут монахинями.

Мартены – деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких больных и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не в ханженской обстановке, Тереза очень рано стремиться очень рано «угождать» Господу. Став взрослой, она скажет, что «никогда сознательно не говорила «нет» благому Богу с 3-х летнего возраста».

«Я хочу быть монахиней», - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако, она совсем не безупречный ребенок, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность.

В 4 года Тереза теряет мать, и, несмотря на то, что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает «самое скорбное время». Этот период продлиться 9 лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой непосредственной она становиться застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Когда Терезе исполнилось 10 Полина, заменившая ей мать поступает в Кармель.

«Я не знала, что такое Кармель, но понимала, что Полина покидает меня. Я теряю свою вторую маму… Как описать весь ужас моего сердца?.. В одно мгновение я поняла, что такое жизнь. До сих пор она не казалась мне столь грустной, теперь же я познала ее во всей суровой действительности, увидела, что это постоянная разлука. Я горько плакала, ибо еще не понимала той радости, которую приносит жертвенность».

Свое первое причастие Тереза (ей было тогда 11 лет) описывает так: «Наконец наступил наиболее прекрасный день. Какие непередаваемые воспоминания оставили в моей душе самые незначительные подробности этого небесного дня… Этот день подобен всему тому, что, оказавшись на воздухе, теряет благоухание, он подобен мыслям души, которые нельзя передать земным языком, ибо они сейчас же теряют свой глубокий и небесный смысл. Как же сладко было душе моей это первое лобзание Иисуса!...

Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв: уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все… Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах. Остался один Иисус.

На следующий день после причастия я почувствовала, как в сердце рождается великая жажда страдания. Я ощутила прилив величайшего утешения, которое расцениваю, как одно из самых больших благодатей в жизни. Страдание влекло меня, его очарование, еще незнакомое мне, восхищало меня. До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему. Часто во время причастия я повторяла слова: «Боже мой, неизреченная сладость, обрати мне в горечь всякое плотское утешение!..» И Господь исполнял это желание и был моей единственной неизреченной радостью.

Мое чувствительное любвеобильное сердце с легкостью предалось бы другому сердцу, если бы оно смогло его понять… Но, увы, как узко и непостоянно человеческое сердце!!!.. Как я благодарна Иисусу за то, что Он дал мне обрести «лишь горечь в земных привязанностях».

Эта встреча с Господом навсегда определило их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд – все эти «ужасные вещи», которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника, после причастия больше не пугают. Господь открылся Терезе как Бог любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к Его милосердию.

Через 2 года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности. Этот день она считает переломным моментом, открывающим «самый прекрасный» период ее жизни. Тереза вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери и которую ей, как она сама говорила, «теперь уже предстояло сохранить навсегда».

Всеблагой Бог совершил чудо, чтобы я в мгновенье ока выросла. В ту светозарную ночь Рождества сладчайший младенец Иисус, которому исполнился всего лишь час, претворил ночь моей души в потоки света, став слабым и страдающим из любви ко мне, в эту ночь Он соделал меня сильной и смелой. Он облек меня в Свои доспехи, и, начиная с этой благословенной ночи я не проиграла ни одного сражения. Более того, я шла от победы к победе и начала, так сказать «бег исполина»!

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она получает в Кармеле отказ: Терезе всего 15 лет и супериор Кармеля категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вмести с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

Тереза была очень хороша собой и вызывала восхищение окружающих. Среди поломников было много представителей французской аристократии. Тереза свободно и живо беседовала со всеми, одновременно понимая, что все эти мирские регалии не имеют никакой ценности перед сокровищем небесным. «Я поняла, что подлинное величие принадлежит душе, а не имени. И только на небе мы узнаем наше «дворянское звание»».

«Все великие истины религии и тайны вечности погружали мою душу в неземное блаженство, уже предвосхищая то, что Господь уготовил любящим Его, я видела (не человеческими глазами, а очами сердца), что вечные награды совершенно несравнимы с легкими жертвами этой жизни, и я желала любить, безмерно любить Иисуса, подавать Ему тысячи знаков любви, пока это мне еще доступно».

Паломничество по святым метам сопровождалось созерцанием красот природы. «Какой поэзией наполнялась моя душа, созерцая все то, на что я смотрела первый и последний раз в жизни!...Я не испытывала сожаления, видя, как все это исчезает, мое сердце жаждало иных чудес. Оно уже достаточно насмотрелось на земные красоты, теперь предметом его стремлений были красоты небесные, и ради того, чтобы дарить их другим душам, я пожелала стать узницей!..»

«Я ощутила огромное желание трудиться ради обращения грешников, желание, которое ощущала как никогда живо… Одним словом, я почувствовала желание забыть о себе, чтобы радовать других, и любовь к ближнему вошла в мое сердце, и с тех пор я счастлива!

Однажды я рассматривала репродукцию с изображением нашего Господа на кресте и была поражена видом крови, стекавшей с одной из Его божественных рук. Какое страдание я испытала при мысли, что эта кровь стекает на землю, и нет никого, кто поспешил бы собрать ее. Тогда я решила мысленно встать у подножия креста, чтобы принимать эту истекающую божественную росу, и я знала, что потом мне придется окроплять ею человеческие души…

Также в моем сердце все время звучал вопль господа на кресте «Жажду!» От этих слов во мне разгоралось доселе неизведанное мною и очень живое пламя… Я хотела дать напиться моему Возлюбленному, я тоже чувствовала себя снедаемой жаждой душ человеческих… Души великих грешников притягивали меня, я сгорала от желания вырвать их из вечного огня».

Она начала с молитв о преступнике, казненного за убийства. «Все шло к тому, что он умрет нераскаянным. Во что бы то не стало я хотела избавить его от низвержения в ад и использовала все мысленные средства... На следующий день после казни из газеты я узнала подробности: отказавшись от исповеди осужденный взошел на эшафот как вдруг охваченный внезапным озарением, внезапно обернулся, схватил протянутое ему распятие и три раза приложился к священным ранам. И затем душа его отправилась получать милосердный приговор того кто провозгласил, что на небе радости будет больше об одном кающемся грешнике, нежели о 99 праведниках, не имеющих нужды в покаянии!

Я получила знамение: уста «моего первенца» припали к священным ранам!!! Какой неизъяснимо кроткий ответ.

В то время, когда Достоевский мучался тем, как можно верить, когда в мире есть убивающие, Тереза мучалась тем, что вера не полна, если такие убийцы не войдут в Царство Божее. Разрешение этого мучительного вопроса помогло Терезе более четко определиться в ее призвании. Она посвятила свою жизнь спасению грешников. «Я жажду, чтобы мы все вместе однажды собрались в Небесной Отчизне».

Селина (родная сестра) стала ближайшей наперсницей моих размышлений. Иисусу было угодно, чтобы мы вместе продвигались вперед, и Он соединил наши сердца узами более крепкими, чем узы крови. Какими радостными были наши беседы. Мы вглядывались вдаль и все, что мы видели, возносило наши души к Небу, прекрасному Небу. Как прозрачна и легка была завеса, скрывающая Иисуса от наших взоров. Путь, по которому я шла, был такой прямой, такой светлый, что у меня не было необходимости в ином наставнике кроме Иисуса.

И если бы ученые, которые провели всю свою жизнь в научных исследованиях, пришли бы расспросить меня, то, несомненно, удивились бы при виде четырнадцатилетнего ребенка понимающего тайны совершенства.

«Раньше я не чувствовала глубину сокровищ, сокрытых в Нерукотворном Лике Иисуса (по преданию Нерукотворный Лик Иисуса чудодейственно отпечатался на плате, поданном Ему Вероникой, по пути на Голгофу)». В Кармеле мне открылась тайна любви, сокрытая в Лике. Тот чье Царство не от мира сего, показал мне, что истинная Премудрость заключена в том, чтобы «желать, чтобы не знали тебя и ни во что не вменяли». И мне хотелось, чтобы мое лицо, подобно лику Иисуса было сокрыто, чтобы никто на земле меня не узнавал. Я жаждала страдать и быть забытой.

Тереза понимает, что она не похожа на великих аскетов и мучеников. Слишком она не совершенна и мала и потому ищет «лифт», который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах попались такие слова: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать». Руки Господа вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей нужно оставаться маленькой, приняв свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: «В сердце матери моей Церкви я буду любовью. ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА, ОНА – ВЕЧНА!»

В 23 года Тереза заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. «Я вижу стену поднявшуюся до неба. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего… Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие». Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней как с ребенком (хотя признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения, о «пути малых душ», проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии в 1897 году. Ее последними словами были слова благодарности и любви: «Я бы не хотела страдать меньше… Боже мой… я… Тебя люблю!...»

Стихотворения Терезы.

Любовью жить.

Любовью жить – не значит ставить кущи,

Поднявшись даже на гору Фавор.

Смотреть на Крест не отрывая взор.

На Небе радость будет неземная

Никто не в силах нас ее лишить,

Но на земле желаю я, страдая,

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить – дарить себя без меры,

Любовь такая не перестает.

И я дарю себя с простою верой,

Когда ты любишь – ни к чему расчет.

Все, что имела, много или мало,

К Твоим ногам смогла я положить.

Одно богатство у меня осталось –

Любовью жить, любовью жить.

Любовью жить и, страхи изгоняя,

Забыть ошибки всех минувших дней.

Любовь сильней греха. Она святая:

В короткий миг грехи сгорели в ней.

О дивный пламень посреди горнила,

Где самый жар, мне место приготовь.

И я спою о том, как полюбила

Тебя любовь, Тебя любовь.

С любовью жить и умереть я рада,

Чтоб разрешились узы навсегда.

О, мой Господь, Ты станешь мне наградой,

Я не ждала иного никогда.

Тебя увижу и сольюсь с Тобою,

Огня любви уже не потушить.

Мне было так начертано судьбою:

Любовью жить, любовью жить!

И страха нет во мне.

О, если б я упала в греховную бездну,

Уверенность в одном спасла бы меня,

Что эти преступления, словно капля, исчезнут,

Коснувшись Твоего палящего огня.

Где мне найти Того, чье сердце все покроет

И станет навсегда опорою моей?

А если я слаба, полюбит и такою

И будет с каждым днем любить еще сильней.

Но никакая тварь, рожденная от века,

Не может так любить, бессмертие храня!

Мне нужен Ты, Господь, Ты, ставший Человеком,

Ты Братом стал моим, страдая за меня.

Я знаю хорошо, что все дела и мысли,

И жертвы пред Тобой не стоит ничего.

Но чтобы им предать хотя б немнорго смысла,

Я все их положу у сердца твоего.

Ты даже в ангелах увидел недостатки,

А людям дал закон средь молний с высоты,

Но к сердцу Твоему спешу я без оглядки,

И страха нет во мне: закон мой - это Ты.

Радость моя.

Когда на небе нет просвета и все вокруг меня молчит,

Я рада, принимая это, смирять себя и жить в ночи.

Приму Твою святую волю, и страхи все уходят прочь,

Мне радостна такая доля: любить, как день, глухую ночь.

Радость моя, Иисус, Тебя любить!

Я рада малой оставаться, ведь если где-то оступлюсь,

Смогу тогда легко подняться, и будет рядом Иисус.

Собрав всю нежность, что имею, скажу Ему: Ты – жизнь моя.

А если вера ослабеет, еще нежнее буду я!

Я рада слезы лить украдкой и улыбаться всем опять,

Страданья не горьки. а сладки, когда умеешь их скрывать.

Тебя утешу – и наградой Твоя улыбка станет мне.

Лишь за нее стадать я рада и жить в чужой мне стороне.

Я счастлива в духовной битве за избранных Тобой стоять

И буду в пламенной молитве Тебе усердно повторять:

О, Брат Божественный, я рада прожить, страдая и скорбя.

И для меня одна отрада: возможность радовать Тебя.

Я буду жить, о мой Спаситель, пока не скажешь мне пора!

И я войду в Твою обитель, коль скоро Ты мне будешь рад.

В огне любви моей Отчизны хочу я непрестанно быть.

Не в смерти радость и не в жизни, а лишь в одном – Тебя любить!

Р.S. «Когда я уйду на Небо, на землю прольется дождь из лепестков роз»

«я ВСТУПАЮ в жизнь»

ЖЕЛТАЯ ТЕТРАДЬ Последние беседы (из записанного матерью Агнессой)

Умереть мне хочется не больше, чем жить; то есть, если б у меня была возможность выбора, - я предпочла бы смерть. Но поскольку за меня выбирает Господь Бог, - я предпочитаю угодное Ему. И мне нравится то, что Он делает.

Ради любви Господа Бога я согласна на все, даже на разные сумасбродные мысли, которые приходят мне в голову.

Если в одно прекрасное утро вы найдете меня мертвой, - не огорчайтесь: это просто Папа Бог пришел за мной. Конечно, это великая милость - причащаться Святыми Дарами; но если Господь Бог не позволяет, это тоже хорошо; все - милость.

Мать Агнесса: Я сказала ей: «УВЫ, после смерти я ничего не смогу преподнести Господу Богу: мои руки пусты! И это сильно огорчает меня.»

Тереза: Ну хорошо, вы все-таки не как дитя (иногда Тереза так себя называла) которое между тем находится в таком же положении… Если б я даже исполнила все, совершенное апостолом Павлом, все равно считала бы себя «рабом ничего не стоящим». Но именно это меня и радует, ибо ничего не имея, я получу все от Господа Бога.

Когда я буду на Небе, я подойду к Господу Богу, - как маленькая племянница сестры Елизаветы к решеткам переговорной. Помните, она читала поздравление, которое заканчивала реверансом, а потом поднимала руки и говорила: «Счастья всем, кого я люблю!» Господь Бог скажет мне:

«Что ты хочешь, девочка моя?» И я отвечу: «Счастья всем, кого я люблю!» То же самое я сделаю перед всеми святыми.

Мать Агнесса: «Я попросила ее рассказать еще раз о том, что произошло с ней после того, как она принесла себя в жертву Любви».

Тереза: …меня внезапно охватил такой сильный порыв любви к Господу Богу, что описать его я могу лишь, сказав, что это было подобно тому, как если б меня всю целиком погрузили в огонь. Какой огонь и одновременно какая сладость! Я сгорала от любви и чувствовала, что одной минутой, одной секундой больше, - и я не смогу выдержать этот жар и умру. Тогда я поняла, что говорят святые о подобных состояниях, которые они часто переживают. Я же испытала его один лишь раз и на одно мгновение, затем я сразу же впала в свою обычную сухость.

Я очень обрадуюсь, если попаду в чистилище ; я поступлю как три еврейских отрока в печи: буду гулять среди пламени, воспевая песнь Любви. Как бы я была счастлива, если, попав в чистилище , смогла бы освободить другие души и пострадать вместо них, тогда бы я сделала доброе дело - освободила пленников.

Можно подумать, что у меня такое большое доверие к Господу Богу лишь потому, что я не совершала тяжких грехов. Но, матушка, если б я совершила все грехи, какие только возможны, мое доверие к Нему осталось бы таким же. Я чувствую, что все эти согрешения подобны капле воды, упавшей в пылающий костер.

Господу Богу придется исполнять все мои желания на Небе, потому что я никогда не следовала своим желаниям на земле.

Господь Бог всегда побуждал меня желать то, что Сам хотел мне дать.

Какой же яд похвал преподносится матери-настоятельнице! Насколько необходимо душе быть отрешенной и возвышенной над самой собой, чтобы не пострадать от этого.

Мое сердце наполнено волей Господа Бога и потому ничто извне не может проникнуть вовнутрь: оно просто соскальзывает, как масло, которое не может смешаться с водой. В своем сердце я всегда пребываю в глубоком мире, который ничто не может поколебать.

Я чувствую, что скоро войду в покой… Но особенно сильно я чувствую, что скоро начнется моя миссия, которая состоит в том, чтобы дать людям мой и чтобы Господа Бога любили так, как Его люблю я. Если Господь Бог исполнит мои желания, то до скончания века свое Небо я проведу на земле. Да, свое Небо я хочу провести, делая добро на земле.

Я не смогу заранее наслаждаться и отдыхать до тех пор, пока будут люди, нуждающиеся в спасении… Но когда Ангел проречет: «Времени уже нет!», вот тогда я отдохну, тогда я смогу насладиться, потому что число избранных пополнится и все войдут в радость и покой. Мое сердце трепещет от этой мысли…

Мать Агнесса: Я всегда говорила ей, что мне страшно видеть ее страдающей все сильнее и сильнее.

Тереза: Мы бежим по пути Любви. Я считаю, что мы не должны думать о том, что с нами может произойти нечто мучительное, потому что это означает отсутствие доверия…

В тот день, когда я приносила монашеские обеты, меня обязали просить об исцелении отца. Но для меня оказалось невозможным сказать что-либо, кроме этого: «Боже мой, умоляю Тебя, да будет Твоя воля на то, чтобы папа исцелился!»

Мое тело всегда стесняло меня, я никогда не чувствовала себя в нем удобно… даже совсем маленькой, я стыдилась его.

Мать Агнесса: Ее сильно изводили комары, но она не хотела убивать их.

Тереза: Я всегда оказываю им милость. Тем не менее во время моей болезни только они причиняли мне неприятности. У меня нет иных врагов, кроме них, а поскольку Господь Бог советовал прощать врагов, то я очень рада, что у меня нашелся даже такой пустяковый случай сделать это.

Мать Агнесса: Показывая на стакан с очень невкусным лекарством, похожим на наливку из красной смородины.

Тереза: Вот этот маленький стакан - образ моей жизни. Вчера сестра Тереза св. Августина сказала мне: «Надеюсь, вы пьете вкусную наливку!» Я ей ответила: «Сестра моя, это самое гадкое из всего, что я пью!» Да, матушка, вот что открывается глазам человеческим. Им всегда казалось, что я пью изысканные наливки, а это была сплошная горечь. Я сказала «горечь», но нет! Моя жизнь не была горькой, потому что любую горечь я научилась превращать в радость и сладость.

Мать Агнесса: Что вы сделали для того, чтобы дойти до такого неизменного мира, ставшего вашем уделом?

Тереза: Я забыла о себе и постаралась больше ни в чем не искать себя.

Нет, я не считаю себя великой святой! Я считаю себя самой маленькой святой; но я думаю, что Господу Богу было угодно вложить в меня все то, что полезно и мне, и другим.

Только на Небе мы узнаем истину обо всем. На земле это невозможно. И даже относительно Священного Писания, разве не печально видеть всевозможные разногласия в переводе? Если б я была священником, то выучила бы иврит и греческий, я не смогла бы довольствоваться только латынью. И тогда я узнала бы истинный текст, продиктованный Святым Духом.

Мать Агнесса: Сестра Мария Святого Сердца сказала ей, что в момент смерти к ней придут Ангелы, сопровождая Господа, и она увидит их в сиянии света.

Тереза:… Все эти образы мне совершенно не помогают. Только истина может насытить меня. Именно поэтому я никогда не стремилась к видениям. На земле нельзя увидеть Небо и ангелов такими, какие они есть. Я предпочитаю подождать до смерти.

«Я вступаю в жизнь»

Мать Агнесса: Вечером я спросила ее, как она понимает «оставаться младенцем перед Господом Богом». Она ответила мне:

Тереза: Это значит признать свое ничтожество, все ожидать от Господа Бога, как дитя ждет от своего отца; это значит, ни о чем не беспокоиться и никогда не стремиться к успеху. Даже у бедняков ребенку дают необходимое, но как только он взрослеет, отец больше не хочет кормить его и говорит ему: «Теперь работай, ты уже можешь сам позаботиться о себе».

Именно для того, чтобы не услышать подобное, я и не хотела взрослеть, чувствуя свою неспособность заработать на жизнь, на вечную жизнь на Небе. Итак, я всегда оставалась маленькой, у меня не было иного занятия, кроме собирания цветов любви и жертвенности, которые потом я преподносила Господу Богу, чтобы сделать Ему приятное.

Быть маленькой означает также никогда не приписывать себе добродетели, в которых упражняешься, и не считать себя на что-либо способной, но признавать, что Господь Бог вкладывает эти сокровища в руку Своего ребенка, чтобы он ими пользовался, когда будет необходимо, но эти сокровища всегда будут принадлежать Господу Богу. И наконец это значит, никогда не впадать в отчаяние от своих ошибок; дети ведь часто падают, но они слишком малы, чтобы причинить себе этим большой вред.

Мать Агнесса: Ей говорили, что она святая. Тереза: Нет, я не святая; я никогда не совершала того, что делали святые. Я - самая маленькая душа, которую Господь Бог одарил милостями, вот кто я. То, что я говорю, - правда, вы увидите это на Небе.

Сестра Мария Святого Сердца : Я сказала ей: «Я так просила, чтобы вы не страдали очень сильно, а вы так страдаете!» Она ответила мне:

Тереза: Я просила Господа Бога не слушать те молитвы, которые могли бы препятствовать исполнению Его замыслов обо мне. Я просила Его устранить все препятствия на этом пути,

Последние слова Терезы (при взгляде на Распятие):

О, я люблю Его…

Боже мой… я Тебя люблю!

Другие высказывания Терезы

Июль:

Мать Агнесса: Я попросила у нее разъяснений по поводу того пути, которому, как она говорила, хочет научить людей после своей смерти.

Тереза: Матушка, это путь духовного младенчества, это дорога доверия и полного самоотречения. Я хочу научить людей тем малым средствам, которые пошли мне на пользу. Я хочу сказать им, что здесь, на земле, можно делать лишь одно: бросать Господу цветы малых жертв, пленить Его ласками, именно так я и покорила Его, почему и буду так хорошо принята.

Также известна как Тереза Младенца Иисуса, Маленький цветок,

Маленький цветок Иисуса

Биография:

Родилась во французской семье среднего достатка. Её отец Людовик был часовщиком, её мать, умершая от рака, когда Терезе было 4 года, изготавливала кружева, и оба были объявлены Почитаемыми Церковью. Вылечилась от болезни в восемь лет, когда ей улыбнулась статуя Пресвятой Девы. В 15 лет стала монахиней-кармелиткой. Свой путь к Богу и святости назвала «Маленький путь» через любовь и веру в Бога. Под руководством своего духовного наставника, и против своей воли, записывала автобиографическую Историю души. Ей приписывается множество чудес. Объявлена Учителем Церкви в 1997 году Папой Иоанном Павлом II.

«Для меня молитва - сердечный порыв; это простой взгляд на небеса, плачь признания и любви, включающий в себя искушение и радость.» - Святая Тереза из Лизье Родилась 2 января 1873 года в Альконе, Нормандия, Умерла В 7 ч. вечера, в четверг 30 сентября 1897 в Лизье (Lisieux), Франция от туберкулёза Канонизирована 17 мая 1925 года Папой Пием XI Покровитель Африканских миссий, больных СПИДом, экипажей воздушных судов, пилотов самолётов, авиаторов, бельгийских авиаэкипажей, негритянских миссий, от телесных недугов, епархии Фэрбенкса, Аляска, епархии Фресно, Калифорния, епархии Джуно, Аляска, епархии Пуэбло, Колорадо, флористов, цветоводов, зарубежных миссий, Франции, от болезней, против потери родителей, миссионеров, приходских миссий, восстановления религиозной свободы в России, больных, от болезней, испанских авиаэкипажей, от туберкулёза Изображение в искусстве розы; босая монахиня-кармелитка, держащая букет роз; монашка с розами у её ног Цитаты

Какая красота? Я не вижу своей красоты вовсе; Я вижу только милости, которые я получила от Бога. Вы всегда не так понимали меня; поэтому вы не знаете, что я - всего лишь зёрнышко, маленький миндаль.

Святая Тереза из Лизье

Вам прекрасно известно, что наш Господь не так смотрит на величие наших поступков, ни даже на их трудность, а на любовь, с которой мы творим их.

Святая Тереза из Лизье

О Иисус, Твоя маленькая птица счастлива быть слабой и маленькой. Что бы с ней стало, если бы она стала большой? У ней не хватило бы смелости появиться в Твоём присутствии, заснуть перед Тобой. Да, это одна из слабостей маленькой птички: когда она хочет вглядеться в Божественное Солнце, и когда облака не дают пробиться ни одному лучику от того Солнца, маленькие глазки сами собой закрываются, головка прячется под крыло и бедняжка засыпает, думая всё время, что она смотрит на Дорогую Звезду. Когда она просыпается, то не чувствует себя покинутой; её сердечко покоится и она снова начинает труд любви. Она взывает к ангелам и святым, которые поднимаются как орлы перед пожирающим Огнём, и поскольку он - объект желаний птички, орлы стараются, сжалившись, защитить её, выпуская в то же время грифов, которые хотят поглотить его. Эти грифы - демоны, которых птичка не боится, поскольку она не их добыча, а Орла, которого она разглядела в центре Солнца Любви.

Склонившись перед ракой, я могу только одно сказать нашему Господу: «Боже мой, Ты знаешь, что я люблю Тебя». И я чувствую, что моя молитва не раздражает Иисуса; зная мою слабость, Он радуется моей доброй воле.

Святая Тереза из Лизье

Господу нашему не нужны ни наши великие деяния, ни мудрые мысли. Ни сообразительность, ни таланты. Он любит простоту.

Святая Тереза из Лизье

Опыт милосердия, как я уже говорила, дорогая Мать [Мать Агнес, т.е. её сестра Полина, в то время настоятельница], не всегда был приятен мне, и чтобы доказать это тебе, я перечислю некоторые маленькие усилия, которые определённо заставят тебя улыбнуться. Долгое время во время вечерних размышлений я сидела напротив Сестры, у которой была одна странная привычка. И вот что я заметила: как только Сестра приходила, она начинала производить странный тихий шум, напоминающий тот, как если бы кто-то стал тереть две раковинки друг о друга. Только одна я замечала этот звук, поскольку у меня обострённый слух (временами очень обострённый). Мать, мне даже невозможно передать тебе, как досаждал мне этот шум. Я испытывала огромное жалание повернуться и уставиться на виновницу, которая даже и не подозревала о своих «щелчках». Это был бы единственный способ, чтобы образумить её. Однако в глубине сердца я чувствовала, что лучше потерпеть из любви к Богу, и чтобы не досадить Сестре. Поэтому я оставалась спокойной и пыталась соединиться с Богом и забыть о шуме. Всё было напрасно. Я чувствовала, что покрываюсь потом, и была вынуждена просто молиться о том, чтобы не причинить никому обиды, с миром и радостью, по крайней мере в глубине моей души. Я пыталась полюбить этот шум, который был такой противный; вместо того, чтобы пытаться не слышать его (что было невозможно), я старалась как можно лучше расслышать его, как будто это был прекрасный концерт и молиться (это не была Молитва Тишины) о том, чтобы преподнести этот концерт Иисусу.

Святая Тереза из Лизье, из Истории Души

Наш Господь не спускается с Небес каждый день для того, чтобы лежать в золотом ciborium. Он приходит, чтобы найти другие небеса, которые неизмеримо более дороги Ему - небеса наших душ, созданные в Его Образе, живых храмах Обожаемой Троицы.

Святая Тереза из Лизье

Поскольку моё стремление к мученичеству было столь сильным и беспокойным, я обратилась к Посланиям святого Павла в надежде найти ответ. По случаю внимание моё привлекли двенадцатая и тринадцатая главы первого послания к Коринфянам, и в первой части я прочла, что не всякий может быть апостолом, или учителем, что Церковь состоит из разнообразных членов, и что глаз не может стать рукой. Даже такой открывшийся мне ответ не убедил и не утешил меня.

Я продолжала читать и не успокоилась, покуда не нашла эти ободряющие строчки: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12:31). Ибо апостол настаивает на том, что большие дары - ничто без любви и что эта самая любовь - единственный лучший путь, ведущий прямо к Богу. Наконец я обрела мир в душе.

Любовь оказалась для меня сутью моего призвания. В самом деле, я знала, что Церквь составляют различные члены, но в этом теле недостаточно только самых нужных и выдающихся членов; я знала, что у Церкви есть сердце и это сердце горит любовью. Я знала, что только любовь приводит члены Церкви в движение, что если бы она угасла, апостолы бы больше не благовествовали, мученики более не проливали бы своей крови. Я увидела и поняла, что эта любовь очерчивает границы всех призваний, что любовь - это всё, что эта самая любовь охватывает все времена и пространства. Одним словом, эта любовь бесконечна.

из автобиографии святой Терезы Младенца Иисуса

Превыше всего - Евангелия, ими заполнен мой разум, когда я молюсь; моей бедной душе так много нужно, и всё же ей нужно только это. Я всё время нахожу там новые лучи света, скрытый и захватывающий смысл.

Святая Тереза из Лизье

И правда, я далеко не святая, доказательство тому - то, что я уже сказала о этом; вместо того, чтобы радоваться, к примеру, по моей чёрствости, я отношу это к недостатку рвения и благочестия; мне стоило бы печалиться о том, что я проспала семь лет в часы молитвы и благодарения после Святого Причастия; и что же, я не печалюсь. Я помню, что маленькие дети так же радуют своих родителей и когда спят, и когда нет; я также помню и о том, что когда делают операции, врачи своих пациентов вводят в сон. Ну и наконец, я помню, что «Господь знает наши слабости, что он помнит, что мы всего лишь пыль и прах».

Святая Тереза из Лизье, из Истории Души

Иисус поставил передо мной книгу природы, и я увидела, что все цветы, что Он создал, прекрасны. Блеск розы и белизна лилии не затмят ни маленькую фиалку с её ароматом, ни маргаритку с её простым очарованием. Я поняла, что если бы каждый цветочек захотел быть розой, весна потеряла бы свою прелесть, и не было бы диких цветов, делающих луга весёлыми.

То же самое в мире душ, который есть сад Иисуса. Он создал великих святых, которые как лилии и розы, но также и много меньших святых, и они должны радоваться быть маргаритками и фиалками, радующими Его глаза, когда Он смотрит вниз. Совершенствование заключается в исполнении Его воли, в становлении тем, чем Он хочет, чтобы мы стали.

Иисус, помоги мне упростить свою жизнь познанием того, чем Ты хочешь, чтобы я стала, и стать такой.

Святая Терезе из Лизье, из Истории Души

О! нет, вы увидете... это будет как поток роз. После моей смерти, вы пойдёте к почтовому ящику, и найдёте множество утешений.

Святая Тереза 9 июня 1897 года после того, как Сестра Мари сказала ей, что мы будем очень сожалеть о её смерти

Мария-Франсуаза-Тереза Мартен родилась 2 января 1873 года в Алансоне, во Франции. В возрасте четырнадцати лет Тереза имела такое горячее желание
постричься в монахини, что во время палом­ничества с отцом в Рим, находясь на официальной аудиенции, она смело попросила Папу Льва XIII разрешить ей поступить в Кармель - монастырь кармелиток – в пятнадцать лет. Тот ответил, что она примет постриг, «если это будет угодно Богу». На следующий год епископ из Байе удовлетворил просьбу Терезы, и 9 апреля 1888 года она поступила в Кармель в Лизье, при­няв имя Сестры Терезы младенца Иисуса и Святого Лика.

В 1893 году она становится наставницей послушниц, считающей что ее миссия состоит в обучении душ своему «малому пути». Ее путь был путем любви, и она писала: «Именно любовь и только любовь делает нас прием­лемыми в глазах Бога». Любимыми книгами Терезы были произведения Святого Иоанна де ла Круса, Евангелия и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Единственное, чего она желала, это «побудить людей любить Бога так, как я люблю Его, преподавать душам свой малый путь* - путь «духовного детства, путь веры и абсолютной самоотдачи».

С огнем постоянства и апостольским рвением она намеревалась слу­жить примером пути простоты в современном сложном мире. В апреле 1896 года Терезу сочли достойной принять посвящение распятия. Она страдала туберкулезом и в течение года терпела «муки на кресте», подобно Иисус, несшему крест за грехи человечества. Тереза несла свою ношу с той же пре­данностью и верой в Бога, какие проявлялись с самого начала ее миссии. В июле 1897 года ее, уже охваченную восторгом огней воскресения, отправи­ли в лазарет. День и ночь она повторяла слова: «Боже мой, я люблю Те­бя!», - пока 30 сентября 1897 года в возрасте двадцати четырех лет не вер­нулась в Сердце своей величайшей Любви.



За два года до смерти Терезу попросили написать автобиографию - вос­поминания о детстве и о религиозной жизни. Год спустя после ее кончины рукопись была опубликована в книге «История одной души», которая быстро стала одной из самых читаемых духовных книг.

Терезу лучше всего помнят за эти два высказывания: «Я хочу жить на Небе, творя добро на Земле» и «После своей смерти я вызову дождь из роз», ибо она предвидела, что после смерти ее миссия - «побудить людей любить Бога так, как люблю Его я» - продолжится. Статуи изображают эту святую с букетом роз в руках.

После перехода в мир иной Тереза, не теряя времени даром, взялась за исполнение обещанных благих дел на Земле. Монастырь получил тысячи свидетельств о заступничестве, исцелениях и обращениях в веру, приписы­ваемых Терезе. В одной трогательной истории Тереза явилась настоятель­нице обедневшего монастыря в Италии, чтобы дать ей пятьсот франков,
необходимых для оплаты долга общины. 451 Во время первой мировой вой­ны многие солдаты, читавшие автобиографию Терезы, носили частицы ее мощей и украшали грязные стены окопов ее ликом. Один французский солдат рассказывает о необыкновенном происшествии, случившемся с ним на передовой. Дело было так: он и другие солдаты читали Розарий, и он воззвал к Сестре Терезе. Когда сражение было в самом разгаре, он вне­запно увидел ее стоящей около одного из орудий. Улыбаясь, она сказала ему: «Не бойся, я пришла, чтобы защитить тебя». Ни один из солдат, [чи­тавших Розарий], не погиб, и вскоре все они вернулись с поля боя здоро­выми и невредимыми. 452

Тереза была причислена к лику святых 17 мая 1925 года, менее чем через двадцать восемь лет пос­ле смерти, а в 1927 году ее провозгласили покрови­тельницей всех миссий и миссионеров на Земле, а также всех дел во благо России. Терезе приписывают множество чудес. День ее поминовения - 1 октября. Нам иногда нравится думать, что святыми рож­даются. Жизнь Терезы показывает, что это не так. Часто вспоминают, что Тереза была доброй, любя­щей и послушной. Однако эти качества не возникли сами по себе. На са­мом деле, когда Тереза была ребенком, миссис Мартен характеризовала свою дочь как «несгибаемо упрямую». 453

Тереза училась переплавлять упрямство в железную волю. Она расска­зывала, как одержала одну «большую победу» в «определенной битве». Она пишет: «В нашей общине есть сестра, которая обладает даром выводить ме­ня из себя, чтобы она ни делала: своей манерой поведения, словами, харак­тером - все кажется мне очень неприятным. И, тем не менее, она очень ре­лигиозна, что должно быть очень приятно Богу. Не желая давать волю той естественной антипатии, которую я испытывала по отношению к ней, я сказала себе, что любовь должна выражаться в делах, а не в словах. И тогда я стала обращаться с этой сестрой как с самым близким человеком... Я не довольствовалась только частыми молитвами о сестре, которая вызывала во мне такое смятение, я заботилась еще и о том, чтобы оказывать ей всевоз­можные услуги; и когда у меня возникало искушение повернуться к ней спиной в неприветливой манере, я улыбалась ей с самым дружеским видом и меняла тему разговора...

Зачастую, когда... мне доводилось работать вместе с этой сестрой, и я чувствовала, что борения во мне достигают критической точки, я всякий раз убегала, словно дезертир с поля боя. У нее никогда не возникало подозрений
относительно [истинных] мотивов моего поведения, и ее убежден­ность в том, что ее характер мне очень нравится, оставалась неизменной». 454

Вознесенная Владычица Тереза из Лизье поведала нам некоторые отк­ровения о своих переживаниях в небесном мире: «После вознесения мне была дарована милость посвятить часть моей небесной жизни работе на Земле. Но для другой части Отец поручил мне пройти обучение под руко­водством трех Владык: Эль Мории, Кутхуми и Джвал Кула. Эти три волхва, адепты Востока, которые пришли засвидетельствовать рождение Господа Христа, теперь следили за рождением и полным проявлением этого Христа в моем существе, многократно ускоряя своим присутствием этот процесс.

Через их сердца я изучала мистерии Востока, постигала глубину посла­ний Будды и его единство с нашим Господом. Шаг за шагом они помогали мне ткать полное одеяние света, включающее в себя целостное учение Бо­га для этого века.

Таким образом, возлюбленные, у меня была прекрасная возможность получить наставления, способные восполнить все те [недостающие] свя­щенные мистерии, которые не были раскрыты в государственной церкви. Поэтому вы понимаете, что многие учения, которые даны вам сегодня, бы­ли получены мною на внутренних уровнях после вознесения.

Как я говорила раньше, в церкви есть множество душ, достигших свя­тости, праведности и чистоты [необходимых для достижения святости], но поскольку власть предержащие в этом мире захватили руководящие посты в церковной иерархии и не считают нужным передавать людям Вечное Евангелие, те, кто готов к вознесению и святости, не могут получить это знание и поэтому перевоплощаются.

Благословенные, я не желаю давать вам никакого повода для личной или духовной гордыни. Я здесь для того, чтобы сказать вам, что некоторые из присутствующих здесь оказались в числе тех, кому пришлось перевопло­титься, ибо церковь с ее традициями, как вы бы выразились, «недодала» им.

Посему, возлюбленные, я пришла сказать, что вы можете рассматривать путь ученичества как тысячу ступеней на золотой тысячеуровневой спира­ли, по которой вы двигаетесь шаг за шагом, подчиняясь порядку и дисцип­лине. Вознесенные Владыки, покровительствующие вашему Посланнику и этому движению и оказавшие помощь Иисусу в создании истинной Церк­ви Вселенской и Торжествующей на Земле через этих Посланников, тоже сочли необходимым установить упорядоченный ритуал, ибо всецело осоз­нают, что требуется для восхождения на одну из этих ступеней.

Образ монахини, которая страдает от рака, но скрывает болезнь от всех остальных и исполняет скромную работу, скобля лестницы на территории
монастыря, 455 следует рассматривать как архетип души, которая несет свою карму, осознает необходимость удаления грязи с каждой ступени сознания, вычищая ее фиолетовым пламенем до тех пор, пока данный уровень записи и мышления не будет целиком и полностью очищен. В процессе работы она, возможно, поднимется на одну ступень. В прошлые века душе требовалась порой целая жизнь, чтобы подняться на эту одну ступень, ибо единственным способом очищения кармы, записи и себя самого, равно как и проявления этой кармы в виде болезни в теле, была молитва и исполнение епитимьи.

Таким образом, возлюбленные, для того чтобы постичь, «как велик ты, о Бог, Отец мой, Мать моя, как велик дар фиолетового пламени!», вы должны развить в себе чувство соразмерности и реализма, помогающие понять, что дар фиолетового пламени дан в виде эксперимента. Это пламя является дис­пенсацией - возможностью, предоставленной Вознесенными Существами Седьмого луча, не последним из которых является ваш возлюбленный Сен-Жермен. И по завершении определенных циклов они должны будут дать от­чет Владыкам Кармы и Двадцати Четырем Старцам, стоящим вокруг вели­кого белого престола, и те решат, взяли ли люди это пламя чтобы использо­вать исключительно для освобождения от личных проблем, или же для дос­тижения более достойной цели - в качестве ускорителя для продвижения по пути посвящений, помогающего душе воссоединиться с Богом.

Поэтому вы должны понять, что являетесь дозорными в ночи, которые стоят на посту в свое время и на своем месте так же, как это делали многие другие, прошедшие впереди вас. В эту темную ночь века Кали Юги, вы, вместе с возлюбленной Матерью - [Богиней] Свободы, несете факелы фи­олетового пламени и факелы озарения. Так что, возлюбленные, поймите, что все святые ордена имели свои ритуалы, порядки и правила.

Те, кто решит служить, храня пламя в своей стране или городе, должны прийти в состояние духовного сонастроя, чтобы осознать необходимость исполнения как духа, так и буквы Закона, необходимость самоотдачи и послушания в служении. Именно такой подход быстрее всего приведет [вас] к желанной цели наполнения светом семи чакр, сбалансированных в величайшем благословении Бога Отца-Матери». 456