Безбарьерная среда или одна показуха? Безбарьерная среда пока состоит из одних барьеров.

Заказать

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ – Насколько здания, территория, пути, рабочие места вашего предприятия являются доступными для посещения и пользования инвалидами? Если вы желаете подойти к такому важному вопросу со всей ответственностью – мы готовы к сотрудничеству. В контексте программы «Доступная среда», предлагаем вам услугу «Обследование объектов». Мы определим реальный уровень доступности конкретных объектов для людей с ограниченными возможностями; и вы будете владеть всей текущей информацией, необходимой для создания максимально комфортных условий для инвалидов.
Во-первых, будут обследованы все возможные пути следования на территории объекта (и прилегающей территории при необходимости). Начинается обследование от остановок общественного транспорта, мест для парковки, бордюров, тротуаров, надземных и подземных переходов. Будут исследованы все препятствия.
Во-вторых, будет произведено обследование входа и подходных путей к объекту, обязательно будут проанализированы все возможности для создания безбарьерной среды для инвалидов. Какое дополнительное оборудование вам понадобится, каких конструкций не хватает, насколько удобны и соответствуют ГОСТу существующие удобства для инвалидов? Лестницы, пороги, пандусы, лифты, двери (или иные устройства для входа), специальные сигнальные «домофоны»…
Особенное внимание уделяется пандусам и порогам. Это объясняется тем, что угол пандуса и высота порога должны соответствовать всем нормам «цифра в цифру», что является верным по нашему мнению, иначе невозможно конструировать безбарьерную среду. Здесь приходится руководствоваться принципом «семь раз отмерь…»
В-третьих, внутреннее помещение. Обследуется в соответствии с предназначением объекта. Больница это или театр, мы работаем с каждым заданием индивидуально, руководствуясь требованиями к данному типу учреждения. После проверки по всем критериям, будет сделан вывод о доступности объекта для всех маломобильных групп населения.
Итак, мы предлагаем профессиональную услугу, диагностику если хотите, целью которой будет подробный анализ вашего объекта (и\или территории) на предмет выявления доступности его для всех маломобильных групп населения: людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, пожилых граждан, инвалидов, беременных женщин, людей с детьми до трех лет и иных граждан, у которых возникают трудности при передвижении или ориентировании в пространстве.
Миссия данной услуги – делать вклад в создание «Доступной среды» везде, где это необходимо. Мы понимаем, что география такой необходимости в нашей стране – чуть ли не бескрайняя. Однако мы верим в позитивные изменения и готовы работать с вами в этом направлении.

заказать

«БЕЗБАРЬЕРНАЯ» ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Вот и еще один шаг к достижению «Доступной среды» для инвалидов — паспортизация социальных объектов в соответствии со всеми нормами их доступности для всех маломобильных граждан. Если вы переходите на этот уровень – поздравляем (!): проделана большая работа, остается не так много.
Мы предоставляем услуги по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, которые претендуют на полную «безбарьерность» для инвалидов. Для проведения процедуры у Вас должны быть заполненные:
Паспорт доступности каждого конкретного объекта
Общая характеристика и любые дополнительные сведения о деятельности организации на объекте. Другими словами – анкета с информацией об объекте
Акты обследования на каждое здание в отдельности (прилагается к паспорту доступности объекта)
Приложение №1 к паспорту обследования (так же на каждое здание), схемы ОСИ с обозначенными обследуемыми зонами.
Фотографии каждого здания на объекте. Подписанные – с краткой информацией о изображенном здании.
На основании данных документов, мы проведем углубленное обследование на определение доступности объекта социальной инфраструктуры для всех категорий маломобильных граждан. Обследованию подвергнутся: территория, прилегающая к зданию, входы в здание, пути передвижения внутри здания, зоны специального (целевого) назначения, информатизация объекта, санитарно-гигиенические помещения.
После всех процедур заполняются подробно: акт обследования объекта социальной инфраструктуры и, конечно, паспорт доступности. В этих документах будут закреплены следующие данные: общие сведения об объекте и деятельности на нем на основе официальных документов, состояние доступности зданий и территории, возможные рекомендации для совершенствования или адаптации объекта с целью улучшения условий доступности для инвалидов.
КОЕ-ЧТО ЕЩЕ
Достижение реальных условий безбарьерной среды для инвалидов – не так-то просто, но возможно. Мы стремимся создавать эти условия с большой долей вдохновения и креатива. Наша работа – обследование объектов; экспертное заключение,; оформление необходимой документации (паспортизация)… И это еще не все. Мы готовы предоставить для Вас полный «пакет» услуг. Помимо перечисленных, вы можете заказать проектирование или адаптацию зданий, территорий и транспортной инфраструктуры для создания настоящей безбарьерной среды для инвалидов.
Мы надеемся на плодотворное сотрудничество и нацелены на достижение высоких результатов. Качество и забота – в приоритете.

заказать

ПРОЕКТИРУЕМ С ЭНТУЗИАЗМОМ
Похоже, Ваши планы по-настоящему грандиозные. Вы хотите строить здание или сооружение, которое будет иметь общественную ценность. Идея выбрана благородная, и чтобы результат получился соответствующий, при воплощении задумки в жизнь придется обращать внимание на все мелочи, на все нюансы.
Итак, идея есть. Мы будем рады посодействовать ее материализации. На так называемых начальных этапах реализации идеи, необходимо точное проектирование, которое является не просто математически верной работой, но и приложением всех творческих усилий. Наши проектировщики не только лишь выполняют качественные расчеты, они обладают чувством и пониманием стиля, готовы генерировать и предлагать Вам уникальные решения.
Мы понимаем, что архитектурный облик будущего социально значимого здания должен и гармонично вписываться в городскую «моду», и быть и по-своему уникальным. Мы готовы работать в различных направлениях: спортивные объекты, медицинские учреждения, культурные центры, кинотеатры… Предлагайте! Работаем индивидуально. Каждый проект имеет свои предназначения, которые мы обязуемся изучить перед работой. Зональные, функциональные и эстетические назначения зданий и территорий обязательно будут учтены и систематизированы нами. Для того, чтобы «попасть в точку» при проектировании.
Один из наших ведущих интересов – создание в городе «Доступной среды» для инвалидов. Социально значимые объекты и территории зачастую неприспособленны для маломобильных граждан. Мы работаем в направлении максимального улучшения ситуации, и готовы предоставить ряд услуг: обследование, адаптация, паспортизация объектов, адаптация транспорта, а также проектирование объектов социальной значимости. Проектирование – трудоемкий скрупулезный процесс. Мы знаем, что ответственный подход к работе приносит свои плоды. И мы готовы ко всем трудностям, чтобы новый объект соответствовал в первую очередь следующим критериям: красота, безопасность, доступность.
Квалифицированные креативные сотрудники и современное программное обеспечение – хорошая команда, не правда ли? Нам интересно проектировать современные стильные объекты, и нам важно, чтобы будущее здание соответствовало всем существующим нормам безопасности и было доступно для всех граждан с ограниченными способностями.
Мы подчеркиваем всю важность создания «Доступной среды» для инвалидов, так как это актуальный вопрос современной России, и вообще – важная веха для всего человечества. Серьезное отношение к проблеме «недоступности» и участие в создании безбарьерной среды для инвалидов, по нашему мнению, правильно.
Интернет-магазин «ЗДОРОВЬЕ 24»: «Доступная среда» для инвалидов – важное направление нашей деятельности. Мы проектируем социально значимые объекты, которые будут доступны для посещения и использования любыми категориями маломобильных граждан. Оригинальный дизайн, комфорт, безопасность и Ваши идеи – мы учтем все.

заказать

Адаптация зданий и территорий для инвалидов
Все объекты общественной инфраструктуры обязаны быть доступны для любых категорий граждан, включая людей с ограниченными физическими возможностями. К этому призывает и международное право, и российское законодательство, и наша общечеловеческая мораль. Сейчас Россия нацелена на создание доступной инфраструктуры. Более того, мы должны не только создавать новое, но и реконструировать, адаптировать уже имеющееся. Так, уже построенные объекты, являющиеся по тем или иным причинам недоступными для инвалидов, могут быть «обновлены» до максимально безбарьерных.
Адаптация социальных объектов инфраструктуры для инвалидов – одно из приоритетных направлений в государственной программе «Доступная среда». Мы готовы предоставить весь комплекс услуг по адаптации специально под Ваш объект. Также отметим, мы предоставляем смежные необходимые услуги: обследование объектов на установление доступности их для всех категорий маломобильных граждан и паспортизация. Кроме того, в спектр наших услуг по программе «Доступная среда» входят: проектирование объектов и адаптация транспорта и транспортной инфраструктуры.
Итак, целью адаптации социально важных объектов является создание безбарьерной среды для инвалидов – беспрепятственный доступ к зданиям и территориям для всех категорий маломобильных граждан. С какими же объектами мы готовы работать? Да практически с любыми!
Мы «берёмся» за совершенно различные по назначению объекты: кинотеатры, органы государственной власти, больницы, школы, культурные центры, магазины, рынки, банки, салоны красоты… То есть все те объекты, которые предназначаются для общего пользования, стопроцентно попадают в поле программы «Доступная среда»..
Зоны адаптации объектов можно разделить на следующие:
Прилегающая территория, пути следования, подъездные пути.
Остановки общественного транспорта, парковочные места.
Подземные, надземные и наземные переходы.
Доступ в здание: входы, выходы, эвакуация.
Пандусы, лифты и другие средства подъема.
Коридоры, холлы, санитарно-гигиенические зоны.
Специализированные помещения, места обслуживания
И другие…
Для примера, мы предлагаем Вам такую схему действия: квалифицированное обследование объекта (территории и зданий); профессиональное заключение о доступности объекта для всех категорий маломобильных граждан; и, собственно, адаптация на основе этого заключения. Однако данная схема – просто одна из наиболее популярных, поэтому возможны корректировки.
Интернет-магазин «Здоровье 24» предлагает Вам выгодные условия и профессиональное сотрудничество. Мы нацелены на продвижение идей «Доступной среды» для инвалидов и достижение «безбарьерности» инфраструктуры нашего города, нашей страны. Поэтому мы работаем только с проверенным оборудованием, которое будет просто и удобно для граждан с ограниченными физическими возможностями.

заказать

АДАПТАЦИЯ ТРАНСПОРТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Формирование «Доступной среды» для маломобильных граждан невозможно без усовершенствования общественного транспорта. Техника должна быть удобна в пользовании для всего населения без исключений – об этом нам напоминает не только внутренняя человечность, но и закон.
Далеко не весь общественный транспорт оснащен оборудованием, которое бы обеспечивало такую полную доступность. Поэтому мы готовы участвовать в исправлении этой проблемной ситуации вместе с Вами.
Транспортная инфраструктура и техника – практически все возможно адаптировать, и создавать тем самым городскую безбарьерную среду для инвалидов. Например, любой общественный транспорт безусловно нуждается в следующих устройствах:
Специальный механизм автоматического открывания двери.
Световые табло и бегущие строки.
Индукционные системы и петли…
В нашем интернет-магазине «Здоровье 24» Вы сможете выбрать и приобрести качественное оборудование, которое подойдет к сложившейся «ситуации» и исправит ее.
Адаптация транспортной инфраструктуры – дело практически всегда уникальное. Уникальное в том плане, что имеющаяся инфраструктура очень различна, и адаптировать ее приходится также с помощью различного оборудования, прибегая к новым решениям, которые не должны противоречить всем нормам удобства. К примеру, пандусы для тротуаров очень разнообразны, и к каждому типу тротуара Вы найдете «свой» пандус на нашем сайте сайт. То же самое с оборудованием для транспорта, просто ознакомьтесь с нашим ассортиментом.
Отметим, что не только трамваи, троллейбусы, метро и маршрутные автобусы способны сформировать доступную транспортную среду. А как же социальное такси? Идея-то ведь хорошая и, кажется, очень востребованная — по нашему мнению, достойна широкого развития.
НЕВОСПИТАННОСТЬ ИЛИ НЕПРИГОДНОСТЬ?
Многие видели или слышали о таких ситуациях: водитель автобуса, увидев в зеркало приближающегося инвалида-колясочника, закрывает двери и резко «трогает» с остановки. О чем это говорит? Невоспитанность, лень, непригодность транспорта для инвалидов? Может, все сразу? В здоровом обществе таких ситуаций быть не должно, согласитесь. И мы заинтересованы в исправлении таких ошибок, путем адаптации общественного транспорта для людей с ограниченными физическими возможностями.
Создание доступной транспортной среды – это, конечно, и воспитание определенной психологии понимания в обществе. Это сложная задача, само собой. Менталитет нашей страны, кажется, не очень привык к общественному взаимоуважению и тактичности, к такой более европейской манере мироощущения. Что поделать? Да, мы не можем переучить водителя автобуса, не можем воспитать в каждом чуткость по отношению к окружающим. Зато мы можем помочь Вам адаптировать общественный транспорт для всех категорий маломобильных граждан. Для нас – это серьезная задача, выполнение которой имеет большую общественную значимость.
А ТАК ЖЕ…
Спешим напомнить Вам, что в контексте программы «Доступная среда» наш интернет-магазин сайт предлагает ознакомиться с ассортиментом товаров для всех категорий инвалидов. У нас Вы найдете: индукционные системы для слабослышащих, видеоувеличители для слабовидящих, лестничный подъемник для инвалидов, портативное устройство для чтения «pearl», домофон для слабослышащих, противоскользящие покрытия на ступени, «Эрву» визор, подъемник пту-001… и многое-многое другое.

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Почему проектировщики считают новые нормы проектирования доступной среды взятыми с потолка


Недавно коллега, у ребенка которой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поделилась: «Представляешь, вожу ребенка в специализированную школу. Школа замечательная, все предусмотрено: и пандусы, и вместительный лифт, и удобная санитарная комната на первом этаже, — но буквально один неприятный факт перечеркивает все остальное…»

Оказывается, в специализированной школе для «опорников» нет… парковки. А любой мало-мальски подходящий для этой функции клочок земли снабжен табличкой: «Парковка запрещена». Бедным родителям приходится тащить больного ребенка чуть ли не на себе через два перекрестка и длиннющий двор.

«Вот так у нас все и делается, — кипятилась коллега. — Системы нет! Здания кое-как еще научились приспосабливать к нуждам маломобильных групп. А вот городская среда пока серьезно провисает».

Обновленный СП «завис» на стадии подписания

Проблемы «безбарьерного города» горячо обсуждались на недавней конференции «Проектирование комфортной, безопасной и доступной среды. Актуальные вопросы нормирования». Мероприятие это было организовано для строителей и проектировщиков. Поэтому больше всего вопросов было к автору новой редакции Свода правил (СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), директору по научной работе ОАО «Институт общественных зданий» Анатолию Гарнецу .

Обновленный СП «завис» где-то на стадии подписания у министра. Между тем специалисты, занимающиеся проблемами инвалидов, полагают, и не без основания, что многие нормы нового СП, что называется, взяты с потолка, не подкреплены базовыми отечественными исследованиями. Кроме того, они не учитывают целый ряд современных реалий, в которых приходится существовать человеку с теми или иными ограничениями мобильности.

— Почему, например, в новом СП высота порогов должна соответствовать именно 1,4 см, а не 2 см, как раньше? А уклон пандуса — один к двенадцати, а не один к двадцати? Почему для маломобильных групп теперь разрешены двустворчатые двери, где одна из створок обязательно должна равняться 90 см? Чем это обусловлено? Кто проводил такие исследования? — размышляет вице-президент НБФ «Город без барьеров» Сергей Чистый .

Действительно, если за границей такие выкладки существуют, то в российских условиях применительно к нашим реалиям никаких замеров не проводилось. Апофеозом дискуссии вокруг нового СП стал вопрос, заданный проектировщиком-практиком из зала: «Так какой же ширины, по вашему мнению, должны быть пути эвакуации для маломобильных групп, например, в торгово-развлекательном комплексе?». Ответ создателя нормативного документа многих не просто удивил — ошарашил: «А вы как думаете?».

Благоустройство надо связать с доступностью

Так что же такое доступное здание в современном понимании? Оказывается, даже если «впихнуть» туда весь 59-й СП, оно таковым может и не стать. Важен так называемый «сигнальный набор» доступностей. Этот набор, между прочим, включает и такое понятие, как связанность городских объектов и среды в целом. То есть насколько человеку с ограниченными возможностями в принципе удобно и комфортно передвигаться по городу.

За рубежом эту проблему научились решать десятками способов. Там, например, существует специальная программа приспособления исторических и культурных памятников «под посещение» инвалидами. Пристраиваются специальные входные группы — если невозможно это сделать, не нарушив облик здания, проектируются пандусы или подъемники на минус-первом этаже. Используются временные сооружения: фальшполы и фальшлестницы для инвалидов-колясочников, оборудуется система акустической навигации. Для слабовидящих предусмотрены специальные тактильные дорожки. Причем все эти «удобства» начинаются уже с улицы.

— Мы же сначала увлекаемся приспособлением здания, а потом думаем, как к нему подойти инвалиду, — делится своим мнением Сергей Чистый.

Между прочим, грамотным подходом к созданию доступной среды, диктуемым мировым опытом, считается обязательная адаптация прилегающих территорий и путей движения общественного транспорта под человека с ограниченной мобильностью.

— Во многих крупных городах мира сейчас составляются специальные карты доступности, где отмечены участки безбарьерной среды, — замечает руководитель проектов направления «рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города» Мария Сафарова . — Наше градостроительное законодательство, увы, пока ничего не говорит о территориях общего пользования.

Правда, по словам Марии Сафаровой, законодатели все же намерены исправить положение. Разработан законопроект, направленный на увеличение доступности общественных пространств. Один из главных его постулатов: любое новое благоустройство в городе должно проходить параллельно с оборудованием доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Как бы то ни было, Россия, как известно, не так давно ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов, в которой, наряду со всем прочим, декларируется недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Так что, хочешь не хочешь, теперь нужно соответствовать мировым стандартам доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями. Хотя пока у нас с этим, мягко говоря, не очень.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: fotki.yandex.ru, nnm.me, neinvalid.ru

КСТАТИ

Безбарьерная среда — это среда, в корой реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, экономических, организационных мероприятий, призванных обеспечить удобные условия для маломобильных граждан. Актуальность проблем доступности среды в современном мегаполисе растет. По самым скромным подсчетам, в Российской Федерации сегодня свыше 25% населения относится к этой группе.

В последние годы в России начала формироваться система мер, направленных на создание безбарьерной среды. Сегодня насчитывается 16 нормативно-технических документов в области доступности среды для маломобильных граждан. СП 59.13330 считается базовым нормативно-техническим документом. Требования этого документа необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

Мы часто в последнее время слышим тезис о безбарьерной среде, но кому она нужна? Первое, что приходит на ум - маломобильным группам населения. Это верно, но лишь только на половину, на самом деле безбарьерная среда нужна всем жителям города и ниже я расскажу почему и покажу как это работает на примере Франции.


Для начала выдержка из СП 59.13330.2012: « К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п…», это уже достаточно большая группа населения, но Йенс Визике из Ассоциации пассажиров Берлина, во время визита на наш вокзал, справедливо заметил, что мы все становимся маломобильными, когда у нас большой чемодан. Для всех этих людей город начинается с самого сложного - подъезда. В некоторых городах франции существуют отдельные программы переделки подъездов со ступеньками в безбарьерные.

Пандус для входа в не обязательно должен быть большим железным и с перилами, можно использовать такое аккуратное решени

К слову о людях с чемоданами, вот так выглядит вход в один из вокзалов Парижа. Нет никаких препятствий, бордюров и ступенек

Переход через дорогу не должен создавать никаких проблем, на этапе проектирования закладывается необходимая высота тротуара, проезжей части, трамвайных путей, что по сути не требует практически никаких дополнительных затрат.

Островки безопасности могут быть практически без бордюров, ограничением и защитой тут выступают столбики. Эти же столбики не дают автомобилистам заехать куда не нужно, очень полезная вещь, хотелось бы, чтобы у нас в городе их взяли на вооружение вместо заборов

Для борьбы с машинами, закрывающими пешеходные переходы, применяют выступающие бордюры, в кармане перед переходом спокойно паркуется автомобиль, но при этом не закрывает обзор и не мешает людям переходить через дорогу

Похожее решение применено у нас на ул.Щорса, рядом с рынком Мави, и это действительно работает!

Если вместо занижения тротуара поднять проезжую часть, то можно «убить двух зайцев» - убрать барьер для пешехода и создать его для машины, чтобы значительно повысить безопасность на переходе

Особенно хорошо таким образом поднимать проезжую часть на выездах из дворов и прилегающих территорий, автомобилист должен понимать, что это место, где ходят люди, а не дорога, и приоритет у людей

Иногда барьером может стать отсутствие инфраструктуры, особенно это касается людей с плохим зрением, для них тоже нужна инфраструктура, которая, впрочем, не требует больших затрат

Отдельная тема - доступ в общественный транспорт, он должен быть лёгким, удобным и быстрым

В общественном транспорте одна из ключевых функций безбарьерной среды - ускорение посадки и высадки. Именно поэтому платформы на трамвайных остановках находятся на том же уровне, что пол трамвая.

А на остановках автобусов не должно быть никаких карманов, потому что в таком случае автобус не может подъехать вплотную, пассажирам приходится выходить на проезжую часть, что крайне негативно сказывается, как на времени посадки, так и на безопасности

Безбарьерная среда нужна и тем, кто хочет быть мобильным не используя машину - велосипедстам

И не только им….

И конечно безбарьерная среда нужна простым людям, ведь это удобно, когда не нужно спотыкаться об бордюры

Это могут быть трамвайно-пешеходные улицы

Или просто небольшие комфортные улочки, где чувствуешь себя защищённым, но не ограниченным

Архитектор Ян Гейл в своей книге «Города для людей» обращает внимание, что люди предпочитают плавные и ровные подъемы, а не ступеньки, потому что это комфортно, такая среда не вызывает отторжения и желания уйти. Именно поэтому безбарьерная среда нужна для всех.

Отдельно хочу сказать про внеуличные (подземные и надземные) пешеходные переходы. Это один из самых серьёзных барьеров в городе не только для маломобильных групп населения, но и для молодых и здоровых. В первую очередь это, конечно, психологический барьер, ведь никому не хочется делать лишний крюк, спускаться куда-то и подниматься, к тому же в подземных переходах, из-за ограниченного пространства, отрезанного от улицы, повышенная криминогенная обстановка. По этим причинам во многих странах от такого типа переходов отказываются в пользу обычной наземной "зебры", даже если это широкая оживлённая дорога.

Вот такими нехитрыми способами можно сделать городскую среду значительно привлекательнее для людей, гораздо дружелюбнее и безопаснее. Надеюсь, что и в нашем городе в скором будущем произойдут значительные перемены в этой сфере.