Екатерина i и верховный тайный совет. Тайный совет в англии

Её Величества Почтеннейший Тайный Совет (англ. Her Majesty"s Most Honourable Privy Council ) - орган советников британской королевы . Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет .

Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете . Главным офицером органа является лорд-председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства , член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк , подпись которого стоит на всех приказах, изданных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

Совет также выполняет судебные функции. Судебный комитет Тайного Совета является высшей апелляционной инстанцией Великобритании и рассматривает вопросы мирского и религиозного права, а также высшей апелляционной инстанцией некоторых стран Британского Содружества . До создания в 2009 году Верховного суда , Судебный комитет рассматривал соответствие местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии конституционному праву Соединённого Королевства . Основную работу в Судебном комитете исполняли лорды по апелляциям палаты лордов , которых специально принимали в Тайный совет, а в настоящее время - судьи Верховного суда. В заседаниях могут участвовать также тайные советники, служившие судьями в составе высших апелляционных судов Англии, Шотландии и Северной Ирландии (Судебный комитет не рассматривает уголовные дела).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Как элита Англии в Оксфорде воспитывается. Bullingdon Club

    ✪ История России по единому учебнику Спицына ЕЮ часть 14

    ✪ Суть операции "Феникс" по возрождению СССР (С.В. Тараскин)

    Субтитры

История

Суверен может удалить лицо из совета, и лица могут подать в отставку для избежания исключения. Последний добровольно покинувший совет был Джонатан Эйткен, ушедший в 1997 после обвинений в клятвопреступлении . Он был одним из трёх в XX веке (двое других - Джон Профьюмо в 1963 году и Джон Стоунхаус в 1976 году ). Последним изгнанным из Совета был Sir Edgar Speyer, 1st Baronet в 1921 за прогерманскую деятельность во время Первой мировой войны .

Клятва

Тайным советникам при назначении произносят следующую клятву:

Поклянитесь всемогущим Богом быть истинным и верным Слугой для Её Величества Королевы в качестве одного из Её Величества Тайного совета. Вы не будете знать и понимать любого рода вещи, попытку, совершение или произнесение, против Личности Её Величества, Чести, Короны или Королевского Достоинства, но вы будете пресекать и противодействовать тем же вещам поскольку хватит вашей власти, и либо заставите её быть раскрытой Самой Её Величеству, или тому из Её Тайного Совета, кого она назначит. Вы будете полностью во всём, что происходит, обсуждается и оговаривается в Совете, верно и правдиво раскрывать свой Разум и Мнение, согласно с вашим Сердцем и Сознанием; и вы будете хранить в тайне все дела, совершённые и доверенные вам, или те в Совете, что должны держаться в секрете. И если любые из указанных Договорённостей или Советов затронет кого-либо из Советников, вы не откроете этого ему, но будете молчать до момента, с согласия Её Величества или Совета, Публикации. Вы будете до последнего нести Веру и Верность Королевскому Величеству; и будете помогать и защищать все Юрисдикции, Верховенства, и Полномочия, данные Её Величеству и присоединённые Короне Актами Парламента, либо иными, от всех Иностранных Принцев, Лиц, Прелатов, Государств или Сил. И во всех делах, в общем, вы будете верными и правдивыми Служителями, должными Её Величеству. Да поможет вам Бог.

Заседания

Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда Суверен может присутствовать. Суверен приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве 1937 г., Государственный советник может быть выбран из супруга Суверена и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования.

На заседаниях Тайного совета лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов (Orders), и Суверен просто говорит «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго.

Полные заседания Тайного совета происходят, только когда Суверен объявляет о своём браке или когда монарх умирает. В последнем случае Тайный совет вместе с духовными лордами, светскими лордами , а также лорд-мэром Лондона , Олдермэном сити Лондона и представителями Содружества объявляет о вступлении в должность нового Суверена.

Функции

Суверен осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете (англ.) русск. по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для получения королевской санкции на законы, прошедшие через законодательные органы зависимых территорий . Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете.

Тайный совет собирает документы для изучения монархом - эти бумаги ежедневно в 7 часов вечера привозят во дворец в красных коробках, после чего монарх их просматривает, подчеркивая красным то, что ему не понравилось или непонятно, и уже в 8 часов утра следующего дня эти документы забирают

появился в XIII в. и назывался тогда «Королевским советом». Он состоял из ближайших советников короля: канцлера, казначея, судьи, приближенных министериалов. В их руках концентрировалась исполнительная и судебная власть, которую они осуществляли от имени короля. Полностью Т.с. в Англии сложился в период абсолютной монархии. Члены Т.с. назначались королем, отчитывались перед ним, были независимы от парламента. В Т.с. входили высшие должностные лица государства и королевской администрации (двора): лорд-канцлер, лорд-казначей, лорд-хранитель, лорд-адмирал и др. Во время революции XVII в. в Англии Т.с. перестал существовать как государственный орган власти, а после реставрации монархии в 1660 г. был восстановлен. Билль о правах 1689 г. существенно ограничил компетенцию Т.с., передав парламенту законодательные, финансовые (бюджетные) и контрольные функции короля. Принцип контрасигнатуры, введенный по Акту об устроении 1701 г., поставил короля в зависимость от подписи ответственного члена Т.с. В XVIII в. из Т.с. выделился кабинет министров, члены которого подбирались королем. Членами кабинета были главы наиболее важных ведомств, собирался он также тайно, но не регулярно. Постепенно премьер-министру удалось выйти из-под влияния короля и других членов Т.с. Однако кабинет сразу попал в зависимость от поддержки его парламентом. В XVIII – начале XIX вв. в результате ряда правительственных и парламентских кризисов кабинет стал формироваться главой победившей на парламентских выборах партии, которого король назначал премьер-министром. Т.с. прекратил свое существование, сложилось ответственное перед палатой общин правительство – кабинет министров.

Тайный совет (Privy Council) - государственное учреждение в Англии, в настоящее время почти лишенное значения, но раньше игравшее очень важную роль. Его первоначальная история крайне туманна. Одно можно сказать с ю: появление Тайный совет совета было результатом дифференциации функции верховной власти, происшедшей при первых двух Эдуардах (127 2 -1327), и находится в связи с выделением трех судебных коллегий (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства) и упрочением парламента как самостоятельного политического элемента. Однако было бы неправильно утверждать, что тут произошло формальное : функции королевского совета очень легко смешивались с функциями судов и парламента. и ского Совета можно проследить в раннее средневековье, но более отчетливо он выступает при предшественнике первого Эдуарда, Генрихе I II, вследствие случайных условий. вступил на престол несовершеннолетним; для управления королевством регент, граф , собрал совет, в котором участвовали, наряду с папским легатом, великий юстициарий, канцлер, и казначей. После достижения королем совершеннолетия совет не был распущен, но его состав значительно расширился; в нем заседали, по всей вероятности, все придворные и коронные должностные лица, а также специально призываемые бароны и епископы. Генрих старался ввести туда и своих провансальцев, но это стремление встретило твердое со стороны парламента, который требовал, чтобы король при назначении членов совета руководствовался его указаниями. Генрих должен был подчиниться, особенно когда бароны под предводительством Монфора принудили короля согласиться на все их условия. Ко времени вступления на престол Эдуарда I Королевский Совет уже существовал под названием го Совета (Continual Council или Permanent Council; название Privy Council появляется впервые на исходе средних веков и постепенно вытесняет прежнее). При Эдуарде I в состав совета входят: , президенты трех ских судов, казначей, далее камергер, дворцовый казначей, гардеробмейстер, хранитель малой печати (lord privy seal), йский, епископы и бароны по специальному приглашению; порою призывались и менее крупные должностные лица. Функции Тайный совет совета в принципе определялись тем, что он должен был содействовать королю в отправлении правосудия, поскольку король в нем участвовал, а также помогать ему в рассмотрении подаваемых на его имя петиций. Фактически Тайный совет совет скоро стал разделять с королем заботы управления и судопроизводства, поскольку эти функции отправлялись им лично, без участия парламента и специальных судов. Тайный совет советам составлялись указы, подписываемые королем и нередко имевшие силу закона. Далее, совет вместе с королем заведовал международными сношениями и заботился об охране внутреннего мира; этот разряд дел не вызывал протестов со стороны парламента, но тем энергичнее восставал последний против вторжений Тайный совет совета в судебную сферу. Дело в том, что совета не была обставлена теми формальностями, которые были обязательны для судов общего права и в которых парламент видел гарантию законности. Поэтому так часты протесты против юрисдикции совета, заставившие короля в конце концов отменить юрисдикцию Тайный совет совета. Однако эта уступка была чисто формальной; inrisdictio extraordinaria продолжала существовать в филиальных учреждениях совета и в коллегиях, образовавшихся вокруг его отдельных членов (коннетабля, маршала, сенешаля). Парламенты неустанно протестовали и против этой формы чрезвычайной юрисдикции, тем более, что частные судилища, которых вначале была невелика, скоро стали вторгаться в сферу судов общего права. Не всегда, однако, совет являлся угрозой принципам, защитником которых был парламент; в эпоху усиления влияния парламентов, при Ричарде II и особенно при Генрихе IV, обязанным своей властью главным образом парламенту, последнему удавалось сажать в Королевский Совет людей по своему выбору; тогда он превращался в учреждение, ограничивающее власть короля и послушное парламенту. По мере того, как падает значение парламента (приблизительно со времен Генриха VI), Тайный совет совет постепенно становится таким, каким мы его знаем при Тюдорах, т. е. орудием а. Ослабление нижней палаты было одною из причин усиления Тайный совет совета; другою было падение знати, явившееся результатом кровопролитной войны Роз; совет наполнился новым м, послушным королю и совершенно лишенным политического влияния. При Тюдорах изменяется и состав совета. Теперь в него входят лорд канцлер, лорд казначей, лорд малой печати, лорд великий адмирал, лорд steward (гофмаршал), лорд президент совета и королевские секретари; придворные чины остались, но больше в качестве почетных членов; королю вообще предоставляется право привлекать в совет кого угодно, без всякого контроля со стороны парламента. "The King"s will is the sole constituent o f a privy Councellor", - говорит Кок. Не все должности имели одинаковое значение; должности лорда камергера и лорда верховного коннетабля были наследственны, но к администрации отношения не имели; последняя была уничтожена в 1521 году; должность лорда маршала отличалась от предыдущих только тем, что не была наследственной; должность другого камергера (King"s Chamberlain) была более влиятельна, но у него не было особых административных функций; совета не пользовался влиянием. Королевский секретарь сначала был незначительным чиновником, но очень скоро выдвигается на одно из первых мест, и должность его начинает соответствовать должности современных статс-секретарей, т. е. министров. После 1539 г. секретарей было уже двое; у каждого была своя ручная печать, которою припечатывались королевские рескрипты (warrant). Указ Генриха VIII (1526 г.) определял состав совета в 20 чел. (14 государственных и придворных должностей, 4 пэра, 2 епископа); но ввиду того, что полный состав совета трудно было собрать, ближайшее содействие королю лежало на обязанности половины этого числа. К функциям Тайный совет совета относилось рассмотрение всех дел, которые король по обычаю мог решать единолично, без парламента; а так как при Тюдорах власть парламента сделалась совершенно призрачной, то компетенция совета сильно расширилась. издал даже специальный статут (31 Henr. VIII; 1539), приравнивающий королевские указы, изданные "в совете" (см. ниже), к парламентским постановлениям. отменил этот статут, но от этого власть совета не сделалась меньше. При е он был положительно всемогущ. Суду Тайный совет совета при Тюдорах подлежали самые разнообразные дела. Звездная палата (см.) была его отделением наряду с судом высокой комиссии (High Commissions Court), созданным Елизаветой (оконч. организ. в 1583 г.) для защиты церкви, признавшей супрематию короля. В ее состав, кроме членов совета, входили еще 12 епископов, Она очень скоро сделалась грозным орудием в преследовании нонконформистов и вообще еретиков всякого рода и, не стесняемая ни обычаем, ни прецедентами, играла совершенно инквизиционную роль. К числу отделений совета принадлежали еще Ordinary Council, в котором разбирались гражданские дела, Court of the Lord Steward - гофмаршальский суд для преступлений, совершенных в королевских х, Court of Augmentation and Revenues of the Crown - для управления секуляризованными монастырскими землями, Северный совет и совет в Валлисе, созданные для предупреждения восстаний, и др. При Стюартах, которые постоянно обнаруживали стремление довести до абсурда абсолютистскую политику Тюдоров, Тайный совет совет вырождается в камарилью; из вполне конституционного учреждения, каким был "король в совете", Стюарты сохраняют почти одни совещания с фаворитами в "кабинете"; судебные делегации совета свирепствуют против правых и виновных; государственная необходимость, которой Тюдоры умели подчинять свои личные вкусы, отступает на задний план, и органы государства направляются на удовлетворение личных, часто мелких и вздорных целей. Если Тайный совет совет уже при Тюдорах возбуждал недовольство своею строгостью, то при Стюартах он сделался ненавистен народу, санкционируя незаконные преследования и вымогательства, исходившие от короля. Естественно при таких условиях, что после казни а поспешил уничтожить Звездную палату и суд верховной комиссии и вообще объявить отмененной юрисдикцию Тайный совет совета. Установление республики сделало ненужным и самый Королевский Совет. Реставрация его восстановила, но с некоторыми изменениями не в пользу королевской власти. Звездная палата не воскресла, равно как и суд верховной комиссии. В составе совета произошли перемены. Во главе его и теперь стоит лорд канцлер; лорд казначей фактически становится министром финансов, должность лорда президента только с 1779 г. делается постоянной; в совет вступает ; к двум статс-секретарям, должность которых по характеру все более и более приближается к должности министра, прибавляется в 1666 г. третий статс-секретарь, по военным делам. В начале реставрации была сделана попытка разделить совет на 4 комитета (иностранн. дел; морской и военный; жалоб; торговых дел), но после отставки а все это распалось и наступила опять пора кабинетской камарильи (Cabal Карла II), роковой для Стюартов. Неудачна была и попытка сэра Вил. Темпля сделать из совета посредствующее учреждение между королем и парламентом. По его проекту совет должен был составляться из 30 членов, половина которых назначалась бы королем, половина - парламентом. После революции 1688 г. впервые появляется освященное с тех пор обычаем противоположение "короля в парламенте" и "короля в совете". Это значило, что король в отправлении государственной власти обязательно должен получить или одобрение парламента, или санкцию совета. Советом стало называться не только первоначальное его ядро, но и все суды комиссии бюро, через которые осуществлялась короля. Теперь формальное разделение властей уже существовало. В этом.разделении на долю совета выпало главным образом заведование внешними и колониальными делами и исполнительными предписаниями. Осуществление верховных прав государства и законодательная отошли к парламенту. прерогативы совета были еще больше урезаны законом о несменяемости судей; полицейское децентрализовано и также ускользнуло из рук совета, сохранившего за собой только очень ограниченное количество функций. При отправлении их уже не было необходимости в прежнем устройстве, и из совета постепенно выделяется более тесная коллегия - кабинет. , в свою очередь, постепенно приходит в связь с парламентом и приобретает , зависящую от большинства палаты (см. о). Тайный совет совет продолжает существовать и до сих пор и привлекается в торжественное заседание кабинета для формальной ратификации или опубликования мер, которые могут по конституции исходить только от "короля в совете". За советом оставлено право принимать и рассматривать апелляционные жалобы по делам колониальным, духовным и административным. Затем в его состав входят некоторые комитеты в бюро, которые имеют большое значение; таково было до 1870 г. бюро народного образования; таким является и в настоящее время бюро торговли (board of trade). членов совета перешло за 200; однородности в составе нет и не может быть и коллегиальная работа при этих условиях едва ли возможна. О современном положении совета см. (V, 779).

Литература. Кроме общих сочинений Стэббса, Гнейста, Градовского, см. Nicolas, "Proceeding and ordinances of the Privy Council of England from 10 Rich. II to 33 Henr. VIII" (1834-37, 7 томов); Palgrave, "An essay upon the original autority of the King"s Council" (1834); Dicey, "The Privy Council" (1887); енко, "Английский Тайный совет совет и его история" (т. I, ч. I, СПб., 1888; ч. II, Варш., 1891).

  • Вопросы Премьер-министра
    • Тайный совет
    • Правительство
      • Лорд-председатель Тайного совета : Ник Клегг
      • Канцлер казначейства : Джордж Осборн
      • Лорд-канцлер и министр юстиции: Кеннет Кларк
      • Министр внутренних дел: Тереза Мэй
    • Государственная гражданская служба
    • Официальная оппозиция
      • Лидер оппозиции: Эд Милибэнд
    • Суды Великобритании
      • Суды Англии и Уэльса
      • Суды Северной Ирландии
      • Суды Шотландии
    • Парламент Шотландии
        • Исполнительная власть Шотландии
    • Национальная ассамблея Уэльса
      • Выборы 1999, 2003, 2007, 2011
        • Правительство ассамблеи Уэльса
    • Ассамблея Северной Ирландии
      • Выборы 1998 , , , 2011
        • Исполнительная власть Северной Ирландии
    • Английские региональные ассамблеи
    • Резервные вопросы
    • Местное правительство
    • Власти Большого Лондона
    • Выборы: - -
    • Права человека
    • Международные отношения

    Её Величества Почтеннейший Тайный Совет (англ. Her Majesty"s Most Honourable Privy Council )- орган советников британской королевы . Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет .

    Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете . Главными офицерами органа являются лорд председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства , член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк, подпись которого стоит на всех приказах, сделанных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

    Совет также выполняет судебные функции. Судебный комитет Тайного Совета является высшей апелляционной инстанцией Великобритании и рассматривает вопросы мирского и религиозного права, а также высшей апелляционной инстанцией некоторых стран Британского Содружества. До создания в 2009 году Верховного суда, Судебный комитет рассматривал соответствие местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии конституционному праву Соединённого Королевства . Основную работу в Судебном комитете исполняют лорды-законники Палаты лордов, которых специально принимают в Тайный совет; в заседаниях могут участвовать также тайные советники, служившие судьями в составе гражданских апелляционных судов Англии, Шотландии и Северной Ирландии (Судебный комитет не рассматривает уголовные дела).

    История

    Клятва

    Тайным советникам при назначении произносят следующую клятву:

    Поклянитесь всемогущим Богом быть истинным и верным Слугой для Её Величества Королевы в качестве одного из Её Величества Тайного совета. Вы не будете знать и понимать любого рода вещи, попытку, совершение или произнесение, против Личности Её Величества, Чести, Короны или Королевского Достоинства, но вы будете пресекать и противодействовать тем же вещам поскольку хватит вашей власти, и либо заставите её быть раскрытой Самой Её Величеству, или тому из Её Тайного Совета, кого она назначит. Вы будете полностью во всём, что происходит, обсуждается и оговаривается в Совете, верно и правдиво раскрывать свой Разум и Мнение, согласно с вашим Сердцем и Сознанием; и вы будете хранить в тайне все дела, совершённые и доверенные вам, или те в Совете, что должны держаться в секрете. И если любые из указанных Договорённостей или Советов затронет кого-либо из Советников, вы не откроете этого ему, но будете молчать до момента, с согласия Её Величества или Совета, Публикации. Вы будете до последнего нести Веру и Верность Королевскому Величеству; и будете помогать и защищать все Юрисдикции, Верховенства, и Полномочия, данные Её Величеству и присоединённые Короне Актами Парламента, либо иными, от всех Иностранных Принцев, Лиц, Прелатов, Государств или Сил. И во всех делах, в общем, вы будете верными и правдивыми Служителями, должными Её Величеству. Да поможет вам Бог.

    Заседания

    Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда Суверен может присутствовать. Суверен приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве , Государственный советник может быть выбран из супруга Суверена и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования.

    На заседаниях Тайного совета, лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов (Orders), и Суверен просто говорит «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго. Полные заседания Тайного совета происходят только когда Суверен объявляет о своём браке или когда монарх умирает. В последнем случае, Тайный совет вместе с духовными лордами, светскими лордами , а также лорд-мэр Лондона , Олдермэн сити Лондона и представители Содружества объявляют о вступлении в должность нового Суверена.

    Функции

    Суверен осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом, и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для выдачи королевской санкции на законы, прошедшие законодательные органы зависимых территорий. Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете.

    В отличие от Указов-в-Совете существуют ещё Указы Совета. Они издаются не Сувереном, а членами Тайного совета без участия Суверена. Они издаются по отдельному разрешению актов парламента, и обычно используются для управления общественными учреждениями.

    Суверен выпускает королевские хартии (Royal Charter) по рекомендации Тайного совета. Хартии дают особый статус присоединяемым органам; например, дают местечкам статус города (city) и гор.посёлка (borough).

    Корона-в-Совете выполняет также некоторые судебные функции. Внутри Соединённого Королевства, Корона-в-Совете заслушивает апелляции от церковных судов, Адмиралтейского Суда по Cinque Ports, призовых судов и Дисциплинарной комиссии Королевского Колледжа хирургов-ветеринаров, апелляции на действия церковных комиссаров и апелляции на некоторые акты парламента (например, Акт о дисквалификации Палаты общин 1975). Корона-в-Совете также заслушивает апелляции от Королевств Содружества , британских заморских территорий, территорий Суверенных баз и зависимых территорий. Эти случаи теоретически решаются Короной-в-Совете, но на практике Судебным комитетом, который состоит из старших судей, членов Тайного совета. Юридический совет имеет прямую юрисдикцию над делами, относящимися к Акт о Шотландии 1998, Акт о правлении Уэльса 1998 и Акт о Северной Ирландии 1998.

    Права и привилегии членов

    Тайный совет - один из четырёх главных советов Суверена. Остальные:

    • судебный совет (англ. courts of law );
    • земский совет (Парламент);
    • великий совет (собрание всех пэров Королевства).

    Эти советы все ещё существуют, но великий совет не собирался с .

    Также Суверена консультируют несколько других тайных советов. Англия и Шотландия имели разные Тайные советы, но по Акту об объединении 1707 их соединили. Ирландия имела отдельный Тайный совет и после Акта об объединении 1800, но он был упразднён в , когда Южная Ирландия отделилась от Соединённого королевства; его преемником стал Тайный совет Северной Ирландии , который также прекратил работу после приостановки работы Парламента Северной Ирландии.

    был учреждён Верховный тайный совет - высший совещательный орган при императрице, ведавший основными государственными внутренними и внешними делами России.

    После смерти императора Петра I в 1725 г. на престол взошла его супруга Екатерина Алексеевна, создавшая из числа сподвижников покойного императора Верховный тайный совет, который должен был советовать государыне, как следует поступить при принятии государственных решений. Совету были подчинены коллегии, а роль Сената сократилась, что выразилось, в частности, в переименовании его из «Правительствующего сената» в «Высокий сенат».

    В первый состав Тайного совета входило семь человек: А. Д. Меншиков , Ф. М. Апраксин , Г. И. Головкин, П. А. Толстой, А. И. Остерман, Д. М. Голицын и зять императрицы герцог Карл Голштинский.

    Члены Верховного тайного совета разработали для Екатерины I «мнение не в указ о новом учреждённом Тайном совете», в котором устанавливали права и функции этого органа. Предполагалось, что все важнейшие решения должны были приниматься только Верховным тайным советом, а любой императорский указ должен был заканчиваться фразой «дан в Тайном совете». В ведение Совета передавались вопросы внешней политики, армия и флот, назначение высших чиновников (в том числе сенаторов), контроль над деятельностью коллегий, финансовое управление, контрольно-розыскные и надзорные функции.

    Финансовые вопросы, оказавшиеся в центре деятельности совета, «верховники» пытались решать в двух направлениях: путём упорядочения системы учёта и контроля над государственными доходами и расходами и за счёт экономии средств. Сбор подушной подати и рекрутов был переложен с армии на гражданские власти, воинские части выведены из сельской местности в города, а часть офицеров из дворян отправлена в длительные отпуска без выплаты денежного жалованья. В целях экономии средств членами Совета было принято решение о ликвидации ряда местных учреждений (надворные суды, конторы земских комиссаров, вальдмейстерские конторы) и сокращении числа служащих на местах. Часть мелких чиновников, не имевших классного чина, была лишена жалованья.

    Верховным тайным советом были сняты ограничения на торговлю некоторыми товарами, отменены многие ограничительные пошлины и созданы благоприятные условия для иностранных купцов, в частности, была разрешена ранее запрещённая торговля через Архангельский порт. В 1726 г. был заключён союзный договор с Австрией, который на несколько десятилетий определил характер политики России на международной арене.

    Если при Екатерине I Совет являлся совещательным органом с широкими полномочиями, то при Петре II он сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Поначалу в Совете распоряжался Меншиков, однако в сентябре 1727 г. он был арестован и выслан в Сибирь. После смерти Петра II в январе 1730 г. Верховный тайный совет пригласил на престол Анну Иоанновну , вдовствующую герцогиню курляндскую. Одновременно по инициативе Голицына было решено осуществить реформу политического строя России путём фактической ликвидации самодержавия и введения ограниченной монархии. С этой целью члены Совета предложили будущей императрице подписать специальные условия - «Кондиции», по которым она лишалась возможности самостоятельно принимать политические решения: заключать мир и объявлять войну, назначать на государственные посты, менять систему налогообложения.

    Отсутствие единства среди сторонников Верховного тайного совета, пытавшихся ограничить власть императрицы, позволило прибывшей в Москву Анне Иоанновне публично разорвать «Кондиции», опираясь на поддержку среднего и мелкого дворянства и гвардии.

    Манифестом от 4 (15) марта 1730 г. Верховный тайный совет был упразднён, а большинство его членов отправлено в ссылку.

    Лит.: Анисимов Е. В. Россия без Петра: 1725-1740. СПб., 1994; Вяземский Б. Л. Верховный тайный совет. СПб., 1909; Островский В. Власть в тайне. Как Россия осталась без палаты лордов // Петербургский дневник. 2006. 31 июля (№ 29 (88)); Протоколы Верховного тайного совета, 1726-1730 гг. М., 1858; Филиппов А. Н. История Сената в правление Верховного тайного совета и Кабинета. Юрьев, 1895; Филиппов А. Н. Кабинет министров и его сравнение с Верховным тайным советом: Речь, произнесённая в торжественном собрании Императорского Юрьевского университета, 12 декабря 1897 г. Юрьев, 1898.