Образование одинцовой в романе отцы и дети. Сочинение «Характеристика Анны Одинцовой

В 1983 году вышла еще одна экранизация романа Тургенева – четырехсерийная лента «Отцы и дети» с Натальей Даниловой в роли Одинцовой. Фильм снял режиссер Вячеслав Никифоров на киностудии «Беларусьфильм».

В 2008 году четырехсерийную экранизацию «Отцов и детей» сняла режиссер . В образе Анны Одинцовой выступила актриса . Богатую усадьбу Одинцовой снимали под Брянском в поместье Тютчева, которое сейчас стало музеем-заповедником. Это большой каменный дом с колоннадой в стиле русского классицизма.


В фильме Авдотьи Смирновой сцена объяснения Базарова и Анны разворачивается в комнате, которая заставленная богемским стеклом, хрупкими бокалами и кувшинчиками. Дребезжание тонкого стекла подчеркивает напряженность сцены и хрупкое изящество дворянского мира, в который Базаров врывается, как слон в посудную лавку.

Цитаты

«По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной - длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти».
«В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет».

В романе Тургенева «Отцы и дети» для того, чтоб раскрыть идейное содержание, нужно уделить внимание женском образам, которые помогут раскрыть идею и суть романа. Автор вводит различные образы, чтобы показать различность людских качеств и характеров.

Отдельный герой олицетворяет отдельное человеческое качество. Например, женственность, преданную, нежную любовь олицетворяет Фенечка; Базарова мать – символ преданности и материнской любви; Катя – практичная, деловитая, уравновешенная; Кукшина – не имеющая своего мнения; Анна Одинцова – ум, богатство, самостоятельность. Автор уделяет ее образу наибольше внимание. И тщательно описывает его.

Анна Сергеевна Одинцова вызывает двоякие чувства: презрение и непонимание, жалость и сострадание одновременно. Впервые ее имя в романе мы встречаем не в начале. О ней мы узнаем из уст госпожи Кукшиной, которая характеризирует Анну как хорошенькую девушку с неопределенной репутацией. Это красивая девушка двадцати девяти лет, свободная вдова. Краткая ее биография помогает понять, как детство Анны повлияло на нее и как предыдущая жизнь смогла изменить нынешнюю.

Она рассудительная, спокойная, решительная, равнодушная. Ее сложно обмануть так как она всегда объективно смотрит на жизнь. В этом ей помогает присутствующий трезвый ум и практичность. Она знает чего хочет: жить спокойно, не впуская никого в свою жизнь, в свое сердце. Она привыкшая к такому образу жизни не хочет, чтоб его нарушила даже любовь Базарова. Она не хочет страдать, по этой причине ее сердце остается закрытым для всех.

Постает вопрос. А знает ли Одинцова о любви и чувствах? Тургенев, дая характеристику героям, уже давно ответил на этот вопрос. Нет, Одинцова не знает о любить. Не знает Анна как жить, как любить жизнь, не знает как сочувствовать. Она существовала, но не жила. Ее судьба – быть одинокой. Баранов влюбился в Анну, пытаясь пробудить ее. Она вызвала у него бурю эмоций и, испугавшись этого, оттолкнула его.

Образ Анны Сергеевной помогает идеально отобразить образ Базарова. Пылкому, романтичному, эмоциональному Базарову приходится мучительно страдать благодаря этим качествам, которые он призирал в других. То что его раздражало и возмущало в людях перевернуло всю его жизнь и мировоззрение.

Одинцова никогда не познает любовь, нежность, тепло объятий, не узнает счастья, ради которого надо жить и страдать. Она достойна жалости и сочувствия. Смысл названия и проблематика романа Тургенева “Дворянское гнездо”

Во многих произведениях Тургенева действия происходят в любимых ним «дворянских гнездах», в которых таится атмосфера переживаний. Одним из таких произведений стал одноименный роман – «Дворянское гнездо».

Смысл романа – в названии. Почему названо «гнездом»? Под словом «гнездо» автор имеет виду семью, дом, род, связь между поколениями, которая не прерывается. Тургенев в своем романе показал нарушение родовых связей, что привило к вымиранию поколений связанных родом. Он показывает, что «дворянские гнезда» вымирают.

В романе наблюдается сюжетных три линии: дворянская, крестьянская и, конечно же, любовная.

Дворянская линия просматривается в критическом описании автором родословных Лаврецкого и Калитиных. Родословную Лаврецкого Тургенев описывает как нельзя точно. Разные периоды истории связаны с их родом. Прадед Лаврецкого, помещик, был очень жестоким человеком. Он не видел никого главнее себе. Он многое мог себе позволять. Делал что только хотел: мужиков наказывал подвешивая за ребра, всех жителей деревни перепороть мог. Диких помещиков сменяет поколение, приобщившееся к культуре. Это легкомысленная княжна Кубенская, которая уже не молодая. Она вышла замуж за молодого Ивана Петровича — француза, который был отцом Лаврецкова. Это и есть история семьи Лаврецких. Что же касается рода Калитиных, то и к ним Тургенев относится весьма критично. Он показывает эту семью равнодушной к своим детям. Главное, чтоб детям было что одеть и поесть.

Крестьянская линия просматривается в рассказах автора о Лаврецкихх, о прошлом этого рода. Это показано в образе лакея Антона и старушки Апраксеи.

Любовная линия романа показана в отношениях и чувствах между Лизой и Лаврецким. Которым, для создания счастья, мешает чувство долга. И даже любовь не в состоянии что-то изменить.

Описывая родовые семейств, автор не показывает идеальную Россию, а наоборот мы видим ее разношерстной. Тургенев воспринимал «гнезда» опорой страны. Для него это местом символизировало концентрацию мощи и силы России. Но, увы, «гнезда» рушатся и распадаются. Так же из уст народа, мы понимаем, что все они умыты слезами и страданием человеческим.

Жертвой «Дворянских гнезд» стала мать Лаврецкого. Выйдя замуж за человека, который не любил ее, испытала горечь измены. Еще одной жертвой стала Малаша, которая умерла от разлуки с сыночком.

Тургенев в романе обращается к будущему России – новому поколению. Что помешало любви Лаврецкого и Лизы Калитиной? (По роману Тургенева “Дворянское гнездо”)

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев описал прекрасное чувство – любовь. Но эта любовь была не только прекрасной, нежной, но и трагичной.

Лиза Калитина – красивая девушка, которая покорила Лаврецкого. Между ними происходили прекрасные чувства нежности, симпатии, очарования.

Сначала эти чувства они скрывали друг от друга. Ведь, как известно, Лаврецкий был жена. Его жена Варвара была противоположностью Лизе. Она была не искренья, наигранная, фальшивая, льстивая. Лизе же эти качества были чужды. Она была воплощением доброты, правдолюбия, искренности, верности.

Лаврецкий знал о своей жене все. И она то его не любила. Однажды она покинула мужа, уехав во Францию. А чувства Лаврецкого к Лизе все больше росли. И когда до него дошла весть, что его жена Варвара умерла, он задумывается о своем счастье с Лизой.

Лиза тоже испытывает все лучшие чувства к Лаврецкому. Ей уделяют знаки внимания другие мужчины, ей делают предложения выйти замуж. Но как она может пойти на это, если ее сердце принадлежит только одному. И к тому же она знает, что это предложение не искреннее.

Лаврецкий не знает как можно подтвердить гибель жены. Он долго думает что делать и наконец решает признаться Лизе в любви. Он хочет быть с ней всегда, ведь они родные души, им хорошо вместе. Он приходит ночью к Лизе в сад, чтобы просто чувствовать себя рядом. Лиза, одетая в белое платья, вроде чувствуя предстоящее событие, выходит к нему в сад.

Но вся идиллия на этом заканчивается. Оказалось, что Варвара жива. Она возвратилась к мужу, так как деньги у нее закончились. Он чувствует долг перед супругой и остается с ней. Что же будет с Лизой? От своей любви она сбежала в монастырь. Нет, она не перестала любить Лаврецкого, она любила его всю жизнь. Да впрочем и он всегда ее любил. Он быстро постарел, не видел больше смысла в жизни.

Однажды они встретились. Лаврецкий поехал в тот монастырь. Да, они видели друг друга. Да, их чувства не остыли, но они не показали этого. Лиза даже не подняла глаза, не посмотрела на своего возлюбленного Лаврецкого.

Эта любовь принесла героям минутное наслаждение и счастье, горечь и мучение на всю оставшуюся жизнь. Если бы только Лаврецкий не относился к такому понятию как долг настолько фанатично –все бы могло сложится по другом. Возможно, если бы Лиза приняла предложения выйти замуж, она бы тоже стала счастливой. Может быть их счастье должно быть врозь друг от друга? Толстой Лев

Тема “общей жизни” нации в романе Толстого “Война и мир”

Только в трудных испытаниях проверяется сила нации. Большинство дворян не всегда выдерживают такой проверки. Их больше интересует собственные интересы, которые приносят корысть только им, а не всему народу.

Толстой в романе «Война и мир» изображает Великую отечественную войну. Он описывает войну не только армии наполеона, а и войну народа против иностранных захватчиков.

Армия Наполеона не знает что такое моральные принципы. Они лишь грабили и разрушали. Армия России не склонилась перед французами. Патриотизм русского народа только возрастал. Даже после Бородинской битвы, когда была потеряна полона армии, наши воины не опустили руки, не сложили оружие. Тогда армия Наполеона увидела патриотично настроенных воинов, которые готовы на все, которые не остановятся ни перед чем.

В том, что в этой войне победу одержали русские воины целиком и полностью заслуга народа. Если бы не его воля, патриотизм, то бог знает, чем бы она закончилась. Действия царя, генералов, министров не особо-то определяло ход войны. Пока генералы бестолково враждуют, русская армия погибает от голода.

Больницы переполнены больными, в магазинах пусто, по дороге не пройти…голод везде. Войны между обиженным правительством – преступны. Но эту войну признал народ русский. Это стала народная освободительная война.

Непоколебимость, стойкость, храбрость русской армии, героизм русского воина: все это выражает идею патриотизма в романе «Война и мир». Также образы Кутузова, Багратиона, Тимохина, Тушина подчеркивают и доводят свой патриотизм, преданность народу и родине.

Русский народ гордый и независимый, поэтому, когда нога наполеоновской армии ступила на земли русские, проснулись все эти чувства, народ не испугался, не покорился и победил врага французского.

Автор доказывает: народный подвиг совершался не за планом, а спонтанно, без сознания. Именно патриотическое чувство руководствовало тогда воинами. Народ объединялся, вооружался чем только мог и уничтожал врага. Это была война, которую вел народ совместно с армией.

«Общая жизнь», которая включает патриотизм и единство духа, — это решающий фактор в победе над французской армией.

Достоевский Федор Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Достоевского “Идиот”)

Роман Достоевского «Идиот» построен на сближении противоположностей. С первого взгляда они похожи, но имеют много различий.

Мышкин и Рогожин встречаются в поезде. Они сразу же понравились друг другу. Можно сказать, они полюбили свои противоположности. Ведь они были ни похожи не внешне, не внутренне, их статус тоже был разным. Князь Мышкин представитель знатного рода, Рогожин – богатый наследник.

При первой же встречи Рогожин упоминает имя Настасьи Филипповны Барашковой, которой он был увлечен. Она будет сопровождать героев весь роман.

Настасья Филипповна – отставного офицера. Очень красивая, выразительная внешность сущая Настасьи. Все ее знают как бесстыжую, продажную женщину. Любовница Тоцкой, от которой он хочет избавится. В силу этого он сватает ее за Ганю Иволгина, которому предлагались за это деньги.

Впервые князь Мышкин увидел Настасью на портрете. Он был очарован ее красотой. На сватанье Настасьи с Иволгиным, где присутствовал и сам князь, появляется Рогожин, который предлагает выкуп за девушку. В «торговле» между женихами вступает Мышкин, который заканчивает все это.

Князь, очарованный красотой Настасьи, предлагает ей выйти за него. Но девушка

выбирает Рогожина и убежала с ним. С этих пор они становятся «рабами» любовного треугольника: Рогожин – Настасья – Мышкин. Они стали братьями по несчастной любви.

Настасья Филипповна беспрестанно бегает от Рогожина к князю, а потом опять бежит к Рогожину. Они ревнуют ее друг к другу. Но и Настасья не оставляет в покоя Мышкина даже тогда, когда он женился на Аглаи. Из ревности она пишет ей письма. Когда же они встретились «семьями» Настасья возвращается к князю. Они готовятся к свадьбе, но перед самым алтарем она опять убегает с Рогожиным. И до того больной князь (эпилепсия) разыскивает Рогожина с Настасьей, но она увы уже мертва от рук своего мужа. Мышкин болезненно переживает эту потерю и окончательно сходит с ума.

И снова Рогожина и Мышкина сближает горечь потери. И пускай они не любили по-настоящему Настасью, они ее просто жалели. Но эта любовь-жалость привела к ночи проведенной над «любимым трупом» и гибели их душ.

Не существует границ между добром и злом, грехом и добрым поступком. Категории добра и зла, греха и покаяния очень близки. В начале романа Мышкин говорит: «Мне кажется, мы такие розные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они есть…» Чехов Антон

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».

Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.

Биография

Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.

Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она - рано повзрослевшая дочь - смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.

Внешность и характер Анны Одинцовой

Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе "Отцы и дети" (фото художественных репродукций это подтверждают).

Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.

Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.

Разум и хозяйственность

Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.

Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.

В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».

Одинцова и ее духовный вакуум

В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести...

Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины - опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.

Особенность персонажа

Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.

Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.

Цитатная характеристика

Иван Сергеевич Тургенев со свойственным ему талантом преподносит читателям образ Одинцовой в романе "Отцы и дети". Таблица, представленная ниже, познакомит с цитатной характеристикой этой героини.

Ирония Тургенева

И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.

Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь - как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды - не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе "Отцы и дети"? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.

Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.

Заключение

Тургенев-классик известен в литературе своими удивительными женскими образами. Общеизвестен даже любимый им типаж представительниц прекрасного пола, который называют тургеневскими девушками. Среди них - Наталья Ласунская, Лиза Калитина. Эти образы считаются одними из самых изящных в мировой литературе.

Вовсе не таким выступает в романе «Отцы и дети» образ Одинцовой Анны. Она при всей своей красоте пуста изнутри, поэтому и не относится к ним. Эта героиня романа Тургенева выступает как иллюстрация человека, теряющего человеческое. Впрочем, не секрет, что подобные дамы таки существуют. И их нигилизм души, в отличие от Базаровского, отнюдь не несет созидательного начала.

В галерее героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» важную роль играют женские образы. Они являются катализаторами выявления характеров и чувств главных персонажей. Одним из центральных героев романа является Анна Сергеевна Одинцова, она смогла вдохнуть любовь в душу Евгения Базарова. Образ и характеристика Анны Одинцовой с цитатами в романе Отцы и дети приведенные далее, помогут разобраться в особенностях характера и мотивах поступков этой женщины.

Детство

Оставшись сиротой с младшей сестрой, Анна Сергеевна пригласила к себе пожить пожилую и ворчливую тетушку. Безрадостное существование в деревне угнетало ее, порой казалось, что вся жизнь пройдет в глуши. Однажды ее случайно увидел Одинцов, их богатый сосед. Он увлекся Анной и предложил стать его женой. Нежных чувств Анна Сергеевна к мужу не испытывала, была лишь благодарность. После смерти мужа Одинцова получила в наследство большое состояние, свободу и независимость.

Одинцова и Базаров

Внешность Анны Сергеевны была примечательной, она выгодно отличалась на фоне остальных женщин на балу у губернатора:

«Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица».

Базаров при встрече с ней сразу отметил, что она очень интересный «экземпляр». У Анны Сергеевны возник несомненный интерес к личности Евгения Базарова, ей было интересно общаться с ним, спорить и кокетничать. Безумный напор страсти Евгения напугал женщину, она поняла, что рискует лишиться покоя и стабильности, к которым привыкла. Это стало решающим фактором гневного отказа молодому человеку. Одинцова не могла испытывать серьезных и глубоких чувств ни к кому и ни к чему. Базаров характеризует ее неспособность к чувствам:

«Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».



Узнав, что Евгений находится на пороге смерти и желает видеть ее, Анна приехала к нему вместе с доктором. Но в себе она не нашла чувств к Базарову. Ничего, что могло принести успокоение умирающему

«Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила - мгновенно сверкнула у ней в голове».

Заключение

В финале романа Одинцова вновь становится супругой нелюбимого человека, к выбору мужа она подошла практически. Суженым стал перспективный мужчина, который гарантировал воплощение ее честолюбивых замыслов.

Меню статьи:

Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети» очень противоречивый. С одной стороны у читателя к ней возникает чувство жалости и сострадания, с другой стороны, ее неумение и нежелание идти по зову сердца и мечты обескураживает.

Внешность Одинцовой

Анна Сергеевна Одинцова обладает необычно красивой внешностью. На момент повествования ей 28 лет. Этот возраст сама Одинцова считает уже немолодым и поэтому причисляет себя к старухам. Однако ее внешность говорит об обратном. Женщина выглядела молодо и свежо. Тело ее было очень стройное и привлекательное». Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана».

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

Роста она была высокого, что придавало ей дополнительный шарм. Черты ее лица были прелестны, правда, нос был немного толстоват, что было характерно для всех русских, но остальные черты были идеальны. Кожа ее лица была светлой и чистой. Глаза ее были светлого цвета, в них проглядывалось что-то нежное и в то же время умное: «ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным». Волосы ее были, напротив, темного цвета. Длинные волосы красиво обрамляли ее лицо: «гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу».
Гардероб ее также отличается утонченностью и изысканностью. Одинцова умеет красиво носить одежду – даже самые простые наряды смотрятся на ней необычно и очень красиво.

Анна Сергеевна умеет пленить человека с первых минут знакомства, ее внешность располагает к себе, по мнению Базарова, ее можно изучать в качестве анатомического пособия. Мужчины без ума от нее, а женщины ей завидуют.

Биография Одинцовой

О детстве Одинцовой, в девичестве Локтевой, и ее прошлом мало что известно. Родители ее давно умерли. Мать ушла из жизни еще в то время, когда они жили в Петербурге, а их семья процветала и была богатой и зажиточной. Она принадлежала к обедневшей семья знатных аристократов Х…Отец ее был хорошим человеком, но имел пагубное пристрастие к карточным играм, поэтому вскоре спустил все сбережения семьи за карточным столом, и тоже умер, оставив свои двум дочкам крошечное наследство. На момент его смерти старшей – Анне, было 20, а младшей – Катерине – 12 лет.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети”

После смерти родителей Анна берет на себя воспитание младшей сестры и справляется с этим вполне успешно – Катя обучается всему необходимому в жизни аристократки, однако особенности характера ее сестры действуют на девушку губительно, она была практически запугана сестрой и подавлена ее авторитетом.

Жизнь Одинцовой была полна сложностей. Ей довелось преодолеть немало трудностей. «Прошла через огонь и воду», – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: «И через медные трубы».

Первый брак Одинцовой

Спустя некоторое время Анна Сергеевна выходит замуж. Ее мужем стал некто Одинцов – он был немолодым человеком, но очень богатым и поэтому Анна согласилась стать его женой. Одинцов, очень богатый человек лет сорока шести».

Анна не любила своего мужа, в некоторой мере, он даже вызывал у нее отвращение: «Покойного Одинцова она едва выносила». Окружающие считали такой ее брак очень странным, но сама Анна не видела в этом ничего плохого и думала, что это вполне нормальное явление.

После смерти мужа Анна становится богатой женщиной. Она хоть и не любила своего мужа, но после его смерти соблюдала все приличия и требования как вдовы: «Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу».

Жизнь в деревне

После заграничной поездки Анна Сергеевна вместе с сестрой возвращаются в деревню – Никольское – «Там у ней был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями» – и дальше живут в глуши и уединении.

Время, проведенное в деревне Анна не тратит зря, она обучается ведению хозяйства и осваивает навыки управления имением, чего раньше не умела, хотя ее образование были исключительным. Также в деревне Анна читает книги и изучает русский язык – в результате она становится умной и проницательной женщиной, а ее знания русского языка удивляют и поражают. Одинцова редко выбирается из Никольского – исключительно по делам и практически все время проводит в деревне.

Характеристика личности

Анна Сергеевна Одинцов обладает необычным типом личности. В первую очередь ее отличает от большинства представительниц женского пола равнодушие и даже определенная нелюбовь к светским обществам. У Одинцовой такие мероприятия вызывают усталость и, если и выполняются ней, то с чувством долга и необходимости.

Второй ее отличительной чертой является исключительный ум – Одинцова читает книги не из-за модных веяний, заучивая определенные фрагменты текста, чтобы казаться умнее, а действительно изучает определенные вопросы и материал, предоставленный в литературе. Она понимает и осознает тему обсуждения. «Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги».

Следующей ее отличительной и между тем необычной чертой является независимость. Анна Сергеевна не стремится никому угодить, она в некоторых моментах поступает по-мужски, определяя таким образом свое место в обществе.

По своему темпераменту она спокойная и уравновешенная личность. Анна Сергеевна во всем ценит прежде всего спокойствие, поэтому не стремиться менять что-либо в своей жизни – ей нравится такая обыденность и предсказуемость ее бытия, но между тем, одна и решительная личность – если этого требует ситуация, она умеет действовать четко и резко.

Несмотря на свои знания, Анна Сергеевна не является разговорчивой личностью, в обществе она предпочитает молчать и слушать разговоры других людей. По отношению к другим людям она всегда любезна и приветлива. У окружающих создается впечатление о ней как о милой и прелестной женщине во всех смыслах этого слова.

Образ Одинцовой лишен терпения и уравновешенности – она слишком нетерпелива и не может выполнять работу, требующую усидчивости.

Анна Сергеевна очень требовательная и настойчивая женщина, она часто придерживается своего мнения и готова его отстоять.

Однако эта идеальная женщина не остается без изъяна. В ее случае это проявляется в особой любви к роскоши и комфорту. Именно эти два критерия она ценит превыше всего, и именно они являются ключевыми двигательными силами в ее жизни.

Анна Сергеевна считает, что во всем следует придерживаться порядка – в ее доме все происходит по определенному графику, благодаря такому четкому режиму дня ее жизнь в деревне не наскучивает ей.

В доме Одинцовой царит исключительная чистота, она не любит, когда что-то лежит на своем месте или в доме неубрано: «все было чисто, всюду пахло каким – то приличным запахом, точно в министерских приемных».

Анна Сергеевна никогда никого по настоящему не любила, некоторые люди вызывают у нее чувство симпатии и даже мимолетной страсти, как, например, в случае с Евгением Базаровым. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно».
В глубине души женщина очень несчастна, но не знает как ей исправить ее положение.

Одинцова и Аркадий Кирсанов

Правильней было бы сказать, что отношения Анны Сергеевны Одинцовой и Аркадия Кирсанова закончились не начавшись. Когда Аркадий впервые увидел Одинцову, то не смог скрыть свое восхищение молодой женщиной – ее красота и ум напрочь пленили ум и сердце молодого человека. После их встречи, он все дни напролет мечтал о ней, поэтому ее приглашение в Никольское Аркадий воспринял как праздник – это была прекрасная возможность улучшить отношения с Одинцовой и, вполне вероятно, развить их. Однако со стороны Одинцовой все выглядело совсем в ином свете – она прекрасно понимала, какие чувства испытывает Кирсанов, но, к сожалению, не испытывала к нему ничего кроме легкой симпатии – в ее понимании Аркадий был милым человеком, способным поддержать с ней разговор, но в качестве возлюбленного она его не воспринимала.


В Никольском Аркадий все больше и больше осознает этот факт и постепенно сближается с сестрой Анны – Катериной. Катерина оказывается ближе по характеру и мировоззрению Аркадию – постепенно горечь разочарования и отторжения сменяется у Аркадия истиной любовью к Катерине.

Анна Одинцова и Евгений Базаров

В то время, как мысли Аркадия Кирсанова были заняты Анной Сергеевной, сама Анна Сергеевна была пленена другом Кирсанова – Евгением Базаровым. Этот прагматичный и в некой мере грубый человек сумел заинтересовать женщину, его видение определенных моментов в жизни общества настолько отличалось от общепринятого, что невозможно было не обратить внимание на этого человека. К тому же Базаров обладал естественным шармом и обаянием, что также располагало к его личности.

В Никольском Анна Сергеевна все больше и больше начинает сближаться с Базаровым отдаляя себя от общения с Кирсановым.

Базаров, привыкший часто быть в центре внимания на этот раз чувствует себя не в своей тарелке – он впервые влюбился, и это чувство заставляло его совершать поступки и мысленно принадлежать только одному – своей влюбленности. Базаров всегда высмеивал привязанность к романтическим чувствам и любви в целом, но теперь сам оказался сам заложником любви и это еще больше обескураживало его. Анна Сергеевна, которая, по сути никогда не любила никого, а подобно Базарову, всегда руководствовалась умом, а не чувствами также была в смятении – она испытывала тягу к этому человеку и страсть, но поддаться этому чувству не решалась.


В результате, когда их отношения достигли эмоционального пика, Базаров решается на первый шаг, но Одинцова, которая всегда остерегалась перемен в личной жизни не торопилась ответить возлюбленному взаимностью, в результате, в их отношениях случился коллапс – зашедшие отношения в тупик требовали срочного решения, но совершать что либо в этом направлении не торопился никто. Одинцова фактически мечтала, чтобы эта ситуация решилась как-то сама собой – Евгений определенно вызывал у нее значительно большие чувства, чем симпатия, но его положение в обществе ее не устраивало – связь с Базаровым была бы причиной дисбаланса в ее стабильности и системности жизни, и, даже, возможно, стала бы причиной расставания с некоторыми элементами комфорта роскоши, к которым Одинцова так привыкла, усиливало эту ситуацию его и тот факт, что Базаров был простым человеком.

В конце концов, их отношения прекратились – несмотря на то, что персонажи не хотели окончания их отношений конфликтным способом, мирных и дружеских отношений в результате разрыва у них не получилось.

Жизнь Одинцовой после разрыва отношений с Базаровым

После того, как отношения Евгения и Анны Сергеевны прекратились, Одинцова осталась в Никольском и детали того, как она пережила расставание, были читателю не известны.

Можно предположить, что она не сильно переживала разрыв, ведь, по сути, именно из-за ее желания и поступков развития отношений с Базаровым стали невозможны.

Базаров же, сильно обжегшись, возвращается в родительский дом – ситуация с его влюбленностью стала причиной ухода из жизни Базарова сразу двух людей – Одинцовой и Кирсанова. В то время как о Кирсанове и раздоре с ним Базаров переживал мало, то личность Одинцовой его существенно занимала.

Ни Базаров, ни Одинцова после расставания не искали встречи друг с другом – их встречу определил случай – Базаров был болен и находился в шаге от смерти. Его последним желанием было увидеть Анну Сергееву и Одинцова, как бы она не была прагматична и горда – приехала к Базарову. Помочь ему она уже ничем не могла, но фактически облегчила последние минуты Базарова своим присутствием.

Смерть Базарова не лучшим образом повлияла на Одинцову, но не балованная судьбой женщина вскоре смогла оправиться от этой трагедии и вышла замуж. Ее мужем стал вновь-таки не любимый ею человек, судя по всему, Одинцова в этом браке по расчету не стала счастливой.

Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова в романе Тургенева является носителем холодной красоты и ума – она не стремится сделать счастливыми других людей, даже самых родных и близких – так как женщина никогда не испытывала счастья и любви, она не знает как подарить эти чувства другим людям. Ее жесткость и грубость становятся причиной отсутствия симпатии с родной сестрой, которую она запугала и подавила своей принципиальностью и авторитетом.

Неопределенность в чувствах не дает ей возможности стать счастливой в отношениях с Евгением Базаровым – человеком, который испытывал к ней искренние чувства. Анна Сергеевна так и не смогла обрести счастье – ней все восхищались и хотели быть похожи, но на самом деле не знали, как тяжело и печально быть Анной Одинцовой.

Образ и характеристика Анны Сергеевны Одинцовой в романе “Отцы и дети”: внешность и характер в цитатах

4.1 (82.5%) 8 votes