Ребенку все кажется маленьким. Секреты зрения и наука геометрия

Микропсия (от грецкого: mikros – малый, opsis – зрение) – это один из видов метаморфопсий, для которого характерно искаженное восприятие окружающего мира. При этом все предметы кажутся чрезвычайно маленькими, а человек ощущает себя лилипутом в тесной комнате. Данное нарушение также называют синдромом «Алисы в стране чудес», «Карликовыми галлюцинациями» и «Лилипутским зрением».

Впервые микропсия была обнаружена доктором Липпманом в 1952 году. Чуть позже, в 1955 году, он был описан канадским неврологом Джоном Тоддом. Любопытно, что для данной патологии характерно отсутствие каких-либо повреждений зрительного анализатора. Искаженное восприятие является исключительно субъективным.

Причины синдрома

Данной патологией страдают в основном дети младше 12 лет. С возрастом приступы случаются все реже, а к 30 годам пропадают полностью. У ребенка чаще всего наблюдаются временные микропсии, причем возникают они преимущественно вечером, с наступлением темноты. Достоверно установить причину заболевания до сих пор не удалось.

Значительно реже микропсия встречается у взрослых. Известно, что существует ряд предрасполагающих факторов, способствующих его возникновению.

К ним относятся:

  • инфекционный мононуклеоз – заболевание, возбудителем которого является вирус Эпштейна-Барра;
  • злокачественные или доброкачественные опухоли головного мозга, сдавливающие или раздражающие его затылочную долю;
  • употребление психоделиков, наркотических и галлюциногенных средств (псилоцибина, ЛСД, декстрометопрофана, марихуаны);
  • эпилепсия, мигрень, шизофрения и некоторые другие психические или неврологические расстройства.

Приступ зрительного расстройства может вызываться употреблением галлюциногенов и длиться всего несколько секунд. Однако известны случаи, когда люди страдали от данной патологии на протяжении всей своей жизни.

Симптомы

Наиболее явным признаком расстройства является искаженное восприятие окружающих предметов. Все вокруг кажется маленьким, чуть ли не игрушечным. Как правило, возникает ощущение, что все предметы находятся очень далеко. Сам же человек может ощущать себя громадным великаном в тесной комнатушке. Как правило, это явление сопровождается расстройствами слухового, тактильного, вкусового и других видов восприятия.

Во время приступа человек может впадать в беспокойство, паниковать и бояться. Ему бывает трудно различать реальность и галлюцинации. Если микропсии сохраняются на протяжении длительного времени – больному становится трудно заниматься привычной деятельностью, ходить на работу, общаться с близкими.

Лечение патологии

Наиболее важным шагом в борьбе с данным заболеванием является установление и устранение его причины. Маленькому ребенку необходимо обеспечить максимальный покой и заботу. Он должен больше отдыхать, высыпаться, правильно и регулярно питаться. Также следует позаботиться о том, чтобы малыш поменьше нервничал и не попадал в стрессовые ситуации.

Следует отметить, что детей «синдром Алисы» практически не пугает. Несмотря на то, что их восприятие действительности несколько отличается, они спокойно относятся к этому. Так что чрезмерно переживать за ребенка не стоит – скорее всего, у него все пройдет самостоятельно уже спустя несколько лет.

Для более полного ознакомления с болезнями глаз и их лечением – воспользуйтесь удобным поиском по сайту или задайте вопрос специалисту.

В повседневной жизни люди не задумываются над проблемой восприятия величины предметов. По мере формирования зрительного анализатора человек привыкает к определенной величине предметов окружающего мира.

Восприятие величины предметов проходит двойной процесс: оптическое уменьшение и сенсорное увеличение. Вначале изображение уменьшается оптической системой глаза в 15 раз, чтобы поместить на сетчатке максимальное поле зрения (около 160° по горизонтальному меридиану).

Человек воспринимает предметы не уменьшенными и не увеличенными. Это значит, что при обработке в высших отделах зрительного анализатора (в сенсорном отделе) уменьшенный в 15 раз образ увеличивается ровно в 15 раз. Чтобы подтвердить это, достаточно вспомнить простые жизненные примеры, связанные с искусственным изменением величины предметов. Каждый человек когда-либо смотрел в бинокль, наслаждаясь эффектом углового увеличения или приближения. Попробуйте, не отрывая бинокля от глаз, быстро вращать головой: возникнет непривычно быстрое перемещение изображения, вызывающее неприятные ощущения, связанные с головокружением.

Люди, страдающие близорукостью, по мере ее прогрессирования меняют очки, постепенно их увеличивая. При этом каждый раз они проходят неприятный период адаптации (привыкания) к новым очкам. И это связано не столько с величиной, формой, цветом и весом оправы, сколько с силой новых стекол. Минусовые очки имеют не¬риятный побочный эффект - уменьшение изображения. И чем сильнее стекла, тем больше этот эффект. В новых очках смотреть телевизор хорошо, а ходить по улице - неприятно. Возникает головокружение. Со временем это исчезает.

Если близорукие люди, пользовавшиеся очками, начинают носить контактные линзы или переносят операцию по устранению близорукости, то они испытывают эффект увеличения, который тоже требует определенного периода адаптации.

Операция удаления катаракты (мутного хрусталика) сейчас обычно заканчивается имплантацией (вживлением) искусственного хрусталика. В эпоху отсутствия искусственных хрусталиков после операции удаления катаракты больному выписывали очки силой от +10 до +13 дптр. Такие сильные очки дают увеличение в 1,3-1,5 раза. Соответственно, пациенты ощущали сильное головокружение, в ряде случаев они даже отказывались от очков. Но само по себе увеличение тоже оказывалось мучительным: ужасал один только вид своей необычно "распухшей" руки.

Приведем интересный пример. Больному после операции удаления катаракты были назначены очки - сфера +11,0 дптр. После заживления он приступил к работе. Будучи профессиональным токарем, до операции он безошибочно "на глаз" определял диаметр металлической заготовки. После операции у него появилась необычная жалоба: диаметр детали казался ему 30 мм вместо истинных 20 мм. Спустя два месяца это чувство исчезло, как и головокружения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что механизмы адаптации со временем приводят в соответствие величину оптического уменьшения и величину сенсорного увеличения. Адаптация продолжается до отсутствия головокружения.

Приведенные примеры связаны с оптическими изменениями. Бывают, однако, случаи нарушения восприятия величины изображения, которые происходят без каких-либо оптических изменений. Следовательно, причина - в сенсорных нарушениях, т. е. уменьшение изображения объясняется нарушением питания в высших центрах зрительного анализатора. Увеличение же изображения может быть связано или с нейрогенными токсинами, или с интоксикацией (отравлением), вызванной инфекцией.

23.06.2012, 21:11

Сыну 7 лет. С детства проблемы по неврологии. При родах: обвитие пуповиной, удаляли кефалогематому.
С младенчества - плаксивый, плохо спал и днем и ночью, повышенное ВЧД (глаза - т.н. синдром восходящего солнца).
Недавно после сбивания температуры во время сна появились какие-то галлюцинации (минут через 5-7 проходили).
Стал жаловаться, что иногда предметы отдаляются. (Мама становится совсем маленькой). Приступы такого плана бывают1-2 раза в день (но не каждый день)
Сегодня после небольшой неурядицы (папа отказался что-то объяснять и отвечать на множество вопросов ввиду занятости) у ребенка пропало настроение (сам так говорит). Потом начал плакать и остановиться не может. Понимает что что-то не так. Накапала валерьянки. Минут через 10 -бросило в холодный пот, температуру померяла - 36,2.
Ребенок обмяк и уснул. Спит уже 2 часа.
Посоветуйте, какие анализы нужно сдать или обследование пройти. Или тут ничего страшного нет?

24.06.2012, 07:54

ЭЭГ обязательно

24.06.2012, 08:00

проспал 12 часов, проснулся утром - нормально себя чувствует.

24.06.2012, 08:08

ээг делали 1.08.2011:
фото добавлю позже.
Описание такое:
Регистрируются обще-мозговые изменения биоэлектрической активности головного мозга с дезорганизацией основных ритмов и преимущественно явлениями раздражения без признаков межполушарной асиметрии с наличием дифузных острых колебаний, комплексов острая-медленная волна, вспышек обостренных тета волн. Реакция на открывание глаз - адекватная. При гипервентиляции наблюдается усиление явлений раздражения, фиксируются билатерально-синхронные вспышки высокоамплитудного альфа ритма, тета волн и комплексов острая-медленная волна с акцентом в левых теменно-височной-затылочных участках, как проявление дисфункции неспецифических серединных структур мозга.

25.06.2012, 16:26

Может кто-то сможет прокомментировать данные ЭЭГ?
Очень буду благодарна!
Врач сказала, что тут только немного повышенное ВЧД и на основании этой ЭЭГ назначила пить диакарб с аспаркамом.

26.06.2012, 13:41

сегодня снова прошли ЭЭГ и ЭХО. Результаты на руки не дали, только сказали, что результат мало чем отличается от предыдущей (выше приведенной) и есть немного повышенное ВЧД (с правой височной области меряли эхо).
Невролог назначил диакарб по схеме с аспаркамом 20 дней, хвойные ванны, массаж воротниковой зоны и добавки Омега-3 и Нутри Калм (кажется фирма NSP).
Хотелось бы узнать о целесообразности добавок и вообще назначенного лечения. (Т.к диакарб уже пили в 2 месяца жизни и в 6 лет, т.е. примерно год назад).
Голова у ребенка периодически болит в этом месте.

26.06.2012, 20:50

Диагноз невролога областной детской больницы:" астеноневротический синдром, тики локальные.""

27.06.2012, 09:37

Диагноза ВЧД не существует, по ЭЭГ этого диагноза поставить нельзя, ЭХО устаревшая недостоверная методика. Лечение безграмотное, добавки - развод на деньги.

27.06.2012, 14:13

Подскажите, если можно, какое следует пройти исследование. А я уже буду искать где такое проводится! Спасибо за внимание и помощь!

27.06.2012, 14:13

И еще: следует ли принимать диакарб с аспаркамом?

27.06.2012, 15:13

Сейчас ребенка что- то беспокоит?

27.06.2012, 18:14

На фоне эмоциональных переживаний (обида и т.п.) пропадает настроение и начинается плаксивость, которую остановить трудно (капаем валерьянку). Бывает не очень часто.
Голова болит в височной области, но жалуется не каждый день и боль со временем самостоятельно исчезает (только один раз давала парацетамол)
Сейчас больше беспокоят вокальные тики (как бы похрюкивание) и реже уже мотание головой.
Иногда жалуется на отдаленность предметов (удаляется мама). Последний раз было несколько дней назад.
И для себя - боюсь повышения температуры, так как дважды месяц назад после!!! сбивания температуры ночью ребенок вспотел сильно, просыпался и было что-то вроде галлюцинаций (папу испугался). Через 5-7 минут приходил в себя.

01.07.2012, 11:27

Даю диакарб с аспаркамом (т.к не знаю, что дальше делать)?

02.07.2012, 09:27

Диакарб с аспаркамом не нужны. Нужна консультация семейного психолога. Учитывая головные боли и приступы зрительных нарушений может иметь место детская мигрень со зрительной аурой и все таки, учитывая характер этих нарушений - проведение более детального исследования - ЭЭГ мониторинга.

02.07.2012, 19:20

Хочу уточнить подробности. Голова болит у сына уже больше года (в основном в правой височной области, но иногда переходит боль в левую).
Нервные тики появились впервые полтора года назад в виде покашливания (после перенесенной инфекции). Периодически (после лечения ноофеном и энцефаболом) проходили, а потом появлялись новые (подергивания головой и что-то вроде подхрюкивания).
Галлюцинации и отдаления предметов появились не так давно.
Два месяца назад утром начался понос, до обеда прошел (с нифуроксазидом), после обеда поднялась температура. На ночь дали парацетамол. Вот тогда ночью появились после снижения t галлюцинации. На утро - t практически нормальная. Через неделю-полторы начался насморк (желтый) и немного поднялась температура (до 37,8). На ночь снова сбили парацетамолом и снова галлюцинации. На утро температуры уже не было (или же совсем небольшая 37.0 - 37,2). Обратились к ЛОРУ. Диагноз - гайморит. Назначили цефодокс. Но одновременно начали закисать глаза (коньюнктивит) После общения с педиатром поняли, что у нас была аденовирусная инфекция. ОАК подтвердил вирусную природу инфекции.
Вот с этого времени сын периодически жалуется (раньше чаще было) на отдаление предметов. Пару минут проходит, встряхнет головой - нормально.
Прошу уточнения для "чайников" (т.е. себя): ЭЭГ мониторинг - это несколько раз подряд сделать ЭЭГ с определенным промежутком времени? Или же нужно длительное время (включая сон) - следить за ЭЭГ?

Обратила внимание, что второй раз подряд (после практически их исчезновения) усиление значительное тиков началось через сутки после пикника (кушали шашлыки, сын не любит овощи и не любит пить воду и напитки). Сейчас (спустя три дня) немного меньше тиков, но все же ярко выражены. Стресса не было, поведение обычное. Голова также не болела и удаления предметов не было все это время.
У меня вопрос: может ли пища, богатая пуринами вызвать подобную реакцию? (прочитала о нервно-артритическом диатезе) или это только мои домыслы? Я знаю, что это не болезнь, а склонность.
Ребенок с рождения беспокойный, плаксивый, раздражительный. Высокого роста, с бледной кожей (астенического склада).Аппетит слабенький. Гемоглобин - норма.
В полтора года уже знал половину букв, в два года - практически все, которые мог выговорить. На память цитировал практически всю книжечку со стишками.
Проблем с ацетоном не было.
Пол года назад была ИМВП и немного позже цистит. Оба раза в моче были обнаружены ураты (в большом количестве и ++).
Нужно ли корректировать питание на предмет присутствия (или вернее минимального присутствия) пуринов?
Большое спасибо за внимание к моей проблеме! и прошу простить заранее, если не корректно задала вопрос.


Под иллюзией понимают нарушение восприятия окружающих человека объектов и происходящих событий. При этом даже вполне здоровый человек на протяжении жизни может время от времени испытывать иллюзорные ощущения действительности. Однако в отличие от психически больного, здоровый человек в состоянии проанализировать свои ощущения, так как его восприятие мира в целом, не нарушено.

Ненужно путать иллюзии с галлюцинациями. Испытывая галлюцинации, человек воспринимает реальные предметы и явления окружающего мира в искаженном, необычном виде. Их чаще всего испытывают больные люди с нездоровой психикой. Но они могут случаться и у вполне здоровых людей. Так бывает, например, при долгом переходе по засушливой местности и недостатке воды. В этих случаях человек может испытать галлюцинацию в виде водоема (озера, реки) или населенного пункта, которых на самом деле нет.

Чтобы понять в чём нарушение, расстройства восприятия - иллюзии и галлюцинации, давайте рассмотрим оба явления более детально:

Иллюзии

Чтобы более ясно представить себе, что это такое, явление легко рассмотреть на простом примере:

Одним из видов иллюзии является перенесение свойств целой фигуры на её отдельные части. Например, когда мы смотрим на отрезок линии, который входит в состав большой фигуры, он кажется длиннее, чем тот отрезок, который равен ему по размеру, но входит в состав маленькой фигуры.


Также иллюзии часто сопровождают психические нарушения. Причем у больных, страдающих расстройством психики, можно наблюдать искаженное восприятие объектов окружающего мира (мир застыл, заледенел, стал похож на декорацию или фотографию). Такое явление называют синдромом дереализации.

Искажения восприятия чаще всего совершенно определенны по характеру. В основном они касаются каких-либо признаков предметов, а именно – их формы, величины, объема, веса и т. п. В подобных случаях можно говорить о метаморфопсиях. К ним можно отнести:

Макропсию (предметы кажутся больше, чем на самом деле),

Микропсию (предметы кажутся меньше, чем на самом деле),

При синдроме деперсонализации наблюдаются иллюзии, при которых нарушается восприятие собственного тела (неадекватное, неправильное восприятие его строения) и собственной личности (раздвоение, потеря, отчуждение собственного «Я»).

При нарушения восприятия "схемы тела", возникают ощущения увеличения или, наоборот, уменьшения, как всего тела, так и отдельных его частей (рук, ног, головы), или неверное их соотношение. При этом такие искажения нередко критически воспринимаются самими больными. Они часто понимают, что их восприятие ложное и вызвано болезнью.

К подобным нарушениям относят также некоторые формы анозогнозии. В этом состоянии больной не видит, что у него отсутствуют или парализованы ноги. Он искренне утверждает, что может встать в любую минуту. Чаще всего анозогнозия возникает при параличе левых конечностей, который был вызван поражением правой лобно-теменной области головного мозга.

Иллюзорное восприятие картины мира характерно и для состояния полиестезии, при котором человек ощущает вместо одного воздействия на кожу, множественные. Например, при уколе иглой какого-либо участка кожи, ощущаются множественные уколы вокруг этой точки.

При синестезиях укол ощущается в одиночном виде, но в симметричных участках тела. Например, при уколе в поверхность кожи одной руки, укол ощущается в другой руке.

Галлюцинации

Галлюцинации, в отличие от иллюзий, возникают при отсутствии объекта. Хотя они могут наблюдаться у людей вполне здоровых, все же чаще всего встречаются у психических больных. Чаще всего случаются слуховые галлюцинации.

Слуховые галлюцинации

Больные слышат шум волн, ветра, которых на самом деле нет. Им может слышаться звук моторов, скрип тормозов, слова и шепот, которые отсутствуют в действительности. Причем вербальный характер слуховых галлюцинаций (слова, разговор, обрывки фраз) могут заставить больного совершить неправильные действия, в том числе и попытки самоубийства.

Зрительные галлюцинации

При таких нарушениях, пред взором больного возникают разнообразные видения. Они могут наблюдать ужасающие сюжеты, монстров, диких зверей, устрашающие человеческие головы и т. п. Под их воздействием человек стремиться спрятаться, закрывает голову руками.

Кроме этого, возможны нарушения восприятий в виде обонятельных, вкусовых галлюцинаций. Очень часто встречается смешанный тип, когда зрительные образы сочетаются с вербальными, слуховыми галлюцинациями.

Чаще всего такие нарушения действуют пугающе, устрашающе, но могут носить вполне нейтральный характер. Видения, слуховые ощущения, в этом случае, лишены эмоциональной окраски и больные их воспринимают достаточно спокойно и безучастно.

Причины галлюцинаций и иллюзий

Механизм возникновения иллюзий и галлюцинаций изучен слабо и до настоящего времени не до конца объяснен. Поэтому можно считать нарушения активного, избирательного характера восприятий окружающего мира недостаточно изученными.

В отношении патогенеза возникновения галлюцинаций наиболее вероятным является известное научное предположение об их связи с болезненной, повышенной возбудимостью некоторых областей головного мозга человека.

Светлана, www.сайт

Краткое введение

Этот коротенький трактат (№35 в Порфириевой хронологии) - единственное сохранившееся доказательство того, что Плотин интересовался оптикой, о чем свидетельствует и Порфирий (см.: Жизнь Плотина, гл. 14). Проблема, почему отдаленные предметы кажутся меньшими, много обсуждалась в философских школах, и Плотин приводит пять объяснений этого феномена. Первое из них принадлежит стоикам (свет, сократившийся до размеров зрачка); второе - по-видимому, относится к вульгарному аристотелизму (мы воспринимаем эйдос без материи и, таким образом, без величины; но, замечает Плотин, величина сама есть эйдос); третье (необходимость рассматривать предмет по частям, чтобы познать его величину) - объяснение эпикурейцев; четвертое - снова принадлежит перипатетикам (мы воспринимаем главным образом цвет, величина же случайна для зрительного восприятия). Плотин явно отдает предпочтение именно этому объяснению и рассматривает его более подробно, делая отступление в сторону восприятия звуков. Пятое объяснение - математическое (через сужение угла зрения) - Плотин, очевидно, считает более интересным, чем первые три, но отклоняет как не объясняющее феномена.

Синопсис

Почему удаленные предметы кажутся меньшими? Четыре объяснения этого феномена: три - в кратком изложении, четвертое - в более развернутом, с некоторым отступлением в область акустики (гл. 1). Опровержение пятого объяснения - через сужение угла зрения (гл. 2).

1. Не делает ли отдаленность так, что вещи кажутся меньшими, нежели есть, и расстояния между ними кажутся меньшими; и разве близкие предметы не кажутся такими же, какие они и есть, и расстояния между ними такими же? Удаленные предметы кажутся меньшими смотрящим на них, поскольку свет приводит явление к сокращению, доводя предметы до размеров зрачка. Сколь удалена материя видимого предмета, столь большой приходит от него эйдос, который лишен материи, а поскольку и величина, насколько она есть качество, есть эйдос, - то приходит исключительно логос [эйдоса величины, лишенный всякой величины]. Или, при другом рассмотрении, так происходит потому, что мы воспринимаем величину в процессе перехода, осматривая предмет часть за частью, каждая из которых обладает некоей протяженностью. В таком случае, сам предмет должен быть близко, чтобы могла быть познана его величина. Или, при другом рассмотрении, величина есть нечто случайное в зрительном восприятии, предназначенном в первую очередь для восприятия цвета, так что, когда предмет находится близко, мы знаем величину окрашенного, когда же он удален, мы знаем только то, что он обладает цветом, но количественно определенные части не дают точного познания их конкретной количественной определенности; так что издали даже сами цвета приходят к нам неясными. Тогда, что же удивительного в том, что и размеры, подобно слабеющим звукам, становятся меньше по мере того, как их формы за-мутняются [в нашем чувственном восприятии их]? Как и в случае с количеством звука, размер есть некий случайный для чувственного восприятия эйдос. Но то, что величина звука есть нечто случайное, вовсе не очевидно; почему, в самом деле, величина слышимого случайна? Почему для слышащего величина звука первична, так же как величина видимого - первое, что бросается в глаза? Но величина звука воспринимается слухом не как количество, но как большее и меньшее, как сила, а не как что-то случайное; так же как и вкусовые ощущения воспринимают силу сладости не случайно; но величина звука есть величина расстояния, на которой он может быть услышан - это, пожалуй, действительно случайное значение, возникающее из силы и не бывающее строго определенным. Ибо, с одной стороны, каждый звук имеет свою собственную силу, которая остается тождественной, с другой стороны - он умножает себя, занимая все то место, на которое распространился звук. Но цвета не становятся меньше, а замутняются; это замутнение и есть малые величины. И то и другое имеет общим «быть меньшим, чем они есть»; в том, что касается цвета, «быть меньше» обозначает замутненность, а в том, что касается величины, «быть меньше» означает наличие малости; следовательно, аналогично цвету уменьшается и размер.

Что, в таком случае, делает ясными те пестрые и многочастные предметы, каждая из частей которых существует особо, каковы холмы с находящимися на них домами, множеством деревьев и многим другим? Если ясность достигается просто виденьем, тогда мы измеряем от видимых частей целое. Но если эйдос целого не дает нам пройти все части, то возможность познать величину целого, измеряя величину подлежащего согласно эйдосам отдельных его частей, исключается. Это относится и к вещам, находящимся близко. Если они многочастны, первый же взгляд на них как на целое, взгляд, не углубляющийся в рассмотрение всех эйдосов частей, показывает их меньшими настолько, насколько велики не увиденные части; когда же все части видимы, мы имеем предмет точно измеренным и знаем, какой он величины. Те величины, что принадлежат одной форме и во всем подобны цвету, обманывают наше зрение, потому что мы не можем измерить их, переходя от части к части, ибо они ускользают от измерения по частям, поскольку в них отсутствуют четко различенные отдельные части. Вещи отдаленные кажутся ближе, ибо промежуточная протяженность кажется сокращенной именно по этой причине. Потому же не скрыты величины вещей находящихся близко, но взгляд не может проникать на отдаленные расстояния [не искаженным] и видеть находящиеся там эйдосы таковыми, какие они есть, так что невозможно сказать - сколь велик в действительности предмет.

2. Уже было сказано в другом месте, что к уменьшению предметов угол зрения отношения не имеет, но мы вынуждены повторить это; ибо тот, кто сказал, что предметы кажутся меньшими из-за сужения угла зрения, оставил какому-то другому зрению видеть находящиеся во вне или иные вещи, или находящиеся вне угла зрения, каков, например, воздух. Следовательно, он ничего не оставляет вне угла зрения, если перед ним большая гора, например; но тогда либо расстояния в глазах [наблюдателя] те же, что в видимом предмете, и он не может видеть ничего другого, при том, что измерения поля зрения прилагаются сразу же к видимому предмету, либо видимый предмет так же существует и по другую сторону поля зрения, существует с обеих сторон; что он скажет, когда отдаленный предмет, занимая все поле зрения, окажется меньшим, чем он есть? Кажется, что такое утверждение было бы неоспоримым, если бы наблюдалось небо. Хотя и невозможно чьему-либо зрению единым взглядом охватить полусферу и взгляду рапространиться так, как она распростерлась, но если он хочет - допустим [, что это произошло]. Итак, пусть все зрение вмещает всю полусферу, величина которой видима как это реальное небо, однако, оно само больше, чем нам представляется; как же теперь можно объяснить то, что удаленные предметы кажутся меньшими через уменьшение угла зрения?